Карта долины царей. Египет - страна, где находится долина царей

Туристы со всех уголков Земли приезжают в Египет не только отдохнуть в комфортных условиях, но и познакомиться с великими историческими памятниками, известными на весь мир. Одна из таких достопримечательностей – Долина Царей, расположенная напротив города Луксор (в Древнем Египте – Фивы). Здесь строили гробницы для погребения египетских фараонов. Большинство захоронений находится в восточной части Долины Царей.

История появления Долины Царей

Традиция погребения фараонов в Долине Царей сохранялась в течение 5 веков. Начало ей положил Тутмос I, который, опасаясь разграбления собственной гробницы, повелел построить усыпальницу в недоступной для преступников части страны. Таким местом стала долина Фив, расположенная вдали от заупокойного храма, который подвергался постоянным набегам грабителей.

Долина Царей начинается с гробницы Тутмоса I, сделанной в форме колодца. В погребальную камеру можно было спуститься по очень крутой лестнице. Чтобы отпугнуть грабителей, фараоны строили в своих гробницах сложные туннели и устанавливали западни. Стены усыпальниц покрывали фресками, по которым можно было подробно отследить жизнь покойного правителя. Рядом с саркофагом, в котором хранилась мумия фараона, находилось много драгоценностей и «погребальных даров», которые и привлекали грабителей. Фото и видео внутренней обстановки гробниц сейчас делать строго запрещено, но, к сожалению, многие туристы нарушают это правило.


Набеги преступников

Долина Царей в Египте с XVI в. до нашей эры по XIX в. нашей эры постоянно подвергалась разграблениям. Чтобы это предотвратить, древнеегипетские правители установили на этом месте охрану – вооруженных молодых людей, располагавшихся по всему периметру долины. Однако грабителями нередко становились сами чиновники. Награбленным они покрывали брешь в государственной казне и чаще всего избегали всякого наказания. Интересно, что преступники опасались мести покойного фараона, поэтому во время кражи уничтожали его мумию.

Одно из самых известных ограблений совершили в 1871 г. братья Расул. Они обнаружили и разворовали большое хранилище саркофагов и драгоценностей, которые были размещены здесь для того, чтобы уберечь их от разграбления. Содержимого гробницы преступникам хватило на 10 лет. Сегодня саркофаги и мумии из разворованной усыпальницы находятся в Каирском музее древностей.

Изучение Долины Царей

В настоящее время Долина Царей насчитывает 64 обнаруженные гробницы. Каждой из них присвоен номер, однако определить, кто в них погребен, удавалось не всегда. В некоторых усыпальницах находятся мумии нецарских персон, что еще больше усложняет задачу.


Долину Царей стали активно изучать в начале XIX века специалисты из Европы, а позже и из Америки. Самым великим открытием стало обнаружение гробницы Тутанхамона, сделанное в 1922 году английским ученым Говардом Картером. Правление этого фараона не было для Египта выдающимся и длилось оно недолго, однако его усыпальница представляет огромный интерес, так как она не подвергалась нападениям мародеров. Именно поэтому все драгоценности, золото, посуда, оружие и даже колесница сохранились в отличном состоянии. Специалисты считают, что эта достопримечательность дошла до нас в первозданном виде.

Гробница Тутанхамона закрыта для посещений, но можно сделать красивые фото и снять видео окрестностей. В настоящее время более 5 тысяч предметов из этой усыпальницы находятся в Каирском музее, а на то, чтобы описать их все, специалистам пришлось потратить не один год. Открытие этого захоронения считается одним из величайших археологических находок XX века, однако нельзя утверждать, что гробница Тутанхамона была роскошней других усыпальниц: многие из них к моменту исследований были разграблены.

Современные специалисты продолжают изучать Долину Царей, открывая все новые факты о жизни правителей Древнего Египта. Однако все секреты этого места раскрыть невозможно – Долина фараонов таит в себе еще бессчетное количество неразгаданных тайн, многие из которых человечеству узнать не суждено.


Легенда о проклятии фараонов

Самой известной легендой, связанной с Долиной Царей, является предание о проклятии фараонов. Она гласит, что всех, кто прикоснется к захоронениям древнеегипетских правителей, настигнет жестокая расправа. Именно такого проклятия опасались грабители, поэтому уничтожали мумии фараонов.

Появление этой легенды связано со странными случаями гибели людей, которые побывали в гробнице Тутанхамона в прошлом веке. Все из них скончались при загадочных обстоятельствах спустя несколько месяцев после посещения захоронения. Некоторые специалисты считают, что такая смерть возникала в результате действия ядов, помещенных в саркофаг. Другие утверждают, что смертельным был грибок, распространившийся в усыпальнице за много столетий. По мнению третьих, смерть этих людей была случайной и не была связана с посещением могилы фараона.

Древние легенды, тайны, загадки, связанные с могилами древнеегипетских правителей, постоянно привлекают внимание туристов со всех стран мира. Каждый день Долину Царей посещает около 9000 человек. Находясь в Египте, обязательно отправляйтесь в увлекательнейшую экскурсию, чтобы собственными глазами увидеть захоронения, сделанные несколько десятков столетий назад, ощутить дух древности и сделать уникальные фото. Это путешествие станет одним из самых значимых в вашей жизни!

Гробницы Долины Царей (ежедневно: летом – 6.00-17.00, зимой – 6.00-16.00; 55 фунтов), отделённой от остального некрополя безжизненными холмами, служили своего рода страховым полисом, обеспечивавшим вечную жизнь. Тайные усыпальницы фараонов Нового царства должны вечно хранить мумии царей и погребальную утварь. Хотя в большинстве своём они не справились с этой задачей, их драматическая архитектура и причудливые росписи вызывают неподдельное восхищение. В полутьме тех гробниц, где нет толп экскурсантов, легко вообразить себе нисхождение в подземный мир и прочувствовать страх грабителей, бросавших вызов ловушкам.

Царские погребения в «Месте истины» датируются временем от начала XVIII династии до конца XX династии. Вероятно, что первым здесь был погребён Тутмос I (период правления: 1525-1512 годы до нашей эры). До правления Рамсеса I в долине также хоронили цариц и детей фараонов. Гробницы вырубали и расписывали умелые мастера (которых называли «слугами Места истины»), жившие неподалёку, в Дейр-эль-Медине. Работа над усыпальницей начиналась в первые годы правления фараона и продолжалась не более шести лет.

Но даже при этих условиях некоторые гробницы доделывались весьма поспешно или узурпировались последующими правителями. В общих чертах, существует два типа гробниц: разно уровневые, изогнутые в плане усыпальницы первых правителей XVIII династии, в частности Тутмоса I и Аменхотепа II, и вытянутые, ориентированные по одной оси гробницы XIX и XX династий. Слабые цари XX династии не смогли предотвратить масштабное разграбление гробниц. В торговлю сокровищами были вовлечены высшие чиновники, а грабителями становились простые рабочие – строители гробницы, не получавшие вовремя жалованья. Пытаясь спасти саркофаги и утварь, жрецы перезахоронили их в двух тайниках, которые были найдены только в конце XIX столетия.

Начало серьёзному изучению долины положили экспедиции 1902-1914 годов, организованные на средства Теодора Дэвиса, когда были раскрыты более тридцати гробниц и шахт. Весть об открытии гробницы Тутанхамона в 1922 году попала на первые полосы всех газет мира, а совсем недавно, в 1995 году, под гробницей КУ5, долгое время считавшейся пустой, была найдена общая усыпальница сыновей Рамсеса II. Основываясь на сведениях Туринского папируса, профессор Кент Уикс нашёл комплекс из ста пятидесяти помещений, площадь некоторых из них доходила до 400 квадратных метров.

Хотя надписи свидетельствуют в пользу того, что пятьдесят из примерно ста детей Рамсеса II должны были быть погребены здесь, пока были найдены останки только четырёх человек, умерших в возрасте двадцати с небольшим лет. Планируется провести их рентгенологическое исследование для сравнения с мумией Рамсеса II, хранящейся в Египетском музее Каира. Последние новости о раскопках и фотографии гробниц можно найти на сайте Фиванского картографического проекта.

К сожалению, памятники Долины Царей страдают от последствий массового притока туристов и геологических изменений. В 1990-х годах в стенах трёх гробниц появились трещины, в четвёртой обрушился потолок. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение рельефов и росписей из-за истирания, воздействия углекислого газа и влажности (в среднем каждый посетитель оставляет после себя в воздухе 2,8 граммов влаги), Служба древностей установила стеклянные экраны и установки, устраняющие излишнюю влажность воздуха.

Ещё более серьёзную опасность представляют глинистые сланцы, поднимающиеся к поверхности из-под известнякового пласта и разрушающие гробницы снизу. Некоторые видят причины этого в продолжавшихся на протяжении 25 лет утечках воды на туристической базе (ныне снесённой), другие считают, что уровень подземных вод поднялся из-за строительства Высотной плотины в . Результатом всего этого может стать закрытие гробниц на продолжительное время. Помните, что работы древних мастеров чрезвычайно хрупки, и старайтесь не прикасаться к стенам. Фотосъёмка во всех гробницах запрещена.

Посещение гробниц Долины Царей

Главный путь в долину (по-арабски Бибан элъ-Мелюк, «Ворота царей») лежит вдоль извилистой дороги, повторяющей маршрут древних погребальных процессий. Когда дорога ещё не была проложена и проехать можно было только на осле, царившие здесь тишина и безлюдность потрясали воображение («Белая земля; солнце; зад потеет в седле», – писал Флобер). Сейчас испытать подобное можно только по дороге через холмы из Дейр-эль-Медины, куда до сих пор ездят на осликах.

У въезда в долину расположен туристический базар, камера хранения, куда можно сдать видеокамеру (бесплатно), и касса, в которой продаются билеты в саму Долину Царей и в гробницу Эйе в Западной долине. 500 метров до входа в сам комплекс, у которого стоит ещё один киоск с билетами в гробницу Тутанхамона, можно пройти пешком или проехать на туф-туфе (1 фунт).

Долина окружена известняковыми скалами, самая высокая из которых считалась жилищем богини-змеи Меритсегер, покровительницы некрополя. Долина (открыта для посещения ежедневно: зимой 6.00-17.00, летом 6.00-16.00) представляет собой естественный коллектор солнечных лучей, здесь жарко даже зимой. Горячий воздух проникает даже в самые глубокие гробницы, где влажно и пахнет плесенью (пейте больше воды).

Одна из возможных стратегий – отправиться сначала в периферийные гробницы (например Рамсеса IV, Рамсеса VII, Таусерт/Сетнахта, Сети II или Монтухерхепшефа, стараясь при этом не упустить возможность нырнуть в другие усыпальницы, если между посещающими их тур группами случится перерыв. Дальше мы просто перечисляем гробницы в направлении против часовой стрелки.

Лучше заранее выбрать те, что вас интересуют, и соответственно встроить маршрут. Многие считают, что четырёх-пяти гробниц достаточно для одного раза. Из 64 усыпальниц одновременно бывают открыты не больше дюжины: в туристической служ6е вам всегда скажут, какие именно, даже если в кассе у входа нет списка. Во время написания данной статьи открыты были практически все гробницы Рамессидов.

  • Гробница Рамсеса VII

Небольшая гробница Рамсеса VII, расположенная отдельно от других у входа в долину, стояла открытой на протяжении тысячелетий, но сейчас полностью застеклена. Греческие и римские надписи портят вид рельефов и красочных росписей (красный, жёлтый и голубой цвета на белом фоне), свежесть которых – результат реставрации. Среди стандартных изображений встречаются странные детали, например, фигуры, заключённые в картуши, на стенах дальнего коридора.

Богиня Таурт в облике гиппопотама царит в пантеоне ночных богов, изображённых на потолке погребальной камеры; саркофаг испещрён рядами синих фигур. Эту гробницу посещают немногие, здесь можно побродить спокойно. Однако другие рамессидские гробницы более красивы, поэтому посетителям, вынужденным ограничиться осмотром всего трёх гробниц, следует выбрать что-нибудь другое.

Следующая гробница, сооружённая для Рамсеса IV, привлекает больше публики. Яркие краски компенсируют недостатки рельефов и обилие греческих и коптских граффити (обратите внимание на изображения святых с нимбами справа от входа). Потолок гробницы украшен двумя фигурами Нут. Огромный саркофаг из розового гранита покрыт магическими текстами и изображениями Исиды и Нефтиды, призванными защитить мумию от любой угрозы.

Когда этого оказалось недостаточно, жрецы спрятали Рамсеса в гробнице Аменхотепа II, откуда и был возвращён на прежнее место ныне пустой саркофаг. Обратите внимание на коптские граффити в дальней кладовой за погребальной камерой. Что касается самого Рамсеса, то судя по мумии, хранящейся в Египетском музее Каира, он был невысоким, лысым человеком с длинным носом. Он унаследовал трон в сорок с лишним лет и записал «завещание» своего выдающегося отца, Рамсеса III, на Большом папирусе Харрис.

  • Гробница Рамсеса IX

Гробница Рамсеса IX принадлежала одному из последних правителей (период правления: 1140-1123 годы до нашей эры) XX династии и всей эпохи Нового царства. Упадок царской власти выразился и в том, что изображения, выполненные в технике врезанного рельефа, вскоре уступили место плоской живописи, практически – рисункам. На стенах ступенчатого коридора (первоначально делившегося на две части пандусом для перевозки саркофага) мы видим Рамсеса перед богами и символические изображения из «Книги Пещер».

Обратите внимание на солнечные ладьи с крокодилами, головами и прочими диковинами на левой стене. Погребальная камера примечательна «Книгой Ночи» – жёлтыми фигурами на тёмно-синем фоне. Две фигуры богини ночи обрамляют потолок, в пространстве между ними закручивается водоворот из различных существ, звёзд и небесных ладей. Хотя погребальная камера царя пуста, его воскресение по-прежнему возвещает изображённый на стенах скарабей-Хепри, воплощение солнца, рождающегося на рассвете.

Знаменитую на весь мир гробницу Тутанхамона нельзя назвать ни большой, ни величественной по меркам Долины Царей, что соответствует непродолжительности правления юного фараона (период правления: около 1361-1352 годы до нашей эры) из XVIII династии. Её известность обусловлена довольно поздним открытием и огромным количеством сокровищ (большинство хранится в Египетском музее Каира).

После пяти бесплодных сезонов, проведённых археологом Говардом Картером, его покровитель лорд Карнарвон уже был готов оставить поиски, но 4 ноября 1922 года гробница была найдена. Опасения, что усыпальница разграблена, рассеялись, когда была открыта вторая запечатанная дверь – официально это состоялось 26 ноября, но на самом деле Картер и Карнарвон тайно проникли в гробницу накануне ночью и вынесли несколько предметов. В дальнейшем гробница была исследована самым тщательным образом.

Все 1700 предметов были описаны, зарисованы и сфотографированы in situ перед переносом в импровизированную лабораторию, размещавшуюся в гробнице Сети I, где Артур Мейс занимался их очисткой и консервацией. Разбор содержимого гробницы занял почти десять лет, весь процесс запечатлел на более чем 1800 снимках фотограф Гарри Бертон, превративший пустую гробницу в фотолабораторию.

В ноябре 1997 года все газеты мира написали о том, что 58 туристов и 4 охранника погибли от рук исламских экстремистов на средней террасе храма. Полиции потребовался целый час, чтобы прибыть на место преступления, и террористы даже могли бы скрыться на захваченном ими автобусе, если бы не преднамеренная авария, устроенная водителем около , и не местные жители, бросившиеся в погоню за преступниками. Этот день до сих пор помнят жители западного берега, особенно проводники групп, путешествующих на ослах – они видели резню с высокой скалы над храмом. С тех пор все памятники усиленно охраняются, а на Фиванских холмах установлены наблюдательные посты. Этот режим безопасности, похоже, сохранится ещё долгое время.

  • Храм Хатшепсут

Хатшепсут называла свой храм «джесер джесеру» – «чудо из чудес». В древние времена от Нила к нижней террасе, по-видимому, тянулась Аллея сфинксов с мирровыми деревьями и фонтанами (сохранились пни нескольких деревьев 3500-летнего возраста). В начале и в конце пандуса, ведущего на следующий уровень, стояли пары каменных львов (до наших дней сохранилось по одной фигуре из каждой пары). Прежде чем подниматься на следующую террасу, осмотрите портики, рельефы которых были обезображены сначала Тутмосом III, а затем Эхнатоном.

Изображения Амона, в отличие от портретов Хатшепсут, были восстановлены после фиванской контрреволюции. За северной колоннадой (справа от пандуса) можно увидеть идеализированные сцены сельской жизни; рельефы южной (левой) колоннады изображают перевозку из Асуана по реке двух обелисков – несомненно, тех, которые Хатшепсут установила в Карнаке.

Средняя терраса тоже некогда была усажена мирровыми деревьями, которые по заказу Хатшепсут были привезены из страны Пунт во время знаменитой экспедиции, изображённой на стенах одной из боковых колоннад. Вместе с рельефами второго портика, изображающими рождение Хатшепсут, и сценами в молельнях на другом конце террасы эти сюжеты относятся к главным достопримечательностям храма.

  • Портики средней террасы

Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения, рельефы которого утверждают божественное происхождение Хатшепсут. Осматривая их слева направо, сначала мы видим Амона в облике Тутмоса I и царицу Яхмес, мать Хатшепсут (сидит на кушетке), их колени соприкасаются. Дальше божества причудливого вида ведут царицу в родильный покой, где бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и её «ка» (представлены двумя фигурками мальчиков). При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребёнка, а Тот записывает подробности правления царицы. Выразительность лиц и тонкая моделировка фигур создают впечатление искренности, выходящей за пределы политической целесообразности.

Лестница на дальнем конце колоннады ведёт вглубь, в молельню Анубиса, украшенную желобчатыми колоннами и красочными росписями. Тутмос III и солнечный бог с головой сокола видны над нишей справа, Хатхор – на фасадной стене, дары Хатшепсут и Тутмоса, предназначенный Анубису – на остальных стенах. Здесь, как и в остальных местах, изображения Хатшепсут были сбиты после её смерти по приказу Тутмоса.

В противоположной части террасы находится знаменитая колоннада с изображениями экспедиции в страну Пунт (считается, что это территория современного Сомали). Из Пунта привозили драгоценную мирру – благовония для храмов, но Хатшепсут нужны были живые деревья для её храма. Рельефы побледнели от времени, но мы по-прежнему можем прочитать по ним всю историю экспедиции (слева направо).

Следуя приказанию Амона «создать Пунт в его доме», египетская флотилия отплывает от берегов Красного моря, её встречают правитель Пунта и его необычайно толстая супруга (возможно, страдающая слоновьей болезнью). В обмен на металлические топоры и прочие товары египтяне получают мирровые деревья, благовонную смолу, чёрное дерево, слоновую кость, коричное дерево и шкуры пантер; бабуины резвятся среди корабельных снастей. По возвращении домой всё привезённое приносится в дар Амону, а драгоценные деревья высаживают в садах храма.

Из колоннады мы попадаем в молельню Хатхор, лики и священные систры (музыкальные инструменты) которой украшают капители колонн. В первом зале богиня является и в человеческой, и в животной ипостасях. На левой стене Хатхор кормит грудью Хатшепсут (изображение которой здесь не было уничтожено). В следующем помещении находятся изящные рельефы со сценами праздничных процессий, сохранившие первоначальную раскраску. Вглядевшись вглубь святилища, вы увидите ещё одну нетронутую фигуру Хатшепсут, поклоняющейся божественной корове (слева), и нишу с портретом Сененмута (справа), которой не было бы видно при открытых дверях.

По некоторым сведениям, именно это посягательство на царский храм привело к его опале. В конце царствования Хатшепсут, после пятнадцати лет близких отношений с царицей и её дочерью Нефрура (о чём свидетельствует статуя из Каирского музея, которую некоторые считают доказательством отцовства Сененмута), его имя внезапно исчезает из всех текстов. В начале XX столетия археологи, раскапывавшие святилище, нашли корзины с деревянными изображениями мужских гениталий, вероятно, использовавшимися в обрядах плодородия.

  • Верхняя терраса и святилища

Современное состояние верхней террасы, к которой ведёт пандус с фигурами хищных птиц наверху – результат исследовательских и восстановительных работ, проводившихся польскими и египетскими учёными на протяжении нескольких десятилетий. За портиком с осирическими колоннами находится внутренний двор, к которому с двух сторон примыкают колоннады и святилища. Молельню Хатшепсут (слева) украшают изящные рельефы с изображениями жрецов и людей, несущих дары. С другой стороны располагается святилище Солнца – открытый двор с алтарём в центре.

Центральное святилище Амона вырублено в скале и ориентировано в направлении гробницы Хатшепсут, расположенной по другую сторону горной гряды, в Долине Царей. В эллинистический период святилище было расширено и посвящено Имхотепу и Аменхотепу, полубожественным советникам Джосера и Аменхотепа III. Под ним находится ещё одна погребальная камера Хатшепсут, которую она, возможно, предпочла официальной усыпальнице в Долине Царей, поскольку эта гробница была сооружена несколько позже.

  • Другие храмы

С верхней террасы храма Хатшепсут хорошо видны руины двух сходных построек, расположенных к югу. Поминальный храм Тутмоса III был ещё в давние времена разрушен оползнем, раскрашенный рельеф, найденный здесь археологами, можно увидеть в Луксорском музее.

Лучше сохранился более ранний храм Ментухотепа II (XI династия), первого фараона, избравшего своим местом погребения Фивы. В отличие от подражателей из XVIII династии, Ментухотеп действительно был похоронен на территории своего поминального храма; его заупокойная статуя выставлена в Каирском музее.

  • Тайные гробницы и пещеры

Останки Ментухотепа были обнаружены уже в новейшее время, но многие из царских гробниц эпохи Нового царства подвергались разграблению вскоре после похорон фараонов. В конце правления XXI династии жрецы спрятали сорок мумий в тайнике, расположенном к югу от храма Ментухотепа. Жители Гурны нашли тайник в 1875 году и спокойно торговали древностями на протяжении нескольких лет, пока власти не узнали об этом и не потребовали открыть местоположение тайника.

Здесь были обнаружены мумии Аменхотепа I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. Находка гроба XXII династии за проходом, путь через который перегораживали царские мумии более раннего периода, поставила археологов в тупик. Когда пароход с мумиями на борту плыл вниз по реке к Каиру, крестьяне провожали его причитаниями и ружейным салютом в знак почтения. Это незабываемое зрелище можно увидеть в фильме «Мумия» Шади Абдель Салема, причисленном к классике египетского кинематографа (1975 год).

Постарайтесь уговорить охрану Дейр-эль-Бахри открыть для вас гробницу Сененмута, находящуюся по соседству с храмовыми комплексами. Наклонная шахта круто спускается вниз мимо помещения с бюстом Сененмута и великолепным астрономическим потолком, на её стенах изображены сюжеты из «Книги мёртвых». Непонятно, почему Сененмут построил эту гробницу, когда у него уже была готовая усыпальница в Гурне. В любом случае, недостроенная погребальная камера так и не была использована по назначению.

К сожалению, Служба древностей предпочитает не выставлять на обозрение редкий образец древнеегипетского «сортирного юмора», находящийся в пещере к северу от храма Хатшепсут. Среди прочих каракулей и надписей есть рисунок человека, совокупляющегося с персонажем в мужском царском парике и женском белье. Есть предположения, что изображение указывало на реальные отношения Сененмута и Хатшепсут или было порождено мстительной фантазией юного Тутмоса.

Некрополь Асасиф

На полпути между Дейр-эль-Бахри и гробницами вельмож расположен некрополь Асасиф, на территории которого работает несколько археологических экспедиций. Всего в некрополе 35 гробниц, из них лишь несколько относятся к XVIII династии, а остальные – к Позднему периоду (XXV-ХХVI династии), когда Фивы сначала находились под властью нубийцев, а затем – правителей из Дельты. Билеты в эти гробницы продаются в кассе Дейр-эль-Бахри.

Чаще всего бывает открыта гробница Пабеса (№ 279), «правителя дома божественной почитательницы Амона» в эпоху XXVI династии. В его гробнице отразилась одержимость Саисской династии эпохой Древнего царства – она имеет сходную планировку с усыпальницами . Массивный портал ведёт в окружённый колоннами двор, украшенный сценами охоты, рыбной ловли и возделывания виноградников (обратите внимание на изображение хозяйства пчеловода на центральной колонне). В передней камере находятся изображения погребальной процессии и путешествия в Абидос.

Также заслуживает внимания гробница Херуэфа (№ 192), управляющего хозяйством царицы Тэйе (Амарнская эпоха). Её рельефы, изображающие празднество сед, Тэйе и Аменхотепа III, музыкантов, танцоров и резвящихся животных, столь же лиричны, как сцены из гробницы Рамеса.

Гробницы вельмож

Гробницы вельмож – яркая противоположность царским усыпальницам. Если фараоны предпочитали прятать свои гробницы в укромных долинах, представителей фиванской знати и высших чиновников с пышностью хоронили у подножия холмов, возвышающихся над заупокойными храмами царей. Места погребения фараонов опечатывали и охраняли, последние пристанища вельмож оставались открытыми, чтобы их потомки могли совершать поминальные приношения. В оформлении царских гробниц господствуют сюжеты посмертного суда и воскресения, знать предпочитала сцены земной жизни и её вечного продолжения.

Пользуясь большей свободой творческого выражения, художники превосходили самих себя в живописности фресок (невысокое качество известняка не позволяло использовать технику рельефа). Общим мотивом для всех этих гробниц является изображение голубого лотоса, который, по мнению одного шведского египтолога, использовался как стимулятор в обрядах сексуального характера: это растение содержит биофлавоноиды, сходные по действию с экстрактом гинкго.

Планировка гробниц демонстрирует дальнейшую эволюцию погребальной архитектуры по сравнению с усыпальницами Среднего царства в Бени-Хасане. Многие из них имеют двор, поперечный зал перед входом и расположенное за ним святилище с нишей, в которой стояло изображение умершего (или всех членов семьи). Строго говоря, это скорее молельни, чем собственно гробницы, поскольку их погребальные камеры располагаются на дне глубоких шахт и, как правило, недоступны.

За исключением гробниц некрополя Асасиф около Дейр-эль-Бахри все открытые для посещения памятники сосредоточены вокруг полуразрушенной деревни Гурна. Они делятся на четыре группы (для посещения каждой группы нужно купить отдельный билет в главной кассе), а именно: усыпальницы Рехмира и Сеннефера; Рамеса, Усерхета и Хаэмхета; Нахта и Менны; Хонсу, Усерхета и Бениа.

Первые две расположены западнее остальных, вдали от дороги; следующие три – вниз по холму в сторону Рамессеума; две последние группы гробниц находятся на северо-востоке, ближе к Дейр-эль-Бахри. Хотя указателей сейчас стало больше, ориентироваться на местности не так-то просто – гробницы перемежаются домами, окружёнными невысокими стенами. Хорошей стартовой точкой послужит автостоянка, расположенная ниже по склону холма от гробницы Рехмира.

Чтобы посетить все гробницы и музей, потребуется примерно два часа, поэтому большинство туристов ограничивается только одной группой усыпальниц или наиболее интересными памятниками. В отличие от смотрителей в Долине Царей, местные сторожа могут попросить бакшиш или даже устроить какой-нибудь трюк с освещением, поэтому фонарик вам, определённо, пригодится.

  • Открытие Гурны

По дороге к гробнице Сеннефера (идите вверх по холму от автостоянки и возьмите левее у мечети) находится музей «Открытие Гурны» (ежедневно, кроме вторника, 8.00-12.00 и 14.00-17.00), экспозиция которого рассказывает, как менялся облик деревни на протяжении тех столетий, когда здесь шли археологические раскопки.

Первоначально жители Гурны были бедуинами и приходили сюда с равнины в поисках сокровищ. Но поскольку европейские учёные искали папирусы, черепки и прочие вещи, которые раньше считались никчемными, ремесло грабителей превратилось в полноценный бизнес. Конфликт с властями усугубил недоверие жителей Гурны к чужакам.

Если археологи сокрушались по поводу торговли древностями, то зарубежные музеи и коллекционеры, наоборот, тайно поддерживали её. В настоящее время жители Гурны лишились основного блага цивилизации – водопровода, поскольку вода протекает в трещины в породе и разрушает гробницы. Она подаётся только в мечеть и дом, где живут немецкие археологи, поэтому деревенские женщины и девочки ежедневно взбираются по склону холма с вёдрами воды.

Экспозиция, состоящая из архивных фотографий и копий с рисунков Роберта Хея (оригиналы хранятся в Британской библиотеке), была организована Каролиной Симпсон, давно живущей в деревне, и местными жителями, надеждам и опасениям которых посвящён последний раздел выставки. Вход в музей бесплатный, пожертвования приветствуются.

Богато украшенная гробница Рехмира, расположенная справа от мечети, проливает свет на внутреннюю и внешнюю политику Тутмоса III и Аменхотепа II, при которых этот человек был визирем. Сильно повреждённые росписи поперечного зала изображают Рехмира, собирающего налоги в Верхнем и Нижнем Египте и осматривающего храмовые мастерские, отряды колесничих и поля с работающими там людьми. За изображениями предков Рехмира мы видим, как работники давят виноград в больших кадках, процеживают сок и разливают его в огромные кувшины.

Вдоль задней стены размещены сцены охоты в пустыне и знаменитая композиция, на которой Рехмир принимает дань от иноземцев. Среди даров изображены вазы с и островов Эгейского моря (четвёртый ярус); жираф, обезьяны и слоновьи бивни из Пунта и Нубии (третий ярус), колесницы и лошади из Сирии (второй ярус).

Коридор, высота которого увеличивается по мере спуска к ложной двери, украшен сценами разнообразных работ и повседневной жизни. Рабы ссыпают зерно в хранилища, затем оно раздаётся в качестве платы оружейникам, плотникам, скульпторам и другим ремесленникам, работающим на государство. Идеализированная сцена пира с женщинами-музыкантами переходит в пейзаж загробного мира с озером и деревьями. Также обратите внимание на погребальную процессию Рехмира и дары, предназначенные для использования в загробном мире.

  • Гробница Сеннефера

Пройдя 50 метров от гробницы Рехмира вверх и влево по холму, вы найдёте ещё одну красочную гробницу, сохранившуюся гораздо лучше. В неё ведёт извилистая лестница с низким потолком. Гробница Сеннефера известна также как «Гробница виноградных лоз» благодаря соответствующим изображениям на потолке передней камеры. Сеннефер, правитель Фив и смотритель угодий Амона при Аменхотепе II, отвечал, помимо прочего, за местные виноградники.

На стенах молельни изображена его погребальная процессия (слева), путешествие в (задняя стена, справа) и временное пребывание мумии у Анубиса (справа). На квадратных столбах мы видим изображения Хатхор, глаза которой «следят» за посетителями гробницы. На внутренней стороне дальней левой колонны можно увидеть небольшое изображение древесного божества.

  • Гробница Рамеса

Спустившись вниз по грунтовой дороге в юго-восточном направлении, вы придёте к гробнице Рамеса, который был визирем и правителем Фив непосредственно перед Амарнским переворотом и сразу после него. Его просторная гробница отражает момент перехода от почитания Амона к культу Атона – в ней есть как традиционные рельефы, так и памятники амарнского стиля (последние не закончены, поскольку Рамес последовал за Эхнатоном в новую столицу). Помимо рельефов гробница знаменита также тем, что в ней сохранился внутренний двор – характерный элемент всех гробниц знати.

На передней стене колонного зала находятся прекрасные рельефы, относящиеся к зрелому классическому стилю эпохи Аменхотепа III, отца Эхнатона. Традиционные изображения Рамеса с супругой и Аменхотепа III и царицы Тэйе, приносящих жертвы, выглядят почти живыми благодаря исключительной тонкости передачи фигур, распространяющейся также на изображения их пирующих друзей и родственников. Плавные жесты плакальщиц вносят лиризм в стандартную сцену погребения, на которой Рамес, его жёны и жрецы воздают почести Осирису.

Несмотря на плохую сохранность, рельефы задней стены ясно указывают на возникновение культа Атона и зарождение амарнского стиля. Те, что расположены слева, были изготовлены до того, как Аменхотеп IV взял себе новое имя Эхнатон и стал приверженцем культа Атона, поэтому царь изображён здесь вместе с богиней истины Маат. Он сидит под балдахином и принимает цветы от Рамеса (обратите внимание на красную сетку и чёрные контуры фигур, с помощью которых художник переносил рисунок на стену, прежде чем приступить к вырезанию фигур).

Однако соответствующая композиция справа изображает царя уже как Эхнатона, стоящего вместе с Нефертити у окна дворца под лучами Атона. Внизу мы видим набросок фигуры Рамеса, принимающего в дар от царской четы золотую цепь. Трактовка черт его лица уже определённо амарнская, но они не столь утрированы, как у фараона и его супруги. Из не совсем понятных соображений «безопасности» невысокая стена преграждает путь во внутреннее святилище, в то время как абсолютно ничего не предпринято для того, чтобы предостеречь посетителей от прохода в тёмный боковой туннель. Будьте осторожны – он внезапно обрывается над погребальной камерой Рамеса, расположенной на 15 метрах ниже пола.

  • Гробница Усерхета

Южнее гробницы Рамеса расположена усыпальница Усерхета, царского писца при Аменхотепе II. Хотя некоторые изображения были уничтожены христианскими отшельниками, которые жили в помещениях гробницы, сохранившиеся росписи удивляют своей яркостью и нетрадиционными розовыми оттенками. Гробница примечательна также своим освещением: солнечные лучи попадают внутрь, отражаясь от зеркала, так же как и в те времена, когда художники расписывали стены.

В переднем помещении по обе стороны от дверного проёма находятся сцены, на которых люди делают вино, собирают урожай, пасут скот, метят клеймом животных и собирают зерно для царских хранилищ, а также традиционные сюжеты принесения даров. На задней стене мы видим пекарей, оценщиков золота и – ниже – парикмахера, стригущего клиентов в тени дерева.

Сцена погребальной трапезы, особенно женские фигуры, была сильнее других испорчена отшельниками. Во внутреннем помещении находятся изображения Усерхета, охотящегося с колесницы на газелей, зайцев и шакалов, ловящего рыбу и птиц в зарослях тростника, а также сцены похорон. В нише дальней стены стоит лишённая головы статуя жены владельца гробницы.

