Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе. Использование инновационных технологий на уроках технологии в начальной и средней школе

Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие педагоги отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урока учениками.

На уроках в начальной школе учитель использует следующие технологии:

Игровые технологии .

Игровые технологии находят широкое применение как при организации учебного, так и воспитательного процессов.

Игра в педагогике рассматривается как вид деятельности, протекающей в некоторых специальным образом организованных условиях по определённым неявным или явно сформулированным правилам и моделирующая социально значимую деятельность и поведение человека. В процессе игры происходит усвоение общественного опыта человечества, формируется ценностные характеристики и динамические стереотипы.

Эффективность применения игровых технологий в учебном процессе основана на факте эмоциональной приподнятости настроения участника игры, деятельности активности, что, несомненно, повышает результативность учебной деятельности.

Педагогические игровые технологии в зависимости от их целей подразделяются развлекательные, дидактические, диагностические, коррекционные.

Важной является также классификация педагогических игр (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические), по игровой методике (предметные, сюжетные, деловые, имитационные).

Через игру ребёнок формирует своё умение включаться и участвовать в коллективной деятельности. Через игру и в процессе игры происходит подготовка ребёнка к общественно-оцениваемым сначала учебной, а потом и иным видам деятельности.

В младшем школьном возрасте обычно используются ролевые, либо имитационно-моделирующие игры, в которых обязательно должны действовать правила имитируемой ситуации. Через игру хорошо активизируется, переводится в личностно-значимый план учебная проблемная ситуация. Однако вследствие повышенного эмоционального восприятия младшими школьниками игровой ситуации может сказаться незафиксированными учебный элемент игры, анализ соотношения игровой и реальной ситуации, ход самой игры.

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного урока играет одну из ведущих ролей современных средств обучения. Она развивает логическое мышление, и пространственное воображение активизирует познавательную деятельность детей, повышает внимание и интерес к объекту обсуждения. Способствует объединению, сплочению коллектива для решения задач, способствует установлению контакта между детьми внутри коллектива и контакта между коллективом и учителем. При этом повышается авторитет учителя. Но в обязательном порядке необходимо помнить, что объект исследования должен вызывать какой-либо интерес у субъектов исследования. Иначе технология проблемного обучения не принесёт должного результата.

Технология проблемного обучения исходит из того, что пассивное восприятие учеником учебного материала не может быть эффективным. Эффективное обучение - это обучение, основанное на осознании учеником наличия проблемы, для успешного решения которой не хватает имеющихся у него представлений, знаний и аппарата. При условии актуальности для ученика сформулированной проблемы, создаётся мотивированность для него развёртывания той или иной теории и овладения ею.

Технология проблемного обучения может применяться в работе с учащимися любого возраста, по любому вопросу и при построении любой теории этого предмета. Однако, следует иметь ввиду, что наибольшего эффекта при применении этой технологии можно добиваться при условии личностной значимости для учащихся сформулированной проблемы. Как правило, не оказывают особого стимулирующего влияния научные проблемы тех предметов, к изучению которых у ребёнка нет интереса. Вместе с тем необходимо учитывать естественный интерес ребёнка к окружающему его миру и, при возможности, выводить учебную проблему из непосредственного жизненного опыта ученика.

Ключевые понятия проблемного обучения.

Проблемный вопрос - это вопрос, в котором известное не вызывает затруднения у учащихся, логическое доказательство сути.

Проблемная задача - отличается тем, что данные её представлены более широко с использованием числовой информации.

Проблемное задание - включает известное и неизвестное, связанное со способами практического действия, в результате выполнения учащиеся должны найти пока неизвестный способ действия либо применить известное в новых условиях.

Проблемная ситуация - включает в себе проблемное задание.

Типы проблемных ситуаций (ПС).

1. Несоответствие между имеющимися знаниями и способами действия и новыми знаниями.

2. ПС обусловленные сложностью выбора наиболее рационального способа действия из теоретически возможных в конкретной ситуации.

3. ПС, которые возникают при необходимости поиска путей использования имеющихся знаний и способов действия в принципиально новых условиях.

4. ПС, вызванные противоречием между теоретически возможным путём решения задач и его практической невыполнимостью или целесообразностью выбранного способа.

