Что нужно для того чтобы талант развивался. Можно ли развить талант? Не бойтесь своих ошибок

На каждом этапе жизни мы спрашиваем себя: кто я на самом деле? Иногда люди могут прожить всю жизнь, но так и не понять, что делает их особенными. Так, как раскрыть в себе талант? Эта подборка поможет вам.

Составь анализ

Знаете ли вы это чувство, когда вы делаете какое-то очень важное для вас дело, и у вас все получается? Вы помните это удовлетворение? Именно в этот момент вы поняли, что успех — это тяжелая работа. Ценить себя — это не гордость. Мы должны осознавать нашу ценность и знать, к чему у нас есть талант, а к чему нет. Не нужно стыдиться своих слабых сторон. Они создают стену на пути к успеху, но как только вы сломаете ее в вашей жизни произойдут хорошие вещи. Выйдите из дома и начните достигать успеха через собственное упорство.

Составьте список всех талантов

Множество людей окружают нас на протяжении жизни. Некоторые из них необычайно экстравагантны, другие поют, играют на инструментах. При виде остальных людей на лице появляется улыбка. Почему так происходит? Эти люди смогли найти ту магию, которой они были одарены. Но если вы не знаете, что вы можете сделать в жизни, возьмите лист бумаги и запишите все таланты, которые существуют.

Разделите их на такой список:

  1. которые могут быть использованы в повседневной жизни (коммуникабельность, лидерство, упрямство, трудолюбие);
  2. которые достижимы посредством физических или умственных упражнений (талант к пению, танцам, игре в шахматы);
  3. которые полностью абстрактны (талант к юмору, воображение).

Затем расставьте их в соответствии с вашими интересами. Подумайте о том, какие из них вы сможете развивать уже сегодня. Если вам ничего не приходит в голову, начните с тех, которые вы хотели бы видеть в другом человеке, например, талант делать хорошие снимки.

Проведите анализ промахов

Мы часто мечтаем о чем-то, что недостижимо для нас с самого начала. Хотим, чтобы за нас многое делали другие люди. Подумайте, сколько времени вы тратите на социальные сети, сколько часов вы проводите перед телевизором. Это все неправильно. Вы можете провести время другими способами. Если вы боитесь рисковать, то начните — попробуйте! Нет ничего хуже, чем ощущение страха. Да, также может случиться, что у вас ничего не вышло. Остановитесь на мгновение и проанализируйте, почему так получилось. Скорее всего, этот опыт поможет вам на следующих этапах вашей жизни.

Найдите единомышленников

Как правило, мы можем сделать в одиночку немного. Что мы делаем, когда у нас есть проблема? Мы ищем того, кто будет слушать нас, кто поможет нам решить эту проблему. Точно так же вы можете открыть свой талант. Найдите своих единомышленников, поделитесь с ними своими взглядами на мир, расскажите о своих сомнениях. Вы сможете открыть в себе новые таланты вместе и достичь вершин рука об руку. Помогайте друг другу, и у вас все получиться. Взаимовыручка и сотрудничество могут творить чудеса.

Попробуйте себя в разных сферах

Постоянно занимаясь чем-то новым, вы найдете то, что близко именно вам. Каждый человек талантлив, но не каждый может найти в чем именно. Только методом проб и ошибок, можно достичь успеха. Будьте многогранными и вы сможете открыть в себе что-то уникальное, что будет отличать вас от окружающих.

Прислушайтесь к себе

Если вы не готовы растрачивать себя на многочисленные попытки открыть в себе способности, то есть и другой способ. Попробуйте понять, чем бы вы хотели заниматься. Упорно двигайтесь в этом направлении.

