Начиналась османская империя. Распад Османской империи — история, интересные факты и последствия

Взлет и падение Османской империи Широкорад Александр Борисович

Глава 1 Откуда взялись османы?

Откуда взялись османы?

История Оттоманской империи началась с незначительного случайного эпизода. Небольшое огузкое племя кайы, около 400 шатров, прикочевало в Анатолию (северная часть полуострова Малая Азия) из Средней Азии. Однажды вождь племени по имени Эртогрул (1191-1281) заметил на равнине битву двух армий - сельджукского султана Алладина Кейкубада и византийцев. Согласно легенде, всадники Эртогрула решили исход битвы, и султан Алладин вознаградил вождя земельным наделом вблизи города Эскишехира.

Наследником Эртогрула стал его сын Осман (1259-1326). В 1289 г. он получил от сельджукского султана титул бея (князька) и соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. Этот Осман I и считается основателем Турецкой империи, которая по его имени и называлась Османской, а сами турки - османами.

Но об империи Осман не мог и мечтать - его удел в северо-западной части Малой Азии имел размеры 80 на 50 километров.

Согласно легенде, Осман однажды провел ночь в доме благочестивого мусульманина. Перед тем как Осман лег спать, хозяин дома принес в комнату книгу. Спросив, как называется эта книга, Осман получил ответ: «Это Коран, слово Божие, реченное миру его пророком Мухаммедом». Осман начал читать книгу и продолжал стоя читать всю ночь. Он уснул ближе к утру, в час, согласно мусульманским верованиям, наиболее благоприятный для пророческих мечтаний. И действительно, во время сна ему явился ангел.

Короче, после этого язычник Осман стал правоверным мусульманином.

Любопытна и другая легенда. Осман хотел взять в жены красавицу по имени Малхатун (Малхун). Она была дочерью кади (мусульманского судьи) в близлежащей деревне шейха Эдебали, который два года тому назад отказался дать свое согласие на брак. Но после принятия ислама Осману приснилось, что из груди шейха, лежавшего бок о бок с ним, вышла луна. Затем из его чресел стало расти дерево, которое по мере роста стало накрывать весь мир сенью своих зеленых и красивых ветвей. Под деревом Осман узрел четыре горных хребта - Кавказ, Атлас, Тавр и Балканы. От их подножий брали свое начало четыре реки - Тигр, Евфрат, Нил и Дунай. На полях зрел богатый урожай, горы покрывали густые леса. В долинах виднелись города, украшенные куполами, пирамидами, обелисками, колоннами и башнями, все увенчанные полумесяцем.

Внезапно листья на ветвях стали вытягиваться, превращаясь в лезвия мечей. Поднялся ветер, направляя их в сторону Константинополя, который, «располагаясь на стыке двух морей и двух континентов, представлялся бриллиантом, вставленным в оправу из двух сапфиров и двух изумрудов, и, таким образом, выглядел как драгоценный камень кольца, охватывавшего весь мир». Осман уже готов был одеть кольцо на палец, когда вдруг проснулся.

Надо ли говорить, что после публичного рассказа о пророческом сне Осман получил в жены Малхатун.

Одним из первых приобретений Османа стал захват в 1291 г. небольшого византийского городка Мелангил, который он сделал своей резиденцией. В 1299 г. сельджукский султан Кай-Кадад III был свергнут своими подданными. Осман не преминул воспользоваться этим и объявил себя полностью независимым правителем.

Первое большое сражение с византийскими войсками Осман дал в 1301 г. у городка Бафее (Вифее). Четырехтысячное войско турок наголову разгромило греков. Тут следует сделать небольшое, но крайне важное отступление. Подавляющее большинство населения Европы и Америки уверены, что Византия погибла под ударами турок. Увы, причиной гибели второго Рима стал Четвертый крестовый поход, в ходе которого в 1204 г. западноевропейские рыцари взяли штурмом Константинополь.

Вероломство и жестокость католиков вызвало всеобщее возмущение на Руси. Это нашло отражение в известном древнерусском произведении «Повесть о взятии Цареграда крестоносцами». Имя автора повести до нас не дошло, но, несомненно, он получил информацию от участников событий, если не сам был очевидцем. Автор обличает бесчинства крестоносцев, которых именует фрягами: «А на утро, с восходом солнца, ворвались фряги в святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столпов серебряных и четыре киотных; и тябло разрубили, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем, а между ними - шишки, словно деревья, выше человеческого роста, и стену алтарную между столпами, и все это было серебряное. И ободрали дивный жертвенник, сорвали с него драгоценные камни и жемчуг, а сам неведомо куда дели. И похитили сорок сосудов больших, что стояли перед алтарем, и паникадила, и светильники серебряные, которых нам и не перечислить, и бесценные праздничные сосуды. И служебное Евангелие, и кресты честные, и иконы бесценные - все ободрали. И под трапезой нашли тайник, а в нем до сорока бочонков чистого золота, а на полатях и в стенах и в сосудохранильнице - не счесть сколько золота, и серебра, и драгоценных сосудов. Это все рассказал я об одной лишь святой Софии, но и святую Богородицу, что на Влахерне, куда святой дух нисходил каждую пятницу, и ту всю разграбили. И другие церкви; и не может человек их перечислить, ибо нет им числа. Одигитрию же дивную, которая ходила по городу, святую богородицу, спас бог руками добрых людей, и цела она и ныне, на нее и надежды наши. А прочие церкви в городе и вне города и монастыри в городе и вне города все разграбили, и не можем ни их перечесть, ни рассказать о красоте их. Монахов и монахинь и попов обокрали, и некоторых из них поубивали, а оставшихся греков и варягов изгнали из города» {1} .

Самое забавное, что эту банду рыцарей-грабителей ряд наших историков и писателей «образца 1991 г.» именуют «воинами Христа». Погром православных святынь в 1204 г. в Константинополе не забыт православными людьми до сих пор ни в России, ни в Греции. И стоит ли верить речам папы римского, на словах призывающего к примирению церквей, но не желающего ни по-настоящему покаяться за события 1204 г., ни осудить захват православных церквей католиками и униатами на территории бывшего СССР.

В том же 1204 г. крестоносцы на части территории Византийской империи основали так называемую Латинскую империю со столицей в Константинополе. Русские княжества не признавали этого государства. Русские считали законным властителем Царьграда императора Никейской империи (основанной в Малой Азии). Русские же митрополиты продолжали подчиняться константинопольскому патриарху, жившему в Никее.

В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог вышвырнул крестоносцев из Константинополя и восстановил Византийскую империю.

Увы, это была не империя, а лишь ее бледная тень. Константинополю в конце XIII - начале XIV века принадлежали лишь северо-западный угол Малой Азии, часть Фракии и Македонии, Фессалоника, некоторые острова Архипелага и ряд опорных пунктов в Пелопоннесе (Мистра, Монемвасия, Майна). Трапезундская империя и Эпирский деспотат продолжали жить своей самостоятельной и независимой жизнью. Слабость Византийской империи усугублялась внутренней нестабильностью. Наступила агония второго Рима, и вопрос был лишь в том, кто станет наследником.

Понятно, что Осман, располагая столь малыми силами, и не мечтал о таком наследстве. Он даже не рискнул развить успех при Бафее и захватить город и порт Никомедию, а лишь ограничился разграблением его окрестностей.

В 1303-1304 гг. византийский император Андроник послал несколько отрядов каталонцев (народ, живущий на востоке Испании), которые в 1306 г. при Левке разгромили войско Османа. Но вскоре каталонцы ушли, а турки продолжали нападения на византийские владения.В 1319 г. турки под командованием Орхана, сына Османа, осадили большой византийский город Брусу. В Константинополе происходила отчаянная борьба за власть, и гарнизон Брусы был предоставлен сам себе. Город держался 7 лет, после чего его наместник грек Эвренос вместе с другими военачальниками сдал город и принял ислам.

Взятие Брусы совпало со смертью в 1326 г. основателя турецкой империи Османа. Его наследником стал 45-летний сын Орхан, сделавший Брусу своей столицей, переименовав ее в Бурсу. В 1327 г. он приказал начать в Бурсе чеканку первой османской серебряной монеты - акче.

На монете была нанесена надпись: «Да продлит Бог дни империи Орхана, сына Османа».

Полный титул Орхана не отличался скромностью: «Султан, сын Султана Гази, Гази сын Гази, средоточие веры всей Вселенной».

Замечу, что в правление Орхана его подданные начали именовать себя османами, чтобы их не путали с населением других тюркских гособразований.

Султан Орхан I

Орхан положил начало системе тимаров, то есть земляных наделов, раздаваемых отличившимся воинам. Собственно говоря, тимары существовали и при византийцах, а Орхан приспособил их для нужд своего государства.

Тимар включал в себя собственно земельный участок, который тимариот мог обрабатывать как сам, так и с помощью наемных работников, и был своеобразным начальником над окрестной территорией и ее жителями. Однако тимариот вовсе не был европейским феодалом. Крестьяне имели лишь несколько относительно небольших повинностей перед своим тимариотом. Так, они должны были преподносить ему подарки несколько раз в год на главные праздники. Кстати, тимариотами могли быть как мусульмане, так и христиане.

Тимариот на своей территории следил за порядком, взимал штрафы за незначительные правонарушения и т.д. Но реальной судебной власти, как и административных функций, он не имел - это находилось в ведении государственных чиновников (например, кади) или органов местного самоуправления, которое в империи было хорошо развито. На тимариота возлагалось взимание с его крестьян ряда налогов, но далеко не всех. Другие налоги правительство отдавало в откуп, а джизию - «налог на иноверцев» - взимали главы соответствующих религиозных меньшинств, то есть православный патриарх, армянский католикос и главный раввин.

Заранее оговоренную часть собранных средств тимариот оставлял себе, и на эти средства, а также на доход от непосредственно принадлежавшего ему участка он должен был кормиться сам и содержать вооруженный отряд в соответствии с квотой, пропорциональной размеру его тимара.

Тимар давался исключительно за военную службу и никогда не наследовался безусловно. Сын тимариота, также посвятивший себя военной службе, мог получить как этот же надел, так и совсем другой или вообще ничего не получить. Более того, уже предоставленный надел в принципе мог быть запросто отобран в любой момент. Вся земля была собственностью султана, а тимар - его милостивым даром. Стоит отметить, что в XIV-XVI веках система тимаров в целом себя оправдала.

В 1331 и 1337 гг. султан Орхан захватил два хорошо укрепленных византийских города - Никею и Никомедию. Замечу, что оба города ранее были столицами Византии: Никомедия - в 286-330 гг., а Никея - в 1206-1261 гг. Турки переименовали города, соответственно, в Изник и Измир. Орхан сделал Никею (Изник) своей столицей (до 1365 г.).

В 1352 г. турки под предводительством сына Орхана Сулеймана на плотах переправились через Дарданеллы в самом узком месте (около 4,5 км). Им удалось внезапно захватить византийскую крепость Цимпе, контролировавшую вход в пролив. Однако через несколько месяцев византийскому императору Иоанну Кантакузену удалось уговорить Орхана вернуть Цимпе за 10 тысяч дукатов.

В 1354 г. на Галиполийском полуострове случилось сильное землетрясение, разрушившее все византийские крепости. Этим воспользовались турки и захватили полуостров. В том же году туркам удалось захватить на востоке город Ангору (Анкару) - будущую столицу Турецкой республики.

В 1359 г. Орхан умер. Власть захватил его сын Мурад. Для начала Мурад I велел перебить всех своих братьев. В 1362 г. Мурад разбил византийское войско под Ардианополем и без боя занял этот город. По его приказу столица была перенесена из Изника в Адрианополь, который был переименован в Эдирне. В 1371 г. на реке Марице турки разбили 60-тысячное войско крестоносцев, возглавляемое венгерским королем Людовиком Анжуйским. Это позволило туркам захватить всю Фракию и часть Сербии. Теперь Византия со всех сторон была окружена турецкими владениями.

15 июня 1389 г. состоялась судьбоносная для всей Южной Европы битва на Косовом поле. 20-тысячное сербское войско возглавлял князь Лазарь Хребелянович, а 30-тысячное турецкое - сам Мурад.

Султан Мурад I

В разгар битвы к туркам перебежал сербский воевода Милош Обилич. Его отвели в шатер султана, где Мурад потребовал облобызать ему ноги. В ходе оной процедуры Милош выхватил кинжал и ударил султана в сердце. Охрана бросилась на Обилича, и после короткой схватки он был убит. Однако смерть султана не привела к дезорганизации турецкого войска. Командование немедленно принял сын Мурада Баязид, приказавший молчать о смерти отца. Сербы были наголову разбиты, а их князь Лазарь взят в плен и казнен по приказу Баязида.

В 1400 г. султан Баязид I осадил Константинополь, но взять его так и не смог. Тем не менее, он провозгласил себя «султаном румов», то есть римлян, как когда-то называли византийцев.

Гибель Византии была на полвека отсрочена вторжением в Малую Азию татар под предательством хана Тимура (Тамерлана).

25 июля 1402 г. турки и татары сошлись в битве у Анкары. Любопытно, что на стороне татар в бою принимали участие 30 индийских боевых слонов, наводивших ужас на турок. Баязид I был наголову разбит и попал в плен к Тимуру вместе с двумя сыновьями.

Затем татары с ходу взяли столицу османов город Бурсу и опустошили весь запад Малой Азии. Остатки турецкого войска бежали к проливу Дарданеллы, где византийцы и генуэзцы подогнали свои корабли и перевезли своих старых врагов в Европу. Новый враг Тимур внушал близоруким византийским императорам куда больший страх, чем османы.

Однако Тимура Китай интересовал гораздо больше, чем Константинополь, и в 1403 г. он отправился в Самарканд, откуда планировал начать поход в Китай. И действительно, в начале 1405 г. войско Тимура двинулось в поход. Но по дороге, 18 февраля 1405 г., Тимур умер.

Наследники Великого Хромца затеяли междоусобицы, и государство османов было спасено.

Султан Баязид I

В 1403 г. Тимур решил взять с собой в Самарканд пленного Баязида I, но тот отравился или был отравлен. Старший сын Баязида Сулейман I отдал Тимуру все азиатские владения отца, а сам остался править европейскими владениями, сделав своей столицей Эдирне (Адрианополь). Однако его братья Иса, Мусса и Мехмед затеяли усобицу. Победителем из нее вышли Мехмед I, а остальные братья были убиты.

Новому султану удалось вернуть земли в Малой Азии, утраченные Баязидом I. Так, после смерти Тимура образовалось несколько малых «самостийных» эмиратов. Все они были без особого труда уничтожены Мехмедом I. В 1421 г. Мехмед I скончался от тяжелой болезни и ему наследовал его сын Мурад II. Как обычно, не обошлось без междоусобицы. Причем Мурад воевал не только с братьями, но и с дядей-самозванцем Лже-Мустафой, выдававшим себя за сына Баязида I.

Султан Сулейман I

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 2 ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман СОМНИТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на восток. Из

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

17. Откуда пришли османы Сегодня термин ТУРКИ в скалигеровской истории запутан. Упрощая, можно сказать, что турками называют коренное население Малой Азии. Считается, будто османы - тоже турки, поскольку историки выводят их из Малой Азии. Якобы они сначала нападали на

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3 Откуда взялись ашкенази? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман. Сомнительная традицияСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на

Из книги Тайны русской артиллерии. Последний довод царей и комиссаров [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

17. Откуда пришли османы Сегодня термин ТУРКИ в скалигеровской истории запутан. Упрощая, можно сказать, что турками называют коренное население Малой Азии. Считается, будто османы – тоже турки, поскольку историки выводят их из Малой Азии. Якобы они сначала нападали на

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

13. Откуда вышли османы-атаманы по мнению Лютеранского Хронографа 1680 года? Скалигеровская история утверждает, будто османы - выходцы из Малой Азии, которые, перед тем как начать завоевания, «решили перебраться в Европу». А затем якобы вернулись в родные места, но уже как

Из книги Настоящая Спарта [Без домыслов и наветов] автора Савельев Андрей Николаевич

Откуда взялись спартанцы Кто такие спартанцы? Почему их место в древнегреческой истории выделено по сравнению с другими народами Эллады? Как выглядели спартанцы, можно ли понять, чьи родовые черты они наследовали?Последний вопрос кажется очевидным только на первый

Из книги Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии автора Клёсов Анатолий Алексеевич

Откуда взялись «новые европейцы»? Большинство наших современников настолько привыкли к своей территории обитания, особенно если на ней жили предки столетия вглубь, не говоря о тысячелетиях (хотя про тысячелетия никто определенно не знает), что любые сведения о том, что

Из книги Советские партизаны [Мифы и реальность] автора Пинчук Михаил Николаевич

Откуда взялись партизаны? Напомню определения, приведенные во 2-м томе «Военного энциклопедического словаря», подготовленного в Институте военной истории Минобороны Российской федерации (издание 2001 года):«Партизан (франц. partisan) - лицо, добровольно сражающееся в составе

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Откуда взялись авары? Упоминаний об аварах в произведениях средневековых историков довольно-таки много, но описаний их государственного устройства, быта и классового деления представлено совершенно недостаточно, а сведения об их происхождении весьма противоречивы.В

Из книги Русь против варягов. «Бич Божий» автора Елисеев Михаил Борисович

Глава 1. Да кто же вы такие? Откуда вы взялись? С этого вопроса можно смело начинать практически любую статью, в которой речь пойдет о Руси и варягах. Ибо для многих любознательных читателей это вопрос совсем не праздный. Русь и варяги. Что это? Взаимовыгодное

Из книги Пытаясь понять Россию автора Фёдоров Борис Григорьевич

ГЛАВА 14 Откуда взялись российские олигархи? На этих страницах уже неоднократно встречался термин "олигархи", однако значение его в условиях нашей действительности никак не разъяснялось. Между тем, это весьма заметное явление в современной российской политике. Под

Из книги Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греци автора Петров Владислав Валентинович

Но откуда же взялись философы? Если попытаться описать общество «архаической Греции» одной фразой, то можно сказать, что оно было проникнуто «военным» сознанием, а лучшими его представителями были «благородные воины». Хирон, принявший у Феникса эстафету воспитания

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Откуда вы взялись, «настоящие люди»? Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом.В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

Откуда взялись западенцы В начале ХХ в. в состав Австро-Венгерской империи входило Королевство Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге (Львове), в состав которого помимо этнических польских территорий входили Северная Буковина (современная Черновицкая область) и

Турецкие завоевания первой половины XVI в. XVI в. был

временем наибольшего военно-политического могущества Османской империи. В первой половине XVI в. она присоединила к своим владениям значительные территории на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Разгромив в Чалдыранской битве 1514 г. персидского шаха Исмаила, а в 1516 г. в районе Алеппо войска египетских мамлюков, османский султан Селим I (1512-1529) включил в состав своего государства юго-восточную Анатолию, Курдистан, Сирию, Палестину, Ливан, Северную Месопотамию до Мосула, Египет и Хиджаз со священным, городами мусульман Меккой и Мединой. С завоеванием Египта турецкая традиция связывает легенду о передаче турецкому султану титула халифа, т.е. заместителя, наместника пророка Мухаммеда на земле, духовного главы всех мусульман - суннитов. Хотя сам факт подобной передачи является более поздним измышлением, теократические притязания османских султанов стали проявляться более активно именно с этого времени, когда империя подчинила себе огромные территории с мусульманским населением. Продолжая восточную политику Селима, Сулейман I Кануни (Законодатель, в европейской литературе к его имени принято добавлять эпитет Великолепный) (1520-1566) овладел Ираком, западными областями Грузии и Армении (по мирному договору с Ираном в 1555 г.), Аденом (1538 г.) и Йеменом (1546 г.). В Африке под власть османских султанов перешли Алжир (1520 г.), Триполи (1551 г.), Тунис (1574 г.). Была сделана попытка завоевания Нижнего Поволжья, но Астраханский поход 1569 г. окончился неудачей. В Европе, захватив в 1521 г. Белград, османские завоеватели предприняли на протяжении 1526-1544 гг. пять походов на Венгрию. В результате Южная и Центральная Венгрия с городом Будой была включена в состав Османской империи. Трансильвания была превращена в вассальное княжество. Турками также был захвачен остров Родос (1522 г.) и отвоеваны у венецианцев большая часть островов Эгейского моря и ряд городов Далмации.

В результате почти непрерывных агрессивных войн сложилась огромная империя, владения которой находились в трех 534

Османская империя в XVI-XVII вв.

частях света - Европе, Азии и Африке. Главный противник Османской империи на Ближнем Востоке - Иран был значительно ослаблен. Постоянным объектом ирано-турецкого соперничества был контроль над связывающими Европу с Азией традиционными торговыми путями, по которым шла караванная торговля шелком и пряностями. Войны с Ираном велись еще около столетия. Они имели религиозную окраску, так как господствующей религией в Иране был ислам шиитского толка, османские же султаны исповедовали суннизм. На протяжении всего XVI века шиизм представлял для османских властей и значительную внутреннюю опасность, поскольку в Анатолии, особенно восточной, он был весьма распространен и стал лозунгом борьбы с османским владычеством. Войны с Ираном в этих условиях требовали от османских властей большого напряжения сил.

Второй соперник Османской империи в контроле над торговыми путями - Египет перестал существовать как самостоятельное государство, его территория была включена в состав империи. Южное направление торговли через Египет, Хиджаз, Йемен и далее в Индию полностью оказалось в руках осман.

Контроль над сухопутными торговыми путями с Индией, в значительной мере перешедший к Османской империи, сталкивал ее с португальцами, закрепившимися в ряде пунктов на западном побережье Индии и пытавшимися монополизировать торговлю пряностями. В 1538 г. была предпринята турецкая морская экспедиция из Суэца в Индию для борьбы с засильем португальцев, но успеха она не имела.

Установление османского господства над множеством стран и районов, различавшихся по уровню социально-экономического и политического развития, культуре, языку и религии, оказало значительное влияние на исторические судьбы завоеванных народов.

Велики были разрушительные последствия османского завоевания, особенно на Балканах. Османское владычество замедлило темпы экономического и культурного развития этого региона. Вместе с тем нельзя не учитывать и того факта, что завоеванные народы оказали свое влияние на экономику и культуру завоевателей и внесли определенный вклад в развитие османского общества.

Военно-административное устройство Османской империи.

Османская империя была «единственной подлинно военной державой средневековья». Военный характер империи сказывался на ее государственном строе и административной структуре, которые получили законодательное оформление в своде законов, принятом в правление Сулеймана I Законодателя (Кануни).

Вся территория империи была разделена на провинции (эйа-леты). В период правления Сулеймана был создан 21 эйалет, к середине XVII в. их количество возросло до 26. Эйалеты делились на санджаки (округа). Бейлербей, правитель эйалета, и санджакбей, начальник санджака, осуществляли гражданское управление своими провинциями и округами и одновременно являлись командующими войсками феодального ополчения и местных гарнизонов янычар. Воины конного феодального ополчения (сипахи) получали земельные пожалования - тимары и зеаметы. Они были обязаны по приказу султана лично участвовать в военных походах и в зависимости от дохода с полученного ими земельного пожалования выставлять определенное число экипированных всадников. В мирное время сипахи обязаны были жить в санджаке, где находилось их земельное владение. Им поручались определенные функции надзора за состоянием земельного фонда, регулярным поступлением налога с каждого крестьянского двора, продажей и наследованием земли крестьянами, обязательной обработкой ими земли и т. д. Выполняя эти хозяйственно-организационные и полицейские обязанности и собирая с подвластного крестьянства (раайи) предписанные налоги, сипахи, по сути дела, были не только воинами, но и исполняли функции низшего звена административного аппарата империи. Сипахи получали материальное обеспечение за счет доли государственного налога с проживавшего в их тимарах или зеаметах населения. Доля эта была четко определена государством. Военные командиры и административные начальники, бейлербеи и санджакбей, наряду с доходами от пожалованных им земельных владений имели право на получение определенного вида налогов и с крестьян, проживающих во владениях рядовых сипахи. В результате этих сложных налоговых комбинаций складывалось соподчинение рядовых сипахи крупным феодалам, стоявшим на высшей военно-административной ступени. Это создавало в Османской империи своеобразную систему феодальной иерархии.

Судебного иммунитета даже у крупных феодалов в Османской империи не было. Судебные функции были обособлены и выполнялись кадиями (мусульманскими судьями), которые подчинялись не местной администрации, а лишь кадиаскерам в эйале-тах и главе мусульманской общины в империи - шейх-уль-исламу. Судопроизводство было централизовано, и султан мог (через кадиев) непосредственно осуществлять свой надзор на местах. Султан был неограниченным правителем и осуществлял административную власть через великого везира, в ведении которого находилось военно-административно-фискальное управление, и шейх-уль-ислама, ведавшего религиозными и судебными делами. Эта двойственность управления способствовала централизации государства.

Однако не все эйалеты империи имели одинаковый статус. Почти все арабские районы (кроме некоторых пограничных с Анатолией азиатских областей) сохранили традиционные доос-манские аграрные отношения и административное устройство. Там лишь размещались янычарские гарнизоны. Обязанность этих эйалетов по отношению к центральной власти заключалась в поставках в столицу ежегодной дани - сальяне - и предоставлении по требованию султана определенных контингентов войск. Еще более независимыми были хюкюметы (владения) ряда курдских и некоторых арабских племен, которые пользовались административной автономией и лишь в военное время предоставляли в распоряжение султана отряды своих войск. В состав империи входили и платившие ежегодную дань христианские княжества, своеобразные буферные пограничные территории, во внутренние дела которых Высокая Порта (правительство Османской империи) не вмешивалась. Такой статус имели Молдавия, Валахия, Трансильвания, а также Дубровник и некоторые районы Грузии и Северного Кавказа. На особом положении находились Крымское ханство, шерифат Мекки, Триполи, Тунис, Алжир, также сохранявшие особые привилегии пограничных провинций.

Новые явления в аграрных отношениях Османской империи в XVI-XVII вв. Кризис военно-ленной системы. В законодательных актах Сулеймана I были зафиксированы новые явления в аграрных отношениях Османской империи. Прежде всего, это юридическое оформление прикрепления крестьян к земле. Еще в конце XV в. в некоторых областях страны существовала практика возвращения беглых крестьян. По кодексу Сулеймана такое право получили феодалы по всей стране. Был установлен 15-летний срок розыска крестьян в сельской местности и 20-летний - в городах. Это положение не затрагивало лишь столицу - Стамбул, где беглецы не разыскивались.

Изменилось и соотношение сил внутри господствующего класса. Строгая регламентация государством доходов сипахи препятствовала росту их экономической мощи. Обострилась борьба за землю между различными прослойками класса феодалов. Источники свидетельствуют, что некоторые крупные феодалы сосредоточили в своих руках 20-30, а то и 40-50 зеа-метов и тимаров. В этом отношении особую активность проявляла дворцовая аристократия и чиновничество.

Чиновники центрального аппарата османской администрации получали за свою службу особые земельные владения - хассы. Эти владения были чрезвычайно велики по размеру; так, например, бейлербей Анатолии получал годовой доход со своего хасса 1 600 000 акче, янычарский ага - 500 000 акче (тогда как рядовой тимариот получал 3 тыс., а то и меньше). Но в отличие от владений сипахи хассы были чисто служебными пожалованиями и не передавались по наследству. Они были связаны с определенной должностью.

Характерной особенностью османской социальной структуры было то, что чиновная аристократия могла проникнуть в среду военных ленников, но обратного пути не было. Османская бюрократия пополнялась либо наследственным путем, либо за счет так называемых капыкулу - «рабов султанского двора». Последние происходили либо из бывших военнопленных, попавших в плен в раннем возрасте, либо были взяты по девширме. Дев-ширме - налог крови, принудительный набор мальчиков, проводившийся в ряде христианских районов империи. Христианских мальчиков 7-12 лет отрывали от родной среды, обращали в ислам и отправляли на воспитание в мусульманские семьи. Затем их обучали в специальной школе при султанском дворе и формировали из них отряды войск, получавших жалованье от султанов. Наибольшую известность и славу в Османской империи приобрело пешее войско этой категории - янычары. Из этой же среды формировалось и османское чиновничество разных рангов, вплоть до великого везира. Как правило, эти лица выдвигались на высшие должности известными феодальными родами, иногда самими султанами или их родственниками, и были послушными проводниками их воли.

Представители чиновнической категории господствующего класса кроме положенных им служебных хассов получали от султана и земельные владения на правах безусловной собственности - мюльк. Пожалование сановникам мюльков особенно "было распространено во второй половине XVI в.

Частые смены высших должностных лиц, казни и конфискации имущества, практиковавшиеся султанской властью, заставляли феодалов изыскивать средства для сохранения своего имущества. Практиковалось жертвование земель в вакф, т.е. в пользу мусульманских религиозных учреждений. Учредителям вакфов и их наследникам гарантировались определенные отчисления от пожертвованной собственности. Передача в вакф означала изъятие земельной собственности из юрисдикции султана и гарантировала бывшим собственникам сохранение твердых доходов. Вакуфное землевладение достигало 1/3 всех земель империи.

Сокращение имеющегося в распоряжении государства земельного фонда влекло за собой и сокращение налоговых поступлений в казну. К тому же к концу XVI в. в Османской империи начали сказываться последствия «революции цен», прокатившейся по Европе в связи с притоком американского серебра. Падал курс основной денежной единицы империи - акче. В стране назревал финансовый кризис. Разорялись ленники - сипахи. А поскольку сипахи были не только воинами-кавалеристами, но и низшим звеном административного аппарата, их разорение нарушало функционирование всей государственной системы.

С разорением сипахийской прослойки феодального класса и сокращением численности сипахийской кавалерии возросла роль армии, состоявшей на жалованье, в частности янычарского корпуса. Султанские власти, испытывая острую нужду в деньгах, все чаще сами изымали тимары и зеаметы у сипахи и прибегали к увеличению налогообложения, введению различных чрезвычайных налогов и сборов, а также к сдаче сбора налогов на откуп. Через систему откупов к эксплуатации крестьянства начали приобщаться торгово-ростовщические элементы.

В конце XVI в. страна переживала кризис военно-ленной системы. Наблюдалась дезорганизация всех звеньев османской государственной системы, усилился произвол господствующего класса. Это вызывало мощные выступления народных масс.

Народные движения в Османской империи в XVI - начале XVII в. Крупные восстания в Османской империи имели место уже в начале XVI в. Особого размаха они достигли в восточной Анатолии и проходили большей частью под шиитскими лозунгами. Однако религиозная оболочка не могла затушевать социальной сути этих восстаний. Наиболее крупными были восстания под руководством Шах-Кулу в 1511-1512 гг., Нур-Али в 1518 г., Джеляля в 1519 г. По имени вождя последнего восстания все последующие народные движения в Анатолии в XVI - начале XVII в. стали называть «джеляли». В этих движениях принимали участие как турецкое крестьянство и кочевники-скотоводы, так и нетурецкие племена и народы. Наряду с антифеодальными требованиями в движении начала XVI в. фигурировали требования, отражающие недовольство установлением османского господства в этом регионе, соперничество с османами других турецких племен и династий, стремление к независимости различных тюркских и нетюркских народностей. Большую роль в подстрекательстве к восстаниям играл персидский шах и его агенты, активно действовавшие в восточной Анатолии. Османским султанам жестокими репрессивными мерами удалось справиться с этим движением.

В конце XVI - начале XVII в. начинается новый этап движения. В этот период уже почти не встречаются религиозные шиитские лозунги. На первый план выдвигаются социальные мотивы, обусловленные кризисом военно-ленной системы, усилением налогового гнета и финансовыми затруднениями империи. В восстаниях, основной движущей силой которых было крестьянство, активное участие принимали разорившиеся тимариоты, надеявшиеся на гребне народного движения добиться восстановления своих прежних прав на землю. Наиболее крупными движениями этого периода были восстания Кара Языджи и Дели Хасана (1599-1601) и Каландер-оглу (1592-1608).

Продолжали борьбу против османского владычества и народы Балканских стран. В XVI в. наиболее распространенной формой сопротивления здесь было гайдукское движение. В 90-х гг. XVI в. вспыхнули восстания в различных районах Балканского полуострова. Это выступление сербов в Банате, валашское восстание 1594 г. во главе с господарем Михаилом Храбрым, восстания в Тырнове и ряде других городов.

Борьба с антифеодальным и народно-освободительным дви жением требовала от османских властей значительного напряжения сил. К тому же в это время происходили сепаратистские мятежи крупных феодалов. Ненадежной опорой власти стал янычарский корпус, который дважды, в 1622 и 1623 гг., участвовал в свержении султанов. В середине XVII в. османскому правительству удалось приостановить начавшийся распад империи. Однако кризис военно-ленной системы продолжался.

Международное положение Османской империи во второй половине XVI - первой половине XVII в. Османская империя все еще была сильной державой, проводившей активную внешнюю политику. Турецкое правительство широко использовало не только военные, но и дипломатические методы борьбы со своими противниками, главным из которых в Европе являлась империя Габсбургов. В этой борьбе сложился военный антигабсбургский союз Османской империи с Францией, оформленный особым договором, получившим в литературе название «капитуляция» (главы, статьи). Переговоры с Францией о заключении капитуляции шли с 1535 г. Оформлены капитуляционные отношения были в 1569 г. Принципиальное значение их состояло в том, что султанское правительство создало французским купцам льготные условия для торговли в Османской империи, предоставило им право экстерриториальности, установило низкие таможенные пошлины. Эти уступки являлись односторонними. Они рассматривались османскими властями как не столь важные в сравнении с установлением военного взаимодействия с Францией в антигабсбургской войне. Однако в дальнейшем капитуляции сыграли отрицательную роль в судьбах Османской империи, создав благоприятные условия для установления экономической зависимости империи от западно-европейских стран. Пока же в этом договоре и в последовавших за ним аналогичных договорах с Англией и Голландией еще не было элементов неравноправия. Они давались как милость султана и были действительны лишь в период его правления. У каждого следующего султана европейские послы должны были снова добиваться согласия на подтверждение капитуляций.

Первые дипломатические контакты с Россией были установлены Османской империей (по инициативе турок) еще в конце XV в. В 1569 г. после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств произошел первый военный конфликт России с турками, желавшими воспрепятствовать присоединению Астрахани к России. В последующий период более 70 лет между Россией и Османской империей не было крупных военных столкновений.

Войны с Ираном шли с переменным успехом. В 1639 г. были установлены границы, существенно не менявшиеся в течение длительного времени. В составе Османской империи оставались Багдад, Западная Грузия, Западная Армения и часть Курди-стана.

Длительные и упорные войны вела Османская империя с Венецией. В результате к османским владениям были присоединены острова Кипр (1573 г.) и Крит (1669 г.). Именно в войне с Венецией и Габсбургами в 1571 г. турки потерпели первое серьезное поражение в морской битве при Лепанто. Хотя этот разгром и не имел серьезных последствий для империи, он явился первым внешним проявлением начавшегося упадка ее военной мощи.

Война с Австрией (1593-1606), австро-турецкие договоры 1615 и 1616 гг. и война с Польшей (1620-1621) привели к некоторым территориальным уступкам Османской империи Австрии и Польше.

Продолжение бесконечных войн с соседями ухудшило и без того сложное внутреннее положение страны. Во второй половине XVII в. внешнеполитические позиции Османской империи значительно ослабли.

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

Османская империя (прежнее европейское название - Оттоманская) - мусульманское государство, созданное турками-османами и просуществовавшее более шести веков (до 1918). Ее история начинается с возникновения на рубеже 13-14 вв. независимого тюркского княжества (бейлика) в Северо-Западной Анатолии; оно получило свое название от имени основателя правящей династии бея Османа (1299-1324). При его преемниках - Орхане (1324-1361), Мураде I (1361-1389), Баязиде I (1389-1402), развернувших «священную войну» с христианскими правителями в Малой Азии, а затем и на Балканах, бейлик превратился в обширное военно-феодальное государство (султанат). Вражда среди османских соперников помешала им объединить свои силы для отпора, а попытки остановить турецкое наступление в Юго-Восточной Европе с помощью крестовых походов успеха не имели. В сражениях у стен Никополя (1396) и под Варной (1444) ополчения европейских рыцарей потерпели жестокие поражения. В ходе новых войн во 2-й половине 15 в. - 1-й половине 16 в. был захвачен Константинополь (1453; см. Византия), присоединены Восточная Анатолия, Крым (1475), ряд территорий Юго-Восточной и Центральной Европы, большая часть Арабского Востока и Северной Африки. В результате образовалась огромная империя, оказывавшая большое влияние на политическую жизнь всего Старого Света и взявшая на себя роль лидера мусульманского мира в его противостоянии с христианской Европой.

В середине 16 в. при султане Сулеймане I Кануни (1520-1566) Османская империя находилась в зените своего могущества; ее владения занимали около 8 млн. кв. км, численность населения составляла 20-25 млн. человек. От других восточных деспотий она отличалась тем, что была единственной подлинно военной державой средневековья.

Политика османских султанов, направленная на укрепление власти центрального правительства и продолжение захватнических войн, опиралась на систему условных земельных пожалований (тимаров) и использование на военной службе (янычарский корпус) и в государственном управлении лиц рабского статуса, обращенных в ислам (см. Религия). Первоначально их набирали из числа военнопленных и купленных невольников, затем - из юношей-христиан, подвергшихся насильственной исламизации и отуречиванию. Укрепляя свой авторитет и утверждая традиции сильной власти монарха, султаны привлекали на службу духовенство.

Правительственный аппарат в своей деятельности руководствовался общим сводом законоположений (канун-наме), которые регулировали поземельные отношения, устанавливали нормы налогообложения и общие принципы административного и судебного управления. Согласно этим установлениям, все общество делилось на две основные категории: «аскери» (военные) и «райя» (дословно: стадо, пасомые). К первым причислялись представители правящего класса, ко вторым-податное зависимое население. Правители империи учитывали и то, что значительную часть их подданных составляли немусульмане. Поэтому со 2-й половины 15 в. они разрешили существование отдельных религиозных общин-миллетов: греко-православной, армяно-григорианской, иудейской. Каждая из них располагала некоторой автономией и особым налоговым статусом, но все они подчинялись султанскому правительству, которое последовательно осуществляло курс на правовую и религиозно-культурную дискриминацию немусульман.

Османские «классические» порядки сохранились до 19 в., но уже в 17-18 вв. они постепенно приходили в упадок, ибо не соответствовали более уровню развития общества. Ослаблению империи способствовало и все более заметное ее отставание от капиталистических стран Европы. Затяжной кризис отразился и в цепи военных поражений турок, в том числе в морском сражении при Лепанто (1571), в неудачной осаде Вены (1683). Особенно явственно упадок османского могущества проявился в ходе русско-турецких войн 2-й половины 18 в. С победами П. А. Румянцева и А. В. Суворова, с отторжением Крыма (1783) связана новая эпоха в османской истории, когда подъем освободительной борьбы греческого и славянских народов поставил под угрозу само существование империи, а великие державы начали борьбу за раздел султанских владений в Европе (см. Восточный вопрос).

С конца 18 в. правящая верхушка предпринимает целый ряд попыток преобразований в армии, государственном аппарате и системе образования, чтобы остановить процесс распада империи, обеспечить ее устойчивость перед лицом усиливавшейся экономической и политической экспансии европейских держав на Ближнем и Среднем Востоке. Начало им положили реформы султана Селима III (1789-1808). Они не принесли ожидаемых результатов из-за ожесточенного сопротивления сил, выступавших за сохранение традиционных порядков. Султану Махмуду II (1808-1839) удалось ликвидировать янычарский корпус и значительно усилить позиции центральной власти. Из среды высшей столичной бюрократии вышли крупнейшие османские реформаторы 19 в. - Мустафа Решид-паша, Али-паша и Фуад-паша. Проведенные по их инициативе преобразования объективно способствовали ускорению социально-экономического развития общества, созданию условий для зарождения и развития капиталистических отношений, но вместе с тем обострению классовых и национально-религиозных противоречий.

Co 2-й половины 19 в. на политическую арену вышли новые социальные силы. Выразителями их требований стали Намык Кемаль (1840-1888), Ибрагим Шинаси (1826-1871) и другие представители разночинной интеллигенции. Объединив своих сторонников в тайном обществе «новых османов», они начали борьбу за ограничение султанского абсолютизма. В 1876 г. им удалось добиться провозглашения конституции и созыва двухпалатного парламента. Конституция 1876 г. была важным прогрессивным явлением в турецкой истории. Она торжественно провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных без различия вероисповедания, полную безопасность личности и имущества, неприкосновенность жилища, свободу печати, гласность судов. Вместе с тем в ходе обсуждения проекта конституции консерваторы, поддержанные султаном Абдул-Хамидом II (1876-1909), добились включения в нее ряда положений, предоставляющих монарху очень широкие права. Его личность объявлялась священной и неприкосновенной. Султан сохранил за собой функции халифа - духовного главы мусульман. В конституции нашли отражение и взгляды «новых османов» по национальному вопросу и в отношении религии. В первой ее статье утверждалось, что Османская империя есть единое и неделимое целое. Все подданные султана объявлялись «османами». Государственной религией провозглашался ислам.

Принятие конституции и создание парламента нанесли серьезный удар по феодально-абсолютистскому строю, но силы, заинтересованные в укреплении конституционных порядков, были слабы и разрозненны. Поэтому существовавший режим сумел выстоять и нанести ответный удар. Воспользовавшись поражениями турецких войск в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., приведшими к существенному сокращению османских владений в Европе и Азии, Абдул-Хамид II приостановил действие конституции, распустил парламент и жестоко расправился с лидерами либерально-конституционного движения. Посредством многочисленных арестов, ссылок, тайных убийств, закрытия газет и журналов страна была вновь отброшена к средневековым порядкам бесправия и произвола. Преследуя всякие проявления свободомыслия, разжигая национальную и религиозную вражду, пропагандируя доктрину панисламизма, призывавшую объединить всех мусульман, в том числе и зарубежных, под эгидой турецкого султана-халифа, Абдул-Хамид пытался воспрепятствовать развитию национально-освободительного движения среди армян, арабов, албанцев, курдов и других народов империи.

Утвердившийся при Абдул-Хамиде II самодержавный деспотический режим остался в памяти народа как «эпоха тирании (зулюма)». Однако он не мог остановить дальнейшего развития процесса модернизации османского общества и усиления в нем новых прогрессивных сил.

Однако идеи «новых османов» подхватили организаторы нового тайного общества «Единение и прогресс», созданного в 1889-1891 гг. для борьбы с абдулхамидовской тиранией. Его участников в Европе стали называть младотурками. Деятельность младотурецких организаций первоначально не выходила за рамки пропаганды и агитации с помощью публиковавшихся в Турции и за границей газет, брошюр и листовок. Движение было лишено связи с народом, его лидеры предпочитали путь заговоров и дворцовых переворотов. Революция 1905- 1907 гг. в России и начавшаяся вслед за,ней революция в Иране в 1905-1911 гг. способствовали нарастанию революционной ситуации в Османской империи и подтолкнули младотурок к пересмотру их стратегии и тактики. На конгрессе оппозиционных сил в Париже (декабрь

1907 г.) они приняли решение о необходимости объединения всех революционных организаций и о подготовке к вооруженному восстанию.

Младотурецкая революция началась 3 июля 1908 г. с выступления ряда военных гарнизонов в Македонии, распропагандированных младотурками, а затем она охватила как европейские, так и азиатские провинции империи. Оказавшись перед угрозой свержения, Абдул-Хамид был вынужден принять требования восставших: восстановить конституцию и созвать парламент. Добившись быстрой и бескровной победы, младотурки посчитали задачи революции выполненными. Ограниченность их курса позволила феодально-клерикальной реакции оправиться от удара, нанесенного в июле 1908 г., и осуществить контрреволюционный переворот в столице (13 апреля 1909 г.). Младотурки смогли быстро подавить реакционный мятеж сторонников Абдул-Хамида. Опираясь на верные воинские части, они к 26 апреля восстановили контроль над Стамбулом. Абдул-Хамид II был низложен, представители консервативной бюрократии выведены из правительства. Заняв важнейшие посты в кабинете министров, государственном аппарате и армии, младотурки стали играть решающую роль в управлении страной. Узость их социальной опоры, незрелость турецкой буржуазии, полуколониальная зависимость империи от Западной Европы определили непоследовательность курса младотурецких правительств и ограниченность достигнутых результатов. Их мероприятия практически не затронули основ феодальных порядков в деревне, не разрешили национального вопроса, не помешали дальнейшему закабалению страны империалистическими державами.

В результате итало-турецкой войны 1911-1912 гг. империя лишилась своих последних владений в Африке - Триполитании и Киренаики, составивших в дальнейшем итальянскую колонию Ливию. Военные действия в 1912-1913 гг. против коалиции балканских государств привели к почти полному вытеснению турок с европейской территории. Эти проигранные войны, окончательно разрушив иллюзии «османизма», способствовали коренному пересмотру национальной политики младотурок. В ее основу легли идеи турецкого национализма, наиболее ярким выразителем которых был философ Зия Гёкалп (1876-1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и ратовал за развитие турецкой нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий успеха на этом пути он считал объединение усилий всех тюркоязычных народов. Подобные предложения получили широкую популярность среди младотурок. Наиболее шовинистически настроенные их представители построили на основе идей Гёкалпа целую доктрину пантюркизма, которая требовала объединения под властью турецкого султана всех тюркоязычных народов и призывала к насильственному отуречиванию национальных меньшинств в империи. Утвердившийся у власти в 1913 г. младотурецкий триумвират (Энвер-паша, Талаат-паша, Джемаль-паша) в поисках внешних сил, готовых поддержать курс на сохранение Османской империи, пошел на сближение с кайзеровской Германией, а затем вовлек страну в первую мировую войну 1914-1918 гг. на ее стороне. В ходе войны империя быстро пришла к полному военному и экономическому развалу. Поражение Германии и ее союзников означало также и окончательный крах Османской империи.

Сулейман и Роксолана-Хюррем [Мини-энциклопедия самых интересных фактов о Великолепном веке в Османской империи] Автор неизвестен

Османская империя. Коротко о главном

Османская империя была образована в 1299 году, когда Осман I Гази, вошедший в историю как первый султан Османской империи, объявил независимость своей небольшой страны от сельджуков и принял титул султана (хотя некоторые историки считают, что впервые официально такой титул стал носить только его внук – Мурад I).

Вскоре ему удалось завоевать всю западную часть Малой Азии.

Осман I родился в 1258 году в византийской провинции Вифиния. Умер своей смертью в городе Бурса в 1326 году.

После этого власть перешла к его сыну, известному под именем Орхан I Гази. При нем небольшое тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с сильной армией.

Четыре столицы османов

За всю долгую историю своего существования Османская империя сменила четыре столицы:

Сегют (первая столица османов), 1299–1329;

Бурса (бывшая византийская крепость Бруса), 1329–1365;

Эдирне (бывший город Адрианополь), 1365–1453;

Константинополь (ныне город Стамбул), 1453–1922.

Иногда первой столицей османов называется город Бурса, что считается ошибочным.

Турки-османы, потомки кайы

Историки рассказывают: в 1219 году монгольские орды Чингисхана обрушились на Среднюю Азию, и тогда, спасая свои жизни, побросав скарб и домашнюю живность, все, кто жил на территории государства Кара-Киданей, устремились на юго-запад. Среди них было и небольшое тюркское племя кайы. Спустя год оно вышло к границе Конийского султаната, занимавшего к тому времени центр и восток Малой Азии. Сельджуки, населявшие эти земли, как и кайы, были тюрками и верили в Аллаха, поэтому их султан счел разумным выделить беженцам небольшой пограничный удел-бейлик в районе города Бурса, в 25 км от побережья Мраморного моря. Никто и представить себе не мог, что этот небольшой участок земли окажется плацдармом, с которого будут завоеваны земли от Польши до Туниса. Так возникнет Оттоманская (Османская, турецкая) империя, заселенная турками-османами, – как называют потомков кайы.

Чем дальше распространялась власть турецких султанов в последующие 400 лет, тем роскошнее становился их двор, куда стекалось золото и серебро со всего Средиземноморья. Они были законодателями мод и образцом для подражания в глазах правителей всего исламского мира.

Битва при Никополе 1396 года считается последним крупным крестовым походом Средневековья, который так и не смог остановить наступление в Европе турок-османов

Семь периодов существования империи

Историки разделяют время существования Османской империи на семь основных периодов:

Образование Османской империи (1299–1402) – период правления первых четырех султанов империи: Османа, Орхана, Мурада и Баязида.

Османское междуцарствие (1402–1413) – одиннадцатилетний период, начавшийся в 1402 году после поражения османов в Ангорской битве и трагедии султана Баязида I и его жены в плену у Тамерлана. В этот период между сыновьями Баязида шла борьба за власть, из которой победителем только в 1413 году вышел младший сын Мехмед I Челеби.

Подъем Османской империи (1413–1453) – период правления султана Мехмеда I, а также его сына Мурада II и внука Мехмеда II, закончившийся взятием Константинополя и уничтожением Византийской империи Мехмедом II, получившим прозвище «Фатих» (Завоеватель).

Рост Османской империи (1453–1683) – период основного расширения границ Османской империи. Продолжался при правлении Мехмеда II, Сулеймана I и его сына Селима II, и закончившийся поражением османов в Венской битве во время правления Мехмеда IV (сына Ибрагима I Сумасшедшего).

Стагнация Османской империи (1683–1827) – период, продлившийся 144 года, который начался после того, как победа христиан в Венской битве навсегда положила конец завоевательным устремлениям Османской империи на европейских землях.

Упадок Османской империи (1828–1908) – период, характеризующийся потерей большого количества территорий Османского государства.

Распад Османской империи (1908–1922) – период правления последних двух султанов государства османов, братьев Мехмеда V и Мехмеда VI, начавшийся после изменения формы правления государства на конституционную монархию, и продолжавшийся вплоть до полного прекращения существования Османской империи (период охватывает участие османов в Первой мировой войне).

Главной и самой серьезной причиной распада Османской империи историки называют поражение в Первой мировой войне, вызванное превосходящими людскими и экономическими ресурсами стран Антанты.

Днем прекращения существования Османской империи называют 1 ноября 1922 года, когда Великое национальное собрание Турции приняло закон о разделении султаната и халифата (затем султанат упразднялся). 17 ноября Мехмед VI Вахидеддин, последний османский монарх, 36-й по счету, покинул Стамбул на британском военном корабле, линкоре «Малайя».

24 июля 1923 года был подписан Лозаннский договор, по которому признавалась независимость Турции. 29 октября 1923 года Турция была провозглашена республикой, а ее первым президентом был избран Мустафа Кемаль, впоследствии известный как Ататюрк.

Последний представитель турецкой султанской династии Османов

Эртогрул Осман – внук султана Абдул-Хамида II

«Скончался последний представитель династии Османов Эртогрул Осман.

Осман большую часть своей жизни провел в Нью-Йорке. Эртогрул Осман, который стал бы султаном Османской империи в том случае, если бы Турция не стала республикой в 1920-х годах, умер в Стамбуле в возрасте 97 лет.

Он был последним из остававшихся в живых внуков султана Абдул-Хамида II, и его официальный титул, если бы он стал правителем, был бы Его Императорское Высочество Принц шах-заде Эртогрул Осман Эфенди.

Он родился в Стамбуле в 1912 году, но большую часть своей жизни скромно прожил в Нью-Йорке.

12-летний Эртогрул Осман учился в Вене, когда узнал о том, что его семью выслал из страны Мустафа Кемаль Ататюрк, основавший современную Турецкую Республику на обломках старой империи.

В конце концов Осман поселился в Нью-Йорке, где жил более 60 лет в квартире над рестораном.

Осман стал бы султаном, если бы Ататюрк не основал Турецкую Республику. Осман всегда утверждал, что у него нет никаких политических амбиций. В Турцию он вернулся в начале 1990-х годов по приглашению турецкого правительства.

Во время визита на родину он отправился во дворец Долмобахче у Босфорского пролива, который был главной резиденцией турецких султанов и в котором он играл ребенком.

Как рассказывает обозреватель Би-би-си Роджер Харди, Эртогрул Осман был очень скромен и, чтобы не привлекать к себе внимания, он присоединился к группе туристов, чтобы попасть во дворец.

Жена Эртогрула Османа приходится родственницей последнему королю Афганистана».

Тугра как персональный знак правителя

Тугра (тогра) – персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул. Со времени улубея Орхана I, прикладывавшего к документам оттиск ладони, погруженной в чернила, вошло в обычай окружать подпись султана изображением его титула и титула его отца, сливая все слова в особом каллиграфическом стиле – получается отдаленное сходство с ладонью. Оформляется тугра в виде орнаментально украшенной арабской вязи (текст может быть и не на арабском языке, но и на персидском, тюркских и др.).

Тугра ставится на всех государственных документах, иногда на монетах и воротах мечетей.

За подделку тугры в Османской империи полагалась смертная казнь.

В покоях владыки: вычурно, но со вкусом

О покоях владыки Османской империи путешественник Теофиль Готье писал: «Покои султана отделаны в стиле Людовика XIV, слегка видоизмененном на восточный лад: здесь чувствуется стремление воссоздать великолепие Версаля. Двери, оконные переплеты, наличники сделаны из красного дерева, кедра или массивного палисандра с вычурной резьбой и дорогими железными оковками, усыпанными золотой крошкой. Из окон открывается чудеснейшая панорама – ни один монарх мира не имеет равных ей перед своим дворцом».

Тугра Сулеймана Великолепного

Так что не только европейские монархи увлекались стилем своих соседей (скажем, восточным стилем, когда устраивали будуары как псевдотурецкий альков или устраивали восточные балы), но и османские султаны восхищались стилем своих европейских соседей.

«Львы ислама» – янычары

Янычары (тур. yeni?eri (йеничери) – новый воин) – регулярная пехота Османской империи в 1365–1826 годах. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулы (личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключенных). Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.

Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 году из христианских юношей 12–16 лет. В основном в армию зачислялись армяне, албанцы, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, впоследствии воспитуемые в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Набор детей в янычары (девширме – налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).

Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566 года) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.

В 1683 году янычары начинают комплектоваться также из мусульман.

Известно, что Польша копировала турецкую армейскую систему. В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части. Король Август II создал свою личную янычарскую гвардию.

Вооружение и форма христианских янычар полностью копировала турецкие образцы, в том числе войсковые барабаны были турецкого образца, при этом отличались цветом.

Янычары Османской империи имели ряд привилегий, с XVI в. получили право жениться, заниматься торговлей и ремеслами в свободное от службы время. Янычары получали жалованье от султанов, подарки, а их командиры выдвигались на высшие военные и административные должности империи. Гарнизоны янычар находились не только в Стамбуле, но и во всех крупных городах Турецкой империи. С XVI в. их служба становится наследственной, и они превращаются в замкнутую военную касту. Будучи султанской гвардией янычары стали политической силой и часто вмешивались в политические интриги, свергая ненужных и возводя на трон нужных им султанов.

Янычары жили в особых кварталах, часто восставали, устраивали бунты и пожары, свергали и даже убивали султанов. Их влияние приобрело столь опасные масштабы, что в 1826 году султан Махмуд II разгромил и полностью уничтожил янычар.

Янычары Османской империи

Янычары были известны как мужественные воины, которые бросались на врага, не жалея своей жизни. Именно их атака часто решала судьбу битвы. Не зря их образно называли «львами ислама».

Использовали ли запорожцы ненормативную лексику в письме турецкому султану?

Письмо запорожцев турецкому султану – оскорбительный ответ запорожских казаков, написанный османскому султану (вероятно, Мехмеду IV) в ответ на его ультиматум: прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. Существует предание, что, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Запорожцы якобы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря».

По легенде, письмо написано в XVII веке, когда в среде запорожского казачества и на Украине была развита традиция таких писем. Оригинал письма не сохранился, однако известно несколько вариантов текста этого письма, одни из которых изобилуют матерными словами.

Исторические источники приводят такой текст письма турецкого султана к казакам.

«Предложение Мехмеда IV:

Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Султан турецкий Мехмед IV».

Самый известный вариант ответа запорожцев Магомету IV в переводе на русский язык выглядит следующим образом:

«Запорожские казаки – турецкому султану!

Ты, султан, черт турецкий, и проклятого черта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к черту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьешь. Черт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землей и водой будем биться с тобой, распрое… твою мать.

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего х… крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещеный лоб, мать твою ….

Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в жопу нас!

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским».

Письмо это, изобилующее ненормативной лексикой, приводит популярная энциклопедия Википедия.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Художник Илья Репин

Атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, описана в известной картине Ильи Репина «Запорожцы» (чаще называют: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).

Интересно, что в Краснодаре на пересечении улиц Горького и Красной в 2008 году установлен памятник «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (скульптор Валерий Пчелин).

Из книги Боевая Машина: Руководство По Самозащите - 3 автора Тарас Анатолий Ефимович

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ Анатолий Ефимович Тарас родился в 1944 году, в семье кадрового офицера советской военной разведки. В 1963-66 гг. служил в отдельном разведывательно-диверсионном батальоне 7-й танковой армии. В 1967-75 гг. участвовал в 11 операциях, проводившихся

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Судак. Путешествия по историческим местам автора Тимиргазин Алексей Дагитович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Старые песни о главном Название музыкального телефильма (режиссер Дмитрий Фикс), показанного в ночь на 1 января 1996 г. по 1-му каналу ТВ России. Авторы проекта - Леонид Геннадьевич Парфенов (р. 1960) и Константин Львович Эрнст (р. 1961).Возможно, первоисточником послужила песня

Из книги Семейный вопрос в России. Том I автора Розанов Василий Васильевич

О непорочной семье и ее главном условии

Из книги Искусство вождения автомобиля [с иллюстрациями] автора Трейбал Зденек

О НЕПОРОЧНОЙ СЕМЬЕ И ЕЕ ГЛАВНОМ УСЛОВИИ

Из книги Краткий словарь алкогольных терминов автора Погарский Михаил Валентинович

I. Коротко об автомобиле Хороший водитель управляет автомобилем почти автоматически. На зрительные и слуховые раздражения он реагирует соответствующими действиями, по большей части не сознавая их причин. Если вдруг из боковой улицы выйдет кто-нибудь, водитель тормозит

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

Никогда не забывайте о главном Я искренне верю, что своим литературным трудом вы сможете заработать достаточно денег, но просто обязан предупредить, что может случиться и так, что несколько лет вашей жизни будут очень трудными. В некоторые моменты вы даже станете думать,

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

КОРОТКО О РАЗНОМ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДРИБЛИНГ При вялом клеве опытные мастера-рыболовы нередко применяют так называемый дриблинг, когда приманка мелко-мелко дрожит в течение 5-10 сек. у самого дна, привлекая рыбу, находящуюся в нескольких метрах от лунки. Поклевка обычно

Из книги автора

КОРОТКО О РАЗНОМ АРОМАТЫ ДЛЯ ФОРЕЛИ В рыбалке, как и в любом другом хобби, нет предела для повышения своего мастерства. Одним из слагаемых успеха при этом является применение современных приманок, разработанных с учетом последних достижений науки. Многие рыболовные

Из книги автора

КОРОТКО О РАЗНОМ НА ПОДВОДНЫХ БРОВКАХ Многие как хищные, так и нехищные рыбы предпочитают добывать себе пропитание на различного рода подводных бровках. Поэтому, чтобы добиться хороших результатов в ловле, нужно тщательно изучать эти места.Иногда некоторые виды хищных

Из книги автора

КОРОТКО О РАЗНОМ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЛЕСНЫ В чем секрет уловистости колеблющихся блесен, изготовленных из двух пластинок разных металлов?Такие приманки принято называть биметаллическими. Особенность их заключается в том, что разнородные составные части блесны в этом

Из книги автора

Совсем коротко… Паскаль заявил однажды: только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать. Что ж, для автора-профессионала это только повод вернуться и переписать задуманное, на то он и профи, а для новичка это толчок к малодушию и