5. ПС, обусловленные несоответствием между конкретным объектом и его изображением.

6. ПС отражает несоответствие между созданным образом действия и его практическим выполнением.

7. ПС, вызванные преодолением «психологического барьера» прошлого опыта на процессе усвоения новых знаний и способов действия.

8. ПС, как результат проявления противоречивых суждений.

Приведённая технология ПС, как показывает практика, имеет существенное значение для организации проблемного обучения.

Технология «Шаг за шагом».

Технология «Шаг за шагом» основана на следующих педагогических идеях:

Главенство самообразования: приоритет самостоятельного познания детей перед обучением в школе под руководством педагога (творческие домашние работы, исследования, сбор информации, написание рефератов);

Контекстность обучения: семья, школа, социум являются активными субъектами совместной деятельности по формированию подрастающего поколения и основными ресурсами в обеспечении образовательной практики детей.

Направленность на формирование новых образовательных потребностей: общая учебная цель данных образовательных технологии заключается в формировании у детей способности к обучению и развитию в течение всей сознательной жизни.

Эффективность обучения:

а) внешняя - наличие потребителя технологии (учителя и воспитателя) и её заказчика (родителей);

б) внутренняя - представление свободного выбора детям при организации учебно-воспитательного процесса в школе;

Кооперативность: в основе способа организации образовательного процесса положена индивидуально-групповая система обучения;

Креативность: нет готовых конспектов для учителя, нет жёсткой «привязки» к учебной программе и содержанию учебников/есть ориентир на выполнение учебного стандарта;

Направленность на преобразование собственной практики: изменение содержания и методов учебно-воспитательного процесса.

Социальному развитию ребёнка в образовательной модели «Шаг за шагом» отводится одна из самых главных ролей. Качество, а не количество взаимоотношений с другими детьми является значимым показателем в этом процессе. В наше время, когда рост социального эгоизма резко усиливается, большинству детей контрпродуктивна традиционная система учебного взаимодействия в затылок друг другу, с концентрацией произвольного внимания на 80% зрительно-слуховым путём. В этом смысле модель индивидуально-группового обучения имеет положительное влияние на детей.

Экспериментально установлено, что первым субъектом учебного обращения ко взрослому выступает не индивид, а группа совместно работающих детей. Прямая передача содержания и способов действий от педагога к ребенку в традиционных группах и классах нарушает баланс учебного взаимодействия вследствие «утечки рефлексии» на полюс педагога. За время апробации технологий в экспериментальных садах и начальных школах, работавших на их основе, удалось доказать, что первоначально педагог должен организовать коллективную деятельность, а затем создавать условия для постепенного её превращения в индивидуальную.

Условия организации технологий.

Наличие достаточного количества различных учебных и учебно-игровых приёмов материалов, которые позволяют детям взаимодействовать с ними;

Предоставление возможности свободного выбора материалов, вида деятельности, партнёров по совместной деятельности и т.д., что делает обучение личностно-ориентированным;

Соблюдение в равной степени интересов детей и требований государственных программ, что является наиболее эффективным в деятельности данных технологий;

Осуществление замены фронтального способа организации учебно-воспитательного процесса на индивидуально-групповой, позволяющий каждому ребёнку внести вклад в процесс обучения, а педагогу и сверстникам - учесть этот вклад;

Установление отношения равной кооперации между тремя важнейшими субъектами, включенными в процесс обучения и воспитания: семьей, школой и социумом. При этом в семье отводится приоритетная роль.

Таким образом, в образовательной модели «Шаг за Шагом» ребёнок рассматривается как единое целое и как часть своей семьи и сообщества.

Технология модульного обучения.

Модульная технология (по Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко) преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) работает по целевой индивидуальной программе.

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий:

Заключительный блок информации;

Целевую программу действий ученика;

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Отличия модульного обучения от других систем состоит в следующем.

2. Изменяется форма общения учителя с учеником. Оно осуществляется через модули, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего.

3. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целепологанию, самопланированию, самоорганизации и самоконтроля.

4. Отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения - содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умению трудится с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.

При разработке модулей необходимо исходить из следующих принципов.

Реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом водный и выходной контроль более жёсткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся.

Учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме.

При построения модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация.

Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг - разбивка на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвёртый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.

Технология интерактивного обучения.

Технология интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целено правленого усиленного межсубъективного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для их развития.

Технология интерактивного обучения может быть технологической характеристикой отдельного урока, занятия, внеклассного дела. В то же время в интерактивном режиме можно проводить серию или все уроки или занятия по какой-либо дисциплине.

Понятие интерактивных методов.

Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из дефиниций понятий «метод» и «интерактивный» (интеракция). Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т.е. для развития. В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между; «акция» - усиленная деятельность. Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы мы определяем как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития.

Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнёр по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Педагогическое взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Педагогическое взаимодействие - это обмен деятельности между педагогом и учащимися, в котором деятельность одного обусловливает деятельность другого (других).

Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъектной коммуникации педагога и учащихся (педагог - субъект своей профессиональной деятельности ставит в позицию субъекта образовательной деятельности - учащегося). Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Анализ практики интерактивного педагогического взаимодействия позволил выделить следующие его ведущие признаки и инструменты: полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.

Интерактивное педагогическое взаимодействие альтернативно традиционному педагогическому воздействию. Приоритетами интерактивного педагогического процесса являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность самовыражения для участников, смыслотворчество, рефлексия и др. Традиционное же педагогическое воздействие как атрибут авторитарно императивного, личностно отчуждённого педагогического процесса направлено прежде всего на формальное выполнение обязательной учебной программы.

Классификация интерактивных методов.

Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:

· создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

· организации обмена деятельностями;

· организации мыследеятельности;

· организации смыслотворчества;

· организации рефлексивной деятельности;

· интегративные (интерактивные игры).

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т.д.) для оперативного включения в совместную работу всех и каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.

Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, соотношение деятельности педагога и учащихся. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.

Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.

Методы организации мыследеятелъности, с одной стороны создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой - стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.

Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, её результатов. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.

Интегративные методы (интерактивные игры) являются способами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интегрируются (объединяются) все ведущие функции интерактивных методов.

Таким образом, чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и учащимся, прошедшим преддипломную практику, объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инновационных технологий.

“Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса”.
В.Г. Белинский

В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие “инновации”. Русский аналог этому слову – нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса.

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.

Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.

Во-первых , увеличился объем новой информации. Какую часть этого объема предлагать детям; где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу – обучить школьников умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.

Во-вторых , изменились условия организации обучения: образовательные программы, планы, и учебники; оснащение кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.

В-третьих , изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению. Изменение содержания образования, применение новых педагогических технологий и других инноваций требуют от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Современный учитель должен уметь ориентироваться в потоке новых учебных средств, оценивать их по новым, соответствующим этим средствам, критериям, отбирать из предлагаемых продуктов необходимое и, что самое главное, овладеть новой методикой. Только на этой основе возможно органично включать инновационные средства обучения в учебный процесс, систематически использовать их наряду с традиционными средствами обучения.

Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Выделяют следующие виды инновационных уроков:

1. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

В основе такого урока – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

Цель деятельности обучающихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата. Отличительные особенности технологии такого обучения:

  • самостоятельная учебная деятельность школьника;
  • ориентация учебы и труда на конечный результат;
  • смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые формы, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать.

2. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; зачет в парах ит.д.

Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

3. Уроки дифференцированного бучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого обучающегося.

Самый распространенный тип таких уроков – урок, предполагающий работу обучающихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Условия реализации таких уроков:

  • определение уровня знаний обучающихся и их способностей к обучению;
  • выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;
  • определение способов учения для каждого ученика;
  • подготовка дидактического материала;
  • установление регламента для выполнения тех или иных заданий;
  • определение механизма контроля учебных действий обучающихся во время самостоятельной работы.

Уровень знаний обучающихся и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс.

4. Проблемные уроки – форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности обучающихся на основе выявления причинно-следственных связей, сочетания трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью – сталкиваясь с трудностью, обучающиеся убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса.

Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.

Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления обучающихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности обучающихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т.д.

Создание проблемной ситуации, ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления. Обучающиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у школьников возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими. Задача учителя состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мнение, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения.

Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.

5. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным.

