Основные характеристики малой группы в социальной психологии. Структуры малой группы

Социальная группа – это некоторая совокупность индивидов, включенных в общую для них активность и связанных системой отношений, которые регулируются общими нормами, правилами и ценностями. Группа представляет собой целостное образование, которое нельзя свести к взаимодействию отдельных индивидов.

По размеру группы классифицируются на большие, малые и средние. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особенности малой группы

Малая группа характеризуется ограниченным числом членов группы (от 2 до 20), объединенных реальным взаимодействием, стабильностью состава, наличием общей групповой цели и внутригрупповых отношений, регулируемых либо правилами внутреннего распорядка (в официально группе), либо системой неформальных ролей и статусов, механизмом социального контроля, санкциями, нормами и правилами поведения (в неофициальной). В большинстве малых групп отношения регулируются и тем, и другим.

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа характеризуется двусторонней структурной организацией. С одной стороны, она имеет свою собственную структуру, элементами которой выступают ее отдельные члены, находящиеся в определенных взаимоотношениях, что составляет целостную структуру группы; с другой, она выступает в качестве элемента несколько большей структуры – более сложного социального организма, например профессиональной, половозрастной, этнической группы, класса и т.д. При этом один и тот же человек может одновременно входить в несколько малых групп (семью, бригаду, учебную группу, группу по интересам, дружескую группу).

Функции малой группы

  1. Функция сравнения (нормативная функция) заключается в том, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих, т.е. устанавливает нормы и правила поведения в сообществе.
  2. Функция социализации означает возможность индивида вследствие его участия в малой группе восходить к взаимоотношениям с большими социальными группами и через них с макросообществом.
  3. Инструментальная функция малой группы связана с организацией и осуществлением совместной деятельности членов группы.
  4. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

Структура малой группы

Существует вертикальная (иерархическая) и горизонтальная (ролевая) структура малой группы . Вертикальная, или иерархическая, структура малой группы отражает отношения власти и подчинения в данной группе; она фиксирует социальный статус человека в группе. Горизонтальная, или ролевая, структура малой группы фиксирует функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности.

И вертикальная, и горизонтальная структура малой группы разделяются на официальную и неофициальную (формальную и неформальную) структуру . Официальная и неофициальная структура малой группы могут не совпадать.

Кроме того, существует социометрическая структура малой группы , включающая «социометрических звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «отвергаемых» и «изолированных» членов группы.

Классификация видов малых групп

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификаций малых групп.

По способу возникновения малые группы классифицируются на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) . Формальные группы возникают с целью выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня. Неформальные группы возникают на основе взаимных симпатий, общих интересов.

По составу малые группы делятся на первичные и вторичные . Вторичные группы состоят из более мелких групп, а первичные нельзя далее разложить на отдельные группы.

По характеру взаимодействия группы бывают контактные и неконтактные . В контактных группах взаимодействие между членами группы происходит в виде постоянного межличностного контакта, в неконтактных группах осуществляется опосредованное взаимодействие.

Стадии (динамика) развития малой группы

  1. Фаза первичного восприятия и формирования первого впечатления о партнерах.
  2. Фаза сближения, формирования оценки и самооценки в связи с группой, складывание установок на совместное действие.
  3. Фаза совместного действия, включающая в том числе принятие ролей и определение статуса.
  4. Фаза сцепления – укрепление чувства «мы», формирование групповых норм и т.п.

Диагностика малых групп

Для диагностики малых групп, как правило, применяются методы эксперимента и социометрии.

Эксперимент – это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами. Эксперимент состоит из следующих стадий: выдвижение гипотез; выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта); определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта; подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Социометрия – это метод исследования малой группы, основанный на допущении, что реальные человеческие предпочтения находятся в соответствии с их воображаемыми представлениями об этом процессе, и заключающийся в том, чтобы поставить человека в ситуацию воображаемого выбора партнера по общению и деятельности из той группы, к которой человек принадлежит. По результатам социометрии выясняется структура взаимоотношений в группе, социометрический статус каждого члена группы и степень сплоченности группы.

