Вооруженные силы иностранных государств. Вооруженные силы зарубежных стран

Значение, определение и толкование слова

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВА – это сухопутные, морские и воздушные военные формирования. К В.с.г. относятся также объединенные контингенты вооруженных сил под международным командованием, которые создаются на основе положений Устава ООН или региональными организациями. В.с.г. состоят из комбатантов и некомбатантов . В.с.г. ограничены в выборе средств и методов ведения войны. Нормы международного права запрещают вести вооруженные действия против гражданского населения, гражданских объектов, объектов, располагающих культурными ценностями, причинять серьезный ущерб природной среде.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИНОСТРАННЫЕ – это воинские части и соединения, присутствующие на территории иностранного государства. Такое присутствие является правомерным в случае соглашения об этом между соответствующими государствами или в случае разгрома войск агрессора и вступления на его территорию. Правовой статус В.с.и. в первом случае определяется специальными международными соглашениями между посылающим и принимающим вооруженные силы государствами, во втором – режимом оккупации военной .

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ – это коалиционные силы, формируемые из национальных воинских контингентов, предоставляемых государствами – членами ООН в распоряжение Совета Безопасности ООН, применяемые по его решению и под его руководством при осуществлении принудительных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Для этой цели Устав ООН обязывает всех членов Организации предоставлять в распоряжение СБ ООН по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания (ст. 43). Такие коалиционные силы, как следует из Устава, не являются постоянными и формируются по требованию СБ ООН и на основании его решения о применении силы в конкретной ситуации. Правовой основой для выделения национальных контингентов в распоряжение СБ ООН должны быть упомянутые соглашения, заключаемые между Советом, с одной стороны, и отдельными членами или группами членов ООН – с другой, подлежащие ратификации подписавшими их государствами в соответствии с их конституционными процедурами. В том, что касается планирования применения коалиционных сил и их использования и командования ими, СБ ООН должен оказывать содействие Военно-штабной комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета или их представителей.

На практике положения Устава ООН о порядке формирования и использования вооруженных сил под командованием ООН до настоящего времени не применялись, ни одного предусмотренного ст. 43 соглашения между СБ ООН и государствами-членами о предоставлении воинских контингентов не было подписано, а Военно-штабной комитет не исполняет возложенных на него Уставом функций. Это произошло во многом из-за политико-идеологических противоречий периода холодной войны, а позднее – в силу финансовых и организационных проблем, с которыми столкнулась ООН. В качестве паллиативной меры воинские контингенты под флагом ООН применяются в рамках операций по поддержанию мира .

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 1/2000, стр. 37-64

Справочные данные

Справочный материал «Вооруженные силы зарубежных стран» призван удовлетворить потребности широкого круга читателей в сравнительно небольшой по объему и общедоступной информации энциклопедического характера об армиях иностранных государств. Он составлен по данным ежегодных изданий «The Military Balance (1999 - 2000)», «The World Factbook (1999 - 2000)», «The Balance of Military Power, World Defence Almanac (1999 - 2000)», «Terre Magazine (август 1999)», «Jane"s Fighting Ships (1999 - 2000)» и других открытых зарубежных источников. Справочно-терминологический характер этих данных делает их полезными и необходимыми для специалистов.

В справочном материале приведены следующие данные о 177 странах мира: численность населения, размеры военного бюджета, численность личного состава регулярных войск (сил), резервов и военизированных формирований, принципы комплектования и сроки срочной службы, мобилизационные людские ресурсы, боевой состав вооруженных сил, количество вооружения и военной техники, их типы и классы.

Все данные представлены по состоянию на конец 1999 - начало 2000 года. Отсутствие информации в открытой зарубежной печати о вооруженных силах какой-либо страны в справочном материале обозначено как «Данных о ВС нет», а отсутствие вооруженных сил в структуре ее государственных институтов соответственно «ВС нет». Если не приводятся данные о виде ВС, то это означает, что в составе ВС его нет.

В справочном материале используются общеизвестные названия государств, а сами они расположены в алфавитном порядке. Численность личного состава регулярных ВС какой-либо страны, приведенная в нем, не всегда является суммой численности личного состава видов ВС из-за наличия неучтенных учреждений и формирований центрального подчинения министерства обороны.

В последующих номерах журнала «Зарубежное военное обозрение» будут публиковаться статьи о вооруженных силах (или отдельных их видах) каких-либо стран. Возможно, некоторые данные, приведенные в них, будут не совпадать с теми, что опубликованы в настоящем справочном материале. Подобное разночтение объясняется использованием авторами этих статей национальных источников, то есть материалов той страны, которой посвящена публикация. Как правило, эти материалы более поздние по срокам их опубликования, и, как следствие, реальнее отражают ту или иную характеристику.

Стремясь вместить как можно больше информации о вооруженных силах зарубежных стран в рамках одного журнала, редакция вынуждена была набрать справочный материал мелким шрифтом, применяемым обычно в энциклопедических изданиях. Кроме того, с целью экономии места используется система сокращений терминов и словосочетаний, которые приведены ниже.

Почти все страны мира имеют свои вооружённые силы. Наиболее сильными армиями в настоящее время располагают США, Россия, Китай, Германия, Великобритания, Франция. Довольно мощная военная группировка создана в военно-политическом Североатлантическом союзе (блок НАТО).

Вооружённые силы США по своей численности, боевому составу, количеству оружия и военной техники превосходят вооружённые силы таких стран, как Германия, Великобритания, Франция и Италия вместе взятые. Они составляют основу боевой мощи блока НАТО.

Вооружённые силы США включают виды: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морские силы и корпус морской пехоты. Общая численность регулярных вооружённых сил США более 1,3 млн человек военнослужащих и около 700 тыс. человек гражданского персонала. Организованный резерв составляют свыше одного миллиона человек. Резерв совместно с регулярными войсками участвует в различных учениях и манёврах, оснащается современным оружием и военной техникой.

Верховным главнокомандующим вооружёнными силами является президент, который осуществляет общее руководство ими через Совет национальной безопасности и Министерство обороны.

Комплектование личного состава вооружённых сил осуществляется по добровольному принципу вербовки и заключения индивидуальных контрактов.

На службу привлекаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США и имеющие хотя бы среднее образование. Срок контракта от 3 до 6 лет. Для всех резервистов установлена программа, по которой они привлекаются на занятия один уик-энд в месяц и две недели в году. При необходимости военнослужащие резервных компонентов призываются на действительную службу.

Сухопутные войска являются одним из основных компонентов сил общего назначения. Они состоят из родов войск и различных служб. К родам войск относятся: пехота (мотопехота), бронетанковые войска, полевая и зенитная артиллерия, армейская авиация, а также части и подразделения боевого обеспечения - войска связи, инженерные, химические, военная разведка и военная полиция.

Военно-воздушные силы состоят из частей, соединений и объединений межконтинентальных баллистических ракет, крылатых ракет наземного базирования, стратегической, тактической и военно-транспортной авиации. В них также входят силы и средства противовоздушной обороны, предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства.

Военно-морские силы являются разнородным и универсальным видом вооружённых сил США и предназначены для ведения военных действий в различных по масштабу и характеру войнах.

Важным компонентом вооружённых сил страны является морская пехота, она содержится в постоянной боевой готовности и используется американским военно-политическим руководством в качестве ударного отряда.

Основные виды вооружения и военной техники: танки «Абрамс»; БМП «Бредли»; БТР М113; ПУ ПТУР «Дракон»; ПУ ЗУР «Пэтриот»; межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен-3» и МХ; самолёты F-15, F-16, F/А-18, С-12, А-10А; вертолёты UH-60/A/L/M, АН-1W «Супер Кобра»; атомные авианосцы многоцелевые и авианосцы малые; подводные лодки ПЛА (подводная лодка атомная) и ПЛАРБ (подводная лодка атомная ракета баллистическая); линкоры, крейсеры, эскадренные миноносцы, минотральные и десантные корабли.

Вооружённые силы Германии (Бундесвер) представляют наиболее мощную по численности и обычному вооружению армию в Западной Европе. Численность регулярных вооружённых сил Германии более 300 тыс. человек военных и 75 тыс. гражданских, в резерве Бундесвера состоят свыше 300 тыс. человек. Германия располагает собственной военной промышленностью, которая способна производить почти все виды современного вооружения и военной техники. Основная часть вооружённых сил Германии включена в состав объединённых вооружённых сил НАТО.

Вооружённые силы Германии составляют сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы.

Сухопутные войска Германии состоят из сухопутных войск и территориальных войск. Сухопутные войска Германии делятся на рода войск и рода оружия. К родам войск относятся: войска управления, боевые войска, войска боевой поддержки и специальные рода войск. Войска управления предназначены для обеспечения командования и войск связью, разведывательными данными, а также для организации и поддержания общего порядка в войсках. Боевые войска являются главным родом войск и основой сухопутных сил Бундесвера. Они объединяют два рода оружия - пехоту и танковые войска - и составляют более 80 % всего боевого состава сухопутных сил. Войска боевой поддержки включают армейскую авиацию, артиллерию, войска противовоздушной обороны и инженерные войска. К специальным родам войск относятся подразделения и части тылового обеспечения и подразделения защиты от оружия массового поражения.

Военно-воздушные силы Германии имеют в своём составе оперативно-тактические управляемые ракеты, тактическую и истребительно-бомбардировочную авиацию, а также зенитные ракетные комплексы.

Военно-морские силы Германии считаются одними из ведущих среди флотов европейских государств. Они состоят из флота и морской авиации. В боевом составе военно-морских сил Германии имеются подводные лодки, эскадренные миноносцы, фрегаты, малые противолодочные, десантные и минно-тральные корабли, ракетные катера, а также современные истребители-бомбардировщики, вертолёты, самолёты-разведчики и транспортные самолёты.

Верховным главнокомандующим вооружёнными силами является канцлер Германии. В мирное время общее руководство вооружёнными силами осуществляет министр обороны.

С 2011 года Германия перешла к комплектованию вооружённых сил добровольцами по контракту и профессиональными военнослужащими. В период пребывания в резерве личный состав регулярно привлекается на переподготовку и для участия в учениях.

Основные виды вооружения и военной техники Бундесвера: танки «Леопард-2»; БМП «Мардер»; БТР М-113; ПУ ПТУР «Милан»; ПУ ЗУР «Хок», «Роланд» и «Пэтриот»; самолёты «Торнадо»; вертолёты UH-1D, «Си Линкс», «Си Кинг»; подводные лодки, фрегаты, торпедные катера.

Вооружённые силы Великобритании . Военно-политический курс Великобритании направлен на всемерное укрепление военной мощи НАТО, развитие всестороннего сотрудничества с США и ведущими странами Западной Европы. По военным расходам Великобритания занимает второе место в НАТО после США.

Вооружённые силы Великобритании состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил. Общая численность регулярных вооружённых сил 180 тыс. человек, свыше 250 тыс. человек состоят в резерве. Верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны является король (королева). Разработку военной политики, основных направлений строительства вооружённых сил и подготовку страны к войне осуществляет комитет обороны во главе с премьер-министром. В военное время комитет обороны осуществляет общее руководство вооружёнными силами.

Вооружённые силы Великобритании комплектуются на добровольной основе. Комплектование рядовым личным составом осуществляется за счёт вербовки добровольцев по контракту. Лица, поступившие на военную службу в сухопутные войска и ВВС, заключают контракты сроком от 3 до 22 лет, а в ВМС - от 12 до 22 лет. Прохождение службы в территориальных войсках заключается в сочетании основной работы резервистов на предприятиях и фермах с систематическим прохождением военной подготовки. Система боевой подготовки включает занятия в учебных центрах воинских частей в выходные дни (12 суток в год), ежегодные лагерные сборы и участие в учениях регулярных войск.

Основные виды вооружения и военной техники: танки «Челленджер-2»; БМП «Уорриор»; самолёты «Торнадо», «Ягуар», «Харриер»; вертолёты «Си Кинг», «Линкс»; ПЛАРБ, ПЛА, АВЛ (авианосец лёгкий).

Вооружённые силы Франции . Сотрудничество Франции с НАТО и странами - участницами блока постоянно развивается. Вооружённые силы Франции состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил, а также военной жандармерии. Численность вооружённых сил около 250 тыс. человек, численность военной жандармерии - свыше 100 тыс. человек.

Верховным главнокомандующим вооружёнными силами является президент страны. Общее руководство подготовкой страны к войне и вооружёнными силами он осуществляет через высший совет обороны, комитет обороны, премьер-министра и министра обороны.

Комплектование осуществляется на добровольной основе.

Основные виды вооружения и военной техники: танки «Леклерк» и АМХ-30; БМП АМХ-10 Р/РС, бронетранспортёры VAB различных модификаций; ПТУР «Милан» и «Хот»; ЗРК «Хок» и «Роланд», ПЗРК «Мистраль»; самолёты «Мираж», «Ягуар», «Альфа Джет», вертолёты «Линкс»; ПЛАРБ, атомный авианосец, эсминцы, фрегаты, торпедные катера.

В Приложении 2 учебника показан общий вид, а в Приложении 3 приведены тактико-технические характеристики некоторых образцов вооружения и военной техники иностранных армий.

  1. Расскажите о составе и принципе комплектования вооружённых сил США.
  2. Расскажите о составе и принципе комплектования вооружённых сил Германии, Великобритании, Франции.
  3. Охарактеризуйте известные вам виды стрелкового оружия иностранных армий.
  4. Расскажите о боевых возможностях бронетанковой техники и авиации иностранных армий.

ВОЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ АРМИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Исполнитель: _________________

Руководитель: _________________

Минск, 2009 год


Введение

1. Предпосылки возникновения и обоснование использования военных компьютерных игр в боевой подготовке Вооруженных Сил на современном этапе

Заключение

Список использованных источников


Введение

В арсенал инструментария всех звеньев руководства вооруженных сил (ВС) наиболее развитых государств уже довольно давно и прочно вошло применение компьютерного моделирования имитации боевых действий, как прообраза современных компьютерных игр. Сфера применения которого является одной из немногих приоритетных областей, с которой уже не одно десятилетие связывается повышение эффективности строительства и применения любых ВС.

Динамизм развития вычислительной техники, технологий программирования и телекоммуникаций обозначили огромный прорыв в области создания разнообразных систем моделирования имитации боевых действий (в том числе военных компьютерных игр), а, следовательно, и в сферах их основного применения - боевой подготовке войск.

Целью данной работы явилось рассмотрение предпосылок возникновения, этапов и перспектив развития военных компьютерных игр, применяемых в боевой подготовке вооруженных сил ряда государств на современном этапе, а также попытка провести сравнительную оценку состояния дел в боевой подготовке ВС различных АИГ с применением разрабатываемых военных компьютерных игр.


1. Предпосылки возникновения и обоснование использования военных компьютерных игр в боевой подготовке вооруженных сил на современном этапе

На заре компьютерной техники (60-е годы прошлого столетия) предпринимались интенсивные попытки использования различных имитационных систем военного назначения преимущественно в США и СССР. Однако практическое использование компьютерной техники и полученных на основе ее использования результатов было незначительным.

Период с 70-х по 80-е годы прошлого столетия характеризуются активизацией работы в этой области. Однако лишь только к началу 90-х годов уровень развития компьютерных технологий и средств коммуникаций предопределил первые попытки внедрения компьютерного моделирования имитации боевых действий, а впоследствии и компьютерных игр в повседневную деятельность ВС наиболее технологически развитых армий. Поэтому в вопросах боевой подготовки войск в этот период шло развитие в направлении увеличения числа военнослужащих, выполняющих учебно-боевые задачи с использованием тренажерных комплексов, а также с использованием первых прототипов военных компьютерных игр как таковых.

С начала 1990-х годов большинство наиболее развитых ВС АИГ при формировании военно-технической политики включили компьютерные игры в число приоритетных технологий боевой подготовки войск.

Компьютерные игры сейчас являются относительно новой, но уже широко используемой формой воздействия на людей с целью трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли, внедрения в сознание необходимых идеологических и социальных установок, формирования определенных стереотипов мышления и поведения.

Первоначально видеоигры были созданы в качестве тренажеров для персонала, деятельность которого требует быстрой реакции в ограниченные интервалы времени и обучение которого на натурных объектах либо невозможно, либо очень дорого. Постепенно благодаря развитию компьютерных и информационных технологий они перешли сначала в разряд элитарных развлечений, а затем в массовую культуру.

Сегодня игровая индустрия одна из самых динамично развивающихся отраслей. Согласно Мировой рынок видеоигр оценивается в 11 млрд долларов в год и стремительно растет. Ожидается, что в 2009 году ежегодный объем продаж на мировом рынке коммерческих видеоигр может составить порядка 40 млрд долларов, часть из этой суммы будет неизбежно ассигновано на разработку, усовершенствование и внедрение военных компьютерных игр как для подготовки кадровых военных так и для продвижения этих игр на рынке.

