Историческая фонетика изучает историю звуков языка почему.

Структуру слога и слова в древнерусском языке определяли закон открытого слога и закон слогового сингармонизма, унаследованные из праславянской эпохи. Оба закона действовали до падения редуцированных (11–12 вв.). В древнерусском языке до падения редуцированных было незначительное количество односложных слов (например, тъ, то, та ). Большинство слов имело 2 или более слогов (например,сто-лъ, къ/н /зь ). После падения редуцированных принцип построения слога по восходящей звучности стал нарушаться, однако тенденция построения слога по этому принципу сохранилась.

    1. Система гласных древнерусского языка X–XI вв.

      1. Общая характеристика гласных древнерусского языка X-XI вв.

Подъем

Передний

непередний

Верхний

[ô](o))))) [ǒ](o)

Средний

[е](е),[ь](ь) 2

Нижний

Отношение к лабиализации

нелабиализованные

лабиализованные

В древнерусском вокализме (от лат. vocalis«гласный») было 11 гласных фонем.

Они различались:

    по полноте образования : [ъ ,ь ] были гласными неполного образования, редуцированными (сверхкраткими); остальные гласные являлись гласными полного образования;

    по участию губ в образовании звука: гласные [о ,у ,ô ]были лабиализованными (от лат.labia«губы»), остальные – нелабиализованными;

    по месту образования : [и ,е ,h, ь , ӓ ] были гласными переднего ряда; [ы ,у ,ъ ,ô ,о ,а ] – гласными непереднего ряда;

    по степени подъема языка к верхнему небу: [и ,ы ,у ] – гласные верхнего подъема; – гласные верхне-среднего подъема; [е ,ь ,ъ ,о ] – гласные среднего подъема; [а ,ӓ ] – гласные нижнего подъема.

Гласные полного образования древнерусского языка произносились одинаково в ударном и безударных положениях до возникновения аканья (XVв.).

Все гласные древнерусского языка были самостоятельными фонемами, то есть выполняли смыслоразличительную функцию.

Гласные [и ,ы ,у ,е ,о ,а ] произносились, по-видимому, так же, как в современном русском литературном языке (СРЛЯ) в ударном положении, и сохранились без изменения.

Гласные были утрачены в дальнейшей истории русского языка.

Это, прежде всего, гласный [h] – полного образования, нелабиализованный, переднего ряда, верхне-среднего подъема. Гласный [h] происходил из 1): видhти ([h] зд.); 2)* oi * ai перед согласным и в абсолютном конце слова : пhти ([h] зд.* oi перед согласным ), ср.: пою ([о-j] зд.*oiперед гласным); цhна ([h] зд.* ai перед согласным ), ср.: каяться ([а-й] зд.* ai перед гласным ).

Гласный [h] произносился, по-видимому, как звук типа закрытого [ê ] или дифтонг [͠ие ]. О таком возможном произношении древнего [h] свидетельствуют данные ряда современных русских говоров, в которых на месте [h] произносятся указанные звуки – закрытое [ê ] или дифтонг [͠ие ].

В современном русском литературном языке на месте старого [h] произносится преимущественно открытое [е ], не переходящее в [о ] под ударением перед твердым согласным, например: се носhно, ле слhсъ, спе шкаспhшька.Лишь в нескольких словах СРЛЯ на месте [h] произносится [и ]: си деть (сh дhти, ср.: се сть, се дло), ми зинец (мh зиньцьмhзиныи «меньший, младший»), ди тя (дh т#, ср.: де ти), сви детель (съвh дhтель «тот, кто ведает, знает»).

Фонема в соответствии со своим фонематическим статусом выполняла смыслоразличительную функцию: ср. словоформы – сh лъ (прош. вр. глаг. сhсти) и се лъ (род. мн. сущ. село).

В древнерусском языке было 2 фонемы неполного образования – <ъ > и <ь> . В лингвистической литературе существует несколько названий данных фонем – «редуцированные », «сверхкраткие », «глухие ».

Гласный [ъ ] – неполного образования, нелабиализованный, непереднего ряда, среднего подъема. Гласный [ъ ] восходит к 1): сынъ *sūnŭ s; 2): рабъ *ǒrbǒ s([ъ ] зд. возникло из).

Гласный [ь ] – неполного образования, нелабиализованный, переднего ряда, среднего подъема. Гласный [ь ] восходит к 1): дь нь *dǐ nǐ s2)* ъ (после исконно мягких): ко[н ь ]*konj ŭ s*konj ǒ s([ь ] зд. возникло из* ъ * ŭ * ǒ ).

