Табель о рангах всех чинов российской империи. Система воинских званий в российской императорской армии


24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. "Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и тe и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности). Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

24 января (2 февраля) 1722 г. Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи, то есть чины по старшинству и последовательность чинопроизводства. «Табель о рангах» вводила новую классификацию служащего люда: место аристократической иерархии, породы и родословных книг заняла бюрократическая иерархия, заслуги и выслуга лет. В одной из статей, присоединенных к табели, пояснялось, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут и за оные «чести и чина» не получат. Самое главное, что петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». «Табель», помимо самой таблицы, имела еще 19 пунктов поясняющего текста, в том числе о штрафах за ее нарушение.

Подготовка этого закона («Табели о рангах») была начата еще в 1719 г. и была естественным продолжением реформ, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу «Табели» были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах (во Франции, Швеции и, особенно, в Дании и Пруссии). При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. Собственноручно исправив черновой проект и подписав его, царь внес его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. Несмотря на то, что в коллегиях был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам и окладах, введении в табель древних русских чинов и устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга, все эти замечания были оставлены без рассмотрения. Хотя при введении в действие «Табели о рангах» древние русские чины (бояре, окольничьи и пр.) не были упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Все вновь учрежденные должности были выстроены по табели в три ряда: воинский, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов (классов): 6 обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника на гражданской службе); 5 штаб-офицерских (от майора до бригадира и от коллежского асессора до статского советника, соответственно); 3 генеральских (от генерал-майора до фельдмаршала и от действительного статского советника до действительного тайного советника). Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и для придворной службы.

Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие «чин», в силу чего одни историки последний рассматривали лишь в системе чинопроизводства, другие - как ту или иную должность (петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности). Скорее всего, «Табель» включала и те, и другие понятия. Но постепенно должности из нее исключаются и в конце XVIII в. исчезают вовсе. Названия ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к обязанностям их носителей. К примеру, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» сначала означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. Чин надворного советника, означавшего председателя надворного суда, не исчез с отменой в 1726 г. надворных судов.

Несмотря на принцип бюрократической выслуги, комментарии к Табели предусматривали исключение из правил: князья императорской крови имели при всех случаях председательство над остальными князьями и «высокими служителями». Согласно «Табели», военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных. Только позднее они утратили право старшинства в 1 и 2 классах. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Тогда как в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса (коллежский асессор).

Чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право лишь на личное дворянство. В этом плане показателен относительно низкий ранг, который полагался президенту «статской» коллегии. Однако Петр под влиянием Остермана и из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера как главы дипломатического ведомства.

Что касается гвардейских полков, то здесь старшим чином был 4-й - полковник, а младшим (12-м) - фендрик. То есть чины в гвардии первоначально на два чина опережали армию. Помимо старшинства рангов, было старшинство среди обладателей одного ранга по времени пожалования в него.

Благодаря тому, что служба открывала доступ к дворянству широким слоям населения, изменился генеалогический состав сословия. Хотя потомственное дворянское звание распространялось только на детей, рожденных после получения отцом чина. В другом случае дворянин мог просить о пожаловании дворянства одному из рожденных до получения соответствующего чина детей.

Сложилось и уставное обращение соответственно классу: Ваше высокопревосходительство для 1 и 2 классов, Ваше превосходительство - для 3 и 4, Ваше высокородие - для 5, Ваше высокоблагородие - для 6-8, Ваше благородие - для 9-14 классов. Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие чину. Замужние жены приравнивались по чинам своим мужьям, тогда как девицы считались на несколько рангов ниже отцов. За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого. При этом треть поступала в пользу доносившего, а остальное - на содержание госпиталей. Публичное наказание на площади и пытки влекли за собою утрату чина, который мог быть возвращен только за особые заслуги, публично объявленными именным указом.

Для законодательства петровского времени было характерно стремление сформировать дворянское по составу чиновничество и закрыть доступ в высшие слои бюрократии выходцам из непривилегированных сословий. Именно этим задачам отвечали новые принципы организации гражданской службы, закрепленные в указах 1720-1722 гг. и, в том числе, в «Табели о рангах». Прежде всего, для дворян гражданская служба признавалась такой же обязательной, как и военная, что стало для них неприятной новостью. В 1722 г. дворяне были вызваны в столицу на смотр для комплектования штатов новых учреждений. За отказ от службы дворян лишали имений.

