Когнитивный компонент межличностных отношений. Этапы развития межличностных отношений

Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на ее динамику, широту и глубину. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате – большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения.

Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.

Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.

Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются.

По-разному влияет временной фактор в этнической среде. В восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто

во времени, а в западных - «спрессовано», динамично. Работ, представляющих исследования о влиянии временного фактора на межличностные отношения, в нашей литературе почти не встречается.

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В настоящее время в печати появляется много работ, в которых рассматриваются проблемы межличностных и деловых контактов и даются практические рекомендации по их оптимизации . Часть таких публикаций представляет собой популярное изложение результатов психологических исследований, порой без ссылок и списка использованной литературы.



Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость деловых и межличностных отношений, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Межличностная привлекательность - это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т.д.

Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н.Н. Обозова.

Используется и такое понятие, как «эмоциональная привлекательность» - способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно - к сопереживанию с ним. Последнее проявляется в отзывчивости чувств на различные состояния партнера. Данное понятие несколько уже, чем «межличностная привлекательность».

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения . Другие полагают, что аттракция - это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент . Третьи под аттракцией понимают привлекательность одного человека для другого, в силу чего к нему проявляется позитивное эмоциональное отношение. Как видно из изложенного, многозначность понятия аттракция и перекрываемость его другими феноменами затрудняет использование этого термина и объясняет недостаточную исследованность в отечественной психологии. Данное понятие заимствовано из англо-американской психологии и перекрывается отечественным термином «межличностная привлекательность». В связи с этим представляется целесообразным использовать их как равнозначные.

Под понятием «притяжение» понимается потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями, которые получают положительную оценку воспринимающего. Оно обозначает переживаемую симпатию к другому. Притяжение может быть одно- и двунаправленным . Противоположное понятие «отталкивание» связано с имеющимися у партнера по общению психологическими особенностями, которые воспринимаются и оцениваются негативно, поэтому он вызывает отрицательные эмоции.

Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений.

Основными критериями характеристики младшего школьного возраста (6 - 11 лет) являются ведущая деятельность, новообразования и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

Основные новообразования школьника - личностная и интеллектуальная рефлексия.

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется.

У детей в младшем школьном возрасте продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Однако вскоре у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному «Я» .

Младший школьный возраст один из важнейших периодов в развитии самосознания.

Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

Умственное развитие.

7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов .

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения .

На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.

У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.

Глубинный смысл человеческого "Я" оказывается в человеческих отношениях и яркими, неповторимыми красками вплетается в канву объективных общественных отношений. Это позволяет выделить их особый уровень - межличностные отношения, основанные на основе определенных действий, чувств человека, возникающие в ней по поводу других людей, их поведения, деятельности, позиции в обществе.

В украинском языке существует специфика употребления терминов "отношения" и "отношения". Срок отношения (связи, взаимосвязи - деловые, официальные) принимают, когда речь идет о связи между объектами или явлениями (межгосударственные отношения, производственные связи и т.п.). Понятие отношения (взаимоотношения, взаимоотношения - между людьми) используют тогда, когда имеют в виду связь между субъектами (людьми) в процессе общения.

Срок отношения ввел еще Аристотель для отображения определенного способа бытия человека и познания окружающего его мира. По пункту В.М. Мясищева, отношения - это интегральная система выборочных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в действиях, реакциях и переживаниях человека и отражает ее основные потребности и интересы. Система отношений индивида с миром (люди, вещи, профессиональная деятельность и т.д.) образуют внутренний мир человека.

Обобщенно, все виды отношений можно разделить на две группы:

1) положительной направленности психической активности человека (те, что сближают, объединяют людей);

2) негативной направленности психической активности человека (те, которые разделяют, разъединяют людей).

Отношения формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром, то есть "вырастают" (по В Г. Мясищева) с педагогической, медицинской и производственной практики в процессе приобретения человеком жизненного опыта и установления межличностных отношений.

Межличностные отношения - это взаимосвязи между отдельными людьми (группами людей), которые объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний людей друг на друга в процессе различных видов совместной деятельности, в частности общения, и субъективно переживаются и оцениваются ими. Согласно, отношения между людьми могут иметь конъюнктивный (объединительный), или дизъюнктивный (разъединительных) характер. Преобладание определенного типа отношений предоставляет человеческой жизни диаметрально противоположного смысла, направленности. Иными словами, межличностные отношения включают систему установок, ценностных ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Система отношений образует соответствующую социально-психологическую и духовную атмосферу, в которой живет человек. Автор книги "Человеческие качества" А.Печчеи отмечал: "Мне повезло жить свободным человеком и я оставался ею даже в тюрьме и умру свободным. Но это не имело смысла, если бы я не был связан глубоким чувством братской любви с другими представителями рода человеческого. Главное - человеческая личность, она важнее любые дела и идеи, потому что без людей все они ничего не стоят. А главное, в каждом из нас и в нашей жизни - сила любви: ведь только благодаря ей наша жизнь перестает быть коротким эпизодом и приобретает смысл вечности ".

Любовь, взаимоуважение между людьми, терпимость друг к другу - это и дорога, которую человечество, начиная со времен зарождения христианства, видел как путь к своему утверждению на земле. Если встать на противоположную позицию (а она также созрела еще в ранние времена), то логично приходишь к выводу Ж.-П. Сартра: "Ад - это другие" И каждый из нас выбирает свой путь в межличностных отношениях. Поэтому в целом для человечества она извилистая и сложная (М. Славчик).

Межличностные отношения зарождаются и развиваются в общественных отношениях. Сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми порождается потребностями общественной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание человека человеком, выработки общей стратегии взаимодействия.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, что порождает их взаимообусловленность и взаимосвязь между ними.

Особенностью взаимодействия является ее детерминированности, когда каждая из сторон взаимодействия выступает как причина определенного поведения и отношения другой и, как следствие, одновременного обратного влияния противоположной стороны. Если в процессе взаимодействия между людьми возникают противоречия, то это приводит к необходимости поиска путей и средств их решения. Это стимулирует развитие способности человека к саморазвитию, самосовершенствованию и установления новых отношений как между отдельными группами людей, так и социальных взаимоотношений, в общем, которые складываются в процессе межличностного взаимодействия. Такое взаимодействие опосредуется и определяется содержанием, целями, ценностями и особенностями организации совместной деятельности людей и является основой для формирования социально-психологического климата в различных профессиональных, политических объединениях и объединениях по интересам. Положительный аспект взаимодействия в процессе становления и развития отношений между людьми предполагает необходимость взаимопонимания между ними.

Взаимопонимание - это способ налаживания отношений между отдельными людьми, социальными группами, предусматривает обмен мнениями, ценностями, изучение опыта, при котором максимально учитывается на практике взгляд или позиция сторон, общаются. Взаимопонимания - важнейший показатель успешности социально-психологического общения, объективной основой которого является общность интересов, взглядов, целей и т. Оно имеет исключительно важное значение для успешной совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия как определенной формы жизнедеятельности, способа передачи форм культуры и общественного опыта В процессе такого взаимодействия субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Человек самовыражается и самоутверждается, проявляя свои индивидуальные свойства, реализуя целый ряд социальных функций, то есть межличностное взаимодействие и общение - явления полифункциональные.

Итак, межличностные отношения - психологический феномен, неизбежно возникает в процессе общения и касается всех сфер человеческого общества - политики, экономики, культуры, быта и т.

Межличностные отношения и жизнедеятельность имеют каузальный, то есть взаимообусловленный характер. Скажем, дружественные доброжелательные отношения в школьном классе помогают эффективно справляться с задачами учебно-воспитательного процесса, а это, в свою очередь, стимулирует развитие отношений для еще большей товарищеской групповой сплоченности учащихся.

В основе человеческих отношений лежит отношение личности. Отношение - это позиция личности по отношению к окружающим и к самому себе, что приводит определенный характер его поведения по отношению к кому-либо (чего-либо). Проявления отношения связанные с эмоциональными переживаниями.

Межличностные отношения - это субъективные связи и отношения, которые существуют между людьми в социальных группах. Это определенная система межличностных установок, ценностных ориентаций, ожиданий, которые определяют содержание совместной жизнедеятельности людей.

В межличностных отношениях выделяют три основных компонента регулирования поведения людей: 1) когнитивный; 2) эмоциональный; 3) интеракциональный.

Когнитивный компонент личности человека, который общается с другими субъектами, включая все психические процессы (восприятие, память, мышление и др.), Связанные с познанием окружения и самого себя.

Эмоциональный компонент занимает все, что может быть зафиксировано на уровне физиологических реакций и субъективных отношений. Это прежде всего положительные и отрицательные переживания, конфликтность - согласованность эмоциональных отношений, внутренне личностная, межличностная эмоциональная чувствительность, удовольствие - неудовольствие собой, партнером, работой, условиями жизни вообще и тому подобное.

Интеракциональный компонент (взаимодействие) регулируется первыми двумя и включает в себя конкретные открытые или завуалированные действия по отношению к партнеру.

Взаимодействие этих трех компонентов определяет степень межличностной привлекательности партнеров, которая опосредована совместимостью-несовместимостью людей. Она может возникнуть даже при первом визуальном контакте и перейти (если не исчезает) после реального, непосредственного и довольно длительного общения в дружеские, товарищеские, а при соответствующих обстоятельствах - интимно-любовных отношениях (дружба, любовь); или же при отрицательной взаимодействия - во враждебность, одиночество и тому подобное. Межличностная привлекательность (непривлекательность) возникает и закрепляется в результате повторяемости положительных (отрицательных) отношений между субъектами.

Степень выраженности привлекательности (непривлекательности) зависит от индивидуальных психических состояний людей в определенный момент времени и предварительного положительного (отрицательного) опыта взаимодействия.

Содержание и характер взаимодействия людей определяются не только их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т. д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к другу. Отношения - это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественными, второй тип - межличностными отношениями.

Общественные отношения могут быть классифицированы в соответствии со сферой их рассмотрения. Различают классовые, национальные, групповые, семейные отношения (на уровне социальных общностей), а также производственные, учебные и т. д. отношения (на уровне занятых той или иной деятельностью групп) (Психология: Словарь, 1990). Общественные отношения реализуются в деловом взаимодействии людей через социальные роли. Например, отношения в сфере образования - через роли преподаватель-студент, правовые отношения - через роли следователь (судья)-свидетель (обвиняемый), административные отношения - через роли начальник - подчиненный. Иногда общественные отношения называют также деловыми, ролевыми, официальными. По сути это формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов человеческих отношений, в том числе и межличностных (межперсональных).

Межличностные отношения - это, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. В отличие от общественных, деловых отношений, межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность (Крысько, 2001).

Межличностные отношения включают в себя три элемента - когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот. Вариантов проявления межличностных отношений очень много. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии и пр. Негативные отношения выражаются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения проявляются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае, если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект несимпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования-равенства-подчинения и зависимости-взаимозависимости-независимости.

Несмотря на очевидные различия, которые существуют между общественными и межличностными отношениями, они тесно связаны между собой и подчас очень глубоко проникают друг в друга. Даже вступая во взаимодействие в сугубо официальной обстановке и по сугубо формальному поводу, люди довольно быстро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Причем это зачастую связано не только с решением их проблем, т. е. практической стороной дела, но и с индивидуальными особенностями внешности и поведения партнера. Они могут вызывать симпатию, любопытство, уважение либо, напротив, - антипатию, скуку, презрение, что, обусловливая позитивную либо негативную эмоциональную окраску делового взаимодействия, будет облегчать или затруднять его протекание.

Можно сказать, что благодаря существованию межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений, происходит реализация последних в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия (Андреева, 2000). Например, изначально обезличенные общественные отношения преподаватель-студент, дополняясь эмоциональными межличностными отношениями между индивидом Петровым и индивидом Сидоровым, персонифицируются и становятся весьма конкретными взаимоотношениями преподавателя Петрова со студентом Сидоровым. Они могут быть как позитивными, так и негативными, но это будут реальные отношения живых людей в рамках реального учебного процесса.

Чаще всего (но не всегда!) позитивные межличностные отношения благоприятно влияют на общение и совместную деятельность людей, выполняя роль своеобразной смазки в механизме их делового взаимодействия. Наоборот, негативные межличностные отношения чаще (но тоже не всегда) мешают делу, как бы подсыпая песок в этот механизм. Поэтому для целенаправленного и эффективного использования данной закономерности нужно хорошо знать, как протекает процесс формирования межличностных отношений и какие факторы на него влияют. Традиционно этот процесс описывается с точки зрения динамики, механизма регулирования и условий развития межличностных отношений.

Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих факторов и условий.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению, а также от их конкретных деятельностей и соответствующих им социальных ролей.

Приятельские отношения формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению.

Дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются) и одновременно предполагают взаимную привязанность.

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения по сравнению с товарищескими характеризуются большей глубиной и доверительностью (Кон, 1987). Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие.

Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.

Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны.

Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

Важнейшими чертами дружеских отношений являются взаимопомощь, верность, психологическая близость, а также компетенция в общении с партнерами, забота о них и предсказуемость поведения. Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо из друзей не сможет сохранить доверяемые ему секреты, не защитит друга в его отсутствие, а также слишком ревниво относится к другим его взаимоотношениям.

В качестве основного механизма развития межличностных отношений чаще всего рассматривается механизм эмпатии, о котором выше говорилось как о механизме межличностного познания, развитие отношений - это еще одна функция эмпатии. По мнению отечественного психолога Н. Н. Обозова, эмпатия включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другого человека без изменения своего собственного состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, эмпатию не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания, и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии - высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называют помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости (Обозов, 1979).

Как свидетельствуют результаты исследований, одной из основных форм проявления эмпатии является симпатия. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Если данный принцип у них не проявляется, то это, как правило, говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это вызывает дисгармонию в когнитивных структурах общающихся и приводит к появлению односторонней или взаимной антипатии.

Иногда межличностные отношения основываются не на принципе подобия (сходства), а на принципе дополнительности. Последний выражается в том, что, например, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов люди бессознательно или в какой-то мере осознанно выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить взаимные потребности.

Проявление симпатии в поведении общающихся партнеров может интенсифицировать переход от одной стадии их межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять эти отношения. Симпатия, как и антипатия, бывает однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.

Условия развития межличностных отношений также влияют на их широту и глубину и во многом определяют их динамику. В частности в городских условиях по сравнению с сельской местностью более высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате - большее количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отношений в городе связано со значительной потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с характером ситуации (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются в определенных местах (например, в больнице, поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит и от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются (Росс, Нисбетт, 1999).

Благоприятной предпосылкой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обусловливается индивидуальными особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Фактор пола проявляется, в частности, в том, что у женщин круг общения обычно значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества. В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки (Кон, 1987).

С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Заметно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Национальность обусловливает общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным группам и пр.

На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком», «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» (Обозов, 1979).

Внешние физические недостатки и хронические заболевания, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность и интенсивность интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и другие, связанные с повышенной возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., - все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер.

Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков развития межличностных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителями разных групп в обществе (Бобнева, 1978). Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и осуществлять целенаправленный контроль за проявлением своих эмоций.

Весьма интересно влияние на развитие межличностных отношений самооценки каждого из участников общения. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера и с ситуацией, выбирать соответствующий уровень межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае отношения приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает человека подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.

В ходе исследований были также выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм и постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность (Куницына и др., 2001).

В связи с анализом процесса развития межличностных отношений целесообразно рассмотреть еще два важных социально-психо-логических явления: аттракцию и межличностную совместимость.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения (Андреева, 2000). Другие полагают, что аттракция - это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Гозман, 1987). В. Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (в частности, пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения) (Куницына и др., 2001).

Межличностная совместимость - это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат - появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости - это несовместимость, а чувства, вызываемые ею, - антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Завершая изложение данной главы, еще раз отметим, что формирование взаимоотношений, а точнее говоря, процесс актуализации, реализации и развития общественных и межличностных отношений взаимодействующих субъектов является важнейшим компонентом общения. При восприятии другого человека в качестве представителя определенной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформировавшиеся отношения к этой группе и роли. И в зависимости от содержания и характера этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных индивидов, их сотрудничество или противодействие. Но по ходу взаимодействия, открывая друг другу разные стороны своих индивидуальностей, эти люди вольно или невольно строят новые межличностные взаимоотношения - позитивные или негативные, которые, в свою очередь, во многом определяют перспективы их дальнейшего общения и совместной деятельности.

Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами. Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение читать людей по невербальным признакам , устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.) называется межличностными . Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Классификация межличностных отношений

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать современные техники достижения психологии в построении взаимоотношений в различных сферах. Овладев этими психологическими техниками вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Личные отношения

Особую нишу в жизни человека занимают личные взаимосвязи. В первую очередь — любовь. Бестселлер Марины Комисаровой «Любовь. Секрты разморозки» помог сотням людей выйти из кризиса личных отношений.

Также к личным отношениям следует отнести:

  • приязнь;
  • неприязнь;
  • дружбу;
  • уважение;
  • презрение;
  • симпатию;
  • антипатию;
  • вражду;
  • любовь;
  • влюбленность и др.

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности. Например, человек может нравиться как специалист и в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег. Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Деловые отношения

Под деловыми (профессиональными) контактами понимают те, которые складываются на почве совместной деятельности и профессиональных интересов. Например, люди вместе работают и общий интерес у них – их работа. Ученики учатся в одном классе – общее у них школьная программа, одноклассники, учителя и школа в целом. Такие взаимосвязи складываются независимо от личных межличностных контактов, то есть можно даже никак не контактировать с человеком (не общаться и не испытывать никаких чувств по отношению к нему), но при этом наличие деловых связей не исключается, поскольку эти люди продолжают вместе учиться или работать. Особенно ценится умение поддерживать отношения в стрессовых ситуациях, когда общаться приходится с неадекватными людьми, ведь никто из нас не застрахован от этого. Есть прекрасная книга Марка Гоулстона о том, что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни . В ней вы найдете методики и советы, которые помогут вам контролировать общение с неадекватными людьми, исключить ненужные конфликты.

Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).

Рациональные отношения

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг.

Эмоциональные отношения

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу. Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают. Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Паритетные и субординационные взаимоотношения

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными . Полной противоположностью таковых являются субординационные связи. Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д. В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Формальные и неформальные взаимоотношения

Можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения. Но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше. Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.

Чувства и их роль в отношениях

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия). Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его , его внутренней сущности. Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Формы межличностных отношений

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна , человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

Психология межличностных отношений

Введение

1 Задачи межличностного взаимодействия

2 Межличностные отношения

3 Межличностное общение

4 Психология межличностного воздействия

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы - это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Целью работы является дать характеристику межличностного взаимодействия людей.

1 ЗАДАЧИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рассмотрим три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия .

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др.

С возрастом дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта, объектом познания является как физический, так и социальный облик человека, восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относят физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, и др. Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Функциональные особенности включают осанку, позу и походку, лингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты, телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и невыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, паралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, пения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к состоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы «Пигмалион». Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

2 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И.С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И.С. Кон).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия - отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных - спрессовано, динамично.

3 МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.

Общение - реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно - отношений «субъект-субъект(ы)».

Здесь можно привести мнение В.В. Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними. Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели - решению конкретной задачи.

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект - объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект - субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат - не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения», «Познание и общение».

В работе А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.

4 ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих Других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

Изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

Выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

Учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности - неуспешности воздействия;

Организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)

Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических, поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во всяком случае предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых в времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий поведение Б., вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

общение воздействие межличностный отношение

Каждое из описанных выше взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Анализируя различные социально-психологические качества личности, следует помнить, что многие из них есть результат проявления сложного соотношения между «я» - личность и «они» - другие люди. Сущность этого соотношения позволяет не только четко осознать и осмыслить проявление истинных особенностей конкретного человека в его отношениях с другими людьми, но и предвидеть многие варианты его возможного поведения в различных условиях реальной действительности. Это важно для предотвращения конфликтных ситуаций, преодоления несогласованности действий людей в составе различных общностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Изд-во МГУ, 1988.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Лунев П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. - М., 1996.

4. Резников Е.Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.

5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / РАН. - М.: ИП РАН, 1994.

6. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1987.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных ученных. Содержательная характеристика межличностных отношений. Определение уровня развития и функционирования межличностных отношений среди персонала. Результаты и их обсуждение.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2010

    Проблема изучения межличностных отношений в коллективе. Методика диагностики межличностных отношений по Тимоти Лири. Умеренный тип выраженности отношений (адаптивное поведение) в межличностных отношениях в коллективе. Типы отношения к окружающим.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2010

    Исследование межличностных отношений в работах психологов. Особенности межличностных отношений подростков. Психологический климат группы. Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков. Организация и методика исследования.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2010

    Анализ проблемы межличностных отношений в психологии. Особенности межличностного отношения в юношеском возрасте. Анализ результатов исследования межличностных отношений в социальной группе по социометрии, выводы и рекомендации по их формированию.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Принципы и методы диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе. Проблема мотивации и классификации межличностных отношений в психологии. Практическое исследование мотивации межличностных отношений в группе, анализ его результатов.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    Общественные и межличностные отношения. Проявление социальных и психологических качеств личности в межличностных отношениях. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Анализ процесса познания людьми друг друга. Вербальные средства общения.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2011

    Понятие, функции, структура, особенности и участники межличностных конфликтов. Методы преодоления и готовность к разрешению конфликта. Характер межличностных отношений конфликтантов. Разрешение межличностного конфликта. Объективизация конфликта.

    реферат , добавлен 21.10.2008

    Понимание межличностных отношений в психологии, их основные виды и формы. Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте. Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2011

    Понятие межличностных отношений. Особенности формирования академической успеваемости и развития межличностных отношений и детей младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2011

    Теоретико-методологический анализ сущности, содержания и структуры межличностных отношений военнослужащих. Практическое исследование общих психологических механизмов влияния ценностных ориентаций на уровень межличностных отношений в воинском коллективе.