Приазовский государственный технический университет пгту профессии. Приазовский государственный технический университет – Золотой фонд Донбасса

Кафедра "Электроснабжение промышленных предприятий"

Конспект лекций

Основы научных исследований

Составитель Швецова И.А.

Мариуполь 2007

Введение. Развитие науки и изобретательства. Организация научно-исследовательской работы в Украине

В современных условиях бушующего развития науки и техники, интенсивного увеличения объемов научной и научно-технической информации, быстрого изменения и обновления знаний особое значения приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, с высокой общенаучной и профессиональной подготовкой, способных к самостоятельной творческой деятельности, к внедрению в производство новейших технологий и прогрессивных достижений науки и практики. С этой целью в учебные планы многих специальностей введена дисциплина "Основы научных исследований". Элементы научных исследований внедряются в курсовое и дипломное проектирование, лабораторные и практические занятия. Студенты, по возможности, привлекаются к выполнению госбюджетных и хоздоговорных научных работ, принимают участие в работе конструкторских и проектных студенческих бюро и т.п.

Целью изучения данной дисциплины является

    выявление и раскрытие творческих способностей студентов;

    помочь студентам научиться применять знания, приобретенные ими при изучении технических, общетехнических и гуманитарных дисциплин к решению задач инженерной практики;

    обучение основным методам активизации творческой деятельности;

    обучение навыкам постановки и решения задач поиска новых более эффективных конструкторско-технологических решений, в том числе решений превосходящих мировой уровень;

    привлечение их к выполнению научных работ.

1.1 Основные положения

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. В данное время развитие науки связано с кооперацией и разделением труда, созданием новых научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования. Как следствие общественного разделения труда, наука возникшая после отделения умственного труда от физического и превратила познавательную деятельность в специфический род занятий особой группы людей. Наука стала ведущей силой прогресса материального производства. Научный подход необходим в материальном производстве, экономике и политике, в сфере управления и системе образования и т.п.. А это, в свою очередь, стимулирует развитие науки.

По своей направленности, отношением к практике отдельные науки разделяют на фундаментальные (математика, физика, философия и прочие) и прикладные (все естественные и технические науки, в том числе энергетика). Если задачей фундаментальных наук заключается в познании законов природы, общества и мышления, то прикладных - в применении результатов фундаментальных наук для решения познавательных и социально-практических проблем.

Классификация наук базируется на раскрытии взаимосвязи трех основных разделов научного знания: природоведения, общественных (социальных) наук и философии. Одна из наиболее современных классификаций наук разделяет их на следующие: философские, социальные, математические, естественные и технические.

Естественные и технические науки - это специфическая система знаний, они конкретизируют взаимодействие вещества и энергии в процессе познания мира на теоретическом и экспериментальном уровнях.

Организационная структура науки в нашей стране сегодня находится в переходном состоянии. Остался ряд структур от бывшего СССР, которые определенным образом реформируются, создаются новые структуры.

В Украине создано министерство науки и технологий, которому подчиняется государственный комитет Украины по вопросам науки, техники и промышленной политики. Главным научным штабом страны является Национальная Академия Наук (НАН), в состав которой входит ряд научно-исследовательских институтов, в том числе энергетического профиля. Среди них: институт электродинамики (ИЭД), институт проблем моделирования в энергетике (ИПМЭ), институт проблем энергосбережения (ИПЭ), и т.п. Есть попытки создать определенные научно-исследовательские учреждения при министерстве энергетики Украины, например: научно-исследовательский институт энергетики, институт электроэнергетических проблем, и т.п. Эти институты решают отдельные научно-исследовательские проблемы в области энергетики (соответственно своим названиям). Минэнерго Украины подчиненный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Укрэнергосетьпроект" и его филиала в разных городах Украины. Институт "Укрэнергосетьпроект" (с своими филиалами) является главной организацией, которая комплексно решает вопрос развития, проектирования и планирования энергетики страны в целому и в отдельных его регионах. На мощных предприятиях энергетики существуют проектно-конструкторские бюро, группы, и т.п., которые решают локальные проектные и небольшие научно-исследовательские проблемы.

Сейчас в Украине создан свыше 30 академий наук на общественных началах - академия инженерных наук и инженерная академия, академия горных наук, оригинальных идей, высшей школы, политических наук, экономических наук и т.д. Причем, если академиком или членом-корреспондентом НАН может быть лицо, которое имеет докторскую степень, то в общественных академиях это звание может иметь лицо, которое не имеет ученой степени. Целью их создания является попытка привлечения работников высокой квалификации к более эффективному решению научных проблем в соответствующих областях.

В высших учебных заведениях (ВУЗ), как правило, есть научно-исследовательские отделы, а при кафедрах - научно-исследовательские лаборатории. Кроме того, в ВУЗах часто организовывают разные отраслевые научно-исследовательские лаборатории. С расширением международных связей создаются международные научные коллективы, предназначенные для решения общих научных проблем.

Большая часть работников высшей квалификации (доктора и кандидаты наук) работают в высших учебных заведениях. Исходя из практики ведущих стран мира, именно они, в первую очередь, должны были бы решать большинство научных проблем, однако по различным обстоятельствам, это не совсем так.

Общая информация

Международные связи ПГТУ

Приазовский государственный технический университет (ПГТУ) - дополнительная информация о высшем учебном заведении

Общая информация

За годы своего существования Приазовский государственный технический университет (ПГТУ) получил авторитет известного учебного заведения в Украине и за рубежом. В мае 2009 года ПГТУ прошел аккредитацию на соответствие системе международных стандартов управления качеством образования ИСО-9001: 2008 и управления окружающей средой ИСО-14001: 2004. ПГТУ единственный ВУЗ в Украине, который имеет сертификаты сразу по двум международным стандартам.

Приазовский государственный технический университет осуществляет подготовку на дневной и заочной формах обучения согласно государственному заказу и договорным обязательствам высококвалифицированных специалистов образовательно-квалификационных уровней бакалавров, специалистов, магистров для таких отраслей народного хозяйства как металлургия, машиностроение, электроника, энергетика, компьютерные системы, автоматика и управление, промышленный транспорт, международные перевозки, промышленное и гражданское строительство, информатика, прикладная математика, экономика, образование, техническое образование, искусство и других сфер науки и производства.

Приазовский государственный технический университет аттестован по высшему - IV уровню аккредитации в полном объеме по всем направлениям деятельности.

Подтверждено право ПГТУ вести подготовку бакалавров, специалистов, магистров по 22 направлениям и 41 специальности.

За время существования учебного заведения (с 1930 по 2010 год) подготовлено свыше 56000 специалистов (из них 25 000 на дневной форме обучения), в том числе более 1700 - для 48 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Учебный процесс в Приазовском государственном техническом университете ведут высококвалифицированные преподаватели, среди них 46 докторов наук, профессоров, 229 кандидатов наук, доцентов, 47 академиков и членов-корреспондентов отраслевых академий наук Украины и зарубежных стран. Также это - заслуженные деятели науки и техники Украины, заслуженные работники народного образования Украины, заслуженные изобретатели Украины, лауреаты Государственной премии Украины, лауреаты премий Совета Министров Украины.

Результаты научной и педагогической деятельности коллектива ПГТУ известны не только в городе, но и по всей Украине и даже за ее пределами. По результатам Рейтинга ВУЗов Украины "Компас-2010", проводимого по инициативе компании СКМ совместно с фондом "Развитие Украины", ПГТУ занял достойное восьмое место среди 240 вузов страны.

В 2010 году Приазовский государственный технический университет был назван координатором по дистанционному образованию в Донецкой области.

В Приазовском государственном техническом университете начат новый инновационный проект "Уникальное образование", который позволяет студентам "конструировать" свою будущую профессию по направлению "бакалавр-магистр", выбирая из широкого спектра магистерских программ свою, уникальную. Кроме этого, университет в 2010 г. выиграл два новых проекта по программе "Темпус", студенты ПГТУ получили грант по программе DAAD. 58 студентов ПГТУ побывали в США по программе WORK & TRAVEL.

Международные связи ПГТУ

Университетом установлены связи с 25 зарубежными вузами России, Латвии, Беларуси, Польши, Германии, Венгрии, Греции, Италии, Китая, Австралии, Египта, Турции. Развиваются интеграционные процессы между студентами университета и вузами стран Европы. 37 делегаций в составе 137 преподавателей и ученых с 15 кафедр университета побывали за границей.

Материально-техническая база ПГТУ

Подробнее о ВУЗе

Сегодня Приазовский государственный технический университет (ПГТУ) работает по следующим основным направлениям: подготовка специалистов из разных областей хозяйственной деятельности; повышение квалификации инженеров, работающих на производстве; подготовка школьников и лицеистов к поступлению в университет; подготовка профессиональных кадров для иностранных государств; культурно-воспитательная деятельность; развитие новых направлений гуманитарного образования. Подготовка специалистов ведется по многоуровневой системе: «Бакалавр - Специалист - Магистр». Учебный процесс обеспечивают 42 кафедры, в составе которых работают 41 доктор наук, профессор, 218 кандидатов наук, доцентов, 47 академиков и членов-корреспондентов, отраслевых и зарубежных академий наук, 3 заслуженных деятеля науки и техники Украины. Сейчас в структуре университета 10 факультетов, 4 учебно-научных института, 4 техникума, колледж, профессиональный лицей, отделение довузовской подготовки, отдел дистанционного обучения и экстерната, 2 учебно-консультационных пункта. В университете функционирует аспирантура и докторантура. За время своего существования вуз подготовил более 60000 высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства Украины и около 2 тысяч специалистов, кандидатов и докторов наук для 48 зарубежных стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.

В университете действует более 20 инновационных проектов, в том числе международные, образовательные и научно-исследовательские. За значительные успехи, достигнутые в области образования и науки, ПГТУ неоднократно награждался и был отмечен на национальных и международных выставках. В рейтинге вузов Украины университет занимает 4 место среди университетов технического профиля. В 2008 году вуз получил звание Лидера национального образования.

Факультеты и специальности

Гуманитарный факультет

  • социальная работа;
  • перевод;
  • российско-украинский перевод.

Экономический факультет

  • экономика предприятия;
  • маркетинг;
  • менеджмент организаций;
  • учет и аудит;
  • профессиональное обучение: экономика предприятия;
  • финансы и кредит.

Энергетический факультет

  • электротехнические системы электропотребления;
  • промышленная теплотехника;
  • теплоэнергетика.

Сварочный факультет

  • прикладное материаловедение;
  • технология и оборудование восстановления и повышения износоустойчивости машин и конструкций;
  • технология и оборудование сваривания.

Инженерно-педагогический факультет

  • социальная работа;

Факультет информационных технологий

  • информатика;
  • автоматизированное управление технологическими процессами и производствами;
  • системы управления производством, распределение электрической энергии;
  • электромеханические системы автоматизации и электропривод;
  • прикладная математика.

Факультет металлургический

  • производство стали;
  • кузнечно-штамповочное производство;
  • литейное производство черных и цветных металлов;
  • металлургия черных металлов: производство чугуна;
  • оборудование для обработки металлов давлением;
  • обработка металлов давлением: прокатное и волочильное производство;
  • термическая обработка металлов;
  • физико-химические исследования металлургических процессов;
  • электрометаллургия стали.

Факультет механико-машиностроительный

  • металлорежущие станки и инструменты;
  • металлургическое оборудование;
  • подъемно-транспортные, строительные, дорожные, мелиоративные машины и оборудование;
  • профессиональное обучение: промышленное, гражданское и сельскохозяйственное строительство;
  • технология машиностроения.

Факультет транспортных технологий

  • транспортные системы;
  • организация таможенного контроля на транспорте;
  • организация международных перевозок;
  • оpганизация перeвозок и управлениe нa транcпорте;
  • оpганизация перeвозок и управлениe нa автомобильнoм транcпорте;
  • оpганизация, регулированиe доpожного движeния.

Абитуриентам