Обязанность учителя – подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Каждый ученик, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в ученика. Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара одной проблеме и т.п.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Например, доклад о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; выпуск газеты, план мероприятий и т.п.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Использование исследовательских методов:

Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

Выдвижение гипотезы их решения;

Обсуждение методов исследования;

Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.п.);

Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Таким образом, преимущества уроков на основе проектной деятельности:

  • развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;
  • развитие социальных умений и навыков (работа в команде);
  • развитие уверенности в своих силах;
  • развитие познавательных навыков обучающихся,
  • развитие критического мышления;
  • развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Использование инновационных технологий на уроках технологии в начальной и средней школе


Введение

инновационный обучение урок образование

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину - вот задача, обозначенная в новых стандартах образования, по которым нам необходимо жить и работать.

Творчество же, в том числе и декоративно-прикладное, - важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

В настоящее время Россия начала вхождение в мировое образовательное пространство, это требует модернизации образовательной системы: акцентируется иное ее содержание, введение в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления, а жизнь определяет другие подходы к процессу обучения, поведение и педагогический менталитет учителя.

Новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.

Таким образом, целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

Объект исследования: практическое применение разнообразных инновационных технологий, которые имеют место в современном педагогическом процессе на примере разных типов уроков.

Предмет исследования

Гипотеза: инновационные технологии помогут сформировать активную позицию, раскроют творческий потенциал личности, помогут вовлечь учащихся в учебный процесс, повысить результативность обучения, учесть личностно - ориентированные потребности и особенности детей.

Цель исследования : раскрыть понятие инновационных педагогических технологий и основные методологические требования, которым должна отвечать любая инновационная технология обучения.

Задачи исследования: подобрать и систематизировать данные по вопросу применения инновационных методов обучения в современном педагогическом процессе.

Предмет работы : литературные источники, рассматривающие проблему инновационных педагогических технологий, которые применяются в современном педагогическом процессе.

Методы работы:

·- изучение литературы;

·- изучение опыта работы по инновационным технологиям, представленного в интернете преподавателями технологии;

·- опробация выбранных технология на уроках разного типа и разной тематической направленности.

Теоретическая значимость: созданиебазытехнологий,
особенно успешно используемых на уроках трудового обучения Практическая значимость работы: использование полученных данных проведенных исследований в педагогической практике.


1. Основные понятия


Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на авторских идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Г. Селевко). Выделяются следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:

·Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

·Альтернативность : отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

·Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса : сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

·Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса .

·Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

·Наличие результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.


. Современные инновационные технологии в образовании


В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии и др.


3. Классификация педагогических технологий


ТенденцияЗадачаТехнологииПереход от обучения к учениюПоиск организацион- ных форм освоения содержания образованияМодульного обучения Организации самостоятельной работы Дистанционного обучения ДругиеРеализация компетент-ностного подходаРасширение спектра видов продуктивной образовательной деятельности обучающихсяПроектной, учебно-исследовательской деятельности Анализа конкретной ситуации Организации творческой деятельности ДругиеВозрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь»Осуществление ученияРефлексивного обучения оценки достижений, самоконтроля, Самообразовательной деятельностиВозрастание роли информации в современном миреОрганизация работы с информациейРКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/ Информационные Проблемного обучения ДругиеВозрастание роли командной работы в современном миреОрганизация группового взаимодействия в образовательном процессеОрганизации группового взаимодействия Организации дискуссии Обучения на основе социального взаимодействия и т.д.

4. Практическое применение


Программа предмета «Технология» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности

Использование ИКТ на уроках технологии мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным; эффективно решать проблему наглядности обучения, помогают проводить тестирование или виртуально сопровождать практическую работу. Я использую ИКТ на разных этапах урока: при объяснении нового материала и при закреплении, при повторении и на этапе контроля и рефлексии. Беседа посредством ИКТ активизирует память и речь. Физминутки и динамические паузы также выигрывают при использовании ИКТ. (см. Приложение1, 2)

На уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более доступным для понимания, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя учащихся активизировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать полученную информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (лабораторная работа «Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность.

Медиа презентации рассчитаны на разные типы восприятия информации.

