Где была расположена финикия. Под властью империй


Все основные факты о цивилизация Финикя

Страна Финикия - это государственное образование, возникшее на восточном побережье Средиземного моря. Центр этой державы находился на территории нынешнего Ливана. На севере земля Финикии заканчивалась у устья реки Оронт, а на юге - у горы Кармель. Мнения историков разных времен касательно реальной территории Финикии разделялись, во времена владычества тех или иных государств границы этого региона изменялись.

Люди, которыми была создана цивилизация Финикия, назывались финикийцами, им удалось достаточно мощную цивилизацию, развить различные ремесла, создать самую крупную сеть морских торговых путей, существовавших в древности. Они создали первый алфавит, если не считать шумерские таблички со всеми используемыми ими знаками, и создали один из самых старых видов фонетического письма. Расцвет финикийской культуры пришелся на 12-8 века до н.э.

  • Территория Финикии, географическое положение, где находится, основное местоположение, где располагается

Ранняя история древнего государства - Финикия, началась, впрочем, задолго до прихода цивилизации к силе и власти. Как и многие другие государства, финикийское государство образовалось на базе городов-государств номового типа, которые постепенно выросли из небольших поселений. Однако, несмотря на общую культуру, торговые и родственные связи, и прочие связующие звена, города Финикии так и не смогли объединиться в одно мощное государство. В ранний период ключевую роль здесь отыгрывал город Сидон, позднее на роль условной «столицы», города с самым большим влиянием в регионе, был назначен Тир. Также здесь были и другие крупные города, такие как Акко, Ахзив, Берута, Библ и другие.

Современные ученые приводят различные факты о Финикии, однако часто их теории противоречат друг другу. К примеру, по одной версии название этой страны произошло от греческого слова «φοινως», что означает «пурпурный». Такое название может показаться вполне логичным, ведь именно финикийцы изобрели способ изготовления пурпурной краски, перерабатывая определенных моллюсков. По другой версии название произошло от «Φοϊνιξ», «страна Феникса», божества Солнца, приходящего с востока. Некоторые предполагают, что это название стало производным от египетского «фенеху», «кораблестроитель». Финикийцы действительно были лучшими кораблестроителями своей эпохи.

История древнего государства - Финикия, как самостоятельной политической единицы, началась с расширением местных городов государств. Во втором тысячелетии до н.э. здесь уже были проложены торговые пути между Финикией и Египтом. За эту землю достаточно долго вели войну Египет и Государство Хеттов. Однако в 13 веке до н.э. все местные крупные страны пострадали от нашествия так называемых «народов моря». Многие местные города были разграблены или брошены, однако и страны, имевшие некогда большое влияние на Финикию, потеряли свой контроль над ней, что способствовало образованию здесь самостоятельного государства.

Подъем здесь начался одновременно с упадком «коренных» держав Передней Азии, в конце 13 века до н.э. В этот период Израиль был занят израильтянами, а в Сирии поселились арамеи. Финикийцы разработали модель мощных кораблей, способных преодолевать большие расстояния. Уже в 12 веке появились первые финикийские колонии в современных Испании и Тунисе. Именно они основали первые поселения на Сардинии и Мальте, на Сицилии они заложили город Палермо. Однако за 4 века власть в Финикии не закрепилась за одним определенным городом, и такая разобщенность сделала их государство слабым. В 8 веке до н.э. Финикию захватили без особого сопротивления ассирийцы - местные жители не хотели долго воевать за независимость, и были согласны платить захватчикам дань, лишь бы те не мешали им торговать. В 6 веке до н.э. ее земли были захвачены персами. После этого финикийские колонии отделились от своей столицы в городе Тир, и сплотились вокруг нового центра - Карфагена. При этом сохранились торговые связи, которые позволяли финикийским городам жить безбедно вплоть до разрушения Карфагена римлянами в 2 веке до н.э. Впоследствии страна Финикия переходила из рук в руки, и больше никогда не выступала в роли самостоятельного государства.

Цивилизация Финикия зарождалась не так, как зарождались другие местные государства. Они проживали на побережье моря, поэтому не удивительно, что они их общество жило за счет рыбной ловли, а не земледелия. Земледелием они занимались, но у них не было необходимости в сооружении огромных ирригационных систем, уход за которыми требовал бы жесткой централизованной системы. Вместо этого они начали строить торговые и рыбацкие (часто эти функции объединялись) корабли, которые позволяли им добывать пропитание, и торговать с заморскими краями. Их корабли доходили до западных краев Средиземного моря, а в 7 веке по приказу египетского фараона финикийские корабли за три года обошли вокруг Африки. Финикийцы были искусными мастеровыми, их изделия из металла, кости, тканей, а также ювелирные изделия, высоко ценились на всем Средиземноморье.

Многие факты о Финикии обросли небылицами или просто смелыми предположениями. К примеру, в древних библейских записях упоминалось, что финикийцы на своих кораблях ходили в далекую страну Офир, богатую золотом и драгоценными камнями. Исследователи не смогли найти подобной земли ни на одном берегу Азии, Европы или Африки, поэтому можно предположить, что финикийским кораблям удалось добраться даже до Америки, хотя сами они не придавали большого значения такому открытию.

Им удалось освоить почти все берега Средиземного моря, самыми крупными и влиятельными колониями их стали города на севере Африки, в Испании и на средиземноморских островах. При этом их колонии не исчезли до конца, потомки финикийцев по сей день проживают на берегах Средиземного Моря, хотя их древний язык и этническая идентификация были утрачены. Исследователи доказали, что треть населения Мальты ведут свой род от колонистов Финикии.

Этот древний народ, бесспорно, стал одним из самых важных в древней истории. Это своего рода колониальная империя древности. Кроме того, именно здесь впервые разработали алфавитное письмо, от которого произошел алфавит греков и римлян. Они стали первыми, кому удалось обойти Африку по морю. Их мастеровые создали лучшие корабли своей эпохи, научились изготавливать лучшее, в том числе и цветное, стекло в Древнем Мире. И это далеко не весь их вклад в мировую культуру.

Присхождение названия

Название "Финикия" связано с производством пурпуровой краски из особого вида моллюсков, в изобилии обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей. Оно впервые встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков.

Murex trunculus, из которого добывалась пурпурная краска.

У Гомера название «финикийцы» - синоним «сидонян ». В то же время греческим писателям было известно название Ханаан (хна, что по-хурритски означает пурпурный цвет) как эпоним финикийцев и как название их страны. Некоторые ученые выводят греческое название страны из слова фойнике - "пурпур", то есть Финикия - `страна пурпура`. По всей видимости, Финикия - греческий эквивалент названия Ханаан .

Существует также предположение, что "финикийцы" - производное от греческого слова, обозначавшего лесорубов (из-за роли Финикии в поставке на рынок древесины) и другие альтернативные версии. В научном сообществе продолжается дискуссии на тему происхождения названия "Финикия".

Не доказано, что сами финикийцы называли себя этим словом. Существуют сведения, что их самоназвание - «кенаани» (аккадское «кинахна »).

Финикийцы занимали узкую прибрежную полосу длиной около 200 км; вероятно, только в северной Галилее (в районе Хацора) они жили в некотором отдалении от моря. В некоторых случаях в Библии название Ханаан связано с прибрежным расположением Финикии (Чис. 13:29; Втор. 1:7; ЙбН 5:1 и др.).

Главными города Финикии (за исключением колоний) были Сидон , Тир и Берот (современный Бейрут).

Но, как правило, под Ханааном Библия подразумевает всю территорию Эрец-Исраэль , территорию современного Ливана , а также южную часть побережья современной Сирии .

Подобное расширительное употребление названия - сравнительно позднее и, по-видимому, связано с колонизацией внутренних областей страны. Признаки такого употребления можно обнаружить в египетских источниках 14-13 вв. до н. э.

Прибрежная полоса часто прерывается горными ущельями и мысами. Только в районе Элевтерос была равнина досаточного размера. Река только одна - Литани , есть несколько сезонных потоков. Ни один из них не использовался в сельском хозяйстве.

