Сталинские шарашки. © Д.А.Соболев Цкб 39 в бутырке 6 букв сканворд

Согласно словарному определению, шарашки — это жаргонное название конструкторского бюро закрытого типа при заводах, научно-исследовательских институтах, лабораториях, где работали заключенные ученые и специалисты для создания и усовершенствования техники.

86 лет тому назад в Стране Советов были созданы Научно-технические тюрьмы, «шарашки».

Начавшаяся в 1930 году широкая компания по борьбе с вредительством под руководством Экономического управления ОГПУ привела к появлению массы высококвалифицированных специалистов, использование которых на лесоповале было нерационально.

Поэтому 15 мая 1930 года появился «Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединенного государственного политического управления» об «использовании на производствах специалистов, осужденных за вредительство», подписанного В. В. Куйбышевым и Г. Г. Ягодой. В частности, в этом документе говорилось: "Использование вредителей следует организовать таким образом, чтобы работа их проходила в помещениях органов ОГПУ"
Так появилась первая система научно-технических тюрем — «шарашек» для использования «вредителей» в интересах военного производства.

В 1930 году для этой цели было организовано Техническое отделение ЭКУ ОГПУ, руководивший работами специальных ОКБ, использовавших труд заключенных специалистов. Начальник ЭКУ ОГПУ (1930—1936) — Л. Г. Миронов (Каган) — комиссар госбезопасности 2 ранга. В 1931—1936 годах в целях конспирации Техническому отделению последовательно присваивались номера, 5-го, 8-го, 11-го и 7-го отделений ЭКУ ОГПУ СССР (начальник Горянов-Горный А. Г. (Пенкнович) 1930 −1934 гг.).


В сентябре 1938 по приказу Берии был организован Отдел особых конструкторских бюро НКВД СССР (приказ НКВД No 00641 от 29 сентября 1938). 21 октября 1938 г. в соответствие с приказом НКВД No 00698 данное подразделение получило наименование — «4-ый спецотдел». 10 января 1939 г. приказом НКВД No 0021 преобразован в Особое техническое бюро (ОТБ) при наркоме внутренних дел СССР для использования заключенных, имеющих специальные технические знания
4-й спецотдел НКВД-МВД СССР организован в июле 1941 г. на базе Особого технического бюро (ОТБ) НКВД СССР и 4-го отдела бывшего НКГБ СССР. Начальник отдела — В. А. Кравченко.

Основными задачами 4-го Спецотдела являются: использование заключенных специалистов для выполнения научно-исследовательских и проектных работ по созданию новых типов военных самолетов, авиамоторов и двигателей военно-морских судов, образцов артиллерийского вооружения и боеприпасов, средств химического нападения и защиты… обеспечения средствами радиосвязи и оперативной техники…

С 1945 г. спецотдел использовал также немецких военнопленных-специалистов.

Наибольшее развитие институт шарашек получил после 1949 года, когда 4-му спецотделу МВД была поручена организация «Особых технических, конструкторских и проектных бюро для проведения научно-исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ по тематике Главных управлений МВД СССР» (приказ МВД СССР No 001020 от 9 ноября 1949 г.) При ряде предприятий под эгидой МВД были организованы особые бюро, где работали заключенные. После смерти Сталина (1953 г.) началась ликвидация шарашек. 30 марта 1953 г. был расформирован 4-й спецотдел МВД, но некоторые шарашки продолжали функционировать еще несколько лет.

Шарашки существовали в 1929-36 годах и в 1938-53 годах под различными названиями:

— ЦКБ (центральное конструкторское бюро);
— ОКТБ (опытно-конструкторское технологическое бюро);
— ОКБ (особое конструкторское бюро);
— ОТБ (особое техническое бюро);
— СКБ (специальное конструкторское бюро).
В документах они фигурировали в основном как «спецтюрьмы».

Если говорить о названии отдельных конструкторских бюро, то можно обнаружить несколько «алгоритмов» наименования. Например, некоторые ОТБ в первые годы их появления носили порядковый номер (в соответствии с хронологическим появлением: ОТБ-8, ОТБ-11, ОТБ-12 и др.). Кроме того, появились КБ, нумерация которых соответствует номеру опытного завода, где разработки заключенных специалистов пускались в производство (ОТБ-82, ЦКБ-39, ОКБ-156 и др.). Позднее народные названия КБ обретают привязку к месту расположения (Болшевская, Кучинская, Марфинская).

Список шарашек работавших в те годы (список не полный, постоянно обновляется и дополняется):

АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД № 39 / ЦКБ-39 - первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро организовано в декабре 1929 г. Первоначально располагалось в Бутырской тюрьме.

АВТОТРАКТОРНОЕ БЮРО ОКБ Ижорского завода, Подольский филиал В 1931—1934 гг. находилось в ведении Технического отдела ЭКУ ОГПУ, располагалось на Подольском заводе им. Орджоникидзе. Заключённые — специалисты, осуждённые по делу «Промышленной партии» разрабатывали лёгкие плавающие танки Т-27 и Т-37 и др. под руководством вольнонаёмного Н. А. Астрова — будущего известного конструктора бронетанковой техники. Здесь же приобретали опыт управления трудовыми коллективами создатели отечественной авиационной брони С. Т. Кишкин и Н. М. Скляров.

Легкий плавающий ТАНК Т-37


АТОМНАЯ ШАРАГА в Сухуми (1940-е и 1950-е годы), где работали вывезенные из Германии специалисты (проф. Арденне, проф. Герц (племянник Генриха Герца) и др.) над разделением изотопов урана.

