Кто не совершил кругосветное путешествие. На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

Завоеватели открытого моря - первый человек, проплывший вокруг земли

Век открытий
Век открытий был полон морских путешествий и желания найти дорогу к пряностям Дальнего Востока, тогда как восточное средиземноморье было блокировано мощными конкурентами. Когда Васко да Гама проплыл вокруг мыса Доброй Надежды, чтобы достигнуть Индии в 1488 году, португальцы сконцентрировали свои усилия на юге и востоке. Испанцы, которые согласились разделить с португальцами мир пополам в Договоре Тордесиллас от 7 июня 1494 года, поплыли на запад. Они не имели ни малейшего понятия об Американском континенте и никто не знал о том, что есть Тихий океан.

Христофор Колумб (1451-1506), итальянец, переехавший в Испанию, исходя из теории, что земля круглая, решил, что можно достигнуть Дальнего Востока с другой стороны. Он убедил монархов финансировать свою экспедицию и выплыл в 1492 году. После 10 недель плавания, он достиг острова на Багамах, который он назвал Сан Сальвадор. Думая, что он нашел острова возле Японии, он продолжил плавание до тех пор, пока не доплыл до Кубы (которую он посчитал Китаем) и Гаити. Он встретил там темнокожих людей, которых он назвал "Индийцами", поскольку он был уверен, что плыл через Индийский океан.

Колумб совершил еще 3 морских путешествия в Новый Свет, который был, как он полагал, Востоком, в 1493, 1497 и 1502 годах, исследовав Пуэрто-Рико, Вирджинские острова, Ямайку и Тринидад. Он никогда не доплывал до Северной Америки, и пока был жив, думал, что он достиг Азии.

Северная Америка уже была открыта

Корабли викингов достигли Северной Америки почти за 500 лет до того как Колумб отправился в плавание. Отплыв от Исландии в средине 990-х, Биарни Хериолфссон сошел с курса и прибыл на неизвестную землю. Он не исследовал и не называл ее. В 1002 году, Лейфр Эйрикссон последовал курсу Биарни и прибыл на побережье современной Канады. Затем он отправился южнее, и открыл остров, который он назвал Винланд (сегодняшний Ньюфаундленд), где он основал колонию и торговал с местным населением, известным как Скраэлинги 3 года. В конечном счете, Скраэлинги принудили их убраться, но викинги продолжали плавать в Канаду за лесом.

"Новая Найденная Земля"

В 1497 году, король Генри VII жаловал Джона Кабота (1450-1498) правом исследовать. 2 Мая, Кабот и команда из еще 18 человек собрались на маленьком корабле под названием Мэттью в Бристоле, Англия. Он проплыл на север дальше, чем Колумб, чтобы выйти из испанских территорий. 24 июня команда заметила землю. Кабот полагал, что он нашел остров у берегов Азии и назвал его "новой найденной землей". Это было первой документированной высадкой на Ньюфаундленде со времен плаваний викингов. Кабот вернулся в Англию 6 августа 1497 года, и хотя он не привез никаких сокровищ и пряностей, он стал первым, который отметил на карте североамериканское побережье.

Название "Америка"

Линия, которой португальцы и испанцы разделили мир между собой, проходила через Атлантику, вследствие чего Испания заполучила западные земли, включая Америки. Бразилия досталась португальцам, которые кроме того имели восточную Африку и Индию. Но, поскольку не возможно было определить четкое расположение линии, возник вопрос о точном местонахождении линии. В 1501 году, португальский король Мануэль I отправил свой флот в Бразилию. Одним из членов флотилии был итальянец Америго Веспучи . Он был одним из тех первых исследователей, которые сказали, что Южная Америка вовсе не остров, а целый континент, назвав его "Новым Миром". Веспучи - прекрасный картограф, продал копии своих карт немецкому картографу Мартину Вальдсемюллер, который, перерисовывая их в 1507 году, оказал честь Веспучи и написал его имя на Южно-американском континенте. Так вот и стал называться южный континент "Америкой".

Америго Веспучи, в честь которого и назван Американский континент в 1507 году.

Первое путешествие вокруг света

Первым обплыл земной шар Фердинанд Магеллан . Он родился в Опорто, в Португалии в 1480 году. В 1505 году он был зачислен во флот, где он и выучил все тонкости управления кораблем и военное дело во время боя в Индии у португальского королевского наместника. В 1509 году он принимал участие в Бою за Смерть, которое дало португальцем огромное превосходство в Индийском океане. 7 лет он торговал кохинхинками, фарфором и тростями.

Как и Колумб, Мегеллан верил, что Дальний восток достижим через запад. После того, как португальский король отнесся к его словам с пренебрежением, он убедил короля Испании Чарльза I в том, что по меньшей мере половина всех "пряных" островов находятся в испанской части неисследованного мира. В сентябре же 1519 года, Магеллан отправился на 5 кораблях ("Сан-Антонио", "Сантьяго", "Тринидад", "Виктория" и "Концепцион"), в составе 280 человек команды, преисполнимый желания путешествовать, не смотря на невзгоды и мятежи, возникавшие на судне. Итальянский дворянин, Антонио Пигафетта, вел дневник во время всего путешествия.

20 ноября 1519 года они пересекли экватор, и увидели Бразилию 6 декабря. Магеллан полагал, что будет неразумно проплывать около португальской территории, поскольку он плыл под испанским флагом, и 13 декабря он бросил якорь близ сегодняшнего Рио-де-Жанейро. Их встретили индейцы гуарани, которые верили в то, что белые люди - боги и одарили их подарками. После того, как они пополнили свои запасы, они отправились на юг, достигнув Патагонии (Аргентина) в марте 1520. Сантьяго был послан, чтобы исследовать юг дальше, но был потерян в шторме.