Климат тёплый, с достаточным количеством осадков с октября по апрель (100-60 мм в наше время, с уменьшением с севера на юг). Условия были благоприятны для выращивания пшеницы, ячменя, оливок, инжира, винограда и других фруктов. На холмах и горах растёт хорошая древесина - кедры и можжевельники (на иврите "берош",Царств 5:22,24), ели, кипарисы и дубы. Песок с берега был сырьём для стеклоделия, а из моря пришел источник драгоценного красителя.

Волны заселения Финикии

Хотя есть много следов проживания людей в Ханаане еще в период палеолита, найденные поселения, по-видимому, основаны только в керамическом неолите , и, следовательно, относительно поздние в сиро-палестинском регионе. Отставание, вероятно, объясняется, по крайней мере отчасти, необходимостью расчистки этой части побережья от лесов, чтобы обработка земли стала возможной. В Библосе первое городское поселение датируется примерно 3050-2850 годами до н.э.

От первых поселенцев остались не-семитские топонимы в первых письменных источниках, например Ушу, Амия и Улаза. Но большинство географических названий семитские: Тир (город на острове), Сидон , Бейрут , Библос, Батрон, Урката, Яримута, Сумур. Топонимика показывает, что массовое заселение района было осуществлено семитами , по-видимому, пришельцами из Южной Сирии и Эрец-Исраэль , около начала III тысячелетия до н. э.

Финикийцы, вероятно, прибыли в этот район примерно в 3000 г. до н.э. Ничего не известно об их первоначальной стране, хотя некоторые традиции помещают её в регионе Персидского залива.

Палеонтропологические исследования показывают, что эти пришельцы по физическому типу ничем не отличались от своих предшественников. Позже, около 1500 г. до н.э., наблюдается переход от распространенности долихоцефального к брахицефальному типу (снижение относительной длины черепа), что отражает более сложные культурные связи этого периода.

Коммерческие и религиозные связи с Египтом, вероятно, морем, подтверждаются источниками египетской 4-й династии (около 2575 года - 2465 года до н.э.).

Самые ранние художественные изображения финикийцев найдены в Мемфисе, в поврежденном рельефе фараона Сахуре из 5-й династии (середина 25-го - начало 20 века до н.э.). Это изображение прибытия азиатской принцессы - невесты фараона; её эскорт - это флот морских кораблей, вероятно, такого типа, который известен египтянам как «суда Библоса», укомплектованные экипажами азиатов, очевидно, финикийцами.

В начале II тысячелетия до н. э. в Финикию проникли аморреи . Около середины II тысячелетия до н. э. там сложился местный язык, отличавшийся рядом характерных черт от аморрейского. На следующем этапе языковой эволюции выделился финикийский диалект, который отличался от более консервативного иврита .

История Финикии делится на два основных периода:

  • приблизительно с 30 по 12 в. до н.э. и
  • с 12 в. по 332 г. до н.э.

Финикия в III-II тысячелетии до н. э.

Уже в III тысячелетии до н. э. Финикия находилась в тесном коммерческом и религиозном контакте с Египтом . Финикийский город Гебал (позднее Библ) стал в этот период значительным центром торговли древесиной. О нём упоминается в документах Четвёртой династии (2613-2494 гг. до н.э.)

Ко времени правления Шестой египетской династии (около 2305 г. - 2140 г. до н. э.) он практически превратился в египетскую колонию; с небольшими перерывами оставался колонией до середины 18 в. до н. э.

По всей видимости, в этот период Египет в той или иной степени контролировал всю территорию Финикии и Эрец-Исраэль , в частности в период правления гиксосов (ок. 1670-1570 до н.э.). Но в 14 веке до н.э. из-за внутриполитической нестабильности он этот контроль утратил.

В этот длительный период были и другие влияния на Ханаан, кроме Египта. Контакты с эгейским миром становятся видны в 2000 г. до н.э. Они стали особенно близкими в 14-13 веках, когда, после падения Кносса, Микены повели энергичную торговлю по всей восточной части Средиземного побережья.

Отношения с Месопотамией пошли еще дальше, вероятно, в начале III тысячелетия, и почти наверняка примерно к 2400 г. до н.э. И три столетия спустя в документах описан посланец "губернатора" Библоса из Дрехема в Вавилонии (хотя название не следует воспринимать как подразумевающее сюзеренитет шумерской III династии Ура).

Вторжение аморреев также было важным этапом в формировании системы малых городов-государств, которые стали характерны для Ханаана, и затем, после возникновения больших национальных государств в железном веке, продолжали существовать в Финикии.

Тексты проклятий показывают переход от полукочевой стадии (что отражается в более ранней группе текстов) - когда города были, вероятно, еще не были взяты, и два или три шейха разделяли власть над окрестностями, к совершенно оседлой стадии - (отражено в поздней группе) - когда город захвачен и, с несколькими исключениями, там один правитель.

Появление монархий произошло повсеместно и очень быстро. Скорее всего, оно должно было сопровождаться серьёзными уступками другим вождям, помогавшим в захвате города. Так что на ранней стадии царь, видимо, был первым среди равных. Отсюда появилась характерная форма правления: царская власть, ограниченная силой богатых купеческих семей. В крупнейших городах существовали советы старейшин.

Больших федераций городов, по-видимому, никогда не создавалось, чему способствовали географические условия (разделение страны горными цепями на изолированные районы).

В период между 1700 и 1500 гг. до н.э. все цари региона широко использовали индоевропейских наёмников - воинов на колесницах, которые назывались марианну . В городах финикийского побережья они накогда не захватывали власть (все цари носили семитские имена).

Саркофаг Ахирама из Библоса, XIII-X век до н.э.

В XIV веке до н.э. произошла серия восстаний в финикийских городах. По данным Эль-Амарнских писем , половина свободных людей оттуда разбежалась, и случались убийства царей.

В 14 в. до н. э. значительная часть Финикии стала частью аморрейского государства, вскоре превратившегося в хеттского вассала.

Во времена 19-й династии в Египте южная часть Финикии снова попала под египетское владычество. Надпись фараона Сети I (около 1318 г. - 1301 г. до н. э.) говорит о завоевании Азии и упоминает, в частности, Тир и Узу (Палайтирос?). Сети продвинулся до Кадеша на реке Оронт, но в момент воцарения его сына Рамсеса II (около 1301 г. - 1234 г. до н. э.) Кадеш был в руках хеттов . Заключив мирный договор, эти страны разделили Финикию. Граница прошла, вероятно, к северу от Библоса . Последовавший за этим мир обеспечил культурное и материальное развития Финикии, и её внешняя торговля достигла пика.

Развалины Угарита

Первые контакты с Израилем

Первая встреча финикийцев с евреями произошла при завоевании Страны Израиля в конце XIII века до н.э. Войско евреев уничтожило финикийский город Хацор в Галилее (ЙбН 11:1-14). Очевидно, евреи не поселились на этом месте, поскольку через примерно сто лет Хацор снова стал богатым и сильным городом, воевавшим с еврейскими племенами (Суд. 4). В конце этой войны Хацор снова был уничтожен.

На севере Страны Израиля некоторые города финикийцев отбили еврейский натиск и остались на своём месте, платя дань новым хозяевам страны.

(27) И не прогнал Менаше (жителей) Бэйт-Шеана и окрестных его деревень, и Танаха и его окрестных деревень, и жителей Дора и окрестных его деревень, и жителей Ивлеама и его окрестных деревень, и жителей Мегиддо и его окрестных деревень; и решили Кенаанеи жить в этой земле.
(28) И вот, когда Исраэль закрепился, сделал он Кенаанеев данниками, но изгнать не изгнал их.
(29) И Эфраим не изгнал Кенаанеев, живших в Гэзэре; и жили Кенаанеи в среде его в Гэзэре.
(30) Звулун не изгнал жителей Китрона и жителей Наалола, и жили Кенаанеи в среде его, и стали данниками.
(31) Ашер не изгнал жителей Акко и жителей Цидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хэлбы, и Афика, и Рехова;
(32) И жил Ашер среди Кенаанеев, жителей той земли, ибо он не изгнал их. (ЙбН 1)

В начале I тысячелетия до н. э. Тир стал ведущим городом Финикии и в последующие 300 лет доминировал над городами южной Финикии, а по мнению некоторых исследователей, был столицей страны.

