Нужно ли ставить цели в бизнесе и как это делать? Другая модель планирования. Как ставить цели не надо: опыт крупных компаний

Как советуют специалисты, перед тем как открывать собственный бизнес, необходимо определится с его основными целями. Но в процессе деятельности цели могут существенно меняться. Тогда приходится производить их корректировку. Так что же это такое цели в малом бизнесе и почему они требуют изменений?

Мы часто сталкиваемся с таким понятием как бизнес-цель и далеко не всегда правильно понимаем его смысл. То, что мы в принципе хотим, совершенно не является конкретной целью. К примеру "заработать много денег" или "быть лучше конкурентов" - это не бизнес-цель, а простое желание. К тому же в таких желаниях нет никакой конкретики, ведь "много денег" и "лучше" понятие для каждого человека свое.

Бизнес-цель - это своеобразная точка будущего, достижение которой, является приоритетом для работы компании. Бизнес-цель может иметь временной критерий (достичь чего-то в течении года), качественный критерий (выполнить что-то самым лучшим образом) и финансово - числовой критерий (осуществить охват рынка на какой-то процент, поднять валовый доход до определенного показателя). Не стоит забывать что цель должна быть обязательно достижимой, иначе ставить перед кампанией такую цель будет просто бессмысленно. Цели служат миссии, а миссия - это какой-то процесс. Вот и получается, чтобы процесс был непрерывным, цели должны ставиться, корректироваться и достигаться.

1. Итак, определяем цели своего маленького бизнеса.
Как сказано выше, для начала определимся с миссией. Если ваш бизнес направлен на предоставление услуг, значит и миссия будет соответствующая - например "получение максимального заработка при предоставлении услуг наивысшего качества".

Теперь переходим к целям. Сначала это могут быть цели первой важности:
- повысить уровень обслуживания, путем дополнительного обучения сотрудников;
- выйти на новый уровень обслуживания, привлечением дополнительных специалистов;
- достичь определенного уровня заработка (для молодого бизнеса этот уровень устанавливается в соответствии приходно-расходных документов, иными словами, ваш малый бизнес должен окупаться, а не работать в убыток);
- занять свое место на рынке подобного рода услуг (стабильно работать в пределах одного района).

Если ваша фирма занимается торговлей, то тут дела обстоят немного по-другому. Миссией может быть "получение максимального заработка при высокой популярности товара". И тут могут отличаться цели, в зависимости от того, производите вы что-то и просто перепродаете. Важные цели для предприятий торговли малого бизнеса в начале пути это:
- повысить качество производимой продукции (или закупать в магазин более качественную продукцию);
- достичь все того же оптимального уровня заработка (как и в бизнесе предоставления услуг);
- так же занять свое место на рынке (то есть обрести постоянных покупателей, которые будут покупать именно вашу продукцию, в другом случае, покупать товар только у вас в магазине).

2. Теперь беремся за достижение.

Любому предприятию требуется немалых усилий достичь поставленных целей, особенно на этапе собственного развития. Вдруг перед вами открываются новые горизонты. Рассмотрим эту ситуацию на примере маленького продуктового магазина.

Ваш магазин стабильно работает на определенном сегменте рынка. В соседнем районе неожиданно для всех закрываются ваши конкуренты. Вот тут-то и необходимо провести корректуру поставленных ранее целей, согласно которым вы не планировали расширять спектр собственных клиентов. Но если не включить в цели расширение, то этим может заняться магазин, находящийся в другом районе. Т.е. нежданно появившаяся возможность, заставляет вас корректировать свои цели, и вместо "добиться стабильности в пределах одного района" появляется "добиться стабильности в пределах одного района и расширить деятельность захватив территорию другого". И это только маленький пример того, как могут корректироваться цели в малом бизнесе.

В них также могут меняться сроки, объемы и многое другое.
Важной задачей любого руководителя является умение не только правильно поставить цели, но и вовремя, а так же качественно суметь их скорректировать. От правильной постановки целей зависит в принципе вся деятельность предприятия, будь оно большое или маленькое, и к какому виду деятельности оно бы не относилось. Невозможно продуктивно действовать не зная целей. А достижение одной, несомненно будет подталкивать к достижению другой такой цели.

Как упоминалось ранее, цели необходимо не только ставить и корректировать, но и достигать. Для этого необходим профессиональный подход и целый обязательный ряд действий, без которых предприятия малого бизнеса просто не смогут ничего достичь.

