Тестовые тетради по географии 7. Выполняем тест

Спецификация контрольной работы по географии

для 7 классов

Назначение контрольной работы.

Контрольная работа проводится в мае с целью определения уровня усвоения учащимися 7-х классов содержания курса географии по общеобразовательной программе основного общего образования.

Документы, определяющие содержание и характеристики контрольной работы

Содержание и основные характеристики контрольной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ № 1897 от 17.12.2010).

Условия проведения контрольной работы.

При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение технологии независимой диагностики.

Учащиеся должны быть обеспечены географическими атласами.

Ответы на задания учащиеся указывают сначала в тексте работы, а затем записывают в бланк тестирования.

Время выполнения работы.

На выполнение работы отводится 45 минут.

Структура работы.

Каждый вариант контрольной работы состоит из 17 заданий: 9 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, 7 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.

В каждом варианте представлены 16 заданий уровня «выпускник научится» и одно задание уровня «выпускник получит возможность научиться».

Содержание работы охватывает учебный материал по географии, освоенный в 5-7 классах. Задания проверяют географические умения, составляющие основу географической грамотности обучающихся основной школы. Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице.

Используемая литература:

1.ОГЭ «География» тематические и типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Э.М. Амбарцумовой. Изд. «Национальное образование» М.2016

2.О.А. Пятунина, Б.В. Пятунин «Тесты по географии. 7 класс» Изд. «Экзамен» М.2017

3. Сайт http://www.fipi.ru/

Контролируемые элементы содержания для обучающихся 7 классов

Код

1

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

1.2

2

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.1

2.2.

3

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

3.1

3.2

3.3

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы

Код

Требования к уровню подготовки выпускников 7 классов

Обучающийся научится :

1.1

определять на карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов

1.2

знать результаты выдающихся географических исследований, имена знаменитых первооткрывателей и путешественников

1.3.

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов

1.4.

1.5.

1.6.

различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран

1.7.

выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации

1.8.

устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям

1.9.

составлять краткую географическую характеристику разных территорий

1.10.

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

Обучающийся получит возможность научиться:

2.1.

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение заданий 1-12,14 ставится 1 балл. За выполнение заданий № 13-2балла, №15,16 - 3 балла, за 17 задание - 2 балла.

В приложении приведен план контрольной работы.

Приложены два варианта контрольной работы по географии для 7 класса и ответы к ней.

Приложение

План контрольной работы по географии

Использованы обозначения типа заданий:

ВО - задание с выбором ответа,

КО - задание с кратким ответом,

РО - задание с развернутым ответом.

зада-ния

Контролируемые элементы содержания

Контролируемые требования к уровню подготовки

обучающихся

Тип задания

Максимальный балл

Код

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Определять на карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов

КО

1.1

КО

1.1

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные

Выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации

ВО

2.1

ВО

2.1

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Знать результаты выдающихся географических исследований, имена знаменитых первооткрывателей и путешественников

ВО

1.2

Население Земли. Численность населения Земли. Естественный прирост населения. Плотность населения. Человеческие расы, этносы

ВО

3.2

ВО

3.2

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели при сравнительной характеристике географических объектов (материков, океанов, стран), делать выводы

ВО

3.3

ВО

3.3

10.

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Проблема устойчивого развития природной среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли

Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

ВО

2.2

11.

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Особенности природы океанов

Выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений

ВО

3.1

12.

Население Земли. Численность населения Земли. Естественный прирост населения. Плотность населения. Человеческие расы, этносы

Различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран

КО

3.2

13.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели при сравнительной характеристике географических объектов (материков, океанов, стран), делать выводы

КО

3.3

14.

Многообразие стран, их основные типы

Устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям

КО

3.3

15.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий

КО

3.3

16.

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Особенности природы океанов

Выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений

КО

3.1

17.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке

РО

2.1

Система оценивания контрольной работы по географии для 7 класса

I вариант

Максимальное количество баллов за выполнение контрольной работы - 23 балла.

задания

Правильный ответ

Мадрид

В западном

ВБА

ВАБ

А-3

Б-1

Чили

А-3

Б-5

В-1

А-3

Б-1

В-2

1. Вулканическая лава богата минеральными веществами. За счет этого остывшая лава очень быстро покрывается растениями. Образуется плодородная почва, дающая богатый урожай.

2. Этна расположен в области благоприятного субтропического климата

2 вариант

задания

Правильный ответ

Панама

Юг

213

БАВ

А-1

Б-3

Монголия

А-2

Б-5

В-1

А-1

Б-2

В-3

1) Расположена в тропическом поясе / в области высокого атмосферного давления/ господствуют сухие тропические воздушные массы/ преобладают нисходящие токи воздуха (за любой правильный ответ - 1 балл).

2) Холодное течение в океане, проходящее у берегов Южной Америки - 1 балл.

Контрольная работа по географии для 7 класса

I вариант

1.Определите, какой город имеет географические координаты 41° с.ш. 4° з.д.

Ответ _________________.

2. Определите по карте, в каком направлении от мельницы находится родник.

Ответ: _____________________

1) A 2) B 3) C 4) D

Ответ: _____________

4. Какое из перечисленных океанических течений тёплое?

Перуанское

Гольфстрим

Канарское

Бенгальское

Ответ: _______________

5. Рауль Амундсен - известный норвежский исследователь Антарктиды и Арктики. Он первым прошёл Северо-Западным путем от Гренландии к Аляске и определил положение Северного магнитного полюса. В 1926 г. Р. Амундсен совершил перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска. Имя норвежского путешественника носят море в Тихом океане, гора в Восточной Антарктиде, залив около берегов Канады. Какой из перечисленных географических объектов на карте Арктики также назван в честь Р. Амундсена?

