Горшочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задач. Сказка горшочек каши

Марк Хёрст

Марк Хёрст – ведущий конференции Gel (идеи и инновации). Он основал консалтинговую компанию Creative Good и помогает бизнесам разных форматов сделаться клиентоориентированными, то есть, найти общий язык с клиентами. Еще Марк создал программу Good Todo, с помощью которой очень удобно вести список дел.

«Первое, чему учит цифровая грамотность, - умение обращаться с входящими битами, а самый важный для большинства поток информации - это электронная почта».

Автор книги описывает Интернет как огромное количество битов. В сети мы постоянно сталкиваемся с множеством сайтов, на этих сайтах содержатся сотни или даже тысячи статей, которые ссылаются на другие источники; нам приходит множество электронных писем и сообщений в социальных сетях. Всё это создает постоянный поток информации, что сводит производительность труда к минимуму. По сути, своей книгой Марк пытается научить нас цифровой грамотности, чтобы правильно взаимодействовать с битами и не перегружать себя.

В книге детально описаны 3 метода повышения цифровой грамотности:

1. Работа с электронной почтой

Минимум раз в день нужно удалять все письма из ящика электронной почты. Еще три года назад я бы счел этот метод слишком радикальным и забросил бы чтение книги. Но сейчас я ощутил всю силу этого простого правила и готов пожать руку каждому, кто это делает ежедневно. Если у вас большой поток писем, то обычно вы откладываете часть писем на потом. Они накапливаются, и уже скоро их количество исчисляется сотнями или тысячами. Это очень деморализует вас, вы огорчаетесь, постоянно вспоминаете об этом, и часто пропускаете задачи, что получаете в письмах. А теперь представьте, что ваш почтовый ящик пуст:

  • теперь вы можете сконцентрироваться на действительно важных делах;
  • вас не будут отрывать от работы напоминаниями о различных просьбах, что высылали вам по электронной почте;
  • вы не забываете о встречах;
  • Согласитесь, что перспективы достойны таких ежедневных затрат.

2. Работа со списком дел

Самое главное - это наличие списка дел:) Если с этим проблем нет, то следует сосредоточиться на том, чтобы этот список был максимально полным, понятным и легко управляемым. К сожалению, бумажные ежедневники не очень удобны в любых исправлениях или переносах в плане. Отличной альтернативой будет электронный список дел, где легко можно копировать, удалять, дополнять и расширять всё что угодно. Лично я пользуюсь обычным файлом excel в google drive. Несколько советов, как сделать список дел максимально эффективным:

  • держите все задачи в одном списке;
  • не используйте стикеры, они только отвлекают;
  • максимально конкретизируйте поставленные задачи;
  • ставьте дедлайны;
  • приоритезируйте задачи.

3. Медиадиета

Не стоит забывать и про медиадиету. Она должна быть максимально жесткой, чтобы отрезать всю ненужную вам информацию, но при этом основываться на том, что нужно именно вам, а не навязано вам извне. В книге детально описана классификация разных источников информации и оптимальная структура медиапотребления. Уверен, что у каждого есть своя логика работы с битами, но и вы сможете почерпнуть интересные для себя методы, как упростить свою библиотеку битов.

«За цифровой грамотностью будущее. Мир продолжит изменяться: появятся новые потоки информации, новые устройства, новые вызовы времени. Но владеющие цифровой грамотностью пользователи, в любом случае, выиграют, и в производительности, и в здоровье. И это заставляет смотреть в будущее с оптимизмом. Цифровая грамотность - дисциплина, которая побуждает пользователей оставить биты в покое, чтобы продуктивнее работать и жить полной, здоровой жизнью».

Только ежедневное использование этих методов поможет обрести цифровую грамотность. Сотрудники с цифровой грамотностью всегда будут на сотни шагов впереди остальных. Обычные люди с цифровой грамотностью всегда будут счастливее других.

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Исследователи подсчитали, что средневековый человек за всю жизнь получал объём информации, равный потребляемому сейчас в течение нескольких суток. Информация слишком доступна, её стало бесконечно много, словно той каши из волшебного горшочка, что затопила улицы города. Иной раз так и хочется сказать: горшочек, не вари! Но горшочек варит, и сведения разного рода просачиваются в нас, хотим мы того или нет.

    Вовсеоружии

    «Информирован, значит вооружён», - гласит народная мудрость. Иронизируя над этим утверждением, Марк Твен отмечает, что если человек не читает газет - он не информирован, если читает - дезинформирован. Конечно, наш век назван веком информации, и наука и техника делают всё возможное и невозможное, чтобы человек был «вооружён» информацией до зубов. Но возможно ли сохранить мир в душе, когда приходится постоянно «вооружаться»?

    Приступая к написанию очередной статьи о вреде информации, я понимаю, что целью и результатом является, опять-таки, информирование. И всё же недавно почерпнутые данные статистики укрепили моё желание исследовать эту тему. Подсчитано, что в среднем человек в день пишет около ста сообщений, каждые 7–15 минут проверяет обновления или сообщения в социальных сетях, пролистывает порядка десяти страниц различных сайтов, просматривает в среднем полсотни различных постов в день, около сотни фотографий и картинок и, как правило, несколько видеороликов или клипов. Во время бодрствования большинство людей предпочитает держать телефон включённым, чтобы постоянно следить за всевозможными обновлениями и сообщениями. Речь идёт не о подростках, а о людях возрастом от 15 до 45 лет.

    Все наслышаны о таком феномене, как клиповое сознание. Напомним, что эта особенность современного человека заключается в мгновенном реагировании на различные раздражители и угасающей, в свою очередь, способности удерживать внимание, сосредотачиваться, вчитываться, вслушиваться, всматриваться, вдумываться. Мы становимся всё более реактивными: звонок телефона - мы тут же на связи, сигнал сообщения - спешим отправить ответ, который долетит быстрее мысли (которая попросту не успевает созреть за эти считанные секунды), друг разместил фото в сети - мы уже отметили его кликом, новое видео - уже сохранили на своей странице… Мы реагируем гораздо быстрее, чем успеваем задуматься о смысле поступившего «стимула».

    Исследования «британских учёных»

    Итак, данные исследований нам открывают весьма опасную перспективу. Но важно понимать, что и «статистика», «исследования», «доказательства» представляют собой некую опасность, так как способны формировать запрос потребителя. «Исследования» не отображают, а скорее формируют действительность. Например, с помощью средств массовой информации мы узнаём, что проведён некий опрос, который свидетельствует: столько-то людей предпочитают, к примеру, отдыхать на экзотических островах, пить кокосовую воду и употреблять в пищу очень полезный авокадо. И вот человек, принимая на веру «серьёзные исследования», не задавая себе вопросов, стремится не отстать от большинства: собирает изо всех сил средства для поездки на острова, где он станет пить кокосовую воду и убеждаться в полезных свойствах авокадо. Я не имею ничего против экзотики. Но пока нам не рассказали о прелестях отдыха в тропиках со ссылкой на авторитетные имена исследователей, мало кто о них задумывался. После же приобщения к «достоверным источникам» человек, натягиваясь как струна, изо всех сил стремится к «нужному и полезному». Так зачастую информация начинает управлять нами, независимо от того, верим мы в неё или нет. Безусловно, многие стараются критично относиться ко всему написанному и сказанному, но у каждого из нас есть своя ахиллесова пята - сфера, в которой критичность разума слабеет, и мы воплощаем в жизнь слова классика: «Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад». Как иначе объяснить истерию вокруг ежесезонных «must have» (обязательно нужно иметь!). И каждый раз эти «нужности» являются нужными именно мне, здесь и сейчас; каждый, приобретая их, остаётся с ощущением своей уникальности и избранности (недаром практически все информационные посылы жонглируют словами «уникальный», «неповторимый», «непревзойдённый» и т.п.).

    Но не обманывают ли и эти, приведённые мною выше, пугающие цифры статистики из жизни пользователей соцсетей? Легко проверить. Что видит городской житель, прогуливаясь по улицам? Большинство прохожих вооружены телефонами, имеющими различные приложения и доступный выход в интернет. То и дело слышишь знакомые сигналы оповещений. Из количества публикаций, «лайков» и сообщений становится ясно, что все мои друзья, как реальные, так и виртуальные, на самом деле остаются всё время «на связи». Можно мгновенно узнать, кто где находится, кто что ест, куда едет, с кем встречается, что читает… Люди всё чаще заглядывают в свои телефоны и всё реже оглядываются по сторонам.

    FOMO

    Психологи, всерьёз встревоженные данным явлением, посвятили ему не один научный труд. Нас они назвали поколением FOMO. Что означает эта английская аббревиатура? Fear of missing out - страх пропустить что-либо. Люди FOMO живут в социальных сетях, размещают фото в инстаграме, имеют в своём телефоне все необходимые приложения, чтобы мгновенно получать различные новости и быть в курсе…

    Страх пропустить что-то интересное - это про вас? Тогда давайте бояться вместе. В социальных сетях я была зарегистрирована с давних пор. На вопросы знакомых, что я в этом нахожу, всегда знала, что отвечать: быстрый и лёгкий способ быть на связи с теми, кто далеко, с теми, с кем не поговоришь, запросто набрав номер телефона. Было время, когда общение через социальные сети стало меня утомлять, ушла новизна: наобщавшись с «теми, кто далеко», я вдруг поняла, что потребность эта утоляема, как любая другая. Тогда-то я и решила удалиться из социальных сетей и целый год отлично прожила в полной виртуальной изоляции. Но прошло время: свободные минуты, ожидание где-нибудь в аэропорту или учреждениях, частые вопросы знакомых - читала ли я у такого-то на странице то-то и то-то… И руки потянулись восстановить аккаунт в одной из социальных сетей. Тогда-то я и подцепила этот опасный вирус FOMO. Полагала, что, искушённая уже «быстрым» общением, я не попадусь снова на крючок.

    Стоит отметить, что общение в социальных сетях носит сейчас совершенно иной характер, чем это было 5–7 лет назад. Я редко использовала социальную сеть собственно для общения. Признаки FOMO у меня были налицо: теперь я начинала день с просмотра новостей, использовала любую свободную минуту, чтобы «глянуть, что там», оставить пару комментариев, отметиться на интересных событиях, куда приглашают многочисленные друзья (куда я, кажется, так ни разу и не сходила). Стало потребностью знать: что, где, когда, почём… Я подписалась на интересные страницы: сообщества психологов, философов, литераторов, публицистов, модниц, рукодельниц, докторов, актёров… Теперь я читала статьи «прямо с печки», я была в числе первых, кто оставлял комментарий под новыми эссе талантливых современников. Я прочитывала в день не меньше десяти полезнейших статей, девять из которых забывала тут же. Теперь я была в курсе всех самых ярких и интересных мероприятий не только в моём городе, но и по всему миру. Если я и не могу поехать на концерт моих любимых звёзд в Париже, услужливая подписка тут же сообщит, кто из моих друзей собирается посетить данное мероприятие. Открытия, выставки, музеи, премьеры, концерты, клубы, презентации… Я узнавала об этом и замечала, как становлюсь всё более тревожной, напряжённой, зависимой от того, чтобы просматривать, «что же там», «кто же там», «как же там». Обороты набирались, снежный ком летел с горы: страницы групп и людей, на которые подписывалась я, стремительно множились, я втянулась в какой-то бешенный водоворот виртуальных событий, за которым едва поспевала. Теперь телефон стал буквально жизненной необходимостью: каждую свободную минуту я напрягала свои глаза и мозги, вычитывая интересности, копируя полезности, распространяя важности.

    Тут-то и превратился мой FOMO во вполне реальный страх зависимости от этого «быть в курсе».

    JOMO

    Однажды я повстречала свою старую знакомую, коллегу, которая не так давно вернулась в Киев. Мы разговаривали с ней, а мой телефон в сумке то и дело подавал сигналы, сообщая об очередных комментариях, лайках, обновлениях, заставляя меня каждый раз машинально тянуться к сумке.

    Тебе звонят, ответишь? - спросила она.

    Это уведомления фейсбука приходят, - ответила я.

    Я стала выспрашивать у неё, как же она узнаёт о различных мероприятиях, новостях и прочих важностях.

    Никак, - ответила мне она. - Если у меня выдаётся свободный день или вечер, я тут же придумываю, чем бы хотела заняться, или вспоминаю, что мне давно пора сделать. Я сама решаю, куда хочу пойти, о чём почитать. Спрашиваю у знакомых, смотрю в интернете, или просто отдаюсь на волю случая. Кажется, я ещё ничего не пропустила, - сказала она, улыбаясь. - Хотя однажды всё-таки пропустила. Была в селе у мамы и, приехав домой, обнаружила, что концерт моей любимой певицы прошёл как раз вчера. Досадно было. Но зато теперь я самостоятельно отслеживаю её гастрольные туры, проявляю активность, так сказать, - и она снова улыбнулась какой-то спокойной, безмятежной улыбкой.

    Тут-то меня и осенило. Разве посетила я хоть раз ярмарку рукоделия? Или экологическую акцию, или курс ораторского мастерства, или музей современного искусства для детей? Что полезного вынесла я из тысячи прочтённых статей известных и неизвестных авторов? Тоннами гигабайт информации я засорила свой мозг, и ещё удивляюсь тому, что сон стал неважным, и тревога не покидает, и усталость повышенная… Я всегда в курсе всего и вся, но не представляю и не пытаюсь представить, как применить эти знания в реальности. Я читаю то, что мне услужливо предложено случайным поиском, перелистываю тысячи комментариев людей, чьих лиц никогда не увижу… Все это там, в виртуальном мире, но переживаю я совершенно реально: реально хочу пойти, реально огорчаюсь и радуюсь, реально негодую или восторгаюсь. Я реально жду события, на котором не побываю. Вот такая реально-нереальная жизнь. И главное, я всего лишь потребляю то, что некий искусственный интеллект подбрасывает мне, «зная» о моих предпочтениях по ранее прочтённым статьям.

    Конечно, я не открыла Америку поняв, что со мной происходит. Оказывается, сотни тысяч людей по всему миру обеспокоены тем же, и потому как ответ FOMO появилась жизнь в стиле JOMO - joy of missing out, буквально - «радость не быть в курсе». По всему миру появляются люди, которые, испытав на себе эмоциональное выгорание, хроническую усталость, нарушения сна, повышенную тревожность, мнительность, твёрдо решили для себя, что не желают более бояться пропустить что-либо. Они теперь находят особенную радость в том, чтобы не быть в курсе, не знать о новинках, тенденциях, must-have и всём таком прочем. JOMO взяли себе за правило самостоятельно добывать интересующую их информацию, не подписываясь ни на какие рассылки. Более того, есть те, кто, устав от бесконечных «лайков» и комментариев, променял сотни тысяч «очень-важных-интересных-статей» на литературные кафе, где можно вместе с кофе взять любую приглянувшуюся книгу или журнал и прочесть его тут же за чашкой кофе вместо того, чтобы привычно вводить пароль для входа в сеть. В некоторых кафе появились таблички: «У нас нет wi-fi, потому что мы хотим, чтобы вы говорили друг с другом». Те, кто избрал для себя этот путь, не станут выкладывать свои фото в сеть, неважно, находятся ли они на море, в горах или в деревне у деда на сеновале; не станут, потому что предпочитают свободу от «лайков» и комментариев, которые неизбежно нахлынут тут же. JOMO предпочитают быть там, где им хочется, не объявляя об этом всему виртуальному миру.

    Крайности опасны. Есть большой риск, что JOMO будет всего лишь другой стороной той же медали. Но когда слово «страх» сменяется словом «радость» - может ли в этом быть что-то дурное?

    Я вовсе не призываю всех немедленно удалиться из социальных сетей. Скорее, делаю вывод для себя о том, что виртуальный мир таит много опасностей, поскольку не имеет никаких границ. Перед человеком стоит непростая задача - установить эти границы самостоятельно. Не зря ведь появляются специальные программы для телефонов и компьютеров, которые ограничивают количество посещений сайтов и время пребывания в сети.

    Для меня неожиданной помощью стали строки из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Два приятеля обсуждают военные будни, отмечая, что «теперь фронт наводнён корреспондентами и журналистами». Главный герой размышляет о том, как журналист описывает вновь и вновь происходящее: «Однако почему он обижается на пушку? Какая странная претензия требовать от пушки разнообразия! Отчего вместо пушки лучше не удивится он самому себе, изо дня в день стреляющему перечислениями, запятыми и фразами, отчего не прекратит стрельбы журнальным человеколюбием, торопливым, как прыжки блохи? Как он не понимает, что это он, а не пушка, должен быть новым и не повторяться, что из блокнотного накапливания большого количества бессмыслицы никогда не может получиться смысла, что фактов нет, пока человек не внёс в них чего-то своего, какой-то доли вольничающего человеческого гения, какой-то сказки».

    Трудно добавить что-либо к этим точным и ёмким строкам. Спустя век после описанных в романе событий хочется вместе с классиком верить в то, что если в «лайк», комментарий или «репост» статьи или фотографии каждый сумеет вложить хотя бы частицу своего личного собственного смысла, то информации станет в тысячи раз меньше, и она станет иметь большую ценность. Тогда, возможно, «горшочек» станет снова волшебным, а «каша» - питательной.

    Вконтакте

    Монтаж Изабелла Герасимова Оператор Майя Попова Сценаристы Владимир Голованов , Вильгельм Гримм , Якоб Гримм Художник Галина Зуйкова

    • Мультфильм снят по мотивам сказки братьев Гримм.

    Сюжет

    Осторожно, текст может содержать спойлеры!

    Идет девочка по лесу, собирает хворост. К ней подлетают три гномика и вручают горшочек. У гномов он все равно стоит без толку, ведь кашу они не едят, вот и велели им отдать горшочек в добрые руки. Скажешь ему: «Горшочек, вари!» – наварит он сколько угодно вкуснейшей каши. Скажешь: «Горшочек, не вари!» – он тут же остановится.

    В городе живет колбасник Карл Гагенбак. На его кухне целый день без устали трудятся поварята, Гагенбак только прибыль подсчитывает, а бесплатно даже понюхать колбасы не даст. Проходит мимо лавки колбасника девочка, дает ему попробовать каши и рассказывает, что стоит сказать «горшочек, вари!», и он будет варить самую замечательную кашу в мире, которой можно накормить всех-всех-всех. Добрая девочка отказывается поменять горшочек на колбасу, она идет собирать гостей. Но жадный колбасник хочет присвоить горшочек, он предлагает подержать его, пока девочка сбегает за своим четырехюродным братцем, что живет за лесом.

    «Горшочек, вари!» На лавке Карла Гагенбака новая вывеска, теперь он торгует кашей. Поварята только успевают таскать котлы, а деньги их хозяину рекой текут. Бедная женщина просит господина Гегенбака дать одну мисочку каши в долг, чтобы накормить голодных детишек. В долг? Никогда! К нему уже пожаловали слуги от самого герцога, чтоб взять знаменитой каши на пробу. Гагенбак ругает горшочек, велит ему варить все больше и больше.

    Каша переливается через край горшочка, ползет вниз с плиты, выпирает через дверь лавки на улицу. Поток каши наполняет весь город, его жители черпают кашу прямо из окон своих домов, дети плавают по нему в ушате, уплетают кашу ложками, пускают по ней кораблики. Посреди всеобщего ликования барахтается Карл Гагенбак и кричит, что никто не должен есть его кашу бесплатно. Горожане его не слушают, а горшочек все продолжает варить, а Гагенбак не знает, как его остановить. Город переполнен кашей, все жители уже досыта наелись.

    По лесной тропинке возвращается девочка со своим братцем. Навстречу ей едет рыцарь на коне, в руках у него шлем с кашей. Девочка усаживает маленького братца на пенек и, схватившись за голову, бежит к воротам города. А каша уже вываливается наружу. «Горшочек, не вари!» – кричит девочка, но тот ее не слышит. Стражники переносят ее через крепостную стену, усаживают на плот, передвигаясь на нем по улицам, девочка кричит волшебные слова, все жители начинают их повторять. Наконец, горшочек прекращает варить кашу. С неба спускаются гномики и забирают его обратно. По дороге они успевают накормить кашей сидящего на пенечке братца девочки, а потом улетают.

    Поздний вечер. В городе полно каши, по улицам можно передвигаться только на ходулях или на лодке. Все ложатся спать сытыми и довольными. Недоволен лишь жадный Гагенбак. К городским воротам подъезжает повозка. «Что везешь?» – спрашивают стражники торговца. «Крупу», – отвечает тот. Стражники смеются: «Года через три приезжай».

    Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

    Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка. - Дай мне ягод, пожалуйста.

    - На, бабушка, - говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала:

    Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:

    Раз, два, три,

    Горшочек, вари!

    И он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему:

    - Раз, два, три,

    Больше не вари!

    и он перестанет варить.

    Спасибо, бабушка, - сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.

    Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.

    Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:

    Раз, два, три,

    Горшочек, вари!

    Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек всё варит и варит кашу. Как его остановить?

    Нужно было сказать:

    Раз, два, три,

    Больше не вари!

    да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он всё варит и варит.

    Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу - горячая каша рекой течёт.

    Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:

    Раз, два, три,

    Больше не вари!