Переход в другую школу: памятка для детей и родителей. Переход в другую школу – не катастрофа Ученик перешел в другую школу

А вгуст – последний месяц лета. В это время начинается активная подготовка детей к новому учебному году. Для некоторых школьников конец лета может ознаменоваться такой серьезной жизненной ситуацией, как перевод в другую школу. В последнее время процедура перехода из одной школы в другую упростилась, а причин для этого становится все больше и больше. Многие школы объявляют о дополнительных наборах учеников, сами дети проявляют повышенный интерес к тем или иным школьным предметам, что обуславливает необходимость перехода в специализированные школы, которые дают возможность углубленно изучать иностранные языки, биологию, химию или математику.

Помимо этих причин есть также фактор смены места жительства, когда перевод ребенка в другую школу становится вынужденной мерой. Но это вовсе не означает, что новая школа должны быть хуже предыдущей. Вовсе нет! Переезд должен открыть для Вас и Вашего ребенка новые перспективы, чтобы перемены пошли Вам только на пользу! В данной статье мы расскажем о том, как быстро и без хлопот перевести ребенка в выбранную школу, и как адаптировать психику ребенка к новым условиям учебы, чтобы помочь ему максимально быстро и легко освоиться на новом месте.

Документы для перевода в другую школу

Перевод ребенка из школы в школу осуществляется в 3 этапа. Этап №1 – поиск подходящей школы и получение подтверждения о готовности учебного заведения принять Вашего ребенка на обучение. Если Вы меняете школу в пределах Вашего района, который закреплен за выбранной Вами школой, отказать Вам не могут. Это возможно лишь при отсутствии свободных мест. Если Вы меняете школу на расположенную в другой районе Вашего города, тогда зачисление будет происходить после того, как будут зачислены все желающие закрепленного за этой школой района. Помните, что Вы можете подать 3 заявки о зачислении в разные школы, если они находятся по месту жительства Вашего ребенка, и лишь 2 заявки, если школа находится в другом районе.

Если Вы планируете перевод ребенка в специализированную школу, лицей или гимназию, то Вашему ученику необходимо будет пройти собеседование с учителями и психологом (при зачислении в начальные классы), тестирование по профильным предметам (в средней школе) или сдать экзамены (в старших классах). В случае успешного прохождения всех испытаний и при наличии свободного места Вашего ребенка зачисляют в класс. Новая школа в лице директора пишет приказ о приеме ребенка на обучение с указанием даты приема и класса. Этот приказ подписывается директором школы и заверяется печатью, после чего родители несут его директору старой школы.

Вместе с приказом о зачислении ученика в новую школу родители приносят директору старой школы заявление об отчислении из школы, в которой учится ребенок. На основании этих бумаг готовится приказ об отчислении ученика из его школы, а родителям выдаются следующие документы для перевода в другую школу:

  • личное дело ребенка,
  • документ об успеваемости ученика (выписку из классного журнала, дневники и т.п.), обязательно заверенный печатью школы и подписью ее директора,
  • медицинскую карту ребенка.

Далее родители ребенка предоставляют в новую школу все вышеперечисленные документы, заявление о зачислении на основании перевода из старой школы и оригинал паспорта мамы или папы с регистрацией. В течение 3-х дней в школе выходит приказ о зачислении нового ученика.

Еще один нюанс: при зачислении в новую школу ее администрация может попросить Вас сделать благотворительный вступительный взнос. Его размер должен быть посильным для семьи, а невозможность его уплаты не может быть причиной отказа в зачислении. Если Вы решили платить этот взнос, то делать это нужно только по безналичному расчету через некоммерческий фонд, сотрудничающий с выбранной школой. На этом процесс зачисления ученика закончен. Ваш ребенок может начинать посещать занятия в новой школе.

Ребенок в новой школе

Конечно, переход в другую школу – стресс не только для родителей, но в первую очередь для самого ребенка! Причем адаптация необходима как самому младшему школьнику, так и старшекласснику. Как известно, детская психика гибче, чем взрослая, поэтому приспособиться к новым условиям ребенку достаточно просто. Главное – вовремя помочь ему справиться с наступившими переменами. В этот процесс должны быть задействованы педагоги новой школы, психолог, старые друзья Вашего ребенка. Однако большая часть нагрузки ложится на плечи самого школьника и его родителей.

Переход в новую школу знаменуется для ребенка необходимостью вливаться в абсолютно новый для него коллектив, где все социальные роли и задачи уже распределены. Кроме того ему приходится приспосабливаться к новым условиям обучения – дороге в школу, классной комнате, обстановке в классе и т.п. Скорее всего, поначалу ребенок в новой школе будет чувствовать себя неловко и неуютно, он может вспоминать о старой школе, оставленных в классе друзьях, побаиваться новых учителей и непросто привыкать к учебному процессу. Самое главное, что могут сделать родители в период адаптации, — всячески помогать своему ученику и поддерживать его, внимательно слушать ребенка, когда он говорит о своих опасениях, страхах и переживаниях, стараться развеять их или подсказать, что следует сделать в той или иной ситуации. В адаптационный период ребенку не стоит предъявлять завышенных требований, спокойно относиться к перепадам настроения, возможной замкнутости или резкости в общении дома.

То, насколько легко ребенок адаптируется к новой школе, зависит и от его характера: если ребенок хорошо относится к переменам, любит знакомиться и легко идет на контакт, переход в новую школу будет для него приключением, и адаптация пройдет легко. Если же ребенок отличается тревожностью или замкнутостью, привыкнуть ему будет сложнее.

Мы дадим Вам несколько общих советов о том, как сделать переход в новую школу проще и легче.

Совет №1 – постарайтесь менять школу летом, чтобы 1 сентября Ваш ученик шел в новую школу вместе с ее учениками. В этом случае все дети после летних каникул адаптируются к учебным условиям, и адаптация происходит легче, поскольку вливаться в школьный ритм нужно не только Вашему ребенку, но и всем остальным детям.

Совет №2 – предварительно познакомьте ребенка с новой школой, придите на каникулах и побродите по зданию, познакомьтесь с учителями и классным руководителем, представьте им своего ребенка, а также расскажите педагогам о его особенностях, сильных и слабых сторонах.

Совет №3 – активно обсуждайте переход в новую школу дома, говорите о положительных перспективах, вместе собирайте необходимые школьные принадлежности, чтобы ребенок не комплексовал из-за отсутствия чего-то необходимого.

Совет №4 – поощряйте общение ребенка со старыми друзьями, показывая, что прежняя жизнь не закончена, и он может свободно общаться с друзьями во внеучебное время. Здорово будет, если со временем Ваш ребенок завяжет знакомства в новом классе, и Вам удастся объединить обе компании.

Совет №5 – чтобы избежать насмешек и негативных проявлений со стороны новых одноклассников, посоветуйте ребенку быть самим собой, не заискивать перед новыми одноклассниками, но и не относиться к ним враждебно. Поначалу лучше всего вести себя доброжелательно, но дружбу никому не навязывать, а внимательно присмотреться к новым ребятам.

Совет №6 – если в новом классе принято периодически выезжать на экскурсии, ходить в кино или на выставки, обязательно дайте возможность Вашему ребенку участвовать в этих внеклассных мероприятиях. В такой непринужденной обстановке проще всего найти новых друзей.

Совет №7 – сходите на ближайшее родительское собрание и постарайтесь наладить добрые взаимоотношения с родителями учеников.

Совет №8 – наладьте режим дня для своего ученика, следите за тем, чтобы ребенок достаточно ел и спал, поскольку если он не выспится, то будет засыпать на уроках и не успевать за общим темпом работы в классе, что негативно скажется на его самооценке. Запишите ребенка в секции по его интересам, чтобы день был занят не только учебой, но и интересными ему занятиями. Следите, чтобы ребенок проводил время на улице для гармоничной умственной и физической нагрузки. Если малыш излишне переживает, посоветуйтесь с педиатром и попейте детское успокоительное средство «Тенотен», который поможет стабилизировать нервную систему ребенка и упростит адаптацию. Желаем Вашему школьнику успешной учебы!

Если ребенку предстоит сменить школу - как помочь ему адаптироваться в новом коллективе.

Подберите школу заранее

Постарайтесь подобрать школу заранее, еще весной

Обойдите несколько близлежащих к новому дому школ. Уже войдя в здание школы, можно многое понять. Обстановка школы — это как внешность человека: либо хочется дальше общаться, либо нет.

Поговорите с директором школы

Выясните, какие существуют в школе правила, традиции, обычаи, есть ли кружки и секции и какие именно. Помните, что директор — это голова школы, и именно от ее позиции в воспитании и обучении многое зависит.

Поговорите с будущим классным руководителем

Расскажите про Вашего ребенка. Ваш рассказ о будущем «новичке» должен быть уважительным, Вы должны рассказать о нем не только как об ученике, но как о личности (как общался с ребятами в старой школе, каких достиг успехов в кружках и секциях, какими чертами обладает). Подчеркивайте положительные стороны. Например, про одного и того же ребенка можно сказать, что он «медлительный», а можно — что «обстоятельный». Помните, что именно сейчас у учителя складывается первое впечатление о ребенке.

Спросите у педагога, насколько доброжелательная атмосфера в классе, и как ребята раньше принимали новеньких. Узнайте, как сам учитель будет помогать в адаптации.

Расскажите своему ребенку о посещении Вами школы

Желательно, чтобы еще весной Вы отвели его в новую школу и познакомили с классным руководителем.

Общение с одноклассниками

Если ребенок младший школьник, то можно попросить у учителя дать Вам несколько телефонов его будущих одноклассников (из числа наиболее общительных и доброжелательных). Вы можете позвонить их мамам и как-нибудь состыковаться для совместной прогулки. Пока дети будут вместе играть (а им нетрудно найти общий язык на игровой площадке), вы сможете узнать дополнительную информацию о школе.

Познакомившись с кем-то из будущих одноклассников, Ваш ребенок будет гораздо увереннее входить в новый класс, зная, что он уже не совсем чужой.

Помогите обеспечить авторитет ребенку

Если Вы работаете в каком-нибудь интересном месте, куда можно было бы организовать экскурсию детей из нового класса, то авторитет Вашему ребенку будет практически гарантирован. Моя знакомая (учитель младших классов) вспоминает, как папа одного «новичка» отвел весь класс на фабрику мороженного! Дети были в восторге, Коля был долго героем дня, недели, а потом ребята вообще забыли, что он недавно пришел, как будто с первого класса учился с ними.

Поэтому, приложив смекалку и любовь к своему делу, любое место работы можно показать так, что это запомнится ребятам надолго.

Общение с психологом

Еще весной, если в школе, откуда предстоит уйти, есть психолог, то попросите его провести психодиагностику Вашего ребенка. На консультации психолог расскажет, какие сильные и слабые черты были выявлены в исследовании.

Сильные — это то, на что ребенок сможет опираться в период адаптации в новом классе.

Слабые надо будет «подтянуть» за лето, опираясь на советы специалиста.

Самому ребенку психолог может дать советы, как вести себя в новом классе, учитывая личностные черты, а также положение в иерархии прежнего класса. «Лидеры» и «аутсайдеры» адаптируются труднее, чем более гибкие в общении «середняки». Трудно приходится тому, кто был «любимчиком», детям, добивающимся повышенного внимания неадекватными способами («шуты», «плаксы»), а также детям с особенностями внешности. Очень важно, чтобы именно психолог оценил весь комплекс возможных проблем и предложил решения.

Первое впечатление

Помните, что самое важное — это первое впечатление. Поэтому продумайте заранее, как будет выглядеть ребенок. Дети и подростки всегда обращают внимание на внешность, поэтому Ваш ребенок должен быть одет в меру модно, как и его сверстники. Аккуратность тоже очень важна. Обратите внимание на прическу, на то, чтобы одежда, обувь и рюкзак были чистыми.

Не жалейте ребенка

Совет для самих родителей и других близких ребенка: не жалейте своего «бедненького» ребенка, которому придется «так трудно». Будущий «новичок» может действительно начать нервничать и бояться. Не собирайте «историй-страшилок» по знакомым и друзьям. Не позволяйте их рассказывать в присутствии ребенка.

Главное — уверенный и позитивный настрой.

Не откладывайте на потом

Многие из советов, которые были даны, надо начинать осуществлять уже сейчас. Не откладывайте на «потом», думая, что времени в запасе еще «целое лето». И, главное, помните, что «не так страшен черт, как его малюют». Опыт перехода в другую школу учит ребенка искусству адаптации в новом коллективе, что очень пригодится ему в будущем, например, когда он будет менять работу.

Главное — верить в своего ребенка, и все получится!

Смена коллектива, места работы даже для взрослого человека достаточно большой стресс. Что уж говорить о ребенке, которые переходит из одной школы в другую.

Все дети по-разному адаптируются к новому. Мы можем условно разделить школьный возраст на три группы: начальная, средняя и старшая.

Ученики от 7 до 9 лет наиболее остро реагируют на школы. Это связано с тем, что ребенок только привык к сверстникам, к учителям, к самому процессу обучения. Ему может казаться, что появились друзья на всю жизнь, а тут их всех нужно оставить. Самый большой плюс, что дети в этом возрасте достаточно быстро «акклиматизируются» . Новые друзья появляются уже к концу первого учебного дня. Чтобы переход в другую школу обошелся без стресса, лучше готовить ребенка заранее, рассказать, что его ждут новые друзья, а старые никуда не уходят - им всегда можно позвонить или приехать к ним в гости. Если ребенок очень эмоциональный, вы можете заранее приехать в школу, погулять по школьному двору.

Я знаю девушку, которая за время учебы поменяла 8 школ. Ее семья - военнослужащие, и переезд из города в город был привычен. Как она сама смеется: «Новенькой быть страшно только первые два раза, а потом привыкаешь». Яна рассказывала, что проблем и недопонимания со сверстниками у нее не было. К ней все хорошо относились, учителя старались подтянуть по учебе, потому как разъездная жизнь накладывала свой отпечаток. Всех своих одноклассников она, конечно, не помнит, но с самыми близкими сначала вела обычную почтовую переписку, а теперь общается в соцсетях.

Самые проблемные обычно ученики средней школы : к одноклассникам и школе привыкли, да еще и собственная неуверенность на фоне начинающегося переходного возраста. в этом возрасте часто кажется, что их недолюбливают, излишне придираются.

В пятый класс к нам пришла новенькая - Ритка. Девочка вместе с семьей переехала из маленького украинского городка. Внешне она была старше нас, у нее начала округляться фигура, уже появилась грудь. Конечно, мальчишки больше никого не замечали в классе, кроме нее. Девочкам такое нововведение было не по душе, и сначала они начали над ней зло подшучивать: то в мужской туалет затолкают, то в раздевалке закроют. Ритке тоже палец в рот не клади, она вычисляла обидчиков и мстила. Потом самые «крутые» одноклассницы собрались и избили ее. Дальше было разбирательство в кабинете у директора, весь класс по одному, потом все вместе ходили на ковер. Из класса Ритку не перевели, хотя ее мама на этом настаивала. Со временем все страсти в классе улеглись, мы проучились вместе до 11 класса, но своей она так и не стала.

Дети старшего школьного возраста меняют школу обычно по двум причинам: переезд в другой город, или переход в школу с более серьезной подготовкой. Почему же им легче? Десятые классы в большинстве своем сборные, в них всегда много новеньких. Если переход обусловлен получением знаний, то для ребенка это является большей мотивацией и на все остальное он может закрыть глаза.

Я все 11 лет школьной жизни проучилась в одной школе. Моя подружка Сашка ушла из нашего класса в другую школу, где углубленно изучали химию и биологию. Она рассказала, что решиться оставить друзей, учителей было очень сложно. Боялась выглядеть «белой вороной» в классе, поскольку у нас знания по химии откровенно хромали на обе ноги, но желание связать свою жизнь с медициной было огромным. На деле все оказалось совсем не страшно. Из 32 учеников в классе новеньких было 24 человека - это дети, которые перешли из других школ города. Ребята достаточно быстро сдружились, помогали друг другу решать сложные химические задачи. Сашка говорит, что совсем не жалеет, что ушла любимой школы в абсолютно новую жизнь.

Переход в другую школу не всегда вызван только желанием, иногда это необходимость. Постарайтесь подготовить ребенка, настроить его на позитив. Следите за успеваемостью в школе, помогайте делать уроки, обязательно спрашивайте, как прошел день. Если возникли проблемы и конфликты, не думайте, что это несерьезно, помогите вашему ребенку выйти из сложившейся ситуации, пройти адаптацию безболезненно.

Фото - фотобанк Лори

К нам в редакцию часто пишут обеспокоенные родители, которые замечают, что ребенок не может после перехода в другую школу. Некоторые дети и вовсе отказываются ходить в новое учебное заведение и умоляют перевести их обратно. Неважно, по какой причине пришлось сменить школу - конфликт с учителями, переезд, желание обучаться по углубленной программе - ученик может в любом случае столкнуться с проблемами адаптации. «Я - Родитель» решил дать несколько советов родителям, которые либо планируют перевод ребенка в другую школу, либо уже сделали это.

Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу

Если обстоятельства не противоречат, то самым благоприятным временем для перевода является сентябрь. Месяц, когда все дети находятся в равных условиях адаптации к школьному ритму, вхождению в рабочий режим после летних каникул. Благодаря одинаковому старту и «притирке» детей друг к другу после летних каникул, новичку будет гораздо легче войти в коллектив.

Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка

Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения - это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит. Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко - например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса. Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.

В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки. Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру - приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым. В новой школе также можно будет найти новых друзей - напоминайте об этом ребенку как можно чаще.

В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия. Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время. Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.

На эмоциональное состояние ребенка при переводе в новый класс во многом влияют родители. Если взрослые позволяют себе рассуждать при ребенке о том, как сложно и неправильно переводить его в новую школу, ученик начнет еще сильнее бояться этого перевода. Вполне возможно, что он будет воспринимать новое учебное заведение как враждебный лагерь. Обсуждать переход в другую школу в семье необходимо, но при этом очень важно показать ребенку спокойствие с вашей стороны, причем он должен понимать, что вы спокойны не потому, что вам все равно, а потому, что уверены в успехе.

Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса

Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии». Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе. Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды , необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком. Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.

При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы - просто будьте.

Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к .

Тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка проблемы в отношениях с одноклассниками:

Ребенок становится замкнутым

Снижается успеваемость

Снижается аппетит и пропадает сон

На вопросы о школе ребенок отвечает односложно, отмалчивается или переводит тему

В дневнике отсутствуют записи

Владлена Ворона

Экология жизни. Дети: Любые перемены вызывают вполне закономерную тревогу. Родительскую, а затем, детскую: у каждого из нас есть свой опыт прощания...

Мой ребёнок «новенький»

Новый учебный год мой сын встретит в 8 классе новой школы. Он будет «новеньким». И опыт этой главы станет и его опытом.

Решение о переходе мы приняли не потому, что сыну плохо в старой школе - Миха чудесно учится, школа «детоцентрическая»... просто пришло время изменений. Сам сын сказал: «Очень не хочется, но пора выходить из зоны комфорта».

Любые перемены вызывают вполне закономерную тревогу. Родительскую, а затем, детскую: у каждого из нас есть свой опыт прощания со старым и вхождения в новый коллектив. Будем стараться не переносить его на своих чад. У них - свой потенциал, свои задачи, своя история.

То, что очень важно слышать, чувствовать, видеть ребёнку в глазах родителя (как и нашему взрослому партнеру): «Я в тебя верю. Если нужна помощь, я рядом. Но я точно знаю, что ты справишься сам».

Нам важно помнить:

  • что идеальных систем не бывает. Только трудности, которые, конечно, по силам ребенку, дают ему опыт победы и ощущение силы.
  • что 12 баллов по всем предметам иметь совершенно не обязательно и очень многое из того, что мы сами проходили в школе, нам не пригодилось во взрослой жизни;
  • что школа не должна быть всей жизнью ребёнка. Это только часть жизни;
  • что ребёнок, не уверенный в любви родителей, начинает фиксироваться на «успешности» - он обходным путем, через внешние успехи, заслуживает внимание. Это приводит к излишнему напряжению и, в конце концов, неврозу, психосоматическим болезням;
  • что то, что не устроено, несостыкованно, недосказанно и непрожито дома, будет отражаться на школьной жизни ;
  • что учителя не несут ответственности за Душу нашего ребёнка.

Итак:

1. Решение о переходе в другую школу (садик) принято

Чем оно продиктовано? Это вынужденное или «добровольно-эволюционное» решение? Это побег из плохих условий, попытка избежать конфликта или осознанный выбор? Это решение совпадает с другими изменениями в жизни ребёнка (переезд, развод родителей, появление младшего детёныша)? Это решение самих родителей или оно согласовано с ребёнком?

Если мы ответили «да» на первую часть вопросов, нужно будет приложить чуть больше усилий, чтобы дать ребенку ресурс перед новым школьным годом. Идеально, если между школами ребёнок отдохнет в лагере, пойдет на новый кружок, секцию, получит новый позитивный опыт общения в группе.

2. Чем бы ни было продиктовано решение, нам важно (точнее, нашему подсознанию) «совершить ритуал»

Только закрыв одну дверь, мы открываем другую. Помните, как в народной традиции встречают-провожают перемены? Либо оплакиванием, либо празднованием. Это позволяет поставить точку - выпустить непрожитое и незавершенное. Если у ребёнка отношения с одноклассниками хорошие - можно устроить пикник, мини-встречу, где бы нашему ребёнку могли бы сказать тёплые слова, сказать, что в нём ценят. И важно - договориться встречаться время от времени или контактировать в соцсетях. Сделать общее фото друзей. Можно сделать маленький семейный ужин в честь ребёнка или просто купить маленький подарок на память.

Если ребёнок уходит из школы из-за конфликта, «точку» поставить всё равно важно.

3. Подготовительная работа родителей

В старой школе - поговорить с директором, классным руководителем, психологом. Поблагодарить (если есть, за что). Спросить, на что важно обратить внимание.

В новой школе. Походить по самой школе, почувствовать атмосферу, постоять под кабинетом (если ещё учебное время), послушать шумовой фон, посмотреть на школьников, насколько они раскованы, посмотреть, насколько открыта информация о школьной жизни (на стенах часто развешивают фотографии, вывешивают планы и прочее).

При встрече с директором/классным руководителем - рассказать о том, почему приняли решение сменить школу, рассказать об особенностях ребёнка, его сильных сторонах и ваших ожиданиях.

4. Подготовительная работа с ребёнком

Куда бы мы ни переходили - мы с собой переносим себя - со своими плюсами и минусами. Я предлагаю детям игру - размышление «Колючки и магниты» .

  • Магниты - это те качества, которые привлекают к нам людей - например, наше остроумие, наша доброта, наша надежность.
  • Но наши колючки могут причинять боль и отпугивать друзей.

Например, наша вспыльчивость, обидчивость, необязательность. Дети сами пишут несколько «колючек» и обязательно вдвое больше «магнитиков». «Колючки» - это то, из-за чего и могли возникать конфликты и непонимание в старой школе. То, из-за чего ребёнок и говорил «со мной не дружат».

Если из фамилии ребёнка можно сделать дразнилку, сами придумываем вместе с ним веселые варианты «обзывалок». Так мы делаем прививку от обидчивости.

Есть дети с обостренным и «субъективным» чувством справедливости. Они ябедничают, совершенно искренне считая, что «помогают обществу». Нам важно объяснить разницу между правдивостью, справедливостью и поведением ябеды.

Я часто для иллюстрации адаптации ребенка к новому месту использую метафору пересаживания цветка в новый вазон. Ему нужно время, чтобы привыкнуть, вживиться, пустить корни. Первое время цветку требуется более бережный уход, он чувствителен к любым воздействиям. Но через несколько недель-месяц он уже крепок и силен. Удобрением и влагой для ребенка становятся наша поддержка, забота, доверие.

Помним, что мы можем разниться по темпераменту. Что есть разные психотипы, разные телесные типы, темпоритмы, особенности восприятия информации.

  • Если наш ребенок интроверт - ему для общения будет достаточно одного-двух человек, от долгого пребывания в группе, в шумном месте, он будет уставать, капризничать, болеть.
  • Ребенок-экстраверт нуждается в контактах и активном обмене эмоциями. Это для него питательная среда. Без нее он устает, капризничает, болеет.

Телу ребёнка должно быть комфортно. Если ему небезопасно, вся учебная информация будет блокироваться. Ребёнку важно знать, где туалет, где столовая, где взять воду для питья. У него с собой должны быть влажные и сухие салфетки.

Если в школе есть дресс-код - его важно соблюдать. Подбирая всё же удобную и качественную одежду.

Памятка для ребенка:

То, что помогает быстрее превратиться из «новичка» в «старичка»:

  • приветливость;
  • умение знакомиться;
  • аккуратность;
  • хорошая осанка;
  • разносторонность интересов.

Важно:

  • не ждать, что тебя сразу «примут в компанию». Классу тоже нужно время на адаптацию;
  • наблюдать и изучить правила и "законы" нового класса;
  • присматриваться к одноклассникам, откликаться на приглашение к контакту;
  • не заискивать, не покупать внимание подарками;
  • не рассказывать о том, как было хорошо в прежней школе;
  • не хвастаться и не врать о себе, не ябедничать;
  • если в классе есть группировки и лидеры, если группы начали перетягивать на свою сторону, важно сказать: «Мне сейчас все интересны и важны»;
  • не изменять себе, не соглашаться на то, что считаешь неправильным;
  • задавать вопросы и спрашивать совета у тех, кому доверяешь;
  • излишне не привлекать к себе внимание;
  • если становится сложно и одиноко - представлять за собой родителей, друзей, тех, кому доверяешь - как будто на них опираешься, как на стену.

Любые изменения, любой новый опыт, любые контакты с новыми людьми делают нас и наших детей сильнее, мудрее, более зрелыми.

Пусть все адаптации в жизни наших детей проходят легко и безболезненно. Радостного взросления!