море

остров

пролив

океаническое течение

Ответ: _____________

6. Численность населения какой из перечисленных стран наименьшая ?

Ответ: _______________

7.

Александрия

Шанхай

Одесса

Мехико

Ответ: _______________

8. На каком из перечисленных материков нет действующих вулканов?

1 )

Южная Америка

Австралия

Антарктида

Северная Америка

Ответ: _______________

9. Представителями животного мира Северной Америки являются

скунс и бизон

бегемот и носорог

тигр и панда

коала и утконос

Ответ: _______________

10. Что является примером нерационального природопользования?

1) проведение снегозадержания в зимнее время

3) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях

4) осушение болот в верховьях малых рек

Ответ: _____________

11. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

А) гранит

Б) кварцит

В) известняк

Ответ:

12.Используя данные таблицы, сравните страны по показателю средней плотности населения. Расположите эти страны в порядке возрастания в них средней плотности населения.

Страна

Площадь (тыс. кв.км.)

Судан

1 886 065

44 035 000

Алжир

2 381 740

38 085 000

Нигерия

923 768

160 931 000

Ответ:

13.Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной.

СЛОГАН СТРАНА

А) Приезжайте к нам, в страну вечного праздника жизни, 1) Австрия

где правят яркое солнце и тёплое море! Ознакомьтесь с 2) Аргентина

историей города Карфаген! 3) Тунис

Б) Добро пожаловать в страну, где можно насладиться 4) Финляндия

великолепными видами белоснежных Альп!

14. Определите стра-ну по её крат-ко-му описанию.

Эта ази-ат-ская страна по раз-ме-рам территории от-но-сит-ся к круп-ным странам. На севере, в горах, рас-про-стра-не-ны хвойные и сме-шан-ные леса, на юге пре-об-ла-да-ют полупустынные и пу-стын-ные ландшафты. Ха-рак-те-рен резко кон-ти-нен-таль-ный климат уме-рен-но-го пояса. По суше гра-ни-чит лишь с двумя государствами.

Ответ: _____________

В ре-лье-фе этой части ма-те-ри-ка почти нет рез-ких ко-ле-ба-ний высот, редки землетрясения, от-сут-ству-ют дей-ству-ю-щие вулканы. Здесь много мил-ли-о-нов лет назад вер-ти-каль-ные _______________________ (А) зем-ной коры при-ве-ли к об-ра-зо-ва-нию Бра-зиль-ско-го и Гви-ан-ско-го плоскогорий. При этом в зем-ной коре образовались_______________________ (Б), в ко-то-рые внед-ря-лась _______________________ (В).

Рельеф плос-ко-го-рий разнообразен: сто-ло-вые горы че-ре-ду-ют-ся с хол-ми-сты-ми пространствами, их сме-ня-ют не-вы-со-кие массивы, из-ре-зан-ные ущельями.

Список слов:

1) магма

2) движение

3) лава

4) гор-ная порода

5) разлом

6) мантия

16. Установите соответствие между типами почв и природной зоной, где они распространены.

ТИП ПОЧВ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

А) сероземы 1) влажные экваториальные леса

Б) ферраллитные 2) саванны

В) красно-бурые 3) полупустыни и пустыни

3аполните таблицу.

Ответ:

17. Одна из самых сухих пустынь мира -Атакама- расположена на юго-западном побережье Южной Америки. Назовите 2 причины её образования.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II вариант.

Определите, какой город имеет гео-гра-фи-че-ские ко-ор-ди-на-ты 9° с.ш. 79° з.д.

Ответ __________________.

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до геодезического знака.

3.Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме?

1) A 2) B 3) C 4) D

Ответ: _____________

Ответ: _____________

5. С.И. Дежнёв - русский землепроходец, мореплаватель. В 1638-1648 гг. он принимал участие в речных и сухопутных походах в бассейнах рек Яна и Колыма. В 1648 г. промысловая экспедиция во главе с С.И. Дежнёвым и Ф.А. Поповым обогнула Чукотский полуостров и достигла Анадырского залива. Так был открыт пролив между двумя континентами, который впоследствии был назван Беринговым. Какой из перечисленных географических объектов назван в честь С.И. Дежнёва?

море

остров

США

Канада

Австралия

Ответ: _____________

7. Какой из перечисленных городов является столицей государства?

Ответ: _____________

8. На территории какого из перечисленных островов имеются действующие вулканы?

Суматра

Мадагаскар

Шри-Ланка

Тасмания

Ответ: _____________

9. Какие из перечисленных представителей животного мира в естественных условиях обитают в Австралии?

жираф и бегемот

утконос и ехидна

буйвол и слон

лама и бизон

Ответ: _____________

10. Примером нерационального природопользования является

1) рекультивация земель в районах добычи угля

2) использование природного газа вместо угля на ТЭС

3) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах

4) комплексное использование добываемого сырья

Ответ ________________.

Ответ:

12. Используя данные таблицы, сравните страны по показателю средней плотности населения. Расположите эти страны в порядке возрастания в них средней плотности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Страна

Площадь (тыс.кв.км.)

Численность населения (млн. чел.)

Марокко

446 550

36 152 000

Германия

357 021

82 513 000

Финляндия

337 030

5 359 000

Ответ:

13. Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной.

