Синтаксические связи. Типы синтаксических связей Комбинация каких синтаксических связей между простыми

Материал из Юнциклопедии


В словосочетании и предложении слова связаны между собой синтаксическими связями. С этой стороны предложение и словосочетание могут быть определены как цепочки связанных синтаксическими связями слов. В отличие от словосочетания, предложение - такая цепочка слов, которая обязательно включает показатели предикативности (см. Предикативность и полупредикативность), представленные глагольной формой. Однословные предложения - это цепочка, состоящая из одного звена, в котором потенциально заложена способность к развертыванию (сравним: Светает.- В июне светает рано).

Предположим, нам дан письменный текст без знаков препинания, например в памятниках древнерусской письменности, или в сборниках упражнений по пунктуации, или написанный малограмотным человеком, не умеющим ставить знаки препинания. О том, где кончается одно предложение и начинается другое, можно догадаться: граница между предложениями там, где цепочка синтаксических связей между словами прерываемся.

Синтаксические связи бывают и за пределами простого предложения. В сложном предложении есть связи между словом (в составе главного предложения) и предложением (придаточным) или связи между предложениями в целом (главным и придаточным или простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения). Так, в сложноподчиненном предложении Ты хочешь знать, что делал я на воле (М. Ю. Лермонтов) придаточное предложение относится к слову знать в главной части; в сложносочиненном предложении «Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает» (А. С. Пушкин) синтаксической связью связаны два составляющих его простых предложения.

Есть два вида синтаксических связей: подчинение и сочинение (см. Подчинение и сочинение).

В простом предложении основной вид синтаксической связи - подчинение; слова иерархически соотнесены по принципу: «хозяин - слуга». Степень сложности его синтаксической организации - синтаксическая глубина предложения - создается только на основе подчинительной связи.

В сложном же предложении сочинение играет такую же роль, как и подчинение: сложные предложения строятся как на основе подчинения, так и на основе сочинения простых предложений. В синтаксических образованиях усложненной структуры, состоящих более чем из двух элементов, возможны три вида комбинаций синтаксических связей: последовательное подчинение, неоднородное подчинение и соподчинение.

Последовательное подчинение - такая комбинация двух (или большего количества) синтаксических связей, при которой первый зависимый элемент (зависимое слово или придаточное предложение) относится к главному, а второй зависимый элемент - к первому зависимому, являющемуся для него главным, т. е. «хозяином», и т. д. Таким образом, комбинация связи имеет цепной характер и может схематически быть изображена так:

Количество синтаксических единиц, связанных последовательно, может быть и больше трех.

По типу последовательного подчинения построены словосочетания: книжка с рассказами об открытии Сибири, книжка с интересными картинками (первое зависимое слово - с картинками - стоит не после своего «хозяина», главного слова, а после второго зависимого слова, т. е. после своего «слуги»); предложение Люблю читать книжки об открытии Сибири; сложное предложение Я читаю книжку, в которой рассказано о том, как открывали Сибирь.

Неоднородное подчинение - это такая комбинация двух (или большего количества) подчинительных связей, при~которой к одному главному элементу - «хозяину» (слову или главному предложению) относятся, по-разному его определяя, несколько зависимых - «слуг» (слов или придаточных предложений), как, например, в словосочетании быстро идти вперед, где главное слово (идти) окружено зависимыми, каждое из которых по-своему его определяет: быстро дает качественную характеристику, вперед обозначает направление; в простом предложении Без труда не выловишь рыбку из пруда или в сложном предложении Хоть и было соблазнительно, я все-таки решил не пытаться переплыть реку, потому что течение очень сильное. Схематически неоднородное подчинение можно представить так:

Однородное соподчинение - комбинация подчинительной и сочинительной связи. Есть два варианта однородного соподчинения.

Первый характеризуется тем, что к одному главному элементу относятся, одинаково его определяя, два зависимых, соединенных сочинительной связью, как, например, в словосочетании книжки про путешествия и приключения; в предложении Увлекаюсь не хоккеем, а шахматами, в сложном предложении Мальчик просыпался, когда уже высоко стояло солнце и море пылало слепящим огнем.

Схематически первый вариант соподчинения можно представить так:

Второй вариант соподчинения характеризуется тем, что зависимый элемент относится сразу к двум главным, соединенным сочинительной связью, как в словосочетании наши отцы и матери; в предложении Замысел одобрили и поддержали или в сложном предложении На улице душно и пахнет липами, где обстоятельство на улице относится ко всему сложносочиненному предложению, следующему за ним. Схематически второй вариант соподчинения можно представить так:

Синтаксические связи выражаются целым комплексом средств.

Существенно различаются средства выражения сочинительных и подчинительных связей. Основной показатель сочинения - сочинительные союзы (и, а, но, или и др.); они выражают сочинительную связь как между словами, так и между предложениями (сравним: маленький, а тяжелый [чемодан] - На свете счастья нет, а есть покой и воля (А. С. Пушкин); брат и сестра - По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий (М. Ю. Лермонтов).

