Виды, формы и методы экологического контроля.

Система экологического контроля в России

Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями, организациями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Цель экологического контроля состоит в предупреждении и установлении правонарушений в сфере природопользования. В России сложились две формы экологического контроля˸ предупредительная и карательная.

Предупредительная форма экологического контроля включает разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий на различные виды природопользования, установление лимитов выбросов загрязняющих веществ и др.

Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности˸ материальной, дисциплинарной, административной, уголовной. В качестве карательной меры должна быть приостановлена или ограничена работа какого-либо предприятия. Например, только в 1993 г. в нашей стране была приостановлена работа 650 экологически вредных предприятий и 148 предприятий были закрыты.

Система экологического контроля включает˸

1) государственную службу наблюдения за состоянием ОПС (экологический мониторинг); 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК) ставит задачу˸ добиться соблюдения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.

Правовой базой ГЭК являются закон РФ ʼʼОб охране окружающей природной средыʼʼ и другие соответствующие документы (ʼʼПравила осуществления ГЭК за должностными лицами Минприроды и ᴇᴦο территориальных органовʼʼ и др.).

Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государственной власти. Общий экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. На федеральном уровне ᴇᴦο осуществляет контрольное управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Специально уполномоченные государственные органы осуществляют экологический контроль за использованием и охраной недр, земель, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, лесов, животного мира, а также обеспечивают работу государственной службы наблюдения за состоянием ОПС. По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена на Министерство природных ресурсов. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований во всех сферах природопользования. Важную роль в надзоре за выполнением экологических требований играют органы прокуратуры РФ, так называемая ʼʼэкологическая прокуратураʼʼ. На них возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами контроля и их должностными лицами. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти. Эффективность деятельности экологической прокуратуры довольно высокая˸ так, за 2006 г. органами прокуратуры в целом по Российской Федерации было выявлено 205 548 нарушений экологического законодательства. По Тверской области в 2003 г. выявлены 4904 нарушения природоохранного законодательства. К дисциплинарной ответственности привлечено 259 должностных лиц, возбуждено 67 уголовных дел.

Экологический контроль - проверка соблюдения предпри­ятиями и гражданами экологических требований по охране ок­ружающей природной среды и обеспечению экологической бе­зопасности. Контроль осуществляют законодательные и испол­нительные органы, а также специально уполномоченные орга­ны.

Цель экологического контроля - охрана окружающей при­родной среды путем предупреждения и устранения экологичес­ких правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля: инфор­мационный (сбор и обобщение экологической информации), предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий) и карательный (применение мер государствен­ного принуждения к эконарушителям). Его объектами являют­ся состояние окружающей природной среды, выполнение обя­зательных мер по охране и соблюдение экологического законо­дательства юридическими и физическими лицами.

Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полно­мочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) (ст. 66),они имеют право:

Принимать решения об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экологического за­конодательства;

Привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодатель­ства.

Помимо государственного, в нашей стране действует еще производственный и общественный экологический контроль. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выпол­нение планов и мероприятий по выполнению требований при­родоохранного законодательства на самом предприятии. Все большее развитие получает общественный контроль, когда кон­троль за выполнением природоохранных требований осуществ­ляется со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Правовой механизм управления природопользованием и ох­раной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертиза . Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) по­нимают предварительную проверку представленных материа­лов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача - оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам. Объектами государствен­ной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.


В соответствии с Законом РФ «Об экологической эксперти­зе» (1995 г.) она должна осуществляться на принципах обяза­тельности ее проведения, научной обоснованности и законнос­ти выводов, независимости, вневедомственности в организа­ции и проведении, широкой гласности и участия общественно­сти.

Государственная экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опаснос­ти любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Она одновременно выполняет функции предупредительного контроля проектной документации и функции надзора за эко­логическим соответствием результатов работы. Финансирова­ние работ по всем проектам и программам открывается только при наличии ее положительного заключения.

