Программа работы педагога психолога доу по фгос. Рабочая программа на тему: Рабочая программа педагога-психолога ДОУ

Программа работы педагога – психолога

Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Гуманистическая цель современного дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребёнка.

Нормативно правовое обеспечение деятельности педагога – психолога .

  • Международные акты в области охраны прав и законных интересов ребенка.
  • Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12 ФЗ.
  • Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06. 1999 г.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).
  • Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» № 636 от 22.10.1999.
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ».
  • Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
  • Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
  • Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

З . Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента

о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Цель психолого-педагогического сопровождения в МКДОУ д/с №4 «Алёнушка» обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ДОУ в условиях внедрения федеральных государственных требований (ФГТ) и потребностями всех субъектов учебно - образовательного - процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  • Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
  • Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители;

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности , предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
  • Принцип превентивности : обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
  • Принцип «на стороне ребенка» : во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции ребенка , при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне детского сада.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение;

Направления деятельности психолога:

  1. Психологическое просвещение.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

  1. Психологическая профилактика.

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

3.Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

  1. выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
  2. определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  3. раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
  4. определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу... администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета...

Психологическая диагностика профессионального поведения... осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу... и выполняется в форме многопозиционного анализа... на основании наблюдений, видеосъёмки или иной записи...

4.Коррекционная работа.

Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
  • Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.
  • Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.
  • Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.
  • Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.
  • Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно – образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами дети, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию детей в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Администрация детского сада.

Заведующий детского сада осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют социальный педагог, педагог-психолог.

Зам.заведующего по УВР:

  • руководство психолого-медико-педагогическим консилиумом;
  • организация условий образовательного процесса (распределение нагрузки, составление регламента образовательной деятельности и т.д.);
  • осуществление контроля за УВП (посещение занятий, индивидуальные консультации с педагогами, мониторинг развития и т.д.);
  • организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.

Педагог-психолог.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование
  • просвещение;
  • профилактика;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • диагностика;
  • экспертиза.

1. Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста.

  • Определение степени адаптации детей.

Инструментарий:

Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада - М.И. Студеникин, Ю.А. Макаренко А.И. Баркан.

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение», 1986г. К.Л.Печёра, Л.Г.Голубева, Г.В. Пантюхина

Лист адаптации (Приложение №1)

  • Проведение диагностики – определение уровня нервно – психического развития детей.

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение»,1986г. К.Л.Печёра,

Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина

Диагностика нервно-психического развития - К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина карта развития ребёнка по эпикризным срокам (Приложение №2)

  • Представление результатов на педагогических советах, совещаниях.

2. Психолого – педагогическое обследование уровня умственного развития детей.

  • Проведение диагностики.

Инструментарий:

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.

«Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003.

«Диагностика развития понятийных форм мышления»/В.М.Астапов – М.: АРКТИ, 2000.

Протокол обследование ребёнка «Тест детской тревожности» (Приложение №3)

Протокол обследования ребёнка к Методике «Цветовая социометрия»

(Приложение №4)

(Приложение №5) Заключение по результатам психологического обследования

  • Исследование особенностей познавательной деятельности и особенности моторной функции.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

3.Психолого – педагогическое обследование личностной и эмоционально – волевой сферы детей.

  • Проведение диагностики.

Инструментарий:

Методика “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.

“Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

Методика “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)

Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд

Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика) (Приложение №4)

  • Изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

4. Психолого – педагогическое обследование школьной зрелости .

  • Проведение диагностики.

«Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.

Психодиагностического обследования (Методика Л.А.Ясюковой)

Методика самооценки «Дерево» (Дж. и Д. Лампен, модификация Л.П. Пономаренко)

Определение эмоционального уровня сам о оценки (А.В. Захарова)

Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)

Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер (Приложение №5)

  • Исследование особенностей познавательной деятельности.
  • Диагностика школьной мотивации.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

5. Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

  • Организация «Клуб для родителей».
  • Организация постоянно действующего семинара для педагогов по вопросам современной педагогической психологии.
  • Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам воспитания.

5.1.Психопрофилактическая работа

Направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.

Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.

Групповые психопрофилактические занятия:

Младшие группы:

  • адаптация детей;
  • осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средние группы:

  • развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

Старшие группы:

  • коммуникативные навыки;
  • творческие и познавательные способности;
  • эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительные группы:

  • готовность к школе (личностная и мотивационная);
  • коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний;
  • творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.

Психологическое просвещение

педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.

Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.

В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков.

Экспертная работа

1. Исследовать характер влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.

2. Участвовать в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

3. Участвовать в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.

