Определение понятия «патофизиология». Патофизиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина, основа теоретической и практической базовой подготовки врача

«Патофизиология возникла как экспериментальная наука в связи с необходимостью точного, естественно – научного изучения механизмов возникновения, развития и ликвидации патологическихпроцессов » (Крыжановкий Г.Н., 1997). В настоящее время она одна из фундаментальных, интегрирующих дисциплин в высшей медицинской школе. Патофизиология является теоретической базой системы подготовки врача, формированием основ его клинического мышления. Термин «патологическая физиология» впервые употребил в XVII веке Й.Варандес, по другим источникам - Галиот, который в 1819 г. опубликовал учебник под названием «Общая патология и патологическая физиология» Основоположником российской патологической физиологии как науки и учебной дисциплины является Виктор Васильевич Пашутин . Он создал при Казанском университете первую в России кафедру патологической физиологии в 1874 году . В современной литературе, как в научной, так и в учебной, вместо словосочетания «патологическая физиология » принято применять термин «патофизиология ». (от греч. pathos – страдание; physis – природа, сущность; logos – учение, наука). Данный термин является приоритетным в России и в странах Восточной Европы. На Западе, в частности во франкоязычных странах чаще используется «физиопатология», а в англоязычных - «общая патология» Что же такое патофизиология, что это за наука, что она изучает? Несмотря на некоторое расхождение в терминологии, вопросы которые рассматриваются данной наукой, вне зависимости от национальности ученых едины. И так, патофизиология – это наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов, типических патологических процессов и болезней. Если дословно перевести – это наука о жизнедеятельности больного организма. Но из этого отнюдь не следует, что здоровый организм находится вне поля зрения патофизиологов. Такие важные патофизиологические понятия как резистентность , конституция, стресс, диатез и ряд других относятся к здоровомуорганизму. Н.Н.Аничков в свое время даже говорил: «…что нормальные механизмы могут быть познаны только тогда, когда становятся в зависимость от ненормальных реакций ». Под влиянием различных патогенных факторов, максимально используя свои приспособительные механизмы, здоровый организм выявляет собственные, генетически детерминированные возможности более полно, функционирует за пределами относительно узких диапазонов, присущих спокойному существованию. К определению понятия «патофизиология» можно подойти и с другой стороны. В каждом организме есть своеобразная программа жизни, которая сложилась в процессе эволюции и закодирована в генетическом аппарате. Согласно этой программе происходит зарождение, развитие и проявление различных форм деятельности организма. Следовательно, вся деятельность организма, оптимальные характеристики его функционирования генетически детерминированы. А.М.Уголев определил физиологию как науку о технологиях живых систем , подразумевая под этим способ решения той или иной задачи различными системами организма. Так технологической задачей системы внешнего дыхания является оптимальное насыщение кислородом эритроцитов при минимальной затрате энергоресурсов, мочевыделительной – удаление различных продуктов метаболизма и сохранение полезных для организма веществ и т.д. Исходя из этого, можно «определить патофизиологию как науку о технологических ошибках и технологических дефектах в функционировании живых систем, своего рода биологическую дефектологию» (Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П.,1999г.). 1.2. Предмет, цель и задачи патофизиологии . Наука в отличие от «не науки», согласно Дж. Дж. Томсона, должна иметь предмет и метод исследования. Предметом (объектом) изучения патофизиологии является, как это не прискорбно, болезнь человека. Отсюда - основная цель патофизиологии – установление наиболее общих закономерностей, законов по которым развивается патологический процесс, болезнь. В соответствии с целью, задачами нашей науки являются :

    изучение общих закономерностей конкретных механизмов (лежащих в основе резистентности организма) возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

    изучение типовых патологических процессов (стереотипных сочетаний явлений), различная комбинация которых определяет клиническую картину заболеваний человека;

    изучение типовых форм нарушения и восстановления функций отдельных органов и систем организма;

    изучение переходных состояний между здоровьем и болезнью (предболезнь);

    систематизация и аналитико-синтетическая обработка фактического материала;

    создание новых методов моделирования патологических процессов и болезней;

    На базе теоретических и прикладных знаний способствовать формированию мышлению врача, т.е. не только передать студенту современные знания, но и научить его пользоваться этими знаниями, что бы уметь выстроить в логическую систему цепь исследуемых явлений.

1.3. Структура (содержание) патофизиологии.

Патофизиология, как наука и учебная дисциплина, состоит из трех основных разделов с несколькими подразделами: I. Общая нозология (nosos-болезнь+logos-учение) 1 . Общее учение о болезни : а) основные понятия и категории патологии; б) классификация и номенклатура болезней; в) социальные аспекты патологии. 2 .Общая этиология (aithia-причина): а) общие свойства болезнетворных факторов; б) основные категории болезнетворных факторов; в) значение условий в возникновении болезней; г) принципы этиотропной профилактики и терапии. 3 .Общий патогенез (pathos+genesis –происхождение): а) механизмы устойчивости организма к действию патогенных факторов; б) общие механизмы развития болезней; в) механизмы выздоровления; г) механизмы умирания; д) принципы патогенетической профилактики и терапии. 4.Учение о реактивности, резистентности и конституции организма II. Учение о типовых патологических процессах: патологии клетки, периферического кровообращения и микроциркуляции, гипоксии, воспалении, опухолевом росте, аллергии, нарушении обмена веществ и др. т.е. те процессы, которые часто встречаются в различных комбинациях при многих заболеваниях III. Учение о типовых формах патологии органов и систем организма: крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, выделительной, эндокринной и нервной системы, а так же печени. I и II разделы объединяют под названием «общая патофизиология», раздел III обозначается как«частная патофизиология». Частная патофизиология из всех разделов патофизиологии наиболее сближена с клиническими дисциплинами, но:

    врач-клиницист изучает болезнь у конкретного больного, со всеми особенностями её возникновения, развития и исхода;

    патофизиолог изучают те общие закономерности развития патологических процессов и болезней, которые возникают в различных органах и системах организма - сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др.

В последнее время, благодаря усовершенствованию неинвазивных методов исследования больных людей (биофизических, биохимических, электрофизиологических и др.), патофизиологи получили возможность наблюдать патологический процесс в динамике in vivo, и это сделало возможным развитие клинической патофизиологии. Задачи клинической патофизиологии следующие :

    изучение и анализ характера и тяжести нарушений функций организма на каждом этапе заболевания;

    выявление взаимосвязи патогенеза и его клинических проявлений (симптомов);

    выявление степени влияния патологического процесса на пораженный орган или ткань, а также на другие органы и системы организма больного;

    умение использовать методы функционально-лабораторной диагностики для оценки степени нарушения функций органов и систем и выбора патогенетически обоснованного лечения;

    оценивать специфическую и неспецифическую реактивность больного, учитывать её особенности при выборе оптимальных методов лечения конкретного пациента;

Клиническую патофизиологию можно по праву считать одним из основныхразделов патофизиологии.