Кроме того, к настоящее время разработаны различные методики, при помощи которых можно замерить различные параметры и характеристики групп: уровень сплоченности и организованности, направленность деятельности и степень психологического единства, психологический климат группы, наличие психологического комфорта, его эмоциональную окрашенность и др.

И в жизни, и в любой науке эмоциональным отношениям между людьми отводится особая, часто противоречивая роль. С од­ной стороны, можно услы­шать: «Это не главное, жизнь строится на другом, группу цементируют иные отношения». С другой стороны, их ценят выше «деловых связей», а в социаль­ной психологии по самым разным поводам вспоминают прежде всего о них. Корни этой традиции глубоки. Не будем ссылаться на философию, обратимся к началам собственной науки. Заслуга выделения эмоциональных от­ношений в качестве важнейших, создающих рисунок социальных связей человека с дру­гими людьми, принадлежит 3. Фрейду . Им была создана первая модель соци­альных отношений в группе, про­низанная присущими психоанализу понятиями и символами. Ныне она известна лишь специалистам, но заложенные в нее тео­ретичес­кие принципы построения внутригрупповых отношений присущи мно­гим современным представлениям, на первый взгляд весьма да­леким от психо­анализа.

Для 3. Фрейда группа создавалась, цементировалась двумя ви­дами эмо­циональных связей членов группы: первичными и вторич­ными . Первичные - это связи каждого члена группы с лидером (во­жаком, отцом, вождем ). Они воз­никают благодаря идентификации последователей с лидером, психологическим помещением в него своего идеального «я». На основе первичных связей возни­кают вто­ричные - связь каждого рядового члена группы с другими, суть ко­торой Фрейд охарактеризовал термином «влюбленность» . Естествен­но, что в данном случае под влюбленностью понималось взаимное эмоциональное при­нятие, расположение, проистекающее из общей любви к вожаку . Сами по себе социально-психологические воззре­ния Фрейда никогда не были особенно по­пулярными. Однако, как уже было сказано, им была открыта и заявлена сама по себе роль эмоциональных отношений в социальной жизни человека и общест­венном устройстве в целом.

Нарастающий исследовательский интерес к эмоциональным отношениям связан с созданием Дж. Морено знаменитой социометрической методики - первой и по сей день непревзойденной тесто­вой процедуры для изучения системы эмоциональных отношений в группе. Так как именно она позволила сделать эфемерные усколь­зающие от объективного анализа эмоциональные отношения пред­метом научного рассмотрения, структура эмоциональных отноше­ний представлена в социально-психологической литературе преиму­щественно содержанием социометрических исследований. В итоге даже само название структуры стало двойным: ее называют то эмо­циональной, то социометрической.

Место конкретного члена группы в этой системе определяется степенью его предпочитаемости другими участниками (эмоциональ­ным статусом), а сама структура обладает еще рядом важных харак­теристик. Рассмотрим их.

Первая характеристика - конфигурация эмоциональных стату­сов членов группы . Статус человека в структуре эмоциональных пред­почтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпа­тичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для осталь­ных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.

Прежде всего в социометрической статусной иерархии выделя­ются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы. По результа­там социометрии они отличаются числом поло­жительных выборов и отверже­ний и их сочетанием.

Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и мало отвержений (конкретные значения неоп­ределенных терминов «много», «мало» обсуждаются во второй части книги). Популярные члены группы - это эмоционально привлека­тельные лица. Среди популярных в ряде случаев можно выделить собственно высокостатусных и социометрических «звезд». «Звезду» с определенной долей поэтичности можно определить как «душу» группы, ее эмоциональный центр, наиболее эмоционально привле­кательное лицо в группе. «Звезда» выявляется в двух случаях: когда есть человек, набравший объективно больше всех положительных выборов (и не менее половины от максимально возможного их чис­ла), и когда в качестве «звезды» может рассматриваться че­ловек, ко­торому по преимуществу отдают свои выборы другие популярные члены малой группы.