Презентации, сделанные моими учениками высоко оценивались конкурсными жюри. Диплом лауреата на конкурсе «Лучшая презентация» XI Международного детского экологического форума «Зеленая планета», победа роликов «Реликтовое чудо», «Молодило», «Робинзоны, 28 лет спустя» на туристско-экологических слетах, «Удивительное место поселка Белоомут» на фестивале «Меридиан надежды» - еще не полный их перечень.

Технология мастерских

Технологию мастерских разрабатывает группа французских учителей «Французская группа нового воспитания». Она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. РУССО, Л. Толстого, психологии гуманизма Л.С. Выготского

В технологии мастерских главное не сообщить и усвоить информацию, а передать способы работы. Передавать способы работы, а не конкретные знания - очень не простая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, что является одной из задач, поставленных перед педагогами ФГОСми 2-го поколения

В начале занятия дети получают исходный материал (например, цветную шерсть - основу, использовав которую, они сделают свои открытия), знакомятся со способом ее обработки, раскладки на бумаге или ткани. К этому материалу предлагается несколько заданий (например, нарисовать животных, используя имеющиеся инструменты и материалы), для выполнения которых понадобятся навыки поиска, внимание и сообразительность, помощь друзей и творческий настрой.

Проектный метод

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда.

Все эти способности хорошо стимулируются к развитию при использовании метода проекта (готовые проекты в дальнейшем могут использоваться как учебные материалы и пополнить школьную медиатеку).

Технология проектного обучения характеризуется получением учащимися конкретного практического результата и его публичным представлением. Данный метод значительно укрепляет межпредметные связи и информатика играет в этом главенствующую роль.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

·тематические - это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;

·итоговые - это, как правило, объемные проблемные задания, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

Учебные проекты выполняются непосредственно на уроке, и в качестве вида внеклассной самостоятельной работы.

У меня в программе на проектную деятельность отводится от 6 до 14 часов, которые позволяют ученикам закрепить изученные технологии, представив на суд общественности свои собственные разработки по пройденным темам. Например, изучив в 5 классе тему «Комнатные растения в интерьере», девочки не просто занимаются посадкой и пересадкой растений, но и декорируют цветочный горшок по собственным эскизам. В этом году мы не стали забирать проектные работы домой, а подарили цветы в эксклюзивных горшочках учителям на День Учителя!

Триз технология

Знакомство с технологией создания каких-либо вещей через исследование опытного образца.

Мной часто используется ТРИЗ технология . Например, «кофейные» игрушки мы рассматривали с точки зрения «мастеров китайских кварталов», которым нужно сделать точную копию. Сначала делались предположения относительно материала, из которого сделаны игрушки (кожа или ткань? А может бумага?), способа изготовления (склеено? сшито?), вариантов покраски и сохранения запаха и т.п. Во время горячих дебатов отсеивались ошибочные мнения и способы. Ребята делают игрушки по продуманной технологии, а затем вносят свои предложения или замечания, и вторая (проектная) игрушка получается абсолютно авторской!

Проблемный метод

Использование проблемной технологии позволяет создавать из «мусора» удивительные вещи, развивает воображение, смекалку, умение находить новое применение известным вещам. (см. Приложение1, 2)

Мы делаем шкатулки и «чайные» домики из картона, спичечных коробков, пробкового покрытия, создаем альбомы в технике скрапббукинга.

Используя смешанную технологию при изготовлении румбоксов, ребята создают маленькие модели окружающего мира: уголок парка, частичку моря, маленький домик. Что только не идет в дело: и гипс, и стеклянные стаканчики, и искусственные растения, и обломки игрушек, и пуговицы, и старые кулоны, часы, стержни от ручек! Кроме всего прочего, это способствует и экологическому воспитанию - ведь вещи «на выброс» не загрязняют окружающую среду, а получают шанс на вторую жизнь!!

Эти «игрушки» не только забавны, красивы, но и функциональны: все они имеют электрическую цепь и являются «ночниками». Старшеклассники (8 класс) собирают систему освещения самостоятельно, а остальные используют готовые наборы от фонариков или ночников.

Технология програмированного обучения

Применение данной технологии позволяет четко соблюсти рецептуру и последовательность действий и, в дальнейшем, разработать свой рецепт (программу) изготовления какого-либо блюда, домашнего мыла или ароматической свечи.

