Происхождение человеческих рас. Основные и смешанные расы, их сходство и отличия

Человеческие расы - это сложившиеся в процессе биологической эволюции группы людей внутри вида Homo sapiens. Принадлежность человека к той или иной расе определяется особенностями его генотипа и фенотипа.

Представители разных рас принадлежат к одному и тому же виду и при скрещивании дают пло­довитое потомство.

Существуют три расы: евразийская (европеоидная), экваториальная (австрало-негроидная), азиатско-аме­риканская (монголоидная). Причиной образования рас было географическое расселение и последующая географическая изоляция людей. Расовые признаки носили адаптивный характер, что в современном об­ществе утратило свое значение.

Часто используемые в политических целях утверждения о превосходстве одной расы над другой не имеют под собой никаких научных оснований.

От рас следует отличать «этнические общности»: национальности, нации и т.д. Принадлежность чело­века к той или иной этнической общности определяет­ся не его генотипом и фенотипом, а освоенной им на­циональной культурой.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ №51

1. Основной причиной формирования разных рас стали:

а) генетическая изоляция; б) различия в способно­стях людей; в) географическая изоляция; г) различия в скорости эволюции отдельных групп людей.

2. В настоящее время в любой части света можно встретить человеческие популяции или даже народы с низким уровнем цивилизации. В чем заключаются основные причины таких различий?

4. Могут ли люди, принадлежащие к разным расам, входить в состав одной нации? Приведите примеры.

Экологические факторы, их влияние на организмы

Температурные, физико-химические, биологиче­ские элементы среды обитания, оказывающие по­стоянное или периодическое, прямое или косвенное влияние на организмы и популяции, называются эко­логическими факторами.

Экологические факторы подразделяются на:

■ абиотические - температурные и климатиче­ские условия, влажность, химический состав атмосфе­ры, почвы, воды, освещенность, особенности рельефа;

■ биотические - живые организмы и непосред­ственные продукты их жизнедеятельности;

■ антропогенные - человек и непосредственные продукты его хозяйственной и иной деятельности.

Основные абиотические факторы

Солнечная радиация. Ультрафиолетовые лучи гу­бительны для организма. Видимая часть спектра обеспечивает фотосинтез. Инфракрасные лучи по­вышают температуру окружающей среды и тела ор­ганизмов.

Температура. Влияет на скорость реакций обмена веществ. Животных с постоянной температурой тела называют гомойотермными, а с переменной - пойки- лотермными.

Влажность. Характеризуется количеством воды в среде обитания и внутри организма. Адаптации животных связаны с добыванием воды, запасанием жира, как источника воды при окислении, с перехо­дом к спячке в жару. У растений развиваются корне­вые системы, утолщается кутикула на листьях, умень­шается площадь листовой пластинки, редуцируются листья.

Климат - совокупность факторов, характеризую­щихся сезонной и суточной периодичностью, обуслов­ленной вращением Земли вокруг Солнца и собствен­ной оси. Адаптации животных выражаются в переходе к спячке в холодное время года, в оцепенении у пой- килотермных организмов.

У растений адаптации свя­заны к переходам в состояние покоя (летнего или зим­него). При больших потерях воды ряд организмов впадает в состояние анабиоза - максимального за­медления процессов обмена веществ.

Биологические ритмы - периодические колебания интенсивности действия факторов. Суточные биорит­мы - определяют внешние и внутренние реакции ор­ганизмов на смену дня и ночи

Организмы адаптируются (приспосабливаются) к влиянию определенных факторов в процессе есте­ственного отбора. Их адаптационные возможности определяются нормой реакции по отношению к ка­ждому из факторов, как постоянно действующих, так и колеблющихся в своих значениях. Например, длина светового дня в конкретном регионе постоянна, а тем­пература и влажность могут колебаться в достаточно широких пределах.

Экологические факторы характеризуются интен­сивностью действия, оптимальностью значения (оптимумом), максимальным и минимальным зна­чениями, в пределах которых возможна жизнь кон­кретного организма. Эти параметры для представите­лей разных видов различны.

Отклонение от оптимума какого-либо фактора, на­пример снижение количества пищи, может сузить пре­делы выносливости птиц или млекопитающих по от­ношению к понижению температуры воздуха.

Фактор, значение которого в данный момент нахо­дится на пределах выносливости или выходит за них, называется ограничивающим.

Организмы, способные существовать в широких пределах колебания фактора, называются эврибион- тами. Например, организмы, обитающие в услови­ях континентального климата, переносят широкие ко­лебания температур. Такие организмы обычно имеют широкие ареалы распространения.

Основные биотические факторы

Организмы одного вида вступают в различные по характеру отношения как друг с другом, так и с пред­ставителями других видов. Эти отношения соответ­ственно подразделяются на внутривидовые и межви­довые.

Внутривидовые отношения проявляются во вну­тривидовой конкуренции за пищу, кров, самку. Также они проявляются в особенностях поведения, иерархии отношений между членами популяции.

