Архитектура культуры древних египтян. Архитектура страны фараонов

Архитектура Древнего Египта

В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий .

Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства.

Характеристики архитектуры Древнего Египта

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса . Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность - пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит . Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца - деревня Дейр эль-Медина , Кахун , город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе. Но тот факт, что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее сохранившихся . Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Этим приемом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (Луксорский обелиск)

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами . Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например - скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса . Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере искусства Раннего царства. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов - «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы . Декорирование святилищ еще сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки.

В период Раннего Царства сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы , орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.

Многие из традиций храмового зодчества отразились и в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа. Погребения I-II династий сосредоточены в районе Мемфиса и Абидоса , ставшими центрами заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц-мастаб , самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи в разработкой мастаб происходит обогащение уточнение содержания культа.

Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером , или Менесом , были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе .

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра , продиктовало и основной тип архитектурного сооружения - гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера . Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Отказавшись от традиционной формы мастабы , Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).

Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.

Пирамиды в Гизе

Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса . При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы . Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.

В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания - солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен , на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе .

Архитектура Среднего царства

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба . Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы - каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец , изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри . К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком ; по центру пандус вел на вторую террасу , где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита . Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта . Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа , из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества - солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью , изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак , незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера , но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы . За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Ворота Луксоркского храма

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов . Вход в храм оформляли пилоном , с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком , построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма - молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский .

Фасад храма Рамзеса II

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле . Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону , Ра , и Птаху . Малый воздвигли в честь богини Хатор , образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари .

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей ».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри . Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II . Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I ; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.

Источники

  • Строительство храмов// Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1975.
  • Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности:Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. - М., 2001.
  • Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
  • Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В.В.- М., 1963.
  • Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1976.
  • Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. - М., 1956.
  • Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. - М., 2000.
  • Кинк Х.А. Древнеегипетский храм - М., 1979.
  • Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976.
  • Матье М.Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.
  • Перепёлкин Ю.А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. – ч. 4.1. – М., 1967.
  • Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. – М., 1976.
  • История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т.,Мальцевой Н.Л. – М., 1984.
  • Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История

художественной культуры. Первобытность. Древний мир.– Харьков, 1998.

  • Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. - М., 1997.
  • Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов. - М., 2002.
  • Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В.М. – Т.1. (А-К) – М., 1991

Древнее царство называют самым великим периодом в истории египетской цивилизации. Именно в это время началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамиды были названы одним из семи чудес света. И сегодня они поражают своим величием. Находясь рядом с ними, нельзя не испытывать удивления и трепета. Обходя пирамиду кругом, человек проделывает путь в один километр, её высота равняется приблизительно высоте 50- этажного дома. До строительства Эйфелевой башни самая большая из пирамид – Хеопса – была самым высоким сооружением на земле!


Предполагают, что пирамиды служили людям в качестве часов и календаря, так как были построены в соответствии с математическими и астрономическими законами. Боковые стороны, расположенные под углом 52 градуса к основанию, позволяли пирамиде отражать солнечные лучи далеко в море, поэтому могли служить так же и маяками. Три пирамиды – часть комплекса, состоящего, кроме того, из нескольких храмов, малых пирамид, гробниц жрецов и должностных лиц. Они составляют самый известный в мире комплекс построек.


Пирамида Хеопса Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь 137 м, а на месте ее вершины образовалась площадка шириной в 10 м. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более квадратных метров. Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 метров над землёй. Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг – « жилище вечности» фараона.


Пирамида Хефрена Пирамида Хефрена – единственная, сохранившая полированную облицовку. Она находится на расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса, высотой 136,6 метров, а длинна сторон – 210,5 метров, на вершине еще видна часть изначальной облицовки. Так как Хефрена стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне.


Пирамида Микерина Пирамида Микерина – едва достигает 66 метров в высоту, а длинна сторон – 108 метров. Она расположена в 200 метров от пирамиды Хефрена.Её окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.