  • Гробница Хаэмхета

Совсем рядом находится гробница Хаэмхета, царского писца и смотрителя хранилищ при Аменхотепе III, войти в которую можно через внешний двор. Некогда отсюда можно было попасть в две другие гробницы, ныне закрытые. Снаружи по бокам от дверного проёма находятся рельефы с изображениями Хаэмхета, поклоняющегося Ра, и полного набора инструментов для церемонии «отверзания уст» (справа). В поперечном зале с красно-чёрным орнаментированным потолком лучшие рельефы располагаются слева.

Фигура змееголовой Рененутет, богини урожая, практически не сохранилась, но пока ещё можно разглядеть сцену с кораблями, входящими в гавань Фив с грузом зерна (она находится ближе к нише со статуями Хаэмхета и Имхотепа). Слева от двери, ведущей в коридор, в нижнем ярусе фигур изображена Хатхор в окружении священных коров, кормящая грудью младенца-царя. Ловля рыбы, охота на птиц и сцены семейного быта украшают правую стену коридора, ведущего в молельню с тремя нишами, где стоят статуи Хаэмхета и членов его семьи.

  • Гробница Нахта

К северо-востоку от последнего пристанища Рамеса находится гробница Нахта. В её переднем помещении располагается небольшой музей с прорисовками рельефов и копией заупокойной статуи Нахта, которая затонула при перевозке в Америку в 1917 году. Нахт был смотрителем виноградников и хранилищ Амона при Тутмосе IV, а также царским астрономом, однако, наблюдение за звёздами не входит в число видов деятельности, изображённых на стенах его гробницы. Единственная часть гробницы, украшенная росписями – это поперечная передняя камера. Декор потолка напоминает плетёную циновку, а над великолепными стенными росписями тянется фриз хекер.

С одной стороны мы видим насыщенную деталями сцену: Нахт наблюдает за сбором урожая. В нижнем ярусе крестьянин рубит дерево, в то время как другой жадно пьёт воду из бурдюка; выше две женщины подбирают колосья, у одной из них не хватает руки. Рядом со стелой, рассказывающей биографию Нахта, находится знаменитая сцена пира со слепым арфистом и гибкими танцовщицами, развлекающими гостей владельца гробницы, который изображён рядом с женой Тауи. Под его стулом кошка ест рыбу. К сожалению, сами фигуры Нахта и Тауи были сбиты.

Уничтожение фигуры Нахта и имени Амона обычно связывается с событиями Амарнской эпохи, однако выдолбленные отверстия на месте глаз в сцене охоты наводят на мысль о личной вражде. К счастью, ничего подобного не случилось с изображениями в углу, на которых крестьяне давят ногами виноград в кадках, ловят силками птиц и заготавливают дичь впрок (внизу). В простом внутреннем помещении находится ложная дверь, раскрашенная под асуанский гранит, и глубокая шахта, ведущая в погребальную камеру (недоступна).

Ещё больше сцен сельской жизни можно увидеть в соседней гробнице Менны, который был управляющим поместьями при XVIII династии. Во входном коридоре мы видим Менну с женой и дочерью, воздающих почести солнцу. На изображениях в левом крыле переднего помещения он наблюдает за работами на полях (обратите внимание на изображения двух девочек, дёргающих друг друга за волосы в дальнем конце третьего яруса), пирует и приносит жертвы в сопровождении супруги.

В сценах на противоположной стене супруги участвуют в религиозных церемониях вместе с Анубисом, Осирисом, Ра и Хатхор. Дальнее помещение, украшенное главным образом погребальными сюжетами, оживляет сцена охоты и рыбной ловли, находящаяся справа. От заупокойной статуи Менны в нише сохранились только ноги. Обратите внимание на сцену хаджа на стене дома, стоящего возле гробницы.

  • Гробницы Хонсу, Усерхета и Бениа

Три небольшие усыпальницы возле гробниц Нахта и Менны были открыты для публики в 1992 году. Темы росписей стандартны: сцены жертвоприношений, охоты, рыбной ловли и погребальных обрядов. В гробнице Усерхета (не путать с Усерхетом, которому принадлежала гробница № 56!) смотритель за бакшиш покажет вам мумифицированную голову.

  • Некрополь Эль-Хоха

Некрополь Эль-Хоха находится в отдалении от остальных гробниц, к нему ведёт грунтовая дорога, начинающаяся у алебастровой мастерской в Шейх Абд эль-Гурна. Местные гробницы были построены для трёх чиновников эпохи Нового царства. Неферренпет (известный как Кенро) служил писцом в сокровищнице; на росписях во внутреннем помещении гробницы он проверяет поставки золота и продуктов. Здесь же изображены скульпторы и ткачи за работой.

Золотисто-жёлтые, красные и голубые тона росписей, яркий орнамент на потолке и наличие статуй владельца гробницы и его жён (сильно обезображенные) также характерны для соседней гробницы Неферсехеру. И в росписях (справа от входа), и в скульптуре этой гробницы (в нишах) жёнам владельца уделено большее внимание. История сохранила их имена: Маатму, Сехемуи и Нефертари. Мумии женщин были погребены в шахте сбоку от коридора, который ведёт в соседнюю гробницу Тхутмоси (сейчас недоступна).

  • Гробницы Раи и Шураи

Недавно были найдены две гробницы на краю Дра абуль-Негга, на расстоянии чуть больше километра от Эль-Хоха. Сюда можно добраться на маршрутке, следующей в Эль-Джебаннах; нужно сойти у рекламного щита с портретом Мубарака и идти дальше по тропе налево.

Росписи обеих гробниц сохранили удивительную яркость красок. Раи, верховный жрец при Хоремхебе, был владельцем небольшой прямоугольной усыпальницы (№ 255), украшенной изображениями плакальщиц, священных быков и заупокойных даров, контрастом к которым служит яркий потолок с жёлтыми, красными, чёрными и белыми крестами, расположенными в шахматном порядке.

Шураи, почти что его тёзка, отвечал за жаровни храма Амона при XIX династии и владел большей по размерам, Т-образной в плане гробницей (№ 13). Её росписи сохранились во фрагментах или в виде предварительных набросков, наиболее интересен фриз с карликами в верхней части стены переднего зала (слева).

Храм Рамессеум

Рамессеум – заупокойный храм Рамсеса II – был построен, чтобы внушить благоговейные чувства подданным, обеспечить фараону вечную жизнь после смерти и навеки связать его с богом Амоном. Если бы Рамессеум сохранился в первозданном виде, он ничуть не уступал бы великому храму в Абу-Симбеле ни в монументальности, ни в проявлениях беззастенчивого возвеличивания Рамсесом собственной персоны. Но, основав его рядом с более ранним храмом на ежегодно затопляемой территории, Рамсес невольно обрёк свой монумент на уничтожение. Впоследствии его обвалившиеся колоссы будут выглядеть как издёвка над самоуверенностью правителя и вдохновят Шелли на создание сонета «Озимандия».

Писатели XIX столетия знали эти руины как Мемноний. Их современное название вошло в моду лишь в конце столетия. К этому времени из Рамессеума было вывезено немало скульптур, в том числе голова одного из упавших колоссов весом в семь тонн (ныне – в ). Но запустение придавало традиционной архитектуре романтическую окраску, тот оттенок грусти, который заставил Гарриет Мартино задуматься о том, как «насилие, немыслимое для нас, использовалось для разрушения того, что было создано непостижимым для нас искусством».

Поскольку набеги больших групп туристов происходят нечасто, Раммесеум кажется тихим и спокойным местом. Безмятежность обстановки усиливается группой деревьев, растущих у Первого пилона. Они создают приятный контраст к пустынной суровости остальных памятников некрополя. Чтобы увидеть знаменитые колоссы и лучшие рельефы, хватит и получаса, но многим хочется задержаться здесь подольше. В соседнем доме для отдыха Ramesseum подают прохладительные напитки и горячие обеды, здесь есть туалеты. Не забудьте купить билет в центральной кассе, прежде чем отправляться сюда.

  • Экскурсия по Рамессеуму

Как и другие поминальные храмы Фиванского некрополя, Рамессеум обращён фасадом к Нилу. Входом в храм первоначально служил первый пилон. Повреждённый тем же землетрясением, что и колоссы, этот пилон сейчас одиноко стоит среди зарослей кустарника рядом с засыпанной галькой впадиной, которая некогда была первым двором храма. В 1983 году Рол нашёл здесь свидетельства для своей «новой хронологии»: на самом верху пилон есть каменный блок с надписью, сообщающей, что на восьмом году правления Рамсес разграбил город под названием Шалеем. Рол считает, что это Иерусалим эпохи царя Соломона.