Для этого на уроках и во время внеурочной деятельности мною часто используются мастер-классы, как в прямом показе, так и созданные с помощью ИКТ в виде презентаций или записанные пошагово на видео. Это могут быть подготовленные мной, моими учениками или найденные в интернете в свободном доступе материалы, которые позволяют добиться замечательных результатов с первой попытки.

Личностно-ориентированный подход

В школе важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Я считаю, что личностно-ориентированная технология в комплексе с современными компьютерными технологиями хорошо подходит для решения поставленных задач. Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. У ребят развивается устойчивый познавательный интерес к учению.

Здоровьесберегающие технологии

В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в школе, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. Это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образа жизни . (см. Приложение1, 2)

Игровые технологии

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. (см. Приложение1, 2)

Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Деловые, ролевые игры (плюсом идет участие в фестивалях и реконструкциях), игровая организация учебного процесса с использованием заданий - всего и не перечислишь! Главное - не заигрываться.

Настраивая детей на создание «прекрасного», я стараюсь никогда не забывать об утилитарности, «полезности» созданных вещей. Не люблю, когда поделки просто пылятся на полке! Все должно быть использовано (желательно, по назначению!) Поэтому, сделанным нами мылом можно мыться, свечки - горят, ароматизаторы (саше) вполне заменят ключницы (вешалку для ключей) или послужат подставкой под горячее!


Заключение


Использование педагогических технологий позволило мне, как учителю, продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему выше сказанному - проведенные мониторинги, участие и победы в конкурсах разных уровней.

Итогом работы служат выставки детского творчества в школе и в поселке, создание альбомов и газет с использованием детских работ, участие наших школьников в различных акциях.

Я работаю третий год, но ребята уже успели поучаствовать в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах.

В 2013 году на V Российском открытом конкурсе декоративно-прикладного и народного творчества «Волшебные краски детства» диплом 2 степени получила Зиганшина София, ученица 5 класса, а в 2014 году на VI Российском открытом конкурсе декоративно-прикладного и народного творчества «Волшебные краски детства» диплом 1 степени у Келина Алексея, ученика 1 класса. На XV Международном фестивале прикладного творчества «Детство без границ» у нас из 5-рых участников - три первых места и два вторых: Зиганшина София 5 класс, Сурина Юля 5 класс, Власкина Маша 2 класс, Власкина Дарья 7 класс, Мострюкова Надежда 7 класс.

В 2014 году мы приняли участие XVI Международном фестивале прикладного творчества «Детство без границ», результаты - 2 первых места и 2 третьих!

Не забываем мы и исторические праздники, фестивали и реконструкции, что позволяет не только «себя показать», но и «людей посмотреть». 1 июня 2014 года мои ребята с делегацией поселка представляли рыбацкую артель из Белоомута, показывая способы старинной ловли рыбы на V Зарайском православном фестивале «Мы - единая православная семья» в ролевой игре «Август 1914 года в Рожново». А уже 27 июля нашей целью стало участие в 1 Белоомуском фестивале «Царская уха». Именно с этого фестиваля, мы надеемся, начнется активное превращение нашего поселка в центр историко-краеведческого туризма!

Опираясь на свой опыт и источники информации, можно сделать следующие выводы:

современные педагогические технологии направлены на главную фигуру школы - ученика. Для выбора технологии требуется понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обученияи подобрать образовательные технологии, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о желаемом результате.

самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.

использование современных педагогических технологий дало положительный результат в моей педагогической деятельности. Применение данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень мотивации, информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысить результативность обучения, а также в максимальной степени учесть личностно - ориентированные потребности и особенности детей.


Литература


1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение-АСТ, 1994. - 362 с.

2.Батурин С.О., Современные инновационные технологии в школьном образовании, - http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.

3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

4.Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. - М.: Просвещение, 1991. - 218 с.

5.Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.

6.Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.

7.Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К., 2004.

8.Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО. - 1997. - 1. с. 77-81.

9.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. - Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008, 91 с.

10.Педагогика: учеб. / Л.П. Кривошенко [и др.]; под ред. Л.П. Кривошенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 432 с.

Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 1986. - 308 с.

12.Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2003. - 487 с.

13.Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. - 1991. - №З.