Кроме государственной существуют и другие виды экспер­тиз - общественная, научная и др., которые проводятся обыч­но на добровольной основе и носят рекомендательный или ин­формационный характер.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей сре­ды» (2002) предусматривает право граждан на создание обще­ственных экологических объединений, которые наделяются бо­лее широкими правами, чем отдельные граждане. В настоящее время в России действует более 100 эколого-культурных объе­динений (Российский экологический союз, Всероссийское обще­ство охраны природы, Российское движение «зеленых» (РДЗ) и др.), общественное научное объединение - Российская экологи­ческая академия (РЭА) с сетью региональных отделений.

В сравнении с государственным экологическим контролем общественные экологические объединения обладают меньши­ми возможностями, тем не менее их роль может быть весьма значительной. Так, например, в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об охране окружающей среды», они име­ют, в частности, право:

Разрабатывать, утверждать и обнародовать свои програм­мы;

Требовать своевременной и полной информации о состо­янии окружающей среды;

Требовать назначения государственной экологической эк­спертизы и рекомендовать своих представителей для уча­стия в ней;

Настаивать на ограничении или прекращении деятельно­сти экологически опасных производств путем подачи в органы государственной власти, органы местного само­управления и суды соответствующих обращений.

За последние годы по требованию общественных экологи­ческих организаций в России приостановлена деятельность свы­ше тысячи предприятий.

Высоко оценивая общественные экологические движения в защиту природы в нашей стране, нельзя не отметить и некото­рых преувеличений со стороны «зеленых», посягательства в отдельных случаях на сами системы жизнеобеспечения насе­ления. Оптимальный вывод просматривается в соблюдении принципа экологической безопасности с подключением беспри­страстной научной экспертизы, если потребуется, также и меж­дународной.

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Еще более глубоким и объемным вариантом экологического сопровожде­ния хозяйственной деятельности в последние годы служит оцен­ка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

ОВОС проводится при разработке всех вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной и проектной доку­ментации. Процедура ОВОС предшествует проведению госу­дарственной экологической экспертизы и выполняется для пред­варительной оценки прямого или косвенного воздействия, ко­торое может оказать хозяйственная или иная деятельность на окружающую среду. Организует и обеспечивает ОВОС заказ­чик проекта, привлекая для этих целей компетентные органи­зации и специалистов.

Перед началом проектирования и проведения ОВОС заказ­чик готовит «Уведомление о намерениях». Итогом ОВОС слу­жит официальное «Заявление о воздействиях на окружающую среду». После прохождения процедуры ОВОС, его материалы вместе с заявлением о воздействиях на окружающую среду на­правляются на государственную экологическую экспертизу.

4.Понятие об экологическом менеджменте, аудите и сер­тификации

Экологический менеджмент определяют как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на эффективную реализацию экологических проектов и программ. Система эко­логического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 14000, определяющих эколо­гическую политику в системе управления качеством охраны среды.

Экологический аудит (экоаудит) - это независимая, ком­плексная проверка (ревизия) соответствия деятельности пред­приятия природоохранным нормам и правилам и оценка эф­фективности существующей системы управления охраной ок­ружающей природной среды с подготовкой рекомендаций.

Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (рыночную) направленность и полные информационные мате­риалы об аудируемом объекте. Экоаудит проводится по иници­ативе самих предприятий (на коммерческой основе) и представ­ляет собой специфическую форму производственного экологи­ческого контроля. В состав экоаудита входят анализ бухучета предприятия по экологическим показателям, прогноз экологи­ческих рисков и ущербов, инструментальные измерения раз­личных экологических параметров аудируемого объекта и ок­ружающей среды, разработка рекомендаций и др.

Руководящие указания по экоаудиту, процедуры аудита и квалификационные критерии для аудиторов в области эколо­гии регламентированы ГОСТ Р ИСО 14010-98, ГОСТ Р ИСО 14011-98 и ГОСТ Р ИСО 14012-98. Дальнейшее внедрение экоаудита в практику экологического управления будет способ­ствовать продвижению к более эффективной и экологически безопасной экономике.

Неотъемлемым элементом механизма управления являет­ся экологическая сертификация , т.е. деятельность по подтвер­ждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленным соответствующими нормативно-правовыми документами. Экологическая сертификация может быть обя­зательной и добровольной. Объектами обязательной экологи­ческой сертификации являются предприятия и организации, в том числе и оборонной промышленности, отходы производ­ства и потребления, различные строительные материалы и из­делия и т.п.