СЛОГАН СТРАНА

А) В «стране тысячи улыбок» вы увидите шоу слонов в 1) Таиланд

тропическом парке и знаменитый буддийский храм! 2) Алжир

Б) Путешествуя по фьордам, откройте для себя всё самое 3) Норвегия

яркое в нашей стране! 4) Египет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

14. Определите страну по её краткому описанию.

Особенностями географического положения этой страны являются наличие границы с Россией и отсутствие выхода к морю. Большая часть территории расположена на высоте свыше 1000 м над уровнем моря, некоторые горные хребты достигают 4000 м и выше. Климат резко континентальный, с максимальными амплитудами суточных и годовых температур. В некоторых районах распространена многолетняя мерзлота. Основной ландшафт - сухие степи, примерно четверть территории занята пустыней. Средняя плотность населения - около 2 человек на км 2 . Большинство верующих исповедуют буддизм.

Ответ ________________.

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова (словосочетание), ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место пропусков.

Ушканьи ост-ро-ва — по-и-сти-не тер-ри-то-рия загадок. Не-смот-ря на малые размеры, они очень интересны. Выяснено, что Уш-ка-ньи ост-ро-ва под-ня-лись из глу-бин Бай-ка-ла в ________________(А), т. е. по-след-нем пе-ри-о-де гео-ло-ги-че-ской ис-то-рии Земли. Дол-гое время уче-ные считали, что эти ост-ро-ва — остат-ки под-вод-но-го Уш-ка-нье-го по-ро-га и им суж-де-но по-гиб-нуть под дей-стви-ем раз-ру-ши-тель-ной силы бай-каль-ских волн. Од-на-ко ис-сле-до-ва-ния показали, что Уш-ка-ньи ост-ро-ва по-сте-пен-но поднимаются, уве-ли-чи-ва-ясь в длину, ширину, высоту. Под-ня-тие обу-слов-ле-но по-движ-но-стью ________________(Б) в этом регионе, в част-но-сти в рай-о-не под-вод-но-го Уш-ка-нье-го порога, ко-то-рый ис-пы-ты-ва-ет по-сте-пен-ное поднятие. Ост-ро-ва по-тря-са-ют кра-со-той природы. Имен-но здесь со-сре-до-то-че-но мно-же-ство ________________(В) — видов, ко-то-рые можно встре-тить толь-ко на этом архипелаге.

Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном падеже. Каж-дое слово (словосочетание) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз. Выбирайте по-сле-до-ва-тель-но одно слово (словосочетание) за другим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый пропуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что слов (словосочетаний) в спис-ке больше, чем Вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния пропусков.

Список слов:

1) эндемичные виды

2) исчезающие виды

3) четвертичный период

4) кембрийский период

5) земная кора

6) мантия

Запишите в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в порядке, со-от-вет-ству-ю-щем буквам:

16. Установите соответствие между рекой и особенностью ее режима.

РЕКА ОСОБЕННОСТЬ РЕЖИМА

А) Амур 1) преимущественно дождевое питание

и летнее половодье

Б) Амазонка 2) обильное дождевое питание, большой

и равномерный сток в течение всего года

В) Яна 3) снеговое питание, летнее половодье

Ответ:

17. Этна — самый крупный действующий вулкан в Европе. За активностью Этны внимательно наблюдают геофизики, вулканологи. Этна просыпается едва ли не каждый год, но крупные извержения случаются на Сицилии раз в 150 лет, и каждый раз огненная лава накрывает одну из деревень на склоне. Не смотря на опасность, люди продолжают селиться рядом с Этной.

Какие особенности природных условий заставляют людей, несмотря на опасность, селиться рядом с Этной и заниматься земледелием? Укажите две особенности.

Ответ _________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Установите соответствие между географическими науками и направлениями географии.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

1) гидрология, климатология, гляциология, биогеография.

2) экономическая география, география населения.

3) картография, страноведение, геоэкология.

НАПРАВЛЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

А) общегеографические науки.

Б) физико-географические науки.

В) общественно-географические науки.

1 2 3
Б В А

2. К географическим явлениям относят:

1) горы, равнины, моря, реки, города, предприятия.

2) землетрясения, цунами, ливень, шторм.

3) ливень, шторм, вулкан, ветер, снежную лавину.

4) ветер, вулкан, цунами, шторм, города.

3. Установите соответствие между именами учёных и их вкладом в развитие географических знаниЙ.

1) Геродот

2) Аристотель

3) Страбон

4) Птолемей

ВКЛАД В НАУКУ

А) первым обобщил накопленные знания о Земле и высказал идею о земных оболочках.

Б) создал «Руководство по географии», к которому было прило-жено 27 карт. Под географией понимал «изображение земель для их обозрения».

В) на основе своих путешествий и информации, почерпнутой из книг, написал «Географию в 17 книгах».

Г) побывал во многих городах и странах и составил страноведче-ские описания — «Историю в девяти книгах».

Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.

1 2 3 4
Г А В Б

4. Какое из предложенных утверждений НЕ соответствует взглядам о форме Земли для своего времени?

1) Земля — выпуклый диск (Древняя Греция, 9-8 век до нашей эры).

2) Земля — шар (Пифагор, 6 век до нашей эры).

3) Земля — шар, вращающийся вокруг Солнца (Европа, 15 век).

4) Земля сплюснута у полюсов из-за осевого вращения (16 век).

5. Древние арабские мореплаватели достигали берегов:

1) Южной Африки и Южной Азии

2) Северной Африки и Восточной Азии

3) Южной Африки и Восточной Азии

4) Северной Африки и Северной Америки

6. Эпоха Великих географических открытий началась:

1) в конце 14 — начале 15 века

2) в конце 15 — начале 16 века

3) в конце 16 — начале 17 века

4) в конце 18 — начале 19 века

7. Первым мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие, был:

1) Эрик Рыжий

2) Христофор Колумб

3) Джеймс Кук

4) Фернан Магеллан

8. Сельскохозяйственная культура, которая была завезена в Европу из Нового Света:

1) апельсин

2) томат

4) пшеница

9. Первым из европейцев достиг побережья Австралии:

1) Абел Тасман

2) Христофор Колумб

3) Джеймс Кук

4) Васко да Гама

10. Расположите экспедиции в хронологической последовательности.

1) кругосветное путешествие Ф. Магеллана

2) экспедиции X. Колумба

3) путешествия М. Поло

4) экспедицйи Дж. Кука

Запишите получившуюся последовательность букв.

1 2 3 4
В Б А Г

11. Первым достиг Южного полюса:

1) норвежец Ф. Нансен

2) норвежец Р. Амундсен

3) англичанин Дж. Кук

4) англичанин Р. Скотт

12. Установите соответствие между географическими объектами и именами путешественников, в честь которых они названы.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

3) государство

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

А) X. Колумб

Б) Ф. Магеллан

В) В. Баренц

Г) А. Тасман

Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.

1 2 3 4
Г Б А В

13. Установите соответствие между экспедициями и результатами их исследований.

ЭКСПЕДИЦИИ

2) Р. Амундсена

3) И. Крузенштерна и Ю. Лисянского

4) Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

А) достижение Южного полюса

Б) достижение Северного полюса

В) первая русская кругосветная экспедиция

Г) открытие Антарктиды

Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.

1 2 3 4
Б А В Г

14. Возможность пересечь Атлантический океан и достигнуть берегов Америки, подобно древним египтянам, в середине 20 века доказал:

1) Жак-Ив Кусто

2) Роберт Пири

3) Эдмунд Хиллари

4) Тур Хейердал

15. Дно Мирового океана исследовал:

1) Тур Хейердал

2) Жак Пикар

3) Норгей Тенсинг

Приложение

Контрольно-измерительные материалы

по географии

7 класс

2017-2018

График контрольных работ 7 класс

» № 1.

24.10

24.10

24.10

7.12

7.12

7.12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Австралия и Океания» № 3.

21.12

21.12

21.12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Южная Америка» № 4.

1.02

1.02

1.02

22.03

22.03

22.03

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Евразия» № 6.

15.05

15.05

15.05

Итого -6

Повторительно-обобщающий урок по теме: « Главные закономерности природы Земли. Человечество на Земле » № 1.

Цели: обобщить и закрепить знания и умения по изученному разделу; формировать навыки работы с картами.

Планируемые результаты: предметные: закрепить знания по разделу « Главные закономерности природы Земли. Человечество на Земле» (понятия, номенклатура, закономерности взаимодействия между компонентами природных комплексов планеты); скорректировать знания и умения. Регулятивные: ставить цели, задачи, осуществлять рефлексию своей деятельности, самостоятельно оценивать результаты, вносить коррективы.

Система оценивания: Контрольная работа составлена из вопросов на уровне: часть А – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора нескольких правильных ответов, дописать определение, вставить пропущенные слова и т. д). Часть А – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, часть В и С – 1 балл. Итого -19 б.

Критерии оценок:

«5»: 18-19 б.
«4»: 13-17 б.
«3»: 9-12 б.
«2»: менее 9 б.

Вариант №1.

1. Кто выдвинул гипотезу дрейфа материков?

I) М.В. Ломоносов 3) А. Вегенер

2) А. Гумбольдт 4) О.Ю. Шмидт

2. Что такое земная кора?

3. Границы между плитами литосферы проходят по;

I) оврагам 2) равнинам и рекам 3) срединно-океаническим хребтам и глубоководным желобам 4) береговой линии материков

4. Из каких частей состоят плиты литосферы?

1) только из материковой земной коры 2) и з материковых и океанических участков земной коры

3) из океанической земной коры 4) из шельфа и ложа океана

5. Укажите правильный вариант ответа. Чем ближе к экватору, тем:

1) Тем больше угол падения лучей и меньше нагревается земная поверхность

2) меньше угол падения солнечных лучей и выше температура воздуха в тропосфере

3) больше угол падения солнечных лучей и сильнее нагревается земная поверхность, а значит, выше температура воздуха в приземном слое атмосферы

4) меньше угол падения солнечных лучей и меньше нагревается поверхность Земли

6. Какие ветры преобладают в тропических широтах?

1) пассаты 2) западные 3) северные 4) муссоны

7. Где на Земле находятся области низкого давления?

1) близ экватора, в умеренных широтах 2) в умеренных и тропических широтах

3) у полюсов 4) только над материками

8. Для какого климатического пояса характерны пониженное атмосферное давление, восходящие потоки воздуха, большое количество осадков в течение года, высокий угол падения солнечных лучей?

1) для тропического 2) для экваториального 3) для умеренного 4) для субэкваториального

10. Как называют организмы, пассивно живущие в океане?

I) бентос 3) планктон 2) нектон 4) водоросли

11. Соленость океанической воды зависит от:

1) количества атмосферных осадков 2) испарения

3) притока речных вод 4) всех перечисленных причин

12. Что делает нашу планету" неповторимой?

1) горные породы 3) жизнь 2) воздух 4) вода

13. Как древние охотники проникли в Северную Америку?