Посетители входят в храм через левое крыло второго двора и сразу видят перед собой упавшую колоссальную статую Рамсеса II. Эта каменная глыба на троне некогда возвышалась над ступенями, соединявшими первый двор со вторым. Статую высотой 18 метров и весом примерно в 1 тысячу тонн превосходили только колоссы Мемнона, и то благодаря их постаментам. Приблизительно во II веке нашей эры статуя рухнула, её верхняя часть проломила второй пилон и упала во дворе.

Голова и торс колосса лежат там и поныне; ширина плеч статуи составляет 7 метров, картуш на бицепсе гласит: «Царь царей». В нижнем дворе находятся другие фрагменты, главным образом куски рук и ног. В 1852 году Дин Стэнли писал: «Сидя на его груди и глядя на статуи Осириса, поддерживающие портики храма, понимаешь, что те перед ним – пигмеи».

За коренастыми осирическими пилястрами возвышается то, что осталось от второго пилона, на внутренней стороне которого сохранились сцены битвы при Кадеше и празднества в честь бога урожая Мина. На дальнем конце второго двора, где три лестницы поднимаются к колоннаде портика, находится ещё один упавший колосс Рамсеса, меньший по размерам и более фрагментированный. Однако на лице статуи пострадал только нос. Первоначально здесь стояло два таких колосса, но второй – прозванный «Молодым Мемноном» – был в 1816 году вывезен Джованни Бельцони в . Имя «Озимандия» происходит от одного из царских титулов – Усер-Маат-Ра, – неправильного прочтённого древними греками.

Расположенная дальше основная часть Рамессеума сохранилась довольно хорошо. Первая группа рельефов, заслуживающих внимания, находится на стене портика, между центральным и левым дверными проёмами. Над нижним ярусом с изображениями одиннадцати царских сыновей появляется сам Рамсес в компании Атума и Монту (который подносит к его носу иероглиф «жизнь»). Справа он преклоняет колени перед фиванской триадой, в то время как Тот записывает имя царя на пальмовом листе (в центре). В верхнем регистре Рамсес совершает жертвоприношение Птаху и подносит дары итифаллическому Мину.

В Большом гипостиле насчитывалось 48 колонн, 29 из них всё ещё стоят на своих местах. Более высокие колонны центрального нефа имеют форму связок папируса, увенчанных бирюзовыми, жёлтыми и белыми капителями в форме цветов лотоса; они поддерживали выступающую часть крыши. Боковые колонны ниже, их капители выполнены в форме бутонов папируса. Рядом с входом на стене находятся рельефы с изображениями египетских воинов, которые штурмуют стены хеттского города Дапур, защищаясь щитами от стрел и камней.

Рельефы в дальней части зала изображают богиню-львицу Сехмет (крайняя справа), которая ведёт Рамсеса к сидящему на троне Амону; тот одаряет царя дыханием вечной жизни с помощью знака анх. В нижней части мы видим нескольких сыновей Рамсеса. Обратите внимание на имена охотника за древностями Бельцони и его покровителя, британского консула Генри Солта, вырезанные на правом косяке двери.

Дальше располагаются два меньших по размеру гипостиля. В первом из них сохранился потолок с астрономическими изображениями, среди которых – самый древний из известных нам календарь с двенадцатью месяцами (был ли он лунным или солнечным – спорный вопрос). Обратите внимание на ладьи Амона, Мут и Хонсу, а также фигуру Рамсеса под священным деревом, рядом с Атумом, Сешет и Тотом. Из многочисленных надписей, нацарапанных посетителями на колоннах за тысячелетия, самая странная – «Puckler Muskau».

Предполагают, что разрушенные молельни были посвящены Амону, божественному Рамсесу и его славным предкам, поскольку всё сооружение было построено рядом с более ранним храмом Сети I, тоже включавшим в себя святилища Сети и его отца Рамсеса I, тесно связанных с Амоном. Скудные остатки этого храма находятся к северо-востоку от портика и гипостиля. Весь комплекс был окружён подсобными постройками из кирпича-сырца. Некогда они занимали территорию, втрое превосходившую площадь самого храма, и включали в себя мастерские, кладовые и жилища работников. Эти постройки сохранились гораздо лучше, чем царский дворец и примыкавший к гипостилю храм Туйи, от которого остались лишь основания стен и колонн.

  • Другие поминальные храмы

В древности Рамессеум был лишь одним из полудюжины заупокойных храмов, стоявших на краю плодородной равнины. Храм Мернептаха, четырнадцатого (или тринадцатого) сына Рамсеса II, расположен непосредственно к югу от Рамессеума. При его постройке использовался камень из огромного комплекса Аменхотепа III, который некогда простирался за колоссами Мемнона. Памятник был недавно открыт для посетителей после тридцати лет исследовательских и реставрационных работ, проводившихся швейцарскими археологами.

Он состоит из отдельных фрагментов храмового комплекса, помещённых на их первоначальные места и дополненных для устойчивости современной кладкой. Вход в комплекс (идти пешком мимо Marsam Hotel) отмечает местоположение первого пилона. В музее выставлены рельефы с территории храма (сорок процентов из них первоначально украшали храм Аменхотепа III) и документы, рассказывающие о реставрации памятника (1971-2001 годы).

Далее с левой стороны стоит копия знаменитой стелы Израиля, содержащей самое раннее упоминание об Израиле за пределами библейских текстов (ещё одна копия стелы находится в Карнакском храме). Охранники могут открыть для вас ещё одну часть комплекса, где находятся остатки монументальных ворот из храма Аменхотепа III, повторно использованных Мернептахом.

От храмов Тутмоса IV, Тутмоса II, Эйе и Хоремхеба, в древности длинной чередой стоявших вдоль края равнины, ничего не осталось, но возле деревни Гурна Таариф сохранился храм Сети I (доехать до него можно на маршрутках от Старой Гурны или Гезиры). На территории памятника работают немецкие египтологи, но в храм пускают посетителей. Внутри можно посмотреть на грубые рельефы, посвящённые Амону, Сети и Рамсесу I. В этом случае билет тоже нужно покупать заранее в центральной кассе.

Дейр-эль-Медина (посёлок работников некрополя)

В посёлке Дейр-эль-Медина жили каменщики, живописцы и скульпторы, которые создавали царские гробницы в Долине Царей. Поскольку многие из них были грамотными и оставили после себя записи на папирусе и остраконах, мы знаем об их спорах, вражде, личной жизни. Находясь на службе у государства, они раз в две недели получали продуктовый паёк, состоявший из пшеницы, вяленого мяса и рыбы, лука, бобов и пива. Общая стоимость продуктов равнялась цене одного быка. Когда выплаты задерживались (что часто случалось при XX династии, когда царская власть пришла в упадок), рабочие откладывали свои инструменты и устраивали сидячие забастовки в Мединет-Абу или демонстрации в Луксоре.

Обычно они работали по восемь часов в день, ночевали в лачугах рядом с гробницами и после десяти дней работы возвращались к семьям в Дейр-эль-Медину. Этот порядок соблюдался из поколения в поколение, многие профессии были наследственными. В свободное время ремесленники выполняли заказы частных лиц или вместе с товарищами строили свои собственные гробницы, над которыми сооружались пирамиды высотой в рост человека. Для росписи этих гробниц использовались сюжеты из царской иконографии и усыпальниц вельмож, спародированные в знаменитом Сатирическом папирусе (в нём можно увидеть животных, судящих души умерших, собирающих налоги и играющих в ceнeт).

Великолепную панораму поселения можно увидеть с холма во время поездки на ослике в Долину Царей, но всё же главной достопримечательностью являются гробницы. Нужно иметь в виду, что билет для посещения Дейр-эль-Медины (6 фунтов) не подразумевает осмотр гробницы Пашеду – туда продают отдельные билеты (11 фунтов). И те, и другие билеты можно купить только в центральной кассе. До Дейр-эль-Медины нетрудно дойти пешком от главной дороги, а также от Долины Цариц или Мединет-Абу.

Ближайшая к входу пирамида обозначает местоположение гробницы Сеннеджема (или Сеннутема), на пути в её сводчатую погребальную камеру находятся крутые лестницы и два передних зала. Красочные росписи изображают итифаллических бабуинов (справа в конце стены), Осириса и Поля Иару, Анубиса, совершающего обряд над мумией Сеннеджема (передняя стена, с левого края). Гробница Инхерхаа (№ 359) имеет сходную планировку, потолок её передней камеры украшен сложным абстрактным орнаментом.

На левой стене погребальной камеры изображён владелец гробницы вместе с Упуаутом и Хепри; Анубис наделяет жизненной силой его мумию; супруга Инхерхаа поклоняется Хору-соколу; его обнажённые дочери совершают возлияния. В гробнице Пашеду (№ 3) можно увидеть фигуры умерших людей, молящихся под деревом возрождения, ниже которого изображены воды Аментет, «Скрытой страны», где судят души умерших. В отличие от остальных гробниц Дейр-эль-Медины в усыпальнице Ипуи (№ 217) вместо обрядовых сцен и изображений божеств мы видим картины повседневной жизни. Гробница Иринефера (№ 219) официально закрыта, но в неё можно попасть за бакшиш.

