Симеон Полоцкий (о сподвижниках Алексея Михайловича). Симеон Полоцкий (о сподвижниках Алексея Михайловича) I
Cлайд 1
Семион Полоцкий. Пьеса: «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных»Cлайд 2
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/26/25116/389/img13.jpg)
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
- Доказать и показать, что России необходимы реформы.
- Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
- Охарактеризовать деятельность следующих
реформаторов:
- Симеона Полоцкого
- А.Л. Ордина-Нащокина
- В.В.Голицына
- Развивать у учащихся:
- речь (устные ответы, сообщения)
- логическое мышление (вопросы для учащихся, сравнение истории России с зарубежной историей периода XVII века)
- умение работать самостоятельно по учебнику
- умение чётко формулировать выводы
- Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.
Литература:
1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.
2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.
3) Использование источников из Интернета
Наглядность: схема "Основные направления преобразований в России I четверти XVII века"
Оборудование:
- мультимедийная установка
- рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.
- презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"
Тип урока: урок объяснения нового материала
Предварительная подготовка: сообщения учащихся на темы "Симеон Полоцкий", "В.В.Голицын и его планы"
Основные понятия:
- Реформа, регулярная армия, регентство
- Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын
План урока
1. Причины и основные направления реформ.
2. Усиление иностранного влияния.
3. Симеон Полоцкий.
4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина
5. В.В.Голицын и его планы.
I. Организационный момент
II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)
Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".
Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"
На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.
Дайте определение понятию реформа?
(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)
(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)
1. Причины и основные направления реформ.
Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?
(прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).
Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.
Давайте выделим основные причины реформ:
- В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
- Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
- Отсталая армия и флот
- Непродуманный государственный аппарат
- Слаборазвитая экономика
- Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.
(запись в тетрадь)
Из причин выделяем направления реформ:
Попытайтесь выделить основные направления реформ.
- Выход к морю
- Реформа экономики
- Реформа армии
- Государственная реформа
- Реформа культуры и образования
(запись в тетрадь)
2. Усиление иностранного влияния.
Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?
Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.
При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.
В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):
Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:
а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;
б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.
в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов
г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;
д) стремительное формирование всероссийского рынка
е) снятие Россией таможенных барьеров
ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России
(а, б, в, г, д, ж)
3. Симеон Полоцкий.
Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.
Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"
В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?
Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.
Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.
Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.
Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.
Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?
Вывод:
Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:
- выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
- обучал дьяков (служителей) в приказах.
- придворный поэт
Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.
4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина
Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).
Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).
Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.
В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.
Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.
По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.
Вывод:
Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:
а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;
б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;
в) сокращение дворянского ополчения;
г) увеличение стрелецких полков;
д) переход России к регулярной армии;
е) введение привилегий для иностранных купцов;
ж) создание новых мануфактур;
з) отмена льгот русским купцам;
и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.
(а,б,в,г,д.ж,и)
Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.
(запись в тетрадь)
5. В.В.Голицын и его планы.
Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"
Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.
Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.
Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.
Слушая сообщение, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради №1 стр.35
Вывод:
В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:
- открыл Славяно-греко-латинскую академию
- отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
- начал вводить европейские формы быта
- предлагал освободить крестьян от помещиков
- ввести "поголовную" подать
- неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.
Словарная работа:
Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
(запись в тетрадь)
III. Закрепление, итоги, дом.задание.
1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?
2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.
Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.
Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока, задание №4 в рабочей тетради.
Выставление оценок за работу на уроке.
Где и когда родился Симеон Полоцкий Симеон родился в 1629 году в Беларуссии, в городе Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовсткое в составе Речи Посполитой. Мирское имя Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович. Скончался в Москве 25 августа (4 сентября) 1680, погребен в Заиконоспасском монастыре, на месте построенной здесь позже Славяно-греко-латинской академии.
Семья, воспитание и образование Симеона Учился в Киево-Могилянской коллегии и, по некоторым предположениям, в Виленской иезуитской академии. До конца жизни Симеон Полоцкий оставался тайным униатом, скрывавшим свою принадлежность к Базилианскому ордену. Про семью ничего не сказано. Был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь. От него и получил хорошее воспитание и религиозную веру.
Черты характера и качества, которые помогли в достижении цели Выдвинулся Симеон не столько за счет глубокого благочестия или исключительной учености, но благодаря умению выражать религиозные проблемы времени с «публицистической» остротой и риторикой. Добропорядочный, широко образованный христианин и верный сын своего государя, именно к этому идеалу стремился Симеон Полоцкий. Он считал, что именно нравственные качества составляют духовную основу человека.
В интересах каких общественных сил действовал Симеон В своих конкретных поступках Симеон Полоцкий всегда выступал на стороне царской власти и в ее защиту, что проявилось во время споров между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном о правах "царства" и "священства". В понимание Симеоном Полоцким роли российского монарха прослеживается еще одна важная черта он стремится обозначить русского царя.
Какую роль Симеон сыграл в жизни государства Симеон сыграл важную роль в жизни государства. Просветительская деятельность Симеона Полоцкого оказала большое влияние на дальнейшее развитие отечественной религиозно-философской мысли, став своеобразной идеологической и культурологической подготовкой ко многим изменениям в российской жизни.
Основные результаты его деятельности Симеон Полоцкий развернул в Москве широкую просветительскую деятельность преподавал в Богоявленской и Заиконоспасской братских школах, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, в которой в большом количестве издавал свои книги стихов, учебную и богословскую литературу. Кроме того, он возглавлял созданную при Приказе тайных дел первую в России школу нового типа, где обучал латинскому языку государственных чиновников будущих дипломатов. Он же разработал проект организации в Москве высшей школы, который позднее был положен в основу создания будущей Славяно-греко- латинской академии.
Как оценивают Симеона современники По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «Это был довольно заурядный западно-русский начетчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твердо стать в озадаченном Московском обществе вернее при Московском дворе, как пиит или виршеслагатель, как ученый человек для всяких поручений. Полоцкий весь в напыщенности и высокомерии, риторичен, многословен.»
Мое отношение к Симеону Полоцкому Я считаю, что Симеон умный и упорный. Он проявил себя во многих видах деятельности и был разносторонним человеком. Мне понравилось его мнение о совершенном человеке. Для каждого он должен быть идеалом, как и утверждал Симеон.
Библиография 1. %EB%EE%F6%EA%E8%E9http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%EC%E5%EE%ED_%CF%EE %EB%EE%F6%EA%E8%E htm %D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86 %D0%BA%D0%B8%D0%B9http:// %D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86 %D0%BA%D0%B8%D0%B MEON_POLOTSKI.htmlhttp:// MEON_POLOTSKI.html 8. Simeon%20Polockii%20.htmlhttp://biographiesofpeople.ru/biografiya/1832- Simeon%20Polockii%20.html
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
подготовила ученица10го класса Растимешина Кристина ТВОРЧЕСТВО СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО
2 слайд
Описание слайда:
Симеон Полоцкий-деятель восточнославянской культуры, духовный,писатель,богослов поэт, драматург,переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
3 слайд
Описание слайда:
Родился в 1629 году в Полоцке, в семье у Самуила-Симеона было три брата и сестра. Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича. во время обучения в Виленской иезуитской академии в первой половине 1650-х годов С. Полоцкий вступил в греко-католический орден святого Василия Великого. Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке.
4 слайд
Описание слайда:
В 1660 г. Симеон Полоцкий с двенадцатью учениками, в составе свиты Игнатия Иевлевича, приглашенного в Москву для участия в соборе по делу патриарха Никона, приезжает в столицу и живет здесь несколько месяцев. В качестве источников Симеон Полоцкий использовал сочинения Плутарха, Иосиф, «русские» и «римские» летописцы, «Естественную историю» Плиния Старшего и другие сочинения.
5 слайд
Описание слайда:
До нас дошли составленный Симеоном Полоцким конспект теории поэзии, сборник риторических упражнений на польском и латинском языках и «Метры на пришествие великого государя Алексея Михайловича» - приветственные стихи в честь царя, приезжавшего в 1656 г. в Полоцк в связи с событиями русско-шведской войны.
6 слайд
Описание слайда:
Ему принадлежат два сборника публицистических прозаических произведений - проповедей «Обед душевный» и «Вечеря душевная» напечатаны в 1681 г. и 1683г.
7 слайд
Описание слайда:
После смерти писателя, сборники стихотворений - «Вертоград многоцветный» 1678 и «Рифмологион» 1679, включавший в себя и драматические сочинения Симеона Полоцкого, стихотворное переложение псалтыри «Рифмотворная псалтырь» 1678, ряд педагогических сочинений.
8 слайд
Описание слайда:
встречаются стихотворения на общественно-политические и семейно-бытовые темы, обличаются человеческие слабости, превозносятся добродетели; наряду с серьезными произведениями помещаются шутливые. Вместе с тем «Вертоград многоцветный»- справочник по всевозможным вопросам: об исторических деятелях, о государственном правлении, сообщаются знания по географии, зоологии, минералогии. В книге имеются стихотворения, разъясняющие отдельные термины, много обработок исторических анекдотов и изречений.
9 слайд
Описание слайда:
Стихотворение "Купецтво" представляет читателю галерею пороков, которыми оказывается заражен "чин купецкий", а "Монах" изображает пороки монашествующих.
10 слайд
Описание слайда:
С творчеством Симеона Полоцкго обычно связывают вопрос о возникновении в русской литературе стиля барокко. Барокко предполагало любовь к парадоксам, к взаимоисключающим вещам, к остроумному разрешению, казалось бы, неразрешимых противоречий. Эти черты можно видеть в стихотворении "Вино". Вино хвалити или хулити – не знаю, Яко в оном и ползу и вред созерцаю. Полезно силам плоти, но вредныя страсти Возбуждает силою свойственныя сласти. Обаче дам суд сицев: добро мало пити, Тако бо здраво творит, а не весть вредити; Сей Павел Тимофею здравый совет даше, Той же совет да хранит достоинство ваше.
11 слайд
Описание слайда:
Целый ряд произведений сборника "Вертоград многоцветный" предвосхищает жанр басни (притчи) в классицистической литературе. В качестве примера можно привести стихотворение "Жабы послушливыя". Брат некий в обители смиренно живяше и без прекословия началных слушаше. Тамо близ бяше блато, во нем же живяху многи жабы и воплем своим досаждаху Молящымся иноком. Такожде случися жабам кричати, егда жертва приносися. Началник, не претерпев, инока послаше, да велит им молчати ему завещаше3. Се же рече смеяся,- а брат послушливый, в правду посланна себе быти помысливый, Иде к жабам и рече: «Именем Христовым завещаю вам, жабы, не быти таковым. Престаните отселе досадно кричати!» Оттоле гласа тамо жаб не бе слышати. Ныне же человеци во церкви стояще, молбы си при безкровной жертве приносяще Многим глаголанием досады творяют; речеши ли молчати: никако слушают, Еще огорчившеся хулят иерея, обличения злобы не любят своея. Наипаче щекочут язычныя бабы, досаждающе паче, неже овы жабы. Тщитеся убо, бабы, жабы подражати, во время жертв духовных глас свой удержати!
12 слайд
Описание слайда:
В 2008 году был издан исторический роман М. М. Рассолова «Симеон Полоцкий». В этой книге внимание уделяется в большей степени российскому быту второй половины XVII века и общественной деятельности Симеона Полоцого, а не его литературной и богословской деятельности. Роман содержит ряд неточностей, в частности, утверждается что Симеон является создателем силлабо-тонической системы стихосложения в русской поэзии.
Симеон Полоцкий как поэт для детей
Симеон Полоцкий является выдающимся русским поэтом XVII века, активным деятелем в области просвещения. Огромное его литературное наследие пронизано педагогическими идеями. И это не случайно, ибо всю свою жизнь он занимался педагогическим трудом. Поэтому вполне естественно его участие в создании детской литературы.
Родился поэт в 1629 г. в Полоце, где получил первоначальное образование. В 1653 г. окончил Киево-Могилянскую коллегию (академию), после чего учился за границей, а затем стал учителем на своей родине.
В 1664 г, царь Алексей Михайлович пригласил его в Москву, где Симеон стал пользоваться почетом и уважением за свою широкую образованность, беспримерное трудолюбие, поэтический талант и педагогические способности. Вскоре он был назначен учителем наследника - царевича Алексея, а после его смерти (1670) воспитателем нового наследника - Федора. Под его руководством воспитывались также царевна Софья и будущий царь Петр I.
Особенно большим почетом и уважением был окружен Симеон при царе Федоре Алексеевиче, вступившем на престол в 1676 г.
Умер Симеон 25 августа 1680 г.
За 16 лет жизни в Москве Симеон написал, издал или подготовил к печати 14 книг, половину из которых составляют книги учебные или детские. Самыми крупными его созданиями являются поэтические книги «Рифмологион», состоящий из 1308 страниц большого формата, и «Вертоград многоцветный» - 1316 страниц. Они были завершены поэтом за два года до смерти.
^
Педагогические взгляды Симеона Полоцкого
Симеон Полоцкий придавал решающее значение воспитанию и начисто отрицал наличие в человеке врожденных пороков. Душу ребенка он уподоблял «скрижали ненаписанной», на которой «учитель что хощет написати может», В этом отношении он был предшественником Джона Локка. Наиболее действенным средством воспитания он считал положительный пример, который могут дать родители и воспитатели.
Плод от древа си поблизу падает,
Чада от отца нравы получает.
Главное место в педагогических воззрениях Симеона Полоцкого занимает трудовое воспитание. Он считал, что трудиться должны все, без различия возраста, общественного и сословного положения, в том числе и цари. «Люботрудие», «трудолюбие», «трудник», «трудолюбец», «люботрудник» и другие подобные слова - самые частые в его творчестве. Он считал, что трудиться надо учить человека с детства, только тогда труд станет для него привычным делом.
Не возленися трудов положити,
Имат бо тебе польза многа быти.
Аще ся видит досадно труждати,
Но сладко плоды трудов собирати.
Восхваляя люботрудников, поэт остро обличал тунеядцев, которых, по его словам, следует изгонять из общества. Под, трудом понимал он не только труд физический, но и умственную, деятельность, чтение, учение, управление государством.
Поэзия Симеона Полоцкого полна гимнами книге, грамоте, чтению. Книга, по его словам, приносит огромную пользу: развивает ум, расширяет образование. Она способна «душу сильно усладити», делает человека мудрым. Но настоящими мудрецами он считал тех, кто, обладая знаниями, щедро делится ими с окружающими и с большой пользой применяет их в повседневной жизни.
^
Учебные и детские книги Симеона Полоцкого
По прибытии в Москву Симеон принял участе в подготовке к изданию букваря 1664 г., для которого написал десять приветствий, обращенных к детям, их родителям и благодетелям. В 1667г. он издал новый, целиком им составленный букварь, который был переиздан в 1669 г. Учебный материал был взят для него в основном из «Московской азбуки» 1637 г.- издания. Особенно выделялось в нем предисловие, которое является первым печатным педагогическим трактатом на русском языке.
Через 10 лет, в 1679 г., Симеон составил и издал новый букварь, являющийся итогом более чем векового развития русского учебника.
Для истории детской литературы наибольший интерес имеют два стихотворения, помещенные в букваре 1679 г. Это «Предисловие к юношам, учится хотящим» и «Увещание».
По своей композиции «Предисловие» напоминает стихотворение справщика Савватия, опубликованное в азбуке 1637 г. В обоих произведениях прославляется просвещение и рассказывается о настоящей книге. Как и в других своих произведениях, С. Полоцкий призывает детей постоянно трудиться, ибо тот, кто трудится с юности, будет жить в покое в старости. Грамота, по его словам, великий дар, средоточие мудрости. Хотя она безгласна, но разносится беспредельно далеко. Все то, что чувствует сердце, о чем рассуждает ум,- все это через грамоту становится известно другим. Если голос рядом стоящего слышен только немногим, то мысли пишущего могут быть доставлены куда угодно. В книге, как в зеркале, отражается жизнь человека и всего человечества. Это «врачевство на всякие раны». Другая роль письменности - запечатлеть происходящее, быть памятником и указать путь в будущее.
В начале и в конце «Предисловия» поэт непосредственно обращается к ребенку:
Отроче юный, от детства учися,
Письмена знати и разум почтися.
Заключенное в такую композиционную рамочку стихотворение выглядит более цельным и задушевным.
По своей поэтике стихотворение это отличается от других произведений Симеона, написанных для взрослых. Здесь нет обычных для него исторических или библейских параллелей, уподоблений, ссылок на античных и византийских авторов, усложненных стилистических конструкций. Это теплая, откровенная беседа с ребенком на доступном ему языке и на близкую тему.
Второе стихотворение - «Увещание» - помещено в конце книги и предназначается не всем, а только ленивым и буйным. В нем выражена одна из сторон педагогических взглядов Симеона - признание физических наказаний. Поэт убеждает маленького читателя: если он хочет быть образованным и умным, то должен постоянно трудиться, выполнять определенные требования. А нарушающий правила вынужден будет терпеть наказания розгами, так как
Те орудия глупых исправляют,
Плоти целости ничтоже вреждают.
Розга ум острит, память возбуждает
И волю злую в благу прелагает.
В конце стихотворения поэт вновь призывает детей трудиться, чтобы не подвергаться наказаниям.
В руководимой Симеоном Верхней типографии, открытой царем Федором Алексеевичем специально для издания произведений своего любимого учителя, изданы две книги для детского и юношеского чтения: «Тестамент, или Завет Василия, царя греческого, к сыну его Льву Философу» (январь, 1680) и «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (сентябрь 1б80 г.).
Первую книгу можно отнести к известному с древнейших пор жанру поучения. Кроме других многочисленных наставлений в ней выделены специальные главы о книгах и чтении. Симеон написал к «Тестаменту» большое стихотворное предисловие, обращенное к юным читателям. В нем говорится о роли чтения в жизни человека и о настоящей книге: комментируется ее содержание, подчеркиваются главные моменты, чтобы обратить на них особое внимание ребенка и тем самым сделать ее более доступной. Поэт убеждает, что «книжица сия добру научает», но не всякого, а только того, кто будет не только читать, но и следовать её советам.