Иностранное купечество в России XVII столетия. Купеческие корпорации и изменения юридического статуса торговых людей в течение XVII века

- 135.50 Кб

федеральное агенТство по образованию РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Кафедра ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История предпринимательства в России»

Российские купцы и промышленники XVII века

ДЮП–06(05)–290. ПР

гр. ДЮП–06(05)–290 ______________________ В.А. Овсянник

Преподаватель ______________________

Владивосток 2010

Введение

История российского предпринимательства – неотъемлемая часть отечественной исторической науки.

В последние годы у нас в стране много пишут и говорят о предпринимательстве, о необходимости усвоения его исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций.

Нельзя разобраться в современном состоянии хозяйства, не зная, как оно сложилось. Экономика, в том числе предпринимательство – это процесс; если не знать его направления, невозможно определить последствия тех или других хозяйственных мероприятий.

Как экономическое явление предпринимательство известно с глубокой древности. Но как понятие «экономическая категория» оно появилось только в XVIII в., со вступлением мирового хозяйства в индустриальную эпоху.

История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце I тысячелетия н.э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности .

Российское предпринимательство прошло долгий и сложный исторический путь. Стремясь к приумножению своего достояния, предприниматели разных сословий использовали имеющиеся у них средства в какой-либо деятельности для получения прибыли, т.е. затрачивали их как капитал. Движение капитала, составляющее основу любого предпринимательства, происходило в различных сферах экономики, в соответствии с этим выделяются несколько типов предпринимательской деятельности, которые сводятся к основным трем: производство, торговля, кредит. В реальной жизни различные виды предпринимательства обычно сочетались, дополняя друг друга. Со временем их связь становится все более тесной и органичной. Однако совсем непросто определить этапы российского предпринимательства.

Авторы некоторых публикаций предельно широко трактуют понятие «предпринимательство», излагая историю торговли на Руси, экономическую историю и т.д. Но если под предпринимательством понимать любую успешную хозяйственную деятельность,

тогда историю его можно продлить в глубь веков до бесконечности .

Разные этапы предпринимательства, имеют свою историческую специфику. Это зависит от целого ряда факторов – географических, социально-экономических, политических, внешнеэкономических и пр.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с развитием предпринимательства в России в XVII веке.

Исторически первым видом предпринимательства является торговое, которое, как видно уже из его названия, зарождается в недрах торговых отношений. Именно торговое предпринимательство послужило тем фундаментом, на котором возникли все остальные его виды (промышленное, банковское, аграрное и др.), т.е. сформировалась рыночная экономика с соответствующими типами социально-экономических систем .

Ключевой фигурой указанного столетия считается купечество, т.к. именно это сословие внесло значительный вклад в поступательное развитие экономики страны. Представители купечества, или как их еще называли «торговые люди», осуществляли торговую деятельность, выполняли поручения властей по тем или иным казенным закупкам (хлеба, мехов и пр.), налаживали торгово-экономические связи с представителями сферы торговли и производства различных регионов страны и сами занимались промышленным производством.

Актуальность выбранной темы очевидна, поскольку, рассмотрев вопросы, касающиеся предпринимательства в России в XVII в., а именно деятельности купцов и промышленников, станет понятно, как складывалось и развивалось хозяйство России, ее торговая и промышленная отрасли.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

Рассмотреть предпосылки возникновения предпринимательства в России в XVII в.;

Рассмотреть положение купечества в указанный период;

Изучить социальный состав купечества;

Перечислить основных представителей купечества, внесших вклад в торговлю и промышленное производство России указанного столетия.

Основой для написания контрольной работы явилась литература таких авторов как Ключевский В.О., Тимофеева А.А., Сметанин С.Н. и др.

Основная часть

1 Общая политическая и экономическая характеристика XVII века

Семнадцатое столетие начиналось для российского предпринимательства весьма неблагоприятно. Гражданская война, голодные годы, авантюры самозванцев, иностранная интервенция поставили вопрос о самом существовании государственности на Руси. Патриотические силы народа сумели изгнать интервентов и обеспечить умиротворение страны. Многие годы потребовались для восстановления хозяйственной жизни. Медленно возрождались русские города, где было сосредоточено торгово-ремесленное население – источник и носитель предпринимательства.

В предпринимательскую деятельность постепенно втягивались люди самого разного социального положения, начиная с бояр и кончая крестьянами и мелкими служилыми. Но наиболее крупным предпринимателем XVII века в России являлось купечество, вышедшее в основном из посадских людей (сословие горожан, третье сословие после духовенства и дворянства), разбогатевшее на торгах и промыслах. Именно оно развернуло наиболее впечатлительную деятельность в торговой и производственной жизни. Огромное значение при этом имело расширение территории России, начало освоения просторов Сибири, воссоединение Украины с нашим государством, расширение внешней торговли, хотя и стесненной отсутствием удобных выходом к морским побережьям на севере и юге .

Для семнадцатого столетия характерно наличие социальных противоречий различного характера. Сословие светских феодалов стремилось к закрепощению крестьянства. Со своей стороны крестьяне всячески противодействовали этому, что в конечном итоге привело к восстанию С.Т. Разина.

Внутри господствующего класса также постоянно обнаруживались противоречия между верхними и низшими слоями. Церковь старалась удержать свои земельные богатства и даровой труд крестьян, а феодалы зарились на церковное имущество, встречая сочувствие верховной власти. Рядовая масса посадских не хотела мириться с засилием «лучших людей» и боролась за самостоятельное хозяйственное развитие с учетом внедрявшихся в экономику страны товарно-денежных отношений.

Среди торговцев имелись разногласия между привилегированными корпорациями и большинством. Крестьянство, разделенное на различные разряды, подвергалось воздействию имущественного и социального расслоения.

И это далеко не полный перечень социальных конфликтов эпохи. Если еще принять во внимание исключительное разнообразие местных (исторических, экономических, этногеографи-

ческих и др.) условий, то получится весьма красочная картина, в которую должна была вписаться предпринимательская деятельность.

2 Купечество XVII века

Целесообразно рассмотреть положение купечества в указанный период. Сословие находилось в стадии становления. В число торговых людей наряду с обычными предпринимателями входили посадские. Именно они составляли питательную среду для формирования купечества. Торговлей занимались и так называемые «промышленные люди». Наиболее типично в данном случае присутствие промышленных людей в Сибири, главным образом на пушных промыслах. Добытые меха они сбывали скупщикам, сами редко появлялись на рынках Европейской России, если не выбивались в торговцы с некоторым капиталом.

По ранним таможенным книгам трудно отделить торговцев от промышленников, хотя они записывались особо. В делопроизводственной переписке также не видно каких-либо различий между теми и другими – они обычно упоминаются одновременно. Источники часто ставят на одну доску промышленных людей, торговых крестьян и просто торговых людей.

В литературе подсчитано, что в течение второй половины XVII в. на территории центра России находилось не менее 400 сельских пунктов, жители которых занимались по преимуществу торговлей и ремеслом . Среди богатейших людей эпохи были крестьяне Онтропьевы и Пушкины, владельцы больших судов.

В торгово-промышленную сферу крестьяне втягивались разными путями. Пока существовала откупная система содержания таможен, кабаков и других доходных объектов, крестьяне были не редкими участниками подобных операций. Достаточно воспользоваться данными за 1630-е годы об откупе кабаков по Приказу Новгородской четверти. В числе откупщиков - крестьяне. Так, патриарший крестьянин Савинской слободы Лев Кострикин имел на откупе кабаки одного из крупнейших городов страны - Новгорода Великого. Он содержал шесть кабаков Пскова, а одно время и сбор тамги в этом большом центре .

Крестьяне значатся среди откупщиков и в других городах и местностях: Арзамасе с уездом, Вологде, Кеврольском и Мезенском уездах, Старой Руссе, Шуе .

Аналогичный материал заключает ведомость окладов таможенных и кабацких денег в городах Разрядного приказа 1617-1632 гг. Откупные суммы вносили в казну крестьяне князя И.Б. Черкасского, боярина И.Н. Романова - К. Офоносов, уже упомянутый крестьянин патриарха Л. Кострикин, крестьянин князя И.Б. Черкасского Юршин и др .

Роль крестьян заметна в поставках зерна, хмеля, дров и пр.

Таким образом, среди предпринимателей XVII в. крестьянин - далеко не последняя фигура.

Следует сказать еще об одной категории населения России XVII в., которая имела известное значение в формировании «купеческого чина». Это служилые люди по прибору. Занятия ремеслом и торговлей были присущи стрельцам, казакам и др. но среди крупных дельцов они не встречались.

Высшими категориями русского купечества считались гости, гостиная сотня и суконная сотня, так называемое привилегированное купечество. Привилегии были закреплены в особых царских грамотах. Непременным условием выдачи такой грамоты были те или иные услуги, оказанные государству или лично царю. К числу ранних грамот этого рода относится жалованная грамота 1620 г. на звание гостя торговому человеку новгородцу Ивану Харламову. Он вел торги в Прибалтике .

Гости были обязаны нести государственные службы. Они занимали должности таможенных и кабацких голов в больших городах. В круг обязанностей гостей входило также исполнение должностей управителей рыбных и других промыслов царя, разбор, оценка и сбыт «мягкой рухляди», поступающей в качестве ясака, и многое другое.

Государство не только привлекало крупных купцов на безвозмездную службу в качестве своего рода должностных лиц, но и предоставляло им возможность эксплуатации некоторых объектов, принадлежавших казне. Очень часто сдавались на откуп таможни и кабаки. При этом казна получала с откупщика известную сумму, которая немного превышала обычный доход с данного объекта (откупа, как правило, сдавались с торгов - их получал тот, кто больше заплатит). Откупщики собирали таможенные пошлины или «питейную прибыль» в свою пользу, рассчитывая получить больше, чем они заплатили в казну. Крупные купцы получали в казне подряды на поставку провианта в войска, различных товаров и «припасов» ко двору. При этомподрядчики получали от государства крупные суммы для этих закупок, которые они могли использовать и в качестве оборотных средств при совершении своих коммерческих операций. Иностранцы иной раз называли купеческую верхушку «коммерции советниками» при царе, что было не далеко от истины .

Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

Бахрушины

Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам - так начиналась история их собственного дела.

Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

Кстати о коллекционерах, это известная страсть к “собирательству” была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи - Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное - самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.

Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы - молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах - т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".

Мамонтовы

Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

У Федора Ивановича было три сына - Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.

С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).

Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» Сыновья - это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.

Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию - вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.

Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега - была в коллекции Щукина.

Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера - не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, - просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.

Рябушинские

Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество “прибыл” Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в “раскол”. В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища - московской твердыни старообрядчества "поповщинского толка", к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.

Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь "бумажным товаром", заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве “мастера” на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.

Цитата: "Меня всегда поражала одна особенность - пожалуй, характерная черта всей семьи, - это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему". ("Мемуары", П. Бурышкин).

Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель... Неудивительно, что Николай Рябушинский, "беспутный Николаша" (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить "на широкую ногу" вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха "Золотое Руно", выходившего в 1906-1909 годах. Альманаху под флагом "чистого искусства" удалось собрать лучшие силы российского "серебряного века": А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди "искателей золотого руна" значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как "фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную".

Демидовы

Родоначальник династии купцов Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.

В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.

Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.

Третьяковы

Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 из Малояровславца году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.

Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

Цитата: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и Стонким знатоком живописи". ("Русская старина").

Солтаденковы

Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.

Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.

У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.

Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название "Щепкинской библиотеки", была ценнейшим пособием для студентов, но уже в мое время - начало этого столетия - многие книжки стали библиографической редкостью.

Иностранное купечество в России XVII столетия

Россия в XVII в. вела торговлю со странами Запада и востока. Всероссийский рынок был частью европейского и мирового рынков. Поскольку европейский рынок находился на более высокой стадии развития, торговые связи России с европейскими государствами были более тесными и регулярными.

В Русском государстве XVII в. можно было встретить купцов из различных стран. Причем большие колонии европейского и восточного купечества существовали в Москве, а восточного – в Астрахани в течение всего столетия. Дворы иностранного купечества отмечены были и в других городах России. Известны семьи, насчитывающие несколько поколений и безвыездно проживавшие в стране. Причем отмечены случаи обрусения семей иностранного купцов и принятия православного вероисповедания, что означало переход в русское подданство.

Среди многонациональной толпы иностранцев выделяются несколько национальных групп, наиболее полно представленных в России XVII в.

Наиболее сильные позиции на внутреннем рынке России имели купцы из Нидерландов, Англии, северонемецких городов Гамбурга и Любека, а также примыкавшая к ним особая группа московских торговых иноземцев. Наиболее известны нидерладцы чел.(644 чел.): компания де Фогелара – Кленка, К. де моллин, семейство Бернартсов, А. Виниус, Ф. Акема, Д. Артман, А. Гутман, В. Меллер, Д. Рутц.

На втором месте по численности англичане (319 чел.). В осиновом они были членами и приказчиками Английской Московской компании. Но во второй половине XVII в., после указа, в страну приезжали лишь единицы.

Большинство купцов из Гамбурга (210 чел.) и Любека (61 чел.)приезжало в Россию во второй половине XVII в. Наиболее заметны А. Бутенант, семейство Марселисов, компания Белкенса и Ферпортена, братья Сиверсы, Горн и др.

Среди московских торговых иноземцев выделялись многочисленные семейства Вестовых и Марсовых, а также отец и сын Келдерманы.

В условиях «Смутного времени» начала XVII в. торговля России с большинством западноевропейских стран практически прекратилась, которая позднее восстановилась в прежнем объеме.

Основная масса купцов торговала в России без жалованных грамот. Для проезда во внутренние районы страны им выдавались проезжие грамоты. Но некоторым купцам все-таки удалось получить жалованные грамоты на право торговли в стране (Английская Московская компания, компания де Фогелара – Кленка, Карл де Моллин, Исаак Алин, купечество Любека и др.). Это было своеобразной платой русского правительства за большие услуги, оказанные ему иностранными коммерсантами. Во всех жалованных грамотах говорилось о праве их владельцев свободно приезжать в Русское государство и уезжать из него. Ьам же могли быть пункты, освобождавшие от посадского тягла дворы иностранцев, о подсудности их только посольскому приказу, за исключением тяжких уголовных преступлений и т.п.

