Фехнер элементы психофизики. Психология сенсорных процессов

Возникновение психофизики было обусловлено обычным человеческим желанием – знать, «как оно устроено», понимать, «как оно работает». Психология как наука не давала ответов на эти вопросы, а лишь констатировала работу психики человека, взаимосвязь физического и психического начал. При этом появление психофизики было лишь вопросом времени и технических возможностей.

Измерить то, что не видно

В первой половине 19 века были осуществлены первые попытки при помощи опытов и математических расчетов изучить психические явления. Немецкий физиолог и физик Г. Фехнер был одним из первых, кто с упорством размышлял о неразрывности материального и психического и об их взаимосвязи.

Он хотел доказать, что психические процессы могут иметь точную оценку и свою шкалу единиц. В результате его многолетней работы было выведено такое соотношение ощущения и раздражителя, которое определялось логарифмической зависимостью. Его программный труд «Элементы психофизики» описывает схему построения психического образа, впоследствии полностью повторенную схемой .

Еще один важный вопрос, который изучала психофизика, – вопрос о порогах ощущений человека. Фехнером выделялись:

  • Абсолютный порог, который представлял собой ту минимальную силу, действуя с которой раздражитель вызывает ощущения.
  • Максимальный порог – наибольшую силу, вызывающую ощущения.
  • Дифференциальный порог – такое наименьшее изменение силы раздражителя, которое вызывает изменение ощущений.

Задачи психофизики, сформулированные ее основателем, стали актуальными на многие десятилетия вперед:

  • Открыть законы, регулирующие отношения физического и психического миров.
  • Облечь законы и закономерности этих отношений в математические формулы.
  • Разработать новые единицы измерения для психофизических процессов.

Эксперименты другого физиолога – Вебера, в которых психофизика ощущений была подвергнута изучению для выявления закономерностей между психическими реакциями и раздражителями, были также высоко оценены научной общественностью. Свое развитие психофизика получила в трудах таких ученых, как И. Мюллер, Гельмгольц, Ф. Дондерс и другие.

Однако физиологические опыты на определенной стадии зашли в тупик. Причиной тому стало недостаточное знание о нервных и иных физиологических процессах, а также ограниченные методы и инструменты для проведения экспериментов.

Однако психофизика значительно обогатила знания и методы, используемые в психологии. Психология получила новый виток развития, поскольку на пост-психофизическом пространстве она уже не была, подобно философии, лишь умозрительной наукой.

Здесь психофизика тесно переплетается с – наукой, изучающей непонятные и неисследованные явления психики. Ученые уже изобрели приборы, измеряющие ауру человека. При помощи новых методик и таких приборов можно определить не только уровень энергетики индивида, но и отклонения его здоровья от физической или психологической нормы.

Некоторые базовые знания психофизики применяют современные науки – маркетинг, дизайн, информационные технологии. Применение на практике данных о порогах ощущений помогает выявить дифференциальный порог для установления таких цен на товары, чтобы их увеличение не привело к оттоку покупателей.

Или наоборот – возможно создание такой ценовой политики, которая привлечет потребителей при сохранении максимальной прибыли. При этом используется то самое наименьшее изменение раздражающего фактора – суммы, указанной на ценнике, – которое вызовет либо не вызовет изменение ощущений.

Дизайнеры, используя знания психофизики, не только берут за основу цветовые предпочтения, но и работают с оптико-геометрическими иллюзиями, учитывая особенности зрительного восприятия человека и взаимосвязь цветовых и оптических факторов с психикой. Автор: Руслана Капланова

Элементы психофизики

Наличие зависимости ощущений от внешних раздражений заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости, т. е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос так называемой психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э. Вебера и Г. Фехнера. Оформление она получила в ʼʼЭлементах психофизикиʼʼ (1859) Фехнера, оказавших значительное влияние на дальнейшие исследования. Основной вопрос психофизики - это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.