1) приплыли на лодках 2) пришли по льду 3) приплыли на плотах 4) пришли по Берингийскому «мосту»

14. Пассаты – это…

15.Самый крупный природный комплекс Земли это….

В1.Укажите источник энергии, под воздействием которого происходит основная часть процессов в географической оболочке.

В2. Как называется оболочка Земли, в которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы, гидросфера и биосфера?

С1. Почему в разных районах Земли плотность населения неодинакова?

С2. Что такое высотная поясность?

Вариант №2.

1. Как называется единый древний материк?

1) Гондвана 3) Лавразия 2) Пангея 4) Евразия

2. Как называются древнейшие устойчивые участки литосферных ПЛИТ?

1) складчатые области 3) равнины

2) платформы 4) ложе океана

3. Как называются самые беспокойные подвижные области земной коры?

1) рельеф 2) складчатые области 3) платформа 4) сейсмические пояса

4. Укажите внутренний процесс, который влияет на формирование рельефа.

1) деятельность текучих вод 2) движение плит литосферы

3) выветривание 4) все варианты ответа верны

5. Восходящее движение воздуха влияет на:

1) образование у поверхности Земли пояса низкого атмосферного давления

2) образование области высокого атмосферного давления

3) выпадение меньшего количества осадков

4) больший нагрев поверхности Земли

6. В каких широтах наблюдается восходящее движение воздуха?

1) в тропических 2) в экваториальных 3) в антарктических 4) в арктических

7. Где на Земле находятся области высокого давления? 1) близ экватора

2) в умеренных широтах 3) у полюсов 4) только над материками

8. Для какого климатического пояса характерны господство западных ветров, ярко выраженные времена года? I) для тропического 3) для умеренного

2) для экваториального 4) для арктического

9. Для какого климатического пояса характерны нисходящие потоки воздуха, жаркое лето, очень малое количество осадков в течение года?

1) для тропического 3) для умеренного 2) для экваториального 4) для арктического

10. Что определяет направление течений?

1) постоянные ветры 2) рельеф дна 3) очертания материков и отклоняющая сила вращения Земли 4) все перечисленное

11. Куда, как правило, направлены теплые течения?

1) к экватору 3) с запада на восток 2) от экватора 4) с востока на запад

12. Укажите природный комплекс.

1) рельеф 3) животные 2) растения 4) море

13. В настоящее время численность населения Земли превышает:

1) 5 млрд человек 2) 7 млрд человек 3) 1 0 млрд человек 4) 6,5 млн человек

14.Образование переходных климатичеких поясов связано…

15. Более всего населена организмами 50-метровая верхняя толща воды, потому что…

В1. Каковы закономерности распределения температур на Земле?

В2. Почему атмосферу называют «броней» Земли?

С1. Как различаются страны по географическому положению?

С2. Что такое широтная зональность?

Повторительно-обобщающий урок по теме: « Африка» № 2.

Цели

Планируемые результаты : предметные: познавательны регулятивные:

Система оценивания: Контрольная работа составлена из вопросов на уровне: часть А – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора нескольких правильных ответов, дописать определение, вставить пропущенные слова и т. д). Часть А – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, часть В – 1 балл. Итого -19 б.

Критерии оценок:

«5»: 18-19 б.
«4»: 13-17 б.
«3»: 9-12 б.
«2»: менее 9 б.

1 вариант.

Блок № 1.

1.В основании большей части материка находится: 1)платформа,

    древние складчатые области, 3)молодые складчатые области.

2.Более высоко приподнятыми частями Африки являются:

1) северная и западная, 2)южная и восточная.

3. Максимальное количество осадков на территории Африки выпадает:

1) вдоль экватора, 2)вдоль Южного тропика, 3)вдоль океанских побережий.

4. Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то эта пустыня называется: 1) Сахара, 2) Калахари.

5. Определите климатические пояса Африки в порядке возрастания густоты речной сети:

1) экваториальный, 2) тропический, 3) субэкваториальный.

6. Большая часть рек Африки относится к бассейну 1) Индийского океана 2) Тихого океана 3) Атлантического океана.

7. Главной причиной богатства и разнообразия растительности влажных экваториальных лесов является: (одна причина) 1)благоприятный климат, 2) плодородные почвы, 3) густая речная сеть, 4) равнинный рельеф.

8. Установите соответствие. Природная зона: Климатический пояс:

    Пустыни. а) экваториальный,

    Саванны. б) субэкваториальный,

    Влажные экв. леса. в) тропический,

г) субтропический.

9. Антилопы, львы, гепарды, бегемоты - животные природной зоны 1) экваториальных лесов, 2)саванн, 3) пустынь.

10. . Наиболее специфичным стихийным бедствием для стран Центральной Африки являются: 1)засухи, 2)наводнения, 3)песчаные бури, 4)нашествия саранчи.

11. Расположите природные зоны Африки по мере уменьшения в них плотности населения: 1) саванны, 2) пустыни, 3) экваториальные леса.

12. Население Северной Африки относится в основном:
1) к монголоидной расе, 2) к негроидной расе, 3) к европеоидной расе.

13. Самая крупная по численности населения страна Африки:
1)Египет, 2)ЮАР, 3)Мавритания, 4) Нигерия.

14. Водопад Виктория расположен на какой реке:

1) Замбези 2) Конго 3) Лимпопо 4) Оранжевая

Блок № 2

    На каком плоскогорье расположен вулкан Килиманджаро?

    Какое море разделяет Африку и Аравийский полуостров?

