Среда как фактор воспитания личности. Среда как фактор развития ребенка

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Сегодня я хочу представить вам свою систему воспитательной работы.(слайд №1)

Среди степей и редкого полесья,

На мелководье озер

Стоит поселок как куплет из песни.

О, Первомайский, ты часть моей судьбы! (СЛАЙД №2)

Может вы увидите что-то новое, но надеюсь вы возьмете много полезного для своей педагогической деятельности. И так я представляю воспитательную систему Тулешовой А.М., классного руководителя 10 «Б» класса с русским языком обучения. Воспитательная тема школы: « Духовно-нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования »(слайд №3)

В начале коротко о себе и о том с чего я начинала. Данный класс я веду 3 года с перерывами, т.е. я была у этого класса классным руководителем в 7 классе, затем взяла их вновь в 9 классе, за два года непрерывной работы, мы достигли следующего.(Слайд №4,5)

Прежде чем перейти к тематике своей воспитательной системы хочу зачитать лидера нашей страны Н.Назарбаева « Если мы намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарные начала» (слайд №6)

Н. А. Назарбаев,

Президент Республики Казахстан

В своей работе руководствуясь общешкольной тематикой, опираясь на слова Н.Назарбаева определила для себя следующую тему :

».(слайд №7)

Давайте определимся, что же такое воспитывающая среда?

Воспитывающая среда - это духовное, материальное (предметное), событийное и информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала.

Воспитывающая среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в резуль- тате взаимодействия с которой происходит развитие и становление личности. Чем шире среда обеспечивает человеку доступ к общекультурному достоянию и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания. Н. Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру, выделяет в структуре воспитывающей среды предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение. Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех жителей школьного дома как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире. Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм и стиля взаимоотношений, установившихся в школе.

Обратите внимание на гипотезу: Отдельно взятый класс стеклянным колпаком не накроешь. Ребёнок взрослеет и развивается не только в классе, не только в семье. Есть мир вокруг, который как в зеркале отображается в детях. Если мы хотим воспитать в нём личность, то, вероятно, всё окружение, все люди, которые участвуют в этом процессе должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду.(Слайд №8)

Согласно данной гипотезе, я вывела цель и задачи.

Цель:

Способствовать формированию поликультурной личности, способной ориентироваться в социуме. Создание условий, при которых каждый учащийся осознает себя членом человеческого сообщества, понимает ценности человеческой жизни, развивает чувство ответственности и причастности ко всему происходящему вокруг, имеет активную жизненную позицию.

Задачи:

    Создание условий для психологического, физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов и возможностей.

    Обеспечение детям права выбора для успешной самореализации

    Социализация личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям, восприимчивой к новым идеям.(слайд №9,10)

Руководствуясь концепцией воспитания, стараюсь реализовать поставленные цели и задачи через социальный заказ, давайте посмотрим, что к нему относится .(слайд №11)

В своей работе опираюсь на следующую нормативно-правовую базу (слайд №12).

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, что каждый учащийся является гражданином своей страны, а следовательно он должен быть патриотом РК и должен уметь: перечисление (слайд № 13)

Чтобы достичь данного результата в своей работе руководствуюсь следующими принципами (слайд № 14 ) и старюсь воспитать и развить в детях данные общечеловеческие ценности .(слайд №15)

Руководствуясь концепцией воспитания РК, обозначила для себя следующие воспитательные направления (слайд №16). Работая в данных направлениях, ставлю конкретные цели, а главное в моей работе- это участие вместе с детьми, а именно восприятие их как личность давайте продемонстрируем каждое направление в отдельности (слайды № 17-31) останавливаться на каждом направление.