Как известно, заслуга установления звукового значения [ъ ] и [ь ] принадлежит выдающемуся лингвисту Александру Христофоровичу Востокову (1781-1864). Редуцированные звучали очень кратко. В зависимости от позиции в слове они произносились с различной степенью длительности. В сильных позициях эти звуки произносились дольше, то есть [ъ о ], [ь е ] (условно). В слабых позициях редуцированные произносились очень кратко, поэтому в этих позициях рекомендуется не произносить их, при этом не оглушая звонких согласных перед ними, например: городъ город .

Сильные позиции редуцированных [ъ ] и [ь ]:

    в односложных словах:

тъ , сь ;

    перед слогом с редуцированным в слабой позиции:

тъпъ р〤, правь д〥на;

    под ударением:

тъ пъръ,

    в сочетаниях типа *tъrt, *tьrt, *tъlt*tьlt:

гъ рдыи, вь рба, пъ лныи, въ лкъ (в слове въ лкъ [ъ] возник из *ь).

Слабые позиции редуцированных [ъ ] и [ь ]:

    в абсолютном конце слова (АКС):

сън〤, дьн〥;

    перед слогом с гласным полного образования:

с〤на, д〥н㆓;

    перед слогом с редуцированным в сильной позиции:

л〤жь ц〥, ж〥нь ц〥.

Редуцированные [ъ ] и [ь ] перед [j ], [и ] (¬*j〥) выступали в своих позиционных вариантах – в виде редуцированных [ы̌ ] и , например: молоды̌ и ([и] зд. из *j〥), сини̌ и ([и] зд. из *j〥). Редуцированный [ы̌ ] выступал только в сильных позициях, редуцированный [и̌ ] имел сильные позиции и одну слабую позицию.

Сильные позиции редуцированных [ы̌ ],[и̌ ]:

    под ударением:

мы ̌ ю, ши̌ и;

    в окончаниях прилагательных и местоимений, например: молоды ̌ и, сини̌ и.

Слабая позиция редуцированного [и̌ ]:

перед слогом с гласным полного образования, например: шю.

Гласный [ӓ ] – полного образования, нелабиализованный. переднего ряда. нижнего подъема. Гласный [ӓ ] происходит из [ę ] () * en /m ; [ӓ ] выступал в таких словах, как мта (ср.: мен тол), звкнути (ср.: звен ети), мсо,зыкъ и др.

Гласный [ô ](«о-напряженное») – полного образования, лабиализованный, непереднего ряда, верхне-среднего подъема. Гласный [ô ]восходит к * o под восходящей (акутовой) интонацией (например, вô л㆓), в словах с полногласными сочетаниями, в которыхударение падает навторой слог полногласия (например, горô хъ, корô ва). [ô ]произносилось, по-видимому, как [ô ](«о-напряженное») или дифтонг [《]. На такое возможное произношение [ô ] указывают данные современных русских говоров, в которых на месте древнего [ô] произносятся [ô ]или [《]. В памятниках письменности над [ô ]иногда ставился особый знак, называемый каморой, –͠ .

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Что такое фонетика?

Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.

Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.

Звук и буква

Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.

Предмет фонетики

Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.

Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.

Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.

Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

История науки фонетики

Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.

17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.

Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.

Три аспекта исследований

Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.

Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.

Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".

Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.

Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.

Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.

Методы фонетических исследований

В различных аспектах применяются разные методы.

Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.

Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.

Разделы фонетики

Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).

Основные фонетические средства и единицы

Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.

Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).

Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.

Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.

  1. Проблемы и задачи исторической фонетики как истории звуковых изменений и фонологических отношений. Основные единицы фонетики: звук, фонема, слог. Звук как основная единица синтагматического плана и наиболее реальная реконструируемая единица исторической фонетики. Фонема как функциональная единица парадигматического плана звуковой системы; различительные признаки фонемы - условие определения места фонемы в системе языка. Набор различительных (дифференциальных, сокращенно - ДП) признаков фонемы как закономерная сочетаемость признаков. Маркированные и немаркированные фонемы. Закономерные связи фонем в фонетической системе. Непосредственные связи системы фонем с их ДП с артикуляторной базой языка. Слог как надсегментная единица звуковой системы. Представление о фонетической модели слова; применение фонетической и фонологической транскрипции.
  2. Источники исторической фонетики. Возможности привлечения данных письменных памятников различных эпох для восстановления звуковой системы соответствующего исторического периода. Методика фонетической интерпретации данных графики и орфографии письменных текстов; корректирующее значение сравнительно-диалектологических и лингвогеографических данных.
  3. Звуковой строй восточнославянских диалектов дописьменной поры (праславянское наследие). Праславянский язык как совокупность племенных славянских диалектов. Обзор основных изменений в истории звукового строя праславянского языка, определивших характер фонетической системы восточнославянских диалектов в сопоставлении с южно- и западнославянскими. Преобразование количественных отношений в системе вокализма в качественные. История праславянских палатализаций согласных; фонологическая интерпретация результатов этих палатализаций. Изменения согласных в сочетании с йотом. Формирование тенденции к построению слогов по принципу восходящей звучности и изменения, обусловленные действием этой тенденции: отпадение конечных согласных, преобразование дифтонгов и дифтонгических сочетаний, диссимиляции и упрощения групп согласных. Слоговая структура славянской словоформы в поздний праславянский период. Преобразование позиционной мены гласных и согласных в чередования; обзор основных исторических чередований.
  4. Утрата носовых гласных в восточнославянский диалектной зоне. Реализация носовых гласных в эпоху их существования в диалектах восточных славян в звуках [аП] и [оП] (или ). Преобразование этих звуков в результате утраты ринезма в [а] и [и]. Хронология утраты носовых гласных: отсутствие их не только в XI веке (ср. показания древнейших восточнославянских памятников письменности), но и в более ранний период, не засвидетельствованный восточнославянскими письменными памятниками (ср. извлеченные из неславянских источников указания на произношение в соответствии с этимологическими носовыми гласными звуков [а] и [и] в X веке).
  5. «Исходная» фонетическая система стандартного древнерусского языка. Условность термина «исходная система», обозначающего отправную точку изучения истории русского языка в курсе исторической грамматики, т. е. реконструированное состояние стандартного (см. ниже) древнерусского языка периода, непосредственно предшествовавшего созданию первых дошедших до нас памятников письменности, - рубежа X-XI вв. «Стандартный» («надлиалектный») древнерусский язык (термины введены в научный обиход А. А. Зализняком) как некая образцовая форма древнерусского языка, применявшаяся по крайней мере в некоторых ситуациях на всей территории Древней Руси и, возможно, ориентированная на столичный, т. е. киевский говор.
Система вокализма. Состав гласных фонем. Дифференциальные и интегральные признаки. Степень подъема гласных: четыре степени подъема как реализация различительного признака, организующего многочленное противопоставление гласных фонем. Ряд гласного (передний ~ непередний) как реализация основного различительного признака гласных фонем. Место лабиализованных и нелабиализованных гласных в системе. Делабиализация [о] и [ъ] при позиционном перемещении задних гласных в передний ряд после мягких согласных (ср.: [конъ], но [кон’ ь]; [с’ело], но [пол’е]; [оз’ еро], но Цеж’е] и под.). Соотносительный ряд гласных, противопоставленных по передней ~ непередней зоне образования, - важнейшая специфическая черта древнерусского вокализма в сравнении с вокализмом современного русского языка.
Вопрос о количественных различиях гласных. Редуцированные гласные как особые фонемы. Место редуцированных /ъ/ и /ь/ в системе фонем. Изменение редуцированных перед [j] (гласные [ы ] и [и ] - напряженные, или редуцированные [ы ] и [и ]).
Сильная и слабая позиция для редуцированных. Позиционная мена сильных / слабых редуцированных.
Качество фонемы /е/ («ять») в восточнославянских диалектах (монофтонг [е:] или дифтонг [иуе]).
Система консонантизма. Состав согласных фонем. Классификация согласных по месту и способу образования. Фонологическая характеристика звуков, появившихся в результате праславянских процессов смягчения; наличие обширного палатального ряда согласных; отсутствие противопоставления согласных по признаку палатализованности ~ непа- латализованности; противопоставление глухих и звонких согласных. Более вокалический характер фонологической системы древнерусского языка по сравнению с системой современного русского литературного языка.
Строение слога. Обусловленность строения слога тенденцией к восходящей звучности, унаследованной от праславянского языкового состояния. Вопрос о рефлексах праславянских сочетаний *ТъгТ, *ТьгТ, *Тъ1Т, *Ть1Т. Проблема слогораздела в древнерусских словах типа ГПІ IIIII,
гтпп шшц шшп nrnrn
Акцентная система (ударение). Праславянская акцентная система. Ее основные понятия: слоговые интонации - акут, новый акут, циркумфлекс. Трансформация этой системы в раннедревнерусском языке: противопоставление автономного ударения, возникшего на месте старого и нового акута, и автоматического ударения, восходящего к циркумфлексу. Акцентно самостоятельные словоформы - ортотонические, которые имели автономное ударение, и энклиномены, у которых все слоги были фонологически безударны, но начальный слог которых характеризовался просодическим усилением (автоматическим ударением). Клитики (проклитики и энклитики). Акцентные парадигмы слов в праславян- ским и древнерусском языках, выделяемые на основании различных схем ударения (акцентных кривых). Дальнейшая история ударения в древнерусском языке, сводящаяся к утрате физического различия между автономным и автоматическим ударением, что привело к формированию единого качественно-количественного ударения, унаследовавшего от предыдущего состояния признаки подвижности и разноместности.
  1. Древнейшие восточнославянские диалектные различия в звуковой системе. Значение современных историко-диалектологических исследований (в особенности работ А. А. Зализняка и С. Л. Николаева), позволивших обнаружить значительные фонетические расхождения между раннедревнерусскими диалектами. Формирование большинства диалектных явлений в дописьменный период - в процессе дифференциации племенных диалектов в праславянскую эпоху.
Отсутствие второго переходного смягчения в севернокривичских говорах. Отсутствие в этих же говорах третьего переходного смягчения для звука *х. Специфические рефлексы сочетаний *sj, *zj, *tj, *dj, развившиеся в племенном диалекте кривичей и унаследованные псковскими и смоленскими говорами. Вопрос о диалектных различиях в реализации праславянских сочетаний *zdj, *zgj, *zg + гласный переднего ряда и *stj, *skj, *sk + гласный переднего ряда. Севернокривичские сочетания kl, gl как рефлексы праславянских *tl, *dl. Неразличение аффрикат в говорах кривичского происхождения. Шепелявое произношение мягких свистящих в севернокривичском диалекте. Специфика рефлексации пра- славянских сочетаний типа *TbRT в древних северо-западных говорах. Различия в образовании звонкого заднеязычного согласного (g взрывной / /фрикативный) по древнерусским диалектам.
Вывод о существенных отличиях севернокривичской языковой области от других древних восточнославянских языковых областей и, следовательно, об изначальной гетерогенности восточнославянского диалектного континуума.
  1. Фонетические изменения в истории русского языка.
Вторичное смягчение согласных как процесс превращения полумягких согласных в мягкие (палатализованные). Незначимость этого процесса для фонологической системы, поскольку палатализованность оказалась позиционным качеством ввиду того, что до падения редуцированных согласный и гласный в слоге были нераздельно связаны друг с другом и палатализованность согласного всегда обусловливалась его положением перед гласным переднего ряда.
Падение редуцированных. Судьба звуков [ъ] и [ь]: утрата в слабой позиции; вокализация в сильной позиции ([ъ] gt; [о], [ь] gt; [е]). История напряженных редуцированных [ы ] и [и ]: утрата в слабой позиции; различные типы вокализации в сильной позиции ([ы ] gt; [о], [и ] gt; [е] в северо-восточных говорах; [ы ] gt; [ы], [и ] gt; [и] в юго-западной части восточнославянского языкового континуума; возможность изменения [ы ] в [е] в ряде западных русских говоров. Судьба сочетаний типа TLRT в древнерусских диалектах. История сочетаний типа TRHT в восточнославянских языках.
Отступления от общего правила утраты и прояснения редуцированных в результате преодоления труднопроизносимых сочетаний согласных, выравнивания основ в парадигмах, усвоения церковнославянской огласовки тех или иных слов.
Xронология процесса падения редуцированных.
Следствия падения редуцированных, непосредственно относящиеся к звуковой системе древнерусского языка. Появление новых закрытых слогов. Удлинение [о] и [е] в новых закрытых слогах в юго-западных диалектах древнерусского языка. Утрата позиционной мены слабых и сильных редуцированных, ее преобразование в чередования /о/ и /е/ с нулем звука. Появление разнообразных сочетаний согласных в слоге; ассимилятивные и диссимилятивные изменения в этих группах согласных. Утрата слогом автономного характера.
Изменение слоговой границы при словоизменении и словообразовании. Возможность межслоговых позиционных изменений.
Падение редуцированных как завершение действия общих праславян- ских тенденций развития славянских диалектов, разделившихся на восточную, южную и западную группу славянских языков.
Образование фонемы /о/. Происхождение этой фонемы в говорах, которые легли в основу русского языка из [о], находившегося под автономным ударением. Иные условия появления /о/ в говорах, ставших впоследствии базой для формирования украинского языка: в «новозакрытом» слоге, т. е. в слоге, за которым некогда следовал слог с редуцированным в слабой позиции, в дальнейшем утратившийся.
Оформление парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных (корреляции согласных фонем по твердости ~ мягкости) как основная тенденция развития русской фонетической системы. Проявление этой тенденции: а) в формировании пар согласных фонем, противопоставленных по одному различительному признаку (типа /t/ ~ /t’/); б) в появлении сильных позиций для /t/ ~ /t’/; в) в появлении слабых позиций для /t/ ~ /t’/.
Падение редуцированных как предпосылка формирования оппозиции типа /t/ ~ /t’/, возникновение решающей сильной позиции на конце слова, сильной позиции согласных перед согласными (типа t’t и tt: [бан’ка] и [банка]). Включение в данное противопоставление звуков [ф] и [ф’], появившихся в результате позиционного изменения [в] и [в’] в диалектах с губно-зубными спирантами (см. ниже). Исчезновение из системы палатальных сонорных, заменившихся соответствующими палатализованными звуками.
Диалектные различия в характере формирования корреляции твердых ~ мягких согласных фонем. Наиболее полное развитие этого противопоставления в ростово-суздальском диалекте (позже в диалектной зоне центра). Противопоставленность по данной черте диалектной зоны центра всем периферийным диалектам.
История шипящих согласных и /ц/. Отвердение /ш/, /ж/ и /ц/ в течение ХIV-ХV вв. Изменение качества звуков [ш’т’ш’] и [ж’д’ж’], преобразование их в [ш’:] и [ж’:] после утраты затвора, иные изменения по диалектам. Значение этих изменений для нормы реализации системы и их несущественность для системы фонем ввиду отсутствия в этой группе согласных, противопоставленных по твердости ~ мягкости.
История гласных [и] и [ы]. Функциональное объединение двух первоначально противопоставленных друг другу фонем; превращение звуков [и], [ы] в реализации единой фонемы /и/.
Оформление сильной позиции для /t/ ~ /t’/ перед гласной фонемой /и/ ([п’ил - пыл] и под.).
Изменение сочетаний [кы], [гы], [хы] в [к’и], [г’и], [х’и].
История гласных звуков [е] и [о] и фонем /е/ и /о/. Положение гласных /е/ и /о/ в системе после вторичного смягчения согласных, когда возникли слоги только типа t’e или только типа to. Утрата звуками [е] и [о]П способности быть разными фонемами. Позиционное изменение [е] gt; [’о] перед твердым согласным после падения редуцированных; идеальная позиция для данного фонетического изменения - новый закрытый слог типа t’et (ср. [с’ел] gt; [с’ол]). Появление слога новой структуры типа Го, невозможного в предшествующий исторический период; появление слога этого же типа в новых позициях в силу грамматических преобразований перед следующим слогом с твердым согласным ([б’ер’оза]), с мягким согласным ([б’ер’оз’е], [з’емл^у]) и в конечном слоге ([пол’о]). Влияние фонетического изменения [е] gt; [о] и изменений по аналогии на состояние фонологической системы.
Появление новой сильной позиции для /t/ ~ /t’/ перед гласной фонемой /о/ (ср. [нос ~ н’ос], [воз ~ в’оз], [рот ~ ор’от] и под.). Позиционная мена [о] - [о] - [о] - [о] по ряду. Фонологизация отношений между звуками [е] и [о] в позиции конца слова и между мягкими согласными. Новая частная система гласных фонем /е/ ~ /о/ с различительным признаком «нелабиализованность ~ лабиализованность».
Прекращение фонетического изменения [е] gt; [’о] после фонологиза- ции отношений /е/ ~ /о/ по признаку «нелабиализованность ~ лабиализо- ванность» (XVI в.). Сохранение [е] без перехода в [’о] в словах типа от ’ец, в ’ерх, полот ’енце, ж’енский, где согласный отвердел после после прекращения фонетического изменения [е] gt; [’о]. Усвоение новых заимствованных слов по данной фонетической модели (аптека, лента, монета и под.); сохранение [е] в книжных словах (небо, крест и др.). Возникновение вследствие указанных процессов новой позиции для противопоставления /е/ ~ /о/ - позиции перед твердыми согласными.
Диалектные различия в истории звуков [е] и [о]. Периферийные диалекты с отсутствием результата перехода [е] gt; [’о] и их противопоставленность диалектной зоне центра.
История гласных верхнесреднего подъема lei и lol. Изменение положения гласной фонемы «ять» в системе после преобразований, которые произошли в частной системе гласных среднего подъема /е/ и /о/.
Утрата признаком «напряженности» своего различительного характера. Возникновение условий, при которых «ять» как особая фонема перестает быть обязательной единицей системы и может сохраняться лишь в силу актуальности нормы. Постепенное замещение фонемы «ять» /е/ фонемой /е/. Параллельное замещение фонемы /о/ фонемой /о/. Установление пятифонемного вокализма. Последовательность данного процесса в центральных говорах, генетически восходящих к ростовосуздальскому диалекту. Иное направление истории гласных верхнесреднего подъема в периферийных северновеликорусских и южновеликорусских говорах. Шестифонемный и семифонемный вокализм русских говоров севера и юга. Говоры, изменившие «ять» в [и] во всех положениях или только в позиции перед мягкими согласными.
Расширение круга слов с фонетической моделью t’et, усиление противопоставленности /е/ ~ /о/ за счет позиции перед твердыми согласными ([в’ес ~ в’ос]). Слабая позиция для /t’/ ~ /t/ перед фонемой /е/ из-за универсальности фонетической модели типа t’et, t’et’, t’e и отсутствия tet, tet’, te в русских словах этого периода.
История аканья. Данные современных акающих говоров в лингвистической географии, их историческая интерпретация. Отражение аканья / яканья в памятниках письменности. Гипотезы о времени возникновения аканья, о первичной территории акающих говоров, о причинах возникновения аканья. Гипотеза общеславянского происхождения аканья в связи с преобразованием и.-е. *р *о и *а, *о на славянской почве (болгарский акад. В. Георгиев). Гипотеза акад. А. А. Шахматова о происхождении аканья. Гипотеза проф. Р. И. Аванесова на основе анализа структуры словоформ в акающих диалектах, данных лингвогеографии и сопоставления лингвогеографических и исторических данных. Субстратная гипотеза (В. И. Лыткин) и др. Распространение аканья с первичной территории на север и северо-запад. Южновеликорусский тип аканья и аканье московского типа. Противопоставление аканья оканью как важнейшая черта диалектного противопоставления южной территории северной.
  1. Фонетическая система русского национального языка. Основные тенденции развития звуковой системы центральных говоров и литературного языка. Актуальность истории корреляции согласных фонем, парных по твердости ~ мягкости. Вовлечение в парное противопоставление заднеязычных и среднеязычных согласных: /к ~ к’/, /г ~ г’/, /х ~ х’/.
Формирование новой сильной позиции для /t/ ~ /t’/ перед гласной фонемой /е/ в чередование /t/ / /t’/ (ср.: /стола/ - /на стол’е/).
Утрата многих позиций ассимилятивного смягчения согласных и, в связи с этим, значительное сокращение слабых позиций для /t/ ~ /t’/ перед согласными. Преобразование части из этих позиций в сильные (ср. зубные перед мягкими губными: [з’в’ер’], но [л’езв’щъ]. Смена еканья иканьем как дальнейшее упрощение системы вокализма. Изменения в системе вокализма после шипящих ([шар ~ ш ры] как [травы ~ тр вы]). Усиление редукции гласных в безударном положении. Сохранение в качестве наиболее сильного противопоставления в системе гласных противопоставления по «лабиализованности ~ нелабиализован- ности» в качестве единственного противопоставления в безударных слогах после мягких согласных.
Основные тенденции развития периферийных русских говоров в связи с историей взаимодействия диалектов и усиливающегося влияния норм литературного языка.

