Как научиться понимать английскую речь. Развитие навыков аудирования. Как научиться понимать английскую речь. Развитие навыков аудирования.

В Как научиться понимать английскую речь на слух

Существует 3 основные причины, из-за которых вам трудно понимать речь на слух:

1. Не знаете английские слова

Конечно, если вы не знаете значение слова, то понять вы его не сможете. Чем шире ваш словарный запас, тем легче вам понимать речь на слух.

2. Не знаете грамматику

Связать отдельные слова в законченное предложение нам помогает английская грамматика.

Только с ее помощью мы можем понять смысл, который вкладывает говорящий. Ведь небольшие изменения в предложении могут очень сильно поменять его смысл.

3. Нет навыка аудирования

Аудирование – это восприятие и понимание иностранной речи на слух. Проблема заключается в том, что у вас нет навыка распознавания речи, и вы не можете воспринимать ее. Вспомните любой фильм: все актеры разговаривают там бегло, с большой скоростью.
Точно также люди разговаривают и в жизни. Вы не можете понять их речь, потому что не привыкли к такому беглому звучанию. Из-за высокой скорости речи кажется, что все слова в предложении сливаются. Вы не можете распознавать (услышать) отдельные слова, из которых состоит предложение, поэтому не понимаете смысл сказанного.

Как научиться понимать английскую речь на слух?

Вы не улучшите аудирование, просто включив фильм/музыку и занимаясь своими делами. Иначе все бы давно научились понимать английскую речь, так как мы слушаем иностранные песни каждый день. Для того чтобы улучшить понимание на слух, нужно приложить усилия, особенно, на начальном этапе. Рассмотрим шаги, которые помогут это сделать. English Easy Learn - Рекомендуем подписаться

Начинать лучше всего с подкастов

Шаг 1: Включаем и слушаем

Ваша задача попробовать уловить слова, разобрать и понять их. Не пытайтесь дословно переводить, старайтесь уловить хотя бы общий смысл.
Получается? Скорее всего, при первом прослушивании вы поймете только отдельные слова и основную идею. Этот шаг достаточно сделать 1-2 раза.

Шаг 3: Слушаем и следим по тексту

Теперь включаем аудио/видео и одновременно следим по тексту. Не старайтесь просто читать текст. Запоминайте, как звучат знакомые и незнакомые вам слова. Сделать это достаточно 1-2 раза. Когда вы привыкните к звучанию наиболее распространенных слов, этот пункт можно будет исключить.

Шаг 4: Откладываем текст и стараемся понять на слух

Если вы проделали все предыдущие шаги, то теперь вы должны без труда понимать то, что слушаете. Чем больше вы будете слушать, тем легче вам будет понимать английскую речь. Вначале вам покажется, что это требует много времени. Но, разобрав, например, 10-20 подкастов/серий/диалогов, ваше аудирование улучшится в разы. Скоро вы заметите, что можете без проблем разговаривать с людьми и понимать, что они говорят.

3 совета для улучшения восприятия живой английской речи

1. Учите слова правильно

Чтобы оградить себя от незнания правильного произношения слова, лучше с самого начала послушать, как оно произносится правильно. Внимательно послушайте, как произносит слово ваш преподаватель. Обращайте внимание на то, куда ставится ударение, то есть какую часть слова мы выделяем интонацией. Повторите слово за преподавателем, подражая его произношению.

Если вы занимаетесь без преподавателя, нажмите на значок «прослушать» в английском словаре, и вы услышите правильное звучание.

2. Учите сокращения, используемые в английском

В английском языке есть общепринятые сокращения, знанием которых не следует пренебрегать, так как при разговоре с англоговорящим человеком вы обязательно услышите их. Сокращениями пользуются в разговоре, песнях, фильмах и сериалах.
Англичане сокращают вспомогательные глаголы во временах (I have – I"ve), целые конструкции (I am going to – I am gonna) и словосочетания (as soon as possible – ASAP).

3. Учите разговорные фразы и сленг

Разговорные фразы и сленг погружают вас в атмосферу живого человеческого языка. Вспомните, при разговоре каждый из нас вставляет фразы, которые не относятся к прямому смыслу предложения. Например: честно говоря, секундочку, грубо говоря. Зная значение этих фраз и их звучание, вам будет легче понять, что вам говорят.