Государственное научно-производственное объединение «Сухумский физико-технический институт» (ГНПО «СФТИ»)

БОЛШЕВСКАЯ ШАРАШКА (г. Королев)

БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА

ОКБ В ЭКУ ОГПУ

ВТ-11 («Внутренняя Тюрьма — 11») — работали Н. Н. Поликарпов и Д. П. Григорович

ЗАВОД «ДИНАМО»

ЗАВОД «КОМПРЕССОР» / ОТБ-8

ЗАВОД «КРАСНЫЙ БОГАТЫРЬ»

ЗАВОД ОПЫТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ / ОКБ-156 / ПАО «ТУПОЛЕВ»

КБ АВТОАНКОДИЗЕЛЬНОГО отдела Экономического управления ОГПУ (в конце 1920-х годов работал над 75-тонным танком прорыва)

КОЛОМЕНСКИЙ ЗАВОД

КУЧИНСКАЯ ШАРАШКА

ЛАБОРАТОРИЯ «Б» МВД СССР создана в мае 1946 года распоряжением правительства СССР (№ 1996-р-с) на базе санатория «Сунгуль» на Урале в Челябинской области, в 1948 году переименован на Объект 0215 (адрес: г. Касли Челябинской области, п/я 33/6). Лаборатория была закрыта в марте 1955, после чего на её месте выстроен институт, ныне (с 1992 г.) называющийся РФЯЦ-ВНИИТФ. Вокруг института возник город Снежинск (Челябинск-70). Директор Объекта полковник МВД Александр Константинович Уралец (до декабря 1952), зам. по режиму майор М. Н. Верещагин. После Уральца директор Объекта к.х.н. Глеб Аркадьевич Середа. Научное руководство было возложено на немецкого учёного Н. Риля. Радиохимический отдел возглавил з/к с 1941 химик Сергей Александрович Вознесенский (1892—1958), биофизический — генетик Н. В. Тимофеев-Рессовский (1900—1981)

МАРФИНСКАЯ ШАРАШКА / НИИ СВЯЗИ - спецтюрьма № 16 МГБ СССР 1948 г. (в н.вр. ОАО "Концерн «Автоматика»)

МОГЭС / ОТБ-12

НИИ-160 (ФРЯЗИНО)

НИИ-6 - ОСОБОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО (ОТБ) НКВД, позднее НИИ-6 НКВД . Располагалось на территории современного ЦНИИХМ, — корпус из красного кирпича. Здесь создавались новые образцы боеприпасов и новые технологии военно-химического производства. В ОТБ над созданием нового образца противогаза трудился бывший начальник Военно-химического управления КА (ВОХИМУ) доктор химических наук, ныне з/к Я. М. Фишман.

НИИОХТ первая «военно-химическая шарага» , на заводе № 1 (Ольгинский завод) ныне ГосНИИОХТ Институт органической химии и технологии создан в 1924 г. в Москве, исследования по созданию химического оружия 1930-е гг. Здесь трудился чл.-корреспондент АН СССР, з/к Е. И. Шпитальский основатель производства отравляющих веществ — фосгена и иприта в СССР. Здесь же проводились опыты над заключёнными — оценивалось действие ОВ на людях.

ОКБ-16 — спецтюрьма в Казани при авиационном заводе № 16 по разработке ЖРД, или «шарага по ракетным двигателям». С ноября 1942 г. здесь трудился переведённый из омской «шарашки» А. Н. Туполева С. П. Королев. Отработкой ракетного двигателя РД-1 занимались В. П. Глушко и Д. Д. Севрук.
РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ ШАРАГА (прослушка, оперативная связь и т. п.) в Кучино под Москвой, в 1940-е и 50-е гг.

ОКБ-172 при ленинградской тюрьме «КРЕСТЫ» (до эвакуации, в 1942 г., в Молотов носило название ОТБ УНКВД по Ленинградской области) официально создано в апреле 1938 г. (фактически раньше). На базе этого ОКБ было разработано несколько десятков образцов военной техники, хорошо зарекомендовавших себя в годы ВОВ, например, САУ СУ-152 и ИСУ-152, двухорудийная 130-миллиметровая корабельная артиллерийская установка главного калибра Б-2-ЛМ, 45-мм противотанковая пушка образца 1942 года (М-42, «сорокопятка») и др. Первыми сотрудниками ОТБ были арестованные инженеры закола «Большевик». С начала его работы ведущим конструктором ОТБ был С. И. Лодкин. Позже трудовой коллектив «шарашки» пополнялся арестованными математиками, механиками, инженерами, среди которых было много крупных специалистов, таких как конструкторы: В. Л. Бродский (строитель крейсера «Киров»), Э. Э. Папмель, А. С. Точинский, А. Л. Константинов, М. Ю. Цирульников; математики профессора А. М. Журавский и Н. С. Кошляков, арестованные по известному блокадному делу № 555, и др. Расформировано в 1953 г.

45-мм противотанковая пушка образца 1942 года (М-42, «сорокопятка»)

ООО ПКФ «ИНФАНКО» / СМОЛЕНСКАЯ ШАРАГА

ОСОБОЕ ВОЕННО-ХИМИЧЕСКОЕ БЮРО ОГПУ при ВХНИИ (Военно-химический институт), 1931 год.

ОСОБОЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО / МУРМАНСКАЯ ШАРАГА - организовано в 1930 в Мурманске, где трудились заключённые М. Н. Джаксон, С. В. Константов, В. К. Котульский, С. Ф. Малявкин, А. Ю. Серк, П. Н. Чирвинский. В конце 40-х годов функционировали другие «шарашки» геологического профиля — дальстроевская (Северная комплексная тематическая экспедиция № 8) и красноярская (ОТБ-1 «Енисейстроя»). В разные годы заключённые геологи работали (не по специальности) и в научно-технических «шарашках», — особых технических бюро ОГПУ и его «наследников» (М. М. Ермолаев, Д. И. Мусатов, С. М. Шейнманн).

ОСОБОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО - 1 (ОТБ-1) — в составе Главенисейстроя. Красноярск. Создано в 1949 году. В наст. вр. «СибцветметНИИпроект».

ОСОБОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО-40, ОТБ-40 создано на Казанском пороховом заводе № 40. Контингент ОТБ-40 инженерно-технические работники пороховой промышленности и бывшие работники завода № 40, обвиненные во вредительстве и осуждённые на длительные сроки заключения. Осуществляло разработку и освоение порохов, в том числе к реактивным снарядам установки «Катюша». Возглавлял группу Н. П. Путимцев (ранее главный инженер Всесоюзного порохового треста), ведущими специалистами были В. В. Шнегас, дворянин, бывший полковник царской армии (ранее технический директор завода № 40) и научные работники: Швиндельман Михаил Абрамович, Штукатер Григорий Львович, Воробьев Давид Евсеевич, Бельдер Михаил Абрамович, Фридлендер Ростислав Георгиевич — бывший главный технолог завода.

