Виртуальный клуб. Отчуждение личности, его природа и формы проявления в современном мире

Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека Ивин Александр Архипович

Глава 4 Человек отчужденный

Глава 4

Человек отчужденный

1. Понятие отчуждения

Понятие отчуждения встречается в ясной форме в теории общественного договора (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.), сформировавшейся в XVII–XVIII вв. Оно означает процесс обезличивания, деиндивидуализации социальных отношений, вытекающий из передачи государству личностью своих прав.

Г. Гегель сделал отчуждение центральной категорией своей философии. С одной стороны, отчуждение – это обнаружение абсолютной идеи (Бога) в природе и истории, с другой – отчуждение означает опредмечивание, институционализацию сущностных сил человека.

Второе из этих значений было использовано немецким философом Л. Фейербахом для объяснения происхождения религии. Человек отчуждает свою собственную сущность и противопоставляет ее себе в качестве совершенного во всех отношениях бога.

Согласно К. Марксу, отчуждение является состоянием войны человека со своей собственной сущностью, с продуктами собственного труда и с другими индивидами. Человек по своей природе есть homo faber («человек производящий»). Сущность его реализуется в труде, в совместной творческой деятельности, посредством которой люди преобразуют окружающий мир. В процессе производства создаются материальные предметы, воплощающие свойственное человеку творческое начало и опредмечивающие его сущность. Отчуждение имеет место тогда, когда в ходе собственного опредмечивания человек перестает узнавать себя в своем продукте. Последний превращается в чужой, «не свой», становится чем-то противостоящим своему создателю в качестве независимой силы. Опредмечивание, или объективирование, человеком своих замыслов сопровождается отчуждением во всяком обществе с антагонистическими классами. Однако капитализм с особой силой искажает и извращает процесс объективирования и превращает нормальное опредмечивание человеком самого себя в своих творениях в особо деструктивное отчуждение.

В основе всех форм отчуждения лежит, по Марксу, отчуждение труда. В своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» Маркс пишет: «В чем же заключается отчуждение труда? Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей, нежели потребность в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек сам себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего и в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому».

Начинаясь в сфере труда, отчуждение охватывает все стороны жизни рабочего. Маркс выделяет четыре формы проявления отчуждения:

1) рабочий отчуждается от продукта своего труда, поскольку то, что он произвел, присваивается другим и больше ему не подвластно;

2) рабочий отчуждается от процесса производства; работа становится чуждой ему деятельностью, навязываемой извне и не приносящей внутреннего удовлетворения; вынужденный труд, труд по чьему-то приказанию фактически становится продаваемым товаром;

3) рабочий отчуждается от своей человеческой природы, поскольку первые две формы отчуждения стирают те специфические качества, которые определяют природу человека и отличают его созидательную деятельность от деятельности животных;

4) рабочий отчуждается от других людей, так как капитализм трансформирует социальные отношения в чисто рыночные и заставляет оценивать людей не по их человеческим качествам, а в соответствии с их рыночной позицией.

Маркс намеревался устранить из термина «отчуждение» его философский и религиозный смыслы и использовать данный термин в качестве социологического понятия. Отчуждение коренится, по Марксу, в природе определенных социальных структур, деформирующих человеческую сущность. Маркс полагал, что для устранения отчуждения необходимо свергнуть капиталистическую систему частной собственности и заменить производство ради прибыли системой производства, удовлетворяющего естественные потребности человека. За этим последует замена распределения на основе рыночной регуляции разумной и гуманной системой распределения по потребностям. Эти перемены будут сопровождаться изменениями в разделении труда, так что все люди перейдут к новым, более творческим видам деятельности.

В коммунистическом обществе, говорил Маркс, где никто не ограничен исключительным кругом деятельности, а каждый может совершенствоваться в любой отрасли, общество регулирует все производство и именно поэтому создает для меня возможность делать сегодня одно, а завтра другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься садоводством, после ужина предаваться критике.

Со временем понятие отчуждения потеряло значительную часть того социологического смысла, который пытался вложить в него Маркс. В современной социологии термин «отчуждение» используется редко из-за его расплывчатости.

В социальной философии он употребляется довольно часто, но преимущественно в субъективном и психологическом смысле.

Такой аспект отчуждения, как «бессилие», относят к ощущению невозможности воздействия человека на свою социальную среду; «утрата смысла» означает чувство того, что для достижения значимых целей нужны незаконные средства; «изолированность» имеет место тогда, когда люди чувствуют себя отстраненными от господствующих в обществе ценностей; «самоустраненность» говорит о неспособности заняться той деятельностью, которая приносила бы психологическое удовлетворение.

Неодинаковость индивидов капиталистического общества, отсутствие у них глобальной, объединяющей и воодушевляющей всех цели, их неравенство, и, прежде всего, неравенство в отношении собственности, ведут, в конечном счете, многих из этих индивидов к чувству неудовлетворенности существующим порядком вещей и к ослаблению социальной коммуникации.

Понятие отчуждения, ставшее в середине XX в. довольно популярным, иногда используется в широком и довольно неопределенном смысле. Оно может означать наличие у индивидов современного постиндустриального общества чувства оторванности от социальной среды и недовольства этим; ощущение морального упадка в обществе; чувство бессилия перед лицом всемогущих социальных институтов; безличность, дегуманизированность крупных, забюрократизированных социальных организаций и т. д.

Неодинаковость людей, их разнообразие и несовпадение друг с другом в строе мыслей, чувств и поведении – необходимая предпосылка эффективного развития как капиталистического, так и посткапиталистического общества. Вместе с тем эта неодинаковость имеет и свои отрицательные следствия. Неодинаковость способна порождать болезненно переживаемое отчуждение. Для отчужденного человека характерны чувство бессилия, ощущение того, что его собственная судьба вышла из-под его контроля и определяется внешними силами; ощущение бессмысленности существования и невозможности достичь желаемого результата даже в итоге сколь угодно активной деятельности; восприятие общества как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, разрушена институциализированная культура, распадается господствующая система ценностей; чувство утраты индивидом своего «подлинного Я», разрушения личности, или самоотчуждения.

Ключевым в теме обнаженности и отчуждения является вопрос о соотношении их со свободой, и в частности вопрос о соотношении частной собственности и свободы.

Согласно точке зрения, разделяемой сторонниками закрытого общества, условием свободы является полное отсутствие частной собственности и в более общем плане – полная обнаженность индивидов совершенного общества или сообщества (Платон, Франциск Ассизский, Маркс и др.). С точки зрения сторонников открытого общества, частная собственность есть одно из основных условий свободы, а разнообразие индивидов, их неодинаковость и, как следствие, их отчужденность друг от друга – предпосылки стабильности общества и его устойчивого, динамичного развития (Дж. Локк, Дж. С. Милль, К. Поппер, Ф. А. Хайек и др.).

Существуют, как уже отмечалось, два типа свободы. Коллективистическая, или утилитарная, свобода представляет собой свободу действовать в направлении избранной обществом глобальной цели (создание на земле прототипа небесного сообщества, построение коммунизма, создание чисто арийского общества и т. п.). Эта свобода как осознанная историческая необходимость не совместима с частной собственностью и требует предельной обнаженности индивида. Ничто внешнее (собственность, семья, знания, мода и т. д.) не должно отвлекать человека от служения стоящей перед обществом глобальной цели. Индивидуалистическая свобода предполагает, что индивид, связанный минимумом коллективных ценностей и норм, имеет возможность сам определять свои жизненные задачи и несет личную ответственность за результаты своей деятельности. Такого рода свобода, предполагающая высокую степень независимости индивидов от общества, невозможна без частной собственности. Свобода индивида действовать в соответствии со своими собственными целями, желаниями и прихотями требует разнообразия индивидов, их неодинаковости и необнаженности. Следствием этого является отчуждение. Временами оно обостряется в такой степени, что грозит обрывом коммуникации между индивидами и слоями общества.

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

Глава IX. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДВОЙНИК

Из книги О назначении человека автора Бердяев Николай

Глава III Человек 1. Проблемы философской антропологии. Типы антропологических учений. Макс Шелер, который более других философов интересовался проблемой антропологии, говорит: «Zu keiner Zeit der Geschiche der Mensch sich so problematisch geworden ist, wie in der Gegenwart». Это значит, что наступило время

Из книги Миросозерцание Достоевского автора Бердяев Николай

Глава II. Человек У Достоевского был только один всепоглощающий интерес, только одна тема, которой он отдал все свои творческие силы. Тема эта – человек и его судьба. Не может не поражать исключительный антропологизм и антропоцентризм Достоевского. В поглощенности

Из книги Реальность и человек автора Франк Семен

ГЛАВА IV ЧЕЛОВЕК И БОГ

Из книги Великая Триада автора Генон Рене

Глава X. ЧЕЛОВЕК И ТРИ МИРА Когда сравнивают между собой разные традиционно троичности, то их можно действительно соотносить термин с термином, но остерегаясь заключать из этого, что соответствующие термины с необходимостью тождественны даже в том случае, когда

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Глава XVII. ИСТИННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК Выше мы постоянно говорили об «истинном человеке» и о «трансцендентном человеке», но нам следует еще внести некоторые дополнительные уточнения. Прежде всего мы должны отметить, что некоторые «истинного человека»

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

B. Отчужденный от себя дух; образованность Нравственная субстанция сохраняла противоположность заключенной в ее простом сознании, а последнее - в непосредственном единстве со своей сущностью. Сущность имеет поэтому простую определенность бытия для сознания, которое

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

Глава 4 Человек Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией целого ряда конкретных наук: экономики и

Из книги Дмитрий Кантемир автора Бабий Александр Иванович

Глава VII. ЧЕЛОВЕК Проблема человека в любой достаточно развитой культуре всегда имеет огромное значение. Но весь вопрос в том, что понимается в данной культуре под человеком. Как мы хорошо знаем и как мы уже установили, человек трактуется в античности не как личность в ее

Из книги Демокрит автора Виц Бронислава Борисовна

Глава I ЧЕЛОВЕК И ЭПОХА оды жизни Дмитрия Кантемира совпали с весьма интересным и богатым событиями периодом всемирной истории. Последние десятилетия XVII в. ознаменовались резким ослаблением мощи одного из наиболее могущественных феодальных государств - Османской

Из книги Молодой Маркс автора Лапин Николай Иванович

Глава IV. Человек и общество Познай самого себя! Изречение семи мудрецов Человек - это то, что все мы знаем. Демокрит Поворот к человеческим делам. Проблемы эпохи биографиях нескольких греческих философов встречается ходячий анекдот: философ, увлеченный исследованием

Из книги Формирование философии марксизма автора Ойзерман Теодор Ильич

Углубление материализма и движение к коммунизму: отчужденный мир и диалектика С изучением конкретной истории, в частности с работой Маркса над Крейцнахскими тетрадями, и связан отмеченный выше перерыв в изложении, образующий рубеж, который позволяет различать две

Из книги Григорий Сковорода автора Табачников Исай Аронович

6. Маркс и буржуазная политическая экономия. «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Отчужденный труд и частная собственность Уже работа в «Рейнской газете» привлекла внимание Маркса к экономическим отношениям. Переезд в Париж, знакомство с рабочим движением во

Из книги Из ранних произведений (1835 – 1844) автора Энгельс Фридрих

Из книги Гуго Коллонтай автора Хинц Хенрик

[Отчуждённый труд] Мы исходили из предпосылок политической экономии. Мы приняли её язык и её законы. Мы предположили как данное частную собственность, отделение друг от друга труда, капитала и земли, а также заработной платы, прибыли на капитал и земельной ренты; далее,

Из книги автора

Глава V. Мир и человек ассмотрим наиболее общие положения мировоззрения Коллонтая, и прежде всего вопрос, каким образом он решал основные проблемы философии, касающиеся той сферы, которую обычно называют онтологией (либо метафизикой в одном из значений этого слова).По

Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Например марксистская теория отчуждения самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Свобо́да - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами.

Отве́тственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Еще в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий рассматривал Бенедикт Спиноза. Диалектика свободы и ответственности личности согласно его рассуждениям сводилась к тому, что ответственность – это необходимость, а там где есть необходимость свободы быть не может. Также Спиноза утверждал, что человек как часть природа всегда подчинен необходимости, но чтобы при этом оставаться свободным, человек как единственное мыслящее существо обязан познавать окружающий мир и осознавать свое существование. Таким образом, человек не может изменить законы природы и ход времени, но организовав свою деятельность, опираясь на них, он может стать выше этих законов, и обрести господство над окружающей действительностью. Однако такой подход к сочетанию свободы и ответственности личности приемлют далеко не все. Поэтому существует несколько моделей отношения человека и общества:


борьба за свободу – открытый и непримиримый конфликт человека с обществом; адаптация к окружающему миру – человек добровольно подчиняется законам природы и окружающей действительности, жертвуя своим стремлением стать свободным; бегство от мира – поведение, при котором человек, будучи не в силах обрести свободу в обществе уходит «в себя» или идет в монастырь.

Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель. Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.

Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Например марксистская теория отчуждения самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения:от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

61.Смысл жизни чел. Свобода личности и ответственность

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Свобода воли - понятие, означающее возможность бес­препятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целен и задач личности. В исто­рии фил и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответст­венностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.

Свобода - это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравни­ловке, стоит перед каждым общм н государством. Ре­шая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систе­му культурных норм и ценностей.



Если говорить о специфике понятия свободы и ответ­ственности человека на рубеже XX - XXI в., то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия чело­века будут нуждаться в значительной коррекции. Быть личностью - не благое пожела­ние, а императив развития человека и человечества. Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем - един­ственный путь выживания и дальнейшего совершенствова­ния человека. Он предполагает развитие высочайшей степе­ни ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарио-космиче-скнх задач и проблем.

Проблема смысла жизни человека.

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Отчуждение — беда нашей современной цивилизации. Его легко можно увидеть в глазах людей, с которыми сводит жизнь. В том, что они говорят. В том, что они делают. Да и сами можем быть людьми отчужденными — не подозревая об этом.

Состояние отчуждения возникает тогда, когда исчезает чувство личной сопричастности к тому, что делаешь — неважно, на работе, дома или в одиночестве. Личная сопричастность — это, иными словами, смысл происходящего. Отчужденный человек не видит смысла в том, что он делает, он не имеет никакой личной заинтересованности, но это только первое условие для возникновения данного переживания. Второе — ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять. Например, работаешь на нелюбимой работе, в которой не видишь ни малейшего смысла, и при этом считаешь, что уходить с нее — некуда. Соединение смыслоутраты с утратой (ощущения себя как активного творца свой жизни) и приводит к состоянию отчуждения.

Каковы основные признаки отчуждения?

а) Формализм. Если человек что-то начинает делать формально, только для галочки или отчетности, не вкладывая во что-либо никаких личных переживаний — это прямое указание на отчуждение.

б) Скука. Скука, как я ранее уже , возникает там, где собственные желания и потребности или «задвигаются» подальше, или вовсе предаются забвению. Хорошим тестом на отчуждение будет вопрос «почему ты занимаешься этим?» Можно получить один из трех ответов: я занимаюсь этим, потому что хочу именно этого ; я занимаюсь этим, потому что вынужден это делать ; я делаю это, потому что мне больше нечем заняться (т.е. от скуки). Отчуждение возникает у людей, давших второй вариант ответа; у тех, кто дал третий, отчуждение уже есть и перешло в наиболее сложную форму — отчуждение от себя. Наибольшую растрату энергии переживают именно те, кому нечем заняться.

в) Ощущение жизни «на автопилоте». Автопилот подразумевает, что ты отключаешься от управления, уходишь куда-нибудь покурить или поспать. Но если мы говорим о процессе жизни, то «уход покурить» - это бегство от жизни.

г) Ощущение личной несвободы. 15-летний подросток так выразил это ощущение: «Я чувствую себя чужим в этой жизни. За меня все решают другие. Я никогда не буду тем, кем хочу. Я просто загнанная тварь. И даже когда я все вокруг крушу — моей свободы не становится больше». Взрослые чаще любят говорить следующее: «я вам сочувствую, но ничем помочь не могу — инструкция...». Больше правды было бы в слове «не хочу», но значительно проще отказаться от своей субъектности, чем от образа «хорошего человека».

д) Одиночество, ощущение того, что тебя никто не может понять.

е) Ощущение пустоты, опустошенности

Экзистенциальный психолог С.Мадди говорит еще о четырех формах, в которых проявляется отчуждение:

Авантюризм — склонность к экстремальным поступкам, рискованным занятиям, немотивированная агрессия.

Нигилизм — убежденность в отсутствии смысла и активное его отрицание. На эмоциональном уровне нигилизм связан с раздражением, цинизмом, отвращением, желанием замечать только негатив, отрицанием каких-либо позитивных явлений. Такие люди способны отравить любую радость — им надо убедить других, что мир именно таков, каким видят его они.

Бессилие — полная утрата веры в способность влиять на значимые жизненные ситуации.

Вегетативность — это самая тяжелая форма отчуждения как «экзистенциального недуга», фактическое сведение собственной жизни к простому удовлетворению физиологических потребностей. Нет ничего, что казалось бы стоящим и интересным, апатия, тоска и скука, очень низкий уровень активности.

От чего человек отчуждается? Можно выделить несколько основных сфер отчуждения, в каждой из которых в той или иной степени проявляются уже названные признаки отчуждения.

1. Отчуждение от работы. Если взять наиболее близкую мне картинку из образования, то это лектор, который монотонным голосом читает лекцию по бумажке, совершенно не реагируя на аудиторию, и при этом требующий полной отчетности и записывания лекции чуть ли не слово в слово. Формализм, скука, «автопилот», тоска просто разлиты в аудиториях с подобным подходом. Лектор уже давно не заинтересован в том, что делает, он, по сути, превратил себя в «говорильный аппарат»... Вспоминаю рассказ жены о том, как у нее на работе организовали курсы повышения квалификации. Должны были выступать лекторы из Москвы, а сами курсы были во Владивостоке. Но все оказалось проще: лекторы из Москвы прислали вместо себя конспекты, а местные преподаватели просто читали их с кафедры, и это при том, что те же самые конспекты были на руках у слушателей. Отчуждение полное.

2. Отчуждение от учебы. Классическая картинка: студент выходит отвечать на семинаре. Достает конспект и занудным голосом начинает читать. Спят все. На замечание, что «чтение с выражением проходят в начальных классах» следует недоуменный взгляд и полное непонимание того, что можно, вообще-то, и от себя что-нибудь интересное рассказать (по теме, разумеется). Школьники проявляют свою отчужденность через заявление о том, что «мне это в жизни не пригодится».

3. Отчуждение от семьи. В этих семьях вполне может поддерживаться видимость благополучия, но главная их особенность — людей в них уже нет, есть функции мужа, жены, ребенка. Нет искренней заинтересованности и тепла, зато много ритуальных, повторяющихся изо дня в день разговоров. Отчужденный от семьи человек общается с нею исключительно формально.

4. Отчуждение от общества. Исследование, проведенное мною в 2010-2011 годах показало, что именно этот вид отчуждения наиболее выражен у российских граждан. Отчуждение от общества — это ощущение чуждости себе региона или страны проживания в целом; отчуждение от политического строя. Характерное выражение - «эта страна», или «сами знаете, в какой стране живем» («это ж Россия!»). Отчуждение от общества характерно для людей, которые стремились играть активную роль в политической и общественной жизни, но, столкнувшись со всеобщим равнодушием и инертностью, разочаровываются. Немало среди отчужденных просто активных людей, которые, например, пытались сподвигнуть соседей на уборку территории вокруг дома, но потерпели поражение.

5. Отчуждение от других людей (межличностное отчуждение). Часто оно переживается в форме одиночества.

6. Отчуждение от себя. Это самый тяжелый вид отчуждения, так как человек, по сути, отказывается от себя. При самоотчуждении теряется понимание собственных потребностей и желаний в целом, тотальная скука (а не в отдельном виде деятельности), отказ от собственных усилий по изменению складывающейся «само собой» жизни. Защищаясь от ощущения собственной внутренней пустоты, человек может хвататься за маску, за видимый образ, выбирая образ жизни в стиле «казаться, выглядеть», а не «быть». Казаться счастливым, а не быть им. Казаться успешным, а не быть успешным... Самоотчуждение возникает и тогда, когда человек полностью жертвует свою жизнь кому-либо другому или какой-нибудь идее. Например, мама, которая всю жизнь посвятила детям и только детям, совершенно забыв про себя (и не замечая того, что детей эта ситуация как правило, не радует).

Исследуя самоотчуждение, я выделил по критерию выраженности отчуждения и самоотчуждения три условных группы людей. В первую группу попали те, кто испытывает отчужденность в какой-либо одной сфере жизни (кроме самоотчуждения — его у них не было), но в целом достаточно удовлетворенные ею, имеющие определенные цели, позитивно относящиеся к себе (и в меру критичные). Это аутентичные, «подлинные» люди. Во вторую группу «угодили» те, кто открыто переживают свою отчужденность, говорят о том, что у них есть свои интересы и планы, но они не могут их реализовать, потому что... «детей надо поднимать», «любимым делом не прокормишься», «нет времени ни на что», «нет возможностей...». Это отчужденная группа. И в третьей группе оказались те, чьи результаты сильно противоречили друг другу. Эти люди говорили, что в их жизни много смысла, что они вполне благополучны и у них особых проблем нет, но при этом они раз за разом обнаруживали бессмысленность собственного труда, низкий уровень симпатии к самим себе, принятия себя и интереса к себе. То есть они сами себя отвергали, но при этом поддерживая внешний «фасад», который так требуется в современном обществе. Именно они тратили и тратят наибольшее количество энергии, и они, переживая те или иные проблемы, к психологу не пойдут. «Она идет по жизни смеясь...» - песня А.Макаревича про этих людей...

Что делать с отчуждением? Об этом в следующем .

Любое объединение предполагает ограничение свободы его участников. Оно воспринимается как нечто естественное и неизбежное, когда распространяется в одинаковой мере на всех людей по существу однотипных, как это предполагается в первобытном строе. С возникновением общественной дифференциации ситуация меняется, то, что устраивает одних, кажется несправедливым другим. Распределение тягот перестает быть равномерным. Возникает явление, получившее в философской литературе название «отчуждение».

Отчуждение определяют как «процесс, … характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему» или «отношения между субъектом и какой-либо его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной функции».

Проще применительно к жизни общества и государства отчуждение можно было бы характеризовать как неспособность лица, являющегося участником общественных, политических и правовых отношений, повлиять на них, в результате чего эти отношения выступают как внешняя сила, навязывающая ему свои законы. Иными словами, речь идет о несоответствии государственной или общественной системы интересам личности, о конфликте между ними. Гумбольдт называл отчуждением конфликт, в который вступает человек, когда все человечество, а не он персонально, рассматривается как личность. С большим основанием на место всего человечества можно было поставить исторически конкретное общество или государство.

Процесс отчуждения ярко представлен в трактатах Ж.-Ж. Руссо. В «Рассуждении о причинах неравенства среди людей» он описывает вторую стадию «естественного состояния», когда возникли общество и семья, но люди сохраняли свободу и равенство, как самую счастливую пору в истории человечества. Установление частной собственности на землю положило конец благоденствию. Появились неравенство и конфликты. Договор, заключенный в этих условиях, оказался обманом. Богатые обманули бедняков, утвердили в обществе неравенство и несправедливость. Таким путем большинство народа отстранили от решения общих дел.

Крупный вклад в разработку проблемы отчуждения внес марксизм. В написанной в 1844 г. незавершенной работе К. Маркса, получившей при издании спустя почти век в Москве условное название «Экономическо-философских рукописей», говорится об отчуждении труда наемного рабочего, порожденного частной собственностью на средства производства. Экономическое отчуждение рабочего представляет собой форму его эксплуатации и ее синоним.

Хотя термин «отчуждение» использовался Марксом применительно к экономической сфере, по существу это явление понималось шире. Экономическое отчуждение рабочего равнозначно его закрепощению в рамках производственных отношений капитализма.

Оно служит базисом для отчуждения в других областях жизни общества. Марксистская классовая теория государства, в соответствии с которой государство – аппарат принуждения в руках господствующего класса, представляет собой констатацию политического отчуждения. Идеи политического отчуждения лежат также в основе анархизма, для которого всякое государство есть зло, подавление свободы личности и эксплуатация.

По учению К. Маркса и Ф. Энгельса, отчуждение – удел эксплуататорских, общественно-экономических формаций. Его коренная причина – частная собственность на средства производства. Коммунизм, упраздняющий эту причину, призван был покончить с отчуждением личности.

Один из крупнейших представителей психоанализа Э. Фромм (1900–1980), связывал перспективу преодоления отчуждения с эволюцией капиталистического общества в социалистическом духе. Но в то же время все большее признание получали технологические причины отчуждения. Оно воспринималось как неизбежный результат научно-технического прогресса, усложнения форм общественной жизни, расширения ее горизонтов и в то же время широкого распространения общественных связей без непосредственных контактов. Особое значение техническому отчуждению придавали философы-экзистенциалисты. Они отмечали, что техника превращается в самостоятельную силу, проникает в разные сферы жизни, выполняет многочисленные функции, принадлежавшие раньше человеку. Это, с одной стороны, расширяет его возможности, а с другой – ведет к утрате многих навыков и тем самым сужает диапазон личности.

Техническое или технологическое отчуждение набирает силу и в области государства и права. Речь идет не только о роли техники в буквальном смысле слова, но и о политической технологии, хотя оба явления взаимосвязаны. Политические технологии не ограничиваются сферой политики в узком смысле слова. Чтобы быть успешными, они должны охватывать широкий фронт действий. Их цель – формирование человека, отвечающего потребностям политической системы. С этой целью они проникают во все сферы жизни личности и общества -культуру, образование, воспитание, искусство, потребление и т.д. И всюду человек становится объектом манипулирования, осуществляемого средствами массовой информации при поддержке государства. Пропаганда и внедрение массовой культуры – важнейшее средство такого манипулирования. Человек утрачивает собственные вкусы, взгляды, наклонности, он живет тем, что ему предлагает, а по существу навязывает пропаганда СМИ. Он превращается в «одномерного человека», по определению немецкого философа Герберта Маркузе (1898–1979).

Признавая технико-социальные причины отчуждения, следует, видимо, согласиться и с тем, что полностью покончить с отчуждением на основе современной цивилизации невозможно. Реальная задача заключается в его сдерживании и ограничении. В плане индивидуальном этому способствует всестороннее развитие личности, расширение ее кругозора и интересов, формирование индивидуальности, критическое отношение к действительности, утверждение внутренней духовной свободы, многообразие личных контактов и сфер деятельности.

В общественном плане противоядием от отчуждения служат совершенствование и реализация демократических начал, внедрение самоуправления, самостоятельность гражданского общества, воспитание чувства гражданственности, уважение прав человека, законность и социальные функции в деятельности государства.