Не прошел в вуз. Что делать, если ты не поступил в вуз

Такой вопрос часто задают родителям девяти- одиннадцатиклассники. «Ничего не бойся», - дипломатично уходят от ответа папа и мама, в душе надеясь, что с их ребенком подобного не случиться. И зря. Экзамены, как лотерея, могут оказаться выигрышными или провальными. Но это не финал истории. Поэтому, чем тратить время на залечивание душевных синяков, лучше заранее выработать стратегию дальнейшего движения вперед. «После плохой жатвы только один выход - снова сеять», - говорил Сенека. А многие успешные люди подтвердят: чтобы попасть на правильную дорогу, иногда требуется сделать шаг назад. И в этом нет ничего страшного…

Образование вчера и сегодня

В советские годы одним из признаков социальной успешности считалось наличие высшего образования. Светлый ум, золотые руки и выдающийся талант не могли компенсировать отсутствие заветного диплома. Примерно тогда появилась поговорка «Знание - сила, незнание - рабочая сила». Даже если корочки покупались в подземном переходе, ты - молодец, а твой одноклассник без документа о «вышке» - продавец.

В лихие перестроечные, когда деньги появлялись из ниоткуда и уходили в никуда, заговорили о бесполезности получения знаний.

«Толян церковно-приходскую школу окончил, а без пяти минут Трамп», - типичные для тех лет рассуждения. Слова «умный» и «богатый» считались взаимоисключающими друг друга.

В постперестроечные времена стало престижным иметь несколько образований и степень МВА до кучи. Глядя на таких умников, хотелось сказать: «Может, уже пойдешь, поработаешь?» Но при устройстве на службу волшебные корки и загадочные аббревиатуры действовали на кадровиков как валерьянка на котов и гарантировали защиту от безработицы.

Потом страсти поутихли. Эксперты рынка труда объявили: и маркетологов в стране перебор, а слесарей с токарями - недобор. Последним заметно повысили зарплату. И выпускники школ потянулись в училища и техникумы. Появились колледжи - учебные заведения, которые работают по углубленным образовательным программам и помогают подготовиться к поступлению в институт или университет.

В 80-е годы в «шараги» и «путяги» (так в народе презрительно именовали средние профессиональные учебные заведения) учителя настоятельно рекомендовали поступать аутсайдерам школьного образовательного процесса. То есть троечникам и двоечникам. Всем было известно, что ПТУ расшифровывается не иначе как «помоги тупому устроиться».

Но сегодня отношение к училищам изменилось. Они считаются достойной начальной ступенькой для получения профессии. Многие справедливо рассматривают эти учебные заведения как возможность приобрести высококвалифицированные и высокооплачиваемые рабочие специальности, на которые сегодня огромный спрос.

В 2017 году были опубликованные результаты проекта, в котором приняли участие около четырех тысяч учеников 9-х классов. Социологи наблюдали за тем, где молодые люди получают образование и каким карьерным устремлениям отдают предпочтение.

По результатам исследования около 40% выпускников-девятиклассников продолжили обучение в техникумах, училищах и колледжах. Около 80% тех школьников, которые затем окончили 11-й класс, поступили в вузы. Учиться в средних специальных учебных заведениях чаще стремились юноши, а в институтах и университетах - девушки.

Отношение общества к образованию за последние годы изменилось. Его необходимость и пользу по-прежнему никто не оспаривает. Однако диплом вуза теперь не является безусловным преимуществом перед дипломом техникума. Рынок труда диктует свои условия, благодаря которым выпускники университетов и профтехучилищ имеют равные шансы на профессиональный и карьерный рост.

Сегодня выпускники школ не ограничены в выборе получения образования. Современные молодые люди имеют широкие возможности для обучения в образовательных учреждениях разного уровня. Главное - сделать правильный выбор и приложить некоторые усилия для реализации своих планов.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Как выбирать учебное заведение, чтобы иметь больше шансов для поступления

Неудовлетворительные попытки покорить колледж или институт нередко являются результатом недостаточной подготовки к этому важному мероприятию. И дело не только в знаниях экзаменационных предметов, но и в правильности подхода к выбору специальности и месту ее получения. В этой связи позволим себе некоторые рекомендации.