ОТБ-569 (с апреля 1945 года — НИИ-862) предприятиЕ «ЗВЕЗДОЧКА» (позднее — НИИПХ в Загорске, куда 6 марта 1947 года был этапирован Солженицын и где он находился до перевода в Марфино 9 июля 1947 года.

СУЗДАЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ — центр микробиологического оружия. Организован по предложению начальника ВОХИМУ Я. М. Фишмана на территории бывшего Покровского монастыря. В 1932—1936 годах именовался Бюро особого назначения (БОН) Особого отдела ОГПУ, позднее стал Био-Химическим Институтом (БИХИ). Начальник М. М. Файбич, его подчинёнными были репрессированные учёные-микробиологи.

ТУПОЛЕВСКАЯ ШАРАГА / ЦКБ-29 или спецтюрьма № 156 Москва — крупнейшее в СССР 1940-х годов авиационное КБ. С 1941 по 1944 располагалось в Омске.

ТУШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД / ОТБ-82 - «Тушинская шарага» — тюремное ОКБ по авиационным двигателям, 1938—1940 гг. — Тушино, завод № 82. Главный конструктор ОКБ А. Д. Чаромский. Работали: профессора Б. С. Стечкин, К. И. Страхович, А. М. Добротворский, И. И. Сидорин. С началом войны Тушинская шарашка вместе с заводом № 82 была перебазирована в Казань. В 1946 г. ОКБ было переведено в Рыбинск (тогда город Щербаков), на моторостроительный завод № 36. С 27 сентября 1946 по 21 февраля 1947 в Рыбинской шарашке работал А. И. Солженицын

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ТЭЦ / ОТБ-11

ОТБ-11, в дальнейшем — Бюро прямоточного котлостроения (БПК), специализировалось на проектировании первого в Советском Союзе прямоточного котла.


Известные узники шарашек:

  • Р. Л. Бартини , авиаконструктор;
  • Н. И. Базенков, авиаконструктор;
  • Бельдер Михаил Абрамович, ученый химик;
  • Воробьёв Давид Евсеевич, ученый химик;
  • В. П. Глушко
  • Д. П. Григорович, авиаконструктор;
  • С. М. Ивашёв-Мусатов, художник;
  • Л. З. Копелев, писатель, литературный критик;
  • Н. С. Кошляков, математик, чл.-корр. АН СССР;
  • С. П. Королев , конструктор ракетно-космической техники;
  • Л. Л. Кербер, специалист по дальней радиосвязи;
  • Ю. В. Кондратюк , конструктор ветро-электростанций, автор трудов по космонавтике (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг.);
  • Н. Е. Лансере, архитектор-художник;
  • С. И. Лодкин, конструктор в области кораблестроения и военной артиллерии;
  • Б. С. Малаховский, конструктор паровозов;
  • Д. С. Марков, авиаконструктор;
  • Б. С. Маслеников, пионер российской авиации, инженер, организатор (Новосибирск, начальник ОПКБ-14 при ПП ОГПУ Западно-Сибирского Края, 1930—1932 гг., вольнонаёмный);
  • В. М. Мясищев, авиаконструктор;
  • И. Г. Неман, авиаконструктор;
  • Н. В. Никитин, инженер, будущий создатель Останкинской телебашни (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг., работал по совместительству);
  • Г. А. Озеров, авиаконструктор;
  • В. М. Петляков, авиаконструктор;
  • Н. Н. Поликарпов, авиаконструктор;
  • А. И. Путилов, авиаконструктор;
  • Л. К. Рамзин, инженер-теплотехник;
  • В. Ф. Савельев, пионер российского авиапрома, конструктор авиационного вооружения (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг., ссылка);
  • И. И. Сидорин, металловед;
  • А. И. Солженицын , писатель (в шарашке — как математик);
  • Б. С. Стечкин, ученый и конструктор авиационных двигателей;
  • Л. С. Термен, создатель терменвокса;
  • Н. В. Тимофеев-Ресовский, генетик (в шарашке — специалист по радиационной генетике и безопасности);
  • Д. Л. Томашевич, авиаконструктор;
  • А. Н. Туполев , авиаконструктор;
  • М. Ю. Цирульников, конструктор артиллерийского вооружения;
  • В. А. Чижевский, авиаконструктор;
  • А. Д. Чаромский, конструктор авиационных дизелей;
  • А. М. Черемухин, авиаконструктор;
  • А. С. Фанштейн, крупный химик;
  • Н. А. Чинакал, горный инженер, будущий директор института Горного дела, Новосибирск (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг., осуждён по «шахтинскому делу»);
  • Е. И. Шпитальский, профессор-химик, специалист по химическому оружию.
  • Г.Л. Штукатер, ученый химик;
  • В.В. Шнегас, ученый химик;
  • М.А. Швиндельман, ученый химик;
  • В. Н. Яворский, конструктор военной техники.

Что было создано в «шарагах»:

  • СУ-152 и ИСУ-152 ;
  • двухорудийная 130-миллиметровая корабельная артиллерийская установка главного калибра Б-2-ЛМ ;
  • 45-мм противотанковая пушка образца 1942 года (М-42, «сорокопятка» );
  • Первый советский высотный бомбардировщик дальнего действия с герметическими кабинами ДВБ-102 — В. М. Мясищев;
  • Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2 — А. Н. Туполев;
  • Пикирующий бомбардировщик Пе-2 — В. М. Петляков;
  • первый авиационный реактивный двигатель РД-1 — В. П. Глушко;
  • Универсальная артиллерийская система 152 мм;
  • Полковая 75-мм пушка образца 1943 года;
  • проекты отделки кабинетов наркома внутренних дел и зала заседаний в Московском Кремле;
  • проекты фасадов административного здания (ОГПУ) на углу Шпалерной улицы и Литейного проспекта, 4 в Ленинграде (1931-1932);
  • реконструкция Конногвардейского манежа под гараж ОГПУ;
  • проект внутренней отделки правительственной дачи на Каменном острове (15 комнат и эскизы мебели);
  • архитектурные проекты здания горячего цеха алюминиевого завода в Волховстрое (ныне — город Волхов);
  • дома отдыха ГПУ в Хосте;
  • жилых домов для сотрудников ГПУ на Пироговской набережной в Москве и на углу улицы Воинова и проспекта Чернышевского в Ленинграде;
  • проекты отделки интерьеров парохода «Севастополь», яхты и катера серии «Г4» верфи НКВД по заказу центрального комитета компартии Абхазии.

