Почему я хочу стать летчиком испытателем. МиГ превосходства: летчик-испытатель Михаил Беляев о секретах мастерства

В мире много разных профессий, но мне больше всего нравится профессия летчика.

Летчик – это человек, умеющий управлять самолетом, вертолетом или другим летательным аппаратом. Многим приходилось управлять виртуальным самолетом, штурмовать противника сидя перед компьютером. Но это игра, а в действительности профессия летчика одна из самых технически сложных.

Летчик, естественно, не должен бояться высоты и уметь в критическую ситуацию брать ответственность на себя, принимать правильное решение; следовательно, он должен быть высококвалифицированным

Специалистом и иметь отличную профессиональную подготовку.

Особенно важно быть инициативным и помнить, что неуверенным в себе в небе делать нечего. Также необходима большая сила воли, выносливость, крепкое здоровье не только физическое, но и моральное. Особенно это важно для летчиков-испытателей, т. к. обычный будничный рабочий день состоит из стрессовых внештатных ситуаций.

Три оси вращения самолета уже придуманы. Пилоту остается только взять этот метод за основу и научиться управлять летательным аппаратом. Парить, как птица, держать равновесие, делать виражи пилоту необходимо не только

Для собственного удовлетворения. Важность профессии заключается в том, что летчику предстоит каждый раз, садясь за штурвал, нести ответственность за жизнь пассажиров и членов экипажа.

Профессиональность летчика важна и во время пилотирования самолета в воздушном бою, где именно от мастерства управления полетом зависит, сколько вражеских самолетов будет уничтожено.

Сложность данной профессии состоит также в том, что, например, летчик-испытатель должен первым проверять исправность и надежность летательного аппарата во время полета, ведь от этого тоже зависит жизнь пассажиров и членов экипажа.

Все, у кого профессия связана с небом, должны помнить, что небо ошибок не прощает.

(6 оценок, среднее: 3.67 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Для Антона Павловича Чехова “благодать” в профессии врача – болезни, которые он может лечить. По-моему мнению, “благодать” в профессии врача...
  2. Все профессии и работы по-своему важны и ответственны. Впрочем, вряд ли кто-то возьмется отрицать то, что среди всех их можно...

Летчик-испытатель – это пилот, которому доверяют сидеть за штурвалом самых новых моделей самолетов. Эта работа почетная и опасная. Нужно знать и уметь управлять самой разной летательной техникой, чтобы быстро сориентироваться, сидя в кабине абсолютно нового воздушного судна.

Учебные заведения, где готовят пилотов

Летчиком-испытателем можно стать, только получив образование в одном из авиационных институтов и училищ. Они бывают гражданские и военные. Самый известный авиационный институт для гражданских – МАИ. Чтобы поступить туда, необходимо предоставить следующий комплект документов:

– аттестат об окончании одиннадцати классов средней школы или диплом об окончании летного училища-
– сертификат о прохождении Единого Государственного экзамена-
– медицинскую справку (форма N 086/у)-
– удостоверение гражданина, подлежащего призыву (приписное свидетельство) или военный билет (только для мужчин 18-27 лет)-
– общегражданский паспорт (копия и оригинал)-
– фотографии – 3х4 или 4х6, черно-белые, 6 шт.

Также необходимо иметь хорошие знания в области физики и математики, так как при поступлении проводятся дополнительные экзамены по этим предметам.

Готовят пилотов и военные институты и училища. Они расположены в Иркутске, Ульяновске, Ейске, Краснодаре и других городах России. Для поступления в каждое из этих учебных заведений необходим свой комплект документов, список которых можно уточнить по телефону. Телефоны вузов и училищ можно найти на справочных сайтах.

Закончив нужный вуз или авиационное училище, необходимо стать действующим пилотом и налетать определенное количество часов, чтобы иметь возможность получить второе образование по специальности «летчик-испытатель».