1.4. Связь патофизиологии с другими медицинскими дисциплинами.

Патофизиология, находясь на стыке теоретических и клинических дисциплин, является интегративной медико-биологической наукой. Прежде всего, она опирается на те науки, которые ей предшествуют – анатомия, биология, химия, физика, гистология, биохимия, физиология и др. Очень много общего у патофизиологии с физиологией. Обе дисциплины стремятся открыть законы, по которым живет и функционирует организм, что имеет большое значение в понимании сущности болезни. Иногда нашу науку даже называют клинической физиологией. Однако было бы ошибочно считать, что болезнь есть лишь иная комбинация нормальных физиологических процессов . Патологический процесс ведет к качественно новому состоянию организма. Отсюда и отличие патофизиологии от физиологии – изучение всех многообразных форм болезни, с целью раскрытия законов по которым она развивается. Особо необходимо нужно остановиться на взаимосвязи патофизиологии с патологической анатомии . Эти две дисциплины теснейшим образом связаны между собой, более того, до 1874 года это была одна наука. Разделение обусловлено тем, что только на основании морфологического анализа невозможно понять динамику патологического процесса, динамику функциональных нарушений . Да, функциональные изменения взаимосвязаны со структурными нарушениями, но между ними далеко не всегда наблюдается строгое соответствие, тождественность. Почему это происходит? Дело в том, что каждый орган, система, да и организм в целом обладают компенсаторно-приспособительными механизмами. В связи с этим, при изменении структуры не всегда отмечается изменение функции. Вот почему ряд вопросов клиники не могли быть разрешены при вскрытии трупа с последующим микроскопическим изучением секционного материала. Что бы это преодолеть А.И.Полуниным в 1869 году из курса патологической анатомии был выделен общий экспериментальный раздел, который начал существовать самостоятельно в виде кафедры общей патологии Московского университета. Одновременно такие кафедры появились в Киеве, Харькове, Казане. Но особая заслуга в становлении патофизиологии как науки принадлежит В.В.Пашутину , он, как уже отмечалось, в 1874 году в Казанском университете возглавил первую в Росси кафедру патофизиологии и сформулировал задачи новой науки. Эти реорганизационные мероприятия и представили возможность изучать различные патологические процессы в динамике, что возможно только при наблюдении за развитием его в живом организме, т.е. в эксперименте. Так вот, патофизиология и подразумевает широкое использование эксперимента , что и отличает нашу дисциплину от патологической анатомии . Патофизиология тесно связана и с клиническими дисциплинами хотя бы потому, что предметом изучения и нашей науки, и клинических является болезнь, больной человек . Но методы исследования различны. В клинике наблюдается отдельный больной человек с конкретным проявлением той или иной патологии . Клиника внутренних болезней изучает причины возникновения, симптомы, особенности течения, методы лечения и прогноз таких заболеваний как, например хр. гломерулонефрит, острый гепатит, пневмония и т.д. Неврологическая клиника – энцефаломиелит, инсульт, менингит и др. Все это разные заболевания, разной локализации, симптоматики и прогноза. И в тоже время, между ними есть нечто общее – в основе каждого заболевания лежит типический патологически процесс – воспаление, в разработке вопросов причин и механизмов его развития, значительная роль принадлежит патофизиологии. Другой пример, практически каждая клиническая дисциплина имеет дело со злокачественными новообразованиями. Для постановки диагноза рака желудка, опухоли головного мозга, кожи надо знать, чем они отличатся друг от друга. Течение и прогноз их различны. Но для успешного лечения этой патологии, ее профилактики необходимо детальное изучения причин и механизмов превращения нормальной клетки в злокачественную, а они едины для всех онкологических заболеваний. Изучением этих общих закономерностей и занимается патофизиология Таким образом, патофизиология по отношению к специальным клиническим дисциплинам выглядит как наука, изучающая вопросы, общие для всех болезней или большой группы болезней . Без знаний общих закономерностей возникновения и развития того или иного патологического процесса, болезней практически невозможно разобраться во всем многообразии клинических проявлений отдельных заболеваний. Частное познается через общее. Возможность исследовать фундаментальные вопросы патологии в таком аспекте, патофизиологии позволяет ее основной метод исследования – методмоделирования патологических процессов и болезней

1.5. Метод исследования патофизиологии.

Метод моделирования патологических процессов и болезней патофизиологи используют в нескольких его разновидностях. I.Метод эксперимента на живых объектах. Смысл эксперимента заключается в том, что бы воспроизвести патологический процесс, болезнь на различных животных (отдельных органах, тканях, клетках, субклеточных структурах), изучить закономерности его (её) развития и провести экспериментальную терапию. Данный метод позволяет наблюдать за развитием патологического процесса от момента его возникновения до завершения. Экспериментальная модель болезни всегда проще, чем болезнь человека. Это дает возможность расчленить болезнь на ряд элементов с тем, что бы в дальнейшем реконструировать ее применительно к человеку. При этом следует иметь в виду, что ни одна модель болезни на животных, ни её отдельные элементы не могут быть равнозначны болезни человека. Интерпретировать данные эксперимента на человеческий организм необходимо с определенной долей достоверности. Иногда можно услышать в адрес патофизиологии такое высказывание, что эта наука построена на опытах над животными, и она не имеет ни какого отношения к человеческой патологии. Но ни один патофизиолог и не проводит эксперимент ради эксперимента и механически не переносит его результаты на человека. Они всегда помнят об ограничениях, обусловленных анизоморфизмом (видовыми различиями строения и свойств организмов животных и человека, отдельных органов и тканей). Анизоморфизм, ограничения связанные с деонтологическими аспектами опытов на животных (причинение им физических страданий) и значительные трудности в воспроизведении на животных социальных факторов болезней всё это ограничивает использование данного метода. Тем не менее, более значимые открытия в медицине получены в эксперименте на живых объектах и данный метод для патофизиологии является ведущим. Все эксперименты подразделяют на острые и хронические, применение каждого из них определяется целью опыта. Например, при исследования механизмов травматического шока нужен острый опыт, а патогенеза атеросклероза – хронический. Для изучения патологических процессов используют следующие основные методики:

    метод выключения – удаление или повреждение того или иного органа (хирургическое, фармакологическое, физическое, механическое). Данная методика применятся давно. С помощью её, например, удалось установить, что сахарный диабет, его развитие, связанно с нарушением функции островкового аппарата поджелудочной железы. Удаление одного из парных органов (почка) позволило изучить компенсаторные и пластические возможности оставшегося органа.

    метод раздражения – путём различных воздействий изменяют функции различных органов. Раздражение блуждающего нерва вызывает брадикардию. Раздражение симпатических нервов выявило сужение артерий, что послужило основанием для включения этого звена в патогенез спонтанной гангрены у человека.

    Метод «включения» - введение различных веществ в организм (гормонов, ферментов, экстрактов из тканей, биологически активных веществ и др.). Затем, полученные результаты сравнивают с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека. Например, при введении медиаторов аллергии наблюдают симптомы развития анафилактического шока

    метод сравнительной патологии – изучение в сравнительном «эволюционном» аспекте различных патологических процессов (лихорадки, воспаления, гипоксии). Правильный научный анализ реакций человека на патогенное воздействие требует более полного знания путей и форм их становления в эволюции животного мира. Блестяще раскрыл значение этого метода И.И.Мечников при изучении воспаления и невосприимчивости к инфекционным процессам.

Существуют и другие методы эксперимента: метод изолированных или «переживающих» органов, метод тканевых культур и др. Каждый эксперимент состоит из нескольких этапов : 1. Формирование рабочей гипотезы. Любому опыту должна предшествовать гипотеза, идея, проверив которую исследователь должен получить ответ на тот или иной вопрос. Нельзя проводить эксперимент в надежде на то, что вдруг получится что-нибудь интересное, И.П.Павлов говорил: «Если нет в голове идей, то не увидишь и фактов ». 2. Определение цели и постановка задач эксперимента. Определившись с рабочей гипотезой, необходимо сформулировать цель и задачи, с помощью которых ее можно либо доказать, либо отвергнуть. 3. Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам. При выполнении эксперимента важное значение имеет правильный выбор частной методики – адекватный подбор животных, форма осуществления (острый или хронический опыт), применение соответствующих приборов, инструментария и т.д. Необходимым условием является также обеспечение соответствующего контроля. Им может быть «пустой» опыт, когда опытному животному вводят, к примеру, гистамин, а контрольному – физиологический раствор NaCl, или, у одного животного удаляется щитовидная железа, контрольному же животному производится «ложная» операция и т.п. Что касается непосредственно самих частных методик исследования, то здесь нужно отметить следующее. В названии нашей дисциплины присутствует слово «физиология», но это не означает, что патофизиологов не интересуют биохимические, иммунологические, биофизические и др. механизмы развития болезней, что им не позволено использовать морфологические методы. Патофизиология, как мы уже установили, наука, изучающая причины, механизмы развития и исходов болезни и, любая методика, позволяющая в той или иной мере ответить на данные вопросы, может применяться. Всё это и определяет всеядность патофизиологии в методическом отношении – она использует физиологические, биохимические, генетические, морфологические, иммунологические и другие методы исследования. 4. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем). Живой объект- это сложная «открытая» биологическая система. Она ни как не может быть ограждена от случайных воздействий среды (температура, влажность, электромагнитные излучения и др.), что может исказить результаты эксперимента. Необходимо также помнить, что одинаковые на первый взгляд животные отличаются наследственными признаками и индивидуальной реактивностью. Поэтому исследователь не застрахован от ответа, искаженного значительным количеством дополнительных, случайных влияний. Всё это нужно учитывать и по возможности устранять. Проведение эксперимента подразумевает фазность действий:

    физиологическая фаза - любой опыт начинается с определения нормальных показателей функционирования той или иной системы, органа, на которых предполагается моделирование патологического процесса. Это касается и контроля. Например, при изучении влияния адреналина на деятельность сердца первоначально подсчитывается число сердечных сокращений не только у подопытного, но и у контрольного животного;

    патофизиологическая фаза - после определения нормальных показателей жизнедеятельности интактного животного на нем воспроизводится патологический процесс согласно целям и задачам эксперимента;

    фаза экспериментальной терапии – нередко, после второй фазы, исследователь с помощью различных методов лечения стремится вернуть состояние подопытного животного к исходному состоянию. Положительный результат подтверждает рабочую гипотезу и является основой для разработки патогенетической терапии

5. Фиксация и анализ данных эксперимента. По окончанию эксперимента исследования продолжается: оцениваются результаты изменений жизненных функций подопытного и контрольного животных. Они группируются в таблицы, графики, диаграммы и др. Проводятся морфологические, биохимические, иммунологические и др. исследования взятых при жизни и (или) после смерти животных. Цифровой материал подвергается статистической обработке, чтобы установить средние величины, отклонения от них, различия между средними величинам и их достоверность. 6. Обсуждение и выводы. Это один из самых ответственных и сложных этапов эксперимента. Экспериментатор должен объяснить механизм изменения тех или иных функций организма согласно полученным данным опыта и сделать определенные выводы. Например, почему при моделировании воспаления изменяется количество простагландинов, каков механизм их увеличения, почему эта группа биологически активных веществ оказывает как провоспалительный, так и противовоспалительный эффект, что является определяющим в становлении этих, диаметрально противоположных по эффекту действия механизмов? Имеет ли это только патологическое значение или здесь есть и элементы защитной реакции? Если да, то опять же нужно объяснить почему? Как видите, идут сплошные вопросы, на которые должен ответить патофизиолог. И это только по одной из многочисленных групп биологически активных веществ, играющих немаловажную роль в развитии воспалительного процесса. Более того, отмечаются и другие нарушения - изменяется проницаемость микрососудов, их проходимость, формируется отек в очаге воспаления и др. И это надо объяснить! Можно в виде абстракции представить даже такое уравнение (тождество); патофизиология = ???…?, т е. наука, постоянно отвечающая на те или иные вопросы патологии человека. II.Метод клинического исследования. Мы уже говорили о клинической патофизиологии, её значении и задачах. Дальнейшее развитие этого раздела нашей науки позволит в значительной мере ослабить те ограничения, которые испытывают исследователи при проведении опытов на животных. Ш.Большую перспективу имеют методы физического и математического моделирования с использованием современной вычислительной техники. Построение математических моделей болезней осуществляется тогда, когда имеется возможность связать математическими соотношениями основные параметры изучаемого объекта и условия, определяющие возможность его функционирования – модель работы сердечно-сосудистой системы, непосредственно сердца, дыхательной системы и др. Современная компьютерная техника позволяет моделировать различные патологические процессы, изучать механизм их развития, прогнозировать течение и исход. Следует, однако, заметить, данный метод не может в полной мере заменить моделирование на животных (невозможно представить сложный биологический объект в виде математических символов в полном объёме). Поэтому нередко требуется их подтверждение на животных. IV.Метод теоретического анализа результатов исследования, формулирование научных положений и концепций. В настоящее время накопилось большое количество фактического материала в различных разделах медицины, что и определяет первостепенное значение теоретических разработок методических аспектов патологии. Сюда входят вопросы фундаментальных понятий и категорий, системного принципа в патологии и др., связанных с созданием положений общей теории медицины, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