У подчинительной связи между словами и между предложениями разные средства выражения.

Основной показатель подчинения между словами в русском языке - форма зависимого слова, основной показатель подчинения между предложениями - подчинительные союзы и союзные слова. Так, в предложении Мы мечтали о поездке к морю слово поездке определяет слово мечтали, обозначая объект, на который направлено действие; об этом нам говорит форма слова поездке, оно употреблено в предложном падеже с предлогом о. В сложном предложении Мы мечтали, что поедем к морю придаточное предложение относится к слову мечтали, определяя его по смыслу совершенно так же, как это делает слово о поездке в простом предложении; эта связь обозначена союзом что.

В выражении синтаксических связей между словами принимает участие порядок слов: зависимое слово обычно помещается рядом с главным. Так, в предложении Яму у забора копал Саша слово у забора определяет слово яму (к нему можно поставить вопрос какую?), а в предложении У забора копал яму Саша слово у забора определяет слово копал (и отвечает на вопрос где?).

Иногда синтаксические связи двузначны, и на этой основе возникает синтаксическая омонимия. Предложение Торговка вяленой воблой торчала между ящиками может быть понято по-разному из-за того, что в нем не выражено, к какому слову относится слово воблой: к существительному торговка (торговка чем?) или к глаголу торчала (торчала как?); сравните предложения Между ящиками торчала торговка вяленой воблой и Вяленой воблой торчала между ящиками торговка, в которых ясно показано (с помощью порядка слов), к какому слову относится слово воблой.

Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Основные способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Синтаксис (греч. – соединение, сцепление) изучает правила, по которым связываются отдельные слова в словосочетании, отдельные предложения в сложные предложения. Изучает строй связанной речи.

Как наука, синтаксис сложился во второй половине 19 века – в начале 20-го.

Основные синтаксисты и их работы:

1) Фёдор Иванович Буслаев – «Опыт исторической грамматики русского языка», 1858 г. – классификация второстепенных членов предложения, продержалась в школах более ста лет.

2) Академик Шахматов – «Синтаксис русского языка», 1925 г.

3) А.М. Пешковский – «Русский синтаксис в научном освещении», 1914 г., переиздана в 1956 г.

4) Александр Афанасьевич Потебня – «Из записок по русской грамматике» - делил мышление на прозаический и поэтический тип.

В советское время синтаксическая наука развивалась, и был выработан структурно-семантический подход: учитывают и структуру предложения, и его семантику.

Основные синтаксические единицы.

Всеми признаются словосочетания как минимальная единица синтаксиса и простое предложение . Но уже сейчас абсолютное большинство особой синтаксической единицей считают и сложные предложения . Кроме того, начиная с 80-х годов 20-го века, стал разрабатываться анализ текста – когда для выражения мысли необходимо несколько предложений – эта единица зовётся сложное синтаксическое целое , оно же – прозаическая строка , развивающая одну конкретную мысль в произведении. Синтаксис изучает, как эти предложения связаны друг с другом. Словоформа тоже признаётся не всеми, эту идею выдвинула Г.А.Золотова в своём синтаксическом словаре; она считает, что словоформа выполняет в языке ту или иную синтаксическую функцию, н-р, «я помню домик в лесу» - определение, «отец работает в лесу» - обстоятельство. Идея эта не нашла широкого применения.

Понятие синтаксической связи.

Существуют два вида синтаксической связи: сочинительная связь и подчинительная.

Сочинительная связь – между собой связываются независимые компоненты, все они относительно равноправны. Она проявляется на уровне и простых, и сложных предложений.

Подчинительная связь – один компонент предложения главный, а другой ему подчиняется.

Есть ещё присоединительная связь – её суть в том, чтобы нарушать логические и грамматические связи, и в результате совершенно меняется интонация конструкции. К законченной мысли спонтанно добавляются дополнения. Н-р: «он написал очень интересный роман» обычное предложение -> «он написал роман, и очень интересный».

Сочинительная связь – два или более равноправных компонента.

Бывает открытая связь и закрытая.

Открытая связь – когда есть перечисление, которое всегда можно продолжить, число её компонентов определяется экстралингвистическими факторами.

Закрытая связь связывает только два компонента, в ней всегда есть противительные, градационные, пояснительные, сопоставительные союзы.

Подчинительная связь соединяет неравноправные единицы: слово и зависимая от него форма («большой город», «ножка стола», «читать книгу») или сложная конструкция («человек, которого искали»).

Бывает обязательная связь и необязательная.

Обязательная связь – когда стержневого слова семантически недостаточно, чтобы выполнить свою информативную функцию, н-р, «он находится в Англии».

Необязательная связь – полусвязочные глаголы можно опустить, н-р, «он читает книгу».

Бывает предсказуемая связь и непредсказуемая.