Для подготовки опытных чиновников при коллегиях и других учреждениях вводилась должность коллегии-юнкера. То есть дворяне должны были обязательно пройти все ступени гражданской службы, начиная с 14-го класса Табели. Как гласил «Генеральный регламент»: «… кроме сего пути, никто в высший градус и до министерского чина произведен быти не может». Тогда как низшее звено гражданской администрации (канцелярские должности) выводились за пределы класса дворянства. При исправно действовавшей системе подготовки чиновников из коллегии-юнкеров возможность получения дворянства канцелярскими служащими сводилась до минимума.

Но при неприятии приказной службы дворянами и постоянном недостатке приказных сословные ограничения на поступление в гражданскую службу не действовали уже при Петре I. В силу этого система организации гражданской службы, направленная на создание дворянской бюрократии, на практике оказалась малоэффективной, несмотря на все меры правительства, в том числе и принудительные. К примеру, в 1724 г. из дворянских детей, обучавшихся при Академии наук, были отобраны в коллегии 100 человек. Уже указ от 31 января 1724 г. «О непроизводстве в секретари тех, которые не дворяне» нарушал монополию дворян на секретарские должности, разрешив Сенату производить в секретари тех подьячих, «кто знатное дело покажет», награждая их при этом шляхетством. Однако это не стоит рассматривать как отступление императора от принципов реформы государственного управления. Данный указ можно расценивать как уступку недворянским слоям бюрократии для поощрения наиболее опытных и достойных ее представителей. Другое дело, что закон оказался миной замедленного действия, заложенной в основание гражданской службы.

Реформы государственного управления при Петре I обеспечили, вместо традиционной организации, создание в России бюрократических высших, центральных и местных органов на основе принципов рационализма, однообразия организационного устройства и делопроизводства. Политическая элита в России получила характерную для мобилизационного типа развития дихотомическую структуру - верховная власть и правящий класс. Формировался слой людей, постоянно находящийся на государственной службе, а также административная элита России, к которой можно отнести первые четыре («генеральские») класса и с некоторыми оговорками верхушку штаб-офицерских чинов 5 и 6 классов.

Впрочем, петровская «Табель о рангах» постоянно менялась в течение почти двух веков. Мы уже говорили, что чины, означавшие должности, получили самостоятельное значение почетных титулов. Для производства в некоторые чины для дворян установились сокращенные сроки. Были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. А в 1917 г. «Табель о рангах» была упразднена.

Табель о рангах всех чинов, Воинских, Статских и Придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однакож Воинские выше прочих,
хотя б и старее кто в том классе пожалован был.