И многое другое, список дополняется.

По форме представляло собой специальную тюрьму НКВД , а по сути - авиационное конструкторское бюро.В разные годы в ЦКБ-39 трудились заключенные инженеры и конструкторы: Николай Поликарпов , Дмитрий Григорович , Б. Н. Тарасович, А. В. Надашкевич, И. М. Косткин, В. Л. Корвин, В. С. Денисов и другие.

В 1931-1933 гг. административный руководитель ОКБ функционер Экономического управления (ЭКУ) ОГПУ СССР А. Г. Горянов-Горный (Пенкнович). Ранее этой должности и после неё руководил Техническим отделением ЭКУ ОГПУ, ведавшим использованием арестованных специалистов . В начале 1930 года ОКБ перебазировано на территорию авиационного завода № 39 вблизи Центрального аэродрома. Первоначально именовалось Особое конструкторское бюро ВТ-11 (от внутренняя тюрьма) и располагалось в охраняемом сотрудниками ОГПУ ангаре. Ангар был разделен перегородкой на две части: в одной находилась жилая зона, в другой - конструкторское бюро. Позднее переименовано в ЦКБ-39 и входило в состав Технического отдела ЭКУ ОГПУ. Главный конструктор ЦКБ-39 Д. П. Григорович , его заместитель Н. Н. Поликарпов , здесь работали А. В. Надашкевич, И.М. Косткин и др. Впоследствии численность сотрудников ЦКБ увеличили за счет вольнонаемных специалистов, среди которых были такие известные историкам лица, как А. С. Яковлев , В. Б. Шавров, А. Н. Рафаэльянц. Всего в штате ЦКБ-39 числилось 300 человек.

Коллектив тюремного ЦКБ отличался очень высокой квалификацией. Костяк его составили работники Отдела морского опытного самолетостроения (ОМОС). Хотя Главным конструктором был Григорович, но фактически все основные вопросы проектирования решались коллегиально. Связь арестантов с производственными подразделениями завода обеспечивал свободный инженер С.М.Данскер, а вольнонаёмным лётчиком – испытателем был Б. Л. Бухольц .

ЦКБ просуществовало всего два года и в конце 1932 года его слили с конструкторским бюро авиации, гидроавиации и опытного строительства (АГОС) ЦАГИ. За это время в нём были созданы летающие лодки МДР-3 , МБР-2 и МДР-2 , спроектированы и построены пушечный истребитель И-Z и штурмовик ТШ-1 , но особого успеха эти последние две машины не имели.

В 1930г. перед конструкторами была поставлена нелёгкая задача – срочно спроектировать одноместный истребитель смешанной конструкции с мотором воздушного охлаждения, получивший в дальнейшем название И-5 и выпускавшийся серийно. Меньше чем за два месяца маленький коллектив «вредителей» ЦКБ спроектировал новый истребитель. При этом следует учесть, что тюремная администрация запрещала проводить продувки моделей и другие виды испытаний в лабораториях ЦАГИ , МВТУ и Военно-воздушной академии . Конструкторы могли рассчитывать только на свой опыт и надёжность материалов, которые им разрешалось получать из некоторых организаций. 28 марта 1930 года утвердили полноразмерный макет, а уже 29 апреля первый опытный экземпляр самолёта с обозначением ВТ-11 («ВТ» означало «внутренняя тюрьма») поднялся в воздух, в итоге даже опередив плановые сроки. Лётные испытания И-5 проводил летчик Б. Л. Бухольц, который восторженно отзывался об этом лёгком, маневренном истребителе, развивавшем скорость 286 километров в час. Результаты первых испытаний показали, что истребитель имеет не только отличные скоростные характеристики, но и очень прост в пилотировании. Эти качества сразу выдвинули машину на одно из первых мест среди истребителей начала 30-х годов, а успешное испытание самолёта принесло свои плоды и сотрудникам ЦКБ. Для них сделали специальную столовую, питание резко улучшилось, по вечерам у инженеров появилось время для отдыха, им разрешили гулять в отгороженном садике и раз в неделю встречаться с жёнами и детьми. Значительно повысилась заработная плата, премии стали выдаваться дефицитными продуктами, а конструктору Д. П. Григоровичу разрешили поехать в отпуск в

Ключевые фигуры Дмитрий Павлович Григорович ;
Николай Николаевич Поликарпов ;
Андрей Николаевич Седельников ;
Василий Александрович Тисов;
Виктор Львович Корвин-Кербер ;
Александр Васильевич Надашкевич ;
Николай Густавович Михельсон ;
Иван Михайлович Косткин;
Евгений Иванович Майоранов;
Александр Дмитриевич Мельницкий

ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского - первое из «Опытно-конструкторских бюро», созданных в конце 1929 года для нужд советской авиапромышленности, использовавшее труд заключённых авиаконструкторов и инженеров. Являлось специальным подразделением ОГПУ . Позднее подобные ОКБ стали появляться в различных отраслях народного хозяйства, имея жаргонное название «шарага» или «шарашка» . В авиапромышленности их оказалось два. После ЦКБ-39 ОГПУ в 1938 году было создано ЦКБ-29 НКВД .

Первые аресты и следствие

Началом истории ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского можно считать 31 августа 1928 года, когда в Москве был арестован родоначальник морского авиастроения, на гидросамолетах которого Россия воевала всю Первую мировую и Гражданскую войны - Дмитрий Павлович Григорович . Основанием для взятия под стражу послужили неудачи Дмитрия Павловича последних лет. Начиная с 1924 года возглавляемый им коллектив - Отдел морского опытного самолетостроения (ОМОС) , располагавшийся на заводе «Красный летчик» в Ленинграде, не создал ни одной достойной машины. К моменту ареста ОМОС уже почти год не существовал, а сам Дмитрий Павлович возглавлял в Москве другое конструкторское подразделение - Опытный отдел-3 (ОПО-3). Большинство прежних его сотрудников из ОМОС остались в Ленинграде и разошлись по другим коллективам.

Катализатором ареста стал лишь летом отгремевший первый в истории Советской России процесс над инженерами-вредителями. Он получил название «Шахтинское дело ». Тогда власть впервые апробировала вступившую в силу 25 февраля 1927 года печально известную . В практику судопроизводства были введены такие понятия, как «вредитель » и «враг народа ». С одобрения широких слоев трудящихся крупных хозяйственников назвали «злостными вредителями». Часть из них приговорили к высшей мере, а остальных направили на стройки социализма. Начиная с «Шахтинского дела» наиболее квалифицированных осужденных стали использовать по специальности, но в закрытых учреждениях и под охраной ОГПУ . Опыта использования рабского умственного труда в стране ещё не существовало, поэтому целесообразность организации подобных заведений и предстояло оценить.

«…Если бы Григорович был вредителем, то он бы хуже сделать не мог. Он настолько разложил дело, потеряв четыре года, обманув возлагавшиеся на отдел надежды, что заслуживает и заслуживало ранее пресечения… В этом [ему] содействовала громадная репутация и авторитет, которыми пользовался Григорович, да и в царское время несколько удачных самолетов. В результате - полнейший кризис… достижения Отдела равны нулю».

Следует отметить, что одной из важных причин неудач ОМОС действительно оказался конфликт коллектива с главным конструктором. В их основе была постоянная чехарда с требованиями, которые предъявлялись к проектам. Например, заказчик мог легко себе позволить изменить базовые характеристики самолета (мощность двигателя, дальность полета грузоподъемность) в то время, когда опытный образец самолета уже находился в производстве.

Новые аресты и создание ОКБ ОГПУ

В тот день всех заключенных конструкторов и инженеров прямо в Бутырках , в помещении бывшей тюремной церкви впервые собрали вместе. В основном они были знакомы друг с другом, но даже не догадывались, что сидят в соседних камерах. Дальше, как вспоминал В. Л. Корвин-Кербер , произошло следующее:

«Днем появился заместитель начальника ВВС тов. Я. И. Алкснис . Он объявил задание: спроектировать, а затем построить истребитель под мотор „Юпитер“, но такой, который превзойдет любой из имеющихся на вооружении капиталистических стран, как по скорости, так по скороподъемности и вооружению. Нужны два пулемета, стреляющие через винт, и желательно предусмотреть ещё два, а также фотоустановку и бомбодержатели для четырёх бомб по 25 кг. Проект должен быть выполнен в рекордно короткий срок, и чертежи готовы для производства к концу марта. Тогда же должен быть представлен макет. На рассмотрение НТК проект передаваться не будет. Главным конструктором назначался Григорович, его заместителем - Поликарпов».

Начало деятельности ОКБ ОГПУ и переименование в «ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского»

Непосредственно руководил ОКБ ОГПУ помощник начальника технического отделения Экономического отдела ОГПУ А. Г. Горянов-Горный (Бенкович), а его полномочным представителем, неотлучно находившимся с заключенными, был С. М. Змуда . Заключенные авиаинженеры были переведены на усиленное питание, им разрешили прогулки и свидания с близкими. Работы над проектом истребителя начались прямо в тюремной церкви.

Ангар № 7 завода № 39. Сборка триплан «КОМТА» 1921 г. Именно в этом ангаре в 1930 г. разместился ЦКБ-39

По воспоминаниям В. Л. Корвин-Кербера:

«В январе 1930 г. произошли события, которых никто не ожидал. Внезапно после ужина всем было предложено собрать свои вещи и приготовиться в камере для выхода. Нас погрузили в небольшой автобус и повезли по городу. Куда, зачем, никто не понимал. Наконец, двери автобуса открылись и все увидели деревянный ангар-мастерскую завода № 39 . Вошли внутрь ангара и в самом конце, войдя за дверь, оказались в просторном помещении. Вдоль стен стояли кровати, а посередине большой стол со стопками газет и журналов. Сопровождавший всех Змуда предложил размещаться по кроватям на своё усмотрение. Справа от входа разместились: Б. Ф. Гончаров, Н. Н. Поликарпов, В. А. Тисов, И. М. Косткин, А. Н. Седельников, я и Е. И. Майоранов. Слева - Д. П. Григорович, П. М. Крейсон, Н. Г. Михельсон и другие». }

Перевод на завод потребовался в связи с тем, что работы над истребителем подошли к стадии макетирования и создания опытного образца. Организовать производство в тюремных условиях было невозможно. Небольшой авиазавод (скорее мастерские), примыкавший к Центральному аэродрому обнесли колючей проволокой, расставили охрану. Сюда и привезли заключенных. С этого момента «ОКБ ОГПУ» по номеру завода стало называться «ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского».

Оценив проект и поняв, что «вредители» и «враги народа» успешно перевоспитываются, кураторы ОГПУ решили усложнить задачу. Корвин-Кербер писал:

«Однажды вечером приехало большое начальство: А. Г. Горянов-Горный и М. И. Гай (Штоклянд - начальник 8 и 9 отделений Экономического управления ОГПУ). Змуда с охранником внесли в помещение корзины и ящики. Тут же на столах появилось вино и в большом количестве закуска. Всех членов ЦКБ пригласили за стол. Все насторожились, мы не могли понять, какую цель преследует такой банкет. Слово взял Гай. Он похвалил присутствующих за успешную работу и добавил, что решением командования срок постройки самолета-истребителя с 1-го июня переносится на 1-е мая, причём уже 26 марта должен быть представлен макет. Оспаривать новые сроки было нельзя. Пришлось заверить начальство, что коллектив с задачей справится. А ведь кроме самолета к первому мая нужно будет построить все для стат. испытаний» .

Несмотря на столь сжатые сроки было разработано полтора десятка вариантов проекта истребителя, из числа которых только три отобрали для строительства опытных образцов. Варианты отличались в деталях (проекты под разные двигатели, разное вооружение, наличие или отсутствие обтекателей двигателя и т. д.). К назначенной дате был готов первый опытный самолёт, первоначально получивший название ВТ-11 («внутренняя тюрьма» - 11-й вариант). Он был испытан здесь же на Центральном аэродроме. Летчик Б. Л. Бухгольц 28 апреля 1930 года уже в первом полете высоко оценил качества самолёта, а ОГПУ сделало вывод об эффективности подневольного умственного труда. Так был дан старт созданию научно-технических «шараг» практически во всех отраслях народного хозяйства и прежде всего в военной промышленности.

Новые задания и расформирование «ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского»

История ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского не закончилась. После удачного завершения работ над истребителем ВТ-11, его дублёром «Клим Ворошилов» (строился по 13 варианту проекта, но из суеверия не получил названия ВТ-13) и третьим прототипом - «Подарок XVI партсъезду» , под названием И-5 истребитель был запущен в серию. В ОГПУ решили, что расставаться с заключенными конструкторами ещё рано и выдали «вредителям» новые задания. Теперь предстояло построить не один самолёт, а сразу несколько. Заключенным предписывалось создать первый отечественный пушечный истребитель И-Z, бомбардировщик ТБ-5 , морской четырёхмоторный бомбардировщик, штурмовики ТШ-1 и ТШ-2, двухместный истребитель.

Понятно, что такой объём работ не мог быть выполнен ограниченными силами заключенных, и осенью 1930 года было принято решение расширить коллектив за счет вольнонаемных специалистов. Конечно, всех их можно было сразу арестовать, но ОГПУ выбрало другую модель - смешанного коллектива заключенных и вольных инженеров, чтобы последние постоянно ощущали, где они могут оказаться завтра. ЦКБ-39 было расширено более чем до 300 человек. Пришли, например, Г. Е. Чупилко, С. В. Ильюшин , А. С. Яковлев , В. Б. Шавров , С. Н. Шишкин и др. Под одной крышей собрались и осужденные, и некоторые из тех, кто недавно давал на них показания. История умалчивает, как, допустим, складывались отношения между Д. П. Григоровичем и В. Б. Шавровым.

Не все из новых проектов оказались удачными, но в целом ОГПУ было довольно. С лета 1931 года заключенных конструкторов стали по очереди отпускать. 10 июля 1931 года в газете «Правда» было опубликовано постановление ЦИК СССР, в котором говорилось:

«Амнистировать нижеследующих конструкторов - бывших вредителей, приговоренных коллегией ОГПУ к различным мерам социальной защиты, с одновременным их награждением:

Что касается самого ЦКБ-39 ОГПУ, то Приказом по Всесоюзному авиационному объединению (ВАО) за № 265 от 27 августа 1931 года ЦКБ 39 и ЦАГИ объединялись в единую организацию, начальником которой назначили чекиста Н. Е. Пауфлера . Чуть позже, 13 января 1933 года приказом заместителя Народного комиссара тяжелой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова на заводе № 39 им. Менжинского было образовано новое Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) для организации замкнутого цикла проектирования и производства легких самолетов под руководством С. В. Ильюшина .

Окончательная точка в деле Григоровича и сотрудников была поставлена только 25 июня 1993 года:

«…на основании Закона РСФСР от 18.10.91 г. „О реабилитации жертв политических репрессий“» прокурор отдела по реабилитации жертв политических репрессий Генеральной прокуратуры Российской Федерации постановил: «Григорович Дмитрий Павлович, Седельников Андрей Николаевич, Корвин-Кербер Виктор Львович, Мельницкий Александр Дмитриевич, Днепров Владимир Михайлович подлежат реабилитации» .

Ключевые фигуры  Дмитрий Павлович Григорович ;
 Николай Николаевич Поликарпов ;
 Андрей Николаевич Седельников ;
Василий Александрович Тисов;
 Виктор Львович Корвин-Кербер ;
 Александр Васильевич Надашкевич ;
 Николай Густавович Михельсон ;
Иван Михайлович Косткин;
Евгений Иванович Майоранов;
Александр Дмитриевич Мельницкий

ЦББ-39 ОГПУ им. Менжинского - первое из «Опытно-конструкторских бюро», созданных в конце 1929 года для нужд советской авиапромышленности, использовавшее труд заключённых авиаконструкторов и инженеров. Являлось специальным подразделением ОГПУ . Позднее подобные ОКБ стали появляться в различных отраслях народного хозяйства, имея жаргонное название «шарага» или «шарашка» . В авиапромышленности их оказалось два. После ЦКБ-39 ОГПУ в 1938 году было создано ЦКБ-29 НКВД .

Первые аресты и следствие

Началом истории ЦББ-39 ОГПУ им. Менжинского можно считать 3 сентября 1928 года, когда в Москве был арестован родоначальник морского авиастроения, на гидросамолетах которого Россия воевала всю Первую мировую и Гражданскую войны - Дмитрий Павлович Григорович (обычно датой ареста Д. П. Григоровича указывают 31 августа, что противоречит следственному делу № 63641). Основанием для взятия под стражу послужили неудачи Дмитрия Павловича последних лет. Начиная с 1924 года возглавляемый им коллектив - Отдел морского опытного самолетостроения (ОМОС) , располагавшийся на заводе «Красный летчик» в Ленинграде, не создал ни одной достойной машины. К моменту ареста ОМОС уже почти год не существовал, а сам Дмитрий Павлович возглавлял в Москве другое конструкторское подразделение - Опытный отдел-3 (ОПО-3). Большинство прежних его сотрудников из ОМОС остались в Ленинграде и разошлись по другим коллективам.

