Частицы ся и сь ставятся после корня. Звучание возвратных частиц сь, ся

Урок русского языка.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ СЯ (-СЬ).

Цель:

    познакомить учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи;

    формировать умение различать и образовывать такие глаголы;

    развивать умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

    создать атмосферу сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Этапы урока

Планируемая

деятельность

учителя

Предполагаемая

деятельность

учащихся

Психологический настрой

Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые открывать

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов в открытии новых знаний.

Самоопределение к учебной деятельности.

Шкала успеха.

    У вас на партах лежит «ШКАЛА УСПЕХА.»

Как вы думаете, все ли у вас получится на уроке?

К этой шкале мы с вами вернемся в конце урока.

2. Загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт.

Мы много на уроках с вами узнали о глаголе.

Кое – что нам о нем необходимо вспомнить.

Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?

Предлагаю составить кластер по теме «глагол ». (Коротов Д., Гайло М., Клинтух В.).

Наверное, они могут быть полезными на уроке.

Актуализация опорных знаний, определение темы урока

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

СЛАЙД 1

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...

Внимание!Сегодня нам предстоит сделать важное открытие.

Для этого нужно быть внимательными и активными.

На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Не спеши языком, спеши делом.

Хотите открыть новые тайны русского языка?

Тогда в путь. Запишите число и место нашей работы.

Да. С помощью языка люди обогащаются, передают свои мысли, познают мир…

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

Да. Конечно.

Уч-ся записывают число, классная работа.

Минутка чистописания

СЛАЙД 2

в к под на ист тель еньк н сь ся

Запишите ее в тетрадь

По какому признаку можно распределить данные буквы и сочетания букв на две группы

А на три группы?

Назовите предлоги, приставки и суффиксы.

К какой группе вы отнесете сочетания букв сь и ся?

по частям речи по частям слова.

предлоги, приставки, суффиксы.

Повторение о глаголе

Игра « Исключи лишнее».

Посмотрите на слова.

Желтеть, пробежал, оденемся, дышать, оденусь, желаешь

Что можете сказать о них?

Какое задание можно предложить?

Предлагаю вам игру: «Исключи лишнее… »

1. Назови глагол прошедшего времени, ед.ч., м.р. – пробежал

2. Найди глагол во 2 лице, ед. числа –

желаешь

3. Укажи глагол – исключение –

дышать

4. Глагол, стоящий в инфинитиве –

Желтеть

Какие глаголы остались??

Оденусь, оденемся.

Что можете сказать о них сказать?

Мнения детей

Защита кластера

Выступление детей по очереди.

Дети защищают кластер

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, все ли знаете о глаголах?

Внимание на экран. СЛАЙД 3

Рассмотрите рисунки.

Прочитайте глаголы.

ПРИЧЕСЫВАЕТ ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Сравните их.

Что можете сказать?

Они однокоренные?

Чем отличаются?

Что вы знаете о нем?

Есть ли разница в значении глаголов?

- Какую цель поставим перед собой?

1. Значение глаголов.

2. Как образуются?

3. Где находится суфф. - ся?

4. Как называются такие глаголы?

5. Почему так называются?

- А чему должны научиться?

Мнения детей

Научиться писать такие глаголы, уяснить значение этих глаголов.

Открытие нового знания

Исследовательская работа.

СЛАЙД 4

    Составьте предложения с данными глаголами.

Катя причесывает Иру.

Катя причесывается.

- Назовите грамматическую основу.

Подчеркните ее.

Что заметили?

В чем различие глаголов по смыслу?

Ученики (В первом предложении действие выполняет Катя, действие направлено на другой предмет, на Иру.)

Во втором предложении – действие выполняет Катя, но оно направлено на себя.

Как вы думаете, как называются такие глаголы?

2. ВНИМАНИЕ! Историческая справка. СЛАЙД 5

Суффикс ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя».

ГЛАГОЛ + СЯ (себя). Например:

Мыться – т.е. мыть себя

Моюсь – т.е. мою себя

Одеваться – т.е. одевать себя.

Одеваюсь – т.е. одеваю себя.

Действие возвращается на себя.

3. МАМА УМЫВАЕТ СЕРЕЖУ. СЛАЙД 6

Измените, предложение так, чтобы глагол принял возвратное значение.

МАМА УМЫВАЕТСЯ.

Поэтому такой глагол называется ВОЗВРАТНЫМ.

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Что будет главным на уроке?

Разная гр. основа

(Мнения детей)

Работа по учебнику.

Прочитайте правило на стр. 78.

Вывод.

Итак, мы с вами выяснили, как называются такие глаголы, почему они так называются?

4. Выясним, где находятся суфф. - СЯ (-СЬ)

Разберем глагол по составу: (У доски ученик)

ПРИЧЕСЫВАЕТ

ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Надо выяснить, входит ли в основу ^ СЯ?

Найдите на стр. 79 информацию, которая поможет вам ответить на вопрос.

Вывод:

Посмотрите, где стоит ^ ся (-сь) в слове?

^ ся возвращает действие обратно.

Формообразущие суфф. –СЯ (-СЬ) в основу входят.

В глаголах в конце слова, после окончания.

ФИЗМИНУТКА

Потяну ться , отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться ,
Покружи
ться , покача ться ,
Поклони
ться , распрями ться
И опять начать труди
ться .

Назовите возвратные глаголы, которые услышали в физминутке?

Почему они называются возвратными?

Дети называют.

Закрепление

5. Ребята, а когда пишется в глаголах ^ся, а когда сь?

Попробуем ответить и на этот вопрос.

УПР. 143, стр. 78. Прочитайте задание.

Спишите 1абзац.

Подчеркните буквы, обозначающие звуки перед

^ ся, (- сь).

ВЫВОД. – Кода пишется суффикс СЯ? СЬ?

(на доске появляется схема)

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

согл. СЯ гласн. СЬ

Самостоятельная работа

Потренируемся образовывать возвратные глаголы.

СЛАЙД 7

Образуйте глаголы с помощью суффиксов СЯ (-СЬ)

Умывать - умываться - умываюсь

Одевать - ………… - ………

Царапать - ……… - ………

Дифференцированные задания по выбору .

а) (У каждого ученика лежат три карточки в форме листика с дифференцированными заданиями:

зеленый – базовые знания,

желтый – повышенной сложности,

красный – творческий уровень).

б) Самопроверка. (Открывают листок – там ответы.)

1. (Зеленый.) Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся . Запишите их с суффиксом -ся .
Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

2. (Желтый.) Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся .
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

3. (Красный.) Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
Ждать у моря погоды, не верить своим глазам, надуть губы, вешать нос, писать как курица лапой.

(Учащиеся выбирают индивидуальную карточку с заданием, которое им понравилось.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог.

С какой формой глагола мы познакомились?

Как образуется?

Какое значение придает суфф. ся (-сь)?

Где пишется суфф. ся и (-сь) ?

СЛАЙД. 8

Подумайте, какая разница в значениях глаголов:

ИЗВИНИТЬ и ИЗВИНЯЮСЬ?

- Почему следует говорить: извините меня, а не «я извиняюсь?»

Мы убедились, что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь, делают ее более точной.

Возвратной

Действие возвраща-ется на себя.

Показывает, что это возвратный глагол.

В конце слова, после окончания.

СИНКВЕЙН

Мы много сегодня с вами говорили о глаголе, узнали новое. Предлагаю вам написать синквейн на тему нашего урока.

Зачитываются несколько.

Ребята пишут.

Задача на след. урок.

А как вы думаете, ко всем ли глаголам можем приставить суфф. - СЯ (- СЬ)?

Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Мнения детей.

Домашняя работа

Задание по выбору:

    Стр. 78-79 правила – для всех.

  1. Записать 6 пословиц с возвратными глаголами

У кого совпала оценка?

У кого нет?

(Старайтесь объективно подходить к своей оценке)

Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем - народ не вос­принимает утрированное «актерское» произношение окончаний СЬ, СЯ с твердым С и СА. Закон «упреждения» вызывает ре­дукцию этих безударных звуков в потоке речи и СЯ звучит как СА. (ВыкупалсА рано утром, пробежалсА по росе.) Звучать эти твердые окончания должны естественно, а не подчеркнуто-утри­рованно.

1 В. В. Колесов. Русская речь, СПб, 1998. С. 41.

И действительно, когда произносим отдельное слово, то окончания звучат мягко СЯ, СЬ - как пишутся (смеюсь, строй-тесь, умывался, боролся).

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ

Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, например, такую фразу:

ЧайковскЫЙ - Пушкин в музыке. Он гений. ЧайковскЫЙ - гордость наших поколений.

Перестройка языка для произнесения слова «Пушкин» реду­цирует окончание КИЙ, и оно звучит с коротким А или Ы. То же происходит и во второй фразе: слово «гордость» редуцирует конец предыдущего безударного слога КИИ.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ

В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы - мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти слова не несут отдельной смысловой нагруз­ки, а присоединяются к другим словам и произносятся слитно с ними. Звуки А и О в этих старорусских словах и союзах редуцируются и произносятся как короткое А - Ъ (мЪл, дескЪть, сталЪбыть, кЪбы, кЪли).

Къбы знала я, къбы ведала. Къли пир, так пир горой. Чъй уж чаю напился.

ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ

Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка - подруШка, развязка - развяСка, сказка - скаСка, соседка - сосеТка, беседка - бесеТка...

Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сдача - Здача, сбор - Збор, просьба - проЗьба, косьба - коЗьба, сде­лать - Зделать... Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед согласными Р, Л, М, Н, В: с мороза, с вами, с Новым годом, с лимоном, с розой, слава, фраза, красный...

Звонкие согласные в конце слова оглушаются: любовь - любоФь, кров - кроФ, лоб - лоП, круг - круК, воз - воС... Когда же человек произносит: товароВ, услуГ, этюД, кормоВ, отряД и так далее, можно говорить о том, что в его речи украи­низм.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, располаГХаю данными, в аванГХарде, ГХлубже, ГХидроаГХреГХат... Надо не допускать такого звуча­ния в русской речи.

Звуки СШ, ЗШ произносятся, как удвоенное ШШ: расшумелся - раШШумелся, из шатра - иШШатра...

Звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: жизнь - жЫзнь, ширь - шЫрь, цирк - цЫрк... (исключение - слово «жЮри»).

Сочетания в корне слова ЗЖ, ЖЖ произносится, как долгий мягкий звук ЖЬ, ЖЬ: воЖЬЖИ, дроЖЬЖИ, уеЖЬЖЯть, поЖЬЖЕ...

Сочетания ДЦ, ТЦ звучат, как долгое ЦЦ: дваЦЦать, оЦЦа...

Сочетания ГК, ГЧ звучат, как ХК, ХЧ: леХКо, леХЧе, мяХЧе... ДС, ТС произносится, как Ц: свеЦкиЙ, гороЦкой...

Упрощает произнесение согласных такое правило, как: в сло­вах с сочетаниями СТН, ЗДН, СТЛ, НДС, РДЦ, ЛНЦ не произносится одна из согласных: сонце, позно, серце...

Упрощается произнесение слов: здравствуйте - здраствуйте, чувство - чуство (но звук В все же просачивается в произнесе­нии).

Как долгий мягкий ШЬШЬ-Щ звучат сочетания СЧ, 3Ч: счет - щет, счастье - щастье. Звуки Ч, Щ всегда звучат мягко: чай - чЯй, чашка - чЯшка...

Звук Г произносится как звук В в местоимениях и прилага­тельных: кого - кАВо, его - ИВо, сегодня - сИВодня. В словах ага, господи звучит украинское фрикативное ГХ: ГХосподи. В слове Бог на конце произносится X: боХ.

Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш: что - Што, чтобы - Штобы, ничто - ниШто. В слове же НЕЧТО звучит Ч.

Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: ЧН и ШН.

ЧН звучит: в словах, имеющих звук Ч в корне слова (лиЧный, даЧный, проЧный), в производственной терминологии (станоЧ-ный, потоЧный, съемоЧный). 56

ШН остается пока в некоторых словах разговорного языка: СкуШНо, нароШНо, ииШНица. Но чаще уже и здесь звучит: булоЧпая, молоЧная, сердеЧная.

ШН произносится в женских и мужских отчествах:

НикитиЧНа - НикитиШНа, иниЧНа - ФоминишнаНа, ЛукиниЧНа - ЛукиниШНа.

В произношении некоторых имен в сочетании с отчествами выпускаются слоги: Василий Васильевич - Василь Васильич, Мария Ивановна - Марь Иванна, Наталия Федоровна - Наталья Федна.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ

Речь воспринимается как акцентная, когда человек не произ­носит четко двойных согласных: водная лекция, масовость спор­та, неуклоный рост, ценый вклад, коный спорт, подержать пред­ложение, награждёный,н аселёный пункт, телефоная станция, одать распоряжение, маса иследований, у касы маса народа...

СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Не все придерживаются такого правила, как смягчение со­гласных перед мягкими согласными. На этом правиле мы не­сколько больше задержим внимание.

Некоторым кажется, что мягкое произнесение согласного Т в слове ТВЕРДО не соответствует заложенному в нем содержа­нию: «твердый металл», «твердо стоял на своем», «он был тверд и непреклонен». И вдруг надо произносить: твердо. Это прави­ло кажется некоторым надуманным, неестественным для рус­ской речи.

Мы уже говорили о том, что все звуки влияют друг на друга. Пока мы произносим один звук, речевой аппарат уже подгото­вился к произнесению последующего звука. Происходит, как указывают ученые, так называемое упреждение. Очень легко в этом убедиться, попробовав произнести хотя бы простой слог БУ: еще до произнесения взрывного Б губы уже вытянулись вперед, собираясь произносить гласный У. Попробуем теперь проследить за мышечным напряжением языка при произнесении согласного С в двух различных словах, например, в слове СНАСТЬ и слове СНЕДЬ. Мы заметим, что, намереваясь произ­нести слово СНАСТЬ, язык более спокойно, свободно лежит (слегка приподнимаясь для произнесения Н), готовясь произ­нести гласный А. Собираясь же произнести слово СНЕДЬ, заме-; чаем, что язык становится более напряженным, прижимаясь краями своими к верхним боковым зубам. Что его туда подвину-

ло? Готовность произнести мягкий йотированный звук Е. Йоти­рованные звуки образуются из слитного произнесения Й+Э, Й+О, Й+А, Й+У. Они-то и смягчают стоящие пред ними согласные.

Собираясь произносить слово ТВЁРДО, язык настроился на произнесение мягкого Ё. И потому между согласными Т и В слышится мягкий знак ТЬВЕрдо. Значит, правило смягчения согласных звуков лежит в физиологии речеобразования. Заме­чено только, что не все согласные в равной степени смягчаются перед различными мягкими согласными. Наиболее подвержен])! смягчению переднеязычные щелевые 3, С перед мягкими ТЬ, ДЬ (сЬтепь, зЬдесь, сЬтекло, гвозЬдик...). Но никогда не смяг­чаются перед К, Г, X, Р (куски, мозги, маски, брызги, посредст­венный...).

Факультативно смягчаются перед согласными Л, Н, В (есЬли, посЬле, басЬня, сЬвет..., но можно: разлить и разЬлить, сЬвёл и свёл).

Согласный Н обязательно смягчается перед переднеязычны­ми Ч, Щ, которые в русском языке всегда мягкие (конЬчик, понЬчик, банЬщик, женЬщина).

Согласные Т, Д смягчаются перед мягкими Н, Л, В (дЬверь, ветЬви). На стыке приставки и корня произношение чаще всего остается твердым (подбить, подписать, предвидеть).

Губные согласные П, Б, М, В, Ф в сочетании друг с другом могут произноситься и мягко и твердо (в рифЬме и в рифме, в ламЬпе и в лампе). С мягкими же заднеязычными К, Г, X обя­зательно произносятся твердо (лавки, рамки, замки, совки).

Переднеязычный согласный Р в сочетании с мягкими ТЬ, ДЬ произносится теперь твердо (партия, вертеть). Обязательно твердое его произношение с губными и заднеязычными соглас­ными (армия, марки, парки, арки).

Двойные согласные, когда они стоят внутри корня, обяза­тельно смягчаются (в ванЬне, в касЬсе, в масЬсе, в вилЬле), смягчаются они при встрече корня и суффикса (малинЬник, пленЬник), при встрече приставки и корпя (подЬдеть, отЬте-нить).

Таким образом, случаи ассимилятивного смягчения распре­деляют на три группы: обязательное смягчение, факультативное, отсутствие смягчения.

Когда нарушается закон смягчения согласных звуков, речь теряет эстетику звучания. Попробуйте произнести сначала мягко согласные в тексте, который мы вам предлагаем, а затем твердо. Вы убедитесь в том, что в первом варианте (при смягченном произношении) речь более благозвучна:

ЕсЬли бы да есЬли

да вмесЬте сели, ЕсЬли бы да есЬли

да песЬню сЬпели. ЕсЬли бы да есЬли

да в пляс под песЬню...

Не было бы песЬни той

чудесЬней!

В этой «плясовой» двенадцать раз повторяются смягченные согласные в словах: есЬли, вмесЬте, сЬпели, чудесЬней, песЬни.

С нашей точки зрения, существует прямая зависимость вер­ного (смягченного) произношения согласных перед мягкими согласными от степени разработанности речевого аппарата. Если он (аппарат) чрезвычайно подвижен, то успевает занять позицию мягкого гласного, перенеся эту мягкость звучания на предшест­вующие согласные. Ведь не случайно, что при быстрой, бытовой речи (в отличие от полного стиля) согласные в речевом потоке смягчаются чаще.

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ

Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл по­вод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчится внимание», «ПрИнялся за дело» и так далее.

Словесное ударение оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое - слово, не давая ему «рассыпаться», «развалиться». Существует определенная слож­ность словесного ударения в русской речи. Если в английском, чешском, венгерском языках ударение всегда на первом слоге, во французском - на последнем, в польском - на предпоследнем, то в русском языке оно разноместно и является фонетическим различием слов: пАрить - парИть, прОпасть - пропАсть, мУка - мукА, хлОпок - хлопОк...

Поэт Яков Козловский в разделе, названном им «Одинаково нас пишут, но... по-разному нас слышат» предлагает целый цикл коротких стихов, показывающих, как ударение в слове меняет его смысл.

Вот несколько из них:

УДАРЕНИЕ

Мне слово «чудно»

Изменить нетрудно;

Поставил ударение на «О» -

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Косит косец,

а зайчишка косит,

Трусит трусишка,

а ослик трусит.

МУКА И МУКА

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

Не мука, а мука -

Поварам наука.

Серая ворона

Черного ворона

Утром ругала,

присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки -

Сорок сорок.

В ЛЕСНОМ ЗАМКЕ

На двери замка

Нет замка.

Живет щегол здесь -

первый щеголь.

И утром белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

Косой купил ружье.

И через час-другой

Был серый волк объят тревогой.

Сказал ему Косой:

Послушай, дорогой,

Ты стерегись ходить моей дорогой.

И в словах, несущих единое содержание, наблюдается истори­ческое перемещение ударения. Зафиксированы три тенденции перемещения: регрессивная, прогрессивная и центростремитель­ная. Регрессивное направление ударений чаше наблюдается у двухсложных слов: токАрь - тОкарь, паспОрт - пАспорт, курИт - кУрит, грузИт - грУзит...

Но в большем количестве слов происходит прогрессивная акцентуация. Ударение перемещается с начального (или второго от начала) к концу слова: Удить - удИть, вЕрны - вернЫ, блИзки - близкИ, учИтели - учителЯ, профЕссоры - профес-сорА, трАкторы - тракторА...

У многочисленных слов наблюдается тенденция к переходу ударений в центр слова. Это позволяет сохранять ритмическую упорядоченность звучащей речи, которая не терпит скопления более трех безударных слогов: рецензировАть - рецеизИровать, абонировАть - абонировать, баллотировАть - баллотировать...

В современном русском языке преобладает центральное уда­рение с тенденцией к смещению во вторую половину слова. Мень­ше всего слов с начальным ударением. Вот почему режет слух начальное ударение в словах: нАчать, Агент, цЕмент, квАртал...

Оратору надо иметь под рукой словарь, чтобы сверять с ним правильность ударений в современной речи.

Трудность русского словесного ударения состоит еще и в его подвижности. В одном и том же слове оно перемещается с одного слога на другой. Это происходит при изменении его формы по падежам, родам, числам, временам...

БОйкий - бойкА - бОек - бОйко - бОйки; тОикий - тонкА - тОнок - тОнко - тОнки; брАл - бралА - брАло - брАли; дАл - далА - дАло - дАли; нАчал - началА - нАча-ло - нАчали; Отдал - отдалА - Отдало - Отдали; рОздал - роздалА - рОздало - рОздали...

Однако такому изменению подчиняются не все слова нашей речи. Например, существительные: досУг - досУгу - досУ-гом - о досУге; квартАл - квартАлу - квартАлам - о квартАле; Очерк - Очерка - Очерку - Очеркам - об Очерке...

Не все глаголы имеют перемещенное ударение в женском роде; бИл - бИла - бИли; знАл - знАла - знАло - знАли...

Необходимо запоминать верное ударение слов в русской речи, пользуясь специальными справочниками, пособиями, выраба­тывать в себе «чувство слова», чувство ритмической организации русской речи. Именно ритмической упорядоченностью звучащего слова, не терпящего скопления более трех безударных слогов, мы можем объяснить, почему надо говорить «Московские ворОта», но «морские воротА»; «кубанские казАки», но «донские казакИ»; «дЕвица-красавица», но «шла девИца за водой»; «ветер пО морю гуляет», но «как по мОрю, мОрю синему» и т. д. В зависимости от контекста всей фразы мы можем сказать: пО мосту - по мостУ - по мОсту; пО столу - по столУ; пО небу - по нЕбу; далекО - далЕко; высокО - высОко...

В бытовой современной речи, к сожалению, наметилась тен­денция убирать подвижность ударения, а ведь это - неповто­римое богатство нашего языка. Прислушайтесь: гОрод - городОк - прИгород; стОй - стоИшь - вЫстоишь; дАл - далА - пЕредал; далекО - далЕче...

Одно слово может передать тончайшие нюансы чувств, дей­ствий, настроений:

И сердцем далек О носилась

Татьяна, смОтря на луну...

Вдруг мысль в уме ее родИлась...

Поди, оставь меня одну. -

говорит Татьяна няне.

И пишет любовное письмо Онегину. А вот она в Москве, в «Собранье».

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой...

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где Он являлся ей.

Так мысль ее д а л Е ч е бродит:

Забыт и свет и шумный бал...

Это простонародное слово далече точно характеризует образ мыслей пушкинской героини.

А вот еще строки из другого произведения А. С. Пушкина:

Все грустную тоску на душу мне наводит.

ДалЁко, там луна в сиянии восходит...

Попробуйте сказать: «Там, далекО луна в сиянии восходит» и сразу теряется не только красота метро-ритмического порядка слов во фразе, но и глубина смысла: обреченность изгнанника на вечную разлуку с любимой женщиной, для которого слова «далЁко», «там» приобретают особую значимость, они объемны, они выделяются при звучании стихов, они дороги Пушкину.

«ДалекО, далЕче, далЁко». Сколько разнообразия смыслов в подвижности ударения в русской речи! Подвижность ударения выделяет пол действующего лица: Он пОдал руку, она подалА.

Разве не видится за первой фразой волевое, мужское начало, а за второй - женственность, мягкость движения? А ведь при­ходится слышать, как говорят: «Он подАл, она подАла». Как будто действуют какие-то бесполые существа.

Вслушайтесь еще раз в то, как передает разный характер действия мужчины и женщины переходящее ударение:

Вдруг понялА, что не правА была,

И другу тихо руку подалА.

Он пОнял - тяжела разлука.

И пОдал руку.

А как определенно звучат слова, когда ударение в слове пе­реносится на частицу отрицания в мужском роде:

Дал ответ? НЕ дал. Нет.

Когда же говорят «не дАл», да еще произносят это нечетко, то не понимаешь, что же все-таки: дал или нЕ дал? И приходится переспрашивать.

Частица отрицания образует новые слова, беря на себя уда­рения: «Ты не друг мне, а нЕдруг», «Быль иль нЕбыль», «пЕви-даль», «нЕуч», «нЕхристь», «в нЕпогодь»...

У поэта Якова Козловского есть стихи, которые гак и назы­ваются:

БЕГЛОЕ УДАРЕНИЕ

Поклонившийся погосту,

От селенья за версту

Шел я пО мосту,

по мОсту,

По скрипучему мостУ...

Много ль надо человеку?

Отдышаться б на веку,

Глядя нА реку,

На спокойную рекУ.

Дым печной тянулся к дыму,

И клонилось потому

Солнце нА зиму,

На морозную зимУ.

В разноритмичности, подвижности ударений проявляется фо­нетическое разнообразие, гибкость нашего языка, тончайшая его выразительность. Как же надо внимательно, «с почтением» отно­ситься к словесному ударению, чтобы не допускать ошибок в произнесении, чувствовать музыкальную организованность речи.

Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой частью литературного языка. Задача орфоэпии состоит в том, чтобы каждый человек, познав индивидуальные особенности своей ре-

чи, а также особенности говоров и акцентов, мог сделать собст­венную речь совершенной.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какова роль культуры произношения в ораторском мастерстве?

Чем характеризуются стили произношения?

Какие законы лежат в основе русской фонетической системы?

Что надо знать о редукции гласных звуков? Какое отклонение от нормы

звучания наблюдается при произношении союза И, предлога ИЗ при

слитном произнесении слов?

Как произносятся обрусевшие иностранные слова с гласным Е?

Что надо знать об ассимиляции согласных звуков в русской речи? Какие согласные всегда произносятся твердо?

Что происходит со звонкими согласными в конце слова?

Что вы знаете об упрощении произношения согласных?

В чем отличие произношения согласного Г в русской и украинской речи?

Что характерно для произношения сочетания ЧН в современной речи?

Что надо знать о законе «упреждения»?

Какие существуют группы ассимилятивного смягчения гласных звуков?

Что характерно для словесного ударения в русской речи?

Какие наблюдаются тенденции в перемещении ударений?

Как влияет на речь подвижность ударений?


Похожая информация.


Как правильно сказать: пара человек пробежалась/пробежалось/пробежались. Если согласовывать со словом пара, то пробежалась, но как-то не звучит. Или лучше здесь не употреблять окончание -ся , без него первый вариант звучит более приемлемо.

При наличии в составе подлежащего имени существительного со значением определенного количества (тройка, сотня, пара и т. п.) сказуемое ставится в форме единственного числа. Верно: пара человек пробежалась.

Добрый день, в последнее время от уч-ся в сочинении требуют при формулировке проблемы использовать только форму "поставленная проблема". Правильно ли это с точки зрения русского языка? Если да, то, объясните, пожалуйста, почему нельзя говорить "поднятая, затронутая проблема"?

Ответ справочной службы русского языка

Все названные Вами формулировки корректны.

Подскажите, пожалуйста, в глаголах на -ся (одеваться, драться и тд) верны ли оба употребления в формах например: одевалиСЬ и одевалиСЯ, дралиСЬ и дралиСЯ? или форма на СЯ недопустима?

Ответ справочной службы русского языка

Это просторечные варианты, их не следует использовать.

Вопрос № 285109

почему в слове - НАЖМИ- нет -Ь- знака, слово в повелит. наклонении? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется в формах повелительного наклонения глаголов на конце слова (мажь, ешь, прячь) , во множественном числе перед -те (мажьте, ешьте, прячьте) , а также перед постфиксом -ся (прячься) . В слове нажми нет условий для написания мягкого знака.

Вопрос № 282034
-ся это частица, суффикс, постфикс или что? (пример - улыбатьСЯ)

Ответ справочной службы русского языка

Это постфикс.

Вопрос № 272609
Подскажите, пожалуйста, иностранцу какой глагол лучше употреблять во втором и третьем лице обоих чисел настоящего времени "класть" или "ложить" в конструкциях типа "Он ложит/кладёт".
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Можно запомнить правило: в литературном русском языке глагол ложить употребляется только с приставками (положить, доложить, переложить) или с постфиксом -ся (ложиться) а глагол класть – только без приставок. В настоящем времени: я кладу, ты кладёшь, он кладёт – правильно. Я ложу, ты ложишь, он ложит – неправильно. И наоборот, в будущем времени: я покладу, ты покладёшь, он покладёт – неправильно; я положу, ты положишь, он положит – правильно.

Вопрос № 269494
Доброго времени суток! Интересует морфемный разбор слова "начинаться". Совершенно разные варианты разбора мне предлагают различные источники, не знаю, чему верить! Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Наличие разных вариантов разбора может быть связано с тем, что в одних источниках описан современный морфемный состав слова, в других – исторический. С исторической точки зрения в слове начинаться может быть выделена приставка на- и корень -чин- . Но в современном языке приставка в этом слове уже не выделяется, поэтому не будет ошибкой назвать начин- корнем. Далее суффикс -а- , затем формант -ть -, который может быть назван как суффиксом, так и окончанием (единой точки зрения у лингвистов нет). И постфикс -ся .

Вопрос № 267372
может ли от переходных глаголов образоваться непереходный?

Ответ справочной службы русского языка

Может, например, если к переходному глаголу прибавить -СЯ .

Вопрос № 266825
Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?

Ответ справочной службы русского языка

Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся .

Вопрос № 262200
Как правильно употреблять частицу СЯ? Например, правильно ли "строится школа, чистятся дороги", если эта частица возвратного действия. не сами же строятся здания и т.д. В эфире сплошь и рядом журналисты и ведущие говорят: пишутся документы, обналичивается сумма, расчищаются дороги от снега. Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Это нормальные конструкции страдательного залога. Ср.: рабочие строят дом (действительный залог: субъект – в именительном падеже, объект – в винительном падеже) – дом строится рабочими (страдательный залог: объект – в именительном падеже, субъект – в творительном падеже, страдательное значение вносится глагольным постфиксом -ся ; при этом субъект может быть не выражен, получается фраза дом строится ).

О возвратных глаголах действительного залога см. ответ на вопрос № 254328 .

Вопрос № 260305
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли переносить суффикс глаголов -ся на следующую строку? Например, ринул-
ся?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такой перенос корректен.

Вопрос № 258469
Скажите,пожалуйста,входит ли суффикс -ся в основу слова?

Ответ справочной службы русского языка

Постфикс -ся входит в основу слова.

Вопрос № 258389
Как разбить слово "расслабься" по слогам?

Ответ справочной службы русского языка

Рас-слабь-ся , рас-сла-бься .

Частица или суффикс?

Часто возникает вопрос –ся – частица или суффикс? Ведь в русском языке принято было считать – ся возвратной частицей?

Вот что пишет об этом Н.М.Шанский: «В качестве определенной значимой единицы современного русского языка -ся, с одной стороны, не обладает теми свойствами, которые характерны для частиц, а с другой – имеет все признаки, присущие суффиксам.

Что представляют собой частицы? Это слова, имеющие не только специфическое словное звучание и значение, но и полную словесную самостоятельность. В предложении они могут свободно передвигаться и располагаться после любого слова, ясно осознаваясь как отдельная лексическая единица. Обращаем особое внимание на то, как при варьировании частицы совершенно меняется смысл предложения: Только он тогда помог тебе. Он тогда помог только тебе. Он только тогда помог тебе. Частицы всегда живут собственной жизнью, отдельной от окружающих слов.

Является ли –ся , подобно частицам, самостоятельным словом? Нет. В отличие от действительных частиц типа уже, только, бы, не, вот, еще, почти, лишь, разве, даже, неужели, же и т.п., существующих как слова в предложении, -ся в качестве определенного языкового факта наблюдается только в слове (в глаголе, в образованных от него причастии и деепричастии). Поэтому –ся представляет собой лишь значимую часть слова, морфему, единицу внутрисловного проявления и семантики, неотделимую от соответствующих глаголов и их причастных и деепричастных образований». Глаголы с возвратной частицей -ся делятся на несколько групп.

    Собственно возвратные глаголы : действие направлено на действующее лицо (т.е. возвращается к нему). Значение посфикса -ся здесь равно значению "себя": умываться, одеваться, бриться, защищаться, прятаться и пр.

    Взаимно-возвратные глаголы : одно и тоже действие совершается двумя (или несколькими) лицами. При этом каждое лицо совершает действие и принимает на себя действие: встречаться, обниматься, здороваться, знакомиться, мириться, бороться, целоваться, переписываться и пр.

    Общевозвратные глаголы , в которых постфикс -ся, делая глагол непереходным, не меняет его основного значения. Эти глаголы обозначают: 1)различные изменения в движении, положении, состоянии (двигаться, опускаться, приземляться, возвращаться, нагибаться, останавливаться, уменьшаться и пр.); 2) начало, продолжение и конец какого-либо явления или действия (начинаться, продолжаться, кончиться ); 3) постоянное свойство предмета (например: кактус колется, дерево гнется, собака кусается ).

    Глаголы, которые без -ся не употребляются : смеяться, становиться, бояться, появляться, стремиться, нуждаться и пр.

    Безличные глаголы, обозначающие состояние, не зависящее от лица : случается, смеркается, думается, хочется, нездоровится, не работается, не спится, не сидится и пр.)

    Глаголы несовершенного вида со страдательным значением (ср.: Эксперимент проводится учеными; Памятник охраняется государством ).

«-Ся в качестве служебной морфемы, находящейся после непроизводной основы, может быть только суффиксом. Правда, -ся стоит в слове после окончания, но он может быть и пофлексийным. Суффиксом называем служебную значимую часть слова, располагающуюся после корня, причем неважно, сразу после корня или нет, до окончания или после. Такими же пофлексийными суффиксами являются суффиксы – то, -либо, - нибудь.

-Ся не является окончанием, в силу того что оно не имеет флексийной семантики. Ведь окончания указывают на связи слова с другими словами в предложении, суффиксу же – ся такие функции не свойственны: он имеет различные, но несинтаксические значения: значение взаимности (они целуются ), страдательности (дом строится ), интенсивности действия (стучатся ), подчеркнутой непереходности (хвастаться ) и т.д.

Таким образом, морфема –ся называется суффиксом потому, что, находясь за корнем, не обладает семантическими признаками окончания и имеет такие значения, которые целиком укладываются в смысловые рамки, характерные для суффикса.

Этимологически - ся представляет собой энклитическую (краткую) форму возвратного местоимения себя, то есть восходит даже не к служебному, а к полнозначному слову».

Литература

    Шанский Н.М. В мире слов. Москва, 1985 год.

План- конспект по русскому языку 4 класса

Тема: Правописание глаголов с суффиксом –ся, - сь

Цель урока:

  1. Расширять знания учащихся о глаголах.
  2. Выявить особенности возвратной формы глаголов.
  3. Познакомиться с написанием глаголов с суффиксом – ся, - сь.
  4. Продолжить развитие орфографического слуха школьников, памяти, наблюдательности и практических навыков логического навыка и внимания.
  5. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  6. Продолжить воспитывать чувство коллективизма.
  7. Оборудование: схемы-опоры «Окончание», «Суффикс», «Суффикс –ся». «Суффикс –сь».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. (Аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начала свой урок с фрагмента произведения П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года». У нас с вами сегодня необычный урок.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Постановка цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над глаголом. Вспомним, что уже знаем о нем, а также узнаем новое об этой части речи. Зачем необходимы знания о глаголе?

Дети: Глагол занимает второе место после существительного, это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол для того, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.

  1. Повторение.

Чистописание (5 минут).

Продолжить запись до конца строчки, соблюдая закономерность: ся сь ся сь ся сь

Учитель: Прочитайте предложение. Скажите, о каком времени года идет речь?

Лед на реках начинает трескаться и ломаться.

Дети: Ранняя весна, так как …(высказываются)

Учитель: Посмотрите, как великие русские художники Левитан и Ромадин показали в своих картинах «Март» раннюю весну (показывает репродукцию картины «Март»).

Учитель: Докажите, что это весна. Какая репродукция нам подходит больше для урока? Почему?

Учитель: Спишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что заметили?

Дети: Однородные сказуемые, выраженные глаголом.

а)Словарная работа.

Учитель: Образуйте от данных слов однокоренные глаголы в неопределенной форме:

Б.. седа-беседовать

Д..верие-доверие

Из..бр..жение-изображение

К..мандир-командировать

З..бота-заботиться

б) Игра «Блицопрос».

Постановка цели игры.

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете признаки глаголов и умеете приводить примеры.

Что такое глагол?

Дети: Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Например…

Учитель: Какие постоянные признаки есть у глагола?

Дети: Вид: совершенный или несовершенный. Например…

Спряжение I или II – это изменение глаголов по лицам и по числам.

Учитель: Назовите непостоянные признаки глагола.

Дети: Число, время, лицо, род.

Учитель: Каким членом предложения является обычно глагол?

Дети: Сказуемым.

Учитель: Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

Дети. У глаголов неопределенной формы нельзя определить число, время, он отвечает на вопрос « что делать?»

Учитель: Посмотрите еще раз на глаголы в « Минутке чистописания». Что вы можете сказать об этих глаголах? (Вопрос-помощник: задайте вопрос к этим глаголам)

Дети: Это глаголы неопределенной формы, так как отвечают на вопрос «Что делать?» и имеют суффикс-ть.

Учитель: На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы?

Дети: На-ти, -чь, например: идти, течь.

  1. Проверка индивидуальной работы.

Учитель: У ребят, которые работали со словарными словами, было задание: образовать глаголы в неопределенной форме. Давайте проверим задание, как они справились. Назовите получившиеся глаголы, докажите, что они стоят в неопределенной форме.

Дети: Отвечают на вопрос « что делать?», имеют суффикс- ть.

Найдите и выделите в глаголах из предложения суффикс -ть.

Посмотрите, какое слово получилось лишнее в индивидуальной работе? Что интересного заметили?

Дети: Заботиться.

Учитель: Кто скажет, какие глаголы мы будем сегодня рассматривать?

Дети: Мы сегодня на уроке будем рассматривать глаголы, оканчивающиеся на –ся,- сь.

На доске открывается тема урока: «Глаголы с …-ся, - сь».

Учитель: Ребята, посмотрите на тем урока. Какое слово не открылось? Какой вопрос у вас возникает?

Дети: Что такое – ся? Суффикс? Окончание?

Решение проблемы.

Постановка цели.

Учитель: Продолжим исследование глагола как части речи. Сравните глаголы, написанные на доске.

Согревать, согреваться, удивлять, удивляться, радовать, радоваться.

Учитель: На какие две группы можно разделить слова? Чем они похожи? Чем отличаются?

Прочитайте слова первой группы еще раз. Что вы можете о них сказать?

Дети: Все глаголы неопределенной формы.

Учитель: Как вы определили?

Дети: По вопросу и по суффиксу – ть.

Учитель: Прочитайте слова второй группы. Посмотрите, что изменилось.

Дети: Появилось – ся.

Учитель: Как вы думаете, какой морфемой является- ся в глаголе?

Дети: Суффикс. Окончание.

Учитель: Чем интересен –ся? Послушайте небольшой рассказ из истории образования – ся.

Рассказ ученика. Раньше –ся был самостоятельным словом-местоимением и писался отдельно. Обозначал «сам», «себя». Проверьте, сохранил ли –ся такое значение в глаголах: согревать себя - согреться. Если к глаголу добавить –ся, то он изменит значение: действие возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Учитель: Давайте попробуем себя в роли ученых и выясним, что же такое –ся: окончание или суффикс?

Работа со схемами- опорами.

Учитель: Какой же следует вывод?

Дети: Мы доказали, что- ся – это суффикс.

Открывается слово «суффикс» в названии темы урока.

Учитель: Почему же нам с вами ближе определение, что –ся является суффиксом?

Дети: Потому, что в современном русском языке уже не существует местоимения ся.

Учитель: Прочитайте правило в учебнике. Подумайте, совпадет ли наше определение –ся с определением автора учебника.

Дети читают правило.

Учитель: Как вы считаете, совпало ли наше определение –ся с определением автора учебника?

Дети: Да.

Учитель: Суффиксы -ся и сь называются суффиксами возвратного значения.

Музыкальная пауза

  1. Первичное закрепление. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Продолжим наши исследования.

Выполнение упражнения из учебника, цель которого распределить по группам глаголы с суффиксами – ся и –сь.

Учитель: Что интересного заметили? (Вопрос-помощник: что стоит перед согласным?)

Учащиеся анализируют записи и делают выводы

Вывод: если перед суффиксом слышится согласный звук, то пишется -ся, а если гласный, то- сь. Оцените свою работу.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа.
  2. Учитель: Молодцы! А для выполнения следующего задания вы должны решить, что вы будете делать. Если:
  1. Вы уверены в себе и своих знаниях, то составьте и запишите небольшой текст на тему «Весна», используя глаголы второй группы, репродукции и впечатления от музыкального произведения.
  2. Вы сомневаетесь в себе, выполните задание, предложенное в учебнике.

Итог: Проверка выполнения заданий по группам.

  1. Домашнее задание.

Учитель предлагает ознакомиться с домашним заданием.

Учащиеся читают задание, если возникает сложности или неясности, консультируются у учителя.

Учитель: Прочитайте задание. Все ли понятно?

  1. Итог урока.

Какое открытие мы с вами сегодня сделали?

Дети: Познакомились с глаголами с суффиксом – ся, - сь.

Узнали, в каких случаях пишется -ся, а в каких –сь. Узнали, что такие глаголы называются глаголами возвратного значения.

Учитель: Как бы вы сегодня оценили свою работу? Обратите внимание на оценивание своей работы в течение урока.

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте продолжим удивляться капризам природы, радоваться приходу весны, согревать друг друга своими улыбками.

Литература: