Мировоззрение человека. Структура мировоззрения: философское, религиозное и историческое

Поэтому, что — ВЛОЖИШЬ в детей в этот период детства – то и ПОЛУЧИШЬ, когда они вырастут и станут взрослыми. К семи годам в ребёнке — ФОРМИРУЕТСЯ то Мировоззрение, с которым он — ПРОЖИВЁТ всю свою жизнь.
Вот – почему так чрезвычайно ВАЖНО – ВКЛАДЫВАТЬ в ДЕТЕЙ — только ДОБРОЕ и ПОЛЕЗНОЕ для жизни, ВОСПИТЫВАТЬ в них ДОБРЫЕ — ПРИВЫЧКИ и ПРИУЧАТЬ их только — к ДОБРОМУ и РАЗУМНОМУ и к ТРУДУ, а главное — ПРИВОДИТЬ их к ВЕРЕ — в БОГА. Тогда и люди из них — вырастут порядочные, добрые и разумные.

Мировоззрение — это система взглядов человека на общество и природу, понимание им жизни и его ценности, это его воспитание и качество образования. У людей существует три типа Мировоззрения: 1. Негативное Мировоззрение. 2. Смешанное Мировоззрение. 3. Положительное Мировоззрение.

Негативное Мировоззрение – принадлежит только Негативным, дурным людям. Мировоззрение таких людей основано на непорядочности, на лжи и злобе, на не уважении к людям, на вседозволенности, грубости, хамстве и наглости, на пошлом отношении к женщинам, на понимании власти силы и того, что слабых можно и нужно обижать и подчинять своей воле и власти денег, что деньги – не пахнут и деньги можно добывать криминальными способами, на понимание того, что «Не обманешь – не проживешь», что работа не волк – в лес не убежит и честная работа только для дураков. Совести, чувства долга и ответственности — у таких людей просто нет. Смешанное Мировоззрение – в этом типе Мировоззрении как бы всё перемешано и хорошее и доброе. Главное, люди с этим Мировоззрением – НЕ ИМЕЮТ твердых положительных принципов, не умеют хорошо различать Добро от Зла – у них как бы своеобразная каша в голове, все понятия расплывчатые, размытые, неопределенные. Люди со смешанным мировоззрением, если попадают в хорошую среду и в общение с хорошими людьми – делаются лучше, а если попадают в дурную среду и в общество дурных людей – становятся хуже. Смешанное Мировоззрение — характеризует две группы людей:

А). Обыватели, в Мировоззрении которых преобладают НЕГАТИВНЫЕ нравственные принципы и установки: эгоизм, жадность, скупость, зависть, расчетливость, непорядочность, лживость, безответственность.

Б). Обычные люди, в Мировоззрении которых преобладают Положительные нравственные установки и принципы: понимание честности, ответственности, доброты, важности добросовестного труда, важности семейных ценностей.

Положительное мировоззрение – им обладают хорошие, добрые порядочные люди. Это Мировоззрение основано на понятиях Чести, Совести, Долга, Ответственности, вежливости, Справедливости, уважения старших людей, уважения женщин, Патриотизма, понимания важности и необходимости учебы и труда, понимания важности семейных ценностей.

Мировоззрение ребенка полностью ЗАВИСИТ — от Мировоззрения и образа жизни его родителей, от их — ЛИЧНОГО Примера. Дети видят и запоминают все и учатся на примере жизни, поведения и поступков — своих родителей. Вот почему и говорят, что чего не знают и не понимают родители, как могут знать их дети? Вот почему так важно, чтобы родители были люди порядочные, хорошо воспитанные и образованные – всё это они ПЕРЕДАДУТ своим детям.

Если родители люди НЕПОРЯДОЧНЫЕ, то и личный ПРИМЕР их образа жизни, их дел и поступков — является НЕГАТИВНЫМ. А главное, детям полностью ПЕРЕДАЕТСЯ их НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение. Дурные люди приучают своих детей лгать и обманывать людей и потому их дети считают, что обманывать людей – это нормально, что обидеть слабого и отобрать у него что-то – тоже нормально, что деньги – не пахнут и потому можно и украсть при удобном случае, главное, чтобы никто не видел и так далее. Вот с таким багажом знаний дети дурных родителей приходят в этот мир.