Предсказуемая связь – когда главное слово требует только одной формы, н-р, «он восторгается музыкой» - возможен только Тв.п.

Непредсказуемая связь – возможны варианты зависимых словоформ, н-р, «он остановился на мосту» - он мог остановиться где угодно.

Основные способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование – главное слово требует от зависимого только одной определенной формы рода, числа и падежа.

Согласование бывает полное и неполное.

Полное согласование - совпадают формы рода, числа и падежа

Неполное согласование – не совпадают формы рода, числа и падежа, н-р, «город Москва» - отсутствует согласование рода, «человек, которого искали» - отсутствует согласование числа.

Есть множество способ согласования компонентов между собой.

Сложные случаи согласования:

– когда существительное общего рода: «этот простофиля способен перепутать всё на свете» или «эта простофиля…», «дядя – пьяница непробудная…».

– когда между двумя компонентами количественного и именного словосочетания надо вставить определение: «два талантливых романа», «две талантливые повести», «два талантливых стихотворения». Если существительное мужского рода, то определение ставится в Род.п. Если зависимое слово женского рода, в основном, определение ставится в Им.п: Род.п. ед.ч. должен равняться Им.п. множ.ч. Когда у существительных женского рода происходит изменение в ударении, определение становится Род.п.

– в препозиции любое определение ставится в Им.п.: «талантливые два романа», «талантливые две повести», «талантливые два стихотворения».

– в постпозиции это должны быть обособленные определения: «два романа, написанные за последний год», уже не зависит от рода, числа и падежа.

– на форму определения иногда оказывает влияние форма сказуемого: «выиграны три золотые медали», «разыграно три золотых медали» - в безличном предложении появляется родительные падеж.

– когда бывают два определения при существительном, возникает вопрос, ставить существительное в единственное или множественное число: «католическая и протестантская церковь », потому что существительное во множ.ч. имеет другое значение: «старые церкви». Если ед.ч. и множ.ч. расходятся по значению, существительное ставится в ед.ч.

– существительное ставится в ед.ч., если между определениями есть противительные и разделительные союзы: «не каменный, а деревянный мост».

– существительные ставятся в ед.ч., когда перечисляемые разновидности внутренне связаны, н-р, «в правой и левой руке», «в старославянском и древнерусском языке».

– «в конце 19-го и начале 20-го века» - однородными являются начало и конец.

– при перечислении разных предметов, используется множественное число существительных, н-р, «токарные и фрезерные станки».

– возникает вопрос о составном наименовании, когда два существительных разных полов, и надо выбрать определение. 1) простой способ – нет вариантов, что-то указывает на принадлежность к роду и полу: «женщина-скульптор»; 2) сложные слова без соединительной гласной, н-р, «плащ-палатка», первое слово не изменяется, значит, главное слово «палатка» и определение ставится в женском роде; когда есть слово «кафе»: «кафе-столовая», «кафе-закусочная», необходимо согласование с основной частью, н-р, «открылась кафе-столовая», «зайти в новую кафе-закусочную»; один компонент склоняется, а другой не склоняется – определение ставится по первому компоненту, н-р, «новое платье-костюм», «большой музей-усадьба» и «большая усадьба-музей».

Управление – подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённого падежа.

Управление бывает сильное и слабое.

Сильное управление – когда зависимая форма обязательна и предопределена свойствами главного слова, н-р, «восхищаться – чем?». Переходный глагол почти всегда означает сильное управление.

Слабое управление – наличие зависимой формы абсолютно необязательно.

Управление бывает вариативное и невариативное.

Вариативное управление – когда «увидел первый раз» и «увидел в первый раз», устаревшие формы («стол о трёх ногах»), разговорные формы («делать с месяц») и просторечия («идут по грибы») дополняют этот вид управления. Бывают варианты за счёт предлогов, н-р, «разговоры о поездке», «относительно поездки», «касательно поездки», «о поездке».

Невариативное управление – когда так нельзя.

Синтаксическая связь — связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Синтаксическая связь рассматривается как имеющая определённую форму и содержание. Формальная сторона синтаксической связи представлена разнообразными средствами выражения синтаксической связи, содержательную сторону представляют синтаксические отношения.

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение).

Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого.

В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами.

По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:

Противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же",

Градационная связь ("не только — но и"),

Разделительная связь ("или", "или, или", "либо", "то-то","то ли, то ли","не то, не то").

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.

Подчинение, или подчинительная связь — отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.

В такой связи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный, другой — как зависимый.

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа, во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения, во-вторых.

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая — придаточной.


Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием .

а) Согласование - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений (в роде, числе, падеже) господствующему слову; бывает полное и неполное согласование.

Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал.

Иногда выделяют особый вид согласования — корреляцию — такую связь, при которой формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими.

Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник.

б) Управление - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или его эквивалент) ставится в определённой падежной форме, обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания.

Примеры : писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).

