Карл роджерс клиент центрированная. Клиент центрированная терапия К

Определение

В основе этой самой популярной в мире (после психоанализа) системы психотерапевтической и консультационной работы – убеждение, что человек, обращаясь за помощью, способен сам найти способ решения своих проблем. Психотерапевт лишь cоздает условия для позитивных изменений, более полной реализации потенциала клиента, но именно клиент осуществляет выбор и принимает решения.

Принцип действия

Карл Роджерс был убежден, что сущность каждого из нас позитивна. Но этот потенциал проявляется лишь в атмосфере позитивного принятия, эмпатического понимания и открытости своим чувствам. В создании такой атмосферы и заключается главная задача психотерапевта. Безусловное (безоценочное) принятие – это умение реагировать на эмоциональные проявления человека, его поступки, не оценивая их. Это искреннее отношение к другому как к равному себе и имеющему право быть таким, какой он есть. Эмпатия – способность точно воспринимать чувства других людей, сопереживать им и принимать их, даже если сам бы поступил иначе. Эмпатию также называют «эмоциональной отзывчивостью». Конгруэнтность – подлинное, честное и открытое переживание собственных чувств, искреннее самовыражение в общении с другим человеком.

Ход работы

Клиент-центрированный подход называют «недирективным»: терапевт не направляет клиента, не руководит им и ни к чему не принуждает. Терапевт безоценочно принимает все, что будет сказано клиентом. Терапия проходит в форме диалога. Клиент сам определяет, какие вопросы для него сейчас актуальны, а терапевт помогает ему в исследовании и выражении своих чувств, образов, фантазий. Слушая и отвечая, он полностью сосредоточен на клиенте: само присутствие внимательного, понимающего собеседника помогает человеку справиться со страхом и отчаянием, вселяет уверенность в своих силах. Атмосфера доверия, уважения и безусловного принятия позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть. Он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. Ощущая поддержку, человек обнаруживает в самом себе средства и способы решения своих проблем. В результате терапии клиент начинает более свободно выражать свои чувства, у него складывается устойчивая положительная самооценка, позволяющая больше доверять миру. Он становится более реалистичным и объективным, а также менее ранимым – больше доверяет себе и лучше понимает других.

1951. В книге «Терапия, сфокусированная на клиенте» американский психолог и психотерапевт высказал идею, которая радикально изменила понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом для самого себя. Книга была раскритикована психотерапевтами разных направлений, усмотревшими в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Но уже следующая его книга – «Становление человека» (1961) – стала бестселлером. 1987. За свою деятельность, основанную на, казалось бы, предельно простых идеях гуманизма, Карл Роджерс был номинирован на Нобелевскую премию мира.

Показания к применению

Клиент-центрированный подход помогает тем, кому не хватает понимания, сочувствия, участия и тепла. Он может применяться во всех областях, где необходимо взаимопонимание. Безусловное принятие другого человека, сопереживание, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и лечению неврозов, и разрешению социальных и семейных конфликтов. В форме недирективной игровой терапии метод эффективен и для решения проблем личностного развития ребенка.

Как долго? Сколько стоит?

Учитывая, что клиент сам определяет, достиг ли он желаемых целей, терапию в любой момент можно прекратить. Позитивные изменения возникают уже на первых сеансах, более глубокие возможны после 10–15 встреч. Стоимость сеанса – от 1500 до 5000 рублей.

Клиент центрированная терапия - гуманистическое направление в психотерапии.

Одним из наиболее известных подходов, принадлежащих к гуманистическому направлению в психотерапии, является клиент центрированная терапия Карла Роджерса (1902-1987), разработанная им в 40-50 годы двадцатого века. В гуманистическое направление входят также психодрама, экзистенциальная психотерапия, логотерапия, гештальт-терапия и ряд других подходов, объединенных вокруг идей роста, развития, реализации человеческого потенциала и веры в исходную доброту человеческой натуры.

Утверждая, что люди способны к самоопределению, свободным жизненным выборам и ответственности за свою жизнь, гуманистическое движение в психологии и психотерапии возникло в оппозицию психоанализу и бихевиоризму, видящим человека как существо не свободное и запрограммированное инстинктами, стимулами или внешними подкреплениями.

Основные положения теории Роджерса клиент центрированная терапия.

Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. (От лат. actualis - деятельный). Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.

Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении.

Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к терапии, клиент центрированной терапии, является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Например, если молодой человек считает, что он не умеет общаться с девушками, этот образ самого себя будет руководить им при очередной встрече и определять застенчивое поведение. Я-концепция по Роджерсу - это сознательное представление о самом себе. Например, Я - добрый, общительный, привлекательный, насмешливый, любящий развлечения и т.д. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания.



Причина неадекватного поведения.

Чтобы выжить и иметь возможность реализоваться, ребенок нуждается в других людях, в их позитивном внимании. Он стремится быть таким, каким его хотят видеть близкие ему люди и развивает свою Я-концепцию, вбирая в нее их характеристики самого себя. Но тот, каким он является на самом деле, со своими эмоциями, способностями, склонностями и интересами - не обязательно именно то, что ожидают от него его родители. В случае сильного расхождения возникает внутренний конфликт собственных побуждений с потребностью в положительном отношении со стороны других. Если значимые для ребенка люди не принимают и отвергают многие чувства и нужды ребенка, реализуется так называемое условие ценности: "Я буду любить и уважать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть". В этом случае у ребенка может сформироваться Я-концепция, основанная на негативном и искаженном самовосприятии.

По Роджерсу, его клиент центрированной терапии, человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Это своеобразные очки, через которые он видит мир и себя самого. Представим теперь, что он встречается с определенным опытом, например своими собственными чувствами, которые противоречат его Я-концепции. Например, думая о себе как о дружелюбном и вежливом человеке, он не должен испытывать ненависти к своему другу. В этом случае жизненный опыт искажается, отрицается, и человек, не принимая часть самого себя, действует, не понимая, что с ним происходит.

Роджерс считает, что люди реагируют тревогой на угрозу истинности своей Я-концепции. В случае сильного расхождения Я-концепции с опытом возникают невротические симптомы, символически представляющие в сознании отвергнутый опыт. Например, навязчивое мытье рук может отражать бессознательное чувство вины и символическое ее смывание. В случае невротической симптоматики Я-коцепция продолжает оставаться целостной, но человек испытывает довольно сильное чувство тревоги. Психотическое состояние, характеризующееся помрачением сознания, галлюцинациями и бредом, по Роджерсу - это состояние с дезориентированной Я-концепцией. Причем, бред такого больного может отражать отрицаемые переживания в гротескной форме, например в мании преследования. Его поведение для стороннего наблюдателя кажется странным, нелогичным или "безумным".

Условия эффективной помощи людям.

Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному изменению личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет значительно быстрее. Успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективный терапевт проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности.

Трудно сказать об этом лучше, чем сам Роджерс:

1) Подлинность, искренность взаимоотношений. "Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе."

2) Безусловное позитивное отношение к клиенту. "Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую и принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании - смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловлено, продвижение вперед более вероятно".

3) Эмпатическое понимание. "Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и передает это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания - одна из самых мощных известных мне сил, обеспечивающих изменение.»

Определения конструктов

Теория терапии и личности использует ряд концепций, или конструктов. Ниже приводятся их краткие определения (Rogers, 1959, pp. 195-212).

Тенденция к актуализации. «Врожденная тенденция организма к развитию всех своих способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования».

Тенденция к самоактуализации. Проявление общей тенденции к актуализации «в той части переживаний организма, которая символизируется в «Я»».

Опыт. Все происходящее в организме в данное время, осознаваемое или потенциально осознаваемое, имеющее психологическую природу; то же самое, что «эмпирическое поле» или «феноменальное поле» Комбса и Снигга (Combs & Snygg, 1959).

