Великое переселение народов и образование Варварских государств. Варварские государства Образование варварских королевств в европе

§ 8. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе

Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гра­нью между историей Древнего мира и Средних веков, или Средневековья. По поводу времени окончания Средних веков среди историков нет единого мнения. Большинство из них полагают, что оно закончилось в конце XV в. после открытия европейцами Америки, но есть и другие точки зрения (на­пример, середина XVII в.). Ученые также спорят: можно ли применять термин «Средневековье» ко всем регионам Земно­го шара или же только к Западной Европе?

Средневековье делят на три этапа - раннее (V в. - середина IX в.), зрелое (конец IX в. - конец XIII в.) и позднее (начало XIV в. - конец XV в.).

Причины падения Западной Римской империи

Гибель империи связана с вторжениями на ее территорию варвар­ских племен. Варварами римляне называли тех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре.

В Центральной Европе обитали воинственные племена гер­манцев. Поначалу римлянам удавалось отражать их набеги. В конце IV в. к германцам в нападениях присоединился ряд Других варварских народов. К этому времени многие племе­на варваров в своем развитии подошли к складыванию госу­дарственности. Они объединяются в союзы во главе с вождя­ми - герцогами, королями. Численность племен росла, им было трудно прокормиться на своих землях. Все народы на подобном этапе развития становятся очень воинственными, стремятся к обогащению за счет других. Варваров привлека­ли города, плодородные поля, тучные пастбища империи. Тысячи людей с семьями, скотом, имуществом стали сни­маться со своих мест и переходить на римские земли. Нача­лось Великое переселение народов.


Римская империя оказалась легкой добычей для варваров. Как известно, она разделилась на две части, внутри которых, особенно на западе, было мало единства. Империю сотрясали восстания; люди, страдающие от огромных налогов и произ­вола чиновников, нередко ждали прихода варваров как осво­бодителей. В составе ополчений варваров сражались все взрос­лые мужчины племени, а противостояли им сравнительно небольшие отряды римских воинов-профессионалов.

Многих варваров в походах вдохновляли и религиозные мотивы. В их среду еще до начала Великого переселения ста­ло проникать христианство. Самое воинственное германское племя готов было крещено в результате проповедей еписко­па Ульфилы (он был готом, долго прожил в империи и пере­вел Библию на готский язык). Однако для варваров догмат о Троице был непонятен. Поэтому многие из них приняли хри­стианство в форме учения священника Ария. На Никейском соборе 325 г. это учение (арианство) было признано ересью (отступлением от догматов христианской веры), Ариане от­рицали троичность Бога, считая, что Бог един, а Иисус Хри­стос не единосущен Богу Отцу, а лишь подобосущен Ему. Ульфила проповедовал именно арианство. Арианами стали также вандалы, бургунды, лангобарды и ряд других племен. Большую часть жителей империи ариане считали еретиками и с воодушевлением воевали с ними.

Образование варварских королевств

Еще в 410 г. вестго­ты (западные готы) под предводительством короля Алари - ха взяли Рим. Вскоре для поселения вестготов западный им­ператор предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г. по­явилось первое варварское Вестготское королевство. Вестго­ты захватили другие территории в Галлии и Испании.

Еще раньше через Галлию и Испанию в Северную Африку прошли племена вандалов и аланов. В Африке возникло Вандальско-Аланское королевство. В 455 г. вандалы совер­шили морской набег на Рим, подвергнув его разгрому. В те же годы германские племена англов, саксов и ютов начали вторжение в Британию. Они разгромили существовавшие на острове после ухода римских войск королевства кельтов и образовали семь англо-саксонских королевств. В Галлии к востоку от вестготов свое королевство создали бургунды. Варвары хозяйничали и в Ита­лии. Римское войско здесь почти полностью состояло из варва­ров, вожди которых фактически правили от имени императоров. В 476 г. один из таких вождей - Одоакр низложил западного императора, а его корону ото­слал в Константинополь. Формально верховным правителем варварских королевств теперь считался восточный император, однако реальной власти он не имел. Что же касается Одоакра, то он провозгласил себя королем Италии. Вскоре в Италию вторг­лись племена остготов (восточ­ных готов) под предводитель­ством короля Теодориха (Убив Одоакра, ост­готы создали здесь свое королевство.

Тогда же сложилось и Франкское королевство. В 486 г. король салических (приморских) франков Хлодвиг возгла­вил их поход на Северную Галлию. Позже франки подчини­ли себе ряд племен германцев - алеманов, тюрингов, побе­дили вестготов и захватили Южную Галлию.

Готы, бургунды и другие племена германцев забирали у жителей Римской империи значительную часть земель. Фран­ки, в отличие от них, почти не отнимали земли у местных жителей, а делили между собой пустующие бывшие владе­ния императора. Поэтому галло-римское население относи­лось к франкам более дружелюбно, чем к другим варварам. Кроме того, франки приняли христианство в ортодоксальной форме, которой придерживались жители Галлии, а не в фор­ме арианства, как другие германцы. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. По этим причи­нам из всех варварских королевств Франкское оказалось са­мым устойчивым.


Варварские правды

О жизни варварских королевств мож­но многое узнать из записей их законов V - IX вв. Эти зако­ны получили название варварские правды.

Варварские правды являлись записями обычного права (закрепляем традиции, обычаи, правила поведения), но, безусловно, они испытали и влияние римского права.

В варварских правдах определялись наказания за различ­ные преступления, порядок проведения суда и т. д. В каче­стве особых категорий населения выделялись король и знать, свободные полноправные члены общества. Законы по отно­шению к зависимым людям и рабам были более строгие.

Наиболее известным документом является «Салическая правда», созданная по указу короля Хлодвига примерно в 500 г. Согласно этим законам за убийство знатного человека (графа) полагалось заплатить вергельд (штраф) в размере 600 солидов, свободного человека - 200, зависимого - 100; за убийство раба его владельцу выплачивалось 30 солидов. «Са­лическая правда» свидетельствует, что франки жили общи­нами, которые являлись собственниками земель. Леса, паст­бища, водоемы находились в совместном владении, а пахот­ные участки - во владении отдельных семей. Продавать эти участки было нельзя, однако наметился процесс превраще­ния участков в семейную собственность.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Укажите хронологические рамки Средневековья и его этапов.

2. В чем состояла причина гибели Западной Римской империи?

3. Какие варварские королевства возникли в Западной Европе? Покажите их на карте.

4. В чем состояли причины религиозных противоречий между вар­варами и жителями Римской империи?

5. Почему Франкское королевство оказалось самым прочным из варварских государств?

6. Что мы можем узнать о жизни Франкского королевства на осно­вании «Салической правды»?

Документ

Из «Истории франков» епископа Григория Турского

И вот король Хлодвиг сказал своим: «Очень мне неприятно, что эти ариане владеют частью Галлии. Пойдем с помощью Божией и, одолев их, возьмем землю под власть нашу». Так как речь эта пришлась всем по сердцу, собрав войско, он двинулся к Пуатье. <...> И так как часть вра­гов проходила через Турскую территорию, издал... распоряжение, чтобы не брали из области той ничего, кроме травы и воды. Но вот один из вой­ска, разыскав сено некоего бедняка, сказал: «Не распорядился ли ко­роль брать только травы и ничего другого? Это же как раз и есть трава.

Не нарушим поэтому его предписания, если возьмем ее». И взял силою у бедняка его сено.

Дошел слух об этом поступке до короля, и он тотчас же поразил на­званного мечом. <...> И этого было достаточно, чтобы войско ничего более в этой стране не брало...

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

Какие причины завоевания Галлии называл Хлодвиг?

Почему он убил воина? Чему способствовало это наказание?

К "варварам" римляне относились как к грабителям и разрушителям, но на самом делœе большинство из них хотели просто посœелиться в пределах Римской империи и пользоваться благами цивилизации, о которых они знали только понаслышке. По этой причине после определœенного периода нестабильности каждое из базовых племен завоевателœей начало осваивать свою часть империи – то ли в силу того, что именно она им нравилась, то ли потому, что их вытесняли туда другие завоеватели.

Вандалы, перейдя Рейн в 407 году, прошли по Франции и Испании, затем в 429 году переправились через Гибралтарский пролив и в 439 году захватили Карфаген. Οʜᴎ стали хозяевами почти всœего северного побережья Африки от Гибралтарского пролива до границ Египта. Далее они обратили взор на море и заняли Сицилию, Корсику и Сардинию. В 455 году они разграбили Рим, оставив разрушений даже больше, чем готы сорок пять лет назад. Воцарение их в Северной Африке нанесло церкви огромный урон. Οʜᴎ были арианами и преследовали как ортодоксальных христиан, так и донатистов. Затем, после почти целого века правления вандалов, эта территория была захвачена Велисарием, военачальником Византийской империи. Эта империя со столицей в Константинополе переживала тогда краткий всплеск величия под руководством императора Юстиниана I, мечтавшего о возрождении былой славы империи. Завоеватели с Востока, которых в Северной Африке называли "греками", проповедовали иную форму христианства, которая хотя в общих чертах согласовывалась с представлениями западных католиков, тем не менее явно расходилась с ними в плане культурных традиций и повсœедневных обычаев. В результате к моменту завоевания этой территории мусульманами в конце VII века христианство там было расколотым и в конце концов исчезло.

Вестготы (еще одно племя варваров) в 378 году в битве при Адрианополе разгромили римлян, затем перешли Балканы и в 410 году захватили Рим. К 415 году они были уже в Испании и правили этой страной, пока их в свою очередь в начале VIII века не покорили мусульмане. Политическая история этого королевства была бурной. Лишь пятнадцать из тридцати четырех королей умерли своей смертью или погибли на поле боя. Остальные были либо убиты, либо свергнуты. Οʜᴎ тоже были арианами, но не преследовали ортодоксальных христиан, как вандалы. Примерно через два века после завоевания стало ясно, что хранителями культурных ценностей были покоренные коренные жители и что для достижения хоть какой-то стабильности требовалось их участие. Это привело к обращению вестготского короля Рекареда (586-601) в никейскую веру, которую он торжественно провозгласил на соборе в Толедо в 589 году. Вслед за королем ортодоксальную веру принило большинство знати, и арианство вскоре исчезло.

Выдающимся христианским деятелœем вестготского королевства был Исидор Севильский, ученый, стремившийся по мере возможности сохранить прежние культурные ценности. Его труд "Этимологии" – подлинная энциклопедия знаний того времени, причем не только в религиозных вопросах, но и в области астрономии, медицины, сельского хозяйства и так далее. Эти двадцать книг представляют из себятипичный, хотя и один из лучших, образец литературы той эпохи – Исидор лишь собрал и систематизировал мудрость прошлого, высказав очень немного оригинальных мыслей. Тем не менее именно благодаря сочинœениям таких людей, как Исидор, средневековье узнавало о великолепии и мудрости древности.

После обращения Рекареда церковь начала играть в вестготском королевстве законодательную роль. Это привело к установлению определœенного порядка, хотя, читая решения ее соборов, нельзя не поражаться царившим тогда несправедливости и неравенству. К примеру, в 633 году собор в Голедо постановил, что священники могут вступать в брак только с разрешения епископов и что в случае непослушания на священника "на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время налагается епитимья", а жену его забирает и продает епископ.

Крещение Хлодвига. Справа Клотильда благодарит Бога за обращение мужа. С рисунка XV века. Собор в Реймсе.

Подобного рода меры принимались и в отношении иудеев. Тот же собор – на котором председательствовал Исидор Севильский, самый просвещенный человек той эпохи, – постановил, что иудеев не следует насильно обращать в христианство, но что обращенным насильно раньше нельзя позволять возвращаться к вере предков, ибо это было бы богохульством. Более того, таким обращенным запрещалось иметь дело с евреями, сохраняющими свою старую веру, даже если они были близкими родственниками. А если кто-то из них уличался в соблюдении своих традиционных обрядов, в частности в "мерзостном обрезании", детей у них надлежало отобрать. В случае если выяснялось, что иудей женат на христианке, перед ним ставился выбор: обращение или отказ от жены и детей. В случае если же от обращения отказывалась жена-иудейка, она должна была оставить детей отцу.

Даже после обращения Рекареда и несмотря на всœе усилия церкви, политическая обстановка в вестготском королевстве оставалось нестабильной и характеризовалась произволом и насилием. Король Рицесвинт (649-672), к примеру, убил семьсот своих противников, а их жен и детей раздал друзьям. В итоге при короле Родерихе (710-711) в Испанию вторглись мусульмане, положившие конец правлению вестготов. Но к тому времени христианство настолько укоренилось в стране, что стало объединяющим началом в долгой борьбе за освобождение полуострова от мавров-мусульман.

Галлия в течение большей части V века была поделœена между бургундами, исповедовавшими арианство, и франками, остававшимися язычниками. Но бургунды не преследовали католиков, как вандалы в Северной Африке. Более того, они подражали их обычаям, и вскоре многие бургунды приняли никейскую веру своих подданных. В 516 году король Сигизмунд признал учение о Троице, и вскоре его примеру последовали остальные.

Франки (чья территория в конце концов стала называться "Францией") сначала являли собой непрочный конгломерат независимых племен, но затем усилиями династии Меровингов было достигнуто определœенное единство. Хлодвиг, внук основателя династии Меровея и наиболее видный ее представитель, женился на христианке – племяннице короля бургундов и накануне одной из битв дал обещание, что обратится в христианство, в случае если Бог его жены даст ему победу. В результате на Рождество 496 года он принял крещение вместе со многими другими знатными людьми. Вслед за этим окрестились большинство франков.

В 534 году франки покорили бургундов и объединили под своей властью всю территорию. Но последующие Меровинги были слабыми правителями, и к VII веку власть фактически перешла в руки майордомов, то есть "управляющих двором", выполнявших по сути функции премьер-министров. Один из них, Карл Мартелл (что значит "молот"), встал во главе Франкского войска в войне с мусульманами, которые захватили Испанию, перешли Пиренеи и начали угрожать самому сердцу Европы. Он разгромил их в битве при Пуатье в 732 году. К тому времени он по сути дела был уже королем, но не претендовал на данный титул. При этом его сын Пипин Короткий решил, что пришло время избавиться от ни на что не годного короля Хильдерика III, получившего прозвище Глупый. С согласия папы Захарии он принудил Хильдерика к отречению и монашеству. Далее он был помазан королем епископом Бонифацием, действовавшим по указаниям папы. Это имело огромные последствия для всœей дальнейшей истории христианства, ибо сын Пипина Карл Великий стал величайшим правителœем раннего средневековья, который стремился реформировать церковь и которого в сан императора возвел папа.

Европа в период после нашествий.

В ходе всœех этих перипетий церковь далеко не всœегда была на высоте. При таких сильных правителях, как Хлодвиг, руководители церкви поддерживали короля и повиновались ему. Для королей вскоре стало привычным самим решать, кто и где должен занять должность епископа. Это можно понять, учитывая, что во владение епископа передавались значительные земельные владения, а сам он становился феодальным сеньором. Вскоре после коронации Пипина Бонифаций пожаловался папе, что франкская церковь по сути оказалась в руках мирских землевладельцев, что многие епископы ведут себя как феодалы, а не как пастыри, и что во франкском государстве не прислушиваются к призывам созвать собор епископов для наведения порядка в жизни церкви и для ее обновления. Такое положение дел сохранялось до эпохи Карла Великого.

В Британии римская власть никогда не распространялась на всю ее территорию. Император Адриан возвел вал, отделявший южную часть острова, принадлежавшую Римской империи, от северной части, где жили сохранявшие независимость пикты и скотты. Когда угрозе подверглись римские владения на континœенте, войска ушли из Британии, и вместе с ними остров покинули многие его жители. Тех, кто там остались, быстро покорили англы и саксы, основавшие семь государственных образований: Кент, Эссекс, Суссекс, Восточную Англию, Уэссекс, Нортумбрию и Мерсию. Все завоеватели были язычниками, но среди коренных жителœей оставалось много людей, сохранявших христианскую веру, полученную при римской власти.

Ирландия никогда не была частью Римской империи, но христианство получило там распространение еще до падения империи. Скорее всœего, оно проникало туда разными путями, но основная заслуга обычно приписывается святому Патрику. Еще юношей Патрик попал в плен к ирландским разбойникам и стал рабом в Ирландии. После смелого побега и многих других приключений он получил видение, в котором призывался нести Благую Весть своим бывшим угнетателям. Вернувшись в Ирландию, он столкнулся со многими опасностями, но проповедовал успешно, и люди приходили креститься толпами. Вскоре появились монастыри, а изучение древности стало одним из самых привлекательных занятий. Ирландия оставалась в стороне от нашествий, которые потрясали Европу, в связи с этим ее монастыри стали одним из базовых источников для возвращения того, что было утеряно в ходе этих перипетий.

Затем ирландцы начали посылать проповедников в другие страны, прежде всœего в Шотландию. Наиболее известным из них был монах Коломба, который примерно в 563 году обосновался со своими двенадцатью товарищами на небольшом острове Айона. Основанный ими монастырь стал центром христианского служения в Шотландии, где вскоре появились другие общины, созданные по образцу монастыря на острове Айона. Впоследствии их деятельность по распространению христианского учения охватила юг, то есть территории, принадлежавшие англам и саксам.

По не совсœем понятным причинам между христианами в Шотландии и Ирландии и христианами на бывших территориях Римской империи возник ряд разногласий. Церкви в Шотландии и Ирландии признавали авторитет не епископов, а руководителœей монашеских общин. Вместе с тем, они расходились в определœении даты Пасхи и в том, как нужно совершать некоторые обряды.

В Британии всœегда существовала еще одна форма христианства, которую сохраняли те, кто придерживался традиций времен Римской империи, но особое значение она приобрела после того, как христиане на континœенте начали интересоваться Британией. Биограф Григория Великого, к которому мы вернемся ниже в этой главе, записал эпизод, когда юный Григорий увидел группу светловолосых молодых людей, которых привезли в Рим для продажи в рабство.

– Кто эти юноши по национальности? – спросил Григорий.

– Это англы, – ответили ему.

– Οʜᴎ действительно ангелы – у них такие лица. Где их страна? – В Дейре.

– Οʜᴎ и вправду призваны de irа (от гнева) к Божьей милости. Кто ими правит?

– Аллилуйя! Да прославится имя Божье в этой земле.

Такой диалог, вероятно, никогда не происходил. Но совершенно очевидно, что Григорий интересовался землей англов и, по-видимому, намеревался отправиться туда для насаждения христианства. В 590 году он стал папой и девять лет спустя послал к англам группу для благовествования во главе с Августином, монахом из того же монастыря, к которому он когда-то принадлежал сам. Столкнувшись с серьезными трудностями, Августин и его товарищи решили было отказаться от задуманного. Но Григорий не захотел ничего слушать, и они были вынуждены продолжить путь. Наконец они прибыли в Кент, король которого Этельберт был женат на христианке. Поначалу они не добились больших успехов. Нов конце концов Этельберт обратился в христианство, и его примеру последовало большинство подданных. Далее Августин стал первым архиепископом Кентербери (столицы Кента). В свою очередь христианскими становились и другие королевства, а Кентербери превратился в духовную столицу всœей Англии.

Но вскоре между последователями этой формы христианства и сторонниками шотландско-ирландской традиции начались конфликты. В Нортумбрии конфликт принял серьезный характер, так как король там следовал шотландско-ирландским обычаям, а королева – римским. Поскольку Пасха приходилась на разное время, получалось так, что когда один из них постился, другой праздновал. Для решения возникших разногласий в 663 году собрался синод в Уитби. Сторонники шотландско-ирландской формы христианства твердо стояли на своих позициях и заявляли, что предание получено ими от Коломба. Римские миссионеры и их последователи отвечали, что предание святого Петра выше предания Коломбы, ибо апостол получил ключи Царства. Рассказывают, что, услышав это, король спросил защитников шотландско-ирландской позиции:

– Правду ли говорят ваши противники, что ключи Царства у святого Петра?

– Конечно, – ответили они.

– Тогда дальнейшие споры бессмысленны. Я буду повиноваться Петру. Иначе, когда я приду на небо, Петр может закрыть двери и не впустить меня.

В результате синод в Уитби принял решение в пользу сторонников европейского христианского предания, а не шотландско-ирландского. Подобные решения были приняты и в других местах Британских островов. Но причиной тому стали не наивные представления правителœей, как может показаться из эпизода в Уитби. Это было почти неизбежным следствием давления и возросшего престижа остальной части западного христианского мира, стремившейся к единству церкви.

Ирландские проповедники странствовали по Европе, используя любую возможность для благовествования.

В Италии в результате нашествий варваров воцарился хаос. Хотя фактически императоры в Риме оставались до 476 года, по сути они были просто марионетками различных германских полководцев. Наконец, в 476 году Одоакр, предводитель херусков, низложил последнего императора Ромула Августула и написал Зенону, императору в Константинополе, что теперь империя воссоединилась. Сначала Зенону это польстило, и он даже возвел Одоакра в ранг "патриция". Но вскоре начались конфликты, и император решил разделаться с херусками. С этой целью он предложил остготам завоевать Италию. Οʜᴎ так и сделали, и какое-то время Италия оставалась под властью остготов.

Но остготы были арианами, и коренное населœение Италии, придерживавшееся никейской веры, искало поддержки в Константинополе. Это вызвало у правителœей подозрение, что их подданные замышляют заговор.
Размещено на реф.рф
По этой причине ортодоксальные христиане подвергались преследованиям, причем чаще всœего не по религиозным мотивам, а по подозрению в заговоре. Именно по этой причинœе король Теодорих бросил в тюрьму Боэция, просвещеннейшего человека той эпохи. В тюрьме он написал свою самую известную работу "Утешение философией". В 524 году его казнили вместе с тестем Симмахом. Два года спустя в тюрьме умер папа Иоанн. Церковь признала Боэция, Симмаха и Иоанна мучениками, в связи с этим напряженность в отношениях между коренным населœением и остготами возрастала. Затем, когда Византийская империя под руководством императора Юстиниана обрела на короткое время былое величие, полководец Юстиниана Велисарий вторгся в Италию, и после военной кампании, продолжавшейся двадцать лет, владычеству остготов был положен конец.

Но в 568 году в Северную Италию вторглись лангобарды, и мир на полуострове был в очередной раз нарушен борьбой между лангобардами и византийцами. Когда Константинополь начал терять влияние, приобретенное при Юстиниане, возникла опасность, что лангобарды захватят весь полуостров. По этой причине к серединœе VIII века папы, поняв, что от Константинœеполя особой помощи ждать не приходится, обратили свои взгляды на север.
Размещено на реф.рф
И менно так возник союз между папством и франкским королевством, который в конечном счете привел к провозглашению Карла Великого императором Запада.

Короче говоря, между V и VIII веками Западная Европа неоднократно подвергалась нашествиям, гибла сложившаяся цивилизация, а многие знания древних оказались утерянными. С завоевателями вернулись и, казалось бы, оставшиеся в прошлом язычество и арианство. В конечном счете язычники и ариане обратились в веру завоеванных ими народов, то есть в никей-скую веру, которую называют также "ортодоксальной" или "кафолической". В том, как происходило это обращение, а также в сохранении древней мудрости особую роль сыграли два института – монашество и папство, на которых мы сейчас остановимся подробнее.

Причины переселения

План.

Великое переселение народов.

Лекция 2.

1. Определение понятия «великое переселение народов». Хронологические рамки.

1.Определение понятия «великое переселение народов». Хронологические рамки. Великое переселение народов. Что это за процесс? Почему эти миграции были направлены в Западную Европу? Какова диалектика разрушительного и созидательного в исторической миссии Великого переселения? Каков этнический ландшафт варварства этой эпохи? Как в бурных волнах миграций рождались и умирали названия народов? Почему в лабиринте переселения именно германцы стали "нитью Ариадны"? Какие "ловушки" подстерегают исследователя на пути от Тевтобурга до Адрианополя? Почему не все варварские "королевства", перевернув страницу античности, вошли в средневековье? Наконец, каковы особенности престижа "варварства" в этих "королевствах"?

Уже первое приближение к этим вопросам выявляет непродуктивность традиционного подхода к интерпретации Великого переселения народов: как перехода от античности к средневековью. Традиционный подход ограничивает возможности исследования этой переходной эпохи.

Принято считать, что эпоху Переселений открывает появление гуннов в Северном Причерноморье и вспыхнувший вскоре (375 г.) конфликт между ними и готами "Державы Эрманариха". Результатом этого столкновения явилась массовая миграция готов на запад, а затем переселение их в 376 г. в Римскую империю. Основная слабость подобного определения "начала" переселения заключается в локальном подходе к процессу, охватившему буквально всю территорию Европы, отдельные регионы Азии и Северную Африку.

Традиционная парадигма сводит Великое переселение лишь к миграционным процессам, разбойным набегам варваров, их вторжениям и походам. Роль экономического фактора, значение торговых контактов Барбарикума и Римской империи, юридических принципов взаимоотношений Рима и варварского племенного мира, правового статуса варваров на разных этапах Переселения и этнической эволюции самих варваров учитываются пока недостаточно. Самоочевидно, что без выделения Великого переселения в целостную историческую эпоху ход его дальнейших исследований обречен. Европейская "модель" Великого переселения народов - это не только конец античности и начало средневековья (что само собой разумеется); это прежде всего самостоятельный и достаточно продолжительный переходный этап между античностью и средневековьем.

Системное изучение Великого переселения народов позволяет определить его как особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не античность, но еще не средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определенной территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигла своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров. явилось зарождение нового типа цивилизации.



Великое переселение народов как временной "зазор" между античностью и средневековьем делится на три этапа: первый (II-IV вв.), "германский" – охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения; второй (IV – V) "гуннский" - между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунскнх полях: третий этап (VI-VII вв.), "славянский" - связан с передвижением в Восточной;. Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племен. Этапы Переселеня отличаются этническим составом участников Переселения, позицией мигрирующих племен, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.

III. "Варварские королевства" в римском контексте

Варварские "королевства" этого времени были эфемерными образованиями в составе трансформирующегося государства - Западной Римской империи. Территориальная экспансия франков, бургундов, везеготов, а также саксов, окончательно утвердившихся в Британии, ускорила трансформацию Западной империи.

Итак, в 476 г. Западная империя прекратила свое существование. Верховным правителем Запада стал византийский император, его власть в Италии представлял командующий германскими наемниками скир Одоакр. Он раздал землю варварам-наемникам, предоставив им одну треть владений италийцев. Трансформация Западной империи и ее крушение вносили некоторые коррективы в правила поселения варваров-германцев и механизмы образования на ее территории новых "варварских королевств".

Пока нет единого понимания природы этих рыхлых и слабо организованных политических образований. Обретение "варварскими королевствами" легитимного статуса имело уже длительную традицию. Начало "королевства" составляла политико-юридическая санкция Равенной власти варварским конунгам на определенные территории. Империя передавала им права на управление и реализацию военных функций на этой территории, оставляя сферу производства, в основном, коренным жителям. Представление земель для поселения предполагало предварительное получение варварами и определенного социального статуса федератов. Варвары, таким образом, монополизировали военное дело, что давало им некую гарантию благополучного проживания в Римской империи. Парадокс, однако, состоит в том, что местное население было также заинтересовано в соблюдении подобных правил расселения варваров. Ни о каких волнениях, связанных с появлением новых властителей, источники не сообщают. Скорее всего их просто не было. После заключения соглашений о поселении варваров на определенной территории, проживающее там население становилось жителями так называемых "варварских королевств", продолжая осознавать себя римлянами. Для варваров-германцев эти римляне выступали всего лишь в роли племен, ритуальных владельцев землей. Император, передающий права на эту землю, воспринимался ими как предводитель, глава большого союза племен - Римской империи. Сам факт участия в этом процессе императора укреплял авторитет германских конунгов, поднимая новых властителей на необходимую ступень традиционной римской системы ценностей. Местное население рассматривало варваров-германцев и как завоевателей, и как законных представителей императора. В глазах римлян эти "королевства" являлись территориально-административными единицами в составе Западной империи.

Но по существу "варварские королевства" были разрозненными племенными объединениями, которые опирались не на территориальную организацию, а на систему межличностных и межплеменных связей. Авторитет первых "варварских королевств" основывался в значительной мере на магическом ореоле племени и на личных качествах предводителей. "Варварские королевства" не были самодостаточными образованиями. Их внутренняя слабость компенсировалась внешней экспансией. Санкционированные Западной империей Вандальское, Вестготское, Свевское и Бургундское "королевства" складывались в рамках Римской державы. Власть варваров в отдельных областях, исключая Северную Африку, не была узурпирована. Она передавалась им самой Империей. Происходило расчленение Западной империи на отдельные области. Они передавались во владение племенной элиты. При этом допускалась возможность "разделения" социальных функций самой власти. Существование подобной практики, конечно же, никоим образом не способствовало сохранению стабильности внутри Империи.

Таким образом, с появлением гуннов в Европе племенной мир Барбарикума был втянут в новый виток переселений. Путь создания в рейнском и дунайском пограничье полосы "буферных" варварских государств был прерван. В ходе передвижений происходит деление племен с одновременной их консолидацией в полиэтничные образования - "большие" племена. Их переселение и расселение на римской земле в значительной степени Империей контролируется. В пределах трансформирующегося римского государства создаются эфемерные политические образования так называемые "варварские королевства". Варвары-мигранты окончательно утрачивают генетическую связь с Барбарикумом.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ.

ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ ГОСУДАРСТВ .
П Л А Н

Введение

2.Германский этап

3. Гуннский этап

4. Образование варварских королевств.

5. Славянский этап великих миграций.

Заключение

Приложение (карты, схемы, таблицы, хронология этапов)

Литература

Введение

Актуальность темы заключается в том, что периоды великих миграций в истории цивилизации встречаются достаточно часто и оказывают колоссальное влияние на само состояние культуры, развитие государственности, менталитет новых формирующихся под воздействием миграций сообществ и наций. В наше время мы переживаем такой же по объему миграции период и наблюдаем связанные с ним проблемы практически во всех развитых странах мира, в т.ч. в России. Великое переселение народов 2-7вв. положило конец эпохе древнего мира и начало Средневековой цивилизации. Семь столетий Переселения определили тенденции дальнейшего развития Европы, дали мощный импульс рождению новых народов, новых государств, новых языков, новой социально-психологической и духовной атмосферы, морали и нравственности.
Эти процессы нашли отражение практически во всех исторических источниках первого тысячелетия нашей эры, дошедших до нас. Наиболее интересными являются работы, ссылки на которые представлены в данном реферате:

ИСТОЧНИКИ (описание истории варварских племен):

Римские - Гай Юлий Цезарь , «Записки о галльской войне», 1 в. до н.э.

Корнелий Тацит , «История», «Анналы», «Германия», 1 в.н.э..

Плиний , «Естественная история», 1-2 вв. н.э.

Иосиф Флавий 1 – 2 вв. н.э. (о раннем христианстве)

Сальвиан , 5 в. «О бегстве римлян к варварам». Проповедник и писатель.

Северин Боэций , 5-6вв. Римский гос. деятель, советник готского короля

Теодориха Великого, великий философ.

Амвросий Медиоланский , 4в., история гуннов.

Кассиодор , 6в. «История готов»

Германские – Иордан, 6 в.н.э. «О происхождении и истории готов». Остготский

историк. Историк гуннов.

Византийские - Прокопий Кесарийский , историк 6 в., «История войн Юстиниана»,

«Тайная история».

- франкские- епископ Григорий Турский , 6в., «История франков».

Павел Диакон , историк 8в, «История лангобардов».

Методы исследования : сравнительно-сопоставительный анализ, причинно-следственные связи – детерминация событий, этнологические связи, графический анализ и метод информационных технологий - презентация темы в программе Power Point.

1. Великое переселение народов и его этническое пространство

С варварами всякий грек был и будет в вечной войне, ибо не что-либо изменчивое и временное, а непреложный закон природы заставляет их питать взаимную вражду.

Тит Ливий
Поднятое внезапным смятением варварство излило весь Север на тебя, Галлия. За воинственным ругом, в сопровождении гелона, следует свирепый гепид. Скира побуждает бургунд. Вторгся гунн, белонот, невр, бастарн, туринг, бруктер и франк, которого омывает своими волнами заросший камышами Никер. Скоро пал Герцинский лес, срубленный секирой на челны, и покрылся Рен судами. И уже наводящие ужас полчища Аттилы разлились по твоим полям белг.

Сидоний Аполлинарий

К началу Переселения западную и южную часть Европейского континента занимала античная цивилизация, существовавшая в государственных рамках Римской империи. В Центральной и Восточной Европе обитали, жившие догосударственным строем, германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские, и другие племена. На Европейском континенте Великое переселение ознаменовано движением германцев. Почти одновременно с ними из Азии в Европу хлынули многочисленные кочевнические племена и племенные объединения, вызвавшие значительные передвижения среди местных народов. Многие народы в поисках новых мест обитания и лёгкой наживы оставляли насиженные места и «пускались в те великие и сказочные странствия, которые положили начало образованию народов в древней и новой Европе». Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями, стала объектом устремлений варварских племён. Сначала это были германцы, которых сменили гунны, а позже авары и славяне. В ходе Великого переселения народов произошла гибель античной цивилизации и падение Римской империи. В её западной части сформировались «варварские королевства», созданные германцами. В восточной сложилась Византийская империя, смирившаяся с утерей значительной части своей территории к югу от Дуная, занятой славянами (и частью тюркоязычными болгарами). Германцы и славяне в ходе Переселения расселились на обширной территории от Британии, Галлии и Испании до Финского залива, Верхней Волги и Дона. Сформировалась новая средневековая цивилизация. Вследствие смешения латинизированного населения бывших римских провинций с варварами сформировались романские народы. Все это существенным образом сказалось на этнической карте Европы: многие народы исчезли с лица земли. Политическая и этническая карта Европы, сложившаяся после Великого переселения народов, в основном продолжает существовать до наших дней, ибо этнополитических метаморфоз, подобных Великому переселению народов, история Европы больше не знала. Системное изучение Великого переселения народов позволяет определить его как особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но ещё не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определённой территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров, явилось зарождение нового типа цивилизации.

Великое переселение народов как временной «зазор» между Античностью и Средневековьем делится на три этапа. Первый (II-IV вв.) – «германский» , охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения. Второй (IV-V вв.) – «гуннский» , между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях. Третий этап (VI-VII вв.) – «славянский» , связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племён. Этапы Переселения отличаются характером этнического состава участников Переселения, позицией мигрирующих племён, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.
«Великое переселение народов, как системный процесс взаимодействия Барбарикума и античной цивилизации, сформировало уникальное этническое пространство. Под этническим пространством подразумевается вся совокупность племён и народов, связанных с конкретным историческим явлением и его образом в истории. Этническое пространство, созданное Великим переселением, отличалось многослойностью. Оно представлено германскими, алано-сарматскими, тюркскими, славянскими, италийскими, кельтскими, рето-этрусскими, иберийскими, скифскими, синдо-меотскими, фракийскими, македонскими, иллирийскими, финно-угорскими, кавказскими, мидийскими, балтскими, греческими, малоазийскими, армянскими, семито-хамитскими и африканскими племенами. Среди них можно выделить племена-аборигены и пришлые, инертные и динамичные, племена и народы, населявшие земли Римской империи, её провинций, и племена пространства вне Рима – Бабрарикума, как его называют древние авторы - Barbaricum solum – это прежде всего пространство для передвижений варваров, причём непрерывных передвижений, т.е. миграции племен варваров» 1
2. Германский этап Великого переселения народов

Европа севернее Альп была занята тремя большими группами многолюдных племен: кельтами, германцами и славянами. Римляне раньше всех познакомились с кельтами, с племенами галлов, которые когда-то даже захватили весь Рим, кроме Капитолия. На запад от Галлии - по ту сторону Рейна - за несколько веков до начала нашей эры расселялись пришедшие с севера многочисленные племена германцев. Их древняя родина - северное и южное побережья Балтийского моря, острова Балтики, два полуострова - Скандинавский и Ютландский. Их переселение связано с изменением климата в Европе. К началу нашей эры германцы занимали уже все пространство между реками Рейном, Одером и Дунаем. Дальше всех ушли племена готов. От балтийских берегов они добрались до приазовских и причерноморских степей. Там они покорили местное население - далеких потомков народа, называвшегося в древности скифами. Подчинились готам и те племена, которые ныне считаются предками восточных славян. Германцы очень любили охотиться в своих густых и богатых дичью лесах. Но они неплохо знали и земледелие - выращивали ячмень, просо, пшеницу, лен. Самым большим богатством германцев, однако, считался скот - особенно быки, коровы и, конечно, лошади. Кочевниками германцы не были - они жили хуторами и маленькими деревнями, строили себе деревянные «длинные дома». «Длинные» потому, что если скот - богатство, то и жилые помещения и стойла для животных нужно объединить в одном доме.

"Длинный дом" древних германцев. Реконструкция

В каждом «длинном доме» жила одна большая семья. Несколько родственных между собой семей составляли род. Несколько родов - племя Племена иногда объединялись между собой в большие союзы, особенно когда дело шло к войне с общим врагом. Все взрослые мужчины - члены племени - были между собой равны. Каждый из них - свободный человек. Рабов у германцев совсем мало, а их положение намного легче, чем у римлян; то же относится и к полусвободным. Богачей и бедняков среди германцев не было. Племя каждому давало достаточно земли, но никто не мог ее ни продать, ни подарить кому бы то ни было. Важные вопросы решало племя на общем собрании, тинге, на которое все члены племени приходили с оружием, выслушивали старейшин и вождей, одобряли или отвергали то, что они предлагали. На тингах судили преступников, избирали старейшин. .

Всю эпоху с IV по VII в. называют временем Великого переселения народов. Действительно, тогда десятки племен покинули края, где они жили сотни лет, и отправились на завоевание новых земель. Карта всей Европы изменилась до неузнаваемости. Волны нашествий стерли с нее Западную Римскую империю, на месте которой возникли королевства германцев. Рухнул великий Рим и под его обломками - весь античный мир. Европа вступала в средневековье.

Карта Европы и пути миграции народов

Начало Великого переселения германских племен

Иордан повествует о продвижении готов на юг с территории южной Скандинавии во 2 в. до н. э. Переправившись через Вислу, они достигли местности, которую Иордан именует Ойум . Сходство в описании географических особенностей позволяет локализовать эту землю в части Белорусского Полесья . Остготы, отмежевавшиеся от основной части готов, осев в 3 в. н. э. в причерноморских степях, между Днепром и Доном, частично в Крыму, создают в 4 в. н. э. мощный племенной союз, во главе с Германарихом, просуществовавшим до 376 г. – времени набегов гуннов, разрушивших его.
В III в. германские племена то и дело прорывали укрепленную границу Римской империи. С невероятными усилиями римским войскам удавалось выбивать варваров обратно. И хотя часть пограничных земель пришлось оставить, империя держалась. Настоящая катастрофа началась с появлением в Европе кочевых племен гуннов. По неведомым причинам они покинули азиатские степи у границ далекого Китая и двинулись в тысячекилометровый путь на Запад. В 375 г. гунны обрушились на германские племена готов, жившие к тому времени в северном Причерноморье за пределами Римской империи. Готы были прекрасными воинами, но орды гуннов скоро сломили их сопротивление. Одна часть готов - остготы - покорилась гуннам. Другая - вестготы - всем народом отступила к римским границам, надеясь хотя бы ценой подчинения Риму спастись от неслыханного врага, явившегося из бесконечных далей Азии.

Римляне готов пропустили, но земли у границы для расселения племени дали мало, к тому же скверной,- еды на всех не хватало. Римские чиновники продовольствие поставляли плохо, издевались над готами, вмешивались в их дела. Терпению вестготов скоро пришел конец. Измученные страданиями последнего года, они восстали все как один против империи и с решимостью отчаяния пошли на Константинополь - восточную столицу империи. В 378 г. недалеко от города Адрианополя племена вестготов встретила лучшая римская армия во главе с самим императором Валентом. Готы бросились в бой с готовностью всем погибнуть в сражении или победить - отступать им было некуда. Через несколько часов страшной битвы прекрасное римское войско перестало существовать, а император погиб.

От Адрианопольской битвы империя так и не смогла оправиться. Настоящих римских армий больше уже не было. В грядущих сражениях империю защищали наемники, чаще всего те же самые германцы.

Вестготы в 408г. , возглавляемые вождем Аларихом, подошли к самым стенам Рима. Взять мощные укрепления Рима было Алариху не под силу - и он начал долгую осаду города. Когда измученные осадой римляне решили узнать, на каких условиях они могли бы сдаться, Аларих потребовал отдать ему все золото, все ценности и всех рабов-варваров. «Что же тогда останется у римлян?» - возмущенно спросили горожане. «Жизнь», - холодно ответил Аларих.

В тот раз вестготам и римлянам удалось договориться, и Аларих снял осаду. Правда, чтобы удовлетворить варваров, римлянам пришлось переплавить множество серебряных и золотых статуй, в том числе и скульптуру, изображавшую Доблесть. Действительно, римская доблесть была уже в прошлом.

Это стало окончательно ясно всего через два года, когда Аларих вновь осадил Рим. Теперь ни отразить вестготов, ни откупиться от них римлянам не удалось...

Прокопий Кесарийский (VI в.) писал о взятии Рима готами в 410 г.: « Из своих воинов он выбрал триста человек, ещё безбородых молодых людей, которые выделялись своей знатностью и храбростью, превышавшей их возраст, и тайно сообщил им, будто он намерен подарить их некоторым знатным римлянам. Он приказал держать им себя у римлян очень скромно и добродетельно и усердно выполнять все, что им прикажут их господа, а спустя некоторое время, в заранее назначенный срок, в полдень, когда их господа, как обычно, погрузятся в послеобеденный сон, они все должны будут устремиться к тем городским воротам, которые называются Салариевыми (то есть Соляными), и, внезапно напав на стражу, истребить ее и быстро растворить ворота... Варвары сожгли здания, находившиеся поблизости от ворот, в том числе дворец Саллюстия, древнего римского историка. Большая часть этого дворца в наполовину обгорелом виде существовала и в мое время.

Варвары ограбили весь город, перебили большую часть населения и отправились дальше». Далее вестготы двинулись в Испанию, где создали свое королевство.

Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди Хлевов Александр Алексеевич

Варварские королевства

Варварские королевства

К началу VI в. в Европе возник ряд королевств, у которых было очень много общего. Все они отличались как от античных, так и от более поздних средневековых государств. В то же время имели мало общего и с социальным устройством, которое было свойственно древним германцам.

Королевство варваров – исторически переходное образование. Сформировавшийся высший слой германских племен пытался урегулировать взаимодействие разных этнических пластов, упорядочить экономику и культуру. Подобные общие черты сочетались с различным устройством этих варварских государств.

На завоеванных территориях варвары составляли незначительную долю населения. В густонаселенных областях бывшей Империи – в Италии, Испании, Африке – их насчитывалось не более 5–10 %. Только франки в Северной Галлии были многочисленнее. Германцы, будучи сплоченными, вооруженными и готовыми постоянно воевать, могли не опасаться покоренных римлян. Однако в течение длительного времени они пребывали только в роли завоевателей. Как правило, расселялись компактно, не ассимилируясь с местными жителями.

В результате возникла показательная чересполосица: были регионы, заселенные некогда римскими гражданами, и этнически германские территории. Подобное разделение подсказывал и различающийся уклад хозяйства. Германцы еще какое-то время продолжали заниматься скотоводством, охотой и собственными промыслами; земледелие у них оставалось гораздо менее развитым, чем у римлян. Сложившаяся же веками земледельческая культура Империи, испытав упадок, сохранилась. Поэтому зачастую германцы не претендовали на земли местного населения и вклинивались между возделанными территориями. Каждый народ продолжал привычную деятельность, и римские агрикультурные достижения практически не наследовались варварами. Единого хозяйства не складывалось.

Правители новых королевств на первых порах всячески ограничивали ассимиляцию своих соплеменников. Ранние законы этих государств запрещали браки между германцами и римлянами. Это дополнялось сосуществованием двух правовых систем: за один и тот же проступок римлянина судили по римскому праву, а германца – по традиционным законам его племени. Пройдет нескольких поколений, пока начнется унификация законодательства и разные этнические группы сольются в единые народы.

Власть короля над коренным населением выражалась во взимании различного рода поборов. По сути же он оставался вождем племени: обычно римляне не привлекались к службе в варварском войске, и войны между вновь созданными королевствами – это сражения между германскими дружинами и ополчениями. Но почти весь бюрократический аппарат формировался из римлян. Среди германцев еще не было достаточно грамотных людей, способных исполнять обязанности по управлению королевством, да и традиция ведения государственных дел отсутствовала в принципе.

Большинство германских племен было христианизировано еще до завоеваний или в их процессе. При этом перенимались еретические версии христианства – в основном арианская. Хотя франки, например, оказались более дальновидны: они выбрали католицизм, что обеспечило им выгодные позиции в период раннего Средневековья. Они выступили защитниками истинной веры.

Двойственным оставалось отношение варваров к наследию Рима. Ненавидя и порой презирая его культуру, они вынужденно соприкасались с ней. И подчас это приносило особые плоды: Теодорих Великий, король остготов, попытался воспроизвести не только внешнее, но и содержательное великолепие римского двора. Он носил пурпурное облачение, принял титул августа, провозгласил свою персону священной и покровительствовал литературе и искусствам. Однако судьба последнего из римлян – философа Боэция, сперва приближенного к королю, а затем казненного Теодорихом по обвинению в измене, – показывает другое. Сохранялась настороженность в отношении к римской интеллектуальной элите: ее привлекали, как правило, с прагматическими целями. Да и большинство германцев не понимало попыток своих королей заигрывать с римлянами.

Итак, королевства, возникшие на территории бывшей Империи, соединили принципиально разные жизненные уклады – позднеримский и собственно варварский. Именно это причудливое переплетение столь несхожих частей обусловило внутреннюю непрочность и недолговечность первых государств варваров. Их судьба была весьма незавидна. Один из наиболее показательных примеров – история вестготов.

Племена готов раньше других оказались готовы к появлению собственного королевства. Вестготы создали его на территории еще существовавшей Римской империи. После войн Алариха в результате борьбы двух группировок знати, выступавших соответственно за сотрудничество с Римом и за бескомпромиссную борьбу с ним, верх одержала проримская партия. Новый король Валлия от имени Рима выиграл ряд сражений с вандалами и аланами в Испании, за что и получил от императора Южную Галлию и Аквитанию. В 419 г. здесь возникло королевство вестготов со столицей в Тулузе.

Показательно, что они осознавали его как государство, но для римлян готы юридически были вспомогательным войском, пребывавшим в Галлии на постое. Вестготский король с формальной точки зрения считался всего лишь имперским наместником и командиром этого войска с римским титулом magister militum . Готам отдавалась треть дома и продовольствия с земель того владельца, у которого они располагались.

В Галлии тем временем постоянно происходили восстания населения, вторжения новых варваров, регулярно появлялись очередные узурпаторы, и центральная власть вскоре уже почти не участвовала в управлении этой провинцией. Пользуясь этим, вестготские короли усилили свое влияние и независимость от Рима. Периоды лояльности (во время битвы на Каталаунских полях) сменяются захватами имперских земель, не относящихся к отведенной вестготам территории (например, Нарбоннской Галлии). В результате ослабления власти Рима готы отбирают себе уже две трети земель. Лесные угодья, также представлявшие большой интерес, разделили пополам; часть земель дележу не подверглась и осталась в общем пользовании. Кроме того, готы освобождались от всех налогов, которые в полном объеме выплачивало римское население. Всего за несколько десятилетий из федератов готы превратились в полновластных хозяев громадной территории.

Эта модель в самых общих чертах дает представление о механизмах становления варварских королевств.

Вестготский король Эрих (466–484 гг.) полностью освободил свое государство от каких-либо обязательств по отношению к римлянам. При нем составляется первый сборник вестготского традиционного права Lex Wisigothorum («Вестготская правда»), а при его преемнике Аларихе II (484–507 гг.) кодифицируются и римские законы для римлян – подданных вестготского короля (Breviarium Alarici ).

Серьезной проблемой этого государства была религиозная рознь между римлянами-католиками и готами-арианами, поэтому нападение франков, которые исповедовали католичество, оказалось фатальным для королевства. К 510 г. вестготы отступили в Испанию, отдав нападавшим галльские земли.

Дальнейшая история вестготов связана с Пиренейским полуостровом. Их государство постепенно усваивало многие черты античной экономики и социальной структуры; одновременно формировались и новые, феодальные отношения. Через несколько поколений готы и потомки римлян образовали единый этнос – в 587 г. готы приняли католичество, а при короле Хиндазуинте (641–652 гг.) утвердилось общее для всех законодательство. Многие королевства варваров не дотянули до этого знаменательного шага в своем развитии.

На смену этническим немедленно пришли социальные проблемы и противоречия. Началась ожесточенная борьба разных прослоек друг с другом, и вестготское королевство оказалось уязвимым перед натиском сильного противника. В 711 г. арабы нападают на него и вытесняют его жителей на крайний север Пиренейского полуострова.

Все основные черты исторического пути вестготов повторили вандалы и аланы в Северной Африке. Начиналось все быстро и легко: римские земли им удалось завоевать, не испытывая сопротивления, а иногда и при открытой поддержке местного населения, крайне озлобленного римской налоговой системой. Затем пришла пора массовым переделам и конфискациям земель африканских латифундистов. Не миновали также религиозное противостояние арианства и католичества, дифференциация законодательства для римлян и варварских племен.

Однако из варваров создавался свой слой землевладельцев, к тому же были усвоены стандарты налогового вымогательства римлян, что вскоре привело к полной утрате поддержки со стороны местного населения и прежней знати. В ходе всего одной масштабной операции византийские войска в 534 г. уничтожили королевство вандалов.

Бургунды, как и вестготы, к 430-м годам прочно обосновываются в пределах Империи и приступают к дележу территории. Они забирают у местных магнатов две трети пахотной земли и одну треть рабов. Они присвоили еще половину домов, лесов, садов и пастбищ. Воюя с вестготами, бургунды целенаправленно расширяли просторы своего государства.

Вершина их могущества – эпоха короля Гундобада (474–516 гг.), который имел титул римского патриция, фактически возвел на престол одного из последних римских императоров и повелел составить сборники бургундского и римского права для двух категорий своих подданных. В отличие от вестготов бургунды и римляне не успели слиться в единый народ – ни этнически, ни религиозно. Бургунды, оставшиеся для римлян скорее захватчиками, да еще и еретиками, оказались в одиночестве, когда для них возникла серьезная опасность. В 534 г. (одновременно с вандальским) их королевство было поглощено более сильными франками.

Не слишком долгой и весьма драматичной оказалась история государства остготов. Теодорих из рода Амалов в 493 г. захватил власть в Италии. Столкновений с местным населением по поводу земельных владений не было, так как остготы отобрали себе ту треть земель, которую ранее уже присвоили другие варварские племена. Остготы весьма лояльно относились к римлянам, будучи давно с ними связанными. К тому же они не оккупировали Южную Италию.

Им достался самый центр Империи, где сохранялись наиболее сильные структуры управления. И именно в государстве остготов сближение с местным населением осуществлялось особенно интенсивно – вплоть до того, что вместо традиционного народного собрания германцев власть имел римский сенат (разумеется, при абсолютном верховенстве королевского двора готов). Была перенята также финансовая система Империи, а в юридической сфере устанавливается преобладание римского законодательства. Военное же дело относится к исключительной прерогативе готов. Не происходит и религиозного объединения – готы не отказываются от арианства.

После смерти Теодориха в 526 г. его дочь Амаласунта продолжила линию отца на сближение с римской знатью, за что и была убита оппозицией. Это явилось поводом для вторжения в 535 г. в Италию византийской армии. Однако в отличие от завоевания прочих варварских королевств начавшаяся война растянулась на 20 лет. Вожди готов – вначале Витигис (женатый на дочери Амаласунты), а затем Тотила (541–552 гг.) – ожесточенно сопротивлялись византийцам. Тотила пополнял свою армию освобожденными рабами и колонами.

На последнем этапе войны, когда король остготов Тейя допустил максимальную демократичность в ведении военных дел, его двор вступил в сговор с византийцами. Важную роль сыграла поддержка, оказанная соперникам католической церковью и лангобардами, в эти годы расселившимися вблизи северных границ Италии.

В 555 г. государство остготов прекратило существование, и Италия вошла в состав Византии (т. е. Римской империи). Однако всего через несколько лет, в 568 г., лангобарды под руководством короля Альбоина выбили из Италии своего великого, но ослабевшего союзника – византийцев, основав здесь собственное королевство, просуществовавшее чуть более двух веков.

Свою специфику имели варварские королевства в Британии и на территории Германии. Они возникали с нуля, там не было явного римского наследия. Из всех этих государств только франкскому удалось преодолеть сложности роста в период раннего Средневековья и уцелеть в круговороте политических катаклизмов той эпохи.

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках Королевства германцев в БританииГосударства, возникшие на территории бывшей Западной Римской империи, получили название варварских королевств.В Британии, населённой кельтскими племенами, господство римлян завершилось в IV веке.

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

Королевская власть и варварские законы Две другие составляющие, на которых базируется единообразие нового мира, подвергшегося влиянию варваров, относятся к области политики и юриспруденции.Во главе новых политических образований встают короли, которые вызывали такое

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Варварские племена, граничившие с Римской империей Особенно большую опасность для Римского государства представляли варварские племена, граничившие с ним на периферии. Варварами римляне называли племена и народы, чуждые римской культуре. В марксистской исторической

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Варварские орды Вероятно, в III столетии на некоторых участках имперской границы усилилась угроза со стороны народов, живших за ее пределами. Само существование империи, как и римская дипломатия, способствовало появлению могущественных племенных вождей. Могли быть также

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

А) «Варварские нашествия» или «Великое переселение народов»? Традиционно в этом терминологическом споре французские и немецкие медиевисты высказывают противоположные мнения. В сущности, это надуманный вопрос. Однако о нем следует напомнить.Слово «варвар» - наследие

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВАРВАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ

Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик

1. ВАРВАРСКИЕ ВОИНЫ Рыцари XII в., люди из знатных родов, полагали, что происходят от великих героев-воинов. Разве они не были через франков потомками троянцев - достойных предков римлян и, может быть, турок? Если не заходить так далеко, они знали, что их род восходит к графам

автора

§ 22.1. Варварские королевства Вестготское королевство Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев - вестготов - образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 23. Варварские правды Оформление писаного права германских народов В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских

автора Кенигсбергер Гельмут

Варварские государства – наследники Римской империи Различные варварские народы, разрушившие политическую систему Западной Европы, столкнулись с одной и той же проблемой: приспособить обычаи и традиции племен, которые только что оставили кочевую жизнь и переселились

Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

Из книги История сербов автора Чиркович Сима М.

Два королевства В отличие от отца, который стремился удержать в своих руках всю полноту власти, Драгутин, взойдя на престол, отдал во владение матери Зету вместе с приморскими городами и еще несколько областей. Таким образом территория, которой когда-то правила

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.3.4. Трехчленная стадиальная типология человеческих обществ: дикарские, варварские, цивилизованные Понятие о дикости, варварстве и цивилизации как стадиях развития формировалось постепенно и стихийно. Люди долгое время пользовались этими понятиями, не пытаясь их

Из книги Как католическая церковь создала западную цивилизацию автора Вудс Томас

Варварские народы Варварские народы были либо аграрными, либо кочевыми. У них не было письменной литературы; уровень политической организации был очень низок и сводился к преданности вождю. По одной из версий, они получили название «варвары» потому, что для слуха римлян

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Европа после вторжений: варварские королевства После взятия Рима вождь германского племени герулов сверг последнего западноримского императора. Этот последний император, словно в насмешку, носил имя Ромулус (так звали мифического основателя Рима) Августулус (маленький

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках Королевства германцев в Британии. Государства, возникшие на территории бывшей Западной Римской империи, получили название варварских королевств.В Британии, населенной кельтскими племенами, господство римлян завершилось в V веке.