Политика русского правительства в целом благоприятствовала торгово-предпринимательской деятельности основных групп купечества в России XVII в. Но зачастую последнее сталкивалось с целым рядом трудностей и несло большие убытки. Выявлялись различные злоупотребления и обман как со стороны таможенной и воеводской администрации, так и русского купечества. Но и европейские коммерсанты не всегда были чисты на руку.

Ввиду того, что купцы из Нидерландов, Англии и немецких городов имели наиболее сильные позиции на внутреннем рынке, они были главными конкурентами русского купечества. Чисто экономическими средствами вытеснить западноевропейских конкурентов с внутреннего рынка русские купцы не могли, поэтому они постоянно обращались за поддержкой к властям.

Как цари новой династии пытались сделать из средневекового города европейскую столицу

В XVII веке в Москве появились нарядные храмы русского узорочья, первый водопровод и каменный мост. А ещё XVII век стал бунташным столетием, когда мелкие и крупные восстания в городе сменялись разрушительными пожарами. Посмотрим, как выглядела Москва Романовых в это непростое для них время.

Каменщики за работой.
Книжная миниатюра XVI века

Где Москва начиналась и заканчивалась

К тому времени, как начал царствовать Михаил Фёдорович Романов, Москва уже стала крупным мегаполисом. Путешественники сравнивают столицу с Парижем, Лондоном и Константинополем. Москва кажется им больше, чем она есть, из-за внушительных расстояний и хаотично построенных зданий. Единого плана застройки нет, и большую часть городского пространства занимают сады, огороды и пустыри. Москва внешне напоминает деревню.

«…при большинстве домов находятся обширные пустыри и дворы, к очень многим домам примыкают ещё и огороды, плодовитые сады, да, кроме того, разделяют их друг от друга довольно обширные луга, вперемежку с ними бесчисленные, можно сказать, церкви и часовни; следовательно, в ней нет такого множества народа, как полагали некоторые, обманувшись её обширностью с виду».

А. Мейерберг, австрийский посланник.

«Путешествие в Московию барона Августина Майерберга»

Население Москвы составлял в основном посадский люд - ремесленники и торговцы. Их дворы делили город на слободы, которых к XVII веку было около 140. У каждой слободы была своя специализация: в одной жили кузнецы, в другой - кожевенники, в третьей - гончары, в четвёртой - каменщики.

Как и другие средневековые города Европы того времени, Москва застраивалась по радиально-кольцевому принципу. В центре размещался Кремль - княжеский дворец с церквями, окружённый рвом и стеной. Торговые и ремесленные слободы теснились вокруг Кремля и связывались сеткой улиц. Улицы прерывали укрепления, которые окольцовывали город от центра к окраинам - чем дальше от Кремля, тем шире. Вдоль защитных стен устраивались круговые улочки.

Одна из московских слобод на гравюре XVII века

Каменщики за работой. Книжная миниатюра XVI века

«План Сигизмунда» - карта Москвы, составленная поляками в 1610 году

Москва состояла из четырёх колец: Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов. У такой планировки в Средние века были свои преимущества: если неприятель возьмёт Земляной город или пожар уничтожит все деревянные дома, их остановит следующая линия каменных стен. Но чем дальше мы уходим от Средних веков, тем меньше смысла строить город кольцом. Крепостные стены теряют значение, а поддерживать их дорого.

В XVII веке Кремль утрачивает оборонительное значение и превращается в парадную царскую резиденцию.

Как выглядела Москва: дома, палаты и церкви

Основа города в XVII веке - деревянная, и эта особенность сохранится за Москвой до XIX века. Но постепенно строится всё больше каменных церквей и палат. Они теснятся на территории Китай-города и Белого города - зажиточных торговых районов Москвы.

Типовой жилой дом в XVII веке - деревянный, с одним или двумя этажами. При строительстве домов в ремесленных слободах использовалась одинаковая технология. Плотники соединяли брёвна-венцы в сруб, перекрывали его крышей из тёса и прорубали небольшие световые оконца. Производство стекла в XVII веке ещё не наладили, поэтому оконные проёмы закрывали слюдой или промасленным холстом.

Готовый сруб с окнами и крышей назывался клетью. Клеть ставилась на землю или другой сруб - подклет. Подклет использовался для хранения продуктов и скарба. Жилое помещение - горница - располагалось наверху. Если дом становился тесен, к нему пристраивали новую клеть. По такому принципу строились не только жилые дома, но и деревянные княжеские дворцы.

Улицы Москвы XVII века на гравюре Адама Олеария

Из срубов-клетей состоял княжеский дворец в Коломенском - самое масштабное деревянное строение в Москве XVII века

Палаты бояр Романовых в Зарядье

Каменные палаты бояр и купцов можно пересчитать по пальцам. Благодаря прочному материалу некоторые сохранились до наших дней: палаты бояр Романовых и старого английского двора в Зарядье, палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и Симеона Ушакова - в Ипатьевском переулке.

От домов ремесленников палаты купцов, бояр и князей отличал не только строительный материал, но и размеры и обстановка. Палаты строились в два или три этажа. Первый ярус, почти без окон, всё так же использовался под склад. На втором этаже устраивалась трапезная, библиотека и жилые помещения мужской половины дома. Третий этаж отводился женщинам. Там располагалась комната с большими окнами для занятий рукоделием - светлица - и, конечно, спальни.

Церковь святой Троицы
в Никитниках - образцовый храм
в стиле узорочья

Церкви были первыми и самыми высокими каменными зданиями Москвы. Их количество поражало ещё при въезде в город. Блестевшие на солнце купола выстраивались вдоль линии горизонта и возвышались над остальными зданиями.

«В Кремле и в городе очень много церквей, часовен и монастырей; внутри и вне городских стен их насчитывается более 2 000, так как теперь каждый из вельмож, имеющий некоторое имущество, велит себе построить особую часовню; большинство из них из камня. Каменные церкви все внутри с круглыми сводами».

Адам Олеарий, немецкий путешественник.

«Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»

В середине века вместо массивных храмов с толстыми стенами зодчие начинают строить нарядные церкви в стиле узорочья. Фасады украшают разноцветные изразцы, традиционные кокошники и пока непривычные элементы западноевропейской архитектуры, которые каменщики подглядели на гравюрах. Архитекторы меньше следуют строгим церковным канонам и больше экспериментируют.

Узорочье стало первым шагом к обмирщению архитектуры. В 80-х годах XVII века облик церквей снова меняется, и на смену узорочью приходит новый стиль - нарышкинский. Его используют в строительстве при царском дворе и в домах близких к двору вельмож. Название стиля связано с тем, что заказчиками самых ярких его памятников были бояре Нарышкины.

Шествие на осляти. Гравюра из книги Адама Олеария

Церковь святой Троицы в Никитниках - образцовый храм в стиле узорочья

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Композиция здания становится симметричной, все ярусы стремятся к центральной оси. Мастерство каменщиков растёт - теперь они думают не только об украшении, но и о целостном впечатлении от здания.

Столичные здания в нарышкинском стиле сменит петровское барокко, но это будет только в начале следующего века.