1. Назовите наиболее полное определение: патофизиология – это: 1) наука о жизнедеятельности больного организма; 2) наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов, типовых патологических процессов и болезней; 3) наука, изучающая причины и механизм развития патологических процессов, типовых патологических процессов и болезней. 2. Предметом (объектом) изучения патофизиологии является: 1) болезни животных; 2) болезни человека; 3) причинный фактор; 4) взаимосвязь между собой причин и условий возникновения болезней. 3. К задачам патофизиологии относят: 1) изучение типовых форм нарушения и восстановления функций отдельных органов и систем организма; 2) формирование врачебного мышления; 3) изучение типовых патологических процессов; 4) изучение этиологии и патогенеза болезни у конкретного больного. 4. Патофизиология состоит из следующих основных разделов: 1) общая нозология; 2) учение об этиологии; 3) учение о типовых патологических процессах; 4) учение об общих механизмах выздоровления. 5. Общая нозология в себя включает следующие подразделы: 1) общее учение о болезни; 2) учение о типовых патологических процессах; 3) учение о патогенезе; 4) учение об этиологии; 5) учение о социальных аспектах болезни. 6. «Общий патогенез» рассматривает: 1) общие механизмы развития болезней; 2) механизмы устойчивости организма к действию патогенных факторов; 3) основы патогенетической профилактики и терапии; 4) основные категории повреждающих агентов. 7. Основным методом исследования патофизиологии является: 1) метод статистической обработки клинических данных; 2) метод моделирования патологических процессов и болезней; 3) метод математического моделирования; 4) метод статистической обработки экспериментальных данных. 8. К основным методикам эксперимента на живых объектах относятся: 1) методика выключения; 2) методика раздражения; 3) метод биохимических исследований; 4) метод исследования функциональных показателей. 9. Основными ограничениями метода эксперимента на живых объектах служат: 1) анизоморфизм; 2) деонтологические аспекты; 3) трудности в воспроизведении инфекционных заболеваний; 4) трудности в моделировании «социальной» патологии. 10. Перечислите этапы эксперимента в строгой последовательности: 1) определение цели и задач эксперимента; 2) выбор частной методики; 3) формирование рабочей гипотезы; 4) фиксация и анализ данных эксперимента; 5) проведение эксперимента; 6) обсуждение и выводы.

Патофизиология – это наука, которая изучает функциональные изменения в больном организма. Термин обозначает страдание, природу и науку.

Патофизиология изучает основные причины болезни, механизмы их развития и исходы, для профилактики и лечения.

Патофизиология подразделяется на три раздела:

1) Общая патофизиология

2) Учение о типовых патологических процессах

3) Частная патофизиология – патфиз системы органов.

Общая патофизиология изучает болезнь (нозология), изучает причины развития болезней (этиология), изучает патогенез (механизмы развития болезней).

Нозология – учение о сущности болезни.

Болезнь – это нарушение жизнедеятельности организма, которое развивает под воздействием патогенных (болезнетворных) факторов. и характеризуется ограничением трудоспособности (кроме детей и стариков) и приспособляемость.

Приспособительные реакции – это реакция, направленная на устранение воздействия повседневных факторов. Например: сужение зрачка при ярком свете.

Защитная реакция – это реакция на действие повреждающих факторов чрезмерных по силе факторов, направленные на их устранение или ослабление.

Например: свертывание крови при ранение, чихание, кашель.

Компенсаторные реакции – это реакции направленные на восполнение утраченной функции одного органа, усилением работы других органов и систем. Например: при сильной потери крови, происходит компенсаторное усиление работы сердца.

Викарирование – возмещение утраченной функции за счет усиления функции парных органов.

Патологические изменения:

1) Патологическая реакция – это любая реакция которая выходит за пределы физиологических колебаний. Например: температура тела.

2) Патологический процесс – это совокупность патологических и защитно-приспособительных реакций.

a. Типический патологический процесс – это наиболее часто повторяющееся сочетание защитных и патологических реакций.

3) Типические патологические процессы – воспаление, аллергия, опухолевый рост, гипоксия, тромбоз, лихорадка.

a. Протекают стандартно (Например : тромбоз)

b. Они могут вызываться различными причинами (тромбоз)

c. Они лежат в патогенезе различных заболеваний (воспаление)

d. Не имеют точной локализации

4) Патологическое состояние – это медленно протекающий патологический процесс или его последствия (врожденные или приобретенные).

В развитии инфекционного заболевания выделяют 4 основных этапа:

1) Латентный (инкубационный) – это период от момента действия патогенного фактора до первых признаков болезней.

2) Продромальный – в этот период появляются первые не специфические симптомы, характерные для многих заболеваний.

3) Период развития болезни или период разгара – появление характерной клиника заболевания, специфические признаки.

4) Период исхода – выздоровление, которое бывает полным или не полным, или переход в хроническую форму болезни и смерть.

5) Смерть – прекращение деятельности жизненно важных систем и невозможность функционирования организма как единой целой системы.

a. Клиническая смерть – прекращение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, но нейроны головного мозга жизнеспособны и возможна реанимация.

b. Биологическая смерть – в среднем через 5 минут после клинической, гибель коры нейронов головного мозга.

6) Ремиссия – при хроническом заболевании это состоянии близкое к выздоровлению.

7) Рецидив – это возвращение или новый цикл заболевания.

Предболезнь – характерна для неинфекционных заболеваний, таких как ИБС, опухоли, язвенная болезнь и т.д., для периода предболезни характерно:

1) Отсутствие клинических проявлений

3) Снижение резистентности (сопротивляемости) эндогенным факторам

4) Появление патологической реактивности.

2) Этиология – это наука о причине и условиях развития болезни.

a) Причина – это фактор, который определяет возможность развития болезни и её проявление (туберкулез).

b) условия это факторы, которые способствую (неблагоприятные) или препятствуют (благоприятные) развитию болезни.

c) Этиологический фактор – это причина +условие.

d) Ятрогении – это заболевания, которые вызваны, действиями медицинских работников.

a. Библиогении – это заболевания вызванные чтением медицинской литературы некомпетентными людьми (синдром третьего уса).

b. Психогении – вызваны неправильным психическим контактом между больным и врачом.

c. Истинные ятрогении – вызваны профилактическими (прививки), диагностическими, лечебными мероприятиями.

e) Фактор риска – это фактор, частота которого совпадает с частотой развития данного заболевания (например: курение фактор риска рака легких)

3)Патогенез – это учение о механизме развития болезни.

a) основное звено патогенеза – это все структурные и функциональные изменения без которых данное заболевание не развивается. (сахарный диабет – основное звено патогенеза инсулиновая недостаточность)

b) Идущий патогенетический фактор – это следствие основного звена патогенеза.

c) Причинно-следственные связи – (порочный круг) цепь событий, закономерно следующих друг за другом, иногда это цепь замыкается и возникает порочный круг.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

2 Моделирование патологических процессов и болезней - основной метод патофизиологии. Виды моделирования. Возможности и ограничения экспериментального метода изучения патологии человека: научные, деонтологические и правовые аспекты.

Основным методом патофизиологии , как науки и как учебной дисциплины, является метод моделирования болезней, болезненных состояний, патологи­ческих процессов и реакций, а также пациента в целом.

В медицине метод моделирования был разработан и внедрён именно патофи­зиологами. Рождение самой патофизиологии было вызвано потребностью в выявлении и описании сущности того, что скрыто от врача при обследовании и лечении пациента, - механизмов возникновения, развития и завершения болезней. Эти механизмы, а также роль патогенных факторов, условий, в кото­рых они реализуют своё действие, необходимо было воспроизводить на «искус­ственных копиях» болезней - их моделях; описывать с использованием меди­цинских терминов, представлений и положений, т.е. моделировать интеллек­туально.

Метод моделирования включает моделирование на физических объектах и мо­делирование формализованное.

Моделирование на физических объектах (материальное) . Моделирование патологических процессов на животных, их органах, тканях, клетках и отдельных компонентах клеток является в настоящее время наиболее распространённым и адекватным методом. Модели патологических процессов, воспроизводимых на животных, используются для изучения этиологии и патоге­неза заболеваний, разработки методов диагностики, лечения и профилактики. В ходе проведения экспериментов на животных учитываются принципы гуманно­сти и целесообразности, предусматривающие, помимо прочего, ряд ограничений.

Эксперимент на животных ставят только при строго обоснованной необходимо­сти его проведения; с использованием оптимального биологического вида, а также количества животных; с применением (там, где это не противоречит самой цели эксперимента) обезболивающих средств.

Вместе с тем, известно, что моделирование патологических процессов на жи­вотных имеет недостатки, обусловленные существенными видовыми различи­ями процессов жизнедеятельности у животных и человека, а также весьма важной ролью социальных факторов в возникновении, развитии и исходах болез­ней человека.

Моделирование патологии с использованием искусственных физических сис­тем (искусственных сердца, почки, крови, аппаратов вентиляции лёгких, ис­кусственного кровообращения и др.) также применяют для решения отдельных вопросов патофизиологии.

Моделирование формализованное . Нематериальное - формализованное моделирование болезней, патологических процессов и состояний получило широкое распространение в патофизиологии (моделирование логическое, математическое, компьютерное). Формализованное моделирование применяют при логическом моделировании в процессе обучения.

Логическое моделирование болезней и патологических процессов, а также само­го пациента с последующим фактическим подтверждением сделанных допу­щений широко применяется в клинической и научной практике.

Формирование у студентов основ врачебного мышления достигается в процессе проведения студентами патофизиологического анализа конкретных экспери­ментальных или клинических данных, при решении ситуационных задач на занятиях. Это имитирует поведение врача, моделирующего болезнь и паци­ента в целом, разрабатывающего методы диагностики болезни, а также схемы лечения пациента. Патофизиологический анализ данных и формулирование заключения по результатам оценки реальных сведений о патологическом про­цессе и больном организме являются вариантом интеллектуального модели­рования при решении врачом своих профессиональных задач.

Компьютерное моделирование (например, патологических процессов или эф­фектов лечебных мероприятий) проводят с помощью современных вычисли­тельных машин и программ.

МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы клинического исследования широко используются патофизиологами, особенно в последние годы. Наличие современных приборов и новейших тех­нологий позволяет проводить у больного человека целенаправленное изучение динамики состояния различных органов и их систем, структурных изменений в них, биохимических и электрофизиологических показателей жизнедеятель­ности организма в целом. Обязательными условиями выполнения таких иссле­дований являются их безвредность для пациента и аргументированная необхо­димость проведения. Многие манипуляции у больных проводят неинвазивны-ми методами.

Полученные при непосредственном исследовании пациента данные позволя­ют, во-первых, провести точную диагностику заболевания; во-вторых, оценить эффективность лечения; в-третьих, исследовать особенности и закономернос­ти возникновения, развития и исходов болезни у человека; в-четвёртых, дают материал для научного объяснения этиологии и патогенеза болезней и патоло­гических процессов.

МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Теоретический анализ и разработка на этой основе научных представлений, концепций, гипотез и теорий, связанных с решением фундаментальных и при­кладных проблем медицины и биологии, - важный метод патофизиологии. Итогом такой работы является формулирование системы обоснованных пред­ставлений о причинах и механизмах возникновения, развития и завершения болезней, болезненных состояний и патологических процессов, о принципах и методах их выявления, лечения и профилактики, теоретических положений медицины и биологии.

ВРАЧЕБНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Патофизиология (наряду с другими фундаментальными медицинскими специ­альностями) представляет собой интеллектуальную базу медицины, основу ре­шения её актуальных проблем. Именно эту роль должна была сыграть, сыграла и играет патофизиология в медицине и биологии. По сути своей, врачебное мышление является одной из наиболее тонких и трудных разновидностей мо­делирования: интеллектуального моделирования пациента и его болезни. Ос­мотрев и выслушав больного человека, изучив результаты различных исследо­ваний (биохимических, электрофизиологических, функциональных и пр.), врач создаёт модель пациента и его страдания. С учётом этого он моделирует схему дальнейшего диагностического поиска, методы терапии и профилактики бо­лезни у конкретного пациента.

В медицинском вузе основы врачебного мышления в значительной мере закла­дываются в процессе обучения студентов методу патофизиологического анали­за конкретных данных при решении ситуационных задач.

Допущено
Всероссийским учебно - методическим центром
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Министерства здравоохранения Российской Федерации
в качестве учебника для студентов медицинских институтов

Медицина должна перейти к экологическому мышлению
и отказаться от мысли изолированного излечения человека
без здоровой окружающей среды.

1.1. Предмет патофизиологии

Предметом патофизиологии являются основные закономерности возникновения болезни, механизма ее развития, выздоровления и реабилитации. Знание этих общих закономерностей позволяет практическому врачу вести направленный поиск специфических признаков болезни, позволяющих поставить правильный диагноз.

Задачи патофизиологии:

  1. Изучение наиболее общих (типических) закономерностей отклонений от нормального течения работы клеток и организма в целом. Это направление составляет 1-ю, 2-ю части курса патофизиологии: "Общую нозологию" (учение о болезни) и "Типические патологические процессы".
  2. Изучение наиболее общих и характерных отклонений от нормы в рамках органов или системы. Соответственно, различают патофизиологию системы кровообращения, дыхания, мочеотделения и т.д. Это направление носит название "Патофизиология органов и систем".

Вместе с другими науками патофизиология способствует научному прогрессу в области профилактики, лечебной медицины и реабилитации, замене традиционного врачебного мышления на экологическое, выявляющее причинные взаимосвязи болезни с факторами окружающей среды.

Патофизиология занимается разработкой показателей, характеризующих состояние болезни, после критического отбора устанавливает общие и специфические признаки для выявления факторов риска, постановки точного диагноза и, тем самым, целенаправленного лечения, для выработки критериев контроля за течением заболевания, реконвалесценции и реабилитации, мер профилактики в отношении неблагоприятного воздействия экологических факторов на здоровье человеческой популяции.

Клиническая патофизиология - это преимущественно клинико-диагностическая часть нашей науки. В ее задачу входит разработка и использование стандартных методов диагностики продромальных состояний и контроля за течением заболевания, а также учет влияния внешних факторов на организм человека с позиции патофизиологии. При использовании всех возможностей техники клиническая патофизиология в тесном контакте с клинической деятельностью врача, интерпретирующего данные, позволяет облегчить научно обоснованную постановку диагноза, лечения.

Патологическая физиология и клиническая физиология опираются на всю сумму знаний современных биохимии, физиологии, анатомии. При этом патофизиология исходит из основных закономерностей единства природы и общности развития живой материи, т.е. именно она должна формировать в системе подготовки врача основы экологической медицины.

Однако, сведения из биохимии, молекулярной биологии и других естественных наук, полученные в основном в модельных опытах, должны быть критически оценены в смысле их применимости к человеку.

Односторонняя переоценка биологического в человеке неправомерна. Сущность человека характеризуется единством биологических и социальных сторон.

Односторонний подход ведет либо к биологизму, либо к вульгаризации социологии. Оба таких направления должны быть отвергнуты как ненаучные.

Особенно тесны взаимоотношения патофизиологии с биохимией и патанатомией. Эти науки с помощью своих специфических методов изучают нарушения обмена веществ и структуры при патологии. Отсюда следует, что только тесное взаимодействие двух самостоятельных наук - патофизиологии и патанатомии, описывающих нарушения метаболизма, функций и структуры, может дать полностью научно-обоснованную интерпретацию процессов заболевания как патологии.

Нарушенная функция - это всегда нарушенная структура и, наоборот, нарушенная структура оказывает значительное влияние на обмен веществ и функцию. В табл. 1 схематично изображены отношения между отдельными специальными дисциплинами. Снизу вверх направление формирования тезауруса врача (набора его знаний). По горизонтали внизу - фундаментальные науки, выше разделы общей патологии, а затем, соответственно, диагностика и лечение отдельных нозологических единиц на базе имеющихся знаний.

Патохимия и иммунология в качество составных областей патофизиологии принадлежат к наиболее быстро развивающимся областям учения о патологии, вносящим в настоящее время наибольший вклад в развитие патофизиологии, ее основных фундаментальных разделов: "Общая патофизиология клетки" и "Гомеостаз".

К перечисленным двум наукам тесно примыкает фармакология, изучающая влияние на организм чужеродных веществ, таких как лекарства и яды, с целью нахождения терапевтических принципов и использования их. Полученные знания о наследственных болезнях привели к выводу о взаимосвязи патофизиологии с молекулярной генетикой и генетикой человека.

1.2. Методы патофизиологии

Профессиональной особенностью патофизиолога является наличие навыков использования применяемых в медицине методов (биохимических, физиологических, т.д.) и создание экспериментальных моделей болезней (иммунологических, морфологических, физико-химических и т.д.), учитывающих причинные взаимосвязи с факторами окружающей среды. Уровни проведения исследования: молекулярный, субклеточный и клеточный, органный и, наконец, организменный, системный (экологический).

1.3. Основная категория медицины

Основной категорией медицины, нам кажется, должно стать понятие "Экологического здоровья" - здоровье человеческой популяции, связанное с неблагоприятным (болезнь) и благоприятным (адаптация) действием факторов окружающей среды и которое может быть направленно изменено путем воздействия на среду обитания.

1.3.1. Болезнь и здоровье - две формы жизненного процесса

Болезнь и здоровье - это основные категории медицины. ВОЗ характеризует "здоровье" следующим образом: "Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия", т.е. не только отсутствие болезней и физических дефектов.

"Болезнь" есть диалектическое отрицание здоровья. Здоровье и болезнь образуют диалектическое единство противоположностей. Болезнь - нарушения физического и психического здоровья,а также общественных отношений человека.

На крайних полюсах здоровье и болезнь кажутся абсолютно противоположными, на самом же деле существует их скрытое взаимодействие, которое лежит в основе выздоровления. Отсюда понятно существование многих способов лечения "болезни болезнью". Это методы вакцинотерапии, использование с лечебной целью искусственной лихорадки.

В то же время, болезнь - это качественно своеобразный процесс. Качественно различны между собой и разные болезни,что позволяет проводить дифференциальную диагностику.

Одна из сторон качественного отличия болезни от здоровья была раскрыта еще Марксом, который отметил, что болезнь - это стесненная в своей свободе жизнь". Одним из условий свободы является совпадение того, что я должен, с тем, что я хочу и могу. У больного же человека неизбежно происходит разрыв между желаемым и должным, должным и возможным.

Болезнь есть структурно-функциональный процесс, в котором организм, как всякая живая система, организуется в целое системой взаимодействующих друг с другом элементов. Структура - это то, что организует целое (систему), она существует как единство элементов и функциональных отношений между ними.

В свою очередь, функция "организует" вещь как целостную систему. Отсюда следует принципиально важный для практической медицины вывод: принципиальная неделимость строения и функции исключает существование как чисто функциональных, так и чисто органических изменений в патологии.

Морфологическое единство в теории патологии - это принцип структурности в современном понимании. Биологическая структура как бы "сливает" динамический объект морфологии с оформленным физиологическим процессом.

Однако, до сих пор теоретическое признание единства структуры и функции мирно уживается с уверенностью в том, что в начале многих болезней изменения органов и систем не выходят за рамки так называемых функциональных расстройств. Применение в медицине методов современной молекулярной биологии позволило "уверенно отрицать существование функциональных болезней, они дают возможность находить морфологический субстрат, адекватный любому нарушению функции" (А.И.Струков).

Итак, мы, во-первых, дали определение "здоровья" и " болезни" и, во-вторых, раскрыли их диалектическое единство, и, наконец, в-третьих, показали, что нет нарушения функции без соответствующего морфологического субстрата.

1.3.2. Течение болезни, ее стадии

Динамику процесса заболевания схематично и упрощенно можно представить следующим образом. Динамическое состояние здоровья обозначить синусоидой, указывающей пределы нормы (Рис. 1). Понятия "здоровье" и "норма" не идентичны. Из чего следует, что "здоровье" это более узкое понятие. Для каждого индивидуума своя норма, важны исходные величины. Поэтому целесообразно лечиться у одного и того же врача. Лечить не болезнь, а больного. Выход за пределы динамического состояния "здоровья" с колебаниями количественных параметров в пределах нормы приводит под давлением внешних и внутренних воздействий к нарушению границ нормальных значений.

Эту стадию мы обозначаем как предсимптомную латентную или преморбидную (предболезнь). При инфекционных заболеваниях она носит название инкубационного периода. Еще не заметны ее клинические, а в большинстве случаев и субъективные признаки, отсюда и название "предсимптоматическая" стадия. Еще нет болезни в классическом смысле, поэтому другое название этой стадии "преморбидная". Однако, уже имеются регистрируемые изменения некоторых биохимических параметров обмена веществ. Например, при скрытой форме диабета патологию помогает выявить преднизон-глюкозный тест. Длительность этого периода болезни может составить даже годы. С появлением первых общих для многих болезней субъективных и клинических признаков болезни (недомогание, слабость, головная боль) начинается вторая фаза болезни - симптоматическая или продромальная, длящаяся часы - сутки. А за ней следует стадия выраженной болезни. В это время развиваются свои признаки для каждой болезни.

1.3.3. Семиотика - наука о признаках или симптомах болезни

Одним из наиболее частых признаков (симптомов) болезни является боль, которая служит сигналом о неблагополучии в организме. При воспалении, например, она вместе с другими признаками образует совокупность 5-ти характерных местных признаков (синдром): покраснение, припухлость, болезненность, жар и нарушение функций. Лечение построенное на устранении признаков, называется симптоматическим.

Группа признаков, более или менее постоянно наблюдающихся при определенной болезни, называется синдромом. Например, рассмотренный выше воспалительный синдром. Нефротический синдром включает в себя нарушение диуреза (дизурия), протеинурию, обнаружение эритроцитов в моче (гематурию), гипопротеинемию, отеки. Синдром "отнятия от груди" связан с недостатком высококачественного белка.

В современных клинических методах используется синдромная диагностика. Она является основой для постановки дифференциального отличительного диагноза. Известны гепато-ренальный, панкреато-дуоденальный и ряд других синдромов. Вследствие терапевтических воздействий или функционирования собственных механизмов защиты начинается 3-я стадия полного выздоровления и качественные изменения направлены к восстановлению состояния "здоровья" (Рис. 1). Однако, выздоровление это не просто возвращение к состоянию до болезни, а возникновение нового качества. Например, в результате перенесенной кори организм приобретает иммунитет, сопротивляемость к ней. Возврат организма к состоянию здоровья, но в измененном виде, красивый пример диалектического закона развития по спирали. Другой обобщенный вариант этого закона философами сформулирован в выражении "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Если мы вспомним определение здоровья, то будет понятно, что для человека существенным критерием здоровья будет возвращение к трудовой деятельности. Выздоровление в таком случае называется реабилитацией (от слова "абилитис"- годность). Имеется ввиду, как возвращение к прежней трудовой деятельности, так и переквалификация.

1.4. Смерть ее виды

Смерть биологическая развивается при том условии, если защитно-компенсаторные реакции организма и проведение терапевтических мероприятий оказались несостоятельными в противодействии болезни.

Естественная смерть генетически детермирована определенным числом митозов (50±10), которые может осуществлять каждая из клеток и представляет собой результат естественного завершения существования жизни клеток, одной клетки, органа, организма.

Объектом нашего изучения будет смерть "патологическая", т.е. смерть преждевременная (насильственная, от болезни). В ходе ее развития выделяется смерть "клиническая".

Признаками клинической смерти являются остановка сердца и дыхания. Границей перехода клинической смерти в биологическую является гибель от аноксии коры головного мозга, что устанавливается по электроэнцефалограмме. Критический период существования коры головного мозга в условиях аноксии равен 5-6 мин. Причина заключается в том, что нейроны восполняют АТФ за счет аэробных процессов цикла трикарбоновых кислот. Резервный анаэробный путь образования - АТФ - гликолиз - в нейронах выражен слабо и он не в состоянии поставить достаточное количество АТФ для их работы. Не могут нейроны использовать и второй энергетический источник - неэстерифицированные жирные кислоты.

В отличие от головного мозга, другие органы (печень, миокард, гладкая мускулатура, слизистые оболочки) используют неэстерифицированные жирные кислоты и, кроме того, обладают мощной ферментной системой анаэробного пути образования АТФ. Эти органы функционируют долгое время еще и после того как произойдет остановка кровообращения.

Это послужило основой для использования органов, извлеченных из трупов, с целью создания клеточных культур человеческих тканей, либо с целью пересадки (трансплантации). Органы забирают у людей, погибших в результате скоропостижной смерти.

Клинической смерти предшествует агония (в переводе с греческого - борьба) - последний этап жизни умирающего. Она протекает в два периода:

  1. Терминальная пауза, равная секундам, минутам. Кратковременное угасание, во время которого кровяное давление падает почти до нуля в результате острой недостаточности сердечной деятельности. Это приводит организм умирающего к состоянию гипоксемии и гипоксии, что вызывает усугубление недостаточности сердца. Возникает порочный круг.
  2. Собственно агония - (борьба) - дыхание становится более мощным, но вдохи малоэффективны, происходит усиление работы сердца, кровяное давление повышается; кратковременно восстанавливается сознание, слух и зрение.

1.4.1. Реанимация

Реанимация - оживление организма, выведения его из состояния клинической смерти. Первые попытки были сделаны русскими учеными Кулябко, Андреевым и изобретателями аппарата искусственного кровообращения Брюхоненко и Чечулиным. Принципы реанимации были разработаны в годы Великой Отечественной войны Пеговским и его сотрудниками.

Главным условием успешной реанимации является быстрое восстановление кровотока с хорошо оксигенированной кровью. Методика проведения реанимации состоит в наружном массаже сердца (ритмическое вдавливание грудины на 3-5 см с частотой 60 раз в минуту) и принудительной вентиляции легких (дыхание рот в рот). Мероприятия проводятся до востановления самопроизвольных сокращений сердца и дыхания. Если их производят в одиночку, то после 3-4 ритмичных толчков делается 1-2 глубоких выдоха в легкие больного.