Можно ответить на эти простые вопросы, чтобы лучше понять свою личность

  1. Когда я был ребенком, моя любимая игрушка (игра) …
  2. Когда я был ребенком, лучший фильм, который я видел был …
  3. Я делаю это крайне редко, но мне нравится …
  4. Если бы у меня всегда было хорошее настроение, я бы …
  5. Если бы не было поздно, я бы …
  6. Мой любимый музыкальный инструмент …
  7. Я люблю читать тайно … (что?)
  8. Если бы мой успех был заранее гарантирован, я хотел бы стать (сделать) …
  9. Если бы это не было глупой затеей, я хотел бы…
  10. Музыка, которая улучшает мое настроение …
  11. Я люблю одеваться … (как?)
  12. Если бы у меня всегда было свободное время, я бы…
  13. Какой бы подарок я хотел(а) получить?
  14. Они помогут вам проанализировать собственную личность и понять свои желания.

Берите пример

Чтобы открыть в себе способности, достаточно сильно увлечься чем-либо. На примере каких-нибудь известных личностей можно найти в себе силы попробовать заняться музыкой, танцами, кино. Да, у вас может не получиться, но разве это важно? Главное — вы будете знать наверняка, что это не ваше, а не мучиться в догадках. Кто знает, может быть вдохновившись игрой Анджелины Джоли, именно вы станете новым открытием 21 века в киноиндустрии.

Таланты — это нечто важное в нас, что создает харизму и делает нашу личность уникальной. Давайте не позволим им угаснуть, а будем только совершенствовать свои способности. Ведь теперь вы знаете, как раскрыть в себе талант.

Как часто вы говорите «Мне не дано», отказываясь от чего-то увлекательного? Многие, например, никогда не берут в руки кисточки, потому что уверены: рисовать - это дар божий, который им не достался.

Пять советов Кэрол Дуэк, которые помогут развить вашу установку

  1. Подумайте о том, кого считаете своим героем. Какой он? Кажется ли вам, что он обладает исключительными способностями и легко добивается всего? А теперь выясните, как обстоят дела в реальности. Узнайте, каких невероятных усилий стоили ему его достижения. И начните восхищаться им еще больше.
  2. Припомните случаи, когда другие люди обошли вас в чем-то, а вы решили, что они умнее или талантливее вас. А теперь подумайте о том, что они, возможно, просто применили более эффективную тактику, старательнее готовились, усерднее практиковались и упорным трудом преодолевали трудности. Вы и сами так сможете, если захотите.
  3. Чувствуете ли вы порой, что ведете себя глупо, как будто потеряли связь со своим интеллектом? В следующий раз, когда вы впадете в подобное состояние, просто примените установку на рост: подумайте о том, что вам предстоит обрести новые знания и совершенствоваться, а не о том, что вас будут оценивать, - и подключите интеллект снова.
  4. Вы часто навешиваете ярлыки на своих детей? «Вот этот у нас художник, а этот - ученый». В следующий раз, когда вы соберетесь сказать что-то в этом духе, вспомните, что вы им отнюдь не помогаете - даже если говорите это в качестве похвалы. Найдите другой способ выразить свое одобрение - тот, который согласуется с установкой на рост.
  5. Более половины членов нашего общества принадлежат к той или иной группе людей, в отношении которой существуют негативные стереотипы (например, женщины). Из-за них представители группы априори считаются к чему-то непригодными. Подарите им установку на рост. Создайте в своей жизни среду, которая будет приучать к установке на рост и детей, и взрослых, особенно тех, кто подвержен негативным стереотипам. И тогда, даже столкнувшись с негативными ярлыками, они будут продолжать отстаивать свое право на развитие.
Фото обложки

Польникова Елена Александровна

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТОВ

Аннотация

В статье приведен обзор понятий управление талантами, основные направления программ управления талантами, описана программа развития талантов ООО «Двигатели мира»

Ключевые слова: управление талантами, программа развития талантов

Elena Aleksandrovna Polnikova

TALENT DEVELOPMENT PROGRAM

Abstract

The article provides an overview of the concepts of talent management, the main directions of software talent management, talent development program is described of “Engines of the world”

Keywords: talent management, talent development program.

Программа развития талантов

В современном мире одним из конкурентных преимуществ любой компании является персонал, его знания, уровень квалификации и эффективность. В условиях жесткой конкуренции компании вынуждены постоянно совершенствовать свои подходы по работе с персоналом, не только для привлечения новых эффективных работников, но и прежде всего для удержания существующих. Ведь развитие работников сегодня – это инвестиции компании в будущем. Особое внимание заслуживают талантливые работники: образованные, квалифицированные, целеустремленные, сообразительные, инновационные, ответственные, быстро обучаемые, идущие в ногу со временем, знающие себе цену, так называемые сотрудники «Звезды».

Сейчас именно за таких «звезд» идет борьба, работодатели конкурируют друг с другом, предлагая талантам различные условия и мотивационные пакеты. Их не легко найти и трудно удержать, как управлять такими сотрудниками? В чем их интерес и мотивация? Искать или развивать собственных? Порой вопросов больше чем ответов, тем не менее, компании совершенствуют имеющиеся и внедряют новые программы по работе с работниками «звездами».

Разберемся в основных понятиях.

Уже в 70-е годы директора крупнейших компаний, таких как GE, Cоcа-Cоlа, Fоrd начали задумываться о том, как удержать в компании наиболее перспективных и эффективных сотрудников, как их мотивировать и создать условия для их развития. Однако официально термин «управление талантами» появился в 90-е годы двадцатого столетия. После того как в конце 1990-х гг. группа консультантов компании McKinsey провозгласила «войну за таланты», понятие «управления талантами» стало одним из самых распространенных терминов и остается им по сей день. Оно подразумевает деятельность в области управления персоналом, направленную на вовлечение сотрудников в инновационный процесс, формирование творческих стимулов и развитие творческого потенциала сотрудников как будущих лидеров.

К концу 2000-х годов сложилось несколько представлений об управлении талантами:

  • как о наборе процессов управления персоналом (подбор, оценка, обучение, удержание и т. д.), насыщающих организацию нужными (эффективными) людьми и поддерживающих её в этом состоянии; в рамках этого представления организации не проводят чёткого разделения сотрудников на талантливых и нет - важно чтобы все сотрудники были максимально эффективны в рамках той работы, которую они выполняют.
  • как о процессах управления особыми (талантливыми) людьми, которых по определению в компании не может быть много; в рамках такой трактовки подразумевается чёткое разделение сотрудников на «талантливых» (HiРо ) и остальных, для «талантов» используется специальные технологии управления и развития.

Безусловно, каждое из этих определений имеет место быть. Хочется отметить, что эффективность работника зависит не только от его знаний и опыта работы, но и желания, способностей и потенциала. Каждый работник обладает талантом, который нужно развивать и использовать. Остается только определить этих потенциальных работников «звезд» и заниматься их совершенствованием.

В 2013 году компания РWC провела исследование среди 62 компании, из которых 53% составляют российские компании, и 47% – международные. Согласно данному исследованию 92% респондентов ответили, что в их компаниях ведется работа по управлению талантами, и только 8% участников отрицательно ответили на этот вопрос. Следовательно, вопросы, связанные с выявлением, развитием и удержанием ключевых сотрудников очень важны для компаний. Кроме того, было установлено, что у 86% респондентов программы по управлению талантами ориентированы на всех сотрудников компании. И лишь 14% респондентов, большая часть из которых российские компании, в программу по управлению талантами включают только руководящих сотрудников.

Очевидно, компании понимают необходимость более пристального внимания к вопросу управления талантами, а также поиска решений по оптимизации различных подходов к вопросам развития, удержания и мотивации талантливых и перспективных сотрудников.

Существует очень много программ, направленных на работу с талантливыми работниками и в каждой компании они индивидуальны. В основном эти программы направлены на:

  • мотивацию работников (как материальную, так и не материальную)
  • развитие компетенций (профессиональных и поведенческих)
  • планирование карьеры

В данной статье хочу рассказать о программе развития талантов компании «Двигатели мира».

Программа развития талантов (ПРТ) включает в себя 4 основных этапа: определение потенциальных и эффективных работников, развитие данных работников, оценка по итогам развития, назначение работника.

Этап первый-определение потенциальных и эффективных работников компании. Грамотное определение потенциальных и эффективных работников, является одной из сложных задач, особенно в крупных компаниях с большой численностью персонала. На что прежде всего стоит обратить внимание при выявлении данных работников: результаты оценки работников (оценка компетенций работников, оценка 360°, оценка по результатам тестирования, оценка индивидуальных целей, результаты ассессмент центра и пр.), корпоративные достижения, мнение руководителя (коллег), инициативность и желание самого работника. Благодаря данным критериям отбора, будет сформирован пул потенциальный участников ПРТ.

Утверждение участников программы развития талантов и определение направлений для развития под задачи компании осуществляется на комитете ПРТ. По итогам комитета сформирован пул высокопотенциальных работников для дальнейшего развития и продвижения, каждому присваивается своя категория. Категории: «В» – развитие в рамках вертикальных позиций (менеджер по продажам – руководитель отдела продаж), «Г»-развитие в рамках горизонтальных позиций (менеджер по продажам автозапчастей (розница)-менеджер по продажам автозапчастей (опт), «Э» – расширение работником экспертизы в рамках той должности которую он занимает (при новых масштабных задачах, проектах, научно-исследовательская деятельность).

Этап второй – развитие участников ПРТ. После определения участников программы выстраивается персональная программа развития, под конкретные потребности бизнеса и с учетом слабых и сильных сторон участника. В течение 1 года работник активно развивается, используя наставничество, стажировки (в т.ч. и за рубеж), индивидуальный план развития, различные тренинги, семинары, дистанционное обучение. Основная масса задач направлена на развитие на рабочем месте. Исходя из персональной программы развития каждого работника, каждому определено свое время на развитие, минимум 1 год.

Этап третий – оценка участников программы развития талантов. Оценка развития участников программы осуществляется по итогам каждого года развития. На комитете ПРТ с учетом самооценки работника выносится решение об уровне развития работника, а также целесообразность продолжения участия в программе, возможная корректировка персональной программы развития, назначение участника на целевую позицию (новый проект/задача), либо исключение из программы.

Этап 4 – назначение работника на целевую позицию (проект/задачу). По итогам 3 этапа ПРТ, с учетом успешной реализации программы развития, работник может быть назначен на новую позицию. Но на этом развитие данного работника не заканчивается, он входит в группу работников «Звезд».

Таким образом, в компании сформирована группа работников «звезд» под конкретные задачи бизнеса для текущих и перспективных потребностей.

Лидерство на рынке обеспечивается талантливым персоналом, поэтому иметь талантливых работников – это одно из конкурентных преимуществ любой компании. Для того чтобы в компании всегда были работники «Звезды» необходимо понимать ценности и предпочтения разных категорий персонала, строить индивидуальные программы развития для каждого из них, мониторить показатели вовлеченности и увольнения работников, а также следить за современными тенденциями рынка и деятельностью конкурентов.

Литература

  1. Управление талантами [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2012. – URL: httр://ru.wikiрediа.оrg/wiki/ Управление талантами (дата обращения: 28.06.2015).
  2. РwC Экспресс-исследование 2013: управление талантами и ценностным предложением для сотрудника [Электронный ресурс] // – URL: httр://www.рwc.ru/en_RU/ru/hr-cоnsulting/рublicаtiоns/аssets/hr-рulse_survey-tm-evр-2013.рdf (дата обращения: 29.06.2015).

Referen с es

  1. Tаlent Mаnаgement//Wikiрediа: free wikis. – Electrоn. dаn.- , 2012. – URL: httр://ru.wikiрediа.оrg/wiki/ Tаlent Mаnаgement(dаteоf circulаtiоn: 29.06.2015).
  2. РwC study Exрress 2013: tаlent mаnаgement аnd emрlоyee vаlue рrороsitiоn // – URL: httр://www.рwc.ru/en_RU/ru/hr-cоnsulting/рublicаtiоns/аssets/hr-рulse_survey- tm-evр-2013.рdf (the dаte оf circulаtiоn: 06.29.2015).

Вопрос, что такое талант и откуда он берется, занимал людей веками. В давние времена они предполагали, что талантливый человек – это избранник небес, которого осенил незримый дух-гений. В последнее время предпочтение отдается мнению, что талант – это врожденное качество, доставшееся от кого-то из предков.

Талант – это умение делать что-то с особым мастерством и тщательностью, лучше других.

«Талант – это легко делать то, что для других трудно», считал швейцарский писатель Анри Фредерик Амьель.

А русский поэт-сатирик, писавший в последние годы жизни под псевдонимом Дон-Аминадо, говорил:

«У самородка все от Бога и ничего от среднего учебного заведения».

То есть он признавал, что талант – это то, что дается человеку самой природой.

Талант нередко играет решающую роль в жизни человека. Вспомним Михаила Ломоносова, который родился в глухой деревушке на берегу Белого моря в семье крестьянина-помора. Читать его научил поп, а грамматику и этику он выучил сам. После того, как отец задумал его женить, он в лютые морозы, чтобы его не могли догнать и вернуть, сбежал из дому в Москву. Перед этим тайно от отца, который бы его никуда не отпустил, он получил паспорт, занял немного денег, а затем пристроился к рыбному обозу, следовавшему в Москву. Ему было всего 19 лет, и его обуревала жажда новых знаний: «И все Михайле мало, мало – так воду жаждущие пьют».

Ему было суждено пройти долгий и опасный для жизни путь, ведь в чужом городе, без денег и знакомств, он мог бесследно сгинуть. Но он, назвавшись сыном попа, поступил в Свято-греко-латинскую академию и скоро стал лучшим по всем предметам. Далее были учеба в Петербургской академии наук и в Германии, звание профессора Московского университета, полученное им в 34 года. Его именем назван Московский университет, а его достижения в области науки имеют мировое значение.

А ведь его ждала участь обычного рыбака бедной рыбацкой деревни, если бы не талант и непреодолимое желание развиваться и совершенствоваться.

Однако немало жизненных примеров свидетельствуют о том, что родиться талантливым мало, и талант, как говорится, легко угробить. Об этом хорошо сказал Леонардо да Винчи:

«Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того чтобы развивать и совершенствовать свои способности, … предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества…».

Можно ли развить талант?

Рассматривая, что такое талант, психологи различают задатки и способности. Под задатками они подразумевают врожденные особенности человеческого мозга, а под способностями – индивидуальные особенности каждого человека, которые выражаются в степени его готовности овладеть определенным видом деятельности.

Они утверждают, что неталантливых людей не бывает – нужно лишь вовремя выявить и развить свой природный дар и свои способности. Кто-то из великих писал: «В каждом человеке заключен ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они … произвели самые превосходные результаты…». А народная мудрость гласит: «Под лежачий камень и вода не течет».

Первые признаки таланта в области музыки, математики, техники, изобразительного искусства обычно проявляются еще в детском возрасте. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Его формирование и развитие в значительной мере зависит от условий, в которых живет человек. Неважно, где он родился, – важно, чтобы у него была тяга к знаниям и творчеству.

Однако на определенном этапе обучения преимущество имеют те, кто живет в культурном центре и кому доступны интеллектуальные и художественные ценности. Правда, с появлением интернета доступ к ним и большие возможности получили и люди, проживающие вдали от больших городов.