Как Москва жила: городские бедствия, быт и развлечения

XVII век - время восстаний, пожаров и эпидемий. Слободы горели не меньше 10 раз за столетие, постоянно случались заражения грязной водой из протоков Москвы-реки, а инфраструктура была развита недостаточно, чтобы предотвратить бедствия. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович начинают обустраивать город по европейскому образцу.

Водопровод устроили в Водовзводной (Свибловой) башне, вода в которую поступала
из Москвы-реки

Инфраструктура

Первый водопровод в Кремле спроектировал англичанин Христофор Галовей в 1631–1633 годы. До этого момента Кремль снабжали водовозы и примитивный самотёчный водопровод. Теперь вода подаётся в нижний ярус Водовзводной башни самотёком, а водоподъёмная машина качает её в резервуар верхнего яруса башни. Оттуда вода поступает по трубам в сады и дворцы Кремля.

Водопровод устроили в Водовзводной (Свибловой) башне, вода в которую поступала из Москвы-реки

А. М. Васнецов. «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». В 1680 году кирпичные стены Кремля выкрасили известью в белый цвет

Первый каменный мост в Москве строили 40 лет и торжественно открыли в 1680-е годы. Его называли Всехсвятским, позже - Большим Каменным. Его деревянные предшественники были временными: их разбирали вместе с зимними заморозками и весенними паводками, а потом снова собирали. «Живые» мосты удивляли приезжих.

«Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление, он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми верёвками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда убывает, опускается и мост».

Павел Алеппский, архидиакон Антиохийской православной церкви.

«Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века»

Временные мосты легко собрать и разобрать при нападении неприятеля. Но необходимость защищать Кремль с воды постепенно сходит на нет. Зато царская резиденция украшается всё пышнее - как и нарядная Спасская башня с часами, каменный мост стал главной достопримечательностью города.

Комментарий ПИК

Образование и городские развлечения

Жизнь москвичей не ограничивалась тяжёлым трудом и спасением от пожаров. Бойкая книжная торговля, высшее образование и городские гуляния тоже новшества XVII века.

Московский печатный двор восстановили после разорения поляками в 1620 году. Если раньше он обслуживал только государев двор, то в XVII веке появляются частные торговцы книгами и книжный ряд. Чтение к концу столетия становится доступным развлечением. В продаже у книготорговцев можно найти книги по военному делу, буквари и сборники поэзии.

При Печатном дворе открывается библиотека, в 1687 году - первое высшее учебное заведение. Славяно-греко-латинскую академию основали братья Лихуды, греческие православные монахи. Здесь жителей разных сословий на протяжении 12 лет обучали греческому языку, риторике, логике и грамматике.

Московский печатный двор на Никольской улице

Городское гуляние. Гравюра из книги Адама Олеария

Во время престольных праздников и официальных зрелищ москвичи XVII века прогуливались по новому каменному мосту, смотрели выступления скоморошьего и кукольного театров, покупали сласти на ярмарках и с любопытством наблюдали торжественные въезды иноземных послов.

Уже в следующем столетии Москву будет не узнать: на улицах появятся первые масляные фонари и городские усадьбы, а балы и салоны станут любимыми развлечениями горожан.

Перейти в XVIII век

Дворяне, купцы и мещане: как жили люди разных сословий в Москве XVIII века

Вид Красной площади в 1783 году

Москва уже полвека как не столица. Обширные дворянские усадьбы соседствуют с лачугами и чёрными избами. С одной стороны - праздность и светские приёмы, с другой - картофельная похлёбка и монотонный ежедневный труд.

Горожане высшего сословия. Могли нигде не работать, но редко пользовались этим. Мужчины служили в армии, государству или двору. В придворной жизни участвовали и женщины, но в Москве, в удалении от столицы, такой возможности у них не было.

Уровень жизни городских торговцев был разным. В отличие от ремесленников, которые торговали только предметами своего производства, купцы пользовались преимуществом и могли продавать самые разные товары: от щепетильных (нижнее бельё и парфюмерия) до колониальных (чай, кофе и специи).

Новый тип городских обывателей. Бывшие жители ремесленных слобод постепенно становятся наёмными рабочими. Вместо занятия мелким производством они отправляются на мануфактуры или в дома знати за зарплату.

Неизвестный художник.
Вид Москвы в XVIII веке

Дома

Застройка Москвы шла неравномерно. Широкие мощёные камнем улицы переходили в деревянные мостовые. Жалкие лачуги кучно стояли вокруг дворцов и домов знати. Некоторые районы напоминали пустыри, в других теснились бедные дома, третьи впечатляли столичным блеском.

«Неправильная», «необычайная», «контрастная» - так описывали Москву иностранцы, которым удалось побывать здесь во времена Елизаветы и Екатерины II.

«Я был удивлён странным видом Смоленска, но несравненно более меня поразила неизмеримость и разнообразие Москвы. Это нечто настолько неправильное, своеобразное, необычайное, здесь всё так полно контрастов, что мне никогда не случалось видеть ничего подобного».

Вильям Кокс, британский путешественник.

«Путешествия по Польше, России, Швейцарии и Дании»

Дворяне

Адольф Байо. Дом Пашкова на Ваганьковском холме

Адольф Байо. Дом Пашкова
на Ваганьковском холме

В Москве селились дворяне средней руки, поэтому особняки чаще строились в дереве. Они страдали от пожаров и вновь выстраивались по «красной линии» - она обозначала границы строительства на каждой улице. Дома самых богатых фамилий строили из камня знаменитые архитекторы. До наших дней сохранились именно эти здания. Самый впечатляющий пример дворянского жилья XVIII века - дом Пашкова, который, как предполагают, был построен по проекту архитектора Василия Баженова.

Купцы

Неизвестный художник. Вид
улицы Ильинки в Москве XVIII века

Типичный купеческий дом был двухэтажным. Первый этаж мог быть каменным, второй - деревянным. Европейская практика, когда купцы селились над собственными лавками, ещё не стала популярной, потому что торговые ряды выносились в отдельные районы города. Ближе к концу века, при Екатерине II, в Москве появляется новый тип жилья - доходные дома. На верхних этажах доходных домов находились жилые комнаты купцов и квартиры под аренду, внизу - лавки и магазины. Одним из первых доходных домов такого типа в Москве был дом Хрящева на Ильинке.

Мещане

Неизвестный художник. Вид улицы Ильинки в Москве XVIII века

Неизвестный художник. Вид улицы
Ильинки в Москве XVIII века

Как и жители ремесленных слобод в XVII веке , мещане селились в простых деревянных домах. Их быт менялся медленнее, чем у более богатых сословий. Дома дворян и купцов строились по последней моде, дома мещан - по привычке. Единственное изменение произошло во внутреннем устройстве дома: вместо общего для всей семьи помещения в домах теперь появляются отдельные комнаты.

Комментарий ПИК

Дворяне

Распорядок дня

Дворяне

П. Пикар. Московский Кремль в начале XVIII века

П. Пикар. Московский
Кремль в начале XVIII века

Офицеры приходили в казармы к 6, чиновники - к 7–8 утра. К полудню заканчивались смотры и парады, а присутствия прерывались на обед.

Светский человек просыпался ближе к полудню. После завтрака следовала прогулка по парку или поездка в сопровождении скорохода - слуги, пешком сопровождавшего экипаж. Затем - обед, театр и бал, который продолжался до утра.

«Дворянин, который желает быть светским человеком, должен иметь датскую собаку, скорохода, много прислуги (дурно одетой) и француза‑учителя».

Тесби де Белькур, капитан французской службы.

«Записки француза о Москве, 1774 г»

Купцы

Б. Кустодиев. Гостиный двор

Б. Кустодиев. Гостиный двор

Торговля в Москве начиналась рано, поэтому уже к 6 утра купец открывал свою лавку в Гостином дворе или на первом этаже жилого дома. На месте он пил чай, обильно обедал, общался с торговцами по соседству. Вечером посещал трактир или ярмарку, а уже в девятом часу погружался в сон.

Мещане

Деталь фабричной марки Большой Ярославской мануфактуры. Середина XVIII века

Деталь фабричной марки Большой
Ярославской мануфактуры. Середина XVIII века

Ремесленники работали на дому, в жилых помещениях или внутреннем дворе. Участие в работе принимали все домашние, даже дети. Из-за появления мануфактур и организованного производства некоторым ремесленникам стало невыгодно работать на себя, и они становились наёмными рабочими: ткали, строили суда, ковали металлические изделия и заготавливали стекло. Крупнейшей мануфактурой Москвы был Суконный двор. Рабочий день там начинался в половине пятого утра, а продолжался 13,5 часа в весенние и летние месяцы и 11,5 часа в остальное время года.

Еда

Для дворян принятие пищи было искусством, для купцов - способом скоротать время, для мещан - вопросом выживания.

Дворяне

Неизвестный художник. Обед в дворянской семье

Неизвестный художник.
Обед в дворянской семье

В богатых домах предпочитали европейскую кухню. Чай и кофе в XVIII веке перестали быть экзотикой, но стоили дорого. С начала века пришла мода на иностранных поваров - французов, реже англичан. Некоторые продукты выписывались из Европы, над чем иронизировал Гоголь в «Ревизоре», где Хлестакову к столу «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа».

Купцы

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай

Купеческий стол был проще. Чай из самовара, который пили «до седьмого платка» (пока не прошибёт пот), каши пополам с салом, супы, пироги, редька и блюда из овощей - главное в питании не разнообразие, а обилие и сытность.

«Пузатые купцы, как и прежде, после чаепития упражнялись в своих торговых делах, в полдень ели редьку, хлебали деревянными или оловянными ложками щи, на которых плавало по вершку сала, и уписывали гречневую кашу пополам с маслом».

Мещане

Ф. Солнцев. Крестьянское семейство перед обедом. Мещане и крестьяне жили в похожих бытовых условиях. Главное, что их отличало, - повседневные занятия и профессия

Ф. Солнцев. Крестьянское семейство перед
обедом. Мещане и крестьяне жили в похожих
бытовых условиях. Главное, что их отличало,
- повседневные занятия и профессия

В повседневном меню были картофельная похлёбка, щи из серой капусты, ржаные пироги и пареная репа. Кроме того, мещане могли себе позволить блюда из гороха, овощей с огорода и круп. Квас заменял им чай и кофе.

Городские развлечения

То, как житель Москвы развлекался, в первую очередь говорило о его социальном статусе. Праздничная жизнь в городе была на любой вкус: от театров, балов и музыкальных салонов до уличных ярмарок и кулачных боёв.

Дворяне

Приём в дворянском доме

Приём в дворянском доме

Жизнь московской знати была настолько праздной и неторопливой, что вызывала раздражение у Екатерины II:

«Москва - столица безделья, и её чрезмерная величина всегда будет главной причиной этого. Я поставила себе за правило, когда бываю там, никогда ни за кем не посылать; для одного визита проводят в карете целый день, и вот, следовательно, день потерян».

Запись из дневника Екатерины II

Днём дворяне гуляли по паркам или улицам в щегольских нарядах. Затем путь лежал к родственникам на чай. Семейные посиделки были не столько развлечением, сколько необходимостью: поддерживать родственные связи полагалось по светскому этикету.

После обеда, чтения и смены платья дворянин отправлялся в театр. В 1757 году открылась опера Локателли, позже - Петровский театр, в котором играли вольные и крепостные актёры. Около 10 часов вечера начинались балы, где можно было не только потанцевать, но и сыграть в карты, шарады или буриме.

Купцы

В. Суриков. Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И. Ф. Ромодановского

В. Суриков. Большой маскарад
в 1772 году на улицах Москвы с участием
Петра I и князя И. Ф. Ромодановского

Шумные уличные ярмарки, кукольный театр, комедии и выступления скоморохов - такими были главные купеческие развлечения.

«За комедией выступал обыкновенно доморощенный трубадур с бандурой, с песнями и пляской. Дивные штуки выделывал он ногами, да и каждая косточка в нём говорила. А как подскочит под самый нос пригожей купчихи, поведёт плечом и обдаст её, как кипятком, молодецким спросом: „Аль не любишь?“ - так восторгу не было конца».

Иван Иванович Лажечников, писатель.

«Беленькие, чёрненькие и серенькие»

Вечера купцы проводили в трактирах или дома, а на городские праздники выбирались смотреть фейерверки. Но это только в XVIII веке: со следующего столетия зажиточные купцы будут стремиться подражать дворянству во всём.

Мещане

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москве-реке

Б. Кустодиев.
Кулачный бой на Москве-реке

Походы по трактирам и ресторанам им были не по карману, но в уличных гуляниях участвовали все. Из зимних развлечений любили кулачные бои, один на один или стенка на стенку. Команды расходились по берегам замёрзшей Москвы-реки и бились посередине. Главные бои проходили на праздники: Николу Зимнего, рождественские святки, Крещение и Масленицу.

В XIX веке острее различия между городским и сельским населением, чем между мещанином и купцом. Купцы, мещане и ремесленники стали зваться «городскими обывателями». Но пропасть между повседневной жизнью дворянства и «среднего состояния людей» сохранялась и в следующем веке.

Перейти в XIX век

Дом и быт москвича в XIX веке

Ж. Делабарт. Красная площадь в конце XVIII - начале XIX века

По каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях

Москва в XIX веке - столица отставных и пожилых. Она была консервативнее Санкт-Петербурга, куда уезжали за карьерой и модой. В московских домах царили семейная иерархия, свойское родство и много других бытовых условностей.

Дворянский быт

Московские дворяне обмельчали после войны и пожара 1812 года. «Открытый стол» и хлебосольность прошлого века поддерживать могли немногие. Повально обнищавшие дворянские фамилии вели кочевой образ жизни и питались при богатых домах. Стало больше чиновников. Они причислялись к дворянскому сословию, но не имели большого состояния.

Где селились

Настоящие дворяне строили дома и городские усадьбы на Маросейке, Покровке и территории между Остоженкой и Арбатом. Чиновники селились поближе к купцам: в Замоскворечье, на Таганке, Сретенке и Девичьем поле. За Садовым кольцом строили дачи и загородные усадьбы с садом или парком.

Дом и обстановка

В. Поленов. Бабушкин сад. Типичный деревянный московский особняк

В. Поленов. Бабушкин сад.
Типичный деревянный московский особняк

Дворянство среднего достатка строило дома из дерева. Зато большие, в 7–9 окон, с мезонинами и колоннами. Парк или сад с липовой аллеей, бузиной и сиренью был обязательным атрибутом барской жизни. Чем дальше от центра, тем обширнее был сад.

Во внутреннем убранстве дома погоня за модой сменилась постоянством. Купленная в начале века мебель в стиле ампир стояла в парадной части дома вместе с фарфоровыми безделушками и кабинетной бронзовой скульптурой. Тесные жилые помещения в антресолях и с обратной стороны дома обставляли абы как.

Стол

А. Волосков. За чайным столом

А. Волосков. За чайным столом

В отличие от утончённых обедов Петербурга, московские были сытными и обильными. В утренний чай добавляли сливки и запивали калачи с маслом. Второй завтрак готовили плотный, с яичницей, сырниками или биточками. Около трёх часов семья и частые гости собирались на обед из нескольких блюд на французский или русский манер. На полдник подкреплялись чаем с пирогами, а вечером доедали остатки обеда или готовили ещё несколько смен блюд, в зависимости от богатства дома.

Семейный уклад

В дворянском доме было много обитателей. Кроме близких родственников здесь находилось место для тёток, двоюродных, троюродных братьев, сестёр и племянников, а также малоимущих и гувернанток.

Дом, как и прежде, делился на мужскую и женскую половины. Кабинет, библиотека и курительная были мужскими комнатами, а будуар, диванная и девичья - женскими. Домашние и прислуга свободно перемещались между половинами, но принимали личных гостей строго на своей территории.

Детским комнатам отводилось место подальше от спален взрослых. Малыши жили в общих комнатах по несколько человек, подростковые детские делились на мужскую и женскую половины. Домашние уроки проводились в классной комнате, куда приходил приглашённый учитель. Он давал уроки светского этикета, музыки и иностранного языка.

Словарь дворянина

Jolle journee - «безумный день», дневной бал, который начинался в два часа дня и длился до ночи.

Журфиксы - дни недели в знатном доме, которые выделялись для регулярного приёма гостей.

Воксал - увеселительный сад, где ставили спектакли, устраивали балы и фейерверки.

Купеческий быт

Купечество в Москве XIX века процветает. Появляются новые фамилии, которые по богатству не уступают дворянским. Морозовы, Рябушинские, Прохоровы возглавляют список богатейших предпринимателей Российской империи. Амбициозные купцы стремятся дотянуться до дворян по уровню жизни и образования и вкладывают свои капиталы в развитие искусства и наук. Другая часть тщательно оберегает свои обычаи и сторонится всего непривычного.

Где селились

Купеческими районами были Таганка, Пресня, Лефортово и Замоскворечье. Последний - из-за близости к китайгородскому торгу. Купцы-фабриканты предпочитали строить дома ближе к производству, поэтому выбирали окраины города.

Дом и обстановка

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом

В. Перов.
Приезд гувернантки в купеческий дом

Пока дворяне беднели, купцы наживали состояния. Они строили простые, но добротные каменные дома или выкупали бывшие дворянские усадьбы и обставляли их на свой вкус. Дома обычно выходили в сад с огородом. Во внутреннем дворе хранились товары, которые купец поставлял в лавки.

Купеческий дом отличался от дворянского количеством икон и разношёрстным убранством: малиновые стены в гостиных, обилие картинок и безделушек вперемешку с дорогими предметами мебели. Единство стиля в обстановке дома соблюдали редкие, самые образованные семьи.

Стол

Н. Богданов-Бельский. Чаепитие

Припасы в купеческом доме заготавливали сами - погреба были заставлены соленьями до потолка. Накрывали стол не менее богато, чем дворяне, но блюда были русскими: пироги, каши. На купеческом столе не приживались сервизы, вся посуда была разномастная.

Купец не всегда возвращался домой к обеду, поэтому вся семья собиралась за столом вечером, около восьми часов. После плотного ужина с жирными блюдами все домашние долго пили чай вприкуску с сахаром или вареньем.

Семейный уклад

В. Пукирев. Приём приданого в купеческой семье по росписи

В. Пукирев.
Приём приданого в купеческой семье по росписи

Семейная жизнь купцов в XIX веке начиналась с участия свахи. Приданое невесты тщательно пересчитывали. Брак заключали после смотрин: жених присматривался к купеческой дочке в публичном месте, а потом приходил с личным визитом и просил её руки. Купеческие жёны жили праздно и почти не занимались хозяйством - только принимали гостей или устраивали выезды. Детей отдавали на воспитание нянькам, а в образовании полагались на церковь. Даже в конце века только немногие купеческие дети обучались в гимназиях и университетах.

Словарь купца

Ферязь - традиционная купеческая верхняя одежда.

Безбородый - купец, который следует западной моде. Носит вместо кафтана современную одежду, чисто бреется, образован и знает языки.

Сорокавёдерная бочка - мера не только объёма, но и красоты. Дородные, размером с сорокавёдерную бочку женщины - купеческий идеал в XIX веке.

Мещанский быт

В XIX веке мещане составляли основное население Москвы. Особенно много их стало после реформы 1861 года, когда крестьяне стали перебираться в города в поисках работы. К мещанскому сословию относились и учителя, и подёнщики, и все остальные наёмные работники.

Где селились

Фабричные рабочие и мастеровые селились за Садовым кольцом в съёмных квартирах и небольших домиках. Хамовники, Лефортово и Грузины закрепились за ними ещё в XVII веке. В московском «гетто» - Зарядье и тёмных закоулках Китай-города - селились сапожники, портные и другие мелкие ремесленники.

КУПЕЧЕСТВО - в широком смысле - торговцы, в узком - исторически сформировавшаяся социальная общность людей, занятых торговлей или связанной с ней иной предпринимательской деятельностью .

Об-ра-зу-ет со-сло-вия, кор-по-ра-ции, зем-ля-че-ст-ва и другие со-ци-аль-ные и профессиональные груп-пы. Хо-тя об-мен ве-ща-ми прак-ти-ко-вал-ся ещё при гос-под-стве ро-до-п-ле-мен-ных от-но-ше-ний, тор-гов-ля, как ку-п-ля-про-да-жа то-ва-ров, по-яви-лась в эпо-ху не-оли-ти-че-ской ре-во-лю-ции , ко-гда воз-ник-ла про-из-во-дя-щая эко-но-ми-ка, обес-пе-чи-ва-ющая соз-да-ние ус-той-чи-во-го при-ба-воч-но-го про-дук-та. Про-цесс стра-ти-фи-ка-ции древ-не-го об-ще-ст-ва и по-яв-ле-ние городских по-се-ле-ний со-про-во-ж-да-лись фор-ми-ро-ва-ни-ем купечества, так же, как кре-стьян и ре-мес-лен-ни-ков, вла-сти с её бю-ро-кра-ти-ей, во-ин-ст-ва и жре-цов. Тор-гов-ля вы-сту-пи-ла эко-но-мической аль-тер-на-ти-вой не-эко-но-мическому (во-ен-но-му) спо-со-бу ов-ла-де-ния при-ба-воч-ным про-дук-том, про-из-ве-дён-ным в дру-гом об-ще-ст-ве, при этом на за-ре ци-ви-ли-за-ции и в отдельной ис-то-рической эпо-хи, например в ран-нем Сред-не-ве-ко-вье, оба спо-со-ба мог-ли осу-ще-ст-в-лять-ся од-ни-ми и те-ми же людь-ми.

Ку-пе-чест-во в Древ-нем ми-ре .

Эко-но-ми-ка ран-не-клас-со-во-го об-ще-ст-ва ма-ло за-ви-се-ла от тор-гов-ли: пра-ви-те-ли и их ок-ру-же-ние, поль-зу-ясь вла-стью и военной си-лой, от-би-ра-ли у за-ви-си-мых групп на-се-ле-ния, ко-то-рые ве-ли на-ту-раль-ное хо-зяй-ст-во, зна-чительную часть при-ба-воч-но-го про-дук-та. Од-на-ко по ме-ре раз-ви-тия го-су-дар-ст-вен-но-сти и фор-ми-ро-ва-ния элит, от-ли-чав-ших-ся об-ра-зом жиз-ни от основного на-се-ле-ния, рос-ло зна-че-ние об-ме-на с от-да-лён-ны-ми зем-ля-ми, про-из-во-див-ши-ми не-зна-ко-мые или ма-ло-зна-ко-мые пред-ме-ты, об-ла-да-ние ко-то-ры-ми под-чёр-ки-ва-ло вы-со-кий со-ци-аль-ный ста-тус их хо-зяи-на. Таким образом, внеш-няя тор-гов-ля дли-тель-ное вре-мя име-ла боль-шее зна-че-ние, чем внут-рен-няя. И впо-след-ст-вии, с по-яв-ле-ни-ем круп-ных го-ро-дов и раз-ви-ти-ем об-ме-на ме-ж-ду ни-ми и де-рев-ней, со-ци-аль-ный ста-тус куп-цов, тор-го-вав-ших «за-мор-ски-ми» то-ва-ра-ми, ос-та-вал-ся вы-ше, чем у тор-гов-цев, по-лу-чав-ших до-ход от внутренней тор-гов-ли. Скла-ды-вав-шее-ся в об-ще-ст-ве от-но-ше-ние к купечеству за-ви-се-ло не толь-ко от его ро-ли в хо-зяй-ственной жиз-ни, но и от ис-то-рических осо-бен-но-стей про-цес-са со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции, ре-ли-ги-оз-но-эти-че-ских уче-ний, рас-про-стра-нив-ших-ся в ка-ж-дом кон-крет-ном ре-гио-не.

В гре-ко-ро-ман-ском ми-ре, где вы-ше все-го ста-ви-лись зе-мель-ная соб-ст-вен-ность, во-ин-ская доб-лесть и при-над-леж-ность к чис-лу гра-ж-дан, куп-цы не поль-зо-ва-лись боль-шим ав-то-ри-те-том. В Древ-ней Ин-дии с её жё-ст-кой кас-то-вой сис-те-мой пред-ста-ви-те-ли купечества не при-над-ле-жа-ли к брах-ма-нам и кшат-ри-ям и дол-гое вре-мя со-став-ля-ли часть низ-шей вар-ны шудр, а впо-след-ст-вии рас-пре-де-ли-лись в вар-не вай-шью. На-про-тив, у се-мит-ских на-ро-дов, осо-бен-но у фи-ни-кий-цев, за-ня-тие тор-гов-лей счи-та-лось не-об-хо-ди-мым и по-чёт-ным де-лом. Фи-ни-кий-цы ве-ли про-ду-ман-ную тор-гов-лю с за-пи-ся-ми и ис-поль-зо-ва-ни-ем точ-ных мер ве-са. И имен-но фи-ни-кий-цы, ос-во-ив Сре-ди-зем-но-мо-рье, ста-ли про-дви-гать-ся со свои-ми то-ва-ра-ми вдоль оке-ан-ско-го по-бе-ре-жья. Но не толь-ко фи-ни-кий-цы за-ни-ма-лись в древ-но-сти тор-гов-лей на боль-шие рас-стоя-ния. Вслед за ни-ми сре-ди-зем-но-мор-ское про-стран-ст-во ста-ли ос-ваи-вать куп-цы Кри-та, Египта и других стран. С конца 3-го тысячелетия до нашей эры на-чал фор-ми-ро-вать-ся Ве-ли-кий шёл-ко-вый путь, впол-не сло-жив-ший-ся во II веке до нашей эры. Этот путь про-тя-нул-ся от Ки-тая до Ри-ма и был раз-бит на несколько эта-пов, на ка-ж-дом из ко-то-рых ка-ра-ва-ны с то-ва-ра-ми фор-ми-ро-ва-ли куп-цы-по-сред-ни-ки из раз-ных на-ро-дов. Па-рал-лель-но су-щест-во-ва-ла и мор-ская меж-ду-народная тор-гов-ля, свя-зы-вав-шая Ки-тай с по-бе-режь-ем Ин-дий-ско-го океана. Ещё до по-яв-ле-ния де-нег купечество Древ-не-го ми-ра ста-ло ис-поль-зо-вать в сво-их рас-чё-тах слит-ки се-реб-ра (смотри так-же в статье День-ги).

Ку-пе-че-ст-во в сред-ние ве-ка .

В средневековый пе-ри-од купечество на-ра-щи-ва-ло свою эко-но-мическую и по-ли-тическую мощь. Не-ред-ко функ-ции куп-ца и вои-на-за-вое-ва-те-ля бы-ли ма-ло раз-ли-чи-мы (от латинского hostis - враг во мно-гих ев-ропейских язы-ках про-ис-хо-дят сло-ва, обо-зна-чаю-щие куп-цов, в том числе русское - «гость»). Са-ра-ци-ны и ви-кин-ги в Ев-ро-пе не толь-ко тор-го-ва-ли, но и за-ни-ма-лись гра-бе-жом. Главной зо-ной кон-так-тов ме-ж-ду ни-ми яви-лось Сре-ди-зем-но-мо-рье, на-сы-щав-шее Вос-ток за-хва-чен-ны-ми нор-ман-на-ми ев-ропейскими то-ва-ра-ми, в том числе ра-ба-ми, и За-пад - араб-ским се-реб-ром.

Но-вый этап в раз-ви-тии купечества свя-зан с ин-тен-сив-ным рос-том го-ро-дов в Ев-ро-пе в XI-XII веков, ко-то-рый со-про-во-ж-дал-ся пре-вра-ще-ни-ем купечества в важ-ней-ший эле-мент средневекового об-ще-ст-ва. Оно ста-ло главным фак-то-ром в об-ра-зо-ва-нии так называемых сво-бод-ных го-ро-дов. Са-мо же купечество фор-ми-ро-ва-ло кор-по-ра-ции - гиль-дии. В XII-XIII веках немецкие куп-цы су-ме-ли создать круп-ные объединения (например, Ган-за), что-бы про-ти-во-сто-ять мор-ским и су-хо-пут-ным раз-бой-ни-кам. В сво-бод-ных го-ро-дах ган-зей-цы за-да-ва-ли тон в городских со-ве-тах, в сто-ли-цах - соз-да-ва-ли собственные квар-та-лы, где был ог-ра-ни-чен кня-же-ский или ко-ро-лев-ский про-из-вол (при-ме-ром та-ко-го райо-на, соз-дан-но-го ган-зей-ски-ми куп-ца-ми, мо-жет слу-жить «Сталь-ной двор» в Лон-до-не). Мощь го-ро-да оп-ре-де-ля-лась бо-гат-ст-вом его куп-цов. Тор-гуя с Ближ-ним Вос-то-ком, немецкие куп-цы ста-ли соз-да-вать в безо-пас-ных мес-тах боль-шие скла-ды то-ва-ров (например, в Ве-не-ции). На Вос-то-ке свои-ми опе-ра-ция-ми сла-ви-лись хо-ро-шо ор-га-ни-зо-ван-ные сирийские куп-цы, свя-зы-вав-шие Сре-ди-зем-но-мо-рье с Ира-ном и другими стра-на-ми Азии. Арабские тор-гов-цы, пер-вен-ст-во-вав-шие в меж-ду-народной тор-гов-ле с VII века, спо-соб-ст-во-ва-ли рас-про-стра-не-нию ис-ла-ма. При-об-ще-ние на-ро-дов Восточной Аф-ри-ки к ис-ла-му - ре-зуль-тат дея-тель-но-сти арабского купечествa. По-боч-ным, но весь-ма важ-ным ре-зуль-та-том тор-го-вых опе-ра-ций куп-цов стало рас-про-стра-не-ние ин-фор-ма-ции о при-ро-де, обы-ча-ях, ве-ро-ва-ни-ях других ре-гио-нов. Свои-ми рас-ска-за-ми о даль-них зем-лях лю-бо-зна-тель-ные куп-цы, по-доб-ные Мар-ко По-ло или Афа-на-сию Ни-ки-ти-ну, раз-веи-ва-ли пред-рас-суд-ки и ми-фы об ан-ти-по-дах, на-во-ди-ли, как и мо-на-хи-мис-сио-не-ры, мос-ты ме-ж-ду куль-ту-ра-ми раз-ных на-ро-дов. В то же вре-мя ре-зуль-та-том «хо-ж-де-ний» куп-цов на Вос-ток ста-ла «Чёр-ная смерть», за-не-сён-ная в середине XIV века из Азии в Ев-ро-пу.

Купечество стал-ки-ва-лось в сред-ние ве-ка с не-ма-лы-ми труд-но-стя-ми. Ин-тер-на-цио-на-ли-за-ции тор-гов-ли ме-ша-ло слож-ное административно-территориальное уст-рой-ст-во средневекового ми-ра, раз-дроб-лен-но-го на мно-гие сот-ни го-су-дарств. За-труд-не-ния для купечества соз-да-ва-ло не толь-ко су-ще-ст-во-ва-ние мно-го-численных мыт-ных дво-ров, но и различные ме-ры ве-са, дли-ны, объ-ё-ма, а глав-ное - мно-го-об-ра-зие де-неж-ных сис-тем, с ко-то-ры-ми куп-цам при-хо-ди-лось иметь де-ло. Им при-шлось уст-раи-вать по-всю-ду ме-няль-ные кон-то-ры или спо-соб-ст-во-вать их уч-ре-ж-де-нию. Так ку-печеский ка-пи-тал сти-му-ли-ро-вал раз-ви-тие осо-бой сфе-ры пред-при-ни-ма-тель-ст-ва, став-шей за-тем од-ним из эле-мен-тов кре-дит-но-фи-нан-со-вой сис-те-мы ев-ропейских стран. Это-му же спо-соб-ст-во-ва-ло и изо-бре-те-ние куп-ца-ми пе-ре-вод-ных век-се-лей (смотри в статье Век-сель), из-ба-вив-ших ком-мер-сан-тов от рис-ко-ван-ной не-об-хо-ди-мо-сти во-зить с со-бой на боль-шие рас-стоя-ния зна-чительные сум-мы де-нег. Ис-поль-зо-ва-ние пе-ре-вод-ных век-се-лей от-кры-ва-ло куп-цам про-стор для ма-нёв-ра: за-труд-не-ния с обыч-ным то-ва-ром пре-одо-ле-ва-лись вло-же-ни-ем средств в иные тор-го-вые опе-ра-ции и да-же в другие об-лас-ти при-ме-не-ния ка-пи-та-ла (кре-дит, ор-га-ни-за-ция гос-ти-нич-но-го де-ла, при-об-ре-те-ние не-дви-жи-мо-сти и так далее). На-ко-п-лен-ный в тор-го-вых опе-ра-ци-ях ка-пи-тал стал ис-точ-ни-ком для соз-да-ния бан-ков-ской сис-те-мы. Так, ку-печеская се-мья Фуг-ге-ров из Аугс-бур-га в конце XV века глав-ные свои до-хо-ды по-лу-ча-ла уже за счёт рос-тов-щи-че-ско-го про-цен-та, а за-тем и ор-га-ни-за-ции мед-ных и се-реб-ря-ных руд-ни-ков в Центральной Ев-ро-пе. Прав-да, та-ко-го ро-да пре-вра-ще-ния тор-го-во-го ка-пи-та-ла стал-ки-ва-лись с ещё од-ним пре-пят-ст-ви-ем - осу-ж-де-ни-ем Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью рос-тов-щи-че-ст-ва: им за-ни-ма-лись ев-реи, ко-то-рым был за-крыт путь в ку-печеские гиль-дии.

В сред-ние ве-ка куп-цы ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-ли яр-мар-ки, про-хо-див-шие несколько не-дель, чаще все-го в при-гра-нич-ных го-ро-дах. В яр-ма-роч-ной тор-гов-ле бы-ли осо-бен-но за-ин-те-ре-со-ва-ны куп-цы сред-не-го дос-тат-ка, у ко-то-рых не бы-ло боль-ших ка-пи-та-лов и на-вы-ков для тор-гов-ли с даль-ни-ми стра-на-ми. Яр-мар-ки слу-жи-ли ме-стом не толь-ко то-ва-ро-об-ме-на, но и ис-точ-ни-ком ком-мерческой ин-фор-ма-ции об из-ме-не-нии цен на то-ва-ры, ди-на-ми-ке спро-са и пред-ло-же-ния и яв-ля-ли тем са-мым про-об-раз тор-го-вых бирж.

С рос-том бо-гат-ст-ва ме-нял-ся ук-лад жиз-ни купечества, рос его пре-стиж. В позд-нем Сред-не-ве-ко-вье са-мые бо-га-тые куп-цы, со-став-ляв-шие городской пат-ри-ци-ат, об-ра-зом жиз-ни, рос-ко-шью двор-цов, изы-скан-но-стью кух-ни, мно-го-чис-лен-но-стью че-ля-ди не от-ли-ча-лись от ари-сто-кра-тов, ко-то-рых да-же пре-вос-хо-ди-ли в сфе-ре ме-це-нат-ст-ва и по-жерт-во-ва-ний в поль-зу Церк-ви.

Ку-пе-че-ст-во в Но-вое вре-мя.