14.Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. - 1996. - №5.

15.Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с.

16.Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1989. - №3.

17.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: Народное образование, 2005. - 208 с.

18.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. - 2004.

19.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с

20.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. - 268 с.

21.Сальникова Т.П. Педагогические технологии Уч.пос. - М.: - 2003 г.

22.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 278 с.

23.Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. - №11.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Использование инновационных методов на уроках технологии

Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики - основные цели инновационной деятельности.

Инновационные технологии на уроках технологии включают в себя применение различных методов, например использование мультимедиа технологий, которые включают в себя использование текста, графики, видео в учебном процессе. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Использование на занятиях слайд-фильмов позволяет наглядно продемонстрировать всей группе правильные приемы работы, их последовательность, что весьма затруднительно сделать, показывая их непосредственно на рабочем мете. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции. Поскольку учебный фильм может содержать материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать учебный материал, задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика.

В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, каких микро сдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей у учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.

Метод проектов - это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Работая над развитием творческих способностей учащихся, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Технологии проектирования лежат в основе методов проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в общественном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний. Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. Посредством метода проекта мне удается, установит прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью. Метод проектов - это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов»является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта.

Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг. Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой учащимися технологии.

На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.

На втором этапе все идеи реализуются в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования.

При всех вариантах построения учебного процесса я обращаю внимание учащихся на следующие понятия:

Основные сведения о проектировании;

Методы проектирования;

Личностные факторы проектирования;

Технология проектирования;

Художественное проектирование;

Технология оценки предложенных проектов.

Итак, творческий проект-это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.

Например, использование вышивки для творческого проекта помогает детям более полно выразить свой творческий замысел, придать изделию большую индивидуальность. Проект состоит из нескольких пунктов:

    выполнения эскиза задуманного изделия (образца вышивки или оформление готового швейного изделия) на основе современных направлений моды и истории вышивки;

    выбора швов вышивки;

    обоснования подбора тканей и нитей;

    детальной проработки изделия (узора);

    составление плана вышивки;

    экономического расчета;

    переноса узора на ткань;

    выполнения вышивки и т.д.

Во время организационно-подготовительного этапа выполнения проекта необходимо выбрать и обосновать проект.

При подборе вышивки (оформления швейного изделия) дети учатся учитывать:

    точный размер изделия (фартук, юбка, панно, сумка, салфетка и т.п.);

    вид ткани для его выполнения;

    особенности вида вышивки (счетные швы, цветная гладь, ажурная вышивка, ковровая вышивка, и т.п.);

    подбор ниток, проработку швов;

    В ходе технологического этапа выполнения проекта я учу детей точно следовать технологическому процессу, вышить узор.

    Во время заключительного этапа мы с ребятами стараемся проконтролировать выполненные операции.

    Я учу при выполнении проекта, создавая художественное произведение, не забывать об экономии средств. Дети учатся определять стоимость изделия:

      рассчитывать прямые расходы (на приобретение ткани, ниток, игл, пялец и т.п.);

      косвенные (на расход электроэнергии при освещении рабочего места).

    Сравнивая сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается в магазине, они могут оценить, удалось ли сэкономить семейный бюджет.

    При проведении проектной работы в школе и защите проекта – это, прежде всего демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся и один из главных этапов их обучения. Обучая других, обучаешься сам. Понимая эту закономерность, ученик, изучив что-то, стремиться рассказать об этом другим. В ходе защиты проекта школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

    Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя. Гордость за результаты труда, поиск новых более рациональных методов урока повышают имидж учителя.

    Достоинство проектной деятельности - создание особой образовательной атмосферы, позволяющей развивать мышление, память, умение добывать информацию из разных источников, воспитывать духовные, коммуникативные качества, раскрывать таланты. Проектное обучение является стимулом к успеху учителя и ученика. Ребята научились выполнять творческие проекты в различных видах декоративно-прикладного искусства. Результатом нашей совместной работы являются участия в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне, а также победы в районных конкурсах.

    Используемая литература:

    1.Молева Г.А., Богданова И.А. «Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии».

    2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения.

    3.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М: Знание.

    4.Загвязинский В.И. Теория обучения М, 2001

    На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники;метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.

    Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

    Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.