    - (от греческого слова phone голос, звучащая речь) отдел языковедения (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях: 1) антропофоника (физиология звуков речи), изучающая произносительную (собственно… … Литературная энциклопедия

    фонетика - и, ж. phonétique f. 1. Звуковой состав языка. Фонетика рус. языка. БАС 1. Предки девушки были Гамильтоны, выехавшие из Англии и под давлением.. фонетики русского человека превратившиеся сначала в Гаментовых, потом Хамонтовых и потом, по закону… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [нэь], фонетики, мн. нет, жен. (от греч. phonetikos звуковой) (линг.). 1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная фонетика. Историческая фонетика. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются… … Толковый словарь Ушакова

    Лингвистика … Википедия

    фонетика - (< др. греч. φωνητική голосовой, звуковой). Учение о звуковой стороне языка. Наука, изучающая звуки и их чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетика – это также и… …

    Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия

    Дисциплина, рассматривающая эволюцию грамматического строя одного языка с помощью сравнения лингвистических фактов, относящихся к разным временным пластам. Название «историческая грамматика» неточно: традиционно в нее включается не только… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

    - (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (зреч. phonetike от phnne звук). 1) Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии. Фонетика общая.… … Словарь лингвистических терминов

    фонетика историческая - Исследование изменений в звуковой системе, исследование того, как происходили эти изменения, какие звуковые единицы предшествовали другим, как менялись чередования звуков … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Историческая фонетика русского языка. Учебник для вузов , Колесов В.В.. Учебник посвящен развитию фонетической системы русского языка. В нем представлены последовательные изменения фонетических единиц и их признаков, начиная с периода праславянской общности и…

Почему и куда гласные «убегают» ? дня – дневной Что заставляет одну согласную меняться на другую? рука – ручка Почему гласный меняется на согласный, а один звук – на два других время – времени, имя – имени, снять – снимать, мять – мнет, начать – начнет

Современный русский язык - а, е, о, у, и, ы Праславянский язык - ? гласных

ИЖИЦА И жица - последняя буква дореформенного русского алфавита; обозначала перед согласным гласный звук [и] и [в] перед гласным в немногих словах греческого происхождения. Происходит от греческой буквы υ (ипсилон). До 1917- 1918 гг. ижица встречалась в немногих словах. В документах орфографической реформы 1917- 1918 гг. ижица не упомянута.

И ДЕСЯТИРИЧНОЕ І, і - буква, существовавшая в русском языке до реформ 1917- 1918 гг. (заменена на И). Восходит к греческой букве Ι (йота). Чаще всего употреблялась: перед гласными и перед й (исторія, русскій, Іерусалим ъ); в слове міръ в значении «Вселенная» , «общество» для отличия от слова миръ в значении «спокойствие» .

ЮСЫ Ю сы - буквы старославянских азбук, кириллицы и глаголицы, обозначавшие древнеславянские носовые гласные, впоследствии (в X веке) превратившиеся в «чистые» гласные в большинстве славянских языков.

Ѧ - ен или юс малый - (-А, - Я) ѧзыкъ (езыкъ) - Язык. Имѧ (име) - Имя. Ѫ - одь или юс большой - (-У, -Ю). Ѫста (юста)

С 10 века – утрата носовых согласных Грязь, мять, вянуть, жать Ѧ Мудрый, суд, ловлю, поющий Ѫ Время – времени Закон открытого слога - все слоги заканчиваются только на гласный

ЯТЬ Ѣ, ѣ (ять) - буква исторической кириллицы, ныне употребляемая только в церковнославянском языке. Обозначала долгий гласный. В России «ять» оставался в употреблении вплоть до реформы русской орфографии в 1918 году.

В русском письме со временем изменилось значение буквы «ять» . Буквы и е стали произноситься совершенно одинаково. Сравните: вечер – ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер –. До изгнания из азбуки «ять» называли «буквойстрашилищем» , «буквой-пугалом» , т. к. она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось заучивать наизусть слова с «ять» . Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях. К каким только ухищрениям не прибегали, чтобы заучить, где писать. Запоминали, что после буквы б буква пишется в четырех корнях, после в – в пятнадцати, после д – в трех и т. п. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с:

Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ Убѣжалъ голодный въ лѣсъ. Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ, Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ И за горькій тотъ обѣдъ Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ. Проф. Н. К. Кульманъ, "Методика русскаго языка", СПб. , изданіе Я. Башмакова и Ко, 1914 (3 -е изд.), стр. 182.

Но были и такие буквы, которые изменили свое значение, но из алфавита не исчезли. Буквы ъ («ер») и ь («ерь») первоначально обозначали так называемые редуцированные гласные, близкие к [о] и [е]: сънъ, дьнь (оба слова были двусложными). Примерно в XII в. редуцированные звуки в русском языке перестали существовать, исчезли вообще или перешли в гласные [о] и [е]: сон, день. Но буквы ъ и ь не исчезли из алфавита, как юсы, они стали употребляться уже в другом значении: буква ь стала разделительным знаком (вьюга) и знаком мягкости (день, письмо), а ъ стал разделительным знаком (въехал).

АЗЫ НАУКИ АЗ – первая буква кириллицы, вместе с буквой БУКИ они даже слово АЗБУКА образовали. основы науки

ОТ АЗА ДО ИЖИЦЫ АЗ – первая буква кириллицы, ИЖИЦА – последняя буква. от начала до конца.

ПРОПИСАТЬ ИЖИЦУ на Розги и следы порки известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу - проучить, наказать, проще – выпороть.

Олимпиадные задания 1. Восстановите современную форму древнерусских местоимений: ONЪ КЪЖЬДО КЪТО СЯ, КОЛИКЪ АЗЪ ВЬСЯКЪ N КЪТО Он Каждый Кто Себя Сколько Я Всякий никто

2. Назовите два звука в славянских языках, которые в сильной позиции (под ударением) совпали со звуками [о ] и [э] , а в слабой позиции (на конце слова) были близки к нулю звука, и поэтому утратились.

3. К какому фонетическому процессу в современном русском языке привело исчезновение конечных гласных Ъ и Ь? ОГЛУШЕНИЕ

Объясните чередование звуков в словах обнять – обнимать, взять – взимать, звонить – звук. Когда-то носовые гласные звуки [он] или [ом] (обозначаемые буквой «юс большой») и звуки [ эн] или [ эм] («юс малый») образовывали своеобразные фонетические чередования. Если за этими звуками шел гласный они оставались без изменений, если за ними шел согласный, то они изменялись в звуки [а], [у]. В 10 века произошла утрата носовых гласных, а исторические чередования сохранились.

Какие звуки в современном русском языке мы называем редуцированными? Гласные О, Э, А в слабой (безударной) позиции В сильной позиции эти гласные не изменяют своего качества. Раньше в древнерусском языке были и до сих пор в церковно-славянском сохранились редуцированные Ъ (ер), Ь (ерь), которые обозначают очень сокращённые звуки О и А или Э и А после мягкого согласного. В 11 веке начинается процесс падения редуцированных звуков.

Что это значит – «падение» ? Куда они могли «упасть» ? «Упали» – значит, перестали произноситься или изменили качество произношения, стали другими звуками. Сравним слова: Стол – столъ Утка – утъка Кто – къто Что – чьто Сон – сънъ День – дьнь В каких словах в современном русском языке Ъ и Ь не отображены на письме? Слабой считалась позиция Ъ и Ь, если дальше слог На конце слог между согласными полного образования, то естьслова, с гласной в сильной позиции.