В компьютерных играх все мультимедийные средства (звук, цвет, освещенность и т. д.) действуют на игрока одновременно, дополняя друг друга, поэтому воздействие на психику играющего усиливается многократно. Поскольку компьютерные видеоигры обладают полным набором таких средств, то они являются практически идеальной формой внушения.

Неудивительно, что именно способность оказывать концентрированное воздействие на эмоционально-чувственную психологическую сферу человека (группы людей) предопределило широкое повсеместное внедрение компьютерных игр в процесс боевой подготовки военнослужащих ряда АИГ.

Кроме создания реалистического образа вероятного противника видеоигры позволяют решать такие дополнительные задачи как:

воссоздавать реалистичную многомерную картину современного боя;

отрабатывать тактику ведения боевых действий в соответствии с принципами ведения современного боя, при этом оставаясь абсолютно безопасным средством обучения;

готовить военнослужащих к действиям в любых природно-географических условиях;

эффективно обучать военнослужащих предметам боевой подготовки, тактико-техническим характеристикам любых средств вооружения и военной техники;

расширять общий кругозор;

снимать стресс у военнослужащих, участвующих в военных действиях;

формировать мировоззрение любого пользователя компьютерных игр в соответствии с принятой идеологией.

Помимо точного воспроизведения физических условий, в которых оказывается солдат, игроку приходится взаимодействовать с виртуальными сослуживцами, разбирающимися в военной стратегии, выказывающими эмоции и порой реагирующими на привычные фразы совершенно неожиданным образом. Кроме сослуживцев солдат общается с гражданскими лицами, которые тоже могут вести себя самым неожиданным образом: мать раненого ребенка в истерике катается в пыли, из окон высовываются люди и что-то гневно кричат и т. д.

Наиболее велика роль видеоигр в психологической работе как традиционно важного компонента морально-психологической подготовки военнослужащих. Ее цель - обеспечить эмоционально-волевую устойчивость личного состава к внешним раздражителям в условиях реальной боевой обстановки. Основное преимущество видеоигр заключается в том, что при отсутствии реальной угрозы для жизни и здоровья обучающихся психологические условия виртуальной реальности приближены к боевым, то есть достигается эффект, психологически сравнимый с условиями реального боя. Видеоигры дают возможность приобрести опыт ведения военных операций заблаговременно, без существенных затрат и риска для жизни людей.

Кроме того, компьютерные видеоигры внедряются как форма досуга личного состава для рационального использования внеслужебного времени военнослужащими и членами их семей.

В последнее время видеоигры стали активно использоваться в ряде АИГ при проведении кампании по военно-профессиональной ориентации молодежи. Ее цель - создание и поддержание в сознании военнослужащих и широких слоев общественности привлекательного имиджа вооруженных сил и военной службы. Чему служит подтверждением тот факт, что армия США и сайт Global Gaming League заключили сделку, в рамках которой военные инвестировали два миллиона американских долларов в развитие игрового сообщества, как сообщает . Сайт, в свою очередь, оказал военным информационную поддержку. Спонсорская программа была запущена в июне 2007 года. По оценкам специалистов, сайт GGL ежемесячно в течении года посещало около 9,2 миллиона пользователей. Восемьдесят процентов из них составили лица призывного возраста от 17 до 24 лет.

Имеются сведения, что в США, военные компьютерные видеоигры используются в качестве рекламного средства, в частности вооружений и военной техники, разрабатываемых военно-промышленным комплексом этой страны.

Необходимо также отметить, что применение компьютерных игр в боевой подготовке военнослужащих имеет также и экономическую составляющую – относительную дешевизну по сравнению с иными формами и методами обучения военнослужащих (использование учебных полигонов, танкодромов, проведение учений и т.п.).

Как утверждает в скором будущем военная игровая индустрия, несомненно, продолжит свое стремительное развитие.

В следствии всего вышесказанного сегодня компьютерные игры стали одним из самых действенных инструментов боевой подготовки войск, распространения государственной идеологии, формирования национального самосознания граждан, создания благоприятного образа страны и ее вооруженных сил в мире при своей экономической эффективности.


2. Военные компьютерные игры в боевой подготовке Вооруженных Сил армий иностранных государств на современном этапе

Подавляющее большинство сценариев проведения военных операций - от диверсий и управления боевыми машинами до ведения крупномасштабных военных операций в масштабах отдельной страны или целой планеты - уже использованы авторами компьютерных игр. Созданные ими сценарии очень сложны, многовариантны и часто максимально приближены к действительности, что в конечном итоге находит применение в различного рода программных продуктах.

В последние десять лет по заказу Пентагона интенсивно разрабатываются видеоигры, которые представляют собой настоящие учебные курсы и пособия по боевой подготовке. Первопроходцем стала игра «Doom» (производитель «ID Software»), появившаяся в 1994 году. Она была признана экспертами министерства обороны США потенциальным прототипом компьютерных симуляторов для подготовки бойцов спецподразделений.

По заказу Министерства обороны США институт креативных технологий (Institute for Creative Technologies) и Калифорнийский университет создали прототип компьютерного симулятора для корпуса морской пехоты «Marine Doom» в 1996 году.

Позднее американская военная академия "Вест-Поинт" включила в учебную программу боевой подготовки тренировки с использованием серии тактических игр «Close Combat», "Ближний бой", первая из которых вышла в 1996 г., а последняя, пятая, - в 2000-м. Разработчики этой игры из Atomic Games создали вполне убедительный симулятор действий роты сухопутных сил времен Второй мировой войны. Игрок в Close Combat, наблюдая за проведением операции с высоты птичьего полета, руководит своим подразделением в пределах поля боя. В настоящее время Atomic Games по заказу командования морской пехоты США разработала для Close Combat специальный мод (набор файлов, содержащих информацию об игровом поле, характеристиках оружия и техники, а также другие данные, определяющие внешний вид игры) Close Combat Marines, который используется для тренировок командиров морпехов. Впрочем, при всех своих достоинствах Close Combat все-таки оставался игрой, весьма далекой от реальности.

Следующим шагом, вполне логичным, было попытаться совместить игры-шутеры с тактическими. В настоящее время существует множество игр класса FPS (first-person shooter), участник которых попадает в самую гущу боя - Call of Duty, Medal of Honour, Battlefield 1942 и так далее. К примеру Atomic Games в 1998 году разработала «First to fight» - игру, которую приняла в качестве учебного "пехотного симулятора" морская пехота США. Что касается First to fight, то этот шутер был разработан при активном содействии морской пехоты. В его создании участвовали 40 настоящих военнослужащих, которые консультировали разработчиков, объясняя им некоторые особенности тактики солдат в условиях городского боя. В FTF игрок является членом ударной группы морпехов из четырех человек. Именно поэтому морские пехотинцы выбрали игру в качестве тренажера. В настоящее время игра уже включена в программы большинства учебных заведений, которые готовят специалистов для армии. Теперь армейские программисты разработали на ее базе несколько симуляторов, таких как Rainbow, SWAT, для отработки тактики применения различных специальных подразделений. В настоящее время готовится к выпуску шутер о Великой отечественной войне - Red Orchestra (красная капелла) от компании Bold games, специализирующейся на подобных играх. Эта игра, как ожидается, также станет учебным пособием для военнослужащих специальных подразделений.

Центр подготовки танкистов The Armor Fort Knox получил созданную специально для обучения офицеров тактическим навыкам версию коммерческого симулятора Janus.

Военный колледж, обучающий высокопоставленных офицеров (The Army Command and General Staff College), тренирует своих курсантов с помощью стратегической игры Decisive Action для обучения проведению военных операций в масштабе корпусов и дивизий. В футуристической танковой игре «Battlezone» военнослужащие отрабатывают навык нанесения первого удара и координации своих действий с другими экипажами. В симулятор были введены тактико-технические спецификации бронемашины Bradley.

Колледж ВМС (Naval War College) учит своих курсантов управлять коммерческим флотом с помощью тактической игры. Игра «Red Storm», созданная на основе одноименного романа «Красный шторм» известного писателя Тома Клэнси (Tom Clancy), перерабатывается компанией «UbiSoft Entertainment» в целях обучения солдат действиям в городских условиях. Уже к марту 2009 г выйдет в свет абсолютно новая версия игры «Red Storm», известная под названием «Tom Clancy’s EndWar» Действие этой игры происходит в 2020 г. В Третьей мировой войне участвуют США, Европа и Россия. Официальным поводом для войны считается нападение террористов на американскую космическую станцию Freedom Star, но на самом деле ее причины в другом... На тактической карте, отображающей общую расстановку сил на земном шаре, мы перемещаем войска, наблюдаем за передвижением фронтов и т.п.; затем можно перейти к непосредственному участию в боевых действиях. Под нашим командованием - пехота, танки, самолеты и даже орбитальные станции-бомбардировщики. Бои ведутся как в чистом поле, так и в городах, которых представлено четыре десятка (в том числе Москва, Париж, Вашингтон). Отдавать приказы можно голосом. Нужно сказать, что кроме режима для игрока-одиночки, есть мультиплеер по интернету.

Игра «Flight Simulator» компании Microsoft используется для подготовки курсантов в 65 военных школах, где готовятся летчики ВМС США.

Как уже отмечалось выше, по мнению аналитиков, Одной из самых популярных военных компьютерных игр стала нашумевшая «Американская армия» («America"s Army»). Серия пока состоит из двух игр: «Операции» («Operations: Defend Freedom») и «Солдаты» («Soldiers»). Игра «Солдаты» представляет собой своего рода «курс молодого солдата». Игроки-новобранцы выбирают различные варианты военной карьеры, снаряжение, учатся пользоваться различными видами оружия. Целью является получение звания сержанта, выступая в ролях военного полицейского, пехотинца и даже специалиста по ремонту авиационной техники. Другая игра серии - «Операции» - включает 20 одиночных миссий - от нападения на штаб главнокомандующего («HQ Raid») до засады в горах («Mountain Ambush»). В «Американской армии» предусмотрен как режим одиночной игры, так и возможность игры в Интернете. Миссии в Интернете поддерживают до 32 игроков. Стоит упомянуть, что «Американская армия» отличается от большинства игр-«стрелялок», участники которых уничтожают все, что появляется на их пути. Здесь игроки обязаны подчиняться «своду правил» сетевой игры, отражающих в некоторой степени памятку для солдат армии США - «Правила ведения боевых действий». Любые «преступления» в игре наказываются.

Несмотря на то что разработка игры «Американская армия» стоила 6,3 млн долларов, ее можно бесплатно скачать с нескольких тематических сайтов. Любой пользователь всемирной сети может также заказать по Интернету бесплатный диск с этой игрой, и впоследствии периодически ее обновлять. Кроме того, «Американская армия» распространяется на пунктах приема личного состава призывников Вооруженных сил США и вкладывается в популярные компьютерные журналы.

По утверждению руководства Пентагона, в 2003 году некоторые новобранцы пришли в армию именно под воздействием этой игры.

И только совсем недавно стало известно о выходе в свет уже третьей версии игры, которое ожидается к середине 2009 года. Разработчики игры America"s Army объявили о том, что их продукт попал в Книгу Рекордов Гиннеса уникальным достижениям.

Официально запущенная 4 июля 2002 года - в День независимости США - эта игра сразу же привлекла внимание молодежной аудитории. Так в августе 2003 года количество ее пользователей превысило 2 млн человек, а общее время, затраченное игроками на прохождение 1,8 млн игровых заданий, составило более 18,5 млн ч. По популярности среди молодежи «Американская армия» вышла на второе место в мире. А к январю 2007 года было зарегистрировано уже 8 миллионов пользователей. Для сравнения - на тот же период времени в Армии США службу проходило 519472 военнослужащих. На данный момент в игре насчитывается примерно 9.7 миллиона зарегистрированных пользователей. Согласно статистике, игра была скачана более 42 миллионов раз. Последняя версия America"s Army была скачана 2.4 миллиона раз за полгода – что явилось своеобразным беспрецедентным рекордом для военных компьютерных игр. А вот наибольшее число человеко-часов, проведённых в бесплатном онлайновом шутере (по статистике на август 2008 года), составило более 230 миллионами человеко-часов игрового процесса. При этом игра устанавливалась пользователями из более чем 60 стран мира.

Впервые в мировой истории официальный web-сайт вооружённых сил страны начал осуществлять поддержку видео игры. Кроме этого, America"s Army - первый военный межплатформенный компьютерный игровой проект, прошедший государственное лицензирование.

Существуют некоторые сведения, что у «Американской армии» существует секретный прототип, предназначенный для обучения сотрудников спецслужб, охраняющих президента США.

Совсем недавно, в СМИ было опубликовано официальное сообщение о номинирование на премию за достижения в области развития компьютерных игр «Золотая маска» лучшей компьютерной игры - шутера по итогам 2008 года, обладающей свойствами полноправной военной компьютерной игры «Call of Duty». Как указывается в источниках , семейство игр «Call of Duty» набрало наибольшее число голосов респондентов по всему миру, и, практически превысило количество выборов в пользу нашумевшей «America"s Army» в 2007 году.

Компьютерные игры, описывающие управление самолетами и вертолетами, также используются военными. К примеру, Microsoft Flight Simulator используется для обучения курсантов в 65 военных школах, где готовятся летчики ВМФ США. Так, в «Апач» («Apache AH-64») геймерам предлагается провести операцию «Антитеррор» в образе пилотов знаменитого американского вертолета АН-64 «Апач». На них возложена задача по уничтожению обосновавшейся на территории одного из арабских государств террористической группировки, члены которой называют себя «Мученики Солнца». По сюжету игры судьба человечества зависит от действий двух американских пилотов. С помощью подобного рода видеоигр формируется образ современного военнослужащего армии США и именно его роль чаще всего предлагают принять игроку в американских видеоиграх.

В целом, компьютерные симуляторы широко применяются в Вооруженных Силах США для обучения стрелков, водителей, летчиков, танкистов, механиков, моряков и т.д. К примеру, наработки компании Novalogic, создавшей популярную игру Delta Force, используются для создания боевой системы управления и связи Land Warrior, которой в перспективе будет оснащен каждый американский солдат.

Основными участниками очередных видеоигр, разрабатываемых компанией «Titan Systems», станут офицеры командного состава корпуса американской морской пехоты (US Marine Corps), a также старшие офицеры Тихоокеанского флота ВМС США. «Titan Systems» (штаб-квартира компании расположена в Сан-Диего), сотрудничающая с американским военным ведомством в течение 13 лет, получила очередной подряд от американских военно-морских сил на разработку виртуальных военных игр стоимостью 18 млн долларов. В новых разработках будут учтены все основные особенности ведения боевых действий на море.

Особенно ценен для военнослужащих опыт, приобретенный в стратегических играх типа «Gettysburg». Ее сценарий основан на реальных событиях, происходивших во время гражданской войны в США, когда битва северян и южан при Геттисберге стала крупнейшим сражением. По неофициальным данным, «Gettysburg» на некоторое время стал любимой игрой курсантов американских военных училищ, проверявших свои теоретические знания и умения в виртуальном мире.

С 2002 года в ходе боевой подготовки американские морские пехотинцы учатся, играя в английские видеоигры. Полигоном для тренировок стала созданная компанией Codemasters игра «Операция. Точка взрыва» («Operation Flashpoint, Cold War Crisis»). Ее участник выступает в роли спецназовца, сражающегося с различными противниками. Кроме того, игроки управляют джипами, вертолетами и различными боевыми транспортными средствами. На командование морской пехоты произвели неизгладимое впечатление заложенные в программе возможности изменять сценарии игры и участвовать в боевых действиях на стороне любого из противников, а также система координации действий, которая позволяет игрокам действовать в команде.

В настоящее время по заказу ВС США разрабатываются компьютерные игры практически для всех категорий военнослужащих. Институт креативных технологий (компания, которая работает и с американской армией, и с Голливудом) представил игру «Mission Rearsal Exercise» из серии интерактивных тренажеров для американских рядовых и командиров взводов. Изображение на огромном киноэкране и звуковое сопровождение позволяют довольно точно воспроизводить атмосферу военных действий или природных катастроф. При помощи одного щелчка мышью можно изменить ход событий, чтобы личный состав отрабатывал действия в непредвиденных ситуациях.

Следует упомянуть, что в армии США командованием Армии США по разработке доктрины и боевой подготовке (TRADOC) открыто специальное подразделение Project Office for Gaming (TPO Gaming), которое займется разработкой и внедрением компьютерных игр в процесс обучения солдат. в котором будут работать около 15 человек. Среди сотрудников студии – как компьютерщики, так и отставные военные. Специалисты TPO Gaming займутся интеграцией новейших технологий в области компьютерной графики в учебные симуляторы для военных. TPO Gaming также должно разработать специализированный инструментарий, с помощью которого солдаты смогут создавать собственные сценарии для обучения. Как ожидается, готов инструментарий будет не ранее 2015 года.