Существуют страны, которые постоянно притягивают внимание туристов. Вступив на такую землю, начинаешь постигать древнюю историю мира. Это особенно относится к Египту.

Здесь ее важная частица. В стране что ни территория, то интереснейшие артефакты, которым 4000 — 6000 лет.

Представьте, идешь по городу в настоящем времени, а под ногами когда-то был совсем другой полис. Но его поглотили пески. Песок заметал не только города и следы древних цивилизаций. Позже археологи раскапывали пирамиды стометровой вышины, а гигантские статуи фараонов и богов снова увидели солнце. Хотя фараонов больше нет.

От прошлого остались только каменные источники древней истории. Лишь этот строительный природный материал вечен в блоках пирамиды Хеопса, в стенах цитаделей, в усыпальницах живших реальных лиц и мифических божеств. Постройки религиозные и светские в Египте переплелись в комплексах, и поколениям видны лишь в руинах. Ни одного полноценного замка или дворца. Неизвестно, как и в чем жили простые египтяне и египтянки. Тростник, пропитанный глиной и служивший стенами и крышей нехитрого домашнего очага, размылся дождями. Только камни удержались от влаги и наводнений бурного и непредсказуемого на порогах в верховьях Нила и от землетрясений. В папирусах, наверное, были описания жизни древних египтян, как, например, в таком же древнем Вавилоне или Ассирии. Но здесь эти источники письменности были недолговечны, они сгорели, как пылали собрания древнейшей в мире Александрийской библиотеки. Ее фонд частично восстановили, но многое безвозвратно утрачено. Лишь о жизни фараонов-царей и вымышленных божеств известно из пиктограмм на каменных статуях, стенах храмов, в усыпальницах.

Взглянем на фотографии древних построек Египта (фото и названия)

Каир — столица Египта

Начнем со столицы. Каир сегодня — это величественный мегаполис с древними памятниками. Египтяне по арабской вязи читают его название как «Египет». Точно так же олицетворяли этот город со всей древней страной и на Руси в 15-м — 17-м веках. Это цитадель султана Салаха ад-Дина, мечеть Мухаммеда Али и султана Калауна с ее уникальными в архитектуре и росписи минаретами.

Вдоль автострады стоит реальный памятник того времени — акведук, снабжавший столицу водой круглый год. Это узкая каменная, но не сплошная стена арочного типа. Она возводилась с некоторым наклоном от источника воды к ее потребителям. Чтобы вода шла самотеком. В данном случае этим потребителем была цитадель Каира. В других, гористых, странах, если нужно было пересечь каньон или просто небольшое ущелье, такие арки ставились одна на другую. Есть примеры «четырехэтажного» акведука. Кстати, архитектура древнего изобретения в некоторых европейских странах усовершенствована чуть поздним временем, расширена, и по ней до сих пор курсируют поезда местного назначения.

Три километра своеобразного каирского «водопровода» не разобрали, а оставили как напоминание о древней истории Египта. Из проезжающих автомашин выглядывают с фотоаппаратами туристы, которые делают снимки и увозят на разные континенты частицу памяти о Древнем Египте.

Первый акведук Каира построили 12 столетий назад. Тогда вода требовалась для жителей города аль Катая. Со временем город стерся с земли, оказался заброшен и акведук. Целой осталась только цитадель. В начале 14-го века водопровод начали создавать заново. Вода поступала с Нила в каирский форт. Можно только представить, как огромное колесо кем-то вращалось, захватывало в черепки воду и выливало ее в канал на каменных стенах.

Водный «двигатель» разрушило время, замысел султана Салаха ад-Дина с изолированным от мира городом за крепостными стенами тоже не был реализован. Но настенный водопровод действовал много лет. Трудно сказать, какого качества поступала вода, очищали ли ее, ведь поток Нила всегда мутный от содержащегося там песка.