А в какой позиции редуцированные Ъ и Ь стали произноситься как гласные полного образования О и Э? В сильной позиции, то есть Сравним слова: Стол – столъ Утка – утъка Кто – къто Что – чьто Сон – сънъ День – дьнь под ударением

Вывод В живой речи славян в 11 веке в слабых позициях редуцированные гласные перестали произноситься и отображаться на письме В сильных позициях редуцированные превратились в гласные полного образования: Ъ – в О, Ь – в Э. МОУ "СОШ № 13 с УИОП"

Церковно-славянские книжники продолжали писать по-старому, хотя иногда делали ошибки под влиянием устной разговорной речи. В древнерусском языке падение Ъ и Ь произошло в 12 веке и очень сильно отразилось на фонетической системе русского языка. Этот процесс буквально преобразил всю фонетическую систему.

Каковы же были последствия падения редуцированных? Понаблюдаем: К Г Ь Д Е Звуки К и Д оказались рядом, и звонкий Д оказал влияние на предшествующий глухой звук К. Произошло «уподобление» (ассимиляция) звука К звуку Д по звонкости, звук К стал звонким Г. МОУ "СОШ № 13 с УИОП"

Потренируемся! С процессом падения редуцированных связано и такое явление в Съдесь – здесь современном русском языке, как чередование гласных звуков О и Э с нулём звука, Съдоровъ – здоров например: сон – сна, день – дня. Гласные, которые исчезают Сънимати – с’н’имать при чередовании, мы называем беглыми. Беглыми в русском языке могут быть только бывшие редуцированные гласные Ъ и Ь, ныне буквы О и Е.

Связь правописания слов с историей языка Какое правило русского языка связано с процессом падения редуцированных? Суффиксы ИК и ЕК существительных Почему ЕК пишется, если Е «убегает» , как это правило связано с процессом падения редуцированных? Так как Ь перешло в Е, этот звук чередуется с нулём звука Вставьте пропущенные буквы в современные слова: Цветоч…к, горош…к, моточ…к, мешоч…к, звоноч…к, ключ…к, воробыш…к, внучо…к, местеч…к, рыбёш…к, братиш…к, вазоч…к, зверюш…к, перст…нь, пес…н, мороз…ц, владел…ц, младен…ц.

Как древнерусское слово истъба превратилось в избу? Составьте цепочку «превращений» . ИСТЪБА И С З Д Т Б А

Сравните Посол – посол Посла – посола Послу – посолу Почему при склонении существительного посол (посланный, посланец) исчезает один гласный звук из основы? Почему в другом слове посол (засол), которое звучит так же, ударный О не «убегает» в косвенных падежах, где окончания у обоих слов одинаковые?

Проверь себя! Посол – посланник Посол – засол Посолъ – посол Посъла – посла Посълу – послу Посълъ – посол Посъла – посола Посълу - посолу Редуцированные безударные гласные «падали» , исчезали, а под ударением не исчезали, наоборот, изменяли своё качество в более сильную сторону, превращаясь в гласные полного образования: ЕР – в О, ЕРЬ – в Э. Таким образом, в словах первой колонки редуцированный Ъ упал, так как был в безударном положении, а в словах второй колонки сохранился, перейдя в гласный полного образования О, так как стоял в ударном положении.

В древнерусском слове СЪБЪРЪ три гласных Ъ. В сильной позиции один из этих звуков преобразовался в звук [о], остальные две позиции для него слабые, и поэтому он стал равен нулю звука. Восстановите современную форму слова и назовите фонетический процесс, которому подвергается согласный в приставке.

Расскажите об истории появления беглых согласных [о] и [э]. Запишите кириллицей старославянские слова, которые соответствуют русским словам ложь, зло, день, лоб, кров, дом. Появление беглых гласных [о] и [э] является следствием падения редуцированных гласных фонем [ъ] и [ь] в 12 – 13 вв. : в слабой позиции они исчезли, в сильной позиции прояснились в гласные полного образования [о] и [э]. При изменении слова редуцированный гласный мог оказаться то в слабой, то в сильной позиции, поэтому в разных формах слова он либо исчезал, либо прояснялся в гласный полного образования. Таким образом, происходило чередование гласного с нулем звука.

Запишите кириллицей старославянские слова, которые соответствуют русским словам ложь, зло, день, лоб, кров, дом. Лъжь, зъло, дьнь, лъбъ, кровъ, домъ.

Даны польские слова и их переводы на русский язык: droga – дорога, proch – порох, strona – сторона. Как переводится на русский язык польское слово sroka? 1) срок 2) соро ка 3) строка 4) со рок 5) все переводы (а – г) неверны 2)

Написание одного из перечисленных ниже слов изменилось в процессе развития языка под влиянием произношения. Что это за слово? ходьба косьба судьба просьба Составьте цепочку превращений свадьба