Переживать. Испытывать «влияние сенсорных или физиологических событий, которые происходят в данный момент».

Чувство, переживание чувства. «Эмоционально окрашенное переживание в сочетании с его личностным смыслом».

Осознание, символизация, сознание. Репрезентация некоей части переживаний.

Доступность для осознавания. Способность подвергаться свободному представлению в виде символов без отрицания или искажения.

Точная символизация. Потенциальное соответствие символизации в осознании результатам проверки представляемой в виде символов промежуточной гипотезы.

Воспринимать, восприятие. «Гипотеза или прогноз действия, которые осознаются при воздействии на организм стимулов». Восприятие и осознание синонимичны, в первом содержится акцент на действующем в данный момент стимуле. Восприятие есть осознавание стимулов.

Подпороговое восприятие. «Различение без осознавания».

Переживание себя. «Любое событие или сущность в феноменальном поле, определяемое человеком как «Я», "меня", "сам" или имеющее отношение к «Я»».

«Я», Я-концепция, Я-структура. «Организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик «Я» и восприятия взаимоотношений «Я» с другими людьми и различными аспектами жизни, наряду с ценностями, связанными с этими ощущениями».

Идеальное «Я». «Я-концепция, которой индивид в наибольшей степени хотел бы соответствовать».

Несоответствие между «Я» и опытом. Расхождение между воспринимаемым «Я» и актуальным переживанием, сопровождаемое напряжением, внутренним замешательством, а также дезорганизованное или необъяснимое (то есть невротическое) поведение, вытекающее из конфликта между тенденциями к актуализации и самоактуализации.

Уязвимость. «Состояние несоответствия между «Я» и опытом» с акцентом на «потенциальном значении этого состояния для создания психологической дезорганизации».

Тревога. «С феноменологической точки зрения это состояние беспокойства или напряжения, причиной которого служит неизвестное. Во внешней системе координат тревога есть состояние, при котором несоответствие между Я-концепцией и общим опытом индивида приближается к осознаванию».

Угроза. «Состояние, при котором переживание сознательно или подсознательно воспринимается как неконгруэнтное с Я-структурой; внешняя точка зрения на такое явление, как тревога.

Психологическая дезадаптация. Состояние, при котором организм отвергает или искажает значимое переживание в осознании, что ведет к неконгруэнтности между «Я» и переживанием; неконгруэнтность с социальной точки зрения.

Защита, защитная позиция. «Поведенческая реакция организма на угрозу, цель которой состоит в поддержании существующей структуры «Я»».

Искажение при осознавании, отрицание осознавания. Отрицание или искажение переживания, не согласующегося с Я-концепцией, благодаря чему достигается цель защиты; защитные механизмы.

Интенсиональность. Характеристики поведения индивида, находящегося в защитном состоянии, в частности ригидность, сверхгенерализация, отход от реальности, абсолютная и безусловная оценка опыта и т. д.

Конгруэнтность, конгруэнтность «Я» и переживания. Состояние, при котором Я-переживания точно представлены в Я-концепции, - интегрированное, целостное, подлинное.

Открытость опыту. Отсутствие угрозы; противоположность защитной позиции.

Психологическая адаптация. Полная конгруэнтность; полная открытость опыту.

Экстенсиональность. Дифференцированное восприятие, определяемое скорее фактами, чем концепциями, с осознаванием пространственно-временного положения фактов и разных уровней абстрагирования.

Зрелый, зрелость. Индивид является зрелым, «когда его восприятие реалистично и экстенсионально, он не склонен к защитной позиции, ощущает ответственность за свое отличие от других, несет ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основании собственных ощущений, изменяет оценку опыта лишь основываясь на новом опыте, принимает других как уникальных, отличных от себя индивидов, ценит других»; поведение, демонстрируемое конгруэнтным индивидом.

Контакт. Минимальная основа отношений, при которых каждый из двух индивидов «вносит воспринимаемое или подсознательно воспринимаемое изменение в экспириенциальном поле другого».

Позитивное отношение. Восприятие некоего Я-переживания другого, которое создает позитивное изменение в своем эмпирическом поле, приводящее к ощущению теплоты, симпатии, уважения и принятия другого человека.

Потребность в позитивном отношении. Вторичная или выученная потребность в любви, расположении и т. п.

Безусловное позитивное отношение. Восприятие Я-переживания другого без различения большей или меньшей ценности; одобрение, принятие.

Комплекс отношений. «Все Я-переживания и их взаимоотношения, которые индивид связывает с позитивным отношением конкретного социального другого».

Позитивное самоуважение. «Позитивная установка к «Я», которая прямо не зависит от установок других».

Потребность в самоуважении. Вторичная или выученная потребность в позитивном самоуважении.

Безусловное самоуважение. Восприятие «Я», «при котором Я-переживания не разделяются на заслуживающие более или менее позитивного отношения».

Условия ценности. Оценивание индивидом своего опыта как позитивного или негативного «исключительно на основании... условий ценности, заимствованных от других, а не потому, что он поддерживает или ослабляет его собственный организм».

Локус оценки. Источник доказательства ценности, внутренний или внешний.

Организмический оценивающий процесс. «Постоянный процесс, при котором ценности никогда не становятся фиксированными, или ригидными, а переживания точно отображаются в символах, постоянно и заново оцениваются с точки зрения организмического удовлетворения»; критерием служит тенденция к актуализации.

Внутренняя система координат. «Вся сфера опыта, доступная для осознания индивидом в данный момент»; субъективный мир индивида.

Эмпатия. Состояние точного восприятия «внутренней системы координат другого вместе с эмоциональными компонентами и смыслами, как если бы человек встал на место другого, не утрачивая, однако, этого условия "как если бы"».

Внешняя система координат. Восприятие «исключительно с позиции своей собственной субъективной системы координат без эмпатии к наблюдаемому человеку или объекту».

Теория личности

Особенности младенца. Младенец воспринимает переживание как реальность; для него переживание и есть реальность. Младенец наделен врожденной склонностью к актуализации своего организма. Его поведение направляется целью, то есть направлено на удовлетворение потребности в актуализации во взаимодействии с воспринимаемой реальностью. В этом взаимодействии младенец ведет себя как организованное целое. Переживания оцениваются позитивно или же негативно через организмический оценивающий процесс на основании их вклада в поддержание тенденции к актуализации. Младенец стремится к позитивно оцениваемым переживаниям, избегая оцениваемых негативно.

Развитие «Я». В результате тенденции к дифференциации (которая является аспектом тенденции к актуализации) часть переживаний индивида символизируются в сознании как самоощущение. Через взаимодействие со значимыми другими в окружении самоощущение приводит к Я-концепции, объекту восприятия в эмпирическом поле.

Потребность в позитивном отношении. С осознаванием «Я» развивается потребность в позитивном отношении со стороны других. Удовлетворение этой потребности зависит от взаимодействия с эмпирическими полями других. Взаимное удовлетворение проявляется при взаимодействии с людьми, которые удовлетворяют позитивное отношение индивида, когда индивид воспринимает себя как удовлетворяющего потребность другого. Позитивное отношение значимого социального другого может быть более важно, чем собственный организмический оценивающий процесс.

Развитие потребности в самоуважении. Потребность в самоуважении развивается из ассоциации удовлетворения или фрустрации потребности в позитивном отношении с самоощущением. Переживание утраты позитивного отношения, таким образом, зависит от трансакций с любым социальным другим.

Развитие условий ценности. Самоуважение становится селективным, когда значимые другие разделяют самоощущения индивида на более или менее заслуживающие позитивного отношения. Оценка самоощущения как более или менее заслуживающего самоуважения и составляет условие ценности. Переживание одного лишь безусловного позитивного отношения препятствует развитию условий ценности и ведет к безусловному самоуважению, к конгруэнтности потребностей в позитивном отношении и самоуважении с организмической оценкой, а также к поддержанию психологической адаптации.

Развитие неконгруэнтности между «Я» и опытом. Потребность в самоуважении ведет к селективному восприятию опыта с учетом условий ценности, так что переживания, согласующиеся с присущими индивиду условиями ценности, воспринимаются и точно символизируются в сознании, в то время как переживания, противоречащие условиям ценности, воспринимаются избирательно и искаженно или даже совсем не осознаются. Наличие самоощущений, не организованных в Я-структуру в символизированной форме, ведет к некоторой неконгруэнтности между «Я» и опытом, к ранимости и психологической дезадаптации.

Развитие расхождений в поведении. Неконгруэнтность между «Я» и опытом ведет к неконгруэнтности в поведении, так что некоторые виды поведения согласуются с Я-концепцией и точно представляются в сознании, в то время как другие актуализируют переживания организма, не ассимилированные в Я-структуру, следовательно, не осознаются или подвергаются искажению, чтобы стать конгруэнтными «Я».

Переживание угрозы и процесс защиты. Переживание, неконгруэнтное Я-структуре, подсознательно воспринимается как угрожающее. Если это переживание точно представлено в сознании, оно внесет разногласия и вызовет состояние тревоги. Процесс защиты предотвращает это, приводя общее восприятие переживания в соответствие с Я-структурой и условиями ценности. Последствиями действия защитных механизмов являются ригидность в восприятии, неточное восприятие реальности, а также интенсионность.

Процесс распада и дезорганизации. В ситуации, когда значимое переживание говорит о наличии выраженной или существенной неконгруэнтности между «Я» и опытом, процесс защиты не может протекать успешно. Таким образом, тревога переживается с интенсивностью, зависящей от степени угрозы Я-структуре. Переживание точно осознается, в результате развивается состояние дезорганизации. Организм иногда поступает в соответствии с переживаниями, подвергшимися отрицанию или искажению, а иногда в соответствии с Я-концепцией, со всеми ее искаженными или отвергнутыми переживаниями.

Процесс реинтеграции. Для увеличения конгруэнтности необходимо ослабление условий ценности и усиление безусловного самоуважения. Восприятие безусловного позитивного отношения значимого другого является одним из способов выполнения этих условий. Чтобы быть переданным, безусловное позитивное отношение должно существовать в контексте эмпатического понимания. Когда это отношение воспринимается индивидом, это ведет к ослаблению, или растворению, существующих условий ценности. За счет этого усиливается собственное безусловное позитивное отношение индивида к себе, угроза снижается и развивается конгруэнтность. Человек становится менее восприимчивым к восприятию угрозы, менее склонным с защитной позиции, более конгруэнтным, усиливается его самоуважение и позитивное отношение к другим, возрастает психологическая адаптированность. Процесс организмического оценивания постепенно становится основой регуляции поведения, индивид приближается к полному функционированию. Психотерапия, собственно, заключается в создании таких условий и получении соответствующих результатов.

Мы делаем неумную, неэффективную и бесполезную работу, обучая психологов в ущерб обществу.

Карл Роджерс

об университетской подготовке психологов

Когда я перестаю приказывать людям, они сами ведут себя правильно. Когда я ничего не навязываю людям, они становятся собой.

Лао Цзы (VI в. до н.э.)

Можно сказать, что ни один человек не сделал столько для пропаганды современного гуманистического консультирования в США, как Карл Роджерс. Он был коренным американцем. До этого все известные психотерапевты были из Европы. Из Европы многие во время войны переехали в Америку и там очень плодотворно работали.

Многие считают, что Роджерс был первым, кто предложил вариант гуманистической психотерапии, хотя здесь можно спорить. Гуманистические подходы уже присутствовали в геш- тальттерапии Фредерика Перлза, психодраме Якоба Морено, в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма, ну а основоположником гуманистической психологии считается Абрахам Маслоу.

Гуманистическая психология и психотерапия не противопоставляют себя методически и теоретически ни психоанализу, ни бихевиоризму. «Гуманисты» говорят: «Ради бога, занимайтесь психоанализом, бихевиоризмом, но только не забывайте, что каждый человек уникален, и нельзя пытаться загнать его под схемы». Иными словами, надо быть не рабами знаний, а их хозяевами - «схемы подгонять под человека, а не человека под схемы». Формальные психологи, которых, к сожалению, готовят во многих вузах и у нас, и за рубежом, спешат приклеить ярлык: интраверт, экстраверт, холерик, флегматик и т.д., а человек не укладывается ни в один ярлык, он неповторим и к тому же постоянно изменяется. Именно в этом и состоит гуманистический подход.

Этот подход был вызван и «духом времени».

Основные труды Роджерса, которые его прославили, попадают на конец Второй мировой войны и последующие годы. Фашизм побежден, но общество напугано. Малейшая попытка тоталитаризма, давления сверху воспринимается в штыки, и поэтому подходы бихевиористов, рассматривающих поведение человека лишь по схеме «стимул-реакция», теряют свои позиции.

К антитоталитарным настроениям добавляется недовольство большинства американцев войной во Вьетнаме и недовольство системой образования (считается, что она слишком авторитарная). На этой волне возникает востребованность в гуманистической направленности.

Именно Роджерс вводит в психотерапию понятие «клиент » вместо традиционного «пациент». Он был клиническим психологом, он имел право работать в медицинской сфере, но он принципиально стал применять слово «клиент», чтобы подчеркнуть новый тип психотерапевтических отношений.

Слово «пациент» переводится как страдающий - терпящий, т.е. терпящий наши над ним «издевательства», а здесь не пациент, а клиент, т. е. равный партнер. Он заплатил деньги, и мы, если согласились с ним работать, должны оказать квалифицированную услугу.

Гуманистический подход означает принципиальное равенство, дружеское партнерство психотерапевта и клиента. Это не только подчеркивает уважение к клиенту, но и накладывает на него ответственность.

С этого времени в Америке, а затем и в Европе во всех договорах между психотерапевтом и клиентом подчеркивается ответственность не только психотерапевта, но и самого клиента, который должен проявлять максимальную старательность и творческую активность в совместной терапевтической работе.

Как и у других великих психологов и психотерапевтов, у Роджерса четко прослеживается влияние его личности и биографии на созданное им направление.

Он был потомственным американцем, причем у него и по линии отца, и по линии матери корни были очень сильными. И там, и там это выходцы из Англии. Первые переселенцы были отважные авантюристы, бросившиеся вместе с семьями через океан на поиски счастья и богатства в совершенно неизвестных условиях и даже без гарантии того, что корабль доплывет до берегов Америки. Были среди них и отъявленные преступники, скрывающиеся от петли и предвкушавшие полную свободу от всех законов, кроме закона силы. Но даже среди этих отважных авантюристов, каждый из которых считал себя героем и лидером, предки Карла Роджерса и по материнской, и по отцовской линии сумели выделиться. Их имена внесены в историю освоения Соединенных Штатов и борьбы за независимость Америки, им поставлены памятники. Этот дух смелости и предприимчивости передался и их потомкам.

Отец Карла Роджерса был крупным промышленником и при этом очень религиозным человеком - пуританином. Пуритане (от англ, риге - чистый) - это люди «слишком правильно» религиозные. В такой чрезмерно строгой «правильности» он и воспитывал своих сыновей.

Карл был четвертым из шести детей. Семья была дружной, но было ощущение, что она скреплена не столько человеческим теплом, сколько строгой пуританской моралью («мы настоящие американцы», «мы настоящая семья»),

Карл оказался болезненным и более нежным и ранимым ребенком, чем его братья и сестры. Его такая американская хватка сковывала, он чувствовал себя не в своей тарелке, был очень уязвим для шуток и насмешек своих более раскованных братьев и сестер. Отсюда он выводит: «Если ребенка критикуют, он учится ненавидеть, если его высмеивают - он становится замкнутым». Он больше общается с любящей и сентиментальной матерью, с головой уходит в чтение приключенческих романов. Отцу это не очень нравилось, так как «настоящий американец» - это человек действия, а книжки (разумеется, кроме Библии) воспитывают бесплодных мечтателей. Зато Карла в возрасте семи лет приняли сразу во второй класс именно за правильное и беглое чтение. Кстати, в этой же школе и в это же время учился Эрнест Хэмингуэй, а его отец был одним из учителей Карла Роджерса.

В это же время у Карла начинает подсознательно расти протест против формальной «правильности» пуританской морали, царившей в их семье. Нет, никто к нему плохо не относился, он имел все необходимое. Но все делалось как бы не от сердца, а из чувства долга.

Протест Карла начинает неосознанно проявляться не в прямой форме. Он мягко отказывается продолжить дело в бизнесе и начинает серьезно относиться к сельскохозяйственным работам на ферме, которую отец приобрел не для фермерства, а просто как загородный дом. Этот дом можно было с большой натяжкой назвать фермой, потому что там только ванных комнат было пять, но так как отец делал все обстоятельно, то он решил, что раз есть участок, то и сельскохозяйственные работы на нем должны идти идеально. Карл серьезно начинает заниматься сельским хозяйством, находит и читает соответствующие книги и поступает в колледж на аграрный факультет.

В этом же колледже он оказывается в одном общежитии с представителями организации или, точнее, движения «Молодые христиане». Одним из активистов этого движения был его старший брат.

Надо сказать, что в Америке достаточно лояльное государственное и общественное отношение к многочисленным религиозным организациям, хотя сами представители этих организаций, конечно, считают свои пути к Богу наиболее правильными.

С этими внутрирелигиозными разногласиями и конфликтами Карл столкнулся в Китае, куда он поехал с «молодыми христианами» на международный форум молодых представителей разных религий. Предполагалось, что этот форум будет способствовать их сближению и взаимопониманию. Однако Карл увидел, что люди, представляющие разные религиозные течения, проповедовавшие любовь к ближнему, во время дискуссий начинали «рвать на себе рубаху» и спорить до хрипоты: «Мое направление единственно правильное». Ему это не понравилось. Как же так получается, люди говорят, что служат Богу, а сами готовы перегрызть другому глотку, если тот не так молится.

Роджерс начинает искать этому психологическое объяснение. Он не осуждает людей, но видит, что многие тянутся к

Богу как-то втемную. И из-за этой темноты начинают друг друга расталкивать локтями, вместо того чтобы понять, что Бог един, что надо просто приносить пользу людям и обществу, а не спорить, кто как крестится.

Когда он возвращается из Китая, то переходит на теологический факультет и занимается вопросами либеральных религиозных знаний. Как мы уже говорили, в Америке в основном соблюдается религиозная свобода различных, официально зарегистрированных конфессий и организаций. Например, в Сан- Диего есть очень интересный исследовательский центр изучения религий, где проводят различные исследования. Одни пытаются научно (в том числе с помощью компьютеров) доказать, что Бог есть, а другие, что его нет. В частности, в одном из исследований доказывалось, что на эволюционный путь развития видов по Дарвину (от первого микроорганизма до современного человека) потребовалось бы времени во много раз больше, чем существует Земля. Иными словами, в отличие от религиозных фанатиков, противопоставляющих себя другим, существует множество людей, научно интересующихся религиозными проблемами, в частности, сравнительными исследованиями истории, культурологи, психологии различных религий, их психотерапевтическим воздействием и т.п.

Роджерс изучает и в какой-то мере создает направление, которое можно назвать «Религиозная психология».

От психологии религии Карл переходит и к другим сферам психологии и психотерапии. Он поступает в Висконсинский университет (потом переходит в Колумбийский), учится там на клинического психолога, затем пишет и защищает докторскую диссертацию.

Сразу после окончания университета Карл идет работать в коррекционный центр с трудными подростками, публикует книгу «Клиническая работа с трудным ребенком» (1939).

Роджерс считает, что большое влияние на него оказал двухдневный семинар, проводившийся выдающимся психоаналитиком Отто Ранком. Правда, основные принципы психоанализа претерпели значительные изменения в американской психодинамической терапии. Она, в частности, не опирается на ранние воспоминания, не углубляется в толкование сновидений, не склонна искать во всем сексуальные первопричины, практически не упоминает о фрейдовском эдиповом комплексе и юнговском коллективном бессознательном, пользуется более упрощенной терминологией. Однако «психоаналитический» интерес Роджерса к неосознанным мотивам поведения человека ощущается во всех его трудах. Правда, он четко смещает акценты от пассивного психоанализа или манипулирования клиентом (бихевиоризм) к пробуждению его собственной активности и реализации своего потенциала.

Роджерс читал в Чикагском университете одновременно курс психологии и психиатрии. Это редкий случай, потому что считается, что у психиатров определенная профессиональная деформация - они невольно распространяют на здоровых людей подходы, разработанные для клиники нервно-психических заболеваний, а это весьма опасно. Поэтому в цивилизованных странах ни один самый известный психиатр не допускается к психотерапевтической практике без переучивания и аттестации соответствующей комиссией.

Роджерс, как и наш выдающийся соотечественник Владимир Михайлович Бехтерев, умел преподавать и психиатрию, и психотерапию, и психологию, четко понимая их различия. К тому же он вводит новое направление - психологическое консультирование. Это словосочетание употреблялось и раньше, но только Роджерс определил и узаконил психологическое консультирование как четко очерченное самостоятельное научно- практическое направление. Можно сказать, что именно с этого времени появилась профессия психолог-консультант, имеющая свои стандарты, профессионально-этические требования, права и обязанности с учетом сфер деятельности.

Часто люди думают, что консультант - это тот, кто советует, а в гуманистической психологии консультант - это тот, кто дает возможность самому клиенту выговориться и понять себя. Главная задача консультанта (по Роджерсу) - создать такую атмосферу, чтобы человек почувствовал психологическую защищенность и возможность высказать все самое сокровенное, не боясь осуждения и недоверия.

Когда человек приходит к психотерапевту, ему кажется, что он не знает, где выход из создавшейся ситуации. Вы начинаете его внимательно слушать, он выговаривается, выговаривается и в конечном итоге сам приходит к решению своей проблемы. Эту мысль мы встречаем и у других представителей гуманистической психотерапии: Якоба Морено и Милтона Эриксона, что не умаляет оригинальности их приемов подведения клиента к самостоятельному пониманию своей проблемы и путей ее решения.

Несмотря на то что перед консультацией у гуманистического психотерапевта клиента предупреждают, что его никто поучать не будет и успех терапии зависит от его собственной активности (это даже в контракте указывается), все же нередко срабатывает иждивенческая психология «я заплатил и переложил свою проблему на психотерапевта». Многие остаются разочарованными, что вы не начинаете предлагать им ассортимент готовых решений. Однако, если вы научитесь создавать атмосферу доброжелательного слушания и сопереживания, считайте, что вы уже на девяносто процентов состоялись как консультант. У клиента должно сложиться ощущение (хотя консультант почти ничего не говорил), что он уже получил от него если не совет, то взаимопонимание и уверенность в конечном успехе.

Роджерс не только пропагандирует эту систему для работы с клиентами, но и начинает вести в такой манере преподавание, заставляя студентов больше говорить и «творить», чем слушать и зубрить. Он старается внедрить подходы гуманистической психотерапии как можно шире, сделать достоянием учителей, социальных работников, врачей, родителей, священнослужителей. Но чем больше растет популярность его идей, тем большее сопротивление он встречает в академической среде. Консерваторы из университетов и из медицины считают такое распространение психологических знаний профанацией серьезной науки, а фактически пытаются отстоять свой рынок труда, понимая, что их академические знания, в том виде, как они преподавались (да и сейчас преподаются), никому на практике не нужны.

Основатель самой распространенной (гуманистической) психологии и психотерапии великий Карл Роджерс всегда будет презирать «научных импотентов» от академической психологии (неспособных решать реальные психологические проблемы) и вызывать у них бессильную злобу. Бессильную - потому что они могли помешать Роджерсу преподавать в университете, но не могли остановить распространение его идей не только в психологии и психотерапии, но и педагогике, социальной работе, менеджменте, общей культуре современного общества.

Роджерс попытался распространить гуманистический подход даже на работу с шизофрениками, хотя это почти непосильная задача. Дело в том, что гуманистический подход предполагает творческую активность сознания клиента, а как быть, если это сознание неспособно адекватно воспринимать ваши доводы? Ведь даже Милтон Эриксон хотя и подстраивался под шизофреника, но потом вел (вытаскивал) его, добавляя понемногу осмысленную информацию. Поэтому у Роджерса работы с шизофрениками не достигли статистически достоверной успешности, несмотря на отдельные положительные сдвиги и оригинальные приемы психокоррекции.

Роджерс ввел систему карточек, на которых были нарисованы различные выражения лиц. Человек должен был раскладывать карточки по приоритету - совсем на меня не похож, немножко на меня похож, сильно похож, точно как я. Потом он ранжировал эти карточки по определенным баллам и смотрел динамику объективизации своей самооценки. Сначала пациент-клиент явно указывает на совсем непохожего на себя, потом начинает все ближе и ближе приближаться к реальному восприятию себя.

Однако Роджерс, в отличие от гениального практика Милтона Эриксона, нуждался в научно-статистическом обосновании преимуществ гуманитарного подхода, а для этого отдельных удачных случаев было недостаточно. Поэтому он оставил практическую работу в психиатрии, обогатив ее рядом идей и приемов, и стал активно внедрять свой подход в самые различные сферы общественной деятельности: образование и воспитание, социальную работу, менеджмент и даже в политику.

В подходах Роджерса все время, хотя и неявно, сквозит его неформальная религиозность, т. е. преклонение перед божественной сущностью и высшим предназначением человека. Надо сказать, что вся гуманистическая и экзистенциальная психология, а в первую очередь она идет от Роджерса и Мас- лоу, подразумевает это высшее начало и высший смысл, однако старается не ставить под сомнение научность своего направления, эти авторы прямо не слишком акцентируют на этом внимание, исходя из любимой фразы Цицерона: «Умному достаточно».

В учебниках, особенно в наших, эту высшую психологию (восходящую к высшему, божественному смыслу существования человека), как правило, не рассматривают, и это очень обедняет понимание масштабов гуманистических подходов Карла Роджерса, Абрахама Маслоу, Виктора Франкла.

Повторяю, вся гуманистическая психология подразумевает высший смысл человеческого существования, «дар божий», заложенный в каждом человеке, который требует максимально полной самореализации (самоактуализации по Маслоу) в его единственной и неповторимой жизни.

Этот подход, вызывающий скептицизм у академических психологов, начинает притягивать к Роджерсу всех истинно творческих людей: причем не только психологов, педагогов, социальных работников, но и священнослужителей, особенно протестантского направления. Действительно, по своей манере психотерапия Роджерса (и развившееся из нее психологическое консультирование) близка к пасторскому служению. Как мы знаем из курса «Психология философии и религии», пастор в протестантской церкви (где перед Богом все равны) не батюшка и не гуру, а собеседник-консультант, общающийся с вами на равных.

Как мы уже говорили, Роджерс начал распространять свои идеи в системе образования и сразу наталкивается на противодействие бюрократизированных учебных заведений и авторитарных педагогов, привыкших поучать, а не развивать творческую активность учащихся. (Помните у Окуджавы: «Умный любит учиться, а дурак учить».)

Роджерс постоянно подчеркивает, что развитие творческой активности студентов намного важнее, чем самая добросовестная зубрежка. «Человека нельзя ничему научить, он может только научиться, если захочет. И поэтому главная задача педагога не вдолбить объем знаний, а привить любовь или хотя бы интерес к учебе. Однако нетворческому педагогу, конечно, куда легче пробубнить не меняющуюся уже несколько лет лекцию, прикрикнуть на невнимательных, нажаловаться на отсутствующих.

Роджерс написал статью, так аргументированно раскритиковав систему подготовки психологов в университетах, что американский журнал «Психолог» долго ее не печатал. И только когда студенты почти всех американских университетов уже знали эту статью наизусть по «самиздату», ее опубликовали официально. Думаю, что знаменитую цитату из этой статьи и сейчас можно повесить над входом на большинство психологических факультетов: «Мы делаем неумную, неэффективную и бесполезную работу, обучая психологов в ущерб обществу».

Спросите любого психолога, сколько процентов из того, что он получил в вузе, он применяет в реальной работе? А ведь сколько времени, сил и средств было потрачено на то, чтобы зазубрить-сдать-забыть, при полной неспособности к профессиональной психологической помощи людям конкретному человеку в решении конкретной проблемы.

Чтобы обрести независимость от тупиц и бюрократов, Роджерс в 1945 г. основывает при Чикагском университете консультативный центр для оказания практической помощи и поддержки студентам, имеющим психологические проблемы в учебе и личной жизни. (Сейчас такие центры есть при всех американских университетах.)

Наиболее четко его стиль работы определился к 1950 г. и был описан в его скандально знаменитой работе «Терапия, фиксированная на пациентке» (1951). «Скандальной», потому что она категорически осуждала общепринятую авторитарную психотерапию. Теперь против него восстали и практикующие психотерапевты, которым он предлагал отказаться от своей «важной» позы наставника и уступить главную роль в процессе психотерапии самому клиенту.

Роджерс был всю жизнь антитоталитарист. Видимо, с детства у него осталось ощущение давящего чувства долга. Он всю жизнь подчеркивал, что человек должен только самому себе. Как у Перлза: «Я в этом мире не для того, чтобы удовлетворять твоим пожеланиям, а ты не для того, чтобы удовлетворять моим. Ты - это ты, Я - это я. Если мы подойдем друг другу - прекрасно, если нет - ничего с этим не поделаешь». То же самое в гуманистической терапии Карла Роджерса, с той разницей, что в отличие от Перлза он не разоблачает самообманы клиента, а мягко подводит его к самораскрытию.

Одной из его любимых цитат была цитата великого китайский философа VI в. до н. э., основателя даосизима Лао Цзы. Его слова стали как бы девизом роджерсовской психотерапии.

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они сами заботятся о себе.

Когда я перестаю приказывать людям, они сами ведут себя правильно.

Когда я удерживаюсь от проповедования людям, они сами ведут себя правильно.

Когда я ничего не навязываю людям, они становятся самими собой.

В человеке (как и во всей природе) изначально заложена система самоорганизации, исходящая из инстинкта самосохранения. Например, за кого-то из нас все делали родители, и нам и им казалось, что мы сами ничего не можем, а когда заведем семью, то научимся все делать сами («а куда ты денешься?»). Однако многие после такой гиперопеки не могут перестроиться и так и остаются на всю жизнь беспомощными.

Почему у нас так тяжело проходила перестройка? Потому что тоталитарная система, обеспечивая неплохую социальную защищенность, одновременно делает человека психологическим иждивенцем, не развивая в нем инициативность, предприимчивость и даже элементарную ответственность за собственную судьбу. Как ребенок станет самостоятельным, если за него все делают или каждую секунду одергивают? Это невозможно. Становление здоровой личности начинается с принятия ответственности за свои поступки и свое будущее.