К северу от посёлка рабочих находится храм эллинистического времени, посвящённый Маат и Хатхор, лики которой украшают пилястры между внешним двором и наосом храма. Три молельни украшены сценами из «Книги мёртвых», в левом святилище мы видим похожее на гиену божество – «Пожирателя душ», – которое поджидает тех, кто будет признан виновным на суде Осириса. У входа в храм выцарапано множество греческих надписей. В начале христианской эпохи на территории храма и посёлка работников жили монахи, отсюда происходит арабское название Дейр-эль-Медина – «Городской монастырь».

Вконтакте

Древний Египет – великая цивилизация прошлого, чьи неразгаданные тайны терпеливо ожидают своего часа, а секреты знаменитых фараонов, их храмов и гробниц манят археологов всего мира, привлекая на берега Нила в надежде на новые открытия. С древних времен, египтяне верили в переход души в загробную жизнь при условии сохранения телесной оболочки неповрежденной. В Древнем Египте появилась традиция возведения величественных гробниц – домов для умерших царей и цариц. Одними из ярких примеров таких захоронений являются гробницы некрополей в Долине Царей и Долине Цариц, расположенные в окрестностях древней столицы страны - Фив, что поблизости к современному Луксору. Давайте расскажем о каждой из этих долин по отдельности.

Отдаленная и бесплодная местность неподалеку от реки Нил, стала некрополем для погребения египетских фараонов «Нового царства». В этой долине расположено, более чем шестьдесят гробниц фараонов, сделанных в течении пятисот лет, с шестнадцатого по одиннадцатый века до нашей эры. Все началось с пожелания фараона Тутмоса Первого о тайном захоронении его тела, так как он знал о разграблениях других королевских усыпальниц и хотел избежать подобной участи. Он приказал отыскать для своего захоронения тайное место, которое имело бы скрытый вход от посторонних глаз. Его захоронение, в отличие от пышных традиционных царских погребений, было выполнено в форме колодца, в совершенно пустынном ущелье, названном «Долина Царей». С тех пор, появилась новая традиция оформления могил правителей – их вырезали в скальной породе, входом являлся длинный наклонный туннель, уходящий глубоко в недра скалы, снаружи тщательно замаскированный. Стены украшали яркими и красочными резными барельефами, рассказывающими о славной жизни и о многочисленных подвигах покойного.

Нужно отметить, что фараон Тутмос I, не зря беспокоился о целостности своей гробницы и ее расхищения нечистыми на руку людьми, мечтающими в один день сказочно разбогатеть: подобные воры, захватив драгоценности, во избежание кары за свои проступки, сжигали останки мумий, что навсегда лишало усопшего возможности перехода души к новой загробной жизни. Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.

Самая знаменитая из всех гробниц в «Долине царей» в Фивах, обнаруженная в 1922 году Говардом Картером - ученым-археологом из Англии. Эта гробница, в свое время, тоже была частично разграблена, но жрецам удалось спасти многие ее сокровища и останки Тутанхамона. Богатство и многочисленность сокровищ гробницы Тутанхамона потрясли мировое сообщество, ведь большая часть предметов состояла из золота, в том числе и роскошный гроб фараона. А вот сама гробница выглядела довольно скромно, в результате чего, ученые сделали вывод, что ее строили наспех, потому что молодой фараон умер внезапно. Кстати, в 2006 году, американскими археологами была обнаружена гробница эпохи восемнадцатой династии фараонов, расположенная около склепа фараона Тутанхамона. Тут нашли пять мумий, лежавших в саркофагах, на лице которых находились нетронутые погребальные маски, а вокруг стояли двадцать ларцов с деньгами и печатью фараона.

Стоит упомянуть о величии и поразительной красоте гробницы фараона Сети I, о ее искусно выполненных барельефах, прекрасных золотых росписях и изумительной погребальной камере, оформленной потолком - «звездное небо». Эта гробница имеет невероятно сложную конструкцию и подразделяется на множество залов, лестниц, галерей. А вот мумии фараона в гробнице обнаружено не было, ее перенесли в тайное место, чтобы уберечь от вандалов.

– это огромный подземный комплекс, включающий несколько помещений: огромный зал-вестибюль, большой колонный зал, погребальные покои, сокровищницу. Стены всех помещений украшены изумительными фресками, где можно в подробностях почерпнуть сведения об обыденной жизни фараонов Египта. Вход в гробницу Тутмоса III находится на тридцатиметровой высоте, к нему приходится подниматься вверх по лестнице, потом снова спускаться вниз, но даже это препятствие не спасло гробницу от разграбления вандалами и от былой обстановки тут остался лишь саркофаг фараона и стены, расписанные эпизодами из египетской «Книги мертвых» - главного «путеводителя» по загробной жизни в Древнем Египте.

В «Долине Царей» в Фивах похоронен и фараон Аменхотеп II, чья гробница была разграблена во времена фараонов. Стены огромного зала, своды которого поддерживают шесть колонн, украшает текст и иллюстрации эпизодов «Книги мертвых». Ученые обнаружили здесь девять саркофагов, где находились мумии фараонов. Сам фараон был похоронен с цветочной гирляндой на шее и букетом мимозы на сердце.

С 1979 года египетская достопримечательность «Долина Царей» - крупнейший археологический комплекс страны, признана организацией ЮНЕСКО – «Объектом Всемирного исторического наследия».

Располагается в Фиванской долине, юго-западнее «Долины Царей». Этот некрополь появился во времена правления фараона Рамзеса I, примерно в 1300 году до нашей эры. Здесь начали возводить склепы для женщин царской половины династии и их детей, но некоторых цариц продолжали хоронить вместе с мужьями-фараонами. На сегодняшний день в «Долине Цариц» найдено семьдесят девять гробниц и помещений культового назначения, в том числе комнат для мумифицирования тел усопших. Некрополь царских жен и детей изучен не так хорошо, как «Долина Царей». К сожалению, тут не сохранилось нетронутых гробницы, потому что эти захоронения не пытались тщательно прятать, как могилы фараонов. Тут отсутствовали ложные ходы, коварные ловушки, лабиринты, поэтому все захоронения «Долины Цариц» ограбили еще в древности. Долгие века в этих усыпальницах ночевали грабители караванов, укрывались от непогоды местные пастухи, в некоторых гробницах даже устраивали загоны для скота. Древние помещения некрополя до сих пор хранят на стенах и потолках следы копоти от горевших внутри костров. Тем не менее, это не может скрыть великолепие старинных фресок и росписей, и многие из них сохранились в отличном виде. Сами древние египтяне часто называли этот царский некрополь – «Та-Сет-Неферов» или «Пристанище красоты».

В «Долине Цариц» находятся захоронения супруг фараонов, их отпрыски, некоторые высокопоставленные сановники Древнего Египта. Но их усыпальницы – это гробницы, вырубленные в скальных породах, в большинстве своем, довольно скромные и небольшие. Гробница включает небольшую прихожую на уровне поверхности, узкий наклонный ход, ведущий в погребальную камеру. Сейчас не распознана и половина гробниц «Долины Цариц». Посетить туристам можно лишь несколько из них.

Самое впечатляющее захоронение принадлежит царице Нефертари - любимой супруги фараона Рамзеса Второго. Оно устроено сложней прочих гробниц «Долины Цариц» и включает семь залов. Прекрасные фрески, покрывающие стены гробницы, заставили говорить о ней, как о «Сикстинской капелле Древнего Египта». Стены гробницы украшены изображениями самой царицы в разные моменты ее жизни, но всегда в окружении египетских богов. Погребальная камера Нефертари имеет четыре колонны, и все здесь расписано сюжетами «Книги мертвых». Несколько лет назад тут провели реставрацию и строго ограничили доступ посетителей. Яркие настенные фрески, по сей день выглядят свежими и яркими. Изображения исполнены согласно древней традиции Египта: все портреты написаны в профиль. Над мощным гранитным саркофагом царицы, находится роспись «звездное небо». На поверхностях стен лестницы, коридора тоже находятся росписи со сценами «Книги мертвых», начертаны сакральные тексты, советы, заклинания, чтобы усопший смог быстро попасть в царство Осириса. Здесь часто встречаются изображения богов Осириса и Анубиса, сопровождавших души умерших в путешествии по чертогам загробного мира. Усыпальницу Нефертари обнаружили в 1904 году, под руководством Эрнесто Скиапарелли - директора «Египетского музея» итальянского города Турина. Росписи гробницы стали важным историческим источником, который может рассказать о мироощущениях и познаниях древних египтян о загробной жизни. Кстати, на стенах этой гробницы вырезано собственное стихотворение фараона Рамзеса II к любимой, но рано его покинувшей жене, трогающее до глубины души: «Любовь моя единственная! Никто ей не соперник, она – красивейшая из живших на земле женщин, за мгновение укравшая мое сердце!»

– славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.

– это сын фараона Рамзеса II, умерший в десятилетнем возрасте. На изображениях, покрывающих стены захоронения, он находится со своим отцом и богами Тотом, Птахом, а также Анубисом – охранником потустороннего мира, богом с головой шакала. В его же захоронении нашли мумию нерожденного пятимесячного ребенка: у матери царевича случился выкидыш, когда она услышала о смерти их с Рамзесом сына-наследника.

– загадочная и таинственная страна Африки, привлекающая людей своими грандиозными архитектурными сооружениями и гигантскими некрополями. Особенно интересными с этой точки зрения для туристов являются «Долина Царей» и «Долина Цариц», расположенные рядом с современным городом Луксор.

Долина царей – королевское кладбище, где много веков назад хоронили великих египетских фараонов и высокопоставленную знать. Быть похороненным здесь имели право лишь самые видные деятели того времени. Этой чести удостаивались немногие. За 500 лет использования долины в качестве священного кладбища, здесь было похоронено более 60 фараонов. На сегодняшний день найдено всего 64 гробницы.Долина царей, где находится это выдающееся захоронение, располагается на западном берегу древнего Луксора. Попасть в долину можно по одному пути – извилистому и узкому. Во времена процветания Нового царства, местонахождение кладбища фараонов было засекречено, дабы уберечь его от грабителей и людей, оскверняющих могилы. С этой же целью у входа и в верхней части горы стояла охрана. Строгие меры предосторожности не защитили обитателей гробниц от воров и религиозных фанатиков, но как нельзя лучше демонстрировали отношение египтян к этому месту.


Восточная Долина Царей, где находится большинство гробниц, была основана в 16 веке. Вплоть до 1075 года здесь хоронили правителей и государственных чиновников, начиная знаменитым Тутмосом I и заканчивая не менее известным Рамзесом XI. В те времена название этого места было более официальным - Великий Магический некрополь. Помимо правителей, так нашлось место и для детей с любимыми женами. Когда бразды правления Древним Египтом перешли к Тутмосу I, началось формирование Долины цариц. Несмотря на это, традиция совместного упокоения супругов все еще давала о себе знать.


Долина царей в Египте. Почему Фивы?

Туристы, которые только собираются посетить долину, часто задаются вопросом: «Почему именно Фивы?». До того как власть перешла в руки 18-й династии, фараонов хоронили в области Мемфиса, используя для этого священные храмы в форме пирамид. Причиной нарушения устоявшейся традиции стали участившиеся случаи осквернения могил, что во все времена считалось святотатством. Долина царей в Луксоре (древние Фивы), была выбрана фараоном Тутмосом I. В своем решении он руководствовался несколькими причинами. Во-первых, гробницы строили из известняка - крепкого и достаточно сильного материала, который не образует трещин, защищая могилы от разрушения. Во-вторых, долина имеет идеальное расположение, и траурной процессии было удобно продвигаться вглубь территории. Одновременно с этим ее защищал сам рельеф этой местности – крутые скалы. Умело расставив хижины охранников, можно было «закрыть» долину со всех сторон, охватывая радиус в 30 градусов. Все это способствовало тому, что Долина царей, где находятся останки фараонов, охранялась максимально эффективно. Древние египтяне свято верили в загробную жизнь. В те времена существовало поверье, что таинственная долина является ни чем иным, как входом в мир Осириса, дорогой в царство смерти и всего потустороннего. Они украшали гробницы своих фараонов, расписывали изнутри, рассказывая тем самым историю деяний своих правителей и их жизнь «по ту сторону». Сокровища, предметы быта и произведения искусства располагались в гробнице не просто так. Предполагалось, что они облегчат жизнь фараона после смерти.


В Западных Фивах похоронено множество знатных людей, которые даже после смерти изъявили желание оставаться со своими господами, отдавая им последнюю дань почтения. Их гробницы меньше и скромнее царских. Местность в окрестностях города Луксор скалистая и многие могилы располагаются вдоль горных массивов. Долина царей включает в себя не меньше пяти небольших некрополей, которые сгруппировались возле скал эль-Хоха, Асасиф, Шейх Абд эль-Курна и других.


Долина царей и фивский некрополь

Долина царей в Луксоре, делится на две части. Большая часть гробниц расположена в ее восточной части, в то время как на территории западной находятся захоронения Аи и Аменхотепа II. Все гробницы располагаются одна за другой. Какие-то более богаты и роскошны, другие более скромны и незатейливы. Тем, кого привлекает Долина царей, где находится гробница Тутанхамона и другие, не менее знаменитые захоронения, будет интересно посмотреть на погребальные храмы правителей XVIII и XIX династии. Есть в долине и гробницы, построенные для фараонов XX династии. Со временем актуальность долины сходит на нет. С тех пор как столица Египта была перенесена на север, Фивы утратили этот почетный статус, и следующая династия уже не считала нужным использовать долину по назначению. Египтологи считают, что последняя гробница была построена для Рамзеса XI, при этом его мумия так и не была похоронена здесь. Постепенно люди покинули эти места и Долина царей (фото), где нашли свой последний приют множество фараонов Нового царства, пришла в запустение и превратилась в пустыню, чтобы спустя века вновь стать значимым и почитаемым современниками местом.

» — все это названия одного и того же места, расположенного на левом берегу Нила рядом с современным городом Луксор . Это огромный некрополь, в котором начали хоронить правителей Египта еще в 1400 году до нашей эры. Первым такое решение принял фараон Тутмос I. Он руководствовался простыми соображениями – не хотел, чтобы его могила была разграблена, как это происходило с усыпальницами его предков.

Более того, Тутмос I решил отказаться и от идеи , так как они были слишком привлекательны для грабителей. Вместо традиционной усыпальницы, фараон распорядился построить подземный склеп. И сделать так, чтобы его не было видно снаружи. Впоследствии, на протяжении еще 500 лет, все правители Египта строили себе именно такие могилы. Надо сказать, что план Тутмоса I удался только на 50 процентов. Лично его гробница была все равно найдена и разграблена. Хотя некоторым фараонам повезло больше. И нам вместе с ними, так как теперь есть возможность любоваться сокровищами древних правителей.

Гробница Тутанхамона

Особой популярностью среди туристов Долина Царей стала пользоваться в начале прошлого века, когда археолог Говард Картер сумел отыскать могилу фараона Тутанхамона. Ценность открытия была в том, что это единственное пока захоронение, в которое не наведывались грабители. Внутри нашли более 3,5 тысячи различных сокровищ: украшения, посуда, драгоценные камни и слитки золота, даже колесницы и лодки.

Но жемчужиной этой коллекции стала погребальная маска Тутанхамона. Она изготовлена из чистого золота и весит почти 12 килограммов. К тому же изделие украшено многочисленными драгоценными и полудрагоценными камнями. Все предметы сейчас можно увидеть в Историческом музее Каира.

А посещая «Город мертвых», туристы просто обязаны заглянуть в саму гробницу Тутанхамона. Внутри в хорошем состоянии сохранились многочисленные фрески, рассказывающие о жизни фараона. И если верить историкам, он умер очень молодым – в возрасте всего 18-20 лет. Вероятнее всего, от малярии. Помимо настенных украшений в гробнице Тутанхамона решено было оставить саркофаг из чистого золота. Его вес почти 200 килограмм, и он украшен бирюзой, лазурью и сердоликом.

Что еще посмотреть в Долине Царей

Всего в «Городе мертвых» сейчас найдено 64 могилы фараонов. Все они имеют схожую планировку – длинный коридор, спускающийся метров на сто под землю и несколько погребальных комнат. Как правило, все стены и потолок раскрашены иероглифами и древними рисунками.

Самые известные фараоны, которые были похоронены в Долине Царей – это Тутмос III, Рамзес II, Сети I и Аменхотеп II. Усыпальницы каждого из этих древних правителей уникальны по-своему. Например, гробница Сети I самая сложная по конструкции. А у Тутмоса III – самая красивая. А погребальная камера Рамзеса II славится уникальной росписью на потолке, имитирующей звездное небо.

Конечно, в рамках одной экскурсии побывать во всех усыпальницах вряд ли получится. Особенно, если вы приедете в Луксор из Хургады или любой другой курортной зоны. Слишком уж насыщенная программа посещений и все достопримечательности осматриваются буквально на бегу. Больше везет тем, кто приехал отдыхать в сам Луксор. Они могут посетить Долину Царей несколько раз и увидеть все, что пожелают.