Обязательно должно присутствовать:
- качественное управление персоналом;
- продуманный мотивационный подход;
- стабильный контроль над выполнением заданий.
Если руководители будут предпринимать все эти действия и предприятие будет работать под девизом "Вижу цель - не вижу препятствий", то все поставленные цели будут достигаться, ставится новые, фирма будет расти и развиваться на пути к светлому будущему.

Назад Вперед -Непредвиденные расходы в бизнесе и как их избежать?



У вас есть Бизнес Идея? На нашем сайте Вы можете рассчитать её Рентабельность в режиме Онлайн!

Цель отличается от мечты тем, что у нее есть не только образ, но и реальные пути достижения. Без средств и конкретных действий, делающих приближение цели возможным, можно только грезить и фантазировать.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата действий человека и путей его достижения с помощью определенных средств.

Другими словами, цель это возможное, представляемое будущее событие или состояние чего-либо, осуществление которого является желаемым для человека (личный образ будущего). При этом, с целью всегда сообразуются средства и возможные пути, необходимые для ее достижения.

В противном случае, это желаемое будущее будет лишь заклинанием стихий (отсутствие возможных средств) или же бесплодными мечтаниями (отсутствие путей достижения). Таким образом, цель это всегда то, ради чего осуществляются конкретные действия человека. Нет действий, нет и целей. И наоборот.

Как правильно ставить цели

Осуществление наших желаний и воплощение в жизнь мечтаний, во многом зависит от того, как правильно мы ставим цели. Правила постановки целей помогают воплотить наши стремления и желания в реальность. Потому в данной статье подробно рассмотрим вопрос – «Как правильно ставить цели?», и поймем, как свои желания и мечты переводить в разряд реальных и четких целей, которые можно достигать.

1. Рассчитывайте только на собственные силы

Перед тем как поставить цель зарубите себе на носу, что вся ответственность по ее реализации ложится целиком на ваши плечи. Чтобы не было искушения свалить всю ответственность за свои неудачи на кого-то другого, ставьте перед собой цели, которых вы в состоянии добиться без посторонней помощи. Это правило постановки цели убережет вас в дальнейшем (в том случае если вы чего-то не добьетесь) от неправильных выводов при работе над ошибками.

2. Правильно формулируйте цели

Во-первых, цели, как и идеи надо записывать на бумагу (блокнот, ежедневник, дневник). У записанной в подробностях цели шансов стать реализованной значительно больше. Если вы полагаете, что сможете, не формулируя цели на бумаге удерживать их в голове, то не обольщайтесь по поводу их достижения. Такие цели смело можно отнести к разряду мечтаний. Мечты и желания хаотично блуждают в нашей голове, они сумбурны, беспорядочны и до конца нам неясны.

КПД таких целей-мечтаний крайне мал, в действительности они достигаются очень и очень редко. Даже словами мы часто не можем описать чего же хотим на самом деле. Поэтому формулирование цели обязательно должно проходить с карандашом в руках. Верна поговорка – «Что написано пером, не вырубить топором».

Постановка и формулирование цели с помощью записи включает в активную работу наше подсознание, сформулированная цель придаёт уверенность и делает каждый следующий шаг осмысленным.

Поймал мужик золотую рыбку. А она ему говорит: «Отпусти меня, я исполню любое твоё желание». Ну он думал, думал, как все в одно желание вместить и говрит: «Хочу, чтобы у меня все было!». «Хорошо, - отвечает рыбка, - у тебя всё БЫЛО».

Во-вторых, правильная постановка цели и ее формулирование предполагают, что цель должна нести позитивный заряд. Поэтому лучше формулировать ее, используя правила аффирмаций – говорите о том, чего вы хотите, а не о том, чего вы не хотите. Правильная цель – «быть богатым», «быть трезвым», «быть стройной». Неправильная цель – «избежать нищеты», «не пить», «избавиться от лишнего веса». Если в голову не приходит ничего позитивного и постоянно крутится что-то вроде «не хочу того, не хочу сего», попробуйте спросить правильно: «Это то, что я не хочу. Тогда чего же я хочу вместо этого?»

Также следуя этому правилу постановки цели при ее формулировании лучше не употреблять слова создающие сопротивление и снижающие эффективность цели – «необходимо», «нужно», «следует», «должен». Эти слова являются антиподами слову «хочу». Как же можно захотеть, используя для побуждения блокирующие слова? Поэтому, замените «надо» на «хочу», «должен на «могу», «следует» на «сделаю».

Правильная цель – «Я хочу отдохнуть и поеду в отпуск», «Я могу и умею зарабатывать и заработаю много денег». Неправильная цель – «Мне надо отдохнуть и поехать в отпуск», «Чтобы отдать долг я должен заработать денег». Так же лучше всего формулировать цель в терминах результата, а не процесса: то есть «сделать то-то», а не «лучше работать».

3. Разбивайте большие цели на подцели

Любая большая цель кажется неподъемной до той поры, пока ее не начинаешь разделять на части. Например, желание купить недвижимость за границей кажется на первый взгляд не осуществимым. Но если двигаться к поставленной цели планомерными шагами, разделив ее на этапы, будет проще ее достигнуть.

Можно для начала поставить цель зарабатывать 3 тыс. рублей в день, потом 5 тыс. и т. д. Шаг за шагом (цель за целью) вы достигните уровня, когда можно будет задуматься о покупке недвижимости. Постановка сложных (глобальных) целей и задач, с дроблением их на более мелкие, оказывает отличный мотивационный эффект. Достигнув одной, пусть и незначительной цели, вы будете испытывать удовлетворение и желание идти дальше. Достигая ближних рубежей, вы обретаете силы и уверенность для достижения дальних.

Постепенно будет меняться и образ мышления. Поймите, нереально зарабатывать 20 тыс. в месяц, а потом за несколько недель увеличить свой доход до 500 тыс. Большие деньги любят подготовленных.

4. Конкретизация цели

Часто причиной, по которой поставленная цель бывает недостигнута, является ее неконкретность, а именно:

  • Отсутствие четко сформулированного конкретного результата. Что значит – «Хочу выучить китайский язык», – выучить пару сотен слов или это значит научиться свободно общаться на этом языке, а быть может «выучить китайский» значит изучить все 80 тысяч иероглифов и без словаря читать текст?
  • Отсутствие возможности измерить этот результат. При постановке целей и задач важно учитывать дальнейшую возможность измерить результат. К примеру, если вы хотите сбросить лишний вес, то должны знать, насколько хотите похудеть, на пять, десять или быть может тридцать килограмм.
  • Отсутствие четко определенных сроков. Вот два примера постановки цели: первый – «Я хочу поднять посещаемость своего сайта до тысячи уникальных посетителей в сутки», второй – «Я хочу поднять посещаемость своего сайта до тысячи уникальных посетителей в сутки за три месяца». Первый вариант, без четко определенных сроков, выглядит скорее как желание, нежели как цель. Ну, хочет человек увеличить посещаемость своего ресурса, и что с этого? Он может прийти к этому лишь через пять лет. Иное дело второй вариант – есть установленный срок, который будет стимулировать и всячески подстегивать. Наверняка срок был определен обоснованно, а не взят с потолка, а поэтому придется забыть про лень и продуктивно поработать.

Больше, больше конкретики!

5. Корректировка цели

Будьте гибкими! То, что вы поставили перед собой цель, не значит, что вы не можете вносить в нее необходимые коррективы. Случиться может все что угодно, могут возникнуть обстоятельства, способные замедлить или ускорить достижение цели, поэтому нужно быть готовым к корректировке цели. Помните, что косность в устремлениях еще никого не делала ни успешным, ни счастливым человеком. Жизнь меняется, и вы должны успевать меняться вместе с ней!

6. Привлекательность цели

Цель и последствия, к которым приведет ее достижение, должны вас привлекать! выбирайте цели, которые вас манят, вдохновляют и окрыляют, а иначе «овчинка выделки не стоит».

7. Верьте в достижимость своей цели

После формулирования и постановки конкретной цели, необходимо проникнуться ею и закрепить ее в подсознании. Бывает, что сознательно стремясь достигнуть цель, подсознательно мы не готовы ее добиваться. Можно желать цель, но в глубине души не верить в ее осуществимость, не верить в свои способности, либо просто считать себя недостойным.