в) Примыкание - вид подчинительной связи, при котором подчинённое слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом (порядком слов, лексически и интонацией).

Примеры : внимательно слушать, весьма интересный, слишком поздно.

При нормальной интонации в предложении. Сильно черный трубочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согласоваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Но если мы повысим мелодический тон на сильно и на шатает, то, несмотря на «дальность расстояния», в синтагму связываются сильно шатает.

Не меньшую роль для интонационного примыкания может играть и паузирование: Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками - составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пауза после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем самым - предложение распространенное.

Вводные слова и предложения , а также вставные конструкции - это конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Вводные слова и сочетания - это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.

Вводные слова и сочетания: не являются членами предложения и грамматически не связаны с членами предложения.

В устной речи они выделяются интонационно, в письменной - пунктуационно: запятыми.

Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению (Степень достоверности, возможности, уверенности, Эмоции, чувства, оценка, Последовательность изложения, связность речи и др.)

Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова, разные значения.

Примеры :

Я думаю, он приедет завтра.

(я думаю = по-моему)

Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.

1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:

Он - этого никто не ожидал - позвонил только через год. (цель высказывания вставной конструкции и предложения, содержащего её, совпадают: это сообщения).

Синт. ед-цы. Различные подходы к проблеме их выделения и разграничения .

От целого к части-текст (несет инфу, достижение ком.цели - убедить), высказывание, слова, морфемы.

Смотря какая ф-ция главн, синт.ед-цы классиф.: номинатив. - ком. (слова, с/с) и коммуникативные-номин. (П, текст) - на Мин КСЕ и макс. КСЕ. МинКСЕ дел. на П.(автономно-эксплицитная ед.) и сентенсоид (подобная, но не идентичная П-ю, лишен автон. эксплицитности). П . = монопредикативн. (прост.П), и полипредикат. (слож. П): ядерные (подчинен. предик. ед-цы) и безъядерные (сложносочин. П.) Love is love, fun is fun.

Сентенсоид от типа предикат-сти дел:

1) эксплиц., но не автон. (если погода будет хорошая);

2) частично-эксплиц. (you see anyone else? - есть лицо, но нет модальности и вр.);

3) имплицитный-формально не выраж., мож. быть восстановлена (как много людей?);

4) отражен. предикативность. (yes, no, sure, mm, well - вкраплены в текст, но не могут быть восстан., в них отраж. предикат-сть соседн. П-ий).

Си́нтаксис - 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста.

Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка (морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи, способы образования из конечного числа исходных языковых элементов (слов, словоформ, словосочетаний, предложений) бесконечного множества речевых произведений. Синтаксис исследует и формулирует правила речеобразования. В соответствии с этапами синтезирования речи, на каждом из которых происходит создание не только более сложных, но и наделённых новым качеством единиц, синтаксис членится на три комплексных раздела. В первом - синтаксисе частей речи - изучаются сочетательные возможности слова, способы их реализации (согласование, управление, примыкание и др.) и выражаемые ими отношения (атрибутивное, комплетивное и т. п.). Во втором разделе синтаксиса - синтаксисе предложения - описываются внутренняя структура, коммуникативные типы (сообщение, вопрос, побуждение), предикативность и модальность, семантика и синонимические преобразования (например, замена придаточного причастным оборотом) простого и сложного предложения, а также виды и способы выражения отношений, формирующих сложное предложение, - сочинения и подчинения. В третьем разделе исследуется актуализация предложения, т. е. те модификации, которые оно претерпевает при вхождении в диалогический или монологический текст, - актуальный синтаксис, синтаксис текста.

Виды синтакс. связи

1) сочинение. Для сочинительной связи характерно равноправие элементов; они как правило однородны и /функционально близки: я и ты, стол или стул, строг, но справедлив.

2) подчинение. При подчинительной связи элементы не равноправны: один явл. главным, а другой подчинен ему, зависит от него: ножка стола, капризный ребенок, сел на скамью, жалобно просили.

3) предикативная связь. При предикативной связи /связь между подлежащим и сказуемым/ элементы равноправны, и взаимозависимы: ребенок плакал.

В синтакс. образованиях усложненной структуры, состоящих бо­лее чем из двух полнозначных слов, возможны комбинации синтак. свя­зей, например:

/I/ Последовательное подчинение - комбинация синтаксических связей, при которой первый зависимый элемент относится к главному, второй за­висимый элемент подчинен первому зависимому и т.д.

рассказов

об открытии

/2/ Неоднородное подчинение - комбинация синтакс. связей, при ко­торой к одному главному элементу относятся, по- разному, его опре­деляя, несколько зависимых элементов, например:

Быстро идти вперед

качество/ /направление/

/3/ Однородное /со/подчинение - комбинация подчинительной и сочи­нительной связей:

/а/ К одному главному элементу относятся несколько зависимых, соединенных сочинительной связью:

увлекаться хоккеем и пением

книга про путешествия и приключения

/б/ Зависимый элемент относится сразу к двум главным, соединенным сочинительной связью

наши отцы и матери

идею одобрили и поддержали

Синтаксические связи выражаются целым комплексом средств . Существенно различаются способы выражения сочинительной и подчини­тельной связей.

Сочин. связь выражается сочинительными союзами /и, а, но, или и пр./ или особой интонацией, отличающейся подчеркнутой однотипностью интонирования соединяемых элементов:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну. /Пушкин/

Способы выражения подчинения более разнородны. В сложном предло­жении - эти подчин. союзы /что, если, потому что и пр./ и союзные слова /кто, который и пр./ В словосочетаниях для выражения подчи­нения, используются следующие способы:

/I/ Выражение подчинения с помощью грам. форм слов, т.е. мор­фологическим путем:

/а/ согласование - способ /прием/ осуществления синтакс. связи, при котором форма зависимого слова выражает те же грам. значения, что и главное слово: синее платье, нес большой красный флаг;

/б/ управление - употребление зависимого слова в форме, которую требует главное слово: радуюсь покупке /Дат.п./, доволен покупкой /Твор.п./, жажда знаний"/Род.п./;

/в/ морфолог. показатель связи употребляется не в зависимом слове, как при управлении, а в главном слове, например: азербайджанское "ат баш" /голова лошади/- ат "лошадь" /им.п./ + баш ""голова" + и /показатель синтакс. связи/.

/2/ Выражение подчинения с помощью т.н. примыкания : комбинирующиеся элементы образуют синтакс. группы без изменения морфолог. формы, синтакс. отношения не оформлены, а основаны исключительно на известных говорящему и слушающему валентных свойствах комбинирующихся единиц: очень старательный, бежать быстро. Термин "примы­кание" не удачен, т.к. соположение главного и зависимого слова не обязательно, они могут отстоять друг от друга в предложении на значительное расстояние.

/3/ Использование служебных слов, прежде всего предлогов.

/4/ Интонация / интонационное примыкание/. Ср. два выска­зывания, где знак " /" обозначает паузу: "Вечно нахмуренная свекровь/портила ей настроение", где "вечно нахмуренная"- позиционное примыкание; "Вечно/нахмуренная свекровь/портила ей настроение.", где "вечно портила"- интонационное примыкание.

Тема 2.2. Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении и в предложении. Понятие пассивной синтаксической сочетаемости. Основные современные концепции синтаксиса формы слова: концепция В. А. Белошапковой (синтаксические классы словоформ); концепция Г.А.Золотовой (понятие и характеристики синтаксемы, типология синтаксем); концепция «Русской грамматики» 1980 г. Словоформы монофункциональные и полифункциональные.
^ Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1988. С. 3 – 21

… В лингвистике на современном этапе ее развития созрела потребность осмыслить понятие элементарных синтаксических единиц, из которых, как становится все очевиднее, строятся все другие, более сложные конструкции. Определение исходного понятия, первоэлемента концепционных построений, становится непременным условием самого существования научной теории

синтаксиса

Осуществление задачи Синтаксического словаря - представить синтакси­ческие ресурсы русского языка научно систематизированными в словарных параметрах, впервые в лексикографической практике, -стало возможным на основе предлагаемого решения принципиального вопроса синтаксической теории - выявления конститутивной единицы синтаксиса.

В этом решении находит реализацию плодотворная идея взаимодействия лексики и грамматики, связанная с именами В.В. Виноградова и других наи­более глубоких и дальновидных лингвистов

Для осмысления синтаксического механизма языка необходим ответ на вопрос о том, в каких единицах, на каком уровне системы это взаимо­действие осуществляется. В качестве такой единицы выдвинуто понятие синтаксемы. Синтаксемой названа минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка, выступающая одновре­менно как носитель элементарного смысла и как конструктивный компо­нент более сложных синтаксических построений, характеризуемая, следова­тельно, определенным набором синтаксических функций.

Различительными признаками синтаксемы служат 1) категориально-семантическое значение слова, от которого она образована, 2) соответствую­щая морфологическая форма и 3) вытекающая из (1) и (2) способность синтаксически реализоваться в определенных позициях

Функциональная типология синтаксем базируется на понимании син­таксической функции как конструктивной роли синтаксичес­кой единицы в построении коммуникативной единицы. С этой точки зрения для характеристики синтаксической единицы существенным оказывается разграничение и противопоставление трех основных возможностей, трех функций синтаксем:

I. Самостоятельное, изолированное употребление единицы.

II. Употребление единицы в качестве компонента предложения.

III. Присловное употребление единицы в качестве компонента словосоче­тания (или сочетания слов).

Сумма возможностей и составляет основание для разграничения трех функциональных типов синтаксем: свободных (в Слова­ре помещаются под буквой А), обусловленных (Б) и связанных (В).

Свободные синтаксемы могут выступать в функциях I, II, III, обусловлен­ные - в функциях II, III, реже в I, связанные - только в III функции.

Функция I представлена чаще всего заголовками, а также драматурги­ческими ремарками, экспозиционными предложениями текста. Понятие функции II и III в описании синтаксем детализируется более конкретным понятием позиции.

В функции II различаются позиции:

1) предицируемого компонента предложения;

2) предицируюшего компонента предложения;

3) распространителя предложения (ситуанта) ;

4) полупредикативного осложнителя предложения. В функции III различаются позиции:

1) приглагольная;

2) приименная (присубстантивная);

3) приадъективная и приадвербативная.

Термины функция и позиция, следовательно, обозначают по­нятия более общей и более конкретной ступени абстракции: тот или иной тип функции как потенцию, как виртуальную способность каждая синтаксема реализует в определенной синтаксической позиции в той или иной модели предложения или словосочетания

Вступая в предложение определенной структуры, синтаксема приобрета­ет статус его компонента. Предложение любого состава и с точки зрения организации и с точки зрения членения может рассматриваться как одна из исчисляемых комбинаций синтаксем. Недостающим звеном системы, частью по отно­шению к целому - предложению, оказывается не слово-лексема (в исход­ной форме), а слово-синтаксема, или синтаксическая форма слова. объем понятия и дифференциальные признаки морфологической и синтак­сической формы слова не совпадают. В пределах одной морфологической формы, как правило, различается ряд омонимичных и полисемичных синтак­сем. Понятно, что синтаксемы (1) о + Предл. с делиберативным значением и (2) о+Предл. со значением признакового партитива являются, при морфологическом подобии, структурно-смысловыми омонимами, они раз­личаются и значением и набором позиционных возможностей, что определяет и их функциональную характеристику: синтаксема (1), представляющая тип свободных синтаксем, реализует свои потенции в изолированных позициях заголовка или тематически-экспо­зиционного отрезка текста (1.1.2.: О вреде табака; О детях; Об очередных задачах и т.п.); в позиции предатирующего компонента предложения, при предицируемом имени информативного значения (11.2. Рассказ - о детях; Стихи - о любимой; Доклад - о задачах... и т.п.); в качестве присловного распространителя при глаголах и именах той же семантики (III.I . рассказы­вать о детях, петь о любимой ; Ш.2. рассказ о детях, песня о любимой и т.п.); синтаксема (2), представляющая тип обусловленных синтаксем, харак­теризует предмет по количеству его составных частей либо в предикативной позиции (112. Всякая вещь о двух концах; Домик был о трех окошках и т.п.), либо в атрибутивной, приименной (1П.2. домик о трех окошках; храм о двух шатрах и т.п.); оттенок устарелости в этой синтаксеме делает ее возможности и лексически и стилистически ограниченными.

Отношения полисемии возникают в пределах делиберативной синтаксемы в позициях III. 1 и 2: помимо распространения глаголов и имен информатив­ного значения, она выступает как распространитель глаголов и имен так наз. "горестного чувства" (сетовать, тужить, тосковать, печалиться, грустить, плакать о ком-чем; тоска, печаль, грусть о ком-чем и т.п.). В этом случае делиберативное значение синтаксемы о +Предл. осложняется каузативным оттенком, эта же объектно-каузативная синтаксема в свою очередь вступает в синонимические отношения с объектно-каузативной синтаксемой по + Дат. (тосковать по дому, по друзьям).

Естественно, что в синонимические отношения (на основе сходства значе­ний и функций, при различии формы) вступает не морфологическая форма, ; например о+Лредл. во всей совокупности объединяемых ею синтаксем, : а делиберативная синтаксема о+Предл. с делиберативной синтаксемой про +Вин. (о детях - про детей), так же как с рядом других делиберативных синтаксем, образуемых с помощью производных предлогов (насчет детей, по поводу детей, относительно детей и т.п.). То, что отношения омони­мии, полисемии, синонимии, антонимии возникают именно между синтак-семами, а не между предложно-падежными формами вообще, может служить еще одним доказательством объективного существования в системе языка выделенных единиц.

Тема 1.3. Синтаксические связи. Синтаксическое отношение.
Чеснокова Л. Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980. С. 4–92.
…анализ структуры предложения необхо­димо сопровождается анализом связи слов, ибо «синтаксис есть наука о связях» (Н. Ю. Шведова).

Анализ любого типа связи слов состоит в выяснении ряда вопросов:

1) какое слово с каким связано;

2) какое из слов является главным, а какое - зависимым (или они равноправны, т. е. отношения подчинения между ними нет);

3) какие по своей грамматической природе слова вступают в связь;

4) какими средствами передается сама связь;

5) какое синтаксическое значение (синтаксическое отноше­ние) выражает данная связь;

6) какие функции эта связь выполняет (служит ли она для образования предикативного сочетания - ядра предложения или для распространения предложения).

Ответ на эти вопросы, по существу, лежит в основе анализа структуры предложения.

Определение синтаксической функции слова (анализ по чле­нам предложения) опирается на анализ связи слов и учет их специфики. Ср.: Любуюсь ночью и Любуюсь ночью морем (на­личие связи слова морем с глаголом любуюсь, выражающей объектное отношение, заставляет квалифицировать синтакси­ческую функцию слова ночью как обстоятельство; в то время как отсутствие этой связи делает необходимым отнесение слова ночью к разряду дополнений)

Связь слов - это соединение слов, выражаю­щее с помощью определенных средств смысло­вое отношение между этими словами

Связь слов в предложении (и в словосочетании) выполняет ряд важнейших функций: во-первых, служит для выражения синтаксических отношений между словами; во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания; в-третьих, создает условия для реализации лексического значе­ния слова.

… те сочетания слов, которые не имеют грамматического значения, т. е. не выражают синтакси­ческих отношений, не являются словосочетаниями. Так, соче­тания слов зеленая трава, подарил брату, был в лесу передают определенные синтаксические отношения: принадлежность при­знака предмету (зеленая трава), действие и предмет, которому оно адресовано (подарил брату), действие и место его совер­шения (был в лесу), следовательно, эти сочетания являются словосочетаниями. Сочетания же типа в лесу, был теплым не являются словосочетаниями, так как не передают синтаксиче­ских отношений (в сочетании был теплым назван только при­знак, но не назван предмет, в сочетании в лесу названо толь­ко место, но не названо само действие)

Что же такое синтаксические отношения?

В синтаксических построениях (предложениях, словосочетаниях) при соединении слов (точнее - словоформ) получают от­ражение два типа явлений: во-первых, отношения между пред­метами и явлениями объективного мира (эти отношения при­нято называть объективными 2), во-вторых, отношения между компонентами предложения или словосочетания как элементами синтаксической структуры (эти отношения принято называть структурными, собственно-языковыми отношениями). Таким образом, понятие синтаксических отношений отражает в сово­купности два вида явлений: 1) объективные отношения и 2) структурные, собственно-языковые отношения. Синтакси­ческими эти отношения называются потому, что они при­сущи только синтаксическим структурам - словосочетанию и предложению.

Отношения между предметами и явлениями реального мира конкретизируются и предстают в языке как отношения между предметом и предметом, между признаком и предметом, между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и признаком, между действием и действием.

Структурные, собственно-языковые отношения призваны определенным образом оформлять, представлять в языке объективные отношения. Если сопоставить предложения Волга соединилась с Доном и Волга и Дон соединились, то окажется, что в обоих предложениях переданы одинаковые объективный отношения: Волга с Доном = Волга и Дон. Однако в языке эти отношения структурно оформлены по-разному - с помощью подчинения и с помощью сочинения

Подчинение передает отношения между фактами объ­ективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, а второе - как зависимое.

Сочинение передает отношения между фактами объек­тивного мира в виде такого сочетания слов, в котором все сло­ва выступают как равноправные по отношению друг к другу.

^ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ СЛОВ

В сфере подчинения все многочисленные конкретные отно­шения традиционно сводятся к трем типам: атрибутивные (опре­делительные) отношения (указывают на предмет и его при­знак), объектные отношения (указывают на действие и пред­мет, на который действие переходит прямо или косвенно или только ориентируется на него), обстоятельственные отношения (указывают на действие и его признак или на признак при­знака).

Каждый тип синтаксических отношений состоит из ряда частных грамматических значений. Так, атрибутивные отно­шения охватывают такие частные значения, как качествен­ный признак предмета, обозначающий внутренние свойства предмета (большой дом, каменный дом, дом в три этажа, маль­чик пяти лет), качественному признаку соответствует вопрос какой?; количественный признак предмета, указы­вающий на количество или порядок предмета при счете (пятый том, десяти книг), количественному признаку соответствуют во­просы который?, сколько?; признак по принадлеж­ности (мой портфель, дом, отца, заячий след), этому признаку соответствует вопрос чей?

В сфере объектных отношений также объединяется ряд част­ных грамматических значений, отражающих направленность действия или признака на предмет: прямо-объектные от­ношения (купить картину, съесть яблоко, выпить молока); кос­венно-объектные (возвратить учителю, ударить о землю, писать карандашом, поссориться с другом, говорить о литера­туре); субъектные, при которых зависимое слово обознача­ет предмет, производящий действие (произносится доктором, опрокинут ветром, тебе не догнать, мне нужно уехать и т. п.).

