Почему так сложно учиться в школе. Тяжело ли учиться в школе

Скоро 1 сентября, а это значит, что миллионы детей снова пойдут в школу, причем многие из них – в первый раз. Кому из них учиться будет труднее, чем их сверстникам?

Стеснительный ребенок

Стеснительными являются, как правило, те дети, у которых : им кажется, что они знают и умеют меньше, чем другие, и хуже их выглядят. Больше всего на свете они боятся отвечать у доски – им кажется, что все заметят, насколько они несовершенны, будут над ними смеяться и дразнить. Очень быстро школа может стать для такого ребенка местом, которого он всеми силами будет избегать – например, притворяться больным, только бы остаться дома.

По какой причине ваш сын или дочь стали такими, который поработает с ними на специальном тренинге, он же даст конкретные рекомендации, как повысить мнение ребенка о себе и, как следствие, сделать его менее робким и застенчивым.

Но есть и универсальные советы, которые могут принять к сведению родители стеснительных детей. Прежде всего, важно хвалить такого ребенка за любые его достижения, какими бы незначительными они ни казались – в конце концов, у каждого человека в этом смысле свой потолок. В силу самых разных причин не все могут полететь в космос, для кого-то научиться готовить себе завтрак или гладить школьную форму – уже подвиг. Не менее важно создать условия, в которых стеснительный ребенок почувствует себя победителем – например, вымоет пол в своей комнате, за что его обязательно нужно похвалить, закрепив таким образом полезный навык.

Нужно также, чтобы робкий ребенок как можно больше общался, на первых порах – с доброжелательными людьми, что позволит ему сделать вывод: мир вокруг – не такой уж опасный, как ему казалось, а среди окружающих больше хороших людей, чем плохих. Даже если впоследствии жизнь эту установку скорректирует, он будет готов к таким переменам в сознании, поскольку к тому времени уже заручится поддержкой друзей и приятелей.

Ребенок, склонный к агрессии

Такие дети – головная боль для всех, начиная с учителей и заканчивая сверстниками. Они создают проблемные ситуации не только на переменах, но и во время уроков, мешают другим детям учиться, а учителям – излагать материал. Но больше всего такие дети доставляют неудобств самим себе: они хуже своих одноклассников усваивают знания, потому что на уроках заняты продумыванием – а иногда и осуществлением – новых проделок. В классе к ним относятся плохо, поэтому они зачастую чувствуют себя одинокими и никому не нужными. Они и сами не рады, что ведут себя подобным образом, но исправиться не могут – желание драться и озорничать сильнее их.

Ребенок со слабым здоровьем

Дети со слабым здоровьем постоянно пропускают занятия из-за разнообразных болезней, когда же они возвращаются в школу, выясняется, что их класс в плане знаний ушел далеко вперед, а им теперь нужно усиленно его догонять. Чтобы в такой ситуации показывать хорошие результаты, нужны недюжинные физические и моральные усилия, которых у болезненного ребенка опять-таки нет. Получается замкнутый круг, выбраться из которого бывает затруднительно.

Что же делать, если ваш ребенок часто болеет и вы предполагаете, что он может оказаться в описанной выше ситуации? Есть ряд мер, которые помогут если не полностью ее избежать, то хотя бы минимизировать последствия. Разумеется, позаботиться о них нужно заранее. Так, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться устроить сына или дочь в престижную школу или лицей с завышенными требованиями к ученикам. Зачем обрекать его на судьбу изгоя, который будет учиться хуже всех, а, стало быть, и отношение к нему учителей и одноклассников окажется соответствующим? Простая – без запросов – школа подойдет больше.

С этой же целью стоит искать для ребенка дополнительный круг общения – например, во дворе или кружке, в котором он будет заниматься. Тогда, будучи на какое-то время выключенным из учебного процесса, он не окажется одиноким. Также очень важно заинтересовать такого ребенка чтением – это ведь тоже образование, только более интересное и увлекательное, чем школьные дисциплины, которые кажутся нашим детям скучными.

