Методическая деятельность педагогов общего образования. Особенности методической деятельности педагога профессионального обучения

Относительно самостоятельное значение в педагогической деятельно­сти имеет методическая деятельность.

Цель методической деятельности - обслуживание практики обу­чения.

Функции методической деятельности :

● ана­ли­ти­чес­кая;

● про­ек­ти­ро­воч­ная, связанная с перспек­тив­ным планированием и раз­ра­бот­кой содержания обучения, планированием и под­го­тов­кой обучающей деятельности;

● конструк­тив­ная, включающая систему действий, связанных с пла­ни­ро­ва­ни­ем предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к вза­имо­действию педагога и уча­щих­ся в про­цес­се формирования новых знаний и про­фес­си­ональных умений и на­вы­ков;

● нор­ма­тив­ная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в дан­ном типе учебного заведения;

● иссле­до­ва­тельская.

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и спо­со­бы ее осуществления – это слож­ный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогичес­кий процесс и его обеспечение: методическое, ма­те­ри­ально-тех­ни­чес­кое или организационное, необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и на­вы­ков (ЗУН).

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и ме­то­ды, способы реализации и ре­гу­ля­ции процесса формирования новых знаний и уме­ний с уче­том специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты, созданные в хо­де методического проектирования и кон­стру­­иро­ва­ния.

Субъектами методической деятельности являются педагог иликоллектив педагогов.

Результатами (продуктами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в раз­лич­ных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Под методической деятельностью следует понимать самостоятель­ный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и констру­иро­ва­нию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учеб­ной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

2. Виды методической деятельности

В ос­но­ву определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и при­ме­не­ния средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и со­вер­шенство­ва­ние.

К ви­дам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

● ана­лиз учеб­но-прог­раммной документации, методических комплексов;

● ме­то­ди­чес­кий анализ учебного материала;

● пла­ни­ро­ва­ние системы уроков теоретического и прак­ти­чес­ко­го обучения;

● мо­де­ли­ро­ва­ние и констру­иро­ва­ние форм предъявления учебной информации на уроке;

● констру­иро­ва­ние деятельности учащихся по формированию технических понятий и прак­ти­чес­ких умений;

● раз­ра­бот­ку методики обучения по предмету;

● раз­ра­бот­ку видов и форм контроля ЗУН;

● уп­рав­ле­ние и оцен­ку деятельности учащихся на уроке;

● про­ве­де­ние рефлексии собственной деятельности при подготовке к уро­ку и при анализе его результатов.

В процессе изучения методики профессионального обучения будущие педагоги профессиональной школы приобретают лишь основные методиче­ские умения. Вся система методической деятельности формируется и со­вершенствуется в процессе практической работы педагога.

Основной единицей организации учебного процесса является урок. На уроке формируется учебно-познавательная деятельность учащихся. В основном вокруг урока фокусируется педагогическая деятельность препо­давателя или мастера производственного обучения. В ходе урока реализу­ются не только профессиональные знания и умения педагога профессио­нальной школы, но и качества личности.

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений .

Умение – это свойство личности будущего педаго­га выполнять определенные действия в но­вых условиях на основе ранее приобретенных знаний.

В со­от­ветствии с пред­мет­ной сложностью и спе­ци­фи­кой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Классификация методических умений:

Первая группа методических умений связана с ов­ла­де­ни­ем ди­дак­ти­ко-ме­то­ди­чес­ки­ми основами профессиональной деятельности пе­да­го­га профессиональной школы :

1. Уме­ние проводить анализ учеб­но-прог­раммной документации по обучению специалиста.

2. Уме­ние подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

3. Уме­ние выполнять ло­ги­ко-ди­дак­ти­чес­кий анализ содержания учебного материала, учебника.

4. Уме­ние проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

5. Уме­ние разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схе­мы; алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т. д.

6. Уме­ние располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

7. Уме­ние разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и прак­ти­чес­ко­го обучения.

8. Уме­ние разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и уме­ний учащихся.

9. Уме­ние разрабатывать различные формы организации учебной и учеб­но-прак­ти­чес­кой деятельности учащихся.

10. Уме­ние проводить анализ уроков теоретического и про­из­водствен­но­го обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:

1. Уме­ние планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

2. Уме­ние планировать учебную и учеб­но-про­из­водствен­ную работу учащихся по профессиональной деятельности.

3. Уме­ние конструировать учебные и прак­ти­чес­кие задачи и от­би­рать соответствующие учебные действия и прак­ти­чес­кие операции.

4. Уме­ние организовывать деятельность учащихся на уроке и уп­рав­лять ею.

5. Уме­ние применять методы теоретического и про­из­водствен­но­го обучения.

6. Уме­ние анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:

2. Уме­ние создавать вариативную методику обучения в за­ви­си­мос­ти от целей и ре­альных условий обучения.

3. Уме­ние создавать собственную методическую систему обучения и представ­лять ее в ме­то­ди­чес­ких рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и вы­пол­не­ни­ем по образцу, предложенному в ме­то­ди­чес­ких рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в про­цес­се изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в си­ту­аци­ях, связанных с учеб­ным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и ви­дов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и ис­пользо­ва­ния сформированной ориентировочной основы методической деятельности и ме­то­ди­чес­ко­го творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность пе­да­гога­ - прак­ти­ка.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

в образоват. учреждениях Рос. Федерации, часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М. р.: освоение наиб. рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактич. и метод. подготовленности педагога к организации и ведению уч.-воспитат. работы; обмен опытом между членами пед. коллектива, выявление и пропаганда актуального пед. опыта. М. р. ориентирована на достижение и поддержание высокого качества уч.-воспитат. процесса в школе. Она осуществляется в течение уч. года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Содействует развитию навыков пед. анализа, теоретич. и эксперим. исследований.

Осн. направления, содержание и формы М. р. определяет пед. совет уч. заведения. Как правило, непосредств. руководителем М. р. является заместитель директора по уч.-воспитат. работе. Из опытных учителей, классных руководителей и др. педагогов в школе формируется метод. совет - координац. центр М. р. и рабочий орган пед. совета. В плане М. р. применительно к условиям конкретной школы получают отражение актуальные социально-пед. проблемы и программные требования. М. р. организуется с учётом возможности для учителей непосредственно ознакомиться с опытом коллег-педагогов на занятиях в институтах усовершенствования учителей, др. учреждениях повышения квалификации.

При планировании содержания М. р. особое уделяется индивидуальным результатам деятельности педагогов, качеств, составу пед. коллектива, особенностям кадровой ситуации в образовал1, учреждении, а также сложившимся в нём традициям и формам М. р.

В городских и крупных сел. школах создаются метод. объединения (комиссии) по предметам и циклам предметов (естеств.-матем., обществоведческому и др.), по виду воспитат. работы (классных руководителей и др.). Такие объединения могут быть общешкольными или - в необходимых случаях - дифференцированными по ступеням обучения. Работа педагогов в объединениях направлена на обеспечение постоянного единства воспитат. работы в школе и на практич. решение проблем межпредметных связей, выработку единых пед. требований к изучению близких и смежных тем, к применению терминологии уч. предметов, к расчётам и оформлению задач и т. п.

В рамках объединений организуются семинары, конференции, пед. чтения, индивидуальные и групповые консультации, собеседования и т. п., а также наставничество. Одна из осн. форм М. р. - посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим пед. анализом и коллективным обсуждением (работа педагога оценивается не только в частнометодическом, но и в обще дидактическом и идейно-воспитательном аспектах).

Одна из важных особенностей М. р. - её творческий . Поддержанию духа творчества способствуют совместная разработка конкретной метод. проблемы, избранной пед. коллективом, организа-ционно-деятельностные и деловые игры с моделированием разл. психолого-пед. ситуаций, школы передового опыта. Формы М. р. в конкретных условиях имеют разную эффективность (в т. ч. и для каждого педагога), но в совокупности они дополняют друг друга, разнообразят проф. коллег.

В планировании и организации коллективных метод. мероприятий, проводящихся в течение рабочего дня учителей, важное значение имеет тщательный выбор времени и сроков, к-рые должны быть приемлемы для всех участников М. р. и не нарушать установленного внутр. распорядка. Необходим также учёт времени, требующегося на индивидуальную подготовку к метод. занятиям. В школе создаются метод. кабинеты и уголки, в к-рых подбираются и систематизируются Тематич. разработки, поурочные планы лучших педагогов, устраиваются выставки. Руководители метод. объединений, учителя-методисты подбирают лит-ру по отд. темам, выступают с обзорами новинок этой лит-ры; организуют библиографич. картотеки и т. п.

При необходимости в школе созывается оперативное метод. совещание, на к-ром педагоги знакомятся с официальными метод. документами или обсуждают неотложные вопросы организации уроков и воспитат. работы.

Учителя малокомплектных школ работают, как правило, в межшкольных метод. объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.

Лит.: Горская Г. И., Чуpакова Р. Г., Организация уч.-воспитат. процесса в школе, M. M. M. Поташник.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Книги

  • Методическая работа в дошкольной образовательной организации. Учебник. Гриф МО РФ , Виноградова Н.А.. Учебник обобщает и систематизирует теоретические и практические основы методического сопровождения деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций. При этом методическое… Купить за 904 грн (только Украина)
  • Методическая работа в дошк. образ. орг.: Уч. , Микляева, Наталья Викторовна, Виноградова, Надежда Александровна. Учебник обобщает и систематизирует теоретические и практические основы методического сопровождения деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций. При этом методическое…

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Методическая деятельность педагога [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Методическая работа является индикатором профессионализма современного педагога.

Понятие методической деятельности

Методическая работа очень важна для современного педагога. Однако в науке нет единого подхода к её пониманию. Одни считают, что методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Другие считают, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. Существует и третья точка зрения, согласно которой методическая деятельность воспринимается в качестве совокупности относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

  • аналитическая;
  • проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  • нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  • исследовательская .
Объект методической деятельности – процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности – различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъект методической деятельности – педагог или коллектив педагогов.

Значение методической деятельности

Методическая работа способствует развитию профессионализма и отдельного учителя, и всего педагогического коллектива одновременно на рабочем месте, носит более постоянный характер, достаточно управляема, и позволяет за короткий промежуток времени получить на практике реальные результаты. Именно в ОУ, благодаря хорошо налаженной методической работе, происходит осмысление и присвоение полученных знаний, как в период курсовой подготовки, так и в межкурсовой период, а также обеспечивается единство теории и практики в деятельности педагога.

Положение о методической работе в школе определяет круг ее задач и функций, основные направления, требования к ее организации и осуществлению.

Методическую работу нужно рассматривать как целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение; уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, что, несомненно, приведет и к более отдаленному результату – развитию личности ученика.

Деятельность методической службы в школе

Методическая служба образовательного учреждения решает множество задач. Вот некоторые из них:

  • анализ состояния педагогической деятельности в ОУ;
  • удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей;
  • освоение и применение современных педагогических технологий в образовательном процессе;
  • создание условий для организации и реализации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ОУ и другие.

Направления деятельности методической службы образовательного учреждения: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная и др.

Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке причин возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. На основе локального и модульного анализов работы делается и системный анализ.

Подходы к анализу методической работы могут быть самые разные: результаты реализации программы работы коллектива по единой методической теме; решение запланированных задач; освоение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и т. п.

В анализе необходимо показать возросший уровень педагогического мастерства, определить, что способствовало росту и привело к запланированным результатам.

В современных школах аналитическая деятельность оказывается самым слабым звеном. Изменения в уровне профессиональной компетентности учителя не рассматриваются. Не умея анализировать, учитель не сможет научить данному умению и учеников. Формирование интеллектуальных, как и других общеучебных умений, сегодня становится одной из актуальных проблем образования.

Комплексная диагностика включает в себя диагностику педагогической деятельности: ее мотивы, профессиональные знания преподаваемого предмета, его методики, знания педагогики и психологии, потребности в повышении профессиональной компетентности и т. д. и выполняет констатирующую и прогностическую функции.

Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя.

Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива.

Планирование в целом может быть перспективным (долгосрочным) – "Программа развития", годовой план, включающий в себя планы по различным направлениям деятельности ОУ, в том числе и по методической работе, и краткосрогным (оперативным) на разные сроки: месяц, неделю, день.

Информационная деятельность. Большинство педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, теряются в потоке информации. Им нужны ориентиры. Объем информационных данных должен быть достаточным, чтобы эффективно управлять процессом.

Внутришкольный контроль помогает выявлять отклонения от программ, планов деятельности, определять успехи, достигнутые коллективом, и возникающие проблемы.

Причины падения престижа методической деятельности

На современном этапе наблюдается падение престижа методической работы в среде учителей. Это объясняется многими объективными и субъективными причинами. Ключевые из них нашли отражение на рисунке ниже.

Правильная организация методической работы, наполнение ее необходимым содержанием в плане обеспечения непрерывности процесса освоения учителем профессии, развития уровня его профессиональной компетентности, формирования индивидуального стиля деятельности и педагогического мастерства, исключения параллелизма и дублирования эти проблемы для руководителя школы далеко не простые.

В структуре профессиональной компетентности, в этой сложной многогранной характеристике уровня квалификации педагога могут быть различные компоненты. Ниже они изображены схематично.

Структура профессиональной компетентности педагога

За 70 с лишним лет существования методическая служба в образовании России претерпела значительные изменения. Они коснулись всех компонентов ее характеристики: целей, содержания, организационных и дидактических форм, методов и приемов, результативности.

Нельзя не учитывать различную исходную готовность учителя к восприятию каких-либо образовательных программ. Важно понимать, что их содержание должно быть дифференцированным в соответствии с уровнем квалификации учителя.

  • Уровень начинающего специалиста, который готов к выполнению трудовых функций в рамках своей профессии, но еще недостаточно способен реализовывать их на практике.
  • Уровень неспециалиста, пришедшего в школу в силу определенных обстоятельств, владеющего теорией предметной области, но не имеющего психолого-педагогических знаний.
  • Уровень учителя-профессионала, где у педагога присутствуют глубокие системные теоретические знания учебного предмета, практические умения, закрепленные в опыте, и профессионально значимые личностные качества.
  • Уровень учителя-мастера, обеспечивающего стабильно высокие результаты своего труда без перегрузки учащихся.
  • Уровень учителя-исследователя .

Период профессионального роста учителя от уровня полученной квалификации до уровня педагогической культуры и мастерства, уровня исследователя у каждого учителя свой, и задачей руководителя является создание условий для быстрейшего становления высокопрофессионального специалиста. Хорошо организованная система непрерывного образования может открыть путь к мастерству и рядовым учителям.

Литература

  1. Дуда Надежда Николаевна Методическая работа как средство повышения профессионального роста педагога // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/576515/
  2. Успенский В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

“В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя”.

К.Д.Ушинский

Методическая работа является основой для формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.

Сегодня внедрение ФГОС меняет образовательную среду ребенка, предъявляятребования (слайд 2):

  1. к результатам освоения основных образовательных программ
  2. к структуре образовательных программ
  3. к условиям реализации образовательных программ.

Эти требования невозможно реализовать, не изменив самого учителя. Сегодня новые требования предъявляются не к ученику, как было раньше, а к современному учителю, который больше не может быть только транслятором знаний и "урокодателем", а должен быть человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка.

Потому главным направлением работы школы является создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышения психологической готовности самого учителя, развития его профессиональной компетенции, а методическая работа способствует этому развитию.

Что же входит в понятие “методическая работа”? (слайд 3)

Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.

Исходя из данного определения, методическое объединение учителей нашей начальной школы наметило пути повышения профессионализма учителей и разработало план действий.

Первоочередной задачей методической работы является помощь воспитателям и учителям в повышении своего профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи следует система мероприятий (слайд 4).

Любая работа начинается с анализа реальных возможностей образовательного учреждения и педагогического коллектива. Мы изучили потенциал начальной школы; провели анализ программного оснащения, собрали необходимую нормативно-правовую базу для внедрения Стандартов, разработали перечень мероприятий для их полноценной реализации новых стандартов.

Методическую работу в нашей школе мы строим с учетом ряда особенностей:

1. С учетом опыта работы и уровня профессионализма учителей .

В нашей начальной школе работают учителя с разным педагогическим стажем. И что очень приятно для нас, трое из них являются бывшими выпускниками нашей школы. 36% учителей имеют 1 и высшую квалификационную категорию.

2. А также с учетом мотивации учителей, инновационных направлений в образовании , и особенностей образовательного учреждения таких как участие в экспериментальных площадках, традиции школы и д.т.

Главная функция нашего методического объединения состоит в обеспечении постоянного профессионального роста каждого учителя. Именно учитель призван дать ребенку качественное образование, помочь ребенку стать успешным в окружающем его информационном мире, научить его учиться.

Эту задачу можно решить в первую очередь через такую форму работы, как современный урок, поэтому тема , нашей методической работы : “Педагогические ресурсы современного урока в начальной школе в достижении нового качества образования”.

Для реализации методической темы перед собой мы поставили следующие задачи:

  • Анализ, обобщение, распространение как прогрессивного опыта, так и опыта, рожденного в коллективе.
  • Формирование инновационной направленности, обогащение новыми педагогическими технологиями.
  • Повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки учителей.
  • Организация работы по изучению новых образовательных документов и стандартов второго поколения.
  • Оказание научно-методической помощи.

Я руковожу методическим объединением уже 5-й год. За это время в нашей начальной школе сложился дружный творческий коллектив, команда единомышленников.

Ставя перед собой конкретные цели, используя разные интересные формы организации методической работы, каждый учитель нашего коллектива работает над повышением своего профессионализма.

Рассмотрим два пути повышения профессионального мастерства (слайд 5):

1. Посредством самообразования.

2. За счет осознанного, обязательно добровольного участи учителя в организованных школой или методическим центром мероприятиях называемой методической работой .

1. Самообразование (слайд 6):

Повышение качества методической работы учителя это не только процесс накопления знаний, а это, прежде всего, процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий.

Это и становится основой самообразования , которое реализуется через разные формы:

Мы считаем, что в наше современное время, в условиях быстро меняющихся обновлений и требований, предъявляемых к школе, к учителю и ученику, повышение квалификации один раз в 5 лет явно не достаточно, поэтому наши учителя посещают курсы Повышения квалификации по мере возникновения вопросов и интересов в рамках самообразования и саморазвития. Одним из таких направлений является овладение информационной грамотностью . И что очень приятно, на сегодняшний день все наши учителя прошли повышение квалификации по применению ИКТ в учебном процессе, а все кабинеты оснащены АРМ учителя. Это позволило учителям использовать в работе современные педтехнологии и шире применять деятельностный подход.

Каждый учитель в нашей школе работает над заинтересовавшей его проблемой обучения, внедряет изученный материал на практике. Открытые уроки для учителей школы, округа, воспитателей детских садов, родителей учеников, создание индивидуальных портфолио , проведение внеклассных мероприятий, выступления на методических и педагогических советах, теоретические накопления – вот неполный список выхода результатов такой работы. Все это позволяет систематизировано обобщить свой профессиональный опыт и представить такую работу в качестве одной из форм своей аттестации.

Так же продуктивными являются и другие формы методической деятельности учителей: посещение семинаров, мастер-классов. Наши учителя работают в сетевых сообщества х, т аких как: Начальная школа - детям, родителям, учителям, Сеть творческих учителей, Учительский портал и др., Такая работа дает нам получение новых знаний, общение с людьми близких интересов, совместную работу и обмен результативностью, рост самооценки личности и т.д.

Я вам хочу предложить адреса Сетевых сообществ в Интернете, чтобы все желающие учителя также стали активными пользователями этих сообществ (слайд 7).

2. Методическая работа (слайд 8, 9):

Вторым путем развития профмастерства учителей является методическая работа, которую мы проводим через методическое объединение, используя разнообразные формы или их сочетания. Это дает нам возможность выбора оптимальных решений конкретных задач.

Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование . При планировании методической работы важно рассматривать ее как систему. Разрабатывая план, необходимо ответить на вопрос “Что планируем? Для чего планируем? Какой результат хотим мы получить?”. Планируя методическую работу, мы опираемся на анализ результативности по итогам года , с учетом затруднений учителей и инновационных направлений.

Мы четко понимаем, что на первое место выходят не формы работы, а задачи , которые мы ставим перед собой, а из этого следуют пути достижения намеченых задач.

Перед вами тематика отдельно взятых заседаний, для достижения задач которых мы использовали различные формы: это коллективно-творческое дело, круглый стол, мастер-класс, педагогический консилиум, семинара – практикум (слайд 10).

Хочу остановиться на некоторых формах работы.

  • Изучая тему: “Повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры каждого учителя”. Учителями была проведена самодиагностика по определению профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. А ученикам 3-4 классов было дано задание написать сочинение на тему: “Каким я хочу видеть своего учителя”. На заседаниибыла проведена деловая игра. У чителя были разделены на ролевые группы: учителей, родителей, учеников. Путем “Мозгового штурма” каждая группа составила портрет учителя, и при сопоставлении этих ответов, результатов самодиагностики и анализа сочинений был создан портрет идеального учителя, а также уточнено понятие “педагогическое мастерство” и определены критерии учительских достоинств и недостатков.
  • Так как не у каждого человека есть возможность послушать деятелей науки, встретиться с представителями высшего педагогического общества, мы на последнем заседании по теме: “Подготовка к внедрению ФГОС. Формирование УУД ” прослушали дистанционную лекцию , профессора кафедры возрастной психологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора психологических наук Карабанову Ольгу Александровну.
  • Кроме работы в методическом объединении, нам помогают перенять опыт, знание и умение своих коллег посещение педагогический мастерских и мастер классов .
  • Мы также распространяем свой накопленный опыт через выступления на методических объединениях, педагогических советах.
  • Наши учителя проводили мастер-класс для студентов МГПИ по теме: “Использование интерактивной доски в процессе обучения младших школьников”, в этом году были проведены два окружных семинара для молодых специалистов по теме: “Современный урок. Планирование. Структура. Самоанализ урока” и “Кабинет – лаборатория учителя”.
  • Одно из направлений в нашей методической работе - многолетнее систематическое применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Каждый учитель создает собственную базу цифровых образовательных ресурсов и обменивается с коллегами.
  • Внутри нашего методического объединения ежегодно создаются Творческие микрогруппы и Проектные команды учителей, состав которых меняется в зависимости от цели создания. Так были созданы группы для:
    • организации проектно-исследовательской деятельности;
    • для подготовки к конкурсу “Учитель года”;
    • для создания современного кабинета начальной школы;
    • для совместной работы учителей по определенному УМК.
  • Традицией в нашей школе стало проведение тематических недель . Кроме традиционных предметных недель мы проводим и такие как:
    • Неделя родного города
    • Неделя Эстетики
    • Театральная неделя
    • Неделя Великих людей России.
  • Одной из современных форм методической работы учителя является создание сайта класса в Интернете.
  • Так же необходимой формой методической работы является Создание предметного кабинета, как творческой лаборатории учителя (слайд 10).

В нашей начальной школе я создала такой кабинет . Ему было присвоено 1 место в окружном смотре-конкурсе “Современный кабинет начальной школы – 2010”.

Современным можно назвать кабинет, сочетающий в себе (слайд 11):

  • Кабинет информационно-коммуникационных технологий
  • Кабинет-лаборатория
  • Методический кабинет, каким является кабинет № 309.

Основное назначение моего кабинета – обеспечить высокий уровень преподавания предметов, формирование у школьников умения и желания учиться, становление личности ребенка, развитие его способностей.

Цель создания этого кабинета: создание современных условий для организации процесса обучения по всем предметам начального образования в соответствии с требованиями Стандартов.

Все это достигается современными формами проведения уроков, эффективным использованием современных образовательных технологий, а так же материально-технической базой.

Для эффективного использования оборудования кабинета в процессе обучения необходима систематизация учебно-методической базы. Такая систематизация помогает любому учителю быстрее и качественнее подготовиться к уроку и подобрать необходимый материал.

Особенностью моего кабинета является то, что вся учебно–методическая база систематизирована не только в тематических папках, записана в паспорте кабинета, а создана единая электронная цифровая база, где через гиперссылки можно открыть любой документ, как из ПК учителя, так и из Интернета. Накоплены ЦОР, созданы файлы, содержащие материалы для подготовки по всем предметам: это задачи и упражнения по темам, фрагменты и целые поурочные разработки, отрывки из пособий, и то же самое по воспитательной работе. Через содержание паспорта можно перейти в необходимое место, открыть документ и пользоваться на уроке.

3. Подводя итог.

Такие разнообразные формы методической работы позволяют учителям эффективно повышать уровень педагогического мастерства и достигать реальных практических результатов.

Основными критериямиэффективности методической работы являются результативные показатели уровня педагогического мастерства, внедрение инновационных технологий, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.

Результатами нашей методической работы являются (слайд 12-15):

  • Участие и победы учителей начальных классов в профессиональных конкурсах.
  • Проделанная методическая работа позволила нашим учителям выйти на новый уровень.
    • Нашим накопленным опытом пользуются многие учителя.
    • Мы выступаем на конференциях разного уровня.
    • В несколько раз увеличилось количество публикаций на профессиональных сайтах; в научно-педагогических журналах, в том числе международных; в сборниках научно-практических, международных, всероссийских конференций по материалам очных и заочных выступлений.
  • Показателями эффективности деятельности учителей является также эффективная деятельность наших учеников.
  • Достижениями наших учеников можем назвать:
    • Увеличение количества призеров на окружных, городских, Всероссийских конкурсах научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
    • Активное участие и победы в сетевых окружных играх.

Такая плодотворная методическая работа учителей, конечно, отражается и на качестве обучения. Как практики мы реально понимаем, что нельзя говорить о 100% росте качества, т.к. повышение профессионализма сегодня не может дать высокие показатель завтра, должно пройти время для показания таких результатов, зато с уверенностью могу сказать, что наша кропотливо проделанная работа отражается в личностном росте учащихся, в развитии их творческих способностей, повышается мотивация как у учеников, так и у родителей. Это нельзя измерить ни в каких процентах, но когда видно, у ребенка и родителей повышается заинтересованность, укрепляются традиции семьи и школы, родители с радостью помогают своему учителю, тогда понимаешь, что работаешь не напрасно.

Оценивая нашу методическую деятельность, мы пришли к выводу, что не надо опасаться нововведений. В нашей школе имеются все условия: компьютерные классы, кабинеты оснащены АРМ учителя, есть интерактивные доски, родители всегда идут навстречу, коллеги владеют современными технологиями. А, самое главное, учителя наши хорошо знают преподаваемые предметы и любят детей. И раз время диктует новые стандарты, будем работать по-новому!

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

;color:#000000">Лекция 2. Методическая деятельность педагога профессиональной школы

;color:#000000">Сущность методической деятельности педагога

;color:#000000">Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

;color:#000000">Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая — заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.

;color:#000000">Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

;color:#000000">Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

;color:#000000">Цель методической деятельности — ;color:#000000">обслуживание практики обучения.

;color:#000000">Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления — это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, — необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

;color:#000000">Объектом методической деятельности ;color:#000000">педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

;color:#000000">Предмет методической деятельности ;color:#000000">составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

;color:#000000">;color:#000000">являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

;color:#000000">Продуктами (результатами) методической деятельности ;color:#000000">являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

;color:#000000">Функции методической деятельности:

  1. ;color:#000000">аналитическая;
  2. ;color:#000000">проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  3. ;color:#000000">конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию
    педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

;color:#000000">-нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

;color:#000000">- исследовательская.

;color:#000000">Таким образом, под ;color:#000000">методической деятельностью ;color:#000000">следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

;color:#000000">Виды методической деятельности

;color:#000000">В ;color:#000000">основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. ;color:#000000">Вид методической деятельности ;color:#000000">— это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

  1. ;color:#000000">анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
  2. ;color:#000000">методический анализ учебного материала;
  3. ;color:#000000">планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
  4. ;color:#000000">моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
  5. ;color:#000000">конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
  6. ;color:#000000">разработку методики обучения по предмету;
  7. ;color:#000000">разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
  8. ;color:#000000">управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
  9. ;color:#000000">рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

;color:#000000">Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

;color:#000000">Освоение методической деятельности проходит через формирование ;color:#000000">методических умений. Умение — ;color:#000000">это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.

;color:#000000">Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает:

  1. ;color:#000000">Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
  2. ;color:#000000">Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
  3. ;color:#000000">Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
  4. ;color:#000000">Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
  5. ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
  6. ;color:#000000">Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
  7. ;color:#000000">Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
  8. ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
  9. ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

;color:#000000">10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

;color:#000000">Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:

  1. ;color:#000000">Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
  2. ;color:#000000">Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
  3. ;color:#000000">Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
  4. ;color:#000000">Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
  5. ;color:#000000">Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

;color:#000000">6. Умение анализировать методические разработки.

;color:#000000">Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

  1. ;color:#000000">Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
  2. ;color:#000000">Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
  3. ;color:#000000">Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

;color:#000000">Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

;color:#000000">Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».

;color:#000000">Второй уровень— применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

;color:#000000">Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

;color:#000000">Уровни и формы осуществления методической деятельности

;color:#000000">Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период — неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.

;color:#000000">Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является ;color:#000000">субъектом непрофессиональной методической работы. ;color:#000000">Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.

;color:#000000">Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

;color:#000000">Методическая работа педагога превращается в ;color:#000000">профессиональную методическую деятельность, ;color:#000000">которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-пред-метных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения — моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.

;color:#000000">Субъектами методической деятельности ;color:#000000">рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.

;color:#000000">Педагог-технолог — ;color:#000000">это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.

;color:#000000">Объектами деятельности ;color:#000000">такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.

;color:#000000">Рис. 3. Схема взаимосвязей субъектов, объектов и результатов методической деятельности

;color:#000000">Продуктами методической деятельности ;color:#000000">данного уровня являются ;color:#000000">дидактико-методические комплексы, ;color:#000000">содержащие:

  1. ;color:#000000">системы обучения (в том числе системы профессионального
    обучения);
  2. ;color:#000000">региональные стандарты;
  3. ;color:#000000">учебные программы предметов;
  4. ;color:#000000">комплексы средств обучения;
  5. ;color:#000000">методы обучения;
  6. ;color:#000000">методики обучения отдельным предметам;
  7. ;color:#000000">технологии обучения.

;color:#000000">На рис. 3 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимосвязей в методической деятельности разного уровня.

;color:#000000">Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой — обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем учебно-программных средств.