Мало правильно сформулировать цель, надо зарядить ее энергией уверенности – это важнейшее условие готовности к достижению поставленной цели. Все успешные люди, начиная от звезд телевиденья (Опра Уинфри , Ларри Кинг…) и выдающихся спортсменов (Майкл Джордан , Федор Емельяненко …), заканчивая политиками (Митт Ромни, Сильвио Берлускони , Арнольд Шварценеггер…) и бизнесменами (Ричард Брэнсон , …) добились того что они имеют благодаря умению правильно формулировать и ставить цели.

8. Корректировка целей и задач

Если вами когда-то уже были определены ваши основные жизненные цели, то это не означает, что вы не можете частично менять их с течением времени. Корректировка целей и задач может иметь место на каждом этапе вашего жизненного пути. Гибкость в наше время является важнейшим качеством, позволяющим подстраиваться к изменившимся условиям. Нужно помнить, что закостенелые взгляды еще никого не приводили к успеху или счастью. Вы должны меняться вместе с окружающим миром.

Минимум раз в год каждый человек, настроенный на успех, должен посвящать время такому занятию, как корректировка целей. Например, вы можете делать это каждый свой день рождения, поскольку это момент, когда вы взрослеете на один год и понимаете, что стали мудрее. Посвятите этот день анализу тех плодов, которые вам удалось собрать за предыдущий год.

Сконцентрируйте внимание на ваших победах и не забудьте похвалить себя за них. В то же время не стоит упускать из поля зрения ваши поражения. Сделайте максимально правильные выводы и подумайте, над чем вам предстоит поработать в предстоящий период. Обязательно оцените список целей, который составлялся год назад. Тщательно проанализируйте каждую из поставленных задач. Подумайте о том, что конкретно за год вы сделали для ее осуществления.

Оцените, насколько далеко вы продвинулись в своих стремлениях. Задайте себе вопрос, имеет ли конкретная цель для вас то значение, что имела год назад. Возможно, сегодня эта задача покажется вам несущественной или в некотором плане даже наивной. В такой ситуации вы смело можете ее вычеркивать.

После того, как вы пройдетесь по всем вашим целям, начинайте создавать новый список. Вы можете видоизменять старые задачи, ориентируясь на требования настоящего момента. Если у вас появились новые мысли относительно целей, обязательно фиксируйте их. При этом надо следить за тем, чтобы новые задачи не противоречили еще актуальным старым. Надо помнить, что свои возможности необходимо оценивать адекватно. Старайтесь ставить перед собой достижимые цели, поскольку нереальные задачи, выполнение которых на данном этапе практически невозможно, через год станут предметом вашего разочарования.

Если ваша жизнь существенно поменялась за последний год, корректировка задач является для вас чуть ли не обязательной. Не нужно устанавливать себе слишком жесткие временные рамки. Вам нет необходимости ждать год для того, чтобы провести корректировку ваших целей. Формируя новые жизненные приоритеты, у вас будет возможность понять и принять все случившиеся перемены в вашей жизни.

Вероятнее всего, у вас есть множество целей. Попробуйте кратко и понятно записать их на листке бумаги. Скорее всего, с первого раза сделать это быстро не получится, а итоги такой работы могут удивить вас. Не будет лишним сравнить старый и новый список для того, чтобы осознать, от чего вы отказались и куда движетесь.

Помните, что у вас есть возможность менять и сами цели, и методы их реализации. К примеру, прошлая стратегия достижения определенной цели в настоящий момент может показаться вам вселенской глупостью. Вносите изменения в свою жизнь, иначе существует риск того, что вы долго будете оставаться на том же месте.

Настоящей целью, лично я называю ту, которая не дает уснуть, а утром будит, как ракета. Она дает силы и мужество делать то, чего раньше не делал или делал плохо. Ты хочешь о ней рассказывать своим друзьям снова-и-снова, ты думаешь о конечном результате своей цели и теперь ты готов услышать самую большую свою ошибку…

Самая главная ошибка состоит в том, что хватит болтать, давай действовать. Черт, вы это уже миллионы раз видели-слышали. Что же вам тогда такое сказать, чтобы вы начали действовать…

Какая главная причина недостижимости цели?

Цель — это мечта, которая воплощается в реальность. Настоятельно рекомендую прочесть , особенно ее конец, но после прочтения этой.

Обычно, когда ставится цель — вы сразу видите перспективы, и тут же сталкиваетесь с проблемами. Это неизбежно. И это правильно, но лишь на первое мгновение. Когда ваш мозг превращает мечту в цель, вы сразу начинаете видеть проблемы. И где-то на подсознании ваш мозг ассоциирует вашу цель с проблемами. А проблемы нужно решать очень быстро, но в подобающем большинстве случаев, ваши цели не решишь за неделю/месяц. Ну кроме, если у вас есть много денег в начале. Кстати, это важный момент. Ведь я рассказываю, как ставить цели и достигать их без стартового капитала. Это первая причина, по которой вы не достигаете цель. Ваш мозг ассоциирует цель, как проблему, и не решив ее за краткий период времени (неделю или месяц ), мозг начинает давать вам . Я об этом писал в предыдущей статье.

Как нужно правильно поставить цель, чтобы ее достичь?

Рокфеллер наталкивает на мысль, что цель — деньги, это провал. У меня такое было, делюсь горьким опытом. Летом 2015 года я заработал достаточно денег, при этом вложил минимум усилий. Идеальное сочетание, которое привело меня к осенней депрессии, где я очень приложился к алкоголю и словил мощного МакКонахи. И тут еще книги Сардарова додавили меня окончательно. Выбраться мне помогло лишь то, что я устроился на работу, и это дало хоть какой-то повод вставать утром, а не в 15:00, как я это обычно делал. Жуткие времена, скажу я вам. Внешне я показывал успешный фасад, но внутри гнил, как портрет Дориана Грея.

Отсюда я делаю вывод, что нужно ставить несколько целей, которые будут объедены на достижение главной мечты. Главная мечта любого человека — это быть счастливым. От мысли об этом, аж мурашки идут по коже. Поэтому нужно понимать, достигнуть вашей мечты помогут 3((три цели): здоровье, женщина, бизнес (или карьера* ).

* — не всем нужно идти делать бизнес. Я вообще, если честно, хочу чтобы люди работали только у меня ибо я готов вам давать больше, чем другие, чтобы ваша жизнь была комфортной. Я зафиксировал это . Можете открыть и прочитать.

Кому нужен заработанный миллион долларов, если при этом испортилось здоровье и нет близкого человека? На нахрен такое.

Цель №1. Здоровье.

Нужно начать изнутри, поэтому ваш рацион нужно срочно менять. Мой друг по фитнесу говорит, что есть есть 3 (три) супер простых метода следить за своим рационом питания:
— не есть слишком много жирных/сладких продуктов (мясо, колбаса, конфет, молоко, пиво и т.д. )
Вы можете есть жаренное мясо, конфеты, булочки и т.д. но лишь в небольших количествах. Если вы раньше ели мясо каждый день, то уменьшите его прием до 2-3 дней в неделю.
— ежьте маленькими порциями, но 4 раза в день
Утром в 7-8, обед 12-13, полдень 16-17, вечер 19:30-20:30
— хорошо пережевывайте пищу
Даже эти маленькие порции можно растянуть и хорошенько прожевывать. Если после приема пищи вы чувствуете голод — это нормально, пища еще не усвоилась, пройдет 10 минут и он пройдет.

И это сделать очень просто. Просмотрите этот видео-пост о продуктах питания, где я собрал видео, которые будут для вас очень полезными.

Ах да, еще вдогонку запишетесь в спортзал и тренируйтесь 3 раза в неделю. Пройдитесь по всем тренажерам, бегайте на дорожках. Будьте в тонусе.

Цель №2. Женщина.

Здесь либо хорошо, либо очень плохо. По средине не бывает. Тут либо вопрос: «как познакомиться?» или «как удержать отношения?». Вы наверное слышали ответ на этот вопрос, вот он: «Будь самим собой». Что серьёзно, так просто?
Если ты тюфяк, то и девушку ты себе найдешь тюфячку.
Если ты болтун — то и девушку ты себе найдешь болтушку.
Если ты красивый — то и девушку ты себе найдешь красивую.
Но, если ты красивый и богатый, но не хвастун и не тюфяк — то ты можешь себе, как найти так и выбрать любую девушку.
Но, если ты уверенный в себе и интересный (с тобой есть о чем поговорить ), при этом не богатый и красивый, не тюфяк и болтун — то ты также можешь себе, как найти так и выбрать любую девушку.

Знакомьтесь в соц. сетях, раскрывайте то, что вам нравится и что вы делаете. Будьте открыты — и общайтесь с новыми девушками каждый день. К примеру, вы обсуждаете что-то в соц.сетях/форуме и вам понравился ответ какой-то девушки — пишите ей в ЛС, у вас уже есть причина, почему вы написали — дальше развивайте диалог.

Как итог, вы с кем-то встретитесь и сможете построить отношения. Поэтому я говорю, будьте самим собой и вы найдете девушку, которой вы либо понравитесь тем, каким вы есть либо же вы ей понравитесь тем, что вы такой же, как и она.

Цель №3. Бизнес.

1. Идите на работу к тем, кто уже сделал подобный бизнес
А вы думали, что миллионерами становятся лишь начав делать свой бизнес? Вы правильно думаете, только начать реальный бизнес, что позволит вам реализовать вашу мечту, нужно с уже заработанными деньгами. Мой друг говорит, что самое главное — это постоянно откладывать деньги . Отсюда делаем 2 вывода:

начинать бизнес нужно снизу.
Идите в ту сферу, в которой вы хотите открыть собственный бизнес, и узнайте всю внутреннюю кухню и т.д. К примеру, как сделал я? Придя на собеседование, я сказал, что готов очень упорно поработать неделю и если вас устроят результаты — то вы примете меня на работу, а если нет — то я уйду, платить мне не надо. Неделю я все вынюхивал и смотрел на результаты. Я экспериментировал во всем, что только было можно. Не тратя при этом свои деньги. И я получил негативные результаты. А я так надеялся, что это могло сработать у меня. А в реальности все вышло по другому. Я сделал выводы и понял, как нужно делать правильно.

P.S. Основной доход в это время мне приносил фриланс, так что Вы перестрахуйтесь, прежде чем, так действовать. Но зато именно такой подход даст вам результат. Говорю так, потому что прошел через это.

зарабатывая деньги, 30-40% откладывайте.
Со временем, когда вы придете к выводу: открываем офис или работаем удаленно и раз в месяц собираемся — вам нужно как-то оплачивать работу других людей. Лишь немногие согласятся работать за идею или за % от гипотетической прибыли.

Еще 2 бонусных и очень важных совета, что ускорят достижение ваших целей.

Первый состоит в том, что нужно найти человека для реализации ваших под-целей (здоровье, отношения, бизнес ). Уже есть коучи, которые говорят о том, как достичь ваших целей. Они находятся в вашем городе или интернете. Найдите их и пусть они вам помогут, как за деньги так, и за ваш отзыв о них. Есть еще вариант бартера. Вы даете им то, чем сами занимаетесь. Если вы уже дошли до того, что у вас есть продукт (товар или услуга ).

Второй в том, что вы все будете конкретизировать. Для каждой цели нужно написать дату, до которой вам нужно ее выполнить и шаги ее достижения. Помните я писал выше о том, что рекомендую статью для прочтения? Прочтите ее, когда закончите здесь.

Как ставить цели? Алгоритм Достижения Любой Цели

1. Превратить мечту в цели. Читайте как это сделать
2. Поставьте 3 дополнительные цели.
3. Найдите человека в интернете/в вашем городе, что уже достиг того, что вы хотите.
4. Начинайте бизнес снизу.

Выводы о достижении целей

Вы можете видеть, что больше всего я написал о бизнесе. Это потому что на первые 2 цели, я также как и большинство людей не уделяют должное внимание. Особенно это касается предпринимателей, которой говорят, что сначала бизнес, а потом здоровье и отношения. Я тоже так считал, но уверяю вас, никакой бизнес не стоит того, что у вас будет плохое здоровье и одиночество.

На этом все, с вами был Andrey Kos. До встречи в следующей статье об уверенности в себе.

Постановка целей по smart – «умной» технологии, придающей задачам реалистичность, является мощным инструментом. Он позволяет правильно оценить положение вещей и сделать цели достижимыми.

Критерии постановки цели по smart просты и лаконичны. Но для того, чтобы соответствовать им, нужно провести предварительную работу по декомпозиции – разложение планов до уровня мелких ежедневных действий. А потом применить метод PDCA (цикл Деминга), чтобы ни на шаг не отступать от поставленных задач и в случае необходимости вовремя скорректировать тактику их достижения.

Итак, постановка цели по smart предполагает много работы:

  • декомпозиция, чтобы вписаться в критерии цели по smart;
  • SMART, чтобы закрепить результаты декомпозиции в наглядной и лаконичной форме»;
  • PDCA, чтобы постоянно следовать поставленным задачам.
Цели по системе smart: разбираемся с технологией

Разберем сначала критерии цели по технологии smart. Примеры приведем чуть дальше.

SMART - это изящный акроним, который формирует слово, в переводе с английского означающее – «умный». Каждая буква в нем является первой в названии одного из неотъемлемых параметров правильной цели:

  • S - specific - конкретная;
  • M - measurable - измеримая;
  • A - achievable, ambitious, agressive, аttractive - достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательна;
  • R - relevant, resource - согласованная, ресурс;
  • T - time bound - ограниченная по времени.
S (specific) - конкретная

По сути, это «венец» цели по smart. В коротком тезисе содержится вся необходимая информация, который отвечает на вопросы: что именно должно быть сделано, когда и в каких количественных показателях?

M (measurable) - измеримая

Этот критерий расшифровывает цель. Прописываются чек-поинты, реперные точки, контрольные показатели, выполнение которых приведет к достижению цели. Именно по ним необходимо ориентироваться, достигнута ли цель или нет. Данные показатели вычисляются по методу декомпозиции, но об этом чуть ниже.

A (achievable, ambitious, agres s ive, аttractive) - достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательная

Это многогранный критерий . И у всех она своя. Самое главное, чтобы цель для каждого оставалась привлекательной (аttractive).

Достижимая (achievable) – для сотрудников. Вы спускаете четкие и ясные показатели эффективности подчиненным по их индивидуальной ежедневной активности, которые соответствуют стандартам отрасли. Обеспечиваете ресурсами их выполнение (рабочие места, технологии, , обучение и т.д.). Затем мотивируете на результат материальными и нематериальными методами.

Амбициозная (ambitious) – для руководителей. Для них достижение цели должно стать не просто выполнением показателей, как для рядовых сотрудников, но и вызовом всех их опыту, знаниям, уму и сообразительности. Они должны понимать, что в их руках большой проект и есть определенные ограниченные ресурсы для его реализации.

Агрессивная (agressive) – для собственников. Это самый высокий уровень. Поставленная самим предпринимателем цель должная несколько превосходить его представления и кажущиеся возможности. В противном случае вы просто не будете двигаться вперед.

R (relevant) – реалистичная, актуальная.

Данный параметр отвечает за реалистичность и уместность тех методов, которыми вы будете пользоваться. Чтобы понять, что реально, а что нет, все задачи должны разбиваться на этапы и подзадачи. Это опять же к вопросу о декомпозиции.

T (time bound) - ограниченная во времени

Тут все предельно, ясно. Цель должна иметь сроки. Иначе, все ваши самые лучшие порывы и инициативы превратятся в аморфное состояние. Чтобы соблюдать сроки, контролируйте выполнение промежуточных показателей.

Цели по smart пример

Формулировка цели по smart предполагает ясно изложенные по алгоритму и в соответствии с параметрами технологии тезисы.

Цель должна быть конкретной

Неправильно

Стать лидером рынка

Правильно

Войти в десятку топовых компаний отрасли к 01.01.2019, увеличив выручку на 25%, прибыль на 10%, достигнув оборота 900 000 млн руб. в год.

Цель должна быть измеримой

Неправильно

Делать больше продаж

Правильно

Чтобы достичь цели, каждый продавец должен закрыть 10 сделок в месяц со средним чеком 100 000 руб. (Цифры являются результатом декомпозиции планов по прибыли)

Неправильно

Достичь повышения прибыли на 10%

Правильно

К окончанию второго квартала достичь повышения прибыли на 10%

Цели проекта по smart: их разновидности

Чтобы вам было проще, разберемся, какой может быть постановка целей по smart. Примеры, которые мы приведем, являются стандартными бизнес-задачами. Каждую из них можно и нужно «smartировать».

Финансовый результат

Цель по финансовому результату может быть только одна – увеличение прибыли. Это общая и основная задача любого бизнеса. Чтобы подготовить ее к «прогону» по smart, воспользуйтесь методом декомпозиции.

  • Поставьте цель по прибыли
  • Вычислите необходимые объем выручки по доле прибыли
  • Посчитайте количество успешных сделок, разделив выручку на средний чек
  • Узнайте сколько потребуется лидов с учетом имеющейся и улучшающейся
  • Установите количество действий на каждом этапе бизнес процесса по промежуточной конверсии.
  • Разделите полученный результат на количество рабочих дней
  • Посмотрите способны ли на сегодняшнем уровне закрыть поставленную цель по прибыли. Или придется нанимать дополнительных продавцов? Если, все реально, то сформулируйте цель по smart.
  • Лидогенерация и лидоконвертация

    Это более частные цели, нежели планы по прибыли. Тем не менее, их достижение способно самым существенным образом повлиять на финансовый результат. Задачи по и лидоконвертации также нужно ставить по smart.

    Лидогенерация – замеряйте эффективность каналов и работайте с маркетинговым бюджетом.

    Лидоконвертация – отслеживайте работу сотрудников на каждом этапе бизнес-процесса, а затем корректируйте их тактику или проводите тренинги.

    Повышение показателей активности продавцов

    Под показателями активности подразумевается количество действий сотрудников: звонков, встреч, отправленных коммерческих предложений и выставленных счетов. Цель, заключающаяся в повышении этих показателей, также является вспомогательной. Но она должна быть конкретной, и ее достижение напрямую влияет на выручку.

    Цель по технологии smart: PDCA

    Как только цели поставлены, декомпозированы и очерчены по smart, приступайте к их воплощению по технологии PDCA.

    PDCA или цикл Деминга представляет собой постоянный «круг» действий, которые направленны на улучшение всех методов, ведущих к цели по алгоритму:

    • Plan - Планируй
    • Do -Делай
    • Check - Проверяй
    • Act - Корректируй/действуй

    На практике сначала ставите цели по методике smart в цифрах, (plan), потом совершаете действия (do), которые приведут к этим целям. Затем проверяете результаты (check) и вносите изменения (act). И так по кругу до тех пор, пока вы не придете к тем цифрам, которые запланировали.

    Раскроем подробнее фазы по PDCA – подхода, способствующего реализацию целей по smart.

    Планирование

    В фазе планирования происходит декомпозиция больших целей до уровня ежедневных показателей для каждого сотрудника коммерческой структуры компании.

  • Оценка текущей ситуации
  • Подсчет показателей
  • Разработка плана мер
  • Выделение ресурсов для реализации плана мер
  • Обозначение промежуточных чек-поинтов
  • Распределение ответственности
  • Реализация плана

    Сотрудники начинают действовать в соответствии с утвержденным планом. Тут важно четко следовать задуманному, чтобы понять, насколько прогнозы совпадают с реальным положением вещей.

    Контроль

    Контроль осуществляется на ежедневной основе по системе оперативной отчетности. Данная система предполагает оценку персонального результата работы сотрудника по 3 формам отчетности.

    1. «План оплат на неделю». В форме в обязательном порядке проставляются ориентировочные даты поступления средств от контрагентов.

    2. «План оплат на завтра». Частная форма предыдущего отчета, которая способствует выполнению еженедельного плана.

    3. «Факт оплат за сегодня». Все оплаты, которые были запланированы на определенный день должны пройти. Если этого не происходит, значит требуется немедленная коррекция.

    Также организационно контроль осуществляется через регулярные совещания с обсуждением целей по smart. Совещания бывают 3 видов:

  • Еженедельные собрания
  • Ежедневные собрания
  • «Летучки»
  • Еженедельные собрания длятся 1-1,5 часа и затрагивают широкий спектр тем: публичное оглашение планов для каждого менеджера, работа над ошибками, промежуточные результаты конкурсов, точечное обучение.

    Ежедневные собрания длятся 30 минут и имеют целью контроль ежедневных результатов, а также промежуточное стимулирование сотрудников.

    «Летучки» – это такие пятиминутные планерки с отдельными представителями отдела продаж, тактику которых необходимо «подретушировать».

    Самое главное, чтобы совещания всегда имели четкий регламент. Приведем пример.

    • Факт за прошедший день (по каждому сотруднику и отделам);
    • План на сегодня (по каждому сотруднику и отделам);
    • Что сделать, чтобы повторить успех или наоборот не допустить ошибок;
    • Итоги по отдельным показателям эффективности.
    Корректировка

    По результатам проверки могут быть выявлены некоторые несоответствия между целями по smart и реальным положением вещей. В этом случае требуется корректировка тактик. Однако, чем качественнее смартированы задачи, тем незначительнее будут вносимые изменения.

    Мы рассказали, как правильно обращаться с целями: ставить, декомпозировать, проверять и затем воплощать их. Придерживайтесь алгоритма и совершенствуйте свои методы.