Если родители ОБЫВАТЕЛИ — то их дети полностью ПЕРЕНИМАЮТ и усваивают их НЕПРАВИЛЬНОЕ эгоистичное отношение к людям и к жизни. Они также как и их родители зацеплены за МАТЕРИАЛИЗМ, важнейшей ценностью для них ЯВЛЯЮТСЯ: деньги, вещи, собственное благополучие, карьера, и потому ради этого они СПОСОБНЫ — на ОБМАН, на лицемерие, подхалимство. Чувство совести и долга у таких людей — отсутствует.

У всех ОБЫВАТЕЛЕЙ — ЕСТЬ одна тяжелейшая проблема. Они не знают главного. Да, Обывателям — нравится их эгоистичный образ жизни. Да, все Обыватели – люди равнодушные к своим ближним, многие жадны и скупы, для них понятие совести, справедливости, ответственности, любви к Родине, к Богу – ничего НЕ ЗНАЧИТ, и они живут всю свою жизнь как «Курицы» — все, что не попадется им на пути – они гребут под себя, чтобы только по лучше и по сытнее устроиться в этой жизни.

Но оказывается – жизнь к ним ЖЕСТОКА и БЕСПОЩАДНА! Бог – НЕ ХРАНИТ этих эгоистичных, жадных и РАВНОДУШНЫХ — к ближним и к своему Отечеству — людей!

Во всех войнах, во всех катастрофах, террактах, в пожарах, в крушениях поездов, самолетов, во всех автомобильных авариях – всегда в ПЕРВУЮ Очередь — ГИБНУТ в большом количестве – только в основном ОБЫВАТЕЛИ и НЕПОРЯДОЧНЫЕ люди. Обывателей гибнет БОЛЬШЕ – по сути – эти люди – своей кровью и мучительной смертью – Искупляют свой ГРЕХОВНЫЙ образ жизни перед Богом! За всё — НУЖНО ПЛАТИТЬ! Хороших людей – гибнет Мало – они НУЖНЫ Богу на земле.

Если родители являются ХОРОШИМИ, честными людьми, то их образ жизни, их дела и поступки – являются ДОБРЫМ примером для их детей и детям — ПЕРЕДАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ Мировоззрение, с которым они приживут всю свою жизнь и ПЕРЕДАДУТ своим детям и внукам. Хорошие родители своим ДОБРЫМ отношением к людям – ПРИУЧАЮТ своих детей к уважению и доброму отношению к людям, к добросовестному труду, к любви к Родине. Верующие родители – личным примером – учат детей вере и любви к Богу!

Если родители сумели сформировать в детях Положительное Мировоззрение, научили их РАЗЛИЧАТЬ Добро — от Зла, приучили их любить доброе, ценить его, то эти дети – никогда не будут увлекаться дурным – им все ПЛОХОЕ будет ПРОТИВНЫМ.

Если родители — ПЕРЕДАЛИ своим детям НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение или Смешанное Мировоззрение – то их дети НЕ БУДУТ понимать, что такое Добро и что такое Зло, то есть будут ГЛУПЫ и потому могут увлечься всем дурным и это дурное — им БУДЕТ НРАВИТЬСЯ – вот так дети будут ПОРТИТЬСЯ и вырастут дурными людьми.

Это то, без чего человечество не достигло бы таких высот в современности, - до наших дней попросту бы не дошли познания предков, опыт которых передавался из поколения в поколение. Структура мировоззрения сама по себе достаточно сложна, она сочетает в себе совокупность информации о мире, окружающем человека, а также ее восприятие; отношение личности к своему "Я"; жизненные устои и принципы; мораль, этику и духовный мир каждого отдельного человека.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

  • Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
  • Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, - структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
  • Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.

"Подкормка" мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Пути формирования

Существует всего 2 варианта развития мировоззрения:

  1. Активный (осознанный) . Человек использует дополнительные возможности для получения информации, дабы создать свой собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. В этом ему помогают различные исторические документы, психологические тренинги, философские издания. Индивидуум прилагает все свои внутренние силы, изучая особенности мировоззрения и разрабатывая для себя новые цели, устои и идеалы.
  2. Пассивный (стихийный) . Большая часть современного общества использует данный путь формирования мировоззрения, получая информацию из легкодоступных источников, подстраиваясь под окружающие их условия. Как итог - человек, избравший пассивный вариант роста восприятия мира, в стремлении стать таким, как все, теряет свою индивидуальность.

Структура

Структура мировоззрения - это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания . Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека - именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность . То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности . Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки . Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения . Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер . Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения ("самобичевание" в отношении новых знаний или ценностей).


Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Обыденное мировоззрение, оно же бытовое, формируется стихийно, за счет повседневной жизнедеятельности индивидуума. Люди, чье миропонимание "застряло" на первом уровне и не развивается дальше, обычно не в силах логически объяснить какое-либо явление, а также сдержать эмоции в конфликтных ситуациях, - в такие моменты чувства преобладают над здравым смыслом. Данный уровень является базовым, тогда как другие уровни мировоззрения считаются приобретенными. Образуется обыденное видение мира на традициях и обычаях, принятых в обществе, окружающем индивидуума, а также на опыте и инстинктах. Благодаря ему человек может свободно общаться, анализировать, учиться.

Профессиональное понимание мира представляет собой обретение навыков и опыта в определенной сфере деятельности: политике, науке, философии, творчестве, культуре. Человек, обладающий профессиональным мировоззрением, может делиться собственными идеями и мыслями - информация такого рода передается от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколение. Стоит отметить, что многие известные политические фигуры, а также философы и деятели культуры имели данный уровень.

Философское (теоретическое) мировоззрение считается наиболее развитым этапом. Достигнув его, человек изучает, критикует, анализирует отношение, принятие/непринятие окружающего мира и своего "Я" как такового. Интересен тот факт, что лишь немногие могут достигнуть данного уровня - философское мировосприятие доступно лишь некоторым выдающимся теоретикам и философам.

Формы

Жизнедеятельность предыдущих поколений налагает свой отпечаток на современное общество. Формы мировоззрения впитали в себя опыт предков, их историю, мифы и легенды, моральные принципы и устои. То, во что верили наши праотцы, также повлияло на создание мировосприятия современных индивидуумов. Чувство и взгляды древних людей на окружающий мир продолжают жить, несмотря на значительные временные промежутки. На сегодня существуют такие формы мировоззрения: общественная, групповая, индивидуальная.

Типы

Существует несколько типов восприятия мира, каждый из которых присущ определенному человеку, с его уровнем развития взглядов, особенностями, эмоциями, поступками, ценностями, чувствами. Типы мировоззрения все без исключения затрагивают каждый жизненный аспект человека, его духовный мир, чувства и мысли. Все они помогают адаптироваться в той или иной ситуации, способствуют получению новых навыков и умений. В некоторых случаях один индивидуум может обладать сразу несколькими видами миропонимания - все зависит от его желания самосовершенствоваться.

Типы мировоззрения, различаемые в современном мире: житейское, мифологическое, научное, гуманистическое. Также выделяются философское и историческое. И еще один тип существует, который мы рассмотрим подробнее, - это религиозное мировоззрение.

Религия - неотъемлемая часть миропонимания

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

  • Самое ценное в мире - человек.
  • Каждый индивидуум является самодостаточной личностью.
  • Все люди обладают безграничными силами для самосовершенствования, развития в любых отраслях жизни, а также имеют право проявлять свои возможности и таланты.
  • Любой индивидуум, являющийся частью общества, в состоянии самостоятельно изменить свое мышление, манеру общения, характер.
  • Каждый человек способен саморазвиваться и благоприятно воздействовать на окружающее его общество.