В Августе, Магеллан решил, что время проплыть на юг, чтобы найти дорогу к востоку. В октябре они увидели пролив. Во время их плавания, капитан Сан-Антонии повернул назад в Испанию, забрав большую часть всей провизии.

В тихоокеанские просторы

К концу ноября 3 корабля вышли из залива в воды Тихого океана. Магеллан думал, что "пряные" острова были уже недалеко, но они проплыли еще 96 дней, не видев и края земли. Состояние команды на кораблях было ужасным. Они выживали за счет опилок, кожаных полосок и крыс. Наконец, в январе 1521 года, они увидели остров и остановились, чтобы отпраздновать это событие. В марте они подплыли к острову Гуам. Они продолжили свое плавание и отправились на Филиппины, прибыв туда 28 Марта.

После поддержки островным королем, Магеллан по глупости был втянут в племенную войну и погиб в бою 27 апреля 1521 года. Себастьян дель Кано взял на себя командование суднами и 115 выжившими. Из-за недостачи команды для третьего судна, корабль "Концепцион" был сожжен.

Они доплыли до Молуккских островов ("пряные" острова) в ноябре и загрузились ценными пряностями. Чтобы гарантировать прибытие в Испанию хоть одного корабля, "Тринидад" поплыл назад на восток через Тихий океан, в то время как "Виктория" продолжила свой путь на запад. "Тринидад" был схвачен португальцами, и большая часть команды была убита. "Виктории" удалось избежать нападения португальцев в водах Индийского океана, и они обошли мыс Доброй Надежды. 6 сентября 1522 года, спустя почти три года после начала исторического путешествия, "Виктория" и 18 человек команды (среди которых был и Пигафетта) прибыли в Испанию. Они были первыми , кто совершил кругосветное путешествие вокруг земного шара .


Репродукция корабля, на котором Фердинанд Магеллан возглавил первое кругосветное плавание.

Второе кругосветное путешествие

Второе кругосветное плавание было совершенно исследвателем-бывшим пиратом англичанином Фрэнсисом Дрейком (1540-1596). Увидев, что испанцы собирают новую большую империю, королева Елизавета I тайком отправила Дрейка на запад, с добавленной целью обеспокоить испанцев. 13 декабря 1577 года, Дрейк отплыл из Плимута в Англии, с 6 судами под своим командованием.

В сентябре 1578 года, 5 кораблей вернулись назад в Магелланов пролив, но Дрейк плыл дальше на своей "Золотой Лане". К июню 1579 года, он достиг берегов сегодняшней Калифорнии и продолжил плавание к северу до сегодняшней границы Канады и США. Затем, он развернулся на юго-запад и пересек Тихий океан за 2 месяца. Он проплывал через Индийский океан и вокруг мыс Доброй Надежды. Он вернулся на "Золотой Лане", загруженной золотом и пряностями, обратно в Плимут 26 Сентября 1580 года. Он стал первым капитаном , совершившим кругосветное плавание.

Капитан Кук

Еще одним известным кругосветным плаванием было плавание Джеймса Кука . Он отплыл из Англии 25 Августа 1768 года на корабле "Индивэ" с 94 человеками команды и ученых на борту. 11 апреля 1769 года они достигли острова Таити. По правительственному приказу они продвинулись южнее, прибыв в Новую Зеландию 6 Октября. К апрелю 1770 года, Кук изучил и записал заметки об Австралии. Затем, "Индева" отправился на Яву, к концу проплыв через мыс Доброй Надежды. 13 Июля 1771 года, Кук причалил в Дувр. За его историческое 3-летнее плавание он был назначен капитаном морского судна королем Джорджем III.

Первое одиночное кругосветное плавание

Джошуа Слокум . Родился в Нова Скотии в 1844 году, но стал американским гражданином и капитаном Слокумом уже в возрасте 25 лет. 24 Апреля 1895 года, 51-летний Слокум отправился в дальнее плавание из Бостона в своем 11 метровом шлюпе "Спрэй", ветхом судне для ловли устриц, которое он перестроил сам.

Слокум пересек Атлантический океан и подошел к Суэцкому каналу. В Гибралтаре, он встретился со средиземноморскими пиратами, и отправился обратно через Атлантику и прошел вниз по бразильскому побережью через ужасный Магелланов пролив. Он сталкивался со смертельными течениями, скалистыми побережьями и бурными водами неспокойного моря, когда он проплывал около Австралии, через мыс Доброй Надежды и Атлантику.

27 июня 1898 года, спустя более 3 лет и 74000км, Джошуа Слокум вошел в Ньюпорт, в Род-Айленде, как первый человек, совершивший первое одиночное кругосветное плавание . Он описывает свое выдающееся морское путешествие в своей книге "Плавание Вокруг Света".


Джошуа Слокум - первый человек, проплывший один вокруг света (1895-1898). Планируя начать свое плавание от Амазонки, Слокум отправился из Винйард Хэвен 14 ноября 1909 года, но он пропал вместе со своим короблем


Джошуа Слокум стал первым человеком, совершивший кругосветное на своем шлюпе "Спрэй"

Первый вокруг света с одной остановкой

Честь проплыть вокруг света всего лишь с одной остановкой досталась Фрэнсису Чичестеру (1902-1972). В 1966 году, 64-летний Чичестер отплыл на своем 16-метровом кече "Джипси Мот IV" из Англии. Рулевой механизм сломался на расстоянии 3,700км от Австралии. Скоро, после отплытия из Сиднея, "Джипси" перекинулся, но выровнялся сам. Около мыса Горн, Чичестер столкнулся с 15-метровыми волнами. Но он не человек, отступающий от своих планов. В 1960 году он был победителем в первом трансатлантической гонке для одного. Он совершил также и самый далекий одиночный перелет на гидросамолете (из Англии в Австралию). 28 Мая 1967 года, после 226 дней в море, его приветствовало полмиллиона человек в Плимуте, Англия.