Речи, нужно тренировать. Поскольку вначале это кажется очень трудным делом, большинство учащихся старается, осознанно или нет, оставить эти занятия «на потом», сначала пытаются освоить грамматику, произношение , учат новые слова , но избегают аудирования. Но никакой навык невозможно освоить в теории, необходима практика. Ведь нельзя научиться плавать, только читая о том, как правильно это делать.

Окружите себя английской речью, насколько это возможно. С помощью интернета слушайте англоязычные радиопередачи, смотрите английские и американские фильмы без дубляжа, используйте учебные аудиоматериалы. При этом необязательно выделять для этого время - достаточно просто слушать, моя посуду, гладя белье , делая уборку. Даже если вы не понимаете отдельные слова или вообще не можете сказать, о чем речь, благодаря такому слушанию вы привыкаете к темпу и стилю языка .

Старайтесь использовать интересные лично для вас материалы – кому-то больше подойдет слушать британские новости, кто-то может часами слушать песни англоязычных исполнителей, кому-то кажется более полезным и эффективным слушать специальные учебные тексты, а кто-то видит смысл только в прямом общении с друзьями .

Занимайтесь регулярно, возьмите за правило каждый день уделять аудированию какое-то время – сколько получится, но чем больше, тем лучше.

Приступая к аудированию, не забывайте о тренировке других навыков – грамматики, чтении, говорения, письма. Чтобы получить максимальный эффект при изучении языка, необходимо заниматься комплексно.

Когда вы целенаправленно вслушиваетесь в текст, будьте сосредоточены , но не напряжены. Складывайте образы, картинки на основе знакомой лексики, не обращая внимания на незнакомую. Это частая ошибка – учащиеся слышат непонятное слово или фразу и думая, что это значит, теряют мысль и полностью дезориентируются в тексте, хотя эти слова могут быть абсолютно неважными для понимания смысла.

Многие люди, учившие английский язык в школе и институте, испытывают определенные проблемы не только с разговором на иностранном языке, но и с восприятием английского на слух. Если несколько секретов, как научиться понимать английскую речь со слуха.

Инструкция

Конечно, чтобы понимать речь на слух, надо знать хотя бы 75%-100% обычного, неспециализированного, текста на английском . Если ваше знание языка не дотягивает до нужного уровня, вам будет очень сложно различать даже повседневный английский . Поэтому прежде всего нужно подтянуть английский.

Многие, считая, что их английский на достаточном уровне, бросаются смотреть английские фильмы в оригинале без субтитров. И после этого в расстройстве бросают попытки научиться понимать английский на слух. Дело в том, что во фразах на этом языке отдельные слова могут сливаться в непонятные на слух конструкции, так что и не скажешь, где у

Понимание английской речи - одна из самых сложных задач для тех, кто изучает английский язык.

На уроках часто сталкиваешься с тем, что во время прослушивания аудирования многие обучающиеся произносят: «Мы ничего не поняли» или: «Там слишком быстро говорят». Некоторые в это время внезапно начинают паниковать и убеждать себя в том, что они не способны воспринимать на слух английскую речь в достаточной степени.

Сложности в понимании английской речи могут возникать по трем причинам:

  • недостаточный словарный запас;
  • неверные знания о произношении слов;
  • недостаток практики восприятия речи носителей языка на слух.
  1. Чтобы научиться слышать, нужно слушать!
  2. Необходимо регулярно практиковаться в пользовании английским языком. Если есть возможность пообщаться с носителями языка, обязательно ею воспользуйтесь. Практика и регулярные занятия – ключ к успеху.
  3. Не забывайте всеми доступными средствами пополнять свой словарный запас. Подумайте, сможем ли мы расслышать те слова, которых не знаем?
  4. Старайтесь понимать прослушанное не переводя на русский язык, чтобы мысленный перевод не вошел в привычку. Например, если переводить в уме то, что услышали от собеседника (если вы общаетесь с собеседником, а не прослушиваете запись), - это приводит к возникновению барьера между вами и собеседником, поскольку время тратится на то, чтобы перевести слова, которые непонятны, в это время вы не слушаете того, что вам говорят (Вы же не можете сказать собеседнику: «Подожди, не говори, пока я переведу то, что ты сказал»).
  5. Прослушивайте аудиозаписи как можно чаще, но короткими периодами. Возьмите одно предложение, прослушайте его несколько раз, пока не поймете 100% сказанного.
  6. Для начала смотрите детские обучающие мультфильмы на английском языке. Так же обучающие мультфильмы, предназначенные для развития у детей творческих способностей.
  7. Слушайте время от времени музыку англоязычных исполнителей – это еще один способ привыкнуть к речи. В современных песнях слова “изменяют”, ставят ударения не там, где нужно, для рифмы.
  8. Затем переходите к просмотру фильмов. Попробуйте сначала посмотреть фильм на английском языке с английскими субтитрами. Ни в коем случае не с русскими – от такого просмотра не будет никакого толка в плане изучения языка. С английскими субтитрами “непонятная слитная речь” сразу превратится в легко понимаемую.
  9. Играйте только в образовательные игры на английском языке с озвучиванием. С помощью игр у вас проявится способность воспринимать живую речь на слух. Если понимаете речь мультипликационных персонажей, то проблем с языком не будет.
  10. Есть один замечательный способ постижения специфики иностранной речи, - написание диктантов. Найдите любой текст на английском в аудио формате, выберите небольшой отрывок и прослушивайте, останавливая после каждого предложения и записывая всё, что услышали. Не забудьте найти готовый текст оригинала (бумажный вариант аудиокниги, субтитры к фильму), чтобы потом можно было проверить себя. При проверке обращайте внимание на звучание тех фраз, которые вам услышать не удалось. Регулярное написание таких диктантов существенно повысит Ваш уровень понимания английской речи.

Повторяйте все это каждый день, слушайте, слушайте и еще раз слушайте. Сначала не будете понимать практически ничего, кроме отдельных слов, через какое-то время до вас начнёт доходить смысл сказанного. И на протяжении двух-трех месяцев, ваше умение понимать английскую речь заметно улучшится.

Одной из самых распространенных проблем при изучении английского языка является неспособность воспринимать английскую речь на слух. Чтобы полноценно общаться на языке, важно не только уметь говорить, но и уметь понимать, что вам отвечают.

Вам знакома ситуация, когда вы слушаете собеседника и можете уловить отдельные слова, но понять полностью, о чем идет речь, вы не можете? Или же не можете понять, что говорят актеры в фильмах, или о чем поется в песне? Тогда эта статья для вас.

Из статьи вы узнаете:

  • Почему вам сложно понять английскую речь на слух;
  • Как правильно слушать, чтобы научиться понимать речь на слух;
  • 3 совета для улучшения понимания живой разговорной речи.

Почему вам сложно воспринимать английскую речь на слух?



Существует 3 основные причины, из-за которых вам трудно понимать речь на слух:

1. Не знаете английские слова

Конечно, если вы не знаете значение слова, то понять вы его не сможете. Чем шире ваш словарный запас, тем легче вам понимать речь на слух.

2. Не знаете грамматику

Связать отдельные слова в законченное предложение нам помогает английская грамматика. Только с ее помощью мы можем понять смысл, который вкладывает говорящий. Ведь небольшие изменения в предложении могут очень сильно поменять его смысл.

3. Нет навыка аудирования

Аудирование - это восприятие и понимание иностранной речи на слух.

Проблема заключается в том, что у вас нет навыка распознавания речи, и вы не можете воспринимать ее.

Вспомните любой фильм: все актеры разговаривают там бегло, с большой скоростью. Точно также люди разговаривают и в жизни. Вы не можете понять их речь, потому что не привыкли к такому беглому звучанию.

Из-за высокой скорости речи кажется, что все слова в предложении сливаются. Вы не можете распознавать (услышать) отдельные слова, из которых состоит предложение, поэтому не понимаете смысл сказанного.

Внимание : Не понимаете английскую речь? Узнайте на , как научиться воспринимать английскую речь на слух.

Преодолеть все эти трудности можно только путем развития навыка восприятия речи на слух. И сейчас вы узнаете, как нужно слушать правильно, чтобы развить его.

Как научиться понимать английскую речь на слух?

Понимание речи на слух - это один из 4 навыков владения языком. Следовательно, единственный способ научиться понимать - это развивать этот навык. Для этого вам необходимо слушать как можно больше на английском языке: радио, музыка, подкасты, сериалы, фильмы, лекции, живая речь.

Что именно нужно слушать и чем это полезно, мы рассказывали вам .

Но вы не улучшите аудирование, просто включив фильм/музыку и занимаясь своими делами. Иначе все бы давно научились понимать английскую речь, так как мы слушаем иностранные песни каждый день.

Для того чтобы улучшить понимание на слух, нужно приложить усилия, особенно, на начальном этапе. Рассмотрим шаги, которые помогут это сделать.

Начинать лучше всего с подкастов! Вот на этом сайте можете выбрать подкаст по уровню.

Шаг 1: Включаем и слушаем

Ваша задача попробовать уловить слова, разобрать и понять их. Не пытайтесь дословно переводить, старайтесь уловить хотя бы общий смысл. Получается? Скорее всего, при первом прослушивании вы поймете только отдельные слова и основную идею. Этот шаг достаточно сделать 1-2 раза.

Шаг 3: Слушаем и следим по тексту

Теперь включаем аудио/видео и одновременно следим по тексту. Не старайтесь просто читать текст. Запоминайте, как звучат знакомые и незнакомые вам слова. Сделать это достаточно 1-2 раза.

Когда вы привыкните к звучанию наиболее распространенных слов, этот пункт можно будет исключить.

Шаг 4: Откладываем текст и стараемся понять на слух

Если вы проделали все предыдущие шаги, то теперь вы должны без труда понимать то, что слушаете.

Чем больше вы будете слушать, тем легче вам будет понимать английскую речь. Вначале вам покажется, что это требует много времени. Но, разобрав, например, 10-20 подкастов/серий/диалогов, ваше аудирование улучшится в разы. Скоро вы заметите, что можете без проблем разговаривать с людьми и понимать, что они говорят.

Также есть несколько секретов, которые помогут вам лучше понимать английскую речь.

3 совета для улучшения восприятия живой английской речи



Следуя этим советам, вы сможете лучше воспринимать английскую речь на слух.

1. Учите слова правильно

Чтобы оградить себя от незнания правильного произношения слова, лучше с самого начала послушать, как оно произносится правильно.

Внимательно послушайте, как произносит слово ваш преподаватель. Обращайте внимание на то, куда ставится ударение, то есть какую часть слова мы выделяем интонацией. Повторите слово за преподавателем, подражая его произношению.

Если вы занимаетесь без преподавателя, нажмите на значок «прослушать» в английском словаре, и вы услышите правильное звучание.

2. Учите сокращения, используемые в английском

В английском языке есть общепринятые сокращения, знанием которых не следует пренебрегать, так как при разговоре с англоговорящим человеком вы обязательно услышите их.

Сокращениями пользуются в разговоре, песнях, фильмах и сериалах. Англичане сокращают вспомогательные глаголы во временах (I have - I"ve), целые конструкции (I am going to - I am gonna) и словосочетания (as soon as possible - ASAP).

3. Учите разговорные фразы и сленг

Разговорные фразы и сленг погружают вас в атмосферу живого человеческого языка. Вспомните, при разговоре каждый из нас вставляет фразы, которые не относятся к прямому смыслу предложения. Например: честно говоря, секундочку, грубо говоря. Зная значение этих фраз и их звучание, вам будет легче понять, что вам говорят.

Итак, теперь вы знаете, что нужно делать, чтобы научиться понимать английскую речь на слух. Уделяйте аудированию хотя бы 30 минут в день, и скоро проблема непонимания английской речи останется в прошлом!

Напишите вопросы, которые у вас есть, в комментариях ниже.

В прошлых лекциях постах мы разбирались, зачем нужны навыки понимания на слух и какие встречаются по жизни. Попутно выяснили, что такое эффективное аудирование и какие , помимо собственно способности слышать.

Пора бы уже и практикой заняться.

Посмотрим, в чем самые распространенные трудности аудирования - врага нужно знать в лицо)) И подумаем, как можно развивать свои навыки понимания речи – самостоятельно по разным и на уроках английского.