История - часть каждого из нас

Историческое мировоззрение включает в себя мифологическое, религиозное и философское восприятие мира, так как на каждом этапе их развития затрагивались отдельные моменты истории. Мифы, легенды, древние философы, и даже библейские рассказы - все это существовало много столетий назад, а значит, оставило свой след в миропонимании наших предков, так как понятие мировоззрения объединяет не только опыт праотцов, но и их историю.

Мифологическое восприятие

Данный тип видения подразумевает отсутствие разграничений между объективным и субъективным. Мифология позволяет разным поколениям взаимодействовать между собой, несмотря на временные преграды. Для людей, обладающих мифологическим мировоззрением, легенды и мифы народов считаются реальностью, они помогают формироваться моральным и этическим устоям человека.

Житейское видение мира

Житейское или обыденное восприятие базируется на информации об опыте близких родственников, передающейся из поколения в поколение. Образуется житейское понятие мировоззрения благодаря повседневной жизни, обозначению предметов и их роли в окружающем мире.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Философские взгляды на жизнь

Философия и мировоззрение являются практически неразделимыми понятиями. Видение мира, согласно данному типу, базируется на теории, подкрепленной научными и природными обоснованиями, а также на логически объяснимых реальных (как личных, так и общественных) явлениях. И философия, и мировоззрение любого типа не имели бы место в современности, если бы они не были тесно связаны с историей. Философские учения гласят, что человек, обладающий таким видением, обязан посвятить свою жизнь изучению мира и бесконечному поиску истины.

Что собой представляет мировоззрение? Краткое определение

Обобщение поступков человека, его желания, отношение к людям, бесценный опыт предыдущих поколений, повседневная деятельность, работа над собой - все это включает в себя мировоззрение. Кратко описать своеобразное мировосприятие отдельного человека не представляется возможным, так как все личности индивидуальны, а значит, у каждого свое собственное, сложившееся понимание мира. Дословно мировоззрение расшифровывается как "взирать на мир", смотреть на него и испытывать определенные эмоции, принимать его таким, каков он есть, либо отвергать, создавая собственный внутренний мир.

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово "мировоззрение" для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Что же дает индивидууму мировоззрение? Сложившееся, устойчивое и здоровое мировосприятие позволяет человеку легко адаптироваться в социуме, самосовершенствоваться. Благодаря этому он не видит преград в решении задач, добивается повышения на службе, быстро находит объяснение происходящему. Мировоззрение дарит своему обладателю возможность правильно расставлять приоритеты и определять жизненные ценности. Видение мира - это нечто большее, чем просто взгляды одного человека. Мировоззрение - это мысли и возможности всего общества, "двигатель", толкающий эволюцию вперед.

Известно, что дети воспринимают мир по-своему. Известный писатель Г.Горин рассматривает психологическую проблему особенности детского восприятия мира. Автор старается разобраться, как относятся к одним и тем же вещам ребенок и взрослый.
Комментируя названную проблему, нельзя не отметить ее актуальности, потому что особый детский взгляд на мир мы отмечаем постоянно и стараемся учитывать это в общении с детьми. Герои рассказа Г.Горина – сорокалетний мужчина и его десятилетний сын по-разному оценивают одни и те же предметы. Писатель подчеркивает, что Славик «задыхался от счастья», когда принес в дом ежика. Казалось бы: тут совпадение интересов: отец тоже любит животных, но еж достался в результате обмена на лотерейный билет, по которому можно выиграть холодильник. Слава продумал свой шаг: зачем им два холодильника. Однако для папы и ежик и предмет бытовой техники - вещи неравноценные. Сразу забывается любовь к животным, на передний план выходит задача – вернуть лотерейный билет. Ради этого можно полезть по водосточной трубе, чтобы достать его. Отрезвление приходит только после того, как выясняется, что билет недействителен.

Описывая эту забавную ситуацию, заставив героев испытать самые разные чувства, писатель заставляет понять, как по-разному они смотрят на мир. Отцу стало грустно, что прошло то счастливое время, когда можно было радоваться, что удалось поменять холодильник на ежа, потому что с возрастом в жизни человека материальное начинает занимать главенствующее положение. Расчетливая деловитость не позволяет испытать той радости, которую чувствует ребенок В этом заключается авторская позиция.