Далее хочу представить классное самоуправление, которое отличается тем, что классный руководитель тоже вместе с деть ми участвует в этом управлении. Т.е. она является таким же членом классного коллектива как и учащиеся, тогда дети воспринимают себя равными по отношению к учителю, а следовательно самооценка и уверенность возрастает .(слайд№32)

Определить какие мы: рамантики, энтузиасты, мечтатели.(слайд №33 )

Как можно реализовать все это, конечно же через (слайд№34)

И применить следующие способы достижения цели(слайд №35)

И так подведем итог: (слайд №36)

Результатом моей деятельности является модель выпускника, которая представляет из себя личность, которая основана на я-концепции, т.е.(пречисление по слайду №37)

Чтобы был такой результат как же ч веду контроль и управляю классом? Спросите вы. Чтобы управлять классом, нужно следовать следующей намеченной работе(слайд №38)

Далее хочу представить мониторинговую систему контроля в различных направлениях работы (слайды № 39-43) из этого видно, что все таки работая вместе с учащимися, включаясь в работу, делая вместе с ними, выступая вместе с ними можно достичь следующих результатов. Наши достижения представлены в следующих слайдах.

(44-51). Я надеюсь, что я смогла отразить свою деятельность классного руководителя и вы узнали что-то новое. Закончить свое выступление, хочу словами, которые написал Сенека « Если человек не знает, к какой пристани направить свой корабль, ни один ветер для него не станет попутным» Я хочу вам пожелать успехов и попутного ветра вам в вашей работе. Спасибо за внимание!

Исполнитель Тулешова А.М.

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда » - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ .

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда , в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития .

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни . Выработав образ среды , ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями . В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка . Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде , так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды .

Согласно ФГОС ДО предметно- развивающая среда группы подразделяется по следующим видам детской деятельности : игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Среда должна быть наполнена :

Для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы : взрослый в общении с детьми придерживается положения : «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагает решение следующих задач :

Обеспечить чувство психологической защищённости - доверие ребёнка к миру.

Радости существования (психологическое здоровье) .

Развитие индивидуальности ребенка .

Способы общения - понимание, признание, принятие личности ребенка , основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка , учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития , обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметному содержанию игрового пространство группы относятся :

Игры, предметы и игровые материалы , с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д) ;

Учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги) ;

Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений) .

Успешность влияния предметно- развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде . Среда должна выступать субъектом этого развития . Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно- развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников : образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей . Это дидактические, развивающие и логические игры , направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?» , «Найди ошибку» , «Сравни» ) и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний» , «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) .

Предметная среда проектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования :

Обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка ;

Побуждает детей к деятельности;

Способствует развитию самостоятельности и творчества;

Обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка .

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно- развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Один из важнейших факторов развития личности ребенка - среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное.

Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.

Предметно-развивающая среда как средство развития игровой деятельности дошкольников Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему.

Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.
Среда включает в себя три составляющие: природную, материальную (или предметную) и социальную.
Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком - это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов - самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

Микросреда - это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, - это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды - причины такого явления, как госпитализм.

Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый - воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок-ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве - в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека.

Французский философ К.А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение.

Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называется социализацией.

Развитие личности возможно только в деятельности.

В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существований человека, деятельность:

1) обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

2) способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

3) содействует познанию и преобразованию окружавшего мира;



4) является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

5) дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

6) создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, с другой стороны, индивидуальность может быть развита и найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.



В развитии личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами - как биологическими, так и социальными.

Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию определенных качеств личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет. Два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку.

В понятие «среда» входит сложная система внешних об­стоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого ин­дивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни.Ребенок уже от рождения являет­ся не просто биологическим существом. По природе своей он спо­собен к социальному развитию - у него возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п. При этом во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды. Среда является важным фактором развития личности ребенка. Леонтьев А.Н. отмечал, что развитие детерминировано внутренними и внешними условиями . Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое .


Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того, среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе. По мере взросления ребенка могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Изучая литературу по данной теме, я выяснил, что различают три типа моделей, объясняющих влияние социальной микросреды на интеллект и умственное развитие детей ).В первой группе моделей выступает решающая роль общения между родителями и детьми на развитие интеллекта последних. Полагается, что чем длительнее общение между родителем и ребенком, тем большее интеллектуальное влияние родителя. Данные психологических исследований не подтверждают эту модель: согласно ей, в исследованиях должны получаться большие корреляции уровней интеллекта детей и интеллекта матерей, чем отцов, что не наблюдается.Главная ошибочность этой модели: игнорирование эмоционального отношения ребенка к родителю - влияние оказывает субъективно значимый другой, более того - тот, с кем ребенок себя идентифицирует.Ближе к этой позиции идентификационная модель. В ней предполагается, что в ходе социализации ребенок осваивает новые роли, и при идентификации ребенка с родителем того же пола первый овладевает способами поведения, характерными для родителя. К сожалению, при всей привлекательности этой модели в исследованиях она не подтверждается.Не ясно, почему «значимым другим» должен быть родитель, с половой ролью которого идентифицирует себя ребенок.Наконец, третья модель, автором которой является Р. Зайонц, прогнозирует зависимость интеллекта ребенка от числа детей в семье. Это единственная из моделей, находящая эмпирическое подтверждение .

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезын­тересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на умственное раз­витие человека - среда или наследственность? Мнения специа­листов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно пред­почтение отдают наследственности, а социогенного (социогене-тического, социологизаторского) - среде. Многие исследовате­ли пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Полу­чены очень противоречивые результаты, надежно свидетель­ствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оцен­кам представителей социогенного направления, может дости­гать 90%; влияние наследственности, считают сторонники био­генного направления, отнюдь не менее значимое - 80-90%. Разумеется, наука стремится к точности, это ее цель. Но вряд ли даже самые скрупулезные вычисления будут пол­ностью соответствовать действительности. Но однозначно можно сказать, что внешняя среда имеет большое значение для умственного развития личности .

Таким образом, реальная действительность, в условиях которой происходит развитие интеллекта и личности ребенка, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. И внешняя среда, которая обусловливает активное, систематическое, целенаправленное влияние на психическое и физическое развитие, имеет решающее значение для умственного развития детей.


Заключение

В ходе работы удалось определить влияние физического воспитания на умственное развитие детей, аименно определитьроль физических упражнений на умственную деятельность головного мозга. Физические упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальные способности детей: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.Также были раскрытыпонятия «физическое развитие» и «физическое воспитание» детей. В данной работе рассмотрел вопрос о влиянии внешней среды на развитие личности. Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды, значит среда является важным фактором развития личности ребенка.Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека.Хотелось бы привести высказывание Г. Итарда: «Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения, к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожным и неразумных животных…человек всегда только то, что из него делает общество…»

Таким образом, умственное развитие ребенказависит от комплекса социальных и биологических факторов, в том числе от физического развития и условий внешней среды, в которой воспитывается ребенок.


Литература

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольногоучреждения № 199 г.Н.Новгород / В.Г.Алямовская. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. 64с.

2. Бойко В. В., Кириллова А. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. – 2013. – №. 10.

3.Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. − 433 с.

4.Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей - М.: Наука, 1994. - 368 с.

5.Ионов А.А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов //Педагогико психологические и медико биологические проблемы физической культуры и спорта. . – 2008. – №. 8.

6. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста //Проблемы педагогики. – 2014. – №. 1.

7. Королева Т. А. Интеллектуальное развитие дошкольников //ББК 72 Я4 94. – 2010. – С. 157.

8.Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.

9. Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с.

10. Медведев С. Б. Физическая культура и спорт как средство развития умственной деятельности //Научный потенциал регионов на службу модернизации/Межвуз. сб. науч. ст./под общ. ред. ВА Гутмана, АЛ Хаченьяна.–Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ. – 2013. – №. 1. – С. 4.

11. А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. - 1-е изд. - М.: Медицина, 1986. - 432 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.

13. Стародубцева, И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дис.канд.пед.наук/ И. В. Стародубцева, науч.рук.работы Е. А. Короткова; Тюм.гос.ун-т. – Тюмень, 2004. – 141 c.

14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

15. Федоровская О. М., Бабенкова Е. А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников //UDK 377. – 2014. – С. 162.

16. Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. – Набережные Челны: ТА Щербакова, 2011. - 24 с.

17. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта //Центр «Академия» - М. – 2013. - 480 с.