Чтобы окончательно расставить акценты, он называет свое направление «Психотерапия, центрированная на клиенте (КЦП)», которая и стала основой современной гуманистической психотерапии. Описывающая ее книга «Становление личности» (1961) приносит ему мировую известность. Это дает ему возможность основать в Ла-Джола (штат Калифорния) собственный центр изучения личности и полностью освободиться от бюрократических препятствий со стороны консервативных учебных и медицинских кругов.

В это время он много экспериментирует, пишет, выступает с лекциями по всему миру, готовит психотерапевтов новой гуманистической волны.

Его подходы начинают широко распространяться в менеджменте для наиболее полного раскрытия творческого потенциала сотрудников. Роджерс проводил тренинги с руководителями, с персоналом предприятий, во время тренингов он отучал их от авторитарной системы: «Я начальник, ты - дурак». В таком учреждении каждый думает: «Что мне, больше всех надо?», «Инициатива наказуема». Естественно, в таких условиях остается нереализованным колоссальный интеллектуальный и энергетический потенциал.

Роджеровские семинары стали очень популярны, но не везде. Такая система предполагает полную творческую активность в интересах дела, включающую споры с начальством и даже критику в его адрес. Естественно, многие недалекие и неуверенные в себе руководители не могли позволить такой атмосферы, чтобы, говоря словами Петра Первого, «глупость каждого сразу видна была».

Многие не без основания считают Роджерса основателем современной групповой психотерапии, хотя ее элементы уже применялись и в психодраме Морено, и в гештальттерапии Перлза, да и раньше - в психодинамике Курта Левина. Однако именно Роджерс сделал групповую психотерапию не просто формой занятий и самостоятельным психотерапевтическим направлением.

Он начал с парной работы. Потом стал организовывать группы. Сначала он называл это не групповой терапией, а лечением в группе. Он считал, что группа в данном случае выступает как катализатор раскрытия индивидуальных ресурсов, а групповая атмосфера психологической защищенности способствует оздоровлению.

Ведь человеку подчас достаточно излить душу сочувствующим людям, чтобы получить облегчение, даже не получив ответа на проблему.

Потом он стал обогащать эту групповую работу уже имеющимися приемами из гештальттерапии и психодрамы. Можно сказать, что здесь произошло взаимное обогащение - в групповой терапии по Роджерсу удачно применяется принцип «здесь и теперь», прием «горячий стул» и т.п., а в современной гештальттерапии и психодраме реализуется принцип Роджерса о том, что главным психотерапевтом в группе выступает сама группа, формирующая и реализующая собственные механизмы саморегуляции.

Основным целителем является не психотерапевт, а группа. Психотерапевт равный член группы. Пока группа чувствует главенствующую роль психотерапевта, все члены группы ждут его указаний и не мобилизуют собственные ресурсы (как дети при гиперопеке, или как студенты, или сотрудники при авторитарном подходе: «Ты начальник - я дурак»).

Интересный случай на эту тему описан выдающимся советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, чьи труды изучались во всем мире внимательнее, чем у нас. (Только в ФРГ его полное собрание сочинений было издано более десяти раз!) Как-то Макаренко, который был, как известно, директором колонии для несовершеннолетних правонарушителей, опоздал на общее собрание. А когда вошел в зал, то увидел, что оно прекрасно идет без него - ребята так увлеченно обсуждали наболевшие проблемы, что не заметили, как он вошел в зал. «И тогда, - пишет он, - я понял, что состоялся как педагог». Потому что настоящий педагог-воспитатель - это не тот, кто поучает, а тот, кто приучает ребят к самостоятельности.

Можно сказать, что группы анонимных алкоголиков и другие группы самопомощи - это тоже «роджеровские дети». Чем отличаются группы анонимных алкоголиков от других групп? Пришли равные люди, никто никем не командует, ни о чем не спрашивает. Пришел, посидел в уголке, не понравилось - ушел, хочешь назовись своим настоящем именем, хочешь называйся вымышленным, хочешь участвуешь в разговоре, хочешь не участвуешь. И постепенно человек начинает входить в группу, слушать обсуждение близких ему проблем, незаметно вовлекается в общую атмосферу и сознательно принимает решение пройти знаменитые 12 шагов группы анонимных алкоголиков.

Аналогичные группы самопомощи есть по всем проблемам, какие только существуют (проблемы с родителями, проблемы с детьми, сбились с пути, проблемы со здоровьем).

Возьмите любую маленькую американскую газету, и вы увидите объявления типа: «Если у Вас проблема с... приходите в пятницу к 8 часам вечера к Джейн. Улица... дом №...». Вы получаете некоторую отдушину, ощущение, что не вы один такой несчастный, другим и похуже. Держатся и других подбадривают. А так как все собрались по одной проблеме, то начинают делиться ими, выговариваться (это уже облегчение), обмениваться опытом решения этих проблем, просто получают радость общения и взаимопонимания.

Это и есть главный эффект роджеровской групповой терапии, хотя, разумеется, в классическом варианте она имеет совершенно четкую разработку научно обоснованных методов, требующих серьезной профессиональной подготовки. Об этом мы скажем подробнее в дальнейшем.

Во второй половине 20 века гуманистическое направление психотерапии, утверждавшее, что человек способен к свободным выборам и способен быть ответственным за свою жизнь, объединило идеи роста, развития и реализации человека. В русле данного направления, американский психолог, Карл Роджерс (1902-1987 гг.) разработал самую популярную, после психоанализа, систему психотерапевтической и консультационной работы клиент-центрированную терапию , основная идея которой — понять самовосприятие клиента. Карл Роджерс предположил, что человек сам способен изменить своё поведение.

При прохождении клиент-центрированной терапии человек меньше волнуется в ситуациях эмоционального стресса, менее зависим от ожиданий и ценностей окружающих. Он учится принимать и понимать самого себя. Его отношения с окружающими становятся всё более удовлетворительными.

Ключевым моментом в подходе Роджерса является тенденция к актуализации , то есть способности сохранять и развивать по максимуму лучшие качества, заложенные в человеке. Этот процесс может быть полон страданий, падений, борьбы, но если мотив достаточно силен, человек настойчиво будет идти по пути развития, несмотря ни на что.

"Если доверяешь своим ощущениям, — считал Роджерс, — то тогда проще осознать, в правильном ли направлении движешься" .

Человек может думать о себе как об общительном или застенчивом человеке, добром, любящем шумные компании или, наоборот, предпочитающем уединение, и т.д. Образ самого "Я " будет определять его поведение. Я-концепция в подходе Роджерса — это сознательное представление о самом себе. Человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Через свой внутренний мир он видит окружающее, и это может многое объяснить в его поведении. Если Я-концепция расходится с жизненным опытом, возникают невротические симптомы. Например, навязчивое мытье рук может отражать бессознательное чувство вины и символическое ее смывание.

Клиент-центрированная терапия ставит своей целью помощь человеку в приведении его Я-концепции в соответствие с испытываемым опытом и достижение самопринятия . Приняв себя, человек сможет реализовать свой природный потенциал.

Роджерс считал, что успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективность терапии проявляется в безусловном позитивном отношении к пациенту. "Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе ", — говорил Роджерс. Самое важное — это атмосфера уважения, доверия и безусловного принятия терапевтом личности клиента. Человек больше доверяет себе и лучше понимает других.

В ходе терапии на человека не навешивают ярлыки, ему не дают советов или не показывают путей решения проблемы. Он сам приходит к видению правды ситуации и сам осознаёт характер своего поведения. "Это похоже на то, как если бы он слушал и такое выслушивание окутывало бы нас тишиной, в которой, наконец, мы бы начали слышать то, чем мы, как предполагается, являемся " — очень похожее описание сеанса клиент-центрированной терапии. Эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента — это клиент-центрированный терапевт.