Таким образом, можно обладать, к примеру, врожденным музыкальным слухом, но если его не развивать и не совершенствовать, можно «загубить» свой талант. И наоборот, не обладая таковым при рождении, но имея желание развить в себе музыкальные способности, можно превзойти того, кому они были даны «от Бога».

Как открыть и развить в себе талант

1. Проанализируем свои достоинства и навыки

Вспомним, за что нас хвалили друзья и преподаватели, в каких конкурсах мы побеждали, за что получали награды. Будем отмечать любые мелочи, вплоть до таких, как умение поддержать разговор на любую тему, выслушать собеседника, способность определить неискренность и ложь, или что-то еще.

Не исключено, что у нас не один талант, а два или даже больше. Однако развивать лучше один, ведь распыляя свои силы, мы рискуем не добиться успехов ни в одной сфере. Предпочтение лучше отдать тому занятию, к которому у нас больше лежит душа, поэтому пожертвовать остальными будет несложно.

2. Развиваем свои задатки

Определившись со своими задатками и способностями, начинаем их развивать и совершенствовать: читаем соответствующую литературу, ходим на тренинги, выставки и концерты, участвуем в обсуждениях, прислушиваемся к мнению профессионалов.

3. Используем возможности интернета

Большие возможности для самосовершенствования открывает интернет: можно начать вести свой блог, сделать свой сайт или открыть канал на YouTube. Стоит обращать внимание на комментарии своих читателей или зрителей. Конечно, часть из них принадлежит так называемым хейтерам и содержит неаргументированную критику, негативные, а то и агрессивные высказывания, на которые не стоит обращать внимания.

Если мы не видим в них смысла, если у нас нет конечной цели или она весьма туманна, мы будем плыть по течению, в очередной раз обещая себе начать новую жизнь с понедельника. А достигнув определенного возраста, будем сожалеть о том, что так и не смогли найти себя и раскрыть заложенные в нас способности. Недаром говорят, что одно из условий человеческого счастья – найти свое призвание и реализовать себя.

Поэтому наряду с определением рода деятельности, которому мы посвятим свою жизнь, важно найти стимул, который будет поддерживать в нас желание совершенствоваться: будь то чья-то история успеха, фильм, картина или что-то еще.

Стать великим копирайтером или известным автором художественных произведений — мечта многих моих коллег. Но даже у креативных людей писательский талант не всегда достаточно раскрыт. Кто-то из-за текущих дел забивает на это, а кто-то продолжает наступать на те же грабли и не развивается. Давайте поговорим о том, как раскрыть свой творческий потенциал.

Откуда берётся писательский талант?

Из детства, конечно.

  1. Книги, которые читают родители детям с первых дней жизни.
  2. Знакомство с окружающим миром во время прогулки.
  3. Музыка.
  4. Пересказ ребёнком сказок.
  5. Выразительное чтение наизусть стихотворений.
  6. Описание природы, людей, животных.

Писательские способности у взрослых могут открыться внезапно. Для этого достаточно желания и практики. А одна моя знакомая стала писать стихи после перенесённого стресса. Также люди открывают в себе способность писать после получения ярких позитивных эмоций. Например, закат солнца на экваторе во время путешествия в Африку. Или даже поездка на дачу способна многое в вас изменить. Главное — перемены.

Признаки писательского таланта

  • Грамотная речь.
  • Богатый лексический словарь.
  • Коммуникабельность.
  • Любознательность.
  • Вы задаёте окружающим и самому себе много вопросов.
  • Любите рассказывать истории.
  • Точный пересказ произведений с именами героев, черт лица, дат, сюжетной линии, важных событий, обстановки.
  • Нравится заниматься сочинительством.
  • Хорошо развитая фантазия.
  • Использование сложных конструкций в предложениях.
  • Тонкое чувство языка и лексической сочетаемости слов.
  • Общение с собеседниками, которые в чём-то выше на уровень.
  • Знание стихотворений наизусть.
  • Любовь к чтению.
  • Внимательность.
  • Хорошая память.
  • Видение причинно-следственных связей.
  • Лёгкая обучаемость.