Понятие экологического контроля. Экологический контроль (ЭК) в
целом - это проверка соблюдения предприятиями, организациями, г.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.
Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования.
В настоящее время сложились две формы ЭК - предупредительная и карательная.
Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).
Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).
Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.
В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем: государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; государственный экологический контроль; производственный экологический контроль; общественный экологический контроль.
Виды экологического контроля. Государственный экологический контроль (ГЭК). В отличие от государственного экологического мониторинга (который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации) ГЭК решает иную задачу: обеспечение всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.
Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Сложения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны ОПС.
Законом установлен круг полномочий должностных лиц органов ГЭК. К ним относится право: посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей; проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов; устанавливать нормативы и давать разрешения на сбросы и выбросы вредных веществ; назначать государственную экологическую экспертизу; требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.
Общий экологический контроль относится к компетенции высших шсньев государственной системы управления. На федеральном уровне - эго контрольное управление в Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне - соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.
Что касается специализированного ЭК, законом установлен правовой статус специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОПС и предоставлены им соответствующие полномочия осуществлять экологический контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, а также создание и обеспечение работы государственной службы наблюдений за состоянием ОПС. В частности, по всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии России. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения.
Несмотря на имеющиеся различия, общим правом, для всех государственных органов экологического контроля является его надведом- ственный характер, позволяющий конрюлировать деятельность всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это не государственный контроль, который опирается на нормативные правовые акты, так как деятельность производственного ЭК регулируется внут- рислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны ГЭК.
К одной из разновидностей производственного ЭК, а точнее «самоконтроля», можно отнести экологическое аудирование.
Экологическое аудирование (аудит) является эффективной мерой экологического контроля предприятия, организации, проекта. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию. Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудирования является то, что оно проводится не для наказания, его главной задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться предприятию не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.
Именно поэтому опытные руководители предприятий сами по мере необходимости обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но, в конечном итоге, снижает издержки предприятия, связанные с санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее является весьма выгодной для последнего.
Если государственная экологическая экспертиза установила, что объект соответствует нормативным требованиям экологической безопасности, ему выдается лицензия (разрешение) на эксплуатацию. Следовательно, лицензирование является составной частью процесса экологической экспертизы, его логическим завершением.
Все возрастающую роль в надзоре за выполнением экологических требований занимают органы прокуратуры РФ (так называемой «экологические прокуратуры»). На них в законодательном порядке возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в т.ч. государственного экологического контроля), их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Закон предписывает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти. Эффективность прокурорского реагирования довольно высока: так, за 1995 г. органами прокуратуры в целом по Российской Федерации было выявлено 16513 фактов нарушения экологического законодательства. По представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 2867 лиц, к материальной ответственности - 1379 лиц, предъявлено 1577 исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, на общую сумму более 25,8 млрд, рублей (в ценах того времени).
Законодательством предусматривается также общественный экологический контроль, осуществляемый силами общественных организаций, объединений и движений, профессиональными союзами и трудовыми коллективами, за выполнением нормативных природоохранных требований министерствами, ведомствами, другими юридическими лицами и гражданами. Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов и, кроме того, он в большей степени отражает экологические интересы населения. Примером этого является неприятие значительной частью населения и общественных организаций юга России строительства Ростовской АЭС на берегу Цимлянского водохранилища.

Экологический контроль рассматривается отечественной правовой системой как комплекс правоустанавливающих норм и одновременно как перечень конкретных мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в сфере охраны природной среды.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты экологического контроля:

  • Функция государственного управления. Государство в лице уполномоченных органов обобщает информацию о состоянии правоотношений в сфере экологического права и охраны окружающей среды, после чего реализует ее в принятии конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно государство уполномочено разрабатывать нормы в отношении охраны природных объектов, которые должны соблюдать все субъекты;
  • Реализация законодательных норм на практике. Государство не ограничивается принятием комплекса нормативных актов, оно еще и контролирует их исполнение. В случае нарушения указанных норм по охране окружающей среды государство имеет возможность привлечь виновных лиц к различным видам ответственности.

Виды экологического контроля

Виды экологического контроля нашли свое отражение в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  • Государственный экологический контроль. Осуществляется уполномоченными государственными органами и обеспечивается мерами властного принуждения в случае нарушения норм по охране природной среды;
  • Общественный экологический контроль. Осуществляется некоммерческими организациями, гражданами и их объединениями. Указанные субъекты по итогам общественного контроля имеют право направить в государственные и муниципальные органы свои предложения по устранению нарушений правил охраны природного мира, которые являются обязательными для рассмотрения.
  • Производственный экологический контроль. Осуществляется организациями и предпринимателями в ходе хозяйственной деятельности путем разработки и утверждения программы производственного экологического контроля в отношении каждого объекта природной среды, получающего негативное воздействие в процессе производства.

Также экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля:

  • Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования.
  • Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях.
  • Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий.

Формы экологического контроля

В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля:

  • Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом.
  • Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций.

Методы экологического контроля

По методам проведения экологический контроль подразделяется на следующие виды:

  • Инспекционный экологический контроль. Уполномоченные органы в сфере охраны окружающей среды имеют право проводить инспекции хозяйствующих субъектов на предмет контроля за выполнением норм по охране окружающей среды. В процессе проверки инспекционные органы имеют доступ ко всей разрешительной и технической документации организации;
  • Аналитический экологический контроль заключается в анализе информации, полученной в ходе инспекционного контроля, а также обязательной отчетности хозяйствующих субъектов;
  • Инструментальный экологический контроль производится путем сбора проб и анализов на предмет причинения вреда объектам окружающей среды и дальнейшего их исследования в лабораторных условиях.

Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы.

Цель экологического контроля – охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения экологических правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля:

- информационный (сбор и обобщение экологической информации);

- предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий);

- карательный (применение мер государственного принуждения к эконарушителям).

Объектами экологического контроля являются состояние окружающей природной среды, выполнение обязательных мер по охране и соблюдение экологического законодательства юридическими и физическими лицами.

Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полномочия. В частности, согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г., ст. 66), они имеют право:

Принимать решения об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экономического законодательства;

Привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодательства.

Помимо государственного, в нашей стране действуют еще производственный и общественный контроль. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выполнение планов и мероприятий по выполнению требований природоохранного законодательства на самом предприятии. Все большое развитие получает общественный контроль , когда контроль за выполнением природоохранных требований осуществляется со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей природной среды включает в себя такую важную форму предупредительного контроля, как экспертиза.

Экологическая экспертиза – оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача – оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам.

Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.

Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), законодательные постановления, указы и другие природоохранные акты субъектов федерации (республики, края, области). Нормативной базой – весь комплекс существующих природоохранных и технических стандартов, ГОСТов, строительных норм и правил, санитарно-гигиенические и экологические нормативы.

В соответствии с законом РФ «Об экологической экспертизе» она должна осуществляться на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ-Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входит: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер.

Основным документом экологической экспертизы является заключение экологической экспертизы – документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду объекта и о возможности реализации, одобренной большинством списочного состава экспертной комиссии. В случае отрицательного заключения при условии переработки с учетом заключений, заказчик вправе предоставить материалы на повторную экспертизу.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, а общественной экологической экспертизы – за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1 % от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1 %). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущерба, в результате ошибочных решений. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программ начинается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экология

Федеральное государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. ижевская государственная сельскохозяйтвенная академия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 574 (075.8) ББК 28.080я73 Б 92 Учебное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего професси

Бусоргина Н.А., Ведерников К.Е
Б 92 Экология. Курс лекций: учеб. пособие / Н.А. Бусоргина, К.Е. Ведерников. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. - 162 с. В учебном пособии изложены лек

Экология, как наука
1. Содержание, предмет и задачи экологии 2. Краткий очерк истории экологии 3. Структура современной экологии 4. Методы экологических исследований