Катализатором ареста стал лишь летом отгремевший первый в истории Советской России процесс над инженерами-вредителями. Он получил название «Шахтинское дело ». Тогда власть впервые апробировала вступившую в силу 25 февраля 1927 года печально известную . В практику судопроизводства были введены такие понятия, как «вредитель » и «враг народа ». С одобрения широких слоев трудящихся крупных хозяйственников назвали «злостными вредителями». Часть из них приговорили к высшей мере, а остальных направили на стройки социализма. Начиная с «Шахтинского дела» наиболее квалифицированных осужденных стали использовать по специальности, но в закрытых учреждениях и под охраной ОГПУ . Опыта использования рабского умственного труда в стране ещё не существовало, поэтому целесообразность организации подобных заведений и предстояло оценить.

«…Если бы Григорович был вредителем, то он бы хуже сделать не мог. Он настолько разложил дело, потеряв четыре года, обманув возлагавшиеся на отдел надежды, что заслуживает и заслуживало ранее пресечения… В этом [ему] содействовала громадная репутация и авторитет, которыми пользовался Григорович, да и в царское время несколько удачных самолетов. В результате - полнейший кризис… достижения Отдела равны нулю».

Следует отметить, что одной из важных причин неудач ОМОС действительно оказался конфликт коллектива с главным конструктором. В их основе была постоянная чехарда с требованиями, которые предъявлял заказчик. Например, заказчик мог легко себе позволить изменить базовые характеристики самолета (мощность двигателя, дальность полета грузоподъемность) в то время, когда опытный образец самолета уже находился в производстве.

Новые аресты и создание ОКБ ОГПУ

В тот день всех заключенных конструкторов и инженеров прямо в Бутырках , в помещении бывшей тюремной церкви впервые собрали вместе. В основном они были знакомы друг с другом, но даже не догадывались, что сидят в соседних камерах. Дальше, как вспоминал В. Л. Корвин-Кербер , произошло следующее:

«Днем появился заместитель начальника ВВС тов. Я. И. Алкснис . Он объявил задание: спроектировать, а затем построить истребитель под мотор „Юпитер“, но такой, который превзойдет любой из имеющихся на вооружении капиталистических стран, как по скорости, так по скороподъемности и вооружению. Нужны два пулемета, стреляющие через винт, и желательно предусмотреть ещё два, а также фотоустановку и бомбодержатели для четырёх бомб по 25 кг. Проект должен быть выполнен в рекордно короткий срок, и чертежи готовы для производства к концу марта. Тогда же должен быть представлен макет. На рассмотрение НТК проект передаваться не будет. Главным конструктором назначался Григорович, его заместителем - Поликарпов».

Начало деятельности ОКБ ОГПУ и переименование в «ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского»

Непосредственно руководил ОКБ ОГПУ помощник начальника технического отделения Экономического отдела ОГПУ А. Г. Горянов-Горный (Бенкович), а его полномочным представителем, неотлучно находившимся с заключенными, был С. М. Змуда . Заключенные авиаинженеры были переведены на усиленное питание, им разрешили прогулки и свидания с близкими. Работы над проектом истребителя начались прямо в тюремной церкви.

По воспоминаниям В. Л. Корвин-Кербера:

«В январе 1930 г. произошли события, которых никто не ожидал. Внезапно после ужина всем было предложено собрать свои вещи и приготовиться в камере для выхода. Нас погрузили в небольшой автобус и повезли по городу. Куда, зачем, никто не понимал. Наконец, двери автобуса открылись и все увидели деревянный ангар-мастерскую завода № 39 . Вошли внутрь ангара и в самом конце, войдя за дверь, оказались в просторном помещении. Вдоль стен стояли кровати, а посередине большой стол со стопками газет и журналов. Сопровождавший всех Змуда предложил размещаться по кроватям на своё усмотрение. Справа от входа разместились: Б. Ф. Гончаров, Н. Н. Поликарпов, В. А. Тисов, И. М. Косткин, А. Н. Седельников, я и Е. И. Майоранов. Слева - Д. П. Григорович, П. М. Крейсон, Н. Г. Михельсон и другие». }

Перевод на завод потребовался в связи с тем, что работы над истребителем подошли к стадии макетирования и создания опытного образца. Организовать производство в тюремных условиях было невозможно. Небольшой авиазавод (скорее мастерские), примыкавший к Центральному аэродрому обнесли колючей проволокой, расставили охрану. Сюда и привезли заключенных. С этого момента «ОКБ ОГПУ» по номеру завода стало называться «ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского».

Оценив проект и поняв, что «вредители» и «враги народа» успешно перевоспитываются, кураторы ОГПУ решили усложнить задачу. Корвин-Кербер писал:

«Однажды вечером приехало большое начальство: А. Г. Горянов-Горный и М. И. Гай (Штоклянд - начальник 8 и 9 отделений Экономического управления ОГПУ). Змуда с охранником внесли в помещение корзины и ящики. Тут же на столах появилось вино и в большом количестве закуска. Всех членов ЦКБ пригласили за стол. Все насторожились, мы не могли понять, какую цель преследует такой банкет. Слово взял Гай. Он похвалил присутствующих за успешную работу и добавил, что решением командования срок постройки самолета-истребителя с 1-го июня переносится на 1-е мая, причём уже 26 марта должен быть представлен макет. Оспаривать новые сроки было нельзя. Пришлось заверить начальство, что коллектив с задачей справится. А ведь кроме самолета к первому мая нужно будет построить все для стат. испытаний» .

Несмотря на столь сжатые сроки было разработано полтора десятка вариантов проекта истребителя, из числа которых только три отобрали для строительства опытных образцов. Варианты отличались в деталях (проекты под разные двигатели, разное вооружение, наличие или отсутствие обтекателей двигателя и т. д.). К назначенной дате был готов первый опытный самолёт, первоначально получивший название ВТ-11 («внутренняя тюрьма» - 11-й вариант). Он был испытан здесь же на Центральном аэродроме. Летчик Б. Л. Бухгольц 28 апреля 1930 года уже в первом полете высоко оценил качества самолёта, а ОГПУ сделало вывод об эффективности подневольного умственного труда. Так был дан старт созданию научно-технических «шараг» практически во всех отраслях народного хозяйства и прежде всего в военной промышленности.

Новые задания и расформирование «ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского»

История ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского не закончилась. После удачного завершения работ над истребителем ВТ-11, его дублёром «Клим Ворошилов» (строился по 13 варианту проекта, но из суеверия не получил названия ВТ-13) и третьим прототипом - «Подарок XVI партсъезду» , под названием И-5 истребитель был запущен в серию. В ОГПУ решили, что расставаться с заключенными конструкторами ещё рано и выдали «вредителям» новые задания. Теперь предстояло построить не один самолёт, а сразу несколько. Заключенным предписывалось создать первый отечественный пушечный истребитель И-Z, бомбардировщик ТБ-5 , морской четырёхмоторный бомбардировщик, штурмовики ТШ-1 и ТШ-2, двухместный истребитель.

Понятно, что такой объём работ не мог быть выполнен ограниченными силами заключенных, и осенью 1930 года было принято решение расширить коллектив за счет вольнонаемных специалистов. Конечно, всех их можно было сразу арестовать, но ОГПУ выбрало другую модель - смешанного коллектива заключенных и вольных инженеров, чтобы последние постоянно ощущали, где они могут оказаться завтра. ЦКБ-39 было расширено более чем до 300 человек. Пришли, например, Г. Е. Чупилко, С. В. Ильюшин , А. С. Яковлев , В. Б. Шавров , С. Н. Шишкин и др. Под одной крышей собрались и осужденные, и некоторые из тех, кто недавно давал на них показания. История умалчивает, как, допустим, складывались отношения между Д. П. Григоровичем и В. Б. Шавровым.

Не все из новых проектов оказались удачными, но в целом ОГПУ было довольно. С лета 1931 года заключенных конструкторов стали по очереди отпускать. 10 июля 1931 года в газете «Правда» было опубликовано постановление ЦИК СССР, в котором говорилось:

«Амнистировать нижеследующих конструкторов - бывших вредителей, приговоренных коллегией ОГПУ к различным мерам социальной защиты, с одновременным их награждением:

Что касается самого ЦКБ-39 ОГПУ, то Приказом по Всесоюзному авиационному объединению (ВАО) за № 265 от 27 августа 1931 года ЦКБ 39 и ЦАГИ объединялись в единую организацию, начальником которой назначили чекиста Н. Е. Пауфлера . Чуть позже, 13 января 1933 года приказом заместителя Народного комиссара тяжелой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова на заводе № 39 им. Менжинского было образовано новое Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) для организации замкнутого цикла проектирования и производства легких самолетов под руководством С. В. Ильюшина .

Окончательная точка в деле Григоровича и сотрудников была поставлена только 25 июня 1993 года:

«…на основании Закона РСФСР от 18.10.91 г. „О реабилитации жертв политических репрессий“» прокурор отдела по реабилитации жертв политических репрессий Генеральной прокуратуры Российской Федерации постановил: «Григорович Дмитрий Павлович, Седельников Андрей Николаевич, Корвин-Кербер Виктор Львович, Мельницкий Александр Дмитриевич, Днепров Владимир Михайлович подлежат реабилитации» .

Список «вредителей», создавших истребитель И-5 . Авиаконструктор, ближайший соратник Н. Н. Поликарпова. Директор авиазавода № 1 «Дукс» В ЦКБ-39 занимался проектированием крыльев .

  • Крейсон Павел Мартынович . Постоянный член Научно-технического комитета Управления военно-воздушных сил РККА. Специалист по статиспытаниям. В ЦКБ-39 занимался центровочными расчетами .
  • Надашкевич Александр Васильевич . Военный лётчик, выпускник Московской военной авиашколы высшего пилотажа (1918). С 1925 член научно-технического комитета Воздушного Флота РККА. Непревзойденный специалист по вооружению самолетов. В ЦКБ-39 занимался проектированием вооружения .
  • Майоранов Евгений Иванович . До революции - морской лётчик, выпускник Бакинской школы морской авиации (1917). Авиаконструктор, соратник Григоровича с 1922 г., затем (с 1923 г.) - Н. Н. Поликарпова. .
  • Мельницкий Александр Дмитриевич . Окончил Морской корпус (1911); штурманский офицер 2 разряда (1915), морской летчик. Выпускник Петроградской школы морской авиации. Служил и. д. ревизора эсминцев «Донской казак» (1912-1913), «Войсковой» (с 1913); офицер Гвардейского экипажа (с 25.04.1915). Награждён орденами: Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (01.06.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (23.011.1915). После революции в белых войсках Северного фронта в Британском авиационном отряде, затем командир сухопутного разведывательного отряда в Мурманском авиадивизионе. По некоторым сведениям , был взят в плен и расстрелян в Медвежьей Горе. На самом деле с 1925 года лётчик-испытатель Отдела морского опытного самолетостроения (ОМОС) Д. П. Григоровича. В ЦКБ-39 - инженер-конструктор .
  • Михельсон Николай Густавович В ЦКБ-39 возглавлял чертежную группу .
  • Поликарпов Николай Николаевич . Один из первых российских авиаконструкторов, начинавший ещё на Русско-балтийском заводе под руководством И. И. Сикорского . В ЦКБ-39 исполнял обязанности заместителя руководителя проекта, занимался общим видом и фюзеляжем .
  • Попов А. А. Авиаконструктор, ближайший соратник Н. Н. Поликарпова. Специалист по опытному производству. В ЦКБ-39 - инженер-конструктор .
  • Рубинчик А. Р. В ЦКБ-39 - инженер-конструктор .
  • Седельников Андрей Николаевич . Авиаконструктор с дореволюционным стажем, ближайший соратник Д. П. Григоровича начиная с завода Щетинина («Гамаюн»). В ЦКБ-39 занимался проектированием шасси .
  • Тарасевич Борис Николаевич . Директор Коломенского паровозостроительного завода. В ЦКБ-39 инженер-конструктор .
  • Тисов Василий Александрович . Авиаконструктор, ближайший соратник Н. Н. Поликарпова. Специалист по самолетному оборудованию и опытному производству самолетов. В ЦКБ-39 инженер-конструктор .
  • Фохт В. Е. Заведующий техническим отделом Рыбинского машиностроительного завода № 26. В ЦКБ-39 занимался двигателем .
  • Руководящий состав ЦКБ-39 от ОГПУ