Скорочтение – как способ повысить степень своего развития. Лучшие техники для быстрого чтения

«Я просто сижу в своем офисе и читаю книги», — именно так и никак иначе описывает свой будничный день один из самых успешных и влиятельных бизнесменов Уоррен Баффетт (Warren Buffett). Он просто сидит и читает. И советует всем придерживаться этого простого и незамысловатого распорядка.

Согласитесь, это довольно полезная привычка. Но как привить себе эту привычку и не просто читать книги, а извлекать из них все полезное и ценное, знает далеко не каждый. Если вы успеваете прочитать по несколько книг в месяц и довольствуетесь кратковременными инсайтами, но ничего из прочитанного не применяете — считайте, что вы просто попусту тратите свое время.

Как читать больше и успевать осмысливать все прочитанное, запоминать и применять в жизни — вот предмет спора многих исследователей. Каждый из них считает своим долгом предложить свою уникальную методику, которая поможет вам стать более совершенным в этом деле. Однако, все они сходятся в одном — чтение книг открывает перед людьми множество возможностей для роста и достижения успеха.

О самых интересных методиках чтения книг мы и поведаем вам в этой статье. Но прежде хотим уделить внимание некоторым основам.

Как быстро вы читаете?

Один из наиболее очевидных ответов на вопрос «Как успевать прочитывать больше?» — научиться читать быстрее. Тема скорочтения настолько популярна, что некоторые компании (такие как Staples, например) применяют ее в своей маркетинговой кампании. К слову, вышеупомянутая Staples для продвижения электронных книг разработала и внедрила технологию, позволяющий определить вашу скорость чтения. К сожалению, для русскоговорящей аудитории текстов не предусмотрено.

Но Staples не просто предоставляет посетителям сайта такой виджет: компания собирает и анализирует получаемые данные. Согласно этим данным, 300 слов в минуту — средний показатель взрослого человека. Другие результаты вы можете увидеть ниже:

Средняя скорость чтения по группам: учащиеся начальной школы, 8-9 лет (Third-grade students) — 150 слов в минуту; учащиеся средней школы, 13-14 лет (Eight grade students) — 250 сл.; студенты колледжей и вузов — 450 сл; топ-менеджеры — 575 сл.; профессор университета — 675 сл.; мастер скорочтения — 1500 сл.

Однако, поможет ли вам скорочтение прочитывать больше? Правильный ли это путь и оправдан ли он? Не всегда. В процессе чтения книг самым важным остается понимание прочитанного. Ни для кого не секрет, что люди, которые ловко управляются с полутора тысячами слов минуту, на самом деле, мало что запоминают из текста, практически ничего не осмысляя. Поэтому, если ваша скорость чтения находится на среднем уровне, не печальтесь. Постепенно наращивайте скорость, но без ущерба для понимания. Только в этом случае вы сможете нащупать верный путь к тому, чтобы успевать прочитывать больше.

Как много вы читаете?

Кто-то читает быстро, а кто-то читает много. Вы удивитесь, но не все люди пытаются сэкономить время на своем любимом занятии. В этом случае скорочтение - совсем не вариант. На самом деле, в данной ситуации вопрос «Как читать много?» отпадает сам собой: если человек любит читать, он посвятит этому достаточно много времени.

Согласно результатам исследования аналитической компании «The Pew Research Center», взрослые люди в США за год в среднем прочитывают 17 книг. А сколько книг за год обычно прочитываете вы?

Ключевое слово здесь «средний». Есть люди, которые прочитывают гораздо больше 17 книг в год. Есть и те, кто не читает их вовсе (таковых — 19%, а согласно последним данным за 2013 год — 28% американцев). Что это значит? Это значит, что если вы начнете читать больше, вы будете на голову выше одной трети населения США.

5 методик, которые позволят вам прочитывать больше книг, блогов, статей

1. Скорочтение: удивительная техника Тима Феррисса (Tim Ferriss).

Его метод состоит из 2 приемов:

  1. Водить ручкой или карандашом вдоль каждой читаемой вами строки, как делают дети, когда учатся читать.
  2. Каждую новую строку начинать читать как минимум с третьего слова, а два первых слова пытаться уловить периферийным зрением. Переходить к следующей строке как минимум за три слова до конца самой строки.

Феррисс называет эту методику перцептивным расширением:

«Неподготовленные читатели тратят до половины возможностей своего периферийного зрения на чтение... полей. Если вы будете читать строки от начала и до конца, то будете терять около 25-50% времени впустую».

Как видят наши глаза?

Быть может, вы уже слышали о том, что для улучшения скорости чтения нужно использовать свое периферийное зрение. Быстрые движения глаз, так называемые саккады (быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении), происходят постоянно, пока мы читаем (с поля на начало новой строки, к примеру). Минимизировать эти прыжки — верный путь к тому, чтобы увеличить скорость своего чтения.

Вывод: использование периферийного зрения поможет вам улучшить скорость вашего чтения. Вы не добьетесь рекордных изменений в скорости, но совершенно точно начнете читать быстрее.

2. Новые методики Spritz и Blinkist

Spritz и Blinkist — это две совершенно новые, уникальные методики, которые помогут вам читать не только быстро, но и меньше.

Как было уже сказано выше, во время чтения много времени уходит на передвижение глаз. Технология Spritz полностью исключает это.

Как это работает? Вы просто смотрите на небольшой прямоугольник на экране вашего ноутбука или смартфона, в котором поочередно, друг за другом, отображаются слова из текста. В каждом слове красным цветом выделена одна буква: так глазам проще концентрироваться на центре слова.

Существует специальный букмарклет, который носит название OpenSpritz, и позволяет вам прочитать таким способом любой текст, который вы найдете в интернете. Ниже — пример одного из таких текстов, который читается на скорости 600 слов в минуту.

На главной странице приложения Spzirtz вы можете попробовать эту технологию на разных скоростях и на разных языках (в том числе и на русском).

Кроме революционной, на наш взгляд, технологии Spritz, есть и еще одна, которая называется Blankist. Вместо того, чтобы помогать читать быстрее, Blankist предлагает читать только самое важное . Программа дробит тексты на удобоваримые части. В каждой из которых заключена ключевая мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут.

3. Не смотрите телевизор и не увлекайтесь шопингом

Шейн говорит, что секретов в этом успехе нет. То время, которое он посвящает чтению, средний американец тратит на просмотр телевизора (35 часов в неделю), какие-либо интерактивные развлечения и шопинг (как минимум, час в неделю). Шейн исключил из своей жизни все эти необязательные действия и сэкономленное время направил на чтение. В общей сложности он читает на 43 часа больше в неделю, чем средний американец.