  • Решать вопрос, следует заранее - минимум за год до окончания 9-го или 11-го классов. За это время можно успеть получить полное представление о профессии, а также об учебном заведении, в которое планирует поступать выпускник.
  • Приступая к выбору «альма-матер», необходимо определиться с профессиональными предпочтениями, а затем соотнести их с уровнем полученного в школе образования. Если ребенок мечтает стать врачом, но имеет низкие баллы по биологии, вероятность того, что его примут в медицинский институт, невелика. Возможно, для начала стоит обратить внимание на медицинские училища. Или подтянуть школьные оценки.
  • Советуем изучить рынок труда. Обратите внимание на рейтинги востребованных профессий, чтобы в будущем выпускнику с дипломом в руках не остаться без работы. Образовательные интернет-сайты регулярно публикуют и за рубежом. Хорошее представление о предпочтениях в сфере занятости дают специализированные выставки и ярмарки вакансий.
  • Будущим абитуриентам и их родителям рекомендуем проанализировать учебные заведения, обучающие выбранной профессии, и заранее познакомиться с их возможностями. Лучше всего делать это в Дни открытых дверей, которые колледжи, техникумы, училища и вузы устраивают 1-2 раза в год. На таких мероприятиях есть возможность пообщаться с преподавателями, студентами, узнать о количестве образовательных направлений, условиях поступления на бюджет, стоимости платного обучения, размере стипендии и т.д.
  • Следует учесть - рейтинг учебного заведения влияет на жесткость отбора студентов. В престижных (рейтинговых) колледжах и университетах выше конкурс, сложнее экзамены, придирчивее экзаменаторы. Поступающим необходимо максимально объективно оценить уровень своей подготовки, а их родителям - финансовые возможности в случае поступления ребенка на платное отделение.
  • С профессией помогают определиться тесты на профессиональную ориентацию. Может случиться так, что выбранная школьником специальность не подходит ему по каким-то причинам. Определить эту совместимость - задача психолога.

Как быть школьнику, который никуда не поступил после 9 класса

Среднее образование в России является обязательным. Это определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Однако это не означает, что выпускник может быть принят по своему желанию в любое учебное заведение. Большинство из них осуществляет прием студентов на конкурсной основе и за бюджетное место абитуриенту, возможно, придется побороться.

Какие существуют варианты получения среднего образования и что делать если не поступил(а) в колледж и техникум:

  1. Продолжить обучение в десятом и одиннадцатом классах . Если выпускник по каким-то причинам не нравился педагогическому составу школы, из которой он ушел, его возвращение может оказаться под вопросом. Чаще всего этой причиной является низкая успеваемость. Родителям следует знать, что учебное заведение не имеет право препятствовать получению аттестата - это незаконно. С претензиями необходимо обращаться в местное управление образования. Однако чтобы не втягивать ребенка в конфликтную ситуацию, попробуйте выбрать другую школу. Нередко смена учебного заведения, педагогов и одноклассников приводит к улучшению результатов учебы.
  2. Записаться на подготовительные курсы в интересующих учебных заведениях . Их можно посещать, параллельно с занятиями в школе. На следующий год или через два будет проще .
  3. Выбрать другой колледж или техникум, где осуществляется добор студентов . Возможно, вам предложат не ту специальность, на которую вы рассчитывали. Не отказывайтесь сразу. Рассмотрите варианты получения сходной или другой профессии, которая будет удовлетворять вашим интересам и способностям.
  4. Обратите внимание на профессиональные училища . Повторимся, сегодня они готовят кадры, очень востребованные на рынке труда. Даже если в будущем вы видите себя , иметь запасную высокооплачиваемую рабочую профессию никогда не помешает. Кто знает, может быть именно она станет стартовой площадкой в вашем успешном карьерном продвижении.

Что делать, если не поступил ВУЗ

Когда видишь, как плачет девушка, провалившая экзамены в университет или каким убитым выглядит парень, не обнаруживший себя в списке зачисленных в институт, хочется сказать: «Пусть это будет самое большое горе в твоей жизни».

Утешения в такие моменты имеют низкий коэффициент полезности. Ведь переживания молодых людей нетрудно понять - еще вчера планы казались реальными, мечты «сбыточными», а перспективы радужными. И лишь один недостающий балл перечеркнул все. Мир рухнул, небо опустилось на землю, мгла поглотила солнце.

Как бы сейчас рассмеялся Джон Рокфеллер, который за плечами имел среднюю школу и ускоренные бухгалтерские курсы, однако сумел стать одним из самых богатых людей в мире! Кстати, «отец» автомобилестроения Генри Форд тоже не получил инженерного образования, а основные знания приобрел, работая механиком в автомастерской.

Если этот факт сможет утешить, в среднем 35% студентов, особенно технических вузов, после первых курсов понимает, что ошиблись в выборе специальности и уходят из институтов и университетов. Поэтому пауза перед следующей попыткой поступления может оказаться полезной.

Но вернемся к нашему незадачливому абитуриенту. Как ему помочь? Главная задача близких в такой период - постараться перевести его эмоции из фазы «пожалейте меня несчастного» в стадию «рано или поздно я добьюсь своего».

Часто стремление доказать состоятельность, несмотря на случившуюся неудачу, творит чудеса. Упрямство в мирных целях, упорство для достижения результата и здоровые амбиции помогут молодому человеку занять активную позицию и начать двигаться вперед.

Если выпускник школы не прошел по конкурсу в выбранный вуз, он может:

  1. Подать документы в вузы, экзамены в которых проходят позднее.
  2. Поискать бюджетные или платные места в других, менее рейтинговых, учебных заведениях. Часто они объявляют дополнительный набор студентов после проведения основных экзаменов.
  3. Попробовать снова поступить в «свой» институт можно будет через год.
  4. Попытать счастья на вечернем, . В будущем вы сможете перевестись на дневную форму обучения или штурмовать первый курс заново.

Чем можно заняться в освободившийся год

  • Поступить на курсы, которые помогут подготовиться к экзаменам. Лучше, если они будут работать при .
  • Позаниматься с репетиторами или самостоятельно, чтобы в следующем году. Выпускники четырех предыдущих лет имеют право на пересдачу любых предметов - как обязательных, так и дополнительных, а также изменение «профиля» экзаменов и выбор других дисциплин.
  • Подать документы в училище, колледж или техникум, чтобы по их окончании идти в институт или университет. Многие средние специальные учебные заведения работают с вузами и готовят для них студентов.
  • Поступить на профессиональные курсы, связанные с будущей специальностью или смежные с ней. А также обучиться другой специальности, которая может пригодиться в жизни.
  • Познакомиться с будущей профессией на практике. Попытайтесь устроиться на профильную работу. Здесь вы сможете изнутри познать все тонкости дела, которым планируете заниматься. Не исключено, что вас ждет разочарование. Однако пусть это случится раньше, чем после получения диплома.

Резюме

Очень часто наша жизнь состоит из разрушенных планов, разбитых иллюзий, неудавшихся проб и совершенных ошибок. И только оказавшись на вершине успеха, мы понимаем, что поднялись по этой лестнице, благодаря и вопреки неудачам.

Есть ли жизнь после провала экзаменов? Есть! Но ее нужно наполнить таким содержанием, чтобы она не напоминала сказку о потерянном времени. Только приобретения - свежие знания, новый опыт, уверенность в своих силах, убежденность в собственном интеллектуальном преимуществе. Каждый ли выпускник-медалист владеет таким багажом? Нет. А у абитуриентов-«неудачников» он есть. И в этом их безусловный «плюс».

Что делать, если не поступил в ВУЗ или колледж

5 (100%) 1 vote

5 советов тем, кто не смог по той или иной причине поступить в вуз.