Летчики-испытатели – где их готовят

Летчики-испытатели требуются как в военной авиации, так и в гражданской. Готовят их в школах летчиков-испытателей. Их в России всего две – в подмосковном Жуковском и городе Ахтубинске. Чтобы поступить туда, необходимо иметь образование по специальности летчик-инженер, причем предпочтение отдается кандидатам, закончившим учебное заведение с отличием. Также к экзаменам допускаются только пилоты, налетавшие определенное количество часов. При этом возраст абитуриента должен быть не старше тридцати одного года. С каждым из поступающих в школу проводится собеседование. Кроме того, будущие летчики-испытатели проходят специальные психологические тесты, целью которых является выявление готовности к этой сложной и опасной работе.

Обучение в школе летчиков-испытателей проводится в течение полутора лет. За это время будущие специалисты летают на двенадцати видах самолетной техники, а также изучают различные тренажеры. К концу обучения слушатели умеют определять летно-технические характеристики авиационной техники, а также могут выполнять полеты любых видов.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Проведенные в недавнем прошлом бывшим министром обороны "реформы" в сфере высшего военного образования сильно ударили по базе военных авиационных училищ. В результате осталось только два действующих образовательных учреждения, подготавливающих…

Соблюдая определенные условия при поступлении в институт, можно не сдавать ЕГЭ. Есть вузы, которые принимают абитуриентов на этой основе. Но вступительные экзамены сдавать все же придется. Мечта выпускника школы, уставшего от бесконечной…

Закончив училище или колледж, выпускник может устраиваться на работу с полученным дипломом. Также у него есть альтернатива - поступление в вуз. Многие высшие учебные заведения предоставляют для выпускников ссузов возможность получить еще и высшее…

Сейчас фармацевт - это не только интересная, но и потенциально высокооплачиваемая специальность. Это также профессия, обеспечивающая хорошие возможности для трудоустройства - фармацевты необходимы не только обширной сети аптек, но и различным…

Итоговая аттестация в виде государственных и иных экзаменов по окончании школы проходится учениками не всегда успешно. Кроме того, некоторые молодые люди изначально отказываются сдавать экзамены по тем или иным причинам. Но даже в этом случае у них…

Летно-авиационный колледж или училище ведет подготовку будущих авиационных техников и пилотов. Основное различие между техникумом и колледжем состоит в том, что кроме базовой подготовки учащихся, которую дают техникумы, в колледжах добавлена еще…

Летчиком или космонавтом мечтают стать почти все мальчишки. Некоторые из них вырастают и забывают о своих детских желаниях. Другие - поступают в авиационный институт и на самом деле становятся пилотами. Вам понадобится- высокие баллы по физике…

Работа стоматолога требует усидчивости, спокойствия и полного сосредоточения, при этом она считается одной из самых оплачиваемых среди врачебных специальностей. Если вы с детства увлекаетесь биологией и химией, можете похвастаться железными нервами…

Если вы хотите стать профессиональным певцом, как оперным, так и эстрадным, вам необходимо получить специальное образование. Это возможно сделать на вокальном отделении различных музыкальных учебных заведений. Вам понадобится- аттестат об…

Если вы чувствуете в себе нереализованный потенциал учителя, если со школьной скамьи грезите преподавательской работой, несомненно, рано или поздно перед вами встанет вопрос: как получить педагогическое образование? Инструкция 1Во многих школах в…

Летчик – профессия чрезвычайно популярная.

Каждый мальчишка мечтает стать летчиком и представляет себя за штурвалом самолета. И ни одна девчонка не откажется выйти замуж за летчика. Ведь это так романтично – небо, самолет…

А как на самом деле? Давайте разбираться.

Все стороны одной из самых романтичных профессий

Да, конечно, быть летчиком – интересно и престижно. Поднимать в небо самолет и вести его строго по курсу, мастерски справляясь со всеми возникающими в ходе полета трудностями – это ли не работа для настоящих мужчин? Да еще и платят за нее весьма много…

И вот тут, внимание ! Большие деньги никогда не даются легко. И всем известно, что много заработать честным путем можно лишь там, где профессия сопряжена с высокими нагрузками и рисками. И того, и другого у летчиков в избытке:

  1. Для того чтобы стать летчиком, еще на старте необходимо иметь отменное здоровье и отличную физическую подготовку.

Даже если вы мечтаете лишь о гражданской авиации, организм должен работать как часы. Никаких проблем с сердцем и прочими органами, а также со зрением и слухом. Медики тщательно отбраковывают возможных претендентов. Также необходима крайне устойчивая психика. Этому аспекту уделяется не меньше внимания. И хорошая физическая форма. Для того чтобы стать студентом летного училища, нужно легко и непринужденно сдавать все спортивные нормативы.

Если же вы метите в военные летчики с перспективой выхода на орбиту, то тут уж здоровье должно быть просто железным, причем как физическое, так и душевное.

Конечно, особое внимание здесь уделяется знанию технических дисциплин. Но и общий балл аттестата должен быть высоким. Поскольку конкурс на эту специальность всегда запредельный.

Не менее важен высокий интеллектуальный уровень и успеваемость.

Позаботьтесь об этом заранее. Повысить оценки по любому предмету помогут сервиса T utoronline. ru . Здесь же вы при необходимости можете получить эффективную подготовку к экзаменам у лучших репетиторов страны. Все занятия проходят в режим онлайн посредством скайпа. Поэтому воспользоваться предложением компании могут абитуриенты, проживающие в любой точке мира.

  1. Пригодится также выносливость.

Под ней понимается не только способность регулярно подвергать организм нагрузкам на протяжении всей жизни. Но и готовность к длительной физической и умственной концентрации в течение многочасовых полетов. Эта работа требует постоянного внимания и способности к экстренному принятию решений. Ведь иногда в воздухе возникают сложнейшие ситуации, в которых от поведения и степени концентрации пилота зависит жизнь людей.

  1. Работа летчика – это еще и высокая ответственность и связанное с ней постоянное эмоциональное напряжение.

Командир экипажа и его соратники отвечают во время полета за жизни людей. Иногда за несколько десятков, а иногда – и за несколько сотен жизней. Согласитесь, это – огромная ответственность. И она лежит на плечах пилота в каждом рейсе. И это при том, что достаточно часто техническое состояние самолетов оставляет желать лучшего. И этот вид транспорта вообще считается одним из самых опасных. Не каждый может справиться с таким грузом ответственности.

А если речь идет об авиации военной, то от летчика и вовсе могут зависеть судьбы целых населенных пунктов.

Это помимо того, что своей жизнью пилот, как в гражданской, так и в военной авиации, рискует в каждом полете. Особенно, если он – летчик-испытатель.

Вот что говорит об этом заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Николаевич : «Лётчик-испытатель постоянно "не помнит", что может не вернуться из полёта – Он "знает Это". В ином случае работать качественно не смог бы» .

Конечно, летчик-испытатель – это самая опасная из летных специальностей. Ведь именно этим отважным парням приходится испытывать на практике новые модели самолетов. И испытания далеко не всегда проходят успешно. Но и жизнь обычных военных и даже гражданских летчиков – это постоянный риск, к которому нужно быть готовым в каждом полете.

Несмотря на всю сложность и ответственность, ежегодно десятки парней выбирают для себя профессию летчика. И это неудивительно. Ведь летчик – это особый статус, высокий престиж и хорошие доходы. А впрочем – это все не главное. А что главное? Небо! Только тот, кто влюблен в него по-настоящему, может стать летчиком высокого класса.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Ни для кого не секрет, что одно из перспективных направлений развития боевой авиации будущего - создание беспилотных летательных аппаратов. Они уже привели к значительным изменениям в современной тактике ведения боевых действий, и в будущем их значение будет только усиливаться.

Но прежде, чем беспилотный самолет полетит так, как современный пилотируемый истребитель, он должен быть испытан. "И, скорее всего, сначала его испытает летчик-испытатель, после чего сделают так, что он будет беспилотным", - считает начальник летной службы, Михаил Александрович Беляев. Именно летчику-испытателю отводится главная роль.

Михаил Беляев

Летчик-испытатель 1-го класса. На летно-испытательной работе в корпорации "МиГ" с 1996 года. Первым поднял в небо и провел испытания истребителей МиГ-29КУБ (вместе с П.Н. Власовым) и МиГ-35 (вместе с С.В. Горбуновым). Участвовал в испытаниях самолетов МиГ-АТ, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29ОВТ, МиГ-29М2, МиГ-29СМТ, МиГ-31 и их модификаций, а также пассажирского Ил-103. Многократно демонстрировал отечественные самолеты на российских и международных авиасалонах. Награжден орденом Мужества. Весной 2017 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиатехники, удостоен звания Героя России.

Продолжение

Интервью ТАСС состоялось накануне 105-й годовщины образования Воздушно-космических сил России на территории Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском.

Как сбывалась мечта

Беляев родился в 1967 году в Саратове, в семье военнослужащего. И, как у каждого мальчишки в то время, у него была мечта - стать летчиком. Впервые пятилетнего Михаила на аэродром привел отец. Он впервые увидел самолеты МиГ-21, почувствовал запах паленого керосина при работе реактивного двигателя и рулежке самолета - и все это оставило неизгладимые впечатления на всю жизнь. После этого Беляев твердо решил, что станет настоящим летчиком.

Потом была школа, учеба в Черниговском высшем авиационном училище летчиков (1984–1988 гг.), служба в ВВС СССР, получение класса "летчика-истребителя" и новая мечта - стать летчиком-испытателем. "Эта мечта была еще с училища… Как-то там начал понимать всю суть этой профессии. Потом уже, когда более глубоко вник, понял, что вершина как раз летного мастерства - это испытательные работы. И на вершине всегда находится летчик-испытатель. Появилась мечта стать им", - вспоминает Беляев.

Свой первый полет он совершил на первом курсе училища, тогда ему было 17 лет.

Я мог летать на самолетах, но не мог еще водить автомобиль (смеется). Это было на Л-39, учебно-тренировочный реактивный самолет. Первый полет с инструктором. Ну а дальше была задача научиться летать для того, чтобы вылететь самостоятельно

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

Он рассказывает, что самый важный этап в жизни каждого летчика - это первый самостоятельный вылет. "И ты садишься в кабину, понимаешь, что ты один и сзади никого нет, и в это не верится до тех пор, пока не взлетел... И вот это ощущение, что я лечу и я один, - это одно из самых важных первых впечатлений, это очень здорово", - признается Беляев.

Настороженность, она всегда присутствует. Вопрос в том, как уметь с этим бороться и как себя подготовить к тому, чтобы ощущение страха не возникло, а осталось на уровне настороженности или осторожности. Как такового страха - не знаю, не помню

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

В Черниговском училище летали на самолетах Л-39, МиГ-21 и МиГ-23, в то время - основной боевой истребитель Советского Союза. Причем, если первые две машины относились ко второму поколению самолетов, то МиГ-23 считался уже третьим. На нем появилась автоматизация и новые виды вооружения.

После училища, когда Беляев пришел служить в авиаполк, летать на этих самолетах еще продолжали, но уже в конце 80-х годов началось массовое перевооружение на легкие истребители четвертого поколения МиГ-29. "Ну конечно, в сравнении с предыдущими самолетами, это была маленькая революция, и у меня в сознании, в частности", - вспоминает летчик.