Ребенок с повышенным уровнем тревожности

Такие дети боятся всего на свете: дороги в школу, замечаний учителя, насмешек одноклассников, а плохая оценка и вовсе может вогнать его в депрессию. Если ваш ребенок тревожится по любому, связанному со школой, поводу, возможно, вы слишком рано отвели его туда: он просто не был готов к столь серьезным переменам. Чаще всего такое случается с осенне-зимними детьми, которые к 1 сентября еще не достигли необходимого для школы возраста. Не зря поколение наших мам и бабушек предпочитало отдавать детей в школу не на год раньше, а на год позже, когда они достигнут нужного уровня социальной адаптации.

Лучше всего с тревожными детьми работают гештальт-терапевты, многие приемы которых может повторить дома любая мама. Разве трудно, например, попросить ребенка нарисовать свой страх или составить список всего, чего он боится, а потом ритуально сжечь этот лист бумаги? И уж, конечно, не стоит смеяться над страхами своего ребенка или, не дай бог, ругать его за то, что он чего-то боится, равно как и . Не стоит сталкивать его лоб в лоб с его страхом, искусственно создавая соответствующую ситуацию – например, заставляя его пройти в одиночестве через темную подворотню, поскольку в таком случае вы рискуете вместо просто тревожного ребенка получить стопроцентного невротика. А вот объяснять ему, что у всех есть свои страхи, но они их преодолевают, а не ошибается только тот, кто ничего не делает, можно и нужно.

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Марину Елисееву.

Александра Волошина

Виталий ЧЕБАНУ, общественный деятель:

Трудно в разы! Школьная программа сегодня намного сложнее, чем была в наше время. Это сделано для того, чтобы каждое последующее поколение прогрессировало - и это нормально! Хорошо это или плохо для родителей? С одной стороны хорошо, с другой - не очень. Потому что исчезает средний класс. Я имею в виду, что дети должны учиться очень хорошо, чтобы поступить в университет, иначе окажутся на низшей ступени. Середины не дано! Это для детей не только психологически трудно, но морально! Родители или заставляют детей хорошо учиться, или возрастает роль коррупции.

Мария АНДРИУЦЭ, директор по маркетингу и PR в Geta Burlacu’s Event Agency:

Я считаю, в школе учиться «трудно» всегда, но есть факторы, которые помогают быть отличниками и в 90-е, и в нулевые и в 10-е. Перечислю по пунктам: 1) харизматичный учитель который заинтересовывает так, что стыдно не знать, 2) грамотный классный руководитель, который умеет мотивировать и 3) - мудрые родители, которые умеют превратить учебу в игру. Главное, объяснить, в чем конкретно поможет учеба - кем ты сможешь стать. В общем, развернутая мотивация - это все, а учеба - это классная тусовка.

Ольга ПОГОДАЕВА, филолог:

Не думаю, что сейчас стало сложнее, чем раньше. Конечно, объем информации, которую они должны изучить, вырос. С другой стороны, возможностей для получения данных стало больше. Сегодня уже не нужно ради одного реферата часами сидеть в библиотеке, все заменил интернет.

Вячеслав ВАЛЬКО, руководитель сообщества потребителей sodrujestvo:

Разве там кто-то учится? Дети сейчас в школе просто отбывают срок.

Алина РЫБАК, технолог легкой промышленности:

Моя свекровь - учительница в школе. Я слушаю ее рассказы и понимаю, что учиться в школе сейчас и трудно, и бесполезно! В программу включают иногда совершенно ненужные темы и предметы. Это сплошная трата времени и сил, никакого интереса к знаниям у детей не остается.

Никита ЦУРКАН, руководитель онлайн-портала:

Не думаю, что тяжелее, чем было раньше. С развитием информационных технологий, наверное, даже легче. Помню, как раньше ходили с одноклассниками в библиотеку, искали информацию для того, чтобы написать сочинения. Сейчас же все, что необходимо, есть в гугле . Так что зря жалуются. Главное желание...

Илона БАТАЛ, маркетолог:

Мне кажется, что стало труднее. Но дело не в количестве нагрузок, а в том, что дети не понимают, для чего им это все нужно. Вот и нет у них желания учиться. Тем более, когда организм молодой - хочется порезвиться, побегать, что-нибудь поделать, сидение за партой кажется настоящей мукой.

В течение последних ста лет мы наблюдаем стремительный рывок человечества в области науки, техники, медицины и, конечно же, в сфере информационных технологий. Такой резкий скачок привел к накоплению большой объема новых знаний, а следовательно и к перестроению системы образования. Дискуссии по поводу изменения и реформирования всей сферы образования - от школьного до высшего профессионального, не прекращаются уже долгое время. Но удивительно, что все сделанные за это время изменения касались, прежде всего, области устройства учебных заведений и программы обучения, методы же преподавания по-прежнему остаются неизменными.

Если говорить о методах и форме подачи новых знаний в учебных заведениях, то речь надо вести в первую очередь о начальном и среднем школьном образовании, так как ВУЗы всё-таки в этом плане имеют кое-какие успехи.

Все мы когда-то ходили в школу, и каждый помнит, с каким нетерпением порой он ждал спасительного звука звонка, возвещающего об окончании урока. Какой мукой иногда было утренние пробуждение и поход на первый, ненавистный урок языка или литературы. И единственным приятным моментом, хоть как-то сглаживающим столь печальную картину, было желание встречи и общения с друзьями. В чем же причина такой неприязни к процессу обучения?

Ответ на этот вопрос напрашивается сам - отношения и порядки, царящие в школе. Те, кому приходилось после школы учиться ещё и в высших учебных заведениях, могли заметить огромную разницу в отношении преподавателей к студентам и школьных учителей к своим подопечным. Первое, что удивляет в ВУЗе - это общение преподавателей (пускай и не всех) с тобой на равных. Возможность свободно высказывать своё мнение и дискутировать как со своими сокурсниками, так и с педагогами, право самому решать посещать тебе то или иное занятие или же оставить материал для самостоятельного изучения - всё это несомненные плюсы высшей школы.

Вспомним теперь наших школьных учителей и их методы обучения. Школа – это заведение со строгими порядками и правилами. Здесь на уроках надо сидеть тихо и спокойно, отвечать тогда, когда спросят, да и то желательно только по заданной теме. Есть учебники, есть параграфы, будьте добры придерживайтесь учебной программы, выполняйте вовремя домашнее задание и всё у вас будет хорошо. Как при таких порядках можно заинтересовать ребенка и не вызвать у него неприязнь к процессу обучения? Вот и получается, что сегодня в типичной школе выбраны такие методы обучения, которые скорее облегчают жизнь педагогам, чем способствуют лучшему усвоению материала учениками.

Да, естественно не все учебные заведения в нашей стране такие, есть и хорошие платные лицеи, и новые экспериментальные школы. Но пока что всё это только исключения из правил и на данный момент подобных мест единицы, да и попасть туда очень нелегко.

Сегодня наше министерство образования всё больше смотрит на Запад, ища там спасение. Но ведь и у нашей страны немалый опыт в этой области, да и своих реформаторов хватает. Ещё в 19 веке граф Л.Н. Толстой серьезно занимался проблемой образования в России. Помимо того, что им была создана экспериментальная школа в «Ясной поляне», он также подготовил свою программу обучения и разработал специальную литературу, названную им «Новая Азбука».

Ты уже учишься? Ходишь в школу или на подготовку? У тебя получается? Если да, то это прекрасно. Тебе тогда должно это нравиться и у тебя остается много времени на развлечения. Но не у всех так получается. Некоторые твои ровесники мечтали ходить в школу, но вдруг обнаружили, что у них ничего не получается. Они не ленятся, сильно стараются, но все равно у них ничего не выходит. Чуть-чуть не понял материал и сразу получил двойку. А если еще и не одну двойку? Родители расстроятся, будут ругать, учительница расстроится, а друзья буду смеяться. Они подумают, что ты глупый и ничего не знаешь. В таком случае ты и сам можешь поверить в эту глупость. В твоей голове промелькнет: «Вот у меня не получается, тогда зачем стараться? Зачем пробовать это исправить? Пусть лучше думают, что я ленивый, чем глупый»
Вот по такой логике обычный школьник становится двоечником. Хочу тебе сказать, что двоечник – это не просто школьник с плохими оценками. Это человек, который не верит в себя и свои способности, и кто не пытается учиться. Он думает: «Я же двоечник. У меня не получается. Зачем тогда пытаться?» не нужно так о себе думать. Если ты получил двойку, ничего страшного не случится. Даже великие люди их получали. И даже твои родители, учительница или директор школы. И ничего страшного, они выросли и теперь много знают. Гораздо страшнее, когда ты перестаешь верить в себя и свои силы. О таком человеке даже говорить не станут, потому что он неинтересный. Ты же не собираешься таким быть?
И вообще, людей без способностей не бывает. Каждый имеет свои особенности, просто надо их найти и развить. Давай рассмотрим пару ситуаций.
Живет девочка Катя. Ей нелегко учить стихи, быстро и выразительно читать, вести себя спокойно и быть вежливой с людьми. Зато у нее не вызывает труда физкультура, лазание по деревьям, математические задачи и общение с животными. Катя способная?
Еще есть мальчик Костя. Ему сложно бегать быстрее всех, быстро писать, не расстраиваться по мелочам и держать вещи в порядке. Но ему легко читать большие книжки, писать и читать стихи, играть в шахматы и быть вежливым. Кто способнее? Катя или Костя?

Конечно, ответить на этот вопрос очень сложно. Если спросить у учителя физкультуры, его ответ будет «Конечно, Катя» А если спросить у учителя литературы, он скажет, что костя намного способнее. Кому верить?
Ответ простой: нет человека способнее другого. У каждого из них свои способности. Один с легкостью запоминает стихи, у другого с цифрами лучше, чем со стихами и так далее. Кто-то хорошо рисует, но плохо танцует, кто-то пишет без ошибок, но написать свой стих не может. Кто-то решает примеры и задачи по математике, не прилагая усилий, но у него ужасный почерк. И наоборот. Таких примеров можно привести множество. Совокупность способностей можно сравнить с большой картой города. Поэтому, когда ты знаешь, что что-то у тебя не получается, или кто-то говорит тебе об этом, нужно не отчаиваться, а продолжать изучать свою карту.
Тебе следует составить список.

Первый пункт – «мне трудно », а второй – «мне легко ».

В этих списках должны быть не только те способности, которые нужны в школе. Может быть, ты хорошо умеешь мирить людей после ссоры, ухаживать за больными, шутить, отличаться упорностью, мечтать, убираться, заниматься рукоделием, без труда просыпаться по утрам и так далее. Можно попросить совета у родителей. Они могут подсказать какие-то недостающие пункты. Или вообще захотят составить себе такой же список. Потом вы можете сравнить все списки и решить, кто на кого похож.

И самое главное, чем больше пунктов, тем лучше. Даже в столбике «мне трудно». Ты удивлен? То, что во второй колонке лучше иметь больше пунктов, это понятно. А в первой? Зачем слишком много пунктов «мне трудно»? Дело в том, что все пункты из первой колонки обязательно перейдут во вторую. То есть чем больше ты напишешь в первой колонке, тем больше со временем добавиться во второй. А вот обратно они перейти не могут. Допустим, ты умеешь кататься на велосипеде. Разучиться ты уже никогда не сможешь. Если умеешь быстро читать, то медленней не научишься.

Итак, что же делать, чтобы развивать свои способности?

