Феномен современного отшельничества: Почему люди бегут от благ цивилизации. лет прятался в лесу

Некоторые люди избегают общения с окружающими. Такое поведение может характеризовать даже индивида, который раньше был очень коммуникабельным. Человек-отшельник тщательно защищается от контактов с окружающими. В круг его общения могут входить только члены его семьи.

Если отшельник ходит на работу, то старается выбрать профессию, не предполагающую работу в команде или частого общения с другими людьми. На службе такой индивид общается с коллегами только при необходимости, никогда не выступает в роли инициатором беседы и не отрывается перед другими сотрудниками.

Такой человек уютно чувствует себя дома. Он не любит скопления людей, старается всячески избегать массовых мероприятий. Отшельника практически невозможно вытащить на встречу одноклассников или старых друзей. Такие вечеринки для него не представляют никакого интереса.

Среди развлечений отшельника можно отметить чтение или просмотр фильмов, прогулки в одиночестве по малолюдным местам. Такой индивид может увлечься каким-то творчеством, но не станет спешить со вступлением в какой-то клуб по интересам.

Причины отшельничества

Психология отшельника близка интровертам. Эти люди часто сосредоточены на собственном внутреннем мире. Он для них представляет больший интерес, чем окружающая действительность. Интровертам чужды некоторые ценности, широко принимаемые в обществе. У них собственное мнение на тот счет, что действительно важно в жизни.

Отшельниками становятся люди, которые накапливают энергию внутри. Более коммуникабельные люди при общении заряжаются энергией. Индивиды, которые любят быть в одиночестве, не нуждаются в такой подпитке. Даже напротив, отшельник не обменивается энергией, а только отдает ее.

Также отшельниками становятся люди, увлеченные своим делом. Например, мысли которого полностью завладела область его исследований, не захочет тратить время на какие-то развлечения вне дома или общение с окружающими. Его профессия, дело его жизни представляют для него главный интерес и приносят наибольшее удовольствие и удовлетворение.

Если привычка человека сидеть дома стала приобретенной, этому есть несколько объяснений. Возможно, индивид изменил свой образ жизни из-за недовольства собой. Например, из-за лишнего веса некоторые люди становятся все менее и менее общительными, а потом и вовсе перестают куда-то ходить. А все потому, что они стесняются собственного тела и не получают радости от выхода в свет. Человек боится получить негативную оценку от окружающих и становится замкнутым. В то же время дома он чувствует себя уверенно и безопасно.

Другая категория людей, предпочтения которых относительно досуга изменились, таким образом отдыхает от общения, которого раньше было в избытке. Случается, что человек выгорает на работе, а потом находит свое спасение в таком более спокойном образе жизни. Не исключено, что после таких каникул индивид снова вернется к активной социальной роли с новыми силами.

«Летом 2017-го я ходил в тайгу, на две недели, один, - рассказывает пользователь Pikabu под ником sadmadcrou . - Без желания выживать, что–то доказывать. Путь ради пути. Чтобы просто побыть наедине с собой, отдохнуть от интернета, мобильной связи, а последние годы замучившая меня бессонница стала своеобразным топливом в виде пинка под зад собрать рюкзак.

До этого в походы не ходил, в сольные тем более. Началось все с зудящего желания зимой, в период, когда был очередной дедлайн и хотелось просто разорвать любого встречно-поперечного, прогуляться в тайгу до заброшенной деревни Князевки. По мнению «Википедии», там уже никто не живет. Как оказалось, это не так».

Путь

Старт от поворота на деревню Гриневичи, последний оплот цивилизации перед глухой тайгой, автобус высадил в 18:30 по местному времени. В уши ударила тишина леса, а в нос - необычайно вкусный воздух. Да, именно вкусный! После затхлого, намертво прокуренного Омска этот воздух показался амброзией, его хотелось не вдыхать - пить. И тишина… Она подкреплялась полным отсутствием мобильной связи.

Первой целью было пройти десяток километров, уйти подальше от цивилизации и встать на привал. Дорога шла то вниз, то вверх. Начал слегка одолевать гнус. От него спасал накомарник и разведенный на спирту деготь, лучший друг таежника. Пели птицы, и на душе было так хорошо, что самому хотелось петь. Ощущения из детства - впереди неизведанное и ты ни одному микроорганизму во вселенной ничего не должен. Светлые чувства.

На Малиновку вышел к десятому часу вечера, она неожиданно наплыла на меня, лес вытолкнул в пустое пространство бывшей деревни. Заросшие домовые ямы, остатки загона для коней и таежная речушка с одноименным названием. Я заночевал на повороте на бывшую деревню Верхний Турунгас, рядом с еловой рощицей. Костер разводить не было сил, просто поставил палатку, сделал чай на горелке и провалился в черноту сна.

Изначально я пытался прогнозировать, как буду спать один в тайге, будет ли одолевать типичный для горожанина страх перед лесом. Оказалось, все это ерунда, эти страхи остаются в городе. Протопав 11-12 километров с 40-килограммовым рюкзаком в жару, я избавился от всех страхов подчистую. К тому же я воткнул в уши беруши: ночью лес очень громкий, орут всякие птицы, шорохи и так далее. В палатке было уютно, чувствовал себя защищенным.

О гнусе

Таежная мошка меня вообще не ест, только мешается перед глазами. Это раздражает. Комаров в июне много, репеллент спасает слабо, накомарник - лучший друг. Клещей не было, я часто осматривал пропитанную репеллентом от клещей энцефалитку и не снял ни одного товарища. Оводы присутствовали номинально и не мешались, пару раз я видел шершней - гигантского размера пчелка, сантиметров пять или шесть. Шершни дрались, а я выступал в роли пассивного наблюдателя.

Один раз я вышел ночью в полной темноте в туалет и был крайне удивлен. Повсюду около палатки светились желтые звезды. Сначала подумал, что это майские жучки, но объекты не двигались. При детальном рассмотрении оказалось, что это такие своеобразные гусенички со светящейся задней частью. Название, увы, не знаю. Отшельники рассказывали, что в древние времена в деревнях набирали этих гусениц и гнилушки (место их обитания) в емкость, и при свете такой «лампы» вполне можно было даже читать.

Живность на пути

Утром второго дня ко мне пришли лоси. Топтались у палатки, фыркали. Заснять не получилось: при виде меня ребята спешно дернули в тайгу. Место второй ночевки вообще изобиловало живностью. Рядом с палаткой было гадючье гнездо, его хозяйка частенько грелась на солнышке, сразу уматывая под елку при моем появлении.

В тот день впервые прошел дождик, и дорога раскисла до состояния сметаны. Подойдя к очередной большой луже, я увидел свежайший след хозяина тайги килограммов так на 400, размер ноги 45-й, не меньше. Фотографировать не стал, спешно покинул место. Вообще, следы медвежат и мишек средних размеров встречались постоянно, а через каждый метр - следы лосей.

Отшельники брошенной деревни Князевка

На третий день я вышел к деревне. Потоптался у ворот, покричал хозяев и, решившись, отогнул проволоку и вошел. До меня дошло, что эти ворота нужны для того, чтобы кони не убегали в тайгу.

Интересные ощущения одолевают, пробирает аж до костей. Пустая безжизненная деревня. Дома-то стоят, прикрытые запущенными огородами и слегка покосившимися заборами, а людей нет. Навстречу вышел мужичок в картузе и забормотал приветствие. Пожали руки, познакомились. Мужичка зовут Леонид, и он постоянно живет в единственном живом доме с еще одним отшельником Василием. Позвали в избу. Я сказал, что обязательно зайду, но мне нужно куда-то встать с палаткой, желательно поближе к речке. Мужички посоветовали старую царскую заросшую дорогу, которой уже не пользуются лесовозы.

Мое общение с Василием и Леонидом стало откровением. Для меня распахнулся целый мир баек про жизнь в лесу, деревне. Про экзистенциальный вакуум в теле деревенского жителя и как с ним бороться. Как-как? Алкоголем, конечно же! Отсюда и смена места жительства Леонида, мигрировавшего из пьющей вороватой разухабистой Атирки в Князевку на полную пожизненную реабилитацию три года назад. Леню привез Владимир, брат Васи, едва живого, упитого напрочь. Сжалился над одноклассником. Теперь Ленька помогает с конями и по дому.

Василию сложно со всем справляться. Много лет назад при разборе дома на ногу ему упало бревно, и теперь он ходит всегда с палочкой, иначе никак - стальная пластина на десять болтов и ибупрофен постоянно. Василий очень начитан и интеллигентен, зачитывается фантастикой, с ним приятно разговаривать. Леня же, напротив, прост, мало чем интересуется, но тем не менее по-простому добр.

Я решил не идти дальше на Туй, еще 40 километров пути по внезапно возникшей жаре не придавали желания геройствовать. В конце концов, я выбрался на отдых и решил отдыхать. Поселился на живописном участке на речке, ходил каждый вечер к мужикам за историями и общением, получая огромное удовольствие от компании.

Об алкоголе

Отношение спокойное, иногда пьет даже Леня, которому надо бы вообще не пить. Я захватил с собой две бутылки водки, купил в мини-маркете на автовокзале Тары, когда узнал от аборигенов, что в Князевке все же кто–то есть живой. Водка в тайге вообще мастхэв как антисептик тела и души. В первый вечер пили за знакомство, спокойно и одухотворенно. Никто из мужиков не впадает в состояние берсерка от спирта. Только Леню, если сильно выпьет, начинает от алкоголя троить - речь путается и руки трясутся.

Водку часто привозят охотники, рыболовы и просто случайные путники. Особенно зимой, под Новый год и месяц после у мужиков скапливается огромное количество бутылок. Угощают нещадно. Сами же ставят бражку на березовом соке, о ее питательных и живительных качествах для нутра очень любит разоряться Леня. Бражка и правда хороша.

Лошадки

Они для души. Их, конечно, иногда продают, этим занимается Владимир, но по-серьезному статьей дохода это назвать сложно.

Лошади в деревне гуляют сами по себе, на свободном выпасе. На зиму для них заготавливают корм, косят траву и привозят еще овса. Очень многие пугливые, но мне удалось погладить морды парочке. Настоящим бичом для них является гнус, от него пытаются спрятаться в полуразрушенных домах, на старом зернохранилище. От мошки и комаров у коней кожа ходит ходуном.

Был забавный случай. В зной жеребятки штабелями улеглись рядом перед домом, штук шесть, не меньше. А мамки ушли пастись. Внезапно залаяли собаки, жеребятки проснулись и давай метаться в панике, не понимая, где мамаши. Жались друг к другу, успокоились нескоро.

О простой мужской пище и подарках

Я сидел у мужиков каждый вечер и ел простую грубую пищу. Вкуснее мраморной говядины и лобстеров. Грубый хлеб, картошка, лук, вкуснейший гороховый суп от Василия, бобрятина. Ага, бобрятина. Я сначала подумал, что это такая жирная разваренная говядина, но нет. Нюансы вкуса катастрофически малы. Мясо подкидывают охотники, они частые гости в Васиной избе. Кстати, Вася не берет ни копейки за ночлег, а на попытку дать денег обижается.

Я подарил Василию хороший нож. Оставил всю оставшуюся еду и половину своей аптечки, репелленты и все расходные мелочи. В следующем году обязательно снова поеду в Князевку и повезу мужикам машинки для кручения папирос, табак, диски с фильмами. Они их смотрят на старом DVD-проигрывателе, подключая его к аккумулятору.

Вот такая вышла у меня тайга, тайга одному обернулась иначе.

Грех ли уходить в отшельнечество? Например, я решил исповедовать все свои грехи, взять вещи и уехать в Тайгу навсегда. Можно ли так делать? Если так нельзя то как стать отшельником? Александр.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Дорогой Александр,

На это сразу же возникает серия вопросов. Зачем? Какая ваша мотивация, что Вы от этого отшельничества ожидаете? Что Вы понимаете, кстати, под эти словом, учитывая, что сейчас вряд ли даже можно найти те пустынные безлюдные места, каких было много в средневековье или в античное время? Подобные мотивы, даже как будто из самых возвышенных духовных побуждений, могут быть вполне эгоистичными, ибо даже спасение собственной души многими довольно эгоцентрично и понимается. Основная заповедь Бога о любви к ближним не может быть исполнена в отрыве от людей. Христос, заметьте, не удалялся от мира и не призывал к этому учеников-апостолов, но шел в этот страдающий мир с Своими учениками. Если некоторые великие святые и удалялись от мира, то именно на время в подражание Христу, постившемуся перед выходом на служение 40 дней, а потом возвращались. Да, среди монахов практиковалось и отшельничество, затворничество, пустынничество, но даже в монашеской среде далеко не всем это благословлялось. Начинающим в особенности как раз всегда рекомендовалось жить в общежительных монастырях! С другой стороны, в гуще этого мира, в мегаполисе можно вполне жить как в пустыне. Это ведь внутреннее состояние духа, когда никакие внешние блага мира сего тебя не прельщают и никакая суета с его стороны не затрагивает, поскольку просто неинтересно это всё.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Если вы читаете эту статью, то, вероятно, вы устали от мирской жизни и жаждете уединения в тихой обители, чтобы молиться, поститься, слушать… и все такое. В любом случае - это ваш выбор. Но готовы ли вы к уединенной жизни? Готовы ли вы оторваться от общества? Готовы? Тогда читайте эту статью и вы узнаете, как стать отшельником.

Шаги

Шаг 1 из 3: определите, что больше всего подойдет для вас

    Подумайте, почему вы хотите стать отшельником. Чего вы хотите избежать, чего хотите добиться? Если у вас нет цели, то отшельничество - это не серьезно, это пройдет. Так чего же вы хотите? Продемонстрировать таким образом протест? Избежать общества каких-то людей? Отдохнуть от суеты современной жизни? Или вас тянет к уединению по религиозным мотивам? Зачем вы хотите стать отшельником, а?

    • Вы не хотите быть с людьми или вас просто привлекает простота такой уединенной жизни? Вернетесь ли вы в город через месяц или будете до конца жизни жить уединенно? Что же для вас отшельничество - симптом, проблема или… решение?
  1. Подумайте, насколько именно уединенно вы хотите жить. Запереться в доме и не выходить на улицу - это не значит “быть отшельником”. У многих отшельников остается немало каналов связи с окружающим миром, кто-то даже живет с другим человеком. Более половины отшельников наших дней и вовсе живут в городах. Но все же, каким именно отшельником хотели бы быть вы?

    • В наши дни сложно быть полностью независимым от цивилизации. Вы точно хотите сами построить себе дом, сами выращивать себе еду и самостоятельно вырыть себе колодец? Или вы с большей охотой останетесь дома и закажете на дом чего-нибудь поесть? В принципе, что то - отшельничество, что другое…
  2. Отшельничество в домашних условиях. Отшельнику подойдет что-то укромное, небольшое и скромное, желательно - что-нибудь сельское, деревенское. Впрочем, даже в центре самого оживленного мегаполиса можно поотшельничать - если окна звукоизолирующие.

    • В плане интерьера отшельники, как правило, предпочитают умеренность и простоту. У кого-то есть кабельное телевидение и интернет, кто-то проводит время в молитвах, работе в саду и, соответственно, живет в отрыве от суеты большого мира. Если вы жаждете уединения ради того, чтобы оградить себя от зла - есть смысл задуматься, нужно ли вам много вещей.
  3. Подумайте о том, как вы уйдете в свое отшельничество. Скажем, в один прекрасный день вы проснетесь и просто уйдете? Или, например, в течение определенного времени вы будете все больше и больше выпадать из ритма "крысиной гонки" современности? Выбор за вами. Но подумайте и о том, как вы всех поставите в известность.

    • Не огорчит ли ваше решение семью? Огорчит, будьте уверены. Шутка ли, у вас будет все не так, как у людей! Что же люди скажут?! Впрочем, стоит обратиться к голосу разума, подумать над аргументацией и, возможно, вашу точку зрения примут. В конце концов, вы ведь можете даже продолжать общаться с семьей! Ваше отшельничество вовсе не значит, что вы их больше никогда не увидите.
  4. Проверьтесь у психиатра, на всякий случай. Если вы не хотите поддерживать контакты с людьми в принципе, у вас, возможно, развилось какое-то психическое отклонение. Не стоит исключать такой вероятности, уж поверьте.

    • Просто ради того, чтобы успокоить друзей и семью, зайдите к врачу. Пусть они знают, что вы решили стать отшельником вовсе не из-за проблем с головой.

    Часть 2

    готовимся к отшельничеству
    1. Держите деньги наготове. Если только вы не работаете из дома и ваша работа не идет вразрез с вашим новым образом жизни, вы окажетесь без источника дохода. Соответственно, вам нужны будут деньги. Конечно, не так много, как раньше, но все же. И что делать?

      • Отшельник - такой же налогоплательщик в глазах государства, как и все прочие. К тому же, вам нужна еда, вода, электричество (не факт, но все же) и так далее. Конечно, можно растить огород, уповая на землю и дождь, но это будет тот еще опыт!
    2. Запаситесь тем, что вам понадобится. Это поможет вам уменьшить контакты с обществом, сведя их к минимуму. Запасы закончились? Тогда можно будет съездить в магазин за месячным запасом нужных продуктов. Можно даже заказать доставку на дом, да только нужно ли вам это?

    3. Пусть вас окружает устойчивая среда. Вы теперь - сами по себе (преимущественно), поэтому все должно быть как можно автономнее. Разбейте сад! Постройте сарай! Купите мотоцикл! Запаситесь лампадами!

      • Опять же - решать вам. Чем устойчивее среда, тем глубже вы сможете погрузиться в отшельничество. Годы пролетят, а вы даже и не заметите. Так что же вам нужно, чтобы прожить жизнь так, как вы того хотите?
    4. Научитесь чему-нибудь. Вполне вероятно, что вас начнет грызть скука. Но разве это дело? Нет! Берите-ка кисть и краски и начинайте рисовать. И плевать, что кисть вы сделали из ветки и собственных волос! Или, скажем, начните учить иностранный язык. Или займитесь ботаникой. Научитесь шить. Список можно продолжать и продолжать.

      • Если все это вам не подходит, научитесь тому, что сделает вашу жизнь в отшельничестве проще. Шитье, готовка, садоводство, стирка, ремонт, уничтожение пауков… Жить отшельником проще, когда вас не напрягает независимость.
    5. Будьте в мире с собой. Почему? Да потому, что больше рядом все равно никого не будет. В противном же случае вас ждет общество неприятного вам человека, который постоянно рядом. Это ведь может и с ума свести! Как избежать этого? Быть в мире с самим собой.

      • Для большинства, отшельничество - это не 3 месяца на даче. Это серьезный и обстоятельный жизненный выбор, который зачастую делают уже на второй половине жизненного пути. Впрочем, можно стать отшельником когда угодно. Но все же, обязательно полюбите и примите себя перед тем, как делать такой важный шаг.
    6. Заведите помощника. Порой, даже отшельники сталкиваются с ситуациями, которые не могут решить самостоятельно. Сами подумайте, если вы вдруг сломаете ногу - что будете делать, если никто не сможет прийти вам на помощь? Помощник в данном случае - это не нарушение уединенности отшельничества, это здравый смысл. Не обрывайте связи с внешним миром полностью - они вам еще понадобятся.

      • Не обязательно, чтобы у вас был помощник, спору нет. Главное, чтобы помощь могла прийти к вам. Для этого будет достаточно иметь дома телефон. Заметьте, иметь - не пользоваться. Вряд ли это пойдет вразрез с вашими принципами. Любой телефон, лишь бы работал. Это может спасти вашу жизнь.

    Часть 3

    отказываемся от благ и терпим лишения
    1. Проводите время с пользой. Теперь вы не работаете, не пишете отчеты об отчетах на отчеты и не переживаете о том, как выглядит ваша прическа. На что вы потратите освободившееся время? Возможно, что вы, как и большинство отшельников, выберете молитвы и медитации, а также наслаждение простыми жизненными радостями.

      • Возможно, у вас теперь будет даже больше времени, чем вы думали. Вы будете просыпаться тогда, когда захотите и спать тогда, когда захотите. Вы войдете в свой собственный биоритм, вы найдете то, что хорошо для вас. Теперь у вас нет смысла выжимать из себя все на полную мощность, так что наслаждайтесь!
      • Теперь у вас есть достаточно времени для того, чтобы чему-нибудь научиться. О чем вы мечтали с детства? Печь хлеб? Выращивать розы? Все в ваших руках!
    2. Одевайтесь просто. Вас будет сложно назвать отшельником, если вы будете ежедневно надевать что-то новое и модное. Да, технически - вы отшельник. Но по факту - просто позер. Суть отшельничества в том, чтобы жить скромно, отказавшись от излишеств и роскоши. Конечно, вовсе не обязательно самому шить себе одежду - достаточно лишь ограничиться чем-то простым и непритязательным.

      • Непритязательность в одежде - это один из признаков того, что вы сумели справиться с влиянием современной жизни, отравляющей души и сердца. Да, если носить одно и тоже постоянно, то вещи рано или поздно износятся в хлам. Что ж, отличный повод научиться шить - вам так не кажется?
    3. Берегитесь полного одиночества. Когда вы в последний раз прожили день, не видя других людей вообще? Да, мир отстой, люди - уроды, человечество обречено и все такое. Но все же не стоит перегибать палку с одиночеством. Да и сможете ли вы с ним справиться?

        Помните о том, что вас могут начать считать за чудака. Если местная ребятня начнет глазеть на вас с суеверным ужасом, а на деревьях рядом с вашим домом начнут оставаться подарки или даже подношения - будьте уверены, молва о вас пошла далеко. Это, конечно, не помешает вам жить отшельником. Это лишь осложнит ваше возвращение обратно, в мир желтого дьявола. Готовы к такому?

        • Если вы захотите устроиться на работу или завести новых друзей, репутация отшельника вряд ли сыграет вам на руку. Отшельники в наши дни - дикость, редкость, объект искреннего недоумения, практически безумцы. Как говорится, “уйдя из дома раз, обратно не вернешься”. Так ли это? Кто знает…
    • Быть отшельником - не значит сидеть дома и никуда не выходить. Вы же отшельник, а не покойник! Отшельники в наши дни проводят немало времени вне дома. Солнце видеть, знаете ли, полезно. Как, впрочем, и людей. Иногда.
    • Будьте готовы объяснить людям причины, подвигшие вас на отшельничество. И чем спокойнее и убедительнее вы будете, тем скорее от вас отстанут.

Павел Пряников

В России сотни, а то и тысячи людей уходят из мира жить в лес. Как правило, отшельники строят там свою Утопию. Три истории таких отшельников - бывшего спецназовца, семь Гординко-Кулешайте, семьи Антипиных, а также фотогарелея отшельников, сделанная фотографом Данилой Ткаченко.

Самыми известными отшельниками в России считается семья старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу от советской власти, которую они считали воплощением антихриста. Сегодня жива только Агафья Лыкова, она по-прежнему живёт в лесу, хотя и принимает помощь от людей.

Но жить в лес по-прежнему уходят сотни, а то и тысячи россиян. У каждого своя история исхода, но, как правило, у всех есть идеологический или этический мотив. Сегодня большинству из них антихристом представляется не просто или не столько российская власть, сколько Город и люди (которые, как они считают, также суть порождение античеловечной системы).

Вот три истории российских отшельников, которые в нулевые годы описывались прессой. Фотограф Данила Ткаченко, в свою очередь, сделал галерею россиян, отправившихся жить в лес. Эта фотогалерея представлена на сайте lensculture.com . Эти фотографии ниже в тексте.

Отшельник-спецназовец

Бывший боец спецподразделения поселился в лесу в Амурской области, устав от работы в правоохранительных органах. Отшельник живет в тайге уже 10 лет.

На землянку спецназовца-отшельника случайно наткнулись местные грибники. Они и сообщили в полицию о том, что в тайге в 110 километрах от ближайшего населенного пункта в одиночестве живет человек.

Бывший военный возвращаться к людям не собирается. По словам Виктора Ф., жизнь в глухом лесу ему по душе. Между тем, за плечами у него - школа спецназа и много лет службы.

С пропитанием проблем не возникает - военная подготовка все же дает о себе знать. Ну, а тяга к охоте у меня возникла еще в школе, - рассказывает Виктор. - За хлебом, солью и одеждой иногда, конечно, я спускаюсь в деревню. Жители меня еще помнят, меняют все необходимое мне на свежее мясо.

Жить в тайге Виктор Ф. не мечтал никогда. В родной деревне в Магдагачинском районе экс-военного все знали и любили. Но однажды, отправившись на охоту, мужчина понял, что уже не может расстаться с тишиной леса.

Привычную жизненную суету я с легким сердцем сменил. Оставил свой дом и ушел в лес отшельником, - вспоминает Виктор.

Виктор выбрал место за сотню километров от ближайшей деревни. Соорудил землянку, чтобы не было холодно зимой и жарко летом. В холода хозяина скромного жилища согревает каменная печь. На обед на столе всегда есть свежая дичь и ледяная ключевая вода.

Отшельники - семья Гордиенко-Кулешайте

До ближайшего поселка 120 км. Александр Гордиенко и Регина Кулешайте уже более 10 лет живут в диком лесу, и, судя по всему, не собираются возвращаться в большой мир.

Добраться обычному человеку до места, где живет странная семья, - это уже испытание на прочность. Половину пути мы с легкостью преодолели на микроавтобусе, а когда иномарка увязла в разбитой лесовозами колее, пришлось пересесть на КрАЗ. Несмотря на сверхпроходимость, он то и дело оседал в снегу. Приходилось брать в руки лопату и разгребать метровые сугробы. И так по бездорожью - полсуток. В итоге километр за километром мы добрались до того места, где от полуразбитой дороги в неведомые дебри ведет узенькая тропинка. Два километра пешком - и в расщелине между двумя сопками упираемся в небольшую избушку.

Замка на двери нет в связи с полной его бесполезностью. Закрываться здесь кроме как от хищников не от кого.

Постучавшись, мы сразу же проходим внутрь. Гостей, естественно, не ждали. Хозяин Александр что-то шаманил на полуразвалившейся печке. На полу резвились двое малышей. Увидев незнакомцев, ребятня тут же, словно волчата, нырнула под кровать.

И Александр, и Регина живут в этой глуши больше двадцати лет. Вначале перебивались поодиночке. Встретилась пара уже в тайге. Александр старше Регины на 12 лет. Ей 27, ему почти 40. У каждого оказался свой путь в эти дебри.

Родилась девушка в Латвии. Когда ей не было и месяца, мать приехала в Куйтунский район.

Отец нас бросил, и мама решила перебраться в Сибирь, - вспоминает она. - Мы поселились в деревне Молой, это неподалеку от Куйтуна.

Когда Регине было 12 лет, ее мама умерла. Чтобы как-то прокормиться, девочка устроилась в местный совхоз на сбор ягод. Найти другую работу в этих краях почти невозможно. Жить стала в маленькой совхозной избушке. Пока предприятие держалось на плаву, делила ее с такими же сборщиками лесных даров. Но потом совхоз распался, и в середине 90-х девушка осталась одна. Из села все уехали, а от домов остался одни фундамент.

Регина не решилась ехать в город и поселилась в избушке глубоко в тайге.

Александр тоже родился далеко от Иркутской области. Больше двадцати лет он жил в Подмосковье. После армии работал водителем. Но однажды прочитал объявление, что в Сибири в кооператив требуются работники для сбора ягод и орехов.

Деньги обещали хорошие, вот я и поехал, - рассказывает он.

Кооператив просуществовал недолго - разорился. В итоге, поработав там несколько лет, Александр остался в тайге без денег и какой-либо возможности вернуться назад. Возможно, так и сгинул бы он в бескрайних просторах сибирской глуши, но совершенно случайно познакомился с Региной. Его база находилась неподалеку от ее избушки. Без свадьбы и росписи в загсе они стали жить вместе.

Выбираться назад к людям молодожены не стали.

Говорят, сильно сложно не было. Случались, конечно, неурожайные годы, но спасали запасы и охота. В округе много коз, зайцев. Есть изюбри и, конечно, медведи.

А вы посмотрите, как там, в деревне, живут, - говорит Саша. - Не лучше нас, только свет в домах есть, и то отключают постоянно.

О том, что творится в большом мире, отшельники узнают с помощью маленького транзистора. Телевизор они не видели уже несколько лет, и какую передачу смотрели последней, не помнят.

Да что там смотреть, - обречённо машет рукой Александр. - Одно по одному. Если честно, то меня вообще мало волнует, что там происходит. Войны нет - и ладно.

Из всех благ цивилизации в доме только кровать и табуретки. Все это осталось ещё с совхозных времен. Тарелки, ложки и кружки железные.

У ребятишек нет ни игрушек, ни книжек. Одежды, судя по всему, тоже в обрез. Когда мы зашли в дом, младший Сережка бегал голышом.

Отшельники - семья Антипиных

Анне сейчас 36 лет. Она полюбила Виктора, когда ей было 16, а ему - чуть больше тридцати. В 1982 году пришел в деревеньку Коротенькая с реки Лены странник. Пробирался сквозь дикие леса без оружия, один. Мужика звали Виктор Гранитович. Попросился переночевать в доме Аниной мамы. Да там и остался. А потом вдруг пригляделся к её юной дочке жены. Та с распахнутыми глазами слушала сказку о Фактории. И когда забеременела от «папы», тот предложил ей уйти в лес вдвоём. Навсегда.

Поиск Фактории чета Антипиных начала в 1983 году. Ушли на двести километров в глубь эвенкийской тайги, поселились в избушке. В тех дебрях Анна родила первенца. Младенец умер.

И второй ребенок тоже. Выжил только третий. Роды отец всегда сам принимал. Пуповину перерезал, ловко у него получалось.

Девочке дали аежное имя - Оленя.

Назвали мы её в честь оленихи, спасшей нам всем жизнь. Зима была на исходе, запасы кончились. А ружьем, чтобы на охоту ходить, отец не обзаводился принципиально. Говорил: «Брать нужно только то, что природа сама дарит. А человеку можно лишь иногда капканы использовать да палки». От голода у меня стало пропадать молоко. И вдруг прямо рядом с нашей избушкой прошло стадо оленей. Отец сумел добыть одного оленя. Я всю весну кормила дочку пережеванным мясом.

Всего в семье четверо детей - ещё двенадцатилетний брат Витя, восьмилетний Миша и трехлетняя Алеся. Оленя умеет добыть рябчика бумерангом, вырезает из дерева посуду и превосходно выделывает шкуры. По мехам Оленя - большой специалист. С матерью они шили шапки из кротов, барсуков, зайцев, белок. Из собак - канчи (носки меховые) и лохматки (варежки мехом наружу).
Таёжная девочка верит, что души умерших людей вселяются в травинки, в птиц, в животных.

У нас котенок мысли понимал. Только я подумаю: «Уйди, здесь сидеть нельзя!» - он встанет и уйдет. Это в него чья-то душа заселилась.

В 1987-м Виктор убедил жену, что им нужно идти в Якутию: уж там-то точно отыщется вожделенный уголок.

Чуть не погибли тогда. На Большом Секочамбинском пороге нашу лодку накрыла огромная волна. Мы как-то выплыли, - вспоминает Анна. - Но все, что было с нами, утопло. Вылезли из воды, в которой еще льдинки плавали. Снег, помню, пошел такой пушистый. Мы забрались на крутую сопку. Отлежались. Странно, даже не простыли.

И в Якутии неугомонный Виктор не нашёл своей Фактории. Два года Антипины прожили в якутском поселке, среди людей. Потом снова сбежали в тайгу, в Тайшетский район Иркутской области. Здесь Виктору пришлось ненадолго поступиться принципами и поработать с «этими существами» бок о бок. Он устроился в Химлесхоз заготавливать лес и смолу. Семье выделили участок в Бирюсинской тайге. Но через год предприятие развалилось.

Лесхоз начал вывозить работников из тайги. Только Антипин отказался эвакуироваться: «Я свою Факторию нашёл!»

1.Счастье жизни - в её простоте.

2.Человек, стремись к естеству и будешь здоров.

3.Болезнь - это сигнал к изменению образа жизни.

Эти главные свои жизненные заповеди Виктор Гранитович вырезал над входом в таёжное жилище. И настойчиво повторял их детям. Его семейство ютилось в крохотном стареньком балке (охотничьей времянке). Общая жилплощадь - восемь квадратных метров.

А почему Виктор не построил дом? Столько леса кругом.

Отец говорил: мы должны были довольствоваться малым.

Спали так: справа на полатях - мать с маленькими детьми, слева - отец. Старший сын качался в гамаке, а Олене постель заменяла медвежья шкура у входа. Столом служила ржавая ванна, которую заносили из сеней, когда садились обедать.

Жареные рябчики, тушеный глухарь, зайчатина. Грибы, ягоды, черемша. Зимой только тяжело. Голодали часто. Приходилось даже корни лопуха жарить. Ни спиртного, ни чая, ни кофе. Мне, чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто поесть хлеба.

Виктор Гранитович считал, что наконец-то они стали жить идеально. Анна, кстати, тоже.

Своё бегство от цивилизации Виктор назвал «отрыв». Однако совсем от цивилизации оторваться не удалось. Приходилось все-таки иногда выбираться к людям в ближайшую деревню - за мукой, одеждой, газетами.

А детям он говорил так: «Только я к людям могу ходить, я сильный, всё вынесу».

В конечном итоге жена Анна не выдержала и, оставив супруга одного, вышла с четырьмя детьми к людям, в деревню Сереброво Тайшетского района.

Первый раз, когда вышла в поселок, к людям, казалось, что меня одну в ракете в космос собираются отправлять, - так волновалась, так боялась людей.Из событий больше всего поразили две вещи: распад Советского Союза и теракт в Нью-Йорке 11 сентября. Было так страшно читать.

Их отец Виктор не захотел возвращаться к цивилизации. Через год после того, как семья его покинула, он умер от голода.