Межвидовые отношения

ш мутуализм - форма взаимовыгодных симбиоти­ческих отношений двух популяций разных видов.

■ комменсализм - форма симбиоза, при которой отношения выгодны преимущественно для одного из двух видов, обитающих совместно (рыбы лоцманы и акулы).

■ хищничество - отношения, при которых особи одного вида убивают и поедают особей другого вида.

Антропогенные факторы связаны с деятельно­стью человека, под влиянием которой среда изменя­ется и формируется. Деятельность человека распро­страняется практически на всю биосферу: добыча полезных ископаемых, освоение водных ресурсов, развитие авиации и космонавтики сказываются на состоянии биосферы. В результате возникают разру­шительные процессы в биосфере, к которым относят­ся загрязнение вод, «парниковый эффект», связан­ный с увеличением концентрации диоксида углерода в атмосфере, нарушения озонового слоя, «кислотные дожди» и т.д.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ №52

1. В чем заключается действие абиотических факто­ров на организм?

2. От чего зависит степень приспособленности орга­низма к действию абиотических факторов?

3. Биологическим оптимумом называется наилуч­шее сочетание:

а) биотических факторов; б) абиотических факто­ров; в) всех факторов; г) антропогенных и биотических факторов.

4. Какой из факторов станет для бурых водорослей ограничивающим на больших глубинах?

Прародиной человечества, местом, где протекали самые ранние стадии антропогенеза, Ч.Дарвин назвал Африку. Именно там обитают обезьяны, ближе всего стоящие к человеку. Современные антропологи указывают более точное место - Восточную Африку, где местность и климат наиболее благоприятен для существования гоминид. К тому же в некоторых местах Восточной Африки близко к поверхности подходят залежи урановых руд, которые индуцировали различные мутации у австралопитековых.

Расселение популяций неоантропов в Европу, Азию и Австралию, по Берингийскому мосту на Американский континент, их дальнейшая изоляция, привели к морфологическим адаптациям, приспособлениям к различным климатическим условиям. Сформировались большие и малые человеческие расы - систематические подразделения внутри вида Homo sapiens, к которому относится все население Земли.

Различают три большие расы: евразийскую - европеоидную, экваториальную - австрало-негроидную, и азиатско-американскую - монголоидную. Внутри каждой расы выделяют малые расы и расовые группы. Все расы относятся к одному виду, об этом свидетельствует плодовитость межрасовых браков. Кроме того, все расы равноценны в биологическом и психологическом отношениях.

В каждой расе есть люди, считающие свою расу особенной, высшей. Расисты утверждают, что различные расы имеют различное происхождение , биологически неравноценны, что есть «высшие» и «низшие» расы. Экономическая и культурная отсталость некоторых народов они объясняют расовой неравноценностью, а не общественно-экономическими факторами. Никаких научных доказательств в пользу расовой неравноценности нет. Морфологические особенности рас - результат адаптаций к конкретным условиям жизни.

Темная кожа негроидной расы за счет пигмента меланина предохраняет организм от избытка ультрафиолетовых лучей и избыточного образования витамина D . Противорахитный витамин D образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей и необходим для поддержания баланса кальция в организме. Если слишком много витамина D, кальция в костях больше нормы, они становятся хрупкими. У европейцев, живущих в широтах с меньшим количеством солнечной радиации, кожа светлее, в ней меньше меланина, соответственно образуется достаточное количество витамина D.


Курчавые волосы негроидной расы защищают голову от перегрева, широкий и плоский нос увеличивают теплоотдачу. Выступающий узкий нос европеоидов способствует согреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и дыхательные пути. Эпикантус (складка в углу глаза у монголоидов) - адаптация к холодному, с частыми пылевыми бурями климату Центральной Азии, желтоватая кожа - к определенному режиму солнечной радиации.



В наше время происходит размывание границ между нациями или народами вследствие постоянного увеличения числа межнациональных браков. Дальнейшая эволюция общества будет направлена на создание равных возможностей для максимального раскрытия способностей каждой человеческой личности.

Глава 45. Основы экологии

Предмет и задачи экологии

Отдельные разделы биологической науки изучают живые организмы на различных уровнях: на молекулярном, на органоидном и клеточном, тканевом, изучаются органы и системы органов, строение и функции целого организма. Экология изучает взаимоотношения отдельных организмов со средой обитания: внутривидовые, межвидовые взаимоотношения, влияние факторов неживой природы, изучает жизнь на уровнях, более сложных, чем организм: популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном . Термин экология был предложен в 1866 г. немецким ученым Геккелем (от греческого Oikos дом, жилище, logos - наука).