Тяговооруженность, высокая маневренность. Когда можно было выполнять воздушный бой, допустим, парой старых МиГ-23 против одного МиГ-29, при этом на "23-м" полный форсаж, везде предельные режимы, а МиГ-29 с легкостью маневрирует и уходит от преследования, раз за разом заходя в хвост этим самолетам. Я этого не понимал, пока сам не пересел на МиГ-29

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

В 1995 году Беляев окончил Центр подготовки летчиков-испытателей в Ахтубинске, где застал еще так называемую советскую школу подготовки пилотов. И там не было постоянного контроля со стороны командира. "Тебе дают свободу действий. Вот стоянка самолетов - выбирай любой, сдавай зачеты и дальше иди, лети. И в принципе можно бесконтрольный полет, без инструктора", - рассказывает летчик.

И это все для молодого человека, который прошел армейскую школу, было немножко непонятно сначала. А потом поняли, что именно таким и должен быть процесс обучения в школе летчиков-испытателей, когда тебе доверяют. И вот так я начал постигать азы летного искусства, мне повезло, я к этому приобщился

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

В 1996 году майор Беляев был отобран в РСК "МиГ". И здесь летчику снова пришлось принимать еще одно революционное решение: уйти из армии и стать гражданским. "Для каждого летчика-испытателя следующая мечта - это перейти на работу в промышленность, в известные фирмы - МиГ или Сухой. Мне повезло, мне предложили", - признается он.

Самое главное - это мечтать. Все остальное уже придет: здоровье - в первую очередь, дальше - опыт летной работы и личные качества. Но никогда в эту профессию не приходят те, которые не хотят быть летчиками-испытателями

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

От мечты к реальности

Не секрет, что полеты на организм человека воздействуют очень вредно. И больше всего этого выпадает на долю летчиков-испытателей. Беляев рассказывает, что идет постоянное воздействие многих вредных и даже агрессивных факторов: гипоксия, ускорения различные (при маневрировании самолета), воздействия перегрузок, возникающие за счет этих ускорений и другое. Поэтому, уточняет летчик, здоровье надо беречь, стараться его как-то поддерживать и укреплять.

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

Раз в год каждый летчик-испытатель проходит полное серьезное обследование и раз в шесть месяцев - так называемый углубленный осмотр. На простой вопрос о том, какую пищу можно, а какую нельзя употреблять перед полетами, Беляев немного задумывается и с иронией отвечает: "Я себя вынужден уже причислять к категории людей достаточно немолодых, поэтому стараюсь из своего рациона исключать газированные напитки и тяжелую пищу, а заменять это бокалом сухого красного вина, ну и чем-то натуральным - мясо обязательно, овощи".

Как и у космонавтов, у летчиков-испытателей есть перегрузки, и порой они достигают запредельных значений. К примеру, при спуске на Землю максимальные перегрузки, которые испытывают космонавты , достигают 4,67g. Беляев признается, что во время демонстрационных полетов на авиасалонах, которые, например, зрители могли видеть на прошедшем МАКС-2017, пилоты маневрируют с перегрузкой 9g.

У меня было максимум больше 10g. Это было маневрирование с предельными перегрузками. В сравнении с космонавтами здесь разные воздействия перегрузок. При полете в космос и возвращении оттуда эти перегрузки гораздо более длительные, но меньше по значению своему. И космонавтов размещают таким образом, чтобы минимизировать воздействие. Они находятся в полулежащем состоянии, в креслах, т.е. это длительное, но, скажем так, в какой-то степени более комфортное, по сравнению с теми перегрузками, которые испытывают летчики-истребители при маневрировании

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

Беляев рассказывает, что обычных строевых летчиков ВКС РФ ограничивают на основании того опыта, который приобретается летчиками-испытателями РСК "МиГ". "Мы говорим о том, что можно летать везде по границам, показываем это и доказываем. Вот она - граница: вот здесь человеку можно быть и самолету, но дальше уже нельзя и не надо", - уточняет он.

Но с поставкой в войска того или иного самолета, не заканчивается работа испытателя. Дальше задача - показать и донести до строевых пилотов и их командиров те возможности, которыми самолет обладает. Летчики разъезжаются по местам базирования техники, где на месте происходит показ и обучение. Причем это касается, как и ВКС, так и ВМФ.

Мало создать продукт, провести его испытания, нужно чтобы этим продуктом пользовались и использовали все возможности в полном объеме

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

В официальных документах, рассказывает Беляев, всегда присутствует термин "персональная оценка летчиков". "Даже если, может быть, какие-то параметры, которые регистрируются на контрольно-записывающуюся аппаратуру во время полета, говорят о том, что есть отступления от заданных норм, но при этом оценка летчиком положительная, то выигрывает оценка летчика", - говорит он.

Физически самая тяжелая фигура пилотажа, по мнению Беляева, длительное маневрирование на большой перегрузке в районе 9g. Это обычный вираж, разворот. "Самолет относительно какого-то центра, радиус он крутит… Это как на каруселях. Вы сели, начали крутиться и вас вдавливает", - рассказывает он.

А если мы еще при демонстрации вставляем вращения туда, "бочки", это для человека - сначала тебя придавило с перегрузкой 9g. Например, мой вес 80 кг, с перегрузкой это значит - 820 кг на меня давит. Потом я делаю вращение и опять продолжаю вираж. Т.е. знаки перемены перегрузки, которые действуют на летчика, они очень большие, и физически это достаточно сложно

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

Говоря о выступлениях на авиасалонах, Беляев признается, что подготовка к ним проходит от месяца до двух недель. После этого подтверждается готовность экипажа для выполнения демонстрационных полетов. Называет летчик и самый сложный во всех отношениях салон - это в Ле-Бурже. "Специфика такая, что над полосой можно снижаться до высоты 100 метров, а чуть-чуть в пределах 1 км эта высота минимальная 300 метров. Там находятся населенные пункты, там ниже 300 метров нельзя летать", - говорит Беляев. Поэтому маневрирование приходится строить таким образом, чтобы либо обходить населенный пункт либо проходить на большей высоте.

Имел неосторожность один раз, в 2007 году, взять семью на выставку в Дубай, после этого уже 10 лет, как каждый год мы ездим в Дубай. Жене Оксане и полеты, и сама атмосфера выставки нравится. Хотя, на самом деле, говорит, что лишний раз я не хочу смотреть, как ты летаешь. Конечно, переживает

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

С МиГ-29ОВТ (самолет с отклоняемым вектором тяги) Беляев покорил многие авиасалоны мира, демонстрируя такие фигуры высшего пилотажа, которые еще никто не смог повторить. К примеру, признается летчик, "двойной кульбит".

"Кобру", которую демонстрируем, скажем так, мы доходили до углов 150 градусов, т.е. это практически "лежание на спине". И при этом мы находились достаточное длительное время в этой области, после чего возвращались назад

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

Это говорит об аэродинамике самолета, его моментных характеристиках, что он может не только входить в такую фигуру, но и возвращаться назад. На МиГ-29ОВТ отрабатывались аэродинамические решения, связанные с улучшением динамических и маневренных характеристик, решения по новой силовой установке. То, что получили в результате испытаний, говорит Беляев, удивило пилотов.

Здесь можно открыть небольшую тайну: случилось так, что наука объясняла практику. Т.е. сначала была практика, в результате испытаний выполнялись какие-то маневры, а потом уже наука аэродинамика и аэродинамика полета эти маневры объясняла. Хотя должно быть наоборот

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации "МиГ", Герой России

Мы также демонстрируем так называемое стояние на хвосте, рассказывает пилот. При этом скорость относительно земли в районе ноля.

"ТАСС/Ruptly"

"Это когда самолет с углом атаки 90 градусов, потом переходящим в 180, зависает вертикально и находится в воздухе, висит только за счет тяги двигателей. Самолет просто стоит вертикально", - уточняет он. На вопрос, умеют ли подобное делать зарубежные летчики, Беляев отвечает: "Я не видел".

Такого рода фигуры пилотажа нужны, подводит итог Беляев, в первую очередь для демонстрации в процессе авиашоу возможностей самолета. А дальше, уже на основании этого, начинается вестись разработка различных маневров - противоракетных, противосамолетных.

Накануне Всемирного дня авиации и космонавтики мы встретились с заслуженным лётчиком-испытателем СССР, полковником в запасе Михаилом Поздняковым.

1 декабря 1980 года при испытании ракетоносца Ту-22М3 самолёт вошел в штопор, командир экипажа Михаил Поздняков принял решение катапультироваться с высоты 800 метров. «Страха не было, было досадно, - вспоминает Михаил Иванович. - Очень уж обидно, что такая хорошая машина - на свалку». Ладно, оставим страхи. А романтика-то есть, лётчики же ближе всех к звёздам? «Да какая романтика. Вот первый раз, когда летишь, это эйфория, под тобой облачка, сверху солнце… А потом, потом какая романтика - работать надо».

По стопам Гагарина

- А как вы стали лётчиком-испытателем?

До восьмого класса я мечтал, как отец, стать трактористом. И на комбайне умел работать, и на тракторе. Но когда я учился в восьмом классе, Юрий Гагарин полетел в космос. И тогда я решил, что стану лётчиком и поступлю в то училище, где учился Гагарин. И добился своего. Окончил Оренбургское ВВАУЛ им. И.С. Полбина. Отслужил в Кустанае пять лет, когда однажды к нам прилетел лётчик-испытатель. Пижонистый такой: кожаные штаны, шевретовая (кожаная) куртка. Спрашиваем, а как можно стать лётчиком-испытателем? Говорит, уже год работает центр подготовки, пишите рапорты. Нас с товарищем вызвали в Ахтубинск, в центр подготовки. Посмотрели на наши документы и говорят: «Вы нам не подходите». Еле уговорили, чтобы нас испытали.

- А сейчас как становятся лётчиками-испытателями?

Раньше обучало государство. Министерство авиационной промышленности отбирало лучших из лучших по всем полкам. Теперь же каждый авиаконструктор набирает себе лётчиков сам. То есть ему нужно взять лётчика из строевой части, дождаться, чтобы тот уволился, потом заплатить за его обучение немалые деньги. После обучения он получит степень лётчика-испытателя третьего или четвёртого класса. Потом он должен дорасти до первого класса - только тогда он имеет право проводить государственные лётные испытания. Понятно, что всё это время ему нужно платить деньги, а прибыли от него нет. Так что летчиков-испытателей сейчас маловато.

Да у нас вообще профессионалов маловато. Кто сейчас, как вы в восьмом классе, хочет быть лётчиком-испытателем?

Правильно, все хотят быть коммерсантами, как мы когда-то космонавтами. Ещё в Кустанае служил, пришла разнарядка на подготовку в космонавты. Мы бегом побежали! Но я не подошел. Впрочем, работа лётчика-испытателя интереснее, чем летать «Белкой и Стрелкой». Из нашего выпуска космонавтом стал Александр Викторенко. Он раза четыре-пять летал в космос, рассказывал, как они растения выращивают, опыты проводят, спортом занимаются, чтобы мышцы не атрофировались. Скучно. Это нужно, конечно, человечеству придётся осваивать космос. Что будет через 200 - 300 лет? Недра истончаются, природа меняется, катаклизмы, которых раньше не было. Учёные говорят, что однажды человечеству придётся «переезжать». И надо нашим учёным торопиться, чтобы и мы приложили этому руку.

«Самолёт вам не женщина»

- Говорят, что лётчики относятся к самолётам, как к живым существам.

Всегда смеялся над теми, кто говорил, что новый самолёт - как новая женщина. Это железяка, которая создана руками и мыслями умных людей. Очень «умная», но всё-таки железяка. А лётчику надо быть ещё умнее, чем она. Научить человека летать легко…

- Даже меня?

Конечно. Научить человека летать можно за месяц. А вот чтобы знать всё и чётко действовать в кризисные моменты или при отказе технике - вот это гораздо сложнее. Именно поэтому у нас и происходят ЧП.

Неужели правда, что в большинстве катастроф виноваты пилоты и лётчики? Я полагала, просто стрелочников назначают…

Пилотов готовят плохо. Вспомните, сколько было катастроф, когда отказал двигатель, а пилот не мог посадить машину. Почему? Ведь это не так сложно. А потому что нужно, чтобы пилот был к этому готов, знал, как действовать при внештатной ситуации. Вспомните, в Иркутске самолёт въехал в ангар и загорелся, пилоту надо было всего лишь отключить реверс, а он сидел как в коме. Не знал, что делать. Или в Ярославле, когда хоккеисты погибли. Лётчик перед полётом должен рассчитать длину разбега до отрыва. Допустим, 1200 метров, полоса 2500 метров, если нужной скорости не набрал, включай реверс, разберёмся на земле. А бестолковый экипаж взлетел и себя, и людей угробил. Раньше в гражданском флоте была строгая система подготовки и контроля пилотов. Была обязательная проверка на тренажерах, даже опытных командиров отправляли в центр подготовки, где им доводили различные случаи аварий и инцидентов (так называемые предпосылки), рассказывали, что, как и в чём причины. Сейчас толком ничего не делается.

Наших инженеров не переплюнуть

Новых самолётов на вооружение армии поступает не больше десятка в год, новых гражданских что-то тоже не видно. Такое ощущение, что в небе летает одно старьё.

Самолёты у нас хорошие. Просто так сыпаться на головы не начнут. Плохо, что мало специалистов авиационных: техников и инженеров. Нет должного контроля за состоянием машин. Ко всему прочему некоторые организации производят контрафактную продукцию. Допустим, идёт ремонт двигателя, а туда поставили «левые» турбинные компрессоры. Они точно такие же, но с меньшей прочностью. Или поставили контрафактный клапан, который не сработал когда надо. Всё это может привести к аварии. Цена гибели людей - это банальная жадность производителей.

Весь XX век мы наблюдали стремительное развитие конструкторской и научной мысли. А вот в последние 20 лет что-то не слышно о прорывах.

Ну почему же. Наши конструкторы всегда создавали прекрасные самолёты. И придумать что-то новое уже невозможно, но 15 лет назад, например, придумали управляемый вектор тяги, сопла которые могут вращаться, что обеспечивает большую маневренность в воздухе. Они уже стоят на истребителях пятого поколения, которые проходят испытания и у нас в Ахтубинске.

В одном старом интервью вы сказали, что время дураков в армии когда-нибудь кончится. В чём же корень-то этой дурости, которой нет конца?

В авиации всегда было больше порядка и хороших человеческих взаимоотношений. А к чему привели действия нашего армейского руководства? Придумали какую-то ерунду - платить премии самым достойным. При этом кто достоин премии, решает командир. Предположим, этому лётчику дали 100 000, а мне ни рубля. А теперь предположим, что нечестный командир просто договорился, что половину премии этот лётчик отдаст ему. А предположим, третий лётчик обидится - ему дали денег, вот пусть он и вкалывает. То есть начинается в коллективе антагонизм, чего в боевом коллективе быть не должно. У нас всегда было принято все премии, кому бы и за что ни давали, скидывать в кучу и делить в соответствии с классом. Никаких обид. Это было и тогда, и сейчас. Но я и сейчас верю, что время дураков обязательно пройдёт.

ДОСЬЕ

Поздняков Михаил Иванович. В 1969 году окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1969-1974 годах - лётчик-инструктор Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.

В 1975 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1979 году - МАИ.

Имеет общий налёт - более 6000 часов, в том числе испытательный налёт около 3000 часов.

В 1997 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

В 2001 году переехал в Волгоград. Главный инженер ГКУ «Комплекс».