Возвратными называют глаголы с на конце. Про возвратную частицу «ся»

Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем - народ не вос­принимает утрированное «актерское» произношение окончаний СЬ, СЯ с твердым С и СА. Закон «упреждения» вызывает ре­дукцию этих безударных звуков в потоке речи и СЯ звучит как СА. (ВыкупалсА рано утром, пробежалсА по росе.) Звучать эти твердые окончания должны естественно, а не подчеркнуто-утри­рованно.

1 В. В. Колесов. Русская речь, СПб, 1998. С. 41.

И действительно, когда произносим отдельное слово, то окончания звучат мягко СЯ, СЬ - как пишутся (смеюсь, строй-тесь, умывался, боролся).

Произношение окончаний гий, кий, хий

Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, например, такую фразу:

ЧайковскЫЙ - Пушкин в музыке. Он гений. ЧайковскЫЙ - гордость наших поколений.

Перестройка языка для произнесения слова «Пушкин» реду­цирует окончание КИЙ, и оно звучит с коротким А или Ы. То же происходит и во второй фразе: слово «гордость» редуцирует конец предыдущего безударного слога КИИ.

Произношение старорусских слов

В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы - мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти слова не несут отдельной смысловой нагруз­ки, а присоединяются к другим словам и произносятся слитно с ними. Звуки А и О в этих старорусских словах и союзах редуцируются и произносятся как короткое А - Ъ (мЪл, дескЪть, сталЪбыть, кЪбы, кЪли).

Къбы знала я, къбы ведала. Къли пир, так пир горой. Чъй уж чаю напился.

Закон оглушения и озвончения

Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка - подруШка, развязка - развяСка, сказка - скаСка, соседка - сосеТка, беседка - бесеТка...

Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сдача - Здача, сбор - Збор, просьба - проЗьба, косьба - коЗьба, сде­лать - Зделать... Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед согласными Р, Л, М, Н, В: с мороза, с вами, с Новым годом, с лимоном, с розой, слава, фраза, красный...

Звонкие согласные в конце слова оглушаются: любовь - любоФь, кров - кроФ, лоб - лоП, круг - круК, воз - воС... Когда же человек произносит: товароВ, услуГ, этюД, кормоВ, отряД и так далее, можно говорить о том, что в его речи украи­низм.

Произношение согласных

Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, располаГХаю данными, в аванГХарде, ГХлубже, ГХидроаГХреГХат... Надо не допускать такого звуча­ния в русской речи.

Звуки СШ, ЗШ произносятся, как удвоенное ШШ: расшумелся - раШШумелся, из шатра - иШШатра...

Звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: жизнь - жЫзнь, ширь - шЫрь, цирк - цЫрк... (исключение - слово «жЮри»).

Сочетания в корне слова ЗЖ, ЖЖ произносится, как долгий мягкий звук ЖЬ, ЖЬ: воЖЬЖИ, дроЖЬЖИ, уеЖЬЖЯть, поЖЬЖЕ...

Сочетания ДЦ, ТЦ звучат, как долгое ЦЦ: дваЦЦать, оЦЦа...

Сочетания ГК, ГЧ звучат, как ХК, ХЧ: леХКо, леХЧе, мяХЧе... ДС, ТС произносится, как Ц: свеЦкиЙ, гороЦкой...

Упрощает произнесение согласных такое правило, как: в сло­вах с сочетаниями СТН, ЗДН, СТЛ, НДС, РДЦ, ЛНЦ не произносится одна из согласных: сонце, позно, серце...

Упрощается произнесение слов: здравствуйте - здраствуйте, чувство - чуство (но звук В все же просачивается в произнесе­нии).

Как долгий мягкий ШЬШЬ-Щ звучат сочетания СЧ, 3Ч: счет - щет, счастье - щастье. Звуки Ч, Щ всегда звучат мягко: чай - чЯй, чашка - чЯшка...

Звук Г произносится как звук В в местоимениях и прилага­тельных: кого - кАВо, его - ИВо, сегодня - сИВодня. В словах ага, господи звучит украинское фрикативное ГХ: ГХосподи. В слове Бог на конце произносится X: боХ.

Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш: что - Што, чтобы - Штобы, ничто - ниШто. В слове же НЕЧТО звучит Ч.

Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: ЧН и ШН.

ЧН звучит: в словах, имеющих звук Ч в корне слова (лиЧный, даЧный, проЧный), в производственной терминологии (станоЧ-ный, потоЧный, съемоЧный). 56

ШН остается пока в некоторых словах разговорного языка: СкуШНо, нароШНо, ииШНица. Но чаще уже и здесь звучит: булоЧпая, молоЧная, сердеЧная.

ШН произносится в женских и мужских отчествах:

НикитиЧНа - НикитиШНа, иниЧНа - ФоминишнаНа, ЛукиниЧНа - ЛукиниШНа.

В произношении некоторых имен в сочетании с отчествами выпускаются слоги: Василий Васильевич - Василь Васильич, Мария Ивановна - Марь Иванна, Наталия Федоровна - Наталья Федна.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ

Речь воспринимается как акцентная, когда человек не произ­носит четко двойных согласных: водная лекция, масовость спор­та, неуклоный рост, ценый вклад, коный спорт, подержать пред­ложение, награждёный,н аселёный пункт, телефоная станция, одать распоряжение, маса иследований, у касы маса народа...


Глаголы с частицей -ся, -сь называются возвратными. Они образуются и от переходных глаголов: ругать - ругаться, обнимать - обниматься, набирать - набираться, и от непереходных: чернеть - чернеться, краснеть - краснеться.
Частица -ся прибавляется к глаголам, на конце которых имеется согласный: мыть - мыться, греть -греться. Частица -сь прибавляется к глаголам после гласных: моюсь, греюсь.
Переходные глаголы, к которым присоединена частица -ся, становятся непереходными. Например: читать книгу - книга читается нами.
Некоторые глаголы с частицей -ся не имеют параллельных форм без этой частицы. Например: смеяться, гордиться, надеяться, бороться, кланяться, плестись (идти медленно), нестись (бежать быстро), бороться, жаловаться, выспаться и др.
Кроме значения непереходности, возвратные глаголы с частицами -ся, -сь могут иметь следующие добавочные значения:
  1. собственно возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое самим субъектом и направленное на себя самого. Например: мальчик моется (т. е. моет себя), сестра обувается (т. е. обувает себя);
  2. взаимно-возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое двумя или несколькими лицами. Например: Друзья часто встречаются и радуются этим встречам (т. е. встречают друг друга и испытывают взаимную радость);
  3. общевозвратное, если глаголы обозначают действие, как бы замкнутое в действующем лице. Такие глаголы обычно обозначают внутренние переживания, изменение в состоянии, положении, движении. Например: Колонны демонстрантов непрерывно двигались. Отец удивился неожиданному возвращению сына;
  4. страдательное, употребляемое в страдательном обороте, в котором лицо или предмет не сам действует, а подвергается действию кого-то -или чего-то. Например: Смета составляется бухгалтером (Ср.: Бухгалтер составляет смету).
Упражнение 248. В приводимых ниже предложениях найдите возвратные глаголы. Укажите способ их образования (-ся или -сь) и значение.
  1. Мой же Орлик словно взбесился (Закр.). 2. Мы слезли с коней и занялись боевым воспитанием Орлика (Закр.). 3. Мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой (Сим.). 4. Борис Никитич Аршинцев пользовался в дивизии всеобщей любовью (Закр.). 5. На голой вершине закопошились фигурки вражеских солдат (Закр.).
  1. Книга читается всеми с интересом. 7. Я стал быстро одеваться. 8. Впрочем, может из лужи браться слоном вода (В. Сол.). 9. Уже началась жестокая горная зима (Закр.). 10. Машина тяжело двинулась вперед (Закр.).

Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем - народ не вос­принимает утрированное «актерское» произношение окончаний СЬ, СЯ с твердым С и СА. Закон «упреждения» вызывает ре­дукцию этих безударных звуков в потоке речи и СЯ звучит как СА. (ВыкупалсА рано утром, пробежалсА по росе.) Звучать эти твердые окончания должны естественно, а не подчеркнуто-утри­рованно.

1 В. В. Колесов. Русская речь, СПб, 1998. С. 41.

И действительно, когда произносим отдельное слово, то окончания звучат мягко СЯ, СЬ - как пишутся (смеюсь, строй-тесь, умывался, боролся).

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ

Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, например, такую фразу:

ЧайковскЫЙ - Пушкин в музыке. Он гений. ЧайковскЫЙ - гордость наших поколений.

Перестройка языка для произнесения слова «Пушкин» реду­цирует окончание КИЙ, и оно звучит с коротким А или Ы. То же происходит и во второй фразе: слово «гордость» редуцирует конец предыдущего безударного слога КИИ.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ

В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы - мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти слова не несут отдельной смысловой нагруз­ки, а присоединяются к другим словам и произносятся слитно с ними. Звуки А и О в этих старорусских словах и союзах редуцируются и произносятся как короткое А - Ъ (мЪл, дескЪть, сталЪбыть, кЪбы, кЪли).

Къбы знала я, къбы ведала. Къли пир, так пир горой. Чъй уж чаю напился.

ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ

Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка - подруШка, развязка - развяСка, сказка - скаСка, соседка - сосеТка, беседка - бесеТка...

Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сдача - Здача, сбор - Збор, просьба - проЗьба, косьба - коЗьба, сде­лать - Зделать... Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед согласными Р, Л, М, Н, В: с мороза, с вами, с Новым годом, с лимоном, с розой, слава, фраза, красный...

Звонкие согласные в конце слова оглушаются: любовь - любоФь, кров - кроФ, лоб - лоП, круг - круК, воз - воС... Когда же человек произносит: товароВ, услуГ, этюД, кормоВ, отряД и так далее, можно говорить о том, что в его речи украи­низм.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, располаГХаю данными, в аванГХарде, ГХлубже, ГХидроаГХреГХат... Надо не допускать такого звуча­ния в русской речи.

Звуки СШ, ЗШ произносятся, как удвоенное ШШ: расшумелся - раШШумелся, из шатра - иШШатра...

Звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: жизнь - жЫзнь, ширь - шЫрь, цирк - цЫрк... (исключение - слово «жЮри»).

Сочетания в корне слова ЗЖ, ЖЖ произносится, как долгий мягкий звук ЖЬ, ЖЬ: воЖЬЖИ, дроЖЬЖИ, уеЖЬЖЯть, поЖЬЖЕ...

Сочетания ДЦ, ТЦ звучат, как долгое ЦЦ: дваЦЦать, оЦЦа...

Сочетания ГК, ГЧ звучат, как ХК, ХЧ: леХКо, леХЧе, мяХЧе... ДС, ТС произносится, как Ц: свеЦкиЙ, гороЦкой...

Упрощает произнесение согласных такое правило, как: в сло­вах с сочетаниями СТН, ЗДН, СТЛ, НДС, РДЦ, ЛНЦ не произносится одна из согласных: сонце, позно, серце...

Упрощается произнесение слов: здравствуйте - здраствуйте, чувство - чуство (но звук В все же просачивается в произнесе­нии).

Как долгий мягкий ШЬШЬ-Щ звучат сочетания СЧ, 3Ч: счет - щет, счастье - щастье. Звуки Ч, Щ всегда звучат мягко: чай - чЯй, чашка - чЯшка...

Звук Г произносится как звук В в местоимениях и прилага­тельных: кого - кАВо, его - ИВо, сегодня - сИВодня. В словах ага, господи звучит украинское фрикативное ГХ: ГХосподи. В слове Бог на конце произносится X: боХ.

Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш: что - Што, чтобы - Штобы, ничто - ниШто. В слове же НЕЧТО звучит Ч.

Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: ЧН и ШН.

ЧН звучит: в словах, имеющих звук Ч в корне слова (лиЧный, даЧный, проЧный), в производственной терминологии (станоЧ-ный, потоЧный, съемоЧный). 56

ШН остается пока в некоторых словах разговорного языка: СкуШНо, нароШНо, ииШНица. Но чаще уже и здесь звучит: булоЧпая, молоЧная, сердеЧная.

ШН произносится в женских и мужских отчествах:

НикитиЧНа - НикитиШНа, иниЧНа - ФоминишнаНа, ЛукиниЧНа - ЛукиниШНа.

В произношении некоторых имен в сочетании с отчествами выпускаются слоги: Василий Васильевич - Василь Васильич, Мария Ивановна - Марь Иванна, Наталия Федоровна - Наталья Федна.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ

Речь воспринимается как акцентная, когда человек не произ­носит четко двойных согласных: водная лекция, масовость спор­та, неуклоный рост, ценый вклад, коный спорт, подержать пред­ложение, награждёный,н аселёный пункт, телефоная станция, одать распоряжение, маса иследований, у касы маса народа...

СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Не все придерживаются такого правила, как смягчение со­гласных перед мягкими согласными. На этом правиле мы не­сколько больше задержим внимание.

Некоторым кажется, что мягкое произнесение согласного Т в слове ТВЕРДО не соответствует заложенному в нем содержа­нию: «твердый металл», «твердо стоял на своем», «он был тверд и непреклонен». И вдруг надо произносить: твердо. Это прави­ло кажется некоторым надуманным, неестественным для рус­ской речи.

Мы уже говорили о том, что все звуки влияют друг на друга. Пока мы произносим один звук, речевой аппарат уже подгото­вился к произнесению последующего звука. Происходит, как указывают ученые, так называемое упреждение. Очень легко в этом убедиться, попробовав произнести хотя бы простой слог БУ: еще до произнесения взрывного Б губы уже вытянулись вперед, собираясь произносить гласный У. Попробуем теперь проследить за мышечным напряжением языка при произнесении согласного С в двух различных словах, например, в слове СНАСТЬ и слове СНЕДЬ. Мы заметим, что, намереваясь произ­нести слово СНАСТЬ, язык более спокойно, свободно лежит (слегка приподнимаясь для произнесения Н), готовясь произ­нести гласный А. Собираясь же произнести слово СНЕДЬ, заме-; чаем, что язык становится более напряженным, прижимаясь краями своими к верхним боковым зубам. Что его туда подвину-

ло? Готовность произнести мягкий йотированный звук Е. Йоти­рованные звуки образуются из слитного произнесения Й+Э, Й+О, Й+А, Й+У. Они-то и смягчают стоящие пред ними согласные.

Собираясь произносить слово ТВЁРДО, язык настроился на произнесение мягкого Ё. И потому между согласными Т и В слышится мягкий знак ТЬВЕрдо. Значит, правило смягчения согласных звуков лежит в физиологии речеобразования. Заме­чено только, что не все согласные в равной степени смягчаются перед различными мягкими согласными. Наиболее подвержен])! смягчению переднеязычные щелевые 3, С перед мягкими ТЬ, ДЬ (сЬтепь, зЬдесь, сЬтекло, гвозЬдик...). Но никогда не смяг­чаются перед К, Г, X, Р (куски, мозги, маски, брызги, посредст­венный...).

Факультативно смягчаются перед согласными Л, Н, В (есЬли, посЬле, басЬня, сЬвет..., но можно: разлить и разЬлить, сЬвёл и свёл).

Согласный Н обязательно смягчается перед переднеязычны­ми Ч, Щ, которые в русском языке всегда мягкие (конЬчик, понЬчик, банЬщик, женЬщина).

Согласные Т, Д смягчаются перед мягкими Н, Л, В (дЬверь, ветЬви). На стыке приставки и корня произношение чаще всего остается твердым (подбить, подписать, предвидеть).

Губные согласные П, Б, М, В, Ф в сочетании друг с другом могут произноситься и мягко и твердо (в рифЬме и в рифме, в ламЬпе и в лампе). С мягкими же заднеязычными К, Г, X обя­зательно произносятся твердо (лавки, рамки, замки, совки).

Переднеязычный согласный Р в сочетании с мягкими ТЬ, ДЬ произносится теперь твердо (партия, вертеть). Обязательно твердое его произношение с губными и заднеязычными соглас­ными (армия, марки, парки, арки).

Двойные согласные, когда они стоят внутри корня, обяза­тельно смягчаются (в ванЬне, в касЬсе, в масЬсе, в вилЬле), смягчаются они при встрече корня и суффикса (малинЬник, пленЬник), при встрече приставки и корпя (подЬдеть, отЬте-нить).

Таким образом, случаи ассимилятивного смягчения распре­деляют на три группы: обязательное смягчение, факультативное, отсутствие смягчения.

Когда нарушается закон смягчения согласных звуков, речь теряет эстетику звучания. Попробуйте произнести сначала мягко согласные в тексте, который мы вам предлагаем, а затем твердо. Вы убедитесь в том, что в первом варианте (при смягченном произношении) речь более благозвучна:

ЕсЬли бы да есЬли

да вмесЬте сели, ЕсЬли бы да есЬли

да песЬню сЬпели. ЕсЬли бы да есЬли

да в пляс под песЬню...

Не было бы песЬни той

чудесЬней!

В этой «плясовой» двенадцать раз повторяются смягченные согласные в словах: есЬли, вмесЬте, сЬпели, чудесЬней, песЬни.

С нашей точки зрения, существует прямая зависимость вер­ного (смягченного) произношения согласных перед мягкими согласными от степени разработанности речевого аппарата. Если он (аппарат) чрезвычайно подвижен, то успевает занять позицию мягкого гласного, перенеся эту мягкость звучания на предшест­вующие согласные. Ведь не случайно, что при быстрой, бытовой речи (в отличие от полного стиля) согласные в речевом потоке смягчаются чаще.

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ

Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл по­вод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчится внимание», «ПрИнялся за дело» и так далее.

Словесное ударение оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое - слово, не давая ему «рассыпаться», «развалиться». Существует определенная слож­ность словесного ударения в русской речи. Если в английском, чешском, венгерском языках ударение всегда на первом слоге, во французском - на последнем, в польском - на предпоследнем, то в русском языке оно разноместно и является фонетическим различием слов: пАрить - парИть, прОпасть - пропАсть, мУка - мукА, хлОпок - хлопОк...

Поэт Яков Козловский в разделе, названном им «Одинаково нас пишут, но... по-разному нас слышат» предлагает целый цикл коротких стихов, показывающих, как ударение в слове меняет его смысл.

Вот несколько из них:

УДАРЕНИЕ

Мне слово «чудно»

Изменить нетрудно;

Поставил ударение на «О» -

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Косит косец,

а зайчишка косит,

Трусит трусишка,

а ослик трусит.

МУКА И МУКА

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

Не мука, а мука -

Поварам наука.

Серая ворона

Черного ворона

Утром ругала,

присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки -

Сорок сорок.

В ЛЕСНОМ ЗАМКЕ

На двери замка

Нет замка.

Живет щегол здесь -

первый щеголь.

И утром белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

Косой купил ружье.

И через час-другой

Был серый волк объят тревогой.

Сказал ему Косой:

Послушай, дорогой,

Ты стерегись ходить моей дорогой.

И в словах, несущих единое содержание, наблюдается истори­ческое перемещение ударения. Зафиксированы три тенденции перемещения: регрессивная, прогрессивная и центростремитель­ная. Регрессивное направление ударений чаше наблюдается у двухсложных слов: токАрь - тОкарь, паспОрт - пАспорт, курИт - кУрит, грузИт - грУзит...

Но в большем количестве слов происходит прогрессивная акцентуация. Ударение перемещается с начального (или второго от начала) к концу слова: Удить - удИть, вЕрны - вернЫ, блИзки - близкИ, учИтели - учителЯ, профЕссоры - профес-сорА, трАкторы - тракторА...

У многочисленных слов наблюдается тенденция к переходу ударений в центр слова. Это позволяет сохранять ритмическую упорядоченность звучащей речи, которая не терпит скопления более трех безударных слогов: рецензировАть - рецеизИровать, абонировАть - абонировать, баллотировАть - баллотировать...

В современном русском языке преобладает центральное уда­рение с тенденцией к смещению во вторую половину слова. Мень­ше всего слов с начальным ударением. Вот почему режет слух начальное ударение в словах: нАчать, Агент, цЕмент, квАртал...

Оратору надо иметь под рукой словарь, чтобы сверять с ним правильность ударений в современной речи.

Трудность русского словесного ударения состоит еще и в его подвижности. В одном и том же слове оно перемещается с одного слога на другой. Это происходит при изменении его формы по падежам, родам, числам, временам...

БОйкий - бойкА - бОек - бОйко - бОйки; тОикий - тонкА - тОнок - тОнко - тОнки; брАл - бралА - брАло - брАли; дАл - далА - дАло - дАли; нАчал - началА - нАча-ло - нАчали; Отдал - отдалА - Отдало - Отдали; рОздал - роздалА - рОздало - рОздали...

Однако такому изменению подчиняются не все слова нашей речи. Например, существительные: досУг - досУгу - досУ-гом - о досУге; квартАл - квартАлу - квартАлам - о квартАле; Очерк - Очерка - Очерку - Очеркам - об Очерке...

Не все глаголы имеют перемещенное ударение в женском роде; бИл - бИла - бИли; знАл - знАла - знАло - знАли...

Необходимо запоминать верное ударение слов в русской речи, пользуясь специальными справочниками, пособиями, выраба­тывать в себе «чувство слова», чувство ритмической организации русской речи. Именно ритмической упорядоченностью звучащего слова, не терпящего скопления более трех безударных слогов, мы можем объяснить, почему надо говорить «Московские ворОта», но «морские воротА»; «кубанские казАки», но «донские казакИ»; «дЕвица-красавица», но «шла девИца за водой»; «ветер пО морю гуляет», но «как по мОрю, мОрю синему» и т. д. В зависимости от контекста всей фразы мы можем сказать: пО мосту - по мостУ - по мОсту; пО столу - по столУ; пО небу - по нЕбу; далекО - далЕко; высокО - высОко...

В бытовой современной речи, к сожалению, наметилась тен­денция убирать подвижность ударения, а ведь это - неповто­римое богатство нашего языка. Прислушайтесь: гОрод - городОк - прИгород; стОй - стоИшь - вЫстоишь; дАл - далА - пЕредал; далекО - далЕче...

Одно слово может передать тончайшие нюансы чувств, дей­ствий, настроений:

И сердцем далек О носилась

Татьяна, смОтря на луну...

Вдруг мысль в уме ее родИлась...

Поди, оставь меня одну. -

говорит Татьяна няне.

И пишет любовное письмо Онегину. А вот она в Москве, в «Собранье».

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой...

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где Он являлся ей.

Так мысль ее д а л Е ч е бродит:

Забыт и свет и шумный бал...

Это простонародное слово далече точно характеризует образ мыслей пушкинской героини.

А вот еще строки из другого произведения А. С. Пушкина:

Все грустную тоску на душу мне наводит.

ДалЁко, там луна в сиянии восходит...

Попробуйте сказать: «Там, далекО луна в сиянии восходит» и сразу теряется не только красота метро-ритмического порядка слов во фразе, но и глубина смысла: обреченность изгнанника на вечную разлуку с любимой женщиной, для которого слова «далЁко», «там» приобретают особую значимость, они объемны, они выделяются при звучании стихов, они дороги Пушкину.

«ДалекО, далЕче, далЁко». Сколько разнообразия смыслов в подвижности ударения в русской речи! Подвижность ударения выделяет пол действующего лица: Он пОдал руку, она подалА.

Разве не видится за первой фразой волевое, мужское начало, а за второй - женственность, мягкость движения? А ведь при­ходится слышать, как говорят: «Он подАл, она подАла». Как будто действуют какие-то бесполые существа.

Вслушайтесь еще раз в то, как передает разный характер действия мужчины и женщины переходящее ударение:

Вдруг понялА, что не правА была,

И другу тихо руку подалА.

Он пОнял - тяжела разлука.

И пОдал руку.

А как определенно звучат слова, когда ударение в слове пе­реносится на частицу отрицания в мужском роде:

Дал ответ? НЕ дал. Нет.

Когда же говорят «не дАл», да еще произносят это нечетко, то не понимаешь, что же все-таки: дал или нЕ дал? И приходится переспрашивать.

Частица отрицания образует новые слова, беря на себя уда­рения: «Ты не друг мне, а нЕдруг», «Быль иль нЕбыль», «пЕви-даль», «нЕуч», «нЕхристь», «в нЕпогодь»...

У поэта Якова Козловского есть стихи, которые гак и назы­ваются:

БЕГЛОЕ УДАРЕНИЕ

Поклонившийся погосту,

От селенья за версту

Шел я пО мосту,

по мОсту,

По скрипучему мостУ...

Много ль надо человеку?

Отдышаться б на веку,

Глядя нА реку,

На спокойную рекУ.

Дым печной тянулся к дыму,

И клонилось потому

Солнце нА зиму,

На морозную зимУ.

В разноритмичности, подвижности ударений проявляется фо­нетическое разнообразие, гибкость нашего языка, тончайшая его выразительность. Как же надо внимательно, «с почтением» отно­ситься к словесному ударению, чтобы не допускать ошибок в произнесении, чувствовать музыкальную организованность речи.

Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой частью литературного языка. Задача орфоэпии состоит в том, чтобы каждый человек, познав индивидуальные особенности своей ре-

чи, а также особенности говоров и акцентов, мог сделать собст­венную речь совершенной.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какова роль культуры произношения в ораторском мастерстве?

Чем характеризуются стили произношения?

Какие законы лежат в основе русской фонетической системы?

Что надо знать о редукции гласных звуков? Какое отклонение от нормы

звучания наблюдается при произношении союза И, предлога ИЗ при

слитном произнесении слов?

Как произносятся обрусевшие иностранные слова с гласным Е?

Что надо знать об ассимиляции согласных звуков в русской речи? Какие согласные всегда произносятся твердо?

Что происходит со звонкими согласными в конце слова?

Что вы знаете об упрощении произношения согласных?

В чем отличие произношения согласного Г в русской и украинской речи?

Что характерно для произношения сочетания ЧН в современной речи?

Что надо знать о законе «упреждения»?

Какие существуют группы ассимилятивного смягчения гласных звуков?

Что характерно для словесного ударения в русской речи?

Какие наблюдаются тенденции в перемещении ударений?

Как влияет на речь подвижность ударений?


Похожая информация.


Урок русского языка.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ СЯ (-СЬ).

Цель:

    познакомить учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи;

    формировать умение различать и образовывать такие глаголы;

    развивать умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

    создать атмосферу сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Этапы урока

Планируемая

деятельность

учителя

Предполагаемая

деятельность

учащихся

Психологический настрой

Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые открывать

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов в открытии новых знаний.

Самоопределение к учебной деятельности.

Шкала успеха.

    У вас на партах лежит «ШКАЛА УСПЕХА.»

Как вы думаете, все ли у вас получится на уроке?

К этой шкале мы с вами вернемся в конце урока.

2. Загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт.

Мы много на уроках с вами узнали о глаголе.

Кое – что нам о нем необходимо вспомнить.

Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?

Предлагаю составить кластер по теме «глагол ». (Коротов Д., Гайло М., Клинтух В.).

Наверное, они могут быть полезными на уроке.

Актуализация опорных знаний, определение темы урока

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

СЛАЙД 1

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...

Внимание!Сегодня нам предстоит сделать важное открытие.

Для этого нужно быть внимательными и активными.

На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Не спеши языком, спеши делом.

Хотите открыть новые тайны русского языка?

Тогда в путь. Запишите число и место нашей работы.

Да. С помощью языка люди обогащаются, передают свои мысли, познают мир…

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

Да. Конечно.

Уч-ся записывают число, классная работа.

Минутка чистописания

СЛАЙД 2

в к под на ист тель еньк н сь ся

Запишите ее в тетрадь

По какому признаку можно распределить данные буквы и сочетания букв на две группы

А на три группы?

Назовите предлоги, приставки и суффиксы.

К какой группе вы отнесете сочетания букв сь и ся?

по частям речи по частям слова.

предлоги, приставки, суффиксы.

Повторение о глаголе

Игра « Исключи лишнее».

Посмотрите на слова.

Желтеть, пробежал, оденемся, дышать, оденусь, желаешь

Что можете сказать о них?

Какое задание можно предложить?

Предлагаю вам игру: «Исключи лишнее… »

1. Назови глагол прошедшего времени, ед.ч., м.р. – пробежал

2. Найди глагол во 2 лице, ед. числа –

желаешь

3. Укажи глагол – исключение –

дышать

4. Глагол, стоящий в инфинитиве –

Желтеть

Какие глаголы остались??

Оденусь, оденемся.

Что можете сказать о них сказать?

Мнения детей

Защита кластера

Выступление детей по очереди.

Дети защищают кластер

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, все ли знаете о глаголах?

Внимание на экран. СЛАЙД 3

Рассмотрите рисунки.

Прочитайте глаголы.

ПРИЧЕСЫВАЕТ ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Сравните их.

Что можете сказать?

Они однокоренные?

Чем отличаются?

Что вы знаете о нем?

Есть ли разница в значении глаголов?

- Какую цель поставим перед собой?

1. Значение глаголов.

2. Как образуются?

3. Где находится суфф. - ся?

4. Как называются такие глаголы?

5. Почему так называются?

- А чему должны научиться?

Мнения детей

Научиться писать такие глаголы, уяснить значение этих глаголов.

Открытие нового знания

Исследовательская работа.

СЛАЙД 4

    Составьте предложения с данными глаголами.

Катя причесывает Иру.

Катя причесывается.

- Назовите грамматическую основу.

Подчеркните ее.

Что заметили?

В чем различие глаголов по смыслу?

Ученики (В первом предложении действие выполняет Катя, действие направлено на другой предмет, на Иру.)

Во втором предложении – действие выполняет Катя, но оно направлено на себя.

Как вы думаете, как называются такие глаголы?

2. ВНИМАНИЕ! Историческая справка. СЛАЙД 5

Суффикс ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя».

ГЛАГОЛ + СЯ (себя). Например:

Мыться – т.е. мыть себя

Моюсь – т.е. мою себя

Одеваться – т.е. одевать себя.

Одеваюсь – т.е. одеваю себя.

Действие возвращается на себя.

3. МАМА УМЫВАЕТ СЕРЕЖУ. СЛАЙД 6

Измените, предложение так, чтобы глагол принял возвратное значение.

МАМА УМЫВАЕТСЯ.

Поэтому такой глагол называется ВОЗВРАТНЫМ.

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Что будет главным на уроке?

Разная гр. основа

(Мнения детей)

Работа по учебнику.

Прочитайте правило на стр. 78.

Вывод.

Итак, мы с вами выяснили, как называются такие глаголы, почему они так называются?

4. Выясним, где находятся суфф. - СЯ (-СЬ)

Разберем глагол по составу: (У доски ученик)

ПРИЧЕСЫВАЕТ

ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Надо выяснить, входит ли в основу ^ СЯ?

Найдите на стр. 79 информацию, которая поможет вам ответить на вопрос.

Вывод:

Посмотрите, где стоит ^ ся (-сь) в слове?

^ ся возвращает действие обратно.

Формообразущие суфф. –СЯ (-СЬ) в основу входят.

В глаголах в конце слова, после окончания.

ФИЗМИНУТКА

Потяну ться , отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться ,
Покружи
ться , покача ться ,
Поклони
ться , распрями ться
И опять начать труди
ться .

Назовите возвратные глаголы, которые услышали в физминутке?

Почему они называются возвратными?

Дети называют.

Закрепление

5. Ребята, а когда пишется в глаголах ^ся, а когда сь?

Попробуем ответить и на этот вопрос.

УПР. 143, стр. 78. Прочитайте задание.

Спишите 1абзац.

Подчеркните буквы, обозначающие звуки перед

^ ся, (- сь).

ВЫВОД. – Кода пишется суффикс СЯ? СЬ?

(на доске появляется схема)

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

согл. СЯ гласн. СЬ

Самостоятельная работа

Потренируемся образовывать возвратные глаголы.

СЛАЙД 7

Образуйте глаголы с помощью суффиксов СЯ (-СЬ)

Умывать - умываться - умываюсь

Одевать - ………… - ………

Царапать - ……… - ………

Дифференцированные задания по выбору .

а) (У каждого ученика лежат три карточки в форме листика с дифференцированными заданиями:

зеленый – базовые знания,

желтый – повышенной сложности,

красный – творческий уровень).

б) Самопроверка. (Открывают листок – там ответы.)

1. (Зеленый.) Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся . Запишите их с суффиксом -ся .
Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

2. (Желтый.) Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся .
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

3. (Красный.) Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
Ждать у моря погоды, не верить своим глазам, надуть губы, вешать нос, писать как курица лапой.

(Учащиеся выбирают индивидуальную карточку с заданием, которое им понравилось.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог.

С какой формой глагола мы познакомились?

Как образуется?

Какое значение придает суфф. ся (-сь)?

Где пишется суфф. ся и (-сь) ?

СЛАЙД. 8

Подумайте, какая разница в значениях глаголов:

ИЗВИНИТЬ и ИЗВИНЯЮСЬ?

- Почему следует говорить: извините меня, а не «я извиняюсь?»

Мы убедились, что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь, делают ее более точной.

Возвратной

Действие возвраща-ется на себя.

Показывает, что это возвратный глагол.

В конце слова, после окончания.

СИНКВЕЙН

Мы много сегодня с вами говорили о глаголе, узнали новое. Предлагаю вам написать синквейн на тему нашего урока.

Зачитываются несколько.

Ребята пишут.

Задача на след. урок.

А как вы думаете, ко всем ли глаголам можем приставить суфф. - СЯ (- СЬ)?

Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Мнения детей.

Домашняя работа

Задание по выбору:

    Стр. 78-79 правила – для всех.

  1. Записать 6 пословиц с возвратными глаголами

У кого совпала оценка?

У кого нет?

(Старайтесь объективно подходить к своей оценке)

Частица -ся, восходящая к возвратному местоимению себя. В современном русском языке -ся выступает в функции пофлексийного, или пофлективного (стоящего после окончания), суффикса (постфикса) в глагольных формах (в инфинитиве - после суффикса) и является или формообразующим аффиксом в качестве элемента залогового значения (умываться, кусаться), или словообразующим аффиксом, чаще в сочетании с приставкой или суффиксом (плакаться, присматриваться, гордиться).

  • - рекуррентная последовательность, - последовательность удовлетворяющая соотношению вида где - постоянные...

    Математическая энциклопедия

  • - мед. Возвратные лихорадки - группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых патогенными для человека трепонемами рода Borrelia...

    Справочник по болезням

  • - подземная и поверхностная вода, стекающая подземным или поверхностным стоком с орошаемых территорий, или вода, сбрасываемая промышленными предприятиями, установками бытового водоснабжения, коммунальными...

    Геологическая энциклопедия

  • - "...163. Договорами поставки продукции может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции или сдаче тароремонтным организациям...

    Официальная терминология

  • - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада...

    Энциклопедия юриста

  • - 1) сумма импортных пошлин, подлежащих возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки ранее ввезеных товаров...

    Большой юридический словарь

  • - см. Тиф возвратный эпидемический...

    Большой медицинский словарь

  • - метод управления ресурсами предприятия путем перераспределения активов...

    Словарь бизнес терминов

  • - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных и оплаченных пошлиной товаров...

    Финансовый словарь

  • - операция, используемая при управлении финансами компаний и связанная с изменением структуры активов...

    Большой экономический словарь

  • - предоставление лицензиатору права на использование усовершенствования объекта техники или технологии, разработанных лицензиатом...

    Большой экономический словарь

  • - 1) сумма импортных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных товаров...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - рекуррентная последовательность, последовательность a0, a1, a2,..., удовлетворяющая соотношению вида ап+р + с1ап+р-1+... + срап = 0, где с1,..., cp - постоянные...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ядро атома гелия, содержащее 2 протона и 2 нейтрона...
  • - ВОЗВРАТНАЯ последовательность - последовательность a1, a2, ..., удовлетворяющая соотношению вида an+p + c1an+p-1 + ... + cpan=0, где c1, c2,..., cp - постоянные...

    Большой энциклопедический словарь

"возвратная частица" в книгах

Глава 1 Частица океана

автора Азимов Айзек

Глава 1 Частица океана

Из книги Кровь: река жизни [От древних легенд до научных открытий] автора Азимов Айзек

Глава 1 Частица океана Любое одноклеточное существо, живущее в море, настолько крошечное, что его можно разглядеть только под микроскопом, имеет запас крови, в миллиарды раз превосходящий человеческий.Поначалу это может показаться невозможным, но, когда вы поймете, что

И В МАТЕРИАЛАХ - ЧАСТИЦА ПАМЯТИ

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

И В МАТЕРИАЛАХ - ЧАСТИЦА ПАМЯТИ Испокон веков надгробия делают из камня или металла, реже из дерева.А на Новодевичьем стоят два памятника, изготовленные из материалов, которые никогда и нигде для этой цели не применялись.***Химик Петров Григорий Семенович (1886-1957) стал

В каждом - частица Бетховена

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

В каждом - частица Бетховена Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдает ей все свои душевные силы, все свое сердце, весь свой ум. Всего себя отдает искусству и настоящий, хороший исполнитель. И слушатель, если он хочет по-настоящему услышать музыку, тоже должен

ЧАСТИЦА «-СЯ» ПОБЕЖДАЕТ

Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис Николаевич

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой Далее, можно было бы видеть препятствие в следующем: при феноменологической установке мы направляем свой взгляд на чистые переживания, с тем чтобы исследовать их, однако переживания самого этого

Что такое частица?

Из книги Гиперпространство автора Каку Мичио

Что такое частица? Суть теории струн в том, что она может объяснить природу и материи, и пространства-времени, т. е. природу и «дерева», и «мрамора». Теория струн дает ответы на ряд головоломных вопросов о частицах: например, почему в природе их так много. Чем глубже мы

Возвратная пошлина

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Возвратная пошлина ВОЗВРАТНАЯ ПОШЛИНА (налог) - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада (при условии фактического вывоза их в течение 3 месяцев со дня помещения под этот режим);

Возвратная последовательность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Танец продавца, или Нестандартный учебник по системным продажам автора Самсонова Елена

8.6. КАК РАБОТАЕТ ЧАСТИЦА «НО» Знаете ли вы, что частица «но» полностью «зачеркивает» то, что вы сказали перед ее употреблением?– Вы очень симпатичный человек, но…– Вы правы, но…– То, что вы говорите, интересно, но…Когда вы разговариваете с клиентом или покупателем,

Третья частица

Из книги Атомный проект. История сверхоружия автора Первушин Антон Иванович

Третья частица Как мы видели, период с 1895 по 1919 год был густо насыщен важными открытиями в области ядерной физики. Но после 1919 года развитие этой науки, казалось, приостановилось. И это неслучайно.Вспомним, что для исследования атома физики использовали явление

Возвратная мутация

Из книги Литературная Газета 6411 (№ 15 2013) автора Литературная Газета

Возвратная мутация Сначала я прочитал статью Л. Бызова "Азиатизация", а потом услышал об удивительном заявлении главы Федеральной миграционной службы господина Ромодановского. А заявил он, что его замечательная служба с лавиной незаконной миграции в одиночку уже