Невозможно и определить первоначальную длину акведука, ведь русло Нила постоянно мигрировало. Вслед за ним достраивали и арочный воздушный канал. В пятнадцатом веке его протяженность достигла трех с половиной километров. Он действовал еще три столетия. Вода по воздушному каналу сегодня не течет, но акведук по-прежнему стоит в Каире на пересечении двух транспортных артерий – железной дороги и автострады.

На удивление, он находится почти в работоспособном состоянии. Власти Каира решили превратить его в важный туристический атрибут: очистить и восстановить канал, а также механизм подачи на него воды из Нила. Вот будут фотосессии молодых туристов!

Мечеть Мухаммеда Али

Если снаружи мечеть Мухаммеда Али в Каире восхищает архитектурой куполов и минаретов, то внутри просто ошеломляет посетителей величием пространства, украшенного по древнеегипетским традициям. Этот турецкий правитель Египта так полюбил страну, что отказался от протекции своей родины и правил египтянами единолично для их блага. Было сооружено множество новых зданий, религиозных помещений. Архитектура мечети – сочетание стиля подобных константинопольских исламских построек, влияния стамбульской зодческой школы и с определенными отличительными особенностями, характерными для египетских религиозных построек.

Величественный купол поместили на высоте современного семнадцатиэтажного дома. Зал вмещает тысячи молящихся, к тому же в просторном и закрытом по сторонам дворе тоже собираются верующие. Особенность мусульманских мечетей – минареты, иными словами башни (в переводе с арабского «маяк»), с которых служитель созывает верующих на молитву. Здесь минареты очень высокие, – на двадцать пять метров дальше купола. Снаружи и внутри облицовка здания испещрена удивительной резьбой с неповторяющейся орнаменталистикой. Это изобразительное искусство и зародилось в Египте.

Здание построено в каирском форте, где на холме и возвышается над столицей. Удобного места для мечети не найти, – ее минареты видны со всех сторон Каира, несмотря даже на его современные здания.

Луксор

Луксор – это «незаконнорожденное дитя» Древнего Египта. На его месте расцвел и долго существовал город Фивы – столица Древнего Египта в некотором периоде развития (не путать с одноименным древним полисом в Древней Греции). Тех древних артефактов, которые накопились за тысячу лет и находились вокруг Фив, хватило бы не на один город и даже государство.

Не мистика ли? Египетские Фивы разрушили именно греки. Греческие Фивы уничтожили римляне. В греческом полисе Египта проложили канал, разделив его пополам. Одну часть Фив именовали городом Луксор, другую – деревенькой Карнак.

Луксор получил свою долю памятников при разделе имущества полиса. Новых артефактов в нем не добавилось. Так и зачах бы новоиспеченный полис, если бы в начале 19-го века один англичанин не стал набирать в своем турбюро желающих посетить Египет. И привез их в Луксор. Реклама оказалась хорошей.

Со временем сюда началось настоящее паломничество европейцев. Заинтересовались Луксором и археологи. И по сей день не все земли здесь перекопали, пополняя музеи древностей артефактами. Да и город стал музеем под солнцем.

Луксор разделен на две части. В одной живут и процветают на туристическом бизнесе жители полиса, во второй покоятся тысячелетние кости фараонов, жрецов. В уединение мертвых наибольшие потоки путешественников.

Именно в этой долине археологи отыскали гробницу фараона-мальчика Тутанхамона с несметными богатствами. Хорошо сохранилась и гробница царицы Нефертари. Ее открыли в начале 19-го века, но лишь чуть больше двадцати лет назад сюда стали пускать посетителей. Заходят туристы и в долину, в которой хоронили жен фараонов, детей, жрецов, высшей знати.

Гиза

Мегаполис Гиза сегодня многолюдный, здесь проживают более трех с половиной миллиона человек. Но все древности расположены за его пределами. Самая большая ценность – группа пирамид с перепадом их высот от 62 до 137 метров.

Большинство туристов прибывают сюда с перечнем вопросов, на которые хотят получить хотя бы приблизительные ответы. Вот их часть: как рабы выпиливали огромные каменные блоки (весом до двухсот тонн!); как доставляли их из каменоломен и впихивали на стометровые высоты пирамид; зачем сориентировали высотные гробницы по сторонам света и к таким же сооружениям за тысячи километров за океаном в пустыне Наска (Южная Америка)?

Над разгадкой подобных вопросов веками бьются тысячи археологов, историографов многих стран мира. Древность трудно выдает свои тайны.

Асуан

Асуан (в древности Сиене или Сиена)- самый южный полис Египта и столица древней торговли. Поэтому его старые названия на разных языках обозначают одно – «торг», «рынок».

По нынешним меркам — средний полис. Но в нем расположено чудо 20-го века – одноименная высотная плотина на реке Нил. Это верно. Подобного, с технической точки зрения, сооружения больше нет нигде. Но названное столетие – это завершение работ древнейших мастеров, желавших несколько укротить реку.

Нил протекает через десять африканских стран с юга «черного» континента. Это страны с засухами. Хотя река и занимает среди 171 водной артерии мира второе место, уступая лишь Амазонке, но у него в два раза меньшая водосборная площадь. То, что пополняет расход реки. В Египте в год выпадает 100 литров осадков на квадратный метр. В южном Асуане – всего 1,4 литра. Вот почему так важен Нил для населения.

Плотина, кроме выработки электричества, регулирует водосток: уменьшает наводнения с катастрофическими последствиями для населения береговых долин и экономики страны, увеличивает площадь плодородных массивов. Но цивилизация часто нарушает устоявшиеся нормы. Так, плотина Асуана затопила ряд прибрежных территорий и островов в широкой части Нила, уничтожив достижения архитекторов древности.

Главной отличительной чертой египетской архитектуры является ее монументальность. Об этом мы можем судить в первую очередь по известным во всем мире .

Однако в строительном искусстве Древнего Египта были не только величественные пирамиды, но и многие другие виды сооружений, которых является весьма оригинальной. Развитие культуры этой уникальной цивилизации можно проследить по нескольким временным периодам.

Периоды развития египетской архитектуры

Длинная и узкая долина реки Нил была со всех сторон окружена знойной пустыней. И все же на этой небольшой площади плодородной земли жители Египта сумели создать собственную цивилизацию, не похожую на все остальные, существовавшие до и после нее. Можно смело утверждать, что египетское искусство, религия и и на сегодняшний день являются наиболее значительными достижениями древнего мира.

Небольшая территория Египта была условно разделена между племенами Верхнего и Нижнего Египта. Однако эти племена независимо друг от друга создают своеобразные архитектурные традиции. Развитие египетской архитектуры можно условно разделить на несколько временных отрезков:

  • Доисторический период — (длился вплоть до 3200 года до нашей эры) — в это время на территории Древнего Египта строились отдельные селения, укрепленные для обороны. Они состояли из жилых домов, которые делали из простых и недолговечных материалов. Также в этот период строятся небольшие по размерам надгробные сооружения.
  • Древнее царство — (с 2700 по 2200 годы до нашей эры) — этот период характеризуется постройкой крупных храмовых сооружений.
  • Среднее царство — (с 2200 по 1500 годы до нашей эры) — в эти времена огромную популярность приобретают храмы, выдолбленные в скалах или размещенные в глубоких пещерах.
  • Новое царство — (с 1500 по 1100 годы до нашей эры) — были построены знаменитые архитектурные комплексы в Луксоре и Карнаке.

В дальнейшем египетская архитектура начинает обогащаться элементами других культур, и ее своеобразие и уникальность проявляются уже не так выразительно.

Главным правилом для египетских зодчих был закон симметрии. Она была задействована в композиции всех зданий, в масштабах построек и в размещении частей сооружения относительно его центральной оси.


Строительные материалы

Главным строительным материалом в Древнем Египте был природный камень. Египтяне научились добывать его, а древние мастера умели искусно обрабатывать его. Каменоломни принадлежали государству, поэтому методы добычи и обработки камня были едиными по всей стране и не менялись на протяжении 3500 лет.

Из цельных каменных глыб высекались высокие стройные , из камня делали массивные колонны и столбы высотой в десятки метров, которые и на сегодняшний день поражают воображение специалистов утонченностью и совершенством своих форм.

Даже гигантские пирамиды складывались из огромных каменных блоков, обработанных так мастерски, что для их монтажа не требовалось добавление строительного раствора. Причем, кладка получалась настолько качественной, что между двумя соседними камнями невозможно было просунуть лезвие самого тонкого ножа.

Тяжелые балки перекрытия опирались на стены, колонны и пилоны. Египетские мастера в конструкции сооружений не использовали своды, хотя и были знакомы с технологией их возведения.

Вместо сводов использовались различные виды опорных элементов:

  • Каменные столбы — они были монолитными, и имели простое сечение квадратной формы. Подобные опоры делали массивными из монолитных каменных блоков. Столбы из камня выглядели строго, аскетично, но при этом невероятно внушительно.
  • Колонны — они состояли из базового элемента, ствола и капители. Стволы простых колонн были также квадратной формы, а более сложные выполнялись в виде многогранников, которые украшали стеблями растения, применявшегося для изготовления папируса. Иногда на стволах колонн можно видеть вертикальные желобки — каннелюры.

Для архитектуры Древнего Египта были характерны капители в форме листьев пальмы, цветков лотоса или папируса. Можно встретить также изображения головы богини Хатор — покровительницы земледельцев.


Древние храмы Египта

Наряду с крупными храмовыми комплексами, которые строились на египетской земле, в скалистых отложениях вырубались пещерные храмы, имевшие богатое внутреннее убранство.

Фасадные стены храмов были наклонными, что способствовало их большей устойчивости. Не исключено, что наклонная форма была позаимствована из самых ранних глинобитных построек.

Сразу же за фасадным пилоном располагался квадратный двор — перисталь, окруженный со всех сторон частым рядом массивных колонн. Они были расположены очень близко друг к другу. Во двор могли проходить все желающие.

Далее следовал колонный зал — гипостиль, который освещался сквозь просветы в перекрытиях. Освещение было устроено так искусно, что в определенные часы внутренний зала представлял собой уникальное по красоте зрелище.

В композиции всего храмового комплекса четко прослеживался нерушимый для египтян закон симметрии. Поэтому все помещения были расположены строго симметрично центральной оси храма.


Храмовый комплекс царицы Хатшепсут

Древние архитекторы Египта были не только талантливыми мастерами и гениальными конструкторами. Они продумывали влияние экстерьера зданий и расположения помещений в них на мировосприятие рядового гражданина. Так, последовательное чередование пространств различных размеров, огромные колонны, постепенное уменьшение освещения и сгущение мрака должны были подчеркивать могущество божественных существ и оказывать на входящего невероятно сильное эмоциональное воздействие.

Самыми крупными и значительными храмовыми комплексами этого периода являются большой храм Амона в городе Фивы (на сегодняшний день это Луксор и Карнак), а также храм Хора в Эдфу и на острове Филе.


Среди известных пещерных храмов можно назвать сооружения в Абу — Симбеле, которые вырубались в толще скальных пород. На внешней стороне скалы расположен фасад с гигантскими скульптурами, а в глубину уходят целые анфилады помещений, щедро украшенные рельефными изображениями, скульптурными композициями и искусными росписями в богатой цветовой гамме.