Фрэнсис Чичестер на корабле "Джипси Мот IV" совершил первое кругосветное плавание с одной остановкой.

Вокруг света в одиночку

Сегодняшние одиночные безостановочные плавания вокруг света до сих пор захватывают воображение. Чэй Блит , по кличке "стальной человек", был одним из немногих, путешествовавших против ветра вокруг света с востока на запад на кече "Бритиш Стил" в 1971 году. Он завершил свое плавание за 302 дня. Двумя годами позже, француз Ален Кола на своем тримаране "Манурева" проплыл вокруг света через три великих мыса, что заняло у него всего 129 дней плавания.

Первой женщиной , проплывшей вокруг света, стала англичанка Лиза Клэйтон . Он отплыла на 11-метровом, обитом жестью "Спирит оф Бирмингэм" из Дартмута, Англия 17 сентября 1994 года, закончив свое суровое плавание через 285 дней.

Джонатан Сандерс 5 раз в одиночку путешествовал вокруг света. Ему также удалось совершить выдающееся безостановочное плавание вокруг света в период между Маем 1986 года и Мартом 1988, преодолев 128,000км. Кругосветное плавание стало страстью, как это произошло с гонкой Уитбред. Потом, француз Филипп Жанто предложил идею кругосветной гонки без остановки.

Состязания

В 1982 году, британская компания предложила соревнование BOC - вокруг света в одиночку. Сейчас оно переименовалось в AroundAlone , главная цель которого, как она гласит: "Один человек, Одна лодка, Вокруг света". Это самая длинная дистанция в индивидуальном спорте. Трудный путь, расстояние которого 43,000км состоит в основном из далеких океанов. Финиш находится буквально за краем мира. (Следующая гонка состоится 26 Сентября).

А еще есть The Race - безостановочная гонка вокруг света без правил и без границ, которая начинается от Гиблартарского пролива в полуночный бой часов 31 декабря 2000 года. Без правил означает только то, что единственное ограничение - это воображение и технологии.

В 120 году н.э. египетский математик Птолемей (Клавдий Птолемеус) изобрел несколько планов, посредством которых, участки на неровных поверхностях Земли могут быть отображены на плоских поверхностях. Его география появилась в Европе в 1406 году, и с изобретением печатной машины в 1450 году, его планы были опубликованы и повсеместно приняты.

Корабельная компания Кунард Лакония предложила первый кругосветный круиз на Лаконии в 1922 году.

В самом деле, почему бы, нам, други мои, не развеяться? А то как-то засиделись.

Первое кругосветное путешествие, совершил Фернанд Магеллан. Было это на границе оптики, страшно сказать, в 1519-1521 гг. На таком расстоянии совершенно теряется контекст и масштаб события: что это было тогда – обогнуть земной шар. Вот карта маршрута:

Первый этап большого пути логичный и уже освоенный. Плавают до Кариб судёнышки (по официальной версии) лет тридцать. Дальше Магеллан (у него пять кораблей с экипажем в 250 человек) поворачивает на юг. Логичное решение. Сверхзадача путешествия – обогнуть «Неиндию», и открыть прямой путь на Запад. НО. В 1520 году конфигурация Южной Америки СОВЕРШЕННО НЕ ИЗВЕСТНА. Даже побережье современной Бразилии Терра Инкогнита. Только-только открыто устье Амазонки. Никто не знает, где заканчивается Новый Свет. Давайте встанем на точку зрения Магеллана. Он опускается до устья Ла-Платы. Это грандиозный гидрографический узел, база для внутренней колонизации и для строительства первоклассных морских портов. ДЖЕК ПОТ. Правда, считается, что устье Ла-Платы открыл испанский конкистадор Хуан Диас де Солис в 1516 году. Не буду спорить. Важно, что его убили индейцы вместе со всем экипажем и открытие осталось «вещью в себе». Заново Ла-Плату открыл Кабот в 1527 году. При этом он ничего не слышал о Магеллане (почему, об этом ниже).

Итак, каррамба, – Америка тянется и тянется. ОНА ОГРОМНАЯ. Но с другой стороны ЭТО-ТО и хорошо. ОЧЕНЬ хорошо. Зачем ломиться чёрти куда в Индию, когда под носом открываются захватывающие панорамы новых земель. С каждый днём декларированная цель Магеллана становится всё более эфемерной, но реальный результат экспедиции всё более весомым. Что было бы, если экспедиция Магеллана состоялась на самом деле? Чаша весов постепенно перевешивала бы и где-то в района Ла-Платы наступил момент истины. ХВАТИТ. Поворачиваем назад – за почестями и наградами. Открыли для короны новые земли, получили уникальные материалы о конфигурации нового материка. Кабот так и поступил. Но упрямый Магеллан идёт дальше и дальше. Вниз.

Допускаю, что в случае исключительной упёртости, Магеллан мог бы дойти до Огненной Земли или мыса Горн. Где холодно (для южанина очень холодно), и постоянно ревёт шквальный ветер. Дальше идти просто опасно. На утлых судёнышках, с уставшей командой, ПОСЛЕ БУНТА И КРУШЕНИЯ ОДНОГО ИЗ КОРАБЛЕЙ, Магеллан сворачивает в будущий Магелланов пролив. Магелланов пролив - это момент, когда Станиславский должен крикнуть из зала своё «не верю». Но это только начало. Экспедиция проходит невероятно сложный пролив (гигантский месячный серфинг между скал при сильном течении и постоянном тумане), поворачивает вдоль береговой линии на север, плывёт некоторое время и - это фантастика – отходит от богатого и неизвестного берега в никуда. В открытый океан.

Далее. Очень наивны люди, считающие, что мировой океан кишит рыбой. Океан - это биологическая пустыня. Рыба водится только вблизи берегов, на мелководье. В крайнем случае - на трассах сезонной миграции. Та область, по которой плыл Магеллан после поворота от Южной Америки на Запад, это ЗОНА СМЕРТИ. В одну из таких зон в начале 19 века попали североамериканские китобои (то есть ПРОФИ). Итог – массовый каннибализм. Сначала ели трупы умерших, потом перешли на свежатинку. В повествовании о путешествии Магеллана расписывается, как люди четыре месяца питались сухарной пылью, смешанной с червями, пили гнилую воду, ели воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. При этом на трёх оставшихся судах, очень небольших, к концу плавания через Тихий океан (это полпланеты, да ещё плыли ПО ДИАГОНАЛИ) оставалось 140 человек. Это не только матросы, но и пассажиры-солдаты.

И это ещё не всё. После гибели Магеллана и 24 членов экипажа на открытых Филиппинах (почему-то названных испанцами в честь короля, который взошёл на престол гораздо позднее), экспедиция прокладывает маршрут в южных, пустынных и совершенно не обследованных районах Индийского океана. И ничего. ДОПЛЫЛИ.

В связи с этим резонно задать вопрос: а когда было ВТОРОЕ кругосветное путешествие? Оказывается, в 1577-1580 гг., то есть через полвека с гаком. Вот масштаб фантастичности путешествия Магеллана.

И то не совсем. Кто совершил второе кругосветное путешествие? Персонаж английской государственной мифологии Френсис Дрейк. Любой человек, знакомящейся с биографией Дрейка с ватой в ушах (чтобы не слышать воплей британских комиссаров) быстро убедится, что это литературный персонаж, вроде барона Мюнхаузена. Чего только стоит история потопления Дрейком Великой Армады. Реально Дрейк был мелким кусочником, одним из первых английских пиратов, промышлявших не на севере Европы, а в Атлантике. Дрейк испанцев достал, Испания объявила Англии войну. Англичане некоторое время кривлялись, затем на коленях выплакали у Великой Испании прощение, возместив все убытки. Масштаб тогдашней Испании и тогдашней Англии это масштаб современных США и современной Мексики. Считается, что Дрейк ограбил прибрежные города Латинской Америки и, чтобы избежать встречи с испанским флотом, пересёк Тихий и Индийский океаны, обогнул Африку и вернулся в Англию. На самом деле не то что кругосветное плавание, а даже плавание из Америки в Азию через Тихий океан считалось верной смертью. Реально испанцы медленно проводили зондаж Тихого океана, опираясь на свои порты на западном побережье Америки. Зондаж был весьма неудачным, с массой потерь. Данные об открытых землях в Тихом океане были засекречены. Англичане их получили только в середине 18 века, после взятия Манилы в рамках Семилетней войны. Испанцы их засекретили, т.к. опасались, что координаты островов будут использованы пиратами, а также французами и англичанами. Кроме Филиппин, испанцы ничего не колонизировали - все острова были мелочёвкой.

Реальное освоение Тихого океана англичанами и французами – это 18 век. Тогда же и были первые кругосветные путешествия. Формально сколько-нибудь правдоподобными можно считать несколько кругосветных путешествий англичанина Вильяма Демпира. Это конец 17 века. Путешествия получились сами собой, описывались в стиле «сами посчитайте» и в определённой степени явились плодом незаурядных литературных способностей автора. ПОНЯТИЕ кругосветного путешествия возникло в эпоху англо-французской государственной джигитовки Бугенвиля и Кука. Это вторая половина 18 века. Впоследствии к государственному спорту присоединились Австрия, Россия (с 1803 г.) и т.д.

Теперь вернёмся к Магеллану. ОТКУДА? Всё очень просто. Во второй половине 18 века изобрели понятие «кругосветки», во второй половине 18 века следует и искать истоки магелланомании. Оказывается, всё путешествие Магеллана в мельчайших подробностях романного квеста описал член экспедиции Пигафетта. НО. Записи Пигафетты остались в рукописи. И про Магеллана, с его удивительным, даже невероятным путешествием, забыли. Наконец рукопись об одном экземпляре нашли в Италии и опубликовали. В… 1800 году. В 19 веке сочинение Пигафетты стало европейским бестселлером, а в 20 пошли косяком Стефаны Цвейги.

Нашёл рукопись Пигафетты интересный человечек. Серьёзный. Карло Аморетти. Помните рукописи свергениального разгения, Великого Мастера Леонардо да-Винчи? Чертежи самолётов, подводных лодок, танков? Всё на уровне инженерных фантазий конца 18 начала 19 века. ОН. Издал после Пигафетты в Милане в 1804 году.

Вообще-то историку «магелланов» надо топить в самом начале, как слепых котят. Иначе до конца жизни до реальной истории не доберёшься. Я тут для прикола попутешествовал, а прокол легенды в самом начале. Испанская экспедиция, переплыв Атлантику, должна была зайти в испанский порт. Заправиться провиантом, починить снасти. А главное – отметиться перед местным чиновником.

Гипотетический материк вокруг Южного полюса, изображавшийся на картах в XV-XVIII веках © Public Domain

17 января 1773 года, в ходе второй кругосветной экспедиции, британский исследователь впервые в истории пересек Южный полярный круг.

Экспедиция берет свое начало летом 1772 года. На морских просторах в спину Британии дышали европейские конкуренты. Франция снаряжала все новые и новые экспедиции в Южные моря. Точно известно, что как минимум четыре французские экспедиции были посланы в конце шестидесятых годов на поиски Южного материка.

Конкретных целей экспедиции перед британским капитаном не ставилось, по крайней мере, до нас не дошло никаких сведений по этому поводу. Судя по всему, это была попытка англичан первыми открыть Антарктиду.

Британское адмиралтейство предоставило Куку несколько недель отдыха после его и предложило снарядить новое путешествия.

Итак, 13 июля 1772 года, два корабля «Резолюшн», которым командовал сам Кук и «Эдвенчур» вышли из Плимута и направились в сторону Кейптауна.

Стоит отметить, что адмиралтейство не дало Куку четких указаний по маршруту, капитан был волен сам выбирать свой путь.

По этому поводу Кук написал в своем дневнике:

«Я обязан был приложить все усилия для того, чтобы открыть новые территории на юге, следуя либо в восточном, либо в западном направлении, по моему собственному усмотрению. Нужно было при этом держаться наиболее высоких широт и плыть к южному полюсу до тех пор, пока это позволят наши запасы, состояние здоровья команды и состояние самих кораблей. При любых обстоятельствах необходимо было иметь на борту резервный запас продовольствия, достаточный для благополучного возвращения на родину в Англию.»

Экспедиция Кука прибыла в Кейптаун 30 октября 1772 года. Взяв на борт шведского ботаника Андерса Спаррмана и пополнив припасы, команда взяла курс на юг.

Ход экспедиции

Джеймс Кук отправился на поиски острова Обрезания - землю, которую увидел впервые Буве. Однако, из-за допущенной тем ошибки в координатах, команде Кука не удалось найти там искомой суши. Предположительно, остров находился приблизительно в 1700 милях южнее мыса Доброй Надежды. Безрезультатно завершив поиски, Кук отправился дальше на юг.

Впервые, как ошибочно показалось команде Кука, Южная Земля открылась взору 11 декабря 1772 года. Экипаж «Резолюшена», увидев впереди нечто большое, предположил, что перед ними Южный континент. На самом же деле этим объектом оказался огромный айсберг.

17 января 1773 экспедиция впервые пересекла Южный полярный круг (66° 33′ ю. ш.), а к концу дня корабль оказался посреди льдов. Во время шторма 8 февраля 1773 года Кук потерял из виду второй корабль «Эдвенчур» под командованием Тобиаса Фюрно. В течение трех дней команда «Резолюшена» предпринимала попытки найти «Эдвенчур», но всё было безуспешно. Кук принял решение направиться на юго-восток, а в последствии был взят новый курс на Новую Зеландию. Простояв 6 недель на якоре в заливе Туманный, судно отправилось к заливу Королевы Шарлотты.

Такая ситуация была заранее оговорена двумя капитанами. Местом встречи и являлся залив Королевы Шарлотты.

Тем временем капитан «Эдвенчура» Фюрно обследовал остров Тасмания, его задачей было установить является ли Тасмания частью австралийского материка или самостоятельным островом. Ошибочно решив, что Тасмания — это часть Австралии, команда «Эдвенчура» также взяла курс к месту встречи в залив Шарлотты.

Корабли благополучно встретились в указанном месте в мае 1773 года, откуда они направились на запад, Кук решил исследовать малоизученные районы Тихого океана вблизи Новой Зеландии.

Нарушила планы экспедиции вспышка цинги, произошедшая на«Эдвенчуре». Было решено посетить Таити, где обилие фруктов позволило вылечить всю команду от болезни.

«Резолюшн» и «Эдвенчур» в заливе Матавай (Таити)

Набрав сил и пополнив запасы, экспедиция отправилась к острову Хуахин, где Куку удалось приобрести около 300 свиней у островитян. Здесь же произошла стычка экипажа с местными жителями — ботаника экспедиции Андреаса Спаррмана ограбили и избили.

Вечером 7 сентября экспедиция посетила остров Ульетеа, где закупили еще одну партию свиней. По оценкам самого Кука, на борту в общем количестве было около 400 голов.

Достигнув берегов Новой Зеландии, «Эдвенчур» и «Резолюшн» попали в шторм, опять потеряв друг друга. Судно Кука направилось в обозначенное в таких ситуациях место — залив Шарлотты, где простояло около трех недель, однако Фюрно так и не прибыл. Оставив послание с координатами дальнейшего маршрута, Кук взял курс на Юг.

«Эдвенчур» прибыл в залив Шарлотты спустя неделю после отбытия оттуда Кука. Там экипаж корабля столкнулся с дикостью местных жителей - восемь матросов во главе с двумя боцманами, сошедшие на берег в поисках продовольствия, были убиты и съедены новозеландцами. Под впечатлением от произошедшего, Капитаном Фюрно было принято решение вернутся в Англию.

Тем временем, 21 декабря 1773 года команда Джеймса Кука во второй раз пересекает Южный полярный круг, а к 30 января 1774 года «Резолюшн» достиг самой южной точки своего путешествия 71° 10′ ю.ш., где их путь был прегражден сплошным полем пакового льда.

Повернув обратно, 12 марта 1774 года Кук посетил остров Пасхи, далее Маркизские острова, отправившись к берегам Таити. Здесь Джеймса Кука застал таитянский военный флот, подготавливавшийся к войне с жителями соседнего острова Муре.

По этому поводу в журнале Кука есть следующая запись:

«Флот состоял из 160 военных судов и 150 судов, предназначенных для подвоза съестных припасов. Военные суда имели от 40 до 50 футов в длину <…> Все суда были украшены разноцветными флагами и представляли величественное зрелище, какого мы не ожидали увидеть в этих морях. Впереди шел адмиральский корабль, состоящий из двух больших военных судов, соединенных вместе. На нём ехал командующий флотом адмирал Товга, пожилой человек с красивым, мужественным лицом.»

После Кук посетил острова Хуахине и Раиатеа, острова Дружбы и Фиджи. В ближайшие месяцы Кук открыл и нанес на карту такие острова как Новая Каледония, Сандвичевы острова, Южная Георгия и Норфолк.

21 марта 1775 года Кук возвращается в Кейптаун на ремонт, а 30 июля 1775 года входит в Спитхед.

Капитан Джеймс Кук - путешественник, исследователь и картограф на почтовой марке Новой Зеландии

В ходе экспедиции достичь Антарктиды так и не удалось, а сам Кук предположил, что Южной земли вообще не существует. За три года похода были открыты целый ряд островов и архипелагов в Тихом океане, доказано, что в южных широтах отсутствуют какие-либо значительные земли.

В статье использовались материалы: http://dmi-ridel.org.ru/students/more/item/7-three_travel_james_cook.html

В детстве у меня была книга о великих путешественниках и мореплавателях. Вернее, книга была моего брата, но я в нее тоже частенько заглядывала. Мне очень нравились истории о разных открытиях и морских путешествиях. Читая эту книгу, часто рисовала себе в голове картинки, где в открытом море к неизведанным берегам направляется корабль во главе с отважным капитаном. Расскажу вам некоторые интересные факты об одном выдающемся корсар е , совершившем второе кругосветное плавание .

Корсар Фрэнсис Дрейк и его знакомство с морем

Да, речь пойдет именно о Френсисе Дрейке . Возможно, не всем знакомо это имя, но именно он стал мореплавателем, совершившим второе путешествие вокруг света на корабле. Некоторые называют его пиратом, но это не совсем так. Фрэнсис Дрейк был корсаром. Корсары тоже были морскими разбойниками , но они грабили суда государства-врага. Они имели на это разрешение от своего правительства. Часть от награбленного корсары обязаны были отдавать в казну государства.


Френсис Дрейк с ранних лет стал ходить в море:

  • 12 лет – начало его морских походов. В это время он был юнгой на торговом судне, которое принадлежало одному из его дальних родственников.
  • 18 лет – владелец и капитан своего собственного корабля. Судно досталось ему от родственника за отличную службу.
  • 27 лет - Френсис Дрейк совершает свой первый долгий океанский переход к далеким берегам африканской Гвинеи, а затем в Вест-Индию.
  • 32 года – он собрал первую захватническую экспедицию и отправился к берегам Нового Света.

В своем деле Френсис Дрейк был очень успешен. Его походы приносили много прибыли стране, за он и был среди любимчиков королевы Елизаветы I.

Кругосветное плавание Дрейка

Второе кругосветное плавание во главе с Френсисом Дрейком длилось с 1577 по 1580 гг . Совершить этот морской поход поручила Дрейку королева. Реальная цель была разведать американское побережье Тихого океана, награбить как можно больше ценностей и закрепить за Англией новые земли.

Стартовала экспедиция Дрейка в ноябре 1577 года. В нее входило 6 кораблей. В водах Тихого океана они попали в сильную бурю, из-за чего немного отошли от курса. Это поспособствовало открытию нового морского пути. В наши дни он так и называется - пролив Дрейка .


Шторм смог пережить только корабль Дрейка «Пеликан», остальные найти так и не удалось. Капитан Дрейк во время плавания решил изменить название судна, переименовав его в «Золотую лань» .

Дальнейший морской поход Френсиса Дрейка прошел очень успешно. За все время было награблено огромное количество ценностей . Трюмы корабля были просто забиты золотом и серебром. Вернулся домой Дрейк в сентябре 1580 года. Этот поход сделал его героем, а Англия получила новые земли и кучу добра в придачу. Вот такое было в то время «пиратство» во благо государству.

Вернувшись на Родину, яхтсмен-одиночка Евгений Гвоздев не стал национальным героем России, как это случилось с Сержа Теста, которого знает вся Австралия. Швертбот он вернул обанкротившимся к тому времени спонсорам, а сам перечитывал книгу Сержа Теста «500 дней», о кругосветном путешествии на микрояхте «Австралийская штучка», которую автор ему подарил в Дарвине. Убедившись, что спонсоров в России для него не существует, герой-пенсионер начал самостоятельно выклеивать из стекловолокна для второго кругосветного путешествия свою новую яхту на… балконе собственной малогабаритной квартиры в Махачкале. Размеры яхты (теперь уже килевой) Евгений Гвоздев позаимствовал у Сержа Теста: 3.6 метра длины и 1.4 метра ширины. Вес 350 килограмм, из которых 120 приходятся на киль.

Окончание первого кругосветного путешествия на яхте.

Еще первая кругосветка убедила яхтсмена не рассчитывать на помощь чиновников, а полагаться только на свои силы. Евгения Гвоздева в прежнее нищенское состояние даже пошло ему на пользу. В Красном море «Лену» во время кругосветного путешествия на яхте ежедневно пытались ограбить люди на «рыбацких» парусниках, от которых почему-то совсем не пахло рыбой. Изучивший к тому времени ключевые фразы морского сленга капитан Гвоздев шел в контратаку: «Помогите! Хлеба! Воды!» — кричал он, едва заметив приближение косого паруса. Таким образом, ему удалось все же добраться до входа в Суэцкий канал, где он смог убедиться еще раз, что Россия — страна советов, но не дел. Его звонки в консульства в Каир и Афины заканчивались бессмысленными инструктажами дипломатов о правилах прохода проливов, которые они ни разу не проходили. Реальная помощь пришла в лице капитана британской яхты, одолжившего Гвоздеву 4-сильный подвесной двигатель для прохода канала и от новозеландских яхтсменов, оплативших сбор. Но они забыли сказать об этом капитану «Лены» и алчные египетские чиновники содрали деньги с Гвоздева еще раз. Надо отметить, что отечественные «слуги народа » быстро догоняют египетских мздоимцев, тренирующихся в коррупции со времен фараонов.

Беспредельный произвол чиновников на территории бывшего СССР стоит выделить в отдельную категорию экстремальных опасностей для яхтинга. Так, переживший немыслимые приключения в кругосветном путешествии на яхте Евгений Гвоздев только об этом явлении не может говорить без крепких морских выражений и, по его мнению, это единственное что следует относить к непреодолимым стихиям. А еще что бросилось ему в глаза по возвращении домой (после посещения 27 стран) — извечное российское хамство и грубость, от которых нищий яхтсмен России отвык за три года.