Я согласен с тем, что детское восприятие необычно. Оно поражает своей непосредственностью и остротой, проникновением в мельчайшую сущность предмета. Эти свойства с течением времени теряются, однако надо стараться их сохранить. Ведь люди, не утратившие детское восприятие, способны сделать настоящее открытие. Действительно,
дети и взрослые - люди разной расы. Они очень часто по-разному видят одни и те же вещи.
Наши писатели-классики не оставили без внимания этот вопрос. Так, например, И.Бунин в рассказе «Цифры» показал различие детского и взрослого восприятия мира. Писатель отобразил трагедию такого непонимания. К сожалению, человек, вырастая, странным образом забывает о своем детстве. Он помнит события, но уже не может вернуться к детскому взгляду на них. Взрослые, обладающие умом и чувством справедливости, понимают это и пытаются как бы заново учить язык детства. И.Бунин показывает конфликт дяди и маленького племянника с двух точек зрения и приходит к выводу, что старшим непременно нужно учитывать особенности детского видения, это поможет сделать отношения между детьми и взрослыми более гармоничными.
Героем философской сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» выступает ребенок. В этом произведении также показан детский взгляд на привычные вещи.
Писатель уверен, что детское видение мира - естественнее, человечнее и правильнее, чем у взрослых. Мир должен быть совсем не такой, каким его делают взрослые люди. Маленький принц, этот любознательный космический путешественник, который перелетает с планеты на планету, встречаясь со взрослыми людьми, видит всяческие бессмыслицы: властолюбие, лицемерие, жадность собственности, попойку, черствость души… Конечно, в жизни могли бы быть другие отношения, если бы люди старались «приручить» друг друга, наладить между собой связи, если бы они воспринимали мир иначе, не забывали о том, каким они видели мир в детстве.
Таким образом, автор в данной статье поставил интересную проблему, в которой обратил наше внимание на особенности детского восприятия. Понимание этого вопроса поможет избежать многих конфликтов, возникающих в жизни, и сделают ее ярче и богаче.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Мировоззрение – целостная система научных, философских, со¬циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Научное мировоззрение вооружает чело¬века научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научное мировоз¬зрение – связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу¬ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен¬тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп¬ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен¬него, объективного и субъективного. У человека формируется не толь¬ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво¬его "Я", своей индивидуальности, своей личности. Научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро¬воззренческие убеждения.
Убеждения – субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю¬дей. Люди усваи¬вают знания, накопленные обществом в процессе развития общественной практики. Таким об¬разом, воздействие на личность осуществляется в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе. Убеждения - это зна¬ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Они определяют весь духовный строй личности - ее направленность, ценностные ори¬ентации, интересы, желания, чувства, поступки.
В реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение. Факты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. В процессе формирования мировоззре¬ния надо уделить особое внимание формированию методологи¬ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель¬ность и ее теоретические основания.

Возрастные возможности овладения мировоззрением
Уже в начальных классах существует принци¬пиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие ми¬ровоззренческий характер. Например начальные представле¬ния о сезонных изменениях в жизни природы, материальном един¬стве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречи¬ях и др.
Подростки со¬вершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной дей¬ствительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерно¬сти и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоя¬тельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не¬адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража¬нию.
В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на¬учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. У старше¬классников формируются фундаментальные идей высокого уровня обобщенности, твердые взгляды и убеждения. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.

Пути и средства формирования мировоззрения
Формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее актив¬ной практической деятельности.
КОМПОНЕНТЫ
1) Интеллектуальный. Предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения дейст¬вительности к абстрактному, понятийному мышлению, а вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. При вос¬хождении от абстрактного к конкретному создается синтез, который означает дальнейшее углубле¬ние в сущность явлений материального мира во всех их причин¬ных связях.
2) Эмоционально-волевой. Для того чтобы знания переросли в убеждения, вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи¬тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обра¬щаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдаю¬щихся ученых и общественных деятелей, к произведениям лите¬ратуры и искусства. Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.
3) Практически-действенный. Учебно-трудовая и общественная деятельность во¬влекает учащихся в широкий круг социальных отношений, во¬оружает разносторонней информацией, опытом общения. Она перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного сози¬дания.