Остается добавить, что есть сведения о том, что ВС США военные компьютерные видеоигры используются также и как нетрадиционная форма опроса общественного мнения и рекламы. Так, в рамках проектов «Army Strong» и «PolitRate» компания «Лаборатория НТР» анонсировала 27 марта 2003 года на специализированных сайтах www.goarmy.com и www.politrate.com соответственно видео-профили ряда реально существующих людей, служащих в армии США. Интерактивные функции сайта позволили изучить определенные армейские должности или пообщаться с виртуальным модулем (сайт «Army Strong») и сыграть первую компьютерную игру-голосование «Шок и трепет» (сайт «PolitRate») . Ее участники должны были выбрать, за кого они будут играть - за армию Ирака или же за антииракскую коалицию. Цель игры заключалась в том, чтобы выявить отношение интернет-общественности к военной кампании США и их союзников в Ираке. Следует отметить, что указанная PR-кампания имела информационную поддержку на нескольких телеканалах и поисковых машинах Google, Yahoo, YouTube и даже MySpace.

Компьютерная компания GMX Media в 2004 году выпустила тактическую игру "Will of Steel". Главный герой которой, молодой офицер морской пехоты США, ведет в бой свой батальон, восстанавливая справедливость в Афганистане и Ираке. Особенностью игры явилось, стремление разработчиков создать полную иллюзию речевого общения меджу офицерами и их подразделениями, дав возможность военнослужащим почувствовать себя в роли настоящего боевого командира.

Несколько ранее, компанией Survival Systems Group создана компьютерная игра-тренажер Modular Egress Training Simulator - METS ("Модульный тренажёр для отработки эвакуации"), поступивший летом 2002 года на вооружение корпуса морской пехоты США, который дал бойцам необходимый опыт быстрой эвакуации из терпящего бедствие вертолёта и, таким образом, значительно снизил процент потерь на начальных стадиях десантных операций. Сейчас тренировка на таком тренажёре входит в курс базовой подготовки некоторых подразделений МП США и включает в себя всего два дня интенсивных занятий. .

Институт творческих технологий (ICT), курируемый Вооруженными силами и Университетом штата Северная Каролина, анонсировал проект разработки двух видеоигр, финансирование и тактическую поддержку которого взяла на себя армия США. Институт будет сотрудничать с FCS - совместным предприятием студии Sony Pictures ImageWorks и разработчика видеоигр Pandemic Studios - и с компанией Quicksilver Software с целью создания двух игр в течение ближайших двух лет. Игра C-Force предназначается для игровых консолей нового поколения, а игра CS-12, разрабатываемая ICT совместно с Quicksilver, - для ПК. В разработке игр примет участие штаб профессиональной подготовки и доктрин (Training & Doctrine Command) армии США. Игры позволят обучающимся управлять группами солдат, причем играющий в CS-12 сможет выполнять функции командира роты, а играющий в C-Force - командира взвода.

Фирма Simon & Schuster Interactive выпустила Real War - потребительскую версию игры, разработанной Министерством обороны США для обучения солдат совместным боевым действиям. Эта игра позволяет игрокам участвовать в крупномасштабных боевых операциях, причем лейтмотивом игры является борьба с мятежниками на Ближнем Востоке.

В американской Высшей военно-морской школе в стадии разработки находится новый военный симулятор GI Agent Editor. В симулятор заложены все имеющиеся данные о террористической организации "Аль-Каида", действиями которой руководит Усама бен Ладен. Симулятор предназначен для разработки военных операций против террористов. Как сообщает , разработчики игры надеются что рано или поздно им удастся создать симулятор, который способен будет, на основании имеющихся данных, предсказывать места и методы атак террористов.

Необходимо добавить, что армия США приступила к использованию системы визуализации военных компьютерных игр, построенную на основе графической системы SGI Onyx 3400, для создания высокореалистичных симуляторов, которые помогают готовить вооруженные силы к принятию эффективных решений в "горячих точках" за пределами США.

Трагические события в Ираке и Афганистане с участием ОВС НАТО послужили также прообразом ряда военных компьютерных игр.

В 2003 году на выставке Electronic Entertainment Expo была презентована трехмерная «стрелялка» «Охота на Саддама» (Quest for Saddam). В ней игроку предлагается «стать участником борьбы против иракского диктатора» и использовать против С. Хусейна самые разнообразные средства по собственному усмотрению. Основные моменты этой невзыскательной в плане аудиовизуальных характеристик игры - свержение статуи Хусейна в Багдаде и личная дуэль с бывшим иракским президентом.

Другая компьютерная игра с тем же названием представляет собой карточный пасьянс. Однако вместо королей и дам на картах изображены Саддам Хусейн и члены его кабинета. Если кликнуть на эти карточные портреты, программа, кроме того, выдает их имена и должности, что как предполагалось поможет военнослужащим контингента войск в Ираке различать главных действующих лиц в Иракской кампании.

А уже в 2005 году Нью-йоркская фирма Kuma Reality Games воссоздаёт реальные мировые события, используя передовые инструменты игровой индустрии. KumaWar - первая игра этой фирмы, являющаяся командно-тактической игрой от первого и третьего лица, которая многократно обновляется по подписке, чтобы отразить события, разворачивающиеся в реальном мире..

Другим шедевром военно-игровой индустрии США, посвященной проблематике подготовки военнослужащих ограниченного контингента в Ираке и Афганистане стала игра Full Spectrum Warrior, которая также сделана по принципу KumaWar. Хотя действия "Воина полного спектра" развиваются в вымышленной стране Зекистан (Zekistan), по окружающей среде и персонажам нетрудно догадаться, что это может быть Ираком или Афганистаном. Кстати, Full Spectrum Warrior стал хитом лета 2007 года неожиданно для самих разработчиков из Pandemic Studios.

Недавно по заказу Научно-исследовательского института сухопутных войск США специальное подразделение разработки компьютерных игр для ВС США TRADOC начало заниматься созданием игровой виртуальной реальности с целью научить американских военнослужащих быть "культурно чувствительными" в различных обстоятельствах при выполнении боевых задач на заграничной территории США. В рамках решения этой задачи уже создана компьютерная игра под названием "Вектор" (Vector – аббревиатура от Virtual Environment Cultural Training for Operational Readiness – "Культурная подготовка в виртуальной среде в интересах боевой готовности"). Этот продукт представляет собой компьютерную интерактивную игру, в которой средствами виртуальной реальности создана максимально приближенная к реальности обстановка сегодняшнего Ирака. Например, игрок, выступающий в роли американского солдата, преследующего боевиков-террористов, должен по сценарию вступать в контакт с местными жителями (кстати, говорящими по-английски с арабским акцентом) в разных ситуациях и добиться от них добровольного сотрудничества. При этом он должен правильно соблюдать местные традиции, учитывать арабский менталитет, психологию и прочие местные особенности. При совершении ошибок игрок получает штрафные очки, а если таких ошибок набирается слишком много, он терпит виртуальное поражение, и игра должна быть переиграна заново.

В целом, командование армии США надеется, что подобные компьютерные игры, учитывая популярность среди американских солдат, помогут лучше подготовить военнослужащих к операциям в горячих точках, таких как Ирак, Афганистан, Палестина и т.п. и повысят их понимание особенностей культуры, традиций и обычаев местного населения. А это, в свою очередь, должно содействовать предотвращению новых «недоразумений», подрывающих авторитет США и стимулирующих рост антиамериканизма в «захватываемых» странах.

Остается добавить, что начиная с 2006 г. ВС США наряду с проведением обычных учений приступили планомерному процессу перехода на совершенно новый вид боевой подготовки – виртуальные учения, для чего в войска было направлено свыше трех тыс. копий игры Darwars Ambush, и ее усовершенствованного аналога Game After Ambush, которые позволили солдатам прорабатывать военные сценарии с учетом различных факторов, а затем анализировать их. Созданное виртуальное пространство игры поражает своими масштабами - 100x100 километров.

Для прохождения подготовки солдат по этой видеоигре на базах в США и за границей создано 70 виртуальных тренировочных центров, а в каждом из них - по 52 рабочих места со всем необходимым оборудованием. Один центр сможет обеспечить одновременную подготовку целого взвода солдат. Для более масштабных учений тренировочные базы могут быть объединены через Интернет. Также необходимо отметить, что в августе 2003 года расквартированные в Европе части ВВС США получили транш в 200 тыс. долларов на открытие 17 онлайновых игровых центров для 14 баз, каждой базе предстояло «освоить» от 7 до 20 тыс. долларов на оснащение специальной игровой комнаты - закупку мебели и приставок Xbox.

Стоит сказать, что, как уже отмечалось выше, американские вооруженные силы не единственная армия мира, обучающая тактическим боевым действиям своих военнослужащих с помощью передовых компьютерных технологий в программе боевой подготовки войск.

Компьютерные игры начали активно использовать британские и французские военные. В 2002 году для них была выпущена специальная версия известной игрушки Half-Life. С ее помощью, прежде чем попасть на поле настоящей битвы, британские или французские военные учились воевать в виртуальной реальности. Так, согласно одно из подразделений британского миротворческого корпуса в Афганистане перед высадкой в этой стране в 2003 году проводило тренировки уличных боев на компьютерном военном симуляторе Half-Life. Этот симулятор уличных боев для британской армии был создан одной из компьютерных фирм, которая внедрила в игру оружие и экипировку, а также интерьеры, аналогичные "реальным". Система имеет название DIVE 2, Dismounted Infantry Virtual Environment ("Виртуальная пехотная среда"). Однако в отличие от американцев британский DIVE 2- не коммерческий продукт, и информации о нем в сети крайне мало. Остается добавить, что игроки с опытом отмечают: эта игра многое взяла у QUAKE-II, UNREAL и EPIC Megagames. У нее непростой сюжет, на который играющий может влиять непосредственно - своими действиями. Кроме того, игру отличает также то, что в ней участвуют интеллектуальные противники со сложной системой анализа ситуации.

В министерствах обороны этих стран считают, что эта игра поможет военным закрепить необходимые в бою навыки.

Нужно добавить, что на базе мода игры Close Combat Marines компания Simtek Ltd по заказу британских ВВС разработала мод Close Combat RAF Regiment для тренировки военнослужащих сухопутного полка Королевских военно-воздушных сил.

Министерство обороны Королевства Дании начало использование для обучения своих танкистов компьютерную игру Steel Beasts, разработанную калифорнийской компанией eSim Games. Steel Beasts представляет собой танковый симулятор, позволяющий игроку (или игрокам) действовать как на уровне экипажа, так и на уровне штабного командования, и предоставляющий богатые возможности по созданию собственных игровых сценариев. Заказчикам из Дании eSim Games подготовила специально переработанную версию игры, названную Steel Beasts DAV. В нее вошли многие новшества, которые для широкой публики будут представлены в продолжении Steel Beasts II.

Встречаются сведения, что в 2005 году Индонезия впервые заявила о желании покупать военные игры, разрабатываемые компьютерной промышленностью США, однако американцы отказались продавать свои военные симуляторы, мотивируя этот шаг прежде всего строгой «направленностью» своей продукции на нужды ВС США . В свою очередь на данном уровне развития Индонезия сама не способна разрабатывать и внедрять в войска свою собственную компьютерную продукцию, как следует из официальных заявлений местных властей.

ВВС Южной Кореи уже начали нанимать на работу профессиональных игроков компьютерных игр, чтобы с их помощью протестировать обучающие программы. Как и планировалось, после прохождения военной подготовки, они будут помогать разрабатывать маршруты полетов на авиастимуляторах. Во время службы в армии игрокам будет разрешено участвовать в международных компьютерных турнирах, однако они не смогут зарабатывать на этом деньги. Их работа будет расцениваться как прохождение полноценной военной службы, которая обязательна в Корее для всех юношей старше 20 лет.

Между тем примеру США в создании военных компьютерных игр последовали и арабские экстремисты. По сообщению сайта Xengamers со ссылкой на информационное издание Lebanon, экстремистская организация Народное движение за освобождение Палестины («Хезболлах») объявила о разработке своей видеоигры. Это «стрелялка», напоминающая по своей концепции «Американскую армию». Правда, здесь экстремистам-игрокам из «Хезболлы» предстоит руководить группой арабских террористов, которые должны сеять смерть и разрушения в поселениях израильтян. Вдобавок теперь, как передает , арабские любители компьютерных игр смогут почувствовать себя палестинским юношей в первые месяцы интифады. В Сирии появилась игра под названием "Под ясенем". Она начинается с того, что палестинский подросток по имени Ахмад бросает камни в израильских солдат. Со временем навыки "героя" растут и он становится настоящим бойцом против "сионистов" - так в игре обозначаются израильтяне - стреляет в поселенцев и срывает израильский флаг. Далее он спасает раненых палестинцев и, в конце концов, присоединяется к боевикам на юге Ливана. Эта игра пользуется огромной популярностью в арабском мире и уже вызвала критику Израиля, в котором, как следует из , запрещена боевая подготовка военнослужащих регулярной армии ЦАХАЛ при помощи военных компьютерных игр вовсе.

Встречаются разрозненные сведения о некоторых доработках ряда военных компьютерных обучающих программ и игр военными специалистами Польши, ФРГ и стран Балтии. Следовательно, можно предположить, что очевидно существуют определенные программы взаимопомощи в боевой подготовке войск, в частности с использованием военных компьютерных игр, в рамках стран-участниц североатлантического альянса.


Список использованных источников в обзоре

1.http://stra.teg.ru/library/game/0- Компьютерные игры ныне широко используются в вооруженных силах США

2.http://cybersecurity.ru\9632.html - Военные США зовут на службу через компьютерные игры__18.05.2006г

3.file://localhost/izvestia.ru/news157588 - Пентагон берет на вооружение компьютерные игры__14.12.2007г

file://localhost/probuem.ru/14682 - Армия создала студию компьютерных игр

5.file://localhost/psyfactor.org/psywar39.htm -Видеоигры в информационной и психологической борьбе__ЗВО №2, 2005г

6.file://localhost/russiansanfran.com/341528 -Американским геймерам расскажут о службе в вооруженных силах_13.04.2007г

7.file://localhost/tebyan.net/83190.html.-Компьютерные игры: вред и польза

8.file://localhost/vpk-news.ru/article.asp-Бои в виртуальной реальности. Компьютерные тренажеры могут поднять на новый уровень качество боевой подготовки, В. Шенк, 26.03-01.03.2008г, ВПК № 12 (228)

file://localhost/lenta.ru/noname.htm- Игры новых спартанцев. Западные армии используют компьютерные игры для обучения солдат.

10.http://clickz.com/showPage.html?page=3623910 -Американская армия запускает интерактивную кампанию для привлечения новобранцев__15.01.2007г

11.http://www.newizv.ru/news/2008-08-29/96928/- Игры разума__29.08.2007г

12.http://www.newizv.ru/news/2008-08-29/969458/- Компьютерные фрики будут служить в корейской армии__22.03.2006г

13.http://www.newizv.ru/news/2008-08-29/969328/-Пентагон заманивает американцев в армию с помощью компьютерной игры

14.http://www.newizv.ru/news/2008-08-29/969328/-Появилась компьютерная игра на тему палестинской интифады__04.06.2002г

15.Развитие систем компьютерного моделирования в вооружённых силах США-Резяпов Н.__ЗВО №6 2007 с 17-23

file://localhost/article4603.htm - Виртуальные бои не за горами

17.E-mail: [email protected] - Развитие моделирования процессов управления в армиии использование новых средств обучения в учебных целях (доклад в Софии на международной конференции)

18.file://localhost/forextimes.ru - Западные армии используют компьютерные игры для обучения солдат__16.02.2006

19.http://www.sciencer.ru/ - Новости с войны в Ираке стали компьютерной игрой http://inforos.ru/ - Виртуальный "Вектор" для Ирака__30.05.2008г

21.http://www.compulenta.ru/-Британских солдат тренируют [с помощью игры Half-Life]__ 21.07.2002г

22.http://www.compulenta.ru/-Компьютерные игры станут частью боевой

подготовки в корейской армии__07.01.2009г

23. http:/[email protected]?subject=Info%20to%20TrainTech%20site – Современные тренажерные технологии

24.http:/news.playground.ru - Армейское игровое подразделение в США__17.12.2007г

25.http://lenta.ru/internet/2002/07/03/army/ - В армию США будут завлекать гибридом Quake и Sims

26. www.rbcdaily.ru - Армия США создаст подразделение по выпуску игр

27.www.Lenta.Ru - Южная Корея призывает в армию геймеров

28.http://science.compulenta.ru - Армия Америки забросила в игру настоящих солдат_27.12.2005г

29. www.rbcdaily.ru - Компьютерные игры помогают военным совершенствовать технику и тренировать бойцов

30.http://science.compulenta.ru - Raytheon планирует использовать игровые технологии для управления беспилотными самолетами

31.file://localhost/google.com/08_027.htm - Подготовкой военнослужащих США к операциям в "горячих точках" займется индустрия развлечений__08.07.2002г

32.http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=11953 - Видеокультура: игра всерьез

33.http://www.utro.ru/articles/2008/11/26/783553.shtml - Солдат научат воевать по видеоиграм__26.11.2008г

34.file://localhost/arms-еxpo.ru/055057052124049052048053.html - "Школе генералов российских – 175 лет"

35.file://localhost/businesspress.ru/article_mId_40_aId_32761.html - Пересмотрена методика отработки учебных дисциплин.

36.file://localhost/fcenter.ru/05 - America"s Army ставит рекорды__05.02.2009г

37.file://localhost/infomedia.mam.by/Makarevich.htm - К вопросу о научных основаниях критики компьютерных игр

38.http:/news.tut.by\51957.html - Первый Республиканский центр подготовки виртуальных военных специалистов будет создан в нашей стране_13.04.2005г

39.http:/palm.newsru.com\igry.html - В Академии Генштаба открылся центр военных игр__17.04.2003г

40.file://localhost/titus.kz/noname.htm - Компьютерные военные тренажеры

41.file://localhost/gamenews.php-Локализованная стратегия Tom Clancy’s EndWar увидит свет 6 марта 2009г.

Силы наземного нападения (силы специальных операций (ССО) предназначены для решения специфических задач в интересах достижения политических, экономических и военных целей. Диверсионно-разведывательные силы имеются у США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Италии, Греции, Турции, Пакистана, Афганистана, Китая, Японии, Южной Кореи и др. государствах.
ДРФ включают в себя диверсионно-разведывательные группы (ДРГ) и десанты специального назначения (ДСН), созданные на базе штатных разведывательно-диверсионных отрядов (РДО) сил специальных операций противника.

РДО, предназначенный для поисково-штурмовых действий в ПР рд, имеет численность:
§ из состава группы СН ВС США - 14 человек;
§ из состава полка СН ВС Великобритании - 16 человек;
§ из состава отдельного разведывательно-диверсионного полка ВС Франции - 12 человек.

Каждый РДО состоит из командира, его заместителя и двух одинаковых отделений, которые укомплектовываются разведчиками-диверсантами. При боевом применении в качестве ДРГ каждый РДО может действовать как в полном составе, так и делиться на две группы.

ДСН может включать до двух-четырех РДО. Не исключается укомплектование ДСН подразделениями воздушно-десантных войск. Состав ДРГ-6-10 человек, ДСН-20-60 человек.

Штатными силами и средствами группа СН может:
§ выполнять задачи в составе ССО или самостоятельно;
§ осуществлять управление штатными и приданными подразделениями;
§ организовывать операционную базу войск специального назначения;
§ развертывать до 3 передовых операционных баз;
§ осуществлять заброску оперативных отрядов в тыл противника, а так же организовывать ее выход в расположение своих войск по суше и воздуху;
§ вести боевые действия на территории, занятой противником, в течении длительного времени с минимальным внешним тыловым обеспечением;
§ создавать, оснащать, вооружать формирования из местного населения для ведения партизанских действий, а так же осуществлять их боевую подготовку;
§ выполнять боевые задачи на глубину до 3000 км.

Силы специальных операций вооруженных сил США.

Батальон «Рейнджерс»

В составе СВ США имеются три батальона «Рейнджерс»: «черные береты» - в регулярных войсках и две отдельные роты - в национальной гвардии. Батальоны «рейнджерс» по административной организации сведены в 75-й пехотный полк «рейнджерс».

Батальон «рейнджерс» предназначен для самостоятельного выполнения отдельных разведывательно-диверсионных задач, ведения штурмовых и рейдовых действий в тылу противника на глубину до 500 км.

Основные задачи батальона «рейнджерс»:
§ совершение рейдов с целью вывода из строя ключевых объектов и уничтожения средств ядерного нападения (СЯН) противника в его оперативно-тактической глубине;
§ устройство засад;
§ захват важных образцов оружия и военной техники;
§ нарушение линий коммуникации;
§ дезорганизация системы управления и связи, воспрещение выдвижения вторых эшелонов (резервов) противника;
§ добывание разведданных.

На базе батальона может быть сформировано 10-30 диверсионно-штурмовых отрядов типа «R» численностью 20-60 человек каждый. Всего в составе объединенного командования ССО могут создаваться 50-150 диверсионно-штурмовых отрядов типа «R».

Отряд специального назначения «Дельта»

Отряд специального назначения «Дельта» находится в оперативной подчинении комитета начальников штабов ВС США. Основное предназначение отряда состоит в освобождении заложников, борьбе с террористическими группами, похищении или убийстве видных политических, государственных и военных деятелей, захвате (эвакуации) образцов оружия, военной техники и документов, выполнении других диверсионно-разведывательных задач. Численность личного состава отряда - около 300 человек.

Оперативный отряд - основная боевая единица отряда «Дельта». На его вооружении самое современное оружие и военная техника (малогабаритные станции спутниковой связи, телескопические снайперские винтовки), а также яды, наркотики и т.д. Для выполнения боевых задач отряд «дельта» способен развернуть 18-20 оперативных отрядов типа «D» численностью по 16 человек.

Рота глубинной разведки

Рота глубинной разведки - специальное подразделение военной разведки. Ее подразделения предназначены для ведения разведывательной и диверсионной деятельности в тылу противника.
Основные задачи глубинных разведывательных дозоров:

§ скрытое проникновение в расположение войск противника с целью ведения разведки и доклад командованию о дислокации частей и соединений противника и характере их деятельности;
§ определение местоположения средств доставки ядерного, химического и биологического оружия, складов ядерного оружия, командных пунктов и других важных объектов в тылу противника;
§ оценка нанесенного противнику ущерба, в том числе в результате применения ядерного, химического и биологического оружия;
§ выбор районов, пригодных для проведения воздушно-десантных и аэромобильных операций;
§ определение координат целей для нанесения по ним прицельных авиационных и ракетно-артиллерийских ударов.

Силы специальных операций вооруженных сил Великобритании.

Разведывательно-диверсионные части сухопутных войск Великобритании объединены в службу SAS. Штаб службы - в Челси (пригород Лондона). В службу сведены группа специального назначения и батальон армейской авиации СВ. В оперативном подчинении находится эскадрилья самолетов и вертолетов специального назначения ВВС.

Боевое применение оперативных отрядов СН в тылу противника, согласно взглядам командования Великобритании, позволяет решать следующие задачи:

§ разведывательные (добывание сведений о противнике, определение координат целей, вызов огня и его корректирование);
§ диверсионные (вывод из строя объектов противника, похищения и убийства, применение ОМП и т.д.);
§ специальные (обеспечение внутренней безопасности иностранного государства);
§ психологические (идеологические диверсии, террор, пропаганда, шантаж);
§ антитеррористические (освобождение заложников, определение уязвимости национальных объектов и др.);
§ организационные (заброска в тыл, вербовка, создание подпольных организаций и агентурных сетей).

Отряды вооружены 7,62-мм винтовками, пистолетами-пулеметами калибра 9 мм, 7,62-мм пулеметами, гранатами и минами повышенной мощности. В отрядах имеется аппаратура связи и радиотехнической разведки, другое специальное снаряжение.

Полк специального назначения способен сформировать 24-26 разведывательно-диверсионных отрядов по 8-16 человек каждый, а всего к М2 может быть создано 72-144 формирования указанной численности.
Силы специальных операций вооруженных сил Германии.

Для ведения разведывательно-подрывной деятельности в тактической и оперативной глубине противника в сухопутных войсках Германии имеются подразделения глубинной разведки. Они используются для разведки ядерных средств, сосредоточения войск, командных пунктов, огневых позиций артиллерии, для целеуказания в интересах ракетно-ядерных средств и авиации, а также для организации и проведения диверсий в тылу противника.

Для решения этих задач в составе 1, 2 и 3-го армейских корпусов СВ имеются отдельные роты (соответственно 100, 200 и 300-я) глубинной разведки, а также роты разведки (800-я и 850-я) территориальных командований «Север» и «Юг».

Общее количество отрядов, которые командование бундесвера способно развернуть к началу войны, может составить около 250-270, из них разведывательно-диверсионных отрядов - 100, диверсионно-штурмовых отрядов - 50.

Силы специальных операций вооруженных сил Франции.

В сухопутных войсках Франции для ведения разведки и осуществления диверсий в тылу противнику планируется использовать оперативные отряды, формируемые на базе 11-го отдельного разведывательно-диверсионного полка и 13-го отдельного полка глубинной разведки (в каждом по 1000 человек), 3-го и 5-го отдельных полков, а также 13-й полубригады иностранного легиона. Численность личного состава 3-го полка - 900 человек, 5-го полка - 1200 человек, 13-й полубригады - 1600 человек.