Так уж получается, что наиболее экстремальный яхтинг ожидает нас в родных водах. Кроме узаконенного беззакония чиновников всех мастей и рангов яхтсменам угрожает беспредел уголовников и хамство окружающих. Внутренние воды стран СНГ в этом отношении не намного безопасней побережья Сомали. Но и это еще не все. Беспомощность морских ведомств осколков СССР привела к полному упадку навигационного обеспечения во многих местах внутренних вод СНГ. Для примера: украинская часть Дуная к 2003 году превратилась в обмелевшее и заросшее камышами болото. Береговые знаки сгнили, а буи давно сорвало и унесло в море. Если не воспользоваться услугами какого-нибудь рыбака, который даже в пьяном состоянии знает эти места так же хорошо, как дырки в своих сетях, то пройти по этим участкам Дуная на яхте вы сможете только по Румынской стороне. И не надейтесь на современные навигационные приборы: электронные карты Дуная существуют, но только не для этого региона.

Подобное запустение коснулось слишком многих участков внутренних водных путей СНГ, чтобы всерьез рассматривать их как пригодные для яхтинга. Местные яхтсмены еще могут как- то ими пользоваться — деваться им некуда, но даже экстремалы из-за рубежа не рискуют на такие подвиги. А жаль, поскольку во всех цивилизованных странах это один из дополнительных источников притока валюты, в том числе и для поддержания этих самых путей в порядке. Статистика показывает, что в начале XX века в бассейне Волги использовалось для судоходства 25 570 км водных путей, в середине 70-х годов уже только 16 851, а теперь и того меньше. Если учитывать экологическое состояние судоходных рек, то картина становится совсем печальной. В то же время работы российских ученых доказывают, что в стране не менее одного миллиона километров потенциально судоходных внутренних водных путей!

Второе кругосветное путешествие на яхте.

Но все это отступление. Вернемся к нашему герою. Не дописав долгожданной его болельщиками книги о первом кругосветном путешествии на яхте, и не высидев на берегу и трех лет, капитан теперь уже «Сайда » отправился во второе кругосветное путешествие, в еще более экстремальное плавание. Казалось, куда уже больше? Но, во-первых, яхта у него теперь была вдвое (по объему) меньше предыдущей. Во-вторых, ему уже стукнуло 65 лет. А, в третьих, маршрут второго кругосветного путешествия на яхте он избрал с огибанием мыса Горн, причем в самом трудном варианте — с востока на запад.

Порт отправления был тот же Новороссийск. Начало второго кругосветного путешествия на яхте было стандартным: унизительное выяснение отношений с местными пограничниками и таможенниками — больше похожее на борьбу с вымогательством (албанцам можно, а своим нет?) привели к задержке отхода, а это ломало весь его график маршрута. Теперь Евгению Гвоздеву предстояла неизбежная встреча с зимними штормами Южного полушария, от которой он так надеялся уклониться. Все-таки времена меняются, и в этот раз (2 июня 1999 года) капитан «Сайда» ушел из Новороссийска курсом прямо на Босфор.

Если «Лена» по размерам походила на корыто, то «Сайд» был похож на тазик. Внутри его новая яхта напоминала большую нору или маленькую берлогу (1.5 метра длины), вмещающую 700 кг груза, в том числе 90 кг веса самого путешественника и 250 л воды (из расчета всего по 2 л на сутки). Остальное — продукты (трехмесячный запас) и яхтенное снаряжение. Евгению Гвоздеву с его ростом 181 сантиметр приходилось спать во втором кругосветном путешествии либо скрючившись (вариант для плохой погоды), либо высунув ноги наружу через люк (вариант для хорошей погоды). Теперь на яхте был небольшой бензиновый мотор. Однако, не было ни радиостанции, ни спутниковой навигации, стоящей слишком дорого для пенсионера, совершающего вполне частное кругосветное плавание. Из навигационных приборов только секстан и компас. Таковы правила экстремального яхтинга — игры, выбранной для себя Гвоздевым. Суровой и опасной мужской игры…

Кто сказал, что российским пенсионерам путь на Канары заказан? Новый Год капитан «Сайда» уже встречал с друзьями в Лас-Пальмасе. Со стороны глядя, так и позавидовать можно: то на одной яхте, то на другой — туда-сюда на Канары, Таити и прочие кипры. Но так может думать только тот, кто видел море по телевизору. Любой яхтсмен утирал слезы, глядя, как Евгений Гвоздев, на своем утлом тазике отходит от причала. Однако в феврале 2001 года Евгений Гвоздев все-таки прошел Магеллановым проливом в Тихий океан и стал первым яхтсменом в мире, кому удалось это сделать на столь малой яхте. Уже в чилийских водах его настигло судно береговой охраны и, не зная всей предыстории, его второе кругосветное путешествие на яхте попытались объявить «явно небезопасным плаванием» (manifestly unsafe voyage). Чилийские офицеры категорически посоветовали прекратить издеваться над собой и предложили капитану «Сайда» бесплатную транспортировку его и лодки на судне к северной границе Чили. Но им не пришлось тратить казенные чилийские песо на российского пенсионера. Евгений Гвоздев ушел из чилийских вод в направлении Французской Полинезии и за 125 дней океанского перехода успел-таки до появления циклонов (в ноябре 2002) добраться до «Марины Таити».