4. Купите читалку

Согласно результатам исследования «The Pew Research Center», те люди, которые пользуются электронными книгами, в среднем прочитывают за год порядка 24 книг, тогда как люди без этого устройства успевают только 15. Вопрос: хотите ли вы прочитывать в год на 9 книг больше, чем обычно? Если да, то покупайте читалку. Она легкая и удобная, и любую свободную минутку вы можете посвятить чтению. Стоит ли говорить, что при таком раскладе вы станете прочитывать гораздо больше?

5. Читайте больше, но не читайте все подряд

Для кого-то этот совет может показаться совсем уж нелогичным, но он взят из столь же нелогичной книги.

Книга «Как говорить о книгах, которых вы не читали?»

Эта книга написана профессором Парижского университета Пьером Баярдом (Pierre Bayard). В ней он повествует, что люди обычно делят все книги на те, что они прочитали, и те, что не прочитали:

  • книги, которые мы прочитали;
  • книги, которые мы просмотрели;
  • книги, о которых мы слышали;
  • книги, о которых мы забыли;
  • книги, которые никогда не открывали.

Как знать: быть может, чтобы уметь читать больше, нужно просто взглянуть на процесс чтения несколько по-иному. Очевидно, что те книги, которые попадают в первые 3 категории, профессор относит к прочитанным. Поможет ли это вам? Попробуйте. Но мы, если честно, немного сомневаемся.

3 эффективных способа запомнить то, что вы прочитали

Чтобы научиться лучше усваивать прочитанное и сохранять информацию на долгие годы, нужно понять специфику работы нашей памяти. Для этого запомните 3 ключевых слова:

  • впечатления;
  • ассоциации;
  • повторение.

Допустим, вы прочитали книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Dale Carnegie «How to Win Friends and Influence People»). Книга вам невероятно понравилась, и вы хотите запомнить так много, сколько это вообще возможно.

Что нужно сделать? Работать на трех уровнях.

Впечатления. Вы запомните гораздо больше, если эмоционально проработаете книгу. К примеру, некоторые главы вы можете проиграть в своем воображении, постараться почувствовать те эмоции, которые старается передать автор или о которых ведет речь. Представьте себя главным героем прочитанных глав. Вы должны создавать и управлять своими впечатлениями. Благодаря им вы и сможете сохранить большую часть информации в своей памяти. Если визуальные образы не помогают, то попробуйте зачитывать особо понравившиеся главы вслух. Сделайте так, чтобы книга вызывала у вас прилив чувств.

Ассоциации. Метод ассоциаций известен многим, но его нельзя не упомянуть в нашем списке, поскольку он отличается рекордной эффективностью. Суть его проста: смысл прочитанного вы связываете с чем-то, что уже знакомо вам, соотносите друг с другом. Кроме того, что этот метод позволит вам лучше и четче запомнить тексты, так вы еще и лучше будете понимать их. Работает правило: объяснить что-то новое проще, если сравнить его с чем-то знакомым.

Повторение. Повторение — мать учения. И этим все сказано. Чем чаще вы возвращаетесь к наиболее понравившимся вам книгам, тем лучше сохраните их в своей памяти.

4 уровня чтения

Мортимер Адлер (Mortimer Adler), философ и автор книги «Как читать книги» («How to Read a Book»), выделяет 4 уровня чтения:

  1. Элементарный.
  2. Инспекционный.
  3. Аналитический.
  4. Тематический.

Каждый уровень основывается на предыдущем. Элементарному уровню вас обучают в школе. Инспекционный уровень — это, по факту, поверхностное знакомство с книгой или статьей, то же самое, что и «пробежаться глазами».

Самая кропотливая работа происходит на двух последних уровнях. Аналитический уровень предполагает более тщательное знакомство с материалом. Вы буквально прочитываете книгу «от корки до корки». В ходе аналитического чтения вам придется пройти 4 этапа:

  1. Классифицируйте книгу по тематике.
  2. Кратко сформулируйте, о чем книга.
  3. Перечислите основные главы и установите связи между ними. Опишите каждую из этих частей. Раскройте ее роль для всей книги.
  4. Определите проблему или проблемы, которые автор решает в книге. Опишите их.

Наконец, тематическое чтение обязывает вас прочитать несколько книг на одну тему и анализировать каждую из них в связи другой: сравнивать, противопоставлять, оценивать.

По мере вашего освоения этих 4 уровней чтения, вы также будете развивать рассмотренные выше 3 способа запоминания. Разбирая книгу на части (на аналитическом и тематическом уровнях), вы закрепите в памяти те впечатления, которые от нее получили. Вдумчивый анализ схожих по тематике работ поможет вам лучше разобраться в материале и запомнить его на долгие годы.

Делайте заметки!

Вот вам небольшой совет: делайте заметки.

Пишите на полях. Оставляйте закладки. После прочтения книги напишите небольшую рецензию. Потом вы сможете возвращаться к вашим записям и заметкам и освежать в памяти самые важные моменты из прочитанного.

Важность заметок и закладок подчеркивает уже упомянутый нами Шейн Перриш:

«После того, как я заканчиваю книгу, я откладываю ее на несколько недель. Потом я возвращаюсь к ней, изучаю все закладки и заметки, которые сделал, перечитываю главы, которые я отметил как важные. Я делаю так со всеми книгами без исключения».

Заключение

Запомните главное правило: книги нельзя читать, книги нужно изучать. В книгах нужно видеть инвестиции в собственное образование, а следовательно — и в собственный успех. Повальное увлечение техниками, позволяющими увеличивать скорость чтения, которые мы можем наблюдать сегодня, на первый взгляд, кажется спасительным, но и от них не будет никакого толка, если прочитанное не будет осмыслено и использовано. Учитесь правильно читать, и вы обязательно достигнете отличных результатов.

Успехов вам и высоких конверсий!

Сомневайтесь, какая методика скорочтения применима для вас? Позвольте мне занять пару минут вашего свободного времени. Объяснение находится в конце статьи.

Совет

Воспользуйтесь бесплатной литературой для того чтобы научиться скорочтению. Сделайте соответствующий запрос в поисковые машины и скачайте несколько книг о скорочтении. Внимательно прочитайте их. Сделайте выводы. По наиболее интересной на ваш взгляд методике вы можете заниматься.

Когда возникают вопросы, то обсудите их на форумах.

В случае, если вы проделали все что написано выше, но эффекта не получили, то прочитайте специальное предложение в конце статьи.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Давайте рассмотрим принципы, на которых базируется быстрое чтение :

  1. Для быстрого чтения нужно иметь широкий угол зрения, для того чтобы за одну фиксацию взгляда охватить как можно больше текста и, конечно же, быстро обработать воспринятую текстовую информацию. Примечание: Проверить угол зрения можно при помощи упражнения " ", а так же при помощи .
  2. Быстрому чтению мешают возвратные движения глаз. Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз, а это существенно снижает скорость чтения.
  3. Быстро читающий человек должен читать совершенно молча без проговаривания текста. Как утверждают теоретики скорочтения, проговаривание текста - это серьезный недостаток.
  4. Быстро читающий человек (скорочитатель) должен практиковать алгоритмы обработки текстов, например, интегральный и дифференциальный алгоритм чтения.

Книга Сергея Михайлова о скорочтении

Книга "Эффект скорочтения без чтения "

В книге вы найдете отвыеты на вопросы, которые задавали подписчики и покупатели курса скорочтения. А вы знаете, что методики быстрого чтения неправильно интерпретируются и неправильно используются?

В этой книге я расскажу, как получать знания без чтения, а лишь «подкручивая настройки» восприятия действительности в своем сознании.

Советы по обучению технике быстрого чтения:

Ваш взгляд должен охватывать весь текст, а не небольшие области. Он должен быть обширным, охватывающим как можно больше информации;

Учитесь видеть весь текст, не совершая постоянных движений глазами, т.е. глаза не должны двигать по всей горизонтальной строчке текста;

Если в тексте вы невольно обратили внимание на какое-то слово, остановитесь (возможно, сигнал подает ваше подсознание, и вы должны более внимательно прочитать нужное место). В дальнейшем, вспоминая это слово, вы будете вспоминать и весь текст вокруг него;

Следуйте технике избирательного чтения – в течение максимум двадцати секунд вы должны прочитать всего пару строк на странице. Из прочитанных слов формулируйте фразы, раскрывающие всю суть текста на странице. Это существенно сэкономит время чтения;

Не фиксируйте взгляд на оборотах речи, которые не несут никакой полезной информации. Например, «таким образом», «вследствие этого», «в качестве вывода...». Они нужны для того, чтобы соединять ключевые мысли в тексте, но при скоростном чтении на них не стоит обращать внимание;

Не возвращайтесь к уже прочитанному тексту. Это может запутать. Старайтесь запоминать максимум со страницы, уделяя каждой из них одинаковое количество времени.

Если у вас нет возможности или особого желания самостоятельно овладеть данной техникой, можно записать на специальные курсы. Работа с профессионалом поможет избежать тех ошибок, которые вы можете совершать, обучаясь самостоятельно.

Как научиться скорочтению? - больше заниматься, читать, перерабатывать информации

Во-первых, при скоростном чтении вы должны читать не слова, а абзацы, и полностью страницы текста. Это возможно в том случаи, если вы научитесь читать не по строкам, а вертикально, вдоль текста.

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Когда до школы остается совсем мало времени, а ребенок еще не умеет читать, родители начинают паниковать, ведь малыш поступит в первый класс не подготовленным. Возникает проблема, как быстро его научить читать. Сделать это можно и в домашних условиях, не прибегая к помощи педагогов. В статье мы ответим на основные вопросы, которые могут возникнуть у родителей, старающихся быстро научить ребенка читать.


Как понять, что ребенок готов к обучению?

Интерес к чтению возникает у детей около 5 лет. Но все мы знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Некоторые готовы к обучению уже в 4 года, а некоторым придется отложить этот процесс до 6-7 лет. Родителям очень важно не упустить этот момент, ведь именно в этот период научить чтению будет намного проще.

Поспособствовать пробуждению интереса к чтению у ребенка можно личным примером. Дома должны быть книги и журналы, ребенок должен видеть, что родителям процесс чтения доставляет удовольствие. Отвечая на вопросы ребенка, можно говорить ему о том, в какой книге есть этот ответ.


Лучший стимул для ребенка научиться читать - пример родителей

Понять, готов ли ребенок к обучению чтению, можно, если проанализировать ряд факторов:

  • Умеет ли ребенок достаточно владеть речью: он должен иметь богатый словарный запас, уметь строить фразы, согласовывать слова, понятно выражать свои мысли, уметь рассказывать об окружающих его предметах и явлениях;
  • Достаточно ли развит фонематический слух. Обратите внимание, может ли малыш различать звуки речи, назвать первый или последний звук в слове, может ли он воспроизвести услышанные звуки;
  • Нет ли проблем со слухом и произношением. У ребенка должны быть поставлены все звуки, соблюден правильный темп речи, ритм;
  • Малыш должен свободно ориентироваться в пространстве, знать понятия право-лево, верх-низ.

Если все эти факторы выполняются в полной мере – ваш ребенок готов учиться читать.


Лучший способ - обучение чтению в игровой форме

Все обучающие и развивающие занятия с дошкольниками должны проходить играя. В таком возрасте ребенок просто не способен воспринимать новую информацию по-другому. Игра – это самая активная форма, с помощью которой дошкольник познает мир. Она является естественным состоянием для ребенка такого возраста. Все занятия должны быть ненавязчивыми, устроены по принципу «как бы, между прочим», тогда ребенок усвоит информацию более полно.

Для обучения чтению можно использовать массу игровых пособий и игр. Используя игровую деятельность в обучении, мы создаем положительный эмоциональный фон, который поможет ребенку усвоить полученные знания. С помощью игры мы сможем привить любовь к чтению. В игре нет обязательности, ребенок развивается так, как он может.

Если, к примеру, малыш пока не может перейти от чтения по слогам к чтению слов слитно, значит он пока не готов. Не стоить завышать требования. Если вдруг у ребенка возникает стойкое нежелание учиться читать, значит, взрослый где-то допустил ошибку. В этом случае следует остановить обучение, сделать паузу и попробовать заново, предлагая малышу интересные игры.

Видеообзор самых популярных методик обучения чтению смотрите в видео:

Обзор эффективных игр и методик

Учите ребенка не буквам, а звукам. Малышу будет сложно понять, что буква «эм» (или даже «мэ») читается как «м», и слово МАМА он будет читать ЭМАЭМА. Сначала только звуки и только когда ребенок поймет, как нужно читать, переходите к изучению правильного названия букв.


Ребенок должен знать, как звучат буквы, а уже потом - как называются

Эффективные методики

Кубики Зайцева

Современные родители много слышали окубиках Зайцева. Это одна из популярнейших методик в настоящее время, с помощью которой можно обучить ребенка чтению довольно быстро. Этот способ обучения подходит для активных малышей, которым трудно усидеть на одном месте. Склады, написанные на кубиках, принимаются за одну единицу. Это отличает эту методику от обычных, где одна единица – это одна буква. Произносить эти склады сможет говорящий ребенок практически в любом возрасте.

На кубиках Зайцева есть разные типы складов:

  • склады, в которых только одна буква,
  • склад, сочетающий две буквы: согласную и гласную, согласную и мягкий знак, согласную и твердый знак.


Кубики Зайцева считаются одной из самых быстрых методик обучения чтению

Кубики имеют различный цвет и в зависимости от него называются по-разному. Кубики с гласными называются золотыми, их цвет – золотистый. Склады, которые звучат звонко, называют железными, их цвет – серый. Деревянные, или коричневые кубики – склады с глухим звучанием. Знаки препинания обозначают белые и зеленые кубики.

Кубики имеют свое наполнение и, в зависимости от него, свое звучание и различный вес. Они могут наполняться:

  • палочками из дерева;
  • колокольчиками;
  • песком;
  • камнями;
  • маленькими предметами из металла;
  • крышечками и пробками.

Также кубики различаются по размеру. Если кубик обычного размера, это значит, что склад на нем мягкий. Если кубик сдвоенный, то склад на нем будет твердый.

Кроме кубиков, используются таблицы, на которых написаны все склады. Эти таблицы всегда на виду у детей.

Посмотрите видеообзор покупательницы набора Кубиков Зайцева:

Уже с 2 лет можно использовать кубики, чтобы познакомить ребенка с чтением. Чем старше ребенок, тем меньше занятий ему понадобится для обучения чтению. Так, дети до 3 лет смогут освоить этот навык приблизительно за полгода, в то время как шестилетнему ребенку для овладения навыком чтения понадобится только лишь 5-6 занятий.

Занимаясь, дети не проводят время на одном месте. Они всегда в движении. Все занятия проводятся только в игровой форме.

Самыми популярными играми с кубиками являются:

  • Веселый паровоз. Дети складывают из кубиков с гласными складами паровоз. Паровоз начинает движение тогда, когда все склады на кубиках будут пропеты.
  • Колобок . Ребенок кидает кубик-колобок в любое место комнаты. Ему нужно догнать кубик и прочитать тот склад, который оказался сверху.
  • Найди пару. К любому понравившемуся складу на кубике нужно найти в таблице такой же.
  • Голоса животных. Ищем на кубиках склады, которые соответствуют звукам, издаваемым животными (ме, мяу, бе, му).


Благодаря издаваемым звукам кубиками Зайцева интересно играть даже самым маленьким

Отзывы родителей о данной методике не однозначны. Кто-то говорит о том, что с помощью этой методики малыш полюбил чтение. Они помогли развить в ребенке логику, мышление, умение мыслить критически, и поспособствовали его всестороннему развитию. Заниматься с ребенком таким родителям оказалось абсолютно не сложно, они отметили, что дети с легкостью перешли на самостоятельное чтение.

Ряд родителей не увидели результатов в обучении по кубикам. Дети не поняли суть такого чтения, им было сложно перейти на чтение по слогам. Для этих ребят не подходила индивидуальная форма обучения, возникали сложности. При коллективной форме обучения успехов было больше.

Посмотрите еще одно занимательное видео о кубиках Зайцева:

Логопедическая методика Н. Жуковой

Еще одной, не менее популярной, методикой быстрого обучения чтения является методика, разработанная Н. Жуковой. В ее основе логопедический подход. С его помощью можно предупредить появление дефектов речи. Обучение происходит с помощью Букваря, героем которого является «Веселый мальчик». Мальчик помогает ребенку осваивать правильное чтение, процесс этот происходит очень быстро. Начинается Букварь с обучения чтения слогов. Постепенно появляются слова и в конце предлагаются для чтения тексты.

В Букваре минимум ненужной информации, отвлекаться от процесса ребенку не на что, в нем немного развлекательных игр и картинок. Методика подойдет только высокомотивированным пятилетним детям, которые хотят быстрее пойти в школу.

Игры, способствующие быстрому обучению ребенка чтению

Игры для изучения букв

  • Создать совместно с малышом яркие и запоминающиеся образы букв, с которыми потом он сможет играть. Для таких целей можно воспользоваться готовыми карточками, на которых изображены красочные буквы.

Можно заниматься с букварем Елены Бахтиной. Она предлагает цветные буквы, которые можно вырезать, занимательные картинки и интересные рассказы о каждой букве. Можно воспользоваться раскрасками, где буквы напоминают различные предметы.


  • Для запоминания букв можно использовать короткие стихи, рассказывающие о букве.
  • Конструирование букв из спичек, счетных палочек, пластилина, проволоки.


  • Создать с ребенком таблицу «напоминалочек» о каждой букве.

Таблица-"напоминалочка" о буквах

  • Создать альбом, в котором будут жить буквы. Каждая страница – это жилье для отдельной буквы. Жилье можно украсить картинками, начинающимися на эту букву, раскрасками, написать стихи о этой букве.


  • Назови буквы, которые спрятались. Ребенку предлагается картинка, на которой он должен найти различные буквы.




  • Вместе с ребенком можно создать дом для букв. В доме для каждой буквы должно быть окошечко-кармашек. После изучения буквы, мы заселяем картонную букву домой. Изученным буквам можно предлагать то угощение, которое с нее начинается (А – абрикос, ананас). Сказочные герои могут ходить в гости к той букве, с которой начинается их имя (Л – Леопольд, М – Маша). С помощью такого домика для букв ребенок будет учиться узнавать изученные буквы, определять первую букву в слове.


  • «Поймай звук» Кидаем ребенку мяч, называя разные слова. Если в слове есть изучаемая буква, то мяч ловим. Если буквы нет, мяч необходимо отбивать.


  • Для изучения букв можно использовать настольные игры. Хорошо в этом помогают лото и домино с буквами. Идеальным вариантом будет лото, которое не содержит картинок, а только буквы. Так этап запоминания букв пройдет намного быстрее. Такое лото вы можете сделать самостоятельно. Для него потребуется 6-8 карточек с написанными буквами и маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках.





  • Загадки, в которых часто повторяется изученный звук.

Слон по Африке гулял,

Длинным хоботом вилял,

А потом раз! – и исчез:

Превратился в букву… (С)

  • «Рыбалка ». В тазик складываются картинки, к которым прикреплены магниты. Задача ребенка: поймать все слова, в названии которых есть изученная буква.

Пример еще одной обучающей игры смотрите в видео:

Игры, направленные на умение складывать слоги

После того, как вы с ребенком изучили все буквы, наступает следующий этап – складываем слоги.

  • По такому же принципу, как и сделано лото для букв, можно сделать слоговое лото.
  • Можно использовать игры-ходилки. Такие игры можно сделать самостоятельно, используя готовые игры-ходилки в качестве основы. В пустые клеточки, по которым необходимо передвигать фишку, надо вписать различные слоги. Во время игры ребенок как обычно кидает кубик. Отличие в том, что он должен читать слоги, которые встретились на его пути. Так могут получиться звуковые дорожки, состоящие даже из 6 слогов. По такому же принципу можно изготовить гоночную трассу. Ребенок должен передвигать машинку, читая слоги, встретившиеся на его пути. Кто быстрее прочитает все слоги, тот быстрее доедет до места назначения и победит в гонке.