Клас-сы. Воинские. Статские. При-дворные.
Сухо-путные. Гвардия. Артилле-
рийские.
Морские.
1. Генерал-Фельд-маршал. Генерал Адмирал Канцлер
2. Генералы от Кавалерии и Инфантерии, Штатгалтер. Генерал. Фельцейг-мейстер. Адмиралы прочих флагов. Действи-тельные Тайные Советники. Обер-Маршал.
3. Генерал-Лей-тенанты, Кавалеры Св. Андрея, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Лей-тенант. Вице-Адмиралы, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Прокурор. Обер-Шталмейстер.
4. Генералы-Майоры. Пол-ковник. Генерал-Майор, Генерал-Майор от фортифи-кации. Шаутбе-нахты, Обер-Цейг-мейстер. Президенты от Коллегиев и Штатс-Конторы. Тайные Советники. Обер-Прокурор. Обер-Гофмейстер, Обер-Камергер.
5. Бригадиры Оберштер-Кригс-Коммисар. Генерал-Провиант-Мейстер. Подпол-ковники. Пол-ковники от артил-лерии. Капитаны Командоры, Капитан над портом Кронш-лотским, Обер-Сарваер от строения корабель-ного, Интендант, Цейг-мейстер, Обер-Штер-Кригс-Коммисар. Герольд-Мейстер, Генерал Рекет-мейстер. Обер-Церемоний-мейстер. Обер-Вальд-мейстер или вышний надзира-тель лесов. Вице-Президенты от Коллегиев. Генерал-Полицей-мейстер. Директор от строениев. Генерал Почт-Директор. Архиатер. Гофмейстер. Обер-Гоф-Шталмейстер. Тайный Кабинет-Секретарь. Обер-Гофмейстер при Ея Величестве Императрице. Обер-Шенк.
6. Полковники Казначеи. Обер-Провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Генералы Адъютанты. Прокурор. Генералы Квартир-мейстеры-Лейтенанты. Майоры. Подпол-ковники от артил-лерии. Полков-ники Инженеры. Обер-Коммисар. Капитаны первого ранга. Капитаны под другими портами. Сарваер корабель-ный. Прокурор. Интендант партику-лярной верфи в Петербурге. Казначей. Обер-провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Прокуроры в Коллегиях Статских. Президенты в Надворных Судах. Канцелярии Тайные Советники в Иностран-ной Коллегии. Обер-Секретарь Сената. Штатс-Коммисар. Обер-Рентмейстер в Резиденции. Советники в Коллегиях. Шталмейстер. Действитель-ные Камергеры. Гофмаршал. Обер-Егермейстер. Первый Лейб-Медикус.
7. Подпол-ковники, Генералы Аудиторы. Генерал. Провиант-мейстеры Лейтенанты. Генералы Ваген-мейстеры. Генералы Геваль-дигеры. Генералы Адъютанты при Генерале Фельд-маршале. Контролер. Капи-таны. Майоры. Подпол-ковники Инженеры Обер-Контролер. Капитаны второго ранга. Контролер. Вице-Президенты в Надворных Судах. Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной Коллегиев Обер-Секретари. Экзекутор при Сенате. Обер-Фискал Государ-ственный. Прокуроры при Надворных Судах. Церемоний-мейстер. Гоф-мейстер при Ее Величестве Императрице. Лейб-Медикус при Ее Величестве Императрице.
8. Майоры. Генералы Адъютанты при Генералах полных. Генералы Аудиторы Лейтенанты. Обер-Квар-термистр. Обер-Фискал. Цалмейстер. Капитан. Лейте-нанты. Майор. Инженер. Капитаны. Штал-мейстер. Обер-Цейг-вартер. Контролер. Капитаны третьего ранга, Корабель-ные мастеры Цалмейстер-Обер фискал. Унтер-Штатгалтер в Резиденции. Экономии-Галтер. Регирунгс-Раты в Губерниях. Обер-Директор над пошлинами и акцизами в Резиденции. Обер-Ландрихтер в Резиденции. Президент в Магистрате в Резиденции. Обер-Коммисары в Коллегиях. Ассесоры в Коллегиях. Обер-Провиант-мейстер в Резиденции. Обер-Секретари в прочих Коллегиях. Секретари в Сенате. Обер-Берг-мейстер. Обер-Вардейн. Обер-Минц-мейстер. Надворный Советник. Надзира-тель лесов. Воеводы. Титулярные Камергеры. Гоф Шталмейстер. Надворный Интендант.