(Listening) practice makes perfect. История из жизни

В самом начале первого курса института к нам приехал дядечка из американского университета с какой-то лекцией. Он упоенно говорил часа два. А я сидела и ничего не понимала. Вышла оттуда с мыслью: «что я здесь делаю? Как я буду учиться на инязе, если я ничего не понимаю?» Скажем так, не порадовало меня все это.

Дальше - первый курс, и часы, проведенные в лингафонном кабинете, где мы в качестве домашнего задания бесконечно слушали разнообразные тексты и записывали их на слух. Не понимаешь – гоняешь запись по сто пятьсот раз. А потом размечаешь интонационные группы, интонацию, ударение, разбираешь особенности произношения в связной речи…

На втором курсе к нам снова приехал тот дядечка из Америки. И снова упоенно болтал два часа. Только на этот раз я вышла счастливым человеком: я поняла все. Все-все. Мораль – practice makes perfect))) Самый верный способ улучшить понимание английского на слух – это слушать. Как можно больше, как можно чаще. Шокирующее открытие, не правда ли?)) В принципе, оно само по себе поможет, но есть способы сделать это более грамотно и осознанно.

Трудности аудирования и способы развития навыка

1. Фоновые знания

Сложно понять текст по незнакомой теме и в отсутствие знаний по предмету. Криминалисту трудно проникнуться тонкостями анатомии, диагнозов и способов лечения в «Докторе Хаузе», зато легко дается «Декстер» и наоборот.

Как решить проблему? Заранее разобраться в теме, почитать литературу, тематические сайты. Чем больше вы будете вариться в определенной теме, тем легче будет понимать речь с каждым новым аудированием. Пример из опыта: с одной группой мы начали смотреть «Декстера» в качестве домашнего «чтения». Поначалу давалось со скрипом, зато к середине первого сезона ученики сказали, что привыкли к криминальной специфике и стали понимать большую часть услышанного – и не только бытовые разговоры героев, но и профессиональные обсуждения расследований. Не факт, что вам обязательно надо начинать смотреть узко-специальные сериалы. Просто вникайте в тему, интересную и нужную вам.


Методика активизации фоновых знаний на уроке

Да, аудирование на уроках английского иногда начинается задолго до собственно прослушивания записи)) Прежде, чем слушать, иногда приходится проводить немаленький такой ликбез. Тут пригодятся разнообразные pre-listening tasks and activities, например:

Составить письменное резюме текста на аудирование (составляет учитель, конечно же), заранее прочитать, обсудить

Ввести основные понятия (pre-teach vocabulary) - хотя тут спорно. В жизни ведь никто не выдает заранее список лексики. Поэтому лучше организовать ключевые понятия из данного аудирования по теме вперемешку с фразами по другим темам и попросить их рассортировать: что относится к делу, и что - нет.

По картинкам или ключевым фразам понять, о чем будет (или НЕ будет) аудирование.

Все эти способы отлично преподносят тему и активизируют фоновые знания по предмету. Ну или – при полном их отсутствии - подают знания на тарелочке с голубой каемочкой))

Особенно хорошо это работает в группах. Среди 6-8 человек (стандартная группа на курсах английского) обязательно найдутся специалисты разных профессий со всевозможными увлечениями. Во взаимном обучении, кстати, огромная ценность занятий в группе (по сравнению с индивидуальными занятиями).

2. Особенности жанра

Если я всю свою учебную жизнь слушала только адаптированные тексты из учебника - я бы даже выделила их в отдельный жанр))) – первый же опыт понять людей на вечеринке или на улице вгонит меня в депрессию. И не только потому, что реальные люди не фильтруют и не упрощают свою речь для нас, а еще и потому, что я не знаю, как жанр влияет на язык и речь. Презентация строится по совсем другим принципам, в отличие от обмена мнениями между знакомыми: совсем другие конструкции, лексика, последовательность (или ее отсутствие))).


Что делать, и кто виноват как облегчить себе жизнь? Попробуйте выбрать трудный для себя жанр (лекция, презентация и т.д.), послушать 3-5 образцов, отметить принципы построения именно этого типа текста, часто встречающиеся обороты. Потом можно смело экстраполировать обнаруженные закономерности на другие подобные тексты. В следующий раз, когда вы будете слушать презентацию, вам уже не придется помимо содержания вникать еще и в структуру – куда ведет спикер, - и вы будете примерно представлять, чего можно ожидать, что сохранит массу энергии.


Методика анализа жанров на уроке

На уроках обязательно предлагать аудирование по разным темам (или по одной – если найдете), но в пределах одного жанра. Жанры, конечно, стоит выбирать более-менее распространенные; те, с которыми ученики столкнутся на практике (по вашему мнению или по их пожеланиям). Думаю, не надо мучить отъезжающих на ПМЖ в Австралию прослушиванием академических лекций. В первые годы жизни там вряд ли они пойдут самообразовываться)) А вот новости смотреть они будут, так что помучить их выпусками новостей можно. Смотреть и отмечать закономерности жанра: что типично для всех текстов в плане структуры, организации, лексики и т.д. Когда вы уже посмотрите много-много новостей, попросите ваших питомцев учеников – не смотря новый выпуск – рассказать, что они услышат (и НЕ услышат), как будет развиваться репортаж, какую лексику они услышат с вероятностью 99%, а какая точно НЕ встретится.

3. Использование языка в дискурсе

Новостей в своей жизни вы посмотрели много, да? И знаете, что «Катя?» в конце определенного отрезка означает, что говорящий закончил мысль и передает слово Кате. Или что «now» в начале предложения чаще всего означает смену темы или направления разговора.


Еще вы знаете, что люди частенько говорят то, что на самом деле не имеют в виду. Я не про лицемерие сейчас. Я про прагматику высказывания. Например:

Вот зачем он говорит «I’m driving!”? Очевидно же, что он ведет машину. Странно было бы информировать окружающих об этом. Так вот, буквальное значение «I’m driving” – “Я за рулем/я веду машину», а прагматическое (с какой целью я это говорю) – предупредить об опасности драк в машине и побудить прекратить бесчинства.

Все это вы знаете. Или не знаете)) И тогда понимать речь становится труднее, вам предстоит не только расшифровать и расслышать слова, но и разобраться в том, что на самом деле люди имеют ввиду и о чем сигнализируют определенные слова.

Как справиться с этой трудностью? Способ один – не устану повторять - слушать как можно больше. И обращать внимание на очевидные вещи – на те, которые обычно как раз-таки и игнорируются. Задавать вопрос: а зачем он сейчас это сказал? А как понять, что спикер переходит к новой теме (маркеры дискурса – on the other hand…, secondly…, to sum up…)? Сначала только на слух, а потом – одновременно читая скрипт и слушая. Это если у вас есть скрипт, конечно. Как пример – лекции на ted.com, они обязательно сопровождаются субтитрами; или фильмы на английском; или на худой конец – аудирование из учебников.


Методика анализа дискурса

Все то же самое применимо и на уроках, только придется приготовить задания. Вот, например, в аудировании в виде лекции логично заняться маркерами дискурса – как спикер сигнализирует, что переходит к следующему пункту? Этой работой можно заняться сразу, до заполнения пропусков (основное задание с другими целями), а можно потом.


А в аудировании в жанре семейной болтовни имеет смысл разобраться в прагматике высказываний – что на самом деле имеется в виду:

Упражнения по прагматике высказываний к этому аудированию можно скачать .

4. Контекст

Итак, резюме.

Основные трудности аудирования:

Я не стала подробно описывать все возможные препятствия на пути успешного понимания речи на слух, как-то: объективно сложный текст; шум, из-за которого плохо слышно; специфические особенности говорящего – все это тоже создает проблемы, особенно поначалу, когда опыт аудирования невелик. Тут один рецепт развить свои навыки: СЛУШАТЬ, СЛУШАТЬ и еще раз СЛУШАТЬ. Привыкать к разным акцентам, темпу речи, шумам… Ибо изменить текст, ситуацию и говорящего вряд ли получится.

Мне же интереснее было посмотреть на трудности, связанные с самим слушателем. По крайней мере, это можно изменить, над этим можно работать.

Какие мысли, друзья?