Исследования по психофизике установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он должна быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим невооруженным глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности˸ чувствительность рецептора выражается величинои̌, обратно пропорциональной порогу˸ Е = I/J, где Е - чувствительность и J - пороговая величина раздражителя.

Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. В существовании порогов рельефно выступает диалектическое соотношение между количеством и качеством. Данные пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.

За вопросом о том, имеет ли вообще место ощущение определенного вида (зрительное, слуховое и т. д.), неизбежно следует вопрос об условиях различения различных раздражителей. Оказалось, что наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Э. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером˸ отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величинои̌ постоянной˸

где J обозначает раздражение,ÑJ - ᴇᴦο прирост, К - постоянная величина, зависящая от рецептора.

Так, в ощущении давления величина прибавки, необходимой для получения едва заметной разницы, должна всегда равняться приблизительно"/30 исходного веса, т. е. для получения едва заметной разницы в ощущении давления к 100 г нужно добавить 3,4 г, к 200 - 6,8 г, к 300 - 10,2 г и т. д. Для силы звука эта константа равна "/10, для силы света -"/100 и т. д.

Дальнейшие исследования показали, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины˸ при приближении к абсолютным порогам величина прибавки перестает быть постоянной. Наряду с этим ограничением закон Вебера допускает, как оказалось, и расширение. Он применим не только к едва заметным, но и ко всяким различиям ощущений. Различия между парами ощущений кажутся нам равными, в случае если равны геометрические соотношения соответствующих раздражителей. Так, увеличение силы освещения от 25 до 50 свечей дает субъективно такой же эффект, как увеличение от 50 до 100.

Элементы психофизики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Элементы психофизики" 2015, 2017-2018.

Наличие зависимости ощущений от внешних раздражений заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости, т. е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос так называемой психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э. Вебера и Г. Фехнера. Оформление она получила в «Элементах психофизики» (1859) Фехнера, оказавших значительное влияние на дальнейшие исследования. Основной вопрос психофизики - это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.

Исследования по психофизике установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим невооруженным глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу: Е = I/J, где Е - чувствительность и J - пороговая величина раздражителя.

Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. В существовании порогов рельефно выступает диалектическое соотношение между количеством и качеством. Эти пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.

За вопросом о том, имеет ли вообще место ощущение определенного вида (зрительное, слуховое и т. д.), неизбежно следует вопрос об условиях различения различных раздражителей. Оказалось, что наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Э. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:

где J обозначает раздражение,ÑJ - его прирост, К - постоянная величина, зависящая от рецептора.

Так, в ощущении давления величина прибавки, необходимой для получения едва заметной разницы, должна всегда равняться приблизительно"/30 исходного веса, т. е. для получения едва заметной разницы в ощущении давления к 100 г нужно добавить 3,4 г, к 200 - 6,8 г, к 300 - 10,2 г и т. д. Для силы звука эта константа равна "/10, для силы света -"/100 и т. д.



Дальнейшие исследования показали, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки перестает быть постоянной. Наряду с этим ограничением закон Вебера допускает, как оказалось, и расширение. Он применим не только к едва заметным, но и ко всяким различиям ощущений. Различия между парами ощущений кажутся нам равными, если равны геометрические соотношения соответствующих раздражителей. Так, увеличение силы освещения от 25 до 50 свечей дает субъективно такой же эффект, как увеличение от 50 до 100.

Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они - величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле:

Е = KlogJ + С,

где К и С суть некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений (в единицах едва заметных перемен) от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой так называемый психофизический закон Вебера - Фехнера.

Допущенная при этом Фехнером возможность суммирования бесконечных, а не только конечных разностей ощущений, большинством исследований считается произвольной. Помимо того нужно отметить, что ряд явлений, вскрытых новейшими исследованиями чувствительности, не укладывается в рамки закона Вебера-Фехнера. Особенно значительное противоречие с законом Вебера- Фехнера обнаруживают явления протопатической чувствительности, поскольку ощущения в области протопатической чувствительности не обнаруживают постепенного нарастания по мере усиления раздражения, а по достижении известного порога сразу же появляются в максимальной степени. Они приближаются по своему характеру к типу реакций по принципу «все или ничего». Не согласуются, по-видимому, с законом Вебера-Фехнера и некоторые данные современной электрофизиологии органов чувств.

Дальнейшие исследования Г. Гельмгольца, подтвержденные П. П. Лазаревым, заменили первоначальную формулировку закона Вебера-Фехнера более сложной формулой, выражающей общий принцип, управляющий всеми явлениями раздражения. Однако и попытка Лазарева выразить переход раздражения в ощущение в математических уравнениях не охватывает всего многообразия процессов чувствительности.

Пороги и, значит, чувствительность органов никак не приходится представлять как некие раз и навсегда фиксированные неизменные лимиты. Целый ряд исследований советских авторов показал их чрезвычайную изменчивость. Так, А. И. Богословский, К. X. Кекчеев и А. О. Долин показали, что чувствительность органов чувств может изменяться посредством образования интерсенсорных условных рефлексов (которые подчиняются вообще тем же законам, что и обычные двигательные и секреторные условные рефлексы). Очень убедительно явление сенсибилизации было выявлено в отношении слуховой чувствительности. Так, А. И. Бронштейн констатировал понижение порогов слышимости под влиянием повторяющихся звуковых раздражений. Б. М. Теплов обнаружил резкое понижение порогов различия высоты в результате очень непродолжительных упражнений (см. с. 204-205). В. И. Кауфман - в противовес тенденции К. Сишора, Г. М. Уиппла и др. рассматривать индивидуальные различия порогов звуковысотной чувствительности исключительно как неизменяющиеся природные особенности организма - экспериментально показал, во-первых, зависимость порогов (так же как самого типа) восприятия высотных разностей от характера музыкальной деятельности испытуемых (инструменталисты, пианисты и т. д.) и, во-вторых, изменяемость этих порогов (и самого типа) восприятия высотных разностей. Кауфман поэтому приходит к тому выводу, что способность различения высоты звука в зависимости от конкретных особенностей деятельности данной личности может в известной мере изменяться. Н. К. Гусев пришел к аналогичным результатам о роли практики дегустации в развитии вкусовой чувствительности. <...>

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимостиот отношения человека к той задаче, которую он разрешает, дифференцируяте или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности и, таким образом, быть или не быть замеченным в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения данного индивида или становится значимым показателем условий его деятельности. Поэтому, чтобы исследование чувствительности дало сколько-нибудь законченные результаты и привело к практически значимым выводам, оно должно, не замыкаясь в рамках одной лишь физиологии, перейти и в план психологический. Психологическое исследование имеет, таким образом, дело не только с «раздражителем», но и с предметом, и не только с органом, но и с человеком. Этой более конкретной трактовкой ощущения в психологии, связывающей его со всей сложной жизнью личности в ее реальных взаимоотношениях с окружающим миром, обусловлено особое значение психологического и психофизиологического, а не только физиологического, исследования для разрешения вопросов, связанных с нуждами практики.

Немецкий физик и медик.

Один из основоположников экспериментальной психологии и эстетики.

Густав Фехнер был последователем идей Фридриха Шеллинга (Вселенная одушевлена, материя – оборотная сторона психического и т.п.).

В 1851 году Густав Фехнер опубликовал книгу: Зенд-Авеста, или явления небес и потустороннего мира / Zend-Avesta, oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits, где выдвинул идею новой науки - психофизики , которая должна была заниматься изучением связи физических и духовных явлений…


Густав Фехнер
«… считал Землю единым живым организмом. Он называл это существо «Гея» и говорил, что ветра - это дыхание Земли, почва - кожа, реки и моря - вены и артерии. Фехнер выступал за сохранение экологии, что для того времени было весьма необычной мыслью. Немногие обратили внимание на его исследования, хотя они были весьма интересными. Он писал, что тело и разум едины и находятся в гармонии: «относительное увеличение телесной энергии и соответствующий рост энергии умственной возможно описать математически».

К.А. Симпкинс, Подсознание изменит всё! Практическое руководство по самогипнозу, М., «Аст»; «Астрель», 2007 г., с. 85.

Учёный, обладая плохим зрением «… исходил из того, что материальное и духовное представляют «тёмную» и «светлую» стороны мироздания (включая космос), между которыми должно быть строгое математическое соотношение».

Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Теоретическая психология, М., Издательский центр «Академия», 2003 г., с. 41.

В 1860 году Густав Фехнер обобщает свои исследования в книге: Элементы психофизики / (Elemente der Psychophysik и с 1865 года начинает заниматься экспериментальной эстетикой…

«По мнению Густава Фехнера , эстетика должна быть эмпирической дисциплиной, свободной от метафизических умозрений, иначе - «ветвью психофизики» (особой науки, предмет которой, согласно Фехнеру, - закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических). Рассматривая эстетику в контексте психофизики, ученый определял её как «гедонику», то есть, в сущности, не проводил грани между прекрасным и просто приятным.

Термин «красота», говорит Фехнер, служит для определения всего, что может обладать способностью доставлять непосредственное и мгновенное удовольствие. В основу эстетического анализа должны быть положены именно эти - простейшие - чувства удовольствия или неудовольствия, которые мы испытываем при восприятии внешнего объекта. Это тот фундамент, на котором, по мнению исследователя, может строиться подлинно «научная эстетика». Фехнер поставил перед собой задачу: анализируя «простые элементы» - «эстетические ощущения», эти своеобразные «психические атомы», выяснить, какие предметы производят на нас приятное впечатление, доставляют наслаждение, а какие вызывают чувство неудовольствия, нравятся либо не нравятся нам и с чем это последнее связано.

Фехнер рассуждал следующим образом. Мы не знаем (или знаем весьма приблизительно), что есть прекрасное, как не знаем, отчего зависит приятное впечатление, получаемое нами от созерцания прекрасного предмета: зависит ли оно от созерцания совершенной формы или от каких-либо побочных, сопровождающих («сопутствующих») обстоятельств. Взять, к примеру, симметрию. Бывает, что принцип симметрии, скажем в произведении искусства, нарушен, между тем оно нам нравится, доставляет эстетическое наслаждение. От чего это зависит? Зависит ли прекрасное (в данном случае - произведение искусства), его восприятие от «прямого фактора» красоты или от неких «привходящих», «сопровождающих обстоятельств»?

Фехнер стремился выявить закон, лежащий в основе причинно-следственной связи между внешним объектом и наслаждением, которое испытывает субъект, его воспринимающий .

Этот закон должен был явиться своеобразным результатом серии экспериментов, задуманных и проведённых учёным задолго до появления «Введения в курс эстетики». Хотя Фехнер с присущей ему научной трезвостью и не надеялся в короткий срок построить «здание» научной экспериментальной эстетики, он всё же в своих экспериментах и выводах пытался приблизиться к той точности, которой характеризуются конкретные науки.

Поскольку для Фехнера эстетика есть прежде всего «гедоника», то есть прекрасное в ней, в отличие, например, от эстетики Канта , неотделимо от приятного, постольку он задается вопросом: какие простые формы, а также какие «комбинации простых форм» нам более всего нравятся?

В своих исследованиях ученый руководствуется тремя «высшими принципами», впрочем, в достаточной мере традиционными:

1) взаимосвязь разнородных элементов;
2) последовательность, согласованность и истинность;
3) ясность.

Эти «высшие формально-эстетические принципы» и пытается Фехнер подтвердить своими экспериментами. Он отбирает значительное число лиц, принадлежащих к «образованным» слоям, вне зависимости от уровня их эстетической культуры и предлагает испытуемым из большого количества геометрических фигур выбрать наиболее нравящиеся им. Это был первый из различаемых Фехнером трёх «экспериментальных методов» - «метод отбора».

Второй - «метод конструкции» - заключается в том, что требовалось, например, установить поперечную линию на вертикальной таким образом, чтобы полученное отношение доставляло удовольствие. Наконец, третий метод состоял в измерении предметов, используемых в повседневном обиходе: Фехнер приносил в аудиторию ряд книг, картин, карт, визитных карточек и т. д. и предлагал испытуемым выбрать наиболее нравящуюся им форму.

Последний метод отличался от первого тем, что в соответствии с первым методом учёный предлагал выбрать чисто геометрическую форму, в соответствии с последним - прикладную.

На основе полученных результатов Фехнер пришёл к следующим выводам:

1) при соответствующем делении горизонтальной линии (линия, параллельная «линии связи глаз») деление по так называемому принципу золотого сечения во всех отношениях уступает делению на равные части;

2) при соответствующем делении вертикальной линии (линия, перпендикулярная к прямой, «соединяющей наши глаза») наиболее «нравящееся» соотношение отрезков линии получается не при «золотом сечении», а в том случае, когда короткий отрезок относится к длинному, как 1:2. [...]

Значение деятельности Густава Фехнера чрезвычайно велико для последующего развития эстетики. Идеалистический характер его «психофизики», его концепции «идентичности души и тела» не могут зачеркнуть тот факт, что введённые Фехнером экспериментально-математические методы обусловили дальнейший прогресс экспериментальной эстетики».

История эстетической мысли в 6-ти томах, Том 4, Вторая половина XIX века, М., «Искусство», 1987 г., с. 164-169.

«Основатель экспериментальной психологии Фехнер однажды в кругу преподавателей университета предложил дать объяснение такому своему наблюдению: почему люди чаще режут колбасу наискосок, так что получается эллиптический ломтик вместо круглого?
В написанной позже статье «Почему мы нарезаем колбасу наискосок?» Фехнер привёл 15 ответов, данных на этот вопрос, и разобрал главные из них.
Конечно, вопрос этот имел лишь развлекательное назначение, и сам автор сознается, что ему вспомнился при этом рассказ о короле, опросившем учёных своей страны о причинах, по которым погружение рыбы в наполненный водою сосуд не вызывает перетекания воды через борт: разумеется, было бы оплошностью искать объяснений ранее, чем сам факт надёжно установлен.

Эта развлекательная статья Фехнера говорит о склонности исследователя к постоянным самотренировкам по любому поводу, к постоянным поискам ответа на вопрос «почему?».

Впрочем, несерьёзность темы смущала и Фехнера, а потому он подписал эту статью, как и ряд других научно-сатирических («Сравнительная анатомия ангелов», «Охранительные средства для холеры», «Доказательство, что луна состоит из иодинов» и др.), не своим именем, а псевдонимом – Мизес (Mises. Kleine Schriften. Leipzig, 1875).

Регирер Е.И., Развитие способностей исследователя, М., «Наука», 1969 г., с.175-176.

Псиофизические идеи Густава Фехнера явно повлияли на творчество

Элементы психофизики

Наличие зависимости ощущений от внешних раздражений заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости, т. е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос так называемой психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э.Вебера и Г.Фехнера. Оформление она получила в "Элементах психофизики" (1859) Фехнера, оказавших значительное влияние на дальнейшие исследования. Основной вопрос психофизики - это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.

Исследования по психофизике установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим невооруженным глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу: Е = I/J, где Е - чувствительность и J - пороговая величина раздражителя.

Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. В существовании порогов рельефно выступает диалектическое соотношение между количеством и качеством. Эти пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.

За вопросом о том, имеет ли вообще место ощущение определенного вида (зрительное, слуховое и т. д.), неизбежно следует вопрос об условиях различения различных раздражителей. Оказалось, что наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Э. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:

где J обозначает раздражение, ? J - его прирост, К - постоянная величина, зависящая от рецептора.

Так, в ощущении давления величина прибавки, необходимой для получения едва заметной разницы, должна всегда равняться приблизительно 1/30 исходного веса, т. е. для получения едва заметной разницы в ощущении давления к 100 г нужно добавить 3,4 г, к 200 - 6,8 г, к 300 - 10,2 г и т. д. Для силы звука эта константа равна 1/10, для силы света - 1/100 и т. д.

Дальнейшие исследования показали, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки перестает быть постоянной. Наряду с этим ограничением закон Вебера допускает, как оказалось, и расширение. Он применим не только к едва заметным, но и ко всяким различиям ощущений. Различия между парами ощущений кажутся нам равными, если равны геометрические соотношения соответствующих раздражителей. Так, увеличение силы освещения от 25 до 50 свечей дает субъективно такой же эффект, как увеличение от 50 до 100.

Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они - величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии . Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле:

где К и С суть некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений (в единицах едва заметных перемен) от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой так называемый психофизический закон Вебера - Фехнера.

Допущенная при этом Фехнером возможность суммирования бесконечных, а не только конечных разностей ощущений, большинством исследований считается произвольной. Помимо того нужно отметить, что ряд явлений, вскрытых новейшими исследованиями чувствительности, не укладывается в рамки закона Вебера - Фехнера. Особенно значительное противоречие с законом Вебера-Фехнера обнаруживают явления протопатической чувствительности, поскольку ощущения в области протопатической чувствительности не обнаруживают постепенного нарастания по мере усиления раздражения, а по достижении известного порога сразу же появляются в максимальной степени. Они приближаются по своему характеру к типу реакций по принципу "все или ничего". Не согласуются, по-видимому, с законом Вебера-Фехнера и некоторые данные современной электрофизиологии органов чувств.

Дальнейшие исследования Г.Гельмгольца, подтвержденные П.П.Лазаревым, заменили первоначальную формулировку закона Вебера-Фехнера более сложной формулой, выражающей общий принцип, управляющий всеми явлениями раздражения. Однако и попытка Лазарева выразить переход раздражения в ощущение в математических уравнениях не охватывает всего многообразия процессов чувствительности.

Пороги и, значит, чувствительность органов никак не приходится представлять как некие раз и навсегда фиксированные неизменные лимиты. Целый ряд исследований советских авторов показал их чрезвычайную изменчивость. Так, А.И.Богословский, К.X.Кекчеев и А.О.Долин показали, что чувствительность органов чувств может изменяться посредством образования интерсенсорных условных рефлексов (которые подчиняются вообще тем же законам, что и обычные двигательные и секреторные условные рефлексы). Очень убедительно явление сенсибилизации было выявлено в отношении слуховой чувствительности. Так, А.И.Бронштейн 63 констатировал понижение порогов слышимости под влиянием повторяющихся звуковых раздражений. Б.М.Теплов обнаружил резкое понижение порогов различия высоты в результате очень, непродолжительных упражнений (см. с. 204–205). В.И.Кауфман - в противовес тенденции К.Сишора, Г.М.Уиппла и др. рассматривать индивидуальные различия порогов звуковысотной чувствительности исключительно как неизменяющиеся природные особенности организма - экспериментально показал, во-первых, зависимость порогов (так же как самого типа) восприятия высотных разностей от характера музыкальной деятельности испытуемых (инструменталисты, пианисты и т. д.) и, во-вторых, изменяемость этих порогов (и самого типа) восприятия высотных разностей. Кауфман поэтому приходит к тому выводу, что способность различения высоты звука в зависимости от конкретных особенностей деятельности данной личности может в известной мере изменяться. Н.К.Гусев пришел к аналогичным результатам о роли практики дегустации в развитии вкусовой чувствительности. <…>

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он разрешает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности и, таким образом, быть или не быть замеченным в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения данного индивида или становится значимым показателем условий его деятельности. Поэтому, чтобы исследование чувствительности дало сколько-нибудь законченные результаты и привело к практически значимым выводам, оно должно, не замыкаясь в рамках одной лишь физиологии, перейти и в план психологический. Психологическое исследование имеет, таким образом, дело не только с " раздражителем", но и с предметом , и не только с органом , но и с человеком . Этой более конкретной трактовкой ощущения в психологии, связывающей его со всей сложной жизнью личности в ее реальных взаимоотношениях с окружающим миром, обусловлено особое значение психологического и психофизиологического, а не только физиологического, исследования для разрешения вопросов, связанных с нуждами практики.

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Сценарные элементы Трансакционные аналитики не проповедуют мысль о том, что человеческие жизненные планы конструируются наподобие мифов или волшебных сказок. Они видят, что чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу

Из книги Она. Глубинные аспекты женской психологии автора Джонсон Роберт

Элементы мифологии Обратим внимание на происхождение обеих богинь - Афродиты и Психеи. Хронос, самый младший и самый хитрый сын бога неба Урана, серпом оскопил своего отца и бросил гениталии в море, таким образом оплодотворив его. Так родилась Афродита. Рождение Афродиты

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Элементы профессиональной самоидентификации Основными элементами профессиональной самоидентификации выступают:1) статусы и роли, предлагаемые обществом;2) социальные группы и институты, в рамках которых осуществляется профессиональная

Из книги Элементы мысли автора Сеченов Иван Михайлович

Элементы мысли[ 25 ]

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Элементы знания Вся наша жизнь есть непрерывный поток познания, т. е. приобретения все новых и новых знаний об окружающем мире и о себе самом. С этим согласны все. А вот что касается «братьев наших меньших», то по этому поводу идут бесконечные споры. Одни ученые говорят,

Из книги Запрещенная книга боевой машины автора Шлахтер Вадим Вадимович

Элементы боевой подготовки Убивать соотечественников нехорошо. Это первое, что вы должны знать и понимать. Убивать сограждан, соотечественников – нехорошо, поэтому не используйте предметы, специально предназначенные для убийства.Да в этом и нет никакой необходимости.

Из книги Масса и власть автора Канетти Элиас

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Элементы фокуса внимания Фокус внимания человека - это те элементы окружающей реальности, которые человек вносит в сознание и подвергает анализу. Проще говоря, это то, чему человек посвящает свои мысли. Сознание всегда стремится решать поставленные задачи, искать новые

Из книги Пробуй – получится! [Когда вы в последний раз что-то делали впервые?] автора Годин Сет

Элементы производства Вот что необходимо для того, чтобы что-то произвести:идея;люди, которые будут над ней работать;место, где будет находиться организация;сырье;дистрибуция;деньги;маркетинг.Это исходные элементы, которые экономисты давно изучили. Пойдите в любую

Из книги Язык человеческого лица автора Ланге Фриц

Элементы физиогномики Греческое слово «фюзис» при переводе на немецкий язык так же многозначно, как фаустовский «логос». Но если поставить на место фюзис его немецкий эквивалент, физиогномика окажется учением о выражении лица.Индивидуальные черты лица человека

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Базовые элементы познания Эта задача предполагает новый подход к образованию в целом, потому что многим детям, не имеющим расстройств аутистического спектра, также нужно работать над фундаментальными навыками, например, детям из неблагополучных семей и детям с

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

Элементы заключения Заключительный раздел речи должен подчиняться естественной последовательности ее сегментов, начиная с тех, которые направлены на убеждение и призыв к рассудку, и заканчивая теми, которые взывают к чувствам. Следовательно, вы будете подводить итог в

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Структурные элементы Так, в самых общих чертах, выглядят несколько базисных векторов «открытой системы человека», хотя здесь нами не рассматриваются другие не менее важные вектора, как, например, вектор пола . Но в действительности мы не имеем дела ни с тем, ни с другим,

Из книги Рефлексы головного мозга автора Сеченов Иван Михайлович