Храм Рамсеса в Абу — Симбеле

Виды гробниц

В верованиях древних египтян человеческая душа Ка жила до тех пор, пока тело (Ба) сохранялось в надлежащем виде. Именно поэтому было изобретено и успешно развивалось искусство мумификации останков умерших. А для размещения мумий использовались специальные постройки — гробницы, которые имели различные размеры и характер конструкции:

  • Небольшие гробницы — предназначались для упокоения и сохранения останков простых граждан. В них размещался минимальный перечень обязательных предметов, необходимых усопшему для жизни в загробном мире.
  • Мастабы — имели форму усеченной пирамиды небольшого размера, и использовались для сохранения мумий чиновников и знатных вельмож. чаще всего строили недалеко от пирамид. Их располагали правильными рядами, ориентируя по сторонам света. Таким образом формировались целые » города мертвых».
  • Пещерные гробницы — иногда гробницы вырубали в толще скальных пород, делая несколько углубляющихся помещений. При этом вход в гробницу украшали рельефами или статуями.
  • Пирамиды — эти известные во всем мире гробницы фараонов строились еще при их жизни. Гигантские пирамиды призваны были увековечить имя правителя, а также сохранить его тело для последующей вечной жизни. Камера для хранения мумифицированных останков фараона была очень маленькой, и помещалась глубоко под землей в сети запутанного лабиринта. Это делали для того, чтобы избежать уничтожения мумии даже в том случае, если основные помещения пирамиды будут вскрыты и разграблены.

Ученые полагают, что сама пирамидальная форма огромных гробниц фараонов возникла как следствие надстройки и увеличения мастабы. Было расширено основание и надстроены дополнительные ступени.

Примером подобного сооружения может служить уникальная пирамида Джосера в Саккаре, построенная около 2800 года до нашей эры. В высоту она достигает 60 метров, а в плане пирамида представляет собой прямоугольник со сторонами 116 и 107 метров. В дальнейшем пирамиды начали возводить на квадратном основании.


На сегодняшний день сохранилось несколько десятков пирамид разного размера, которые находятся между Фаюмом и Каиром. Они были построены в III тысячелетии до нашей эры в Гизе.

Наиболее грандиозной постройкой считается пирамида Хеопса, площадь которой составляет около 53 тысяч квадратных метров. Она была сооружена из множества огромных каменных блоков, каждый из которых весит почти 2,5 тонны. Ученые подсчитали, что для строительства пирамиды Хеопса потребовалось около 2,5 миллиона кубометров природного камня.


Внешняя сторона пирамид была облицована искусно обработанными каменными плитами. Но облицовка до наших дней практически не сохранилась. Ее остатки можно видеть лишь на вершине пирамиды фараона Хефрена.


Самой маленькой пирамидой в Гизе считалась гробница Микерина, которая была построена в более поздний период. Для ее наружной отделки использовались плиты из прочного и красивого полированного гранита.

Архитектура городов

Первые поселения возникли в Египте в IV тысячелетии до нашей эры. Это были города, в которых жили преимущественно торговцы и ремесленники. Сохранились развалины городов Ахетатона и Кахуна. В процессе их строительства египетские архитекторы пользовались единым планом, поэтому однотипные дома формировались в прямоугольную систему улиц.

Самые простые постройки были предназначены для проживания рабочих — строителей пирамид, тогда как для специалистов более высокого уровня (архитекторов, инженеров, врачей) и охраны строились дома с разнообразной, но все же стандартной планировкой.

Город Кахун имел специальные укрепления, а также был оборудован канализацией. Для строительства жилых домов чаще всего использовался кирпич — сырец, сделанный из смешанного с соломой нильского ила. Более прочным материалом был обожженный кирпич, но даже постройки из него не смогли сохраниться до наших дней.


Планировка построек в городе Кахун

Именно по этой причине история архитектуры древнего мира изучается прежде всего по сохранившимся зданиям дворцов и храмов, сооружениям мостов, плотин и крепостей, которые строились из крепкого и долговечного природного камня.

Во II тысячелетии до нашей эры планировка жилых домов выполнялась в виде правильного прямоугольника. В таком доме находилось несколько маленьких комнат и залов, потолок которых поддерживали внутренние колонны.

В период Нового царства планировка жилья совершенствуется. В Фивах и Ахенатоне строят квадратные или прямоугольные в плане жилые дома. Рядом с низкими одноэтажными постройками возводят дома в несколько этажей, оснащенные внутренними лестницами. Ориентация комнат приходилась на северную сторону, навстречу освежающим воздушным потокам.

Египетские мастера также строили огромные и сложные технические сооружения. Среди них можно назвать разветвленную сеть каналов и водохранилища, из которых город обеспечивался водой. В частности, египетскими строителями был сооружен первый в мире канал, который соединял Нил с Красным морем.


Архитектура Древнего Египта и по сей день восхищает людей, ведь цивилизация Древнего Египта была одной из наиболее развитых и повлияла на дальнейшее формирование искусства во всем мире. Египетская архитектура фактически не имеет аналогов, в основном на ее формы повлияли климатические условия, а также своеобразная религиозная культура египтян. На нашей планете не существует более известной гробницы, нежели пирамида Хеопса. Египтяне - самый известный народ, который создавал архитектурные шедевры, не для живых, а для мертвых.

Великие сооружения Древнего Египта

Конечно же, самыми масштабными сооружениями древнего Египта являются пирамиды. Одной из них является пирамида Джосера, которая имеет ступенчатый вид. Но, пожалуй, самыми известными являются пирамиды Гизы:

  1. Самая большая - пирамида Хеопса (рис.1).
  2. Средняя - пирамида Хафра.
  3. Маленькая - пирамида Микерина.

Среди известных построек стоит также отметить храмы Карнака и Луксора, огромную статую Великого Сфинкса, храм царицы Хатшепсут.

Рис. 1 - Пирамида Хеопса

Периодизация архитектуры Древнего Египта

Для того, чтобы глубже постичь такую вещь как архитектура Египта и разобрать подробнее памятники архитектуры, следует обратится к истории.

Известно, что архитектура Древнего Египта делится на пять разделов:

  • Раннее царство.
  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство.
  • Позднее царство.

Рассмотрим архитектуру каждого периода более детально.

Архитектура раннего царства

Большинство памятников этого периода не дошли до наших дней, так как во времена раннего царства египтяне использовали легко разрушавшийся кирпич-сырец. Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб. О последних стоит упомянуть в отдельности. Мастаба (рис. 2) - это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами. В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. «Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос. Также во времена раннего царства сложились такие приемы оформления, как орнаментальные фризы и вогнутые карнизы.

Рис. 2 - Мастаба

Архитектура древнего царства

Период древнего царства называют эпохой пирамид. Пирамида Древнего Египта, ее правильная геометрическая форма - прежде всего архитектурное воплощение основопологающей египетской мифологии идеи прахолма, возникшего в начале сотворения мира. По ступеням пирамиды поднимаются и спускаются боги.

Впервые идея постройки вертикальной гробницы была осуществлена при строительстве ступенчатой пирамиды Джосера. Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. Постройка состоит из шести ступеней, ее размеры составляют 121x109 м, а в свое время высота достигала 62,5 м. Пирамида имеет особенность, которая отличает ее от других пирамид фараонов. Этой особенностью является глубокая вертикальная шахта, перекрытая сверху куполом.О пирамиде Джосера ходят различные легенды, одна из которых гласит о существовании подземного города, в который можно попасть через пирамиду.

Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы. Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света». Высота пирамиды - 140 м. Архитектором гробницы считается племянник Хеопса по имени Хемиун.Загадкой пирамиды является отсутствие упоминания о ней в египетских папирусах, а первые описания архитектурного шедевра встречаются у греческого историка Герадота. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона. Пирамида также известна своми многочисленными загадочными коридорами, которые до сих пор до конца не исследованы учеными.

Одним из новых типов здания, появившихся во время Древнего царства является солнечный храм.Он представляет собой постройку на возвышении, обнесенную стеной. В центре храма был установлен обелиск. Самым известным солнечным храмом является храм Ниуссера (рис.3),построенный в месте под названием Абу-Гураб.

Рис. 3 - Храм Ниссусера

Архитектура среднего царства

Следующий период - среднее царство.Это время, когда фараону удалось восстановить единую власть в Египте под эгидой Фив, что повлияло на развитие египетского индивидуализма, который выражался в том, что теперь каждый египтянин старался заботится о своем бессмертии.В этот период пирамиды уже становятся меньшими в размере, их постройке уделяется меньше внимания.В основном делали акцент на обустройстве внутреннего пространства зданий. Также в этот период развивается городская инфраструктура.Например в период Среднего царства в районе Фаюма был воздвигнут город Кахун.С длинными широкими улицами и водостком.

Архитектура нового царства

В 1 половине XVI в. до н.э. в Египетерастет культ бога Амона. В честь этого воздвигаются такие монументальные постройки, как Луксорский и Карнакский храм. Луксорский храм выполнен в виде прямоугольника, характерной чертой является полная симметричность сооружения. Также храм славится своим обилием колон. Вход в храм украшен статуями Рамзеса II,также на входе можно увидеть огомный обелиск. Карнакский храм раньше был соединен с Луксорским храмом аллеей сфинксов, однако до наших времен она не сохранилась. Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра,его жене Мут и сыну Хонсу. Здание разделено на 33 помещения, в нм можно увидеть множество пилонов, сфинксов, посетить многочисленные лабиринты. Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис.4). Храм вырублен в скале и являет собой три ступени, соединенные между собой пологими пандусами. Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. Первое что бросается в глаза - это множество колон. На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы.

Рис. 4 - Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Архитектура позднего царства

Власть в Древнем Египте становится менее единой, Египтом правят династии различных соседних стран вплоть до захвата Египта Александром Македонским. Столицей избирается город Саис, город являлся образцом культуры того времени, однако сиаские постройки не дошли до наших дней. Известно что в зданиях того времени применяются и классические египетские элементы: гипостили, пилоны. В эпоху персидского правления храмы уменьшаются, сохраняется тенденция использования колон в архитектуре, но при этом делается упор на отработку декора. После вторжения греков на территорию Египта, можно наблюдать синтез искусства этих двух стран. Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу.

Строительные материалы Древнего Египта

На первых порах для Египтяне строительство использовали дерево, которое считалось очень дорогим материалом. Однако в последствии перешли на камень. В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня. Самым распространенным камнем был асуанский гранит. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка. Большинство зданий в основном строилось из кирпича. Знать часть использовала древесину. Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой. Стоит заметить, что при строительстве зданий в Египте долгое время использовали только физическую силу рабочих, однако спустя большое количество времени всё же начали внедрять различные механизмы, например, использовать повозку или ворот.

Общая характеристика архитектуры Древнего Египта

В целом основные памятники египетской архитектуры имели религиозный характер. Они были созданы для возвеличивания богов или правителей.

Основными характерными чертами египетской архитектуры является:

  1. Строгая симметрия.
  2. Монументальность.
  3. Ритмика.
  4. Геометричность.

Особенностью древнеегипетской архитектуры также были просторные галереи из множества огромных колон. Наиболее это заметно в храмовых постройках. Египетские храмы обычно строились так, что колоны были частью интерьера. Среди важных деталей архитектуры Египта можно выделить обелиски, пилоны, статуи божеств и сфинксов. Нельзя обойти стороной и древнеегипетские колоны. В Египте их существовало пять видов, но наиболее необычными можно считать колоны с изображением фараонов.

Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью. Создавая краски при помощи минеральных веществ и используя продукты животного происхождения они добились наиболее ярких цветов, что позволило им стать мастерами в настенной росписи и украшать интерьеры своих храмов разнообразными рельефами, повествующими и жизненном пути их богов и правителей. В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории. Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи.