Методика определение уровня развития словесно логического мышления. Методика «исследования словесно-логического мышления младших школьников»

Тест «Последовательные картинки» (для детей 6-10 лет)

Цель:

Оборудование: Серия из 3—5 рисунков, в которых рассказывается о каком-то событии. Сложность набора и количество картинок зависят от возраста: 4—5 картинок для детей 5—7 лет, 8—9 картинок для детей 8—10 лет.

Последовательные картинки

Маша заболела

Петя идет в магазин

Ваня дома и в школе

Ваня дома и в школе (продолжение)

Ваня дома и в школе (окончание)

Дождливый день

Дождливый день (окончание)

Хитрый пес

Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинки и спрашивает, о чем в них рассказывается. Ребенок внимательно рассматривает картинки. Затем взрослый просит разложить картинки так, чтобы получился связный рассказ.

На столе перед ребенком в произвольном порядке раскладывают картинки, после чего дают первоначальную инструкцию. Если 5—6-летний ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь наводящими вопросами: «Кто здесь изображен? Что они делают?» и т.д.

Старшим детям такую предварительную помощь не оказывают.

Убедившись, что дети поняли общее содержание картинок, взрослый предлагает им разложить картинки по порядку.

Младшим детям можно уточнить: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой заканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям.

После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому.

Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так. Если ребенок сам ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Анализ результатов

При анализе результатов учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Для детей 5—5,5 лет правильной может быть не только логическая, но и житейская последовательность. Например, ребенок может положить картинку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди карточки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку.

Для детей 6—6,5 лет подобный ответ считается неправильным. При таких ошибках взрослый предлагает ребенку исправиться. Затем, чтобы проверить обучаемость ребенка, ему предлагают разложить другой набор картинок и рассказать.

При обучении прежде всего нужно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ребенком, обсуждая ее содержание. Затем анализируют содержание всего рассказа, придумывают ему название, после чего ребенку предлагают разложить картинки по порядку.

Тест «Исключение лишнего» (для детей 6-10 лет)

Цель: Исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.

Оборудование: Карточки (12 шт.) с 4 словами (или с 4 изображениями), одно из которых — лишнее. Для детей 5— 6 лет предлагаются картинки, для детей 7—10 лет — слова.

Каждую карточку с изображением предметов (или со словами, если детям 6—7 лет и они хорошо развиты) дают отдельно. Таким образом, в процессе тестирования детям последовательно предъявляются все двенадцать. Каждое следующее задание дают ребенку после его ответа на предыдущее — независимо от того, правильно он ответил или нет.

Детям 7—10 лет, как правило, предъявляются сразу все карточки, которые они постепенно анализируют.

Помощь взрослого заключается в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал? Ты уверен, что выбрал правильно слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.

Анализ результатов

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

Тест «Выделение существенных признаков понятий» (для детей 7 — 10 лет)

Цель : Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование: Карточка со словами-понятиями и приложенными к ним другими словами, в большей или меньшей степени связанные с этими понятиями.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на первую строчку со словами: главное — «сад» и дополнительные в скобочках. Из них ребенку надо выбрать два самых важных, а затем ответить, без чего не может существовать сад.

Все двенадцать сочетаний слов предъявляются ребенку одновременно. Первое словосочетание ребенку читают вслух при инструктировании, при необходимости его можно проанализировать более подробно (особенно с детьми 7—7,5 лет).

Затем дети читают слова «про себя» и отвечают вслух.

Дети 9—10 лет могут просто подчеркивать нужные слова, не зачитывая их.

Анализ результатов

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Тест «Словесные пропорции» для детей 7-10 лет

Цель: Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование: Карточки с двумя группами слов. Слова, образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Детям надо понять принцип этой аналогии и составить пару из слов второй группы.

Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на слова. В правой колонке написано: «корова — теленок». Между этими словами есть определенная связь. А в левой колонке наверху написано слово «лошадь», а внизу дано несколько разных слов. Взрослый просит ребенка подумать и выбрать среди них такое, которое было бы так же связано со словом «лошадь», как слово «теленок» связано со словом «корова».

Все карточки с двумя группами слов предъявляют детям одновременно.

Первую карточку зачитывают вслух при инструктировании.

При необходимости (если ребенку трудно ответить или ответ неправильный) первую карточку можно проанализировать более подробно, но правильное слово ребенок должен найти самостоятельно. Например, взрослый может подсказать, как строится про порция: «Теленок рождается у коровы. А кто рождается у лошади? Вот и найди нужное слово в нижней строчке пропорции».

Следующие задания ребенок выполняет самостоятельно.

Старшим детям (9—10 лет) можно разрешить не отвечать вслух, а подчеркивать нужное слово.

Анализ результатов

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Методика определения уровня умственного развития детей 7—9 лет Э.Ф. Зямбицявичене

При использовании данной методики применяется тест, который состоит из 4-х субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов:

1-й субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;

2-й субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

3-й субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4-й субтест — выявление умения обобщать.

Тест лучше проводить индивидуально.

Задания читаются вслух взрослым, ребенок читает одновременно «про себя».

1-й субтест

Выбрать одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Пассажирский транспорт... (комбайн, автобус, экскаватор, самосвал).

6. Отец старше своего сына... (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

9. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2-й субтест

Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, кубики.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, индюк, гусь.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3-й субтест

Внимательно прочитать эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья). Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги+;

бежать/стоять = кричать/молчать+, ползать, шуметь, звать, плакать.

Значит, следует установить, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь между словами в правой части.

4-й субтест

Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье — одежда; треугольник, квадрат — фигура.

Назвать общее понятие к каждой паре.

1. Метла, лопата — ...

2. Окунь, карась — ...

3. Лето, зима — ...

4. Огурец, помидор — ...

5. Сирень, шиповник — ...

6. Шкаф, диван — ...

7. День, ночь — ...

8. Слон, мышь — ...

10. Дерево, цветок — ...

Анализ результатов (по Л.И. Переслени)

1-й субтест

Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?»

При правильном объяснении ребенку выставляется 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для выполнения заданий 3, 4, 6.

При работе ребенка над последующими заданиями 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2-й субтест

Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос «почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой (правильный) ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

При выполнении заданий 7, 9, 10 дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения. Кроме того, при выполнении задания дополнительный вопрос не задается еще и потому, что эмпирически доказано — если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

3-й субтест

За правильный ответ — 1 балл, за правильный ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющих вопросов не задается.

4-й субтест

Оценки аналогичны 3-му субтесту. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Уточняющие вопросы не задаются.

Подсчитывается сумма баллов за выполнение отдельных субтестов и за все субтесты в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок за все субтесты, — 40 (оценка успешности — 100%).

Увеличение числа таких ответов может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X /40·100% , где X — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных определяются уровни успешности (норма и задержка умственного развития):

— 4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ);

— 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,9—65%);

— 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%);

— 1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Правильные ответы

1-й субтест

1. Подошва.

2. Верблюд.

5. Автобус.

6. Всегда.

7. Жидкая.

8. Корень.

9. Москва.

2-й субтест

1. Фасоль.

4. Москва.

5. Орешник.

6. Указка.

7. Нестеров.

8. Лебедь.

10. Вкусный.

3-й субтест

1. Георгин/цветок.

2. Врач/больной.

3. Сад/яблоня.

4. Птица/гнездо.

5. Сапог/нога.

6. Мокрый/сухой.

7. Термометр/температура.

8. Лодка/парус.

9. Игла/стальная.

10. Пол/ковер.

4-й субтест

1. Рабочие инструменты.

3. Время года.

6. Мебель.

7. Время суток.

8. Животное.

9. Месяц лета.

После введения в общеобразовательных школах классов для обучения детей со слабовыраженными отклонениями (классов коррекционно-развивающего обучения - КРО) возникла острая необходимость решения двух задач: обоснованного комплектования таких классов; построения коррекционной психолого-педагогической работы с такими детьми по преодолению недостатков в их развитии.
Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова и Л.Ф. Чупров предложили для этих целей (1990) психодиагностический комплекс (ПДК) для младших школьников с трудностями обучения. ПДК включает следующие методики: изучения прогностической деятельности (методика «Угадайка»), наглядно-образного мышления (36 цветных прогрессивных матриц детского варианта Дж. Равена в модификации Т.В. Розановой) и словесно-логического мышления. Последняя методика, сконструированная на основе четырех словесных субтестов из теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, часто применяется при диагностических обследованиях детей до 10 лет.
Разрабатываемые нами комплексы для психодиагностического обследования обладают спецификой, необходимой для выявления отклонений в развитии различного генеза, сопровождающихся трудностями обучения. В качестве такой специфики может выступать использование стимулирующей помощи.
Подобная помощь дает возможность объяснить недостаточную результативность выполнения задания вследствие повышенной импульсивности, отвлекаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, истощаемости, пресыщаемости, отмечаемых при отклонениях в развитии не только на этапе начального обучения, но и в подростковом возрасте.
Таким образом, разрабатываемые нами комплексы диагностических методик направлены на выявление особенностей структуры познавательной деятельности у детей с трудностями обучения различной этиологии.
Расширение границ обучения детей в классах КРО в пределах неполной средней школы и необходимость контроля за динамикой их развития требуют создания адекватного методического инструментария. Мы полагаем, что этим целям мог бы служить ПДК из трех взаимодополняющих методик, подобный тому, который успешно используется для младших школьников.
Комплекс взаимодополняющих методик для старших школьников может включать вариант «Угадайки», разработанный Л.И. Переслени и опубликованный в «Вопросах психологии» в 1993 году. В качестве второй методики может быть рекомендован набор из 30 черно-белых матриц Дж. Равена, способ применения которых для учащихся старшей возрастной группы предложен О.И. Мотковым (1993).
Особое значение для эффективного контроля за динамикой психического развития детей может иметь методика, оценивающая развитие словесно-логического мышления, так как именно оно наиболее интенсивно развивается в старшем школьном возрасте. Поэтому возникает необходимость создания информативного варианта методики определения уровня развития словесно-логического мышления у учеников 5-9-х классов.
Методика определения уровня развития словесно-логического мышления должна входить в диагностический комплекс для выявления особенностей развития детей с трудностями обучения в среднем звене общеобразовательной школы.

Методика «Исследование словесно-логического мышления младших

школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)

Цель : выявление уровня развития словесно - логического мышления. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения : письменный опрос.

Возраст : младшие школьники 1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого - закончить

предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком - 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)

3. В году... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)

4. Месяц зимы...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда)

7 . Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)

9. Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы)

10 . Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ).

2. Река, озеро, море, мост, пруд

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

1. Огурец - Овощ Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)

2. Огород - Морковь Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)

3. Учитель - Ученик Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство)

4. Цветок - Ваза Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)

5. Перчатка - Рука Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

6. Темный - Светлый Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)

7. Часы - Время Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач)

8. Машина - Мотор Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег)

9. Стол - Скатерть Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)

10 . Стул - Деревянный Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)

4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

1. Окунь, карась...

2. Метла, лопата...

3. Лето, зима...

4. Огурец, помидор...

5 . Сирень, орешник...

6. Шкаф, диван...

7. Июнь, июль...

8 . День, ночь...

9. Слон, муравей...

10 .Дерево, цветок...

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где X - сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности - 4-й уровень - равен 32 баллам и более (80-100% ОУ). Нормальный - 3-й уровень - 31,5-26 баллов (79- 65%).

Ниже среднего - 2-й уровень - 25,5-20,0 баллов (64,9-50%). Низкий - 1-й уровень - 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности - 25-20 баллов; нормальный уровень - 19,5-17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) - 17,5-15 баллов; низкий (1-й уровень) - 12 баллов и ниже.

Определение уровня развития словесно-логического мышления

Любовь Переслени, Татьяна Фотекова

(Познавательные УУД)

Цель : изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных : групповая форма проведения.

Необходимые материалы : регистрационный бланк, ручка.

1 субтест

Инструкция : Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

    Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие.

    Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие.

    Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.

    Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия.

    Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.

    Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.

    Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.

    Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.

    Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.

    Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.

2 субтест

Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

    Лист, почка, кора, чешуя, сук.

    После, раньше, иногда, сверху, позже.

    Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

    Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

    Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

    Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.

    Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

    Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

    Секунда, час, год, неделя, вечер.

    Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

3 субтест

Инструкция : Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

  1. Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки.

    Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина.

    Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь.

    Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб.

    Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом.

    Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани.

    Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной.

    Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь, инструмент.

    Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

    Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь.

4 субтест

Инструкция : приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.

    Любовь, ненависть

    Герб, флаг.

    Барометр, термометр.

    Крокодил, черепаха.

    Землетрясение, смерч.

    Рим, Вашингтон.

    Умножение, вычитание.

    Повесть, рассказ.

    Африка, Антарктида.

    День, ночь.

Обработка

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).

ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

Интерпретация :

Предполагается 4 уровня успешности:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)

Варианты ответов для 4 субтеста

балл (первая попытка)

Символы, геральдика

Измерительные приборы (измерители)

Пресмыкающиеся (рептилии)

Природные явления, стихия

математические

действия

Проза, прозаические произведения

Материки (континенты) – части света

Время суток, сутки

0,5 балла (вторая попытка)

Земноводные, водоплавающие

Природа, бедствие

Математика, действия

Литература, литературный жанр, произведения

ПРОТОКОЛ

Дата____________________Ф.И.__________________________________________________________________

Дата рождения (год, месяц, число)________________ Место жительства______________________Семья: полная, неполная (нужное подчеркнуть).

Занятия родителей: мать___________________________________________ отец___________________________________________

Успеваемость (обобщенная оценка)__________________________________

Результаты обследования:

Общий балл за весь тест_______________ балл за 2-ю попытку_______________% успешности__________ продолжительность обследования______________

Дополнительные сведения о ребенке__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Сводная таблица данных

Оценки за:

1 попытка

2 попытка

Общий балл за тест

успешности

Уровень успешности

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 суьтест

Тестовый минимум

Стимульный материал

(начало года)

1-й субтест

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва , ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд , тюлень).

3. В году (24, 3, 12 , 4, 7 месяцев).

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль , ноябрь, март).

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус , скворец).

6. Отец старше своего сына (часто, всегда , иногда, редко, никогда).

7. Время суток (год, месяц, неделя, день , понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая , белая, вкусная).

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень , тень)

10. Город России (Париж, Москва , Лондон, Варшава, София)

2-й субтест

1. Тюльпан, лилия, фасоль , ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост , болото.

3. Кукла, медвежонок, песок , мяч, лопата.

4. Киев, Харьков, Москва , Донецк, Одесса.

5. Шиповник, сирень, каштан , жасмин, боярышник.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка , квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров , Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь , гусь, индюк.

9. Число , деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный , осторожный.

3-й субтест

1. Огурец георгин ________________________ .

овощ сорняк, роса, садик, цветок , земля

2. Учительврач

ученик очки, больные, палата, больной , термометр

3. Огородсад __________________________ .

морковь забор, грибы, яблоня , колодец, скамейка

4. Цветокптица _______________________ .

ваза клюв, чайка, гнездо , яйцо, перья

5. Перчаткасапог _________________________ .

рука чулки, подошва, кожа, нога , щетка

6. Темныймокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой , теплый, холодный



7. Часытермометр ___________________________ .

время стекло, температура , кровать, больной, врач

8. Машиналодка _________________________ .

мотор река, моряк, болото, парус , волна

9. Стул игла _______________________________________ .

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол пол ___________________________ .

скатерть мебель, ковер , пыль, доска, гвозди

4-й субтест

1. Метла, лопата – …

2. Окунь, карась – …

3. Лето, зима – …

4. Огурец, помидор – …

5. Сирень, шиповник – …

6. Шкаф, диван – …

7. День, ночь – …

8. Слон, муравей – …

10. Дерево, цветок – …

Стимульный материал

(конец года)

Данный стимульный материал подобран по принципу методики Э. Ф. Замбацявичене, с небольшими изменениями в первом субтесте. Субтесты собраны из психологической литературы, предлагающей диагностику интеллекта, и соответствуют данной возрастной категории. Порядок работы, обработки полученных данных, качественный анализ результатов мы предлагаем проводить так же, как и в вышеупомянутой методике.

1-й субтест

Найди для слова, стоящего перед скобками, два таких, которые являются самыми существенными. Подчеркни их.

1. Сад (растение , садовник, собака, забор, земля ).

2. Река (берег , рыба, тина, рыболов, вода ).

3. Куб (углы , чертеж, сторона , камень, дерево).

4. Чтение (глаза , книга, картина, печать , слово).

5. Автомобиль (кузов , бензин, водитель, колеса , номер).

6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево , кустарник ).

7. Город (автомобиль, здание , толпа , улица, велосипед).

8. Кольцо (диаметр , проба, круглость , печать, алмаз).

10. Больница (сад, врач , помещение, радио, больные ).

2-й субтест

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.



1. Стол, стул, кровать, пол , шкаф.

2. Молоко, сливки, сало , сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки , валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь , топор.

5. Сладкий, горячий , кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево , дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек , корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов , Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм , километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга , космонавт.

3-й субтест

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг другу слова соседней пары.

1. Бежатькричать ______________________________ .

Стоять молчать , ползать, шуметь, звать, плакать

2. Рыбамуха ___________________________________ .

Сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина

3. Растениептица _________________________ .

Семя зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

4. Театрбиблиотека __________________________________ .

Зритель актер, книги, читатель , библиотекарь, любитель

5. Железодерево ________________________ .

Кузнец пень, пила, столяр , кора, листья

6. Нога глаза ______________________ .

Костыль палка, очки , слезы, зрение, нос

7. Утрозима ________________________ .

Ночь мороз, весна, январь, осень , день

8. Школа больница _________________________________ .

Обучение доктор, ученик, учреждение, лечение , больной

9. Песнякартина _________________________________ .

Глухой хромой, слепой , художник, рисунок, больной

10. Дождьмороз ________________________ .

Зонтик палка, холод, сани, зима, шуба

4-й субтест

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

1. Трамвай, автобус – …

2. Ручка, карандаш – …

3. Малина, земляника – …

4. Земля, Венера – …

5. Весы, термометр – …

6. Бабочка, муравей – …

7. Кольцо, брошь – …

8. Молоток, топор – …

9. Железо, медь – …

10. Фонарь, прожектор – …

Вербальной памяти

Изучение развития внимания

Стимульный материал

Изучение самооценки

Первый вариант

Стимульный материал теста «Лесенка»: Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумагифигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция 1: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхнейступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам(а) себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необхо­димости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Инструкция 2: Теперь давай представим, что эта лесенка школьных успехов. Чем выше стоят дети, тем успешней они занимаются в школе. На какую ступеньку ты поставишь себя сам(а)? А на какую ступеньку тебя поставит учительница?

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

  • 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
  • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
  • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
  • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
  • 0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

  • 0-3 баллов – низкий;
  • 3-6 баллов – ниже среднего;
  • 7-10 баллов – средний;
  • 11-13 баллов – выше среднего;
  • 14-16 баллов – высокий.
  • Критерии уровней сформированности представлений о времени и его измерении у детей класса предшкольной подготовки
Уровни Показатели уровней
Высокий Знает и называет части суток, дней недели их последовательность. Правильно называет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов; ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; знает из каких месяцев состоит то или иное время года; умеет определять время года по цикличности природных явлений. Самостоятельно могут дать объяснение различным временным явлениям.
Средний Испытывает затруднения в назывании частей суток и дней недели их последовательность; затрудняется в определении какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя; путает названия и последовательность месяцев года; путает из каких месяцев состоит то или иное время года; затрудняется в определении времени года по цикличности природных явлений. Может объяснить временные явления с помощью воспитателя.
Низкий Не знает и называет части суток беспорядочно; не знает название дней недели их последовательность; не определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; не определяет время с помощью механических и песочных часов; не ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; не знает из каких месяцев состоит то или иное время года; не умеет определять время года по цикличности природных явлений. Постоянно нуждается в помощи воспитателя.
  • На основе проведенного анализа методической литературы нами было выделено три уровня: высокий, средний, низкий.
  • Диагностические задания были подобраны таким образом, чтобы определить уровень сформированности представлений о времени
  • Серия 1.
  • Цель:Исследованиезнания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.
  • Материал: картинки с изображением человека спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу; картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток: звездное небо, луна; туман, рассвет; высокое солнце, резвящиеся животные; закат, закрывающиеся цветы, первая звезда.
  • Задание 1 : «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все части суток названы правильно, по порядку – 3 балла.
  • Средний уровень: части суток названы правильно, но не по порядку – 2 балла.
  • Низкий уровень: неправильно названы ни части суток, ни их последовательность – 1 балл.
  • Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».
  • Оценка:
  • Задание 3: « Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
  • Средний уровень: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот – 2 балла.
  • Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован – 1 балл.
  • Результаты обследования представлены в таблице 2.
  • Таблица 2
  • Уровни сформированности представлений о названии частей суток у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • Серия 2.
  • Цель: выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра.
  • Материал: карточки со знаками-символами занятий или режимных процессов, относящихся к тому или иному дню недели.
  • Задание 1. «Какие дни недели ты знаешь? Назови их».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: ребенок назвал все дни недели и их порядок правильно – 3 балла.
  • Средний уровень: названия дней недели названы правильно, но порядок нарушен – 2 балла.
  • Низкий уровень: не знает названий дни недели и их последовательности.
  • Задание 2. «Посмотри на эти значки. Каждый значок обозначает занятия, которые проходят у нас в определенные дни недели: кисточка – изо; цифра – математика; ручка – обучение грамоте; мяч – физкультура; нота – музыка; пустые карточки – выходные дни. Разложи их по порядку. Назови, в какой день проходит это занятие».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все выполнено правильно – 3 балла;
  • Средний уровень: Ребенок разложил все правильно, но с подсказкой воспитателя – 2 балла;
  • Низкий уровень: ребенок не справился с заданием – 1 балл.
  • Задание 3. «Скажи, какое занятие будет сегодня. Положи на стол соответствующую карточку. Какой сегодня день недели? Справа от карточки положи символ занятия, которое будет завтра. Какой день недели будет завтра. В какой день недели у нас занятие по … (называют занятие, которое было вчера)? Это сегодня, завтра или было вчера?»
  • Оценка:
  • Соответствует норме: все задания выполнены правильно – 3 балла;
  • Средний уровень: Ребенок допустил 2-3 неправильных ответа или справился с заданием лишь с подсказкой воспитателя – 2 балла.
  • Низкий уровень: ребенок допустил более 2 ошибок или не справился не с одним заданием.
  • В результате диагностики дети показали следующие результаты, которые продемонстрированы в таблице 3.
  • Таблица 3
  • Уровни сформированности представлений о днях недели у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • Из таблицы видно, что уровень детей с высоким уровнем сформированности представлений о днях недели и в контрольном и экспериментальном классах одинаковое по 1 ребенку, что составляет 7 %. Уровень детей со средним уровнем 47% (7 человек) в экспериментальном и 53 % (8 человек) в контрольном классах. Низкий уровень имеют 46% детей экспериментального класс (7 человек) и 40% детей контрольного класса (6 человек).
  • Серия 3.
  • Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.
  • Материал: картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до 12.
  • Задание 1 . «Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: Все выполнено правильно, ответы обоснованы – 3 балла.
  • Средний уровень: ребенок допустил ошибки или не смог обосновать ответы– 2 балла.
  • Низкий уровень – нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
  • Задание 2. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Сабантуй, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День Знаний, День Примирения и Согласия, День Независимости… Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все выполнено правильно - 3 балла.
  • Средний уровень: допущено не более половины неправильных ответов - 2 балла.
  • Низкий уровень: более половины ответов не верны – 1 балл.
  • Задание 3 . «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев - 3 балла.
  • Средний уровень: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого – 2 балла.
  • Низкий уровень: нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
  • Результаты представлены в таблице 4.
  • Таблица 4
  • Уровни сформированности представлений о месяцах и временах года у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • Результаты диагностики показали, что детей с высоким уровнем сформированности представлений о месяцах и временах года в экспериментальном классе составило 20% (3 человека) и в контрольном классе 27% (4 человека). 40 % (6 человек) детей составили средний и низкий уровень в экспериментальном классе, а в контрольном классе средний уровень 27% (4 человека) и низкий уровень 46% (7 человек).
  • Серия 4.
  • Цель: Выявить умение определять время с использованием календаря и механических часов.
  • Материал: модель календаря, песочные часы (1 мин), модель циферблата, счетные палочки (10 штук).
  • Задание 1. «Посмотри на календарь и ответь на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели?»
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: ответы правильные – 3 балла.
  • Средний уровень: ответы даны правильно, но с подсказкой воспитателя – 2 балла.
  • Низкий уровень: ответ не дан или дан неправильно – 1 балл.
  • Задание 2. «Перед тобой часы. Скажи, сколько сейчас времени. Поставь стрелки часов так, чтобы было ровно 2 часа. Поставь стрелки часов так, что бы на них было 5 часов 30 минут».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все задания выполнены правильно – 3 балла.
  • Средний уровень: Ребенок не ответил на 1 вопрос – 2 балла.
  • Низкий уровень: ребенок не ответил на 2 вопроса или вообще не ответил правильно – 1 балл.
  • Результаты представлены в таблице 5.
  • Таблица 5
  • Уровни сформированности представлений о времени с использованием календаря и механических часов у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • В результате обработки данных всей диагностики, мы определили уровень сформированности временных представлений о времени, которые представлены в таблице 6.
  • Таблица 6
  • Уровни сформированности представлений о времени у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети как экспериментального, так и контрольного классов находятся преимущественно на низком и среднем уровне. Большая часть детей не ориентируются во времени.
  • Такие результаты говорят о необходимости разработки и внедрения системы занятий в курсе формирования элементарных математических представлений по развитию у детей класса предшкольной подготовки различные временные представления.

Тестовый минимум

1. Исследование словесно-логического мышления (косвенно – обучаемости) – два варианта (по 4 субтеста). Время выполнения – 40 мин. Первый вариант для начала года, второй вариант для конца года.

2. Методика изучения памяти «10 слов». Лучше выполнять в начале общего тестирования для возможности изучения долговременной памяти.

3. Методика изучения свойств внимания и работоспособности – «Корректурная проба».

4. Понимание причинно-следственных связей.

5. Определение уровня саморегуляции.

6. Изучение уровня самооценки.

Исследование словесно-логического мышления

Вариант для начала года

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта

Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 4 субтеста по 10 проб в каждом.

1-й субтест

Осведомленность

Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

2-й субтест

Классификация

Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

3-й субтест

Умозаключения по аналогии

Направлен на изучение сформированности навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

4-й субтест

Обобщение

Направлен на изучение умения подвести понятия под общую категорию.

Порядок работы

Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.

Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста. Особо обратить внимание на пояснение инструкций к третьему субтесту.

Обработка полученных данных

При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.

В психологической литературе можно встретить различную систему оценок правильных ответов. В одних источниках [Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998] количество баллов за правильный ответ зависит от изначальной сложности каждой пробы. В других источниках [Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. – М.: Айрис Пресс, 2006] за каждый правильный ответ дается 1 балл, но в случае индивидуального обследования допускается ответ со второй попытки, правильный ответ оценивается уже как 0,5 балла. Мы предлагаем оценивать каждый правильный ответ 1 баллом.

Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 40 баллов в целом.

Количественный анализ

Отношение полученных и максимальных значений и есть актуальный уровень словесно-логического мышления.

Высокий уровень – 100 % – 80 %.

Средний уровень – 79 % – 60 %.

Ниже среднего – 59 % – 50 %.

Низкий уровень – 49 % и ниже.

Индивидуальные данные учащихся можно свести в единый график, где показаны результаты по каждому субтесту, например:

Выдел. Существ. Классиф. Аналог. Обобщен.

Качественный анализ

Результаты данной методики могут иллюстрировать не только уровень развития словесно-логического мышления, но и степень развития самой учебной деятельности учащегося, а именно:

· Решение каждого субтеста предполагает обучающий эксперимент (тренировочные пробы), соответственно можно обратить внимание на обучаемость, на умение принять помощь, умение использовать полученный опыт.

· Каждый субтест содержит инструкцию, которую можно давать устно или предложить школьникам читать самостоятельно. Обратить внимание на умение принимать инструкцию (письменную или устную)

· В процессе выполнения учащиеся демонстрируют разную степень заинтересованности заданиями, что может косвенно говорить о развитии познавательной активности, о наличии интереса к интеллектуальной деятельности.

· Анализируя индивидуальные данные, можно сравнить результаты двух исследований, на начало и конец года.