1. Подать документы в колледж. Прием документов в ссузы продолжается до 15 августа. Конечно, если мечта всей вашей жизни – стать физиком-ядерщиком, колледж поможет мало. В остальных же случаях среднее профессиональное образование – это лайт-версия университетских лекций, приправленная практикой, практикой и еще раз практикой. Заодно убедитесь, так ли вам нравится эта профессия?

2. Сходить в армию. Предложение актуально для сильной половины человечества, и да не убоится незадачливый абитуриент этого слова, которым мамы пугают двоечников, как детей бабайкой. Армия – прекрасная школа жизни, которая помогает развить пунктуальность (а это ой как пригодится в студенческой жизни) и физическую выносливость (в сессию тоже вспомнить придется добрым словом). Если не терять зря времени и подкачаться до октября, армейская нагрузка не покажется слишком тяжелой. Кстати, для отслуживших абитуриентов уже давно обещают ввести льготы при поступлении, организовать бесплатные подготовительные курсы и даже позволить получать второе высшее бесплатно.

3. Пойти работать. Но помните, если учиться в университете вы все-таки планируете, не стоит работать ради работы. Возьмите полезные уроки и от этой деятельности: например, поддерживайте график ранних подъемов. Или начните осваивать специальность на практике: хотите учиться на менеджменте – найдите вакансию помощника менеджера. Потом с таким опытом изучать теорию в университете будет намного легче.

4. Готовиться к пересдаче ЕГЭ. Если всему виной низкие баллы, самое время подготовиться к новому экзамену как следует. Через год занятий вы точно сможете набрать высокие результаты. К тому же теперь не придется распыляться на домашние задания и уроки – все время можно тратить только на нужные предметы. Ничего лишнего!

5. Отдохнуть и пожить для себя. Если после ЕГЭ и приемной кампании никаких сил и нервов уже не осталось, возможно, стоит взять перерыв. За этот год можно сделать немало полезного: научиться работать в Photoshop, прочитать полное собрание сочинений Достоевского или связать самый длинный шарф, чтобы попасть в книгу рекордов. В конце концов, самообразование еще никто не отменял!

И самое главное – ни в коем случае не расстраиваться. Любая неблагоприятная ситуация, даже проваленный экзамен – это в первую очередь возможность. Не теряйте ее.

Я не поступила с первого раза. Училась на рабфаке (рабочий факультет – прим. «ПУ») и готовилась целенаправленно к вступительным экзаменам. К следующему году программу я знала на все 100%, весь список литературы был прочитан от корки до корки. И еще помимо этого продолжала заниматься в Лицейском театре.
Светлана Головачева , телекорреспондент.

Бывают у выпускников ситуации, когда поступить в колледж, в силу разных причин, им не удаётся. Как себя повести в данной ситуации им очень трудно определиться. Зачастую и родители не имеют возможности дельным советом помочь, потому, что они сами иногда бывают в растерянности. Не поддаваясь эмоциям, разберём эту ситуацию хладнокровно.

В данном случае может иметь место два типажа выпускников- неудачников: когда неудачно пытался поступить в среднее специальное заведение выпускник 9-го класса, и когда не поступил выпускник 11-го класса.

Что делать, если не поступил в колледж после 9 класса

Тут, как говорится, есть три варианта действий для такого выпускника:
1. Продолжить учебу в 10-м классе своей школы, хотя и придётся в первое время перенести некоторые ехидные намёки и взгляды так сказать, недоброжелателей. Однако, это вовсе не смертельно и со временем подначки одноклассников сойдут на нет. Это, между прочим, самый лучший вариант.
2. Пойти учиться на курсы, чтобы овладеть какой-либо нужной рабочей специальностью, которая может пригодиться в будущем и одновременно пополнить знания, которые нужны для того, чтобы поступить в колледж со второй попытки.
3. Пойти работать, благо сейчас много рабочих мест, не требующих квалификации, которые помогут преодолеть сложный год и подзаработать некоторое количество денег. Однако и в этом случае повышаются шансы для будущего поступления в колледж, по выбранной специальности. Он имеет возможность пройти перед поступлением подготовительные курсы в этом колледже.

Как бы там ни складывалась ситуация у выпускника после 9-го класса, у него есть выбор, что предпринять и тут немаловажный вопрос, чтобы этот выбор был поддержан и одобрен родными и близкими.

Что делать, если не поступил в колледж после 11 класса

Вышеуказанные пункты 2 и 3, актуальны и для выпускника 11 класса.

Кроме этого, если этот выпускник юноша – у него есть возможность пойти служить в армию, где также можно получить нужную гражданскую профессию. Более того, после армии у него открываются возможности продления службы по контракту, поступления в учебные заведения полиции и гражданской защиты населения, он может поступить на работу в охранные фирмы и т.п.

Однако, тут есть, как говорится и подводные течения. Армейская служба не всегда идёт на пользу – очень многое зависит от воинской части, где он проходил службу, командиров и офицеров, у которых он был в подчинении и т.д. Да и будет ли там у него возможность подготовиться к повторному поступлению в колледж, если он всё-таки твёрдо решил идти по пути получения в колледже выбранной профессии? Вопрос, как видно, риторический.

Выпускникам 11-го класса девушкам, значительно проще – у них есть масса вариантов прохождения различных курсов, поступления на работу, которая не требует специальностей и т.д.

Кстати, все преграды можно преодолеть, если есть желание учиться, главное не расстраиваться и стремиться к достижению намеченной цели.

Возможно Вас заинтересуют.

Все очень просто. Американцы называют этот свободный год между школой и вузом "Gap Year". И если б я прочитала нижеописанное лет 8 назад, после школы - никто бы не смог меня отговорить поступить именно так. На выпускников давят, заключают их во временные рамки принятия, возможно, самого важного решения в их жизни и лишь в редких случаях это приводит к чему-то хорошему. Читайте, впитывайте и радуйтесь возможности!

10.08.2015 Килина Мария (http://altermama.ru/)

Буквально на днях мы со знакомой девушкой обсуждали опять тему образования, и слово за слово проблема того, что только что закончивший школу подросток не знает куда податься, вылилась в то, что высшее образование не нужно вообще. Раньше я тоже так считала, но, к счастью, переросла это с годами:) Просто мне открылись новые возможности, которые дает высшее образование, оговорка – нормальное высшее образование, а у нас в стране пока (надеюсь) с ним, конечно, ощутимые проблемы. Хотя подвижки в лучшую сторону однозначно есть, т.к. по сравнению с тем временем, когда училась в университете я (в начале 2000-х), сейчас ситуация намного лучше. Узнала я об этом опять же из собственного опыта, т.к. в этом году вновь поступила в университет, потому могу сравнить. И сравнение это, что радует, определенно в лучшую сторону.

И если смотреть с той стороны, что высшее образование все-таки не лишнее, что ВУЗ действительно может быть не просто полезным, но и интересным для подростка, то возникает вопрос, который мучает многих: «Куда пойти?» или «Кем быть?». Я не знаю как вы, но я в 17 лет после окончания школы совершенно не знала, чем хочу заниматься во «взрослой жизни». По идее я уже была взрослой, но определенности никакой не было. Более того, в то время был бум так называемых престижных специальностей, в почете были экономисты и юристы, хотя сколько их плодить можно казалось бы, да и большинству студентов этих факультетов экономика и юриспруденция была просто-напросто не интересна. Так зачем спрашивается мы на них учились? И какими специалистами мы могли после этого быть? Посредственным офисным планктоном, не больше и не меньше. А разве можно быть счастливым, занимаясь тем, что тебя не вдохновляет? Мы же все-таки не роботы, дабы выполнять работу механически, а живые существа с собственными способностями и талантами. Но как их распознать к совершеннолетию, если, предположим, ни родители ни школа этого не сделали? И это огромная на самом деле проблема, но, как ни странно, западный опыт показывает, что с нею можно разобраться.

Однажды в Мумбаи я встретила молодого американца Райна, который путешествовал бекпекером целый год. Он мне поведал о такой традиции как брать год передыха после школы для того, чтобы в итоге определиться куда идти и кем быть. Для этого у них существует даже специальное понятие «gap year» или «taking a year off» - период времени (обычно год), когда молодые люди прежде чем куда-либо поступить после школы тратят его на саморазвитие и самоосознание. Как правило, этот год проводится в путешествиях или в волонтерских программах, чтобы набраться опыта реальной жизни, развить в себе новые качества, понять свой характер и свои пристрастия.

Монтсей, Энрике и Райн - испанцы и американец, которые взяли gap year для путешествий, изучения языка на практике и саморазвития.Есть мнение, что такая традиция пошла из Англии. Именно там в прошлом считалось, что человек, который не путешествовал, не получил полного образования.

В XVIII веке посещение европейских стран стало неотъемлемой составляющей образования английского джентльмена, причем образования в широком смысле - не только ума, но и души. Помимо приобретения определенных знаний, путешествие предполагало развитие вкуса, улучшение манер, усовершенствование навыков общения. А самое главное, оно было лучшим способом борьбы с их же собственными недостатками - предубеждением против всего чужеземного, отсутствием интереса к иным языкам и нравам, национальной замкнутостью и узостью мировосприятия.

На самом деле перечисленные предубеждения свойственны каждому народу, что весьма его ограничивает. И жители России не исключение. И если в XVIII веке путешествовать предполагалось в соседние европейские страны, то сегодня мир открыт гораздо шире, и я уверена, что просто преступно ограждать своих взрослых детей от такой возможности. К сожалению, в нашей стране такая традиция пока не развита. Заграничные же университеты зачастую даже поощряют тех абитуриентов, у которых есть опыт «gap year», потому как считают, что такие студенты привнесут ценные знания и умения в свою группу и университет вцелом.

Мнения из сети:

«Точно, мой собственный сын провел гап год, путешествуя по Юго-Восточной Азии сразу после университета, и это стало последним решающим аргументом в последствии при получении стипендии на PhD.»

«Провести ‘gap year’ в Китае - было лучшим решением, которое я когда-либо принимала в своей жизни. Я провела год, путешествуя по этой стране вместе с волонтерской программой ‘School Year Abroad’. Опыт этой поездки подарил мне возможности, о которых я даже не подозревала, я увидела мир, стала независимой, а главное научилась самостоятельно думать и принимать решения.»

Продолжение с главными положительными сторонами Gap Year: http://altermama.ru/alteredu/gap-year-god-posle-shkoly-vuz.html

Скоро в Украине объявят результаты приемной кампании — дети и их родители узнают, в какой университет они поступили. Но что если нет? Что если ваш ребенок не поступил в тот вуз, который хотел? Отчаяться, рвать на себе волосы и идти туда, где баллов оказалось достаточно? Как быть — советы дают ученый и писатель Владимир Спиваковский и практикующий психолог Вера Романова.

Вера Романова, кандидат психологических наук, практический психолог

У человека должны быть разные переживания, и отказываться от негативных эмоций, от того, что так случилось, не надо. Дать себе вволю попереживать, поплакать — нужно, и потом подумать, чем эта ситуация полезна для вашей жизни. Я в свое время поступила везде, где угодно, кроме той специальности, на которую хотела поступить — я мечтала попасть в таможню. В итоге я решила год не терять и пошла на психологию, английский и литературу. И после первой сессии я поняла, что попала туда, куда было нужно.

Конечно, мы живем в мире оценок. И когда происходит такая ситуация с поступлением в вуз, первая мысль: «А что будут говорить мои друзья, одноклассники, учителя? Что я — неудачник!». И естественно, что найдутся люди, которые так и скажут. Внешняя оценка удручает эту ситуацию, и по сути, это главное переживание, с которым сталкивается ребенок и его родители. Исходя из этого:

1. Важно понимать, как я сам себя оцениваю, зафиксировать свою собственную точку переживания: «То, что со мной происходит, я действительно чувствую? Или это не совсем зависит от меня, просто в такие обстоятельства я попал? А действительно ли, когда я готовился к экзаменам, я реализовывал свою мечту, а не родителей, например?»