  • Игры «Магазин» и «Почта». На монетках для игры в магазин напишите различные слоги. Покупатель должен дать монетку, на которой написан слог. С этого слога должно начинаться название товара (монетка со слогом ба – покупаем банан, монетка со слогом ма – покупаем машинку, монетка со слогом пла – покупаем платье). Принцип игры «Почта» такой же, как и игры «Магазин». Здесь для игры необходимо приготовить конверты, вместо адреса на которых будут написаны слоги. Адресатами являются игрушечные животные. Задача игры – правильно доставить почту (конверт со слогом со – собаке, конверт со слогом ли – лисичке).
  • Домики со слогами. Для этой игры потребуются домики, на которых написаны слоги; вырезанные из картона фигурки человечков с написанными именами; вырезанные из журналов картинки с мебелью, фруктами, овощами и другими различными предметами. Во время игры для каждого домика нужно найти жильца, человечка, имя которого начинается со слога, написанного на домике. При этом человечек сходит в магазин и купит себе что-нибудь, что начинается с этого же слога. Например, Дима поселится в домике со слогом ди и купит себе диван, Полина поселится в домике со слогом по и купит себе помидоры.
  • Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на картонных карточках и разрезать их пополам по горизонтали. Карточки перемешать. Задача ребенка собрать карточки и прочитать слоги, написанные на них.
  • «Закончи слово». На карточках пишем слова, разделенные на слоги. Лучше использовать слова из двух слогов, например каша, лужа, поле, перо. Разрезаем карточки на отдельные слоги. Слоги с началом слов отодвигаем в одну сторону, слоги с окончанием слов – в другую. Для игры берем карточку с началом слова, громко читаем слог, который написан на ней и слово, которое ребенок должен составить. Например, КА – КАША. Задача ребенка найти карточку со слогом, которым заканчивается слово. В данном случае, карточку со слогом ША.


Домик со слогами

На этапе обучения чтению ребенком слов и предложений приходится много заниматься по книгам. Для того, чтобы привить любовь к чтению такие занятия необходимо разбавлять игровой деятельностью. Здесь можно предложить следующие игры.

  • Найди загаданное слово. Правила: выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Его задача выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «лук, стол, качели, кот», найти «живое» слово, овощи, предмет мебели, детское развлечение на улице. После каждого поиска карточку лучше положить обратно и слова перемешать для того, чтобы ребенок не показывал карточки по памяти.
  • «Слово в слове». Ребенок должен найти в слове слово. Например, ТОВАРИЩИ – ТОВАР, ВАРИ, ЩИ, СМЕХ – МЕХ.
  • «Составь слово» Разноцветные круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением моря. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог МО, на втором – РЕ. Картинка с изображением неба. Ребенок выбирает круги со слогами НЕ и БО.

Развивающая игра "Продолжи слова"

  • «Следы со словами». Добраться из одного конца комнаты в другой можно только по следам с написанными на них словами. Наступая на след необходимо прочитать слово на нем.
  • «Собери слово». Ребенку предлагаются буквы, из которых он должен собрать слово. Например, ХСЕМ – СМЕХ, ИНКО – КИНО.
  • «Аэропорт» или «Парковка». Для игры нужно подобрать похожие слова, например, КОТ, КРОТ, РОТ, КОРТ, которые нужно разложить по полу. Это необходимо для того, чтобы ребенок не делал выбор по памяти, а читал слова. Самолетик летает из одного аэропорта в другой. Названия аэропортов-слов говорите ребенку вы. Если это игра «Парковка», то машина ребенка паркуется на предложенное ему парковочное место.

Можно самостоятельно или совместно с ребенком придумать такие игры, опираясь на увлечения вашего малыша. Игры нужно постоянно менять. Ваша фантазия обязательно поможет вам в столь не легком процессе обучения ребенка чтению.


Самым эффективным обучением для дошкольников является игра

Упражнения и игры для закрепления навыков чтения

Для закрепления первоначальных навыков чтения детям можно предложить поиграть в следующие игры:

  • «Составь слово». Ребенку предлагается составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – Лисичка решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел ветер и все перемешал. Давай поможем лисичке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами букв и слогов слова. РТОТ – ТОРТ, ФЕ КО ТЫ Н – КОНФЕТЫ, ВЕ Ц ТЫ – ЦВЕТЫ, КИ Ч О – ОЧКИ, Ч РО КУ КА – КУРОЧКА….
  • Игра «Ремонтируем слова»

Мы - обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву «а»

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня.. Ну и ну!

Все они сбежали!

БРБН СТРТ СТКН КРТ

В этом стихотворении можно заменить букву «а» на любую другую гласную.

  • Упражнения с чтением коротенького рассказа с пропущенными буквами.
  • «Буквенная арифметика»

Ко + мир – ир + на + таня – ня = Комната

К + нить – ть + гам – м = Книга


Карточка для обучающего лото может выглядеть примерно так

  • Упражнение «Прочти быстро»

Соль, соль, соль, сел, соль.

Сыр, сыр, сыр, мир, сыр.

Пила, пила, пила, липа, пила.

Река, река, рука, река, рука.

  • «Шифровальщики » Детям предлагается расшифровать написанное слово. 3124 – ГРИА (ИГРА), 461253 – УРЦОЕГ (ОГУРЕЦ).
  • «Догадайся, что неверно». Ребенку можно предложить картинки, на которых изображены животные или любые другие предметы. Названия на картинках подписаны неправильно (вместо корова – корона, вместо барабан – баран). Ребенок должен найти ошибку, внимательно читая и задумываясь о смысле написанного слова.
  • «Граница стран» . В игре на листе необходимо написать различные слова. Эти слова будут жителями стран. Необходимо, чтобы группы написанных слов были полной противоположностью друг друга. В качестве примера можно взять живое-неживое, дикие и домашние животные, летние явления – зимние явления и пр. Задача ребенка прочитать названия всех жителей и провести границу между странами. Такая игра будет способствовать не только закреплению навыков чтения, но и заставит ребенка читать вдумчиво, рассуждать.

Посмотрите полезное видео с уроком чтения Светланы Орочко:

  • «Составь пословицы»

Потехе, делу, а, время, час – Делу время, а потехе час.

  • Чтение слов наоборот ВЕСНА – АНСЕВ, ЗИМА – АМИЗ.
  • Можно воспользоваться серией книг-блокнотов «Письма от гномика Гоши «Я научу тебя читать». Здесь на третьем уровне сложности гномик пишет большие по объему письма для ребенка, читая которые ребенок будет также закреплять приобретенные навыки.

Самое главное на этом этапе – не сделать чтение скучным занятием. Добавьте ребенку сказки, волшебства… Увлеките его игрой… Даже чтение текста несколько раз, как рекомендуется для лучшего его понимания, можно сделать интересным читая по разному.

В видео, представленном ниже, рассказано несколько секретов, как привить малышу любовь к чтению:

Стоит ли смотреть видео-уроки?

Ответ на этот вопрос – конечно стоит. С помощью видео-уроков вы сможете разнообразить процесс обучения. Ребенок с удовольствием будет смотреть видео, внимание ребенка при этом будет полностью на нем сосредоточено. Как правило, такие уроки короткие по времени, но эффект от их использования – максимальный.

При обучении ребенка чтению необходимо использовать любую возможность, чтобы этот процесс стал красочным и увлекательным. Использование видео-уроков поможет вам в этом нелегком деле.

Например, посмотрите этот обучающий мультфильм "Лунтик учит буквы":

Как научить запоминать прочитанное?

Умение запоминать прочитанное – это важный аспект в обучении ребенка чтению. Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет очень быстро читать. Однако, когда ему задашь вопрос по прочитанному, он не может на него ответить. Это объясняется механическим чтением, ребенок не вдумывается в прочитанный текст. Такое чтение доставит ребенку много проблем в будущем, ведь в школе необходимо не просто читать, а пересказывать тексты и отвечать на вопросы по ним. Необходимо понимать, о чем ты читаешь.


Ребенок должен читать в тихой и спокойной обстановке

Как же можно научить запоминать прочитанное? Постараемся ответить на этот вопрос.

  • Во время чтения не должно быть никаких отвлекающих моментов. Читать лучше в тишине и спокойной обстановке.
  • Необходимо, чтобы ребенок понимал то, что он читает. Для этого каждое прочитанное предложение необходимо проанализировать. Можно прочитать предложение несколько раз. Если в тексте есть непонятные для ребенка слова, следует объяснить ему их значение.
  • На начальном этапе обучения чтению и запоминанию прочитанного можно предложить нарисовать иллюстрацию к каждому прочитанному абзацу. Глядя на такую иллюстрацию, ребенок сможет вспомнить о том, что он прочитал.
  • Если у ребенка возникают проблемы с запоминанием прочитанного, то можно предложить делить текст на части . Сначала прочитаем первый абзац, проанализируем его, поймем смысл прочитанного, нарисуем иллюстрацию. Дальше сделайте перерыв, хотя бы небольшой, чтобы ребенок смог отвлечься. После перерыва приступаем к чтению второго абзаца. Также разъясняем смысл прочитанного, анализируем, рассказываем, рисуем иллюстрацию. После просим ребенка рассказать первую и вторую части, которые он прочитал. В качестве подсказки можно использовать иллюстрации. Снова делаем перерыв. И так читаем до конца текста. Короткие тексты легче для прочтения и запоминания прочитанного.
  • Читать лучше всего утром. К вечеру мозг ребенка уже перегружен информацией и не способен запоминать ее. Поэтому вечером ребенку будет намного тяжелее запомнить прочитанное.
  • Самое важное – понимать прочитанное! Не надо заставлять ребенка рассказывать весь текст из предложения в предложение. Самое главное, чтобы ребенок смог пересказать основную мысль прочитанного абзаца, понял, о чем там говорится.
  • Во время рассказа ребенком прочитанного ни в коем случае его не перебивайте. Ребенок может очень легко сбиться с мысли и забыть о том, что он прочитал.

В этом видео Шамиль Ахмадуллин рассказывает, почему ребенок плохо понимает и запоминает прочитанные тексты, и как с этим бороться:

  1. Хорошо помогает избежать механического чтения упражнения с заполнением пропущенных слов. Чтобы подобрать подходящее по смыслу слово, ребенку необходимо вдумчиво прочитать текст. Например, Коля купил … конфет (здесь ребенок подбирает слова самостоятельно, это может быть сладких, вкусных, шоколадных, сосательных…). Сегодня был … день. (подходящие слова подбираются из контекста: дождливый, солнечный, прекрасный, веселый, теплый …).
  2. Еще одним эффективным упражнением будет использование смысловых несуразиц в тексте. Здесь ребенку вместе с правильными предложениями предлагаются предложения со смысловыми ошибками, делающие его смысл нелепым.

Пример:

В одной деревне жил у хозяев верный пес Барбос. Хозяева его очень любили и баловали. Они угощали его парным молотком и свежими дровами. Однажды Барбос пошел гулять – подышать свежим ветром и погреться на сковороде.

Следует итать текст, закрывая несколько первых и последних букв каждой строчки. Ребенку необходимо догадаться по смыслу о спрятанных буквах.

Определите, какой вид памяти у ребенка развит лучше: зрительная или слуховая. Иногда детям для запоминания лучше дополнительно прослушать прочитанный текст.


Как ускорить темп чтения школьников

В настоящее время учеников нагружают все больше и больше. Для успешного обучения школьники должны уметь читать осознанно и быстро. Помогая ребенку ускорить темп чтения, вы можете помочь ему преуспеть в учебе, ведь, как говорят психологи, лучше всего запоминается тот текст, который прочитывается в темпе произносимой речи.

При низком темпе чтения текст не запоминается первоклассником. Причиной этого является то, что когда он прочитает весь текст до конца, он уже забудет что было в начале. При слишком высокой скорости чтения ребенок «проглатывает» большую часть прочитанного, не понимая ее.


Часто на начальном этапе обучения дети не запоминают то, что только что прочитали

Нормой техники чтения, когда ребенок оканчивает 1 класс, считается чтение 35-40 слов в минуту. Читая ребенок должен понимать о чем он прочитал, читать надо не торопясь, правильно. К концу учебного года ребенок должен перейти от слогового чтения к чтению отдельными словами.

В конце второго года обучения ребенок должен прочитывать не менее 55-60 слов в минуту. Сейчас читать он должен целыми словами, осознанно, не допуская ошибок. В 8-9 лет ребенок уже должен уметь соблюдать необходимые паузы, логическое ударение и интонационную окраску текста.

В конце третьего класса темп чтения должен увеличиться до 75-80 слов в минуту. При этом ребенок 10 лет должен уметь показать понимание прочитанного, соблюдая паузы, интонации, логическое ударение.

К окончанию начальной школы ребенок должен читать бегло, осознанно, правильно. Ученик уже должен уметь показать с помощью интонаций свое отношение к прочитанному, соблюдая паузы, логические ударения. В 11 лет ребенок уже должен уметь использовать все необходимые средства выразительности устной речи.

Родители должны понимать, что при проверке техники чтения скорость, с которой читает ребенок, не будет главным показателем. Помимо скорости чтения, проверяется способ чтения (слоговое или чтение словами), осознанность чтения (ребенок должен понимать, о чем он читает), выразительность, наличие ошибок во время чтения.

Ниже представлено довольно полезное видео об обучении детей скорочтению:

Для того, чтобы ускорить темп чтения ученика, при котором он будет понимать прочитанное, необходимо разобраться с причинами, мешающими ребенку прочитывать текст в быстром темпе и с пониманием прочитанного.


Ребенку может мешать :

  • Плохая память. Пока ребенок дочитает предложение, он уже забыл, что читал в его начале. Ему приходится читать снова и снова, до тех пор, пока он не поймет смысл этого предложения. В этом случае необходимо развивать память ребенка. Для этого есть много различных упражнений.
  • Невнимательность. Ребенок читает автоматически, не сосредоточившись на чтении. В его мыслях в этот момент что-то абсолютно другое. В итоге получается, что текст прочитан, но не понят. Внимательность – это то качество, от которого очень сильно зависит понимание и запоминание текста. Внимание, так же как и память, необходимо развивать. Для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Но в первую очередь, нужно исключить все отвлекающие факторы при чтении, создать соответствующую обстановку.
  • Ребенок мало читает дома, не любит читать . Увлекайте ребенка чтением. Например, начните ребенку читать рассказ с захватывающим сюжетом и остановитесь на самом интересном месте. Если он хочет узнать продолжение, то должен прочитать сам. Вы, конечно, продолжите, но не сегодня, не сейчас, может быть завтра.… Предлагайте ребенку как можно больше интересной художественной литературы для чтения. Своим примером показывайте, что любите читать. Положительным моментом выступит то, что если ребенок будет много читать, расширится его словарь.
  • Ограниченность поля зрения. Выражаться это может в том, что ребенок не видит слова, которое следует за читаемым. Время уходит на то, чтобы это слово увидеть, прочитать и понять. В решении этой проблемы могут помочь занятия с таблицами Шульте.
  • Регрессия движений глаз . Ребенок взглядом возвращается на уже прочитанные слова. Помочь в решении этой проблемы можно, если закрывать каждое уже прочитанное слово листом бумаги или линейкой. При постоянном повторении глаза ребенка привыкнут к правильному движению и не будут смотреть на прочитанный текст.
  • Артикуляционный аппарат развит недостаточно. Здесь можно порекомендовать занятия с педагогом-дефектологом. Дома вы должны стремиться к тому, чтобы ребенок говорил не торопясь, спокойно, проговаривая каждое слово до конца. Учите скороговорки, чистоговорки, пойте песни вместе с ребенком для тренировки растягивания слов.
  • Логопедические проблемы. В их решении вам может помочь логопед. Не оставляйте занятия с логопедом пока не увидите закрепленного результата. Возможно, ребенку будет необходим курс массажа.

Внимательно посмотрите, нет ли каких-то из выше перечисленных проблем у вашего ребенка. Если вдруг таковые обнаружились, то не медлите, принимайте меры для их решения. Это будет важным шагом в помощи вашему ребенку научиться читать быстро и осознанно.


В следующем видео показаны задания для тренировки внимания с помощью таблицы Шульте.

Несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать и делал это без напоминаний и с удовольствием, смотрите в видео:

  1. Устраивайте читательские пятиминутки. Несколько раз в течение дня попросите ребенка прочитать маленький текст. Ребенку при этом совсем не обязательно читать вслух. Здесь можно практиковать и чтение про себя. Затем попросите его рассказать о том, что он прочитал.
  2. Слова, в которых много согласных подряд (например, иНСТРумент) вызывают у первоклассника огромные затруднения при чтении. Такие слова можно выписать на отдельные карточки и разучивать с ребенком до тех пока он не сможет их быстро прочитывать и четко проговаривать.
  3. Просмотр диафильмов, в которых небольшая фраза заменяется красочной картинкой, не дает ребенку устать во время чтения . Здесь роль играет быстрая переключаемость с чтения на просмотр.
  4. Если ребенок не может долго читать, то разделите текст на 1-2 предложения и читайте их с перерывами. Во время перерыва ребенок отдыхает и после готов к чтению следующих предложений.
  5. Учите ребенка пересказывать прочитанные тексты. Тексты для пересказа не должны быть большими.

Диафильм, в котором малышу потребуется самостоятельно прочитать текст, представлен ниже:

Родителям, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, нужно быть очень деликатными в процессе обучения. Здесь приведены правила и советы для тех родителей, которые не хотят, чтобы у ребенка пропал интерес к чтению, а хотят привить ребенку любовь к нему.

Начинать обучение чтению можно даже тогда, когда ребенок еще не говорит.

Чем раньше вы начнете, тем лучше. В раннем возрасте можно по всему дому развесить карточки с буквами и называть их ребенку по несколько раз в день. Можно купить озвученный плакат «Алфавит» с веселыми стишками, песенками о буквах. Пальчиком ребенка обводить контур буквы, называя ее.

Занимайтесь, только играя с ребенком!

Это самое важное правило. Вся информация, которую дошкольник получает через игру, усваивается намного быстрее, чем информация, которая преподнесена ему в форме скучного занятия.

Возможно, представленное ниже видео поможет понять причины того, почему ребенок не любит читать:

Заинтересовывайте ребенка чтением.

Если вы начнете заставлять ребенка читать, то у него навсегда отпадет это желание. Заинтересуйте ребенка. Читайте ему сами как можно больше интересных рассказов, сказок, стихов. Дома должен быть богатый выбор художественной литературы для детей. Рассказывайте ему о том, что все ответы на его вопросы можно найти в книгах. Читайте сами, ребенок должен видеть, что окружающие его близкие любят читать. Именно с них он берет пример, стремится быть похожим на своих родителей.

Попробуйте учить слоги, а не буквы.

Некоторым детям порой проще научиться читать слогами, чем буквами. Можно самостоятельно сделать карточки с различными слогами и расположить их по всей квартире. В течение дня показывайте ребенку эти слоги, называйте их. Можно попробовать составлять слова из слогов. Пусть ребенок поищет указанный слог в слове. Меняйте карточки со слогами каждый день.

Закреплять полученные знания нужно как можно чаще.

Чем чаще вы это делаете, тем скорее ребенок научится читать.

Действуйте, постепенно переходя от простого к сложному.

Не требуйте от ребенка прочтения слова, если он еще плохо знает звуки. Занимайтесь поэтапно. Выучите с ребенком все звуки. После этого переходите к чтению по слогам, научите его сливать слоги. Только после того, как ребенок будет с успехом справляться с этой задачей, можно переходить к обучению чтению целых слов.


Начинайте учить с простого.

Начинать надо с самых простейших слов с повторяющимися звуками: МАМА, ПАПА, БАБА. Далее переходите к обучению чтению слов состоящих из слога и согласной: ДЕД, КОТ, РОТ. После переходите к словам, состоящим из 2-3 и более слогов. Когда ребенок начнет хорошо читать отдельные слова, можно переходить к чтению простых предложений, МАМА МЫЛА РАМУ. Слова с буквами Ь, Ъ, Й читайте в последнюю очередь.

Играйте в дидактические игры.

Можно найти массу игр на изучение какой-либо буквы. Самым простой игрой можно назвать поиск изучаемой буквы в тексте. Лото, домино… Используйте все возможности.

В видеозаписи, представленной ниже, показан пример, как трехлетний ребенок научился читать по логопедическому Букварю Е. Костиковой:?

Создавайте ситуации, когда ребенку будет необходимо знание букв.

Пусть бабушка передаст ребенку записку, он может получить письмо от Деда Мороза, поздравительную открытку. Покажите ребенку, что умение читать очень важное в жизни каждого человека.

Давайте ребенку стимул для чтения.

За успехи в обучении чтению ребенку можно давать небольшой подарок. Только не делайте из этого привычку. Ребенок должен сам захотеть научиться читать, полюбить чтение, а не читать за что-то.

Закрывайте прочитанный текст.

Это нужно, чтобы избежать регрессии движений глаз. Ребенок отвлекается от чтения, когда его взгляд возвращается к прочитанному. Глаза должны двигаться только вперед. Закрывайте линейкой, закладкой или просто полоской белого листа каждое прочитанное слово.

Будьте всегда терпеливы и доброжелательны к ребенку.

Если у ребенка что-то не получается, значит он еще не готов к этому. Не надо его ругать и сравнивать с кем-то, кто смог научиться быстрее. Этим вы отобьете у ребенка желание читать навсегда.


Посмотрите следующие видео Светланы Орочко, в которых она рассказывает о том, как родители в домашних условиях могут быстро научить ребенка-дошкольника читать.

Скорочтение - это навык, который на удивление просто прокачивается. Вы можете улучшить скорость, используя специальный софт или посетив курсы для скорочтения. В этой статье мы рассказываем о 5 основных техниках скорочтения, которые вы сможете освоить сами!

Итак, вот они:

Прекратите проговаривать слова в голове

Кстати, у многих есть еще более ужасная привычка: проговаривать текст вслух при чтении. Это замедляет процесс чтения сильнее, чем проговаривание мыслей в голове. Субвокализация - привычка, присущая большинству людей. При чтении мы как бы «слышим» все слова мозгом. Попробуйте избавиться от этой привычки и скорость вашего чтения увеличится в разы! Всё, что нужно сделать - это отключить механизм проговаривания текста в вашей голове. Попробуйте во время чтения жевать жвачку, мычать себе под нос (проверила на себе, помогает!) или даже есть.

Избегайте «возвращений»

Когда мы читаем, мы склонны возвращаться глазами назад и останавливаться на слове, которое мы только что прочитали. Это нас значительно замедляет. К сожалению, единственный способ избавиться от этой привычки - признать, что вы это делаете и фиксировать, когда вы это делаете.

Следите за текстом

Одна из самых удивительных техник для скорочтения - «meta guiding» (слежение за текстом). Помните, как в школе, читая текст, вы водили пальцем/карандашом по нему или следили за ним движением головы? Так вот, эта история именно об этом. Оказывается, такой метод серьезно ускоряет процесс чтения. Не забывайте концентрироваться на каждом слове, если вы хотите запомнить поступающую информацию.

Скорочтение, на самом деле, показано не всем. Большинство людей способны обрабатывать огромное количество прочитанной информации на высокой скорости, но есть и те, кто не может. Если вы заинтересовались, дайте скорочтению шанс, но не расстраивайтесь, если не получится. Есть и другие варианты:

Пропускайте те участки (или даже главы), которые вам не нужны

Еще одна уловка, увеличивающая вашу скорость чтения, - пропускать не нужную информацию. Как однажды сказал бывший британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур: «Человек владеет искусством чтения лишь наполовину, если не добавил к этому умение пропускать ненужный текст.»

Пропуск ненужного текста является одним из методов скорочтения, и, хотя это не лучший способ для школьников и студентов, но, к примеру, для ученых, заинтересованных только в определенных участках той или иной книги, метод отлично экономит время. Профессор Дэвид Дэвис поделился своей стратегией для эффективного скимминга:

1. Начните с введения или с предисловия. Внимательно прочтите их, чтобы понять, в чем главная фишка книги и где находится нужная для вас информация.

2. Прочитайте последнюю главу или заключение.

3. Пробегитесь по всем главам и прочитайте первый и последний параграфы.

Очевидно, что вы не будете так делать с каждой книгой. Мы и не советуем. Скимминг лучше всего применять к тем книгам, в прочтении которых вы заинтересованы не сильно или для беглого знакомства с книгой и выявления участков, которые вас больше всего интересуют для последующего подробного ознакомления с ними.

Слушайте аудиокниги, когда не можете читать

Когда вы куда-то едете, готовите еду или занимаетесь спортом и других случаях, когда вы не можете читать, слушайте аудиокниги. Это отличный способ эффективного использования времени.

Читайте одновременно несколько книг

В прошлом году Джеф Райан поставил сам себе планку в 366 книг, которые он должен был прочитать за год. Такая цель кажется невероятной, пока вы не узнаете, как её добился Райан:

Идея прочтения по одной книге в день от корки до корки быстро провалилась. Были у Джефа и такие дни, что он был загружен работой и воспитанием детей, и у него не было ни минуты свободного времени на чтение. В итоге он воспользовался методом параллельного чтения и в итоге сумел выполнить свой непростой челленж.

Конечно, Джеф совмещал эту тактику и с другими, которые мы здесь привели. Техника чтения нескольких книг одновременно подразумевает, что вы можете различать читаемый материал и он не сливается в голове в сплошную кашу. Если есть признаки такого поведения, адаптируйте метод под себя: читайте одновременно книги разных жанров и форматов (пример: комикс, роман и аудиокнига).

Откажитесь от книг, которые не работают для вас

Совет кажется очевидным, но мы все-таки остановимся на этом пункте поподробнее. Итак, если вы прочли уже несколько глав, а удовольствия или пользы от прочтения не чувствуете, то просто перестаньте её читать. Подумайте, почему вы не наслаждаетесь чтением. Это просто неподходящая книга в неподходящее время? Если так, то просто отложите её до лучших времен. Вам кто-то порекомендовал книгу, а она вам не нравится? Верните её продавцу, передарите или отдайте библиотеке. Не тратьте ваше драгоценное время на книги, которые вам не нравятся.

Резюме

Окиньте взглядом книги, которые вы хотите прочитать. С помощью описанных выше методов вы осилите их за меньшее время. Установите себе график чтения и вперед!