9. Капитаны. Флигель-Адъютанты при Генерале-Фельд-маршале, и при Генералах полных. Адъютанты при Генералах Лейтенантах. Обер-Провиант-Мейстер. Генерал-Штаб-Квартер-мистр. Обер Аудиторы. Полевые Почт-мейстеры. Генералы Профосы. Лейте-нанты. Капитаны. Лейте-нанты. Капитаны Инженеры. Обер-Аудитор. Квартир-мейстер. Коммисары у пороховых и селитре-ных заводов. Капитаны. Лейте-нанты. Галерные мастера. Титулярный Советник. Воинских двух, Иностран-ной Коллегий Секретари. Обер-Рент-Мейстер в Губерниях. Полицей-мейстер в Резиденции. Бурго-мистры от Магистрата, в Резиденции быть непремен-ным. Ланд-рихтеры в Провинциях. Профессоры при Академиях. Докторы всяких Факуль-тетов, которые в службе обретаются. Архиварии при обоих Государ-ственных Архивах. Переводчик и Протоколист Сенатские. Казначей при монетном деле. Ассесоры в Надворных Судах в Резиденции. Директоры над пошлинами в портах. Надворный Егермейстер. Надворный Церемоний-мейстер.Обер Кухен-мейстер. Камер-Юнкеры.
10. Капитаны Лейтенанты. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты. Капитаны Лейте-нанты Инженер-ские. Аудитор. Цейг-вартеры. Обер-Ваген-мейстер. Капитан над мастеро-выми людьми. Лейте-нанты. Секретари прочих Коллегий. Бурго-мистры от Магистрата в Губерниях. Перевод-чики Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной. Прото-колисты тех же Коллегий. Обер-Экономии Коммисары в Губерниях. Обер-Коммисары в Губерниях. Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Обер-Цегентнер. Берг-Мейстер. Обер Берг-Пробиер.
11. Секретари корабел-ные.
12. Лейтенанты. Фендри-ки. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты Инженер-ские. Фурлейт-ские Поручики. Ваген-мейстеры. Унтер Лейте-нанты. Шхипоры первого ранга. Секретари в Надворных Судах и Канцеля-риях и Губерниях. Камерир при Коллегиях. Ратманы в Резиденции. Минц-мейстер. Форшт-мейстер. Гитен-фервалтер. Марк-шейдер. Гоф-Юнкеры. Надворный Лекарь.
13. Унтер-Лейтенанты. Флигель Адъютанты при Генералах-Майорах. Штык-юнкеры. Унтер-Лейте-нанты Инженер-ские. Секретари в провинциях. Механикус. Почт-мейстеры в Санкт-Петербурге и в Риге. Коллеж-ские: Перевод-чики, Протоко-листы. Сентаские: Актуариус, Регистратор.
14. Фендрики. Флигель-Адъютанты при Генералах Лейтенантах и у Бригадиров Штаб Фуриеры. Инженер-ские Фендрики. Коммисары корабель-ные. Шхипоры второго ранга. Констапели. Коммисары при Коллегиях. Фискалы при Надворных Судах и Губерниях. Камериры в Провинциях. Земские Коммисары. Ассесоры в Провинци-альских Судах. Архивариус, Актуариус. Регистратор и Бухгалтеры при Коллегиях. Земские Рент-мейстеры. Почт-мейстеры, в Москве и в прочих знатных городах, где Губерна-торы. Коллегии Юнкеры. Надворный Уставщик, Гофмейстер пажев. Гоф Секретарь. Надворный Библиоте-карь. Антиквариус. Надворный Камерир. Надворный Аудитор. Надворный Квартир-мейстер. Надворный Аптекарь. Шлос. Фохт. Надворный Цейгмейстер Кабинет Куриеры. Мундшенк. Кухен-мейстер. Келлер-мейстер. Экзерциций-мейстер. Надворный-барбир.

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от Нашей крови происходят, и те, которые c Нашими Принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми Князьями и высокими служители Российского Государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу, 2 месяца жалованья; а ежели кто без жалованья служит: то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного ранга, и действительно жалованье получают; из штрафных денег имеет объявитель того, третью долю получать, а достальныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе Божией при Дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях; равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать; вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто ранга себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, Мы, каждому по состоянию его заслуг, охотно жаловать будем.

6. Без патента абшид никому не дает ранга, разве оной абшид за Нашею рукою дан будет.

7. Все замужния жены поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда они тому противно поступят: то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям Российскаго Государства Князей, Графов, Баронов, знатнейшаго Дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя Мы позволяем для знатной их породы, или их отцов, знатных чинов в публичной асамблеи, где Двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однакож Мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они Нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. Насопротив того имеют все девицы, которых отцы в 1 ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5 ранге обретаются, а именно, ниже Генерал-Майора, а выше Бригадира; и девицы, которых отцы во 2 ранге, над женами, которые в 6 ранге, то есть ниже Бригадира, а выше Полковника; а девицы, которых отцы в 3 ранге, над женами 7 ранга, то есть ниже Полковника, а выше Подполковника, и проч против того, как следуют ранги.

10. Дамы и Девицы, при Дворе имеют, пока они действительно в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер-Гофмейстерина у Ея Величества Государыни Императрицы, имеет ранг над всеми Дамами.

Действительныя Статс-Дамы у Ея Величества Государыни Императрицы, следуют за женами Действительных Тайных Советников.

Действителныя Камер-Девицы, имеют ранг с женами Президентов от Коллегий.

Гоф-Дамы, с женами Бригадиров.

Гоф-Девицы, с женами Полковников.

Гофмейстерина и Наших Цесаревен, с Действительными Статс-Дамами, которыя при Ея Величестве Императрице.

Камер-Девицы при Государынях Цесаревнах, следуют за Гоф-Дамами при Ея Величестве Государыне Императрице.

Гоф-Девицы Государынь Цесаревен следуют за Гоф-Девицами при Ея Величестве Государыне Императрице.

11. Все служители Российские или чужестранные, которые 8 первых рангов находятся, или действительно были: имеют оных законныя дети и потомки в вечныя времена, лучшему старшему Дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от Коронованных Глав никогда в Дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из Наших высоких и нижних служителей, два чина и более действительно имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действительно управляет: то имеет он при всяких случаях, ранг вышняго его чина. Но когда он в нижнем чине свое дело отправляет: то не может он тогда на том месте, своего вышняго ранга или титла иметь, но по оному чину, которой он действительно отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто, или зело мало, чтоб кто надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из Дворян; а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многия лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят, без заслуги, себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сената, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет, нынешней ради нужды, с котораго времени давать имена их Обер-Фискалу, дабы могли Фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятся: того ради надлежит ныне иметь в Статских Коллегиях по 6 или по 7 человек Коллегии Юнкеров, или меньше; а ежели более надобно, то с доклада.

14. Надлежит Дворянских детей в Коллегиях производить снизу. А именно: перво в Коллегии Юнкеры, ежели ученые, и освидетельствованы от Коллегии, и в Сенате представлены, и патенты получили; а которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты: тех перво в Титулярные Коллегии Юнкеры писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действительнаго Коллегии Юнкерства.

Годы. Месяцы.
Против Капрала 1
— — Сержанта 1
— — Фендрика 1 6
— — Поручика 2
— — Капитана 2
— — Майора 2
— — Подполковника 2
— — Полковников 3 6

Капральские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучилися подлинно, что Коллежским правлениям надлежит. А именно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империи и экономии, в чем надлежит их свидетельствовать.

Которые обучаются вышеписанным наукам, тех из Коллегии посылать в чужие краи по нескольку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производиться ранги выше, как то чинится и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу, но сие чинить в Сенате только, и то с подписанием Нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из Дворян; то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне.

16. И понеже никому кроме Нас, и других Коронованных Глав принадлежит, кого в Дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насопротив того многократно оказалось, что некоторые себя Дворянами сами называют, а подлинно не суть Дворяне, иные же своевольно герб приняли, котораго предки их не имели, ниже от предков Наших, или от иностранных Коронованных Глав им дан, и при том смелость приемлют, иногда такой герб изобрать, которой владеющие Государи и иные знатнейшые фамилии действительно имеют; того ради Мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того воспоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили Мы Герольдмейстера; и тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет Дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков Наших или Нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года; а потом требовать, дабы подлинно доказал, и ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить Нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливаться, и буде из таковых явятся подлинно заслуженные, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять Нам же. А которые дослужились до Обер-офицерства, Русской или иноземец, как из Дворянства, так и не из Дворянства: тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не меньше ста лет: и таким гербы давать же. В Нашей же службе обретающиеся чужестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетельствами от правительства их отечества, свое Дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а именно: Президенты и Вице-Президенты в Надворных Судах, Обер-Ландрихтеры в Резиденции, Президент в Магистрате в Резиденции, Обер-Коммисары в Коллегиях, Воеводы, Обер-Рентмейстеры, и Ландрихтеры в Губерниях и в Провинциях, Казначеи при Монетном деле, Директоры над пошлинами в портах, Обер-экономии Коммисары в Губерниях, Обер-Коммисары в Губерниях, Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Камериры при Коллегиях, Ратманы в Резиденции, Почт-Мейстеры, Коммисары при Коллегиях, Камериры в Провинциях, Земские Коммисары, Ассесоры в Провинциальных Судах, Земские Рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя только обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от Нас за какия выслуги паки за собственною Нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены; и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных.