3. К какому климатическому поясу относится это описание: «Весь год держатся температуры выше + 20 С, хотя зимой и летом они немного различаются; осадков выпадает достаточно, но их выпадение неравномерно – в году выделяется сухой и влажный сезоны»?

    Почему Африка самый жаркий материк?

    Что такое самум, эрги, хамады?

2 вариант

Блок №1.

1. Ближе других материков к Африке расположена:

1) Австралия, 2) Евразия, 3) Антарктида.

2.Складчатые области примыкают к Африканской платформе:

1) на севере и юге, 2) на западе и востоке.

3. В рельефе Африки преобладают:

    возвышенности и плоскогорья,

    плоскогорья и низменности,

    низменности и возвышенности.

4. В июле в Африке самые высокие температуры наблюдаются в районе:

1) Северного тропика, 2) экватора, 3) Южного тропика.

5. Минимальное количество осадков на территории Африки выпадает:

1) вдоль экватора, 2)вдоль Северного тропика, 3) вдоль океанских побережий.

6. Если в африканской пустыни в январе теплее, чем в июле, то эта пустыня называется:

1) Сахара, 2) Калахари.

7. Распределите климатические пояса Африки в порядке уменьшения густоты речной сети:

1)экваториальный, 2)тропический, 3)субэкваториальный.

8.Различная густота речной сети в отдельных районах материка объясняется в первую очередь особенностями:

    рельефа, 3) почвенно-растительного покрова

    климата,

2) Конго 4) Замбези.

10. .Установите соответствие.

Природная зона: Климатический пояс

    Влажные леса. а) субтропический

    Саванны. б) тропический,

    Пустыни. в) субэкваториальный

г) экваториальный.

11. Окапи, тапир, шимпанзе, леопард живут
природной зоне:

    экваториальных лесов, 2)пустынь. 3) саванн,

12. Страны Северной Африки наиболее часто страдают:

    от нашествий саранчи, 2) от засух, 3)от пыльных и песчаных бурь, 4) от наводнений

13.Расположите природные зоны Африки по мере увеличения в них плотности населения:

1)пустыни, 2) влажные леса, 3)саванны.

14. Когда разливается река Конго?

а) летом б) зимой в) в течение всего года

Блок №2

    Какое море разделяет Африку и Европу?

    К какому климатическому поясу относится это описание: «Каждый день выпадают сильные ливни, средняя температура зимы и лета одинаковая - + 24 С, высокая влажность в течение всего года»?

3. На каком плоскогорье находятся самые высокие горные вершины Африки?

4. В каком климатическом поясе Африки распространены каменистые, песчаные пустыни?

5. Почему образовалась пустыня Намиб?

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Австралия и Океания» № 3.

Цели : повторить, обобщить основные знания закономерностей распределения компонентов природы и населения на материке.

Планируемые результаты : предметные: контролировать уровень своих знаний, осуществлять самоконтроль изученных понятий; применять знания, полученные при изучения курса; характеризовать особенности развития стран; познавательны е: применять, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы; проводить сравнение объектов по заданным критериям; регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Система оценивания: Контрольная работа состоит из 2 вариантов. Вариант содержит 9 заданий, каждое задание оценивается в 1 балл.

Критерии оценок:

«5»: выполнил 9 заданий
«4»: выполнил 7-8 заданий
«3»: выполнил 5-6 заданий
«2» выполнил менее 5 заданий.

Вариант №1.

    Назовите имя голландского мореплавателя, первооткрывателя острова на юге Австралии.

    Какая платформа лежит в основании материка Австралии?

    Назовите высочайшую вершину Австралии.

    Как называется самый крупный приток, самой крупной реки Австралии?

    Какой фактор играет ведущую роль в формировании климата Австралии?

    Перечислите примитивных животных, обитающих только на материке Австралия?

    Почему судоходство на реке Муррей затруднено?

    Назовите столицу Австралийского Союза.

    Как изменился бы климат материка, если бы Большой Водораздельный хребет находился бы на западе материка ?

Вариант №2.

    Путешествия какого английского мореплавателя доказали окончательно, что Австралия – самостоятельный материк?

    Назовите низменность, расположенную в центре материка.

    Почему трудно определить точную площадь озера Эйр?

    Назовите климатические пояса, в которых лежит Австралия.

    Из всех материков только в Австралии нет высоких гор и действующих вулканов. Как это можно объяснить?

    Перечислите растения, растущие на материке Австралия.

    Назовите и охарактеризуйте коренное население Австралии.

    Какие полезные ископаемые располагаются на материке Австралия?

    Что способствует образованию «криков»?

Повторительно-обобщающий урок по теме: “Южная Америка” № 4.

Цели : повторить, обобщить основные знания закономерностей распределения компонентов природы и населения на материке.

Планируемые результаты : предметные: контролировать уровень своих знаний, осуществлять самоконтроль изученных понятий; применять знания, полученные при изучения курса; характеризовать особенности развития стран; познавательны е: применять, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы; проводить сравнение объектов по заданным критериям; регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Система оценивания: Контрольная работа составлена из вопросов на уровне: часть А – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора нескольких правильных ответов, дописать определение, вставить пропущенные слова, объяснить явление, дать характеристику и т. д). Часть А – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, часть В и С – 2 балла. Итого – 13б.

Критерии оценок:

«5»: 12-13
«4»: 9-11б.
«3»: 6-8 б.
«2»: менее 6 б.

Вариант 1.

А1. Южная Америка была открыта в:

1) 1498 г, 2) 1598 г.

3) 1698 г. 4) 1798 г.

А2. Какая река Южной Америки самая полноводная?

1) Ориноко 2) Парана

3) Амазонка 4) Риу-Негру

АЗ. Какая равнина самая крупная?

1) Амазонская низменность 2) Оринокская низменность

3) Ла-Платская низменность 4) Бразильское плоскогорье

А4. Какая природная зона занимает 50% территории Южной Америки?

1) саванны 3) пустыни

2) леса 4) степи

А5. В каких Андах находится самая низкая снеговая линия?

1) в Центральных 3) в Южных

2) в Северных 4) в Восточных

А6. Какие страны приняли в колонизации Южной Америки наиболее активное участие?

1) Испания и Англия 2) Португалия и Англия

3) Англия и Франция 4) Испания и Португалия

А7. Как называют потомков от браков европейцев и негров?

1) мулаты 3) самбо

2) метисы 4) креолы

В1. Какой водопад Южной Америки самый высокий?

В2. Какое отношение американские индейцы имеют к Индии?

С1. Почему Амазонка полноводна круглый год? Укажите не менее двух причин.

Вариант 2.

А1. Южную Америку омывают:

I) на западе Тихий океан, а на востоке Индийский

2) на западе Атлантический, а на востоке Тихий океан

3) на западе Тихий океан, а на востоке Атлантический

4) на западе Индийский океан, а на востоке Тихий

А2. Укажите правильный вариант ответа. Южная Америка - самый:

1) высокий материк 2) влажный материк

3) маленький материк 4) жаркий материк

АЗ, Как называют саванны Бразильского плоскогорья?

1) льянос 3) пампа

2) кампос 4) сельва

А4. Какие ветры приносят в Южную Америку наибольшее

количество осадков?

1) пассаты 3) муссоны

2) западные 4) бризы

А5. Какие животные обитают в пампе Южной Америки? 1) пекари, муравьеды, ягуары

2) страусы нанду, нутрии, ондатры

3) броненосцы, страусы эму, пампасов олень 4) гоацины, анаконды, колибри

А6. Какой язык является государственным для большинства стран Южной Америки?

1) испанский 3) английский

2) португальский 4) голландский

А7. Как с языка инков переводится название «Анды»?

1) «золотые» горы 3) «медные» горы

2) «серебряные» горы 4) «высокие» горы

В1. Какая рыба является грозой Амазонки и ее притоков?

В2. Как называется самое большое высокогорное озеро мира?

С1. Почему юг Южной Америки находится в умеренном климате, а юг Африки и Австралии - в субтропическом?

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Северная Америка» № 5.

Цели : повторить, обобщить основные знания закономерностей распределения компонентов природы и населения на материке.

Планируемые результаты : предметные: контролировать уровень своих знаний, осуществлять самоконтроль изученных понятий; применять знания, полученные при изучения курса; характеризовать особенности развития стран; познавательны е: применять, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы; проводить сравнение объектов по заданным критериям; регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Система оценивания: Контрольная тестовая работа составлена из вопросов на уровне: часть А – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора нескольких правильных ответов, дописать определение, вставить пропущенные слова, объяснить явление, дать характеристику и т. д). Часть А – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (21 б), часть В (второй уровень) – 2 б.

(6 баллов). Часть С – по 2 балла (4 балла). Итого – 31 б.

Критерии оценок:

«5»: 30-31 б.
«4»: 24-29 б.
«3»: 15-23 б.
«2»: менее 15 б.

Северная Америка . Вариант 1.

Часть А.

1.От Евразии Северная Америка отделяется узким…:

А) панамским каналом Б)проливом Дрейка В)Беринговым проливом

2.Какое место по величине занимает данный материк среди остальных:

А) второе Б) четвертое В)третье

3.Цифрой 1 на карте обозначен:

А) Гудзонов залив б) Мексиканский залив в) Карибское море г) Саргассово море

4.Какой цифрой на карте обозначен полуостров Флорида?

А) 2 б) 3 в)4 г) 5

5. Область распространения, какого типа климата обозначена на карте штриховкой?

А) умеренно континентального

Б) умеренно морского

В)умеренно муссонного

Г) субтропического муссонного

6. Какая река обозначена на карте цифрой 6:

А) Маккензи б) Юкон в) Колорадо г) Рио-Гранте

7.Почему Аляску раньше называли «Русской Америкой»?

А) её природа похожа на русскую б)она была открыта и исследована русскими исследователями

Б) её коренные жители разговаривали на русском языке

8. Самая высокая точка в Северной Америке – это:

а) г. Логан в) влк. Орисаба

б) г. Мак-Кинли г) г.Митчелл

9. К горам древней складчатости относятся:

а) Скалистые горы в) Береговые хребты

б) Аппалачи г) Кордильеры

10. Определите, какие народы являются коренными жителями Северной Америки

а) мексиканцы, кубинцы в) индейцы, эскимосы и алеуты

б) нанайцы г) англичане и французы

11. Определите тип климата: Весь год влажная погода с высокими температурами, но большая часть осадков выпадает летом.

А) экваториальный Б) субэкваториальный В) субтропический

12. Определите тип жилища, в котором живут эскимосы:

А)вигвам Б)шалаш В)иглу

13. Столица США - это город: А) Вашингтон Б) Нью-Йорк В)Бостон

14. Укажите остаточное бессточное озеро на внутренних плоскогорьях:

А) Большое Соленое Б) Виннипег В)Эри

15. Водопад Ниагарский находится между озерами:

А) Эри и Онтарио б) Верхнее и Гурон в) Эри и Гурон

16.Реа Миссисипи в переводе с индейского обозначает:

А) большая река б) мутная река в) красная река г) великая река

17. Александр Маккензи, шотландский путешественник назвал ее рекой разочарования:

А) Юкон б) Маккензи в) Колумбия

18. В переводе с индейского эскимосы – это:

А) поедатели сырого мяса б) поедатели сырой рыбы

19. Переходную полосу между лесами и степями Северной Америки называют:

а) пампой; б) прериями; в) сельвой.

20. Главное промысловое животное индейцев, которое европейцы чуть не уничтожили:

А) овцебык б) бизон в) зубр

21. Кто из мореплавателей первым открыл северо-восточные берега Северной Америки?

а) Х.Колумб б) Р.Амундсен в) В.Беринг г) А.Чириков

Часть В.

22.Установите соответствие.

Реки: К бассейну, какого океана относятся:

1. Юкон а) Северный Ледовитый

2. Колорадо б) Атлантический

3. Миссисипи в) Тихий

23. Крайние точки: Местоположение:

1. м. Мёрчисон а) крайняя западная точка

2. м. Принца Уэльского б) крайняя северная точка

3. м. Марьято в) крайняя восточная точка

24. Природная зона: Растения:

1. Тундра

А)Черная, белая ель, бальзамическая пихта, лиственница, сосна

2. Тайга

Б) Ель, сосна, береза, дуб, клен, секвойя

3. Степи и лесостепи (прерии)

В) Мхи, лишайники, карликовые ивы, карликовые березы

Г) Злаки (бородач, типчак, бизонова трава)

Часть С.

25.Почему на полуострове Флорида осадков выпадает больше, чем в Калифорнии?

26. Какая территория С. Америки густо заселена и почему?

Северная Америка. Вариант -2.

Часть А.

а) Логан б) Митчелл в) Мак-Кинли г) Орисаба

2. В какой части Северной Америки материк пересекает экватор?

а) в северной в) в центральной

б) в восточной г) в южной д) экватор не пересекает Северную Америку.

3.Цифрой 1 на карте обозначен полуостров:

А) Юкатан б) Флорида

в) Калифорния г) Лабрадор

4.Какой цифрой на карте обозначен Гудзонов залив: А) 2 б) 3 в) 4 г) 5

5.Какая из областей умеренного климата показана на карте штриховкой?

А) умеренно континентального

Б) морского

В) муссонного

Г) континентального

6. Какая река обозначена на карте цифрой 6: А) Колумбия б) Миссури

в) Св. Лаврентия г) Миссисипи

7. Вдоль восточного края Кордильер протянулись:

а) Великие равнины в) Миссисипская низменность

б) Центральные равнины г) Береговые хребты

8. На климат северных территорий материка оказывает сильное влияние:

а) Атлантический океан б) Тихий океан в) Северный Ледовитый океан

9. Какая часть территории Северной Америки расположена в зоне арктических пустынь?

а) Мексиканское плоскогорье в) Центральные равнины

б) полуостров Лабрадор г) Канадский арктический архипелаг и Гренландия

10. Определите тип климата: «Летом преобладают умеренные воздушные массы с западными ветрами, а зимой- арктические с северо-восточными ветрами.Осадков выпадает мало.Средняя температура июля от +8 до +12 градусов, а января от -32 до -24 градусов»:

А)арктический Б)субарктический В)умеренный

11. 2,5-3 тыс. лет назад на территорию С. Америки пришли предки:

А) эскимосов б) индейцев в) европейцев г) алеутов

12. Определите тип жилища, в котором живут индейцы:

А) вигвам Б)шалаш В)иглу

13. Укажите столицу Канады:

А) Оттава Б) Монреаль В)Квебек

14. Б. Медвежье озеро является по происхождению:

А) тектоническим б) ледниковым в) вулканическим

15. Горная цепь Кордельеры относительно Анд:

А) моложе б) старше

16. Река Колорадо в переводе обозначает:

А) большая река б) мутная река в) красная река

17. Эта река названа в честь корабля, моряки которого в 1792 г. открыли устье этой реки.

А) Св. Лаврентия б) Колумбия в) Миссури г) Арканзас

18. Эскимосы себя называют инуитами, что в переводе обозначает:

А) великие люди б) сильные люди в) мудрые люди г) настоящие люди

19. Самыми плодородными почвами характеризуется зона…

А) пустынь; б) прерий; в) смешанных лесов; г) хвойных лесов

20. Назовите самый известный национальный парк США

а) Йеллоустонский б) Вуд Баффало в) Саскачеван

г) в США нет национальных парков.

21. Как называется территория, куда европейцы сослали всех индейцев?

А) резервуар б) резервация в) поселение

Часть В.

22.Установите соответствие.

Природный объект: Местоположение:

1. Антильские острова а) северо-восток

2. о. Гренландия б) запад

3. о. Виннипег в) юго-восток

4. о. Ньюфаундленд восток

23. Полуостров: Океан, в котором он расположен:

1. Юкатан а) Северный Ледовитый

2. Калифорния б) Атлантический

3. Лабрадор в) Тихий

24. Природная зона: Животные:

1. Тундра

А) Койот, вилорог, бизон

2. Тайга

Б Б) Белый медведь, овцебык, морж, куропатка, северный олень карибу

3. Степи и лесостепи (прерии)

В) Рысь, лось, олень вапити, толсторогий баран, гризли

4.Смешанные и широколиственные леса

Г) Росомаха, скунс, енот, серая белка

Часть С.

25. Почему реку Миссисипи называют первой в мире «обманщицей»?

26. Почему Кордильеры находятся на западе материка?

Повторительно-обобщающий урок