Во втором кругосветном путешествии Евгения Гвоздева нам удавалось следить за передвижениями отважного россиянина по публикациям в иностранной прессе, которая называет его подвиги беспримерными и невероятными, а также по сообщениям в Интернете. Судя по обмену информацией в Интернете, в этот раз за его продвижением следили многие яхтсмены — Евгений Гвоздев стал известен в мире, но только в мире яхтинга. Российские СМИ по прежнему игнорируют своего героя-соотечественника (за исключением верного друга Олега Санаева теперь уже редактора газеты «Дагестанская Правда у которой есть сайт в Интернете, а на нем страничка, посвященная Евгению Гвоздеву).

Благодаря этому махачкалинскому изданию можно прочесть оптимистические письма самого Гвоздева:
«Оформил отход и 6 февраля ухожу на Моореа (здесь рядом), затем на Райатеа, Бора-Бора и Самоа. Если на Самоа не понравится, иду до Австралии без остановок. На борту яхты продовольствия на 4 месяца. С водой, надеюсь, проблем не будет — мне яхтсмены и руководство «Марины Таити» подарили ручной портативный опреснитель морской воды. Весит штукенция примерно два с половиной кг, а за день можно накачать около 20 л воды, пригодной для питья. Доставили его самолетом из Франции (там цена ему 500 долларов, на Таити — тысяча). Не удивляйтесь, Таити — самый дорогой остров в мире: лимоны — 9 долларов за кг, яблоки — 7, помидоры — 5 ит. д. И это в самом дешевом магазине…
Здесь мне сшили бесплатно грот, и теперь на борту имеется один новый комплект парусов и два — стареньких. Для мотора закупил 30 литров бензина, обзавелся копией карты Торресова пролива, отдохнул, напичкал организм витаминами, подстригся на лыску (в целях экономии шампуня и воды). Пора и честь знать… А если серьезно, то надоели Таити до чертиков. Хочу домой, в Россию. Всего доброго, обнимаю.
Евгений Гвоздев. 05.02.2002г. Таити, борт яхты «Сайд»

Проблемы яхтсмена, хронически нуждающегося в помощи, подобно лакмусовой бумаге показывает отношение общества к яхтсменам. Любопытная ситуация во втором кругосветном путешествии на яхте сложилась с появлением Евгения Гвоздева в Австралии (август 2002). Австралийские чиновники на совершенно законном основании пытались ограничить свободу передвижений «Сайда» и срок его пребывания на пятом континенте. Поводом послужил истекший паспорт моряка СССР — единственный документ Гвоздева. Но не тут то было! Яхтенная общественность Австралии подняла такую волну по этому поводу, что она поколебала даже непробиваемые иммиграционные службы.

Испытаний, выпавших на долю яхтсмена-великомученика Евгения Гвоздева во втором кругосветном путешествии не перечислить. Но он сам их породил, когда решился на столь безрассудное плавание. Это даже для экстремального яхтинга чересчур. Дважды он тонул и подавал сигнал бедствия, грабили его (нищего!) десятки раз, за ним охотилась меч-рыба и атаковал кит, его яхту арестовывали, а сам яхтсмен часто голодал и страдал от цинги, жажды и хронического недосыпания — для таких яхтсменов как Гвоздев авторулевое устройство еще не изобрели. Наконец, он не мог месяцами даже помыться. Как вы догадались, на его «яхтах» не могло быть не только душа, но и гальюна. Ходит он постоянно на яхтах в аварийном состоянии и явно не соответствующих региону плавания, без средств связи, и без современных навигационных приборов. Осмелимся предположить, что и ходовые огни он ночью не носит. О страховке гражданской ответственности и самого яхтсмена (дома жена, трое детей и четверо внуков) даже вспоминать не приходится. Мы тысячу раз готовы поклониться личному мужеству Евгения Гвоздева, но признать подобное хождение в море образцом для подражания никак нельзя.

Продолжить тему экстремального яхтинга хотим с одного наблюдения. Известное правило «русские люди сами себе создают преграды, которые героически потом преодолевают » уже распространилось и на яхтинг.

Последнее кругосветное путешествие на яхте.

12 июля 2003 года отважный пенсионер привел «Сайд» в порт Сочи. Однако это еще не было окончанием его походов.
Вернувшись из второй кругосветки, Гвоздёв живет мыслью о третьем кругосветном путешествии на яхте, на этот раз решает пройти из Атлантического океана в Тихий проливом Дрейка, а так же увидеть еще раз красоты Магелланова пролива в который по словам Евгения Александровича он влюбился. Яхту для третьего кругосветного похода Гвоздёву предоставляет директор Махачкалинской компании ИВТ Давуд Мухумаев. Яхту Гвоздёв называет «Гетан 2». Длина 5,5 метров, ширина 2,5 метра. 19 сентября 2008 года яхта «Гетан 2» вышла в свое последнее кругосветное путешествие из Новороссийска и курс снова на пролив Босфор и Дарданеллы. Успешно пройдя пролив вышел в Средиземное море. Достиг берегов Италии. В районе мыса Спартивенто 1 декабря Евгений Гвоздев последний раз вышел на связь, сообщил о крепком шторме, оверкиле, поломанной и вновь восстановленной мачте. 10 декабря 2008 года тело 75-летнего россиянина с глубокой раной на голове было обнаружено на пляже Кастельпорциано на юге Италии. В этом же районе, на пляже, носящем имя Америго Веспуччи, была найдена выброшенная на берег яхта «Getan II», на которой Гвоздев отправился из Новороссийска в свое последнее кругосветное путешествие на яхте. На ней карабинеры нашли личные вещи, заметки о путешествиях и список имен, написанный по-русски.

Похоронен на городском кладбище Махачкалы.

Друзья вспоминают, что 75-летний Гвоздёв словно боялся умереть на берегу - хотел уйти, как настоящий моряк. Если так, то, наверное, он ушел счастливым человеком. А еще - доказавшим, что мечту жизни, какой были для него кругосветные путешествия на яхте, можно осуществить и в почтенном возрасте, и почти без денег. Было бы желание и характер настоящего мужика.