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать Нашу грамоту со обстоятельством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на сопротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем Мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и ливерею имел, как чин и характер его требует. По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. М., 1997.

Волков С.В. Система офицерских чинов в русской армии // Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 1993. С. 38-49.

Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990. 591 с.

Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4. С. 29-43.

Шепелев Л.В. Чиновный мир России: XVIII - начало XX вв. СПб.: Искусство-СПб., 1999. 479 с.

Назовите основные чины согласно Табели о рангах?

Предусматривала ли Табель исключения из принципа выслуги?

Зачем был введен институт камер-юнкеров?

В связи с каким событиями была упразднена Табель о рангах?

В чем были различия при получении потомственного и личного дворянства при Петре I?

Вплоть до революции 1917 года на территории Российской империи действовал так называемый Табель о рангах, являвшийся единственным законом регулирующим порядок несения чинами государственной и военной службы. Данный закон был впервые применен в январе 1722 года. Главная его польза состояла в упорядочении должностей, занимаемых дворянами, начиная от низших и заканчивая высшими чинами.

Всего существовало 14 рангов службы, которые каждый дворянин был обязан пройти от рождения и до смерти. К примеру, получить генеральское звание нельзя было не побывав в должности низшего ранга, что лишало дворян возможности продвижения по службе благодаря не своим личным заслугам, а фамилии и деньгам. Естественно, что в законе существовало множество лазеек, тем не менее, он все же позволял ввести некоторую ясность в отношения между различными слоями дворянства, гражданскими и военными служащими. Документ позволил унять распри между гражданскими и военными чинами, возникающие при каждой личной встрече.

С появлением Табеля о рангах древние боярские звания были фактически упразднены. Официально их никто не отменял, но особого значения им не придавали. За время действия закона он не раз реформировался, вводились новые ранги и должности.

Чины гражданские

Чины военные

Чины морские

Генерал-фельдмаршал, фельдмаршал

Генерал-адмирал

Действительный тайный советник

Генерал-аншеф, генерал от кавалерии, генерал от инфантерии, генерал от артиллерии

Тайный советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

Действительный статский советник

Генерал-майор

Контр-адмирал

Статский советник

Бригадир

Капитан-командор

Коллежский советник

Полковник

Капитан 1 ранга

Надворный советник

Подполковник

Капитан II ранга

Коллежский асессор

Капитан III ранга, Капитан-лейтенант

Титулярный советник

Капитан, ротмистр

Старший лейтенант, лейтенант

Коллежский секретарь

Капитан-поручик,

штабс-капитан,

штабс-ротмистр

Младший лейтенант, лейтенант

Корабельный секретарь, сенатский секретарь

Поручик, сотник

Губернский секретарь

Секунд-поручик, подпоручик

Провинциальный секретарь, сенатский регистратор

Прапорщик, корнет, хорунжий

Артиллерийский констебль

Коллежский регистратор

Табель о рангах 1722 г. (с изменениями в последующий период)

Граждан­ские чины

Военные чины

Военно-морские чины

Придворные чины

Уставное обращение

Канцлер Действитель­ный тайный советник

Генерал-фельдмаршал Генерал-аншеф, генерал от инфан­терии, от кавалерии, от артиллерии

Генерал-адмирал Адмирал

Обер-камергер, обер-гофмей-стер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер

Ваше высоко­превосходительство

Тайный советник

Действитель­ный статский советник

Генерал-лейтенант Генерал-майор

Вице-адмирал

Шаутбенахт, контр-адмирал

Гофмейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер

Камергер

Ваше превосходи­тельство

Статский советник

Бригадир

Капитан-командор (до 1827 г.) —

Церемониймейстер, в XIX в. камер-юнкер

Ваше высокородие

Коллежский советник Надворный советник

Полковник Подполковник

Капитан I ранга Капитан II ранга

Камер-фурьер

Ваше высоко­благородие

Коллежский асессор

Майор (с 1884 г. капитан)

Капитан III ранга, капитан-лейте­нант

Титулярный камергер

Ваше высоко­благородие

Титулярный советник

Штабс-капитан

(до 1884 г. капитан)

Лейтенант

Гоф-фурьер

Коллежский

Капитан-поручик,

секретарь

до 1884 г. штабс-капитан, с 1884 г. поручик

Корабельный секретарь

Ваше благородие

Губернский секретарь

Поручик, с 1884 г. подпоручик

Мичман (до 1884 г.)

Камердинер

Провинциаль­ный секретарь

Подпоручик, с 1884 г. прапорщик (с 1884 г. только в военное время)

Коллежский регистратор

Фендрик, прапорщик

Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения государственной службы. Издан Петром I в 1722. При царском дворе и в гражданских государственных учреждениях до 1722 существовали традиционные русские чины (бояре,… … Политология. Словарь.

Список чинов (по степени важности) военного, гражданского и придворного ведомств. Установлен указом (1722) российского императора Петра 1 о порядке государственной службы. Иносказательно: сравнительная оценка заслуг в определенной сфере… … Словарь крылатых слов и выражений

Роспись чинов, которыми последовательно награждаются лица, состояния на государственной службе, военной или гражданской; табель о рангах устанавливала первоначально 14 классов старшинства, но с течением времени некоторые были уничтожены. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка

Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские),… … Большой Энциклопедический словарь

Законодательный акт в России XVIII XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и… … Юридический словарь

Современная энциклопедия

ТАБЕЛЬ, я, мн. и, ей и (разг.) я, ей, м. и (устар.) ТАБЕЛЬ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трём видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные.… … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 2 иерархия (7) система подчинения (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Табель о рангах - в России в XVIII 1 й половине XIX в. закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан 24.01.1722 г. правительством Петра I. Введение Т.о.р. было одной из важнейших реформ Петра I, направленных на дальнейшее укрепление дворянской… … Энциклопедия права

Табель о рангах - ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, в России законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками и военными. Издан Петром I в 1722. Устанавливал 14 рангов (1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), гражданские и придворные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Табель о рангах , . С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх положенных в Табели о рангах в классах чинов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Табель о рангах , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх…


4 февраля (24 января по старому стилю) 1722 года Петр I принял закон Табель о рангах, устанавливающий регламент государственной службы и разделяющий чины по ранжиру. Этот документ оказал большое влияние не только на развитие государства, но и на систему социальных отношений. Он действовал вплоть до 1917 года, претерпев при этом несколько изменений.
На момент начала царствования Петра I деятельность бюрократического аппарата была запутана и непригодна для эффективного управления государством. Внутри него шла междоусобная борьба за власть между сословиями. Так возникла потребность централизации власти, усиления её позиций на местах, формирования разветвленной схемы административного аппарата, находящегося под чётким контролем верховных органов власти.
Преобразование системы управления государством и административной деятельности шло фактически на протяжении всего пребывания на царстве Петра I. Закреплением на законодательном уровне и обобщением всей реформаторской деятельности Петра в части военной, гражданской и судебной администрации явилась Табель о рангах, создание которой началось в 1719 году.
Главным разработчиком Табели являлся А.И. Остерман - сподвижник Петра I, но и сам император принимал активное участие в разработке Табели. Также были задействованы в создании основные деятели, в то время оказывающие влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны.
За основу Табели был взят опыт европейских стран – в большей степени административные акты Дании, Пруссии и Швеции. Также были учтены и российские традиции: древние русские чины и принятые на тот момент законы. С введением в действие Табели о рангах такие сословия как окольничие, бояре и пр. не были ликвидированы, однако плата жалования их представителям прекратилась. Большое внимание при разработке нового закона было уделено соотношению военных, придворных и статских служебных чинов.
Табель о рангах являлась классификацией чинов в табличной форме. Должности были выстроены в три ряда: воинские, гражданские (статские) и придворные. Каждый ряд разделялся на 14 рангов (классов) по старшинству, при этом 1-й ранг считался наивысшим. Воинские чины дополнительно разделялись на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. При Петре I в Табели о рангах насчитывалось 263 должности. Кроме самой таблицы в законе существовало еще 19 пунктов с пояснениями, в том числе о штрафах за его нарушения.
Между рядами чинов было приведено соответствие. Например, придворный служащий, имеющий какой-либо чин, при переходе на гражданскую службу, мог притязать на тот же чин и ту же заработную плату.
Табель о рангах иногда сравнивают с пирамидой, имея ввиду, что соподчинение шло сверху вниз от высшего начальства вниз до 14-го ранга. С ростом позиции должности в Табели о Рангах - росло и число обладателей этой должности.
Согласно новому закону социальное положение теперь определялось не местом в аристократической иерархии, а чином, заслугами и выслугой лет. Устанавливая место в иерархической структуре государственной службы, Петровская Табель давала возможность талантливым людям выдвинуться на высокие посты вне зависимости от их происхождения.
Кроме старшинства рангов существовало старшинство между носителями одинакового ранга. Оно зависело от того, когда служащему был пожалован чин.
Примечания к Табели предусматривали исключения из принципа бюрократической выслуги: князья императорского рода при любых обстоятельствах оставались выше по иерархии остальных князей и высокопоставленных чиновников.
Устанавливались и уставные обращения к представителям соответствующих рангов. Если чиновник на публике требовал по отношению к себе почестей не положенных ему по чину, ему предназначался штраф, равный заработку нарушителя за два месяца. При этом одна треть денежных средств перечислялась доносившему, а две трети шло на материальное обеспечение госпиталей. За неподобающее и жестокое поведение на публике иногда следовала потеря чина. Вернуть чин можно было только за серьёзные заслуги и при наличии именного указа. Замужние дамы имели тот же чин, что и их мужья, а незамужние девушки имели ранг на несколько позиций ниже, чем у отцов. Женщины облагались соответствовавшими чину штрафами за неправомерные деяния.
Для дворянства служба была обязательной. При этом начинать следовало с самого низкого класса Табели: с 14-го. Если дворянин отказывался служить, то его лишали имения.
С подписанием Табели дворянство становилось открытым сословием. Служащие, достигнувшие 7-го ранга в гражданском или придворном ведомстве, причислялись потомственно к дворянскому сословию, но это правило не действовало на отпрысков, появившихся на свет до достижения их отцом чина. Ввиду того, что служба предоставляла доступ в дворянство широким слоям населения, генеалогический состав сословия изменился.
Военнослужащие причислялись к дворянству, начиная уже с 14-го ранга. Расположение чина в служебной иерархии связано было с получением различных привилегий. По очередности в соответствии по чинам разносили блюда на званых ужинах, на почтовых станциях давали лошадей. Чиновники всех видов служб обязательно должны были носить мундир или в зимнее время шинель. В зависимости от ведомства на форменной одежде различались пуговицы, иногда подкладки. У каждого чиновника должен был быть экипаж и форменная одежда для лакеев и кучеров в соответствии с чином.
После смерти Петра I в Табели о рангах было сделано несколько правок, введённых для затруднения присвоения дворянства за службу лицами незнатного рода. Старинные именитые рода восстанавливали свои утраченные позиции. Дворянство начало получать всё больше привилегий. Для назначения в некоторые чины для дворян были сокращены сроки. С 1845 года на гражданские служащие могли заслужить дворянство для себя, достигнув чина 9-го ранга, а потомственное - только с 5-го. С 1856 года дворянство, распространяющееся и на семью, жаловали уже с 4-го ранга, однако полностью отвергать эту петровскую идею власть не намеревалось, т.к. перспектива получения дворянства стимулировала население к гражданской службе.
В 1917 г. Табель о рангах прекратила своё действие.