Если вы обладаете хотя бы частью из перечисленного, поздравляю, вы способны сочинять собственные тексты.

Как развить в себе писательские способности?

Человек не камень. Он способен изменяться, учиться и получать новую профессию. Именно гибкость его и отличает. Поэтому на вопрос, как стать хорошим писателем, всегда есть ответ. Меняться самому, узнавать новое, помнить опыт и постоянно писать.

Для развития креативных наклонностей нужно всегда творить и делать то, чего раньше никогда не приходилось. И каждый раз обязательно описывать это. Со временем слова будут с лёгкостью складываться в предложения, абзацы, статьи. Вы и сами не заметите, как начнёте владеть богатым словарным запасом, придумывать новые сюжетные линии и оригинальных героев. А там, глядишь, и слава Льва Толстого начнёт преследовать.

Упражнения для развития фантазии и воображения

Развитие творческого потенциала требует постоянной тренировки интеллекта и креативности. Делюсь некоторыми практическими приёмами. Вы можете делать их как самостоятельно, так и с друзьями, родителями и детьми — вместе веселее. Тем более, что практика достаточно забавная и напоминает развлечение.

  1. Оглянитесь вокруг. Какой самый первый предмет, который вы увидели? У меня это рюкзак. Поместите его мысленно в необычное пространство. Допустим, в духовой шкаф. Задача: описать предмет и обстановку со всех сторон. И пусть он будет одушевлённым. Естественно, это всё мы делаем с помощью карандаша и бумаги или ноутбука.
  2. Выключаем внутреннего критика. Пишите так, как будто вы ни перед кем не отчитываетесь за результат. Забудьте про ошибки, подбирайте яркие сравнения, необычные синонимы, ставьте героев в странные ситуации. Творите!
  3. Опишите подробно свой день по минутам и часам. Встали, оделись, умылись, позавтракали, пошли пешком или поехали на работу. Что происходило по пути? Возможно, было что-то совсем необычное. Внимательно осмотритесь по сторонам. Теперь опишите приход в офис, рабочее место. Как выглядит Марья Ивановна? В какой одежде пришла? С какой интонацией разговаривает. Поход на обед. Специфику деятельности. Опишите всё, что только видите.
  4. Поход в кафе с ноутбуком или с блокнотом. Садитесь напротив понравившихся людей и подробно описывайте: мимику, жесты, движения, взгляд, улыбку, голос, эмоции, одежду, содержание разговора, отношение к собеседникам, официантам, что едят, пьют. Вариант этого же упражнения: выберете человека и придумайте историю его жизни. О! Да тут материала на целый роман!
  5. Игра в рифму. Называете слово, и составляете список из 10 созвучных слов.
  6. Записывайте идеи в ежедневник.
  7. Обсудите интересную книгу с другом. Если один не знаком с изданием, берите интервью. Всё это легко делать в литературном клубе.
  8. Читайте вслух свои записи и книги классиков с нужной интонацией. Сколько смыслов открывается при этом!
  9. Сходите в галерею. Найдите бессюжетную картину. Когда окажетесь дома, опишите её по памяти, вникая в мелочи.
  10. Возьмите 10 любых предметов. Какие ассоциации они у вас вызывают? С какими воспоминаниями связаны?
  11. Напишите небольшой рассказ на 1 страницу. Каждое предложение должно состоять из 2-х слов. Пример. Наступило утро. Светило солнце. Лучи настойчивые. Я проснулась. Спать нельзя. Пора бодрствовать. Вижу стол. Лежит ручку. Буду писать. Это письмо. Для друга. Продолжите? В следующем рассказе предложения должны быть из 3-х, 4-х, 5-и слов. Количество слов можно увеличивать до бесконечности или пока не станете Львом Толстым.