2. Сложившуюся ситуацию можно воспринять как способ начать все с нуля, заново. Нужно уточнить свою мечту и спросить себя: а каким человеком я мечтаю стать, кем в жизни я себя вижу?

3. А затем принять решение, что делать дальше. Например:

— мы будем восстанавливать утерянное, чтобы дальше все было так, как принято в обществе (будем готовиться еще год, ходить к репетиторам, снова сдавать документы);

— мы можем пойти за помощью (например, сам я не могу ничего, но мне могут подсказать, на какие курсы пойти, чтобы поступить; куда устроиться на работу, если мы приняли решение работать);

— мы можем искать альтернативные варианты (записаться на курсы Сoursera, например, найти программу для обучения в иностранном вузе. Но родителям нужно понимать, что если ваш ребенок уехал из этой страны учиться в Европу, например, то он уехал отсюда навсегда, потому что очень тяжело ему будет с проевропейским мышлением возвращаться и жить здесь дальше).

4. Свою жизнь можно строить не только по принципу «воплотить мечту в реальность», а создать настоящий проект своей жизни. Сделайте следующее упражнение вместе со своими детьми, ответьте на 4 вопроса:

— что я хочу изменить/сделать в своей жизни?

— что я не хочу?

— кто мне в этом будет помогать?

— и кто мне в этом будет мешать?

Ответив на вопрос «Что я не хочу?», отметайте эти идеи из своей головы сразу. Сфокусируйтесь на ответе на вопрос: «Что я хочу изменить?». Критерий успешности проекта — это степень его реализуемости: а смогу ли я при наличии тех возможностей, что есть у меня, взять и реализовать его либо же я нафантазировал? Мы можем надеяться на судьбу, на родственников, на систему образования, а можем только на себя. Если вы говорите, что вы можете сделать это, значит, ваш проект вполне реализуем, а остальное дело заключается в поиске ресурсов. Подсказка: ваш ресурс скрывается в ответе на третий вопрос.


Владимир Спиваковский, ученый, писатель, бизнесмен, президент корпорации Гранд

Что делать, если ребенок никуда не поступил? Вариантов несколько.

Первый. Расстроиться, впасть в депрессию, обвинять всех вокруг, проклинать судьбу и разочароваться в людях и в мире.

Второй. Принять к сведению эту неприятность и рассмотреть несколько выходов из создавшегося положения. Может, даже окажется, что не все так плохо. Миллионы людей не поступили в первый год и они не ощутили впоследствии особых потерь.

Третий. Учесть, что (как бы это сказать помягче), наше отечественное образование в целом очень слабое, и проучившись 5-6 лет, вы ничего не будете знать и уметь, да и работы не будет. Поэтому…

Вариант четвертый. Если есть мозги и характер, или хотя бы одно из этих двух, то стоит устремиться . Там много денег не надо, а перспективы гораздо более радужные. Тысячи уехали и не жалеют.

Пятый. Пойти по пути моды и пользы. Поступить в какой-нибудь , дистанционно, желательно западный, их сейчас много. Если есть проблемы с английским языком, то тут надо решить для себя принципиальную вещь: зачем вам вообще высшее образование, если у вас не будет свободного английского? В наше время это уже просто обязательно. Так что вперед, в онлайн.

Шестой. Пойти работать. С моей точки зрения, это самый крутой выход, так как понимание «работы» сейчас ценится гораздо выше, чем любой диплом. Поэтому если будете выбирать, где работать, то выберите компанию своей мечты и идите туда на любую должность, хоть самую мизерную. Потому что ротация кадров сейчас настолько быстрая, что вы сможете даже продвинуться по службе.

Седьмой . Сесть на шею папе с мамой и целый год делать им нервы.

А вообще, не вешайте носа, ребята. Раньше даже на эту тему песенка была такая: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Университет, в который вас не приняли, это и есть та невеста… Из каждой неудачи сумейте извлечь удачу.