Отсюда и задачи экологии:

© важнейшая задача экологии - изучение влияния на организм различных факторов среды - света, температуры, влажности и других факторов среды;

© изучаются взаимоотношения между организмами в популяции, динамика численности, характер изменения полового и возрастного состава, прогнозируется будущее популяции и вида в целом;

© на уровне биогеоценозов изучаются трофические уровни природных сообществ, круговорот веществ и движение энергии, механизмы саморегуляции, законы, по которым происходит развитие и смена сообществ;

© на биосферном уровне экологи изучают распространение жизни в различных геологических оболочках Земли, влияние живых организмов на неживую природу, функции живого вещества и эволюцию биосферы;



© наибольшее практическое значение имеет особый раздел экологии - изучение влияния человека на окружающую среду, на неживую природу и живые организмы. Экология является теоретической базой охраны природы: сохранения атмосферы, почвы, гидросферы, растительного и животного мира. Экологический контроль за предприятиями, водой, атмосферой помогает сохранить здоровье людей и окружающую нас природу, экологическая стратегия при строительстве как промышленных, так и бытовых объектов помогают создать наиболее благоприятные условия для жизни людей.

Экологические факторы

На организм воздействует комплекс элементов окружающей среды обитания, ее отдельные элементы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на организм и называются экологическими факторами .

Все экологические факторы делят на три большие группы: абиотические , биотические и антропогенные .

Абиотические факторы - факторы неживой природы: свет, температура, влажность, давление и другие.

Антропогенные факторы - результат прямого воздействия человека на организмы (вырубка лесов, охота) или его косвенного влияния (загрязнение атмосферы губительно сказывается на многих растениях).

Для характеристики действия отдельного экологического фактора на организм удобно использовать график, на котором на горизонтальной оси показано изменение интенсивности фактора, а на вертикальной - степень благоприятствования фактора, которая в данном случае измеряется количеством особей (рис. 371). Видно, что максимальное количество особей предпочитает оптимальную интенсивность фактора, при уменьшении или увеличении его интенсивности особи сначала находятся в зоне нормальной жизнедеятельности, затем в зоне угнетения, и, наконец, при достижении нижнего и верхнего пределов выносливости наступает их гибель.

Но на организм действует комплекс факторов, причем, если интенсивность даже одного фактора выходит за пределы выносливости, организм погибает. Такой фактор, значение которого выходит за пределы выносливости Юстус Либих (химик, 1840 г.) назвал лимитирующим , или ограничивающим фактором. Для наглядности этот фактор часто сравнивают с самой короткой дощечкой в бочке: именно она определяет уровень, до которого можно наполнить бочку водой (рис. 372).


Живые организмы способны переносить определенные изменения интенсивности каждого абиотического фактора. Причем одни организмы способны переносить изменения факторов в широких пределах и называются эврибионтными (от греч. eurus - широкий), другие выдерживают колебания интенсивности в очень небольших пределах и называются стенобионтными (от греч. stenos - узкий).

Оптимум и пределы выносливости к одному фактору зависят от интенсивности других факторов, например, сытое животное легче переносит низкие температуры, или при неизменной низкой температуре изменение влажности воздуха изменяет интенсивность теплоотдачи с поверхности кожи.

Абиотические факторы среды

Свет . Основной абиотический фактор, поставляющий энергию для жизнедеятельности фотоавтотрофных организмов и обеспечивающий синтез основной части органического вещества на Земле, поддерживающий определенную температуру на поверхности Земли. Для живых организмов наиболее важен свет ультрафиолетовой части спектра, видимый свет и инфракрасное излучение.

Жесткий ультрафиолет с длиной волны менее 290 нм губителен для живых клеток, до поверхности Земли не доходит, так как отражается озоновым экраном. Мягкий ультрафиолет с длиной волны от 290 до 380 нм несет много энергии и вызывает образование витамина D в коже человека, он же воспринимается органами зрения многих насекомых. Видимый свет с длиной волны от 380 до 750 нм используется для фотосинтеза фототрофными организмами (растениями, фотосинтезирующими бактериями, сине-зелеными) и животными для ориентации. Инфракрасная часть солнечного спектра (тепловые лучи) с длиной волны более 750 нм вызывает нагревание предметов, особенно важна эта часть спектра для животных с непостоянной температурой тела - пойкилотермных . Количество энергии, которое несет свет обратно пропорционально длине волны, то есть меньше всего энергии несут инфракрасные лучи (рис. 373).


Растения для фотосинтеза используют, в основном, синие и красные лучи. По отношению к свету их принято делить на светолюбивые (растения степей), теневыносливые (большинство лесообразующих пород) и теневые (мхи, папоротники).

Продолжительность светового дня является важным регулирующим фактором в жизни живых организмов. Сезонные и суточные изменения физиологической активности живых организмов в ответ на изменение продолжительности дня и ночи называют фотопериодизмом.

Длина светового дня, в отличие от других абиотических факторов, для каждой местности изменяется строго закономерно (известно, что самый короткий день 22 декабря, а самый длинный - 22 июня, известна продолжительность любого дня года). В результате естественного отбора выживали организмы, чьи физиологические функции регулировались продолжительностью светового дня. Если продолжительность светового дня искусственно поддерживать более 15 часов, наши листопадные деревья становятся вечнозелеными, а если весной с помощью ширмы устроить им осенний день (меньше 12 часов), их рост прекращается, они сбрасывают листву, и у них наступает состояние зимнего покоя.

Приспособленность к сезонному изменению продолжительности светового дня привела к появлению длиннодневных и короткодневных растений (рис. 374). Длиннодневные зацветают в начале лета, до осени успевают созреть плоды и семена (наши злаки - рожь, пшеница, овес), короткодневные (астры, георгины, хризантемы) - растения южного происхождения, где продолжительность светового дня около 12 часов, поэтому они у нас зацветают при коротком дне осенью.

У животных во второй половине лета и осенью происходит накопление жировых запасов, осенняя линька, кочующие и перелетные начинают свои сезонные миграции. Осенью у насекомых формируются зимующие стадии, например, бабочка-капустница зимует на стадии куколки, и если гусениц весной содержать при длине дня короче 14 часов, то к середине лета сформируется зимующая куколка, которая будет находиться в состоянии покоя несколько теплых месяцев.

Температура . Важнейший и часто ограничивающий для многих организмов абиотический фактор. Жизнедеятельность большинства организмов ограничена температурным интервалом от 0 до 40ºС, но некоторые организмы живут в горячих гейзерах, температура воды в ко-

торых достигает 70ºС, многие способны переносить отрицательные температуры в неактивном состоянии. Для того, чтобы переносить неблагоприятные температуры, у растений и животных выработались различные приспособления:

© Теплокровность птиц и млекопитающих снимает влияние небольших колебаний температуры, такие животные, способные поддерживать температуру на определенном уровне получили название гомойотермные. Животные, не способные поддерживать постоянную температуру тела, называются пойкилотермными.

© Зимняя спячка у грызунов, летучих мышей. При этом резко замедляется интенсивность обмена веществ, уменьшается частота дыхательных движений и частота сердечных сокращений, понижается температура тела.

© Зимний сон. Осенью животные накапливают большое количество жировых запасов и засыпают на несколько месяцев. При этом не происходит глубокого изменения обмена веществ, животное можно разбудить, например, можно разбудить медведя в берлоге. Такое состояние помогает перенести отсутствие пищи в зимнее время.

© Анабиоз. Временное состояние организма, при котором все жизненные процессы замедлены до минимума, отсутствуют все видимые признаки жизни.

© Состояние зимнего покоя. Наблюдается у многолетних растений, направлено на перенесение низких температур. Растения накапливают различные «антифризы», чтобы в цитоплазме клеток не образовались кристаллики льда и не разрушили клеточные структуры.

© Состояние летнего покоя. Характерно для многих раннецветущих растений (тюльпаны), для свежесобранных семян, клубней, луковиц. Наблюдается и у пустынных животных во время жаркого и сухого периода (у некоторых грызунов, черепах).

Важным экологическим фактором является и влажность . Живые организмы приспособились к сезонному изменению влажности, к жизни в зонах с различным содержанием воды в почве и воздухе. Растения засушливых зон, ксерофиты , имеют мелкие жесткие листья с хорошо развитой кутикулой, длинные корни, высокое осмотическое давление в клетках. Суккуленты (кактусы, агавы) имеют сильно развитую водозапасающую ткань, листья редуцированы в колючки и фотосинтез идет за счет стебля, корневая система расположена у поверхности и позволяет во влажные периоды запасти большое количество воды. Эфемеры - однолетние растения, успевают за короткий влажный период отцвести и образовать плоды и семена. Эфемероиды - многолетние растения, цветение которых происходит ранней весной, а летом надземные побеги полностью отмирают, засушливый период переносят под землей в виде луковиц, клубней, корневищ. Гигрофиты , напротив, приспособились к избыточной влажности и произрастают около водоемов, у них крупные листья с большим количеством устьиц слабо развитой кутикулой, слабая корневая система.

Животные также приспособились к жизни в условиях с различной влажностью. Для сохранения влаги в организме в условиях ее дефицита многие животные ведут ночной образ жизни, имеют плотные покровы и пониженное потоотделение. Некоторым животным достаточно воды, которая содержится в пище (кенгуровая крыса), некоторые могут долгое время обходиться без воды, используя метаболическую воду (верблюд около недели может не пить, используя воду, образующуюся при окислении запасов жира в горбах). Многие животные степей и пустынь могут переносить недостаток воды и высокую температуру, впадая в состояние летней спячки.

Биотические факторы среды

Под биотическими факторами понимают многообразные связи организма с другими организмами. Такие связи могут быть внутривидовыми и межвидовыми. Внутривидовые взаимоотношения многообразны и, в конечном счете, направлены на сохранение популяции. Сюда относятся взаимоотношения между особями различных полов, конкуренция за жизненные ресурсы, различные формы поведения.

Различают несколько форм межвидовых взаимодействий, они могут быть безразличными (00), полезными (+) или вредными (-) для партнеров.

Таблица 11.

Классификация биотических взаимодействий:

Под симбиозом в данном случае понимается совместная жизнь (от греч. symbiosis - совместная жизнь), которая для партнеров может быть как полезна, так и вредна. Часто под симбиозом понимают взаимовыгодное сожительство организмов, например, микориза некоторых грибов с корнями растений, симбиоз клубеньковых бактерий с корнями бобовых растений.

45.5. Популяция: структура и регуляция
численности. Экологическая ниша

Среды жизни . Первые живые организмы появились в воде, и вода является самой первой средой жизни. Затем стала осваиваться суша, и появились наземные организмы. Стала осваиваться и воздушная среда, появились организмы, приспособленные к жизни в наземно-воздушной среде . Образование почвы привело к приспособлению к жизни в ней, сформировалась еще одна среда обитания для многих живых организмов. Совместная жизнь организмов привела к тому, что сами организмы стали средой обитания для многих видов других организмов, одних мы называем хозяевами, других - сожителями.

Экологическая ниша . Каждый вид существует в форме популяций. Популяция может существовать при определенных значениях абиотических факторов, и приспособлена к совместной жизни с другими видами, то есть на нее действуют и биотические факторы среды, таким образом, она занимает в природном сообществе определенную экологическую нишу . Экологическая ниша определяется всем комплексом факторов среды, необходимых для существования популяции, вида. Например, у лесных мышей в лесу - одна экологическая ниша, у синиц - другая, дождевые черви, живущие в почве леса, занимают третью экологическую нишу.

Структура популяций . Популяция любых организмов, существуя не только в пространстве, но и во времени, имеет определенную структуру: половой состав , возрастной состав , численность. Экологи, изучая природное сообщество, определяют территорию, которую занимает популяция, подсчитывают численность популяции - общее количество особей на данной территории или в данном объеме. Изучается соотношение полов в популяции, соотношение молодых организмов, особей среднего возраста и старых. Все эти характеристики помогают оценить состояние популяции, прогнозировать ее будущее.

Для характеристики численности популяции удобно использовать такое понятие, как плотность популяции - число особей, которое приходится на единицу площади или объема. Для нормального существования ряски или хлореллы достаточно площади, равной их размерам, а слону требуется площадь, определяемая десятками квадратных километров.

Численность популяции зависит от баланса рождаемости и смертности, которые, в свою очередь, зависят от абиотических и биотических факторов (рис. 375). При благоприятных климатических условиях и достаточном количестве пищи численность возрастает, при неблагоприятных - уменьшается. Смертность у организмов различна в разные периоды жизни, различают три основных типа смертности: смертность, одинаковая во всех возрастах (гидры), повышенная гибель на ранних стадиях развития (рыбы), повышенная гибель старых особей

(человек). Если рождаемость превышает смертность - популяция растущая, если наоборот - популяция становится сокращающейся. Численность популяции непостоянна, происходят колебания численности около какого-то среднего значения. Но возможно и резкое увеличение численности, например, численность мышевидных грызунов иногда увеличивается в 300-500 раз.

Однако популяция - система саморегулирующаяся, существуют верхние и нижние пределы плотности, за которые она выходить не может. Дальнейшее понижение численности грозит вымиранием, при повышении численности выше верхнего предела иссякнет кормовая база, увеличится смертность и произойдет резкое уменьшение численности.

Факторы, регулирующие численность популяции принято делить на две большие группы:

© не зависящие от плотности популяции;

© зависящие от плотности популяции.

Раса - система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющим внешнее фенотипическое проявление и сформировавшимся в определенном географическом регионе. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений. Критерием отличия расы от вида является отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.

Морфологические и в меньшей степени физиологические признаки дают возможность выделить внутри человечества три основные большие расы: европеидную, австрало-негроидную и монголоидную.

Европеоиды имеют светлую или смуглую кожу, прямые или волнистые волосы, узкий выступающий нос, тонкие губы и развитый волосяной покров на лице и теле. У монголоидов кожа также может быть как светлой, так и темной, волосы обычно прямые, жесткие, темно пигментированные, косой разрез глаз и эпикант. Негроиды характеризуются темной кожей, курчавыми или волнистыми волосами, толстыми губами и широким, слегка выступающим носом.

Доказательства видового единства и однокорневого происхождения человека и его рас:

    отсутствие генетической изоляции;

    существование промежуточных (малых) рас;

    значительное морфофункциональное сходство у представителей различных рас;

    одинаковый (в аналогичных условиях) уровень физического и умственного развития.

Метисация – смешение различных человеческих рас между собой. Потомков от этих смешанных браков называют метисами. Метисация имела место с древнейших времён в областях соприкосновения различных расовых групп. Значительного масштаба она достигла в связи с Великими географическими открытиями 15-17 вв. и последующей колониальной экспансией и работорговлей.

Раса - это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой.

Расы отличаются друг от друга физическими признаками - цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека.

Особо следует отметить, что все расы человека принадлежат к одному виду - Homo sapiens:

1) Это доказывается рождением плодовитого и полноценного потомства в браках между представителями различных рас.

2) Выпрямленное положение тела;

3) В отношении признаков строения тела- хватательный тип верхних конечностей;, связанных с общественной, трудовой деятельностью, все человеческие расы чрезвычайно сходны друг с другом.

4) развитая речевая функция и отвлечённое мышление.

5) одинаковый (в аналогичных условиях) уровень физического и умственного развития.

Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психическом отношении и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех человеческих рас в одинаковой степени способны к достижению самых больших высот в развитии культуры и цивилизации.

Имеются отличия рас и по некоторым физиологическим и биохимическим показателям : интенсивность потоотделения с единицы площади кожи у негроидов выше, чем у европеоидов, средние показатели уровня холестерина в плазме крови наиболее велики у европеоидов.

Перечислим районы расселения остальных 6 промежуточных рас.

Эфиопская раса - восток и северо-восток Африки (Эфиопия, Сомали).

Южно-индийская (дравидийская) раса - южная часть полуострова Индостан.

Уральская раса - к востоку от реки Печора и верховьев Р. Кама, Урал, Западная Сибирь до устья р. Ангары, вдоль р. Обь, низовье р. Тобол, среднее и нижнее течение р. Иртыш.

Южно-сибирская раса - от низовьев р. Волги далее к востоку до верховьев р. Обь, Прикаспийская низменность - к северу от Аральского моря - Правобережье р. Сыр-Дарья - оз. Балхаш (в основном - Казахстан).

Курильская раса - Курильские острова, южная часть Сахалина, о. Хоккайдо.

Полинезийская раса - острова западной экваториальной части Тихого океана, Новая Зеландия.

Выяснено, что кариотип человекообразных обезьян отличается по количеству хромосом от кариотипа человека на одну пару (23 пары хромосом человека и 24 пары шимпанзе). У человека и шимпанзе идентичны 13 пар хромосом. Хромосома 2-й пары человека точно соответствует двум соединенным хромосомам шимпанзе, а остальные хромосомы отличаются друг от друга незначительно.

46. Основные этапы антропогенеза: понгидная и гоминидная ветви. Проантропы (предлюди), архантропы (древнейшие люди), палеоантропы (древние люди), неоантропы (люди современного типа). Особенности морфологии, образа жизни и трудовой деятельности.

Примерно 25 млн. лет назад от высших гоминоидов отделились две ветви, которые привели к образованию двух семейств: понгид и гоминид .

Понгидная (обезьянья) ветвь эволю­ции пошла в направлении все большего приспособления к дре­весному образу жизни и привела к возникновению современных высших человекообразных обезьян. Другая ветвь - гоминидная (человеческая) -как полагают, развилась в направлении приспособления к на­земному образу жизни и привела к человеку.

      Проантропы.

Австралопитек

Человек умелый – Homo habilis

Прямохождение, использование различных предметов.

Изготовление орудий труда (чопперы)

      Архантропы (древнейшие люди)

Человек прямоходящий – Homo erectus (питекантроп, синантроп), Человек гейдельбергский – Homo heidelbergensis

Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Простые формы коллективной деятельности, поддержание огня

      Палеоантропы (древние люди)

Человек неандерталец – Homo neanderthalensis

Речь (продвинутые формы типа лепета). Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних. Добывание огня.

      Неоантропы (новые люди)

Человек разумный – Homo sapiens (кроманьонец)

Настоящая речь. Мышление, искусство. Развитие сельского хозяйства, ремесел, религии.

Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:

    Структурные преобразования мозга

    Увеличение мозговой полости и головного мозга

    Развитие двуногого передвижения (бипедализм )

    Развитие хватательной кисти

    Опущение гортани и подъязычной кости

    Уменьшение размера клыков

    Появление менструального цикла

    Редукция большей части волосяного покрова.


Все современное человечество относится к единому полиморфному виду - Homo sapiens - человек разумный. Подразделениями этого вида являются расы.

Человеческая раса - __________________________________________________________________________

__________________ (тип и цвет волос, цвет кожи и глаз, форма носа, губ, век, черты лица, тип телосложения )

Эти признаки являются наследственными, они возникли в далеком прошлом под непосредственным влиянием среды. Каждая раса имеет _____________________ , ________________________ и __________________.

В настоящее время в составе человечества выделяют три «большие» расы: _____________________ (негроидную ), __________________ (евразийская ) и _________________ (азиатско-американская ), в пределах которых насчитывается более тридцати «малых» рас.

У представителей австрало-негроидной расы темный цвет кожи, курчавые или волнистые волосы, широкий и мало выступающий нос, толстые губы и темные глаза. До эпохи европейской колонизации эта раса была распространена только в ___________, _____________ и _______________________________.