Первое – верь в себя и свои силы.

Не стоит сильно расстраиваться, если что-то не получается. Со временем будет получаться лучше, главное – не переставать учиться этому. А если это что-то так и не становится легче, то через некоторое время можно будет это не делать. Но нужно не торопиться с решением. Знаешь, сколько знаменитых людей хотели бросить свое занятие из-за неудач? Но потом они перебороли себя и достигли огромных высот.

Второе – занимайся тем, что хорошо получается.

Если у тебя что-то не получается, не нужно сосредотачивать все свои силы именно на этом. Например, если тебе нелегко с учебой, не нужно бросать спортивную секцию или рисование.

И третье – с тем, что не получается, нужно правильно обращаться.

Надо приручить свои способности, как дрессировщик животных. Если ты со своими способностями будешь жить в гармонии, то будет меньше дел, в которых ты не сможешь справиться с задачей.

" Буквы разные писать
тонким перышком в тетрадь
учат в школе, учат в школе, учат в школе...."

Помните эту давнюю детскую песенку? А сам автор, видимо, когда ее писал, вовсе и не предвидел, что на смену обыденным и простецким программам начальной школы, где, казалось бы, и в самом деле только учат писать, читать и считать, придут такие "крутые" и мощные программы, которые не по силу станут не только самим деткам, но и даже их родителям.

Современный мир школы давно перестроился, и трудно становится тем детям, кто расчитывал в школе начать учиться писать, читать и считать. Это уже пройденный дошкольный этап жизни, а в школе УЖЕ это надо уметь. Программы Занкова и "2100", впрочем, как и все остальные программы ныне построены с учетом того, что ребенок УЖЕ до школы овладел азами грамоты и способен сложить буквы в слоги и быстро посчитать в пределах 10. Ну, а дальше все начнет убыстряться: и скорость самого чтения (и куда только их торопят с этим чтением?), и заучивания таблицы умножения в упрощенном порядке. И, если в нашу бытность с нас ее спрашивали столбиками, вызывая к доске, то теперь лишь ответы по порядку на предложенную цифру. Так быстрее запомнить, так быстрее и ответить. Все быстрее!

И куда только наших детей уносит время? С такой быстротой учебы уже в начале третьего класса дети, обучающие по программе "2100", в математике, написанной Бунеевой и Петерсоном, начинают знакомиться с элементами и азами высшей вузовской математики- кругами Эйлера и диаграммой Венна. Моя дочь, лишь поступив в вуз, на первом или втором курсе, изучая высшую математику с этим столкнулась, а сын мой в то время изучал это же в третьем. Довольно смешно получалось, что азы этой самой грамотности дочь моя - студентка Университета - постигала у своего же брата -третьеклассника. Поневоле тут вспомнишь песенку Пугачевой и воскликнешь с удивлением "То ли еще будет?" И куда деваться бедным родителям, что не успевают в ногу со временем, в ногу с этими самыми простыми и теперь уже вовсе не простыми школьными программами для детей начальной школы?

Выходов два - либо самим вместе с ними садиться за школьную парту и стараться вписаться в эти школьные навороты предметов, либо за неимением времени просто нанимать репетиторов, которые быстро и в доступной форме смогут все донести до их собственного ребенка. И большинство родителей прибегают ко второму варианту - нанимают репетиторов, поскольку ТАК выгоднее со всех сторон.

Пока мой сын учился в начальной школе, мне приходилось вместе с ним обучаться по его навороченной и совершенно новой программе "2100", не известной ни ему, ни мне самой. Все было непонятным и потому до всего доходили вместе. Теперь мой сын уже в девятом, а я помогаю тем ученикам, что теперь учатся по этой навороченной программе. Она интересная, но и в самом деле трудная. И я рада, что помогаю родителям и их детям преодолеть все эти трудности.

И все же, куда заставляют спешить наших детей в школе, если в вузах они все равно столкнутся с теми же азами?