Как же собрать целостное восприятие себя и мира? Разрешить себе быть разным, принимать себя любым, понять, чего боишься. Если перестать игнорировать или отвергать какие-то малосимпатичные, на первый взгляд, части себя, то можно обогатить себя и стать более терпимым к окружающим.

Каждый из нас пришёл в этот мир именно таким, какой есть. И этому миру мы нужны именно такими. Не нужно смотреть на других людей и думать, что я не такой умный, или не такой стройный, или не такой пухленький, или не такой "душа компании ". Примите себя таким, какой вы есть и развивайте свои лучшие качества, согревайте окружающих своим теплом, радуйте близких своей улыбкой. Вы здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир .

Автором клиент-центрированного подхода в психотерапии является К. Роджерс (1902 -1987) , американский психотерапевт, который радикально перевернул основное понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом самому себе.

Роджерс утверждал, что «медицинская модель – с влиянием диагноза патологического поведения, методов лечения, а также желанием выздоровления является полностью несоответствующей моделью для обращения с психически нуждающимся или имеющим отклонения в поведении индивидом» .

Концепция психотерапии Роджерса

Центральную гипотезу Клиент-центрированной психотерапии Роджерс сформулировал так: «Каждый из нас имеет в себе самом обширные ресурсы для понимания собственной сущности, для изменения собственной Я-концепции, установок, отношения к себе и поведения» .

Но для того, чтобы эти ресурсы лучше высвобождались, необходимо создать условия. «человек может научиться использовать эти ресурсы, только оказавшись в условиях особых, поддерживающих, фасилитирующих взаимоотношений» .

Эти установки Роджерс обозначает как «операционную философию терапевта» и как «путь контакта с клиентом» .

Он точно и выразительно сформулировал свою концепцию психотерапии в форме шести «необходимых и достаточных условий для развития личности посредством психотерапии» , подчеркивая значение базового терапевтического отношения.
Это стимулировало исследования в области психотерапии и оказало значительное влияние на понимание психотерапии в целом. Эти условия являются основой клиент-центрированной психотерапии.

6 необходимых и достаточных условий психотерапии.

(1) Два человека находятся друг с другом в реальном психологическом контакте

Под психологическим контактом подразумевается интенсивно переживаемое отношение, когда лица, участвующие в нем, эмоционально затрагивают друг друга. Именно в таком взаимодействии осуществляется позитивное изменение личности.

Условие, что между терапевтом и клиентом возникает контакт, является основным условием, предпосылкой для всех остальных условий, и является одновременно настолько важным, что может быть выдвинуто как отдельное качество.

Контакт для терапевта - это способность реализовать способность к эмпатии и конгруэнтности.
«Во всем, что я делаю, чувствуется лечебное действие, когда я становлюсь ближе к моему внутреннему, интуитивному Я, когда я в определенной мере вступаю в контакт с незнакомцем, когда я возможно нахожусь в измененном состоянии сознания. Тогда только моё присутствие является для другого избавительным и полезным» .
Контакт всегда настоящий, даже если подразумевается прошедшее или будущее. Контакт всегда происходит в настоящем времени, в частности прошедшее и будущее всегда переживаются в настоящем времени. Однако люди могут уклоняться от этого настоящего переживания, они могут потерять, либо избегать контакта.
Включаться в непосредственный ощутимый настоящий контакт всегда как правило пугающе, не только для клиента, но так же и для всех, включая терапевта.

(2) Один человек (клиент) находится в состоянии неконгруэнтности.

Неконгруэнтность возникает, когда переживание организма отрицается или искажается, чтобы поддержать представление о себе.
Т.е это несоответствие между опытом организма и Я-концепцией.
Неконгруэнтность означает неумение признать и эмпатически понять собственное переживание (образ себя не совпадает с тем, что происходит в реальности).
Или на уровне ценностей- нераспознанное несоответствие между данными из собственного опыта и интроецированными извне ценностями.
Состояние некогруэнтности может быть осознанным (общий страх) или неосознанным (общее напряжение) и может приводить к противоречивым или необъяснимым формам поведения.
Важным является то, что клиент, по крайней мере, догадывается о своей неконгруэнтности. Только в этом случае психотерапия показана.

(3) Другой человек (психотерапевт) конгруэнтен

Это означает, что, по крайней мере, по отношению к клиенту переживания терапевта соответствуют тому, что он осознанно выражает в контакте

Для Роджерса конгруэнтность психотерапевта имеет важнейшее значение.
Это базисная способность терапевта распознавать собственные внутренние переживания, полагаться на переживаемые в текущий момент чувства в своих отношениях с клиентом и очевидным образом проявлять их в терапевтических отношениях. Это не позволяет ему играть роль или демонстрировать фасад. Его слова согласуются с переживаниями. Он следует за самим собой. Он следует за меняющимся потоком собственных чувств и проявляет себя. В этом он прозрачен. С клиентом он в полной мере пытается быть самим собой.
В первую очередь конгруэнтность подразумевает открытость по отношению к собственному организмическому переживанию.
То, что не можешь признать и понять у себя самого, еще меньше можешь это сделать у других. Таким образом, психотерапевт не может продвинуть клиента дальше собственной конгруэнтности.

(4) Терапевт испытывает безусловное уважительное отношение к личности клиента

Потребность в безусловном позитивном отношении имеет в концепции личностной модели клиент - центрированной терапии важнейшее значение, как для возникновения самости, так и для её развития (так же в рамках психотерапии).
«С появлением самости у индивидуума развивается потребность в позитивном внимании. Эта потребность является основной чертой человека. Это вездесуще…Удовлетворение этой потребности в силу необходимости зависимо от заключения, которое имеет дело с полем опыта другого. Вследствие этого удовлетворение часто является неоднозначным» .

Такое отношение возникает, в том числе, из веры терапевта во внутреннюю мудрость процессов самоактуализации клиента и убеждения, что клиент обнаружит те ресурсы и направления, которые примет его личностный рост.
Безусловное уважение здесь рассматривается не как позиция невмешательства, или одобрение и согласие с любым поведением и поступками, но прежде всего, как принятие любых переживаний клиента, признание права на существование и внутреннюю причину этих переживаний.
Такое безусловное уважение приводит в движение поток внутренних переживаний клиента и помогает ему быть открытым этим переживаниям.
«Если я принимаю себя таким, как я есть, я изменяюсь» .

Можно различить два элемента уважительного отношения: заинтересованное уважение к личности и ее импульсам с одной стороны и эмоциональную восприимчивость с другой стороны.
«Приятие мало значит, пока не будет содержать в себе понимания» . Поэтому уважительное отношение всегда следует рассматривать в функциональной взаимосвязи с эмпатическим пониманием.

(5) Терапевт эмпатически воспринимает систему внутренних смыслов и переживаний клиента

Понимание мира клиента так, как он (клиент) его видит, является фундаментальным фактором терапевтического изменения. "Исключительное сосредоточение терапии на текущем феноменологическом опыте клиента и является смыслом понятия "клиент-центрированная" .

У Роджерса имеется отчетливое изменение в понимании эмпатии .
Вначале он говорил: «Быть эмпатичным - означает воспринимать с максимально возможной точностью внутреннюю систему координат/отношений другого человека со всеми ее эмоциональными компонентами и значениями, как будто Вы и являетесь этим человеком, и в тоже время никогда не отходить от положения "как будто". Это означает ощущать боль или радость другого так как он это ощущает, воспринимать основание для этого, как он их воспринимает, но никогда не терять сознания от того, что случилось так, "как будто" была нанесена сильная рана и т.д. Если Вы теряете эту позицию "как будто", то Вы находитесь в состоянии идентификации» . (1959а/1987, 37).

В 1975 году он пишет: «Я не хотел бы более говорить о «состоянии эмпатии», так как я думаю, что речь здесь идет скорее о процессе, а не о состоянии. … Эмпатия означает, что терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого личностью в данный конкретный момент, который сама личность едва ли в себе обнаруживает;» (1975а/1980, 79).
Таким образом, терапевтическая эмпатия выходит за рамки того, что клиент и без того уже знает; преимущественно она ориентирована на то, что находится «на краю чувственного восприятия клиента» . И это указывает на всеобъемлющее значение эмпатии: без эмпатического понимания собственное Я не может ни возникнуть, ни далее развиваться.

Так же, как в случае с уважением, в случае с терапевтической эмпатией речь идет не о «гуманном» качестве общепринятой человеческой дружелюбности, а о функциональной позиции. Она способствует самоисследованию и самопониманию клиента.

(6) Клиент хотя бы в минимальной степени может воспринимать безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание со стороны терапевта

Для того, чтобы высказывание могло быть эффективным, оно должно быть воспринято.
Важно иметь ввиду, что основные терапевтические установки не могут ни на что повлиять, если клиент не воспринимает их как таковые.
Таким образом, предварительным условием психотерапии является наряду со способностью клиента быть в контакте с другим и понимание своей неконгруентности, также его способность воспринимать отношения, которые ему предлагаются в терапевтическом общении.

«Дополнительный признак» Роджерса

В некоторых поздних работах Роджерс описывает «дополнительный признак» терапевтического отношения, который он называет «presence», присутствие.
«Я констатирую, что все, что я делаю, производит лечебное действие, когда я ближе всего подхожу к моему собственному, интуитивному Я, когда я нахожусь в контакте с неизвестным во мне, когда я нахожусь, возможно, в несколько измененном состоянии сознания. Тогда даже одно мое присутствие является для другого полезным и целительным .» (1980 а/1981, с 80).

Вуд (Wood)(1988) интерпретирует это «присутствие», как то, что эмпатия может вести к другому состоянию сознания, к контакту с «трансперсональной» осознанностью, при этом (неясно для нас) вызывать способность клиента к самоисцелению.

Расширение концепции КЦП

Терапевтическая концепция Ю. Джендлина, как дополнение концепции Роджерса.

Ю. Джендлин вместе с К. Роджерсом в 1960 году проводил исследования с клиентами, страдающими шизофренией, с целью проверить и развить действенность клиентцентрированного подхода (Rogers/Gendlin/Kiesler/Truax 1967).

В то время, как Роджерс в своей концепции уделяет большее внимание факторам влияния основных установок терапевта на процесс психотерапии, Джендлин смещает акцент на переживания клиента.
И в дополнение к 6 условий терапии Роджерса, описывает еще одно важное условие необходимое для психотерапии - это особый тип и глубина переживания клиента .
Такой тип внутреннего переживания Джендлин определяет как имплицитно функционирующее переживание (Experiencing), а также чувственно воспринимаемый смысл (Felt Sense). Обращение к этому неясному потоку переживания (Felt Sense) , и соответствующий отклик на него со стороны терапевта дает возможность обнаружить смысл и значение этого переживания для клиента. И таким образом клиент продвигается в направлении более точного и полного понимания самого себя.

Вместе с тем необходимая для терапевтического изменения глубина переживания не возникает сама по себе. Если человек запутался в своем «структурно ограниченном переживании», то для восстановления углубленного процесса переживания необходим толчок, который исходил бы снаружи, то есть от терапевта.

Таким образом, расширенная концепция будет описывать внутреннее переживание и терапевта и клиента, что необходимо для психотерапии как центральный элемент.

Соотношение этих условий терапии К. Роджерса и Ю. Джендлина представлено в следующей таблице:

Терапевт Клиент
Контакт (Условие 1 Роджерса) Контакт (Условие 1 Роджерса)
Конгруэнтность (Условие 3 Роджерса) Неконгруэнтность (Условие 2 Роджерса)
Переживание безусловного уважения и эмпатического понимания (Условия 4 и 5 Роджерса) имплицитно функционирующее переживание (Experiencing), чувственно воспринимаемый смысл (Felt Sense)
(Концепция переживания Джендлина)
Действительная интеракция, такая, что «отклик» терапевта внутренне затрагивает клиента («Реинтеграция» Джендлина) Восприятие уважения и эмпатии терапевта (Условие 6 Роджерса)

Дальнейшее развитие концепции Клиент-центрированной психотерапии

Концепция психотерапии Роджерса определяет принципиальное качество, которое должно присутствовать в терапевтическом отношении, чтобы произошло личностное изменение. Роджерс подчеркивал значение базового терапевтического отношения, в то время как профессионально-психотерапевтические и клинические аспекты оставались на заднем плане.
Тем не менее, если не учитывать этот план, возникает однобокое неправильное понимание, ведущее к профессиональной некомпетентности.
Многие, прежде всего практикующие клиент-центрированные терапевты , оспаривают то, что Эмпатия, Принятие и Конгруентность несовместимы с целенаправленностью и преднамеренностью терапевта.
Психотерапия является профессионально структурированной, ориентированной на достижение цели деятельностью, направленной на особый специфический результат. Клиент-центрированный терапевт имеет специальное «намерение», хорошо понять именно нарушенное переживание и тем самым дать возможность клиенту увидеть свою неконгруэнтность. Вместе с клиентом он создает и постоянно пересматривает гипотезы относительно структуры личности клиента, для того, чтобы выявить и отследить неконгруентность (в чем неконгруентность, как она выражается, как возникла и развивалась). Цель терапевта вместе с клиентом – понять «глубинно-психологическую» динамику неконгруентного «Я» или отрицаемого переживания, с целью обнаружить неконгруентность и преодолеть ее. Это происходит благодаря непрерывной процессуальной диагностике и требует особых терапевтических навыков.
Чтобы изменение, идущее изнутри клиента, было эффективно, важно достичь глубины переживаний, необходимой для психотерапии . Наиболее важный навык клиент-центрированного терапевта –его способность распознавать, подхватывать, поддерживать, формировать и углублять процесс переживания, необходимый для психотерапии.

Таким образом, можно обозначить, по крайней мере, 3 основные ориентации в современных подходах Клиент-центрированной Психотерапии . Они представлены в следующей таблице:

Классическая ориентация КЦТ.

Только основные принципы

Клиническая ориентация КЦТ.

Терапия как функциональное отношение

Экспириентальная ориентация КЦТ

Работа над переживанием

Следование за клиентом, доверие его собственному потенциалу раскрытия (Bozarth)

Отсутствие преднамеренности и стратегии терапевта (Brodley)

«Единственная» цель: предложить клиенту отношения, в которых он сможет воспринимать уважение и эмпатию терапевта именно как таковые (Brodley)

Настоящее время (здесь и сейчас), личная встреча (Schmid)

Ласковость (нежность) (Thorne)

Профессиональное предложение отношения, не всеобщее дружелюбие (Biermann-Ratjen, E.-M., Eckert, J. & Schwartz, H.-J)

Невозможность осуществить базовые установки без знания нарушений и привлечения автобиографической перспективы, действия в зависимости от специфики нарушения (Binder, U Finke, J. Swildens, H., Speierer, G.-W)

Процессуальная диагностика (Австрийское научное Общество клиент-центрированной и разговорной психотерапии ÖGwG)

Герменевтическая эмпатия (Wolfgang W. Keil)

Сценическое понимание (Sommer, K.)

Интерактивня ориентация (van Kessel, W.)

Восстановление и углубление процесса переживания

Работа с чувственно воспринимаемым смыслом - Фокусирование (Genglin E)

Директивность по отношению к процессу переживания, но не по отношению к содержанию переживания

Эмоциональные схемы процесса (Rice, Greenberg)

Целевое ориентирование, интервенции всегда должны быть предложениями по обработке переживания (Sachse)