Непопулярные члены группы чрезвычайно не однородны. Среди них могут быть члены группы со статусами пренебрегаемых, отвер­женных и изолирован­ных. У пренебрегаемых есть положительные выборы, но их мало, они получили значительно больше отвержений со стороны других членов своей группы. Можно сказать, что эмоци­онально они мало привлекательны для членов группы. Отвержен­ные, или изгои, не имеют положительных выборов а лишь разное количество отвержений, что и определяет условную силу их соци­альной отверженности. Роднит всех отверженных то, что их лич­ность воспринимается группой весьма экспрессивно, но отрицательно. Отверженность в данном слу­чае - это прежде всего эмоциональный феномен, определенное неприятие че­ловека, тех качеств, свойств и привычек, обладателем которых он является. На­конец, к изолиро­ванным попадают те люди, которые как бы не существуют для груп­пы: у них отсутствуют как выборы, так и отвержения. Их нет в эмо­цио­нальном реестре группы ни на уровне чувств, ни на уровне опре­деленного от­ношения.

Вопрос о том, какие статусные категории и в каком соотноше­нии присут­ствуют в группе, - это вопрос номер один для любого исследователя, прово­дящего социометрию. Конфигурация статусов характеризует и процессы, про­исходящие в группе в целом, но осо­бенно важна для понимания поведения, проблем ее отдельных участников.

Вторая характеристика - взаимность социометрических выборов . Чье поло­жение в группе вас больше обеспокоит: человека, имеющего много отверже­ний, но при всем этом 1-2 взаимных вы­бора (пусть даже с такими же отвер­женными, как он), или человека, имеющего много выборов со стороны других членов группы, но свои предпочтения отдавшего как раз тем, кто его не заме­чает или даже отвергает? Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвер­жений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благо­приятнее. Группо­вая структура в целом также приобретает различ­ный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитаю­щие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях или антипатиях. Если ответ отри­цательный - группа пребывает на сложной ступени своего разви­тия, характеризующейся и конфликтностью, и низкой групповой эмпа­тией, и эмоциональной неудовлетворенностью.

Третья характеристика - система отвержений в группе . Определились ли люди в своих антипатиях? Или многие члены группы выбирают тех, кто их от­вергает? Как распределяется в группе эмоциональная агрессия? Есть различные варианты. В одних груп­пах практически всем без исключения достается неко­торое количе­ство отвержений, даже самым высокостатусным подмачивают их ре­путацию 3-4 недоброжелателя. В других существуют козлы отпуще­ния, принимающие на себя львиную долю отвержений. Характер распределения от­вержений существенно влияет на общение в груп­пе, свидетельствует о некото­рых принятых в группе способах реше­ния конфликтов. Например, у группы за некоторое продолжитель­ное время ее существования может выработаться ус­тойчивая склон­ность решать многие возникающие в группе ситуации за счет козла отпущения. Члены такой группы всегда знают, кто виноват («Ах, ты ни­чего не делал?! Вот и результат!»). Представим себе мысленный эксперимент: мы проводим социометрию, выявляем всех лиц, зани­мающих данную несимпа­тичную позицию, и переводим их в другую группу. Скажем, если речь идет о школьнике, - в другой класс или даже школу. Что будет теперь, с наибольшей долей вероятности, де­лать группа в некоторой сложной для нее ситуации? Пра­вильно, она изберет себе новых «козлов отпущения». И потребуется специаль­ная работа по переструктурированию системы отвержений в группе, обу­чению ее членов другим способам решения внутренних проблем.

Четвертая характеристика - наличие и взаимоотношения внут­ри устой­чивых микрогрупп.

Любая малая группа, численностью более 5-7 человек тяготе­ет к внут­реннему разбиению на более мелкие сообщества - микро­группы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иног­да - своих высокостатусных и «звезд». Внутри достаточно большой по численности (15-25 человек) группы может существовать очень сложная социальная структура: несколько микро­групп, которые как-то взаимодействуют друг с другом, отдельные пары и тройки, а так­же отверженные, изолированные. Взаимоотношения между устой­чивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном кли­мате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентиро­ваны на одних «звезд» или разных и т.д.

