Физические упражнения для преодоления страха. «Три упражнения от тревоги, которым меня научил психотерапевт

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для родителей по коррекции детских страхов. Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями,поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен родителям детей дошкольного взраста, воспитателям и психологам ДОУ.

Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Страх - психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Деские страхи - тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек...

Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
- не засыпает один, не разрешает выключать свет;
- часто закрывает уши ладонями;
- прячется в угол, за шкаф;
- отказывается от участия в подвижных играх;
- не отпускает маму от себя;
- беспокойно спит, кричит во сне;
- часто просится на руки;
- не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
- отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
- категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Вербальные и художественные упражнения

1.Нарисуй свой страх.
Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»
2. Придумываем сказку.
Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
3. Придумываем и рисуем друга.
Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит,
сложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать».
4. Радуга силы.
На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» - дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» - размазывая пластилин левой рукой.
5. Где живет страх?
Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».
6. Напугаем страх.
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится веселых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадет,
Больше меня никогда не найдет,
Страх испугается и задрожит,
И навсегда от меня убежит!
Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.
7. Выкидываем страх.
Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.
8. Если бы я был большой.
Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
9. Отпускаем страх.
Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.
10. Угощу свой страх.
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:
Страх боится солнечного света,
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.
Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку,
11. Закапываем страх.
Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.
12. Волшебная палочка.
На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:
Я все могу, ничего не боюсь,
Лев, крокодил, темнота - ну и пусть!
Волшебная палочка мне помогает,
Я - самый смелый, я это знаю!
Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».
13. Пальчиковый кукольный театр.
Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.
14. Затопчем страх.
На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте мальчиковые краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами; «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»
15. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:
Упражнение-кричалка:
Я хлопаю (хлопать в ладоши),
Топаю (тonаю ногами),
Громко рычу (произносить «р-р-р»),
Страх прогоняю (махать руками)
16. Придумываем страшилку.
Вы начинаете рассказ, а ребенок прибавляет по предложению. Например: «Была ужасная ночь... На
прогулку вышла большая собака... Она хотела кого-то укусить...» и т.д. Родитель должен закончить страшилку смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что oнa совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого».
17. Пишем волшебнику Добросилу.
Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в... (глобус, конфету, радугу, стрекозу...). Письма запечатать в конверты. Принести ребенку ответ.
18. Мы смелые и дружные.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.
Мне ничего не страшно с другом
Ни темнота, ни волк, ни вьюга,
Ни прививки, ни собака,
Ни мальчишка-забияка.
Вместе с другом я сильнее,
Вместе с другом я смелее.
Мы друг друга защитим
И все страхи победим!

Театралиэованные этюды.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи - игрушки.
19. Этюд Страшный сон.
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище - это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне...
20. Этюд Грoзa
Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.
Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее - когда зрителями становятся взрослые, а ребенок - единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.
21.Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».
Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку.
22. Игра «Пчелка в темноте»
«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты.
23. Упражнение «Качели».
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 - 3 минуты.
24. «Неваляшка» (для детей с 6 лет).
Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 - 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная.
25. Игра «В темной норе»
В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 - 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
26. Игра «Тень»
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок - «путник», другой - его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Каждый из нас чего-то боится. Кому-то страшно остаться без денег, другие опасаются жизненных перемен, третьи не хотят расстроить близких и идут наперекор своим желаниям… Ознакомьтесь с упражнениями из книги «Как победить страх» , чтобы выяснить, почему вы боитесь и как избавиться от той или иной фобии.

Упражнение 1: Боремся со страхом перемен

Перемены вызывают стресс. Если вас что-то останавливает от активных действий и не позволяет изменить жизнь к лучшему, то попробуйте выполнить следующее упражнение.

  1. Запишите все, что вызывает у вас сильные переживания и негативные чувства и от чего хочется немедленно избавиться. Возможно, вы не любите, когда с вами разговаривают на повышенных тонах или терпеть не можете, когда окружающие вас игнорируют. Укажите от трех до десяти пунктов.
  2. Теперь запишите от пяти до десяти пунктов того, что беспокоит меньше, но нуждается в изменении. Например, вас раздражает медленная работа компьютера или беспорядок в кладовке.
  3. Запишите, что еще вы желаете сделать более удобным для себя. Что нуждается в улучшении. Возможно, вы хотите завтракать кашей или заниматься йогой.
  4. А теперь спросите себя, чего вы хотите? Запишите на бумаге первое, что приходит в голову. Также отметьте любые желания, которые были у вас в детстве и в юности.

Взгляните на получившиеся списки. Что вы чувствуете, глядя на каждый пункт? Стало ли вам легче, когда вы озвучили свою мечту? Готовы ли вы к переменам?

Упражнение 2: Боремся со страхом сказать правду

К сожалению, каждый из нас кого-то обманывал. Нам кажется, что в определённых ситуациях удобнее сказать неправду, нежели рассказать всё начистоту. Давайте разберёмся с этим страхом.

  • Напрягите память и запишите случаи вашего обмана. И ниже отметьте, что таким способом вы хотели получить или избежать? Была ли возможность действовать по-другому? Например, вам требуется выходной в тишине - за неделю вы устали и остро нуждаетесь в передышке. А вместо того чтобы сообщить об этом напрямую, вы делаете вид, что вы больны или и вправду заболеваете. Или же устраиваете истерики из-за пустяка и обижаетесь. Поверьте, было бы намного лучше, если вы открыто попросили день тишины и спокойно отдохнули.
  • Опишите хотя бы пару ваших вариантов и разберитесь в каждом из них. Не будет ли проще в следующий раз сказать всё начистоту?

Упражнение 3: Боремся со страхом разочаровать близких

Довольно часто наши родные поддерживают в том или ином начинании. Однако бывает и так, что боясь разочаровать близких, вы забываете про свою мечту и делаете всё, что от вас ожидают - выбираете престижную (по их мнению) профессию и занимаете удобными (для них) вещами.

  • Чтобы перестать обращать внимание на стереотипы, в которые верят сами и внушают вам близкие, попробуйте записать десять пунктов из всего, что приходит на ум, когда произносят название вашей профессии.
  • Если вам хочется заниматься чем-то другим, но не сложилось, то вспомните, кем именно вы мечтали стать. Напишите, что вы слышали и какие выражения знаете об этой профессии.

Прочитайте оба списка. Обсудите свои находки с близкими. Вполне вероятно, что они готовы поддержать ваше начинание. Но какой бы ни была их реакция - вы вправе выбирать то, чем хотите заниматься.

Упражнение 4: Боремся со страхом бедности

Никто не хочет жить «от зарплаты до зарплаты». Бывало ли с вами такое, что вы покупали вещи, которые вам совсем не нужны? Попадали ли вы в ситуацию, когда вам не хватало денег? Боялись ли вы остаться без копейки? С этим страхом можно и нужно бороться.

  • Возьмите лист бумаги и запишите все свои траты за месяц. Добавьте в список суммы, необходимые для осуществления самых заветных желаний, деньги на заботу о здоровье и хорошем настроении. Сложите все. Какая сумма у вас вышла? Она вас пугает? Столько не платят за вашу работу? Забудьте эти мысли и не ищите рациональных доводов. Думайте о том, на что вам нужны деньги. Иначе вы легко убедите себя в том, что таких денег вам не заработать. А вам нужно, наоборот, приготовить мозг к поиску вариантов.
  • Запишите на листках необходимую сумму. Развесьте их так, чтобы постоянно их видеть. И начинайте действовать, внимательно прислушиваясь к себе.

В ближайшее время ответьте себе, каким образом желаемая сумма может стать реальной и поймёте, что для этого необходимо предпринять.

Упражнение 5: Боремся со страхом, что не хватит времени

У каждого есть амбиции и мечты, однако некоторые люди считают, что «ещё слишком рано» или «уже слишком поздно», и продолжают заниматься вещами, которые не доставляют им удовольствия. Настало время разобраться со страхом нехватки времени.

  • Нарисуйте круг и разделите его на восемь равных частей. Назовите каждую часть одной из важных составляющих вашей жизни. Обычно предлагаются следующие: семья, работа, хобби, друзья, саморазвитие и т.д.
  • После того как вы нарисовали круг и назвали его сектора, поставьте карандаш или фломастер на ось - середину колеса. Эта точка - ноль, и если двигаться по оси от центра колеса вверх, то вы достигнете ста процентов. Теперь вам нужно оценить степень удовлетворенности каждым из аспектов вашей жизни по шкале от 0 до 100%. Выберите ось, ведите линию от нуля и остановитесь там, где почувствуете. Напишите, на сколько процентов вы довольны ситуацией в этом аспекте.
  • По очереди определите, на сколько процентов (можно выбрать любое число) вы довольны каждым «куском» колеса. Теперь возьмите другой цвет, соедините вершины всех линий между собой.
  • Посмотрите, что у вас получилось. Удобно ли ехать по жизни на таком колесе? Теперь вам будет легче понять и решить, какие стороны жизни необходимо скорректировать. Запишите свои мысли.
  • Вооружитесь карандашом или фломастером другого цвета. Найдите взаимосвязь между отдельными частями. Например, «семья» влияет на сектор «финансы», если вам необходимо ухаживать за своим родственником. Найдите все такие взаимосвязи и нарисуйте стрелки. Выделите на это занятие 15-20 минут.
  • Теперь посмотрите, какой из частей жизни вы довольны меньше всего, и на то, что именно влияет на проблемный сектор. Затем разберите все расстраивающие вас части Колеса жизни.

В результате у вас должен появиться стратегический план действий. Запишите все пришедшие в голову действия. Теперь вы знаете, что вам необходимо действовать. Не теряйте ни секунды!

Один из способов побороть робость и страх перед общением с людьми - выйти на публику. Заучите короткое стихотворение (перепишите на бумагу, сохраните в заметки в смартфоне, если совсем страшно) и прочтите его.

Сначала сделайте это перед друзьями и родными, потом попробуйте выйти на улицу и перед незнакомцами. Читайте выразительно, не опуская голову вниз. Так, чтобы вас слышали. Возьмите с собой друга, пусть будет вашей группой поддержки.

Вы заметите, что многие люди улыбнутся, а кто-то остановится послушать. Остальные просто не обратят на вас внимание - так стоит ли переживать?

Если страх в том, что окружающие замечают все мелкие недостатки, он неоправдан. Вы замечаете в себе гораздо больше, чем другие.

Примерьте на себя другой образ

У вас есть любимый герой из фильма или книги, который без проблем общается с людьми? Перевоплотитесь в него на один день. Станьте актёром и выйдите из своего амплуа.

Это сложно, но представьте, что вам просто нужно сыграть эту роль. Чтобы было легче, размышляйте так: «Даже если кто-то подумает что-то нехорошее, это будет относиться не ко мне, а к моему образу».

Подойдите к незнакомым людям с просьбой или вопросом

Сходите в торговый центр или другое многолюдное место и поставьте перед собой задачу: подойти к 20 людям с интервалом в три минуты и спросить, например, сколько сейчас времени. Простой вопрос, на который вам ответит любой человек.

Можете попробовать что-то более сложное в следующий раз. Например, попросите помочь застегнуть вам цепочку на шее или вас для друга, который живёт в другой стране. Вы удивитесь, сколько людей будут рады вам помочь.

Но не забывайте, что вам не нужна дополнительная порция стресса. Если вы не можете подойти к человеку дольше нескольких минут, переключитесь на что-нибудь другое, но не бросайте затею.

Пройдитесь немного и вернитесь к упражнению. С каждым новым человеком вам будет всё проще его выполнять.

Посетите многолюдное мероприятие

Сходите на концерт музыкального исполнителя (желательно, чтобы артист был вам интересен). Танцуйте, угощайте поклонников вашего кумира напитками и заводите новые знакомства. Это гораздо проще, если уже есть тема для разговора и общие интересы.

Здоровайтесь с незнакомыми людьми

Желайте доброго утра, когда идёте за кофе перед работой. Узнавайте, как прошёл день у кассира вашего магазина, если вечером зашли за продуктами.

Если с этим проблем нет, попробуйте поздороваться с кем-нибудь из прохожих. Вероятнее всего, вам ответят приветствием в ответ: вдруг вы обознались? А для вас это маленький шаг на пути к преодолению .

Сделайте абсурдную на ваш взгляд вещь

Если вы боитесь выглядеть глупо, потому что скажете или сделаете что-то не то, попробуйте совершить это специально.

Из самого простого - наденьте разные носки. И пусть это всем будет видно. Сказать или сделать что-то заведомо глупое осознанно уже сложнее. Определитесь, что кажется вам несуразным, подберите подходящее место и время и сделайте. Только помните, что всё должно быть в рамках закона.

Знакомьтесь сами

Поставьте перед собой цель: познакомиться с пятью людьми за вечер. Зайдите в бар, сходите на выставку или в музей и заведите беседу с кем-нибудь.

Можете заранее заготовить план разговора. Если это выставка, задача становится ещё проще: поделитесь своими впечатлениями и узнайте, что думает собеседник.

Опять же, лишний вам не нужен. Если вам обычно неловко прерывать беседу (хотя вы этого хотите), поставьте временные рамки. Пусть это будет пять минут, после которых вы твёрдо, но вежливо скажете собеседнику: «Было приятно познакомиться, но мне пора. Спасибо за уделённое время».

Продумывайте варианты развития событий

Вы уже представляли самое приятное, что случалось с вами. Теперь нужно подумать об обратном.

Вспомните самую стрессовую и тяжёлую ситуацию вашей жизни, связанную с коммуникацией. Например, неудачное публичное выступление. А теперь представьте, что бы вы сделали, чтобы спасти ситуацию, если вернулись бы в прошлое.

Это упражнение поможет подготовиться к предстоящему важному событию. Продумайте разные варианты: что может пойти не так, какие трудности поджидают. Вспомните всё, что делали раньше, чтобы учесть ошибки и не совершать их в будущем.

Делайте комплименты

Говорите людям приятные вещи. Если вы увидели кого-то в красивом свитере, сделайте комплимент и узнайте, например, где такой можно купить. Человеку будет приятно, а вы поймёте, что завести разговор не так уж сложно.

Если ваш коллега сделал новую причёску, дайте ему знать, что заметили. Похвалите мастера, если вам на самом деле понравилось, но не переусердствуйте. Грубая лесть всегда очевидна, поэтому будьте искренни.

Репетируйте перед зеркалом

Встаньте перед зеркалом и отрепетируйте предстоящий диалог. Важно следить за и языком тела. Улыбайтесь, будьте собой и наблюдайте за тем, что делаете.

Практикуйтесь ежедневно по несколько раз, пока не увидите в своих действиях уверенность. Для примера посмотрите выступления публичных людей: как они говорят, жестикулируют и ведут себя в целом.

Бояться – нормально. Однако побороть страх можно, если вы этого хотите. В сложных ситуациях всегда лучше обратиться к психологу, но если вы уверены, что справитесь сами, попробуйте и нацельтесь на успех. Всё получится.

Если мы попробуем анализировать наши переживания, то мы перестаем их испытывать. Н. Бор.

Четыре практических метода борьбы со страхом . Выберите понравившееся вам упражнение и выполните его в спокойной обстановке. Если вам сложно решиться, начните с дыхательной гимнастики от страха.

1. Метод Френсин Шапиро ДПДГ - Десенсибилизация и переработка движением глаз.

  1. Убедитесь, что вам никто не будет мешать во время упражнения. Детально восстановите в памяти место или ситуацию, когда вы были наиболее спокойны и уверенны в себе – назовем ее “безопасное место”.
  2. Сядьте прямо, расправив плечи, смотрите прямо перед собой. Выберите две точки находящиеся справа и слева от вас, которые вы могли бы видеть, перемещая взгляд из стороны в сторону, при этом шея остается неподвижной. Теперь вспомните ситуацию, чувства или воспоминания вызывающие у вас страх, тревогу или беспокойство. Продолжайте думать о пугающей вас ситуации и начните двигать зрачками так, чтобы в поле вашего зрения поочередно попадали левая и правая точки. Выберите темп, который вам удобен, но не останавливайтесь(!) Совершив ~ 24 - 36 движений глазами из стороны в сторону, отвлекитесь от размышлений о беспокоящей вас ситуации и прислушайтесь к общему самочувствию и ощущениям в теле. Где, что беспокоит? Какие мысли, образы, чувства пришли в голову в то же время?
  3. Начните новый сет движения глазами. Продолжайте думать о беспокоящей вас ситуации или человеке и отслеживайте . Спросите себя какая может быть взаимосвязь между ними? В чем смысл этих неприятных ощущений?
  4. Вы будете удивлены открывшейся вам информацией, но в любом случае, закончив упражнение, спросите себя, изменилось ли ваше отношение к страху? Как изменилось ваше отношение к себе?
  5. Чтобы восстановить внутреннее равновесие, мысленно вернитесь в “безопасное место” и побудьте там какое-то время.
  6. В целом необходимо около 10 сеансов по 30-60 мин каждый, чтобы появился ощутимый эффект в виде значительного снижения уровня страха.

2. Дыхательная гимнастика от страха.

Лежа на жесткой поверхности, начинайте дышать полной грудью. Теперь вспомните, как вы дышите, когда засыпаете или когда только проснулись. Обычно это дыхание едва заметное, очень тихое и чрезвычайно замедленное. Дышите таким сонным дыханием.

Замедляйте свое дыхание, постепенно и медленно делайте его все тише, все медленнее, пусть оно становится совсем незаметным. Замедляйте дыхание настолько, насколько сможете, пусть оно становится все реже и реже.

Уже несколько минут такого дыхания снимет ощущение беспочвенного страха и тревожности.

Почему это упражнение так полезно при ощущениях тревоги и беспричинного страха ? Человеку, умеющему замедлять свое дыхание почти до полной его неощутимости, уже ничего не должно быть страшно, потому что истинная, глубинная, скрытая причина почти любого страха - прекращение жизни, то есть прекращение дыхания. Заметьте, как страх буквально парализует ваше дыхание.

С точки зрения анатомии в организме замедляется дыхание, притормаживаются обменные процессы, адреналин менее активно поступает в кровь, а значит, и тревога, и волнение снижаются.


3. Упражнение “Нарисуй свой страх”

Возьмите цветные карандаши или фломастеры и лист бумаги А4.

Нарисуйте свой страх и дайте ему имя. Что изображено на рисунке? Какие ощущения у вас возникали во время рисования? Напишите или мысленно придумайте рассказ о своем страхе по имени...

Теперь вам предстоит уничтожить свой страх по своему выбору:

  • сжечь или порвать и выкинуть рисунок страха;
  • превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок;
  • украсить его, чтобы он стал симпатичным или добрым;
  • либо придумать свой вариант.

А теперь ответьте для себя на следующие вопросы:

  • Какой способ избавления от страха вы выбрали?
  • Какой этот страх сейчас?
  • Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»?
  • Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?

4. Упражнение “Кинотеатр”

  1. Для начала выбеpите непpиятный слyчай, стpах или тpавмиpyющее воспоминание, котоpые вам бы хотелось нейтpализовать.
  2. Пpедставьте, что вы находитесь в кинотеатpе. Увидьте себя в чеpно-белом изобpажении на экpане, выполняющим что-то нейтpальное.
  3. Отделитесь от себя и yвидьте себя, смотpящим на экpан.
  4. Оставаясь в том же положении, посмотpите на экpан, где идет чеpно-белый фильм, в котоpом вы испытываете то пеpеживание, котоpое вы хотите "нейтpализовать".
  5. Закончив наблюдение за собой как yчастником фильма, когда все снова yладится, остановите фильм, войдите назад в свое изобpажение на экpане, сделайте его цветным и пpокpyтите очень быстpо фильм назад. Итак, y вас бyдет впечатление, что вы смотpите фильм с собственным изобpажением, в котоpом вpемя идет в обpатном напpавлении.
  6. А тепеpь пpовеpьте pезyльтат. Вспомните о слyчившимся. Обpатите внимание на то, можете ли вы тепеpь дyмать об этом более спокойно.

Наверное, нет такого человека, который в своей жизни ничего бы не боялся. Страх - эмоция, которая стоит на страже нашей безопасности. Он позволяет увидеть потенциально опасную ситуацию и либо избежать ее, либо подготовиться к ней.

И, вместе с этим, страх может выйти за рамки своей охранительной функции и начать приносить человеку неприятности. Это происходит тогда, когда сила страха не адекватна реальной опасности и, скорее, мешает, чем помогает человеку справиться с ситуацией: замирание, когда нужно действовать, отключение мышления, парализация тела, тахикардия, задержка дыхания, дрожь, напряжение и т.д.

Профессор Ю. В. Щербатых выделяет три основных вида страхов:

1. Биологические. Связаны с опасностью для жизни и здоровья человека (страх высоты, родов, травмы, пожара, явлений природы).

2. Социальные. Опасение за изменение социального статуса (страх публичных выступлений, неудачи, ответственности, близости, отвержения, неадекватности).

3. Экзистенциальные. Связанные с самой сущностью человека и имеющиеся в той или иной мере у каждого (страх смерти, одиночества, неизвестности).

Есть и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны - болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой - социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.).

Запрос на избавление от страха и тревожных состояний - весьма частый в практике психолога. В этой работе есть, как минимум, два уровня:

    Мы можем работать с неприятным состоянием, которое возникает в конкретных ситуациях.

    А можем посмотреть глубже - на те причины, которые вызвали страх. Например, за страхом публичных выступлений может стоять зависимость от мнения окружающих, требование к себе быть лучшим везде и во всем, неадекватная самооценка, травма, полученная ранее при столкновении с чье-то негативной оценкой и т.д.

В своей работе психолог ориентируется на запрос клиента и его готовность исследовать глубинные причины проблемы.

Первое , что важно знать в работе со страхом - вы имеете право чувствовать то, что вы чувствуете. У каждого из нас есть причины для того, чтобы бояться тех или иных вещей. И меньше всего в борьбе со страхом помогает осуждение и критика себя. Только на основе самоподдержки и принятия возможно выстроить эффективную работу с этой эмоцией.

Второе , что нам важно выяснить - насколько страх соответствует реальной опасности? В ситуации угрозы здоровью и дальнейшему функционированию личности страх - верный помощник. Важно учесть его здоровую часть, научиться опираться на нее, чтобы не попасть в неприятности из-за излишней беспечности. В других случаях, мы можем говорить о, так называемом, невротическом страхе, который формируется из полученных травм прошлого. Если воздействие травмирующих событий или поведения других людей было велико, сильный страх может возникать в ситуациях, которые лишь отдаленно напоминают случившееся и, тем самым, мешать человеку действовать адекватно и разумно. Например, если у женщины был негативный опыт отношений с конкретным мужчиной, она может начать бояться всех мужчин и отношений с ними в принципе.

Общая стратегия работы со страхом:

    Распознать спонтанную реакцию страха;

    Посмотреть страху в глаза;

    Найти его причину;

    Оценить адекватность страха и вероятность его осуществления;

    Найти ресурсы для преодоления и спланировать действия.

Приведу некоторые методики работы со страхом, которые вы можете использовать самостоятельно.

Упражнение "Страх в теле"

Попробуйте представить, где именно в вашем теле располагается страх. Как он выглядит, есть ли у него форма, цвет, консистенция. Движется ли он или находится в покое.

После того, как вам удалось визуализировать эту эмоцию, спросите себя: "Что я могу сделать, чтобы страх вышел из моего тела?" У вас есть неограниченные возможности - что приходит вам в голову?

Возможно, вы сможете его выдохнуть, выплюнуть или вытащить руками. Попробуйте это сделать прямо сейчас. Через некоторое время вспомните про этот страх и проверьте - осталось ли что-то от него в теле или он ушел целиком.

Метафора отделения очень хорошо работает на глубоком бессознательном уровне, что делает эту технику особенно результативной.

Упражнение "Худший вариант"

Если вы тревожитесь о будущем, имеет смысл заглянуть этому страху в глаза. Подумайте: каким может быть самый худший вариант развития событий? Запишите самое страшное, что может случиться. После этого подготовьтесь - если этот вариант вдруг станет реальностью - какими будут ваши дальнейшие действия? Напишите несколько выходов из этой ситуации. А после этого оцените, какова вероятность именно этого варианта развития событий. Если мы знаем, что у нас есть план действий даже в самом худшем случае, это значительно снижает беспокойство от неизвестности.

Упражнение "Все наоборот"

Страх диктует нам определенные действия. И, если мы следуем его предписаниям, наша реакция записывается на рефлекторном уровне. Мы начинаем действовать автоматически. Это упражнение помогает сломать автоматизм и выработать новые реакции.

Начертите на листе бумаги три столбца. В первом столбе напишите страхи, которые вас беспокоят. Во втором то, какие действия диктует вам этот страх.

Например: Мне страшно, когда начальник отчитывает меня. Страх диктует - стоять с глазами в пол и молчать.

В третьем столбце напишите новое действие, которое будет противоположно тому, что вы делаете под влиянием страха. В нашем примере это может быть - смотреть прямо в глаза начальнику. Если вы цепенеете - попробуйте сознательно расслабить мышцы, если задерживаете дыхание - начните дышать глубже. Можно заменить страх на другое эмоциональное проявление - ярость, смех, удивление.

После этого, протестируйте ваши новые способы реагирования на практике, чтобы закрепить их.

Упражнение "Опора на тело"

В избавлении от страха может помочь работа со своим телом. Найдите для себя опору в прямом смысле этого слова. Если чувствуете усиливающуюся тревогу - выберите максимально удобную позу, поставьте обе ступни на пол, если вы сидите или расставьте ноги чуть шире, если стоите. Обопритесь на спинку стула или стену. Увеличьте дистанцию между вами и собеседником, начните медленней и глубже дышать. Можно встряхнуться всем телом (как бы стряхивая оцепенение) или энергично провести несколько раз рукой по лицу.

При ощущении социального страха, одним из действенных методов может оказаться сообщение о том, что именно вызывает у вас страх. Можно сказать: "Я пугаюсь, когда ты так разговариваешь со мной". Или в начале выступления: "Пока я ждал своей очереди выступать - очень волновался. Да и сейчас еще волнуюсь."

Если вы оказались в ситуации эмоционального или физического давления в которой не удалось ничего сделать, чтобы вернуть себе равновесие, по окончании ее - позаботьтесь о себе. Расскажите кому-нибудь, что вам пришлось пережить, получите поддержку близкого человека. Если нужно - выразите то, что вы чувствуете через крик или топанье ногами. Это позволит выпустить скопившиеся эмоции и не тратить силы на их подавление внутри.

Есть такое выражение, что смелый человек - это не тот, кто не боится, а тот, кто действует не смотря на страх. Преодолению многих страхов помогает узнавание и последующее принятие себя в поддерживающей и принимающей атмосфере. Зачастую наши страхи продиктованы непроверенными чужими мнениями и стереотипами на фоне критикующего окружения. Разбираясь в себе, человек постепенно приобретает опору и уверенность для того, чтобы противостоять своим тревогам.

Если вы хотите получить помощь специалиста в преодолении страхов - буду рада видеть вас на консультации. Вместе мы обязательно справимся!