Миф о бесполезной кавалерии. Советская кавалерия в годы Великой Отечественной войны (54 фото)

«Нас водила молодость в сабельный поход!»

Гражданская война на территории России носила высокомобильный характер, в силу чего и велась вдоль железных дорог и рек. Уйти в сторону было трудно, попросту говоря «ног не хватало», вот почему уже очень скоро красные комиссары выдвинули лозунг «Пролетарий, на коня!».

Были созданы сразу две конные армии – Первая – Семена Буденного и Вторая – Оки Городовикова, сыгравшие очень важную роль в разгроме Белой армии. Родилась даже новая тактика их применения: при атаке вражеской конницы впереди мчатся тачанки, затем они разворачиваются и косят врага пулеметным огнем. Всадники действуют парой: один рубит шашкой, другой расстреливает противников первого из пистолета или карабина.

«Двигаться не по шоссе, а лесами!»

Из Гражданской войны молодая советская конница вышла ослабленной. «Сработался» конский состав, причем настолько, что хороших лошадей в 20-х годах пришлось закупать в Канаде по линии Амторга.

В предвоенные годы количественный состав советской конницы сокращался прямо пропорционально росту ее механизации. Так, являвшийся с 1938 года инспектором кавалерии все тот же Ока Городовиков, выступая на совещании высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 года, так и сказал, что главное в современной войне это воздушные силы.

«Крупные силы конницы при всем своем желании, хоть семь звезд во лбу, как говорят, ничего не могут сделать… Я считаю, что конница при таких условиях может двигаться не по шоссе, а лесами и другими путями. Поэтому, в современной обстановке… надо полагать, что превосходство будет на той стороне, которая имеет превосходство в воздухе. При этом превосходстве может двигаться любой род войск, драться и выполнять задачу. Если же этого превосходства в воздухе нет, то любой род войск двигаться не сможет и не выполнит поставленных задач». (РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 58, л. 60 – 65.)

То есть он вполне справедливо считал, что конница имеет полное право на существование, при условии надежной поддержки ее с воздуха. А передвигаться в ее отсутствие он предлагал не по шоссе, а лесами.

«Воевать строго по уставу!»

Специфическую роль конницы в новых условиях закреплял и Полевой устав 1939 года: «Наиболее целесообразно использование кавалерийских соединений совместно с танковыми соединениями, моторизованной пехотой и авиацией – впереди фронта (в случае отсутствия соприкосновения с противником), на заходящем фланге, в развитии прорыва, в тылу противника, в рейдах и преследовании. Кавалерийские соединения способны закрепить свой успех и удержать местность. Однако при первой возможности их нужно освобождать от выполнения этой задачи, чтобы сохранить их для маневра. Действия кавалерийского соединения должны быть во всех случаях надежно прикрыты с воздуха». Ну, а поскольку военные должны воевать строго по уставу, то… так они по идее и должны были бы воевать в 41-ом, если бы не одно «но»…

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!»

После всех сокращений кавалерия РККА встретила войну в составе четырех корпусов и 13 кавалерийских дивизий. По словам Оки Городовикова, ставшего с июня 1941 года генерал-инспектором и командующим кавалерией Красной Армии, кавалерийский корпус трех дивизионного состава тогда состоял из 12 полков, и имел 172 танка БТ-7 и 48 бронемашин в трех танковых полках, 96 орудий дивизионных, 48 полевых и 60 орудий ПТО; станковых пулеметов – 192 и ручных – 384, и усиленной танковой бригады в составе 150 – 200 танков.

Но, как известно, Великая Отечественная война началась с разгрома советской авиации, из-за которого самолетов у нас стало не хватать настолько, что дальние бомбардировщики ДБ-4 отправляли на штурмовку вражеских танковых колонн без прикрытия истребителями. Чего уж тут говорить о коннице, которая в этих тяжелых условиях, во-первых, стала едва ли не единственной по-настоящему мобильной силой Красной армии, не зависящей ни от состояния дорог, ни от поставок горючего, а во-вторых – лишилась обещанного уставом прикрытия с воздуха.

Немецкие «Штуки» с включенными сиренами пикировали на кавалеристов и нервы у лошадей не выдерживали, они кидались в стороны и попадали под пули и бомбы. Тем не менее, красные конники воевали даже в таких условиях.

«Казаки, казаки!»

Многие конники после войны вспоминали, что лошадей они использовали в качестве транспортного средства, а вот атаковали противника исключительно в пешем строю. Махать шашками большинству практически не приходилось.

Исключение составляли участники рейдов по тылам противника. Днем их части отстаивались в лесах, а ночью по наводке партизан наносили удары по оккупированным селам. При первых же звуках выстрелов немцы выбегали из домов и тут же, громко крича от ужаса «Казаки, казаки!», попадали под шашки. Потом конники опять отходили и днем, когда их разыскивала немецкая авиация, до времени прятались в лесах!

Об успехе действий тех же казачьих подразделений Красной Армии говорит и тот факт, что Гитлер разрешил создание в вермахте конных казачьих подразделений, объединенных в казачий корпус СС под командованием бывшего атамана, а теперь уже генерала Краснова, а самим донским казакам, перешедшим на свою сторону, создание на их землях (уж неизвестно насколько искренне) республики «Казакия». Выведенный в Югославию для участия в действиях против партизан, этот корпус зарекомендовал себя так, что там потом еще долго матери пугали детей казаками: «Смотри, казак придет, заберет тебя!»

Война моторов и коней!

Следует отметить, что в Красной Армии на начальном этапе войны просто не было крупных подвижных соединений, кроме конных, танковые войска могли оперативно использоваться только как средство поддержки пехоты.

Таким образом, единственным средством, позволяющим осуществлять глубокие охваты, обходы и рейды в тыл врага, была именно конница. Даже в конце войны, когда характер боевых действий существенно изменился по сравнению с 1941– 1942 гг., в составе Красной Армии успешно действовали восемь кавалерийских корпусов, семь из которых носили почетное звание гвардейских.

Фактически кавалерия до появления в Красной Армии крупных самостоятельных механизированных соединений и, добавим, автомобилей из США и Англии, была единственным маневренным средством на оперативном уровне боевых действий. Понятно, что проблем с использованием конницы было много. Корм для лошадей, снабжение боеприпасами, громоздкость – все это были такие трудности, преодолеть которые должно было военное искусство, но которого тоже нередко не хватало. Но героизма нашим конникам было не занимать.

Конница была эффективным участником боев с фашистами


26 апреля 1945 года бойцы 7-го гвардейского кавалерийского корпуса начали штурм города Бранденбург, в 40 километрах к западу от столицы Германии. Тем самым именно кавалеристы в ходе финального наступления Великой Отечественной войны замкнули окружение вокруг Берлина

Всего же в Берлинской операции участвовало 12 конных дивизий, почти 100 тысяч кавалеристов. Вопреки распространённым мифам, конница оказалась полноценным и эффективным участником той войны от первого до последнего её дня.

Красная конница и советское казачество

Опять же вопреки распространённым домыслам о «кавалерийском лобби» Будённого, советское руководство перед войной, развивая бронетанковые части, усиленно сокращало именно «красную конницу». Численность советской кавалерии с 1937 по 1941 год сократили в два раза.

Но война на бескрайнем бездорожье Восточной Европы сразу заставила пересмотреть довоенные взгляды на скромную роль конницы. Уже 15 июля 1941 года маршал Жуков, обобщая опыт первых трёх недель войны, писал в директивном письме Ставки Верховного командования: «Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях, рейды красных кавалеристов могут сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск…»

Летом 1941 года, в оборонительном сражении под Смоленском, рейды пяти кавалерийских дивизий в немецкий тыл оказали существенную помощь советским войскам. В ходе первого советского контрнаступления под Ельней, именно рейдовые действия советской конницы задержали подход германских резервов и тем самым обеспечили успех.

В ноябре-декабре 1941 года во время наступления под Москвой почти четверть советских дивизий были кавалерийскими. Два кавалерийских корпуса, именно в эти дни ставших гвардейскими, сыграли стратегическую роль в советском контрнаступлении. Конники, стремительно продвигаясь по заснеженным лесам Подмосковья, громили вражеские тылы и резервы.

Боевой опыт Великой Отечественной войны заставил резко увеличить численность конницы - если 22 июня 1941 года в Красной армии насчитывалось 13 кавалерийских дивизий и 116 тысяч конных бойцов, то к весне 1943 года кавдивизий было уже 26, в них воевали почти четверть миллиона кавалеристов.

Советские конные части успешно участвовали во всех больших наступлениях 1942-44 годов. Часть кавалеристов составляли бойцы с Дона и Кубани - самое настоящее советское казачество. Два гвардейских кавалерийских корпуса в годы Великой Отечественной войны официально именовались «казачьими». В 1945 году 5-й гвардейский Донской казачий корпус с боями дошел до Вены, а 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус освобождал Прагу.

Война лошадей

Лошади участвовали в Великой Отечественной войне не только в кавалерии - к 22 июня 1941 года численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи, но уже к 1 сентября в армии было 1,324 тысячи этих четвероногих копытных. Например, каждому пехотному полку полагалось 350 лошадей для перевозки артиллерии, снаряжения и полевых кухонь. Даже в пехоте на каждую советскую дивизию полагалось по штату 3039 лошадей.


Советский кавалерист в тылу немецких войск. Фото: voenpravda.ru

Но в германском «вермахте» четвероногих военнослужащих было еще больше - по штату в их пехотной дивизии насчитывалось свыше 6000 лошадей. Хотя к моменту вторжения в нашу страну автомобилей в гитлеровских войсках было выше, чем во всём СССР, но они так же использовали и свыше одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях. Всего же за годы войны немцы эксплуатировали на «восточном фронте» более 3 миллионов лошадей.

Так Вторая мировая стала не только первой на свете войной моторов, но и последней великой войной кавалерии и лошадиных сил. Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причем по обе стороны фронта.

В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ - лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходиться подножным кормом, да и сами иногда были еще каким кормом… Весной 1942 года все попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели своих лошадей, но сумели вырваться из вражеских тисков.

Лошадь стала незаменимым средством войны и для партизан. Руководитель партизанского движения на Украине Сидор Артемьевич Ковпак писал об этом: «Пеший боец-партизан имел ограниченный радиус действия и этим был привязан к территории базы отряда... Посаженные на коня партизаны-бойцы за зиму 1942 г. превратились в грозную силу, способную наносить врагу мощные удары. Стремительный марш в 80-100 километров за зимнюю ночь, а на рассвете налет на вражеский гарнизон, живший до этого тихо и спокойно... В условиях партизанской борьбы никакой двигатель, никакая машина не могут заменить коня. Во-первых, машина требует горючего, а корм для коня можно найти повсюду. Во-вторых, самый совершенный глушитель не может заглушить звук мотора, а на коне, обмотав копыта мешковиной, мы проходили в 50-100 метрах от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В-третьих, для машины нужны дороги, а мы в условиях полнейшего бездорожья в метель, стужу и туман, когда не летали даже самолеты, совершали марши по 50-60 км за ночь».

Многоопытный Семен Михайлович Будённый оказался вполне прав, когда говорил, что лошадь на войне себя еще покажет. Тогда, в 1940-е, на бездорожье Восточной Европы она сыграла свою безальтернативную роль - время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже. Лошадь в годы войны заменила советским солдатам отсутствующие бронетранспортёры и автомобили-внедорожники.

Поэтому именно кавалерия оказалась незаменимым инструментом в прорывах и рейдах по тылам противника. Советские кавалеристы успешно участвовали во всех операциях, завершившихся окружением германских войск. В наступлениях обычно действовали так называемые «конно-механизированные группы», соединявшие ударную мощь танков и подвижность кавалерии. Вопреки мифам конники не скакали с шашками наголо против вражеских танков - скорее, это была «ездящая пехота», стрелки на лошадях, способные даже без дорог за сутки преодолевать до 100 километров.

Впрочем, Великой Отечественной войны знает и несколько классических кавалерийских атак и боёв. Так утром 2 августа 1942 года казаки 13-й Кубанской кавалерийской дивизии, умело использовав высокую степную траву, в конном строю неожиданно и с успехом атаковали немецкую пехоту у станицы Кущевской.

Немецкое командование за время войны поняло, что недооценило конницу и уже в конце 1944 года был сформирован 1-й конный корпус «вермахта» из немецких и венгерских кавалерийских дивизий. Так же создали и две кавалерийские дивизии СС. Все они были разгромлены Красной армией в начале 1945 года в ходе боёв за Будапешт.

Под Будапештом произошёл и последний в истории войн классический кавалерийский бой - казаки из 5-го гвардейского Донского корпуса в конном строю атаковали конницу противника, зарубили шашками около 150 кавалеристов из СС и захватили более сотни оседланных лошадей.

Пахота на коровах

С 1942 по 1945 год в советской армии постоянно насчитывалось не менее 2 миллионов лошадей. Всего за время войны в армию было мобилизовано свыше 3 миллионов этих животных. Их так же, как и людей, ранили и убивали на войне. Они погибали от переутомления, голода и болезней. Свыше 2 миллионов лошадей вылечили от полученных в боях ран армейские ветеринарные лазареты.


Артиллеристы переправляются вброд через реку Шешупе. Фото: feldgrau.info

Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более. Считается, что за 1941-45 годы в СССР в армии и на оккупированной территории из-за войны было утрачено до 8 миллионов лошадей. Из них 2 миллиона насильно забрали и угнали с собой оккупанты. В Харьковской, Ворошиловградской (ныне Луганской. - РП.), Запорожской и других областях Украинской ССР после изгнания захватчиков лошадей оставалось менее 10% от довоенной численности.

В этих условиях главным источником лошадей для советской армии стала российская деревня. Несмотря на успехи предвоенной механизации, лошадь в те годы всё еще оставалась основой сельской жизни, поэтому массовая мобилизация «конского состава» страшным бременем легла на крестьянство.

Уже в первый год войны резко снизилась механизация сельского хозяйства. К 1942 году из колхозов в действующую армию ушло 70% тракторов и 80% грузовых автомобилей, но даже для остававшихся машин не хватало горючего. Большую часть сельских работ вновь пришлось выполнять исключительно на «лошадиной силе» - можно без преувеличения сказать, что в годы войны без лошади не только невозможно было вести боевые действия, но и нельзя было бы обеспечить армию и тыл хлебом. Между тем лошадей повсеместно не хватало - лучшие были мобилизованы в армию, а остальные из-за непосильной работы и скудного кормления болели и гибли.

Поэтому даже в тыловых районах СССР число рабочих лошадей в сельском хозяйстве к концу войны исчислялось мизерным количеством. Так летом 1944 года Усман Камалеевич Хисамутдинов, председатель колхоза имени Кирова Илекского района Чкаловской (ныне Оренбургской. - РП.) области, ставший впоследствии Героем Социалистического труда, сообщал областному начальству, что весной колхоз использовал для пахоты 204 быка, 13 верблюдов, 20 коров и 6 последних оставшихся лошадей. Таким образом, из 243 животных, задействованных в полевых работах, лошади составляли всего 2,5%, уступая в численности и коровам…

Неслучайно в СССР 1944 года даже выпускались плакаты, рассказывающие, как правильно запрягать и пахать на коровах.

Монгольский «ленд-лиз»

Ещё в первый год войны, из-за стремительного наступления противника, СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья - к июню 1941 года в нашей стране насчитывалось 17,5 млн лошадей, а к осени 1942 года на территории, не захваченной противником, их осталось всего 9 млн, включая жеребят, не способных работать.


Лошадь на развалинах Сталинграда. Фото: portal-kultura.ru

Но что еще хуже в военных условиях - экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь чтобы жеребенок стал способен хоть к какой-то работе, требуется время, которое никак не сократить никакими начальственными приказами, денежными вложениями или технологиями.

И вот с началом Великой Отечественной войны у СССР, помимо собственного сельского хозяйства, оказался единственный дополнительный источник лошадей - Монголия. Большевики когда-то в 1920-е годы по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи. Помимо того, что Монгольская Народная Республика была советским плацдармом против японской Маньчжурии, она еще сыграла важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Великой Отечественной войны.

Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше, чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 года монгольские власти начали плановое «заготовление» лошадей для СССР. За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено более 500 тысяч лошадей- «монголок» (именно так эту породу называли в годы войны. -РП.).

Не зря говорится: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 годах СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке - не говоря уж о цене (закупка такого количества в сжатые сроки взвинтила бы их очень сильно. -РП.), доставить по морям живой груз в воюющий СССР было бы куда сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз».

Из Монголии же лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом окупились все политические, военные и экономические вложения Советского Союза в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» - крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники».

При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий «восточного фронта», чем их селекционированные европейские собратья. Не зря генерал Исса Александрович Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941-го по 1945 годы, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «Неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».

Фактически в 1943-45 годах каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят рассуждать насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом забывают его монгольский конный аналог.

Исторический финал кавалерии

К концу Великой Отечественной войны в советской армии сражалось 8 кавалерийских корпусов, из них 7 носили звание гвардейских. Каждый корпус помимо трёх дивизий конницы имел танковые, зенитные и артиллерийские части.

Сокращение советской кавалерии началось сразу после победы 9 мая - лошади требовались для восстановления разрушенного войной сельского хозяйства. Поэтому три кавдивизии расформировали еще летом 1945 года, а в следующем году все конные корпуса переформировали в механизированные или сократили в три раза до дивизий. К осени 1946 года из 26 имевшихся на конец войны кавдивизий осталось всего 5.

Только в эпоху ядерного и повсеместной автомобилизации время кавалерии окончательно закончилось, лошадь, наконец, уступила место технике. За первое послевоенное десятилетие все оставшиеся кавалерийские дивизии постепенно переформировали в танковые или механизированные. Последние две конные дивизии Советской армии исчезли осенью 1954 года - 4-я гвардейская Кубанская казачья дивизия была ликвидирована, а 5-ю гвардейскую Донскую казачью дивизию переформировали в танковую.

Последней конной частью в истории русской армии стал 11-й отдельный кавалерийский полк Министерства обороны СССР, в основном использовавшийся для киносъемок исторических фильмов. В наше время эта единственное кавалерийское подразделение стало частью Президентского Кремлёвского полка.

Немецкая кавалерия

Моторизация вермахта обычно сильно преувеличивается, и, что хуже всего, забывают о чисто кавалерийских подразделениях, существовавших в каждой пехотной дивизии. Это разведывательный отряд штатной численностью 310 человек. Он практически полностью передвигался в конном строю – в его составе было 216 верховых лошадей, 2 мотоцикла и всего 9 автомашин. Дивизии первой волны имели еще броневики, в общем же случае разведка пехотной дивизии вермахта осуществлялась вполне обычным кавалерийским эскадроном, усиленным 75-мм легкими пехотными и 37-мм противотанковыми орудиями.

Немецкие кавалеристы из разведывательного батальона пехотной дивизии с «МП-40».

Помимо этого, в вермахте на момент начала войны с СССР была одна кавалерийская дивизия. В сентябре 1939 г. она была еще кавалерийской бригадой. Бригада, включенная в состав группы армий «Север», участвовала в боях на Нареве, штурме Варшавы в середине сентября 1939 г. Уже осенью 1939 г. она была переформирована в кавалерийскую дивизию и в этом качестве участвовала в кампании на Западе, закончив ее на побережье Атлантики. Перед нападением на СССР она была включена в состав 2-й танковой группы Гейнца Гудериана. Дивизия вполне успешно действовала совместно с танковыми соединениями, выдерживая их темп наступления. Проблемой было только снабжение ее 17 000 лошадей. Поэтому она зимой 1941–1942 гг. была переформирована в 24-ю танковую дивизию. Возрождение кавалерии в вермахте произошло в середине 1942 г., когда в составе групп армий «Север», «Центр» и «Юг» было сформировано по одному кавалерийскому полку. Особенностью организации полка было наличие в его составе бронебатальона с ротой мотопехоты на 15 полугусеничных БТР «ганомаг». Помимо этого, к середине 1942 г. появилась кавалерия у войск, которые обычно ассоциируются с «тиграми» и «пантерами», – эсэсовцев. Еще в 1941 г. в Польше была сформирована 1-я кавалерийская бригада СС, развернутая к лету 1942 г. в 1-ю кавалерийскую дивизию СС. Эта дивизия участвовала в одном из самых масштабных сражений группы армий «Центр» – отражении советского наступления в районе Ржева, проводившегося в рамках операции «Марс» в ноябре-декабре 1942 г. Появление «тигров» и «пантер» не привело к изничтожению немецкой кавалерии. Напротив, в 1944 г. отдельные армейские кавалерийские полки были переформированы в 3-ю и 4-ю кавалерийские бригады. Вместе с 1-й венгерской кавалерийской дивизией они составили кавалерийский корпус «Фон Хартенек», участвовавший в боях на границе Восточной Пруссии, в декабре 1944 г. он был переброшен в Венгрию. В феврале 1945 г. (!!! – А.И. ) бригады переформировали в дивизии, а в марте того же года они приняли участие в последнем наступлении немецких войск во Второй мировой войне – контрударе танковой армии СС у озера Балатон. В Венгрии также воевали две кавалерийские дивизии СС – 8-я «Флориан Гейер» и 22-я «Мария Терезия», сформированные в 1944 г. Обе они были уничтожены в «котле» у Будапешта. Из выскочивших из окружения остатков дивизий в марте 1945 г. формировалась 37-я кавалерийская дивизия СС «Лютцов».

Коновод 8-й кавалерийской дивизии СС «Флориан Гейер». Лошади были транспортом в кавалерии Второй мировой войны и во время боя обычно скучали под присмотром коноводов.

Финал. Советские кавалеристы поят коней в Одере. 1945 г.

Как мы видим, немцы отнюдь не брезговали таким родом войск, как кавалерия. Более того, завершили они войну, имея в наличии в несколько раз большее число кавалерийских частей, чем в ее начале.

Рассказы о тупых, отсталых кавалеристах, кидающихся с шашками на танки, – это в лучшем случае заблуждение людей, слабо разбирающихся в тактических и оперативных вопросах. Как правило, эти заблуждения есть следствие недобросовестности историков и мемуаристов. Кавалерия была вполне адекватным времени средством ведения маневренных боевых действий в 1939–1945 гг. Ярче всего это продемонстрировала Красная Армия. Кавалерия РККА в предвоенные годы подверглась резкому сокращению. Считалось, что она не может составить серьезной конкуренции танковым и моторизованным соединениям на поле боя. Из имевшихся к 1938 г. 32 кавалерийских дивизий и 7 управлений корпусов к началу войны осталось 4 корпуса и 13 кавалерийских дивизий. Однако опыт войны показал, что с сокращением кавалерии поспешили. Создание только моторизованных частей и соединений было, во-первых, неподъемным для отечественной промышленности, а во-вторых, характер местности в Европейской части СССР во многих случаях не благоприятствовал использованию автотранспорта. Все это привело к возрождению крупных кавалерийских соединений. Даже в конце войны, когда характер боевых действий существенно изменился по сравнению с 1941–1942 гг., в составе Красной Армии успешно действовали 7 кавалерийских корпусов, 6 из них носили почетные наименования гвардейских. Фактически в период своего заката кавалерия вернулась к стандарту 1938 г. – 7 управлений кавалерийских корпусов. Аналогичную эволюцию пережила кавалерия вермахта – от одной бригады в 1939 г. к нескольким кавалерийским дивизиям в 1945 г.

В 1941–1942 гг. конники сыграли важнейшую роль в оборонительных и наступательных операциях, став незаменимой «квазимотопехотой» Красной Армии. Фактически кавалерия до появления в Красной Армии крупных самостоятельных механизированных соединений и объединений была единственным маневренным средством оперативного уровня. В 1943–1945 гг., когда были, наконец, отлажены механизмы танковых армий, кавалерия стала тонким инструментом для решения особо важных задач в наступательных операциях. Что характерно, число кавалерийских корпусов было примерно равно числу танковых армий. Танковых армий в 1945 г. было шесть штук, кавалерийских корпусов – семь. Большая часть и тех и других носила к концу войны звания гвардейских. Если танковые армии были мечом Красной Армии, то кавалерия – острой и длинной шпагой. Типовой задачей кавалеристов в 1943–1945 гг. было образование внешнего фронта окружения, прорыв далеко в глубь обороны противника в период, когда старый фронт рассыпался, а новый еще не создан. На хорошем шоссе кавалерия, безусловно, отставала от мотопехоты. Но на грунтовых дорогах и в лесисто-болотистой местности она могла наступать с вполне сравнимым с мотопехотой темпом. К тому же, в отличие от мотопехоты, кавалерия не требовала себе постоянной доставки многих тонн горючего. Это позволяло кавалерийским корпусам наступать глубже большей части механизированных соединений и обеспечивать высокий темп наступления армий и фронтов в целом. Прорывы кавалерии на большую глубину позволяли экономить силы пехотинцев и танкистов.

Утверждать, что кавалерия – это отсталый род войск, лишь по недомыслию руководства остававшийся в Красной Армии, может только человек, не имеющий ни малейшего понятия о тактике кавалерии и туманно представляющий себе ее оперативное использование.

Из книги Десять мифов Второй мировой автора Исаев Алексей Валерьевич

Немецкая кавалерия Моторизация вермахта обычно сильно преувеличивается, и, что хуже всего, забывают о чисто кавалерийских подразделениях, существовавших в каждой пехотной дивизии. Это разведывательный отряд штатной численностью 310 человек. Он практически полностью

Из книги В донесениях не сообщалось... Жизнь и смерть солдата Великой Отечественной. 1941–1945 автора Михеенков Сергей Егорович

Из книги В донесениях не сообщалось... автора Михеенков Сергей Егорович

Глава 6 Кавалерия Конница в годы Великой Отечественной войны была очень эффективным подвижным родом войск. С начала войны действовали кавалерийские дивизии и корпуса. Конница применялась в качестве мобильного резерва, для прикрытия флангов, а также для развития

автора Голыженков И А

Вспомогательная кавалерия Как верно отметил исследователь римской армии Доменик Брефор, «римлянин был пешеходом. Он сражался как пехотинец, поэтому для Вечного Города кавалерия всегда играла второстепенную роль». Действительно, Рим, обладая, без преувеличения,

Из книги Армия императорского Рима. I-II вв. н.э. автора Голыженков И А

Кавалерия Римский кавалерист был защищен кольчужным или чешуйчатым панцирем, носил железный или бронзовый шлем. Шлем практически во всех деталях напоминал шлем легионера. Наплечники кавалерийских кольчуг в I в. очень напоминали кельтские наплечники. Кольчуги имели

Из книги Войны и кампании Фридриха Великого автора Ненахов Юрий Юрьевич

Кавалерия Образцовая строевая прусская кавалерия середины XVIII века своими боевыми качествами была полностью обязана королю Фридриху II и двум его выдающимся кавалерийским генералам: барону Фридриху Вильгельму фон Зейдлиц-Курцбаху и Иоганну фон Цитену. Вступив в 1740

Из книги Жертвы Блицкрига [Как избежать трагедии 1941 года?] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Кавалерия на поле боя Поскольку у кавалеристов из оружия видят только сабли, то при воспоминании о кавалерии множество историков кривят рот на кавалерию как на архаику из древних времен. Все не так просто. Безусловно, лошадь - это живое существо и уязвимо на поле боя так

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Глава 1 Кавалерия Естественным продолжением Греко-персидских войн было сокрушение греко-македонскими войсками Персидской империи Ахеменидов. Древний спор был завершен Александром Великим и великая империя созданная Киром II пала.Как же подобное могло произойти? На

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 1 Кавалерия Естественным продолжением Греко-персидских войн было сокрушение греко-македонскими войсками Персидской империи Ахеменидов. Древний спор был завершен Александром Великим и великая империя созданная Киром II пала.Как же подобное могло произойти? На

автора Корниш Н

Кавалерия К 1914 г. Россия имела самую многочисленную кавалерию среди всех воюющих держав. Было четыре группы: гвардейская (см. ниже «Отборные войска»), армейская, казаки и национальные части. Армейская кавалерия и казачьи полки состояли из 6 эскадронов, боевой состав -

Из книги Русская армия 1914-1918 гг. автора Корниш Н

Кавалерия Кавалерийский устав 1912 г. подчеркивал важность «инициативы и решительности» и каждый кавалерист «должен быть готов драться с винтовкой в руках так же, как пехотинец». Однако большинство кавалерийских офицеров еще мечтало о конных атаках в сомкнутом строю,

автора Лисицын Фёдор Викторович

Кавалерия

Из книги Вопросы и ответы. Часть III: Первая мировая война. История развития вооружённых сил. автора Лисицын Фёдор Викторович

1. Тяжёлая кавалерия > Катафрактос.Тяжелобронированная конница. Научное наследие Великого и Ужасного РИМА.А "тотал вор" - отличная геймуха, но не потому что в ней все хорошо, а потому, что другие на ПОРЯДОК еще глупее и хуже. Для начала сходите на x-legio сайт. ТАМ

Из книги Фельдмаршалы XVIII века автора Копылов Н. А.

Кавалерия В кавалерии как роде войск в течение XVIII в. также произошли изменения, разделившие ее на тяжелую, среднюю и легкую. К тяжелой кавалерии начиная с 30-х годов столетия относились кирасиры. Это был род тяжелой кавалерии, одетой в кирасы. Они появились еще в XVI веке во

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Кавалерия при императорах Напомним, что в ранние времена республики армия состо яла из граждан, защищавших свое отечество и в его лице те законы, которые они сами установили. Тем временем, по мере того как владения Рима расширялись и появилось огромное количество союзных

Из книги Вымысел исключен. Записки начальника нелегальной разведки автора Дроздов Юрий Иванович

Легкая кавалерия Одним из первых заданий группы стала работа по выявлению немецкой агентуры как из числа местных жителей, так и из профессиональных кадровых разведчиков «третьего рейха». А ее, этой агентуры, в Иране хватало с избытком. К 1940 году в стране насчитывалось

Еще совсем недавно, в 90 годы, был популярен миф о том, что Сталин, Ворошилов и Буденный предавали первостепенное значение кавалерии, так сказать увлекались анахронизмом и, соответственно, полностью игнорировали развитие бронетанковых и механизированных войск, что пагубно сказалось на ходе Великой Отечественной войны.

«В руководстве Вооружёнными силами возобладала установка “конников” - Ворошилова, Будённого, Кулика, Щаденко, догматически цеплявшихся за опыт Гражданской войны. Ворошилов с трибуны XVII съезда партии утверждал: “Необходимо… раз и навсегда покончить с вредительскими “теориями” о замене лошади машиной”» (Канун и начало войны: Документы и материалы / Сост. Л.А.Киршнер. Л., 1991. С.31).

Л. Кишнер, правда, при этом забывает сказать, что Ворошилов говорил это о сельском хозяйстве, да и дело было в далеком 1934 году. Цитата: «…немалая доля вины лежит на работниках системы Наркомзема, одно время благожелательно относившихся к прямо-таки вредительской «теории» о том, что механизация сельского хозяйства, внедрение тракторов и комбайнов заменят лошадь, а в ближайшем будущем и полностью освободят от необходимости использования тягловой силы в сельском хозяйстве. Между тем ясно, что лошадь в нашей стране сейчас и в дальнейшем будет крайне необходима и нужна, как она была нужна и раньше, когда у нас было мало тракторов. Лошадь не только не противостоит трактору, не конкурирует с ним, но, наоборот, его во многом дополняет, ему помогает»

На самом деле численность кавалерии в РККА все предвоенные годы неуклонно сокращалась. В 1938 году было 32 кавалерийские дивизии и 7 управлений корпусов, в Великую Отечественную войну Красная Армия вступила имея всего 4 корпуса и 13 кавдивизий

№ п/п Дивизия Место дислокации
1 3 кав. дивизия Украина, Львовская обл., г.Жолкев (Нестеров)
2 5 кав. дивизия Молдавская ССР, п.Париж
3 6 кав. дивизия Белоруссия, Белостокская обл., г.Ломжа
4 8 кав. дивизия Приморский край, Уссурийская обл., Ханкайский р-н, с.Камень-Рыболов
5 9 кав. дивизия Молдавия, г.Комрат
6 14 кав. дивизия Украина, Каменец-Подольская обл., г.Славута
7 17 горно-кав. дивизия Армения, г.Ленинакан
8 18 горно-кав. дивизия Туркмения, г.Кушка
9 20 горно-кав. дивизия Таджикистан, г.Сталинабад
10 21 горно-кав. дивизия Узбекистан, г.Фергана
11 24 кав. дивизия Азербайджан, г.Кировабад
12 32 кав. дивизия Крымская АССР, г.Симферополь
13 36 кав. дивизия Белоруссия, Белостокская обл., г.Волковыск

2-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Доватора

Кавалерийская дивизия РККА представляла довольно грозную силу
Горно-кавалерийская дивизия отличалась более легким составом. В неё входило 3 кавалерийских полка и бронетанковый дивизион (19 танков и 148 человек личного состава) вместо полного танкового полка.
Кавалерийские дивизии, как и все другие дивизии Красной Армии, предполагалось довести до штатного состава в военное время после начала . Из 13 дивизий конницы на западных границах СССР дислоцировались 7.

Структура 4-е кавалерийских полка
танковый полк
конно-артилл. дивизион
зенитный дивизион
саперный эскадрон
эскадрон связи
Личный состав, чел 8 968
Танки, шт 64 БТ-5
Бронемашины, шт 18
Станковые пулеметы, шт 64
Зенитные пулеметы, шт 18 счетверенных 7.62 мм
Минометы, шт 64 (50 мм и 82-мм)
Орудия, шт 12 - 37 мм зенитн
16 - 45 мм
24 - 76,2 мм
8 - 76,2 мм зенитн
8 - 122-мм гаубиц
Автомашины, шт 635
Трактора (тягачи), шт 21

Кавалерия вступила в бой в первые же часы Великой Отечественной войны. В самом тяжелом положение оказался 6 кавкорпус (6кд и 36кд), дислоцировавшийся на «Белостокском выступе», судьба корпуса оказалась весьма трагичной, немногим удалось вырваться из окружения, часть военнослужащих корпуса перешла к партизанским действиям и составила костяк партизанских отрядов Белоруссии. Тяжелые потери в боях на Украине понес 5 кавкорпус (3кд и 14кд). Кавалерийские части проявили стойкость и мужество в сражениях первых дней войны.

После того, как в приграничных боях лета 1941 года «сгорели» мехкорпусы, Красная Армия практически лишилась важного инструмента войны — механизированных соединений. Единственной заменой мехсоединениям, хоть и уступавшей им в подвижности, стала кавалерия. Тактика боя кавалеристов близка к тактике боя мотострелков, мотострелки используют транспорт (автомобили, бронетранспортеры) и вступают в бой спешившись, аналогично действуют и кавалеристы, лошадь применяется только для передвижения к месту боя, сам бой ведут в пехотной цепи. Атака в конном строю была редкостью, если «обстановка благоприятствует (есть укрытия, слабость или отсутствие огня противника)» (Боевой устав кавалерии).

«Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях и совершенно не обеспечен от крупных диверсионных действий с нашей стороны, рейды красных кавалеристов по растянувшимся тылам противника могли бы сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск и, следовательно, в деле разгрома немецких войск. .. Ставка считает, что для таких рейдов по тылам противника достаточно было бы иметь несколько десятков лёгких кавдивизий истребительного типа в три тысячи человек каждая, с лёгким обозом без перегрузки тылами. Следовало бы начать постепенно, но безо всякого ущерба для боевых операций, переформирование существующих кавкорпусов и кавдивизий в лёгкие кавдивизий истребительного типа в три тысячи человек каждая, а там, где нет кавчастей, следовало бы организовать кавдивизий упомянутого облегчённого типа для производства рейдов и ударов по тылам противника.»

К концу 1941 года в Красной Армии было уже 82 кавалерийские дивизии легкого типа по 3447 человек личного состава. Эти дивизии состояли из трех кавалерийских полков, артиллерийского дивизиона с тремя батареям: из четырех 76-мм пушек М-27, четырех 76-мм пушек М-39 и четырех 82-мм минометов, а также полуэскадрона связи и небольшой службы материально-технического обеспечения. Полк легкой кавалерии такой дивизии состоял из четырех сабельных эскадронов, одного пулеметного эскадрона со 128 автоматами, артиллерийской батареи с четырьмя 76-мм и двумя 45-мм пушками, противотанкового взвода с семью противотанковыми ружьями, саперного взвода, а также санитарной группы и группы снабжения.

В феврале 1942 года в Красной Армии было 87 кавдивизий, это максимум, далее количество кавалерии начало сокращаться. На 1 мая 1943 года в Красной Армии имелись 26 кавалерийских дивизий, насчитывающих 238 968 человек и 226 816 лошадей.

С 1943 года был введен новый штат кавалерийских дивизий

По штату № 06/317 от 31 января 1943 г. кавалерийская дивизия состояла из:

Управления дивизии (113 человек и 97 лошадей)
3 кавалерийских полка (по 1 138 человек и 1 294 лошади)
4 сабельных эскадронов (по 170 человек и 180 лошадей)
В каждом сабельном эскадроне - 4 сабельных взвода (по 27 человек и 29 лошадей)
пулеметный взвод (4 станковых пулемета, 26 человек и 30 лошадей)
взвод противотанковых ружей (6 ПТР, 21 человек и 23 лошади)
батареи 76-мм пушек (4 пушки, 100 человек и 132 лошади)
батареи 45-мм пушек (4 пушки, 85 человек и 3 лошади)
батареи 82-мм минометов (12 минометов, 113 человек и 131 лошадь)
взвода связи (38 человек и 48 лошадей)
саперного взвода (23 человека 26 лошадей)
химического взвода (14 человек и 26 лошадей)
подразделений обслуживания (50 человек)
Артиллерийско-минометный полк (700 человек и 820 лошадей).
две батареи 76-мм пушек ЗИС-3 8 пушек ЗИС-3, по 134 человека и 168 лошадей каждая батарея)
три батареи 120-мм минометов (по 18 120-мм минометов, 100 человек и 130 лошадей каждая батарея)
Танковый полк (352 человека и 39 танков, из них Т-34 - 23 и Т-70 - 16
Отдельный дивизион ПВО (250 человек и 184 лошади, 27 пулеметов ДШК, 6 пушек малокалиберной артиллерии, 37 — 25-мм на мехтяге)
Эскадрон связи (86 человек и 83 лошади)
Саперный эскадрон (85 человек и 75 лошадей)
Отдельный взвод химической защиты (32 человека и 34 лошади)
Артиллерийский парк (143 человека и 112 лошадей)
Продовольственный транспорт (56 человек)
Медико-санитарный эскадрон (50 человек)
Взвод подвоза горюче-смазочных материалов (11 человек)
Ветеринарный лазарет (4 человека и 9 лошадей)
Шорно-седельно-сапожная мастерская (21 человек)
Военная прокуратура (2 человека)
Взвод особого отдела (13 человек).

Людей 5 352
Лошадей 5 298
Пушек 76-мм полковых 12
Пушек ЗИС-3 8
Пушек 45-мм 12
Минометов 82-мм 36
Минометов 120-мм 18
Пулеметов станковых 48
Пулеметов ручных 113
Пулеметов ДШК 37
Пистолетов-пулеметов ППШ 1 049
Ружей ПТР 72
Винтовок и карабинов 3 497
Танков Т-34 23
Танков Т-70 16
Бронемашин 3
Автомобилей легковых 8
Автомобилей грузовых 156
Автомобилей специальных 33

Кавалерия Красной Армии принимала участие во всех крупных сражениях 1941-1945 годов. Кавалерийские дивизии сыграли важнейшую роль в , именно они создали внешний фронт окружения и отражали попытку прорыва немецкой группы армий «Дон». В январе 1943г, 7-й кавкорпус, пройдя за 6 суток почти без отдыха 280 км, 15 января 1943 г захватил станцию Валуйки, создал внешнее кольцо окружения острогожско-россошанской группировки врага. Итогом Острогожско-Россошанской операции стало освобождение территории площадью 22,5 тыс. кв. км, захват в плен 86 тыс. солдат и офицеров противника. Была разгромлена 2-я венгерская армия, итальянский альпийский корпус, 385-я и 387-я немецкие пехотные дивизии, дивизионная группа «Фогеляйн». Кавалерия успешно применялась и в 1944 году в Белоруссии, в условиях лесисто-болотистой местности, во время проведения операции «Багратион» в составе конно-механизированных групп, действуя в тесном взаимодействии с танками. Форсировав р. Березину 3-й гвардейский кавалерийский корпус создал плацдарм, не дал использовать противнику реку как рубеж для восстановления фронта. Затем перерезав железную дорогу Минск - Вильнюс и перерезала ее. Тем самым минская группировка немцев была лишена важнейших путей отхода на Вильнюс и Лиду…

О том как воевали кавалеристы говорит то, что 7 из 8 кавалерийских корпусов к концу Великой Отечественной войны получили звание — гвардейские

Восстановлению и созданию новых полноценных механизированных частей мешала катастрофическая нехватка автотранспорта в Красной Армии. На 15 июня 1941 года в Красной армии имелось 272 600 автомобилей всех типов, что составляло 36 % от численности штата военного времени. Считалось, что весь этот огромный некомплект в случае начала военных действий будет восполнен за счет поступления автомашин из народного хозяйства, то есть по мобилизации. Однако в результате поражений лета и осени 1941 года Красная армия безвозвратно потеряла 159 тыс. автомобилей (58,3 % от первоначального состава). Эти потери и пришлось восполнять за счёт мобилизации (получено из народного хозяйства 166,3 тыс. автомашин), но некомплект не только сохранился, но и увеличился по причине формирования новых частей и соединений. С началом Великой Отечественной производство автомобилей резко сократилось, часть заводов была эвакуирована в тыл, а часть перешла на выпуск другой военной продукции. В 1939 г. промышленностью было выпущено 186,8 тыс. автомобилей, в 1940 г. - 124,4 тыс. шт. , в 1941 году, до начала войны — 73,2 тыс автомобилей. Данные о поставках автомобилей в Красную Армию приведены в таблице;

Поставка отечественных автомобилей Наркомату обороны за время войны

год 1941 г. (с 22.06 по 1.01.1942 г.) 1942 год 1943 год 1944 год 1945 г. (с 1.01 по 9.05) Всего за годы войны
Выпуск автомобилей, тыс 46,1 32,3 47,9 57,4 21,3 205,0
Поставка НКО 37,3 25,0 40,6 36,7 10,8 150,4
% от выпуска 80,9 77,4 84,7 64,0 50,7 73,3

Из таблицы видно, что за все 4 года промышленность смогла выпустить автомобилей, в количестве, сопоставимом с объемом производства за один довоенный год. Начиная с 1944 г. поставка отечественных автомобилей Наркомату обороны снижается за счет увеличения выдачи машин народному хозяйству главным образом для восстановления хозяйства освобожденных от противника территорий.

Обеспечение автотранспортом Красной Армии стало улучшаться к 1943 году за счет поставок по Ленд-лизу, что позволило создать механизированные соединения, существенно увеличить мобильность Красной Армии во время ее перехода к крупным стратегическим наступательным операциям во второй половине войны, 1943 — 1945 гг. Всего за годы войны было получено 477785 американских, канадских и английских автомобилей.

Когда говорят о применении кавалерии во Второй Мировой войне, обыватель обычно усмехается, представляя себе всадников с шашками наголо, скачущих прямо на танки. А действительно так ли все было? Ведь кавалерия применялась (и успешно применялась!) всю войну.
В СССР тщательно изучили опыт Гражданской войны, особенности и возможности современного оружия и разработали новые методы боевых действий с применением кавалерии. Большую роль в развитии кавалерии сыграли К.Ворошилов, С.Буденный. Вот что писал начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников: «Изменения, вносимые под влиянием современного оружия в деятельность и устройство конницы, сводятся:
В тактике. Современное могущество огня затруднило до крайности ведение конного боя конницей, сводя его к исключительным и редким случаям. Нормальным видом боя конницы является комбинированный бой, причем конница не должна выжидать действий исключительно в конном строю, а, завязывая стрелковый бой, должна вести его с полным напряжением, стремясь им разрешить задачи, если обстановка не благоприятствует производству конных атак. Конный и пеший бои являются равноценными способами действий конницы наших дней.
В стратегии. Мощность, губительность и дальность современного оружия затруднили оперативную работу конницы, но не уменьшили ее значения и, наоборот, в ней открывают для конницы истинное поле успешной деятельности как самостоятельного рода войск. Однако успешная оперативная работа конницы будет возможна лишь тогда, когда конница в своей тактической деятельности проявит самостоятельность в решении задач в соответствии с современной обстановкой ведения боя, не уклоняясь от решительных действий в пешем строю…»
То есть, кавалеристы чаще всего сражались в пешем строю. Прибыв на место боя, кавалеристы спешивались, коноводы уводили коней в безопасное место, кавалеристы сражались как обычная пехота. Кроме того, располагая большим конным составом, кавалерийские полки имели более сильную полковую артиллерию, по сравнению со стрелковыми частями.
Имели ли место случаи больших потерь кавалерийских частей? Конечно, такие случаи были. Но это было следствием НЕПРАВИЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ кавалерии!
Советский летчик А.Якименко описывает случай в самом начале войны, когда советские летчики на И-16 с подвесными ракетами практически полностью уничтожили румынские королевские кавалерийские части, наступавшие в конном строю по открытой местности. Немецкий генерал Г.Гудериан с высокомерием пишет о польских жолнерах, вроде бы действительно пытавшихся атаковать танки в конном строю. Но уже описывая битву под Москвой, Гудериан пишет о советской кавалерии без всякого высокомерия! Наоборот, советские кавалеристы доставили ему большие проблемы. По сути, в условиях российского бездорожья, в условиях нехватки автотранспорта кавалеристы играли как бы замены мотопехоты. В условиях маневренной войны кавалеристы могли быстро выдвинуться к месту боя, преодолеть более значительное расстояние, чем просто пехота. В битве под Москвой советские кавалеристы внесли значительный вклад в разгром врага.
А сейчас окончательно ли устарела кавалерия? Конечно, о массовом ее применении речи нет. А вот довелось мне побывать в Саянах на конном маршруте. Конь может передвигаться по самым узким, неудобным, опасным горным тропам. Никакая известная техника там не пройдет.