Данные части могут быть сравнимы с аналогами сил специальных операций США; разведывательно-диверсионный полк - с группой специального назначения, части иностранного легиона - с батальонами «рейнджерс», 13-й отдельный полк глубинной разведки, состоящий из рот, - с американскими ротами глубинной разведки. Полк глубинной разведки к может развернуть до 90 разведывательно-диверсионных отрядов по 5 человек. На базе частей иностранного легиона может создаваться по 40 диверсионно-штурмовых отрядов численностью около 30 человек каждый, а на базе разведывательно-диверсионного полка - до 50 отрядов по 12 человек.

К началу войны Франция может развернуть в Европе около 260 отрядов. Действовать они будут на сухопутных ТВД.

Для ведения штурмовых действий в тылу с целью уничтожения (поражения) крупных площадных объектов противника командование вооруженных сил Франции может использовать 4 отдельных парашютно-десантных полка (по 1500 человек), каждый из которых способен сформировать по 10-15 десантно-штурмовых отрядов численностью по 100-150 человек.

Таким образом, вести боевые действия в тылу противника на Европейском театре войны Франция может силами 350-370 разведывательно-диверсионных и диверсионно-штурмовых отрядов.

Силы специальных операций вооруженных сил Испании.

В сухопутных войсках Испании имеется 20 рот специального назначения, 2 из которых - отдельные и могут использоваться на оперативную глубину ТВД для выполнения наиболее ответственных и сложных разведывательно-диверсионных задач. Личный состав остальных 18 рот готовится по программе «коммандос» и предназначается для действий в составе отрядов численностью по 5 человек на глубину до 100 км, т.е. для ведения глубинной разведки в интересах отдельных пехотных бригад территориальной обороны, в составе которых они находятся (в каждой бригаде 2 роты СН).
К началу войны в ВС Испании может быть сформировано 12 разведывательно-диверсионных отрядов численностью по 12-14 человек и около 160 оперативных групп по 5 человек каждая.
Силы специальных операций вооруженных сил Греции.

С целью координации разведывательно-диверсионных действий в масштабах страны военно-политическим руководством Греции в рамках главного штаба сухопутных войск создано управление сил специальных операций.

Всего в ВС Греции может быть создано 50 разведывательно-диверсионных отрядов, 30 десантно-штурмовых отрядов.

Силы специальных операций вооруженных сил Турции.

В настоящее время соединения, части и подразделения специального назначения имеются в составе СВ, ВМС и жандармских войск Турции.

В сухопутных войсках Турции для проведения разведывательно-диверсионных мероприятий в тылу противника планируется использовать отдельные воздушно-десантные бригады (Кайсери) и 2 бригаду «коммандос», входящие в состав 4-го армейского корпуса 1-ю бригаду «коммандос» (Хаккери) и 2-й отдельный полк «коммандос» (Сиверск) 7-го армейского корпуса; 1-я и 2-я отдельные бригады «коммандос» сформированы в составе сухопутных войск Турции и предназначены для решения диверсионно-разведывательных задач в тылу противника.

На базе бригады может быть сформировано около 50 разведывательно-диверсионных отрядов численностью 12-14 человек каждый с глубиной заброски в тыл до 250 км, а на базе рот - по 24 отряда численностью до 5 человек каждый.

Мобилизационные возможности Турции позволяют сформировать 200 разведывательно-диверсионных отрядов для действий на территории противника.

Силы специальных операций вооруженных сил Ирана.

В сухопутных войсках Ирана к силам специальных операций относятся воздушно-десантные бригады 23-й воздушно-десантной дивизии СН, которые предназначены для выполнения диверсионно-разведывательных задач на Закавказском и Туркестанском направлениях. Численность личного состава бригады - около 4000 человек, в основном унтер-офицеры и офицеры.

Команда А (основная тактическая единица по выполнению специальных задач) состоит из 12 секций, каждая из которых насчитывает 12 унтер-офицеров и офицеров. Команда В включает 4 секции по 12 человек в каждой, предназначена для действий в горах. Команда С состоит из 2 секций по 12 человек и предназначена для обеспечения выполнения задач секций команд А и В.

Силы специальных операций вооруженных сил Израиля.

Для проведения специальных операций используются следующие спецподразделения ВС Израиля:
§ 268, 424, 483, 484-й отдельные разведывательно-диверсионные батальоны «коммандос», дислоцированные в Шууфате, Эйн-Яхаве, Назарете и Тель-Авиве соответственно;
§ разведывательно-диверсионный батальон ВМС (место дислокации - Атлит);
§ специальное формирование по борьбе с террористами «Сарайет-Машкал».

Всего из состава батальона «коммандос» выделяется 300 разведывательно-диверсионных групп в составе отделения.

Силы специальных операций вооруженных сил Республики Корея.

Войска специального назначения Республики Кореи предназначены для использования на территории КНДР в целях широкого проведения диверсионно-разведывательных операций, террористических актов, организации партизанского (повстанческого) движения, деморализации населения и войск.
На вооружении войск специального назначения состоят стрелковое оружие, мины и другое оружие взрывного действия, громкоговорящие установки, прожекторы, автомашины, легкие самолеты и вертолеты. Общая численность войск СН - более 6000 человек. Организационно они входят в командованием специальных боевых действий.

В воздушно-десантной бригаде - 1160 человек, 930 винтовок (М16) и пистолетов, 230 пулеметов, 145 радиостанций и другие специальные средства и вооружение.

Силы специальных операций вооруженных сил Японии.

Подразделения специального назначения сухопутных войск Японии предназначены для осуществления диверсионно-разведывательных террористических и другого виды подрывных действий на территории или в тылу противника, включая организацию повстанческого и партизанского движения. Кроме того, они могут привлекаться в ходе проведения воздушных и морских десантных операций, а также к борьбе с диверсионными группами противника в тылу своих войск.

Основные задачи подразделений спецназа:

§ ведение разведки важных объектов в тылу противника, в первую очередь стартовых позиций ракетных ПУ, аэродромов, штабов и КП, складов и пунктов снабжения боеприпасами;
§ совершение диверсий на выявленных объектах системы управления и связи, мостах, туннелях и других важных объектах;
§ организация, оснащение, обучение и руководство действиями повстанческих и партизанских отрядов.

В мирное время основу контингента спецназа в СВ Японии составляют рота рейнджеров 1-й смешанной бригады, взводы (внештатные) рейнджеров в разведывательных ротах пехотных дивизий и воздушно-десантных ротах воздушно-десантной бригады, отделения (внештатные) рейнджеров в пехотных ротах пехотных дивизий. Общая численность личного состава роты рейнджеров - до 130 человек.

В военное время японское командование предусматривает формирование новых частей и подразделений спецназначения: в каждой из 5 армий - по батальону рейнджеров (по типу батальонов СН армейского корпуса США), а в каждой пехотной дивизии смешанной и воздушно-десантной бригад - по роте рейнджеров.

Всего в СВ Японии в военное время из 5 батальонов и 26 рот рейнджеров может быть выделено до 215 ДРГ численностью по 20 человек каждая.

В данный состав сил специальных операций не включены отряды боевых пловцов.

В среднем диверсионно-разведывательные формирования состоят из 12-14 человек, за исключением Франции, Бельгии, Дании, Норвегии, Греции, где их численность 5-8 человек.

ВООРУЖЕНИЕ ДРФ.

Вооружение группы СН:
§ 5,56 мм винтовки - 1439 шт;
§ гранатометы М 203- 108 шт;
§ 90 мм гранатометы- 13 шт;
§ пистолеты - 43 шт;
§ комплект для подрывных работ - 383 шт;
§ автомобили - 91 шт;
§ легкие вертолеты - 4 шт;
§ самолеты - 2 шт;
§ парашюты - 2236 шт;
§ радиостанции - 408 шт;
§ малогабаритные ядерные мины М 129, М 159 (мощность 0,02 и 0,05 кт, масса 27 кг);
§ химические, биологические боеприпасы, яды, наркотики, переносная аппаратура РЭБ.
§ На вооружении одной ДРГ численностью 6-10 человек могут находиться следующие МВС:
§ 1-2 кумулятивных заряда для уничтожения стационарных объектов;
§ 3-4 мины многоцелевого назначения для избирательного поражения агрегатов РК и транспортных средств в движении;
§ 3-4 магнитные мины для уничтожения техники при скрытой их установке;
§ 4-6 противопехотных осколочных мин для поражения личного состава подразделений охраны и обороны;
§ 1-2 портативных заряда разминирования для проделывания прохода в минном поле системы заграждения БСП.

При выполнении поставленных задач разведчики-диверсанты могут иметь ПУ ПТУР с дальностью стрельбы до 1 - 4 км. ДРФ могут действовать на захваченных боевых транспортных средствах и применять захваченное оружие. Конкретный состав вооружения и оснащения будет зависеть от степени решаемых задач.

Русская Стратегия
Редакция Переклички