У.Ф. Олбрайт считает, что союз между Израилем и Тиром возник при Абибаале, отце Хирама, который воевал на море с филистимлянами , пока царь Давид воевал с ними на суше.

В обмен на сельскохозяйственные продукты Хирам поставлял Соломону древесину и посылал квалифицированных ремесленников для строительства Храма и царского дворца в Иерусалиме , а также снаряжал совместные торговые морские экспедиции из израильского порта на Красном море Эцион-Гевера в Офир .

Ханаанская (финикийская) ритуальная маска, найденная на горе Кармель.

О тесном сотрудничестве Финикии с Израильским царством свидетельствуют как Библия , так и финикийские источники этого периода.

Среди союзников, участвовавших в бою с ассирийским царем Салманасаром III у Каркара (853 до н. э.), наряду с силами царя Израильского царства Ахава, царя Хамата Ирхулени и царя Арам-Даммесека Хададэзера сражались войска северных финикийских городов Арвада, Арки, Усантаны и Шиана, однако города южной Финикии - Гебал, Сидон и Тир - не участвовали в коалиции. Вероятно, они имели сильный флот и слабую сухопутную армию; им нечего было делать в таком сражении.

Торговля и колонизация

Финикийские винные амфоры.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что со времени Хирама история Финикии стала историей Тира .

Изменились названия: Хирам именуется в ТАНАХе царем Тира , а Этбаал, правивший во времена царей Северного Израильского царства Омри и Ахава , называется царем сидонян (I Ц. 6:31,32), хотя его престол находился в Тире.

В правление Хирама началась финикийская (фактически, тирская) колонизация Средиземноморья, преследовавшая цель установить контроль над морскими торговыми путями. Никакой другой финикийский город не создавал колоний.

Одной из древнейших, если не самой древней, колонией был упоминаемый в Библии Китим (Берейшит 10:04) - Китион, нынешняя Ларнака на острове Кипр . Финикийские колонии были основаны на Родосе и других островах Эгейского моря, а также в Анатолии .

Финикийская экспансия отражена в греческих источниках. Согласно греческому мифу, финикийский царевич Кадм, научивший греков писать, прибыл в Беотию с Родоса (Геродот , Персидские войны, 5:57-58).

О финикийцах упоминается в поэмах Гомера, например:

Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,

Злой кознодей, от которого много людей пострадало;
Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,
Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним:
Там я гостил у него до скончания года. Когда же
Дни протекли, миновалися месяцы, полного года
Круг совершился и Оры весну привели молодую,
В Ливию с ним в корабле, облетателе моря, меня он
Плыть пригласил, говоря, что товар свой там выгодно сбудем;
Сам же, напротив, меня, не товар наш, продать там замыслил...

Фукидид писал, что финикийцы основали свои поселения вокруг острова Сицилия , оттуда дошли на севере до Сардинии , на юг - на Мальту и Гозо, затем в Северную Африку, а оттуда - на запад, в Испанию (​​Пелопоннесской войны, 6:2). Согласно археологическим данным, финикийские колонии действительно были в Сицилии , Сардинии , на Корсике, Мальте , в Северной Африке: Утика и Карфаген (Карт-Хадашт, 814-813 до н. э.). Следы существования Карфагена найдены пока в слоях не ранее второй половины VIII в. до н.э.

Самым известным товаром финикийцев была пурпурная (фиолетовая) краска из раковин моллюсков Murex. Второй по значимости - ткани высокого качества (висон) из Тира , Библоса и Берита . Финикийцы умели окрашивать ткани. Разноцветные одежды от финикийцев упоминаются почти во всех списках ассирийских царей.

Финикийский экспорт включал также кедровую и сосновую древесину, вышивки из Сидона, вино, металлоизделия и стекло, глазурованый фаянс, соль и сушёную рыбу. Кроме того, финикийцы вели важную транзитную торговлю.

Резьба по металлу и дереву стала финикийской специальностью, и финикийские изделия из золота и других металлов была также хорошо известны. Они производили также изделия из слоновой кости, статуэтки, ювелирные изделия и печати.

Дутое стекло, вероятно, изобретено в прибрежной зоне Финикии в 1-ом веке или ранее. Они не изобрели собственно стекло, а разработали технологию его производства.

Поскольку все изделия делались на продажу, финикийцы подлаживались под стили других стран, чтобы угодить вкусам покупателей.

В конце VIII века до н.э. началась греческая колониальная экспансия в Средиземном море - в тех же местах, где действовали финикийцы. Греки сразу стали опасными конкурентами и военными противниками финикийцев.

Примерно в середине VII века до н.э., когда Тир вёл войны за свою независимость, колонии в Испании и Сицилии были предоставлены сами себе в условиях усилившейся войны с греками. После этого они объединились под властью Карфагена и стали фактически отдельным государством.

Контакты с Тиром превратились в чисто религиозные: каждый год из колоний отправлялись налоги ("десятина") в храм тирского Ваала - Мелькарта ("царя города", то есть царя Тира; по мнению некоторых исследователей - царя того света ).

О мореходных достижениях финикийцев говорит экспедиция, которая была проведена финикийскими моряками по заданию фараона Неко (610-595 гг. до н.э.). Они вышли из порта на Красном море на юг, обошли вокруг Африки и вернулись в Египет с запада, через Гибралтарский пролив. Геродот , сообщивший об этом плавании (Персидские войны, 4:42), подал это как моряцкие враки, приведя в доказательство "невероятную" деталь: часть пути они видели солнце на севере. Именно это доказывает достоверность рассказа, поскольку видеть такое могли лишь побывавшие в южном полушарии.

Другое знаменитое плавание финикийцев - экспедиция Ганнона в Центральную Африку (предположительно, до Берега слоновой кости) в начале V века до н.э.

Под властью империй

В правление ассирийского царя Ададнирари III (810-783 до н. э.) Тир и Сидон числились среди данников Ассирии . Не установлено, входили ли они в единую провинцию или образовывали два разных подчинённых государства. Тир всегда упоминался первым в ассирийских списках финикийских городов, даже после отделения Сидона, что указывает на его лидерство в Финикии. В ТАНАХе тоже списки финикийских городов начинаются всегда с Тира (Ис. 23; Иер. 47:4; Зах. 9:02).

Еще в V веке нашей эры в Северной Африке был найден деревенский диалект пунического языка, потомка финикийского.

О языке первых поселенцев ничего не известно кроме того, что он был семитским. Существует прослойка в угаритской лексике, которая для западно-семитских языков имеет необычно близкое родство с аккадским; возможно, это остатки самой ранней речи в сиро-палестинской области.

Первые вещественные доказательства для языка, на котором говорили в Ханаане, происходит из текстов проклятий , черепков (ок. 1900 г. до н.э.) или фигурок (ок. 1825 до н.э.) с написанных на них именами мятежных правителей и их населенных пунктов в Ханаане.

Это был язык, впоследствии (около начала XIV века до н.э.) разделившийся на "язык Ханаана" (Ис. 19:18) и арамейский . Его обычно называют западносемитским.

В языковом отношении наиболее ранним финикийским диалектом можно, с оговорками, считать угаритский . Почти совпадает с ним по времени язык Габла (Библа), но его памятники крайне скудны. Намного богаче представлен финикийский Тира и Сидона , а также колонии Тира - Карфагена (фин. qart ḥedeš "новый город").

Язык продержался в колониях Северо-западной Африки до конца IV века; ещё дольше - на Сардинии и Мальте . В собственно Финикии он исчез в эллинистические времена, вытесненный арамейским и греческим.

Хотя финикийцы использовали клинопись (месопотамское письмо), они также разработали свою собственную письменность. Финикийским алфавитным письмом из 22 букв пользовались в Библе еще в 15 веке до н.э. Этот метод письма, позже принятый греками, является предком большинства современных алфавитов .

Самый ранний финикийский алфавитный текст датируется XI веком до н.э.; там уже был использован алфавит из 22 согласных.

Ученый мир познакомился с финикийской цивилизацией только в XIX веке, но с тех пор не проходит и десятилетия, чтобы он не открыл в ней какую-нибудь очередную тайну. Оказывается, древние жители восточного побережья Средиземного моря изобрели алфавит, радикально усовершенствовали кораблестроение, проложили маршруты до самых пределов известного в их эпоху мира даже существенно раздвинули эти пределы. В определенном смысле они стали первыми «глобализаторами» — связали Европу, Азию и Африку всепроникающей паутиной торговых путей. Но в награду за все это финикийцы прослыли бессердечными, лживыми, бессовестными людьми и к тому же изуверами, приносящими своим богам человеческие жертвы. Последнее, впрочем, было правдой.

В 1860 году вместе с французским экспедиционным корпусом в Ливане высадился известный историк Эрнест Ренан, будущий автор знаменитой «Жизни Иисуса». Он знал, что когда-то здесь находились города таинственного народа финикийцев, о котором часто упоминается в Библии и в трудах античных авторов. И вскоре нашел их - на побережье. Руины стояли, заросшие густой травой, и никого особенно не интересовали. Один из этих городов, рядом с которым примостилось теперь небольшое арабское селение Джубайль, француз идентифицировал как легендарный Библ , или Гебал. Там ему даже удалось найти несколько древнеегипетских надписей на табличках и статую рогатой богини.

Впрочем, находки эти были не слишком впечатляющими, так что на много лет о Финикии снова забыли. Только в 1923 году известный египтолог Пьер Монтэ продолжил раскопки в Библе и открыл четыре нетронутые царские гробницы с золотыми и медными украшениями. Там же обнаружились тексты, записанные уже не египетскими иероглифами, а неизвестным буквенным письмом. Вскоре лингвистам - по аналогии с более поздним древнееврейским, а также некоторыми другими видами письма - удалось расшифровать его. Так началось изучение древней Финикии .

Финикийские города-государства существовали на узком отрезке (всего около двухсот километров) ливанского и сирийского побережий - с небольшими перерывами почти сорок столетий подряд, начиная с IV тысячелетия до н. э. Естественно, что их архаические названия дают представление в основном об окружающей природе. Тир , к примеру, - это «скала», Сидон (нынешняя Сайда) - «рыбное место». Впрочем, встречаются и позднейшие этимологии, связанные с деятельностью самих жителей: Библ происходит от греческого названия египетского папируса (его отсюда вывозили), Берит (современный Бейрут), - вероятно, от слова «союз», и так далее. Всего археологи насчитывают полтора десятка поселений, и больших, и совсем незначительных, похожих, скорее, на деревни.

Их прославленные обитатели принадлежали к западным семитам (впрочем, историки не вполне уверены в таком этногенезе: возможно, это была и гремучая смесь из шумеров с эламитами, жителями юго-западной части Иранского плоскогорья) и называли себя ханаанеями, а свою родину - Ханааном, «страной пурпура». Такое название, скорее всего, было связано с цветом местных тканей, окрашенных пурпуром морских ракушек-иглянок. Однако главным предметом ханаанского экспорта стали не они, а знаменитый ливанский кедр, которым на Ближнем Востоке отделывали дворцы и храмы.

Греки дали своим торговым партнерам и соперникам другое имя - финикийцы (фойникес), что значит «красноватые» или «смуглые». От него произошло и латинское «пуны», из-за которых войны Рима с финикийским Карфагеном называют Пуническими.

Хребты Ливанских гор не только защищали приморские города от захватчиков, но и отделяли их друг от друга. Вероятно, поэтому за всю историю они так и не создали полноценного единого государства. Каждый город, большой или маленький, был независимым, управлялся собственным царем и поклонялся своим богам . В целом же политическая история Финикии известна мало - хоть ее жители и создали первый алфавит, их свитки до нас не дошли. Во влажном климате Леванта папирус, на котором они писали, хранился недолго. До нас дошли только краткие тексты на каменных плитах и скупые сведения античных писателей. Имеется, правда, и еще один важный источник - переписка финикийских государей с владыками Египта, сохранившаяся в стране фараона благодаря более засушливому климату. Эти обрывки сведений в сочетании с данными раскопок и позволили восстановить судьбы древних рыбацких поселков, которые постепенно обрастали крепостными стенами и обзаводились признаками цивилизации. Первым эту эволюцию претерпел Библ, куда уже в начале III тысячелетия до н. э. фараоны снаряжали экспедиции за древесиной. Еще во времена Снофру, правившего в середине III тысячелетия до н. э., к берегам Нила прибыли из Ливана «сорок кораблей, наполненных кедрами». Кедр использовали не только для строительства, но и как источник душистой смолы. Ею окуривали помещения и для лучшей сохранности пропитывали бинты мумий.

Финикийские корабли
Большинство историков связывают радикальный переворот в кораблестроении с появлением в Средиземноморье «народов моря» в XII веке до н. э. Именно после этого финикийцы начали строить корабли нового типа, способные совершать дальние плавания и нести на себе большой груз. Превосходным материалом для них стал ливанский кедр, а связи с другими странами дали финикийским корабелам возможность заимствовать технические новинки. Их корабли были не плоскодонными, а килевыми, как у «народов моря», что сильно увеличивало их скорость. Мачта по египетскому образцу несла прямой парус на двух реях. Вдоль бортов в один ряд располагались гребцы, а на корме были укреплены два мощных весла, которые использовались для поворота судна. Во вместительный трюм загружали амфоры или кожаные бурдюки с зерном, вином, маслом. Иногда для сохранности трюм заливали водой. Более ценные товары размещали на палубе, которая ограждалась деревянными решетками. На носу корабля закрепляли громадный сосуд для питьевой воды. Длина такого судна достигала 30 метров, экипаж состоял из 20-30 человек. После Х века до н. э. у финикийцев появились специальные боевые суда. Они были легче торговых, но длиннее и выше - гребцы располагались на двух палубах для большей скорости. Над ними возвышалась узкая площадка, защищенная щитами, с которой воины во время битвы обстреливали врага из луков и забрасывали дротиками. Но главным оружием был грозный таран, обитый медью и поднятый над водой. Корма корабля вздымалась вверх, как хвост скорпиона. Большие поворотные весла размещались не только на корме, но и на носу, что позволяло почти мгновенно совершить поворот. Корабль мог перевозить до сотни человек - воинов, команду и гребцов, которыми часто были рабы. Финикийские корабли были лучшими на Древнем Востоке, из них состоял флот Ассирии, Вавилона, Персидской империи. К IV веку значительная часть ливанских кедров была вырублена, что привело к упадку кораблестроения. В результате финикийцы были вытеснены с торговых путей греками, чьи корабли оказались более совершенными.

Схема финикийской триремы:
1. Гребцы верхнего ряда - траниты. Все гребцы должны были работать крайне слаженно: расстояние между концами весел составляло всего 30 см
2. Мачта и парус. При патрульном плавании паруса поднимали, а перед сражением - опускали
3. Сдвоенные кормовые весла для управления судном
4. Капитан триремы - триерарх
5. Малый парус «артемон» располагался на наклонной мачте
6. Рулевой
7. «Всевидящее око» - древний морской символ-оберег
8. Таран
9. Гребцы среднего ряда - зигиты
10. Гребцы нижнего ряда - таламиты

Греко-финикийская трирема, или триера (ок.VI века до н. э.), созданная коринфянами, позже стала основным боевым кораблем Средиземноморья во время Пунических войн (264-146 годы до н. э.). Главным «встроенным» оружием триремы был таран, продолжавший килевой брус. Характеристики корабля: водоизмещение - до 230 т, длина:- 38-45 м, ширина корпуса - 3-4 м, длина весел - 4,25-4,5 м, осадка-0,9-1,2 м

«Пурпурные» паруса

Благодаря торговле с Египтом жители Финикии получили доступ к новейшим достижениям этой древнейшей державы. Их правители накопили немалые богатства, которые, конечно, притягивали алчные взоры соседей. Около 2300 года до н. э. страну захватили родственные семитские народы, принесшие с собой слова «ханаанеи» и «Ханаан». Заселили они тогда и соседнюю Палестину, где стали заниматься привычным сельским хозяйством, а в Финикии, напротив, привыкли к городской жизни и слились с прежним населением. В результате связи с «великим южным соседом» не только не прервались, но и укрепились. Во II тысячелетии до н. э. в Библе и других городах начали производить множество ремесленных изделий - золотые и серебряные фигурки, керамику, а также стекло. Технология его изготовления была «вывезена» из Междуречья , но именно финикийцы довели ее до совершенства. Они первыми научились делать из стекла украшения, посуду и даже зеркала.

Многие из этих маленьких шедевров подражали египетским образцам и производились с явным расчетом на экспорт. Неудивительно, что финикийские товары заполнили весь тогдашний мир - их можно было встретить от Британии до Индии. (Кстати, лакомые плоды финики тоже имеют отношение к финикийцам. Как и название их исторической родины, это слово от греков перешло к русским. А вот в остальных языках утвердилось другое название фиников, происходящее от арабского «датт». Например, английское - «date».)

Причиной подобной товарной экспансии послужило одно ценнейшее приобретение ханаанеев, непосредственно связанное с торговлей. У «народов моря», осевших в Восточном Средиземноморье в XIII веке до н. э., они переняли искусство строить быстроходные килевые суда, способные идти как под парусом, так и на веслах. В результате ливанские мореходы стали истинными владыками средиземных вод и, кстати, изменили расклад сил в самой Финикии. Кедровый Библ уступил теперь первенство Сидону, разбогатевшему на торговле стеклом (оно и дороже древесины, и перевезти его за один рейс можно в большем количестве). А еще чуть позже вперед вырвался Тир, который специализировался на производстве пурпурных тканей. Тирский пурпур ценился на вес золота, что объяснялось большой трудностью его производства - для изготовления одного фунта ярко-красной, не блекнущей с годами краски требовались десятки тысяч раковин.

Судьба Карт-Хадашта
Карфаген , основанный беженцами из Тира в 825 году до н. э., год от года богател благодаря контролю над морскими путями. Карфагенские корабли стерегли пролив между Тунисом и Сицилией, ходили по всему Средиземноморью и даже в Атлантику, привозя оттуда ценные товары. Постепенно карфагеняне подчинили финикийские колонии в Испании и Северной Африке, захватили острова Сардиния и Корсика. Покоренное население платило городу дань и поставляло рабов, которые работали на полях и в ремесленных мастерских. Городом управлял совет знатных купеческих родов, избиравший на год двух «судей» - суффетов. Иногда одно из семейств захватывало власть, но потом соперники свергали его и восстанавливали олигархию. Главным богом Карфагена был врачеватель Эшмун, но не меньшим почетом пользовался грозный Баал-Хаммон - «господин огня». Его супругой считалась богиня Тиннит; в жертву этой паре горожане приносили пленников, а в самых ответственных случаях - собственных детей. К V веку до н. э. население города достигло 100 тысяч человек. Из-за скученности здесь приходилось возводить многоэтажные дома, и позже этот опыт заимствовали римляне.

В своей экспансии Карфаген столкнулся с греками, также основавшими колонии на берегах Средиземного моря. Борьба шла с переменным успехом, пока на стороне греков не выступил крепнущий Рим. В Первой Пунической войне (264-241 годы до н. э.) карфагеняне потерпели поражение и лишились Сицилии и Сардинии. На море они по-прежнему были сильны, но на суше их армия, состоявшая из наемников, легко обращалась в бегство. В 241 году до н. э. наемники восстали в самом Карфагене, соединившись с местными жителями - ливийцами.

Город спас полководец Гамилькар Барка, который создал новую армию из карфагенян и захватил Испанию, превратив ее в плацдарм борьбы против Рима. В 218 году до н. э. сын Гамилькара Ганнибал вторгся с большим войском в Италию, уничтожив римские легионы в нескольких сражениях. Битва при Каннах (216 год до н. э.) стала хрестоматийным примером окружения и уничтожения вражеских сил - в ней погибли 30 тысяч римлян. Но Ганнибалу не хватило сил для взятия Рима, и он был вынужден покинуть Италию. Создав мощный флот, римляне высадились в Африке и в 202 году до н. э. разгромили карфагенян при Заме. По мирному договору Карфаген терял все свои владения и сокращал армию. Он также обязался выдать врагам Ганнибала, однако непобедимый полководец успел бежать из страны. Карфаген постепенно пришел в упадок, но продолжал страшить римлян. В 149 году до н. э. они объявили городу новую войну и через три года взяли его штурмом. Почти все карфагеняне были уничтожены, здания разрушены, а развалины засыпаны солью в знак вечного проклятия. Позже здесь существовал римский город, уничтоженный варварами в VI веке. Сегодня раскопанный археологами Карфаген превращен в музей, который ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

Карфаген должен быть…построен

Однако за процветанием наступил (в XIV веке до н. э.) иной период. С востока на Финикию обрушились кочевые племена амореев, а с юга - древние евреи (хабиру), которые огнем и мечом прошли по Палестине, изгнав оттуда ханаанеев. Египет, ослабленный внутренней смутой, которую вызвал религиозный переворот Эхнатона, не смог помочь своим союзникам. Тщетно правитель Библа Риб-Адди взывал к фараоновым вельможам: «Пришлите скорее войска, чтобы спасти меня!» Брошенный на произвол судьбы, он был убит, а остальные финикийские цари поспешили признать власть пришельцев. Вскоре, правда, страна на некоторое время вернулась в орбиту египетской политики, но теперь ей постоянно угрожали новые и новые завоеватели - хетты, «народы моря», ассирийцы. Это не могло не повлиять на ухудшение нравов горожан. В начале XI века до н. э. чиновник Унамон из Фив описал свои злоключения в финикийских землях: царь Библа Чекер-Баал не только отказался дать ему кедровое дерево, но и пытался продать гостя в рабство.

Перенаселение и постоянная угроза вторжений заставляли финикийцев сниматься с родных мест и искать лучшей доли за морем. Весьма кстати тут пришлось появление еще одного нового типа судов, способных совершать дальние плавания. К IХ веку до н. э. в Испании, Италии, Северной Африке насчитывалось около 300 постоянных финикийских колоний. Самой известной из них стал Карфаген - по-финикийски Карт-Хадашт, «новый город». Его основала некая царевна Элисса, фигурирующая в «Энеиде» Вергилия как Дидона, возлюбленная Энея. Она бежала из Тира в 825 году до н. э. после очередного дворцового переворота и, приплыв со своими людьми в Тунис, попросила у местного ливийского вождя дать ей столько земли, сколько займет бычья шкура. Тот с готовностью согласился, и тогда хитроумные ханаанеи разрезали шкуру на тонкие полоски, огородив ими весьма солидный участок.

После смерти легендарной Дидоны Карфаген стал олигархической республикой, могущество которой смогли подорвать лишь римляне в III веке до н. э. Было это, скорее, исключением - прочие финикийские колонии (в отличие, кстати, от греческих), как правило, оставались в подчинении своих левантийских метрополий. Впрочем, это не помешало прославиться на весь античный мир таким городам, как Гадес (нынешний Кадис), сицилийский Панорм (Палермо), Утика в Тунисе. Вдобавок финикийцы заселили Алалию (Корсика), Мальту и другие острова Средиземного моря.

Понятно, что из-за пиратства для успешных плаваний требовались не только мирные, но и военные корабли. Уступая по размеру боевым судам других народов, финикийские превосходили их по маневренности и потому долго не знали поражений в морских баталиях. И это позволяло их командам вполне безнаказанно грабить и похищать людей во всех пределах. Так, согласно Геродоту, они захватили дочь аргосского царя Ио, возлюбленную Зевса. Когда она с другими девушками разглядывала диковинные ткани, разложенные на палубе, финикийские купцы втолкнули ее в трюм и быстро отчалили. Без сомнения, таких случаев было немало. Еще в самую раннюю эпоху классической Греции у Гомера встречаются нелестные прозвища применительно к ханаанеям - «коварные обманщики», «злые кознодеи». Да и в первом веке уже нашей эры Цицерон все еще называет их genus fallacissimus (наиковарнейшим народом). Дурная слава оказалась устойчивой, но большинство финикийцев, видимо, все же торговали честно. Иначе, что заставило бы народы Средиземноморья по своей воле вести с ними дела даже после крушения безраздельного морского могущества Тира и Сидона - в течение многих веков?

Ханаанеи и «народы моря»
Около 1250 года до н. э. на Восточное Средиземноморье обрушились неведомые пришельцы, получившие название «народы моря». На своих легких кораблях они вторгались на побережье, грабя и сжигая все на своем пути. Под их натиском пали богатый Угарит и могущественная Хеттская держава, а Египет едва смог устоять, напрягая все силы. Примерно тогда же мир узнал о финикийских мореходах, и у историков не раз возникал соблазн связать их с «народами моря». Однако среди перечисленных в древних надписях пиратских племен финикийцев нет. Зато упоминаются шардана (сардинцы), турша (этруски), акайваша (греки-ахейцы), дануна (данайцы), пуласти (филистимляне) и другие. Очевидно, все они жили в Греции и Малой Азии, пока перенаселение или вторжение врагов не вынудили их сдвинуться с места. Часть из них - например, те же ахейцы, - ограничивалась грабительскими набегами, другие переселялись целиком, захватывая новые районы. При этом филистимляне и чекеры разместились в Палестине и Сирии, в непосредственной близости от финикийцев. Вероятно, именно они научили жителей Ханаана строить корабли нового килевого типа, позволив им достичь больших успехов в мореплавании и торговле. Однако этнического родства между ними не было. «Народы моря», или большая их часть, принадлежали к индоевропейской семье, а финикийцы, как известно, были семитами.

Другие берега

Вначале продавцы и покупатели обменивали товары «на глаз», по взаимному согласию. Потом в употребление вошли ценовые эквиваленты - слитки серебра, золота или меди. А после появления в Лидии в VII веке до н. э. первых монет финикийские города, видимо, очень скоро переняли обычай их чеканки, хотя самые древние дошедшие до нас сидонские деньги относятся только к IV веку до н. э. Они получили название «сиклей», или «шекелей», заимствованное позже евреями.

Постепенно характер финикийской торговли изменился- финикийцы стали продавать не только отечественные товары. Так, они перепродавали медь с Кипра, серебро из Испании, олово с далеких Британских островов. Даже из Индии купцы - вероятно, через посредников - привозили слоновую кость. В поисках новых рынков сбыта и пополнения запасов они смело устремлялись в неизвестность. В VI веке до н. э. карфагенянин Ганнон с флотилией из 60 кораблей проплыл вдоль западного берега Африки до самой Гвинеи, замечая по пути бегемотов, «диких волосатых людей» (горилл), огненную «колесницу богов» (очевидно, вулкан на нынешнем острове Фернандо-По) и прочие невиданные чудеса. Его земляк Гимилькон, в свою очередь, совершил вояж к северу от Европы, до самого «застывшего моря». Он оставил известия о странном водоеме, где царит вечный мрак и водоросли препятствуют движению кораблей, - приходится предположить, что речь идет о Саргассовом море, а раз так, то финикийцы вполне могли побывать и в Америке. В Новом Свете действительно неоднократно находили финикийские надписи, но они всякий раз оказывались подделками любителей сенсаций. Вообще, вопрос о конкретных маршрутах ханаанеев остается туманным. Во многом эта неясность объясняется тем, что свои навигационные карты они считали секретнейшими документами государственного значения.

Между Соломоном и Навуходоносором

В Х веке до н. э. первенство в Финикии окончательно перешло к Тиру. Правитель этого города Хирам вступил в союз с иудейским царем Соломоном и помог ему возвести дворец и величественный храм в Иерусалиме. Финикийцы не только отправили к своему новому другу мастеров, но и снабдили материалами - кедровыми бревнами, медью, золотом, а в уплату взяли зерно и скот, которых им всегда не хватало. Кроме того, царь Соломон позволил им участвовать в торговле с легендарной страной Офир, которая находилась то ли в Африке, то ли в Южной Аравии. Первая экспедиция, вышедшая из Эцион-Гавера (Акабы), привезла обратно 420 талантов золота, то есть больше тонны. В том же порту финикийцы и израильтяне создали «совместное предприятие» по выплавке меди, которая частью отправлялась в Офир для обмена на другие металлы. В этот период между двумя великими народами древности возникли династические связи. Среди жен любвеобильного Соломона были и финикиянки, а один из его преемников Ахав женился на Иезавели, дочери тирского жреца. Эту решительную даму Библия ославила за жестокость, а также за то, что она пыталась внедрить в Израиле культ своего бога Баала. «Злобную Иезавель» ждал весьма печальный конец: ее выбросили из окна дворца и затоптали лошадьми.


Обе страны тесно сотрудничали до VII века до н. э., когда левантийские приморские города вместе с Израилем и Иудеей стали жертвами новых завоевателей - ассирийцев. Еще в 877 году до н. э. их царь Ашшурнасирпал II с большим войском явился в Финикию и вынудил ее жителей выплатить ему дань золотом, слоновой костью и, конечно, кедром. С каждым годом этот «налоговый» гнет все усиливался, что побуждало ханаанеев к частым восстаниям. После одного из них в 680 году до н. э. новый повелитель захватчиков, Асархаддон, разрушил древний Сидон и угнал всех его жителей в плен. Валерий Брюсов так пересказал русскими стихами его хвастливую надпись: «Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. // Сидон я ниспроверг и камни бросил в море». Однако уже через несколько лет порт возродился. Ассирийские цари остро нуждались в финикийских кораблях для морских экспедиций и доставки товаров, например меди и железа, из которых они ковали оружие. Однако Ханаан был обложен тяжелой податью и обязывался регулярно отсылать в Ниневию самых умелых мастеров и зодчих.

Впрочем, это продлилось недолго. К 610 году до н. э. Ассирия была уничтожена, а Финикии пришлось противостоять новому захватчику - вавилонянину Навуходоносору II. Он дважды осаждал Тир, но так и не смог взять город. Грозному воителю пришлось смириться с независимостью Тира и даже предоставить его купцам немалые привилегии. Но время было упущено - утерянные за время «ассирийского плена» и прочих напастей позиции в морской торговле прочно заняли греки и карфагеняне.

Наследники вавилонских банкиров

Пришлось искать новую сферу деятельности, в которой финикийцы пока еще не имели соперников. Ею стало посредничество - обмен валют и кредит. Тир и Сидон сделались важнейшими финансовыми центрами Древнего мира - во многом благодаря покровительству персидских царей, которые захватили тогда владения Вавилона. В 525 году до н. э. Камбиз при помощи финикийского флота захватил Египет и в благодарность объявил ханаанеев «царскими друзьями», передав им в залог этой дружбы несколько городов Палестины. Персидская администрация надежно охраняла купцов из Леванта в любом уголке царских владений. Те платили верной службой - помогали Дарию и Ксерксу в их знаменитых походах на Грецию (как всегда, предоставляли суда). При этом убивали двух зайцев - задабривали покровителей и ослабляли главных конкурентов на морях.

…Войдя в состав Персидского царства, Финикия к тому же смогла лучше изучить традиции банковского дела, возникшего в Вавилоне еще во II тысячелетии до н. э. Ассиро-вавилонские банкиры вначале были обычными ростовщиками, которые выдавали ссуды на определенный срок под проценты. Потом они перешли к более сложным операциям - давали купцам кредиты на отдельные коммерческие операции, принимали и выдавали вклады и проводили безналичные расчеты между разными городами (для этого использовались кожаные чеки с печатями того или иного финансового учреждения).

Ту же практику переняли финикийцы - чеки, правда, до нас не дошли, но их описания встречаются в античных сочинениях. И если вавилонские и ассирийские дельцы обслуживали в основном своих соплеменников, то финикийцы - впервые вывели «бизнес» на международную арену. Их услугами пользовались практически все негоцианты Восточного Средиземноморья, цари, народные собрания греческих полисов. На рубеже VI и V веков до н. э. Тир и Сидон играли ту же роль «всемирного банка», что в наши дни - Швейцария.

Вначале были буквы

Для упрощения учета товаров финикийцы, наверное, и изобрели алфавит, название которого произошло от его первых букв - «алеф» (бык) и «бет» (дом). Впрочем, изобретение это состоялось задолго до персидского периода - примерно в середине II тысячелетия до н. э. Постепенно алфавит вытеснил другие текстовые системы, так как был не в пример им удобен, несмотря на то, что среди 22 его знаков не нашлось места гласным, которые только потом догадались обозначать особыми символами или заменять похожими по звучанию согласными.

Как бы то ни было, значение этого алфавита переоценить невозможно - замена сотен иероглифов двумя десятками букв намного облегчила усвоение грамоты. Параллельно финикийцы распространили по Средиземноморью удобный материал для письма - папирус. Не случайно по-гречески книга стала называться «библион» - по финикийскому названию этого материала и ханаанского города одновременно.

Финикийский алфавит положил начало грамоте подавляющего большинства народов мира. С одной стороны, от него произошли еврейская, арамейская и арабская письменности, так и не обзаведшиеся гласными и направленные по древнему обычаю справа налево. С другой - его уже в IX веке до н. э. усвоили греки, которые изменили направление чтения и добавили гласные, как этого настоятельно «требовал» их язык. От греческого алфавита произошли, в свою очередь, латинский, славянский, грузинский и армянский. Все они обязаны своим существованием какому-то неведомому жрецу или торговцу из Библа или Сидона. Кто знает - возможно, не будь его, школьники Москвы и Еревана до сих пор заучивали бы вместо букв сотни сложных иероглифов.

Потребности торговли вынуждали финикийцев овладевать научными знаниями. Мореплавателям требовалось умение находить путь по звездам, что предполагало знание астрономии. Торговцу нужно было иметь представление о способах производства товаров, которые он покупал, о разных ремеслах, ориентироваться на местности, знать обычаи и желательно - языки других народов. По этой причине купцы стремились дать своим детям разностороннее образование, обучая их математике, чтению и письму, а также военному искусству. Географ Страбон писал, что финикийцы «занимались научными исследованиями в области астрономии и арифметики, начав со счетного искусства и ночных плаваний. Ведь каждая из этих отраслей знания необходима купцу и кораблевладельцу».

Вероятно, в финикийских городах имелось много школ, хотя до нас не дошли ни сведения о них, ни сочинения местных писателей и ученых. Мы знаем имя мудреца Санхуньятона из Берита (Бейрута), который «еще до Троянской войны» написал историю Финикии. В 1836 году немецкий пастор Фридрих Вагенфельд издал якобы обнаруженный им труд этого Санхуньятона, но он оказался подделкой. Ученым приходится довольствоваться фрагментами труда, дошедшими до нас в пересказе греческого автора Филона Библского.

Известны были также историк Исократ и философ Мох, который будто бы задолго до Демокрита догадался о существовании атомов. В эллинистическую эпоху прославились уроженцы Финикии - мыслитель Зенон из Китиона на Кипре (не путать с Зеноном из Элеи, автором известных парадоксов-апорий) и поэт Антипатр Сидонский, писавшие по-гречески. Наконец, в сочинении Иосифа Флавия «О древности иудейского народа» сохранились отрывки тирских летописей. Вся остальная богатая литература Финикии погибла. Труды историков и писателей Карфагена, от которых не осталось даже имен, были сожжены римлянами после взятия города в 146 году до н. э.

Адонис и Астарта
Самый знаменитый из финикийских мифов повествует о пастухе Адонисе, чье имя в переводе означает «господин». Он был так прекрасен, что в него влюбилась богиня Астарта (в греческом варианте Афродита). Из ревности ее супруг, бог войны Решеф, наслал на юношу дикого кабана, который смертельно ранил его на охоте. Из крови Адониса выросли розы, а из слез оплакивающей его Афродиты - анемоны. Любовь богини была так велика, что она сделала юного красавца бессмертным, позволив ему раз в году, весной, возвращаться на землю. Эту легенду передают греческие авторы, добавляя, что Адонису поклонялись на всем Ближнем Востоке. В его образе отразилась фигура умирающего и воскресающего бога плодородия, подобного аккадскому Таммузу, египетскому Осирису, фригийскому Аттису. В Тире его знали под именем Мелькарта, в Сидоне - Эшмуна. Писатель Лукиан сообщал, что в Библе каждую весну проходили шумные празднества в честь Адониса. В первый их день жители плакали и раздирали одежды в знак скорби по мертвому богу. На другой день все радовались его воскрешению, плясали и пили вино, а жены и дочери горожан считали своим благочестивым долгом отдаваться первому встречному. В память об Адонисе финикийцы завели обычай выращивать в горшках всякую зелень, став, таким образом, основателями комнатного цветоводства. Тот же Лукиан сообщает, что река, протекающая через Библ, весной окрашивалась в красный цвет, и финикийцы считали, что в ней течет кровь Адониса. Уже в то время ученые догадались, что истинная причина этого явления - красноватая почва, смытая в реку во время половодья.

Меднорукий Молох

Очень мало известно и о финикийской религии. Отчасти в этом виновны сами жители Ханаана, которые из страха перед богами не желали произносить священных имен. Их заменяли почтительными прозваниями Эл (собственно, «бог»), Баал («господин»), Баалат («госпожа»). Позже точно так же табуировали имя Сущего и евреи, заменявшие слово Яхве «прозвищами» наподобие Адоная или Саваофа.

По немногочисленным мифам и находкам археологов можно заключить, что в каждом финикийском городе имелся, как уже говорилось выше, свой собственный пантеон, в который входили обычно главный бог, его жена, богиня плодородия, и их сын. Правда, встречались и другие триады - например, в Тире в VII веке до н. э. «царили» повелитель небес Баал-Шамем, морской владыка Баал-Малаки и воитель Баал-Цафон. Небесный «царь», обычно носивший имя Эл, не особенно интересовался земными делами, и жертв ему почти не приносили. Зато море, кормилец и защитник торгового народа, нуждалось в постоянном внимании и почтении. Бога плодородия - знаменитого Мелькарта стали считать главным покровителем Тира, хотя иногда эта роль переходила к «богу алтаря благовоний» Баал-Хаммону. Оба бога соперничали за любовь прекрасной Астарты - единственной богини, которой поклонялись все финикийцы. Она воплощала жизнь и любовь, хотя часто ее поступки были непредсказуемы и коварны. В Библе ее супругом считали юного красавца Адониса, в Сидоне - бога-врачевателя Эшмуна.

Финикийские храмы представляли собой огороженную площадку со зданием внутри - «домом бога» (бетиль). Так назывались и священные камни, в которые воплощались высшие силы. Такие камни помещались в «доме бога» вместе со статуями и священными книгами - отрывки из них зачитывали по большим праздникам. Часто при храмах имелись деревья и источники, тоже почитавшиеся неприкосновенными. А порой ханаанеи обходились вообще без храмов, принося жертвы в рощах или на вершинах гор. Закалывали во славу богов крупный и мелкий скот, резали птиц, «дарили» им зерно, вино, молочные продукты. Затем все это сжигалось на каменном алтаре под пение гимнов и воскурение благовоний.

Стилизованные бронзовые фигурки (XVIII-XIV века до н. э.) - дар божествам, приносимый в благодарность или по обету. Из храма Обелисков в Библе

Но самой ценной жертвой были люди. Под башнями и воротами вновь возводимых городов закапывали младенцев. После военных побед закалывали пленных. А когда приходила беда, не щадили даже собственных детей. В отрывке из Санхуньятона говорится: «Во время великих бедствий финикийцы приносили в жертву кого-нибудь из самых дорогих людей». Диодор Сицилийский, со своей стороны, оставил сообщение о медной статуе божества, из рук которого обреченное дитя падало в огонь. Эту статую прозвали Молохом - то есть, по-ханаанейски, просто «царем», - что и породило легенду о жестоком боге с таким именем. На самом деле никакого Молоха не было, а жертва посвящалась высшим покровителям города. Отчего ей, разумеется, было не легче.

Мечты о независимости

В период персидского владычества финикийские города впервые объединились в союз. Это случилось в IV веке до н. э., когда жители Тира, Сидона и Арвада выбрали своим центром старое поселение, назвав его Триполи (по-гречески «трехградье»). Там собирался обще-финикийский совет - своего рода парламент из 300 человек. К тому времени городами формально по-прежнему правили цари, но на деле власть перешла к богатейшим торговцам и банкирам. Иногда они свергали формального государя и передавали его полномочия судьям-суффетам, избираемым на год.

В громадной Персидской державе финикийцы чуть ли не впервые за свою историю изведали выгоды мира и законности, смогли пользоваться хорошо налаженной системой дорог и почтовых сообщений. И в итоге случилось неизбежное - они забыли о прежних лишениях, «зазнались» и начали выходить из повиновения монарха. Например, когда он повелел Тиру и Сидону готовить флот для похода на Карфаген, те решительно отказались выступать против сородичей.

Дальше - больше: в финикийских головах зародилась мысль о независимости. В 350 году до н. э. они подняли восстание под руководством некоего Теннеса, но силы оказались неравными. Семь лет спустя царь Артаксеркс III дотла разорил Сидон, истребив 40 тысяч его жителей. А затем пришел последний завоеватель - Александр Македонский, который в 332 году до н. э. подверг не меньшим разрушениям Тир. Островной город сопротивлялся непобедимому полководцу целых семь месяцев. Тогда царь велел насыпать к нему дамбу от материка, таким образом превратив его в полуостров. В конце концов стены рухнули под ударами греческих таранов и ядрами катапульт. Почти 10 тысяч тирцев погибли в бою или были распяты победителем на крестах, а остальные жители были обращены в рабство. И хотя после этой жестокой расправы город все-таки возродился, он уже не вернул себе прежнего значения.

После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников - египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца.

В 218 году свершился кратковременный реванш - императором стал юный сириец Гелиогабал (Марк Аврелий Антонин Бассиан), объявивший Баала верховным божеством в Риме. Но уже через четыре года его убили, и вскоре Баала с облегчением забыли не только в Риме, но и в самом Леванте, принявшем учение Христа. А с приходом ислама финикийская культура окончательно прекратила существование. Но, как мы могли убедиться, ее великие достижения отнюдь не утрачены человечеством.

Население Финикии составляли финикийцы (финикияне). Упоминание о финикийцах встречается в египетских надписях уже в середине III тыс. до н.э. как «фенех». Древние греки видоизменили египетское название на «фойникес», что в переводе с древнегреческого означает «красноватый», «смуглый». Предположительно финикийцы – ханаанская ветвь западно-семитических племен, пришедших от берегов Эритрейского моря (совр. Аравийское море – полузамкнутое море Индийского океана, между полуостровами Аравийским на западе и Индостан на востоке). Однако, по упоминаниям римских и греческих ученых, знакомых с трудами финикийских историков, последние считали финикийцев туземными племенами восточного Средиземноморья.

К концу III тыс. до н.э. образовываются небольшие рабовладельческие государства с центрами в портовых городах. На месте города-государства Угарит, расположенного на материковой части напротив северо-восточной оконечности острова Крит, найдены многочисленные предметы и клинописные таблички, дающие нам представление о финикийской культуре и быте той эпохи.

В названиях финикийских городов отразилась особенность рельефа страны – город Библ (по-финикийски – Гебал) означает «гора»; город Тир (Цур) – «скала» и т.д.

Южнее Угарита находился островной город Арвад; Библ, тесно связанный с Египтом как в торговом, так и в культурном плане – египетские цари XVIII династии использовали Библ в качестве своего опорного пункта на восточном средиземноморском побережье; Сидон и Тир, часто враждовавшие между собой, были окружены скалами, что защищало их от нападения внешних врагов. Тир располагался как на материковой части, так и на островной – это позволяло населению города перебираться на остров в случае вражеского вторжения.

Расцвет финикийских городов II – начало I тыс. до н.э.

Финикийцы были искусными кораблестроителями и обладали отличным рыболовецким, торговым и военным флотом. Финикийцы первые в истории начали использовать рабов на гребных судах – «галерах», название которых вошло во все европейские языки.

Финикийцы занимались рыбной ловлей и торговали сушеной рыбой. Центр торговли древесиной находился в Библе – дубовые и кедровые леса Ливана служили корабельным и поделочным материалом. Важную роль в финикийской торговле играло оливковое масло высокого качества и вино. Даже происхождение слова «вино» приписывают финикийцам (от финикийского «йайан», хеттское – «вийана», греческое – «войнос», латинское – «винум»). Финикийцы были искусными ремесленниками, ювелирами, стеклодувами. Произведения финикийского ювелирного искусства имели большой спрос в странах Ближнего Востока и Египта.

В середине II тысячелетия финикийские города-государства включаются в состав могучей Египетской державы.

Финикийская колонизация – начало I тыс. до н.э.

В начале I тыс. произошло ослабление Египетской державы периода Нового царства, и финикийские города-государства – Арвад, Библ, Сидон, Тир и др. вновь обретают независимость. Около 950 до н.э. гегемония переходит к Тиру, расцвет которого происходит в правление царя Хирама I. На этот период приходится возвышение финикийских городов и колоний в Северной Африке, Южной Испании, Западной Сицилии, Сардинии. Бурно развиваются ремесло и торговля. Финикийцы активно торгуют сирийской шерстью, окрашенной в знаменитый финикийский пурпур, стеклянными изделиями и ювелирными украшениями. В целом, после распада Египетской державы в IX–VII до н.э., бóльшая часть египетской торговли перешла в руки финикийцев.

При тирском царе Хираме I, согласно разным источникам, финикийцы колонизировали прибрежную средиземноморскую полосу Африканского континента (современный Тунис) и по преданию ок. 815 до н.э. основали знаменитый финикийский Карфаген. Обладая исключительно выгодным географическим положением, Карфаген уже на раннем этапе возникновения превратился в один из крупнейших средиземноморских торговых центров – он вел торговлю с Египтом, греческими государствами, итальянской Этрурией, Сицилией, Сардинией.

По преданию, во второй половине VII в. до н.э. финикийские мореплаватели по просьбе египетского фараона Нехо совершили беспримерное путешествие, начав свой путь от Красного моря и, обогнув Африканский континент, возвратились в Египет через Гибралтарский пролив.

Упадок финикийских городов (вторая половина I тыс. до н.э.)

В VI в. до н.э. правитель могущественной Ассирийской державы Тиглатпаласар III подчинил своей власти почти все финикийские города-государства в восточном Средиземноморье. Зыбкую независимость оставляли за собой островные города Арвад и Тир. Завоевание Ассирией легло тяжким бременем на Финикию. Город Сидон был полностью разрушен ассирийцами, и большая часть населения была взята в плен и превращена в рабов.

Однако уже в начале V в. до н.э. Ассирийская держава пала под ударом Нововавилонского царства. Город Тир заключил союз с Египтом. В ответ на это вавилонский царь Навуходоносор осадил город. Осада продолжалась несколько лет, и тиряне, несмотря на то, что вавилонянам так и не удалось захватить город, были вынуждены признать власть вавилонского царя.

Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой.

Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма.

Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 гг. до н.э.

В VI веке до н. э. Финикию завоевали персы, а в 332 до н.э. - Александр Македонский.

В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк.7:26; Мф.15:22; Деян.11:19; 15:3; 21:2).

История

В XIII в. до н.э. Финикия испытала нашествие народов моря.

С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.

Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность.

Уже в XII в. до н.э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо.

В VIII в. до н.э. Финикия была захвачена Ассирией.

Финикия перешла под власть персов в 538 г. до н.э.

В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.

По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Палестины.

При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармила.

Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской.

При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней. В Мк 7:26 говорится о «сирофиникиянах» , чтобы таким образом отличить их от африканских финикийцев, которых римляне называли «пунами».

Отношения с другими народами региона

От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли алфавит.

Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис. 23; Иез. 26-28) сбылись, когда после периода персидского господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Вскоре, однако, Тир был восстановлен.

Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

Отношения Финикии с Израилем носили эпизодический характер. Во времена и тирский царь Хирам оказывал Израилю экономическую помощь и предоставлял финикийских мастеров для строительства флота и мореходов для его эксплуатации.

Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию.

В Деяниях Финикия упоминается как земля, через которую проходил путь от Иерусалима до Антиохии (Деян. 11:19; 15:3).

Для Илии (3 Цар. 17:9), как и для Иисуса (Мф. 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.

Морские экспедиции

В 1500 г. до н.э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов.

Около 600 г. до н.э. обогнули Африканский континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать весла, которые располагались на трех палубах, и четырехугольный парус площадью около 300 кв. м.

В 470 г. до н.э. основали колонии в Западной Африке.