4. Исследовать эффективность усвоения образовательной программы детьми. Сделать анализ в соответствии с психологическими характеристиками ребенка, дать рекомендации по оптимизации педагогического процесса.

5. Участвовать в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).

6. Следить за соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция бытовых процессов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).

7. Участвовать совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность , которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГТ. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

  • активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;
  • бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;
  • отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

  • субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;
  • адекватная самооценка;
  • сформированность Я – концепции личности;
  • оптимальное развитием его способностей.

Перечень программ, технологий, пособий.

Программы

технологии

пособия

Специальные программы

«От рождения до школы».Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

«Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003

Основные методические пособия

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.

«Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.

«Практический психолог в детском саду»/ А.Н.Веракса, М.Ф. Гуторова.-М.:,2011

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.–М., 2005

«Специальная психология»/под.ред.В.И.Лубовского.М.2005.

Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Психокоррекционная работа».М.2000.

Ильина М.Н. «Подготовка к школе».Питер,2007.

«Диагностика в детском саду».Ростов н/Д: «Феникс»,2004.

Дробинская А.О. «Ребёнок с задержкой психического развития».М.:Школьная пресса,2005.

Панфилова М.А. «Игротерапия общения».М.2000.

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду».М.:ТЦ Сфера,2003.

Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем».СПб.2008

Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е «Тропинка к своему Я»М.2005

«Психолог вдошкольномучреждении»/подред.Т.В.Лаврентьевой.М.

Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей»М.2005

Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми»

Катаева Л.И. «работа психолога с застенчивыми детьми»М.2005

ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в младшей группе»М.2007

ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в средней группе» М.2004

Шарохина «К/Р занятия в старшей группе» М.2005

Катаев Л.И. «К/Р занятия в подготовительной группе» М.2005

ПгудкинаИ.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками»М.2007

ИльинаМ.В. «Развитие вербального воображения»М.2005

ГалановА.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет»М.2006

Галанов А.С. «психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»М.2006

Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога»М.2006

Широкова Г.А. «Практикум для детского психолога» Ростов н/Д: «Феникс»,2006

Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду»М.2010

Белова Е.С. «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать»М.2004

Дидактические материалы

Технический материал

Картотека игр для гиперактивных детей.

Картотека игр на сплочение детского коллектива.

Картотека игр – приветствий для хорошего настроения.

Картотека игр на развитие уверенности в себе.

Азбука развития эмоций ребёнка.

Настольные игры на развитие познавательных процессов.

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.

Технические средства

Магнитофон

Компьютер

принтер

ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.

3. Журнал консультаций психолога.

4. Журнал учета групповых форм работы.

5. Карта психолого – медико - социальной помощи ребенку.

6. Программа работы педагога - психолога с группой.

7. Коррекционная работа.

8. Программа коррекционно-развивающих занятий.

10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.

Участие педагога-психолога в образовательном процессе

формы, приёмы коррекционной работы

Дети

Педагоги

Родители

Наблюдение и анализ адаптационных возможностей

Проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

Диагностика возрастных и индивид.особенностей по запросам родителей, воспитателей

Организация коррекционно-развивающей работы

Проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению

Проведение развивающих занятий

Организация интеллектуальных игр «Поле Чудес», «Сказочный КВН»

Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды

Участие в работе проблемных микрогрупп «За год до школы», «Ступеньки развития»

Участие в педсоветах, ПМПк, медико-педагогических совещаниях

Оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования

Разработка и участие в интегрированных занятиях

Оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства.

Организация и участие в работе клубов «Скоро в школу», «Школа молодых родителей»

Участие в тематических встречах в Родительских гостиных

Оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии

Консультирование

Изучение стиля семейного воспитания

Организация совместных детско-родительских занятий, праздников.

Перечень коррекционных мероприятий:

  • обследование воспитанников;
  • изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
  • заполнение речевых карт и карт обследования;
  • анкетирование родителей;
  • диагностика детей;
  • выбор образовательного маршрута;
  • подгрупповая и индивидуальная работа;
  • консультирование родителей, индивидуальные беседы;
  • консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;
  • заседание коррекционной службы ДОУ;
  • заседание ПМПк;

Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с мамой ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.

Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:

Наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития

Проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей

Включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности

Формирование психологической готовности детей к обучению в школе.

В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Уровень развития детей младшей группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу. (Если работа с младшими детьми включается в работу психолога администрацией ДОУ).

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.

октябрь

ноябрь

Заполнение индивидуальных карт

Педагог-психолог

Обследование детей при переходе на новый возрастной этап

Цветовой тест Люшера

Тест Тулуз-Пьерона.

Сентябрь

Май

Заполнение протоколов ПМПк

Педагог-психолог

Определение уровня адаптивностираннего и младшего возраста к условиям ДОУ

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДУ. – М.: Книголюб, 2003.

Ноябрь

Протокол наблюдений. Заполнение справки. Рекомендации

Педагог-психолог

Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников

Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002.

«Лесенка» В.Г.Щур.

Февраль

Мониторинг психологического здоровья

Педагог-психолог

Изучение компонентов учебной деятельности подготовительных групп

Н.Е.Веракса

Диагностика готовности детей к школе-М.2007

Сентябрь

Октябрь

Педагог-психолог

Выявление динамики развития воспитанников определённых психических функций

Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000.

А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Цветные матрицы Ровена.

Разработаны Изотовой Р.В. - педагогом-психологов МБДОУ "Детский сад №15" г.Петропавловск-Камчатский

Согласованы на Городском методическом объединении педагогов-психологов ДОО г.Петропавловска-Камчатского

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации деятельности педагога. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование.

Основанием для разработки Рабочей программы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 48 п.1, в котором сказано: «Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность … в соответствии с утвержденной рабочей программой;
  • ФГОС ДО определяет структуру программы, а именно - 3 обязательных раздела

Рабочая программа характеризует систему организации профессиональной деятельности педагога-психолога в конкретном дошкольном учреждении. Определяет содержание и объем деятельности в каждом направлении (диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение и т.д.). Показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса.

Разработка Рабочей программы

Рабочая программа составляется на учебный год, с учетом потребностей и особенностей ДОУ.

Проектирование содержания программы осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания.

Программа должна быть рассмотрена на Педагогическом совете и утверждена руководителем.

Структура Рабочей программы

Титульный лист. На титульном листе должно быть указано полное название дошкольного учреждения (сверху листа). Ниже "РАССМОТРЕНО на пед.совете, протокол№, дата"; а также "УТВЕРЖДАЮ руководитель (ФИО), подпись, печать". Указывается учебный год, на который составлена Рабочая программа, и ФИО педагога-психолога

1 . Целевой раздел

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

Приложения к программе (прилагаются отдельными файлами)

1. Целевой раздел

Пояснительная записка. Здесь необходимо указать какую Программу дошкольного образования реализует ДОУ. Пояснить, что Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе Образовательной программы ДОУ и с учетом ФГОС ДО. А также прописать, что Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по всем профессиональным направлениям (психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение, экспертная работа) в процессе реализации образовательного процесса с детьми, родителями воспитанников, педагогами и администрацией ДОУ.

Нормативно-правовое основание (перечень нормативных документов)

Цели и задачи деятельности педагога-психолога на учебный год

Особенности ДОО. Здесь надо указать какое количество групп функционирует, какой направленности. Возрастной контингент воспитанников и их особенности (ОВЗ, ранний возраст и т.п.). Обозначить нагрузку психолога (1 ставка) и основную направленность деятельности, исходя их потребностей ДОУ и возможностей самого психолога.

2. Содержательный раздел

Описание направлений деятельности. Здесь надо прописатьцели, конкретное содержание видов и форм работ в каждом направлении

Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне……

Указываются виды диагностических работ, а так же диагностика по запросам

Психологическая профилактика

Цель: предотвратить возникновение возможных проблем в развитии……

Описывается работа в данном направлении: анализ медицинских карт, работа по адаптации субъектов образовательного процесса и т.д.

Коррекционно-развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Отметить, что ориентиром для проведения коррекционно-развивающей работы служат целевые ориентиры ФГОС ДО. Прописать, что возможна работа по запросу

Консультационная работа

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи……

Прописать какая консультативная работа будет вестись - индивидуальная, групповая, запланированная и по запросу

Психологическое просвещение

Цель: повышение психологической компетенции педагогов, родителей….

Прописать в какой форме: круглые столы, родительские собрание, уголки пс

Экспертная работа

Участие в ПМПк. Посещение занятий, открытых мероприятий. Экспертиза деятельности группы или воспитанника . Участие в работе конфликтных комиссий и т.д.

Организационно-методическая работа. Перечислить все формы данного вида работы

3. Организационный раздел

Перспективный план на 20__/20__ уч.год (в табличной форме, как и писалось в прошлые года)

Материально-технические оснащенность. Наличие кабинета и его оснащенность. Обеспеченность практическими и методическими материалами и пособиями. И т.д.Если нет отдельного кабинета, то каким образом в ДОУ организовываются групповые формы работы, индивидуальные и т.п.

Список диагностических комплексов. Либо готовых фабричных стандартизированных комплексов, либо составленных психологом самостоятельно на их основе

Список коррекционно-развивающих / профилактических программ, которые имеются в наличии в кабинете психолога

Приложения к Программе

Это отдельные приложения - файлы, которые вкладываются по мере выполнения работ

  • График работы
  • Согласия родителей
  • Списки детей
  • Списки детей с ОВЗ (заключения ПМПК и рекомендации)
  • Диагностические программы по возрастным группам
  • Программы коррекционно-развивающей работы
  • Материалы психологического просвещения
  • Доклады на педсоветах

Алексей Алексеевич Токарев
Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 1

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога -психолога по направлениям : психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности дошкольного учреждения в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ . Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности дошкольного учреждения по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования . Приоритетным является обеспечение единого всестороннего развития личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога -психолога в дошкольном учреждении, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании » (от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).

Данная программа разработана на основе основной «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Для того, чтобы оказать комплексную поддержку данной категории детей, кроме основной образовательной программы дошкольного образования используются следующие парциальные программы : Е. О. Смирнова,«Лучшие развивающие игры» ; И. Н. Наревская, Н. Г. Сабирова,Н. А. ККураова, Н. С. Нурмухаметова, «Профилактика нарушений в поведении дошкольников : Материалы для диагностической и коррекционной для работы в ДОУ»; Л. В. Черемошкина, «Развитие памяти детей» ; Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина, «Пальцы помогают говорить : Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей»; Л. С. Михайлова, «Как подготовить ребенка к школе : Пособие для родителей и воспитателейц детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты»; О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенкова, «Знакомство с программой «Развитие» ; Л. В. Черемошкина, «Развитие внимания детей» , Борякова Н. Ю. «Ступеньки развития» ; Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ»; Г. Г. Колосс, «Сенсорная комната в дошкольном учреждении : Практические рекомендации»; Бережная Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста»; Грабенко Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» ; М. В. Кузнецова, «Коррекция застенчивости и неуверенности в себе» .

Теоретической основой программы являются положения , разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития , о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка.

Актуальность программы .

В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с речевыми нарушениями, повышенной тревожностью, агрессивностью, замкнутостью. Это может влиять на психическое развитие детей в интеллектуальной, эмоциональной сфере, поведенческой сфере то есть во всестороннем развитии личности.

В большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и нарушенные детско-родительские отношения.

Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. (Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.)

В последнее время воспитатели отмечают увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей. (В. В. Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте.)

В создании условий для преодоления проблем во всестороннем развитии детей основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса : педагога – психолога , учителя - логопеда , воспитателя, родителей как специальная помощь ребенку в процессе его обучения и воспитания.

Цель программы : осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшего полноценного всестороннего развития личности ребенка.

Задачи :

Развитию наглядно-образного мышления , абстрактного мышления, логического мышления, словесно-логического мышления;

Развитию речевой деятельности ребенка;

Развитию произвольности психической деятельности и поведения;

Расширению сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;

Развитию моторных функций;

Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности;

Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей;

Развитие эмоциональной сферы.

Условия реализации программы :

Основой для успешной развивающей работы по программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей, выявление на первичных этапах диагностики психического развития и личностной сферы, физическое здоровье детей. При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий должен лишь направлять и объяснить. Важно совместное обсуждение ответов детей.

Методологическая основа программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития. (Эльконин Д. Б., Лебединский В. В.)

Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС .

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности обучающихся и педагогов .

Максимальное число участников : от 4 до 8 человек.

Возраст : от 4 до 7 лет.

Принципы построения программы .

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала .

1.2. Целевые ориентиры

В результате коррекционной работы ребенок в 4-5 лет :

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;

Эмоционально откликается, понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики;

Решает спорные вопросы с помощью речи;

Использует в общении с взрослым вежливые слова и умеет выражать свою просьбу словами;

Объединяется с детьми для совместных игр и распределяет роли в игре, планировать свое действие;

Считает до 5, сравнивает предметы по величине, количеству и форме, положению в пространстве;

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ребенок 5-6 лет :

Использует различные источники информации;

Проявляет устойчивый интерес и владеет различным видам детской деятельности, в том числе исследовательской;

Использует речь в качестве главного средства общения, умеет договариваться;

Использует все части речи , активно занимается словотворчеством;

Соблюдает общепринятые нормы поведения в детском саду, дома, на улице;

Владеет самоконтролем и самооценкой;

Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий и планирует свою деятельность, умеет считать до 10, сравнивать две группы множеств предметов;

Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности : запоминает короткие стихотворения, умеет связно рассказывать небольшой текст, удерживать в памяти инструкцию;

Владеет навыками самообслуживания, имеет представления о здоровом образе жизни .

Ребенок 6-7 лет :

Проявляет устойчивый интерес к новому, неизвестному, задает вопросы, экспериментирует;

Проявляет эмоциональное отношение к близким взрослым и сверстникам, выражает свое отношение к героям литературных произведений;

Владеет способами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными) ;

Применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач под руководством взрослого и самостоятельно.

Имеет первичные представления о себе, о семье, обществе, государстве, мире и природе;

Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности, умеет работать по правилу и по образцу , слушать взрослого, удерживать и выполнять инструкцию;

Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий и планирует свою деятельность, умеет считать до 10 и дальше, сравнивать и уравнивать две группы множеств предметов, соотносит цифру и количество , составляет и решает простые задачи в одно действие;

Свободно общается с взрослыми и сверстниками, родителями;

Имеет представления о звуках, слогах, словах, представления, определяет место звука в слове (начало, середина, конец) .

1.3. Система оценки результатов

Для того чтобы успешно достичь намеченных целевых ориентиров, необходимо проводить мониторинг компетенций с периодичностью два раза в учебный год : в начале учебного года (первые две недели сентября) и в конце учебного года (первые две недели мая) . (См. приложение)

Методы :

Наблюдение

Тестирование

Проективные методики

На сайте

  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Если свидетельство не нужно, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите – «Без свидетельства»
  • - Если свидетельство необходимо, то оплатите организационный взнос (250р).
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
  • Условия публикации:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

    • Дошкольное
    • Начальное общее
    • Основное общее
    • Среднее (полное) общее
    • Среднее профессиональное
    • Высшее
    • Дополнительное

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    Посмотреть свидетельство:

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС

    Дата публикации: 30.07.16

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШЕГАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2»

    УТВЕРЖДАЮ

    заведующий МБДОУ

    Ж.А.Новикова

    педагога-психолога

    дошкольного образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год

    Педагог-психолог:

    РЕЙС НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

    ПРИНЯТО

    Протокол педагогического совета

    №_____от «____»_________2015г

    Мельниково, 2015

    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    Пояснительная записка………………………………………………………..

    Ведущие цели Программы……………………………………………………

    Принципы и подходы к формированию рабочей программы……………

    Этический кодекс педагога- психолог………………………………………..

    Общие сведения об учреждении……………………………………………...

    Возрастные особенности дошкольного детства…………………………….

    Возраст от 1,5 до 3 лет………………………………………………………..

    Возраст от 3 до 4 лет…………………………………………………………..

    Возраст от 4 до 5 лет…………………………………………………………..

    Возраст от 5 до 6 лет…………………………………………………………...

    Возраст от 6 до 7 лет…………………………………………………………..

    Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте…….

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования……..

    Психологическое сопровождение системы мониторинга…………………..

    Психодиагностика……………………………………………………………..

    Психопрофилактика……………………………………………………………

    Коррекционная и развивающая работа……………………………………….

    Психологическое просвещение……………………………………………….

    Психологическое сопровождение реализации ООП по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС ………………………..

    Взаимодействие с семьями воспитанников ………..….……………………

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    Организация системы взаимодействий педагога-психолога………………..

    Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП…….

    Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей

    работы МБДОУ………………………………………………………………...

    Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДО………..

    Перечень используемых программ, технологий, пособий ……………….

    Литература………………………………………………………………………

    Приложения..……………………………………………………………………

    • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    Пояснительная записка

    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения.

    Все содержание образовательного процесса ДОО выстроено в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Шегарский детский сад № 2» составленной на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой., 2015г. А также данная программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

    Психолого-педагогическое сопровождение в условиях детского сада общеразвивающей направленности позволяют своевременно, то есть еще до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Рабочая программа раскрывает инновационный подход к организации и содержанию деятельности педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО. В основу разработки предложенной рабочей программе положен принцип амплификации детского развития, который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.

    Данная рабочая программа психолого-педагогической деятельности МБДОУ «Шегарский детский сад № 2» составлена в соответствии с нормативно правовыми документами:

    1. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

    2. Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

    5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

    6. Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» №636 от 22.10. 1999.

    7. Письмо МО РФ № 70/23 - 16 от 7.04. 1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»

    8. Письмо МО РФ от 22.01. 1998 г. № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения».

    9. Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

    10. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

    Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.