Таковы основные характеристики социометрической структу­ры малой группы. Наиболее изученной и представленной в литера­туре является первая, конкретнее - эмоциональный статус человека в группе, его происхождение, устойчивость и динамика, влияние на другие аспекты групповой жизнедеятель­ности. Обратимся и мы к рассмотрению этих вопросов.

Социометрический статус члена группы - величинадостаточ­но устойчи­вая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в дан­ной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Объяснение этому довольно простое. Хотя статус - категория групповая и вне группы не сущест­вует,человек привыкает выполнять роли, предписанные ему его постоянным статусным по­ложением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие не­вербальные реакции тоже «подстраиваются» под опреде­ленную роль. Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычные роли, или по крайней мере его роль выдают неосозна­ваемые элементы поведения. Члены группы улавливают предлагае­мый им образ и начинают подыгрывать новичку.

Я. Л. Коломинский в своем классическом труде о межличност­ных отноше­ниях в детских коллективах приводит данные о связи ус­тойчивости статуса с его величиной: благоприятное положение в группе более устойчиво, чем небла­гоприятное. В школьном коллек­тиве показатель стабильности растет с возрас­том детей, однако ряд западных исследований не подтверждают этот факт для групп, со­стоящих из взрослых людей (44).

Итак, статус - величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем, с точки зрения развития личности , человеку целесообразно периодически менять свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в раз­ных внутригрупповых ролях. Тем самым он вырабатывает более гибкие и про­дуктивные стратегии своего социального поведения, познает людей и смысл их поступков . Постоянноехождение в «звездах», «любимчиках» делает человека ригидным, чрезвычайно социально уязвимым и беззащит­ным перед неминуе­мыми изменениями . Помимо этого человек рас­тет как бысоциально слепым и глухим, так как, будучи избавлен от необходимости прислушиваться и при­сматриваться к различным людям, он часто не в состоянии встать на их место. Несомненна и всяопасность устойчивого нахождения человека в ролях отвер­жен­ного и изолированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в мрачные тона .

Какие психологические и социальные факторы влияют на ста­тус человека в группе? Среди важнейших нужно назвать внешний вид (физическая привле­кательность и оформление облика), успехи в групповой деятельности , умствен­ную одаренность, некоторые свой­ства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабиль­ность нервной системы ). Кроме того, в каждой группе есть система своих, ценных для этого сообщества качеств , и высокий статус полу­чает тот, кто обладает ими в должной мере.

Интересно, что статус человека в конкретной группе часто за­висит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, аут­сайдер, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может за счет этого улучшить позиции в своей группе. С этой точки зрения большими пре­имуществами в достиже­нии высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают люди, имеющие богатый опыт социального общения в раз­личных сферах, с разными людьми .

Интересным является вопрос о восприятии и осознании свое­го статуса людьми, занимающими различное положение в эмоцио­нальной структуре. Вос­приятие человеком своего социометрического статуса в преобладающем боль­шинстве случаев эмоционально ок­рашено и осуществляется в форме пережива­ния. Эти переживания, естественно, многообразны, но их можно сравнить ме­жду собой по определенному параметру: удовлетворенности или неудовлетво­рен­ности своим положением в группе . Неудовлетворенность приводит к раз­личным негативным следствиям, в частности к искажениям в самовосприятии . *Так, К. Готтшальдт показывал детям их собствен­ные фотографии 3 типов: сде­ланные без искажения, расширенные и суженные. Дети, удовлетворенные своим положением в группе, вы­бирали фотографии без искажений, неудовле­творенные - фото с искажением, причем считали его правильным. Важен и другой экс­периментальный результат: восприятие других членов группы (чисто внешнее!) тоже подвергается статусному искажению: ученики, чей статус оце­нивался выше собственного, «узнавались» на широком фото, а пренебрегаемые - на узком (89).

Эмоциональное отношение человека к своему статусу далеко не всегда совпадает с его объективной величиной. В различных груп­пах можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (та­кого внимания им недостаточно), и из­гоев, вполне удовлетворенных своим по­ложением. Последний факт может иметь разные причины. Например, изгой может быть не заин­тересован в этой группе, а иметь общность, где его ценят и прини­мают, разделяют его ценности. Другая причина: он привык занимать в группах такое место, иного не знает и не желает тратить силы на его завоева­ние.

В реальной жизни отношение человека к своему социометрическому ста­тусу разворачивается именно на уровне эмоционального переживания, не ста­новясь предметом осознания. Осознание проис­ходит либо в психологически чрезвычайной для человека ситуации, либо ставится перед ним как специальная задача в исследовании, практической работе с группой, ситуации консультиро­вания.

Приведем ряд выводов Я. Л. Коломинского, касающихся этого вопроса:

Осознание отношений к себе с возрастом становится более полным и многосторонним;

Наиболее полно осознаются взаимные отношения, так как они непосред­ственно проявляются в межличностном общении чле­нов группы;

Люди, имеющие объективно неудовлетворительный социометрический статус, имеют тенденцию субъективно его переоценивать;

Люди, занимающие благоприятное положение в системе личных отноше­ний, склонны его недооценивать (89).

Неадекватность в осознании своего статуса, характерная край­ним статус­ным категориям, имеет много психологических объясне­ний. Общая причина - защита от тревожной информации , которая характерна и тем, и другим. Но еслинизкостатусные не хотят осознавать того, о чем они и так давно догадываются, товысокостатус­ные «больны» страхом не соответствовать ожиданиям окру­жающих, что также заставляет их закрываться от объективной информации. Кроме того, самнизкий статус некоторых членов группы может быть связан с тем, что у них очень слабо развита социальная рефлек­сия, способность отсле­живать и осознавать особенности социальных отношений. Естественно, что и осознание собственного статуса для них - большая проблема.

Большой практический интерес представляет вопрос о спосо­бах влияния на эмоциональный статус человека в группе. Возмож­ности оказания влияния существуют и у непосредственного руково­дителя группы, и у психолога, ста­вящего перед собой такую задачу. Прежде чем говорить о самих возможностях, обратимся к более важ­ному вопросу: в каких случаях необходимо воздейство­вать на статус отдельного участника и статусную структуру группы в целом? На первую часть этого вопроса ответить труднее. На первый взгляд ка­жется, что само нахождение человека в неблагоприятном статусе - уже повод для профессионального вмешательства. Однако это се­рьезное заблуждение. Прежде всего необходимо выяснить, какие переживания существуют у человека по по­воду его положения в группе, затем - насколько он адекватно сознает свое ис­тинное по­ложение. Предположим, человек осознает, что занимает позицию изолированного, и относится к этому спокойно, индифферентно или даже по­ложительно. Зачем вмешиваться в удовлетворяющую его систему отношений? Или истинное положение человек осознавать не желает, испытывает общее смутное неудовлетворение своим груп­повым членством, но при этом на словах заверяет, что все прекрас­но, все его любят. Если от такого человека идет запрос на то, чтобы ему помогли разобраться с истинным положением дел, психолог может оказать помощь по осознанию членом группы своего статуса. А затем ждать от человека нового запроса - на оказание помощи в коррекции положе­ния. А если такой запрос не поступит? Мы предо­ставили человеку возможность осознать свое место в группе. Чаще всего этим стоит ограничиться, предоста­вив ему самому делать выбор.

Итак, как некоторая стратегия могут быть предложены по­мощь в осозна­нии или предоставление права выбора своего статуса в группе. Конечно, в ра­боте с детьми такие стратегии работают далеко не всегда, но и в этих случаях не стоит рассматривать каждую ситуа­цию неблагоприятного статуса как не­медленный призыв к оказанию профессиональной помощи. Ждут ли ее? При­мут ли, если не ждут?

Главное условие , обеспечивающее динамику статусов членов группы , - создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей перераспределения функций и обязанностей, раз­личных форм управления, раскрытия и реализации личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы шанс найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отноше­ние к нему других участников группового общения.

Для повышения статуса отверженного или изолированного члена группы может быть использован прием, условно называемый «отсвет от звезды ». Суть его в том, что высокостатусному члену группы поручается (под благовидным предлогом) в сотрудничестве с низкостатусным выполнить важную для группы работу. Конечно, большая часть успеха достается «звезде», но можно не со­мневаться, что отсвет от ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе может измениться.

Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо внегрупповой деятельности. Данный эф­фект в литературе имеет название генерализации статуса . Как отме­чают Р. Л. Кричевский и Е. М. Ду­бовская, «статусные характеристи­ки индивидов, связанные с членством в дру­гих социальных группах и первоначально внешние к ситуации межличностного взаимодейст­вия в данной группе, будучи привнесенными в эту ситуацию, на­чи­нают оказывать значительное влияние на особенности... взаимодей­ствия, в частности на «внутренний» статус самих его участников» (49,с.76).

Наконец, понимание причин отверженности и изолирован­ности отдельных членов группы требует системного психологического анализа . Важно понять, в чем коренится причина: в определен­ных личностных особенностях человека, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным про­шлым опытом общения, и т. д.

Вопрос о воздействии на группу в целом чуть проще. Социометрическая структура группы нуждается в коррекции, переформи­ровании, развитии в тех случаях, когда эмоциональные отношения людей насыщены деструктивными конфликтами, угрожают целост­ности группы и продуктивности ее деятельно­сти; если эмоциональ­ные отношения тормозят своей насыщенностью развитие деловых отношений; если несформированность эмоциональных отношений мешает развитию сплоченности, формированию мы-чувства у чле­нов группы и т.д.

Социометрическая структура, олицетворяющая собой устойчи­вые эмоцио­нальные отношения членов группы, развивающиеся вне целей и задач деятель­ности, не существует в некоторой плотной за­щитной оболочке. Она глубоко связана и с организационной струк­турой группы, и с процессами лидерского влияния, и с нормативны­ми процессами. По существу, эмоциональные отноше­ния действи­тельно пронизывают всю систему отношений в группе. Но столь же верно и обратное: эмоциональные отношения во многом зависят от успешности группы в ее инструментальной деятельности, от целей задач группы и стиля управления ею со стороны руководителя. Они существенно перестраиваются в группах высокого уровня развития, что тоже свидетельствует об их зависимо­сти от организационного развития группы. Об этом - разговор впереди. Сей­час же мы пере­ходим к изучению структуры психологической власти в группе.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

42. Структура малой группы

42. Структура малой группы

Под структурой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

В социальной психологии имеются различные подходы к пониманию структуры малой группы.

Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено . Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.

Основные характеристики социометрической структуры малой группы:

1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;

2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;

3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;

4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.

Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой .

Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.

Основные характеристики коммуникативной структуры группы:

1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);

2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;

3) тип коммуникативных связей между членами группы:

а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);

б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).

Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Слагаемые структуры социальной власти:

1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;

2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.

Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы – феномен лидерства.

Из книги Секс в семье и на работе автора Литвак Михаил Ефимович

7.2. Структура рабочей группы На рис. 6, который заимствован мною у Э. Берна, показано, что рабочая группа имеет большую наружную границу. Что такое большая наружная граница? Это класс, где проходят занятия, помещение, где расположена клиника, забор, который не позволяет

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 11. Проблематика малой группы в социальной психологии Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения

автора Мельникова Надежда Анатольевна

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:1) социометрическое;2) социологическое;3) школа «групповой динамики». Американский психолог Д. Морено, рассматриваясовокупность эмоциональных

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины - наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

Из книги Психологический климат туристской группы автора Линчевский Эдгар Эмильевич

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

Ролевая структура туристской группы Любая совместная деятельность требует разделения функций между участниками.Существует двоякое распределение ролей в туристской группе. Прежде всего, различают роли, обеспечивающие жизнедеятельность группы и достижение ею основных

Из книги Технология ведения тренинга: Теория и практика автора Фопель Клаус

4.3. Управление малой группой в организации

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

2.4. УСЛОВИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ Чтобы реалистично оценивать шансы конкретного участника на успех и помогать ему в случае необходимости, ведущий должен иметь представление о важнейших факторах социальной структуры своей группы. Тогда он

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Из книги Социальная психология автора Овсянникова Елена Александровна

55. Эффективные способы управления малой группой Современные способы управления базируются на различных теориях мотивации Условно все эти способы можно разделить на материальную и нематериальную стимуляцию.Способы материальной стимуляции:1) оплаты труда по

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

2.2. Определение малой группы и ее границы В словаре по психологии малая группа определяется как: относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.Ясное на первый взгляд определение на самом деле может

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

2.3. Динамические процессы в малой группе Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии. Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде : групповых взаимоотношений, групповых устремлений, мнений, настроений и традиций.

Групповые взаимоотношения (синоним – межличностные отношения) – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

Виды взаимоотношений в малой группе: общественно-политические; служебные; внеслужебные.

Принципы взаимоотношений : уважения и субординации; сплоченности; гуманизма.

Групповые устремления , к ним относятся цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.

Групповые мнения – совокупность оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне ее.

Групповые настроения – представляют собой сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрои членов группы, совокупность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом.

Традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и направленность устремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом – на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного организма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы более специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности именно ее членов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.

Психологическая структура малой группы

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает ряд подструктур.

Композиционная подструктура – совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.

Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них.

Подструктура межличностных предпочтений , т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии (от лат. societas – общество и metreo – измеряю; предложен Дж. Морено).

Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними, какие позиции они занимают в группе и т.д.;

Коммуникативная подструктура – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.

Владение последними – важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.

Подструктура функциональных отношений – совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.

Основными элементами групповой структуры являются: социальный статус, социальная роль, групповая норма. Кроме того, важными составляющими любой малой группы являются феномены "группового давления" и "групповой сплоченности".

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Один и тот же человек в различных группах (на работе, в семье, среди друзей) может иметь разный статус. Некоторые статусы предписаны человеку с рождения (пол, национальность, фамилия семьи), другие определяются тем, что человек осуществил в своей жизни (получение специальности, вступление в брак). Наивысшим статусом в малой группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Социальной ролью называют ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом. Роль--это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте. Поскольку человек исполняет одновременно несколько ролей (в семье, среди друзей и др.), то между ролями могут существовать конфликты. Они связаны с ситуациями, когда нужно одновременно удовлетворять противоречащим требованиям двух или более ролей - ролевой конфликт. Можно выделить формальные роли, которые определяются в организации, и роли неформальные, которые возникают в процессе взаимодействия людей. Примерами последних являются роли типа: "душа компании", "козел отпущения", "домашний клоун", "добродетельный моралист" и др. Появление неформальных ролей предполагает длительные взаимосвязи, что характерно первоочередно для малых групп. С развитием группы возникают различные групповые роли.

Групповая норма понимается как некоторое правило, регулятор развертывающихся в группе отношений. Нормы, как принятые правила поведения, руководят действиями участников и позволяют применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения.

Феномен группового давления . Его часто в социальной психологии именуют феноменом конформизма, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Функционирование групп зависит во многом от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных жизненных ценностей. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю, когда индивид действительно усваивает мнение большинства.

Феномен групповой сплоченности. Большинство исследователей придерживаются мнения, что основой групповой сплоченности является эмоциональная сторона системы межличностных отношений в группе. Социометрия симпатий и антипатий позволила даже предложить специальный "индекс групповой сплоченности" как формальную характеристику малой группы. Иногда сплоченность анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе.