План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Звуковая культура речи. Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками и

Цель. Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

Ход занятия

Педагог просит детей объяснить, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (фишки (мелкие предметы), картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми слов, конструированием предложений.

Затем читает «Считалочку» А. Шабунина:


Шли
Бараны
По дороге,
Промочили
В луже
Ноги.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Пять.
Стали
Ноги
Вытирать.
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Педагог объясняет детям задание: «Послушайте забавную считалку еще раз. Будьте внимательны. Сосчитайте слова со звуком ц и поднимите нужную карточку… (Два слова.) Сейчас я повторю считалку, а вы сосчитайте слова со звуком ч и поднимите соответствующую карточку. (Три слова.)

А теперь очень сложное задание. Сосчитайте слова со звуком р . (Десять слов.) То, что вы ошиблись, не беда. А вот то, что вы работаете несамостоятельно, плохо.

Теперь новое задание. Быстро нарисуйте решетку из трех ячеек. Отметьте фишкой (фишками), где в слове сундучок (или сучок ) слышится звук ч ; в словеплащ – звук щ , в слове жужелица – звук ж .

Покажите (можно на пальцах), сколько звуков вы слышите, когда я произношука- . Как вы думаете, это слово или часть слова? Попробуем вспомнить слова, начинающиеся на ка- : каша, камыш, канарейка- . Вы вспомнили, да и то с моей подсказкой, лишь несколько слов, начинающихся на ка-. В действительности в русском языке таких слов очень много. Давайте откроем словарь: кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус .

Все ли слова вы знаете? А кто такой кадет? А кавалер? Что такое казус?»

Затем воспитатель уточняет, какое сейчас время года и какой месяц.

«Сентябрь – первый месяц осени. Как вы думаете, слово или предложение я сейчас произнесла? В предложении чаще всего несколько слов. В этом предложении их..? (Четыре.) Назовите слова в том порядке, в котором они стоят в предложении».

Завершая занятие, педагог выясняет у детей, чему они сегодня научились.

«А еще, – добавляет воспитатель, – мы тренировали внимание».

Занятие 4. Лексико-грамматические упражнения

Цель. Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат их словарь. Затем дает детям задание: «Какими словами можно ответить на вопрос „кто это“? (Иногда детям необходима подсказка, например, название какого-либо животного.) А на вопрос „что это“?



Вспомните слова, отвечающие на вопросы: „Какой?“ (Синий.) , „Какая?“(Сладкая.) , „Какое?“ (Холодное.)

Перечислите, что может делать человек. Вспомните повадки животных».

«А кому и для чего нужны остальные сумки?» – уточняет воспитатель.

Предлагая рассмотреть картинку с изображением головных уборов (из того же пособия), педагог спрашивает: «Кто в какой шапочке отправится в школу? А кому и в каких случаях потребуется шляпа (платочек в горошек)?»

Занятие 5. Для чего нужны стихи?

Цель. Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

Ход занятия

Педагог показывает детям сборники стихов: одного автора и разных авторов, обычные и подарочные издания. Поясняет, что во всех этих книгах напечатаны стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, стихи серьезные и шуточные. Затем предлагает обсудить ряд вопросов:

– Зачем люди пишут стихи?

– Как вы узнаете стихотворение на слух? (В стихотворении строчки рифмованные, очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность.) Вспомните, как сочинял стихи Незнайка, как он мучился и потом отказался быть поэтом.

– Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:


Зимнее утро
(отрывок)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин

– Слушать стихи, конечно, приятно, а вот стоит ли их учить наизусть?



Выслушав рассуждения детей, воспитатель обобщает: «Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

В средней и старшей группах мы учили очень хорошие стихотворения. Давайте вспомним их».

Педагог читает первые строчки из русских народных песенок: «Тень-тень-потетень», «Дед хотел уху сварить»; из стихотворений Ю. Кушака «Олененок», А. Барто «Я знаю, что надо придумать», И. Сурикова «Детство», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная», И. Белоусова «Осень».

Ткачёва Евдокия Ахметовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Алексеевка»

Конспект занятия по речевому развитию

Звуковая культура речи.

Программное содержание: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей; развивать фонематический слух детей; Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Материалы: Карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

1.Оганизационный момент

Предлагаю детям рассмотреть предметы, которые лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи.

Слежу за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

2. Основная часть.

Игра для развития фонематического слуха.

Предлагаю детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц : цапля, журавль, оцарапал, и т.д.

Прошу детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Напоминаю детям о том, что работать нужно самостоятельно.

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий

Покажи!

Загадывает детям загадку:

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки - лучи

Очень горячи.

(Солнышко)

Предлагаю детям определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч .

Прошу детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч . Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка начинается на ча- , - продолжаю занятие.

Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука - это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча- . (Чай, чайник, часы, чашки .) Таких слов довольно много».

Открываю словарь и читаю слова, начинающиеся на слог ча- , например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол . Интересуюсь, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол .

Затем спрашиваю у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка - раз, ты - два…

А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Указываю на ребенка. Он произносит слово, а все дети - его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Дети. Два.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Говорю детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

3. Заключительная часть.

Спрашиваю у детей, чему они сегодня учились?

Понравилось ли им наше сегодняшнее занятие?

Список использованных источников:

1.О.С.Ушакова «Придумай слово»

2. Под редакцией О.С.Ушакова « Развитие речи и творчества дошкольников»

3. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»


Конспект занятия

« Звуковая культура речи: звук Ж»

для детей группы общеразвивающей направленности,

в возрасте от 4 до 5 лет

Дата:

Образовательная область : Речевое развитие

Занятие: Развитие речи

Приоритетное направление : Речевое развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: воспитание звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звука Ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж.

Развивающие:

Развивать память, внимание, речевое дыхание.

Формировать фонематический слух.

Воспитательные:

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

Предварительная работа: б еседа о насекомых, рассматривание картинок, изготовление жуков на ниточке.

Формы работы: Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Методы:

Словесные : вопросы к детям, загадывание загадок, отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова (беседа по ходу рассказа)

Наглядные : жук «Жук Жукович», карточка с изображением жука и цветка.

Практические : игровые упражнения - «Волшебная дорожка », дыхательное упражнение: «Жук на ниточке». «Доскажи словечко».

чистоговорки, «Внимательные ушки »,

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная. Индивидуальная работа: Чистоговорка со звуком Ж.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: коробочка с жуком, аудиозапись «Жуки»,карточка с изображением жука и цветка.

Раздаточныйматериал: жук на ниточке, зеркала на каждого ребенка.

Мотивация: путешествие в школу для жуков.

Ход занятия:

Вводная часть

Мотивационный момент:

Воспитатель : У меня в руках коробочка, и оттуда всё время доносится какая-то песенка. Хотите послушать? (ответы детей )

Звучит песенка жуков:

Мы жуки, жуки,

Мы живем у реки.

Жу-жу-жу-жу-жу-жу.

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

Жу-жу-жу-жу-жу-жу.

Кто поёт эту песенку? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.

Воспитатель: Да, здесь действительно находятся жуки. Какую песенку они пели?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, наш большой жук, а зовут его Жук Жукович взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж. Поёт он звонко, с голосом. Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны? А для того чтобы научиться петь такую же песенку Жук Жукович приглашает вас в свою школу для жуков. Вы согласны полететь в школу для жуков? (ответы детей)

Воспитатель: Для начала превратимся все в жуков:

Покружились, покружились

И в жучков превратились.

Итак, мы с вами оказались в школе жуков.Присаживайтесь на свои места. Возьмите зеркала. Начинаем учить песенку жука. Откройте широко рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.

Спойте песенку жука негромко (хоровые и индивидуальные ). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.

Дети пропевают песенку жука.

Воспитатель: Молодцы! А Жук Жукович для вас приготовил немало заданий. Первое из них упражнение «Волшебная дорожка ». Помогите жуку долететь до цветка. Проведите пальчиком по дорожке от жука до цветка, произнося при этом отчётливо звук: жжж.

(Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»- один ребенок выходит к доске, выполняет данное упражнение индивидуально, а когда показывает воспитатель, произносят хором)

Воспитатель: Хорошо. А теперь мы сыграем в игру «Внимательные ушки ». Я буду произносить слова и если вы услышите слово со звуком Ж хлопните в ладоши.

(Шум, жук, чай, живот, кот, жаба, животное, звезда).

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.

Звучат слоговые песенки:

Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу

Же-же-же-же – ёжик съел его уже

Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи

(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки: хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

На цветке я посидел,

отдохнул и полетел.

А теперь прилетайте на свои места.

Воспитатель: Обратите внимание, что наш жук еще и на ниточке. Давайте подуем на жуков и они полетят:

Дыхательное упражнение: «Жук на ниточке».

В группу к нам жук влетел

Зажужжал и запел: ж-ж-ж-ж

Жук на нос хочет сесть

Не дадим ему присесть.

Воспитатель: А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»
Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам,
На цветок лиловый сел -
Песню звонкую запел,
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул,
Да попал в букет к Маринке
И жужжит, жужжит в корзинке!
А Марина не поймет:
Почему букет поет? (Н. Головина)

Воспитатель: Почему же пел букет? (ответы детей) Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте.

Воспитатель читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

Летел жук по своим делам, жужжал: «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (Хоровой и индивидуальные ответы ))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» – запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

Воспитатель: Следующее задание Жука Жуковича « Доскажи словечко ». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе…(живот)

Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын…(жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

Солнце светит очень ярко

Бегемотам стало… (жарко).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Жук Жукович рад, что вы со всеми заданиями справились.

Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте три раза покружимся вокруг себя, и превратимся обратно, в девочек и мальчиков.

III .Заключительная часть

Воспитатель:

А кто сегодня приходил к нам в гости?

А для чего он приходил?

Ребята, где мы сегодня с вами были?

У вас все получилось или были трудности?

Ребята, а Жук Жукович хочет посмотреть, как вы занимаетесь физкультурой, а потом рассказать своим друзьям жукам, как нужно заниматься, чтобы быть здоровыми.

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме игр, упражнений.
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Плаксина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: г.Чебоксары республика Чувашия
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Звуковая культура речи: звук [у]"
Дата публикации: 04.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27» г.Чебоксары

Конспект занятия по развитию речи в

младшей группе

Разработан:

Плаксиной О. А.

Воспитателем

Младшей группы

«Смешарики»

г.Чебоксары-2017г.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

«Звуковая культура речи: звук [у]»

Цель : Формирование у детей звуковой культуры речи.

Задачи:

1. Образовательные:

Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук У

и звукоподражательные слова с этим звуком.

Продолжать отрабатывать чёткое произношение звуков а, у.

Активизировать в речи детей обобщающие слова.

2. Развивающие:

Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развивать интересы детей, логическое мышление, внимание.

3. Воспитательные:

Воспитывать чувства ответственности, самостоятельности.

Воспитывать желание быть вежливым.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова:

волк,филин,паровозик,Буратино,петух,малыш,арбуз,утенок.

Индивидуальная работа : активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа : беседа о буквах, чтение азбуки для малышей,

разучивание артикуляционного упражнения «Стрелочка», дидактические

игры, заучивание физкультминутки.

Методические приемы:

Показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы

воспитателя и ответы детей, объяснение, чтение физкультминутки,

артикуляционного упражнения, предоставлять детям возможность

договаривать слова и фразы при чтении физкультминуток и

артикуляционных упражнений.

Материал:

Паровозик, буква «У», «Волшебный кубик» с картинками: волк, филин,

петух, малыш, утка; картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок,

Методика проведения:

Воспитатель рассаживает детей и просит вспомнить,что у всех есть домик, в

котором живет Язычок.

Воспитатель: Ребята, а у всех есть язычок?

Воспитатель: Да!

Артикуляционное упражнение «Стрелочка»

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

Воспитатель: Молодцы, у всех ребят красивый и веселый язычок.

Ребята, посмотрите внимательно, кто это к нам пришел?

Дети: Буква «У»

Воспитатель: Ребята, к нам в гости приехал звук «У». А как вы думаете, на

чем приехал наш гость. Послушайте «У-у-у-у».

Дети: На паровозе.

Воспитатель: Ребята. а вы видели настоящий паровоз,который тянет составы

с грузами? Такой паровоз гудит громко и протяжно.Примерно так: «У-у-у-у»

А чтобы у вас получилась песня паровоза,надо вытянуть губы трубочкой

(показывает) и протяжно произнести: «У-у-у-у»

Как гудит паровоз? Попробуем с вами изобразить громкий гудок паровоза:

«У-у-у-у», а сейчас паровоз отъехал далеко и гудит тише,голосок у него

тоненький: «У-у-у-у» , а сейчас мы его почти не слышим: «У-у-у-у» .

Воспитатель: Замечательно у вас получилось, но звук «у» к нам приехал не

просто так, он приехал с нами поиграть в волшебный кубик. Вы хотите

поиграть со звуком «у»?

Игра «Волшебный кубик »

Воспитатель: "Крутись, вертись, на бочок ложись". Показывает детям

картинку с изображением волка. Дети вспоминают, как воет волк: "У-у-у-у ".

Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован

малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа. ", если на картинке – филин,

нужно проговорить: "Уф-уф- уф" и т. д.

Физкультминутка

Паровоз

Загудел паровоз

«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)

И вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)

Далеко их укачу.

Паровоз кричит: «Ду-ду,

Я иду, иду, иду».

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так-так!»

(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают

движения вперед-назад)

Воспитатель: Ой, ребята, мы совсем забыли про нашего гостя, а он нас ждёт,

потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание. Игра «Собери

картинку».

На столе лежат картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок, арбуз,)

Дети самостоятельно собирают. Затем воспитатель дает целую картинку

каждому, для сравнения.

У всех получилось так же, как на картинке? Молодцы, ребята.

Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука

начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука у , но в слове арбуз звук

«У» стоит в конце слова, а в слове Буратино в середине слова, вот какой

интересный звук . Давайте ещё раз все вместе произнесем слова улитка,

Буратино, арбуз.

Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры » (пер.

Л.Яхнина)

Кукушка кукует:

Ку-Ку! Ку-Ку

Голубь воркует:

Гу-Гу!Гу-Гу»

Петух зорюет:

Ку-ка-ре-ку!

Филин кричит в ночи:

А рыба молчит –

Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:

Кукушка кукует.а голубь?.....(Воркует)

Петух зорюет?..

Филин кричит?.....

Педагог читает детям песенку еще раз и предлагает детям проговаривать

звукоподражательные слова.

Итог занятия:

Вот как мы с вами замечательно поиграли: научились делать гимнастику для

язычка. Язычок наш выучил звук « У », научились собирать картинки,

правильно проговаривать звуки и слова.

Ребята,понравилось вам занятие? Чем мы с вами занимались сегодня на

занятии? Чью песенку мы пели? Кто приходил к нам в гости?