Для европеоидной расы характерны светлая или смуглая кожа, прямые или волнистые мягкие волосы, хорошее развитие волосяного покрова на лице у мужчин (борода и усы), узкий выступающий нос, тонкие губы. Ареалом этой расы является ___________, ___________________, ___________________ и ____________________.

Представители монголоидной расы характеризуются желтоватой кожей, прямыми, часто жесткими волосами, уплощенным широким лицом с сильно выступающими скулами, средней шириной носа и губ, заметным развитием эпикантуса (кожной складки над верхним веком во внутреннем углу глаза). Первоначально монголоидная раса заселяла _________________, _____________, ___________ и _______________ Азию, _______________________

_______________.

Хотя некоторые человеческие расы заметно отличаются друг от друга по комплексу внешних признаков, они связаны между собой рядом промежуточных типов, незаметно переходящих один в другой.

Формирование человеческих рас. Исследования показали, что кроманьонцы имели ряд черт, характерных для разных современных рас. В течение десятков тысяч лет их потомки занимали самые разнообразные места обитания. Длительное воздействие внешних факторов, характерных для конкретной местности, в условиях изоляции постепенно приводило к закреплению определенного комплекса морфологических признаков, свойственных локальной расе.

Различия между расами человека - результат ____________________________, имевшей _____________ значение в далеком прошлом. Например, пигментация кожи более интенсивна у жителей влажных тропиков. Темная кожа менее повреждается лучами солнца, так как большое количество меланина препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей вглубь кожи и предохраняет ее от ожогов. Курчавые волосы на голове негра создают своеобразную шапку, защищающую голову от палящих лучей солнца. Широкий нос и толстые вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствуют испарению с высокой теплоотдачей. Узкая глазная щель и эпикантус у монголоидов - адаптация к частым пылевым бурям. Узкий выступающий нос европеоидов способствует согреванию вдыхаемого воздуха и т.д.

Единство человеческих рас. О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует _______________

Т.е. возможность плодовитых браков между представителями разных рас. Дополнительным доказательством единства человечества служит локализация на втором и третьем пальцах рук кожных узоров типа дуг (у человекообразных обезьян - на пятом) у всех представителей рас, одинаковый характер расположения волос на теле и т.д.

Различия между расами касаются только ____________________ признаков, обычно связанных с ______________

_____________________________________________________________

Домашнее задание: §§ 38-41.

Занятие 18.

Лекция 15. БИОСФЕРА - ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ (1 ч)

Структура биосферы.

1) Понятие биосферы.

Термин «биосфера» предложил в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 -1914), однако его точного определения он не дал. Спустя полстолетия русский геохимик В.И. Вернадский (1863-1945) создал учение о биосфере, основные положения которого он изложил в опубликованной в 1926 г. небольшой брошюре под названием «Биосфера».

Биосфера – ______________________________________________________________________________.

2) Границы биосферы определяются условиями существования жизни:

* М_______________________________

* К____________________

* У__________________________

* Б________________________________________

* У_____________________

* С______________________________________

На планете Земля различают несколько геосфер, в пределах которых существует жизнь:

Атмосфера - _________________ Земли. С высотой плотность воздуха быстро убывает: 75% массы атмосферы сосредоточено в слое до 10 км, 90% - до 15 км, 99% - до 30 км, 99,9% - до 50 км. Воздух, лишенный влаги и твердых примесей, состоит из азота (78,1%), кислорода (21%), аргона (0,9 %), углекислого газа (около 0,03%) и незначительного количества некоторых других газов.

Большое влияние на состояние атмосферы, т.е. на формирование погоды и климата, играют различные примеси - переменные составные части атмосферы. К важнейшим из них относится вода, которая в виде водяного пара содержится в нижнем 20-километровом слое атмосферы. Водяной пар вместе с углекислым газом, метаном и некоторыми другими примесями участвует в нагревании внутренних слоев атмосферы (так называемый парниковый эффект). Это обусловлено способностью атмосферы пропускать солнечную радиацию к поверхности Земли и поглощать отраженное от нее тепловое излучение. Благодаря парниковому эффекту температура в атмосфере растет с понижением высоты, и ее нижние слои оказываются теплыми.

Область биосферы простирается лишь в _____________ атмосферы - ________________ (от греч. tropos - перемена). Высота тропосферы изменяется от __-__км в полярных широтах до __-__ км на экваторе. Над тропосферой располагается стратосфера (от лат. stratum - слой) высотой 100 км. В ней на высоте 15-25 км свободный кислород под влиянием солнечной радиации превращается в озон (О 2 -> О 3), который, образуя экран, ______

Литосфера (от греч. lithos - камень) - ______________________________. В ней различают два слоя: верхний - ____________________________ и нижний - ________________. Слои расположены неравномерно, поэтому в некоторых местах гранит выходит на поверхность. Граница распространения живого вещества в литосфере не опускается ______________. На такой глубине можно встретить лишь _________________. Наибольшая плотность живого вещества в литосфере отмечается в ___________________________________________________.

Гидросфера __________________________________________________________________________________.

Гидросфера образует прерывистую водную оболочку планеты. Основная масса вод сосредоточена в Мировом океане, средняя глубина которого составляет 3,8 км, максимальная (Мариинская впадина Тихого океана) - 11,034 км. Незначительная часть гидросферы представлена пресными водами.

Живые организмы населяют _______________________________________________________________________

Зоны непосредственного контакта и активного взаимодействия литосферы, атмосферы и гидросферы плотнее всего заселены живыми организмами, так как в этих местах создаются ___________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________.

Класс: 11

Раздел: Происхождение человека (7 урок).

Тема. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Цель урока: раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причин их возникновения.

Задачи урока:

познавательная: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;

воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку , задания , папка по проекту , демонстрационный материал: учебники, справочники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения в группах, калькулятор, географическая карта «Природные зоны».

Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, рассизм.

Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, география.

Ресурсы Internet :

1. http://images.yandex.ru

2. http://www.ecosystema.ru

3. http://search.icq.com

4. http://bufodo.apus.ru/index2.html

5. htm://www.nerungri.edu.ru

Литература:

1. Журнал «Биология» (приложение кгаз. «Первое сентября»), № 42, 2004 год

2. Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Кирилл и Мефодий, с изменениями и дополнениями., 1996, 1997, 1999, 2000, 2001.

4. Мифы наpодов миpа - М.: Советская энциклопедия. 1992 - Т. 1. - 671 с.

5. Н.Н.Воронцов,А.Н.Сухорукова «Эволюция органического мира».М.П.1991г.

6. А.Н.Мельниченко «Происхождение и развитие человека».М.П.1988г.

7. Ю.И.Семёнов «Как возникло человечество».М. «Наука»1986г.

8. Э.А.Киселёва «Книга для чтения по дарвинизму».М.П.1980г.

9. Журналы «Биология в школе».

10. Забылин М. Русский наpод, его обычаи, обpяды, пpедания, суевеpия и поэзия. - М. 1980 - 607 с.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

I этап. Мотивационно-целевой.

Организационный момент

Приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

Приветствуют учителя

Здоровьесберегающий фактор.

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

Рефлексия

Раздает заранее приготовленные листки бумаги.

«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».

Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи

Привлечение внимания учащихся.

Самооценка своего состояния.

Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

- У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

- Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.

В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.)

Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750).

Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)

На доске появляется тема проекта.

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

Проговаривание гипотезы, плана проекта, основополагающего, проблемных и учебных вопросов.

Сегодня мы подошли к седьмому этапу нашего проекта «Человеческие расы, их происхождение и единство».

Записывают тему урока.

Выявление субъективного опыта учащихся, показать его недостаточность для познания нового материала.

Выход на постановку субъективных целей

Задайте вопросы по теме урока, на которые мы должны ответить в конце.

Формулируют вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют

Реализация принципа вариативности.

Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

Выход на цель урока

Следовательно задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.

Участвуют в определении общей цели урока.

II этап. Организационно-деятельностный.

Организует деятельность в парах:

Вопросы для групп.

1 вариант.

Что такое раса?

(Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.)

2 вариант.

Вспомните понятие вид. Дайте полное определение.

3 вариант

Вспомните понятие популяция. Дайте полное определение.

Работа в парах с текстом учебника, словарями.

Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Участвуют в обсуждении, составлении схем.

Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны схем приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Отдельнымчеловеческимгруппам пришлосьжитьвразличныхприродныхусловиях:

Они испытывалинасебе разное влияниесолнечногосвета,влажностивоздуха,температуры окружающейсреды,пищиит.д.

Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.

1. Дайте характеристику природным условиям:

1 гр. пустыня

2 гр. степь или тундра

3 гр. леса умеренного климата

2. Какие, по вашему мнению, морфологические признаки могли сформироваться у человека в данных природных условиях?

3. Полученные данные записывайте в таблицу – отчет.

Работа в парах с текстом учебника, словарями, ресурсами Internet .

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Организует обсуждение внутри группы.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Оценка качества работы в группе

Организует обсуждение внутри группы.

На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе.

III этап. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексия деятельности

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Каковы причины возникновения рас?

Каковы биологические особенности рас?

Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас.

Итак, можно сделать вывод : Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которогообъединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

Проводят рефлексию своей деятельности

Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

Как Вы думаете, одинаковые ли понятия «раса» и «нация».

Раса и нация два разных понятия.

В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.

Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.

Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций.

Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас)

Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.

- Имеют ли право на существование термины«высшая раса» и «низшая раса»?

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.

Участвуют в обсуждении

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Рефлексия своего личного участия в работе

Выставляют оценку в своём листе.

Совпали ли значения листка рефлексии (в начале и в конце урока)

Домашнее задание

Подобрать информацию

1. «Человек как житель биосферы»

и о происхождении человека.

2. Подготовиться к зачету.

Записывают домашнее задание.

Возможность выбора исследовательского или творческого задания.