Является ли школьная форма обязательным условием посещения школы.

Нужна ли школьная форма, всегда стоит остро в нашей стране несмотря на то, что школьную форму всегда носили и носят многие воспитанники различных учебных заведений как в нашей стране, так и в других.

Но нас в период лихолетья, связанного со сменой государственного статуса страны в середине 90-х, было отменено все старое, включая и форму в школах. А теперь возвратить все на круги своя очень не просто.

Споры по поводу форменной одежды школьников ведутся до сих пор, хотя стоит отметить, что форму все же носят, особенно младшие школьники. Так зачем нужна школьная форма, попробуем разобраться с этим вопросом.

Рассуждая о правах человека, некоторые считают, что школа не имеет права требовать от ребенка присутствовать в ее стенах только в определенной форме и выгонять с уроков. Существует закон об образовании, где ясно сказано, что ребенок имеет право учиться. Но если в школе есть внутренний нормативный акт в виде устава, где прописано наличие определенной школьной формы, то школа может требовать ее ношение на законных основаниях. Часто сталкиваются закон и устав, в результате рождается большое количество споров. Но стоит заметить, что, вряд ли, стоит родителям идти на открытый конфликт в школе, где учится их ребенок, может, лучше решить все мирным путем, найдя некоторые компромиссы.

Ношение формы имеет как свои минусы, так и несомненные плюсы. Нужна ли школьная форма, за и против ее присутствия в наших школах высказываются все по-разному. Рассмотрим оба варианта.

Плюсы школьной формы:

  1. Школьная форма дисциплинирует, как и всякая спецодежда. Ребенок, надевший форму, точно знает, что он идет учиться и сразу настраивается на нужный лад. К тому же, форма не отвлекает от учебы.
  2. Форма сглаживает различия между финансовым положением семей учеников, а также учителями.
  3. Форма статусная вещь. Она говорит о принадлежности ученика к некой школе. В гимназиях и лицеях принято гордиться своей школой и ее формой.

Минусы школьной формы:

  1. Школьная форма делает всех одинаковыми, не давая возможность на самовыражение. А оно особенно важно для старшеклассников.
  2. Материал, из которого она шьется, часто бывает низкого качества, индивидуальные особенности строения тела каждого ребенка не учитываются, поэтому форма иногда плохо сидит, портится, неэстетично выглядит.
  3. Иногда в ней бывает не совсем удобно, например, когда запрещены брюки. Зимой в юбке девочкам достаточно холодно, а переодеваться бывает не совсем комфортно, а порой даже и негде. Мальчики жалуются, что им неудобно целый день сидеть в пиджаках.

Кстати, вопрос о ношении школьной формы не принимается в одностороннем порядке, а только совместно с родителями, поэтому решая то, в чем будет учиться ваш ребенок, можно рассмотреть различные варианты одежды, проверить качество различных производителей, чтобы выбрать лучшее. Можно сшить форму на заказ в другой фирме, соблюдая цвет и фасон, но из лучшей ткани и по индивидуальным меркам ребенка.

И не нужно настраивать ребенка против формы, ведь большинство споров, можно решить достаточно мирно. Да и к тому же, дети ходят в школу учиться, поэтому они должны выделяться, прежде всего, своими знаниями, а не одеждой. А показать свой гардероб можно и в другом месте.

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

Вопросом о том, нужна ли школьная форма детям и каковы аргументы «за и против» ее ношения, родители задаются тогда, когда их чадо в первый раз отправляется в школу. Уставом школ может предполагаться одинаковый фасон школьной формы для всех, разные модели школьной формы или же ее полное отсутствие. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы и о них мы расскажем в данной статье.

Нужна ли школьная форма?

Школьная форма позволяет детям не отвлекаться на такие значимые для них детали, как обсуждение внешнего вида одноклассников и уровень их материального обеспечения. В силу того, что дети часто жестоки в своих суждениях, школьники из более бедных семей могут слышать в свой адрес насмешки. Это может оказать влияние не только на их самооценку, но и успеваемость в целом. Благодаря одинаковой для всех одежде социальные различия стираются.

Школьная форма дисциплинирует детей. Классический крой одежды, отсутствие кричащих деталей и недопустимых этикетом вырезов дает детям возможность сосредоточиться на учебе.

Однако, эти плюсы введения формы актуальны только для тех школ, где варианты моделей школьной формы обсуждаются заранее и являются обязательным требованием для всех учеников. В школах, где форма обязательна, но требования к школьной форме не оговариваются уполномоченными педагогами или родительским комитетом – эти плюсы уже не работают.

В таком случае мнение о том, зачем нужна школьная форма, является оправданным. Дети все равно будут отвлекаться и обсуждать платье или новый модный жакет от школьной формы той или иной ученицы.

Плюсы и минусы школьной формы

Плюсы

К плюсам введения школьной формы можно отнести уже отмеченные ранее дисциплинированность и стирание социальных признаков. Также форма позволяет ученикам, особенно младших классов, почувствовать свою принадлежность к новой для них группе учащихся.

Минусы

Среди минусов ношения школьной формы можно отметить ее дороговизну. Полный комплект с отдельными элементами одежды для смены может обойтись родителям в круглую сумму. К тому же им необходимо будет приобретать одежду для прогулок и выходных дней. Еще одной проблемой школьной формы является уход за ней. Многие костюмы периодически приходится отдавать в химчистку, а также тщательно и аккуратно гладить.

Для самих школьников форма становится проблемой тогда, когда администрация учебного заведения принимает решение о ведении единого фасона для всех учеников. Проявить свою индивидуальность посредством одежды ученикам становится сложно.

Российские предприятия легкой промышленности предложили ввести единую форму для учеников младших классов по всей стране. Представители отрасли считают необходимым сделать школьную форму отдельным сегментом одежды и закрепить стандарты ее производства на законодательном уровне.

«Летидор» вспоминает, когда и где школьная форма появилась впервые, и рассматривает основные вехи в мировой истории.

С древнейших времён школьная форма была отличительным знаком высшего общества, ведь далеко не каждый мог дать своим детям образование. Это не просто атрибут образовательной системы, но ещё и древняя традиция, которая менялась вместе с развитием общества.

Когда появилась школьная форма

Определить «день рождения» формы практически невозможно, поскольку первые школы появились задолго до нашей эры. Уже к III тысячелетию до нашей эры во многих городах Междуречья были школы при храмах. Специальной формы у школьников не было, они должны были одеваться как будущие писари: в короткий хитон (подобие рубашки), кожаные доспехи с изящной отделкой из хламиды (плотная ткань). На Востоке такую форму тысячелетиями носили юноши, обучаемые наукам (девушки, как известно, долгое время не принимали участия в процессе обучения). Но уже тогда появились и особые знаки отличия. Например, в древней Греции ученики Аристотеля повязывали специальным восточным узлом галстуки и носили белые тоги, перекинутые через левое плечо.

Древние индийцы учились в так называемых «семейных школах». Ученики жили в доме учителя-отца и во всем ему повиновались. На академические занятия им полагалось приходить в дхоти курта - так называли костюм из двух элементов. Ноги и бедра оборачивали полоской ткани, наверх надевали рубаху, которая у разных каст отличалась цветом, пошивом и орнаментом. С развитием буддизма в I-VI веках дхоти курта сменили на курту и паджами - длинную рубаху и широкие штаны. Да-да, слово «пижама» пришло к нам из хинди и буквально обозначает «одежда для ног».

Что было с формой в Средние века

В средневековой Европе с упадком античной культуры начались «темные» времена для образования. Институты и школы были практически уничтожены. Избежали этой участи только церковные школы при монастырях. Форма в те времена представляла собой обычную монастырскую одежду. После тяжелых времен впервые школьная форма была введена в Англии.

С 1552 года появились Christ’s Hospital - школы для сирот и детей из бедных семей. Для учеников шили специальный костюм, состоящий из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колена. Эта форма существует и по сей день, только теперь её носят не сироты, а будущая элита Великобритании. Форма была утверждена на государственном уровне. В то же время дети из разных элитных школ придумали особые условные знаки, по которым ученики понимали место друг друга. Сколько пуговиц застегнуто на блейзере, как завязаны шнурки, под каким углом надета шляпа, как ребёнок держит школьную сумку (за одну ручку или за две) - все это были социальные маркеры, невидимые для непосвященных.

Что со школьной формой в России

В России форма появилась в 1834 году с принятием закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров - студенческие и гимназические. Форма была военного фасона: фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Надо ли говорить, что мальчишки с гордостью носили такую одежду не только в школе, но и в повседневной жизни.

Девочки носили весьма строгий и скромный наряд - коричневые платья и фартучки. Одна цветовая гамма у каждого заведения, а фасон менялся в зависимости от моды. После революции школьную форму упразднили как элемент буржуазии. Время «бесформенности» длилось вплоть до 1949 года. Дальше гимнастерки сменили костюмы на четырех пуговицах, фуражка и ремень с бляхой. При этом прическа ученика непременно должна была быть «под машинку», как в армии.

В 1992 году под влиянием демократических идей школьная форма была официально отменена постановлением о правах ребёнка. Утверждалось, что каждый ребенок имеет право выражать свою индивидуальность так, как считает нужным. В 2012 году вновь был принят закон, вернувший школьной форме законный статус.

“Вы можете ненавидеть школьную форму, но я верю, что она приведет к лучшему”, -считает 15-летняя Хлое Спенсер.

Рубашка, галстук и пиджак, может, и не моя любимая одежда, но, если бы у меня был выбор, то я бы не отвергала идею школьной формы. Ее ношение является символом гордости, создает индивидуальность школы и является важной частью студенческой жизни.

“Форма показывает, что вы- часть определенного общества. Ее ношение говорит о том, что все одинаковы”, - говорит Джейсон Уинг, директор Neale-Wade Academy в Кембриджшире.

“Если вы носите форму с гордостью, то вы становитесь более уважительными к правилам школы”.

Моя школа одна из тех многих школ, которая предпочитает строгую форму- в этом сентябре я надену рубашку и пиджак вместо старого джемпера и рубашки поло. Некоторые студенты пожаловались на это изменение, но школа утверждает, что джемперы и поло выглядят слишком по-детски.

Школьная форма учит студентов одеваться по-деловому и гордиться своим внешним видом. Она готовит детей к взрослой жизни, когда им придется носить деловую одежду или униформу.

Многие считают, что форма может улучшить успеваемость, поскольку не отвлекает, сосредоточивает на учебе и создает более серьёзную атмосферу в классе, что позволяет лучше учиться.

И что самое важное, ношение формы означает, что детям можно не волноваться по поводу своей одежды и мнения одноклассников. Когда все одеты одинаково, не нужно переживать за свой внешний вид. Нет соревнования, одеты ли вы по последнему слову моды, что значительно ударило бы по кошельку студентов и родителей. У потенциальных задир будет на один повод для обид меньше. Не будешь же смеяться над тем, что кто-то не так одет, если ты одет точно так же.

В США, где в большинстве школ нет формы, более 160 000 учащихся пропускают школу каждый день из-за страха унижения другими студентами. Это может и не быть связано напрямую с одеждой, но они хотя бы будут спокойны по поводу своей одежды. Строгая форма создает впечатление строгого порядка в школе, что позволит поддерживать дисциплину в школе.

Хотя школьная форма и стоит дешевле, чем покупка целого гардероба одежды, она все равно бьет по карману. У многих школ есть свои поставщики, и детей могут даже наказывать, если они надели аналогичные, но более дешевые вещи. Например, черная юбка не совсем та черная юбка, которая нужна. Найти форму, которая будет по размеру, особенно если вы привязаны к одному магазину, может быть нелегким заданием.

Недавно правительство провело конференцию по поводу стоимости школьной формы в Англии. Они рассматривают закон о запрете только одного поставщика школьной формы, что позволит родителям покупать ее в разных магазинах. Если школа решит сменить форму, то эти изменения должны затрагивать только один или два предмета, желательно нашивные логотипы. Система нескольких поставщиков поможет семьям в вопросе стоимости формы.

И хотя мне не нравится, что два года я не могу носить то, что я хочу, я все равно за деловой стиль в одежде. Это не только позволяет экономить время на выбор одежды по утрам, но и делает учащихся шестого класса примером для малышей, что крайне важно.

Мэйси Вэлланс, 8-летняя ученица, говорит: “Мне нравится форма, потому что все выглядят одинаково, и никого не обижают за то, в чем он одет. Наша новая форма более деловая, что очень хорошо”.

Моя форма - это не та одежда, которую я бы носила в свое свободное время, но она дает мне чувство принадлежности, исключает тяжелый выбор одежды и сдерживает нападки недоброжелателей. Школьная форма далека от моды, но это, несомненно, то, что должно существовать.

По материалам http://www.theguardian.com/

Для чего нужна школьная форма? Брайт “Вы можете ненавидеть школьную форму, но я верю, что она приведет к лучшему”, -считает 15-летняя Хлое Спенсер.