Неотложная помощь в стационарных условиях производится сначала путем центрипитального нагнетания крови в артерию с целью восстановления спонтанных сокращений сердца и через 30-40 секунд - в вену для наполнения правого желудочка. Параллельно производится интубация и искусственная вентиляция легких, внутривенно вводится акцепторы электронов, антиоксиданты.

Патологическая физиология - наука, изучающая жизнедеятельность больного организма человека и животных, т. е, физиологию больного организма. Число болезней человека выражается тысячами различных видов, вариантов, форм. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, существует около 1000 основных групп и XVII классов большей человека. Изучение отдельных видов болезней составляет предмет частной патологии и клинических дисциплин.

Патологическая физиология изучает наиболее общие закономерности отклонений от нормального течения работы клеток, органов, систем и организма в целом при болезни. Эти наиболее общие^закономерпости выводятся на основании изучения частных результатов исследования отдельных болезней человека и животных. Изучение общих и основных отклонений от нормы в жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом оправдывает старое название патологической физиологии - «Общая патология». В настоящее время это направление изложения материала составляет первую и вторую части курса патофизиологии под названием «Общая нозология» и «Типические патологические процессы». Третья часть курса носит название «Патологическая физиология органов и систем».

Она рассматривает наиболее общие и характерные отклонения от нормы в рамках того или иного органа или системы. Соответственно различают патофизиологию основных функций системы крови, кровообращения, дыхания, мочеотделения и т. д.

Основная задача патологической физиологии - научить студентов умению «применять естествознание у постели больного» (С. П. Боткин), т. е. разбираться в механизмах развития болезней и выздоровления, выявлять основные и общие законы деятельности органов и систем у больного человека. Необходимо не только научить будущих врачей владеть экспериментом, но и развить у них врачебное мышление, умение правильно осмысливать наблюдаемые факты и явления на основе философии диалектического материализма. В этом смысле патологическая физиология является наукой теоретической и разбирает философские аспекты медицинской науки.

Перед патологической физиологией стоит также задача вести непримиримую борьбу с идейно чуждыми направлениями в медицине, проникающими к нам из буржуазных стран.

Патологическая физиология занимает промежуточное положение в системе медицинского образования. Как и патологическая анатомия, она связывает биологические дисциплины с дисциплинами клинического профиля. Основой патологической физиологии как науки являются биология, нормальная физиология, биологическая химия. Патологическая физиология опирается также на морфологические дисциплины, так как изучение функции нельзя оторвать ОТ изучения структур клетки, органа и организма в целом.

Тесная связь и единство патологической физиологии с биологией и нормальной физиологией не означают, однако, их тождества, как пытаются доказать некоторые ученые, стоящие на метафизических позициях в понимании Взаимоотношений этих наук. Бесконечное разнообразие возможных нарушений жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом не допускает существования «прообраза» всех этих нарушений в здоровом организме. В зависимости от болезнетворной причины, вида заболевшего животного, его реактивности и условий среды, в которой возникает заболевание, в организме создаются самые различные сочетания или комбинации нарушений функций и реактивных изменений в клетках, органах и регулирующих системах. В ходе развития этих процессов создаются, выражаясь языком кибернетики, новые «программы» жизни больного организма. «Программы» эти не предсуществуют, не «заданы» заранее, но возникают вновь в ходе развития каждой болезни. В этих «программах» часть нарушений может быть одной и той же при разных болезнях. Это - общие, неспецифические механизмы развития болезней. Все виды болезней имеют, кроме того, свои специфические механизмы, характерные только для данной группы или вида болезней (лучевая болезнь, инфекции и др.). Однако в пределах определенной группы по мере изучения механизма развития заболевания открываются новые, все более специфические отличия для каждой отдельной болезни. Степень познания специфичности определяет степень раскрытия сущности каждого вида болезни. Таким образом, общая патологическая физиология изучает общие неспецифические механизмы развития болезней или «программы» жизни, создаваемые в больном организме болезнетворной причиной и биологическими видовыми особенностями реактивности заболевшего организма.

Методы патологической физиологии

Основным методом работы патофизиологов является экспериментальный. С помощью этого метода патофизиологи издавна стремились воспроизвести на животных отдельные болезненные нарушения органов и систем, а также получить модели отдельных видов болезней человека. Например. Броун-Секар путем удаления одного или двух надпочечников у собак и других животных пытался получить модель аддисоновой болезни. Модель нарушений секреции желудочного сока при воспалении желудка у собак И. П. Павлов воспроизводил путем повреждения слизистой оболочки желудка ляписом, сулемой и другими раздражителями.

В настоящее время делаются попытки создания моделей многих заболеваний человека (инфекционные болезни, атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, пневмония, нефрит и др.). Следует подчеркнуть, что организм человека как система на много порядков выше и сложнее, чем организм самых высокоорганизованных животных - человекообразных обезьян. Поэтому моделировать болезни человека в полном объеме на животных невозможно. Однако экспериментальные модели отдельных важных звеньев в патогенезе болезней, отдельных симптомов и синдромов представляются вполне доступными. Например, моделируя гипертоническую болезнь (неврогенная, почечная и другие), можно получить лишь подобие одного важного симптома - стойкого повышения кровяного давления (гипертония), но не гипертоническую болезнь человека во всем ее объеме.

Некоторые заболевания человека ввиду их особенной сложности - психические болезни, некоторые виды опухолей (рак желудка) болезни обмена (подагра), аллергические болезни (бронхиальная астма) и др. - пока на животных получить не удается.

При экспериментальном воспроизведении моделей болезни патофизиологи используют любые применяемые в медицине методы: физические, физиологические, химические, морфологические. В последнее время широко применяются иммунологические методы исследования. С их помощью, например, воспроизводят различные повреждения сердца, лёгких, почек и других органов.

Экспериментальный метод применяется патофизиологами в виде острого (вивисекция) или хронического (метод условных рефлексов, метод создания фистул, трансплантации органов, вживления электродов в мозг» прозрачных материалов для наблюдения внутренних полостей и органов и др.)экспериментов.

При необходимости используются также методы исследования изолированных органов, культивирования тканей, отдельных клеток вне организма и др. Важным приемом является сравнительный и эволюционный метод исследования, разработанный И. И. Мечниковым.

В патологической физиологии широко используются также методы клинического наблюдения и исследования больного человека, так как опыты на животных не могут дать достаточной информации о болезнях людей.

При оценке результатов исследований применяются современные математические методы статистической обработки экспериментальных данных и наблюдений.