В сфере обстоятельственных отношений выделяются каче­ственно-обстоятельственные значения, значения образа действия (говорить тихо, идти быстро, взглянуть при­ветливо); временные значения (заниматься ночью,учить­ся год, отдыхать летом, встать рано); пространственные значения (кричали вокруг, выскочить из лесу, ехать полем,

жить в городе); причинные значения (покраснеть от волнения, не пришел из-за болезни); целевые значения (уехать для лечения, подарить на память, поехать лечиться); значения степени (очень устать, вдесятеро увеличить, вы­полнить вдвое); значения условия (при пожаре звоните, при нападении защищайтесь); значения уступки (несмот­ря на дождь, гуляли; вопреки предположению, потеплело).

Все это основные, специфические значения атрибутивных, объектных, обстоятельственных отношений.

Помимо основных, встречаются синтаксические отношения смешанного типа, объединяющие значения разных синтаксиче­ских отношений. Так, на атрибутивные отношения могут насла­иваться: пространственные значения (дверь на балкон - ка­кая? и куда?; город у моря - какой? и где?); временные значения (путевка на месяц - какая? и на какое вре­мя?; день вчера - какой? и когда?); целевые значения (борьба за свободу - какая? и с какой целью?; сорев­нование за выполнение плана - к а кое? и с какой целью?); причинные значения (пропуск по болезни - какой? и по какой причине?; драка из-за мяча - какая? и поче-м у?) и т. п. Возможно также совмещение значений пространст­венного (обстоятельственного) и объектного (хранить в бу­мажнике - где? и в чем?; поставить на поднос - куда? и на что?); причинного и объектного (опоздать из-за ребенка - почему? и из-за кого?; ссориться из-за соседа - поче­му? и из-за кого?).

Совмещение у словоформы двух синтаксических значении есть результат перемещения словоформы из сферы обычного для нее функционирования, прямого значения, в сферу иную, порождающую многозначность синтаксического значения.

Так, в предложении ^ Дверь в землянку была открыта сло­воформа в землянку совмещает два значения: обстоятельствен­ное и определительное (куда? и какая?). В результате чего появились эти значения? Первичная функция этой словофор­мы - обстоятельственная (при регулярной зависимости от гла­гола: дверь вела в землянку; дверь, ведущая в землянку). При отсутствии глагола возникают новые сочетания типа: дверь в землянку, мост через Днепр, город у моря, которые отлича­ются от обстоятельственных, во-первых, лексико-грамматически-ми свойствами главного слова (глагол заменился существи­тельным), во-вторых, грамматическим значением зависимых словоформ (появилось определительное значение при сохране­нии прежнего обстоятельственного).

При анализе словоформ с совмещенным значением следует различать два случая: 1) многозначность членов предложения, 2) синкретизм членов предложения.

Рассмотрим первую группу примеров (многозначные члены предложения): ^ Дверь в землянку была приоткрыта (Симо­нов); Немецкий бомбардировщик пикировал на мост через Днепр (Симонов); Не могу припомнить, как я узнал эту историю о парижском мусорщике Жане Шамете (Паустов­ский); Этот эпиграф подходил бы для книги о писательском труде (Паустовский).

Выделенные словоформы в названных предложениях упот­реблены во вторичной функции и имеют совмещенные значения: определительные и обстоятельственные или объектные. Причем определительное значение является основным, так как все эти словоформы зависят от существительного и поясняют его. Поэтому их следует считать определениями, имеющими доба­вочные значения обстоятельств или дополнений.

Рассмотрим вторую группу примеров: ^ Кровь снова густо прихлынула к щекам Давыдова, но он взял себя в руки (Шолохов); Сквозь дремоту я слышал надоедливое дребезжание рессоры, потом шум воды около мельницы , лай собак (Паустовский); В хате пахло топленым молоком (Паустовский).

Выделенные словоформы в данных предложениях также имеют совмещенное значение (совмещаются значения дополне­ния и обстоятельства), но изменение в синтаксическом значе­нии словоформ не сопровождается изменением в лексико-грам-матическом значении главного слова

От многозначности и синкретичности членов предложения следует отличать омонимичность синтаксических построений (как мы видим, при работе с синтаксической семантикой воз­никают те же проблемы, что и при работе с лексическим зна­чением слова). Рассмотрим ряд примеров. Они [гвоздики] в изобилии цвели на поляне перед крыльцом (Паустов­ский); Сначала сразу за Могилевом пошли поля с перелеска­ми (Си м о н о в); Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет поезд на Минск (Симонов); Создадим колхоз-ги­гант из восемнадцати сельсоветов (Шолохов). Выделенные члены предложения могут быть разобраны двояко: либо как определения (с оттенками обстоятельства или дополнения) - поляна перед крыльцом, поля с перелесками, поезд на Минск, колхоз из восемнадцати сельсоветов; либо как приглагольные члены - обстоятельства, дополнения - цвели перед крыльцом, поезд пойдет на Минск, создадим из восемнадцати сельсоветов или подлежащее пошли поля с перелесками (поля и перелески).

Следует подчеркнуть, что в этих случаях возможность дво­якого разбора обусловлена не многозначностью данного члена предложения, как в двух предыдущих группах, а структурой самих предложений