Воспоминания в царском селе - полное собрание стихотворений. А.С.Пушкин Чуть слышится ручей
На 4 января 1815 г. было назначено «публичное испытание воспитанников первого приема», о чем было напечатано объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости».
К экзамену Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» и очень волновался за его прочтение перед авторитетной комиссией.
Воспитанники отчитывались по всем предметам. В экзаменационной комиссии сидел сам Гаврила Романович Державин, первый поэт России. Его присутствие Пушкина волновало более всего.
Впоследствии Пушкин вспоминал: «Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь».
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках...
Друзья не узнавали своего Пушкина. Они слушали знакомые стихи, понимая, что этот юноша с пылающим лицом, с особенным выражением горящих глаз - гениальный поэт.
С тех пор почти все преподаватели с благоговением смотрели на растущий талант Пушкина. Источником вдохновения юного поэта часто служили живописные уголки царскосельских парков. Он любил бродить в одиночестве по аллеям, по берегам прудов и каналов. Он слушал пение птиц и любовался закатом:
Итак, я счастлив был, итак я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался...
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
Начальный период существования Лицея совпал с историческими событиями 1812 г., оказавшими огромное влияние на воспитанников. И. И. Пущин писал: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года».
Лицеисты с волнением читали и обсуждали военные реляции. Они выходили к лицейской арке, чтобы попрощаться с гвардейскими полками, направлявшимися к Москве . В том же стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин откликнулся на грозные события той поры:
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир...
В Лицее каждый год праздновали день его открытия. 19 октября для первых лицеистов всегда был праздничным днем. Они старались встретиться все вместе и вспоминать годы лицейского братства. А во время учебы каждый год 19 октября устраивались спектакли и балы. Автором маленьких пьес был гувернер Иконников. Кроме того, ставили комедии настоящих драматургов - Шаховского и Княжнина.
В Царском Селе произошло знакомство Пушкина и Вяземского. Поэт часто бывал в гостях у Н. М. Карамзина, подружившись со всем его семейством. Александр с большим интересом слушал страницы из «Истории государства российского». И, кто знает, может быть, именно тогда поэт впервые подумал о «Руслане и Людмиле». Свою поэму-сказку он начал писать еще в лицейские годы. В Царском Селе долгое время стоял гусарский полк, и Пушкин всерьез подумывал о том, не пойти ли ему в гусары. Молодые офицеры, с которыми подружился Пушкин, вернулись с войны и не застали в отечестве никаких перемен.
Ни преобразований, что сулил государь, ни свободы для граждан, ни вольности для народа. Герои Отечественной войны, вернувшись в Россию, вновь превратились в крепостных. Пока Александр I думал о переустройстве общества, обсуждая свои планы с единомышленниками, министры и Сенат продолжали править страной так, как и раньше. Из этой паутины выбраться было невероятно сложно. Всем в стране заправлял Аракчеев.
Император оказался не готов к введению решительных перемен в обществе. Его пугала и неопределенность, связанная с его положением при этих переменах. Он боялся расстаться с жизнью, как его дед и отец, поэтому он был предельно осторожен и подозрителен.
Развратный юноша воссел в совет мужей;
Любимец деспота сенатом слабым правит,
На Рим простер ярем, отечество бесславит;
Ветулий римлян царь!.. О стыд, о времена!
Или вселенная на гибель предана?
Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.
В душах тех, кто слышал эти строки, кипела свобода. Через несколько лет Булгарин писал в своем доносе на Лицей, объясняя причины возникновения бунтарского духа в учебном заведении тем, что всему причиной было общение лицеистов с офицерами, что «в Лицее начали читать все запрещенные книги, там находился архив всех рукописей, ходивших тайно по рукам, и, наконец, пришло к тому, что если надлежало отыскать что-либо запрещенное, то прямо относились в Лицей».
Именно в те годы сблизились лицеисты с будущими «государственными преступниками»: Павлом Пестелем, Фёдором Глинкой, Никитой Муравьёвым. Пушкин, Вольховский, Кюхельбекер и Дельвиг часто бывали в офицерском кружке «Священная артель», где говорили «о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения, желаемого многими в тайне».
Неизвестно, как сложилась бы творческая судьба великого поэта, если бы он не оказался «Под сенью дружных муз», если бы 7 лет его жизни не прошли среди необыкновенной красоты царскосельских парков.
В 1899 г., в дни празднования 100-летия со дня рождения поэта, в саду возле Лицея был заложен памятник великому поэту. Автор памятника, скульптор Р. Р. Бах, изобразил Пушкина юношей, сидящим на скамье.
Распахнут лицейский сюртук, фуражка небрежно брошена на скамью. Поэт словно забыл обо всем окружающем, он задумчиво и сосредоточенно смотрит вдаль. На пьедестале памятника вырезаны строки:
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и - беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Предварительный просмотр:
Материалы к итоговой аттестации по русскому языку. 7 класс(трад.)
Нулевой срез.
Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.
Диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе».
Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, у этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.
Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.
Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.
А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.
Тест по теме «Причастие».
- Укажите правильный ответ:
Причастие-особая форма глагола, которая имеет признаки:
а) глагола; б) наречия и глагола; в) прилагательного; г) глагола и прилагательного.
2. Укажите глагольные признаки, которые имеет причастие:
а) время(настоящее и прошедшее); б) время (будущее); в) вид; г) возвратность.
3 . Укажите предложение (предложения) с причастным оборотом(знаки не расставлены):
А) Чуть слышится ручей бегущий в сень дубравы. Б) Взволновавшая меня мелодия доносилась с правого берега. В) Летящая стрела поразила противника. Г) Обработанная земля дала хороший урожай.
4. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот(знаки не расставлены):
А) Тянувшийся позади дома сад выходил за село.
Б) Сад тянувшийся позади дома выходил за село.
В) За село выходил тянувшийся позади дома сад.
5. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот (знаки не расставлены):
А) Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной.
Б) Освещенная бледной луной дорога выглядела таинственной.
6. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
А) Тишина прерывалась звуками, доносившимися издали.
Б) Доносившиеся издали звуки, прерывали утреннюю тишину.
В) На тропинке, согреваемой солнцем, быстро таял снег.
7. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:
А) Припудренные утренним инеем деревья радовали глаз.
Б) В саду стояли припудренные утренним инеем деревья.
В) Деревья припудренные инеем, радовали глаз.
8. Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие:
а) гонимый осенним ветром; б) цветущие поздней осенью; в) колеблемые ветром.
9.Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие:
а) любимый учениками предмет; б) исследующий почву ученый; в) пишущий историю.
10. Укажите номера слов, которые являются краткими причастиями:
(1) Освещенная солнцем поляна. Поляна была (2) освещена солнцем. Поверхность земли была (3)изрыта тракторами. Цветы, (4)залитые полуденным солнцем, источали сладкий аромат. Цветы, (5)издававшие сладкий аромат, были (6)залиты ярким полуденным солнцем.
11. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:
а) письмо отправле..о; освеще..ый зал; дерево повале..о.
б) заколдова..ый лес; моче..ые яблоки; жаре..ые грибы.
в) пече..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.
12. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:
а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы.
б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо.
Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 1.
- Укажите слова, пишущиеся с Н:
а) завороже..ый; б) завороже..; в) застое..ый.
2. Укажите слова, пишущиеся с НН:
а)жаре..ый картофель; б) жаре..ый во фритюре картофель; в) картофель пожаре..
3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:
а) письмо отправле..о; освеще..ый зал; дерево повале..о;
б) заколдова..ый лес; моче..ые яблоки; жаре..ые грибы;
в) печ..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.
4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:
а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы;
б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо;
в) грибы собра..ы; дорожки подмете..ы; слома..ая вещь.
5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН:
(1)плете..ая корзина; (2) плете..ая из веток корзина;(3) сплете..ая корзина; (4) груже..ые баржи; (5)стари..ый глобус; (6) серебря..ое кольцо; (7) изране..ый человек; (8) ране..ый человек; (9) рва..ое
пальто; (10) разорва..ое пальто; (11) варе..ая рыба; (12) сваре..ая рыба; (13) варе..ая в (14) соле..ой воде рыба.
6. Закончите предложения:
А) НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть …….
Б) НЕ с краткими причастиями пишется …..
7. Укажите слово (или слова) , которые пишутся с НЕ раздельно:
а)(не)годующий; б) (не) написанная еще книга; в) (не) полученная посылка.
8. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно:
а) дом (не) отремонтирован; б) (не) отремонтированный еще дом; в) (не) отремонтированный дом.
9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ слитно:
(1) (не) кошеная трава; (2) никем (не) кошенная трава; (3) (не) скошенная трава; (4) трава (не) скошена; (5) (не)доумевающий взгляд; (6) никем (не) рассказанная история; (7) (не) законченная рукопись;
(8) (не) завершенная в срок работа; (9) хата (не) выбелена; (10) окно (не) вымыто.
Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 2.
1. Укажите слова с Н: а) ране..ый; б) украше..ый; в) белье высуше..о.
2. Укажите слова с НН: а) взбудораже..ый; б) украше..о цветами; в) украше..ый цветами.
3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н: а) моще..ая дорога;
Моще..ая булыжником дорога; прерва..ый разговор; б) плете..ая корзина; суше..ые фрукты; моче..ые яблоки; в) плете..ая из веток корзина; суше..ые на солнце фрукты; моче..ые в бочке яблоки.
4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН: а) цветы сорва..ы; дети расстрое..ы; расстрое..ый
ребенок; б) нарисова..ый; приобрете..ый; ухоже..ый; в) дом сожже.. врагами; сожже..ый дом; обрече..ый.
5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН: (1) вываля..ый в снегу; (2) испеч..ый
в печи; (3) пече..ый пирог; (4) пече..ые бабушкой пирожки; (5) заряже..ая винтовка; (6) деревя..ый дом;
(7) улицы застрое..ы домами; (8) сбереже..ые деньги; (9) увиде..ый впервые; (10) он озадаче..; (11) ва-
ре..ое мясо; (12) сваре..ое мясо; (13) краше..ая скамейка; (14) краше..ая в зеленый цвет скамейка.
6. НЕ с краткими причастиями: а) всегда пишется слитно; б) пишется всегда раздельно; в) может
быть написано и слитно, и раздельно.
7. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно: а) (не)доумевающий; б) (не)разгаданная тайна; в) никем (не)разгаданная тайна.
8. Укажите причастия, которые пишутся с НЕ слитно: а) окно (не) вымыто; б) (не) замеченная учителем ошибка; в) (не) замеченная ошибка.
9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно: (1) (не) дочитанный роман; (2) (не) дочитанный мной роман; (3) урок (не) доучен; (4) (не) окрепший после болезни дедушка; (5) (не) годующий человек;
(6) (не) замерзший пруд; (7) (не) замерзший к утру пруд; (8) (не) окрепший после болезни; (9) в доме еще (не) прибрано; (10) еще (не) украшенная елка.
Диктант по теме «Деепричастие».
Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.
Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.
Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь издали едва рокотал неумолкающий гул канонады.
Наречие.
Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалеку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.
Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.
«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку»,--шепотом говорит мне мой спутник.
Стихло. Все вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.
Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.
Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.
Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.
Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди. .
Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…
Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.
Служебные части речи.
Тест по теме «Служебные части речи (союз, частица). 7класс. Вариант 1.
1. Укажите среди данных примеров сочинительный союз.
1) потому что; 2) также; 3) же; 4) так как.
(Не) смотря на (не)ожиданно ударившие в марте морозы, н.. яблони, н.. сливы у нас (не) пострадали.
1) НЕ СМОТРЯ –деепричастие с НЕ пишется раздельно.
2) НИ яблони, НИ сливы-соединительный союз ни-ни при однородных членах.
3) НЕОЖИДАННО -наречие с приставкой НЕ, без НЕ не употребляется.
4) Не пострадали-частица НЕ пишется с глаголом отдельно.
4. В каких предложениях зато
1)Я спрятался (за) то дерево, что росло у дороги. 2)Морозило сильнее, (за) то было тихо. 3) Научить себя работать со справочной литературой трудно, (за) то полезно. 4) (За) то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового.
5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).
1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени. В чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.
1) что бы-чтобы; 2) то же--тоже.
А видел ли слона?
Да разве там он?
Там.
–Ну, братец, виноват:
Слона –то я и не приметил.
9. Пишется через дефис: 1) лишь(бы) ; 2) все(таки); 3) что(же); 4) вряд(ли).
10. Заполните таблицу:
Тест по теме «Служебные части речи(союз, частица). 7класс. Вариант 2.
1. Укажите среди данных примеров подчинительный союз.
1) ни-ни; 2) также; 3) же; 4) так как.
2. К служебным частям речи относится: 1) междометие; 2) местоимение; 3) наречие; 4) частица.
3. Укажите ошибку в объяснении написания слова. (Не) смотря на усталость, мы н.. могли н.. восхищаться (не) превзойденными шедеврами живописи, и (н..) кто н.. проронил (н..) звука за время экскурсии.
1) НЕСМОТРЯ НА – производный предлог, пишется с НЕ слитно.
2) НИ могли НИ восхищаться-соединительный союз ни-ни.
3) НЕПРЕВЗОЙДЕННЫМИ-прилагательное, без НЕ не употребляется.
4) НИКТО-приставка НИ в отрицательном местоимении в безударном положении.
4. В каких предложениях зато является союзом и пишется слитно?
1) Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел. 2) Его прозвали Знайкой (за) то, что он много знал.3) Все умолкли, (за) то громче затрещали, разгораясь, ветки. 4) Незнакомец был невысок ростом, (за) то плечист.
5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены).
1) Вечерело и мы заторопились домой. 2) Я бродил подолгу и видел много примет осени. 3) Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг. 4) Догорает костер разложенный в снегу и последний дымок его стелется низко. 5) Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок. 6) Белая пена сверкает и кипит буграми и с грохотом бьет в громадный черный утес.
6. Выпишите союзы в две колонки: сочинительные и подчинительные. Выполните морфологический разбор двух союзов (1 соч. и 1 подч.)
1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.
7. Запишите предложения с парами слов: 1) что бы-чтобы; 2) так же-также.
8. Выписать частицы, определить их разряд.
А видел ли слона?
Да разве там он?
Там.
–Ну, братец, виноват:
Слона –то я и не приметил.
9. Пишется через дефис: 1) как(бы) ; 2) (как)будто; 3) что(ли); 4) дай(ка).
10. Заполните таблицу:
11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание частиц НЕ и НИ.
1) Вокруг нет (н..) души. 2) Н..льзя (н..) поражат..ся кр..соте окружающ..й вас мес..ности. 3) Чего только (н..) увидишь в горах! 4) Идеш.. и идеш.., пока (н..) устанеш.. 5) (Н..) одной птиц.. (н..) слышно было в чащах. 6) Мы долго (н..) могли сказать (н..) слова. 7) Как (н..) любить стари..ых русских городов! 8)Сколько (н..) броди по берегам Волги, это никогда (н..) наскучит.
Итоговый диктант.
Тропики.. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у вас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…
Но как ни привыкнешь к краостам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далекой родине.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
Воспоминания в Царском Селе
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы Росской храм?
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельской сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом Росс вещает:
«Исчезло всё, Великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищеньи дух.
Он видит, окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами.
Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие, и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились;
Кругом подножия, шумя, валы седые
В блестящей пене улеглись.
В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульской брег, поносен!
И славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о Росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы Россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
И ты промчался, незабвенный!
И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
Страдать – есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич – и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.
И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг.
Идут – их силе нет препоны,
Всё рушат, всё свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,
В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно,
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи....
Но клики раздались!... идут в дали туманной! –
Звучат кольчуги и мечи!...
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря.
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.
Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се – пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.
Сразились. Русской – победитель!
И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный Вседержитель
Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый;
О Бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
Увы! на башнях галл кремля!...
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горестей и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!...
Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Всё пламень истребил. Венцы затмились башен,
Чертоги пали богачей.
И там, где роскошь обитала
В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней нощи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
Всё мертво, всё молчит.
Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая Творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут – и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
А с тыла гонит россов меч.
О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали. –
О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!
В Париже росс! – где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он – несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле.
О скальд России вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца.
1814
Вольность Беги, сокройся от очей, Открой мне благородный след |
Увы! куда ни брошу взор – Лишь там над царскою главой |
И преступленье свысока И горе, горе племенам, Восходит к смерти Людовик Самовластительный Злодей! Когда на мрачную Неву Спокойный сон отягощает, И слышит Клии страшный глас |
Молчит неверный часовой, И днесь учитесь, о цари:
К Чаадаеву Любви, надежды, тихой славы
|
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной... Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...
Кинжал
Лемносской бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия Позора и Обиды.
Где Зевса гром молчит, где дремлет меч Закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.
Как адской луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров.
Везде его найдет удар нежданный твой:
На суше, на морях, во храме, под шатрами,
За потаенными замками,
На ложе сна, в семье родной.
Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник Закон:
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил – и мертв объемлет он
Помпея мрамор горделивый.
Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом Вольности безглавой
Палач уродливый возник.
Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.
О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.
В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе –
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.
1821
Узник Сижу за решеткой в темнице сырой. Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Зовет меня взглядом и криком своим Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Кто, волны, вас остановил, Кто оковал ваш бег могучий, Кто в пруд безмолвный и дремучий Поток мятежный обратил? Чей жезл волшебный поразил Во мне надежду, скорбь и радость И душу бурную Дремотой лени усыпил? Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот – Где ты, гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных вод. |
Изыде сеятель сеяти семена своя. Свободы сеятель пустынный, Паситесь, мирные народы! Разговор книгопродавца с поэтом Книгопродавец |
О чем вздохнули так глубоко? Поэт Я время то воспоминал, Книгопродавец Поэт |
И от людей, как от могил, Книгопродавец. Поэт. Когда на память мне невольно |
Книгопродавец. Поэт Книгопродавец. Поэт Книгопродавец. |
Наш век – торгаш; в сей век железный Поэт Я помню чудное мгновенье: В томленьях грусти безнадежной, Шли годы. Бурь порыв мятежный В глуши, во мраке заточенья Душе настало пробужденье: И сердце бьется в упоенье, |
И божество и вдохновенье, Пpopok Духовной жаждою томим, «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, *** Несчастью верная сестра, Любовь и дружество до вас Оковы тяжкие падут, 1827 |
*** Кто меня враждебной властью Цели нет передо мною: 1828 Анчар В пустыне чахлой и скупой, Природа жаждущих степей Яд каплет сквозь его кору, К нему и птица не летит И если туча оросит, Но человека человек Принес он смертную смолу Принес – и ослабел и лег |
А князь тем ядом напитал Поэт и толпа Поэт по лире вдохновенной И толковала чернь тупая: Зачем сердца волнует, мучит, Поэт. Чернь. Поэт. |
Бичи, темницы, топоры; – * * * Я говорю: промчатся годы, Гляжу ль на дуб уединенный, Младенца ль милого ласкаю, День каждый, каждую годину И где мне смерть пошлет судьбина? И хоть бесчувственному телу И пусть у гробового входа |
Поэту
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Осень (отрывок)
Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?
Державин.
I.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II.
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
III.
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?...
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми,
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
IV.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя –
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
V.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VI.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
VII.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX.
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол, и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит – то яркий свет лиет,
То тлеет медленно – а я пред ним читаю,
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X.
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
XII.
Плывет. Куда ж нам плыть?....
...............................
*** Вот холм лесистый, над которым часто На озеро, воспоминая с грустью |
Изрытая дождями, три сосны Стоят – одна поодаль, две другие Меня приветствовал. По той дороге |
Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решетки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте кое-как стесненные рядком.
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи,
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный.
Ворами со столбов отвинченные урны,
Могилы склизкие, которы также тут
Зеваючи жильцов к себе на утро ждут, –
Такие смутные мне мысли все наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Хоть плюнуть да бежать...
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое.
Там неукрашенным могилам есть простор;
К ним ночью темною не лезет бледный вор;
Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрепанных харит
Стоит широко дуб над нижними гробами,
Колеблясь и шумя…
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждая,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Вопросы
- Проследите, как изменяется поэтика Пушкина в процессе освоения творческих принципов классицизма, романтизма и реализма. Как эта творческая эволюция проявляется на уровне жанрового состава, лексики, образности? Как изменяется в поэзии Пушкина само представление о сущности поэтического?
- Проследите эволюцию лирического героя Пушкина, его движение от условного образа (от совокупности жанровых масок) лирического героя, в котором лишь проскальзывают биографические черты, к типичному для поэзии романтизма образу раздвоенного героя, к постепенному утверждению эстетической ценности индивидуального мира личности. Покажите на примерах из текста изменение отношения лирического героя к миру. Можете ли вы резюмировать суммарный облик пушкинского лирического героя? Каковы определяющие черты пушкинской личности?
- Как менялось представление Пушкина о назначении поэзии и поэта, о сущности поэтического творчества, творческого процесса? Какие аспекты оставались константными, не зависящими от мировоззренческой и эстетической эволюции?
- Покажите, как Пушкин переходит от «стилевого» слова к слову «нестилевому»? Как вы понимаете слова Л.Я.Гинзбург, приведенные во вступительной статье к данному разделу? Продемонстрируйте свое заключение на примерах из произведений Пушкина разных периодов творчества.