Целостный процесс формирования у учащихся научного ми¬ровоззрения обеспечивается благодаря взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное пред¬ставление о нем.
Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим единством формирования научного мировоззрения. Успех его формирования основывается во многом на доверии учащихся к учителю.

Основные понятия теории нравственной культуры
Оценивая поступки людей мы пользуемся поня¬тием морали.
Мораль – обы¬чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис¬пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай.
Этика -фило¬софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как человеком ос¬воена мораль можно судить об уровне его нравственнос¬ти.
Нравственность - это личностная характерис¬тика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, по¬рядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивиду¬альное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило распро¬страняющееся на множество одинаковых поступков, носит назва¬ние нравственной нормы.
Норма - это правило, требование, оп¬ределяющее, как человек должен поступить в той или иной кон¬кретной ситуации. Нормы определяют порядок взаимо¬отношений с обществом, коллективом, другими людьми. Понятия морали, охватываю¬щие не отдельные отношения, а все области отношений, побуж¬дая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями (добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье).
Нравственный идеал – образец нравственного поведения, к ко¬торому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полез¬ным, красивым.
Гуманность – совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Формируется в процессе взаи¬моотношений с другими людьми, раскрывается в проявле¬нии доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в то¬лерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, по¬ведению.
Важным условием воспитания гуманности является организа¬ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо¬щи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятель¬ности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.
Дисциплина – составная часть нравственности, соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность характеризует поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявля¬ется в выдержанности, внутренней организованности, ответствен¬ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
Культура поведения включает в себя различные стороны нравст¬венного поведения личности; в ней слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культу¬ра.

Виды мировоззрения

Под мировоззрением можно понимать способ и результат освоения мира, формулирования человеком своего отношения к этому миру. Ядром мировоззрения человека являются ценности .

Общим основанием ценностей и антиценностей служат понятия добра и зла, отражающие соответственно возможности удовлетворять здоровые или порочные потребности людей. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения. Так ценность веры для данного индивида может определять его религиозное мировоззрение, ценность истины – естественно-научное, ценность красоты и совершенства – эстетическое мировоззрение, ценность добра и справедливости – нравственное.

В зависимости от ценностей формируется и жизненная стратегия. Это может быть стратегия благополучия, т.е. полного удовлетворения материальных благ. Стратегия успеха и престижа в общественной иерархии может побуждать человека к определённой линии поведения, иногда даже в ущерб материальному благополучию. Стратегия самореализации и духовного совершенствования часто определяет аскетическую модель поведения человека. Жизненная стратегия, таким образом, зависит от ценностей и мировоззрения человека и, в конечном итоге, определяется целью и смыслом жизни, поставленной данным индивидом. Проблема смысла жизни реальна лишь тогда, когда ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи её начала и конца. Проблема смерти и того, что после жизни придаёт особую актуальность вопросу о цели бытия. По выражению одного историка, смерть – это великий компонент культуры, экран, на который проецируются все жизненные ценности.

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

представления;

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Проанализировать текст «Мировоззрение личности» (В. И. Добрынина). Прочитайте текст и выполните задания.

Текст « Мировоззрение личности»

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно мо­жет существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она в конечном счете и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдо­научном знании и т. п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоя­тельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т. е. на уровне образов, в том числе и худо­жественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой че­ловека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жиз­ни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности че­ловека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Значение миропонимания состоит в том, что оно является основой фор­мирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентации, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В. И. Мировоззрение, его роль в современном мире // Основы философских знаний. М., 1995.

  1. Какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?
  2. Как вы понимаете мысль автора о том, что «при всех самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая»?
  3. Соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения.

4. Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв и т.д. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система и т.д. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенные в тексте автором.