Структура современной экологии
В структуре экологии (рис. 1) выделяются следующие крупные подразделения: - общая экология (биоэкология) – теоретическая - изучает общие закономерности взаимоотношений живых организ

Методы экологических исследований
Методы исследований – это пути и способы изучения экологических явлений. Основные методы экологических исследований: полевые, экспериментальные (лабораторные) исследования с использованием экосисте

Закон эволюционной необратимости (Закон существования вида)
Любая экосистема находится в развитии. Живые организмы рождаются и умирают, продолжительность их существования на Земле ограничена. Чем более высокоорганизован вид, тем меньшую продолжительность су

Закон внутреннего динамического равновесия
Открытие этого закона принадлежит В.И. Вернадскому. Изучая изменения в природе, он установил, что любая биологическая система, эволюционно развиваясь, изменяется и это изменение тесно связано с изм

Закон снижения энергетической эффективности природопользования
С ходом исторического времени при получении из природных систем полезной продукции на ее единицу в среднем затрачивается все больше энергии. Например, расход топлива в России на единицу се

Понятие о среде обитания и экологических факторах
Природа нашей планеты прекрасна и очень разнообразна. Многочисленные озера, моря, реки, горы, равнины, болота, пустыни, леса, степи… И всюду протекает жизнь. Все огромное разнообразие природных усл

Основные закономерности действия экологических факторов
Число всевозможных экологических факторов потенциально является неограниченным. Несмотря на многообразное влияние экологических факторов на организмы можно выявить общий характер (закономерности) и

Основные представления об адаптациях организмов
Своеобразие условий каждой среды жизни обусловили своеобразие живых организмов. У всех организмов в процессе эволюции выработались специфические, морфологические, физиологические, поведенческие и д

Температура
Температура – важнейший из ограничивающих факторов, так как тепловой режим определяет все физиологические процессы живых организмов. Пределы, в которых можно существовать жизнь очень узки – около 3

Совместное действие температуры и влажности
Температура и влажность, действуя в непрерывном единстве определяют «качество» климата. Разнообразие климата создает большое разнообразие экологических условий и, как следствие, флора и фаун

Циркуляция воздушных масс
Причинами возникновения движения воздушных масс (ветра) являются в первую очередь неодинаковый нагрев земной поверхности, что вызывает перепады давления, а так же вращение Земли. Ветры, вз

Эдафические факторы
Эдафические (почвенные) факторы определяются минеральной составляющей (50-60%), органическим веществом (до 10%), почвенным воздухом (15-20%), влагой (до 25-35%), почвенными организмами. По

Экологические индикаторы
Организмы, по которым можно определить тип физической среды, где они росли и развивались, являются индикаторами среды. Например, галофиты. Адаптируясь к засолению, они приобретают определенные морф

Типы взаимодействия между организмами (общая характеристика биотических факторов)
Биотические факторы – это совокупностьвлияний жизнедеятельности одних организмов на другие и на окружающую среду.Среди них выделяют: - зоогенные факторы (влияние животных орг

Демэкология (экология популяций)
1. Понятие о популяции 2. Статистические показатели популяции 3. Динамические показатели популяции 4. Продолжительность жизни и выживаемость. Экологическа

Понятие о популяции
Термин «популяция» происходит от латинского слова populus – народ. Термин «популяция» был введен датским ученым–генетиком В. Йогансеном в 1903 г. Популяция – это группа особей одног

Статистические показатели популяции
Статистические показатели популяции характеризуют состояние попу­ляции на данный момент времени. К ним относятся численность, плотность и показатели половой, возрастной, генетической, пространствен

Динамические показатели популяции
Динамические показатели популяции отражают процессы, протекающие в популяции за определенный промежуток времени. Основные из них: рождаемость, смертность, скорость роста популяции. Рожд

Продолжительность жизни и выживаемость. Экологическая стратегия выживаемости
Продолжительность жизни – это длительность существования особи. Различают физиологическую, максимальную, среднюю продолжительность жизни. Физиологическая – это продолжительно

Регуляция численности (плотности) популяции
Каждому виду присуща определенная оптимальная плотность популяции, отклонения от которой в обе стороны отрицательно сказывается на темпах воспроизводства и жизнедеятельности особей. Поддер

Синэкология (экология сообществ)
1. Понятие «сообщество» 2. Структурная организация сообществ 3. Экологические системы 3.1 Структурная организация экосистемы 3.2 Энергия экосисте

Структурная организация сообществ
Различают видовую, пространственную и экологическую структуры биоценоза (сообщества). Видовая структура - разнообразие представленных в нем видов и соотношение их числ

Экологические системы
Экосистема является частью земной или водной поверхности, однородной по топографическим, микроклиматическим, почвенным, гидрологическим и биологическим условиям. Она является относительно устойчиво

Структурная организация экосистемы
Структурную организацию экосистемы можно рассмотреть с трофической и биологической точек рения. С точки зрения трофической структуры экосистему можно разделить на два яруса - автотрофный и

Энергия экосистемы
Все взаимодействия компонентов экосистемы основаны на обмене веществом и энергией между ними. Основным источником энергии в экосистемах Земли служит Солнце. На Земле энергия солнечного излучения вк

Экологические пирамиды
В экосистеме при передаче энергии с одного трофического уровня на другой большая часть энергии рассеивается в виде тепла (в соответствии со вторым законом термодинамики), и только около 10% от перв

Продуктивность экосистем
Биологическая продуктивность – общее количество органического вещества, производимое за единицу времени на единицу площади. Общая масса особей одного вида, группы видов или сообщест

Сукцессия и климакс экосистемы
Изменения в сообществах могут быть циклическими и поступательными. Циклические изменения – периодические изменения в биоценозе (суточные, сезонные, многолетние)

Различия водных и наземных биоценозов
Структура и функции сообществ рассматривались главным образом на примерах наземных биоценозов. Однако между наземными и водными биоценозами, несмотря на сходное проявление основных закономерностей,

Антропогенные экосистемы
К антропогенным экосистемам относят: урбосистемы и агроэкосистемы. Урбосистемы (урбанистические системы) - искусственные экосистемы, возникающие в результате ра

Агроэкосистемы (сельскохозяйственные экосистемы)
Распространение сельскохозяйственных культур оказало огромное влияние на наземные экосистемы. Вместо естественных биогеоценозов, экосистем, ландшафтов появились агросфера, аграрные ландшафты, агроэ

Понятие о лесной экосистеме
Лесом не могут быть одно или даже значительная группа деревьев. Для леса характерно наличие множества деревьев, расположенных на каких-либо участках земной поверхности и представляющих ландшафты ил

Ярусность лесной экосистемы
В лесной экосистеме ярко проявляется вертикальная структура, характеризующая плотность заселения всего пространства сообществами организмов. Чем благоприятнее условия местообитания, тем больше ярус

Устойчивость и поглотительная способность лесных экосистем
Лесная экосистема достигает относительной устойчивости (климакса), когда ее биологическое сообщество приходит в равновесие с окружающей средой в течение длительного промежутка времени. Лес

Средозащитная (экологическая) и социальная роль лесов
Лесной покров оказывает воздействие на все компоненты биосферы, являясь важной составной частью окружающей природной средой. Как экологическая система, лес выполняет различные функции. Влияние лесо

Биосфера, ее строение и границы
Организмы, населяющие нашу планету, обитают в оболочке Земли, называемой биосфера (от греч. bios-жизнь и sphaira-шар) Первые представления о биосфере как области жизни и наружной об

Типы вещества биосферы. Функции живого вещества
По представлениям В.И. Вернадского биосфера включает 7 разных, но геологических взаимосвязанных типов веществ. 1. Живое вещество – живые организмы, населяющие нашу планету.

Свойства живого вещества
Живое вещество обладает уникальными особенностями, обуславливающими его крайне высокую преобразующую деятельность. 1. Стремление заполнить собой все окружающее пространство - «давле

Биохимические циклы
Для биосферы характерно не только присутствие живого вещества. По Дж. Хатчинсону (1972) она обладает также следующими тремя особенностями: - во-первых, в ней содержится почти вся жидкая во

Эволюция биосферы
Эволюция - это необратимый постепенный закономерный процесс исторического развития природы (филогенез). В основе эволюции биосферы лежит зарождение и развитие жизни на нашей планете. Учены

Целостность биосферы как глобальной экосистемы
Закон целостности биосферы можно сформулировать так: биогенный ток атомов между компонентами биосферы связывает их в единую материальную систему, в которой изменение даже одного звена влечет за

Взаимоотношения природы и общества
1. Воздействие человека на природу 2. Экологический кризис, экологическая катастрофа, стихийные бедствия 3. Важнейшие экологические проблемы в современном мире:

Воздействие человека на природу
Взаимоотношения общества и природы – это воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Бедствия
Несбалансированные взаимоотношения общества и природы часто приводит к экологическому кризису или даже экологической катастрофе. Стадию взаимодействия общества и природы, при которой до пр

Загрязнение окружающей среды
Загрязнением называют поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах,

Парниковый эффект
Парниковый эффект (тепличный оранжерейный) эффект – разогрев нижних слоев атмосферы, вследствие способности атмосферы пропускать коротковолновую солнечную радиацию, но задерживать длинноволн

Разрушение озонового слоя
Слой атмосферы с наибольшей концентрацией озона на высоте 20-25 (22-24) км называется озоносферой. «Озоновая дыра» – значительное пространство в озоносфере планеты с заметно пониженным (до 5

Образование смога
Смог – ядовитая смесь дыма, тумана, пыли. Различают три типа смога: лондонский, лос-анджелесский и ледяной. Лондонский (зимний) смог образуется зимой в крупных промышленных ц

Кислотные дожди
Кислотный дождь – дождь или снег, подкисленный до рН<5,6 из-за растворения в атмосферной влаге антропогенных выбросов (диоксид серы, оксиды азота, хлороводорода и пр.) Отрицатель

Проблема отходов
Наиболее острой экологической проблемой является загрязнение окружающей природной среды отходами производства и потребления и в первую очередь опасными отходами. Отходы являются источником загрязне

Шумовое воздействие
Шумовое воздействие – одна из форм вредного физического воздействия на окружающую среду. Загрязнение среды шумом возникает в результате недопустимого превышения естественного уровня звуковых

Деградация окружающей природной среды и здоровье человека
Экологической действие загрязняющих агентов может проявляться по-разному; оно может затрагивать либо отдельные организмы, проявляться на организменном уровне, либо популяции, биоценозы, экосистемы

Агроэкологические проблемы. Природоохранная деятельность в сельскохозяйственной отрасли
1. Экологические функции почвы. Значение почвы в сельскохозяйственном производстве 2. Деградация почвенного покрова 3. Проблема пестицидов 4. Проблема рационального испол

Значение почвы в сельскохозяйственном производстве
Почва является неотъемлемой частью любого наземного биогеоценоза и биосферы в целом. При этом она выполняет ряд экологических функций. Экологические функции почвы можно разделить на две большие гру

Деградация почвенного покрова
В результате хозяйственной деятельности почва часто теряет свое плодородие, деградирует или даже полностью разрушается. Деградация – постепенное ухудшение свойств почвы, которое соп

Проблема пестицидов
Особую опасность для экосистем и для здоровья людей представляют многочисленные пестициды - ядохимикаты, применяемые в полеводстве и лесном хозяйстве для борьбы с грибковыми и вирусными забо

Животных (ГОСТ 12.1.007-76)
Показатель Класс опасности 1 - чрезвычайно опасные 2 - высоко опасные 3 - умеренно опасные 4

Проблема рационального использования удобрений
Удобрениями называют вещества, содержащее питательные элементы в усвояемой растениями форме, внесение которых или в почву, или в форме подкормок приводит к повышению урожайности культурных растений

Азотные удобрения
Было обнаружено, что избыточное внесение минеральных азотных и органических (навоз, компост и др.) удобрений приводит к загрязнению почв и к получению экологически некачественной продукции, загрязн

Фосфорные удобрения
Специфической особенностью фосфорных удобрений является то, что применение их в больших дозах приводит к накоплению в почве многочисленных токсических элементов, особенно: стронция, кадмия, фтора,

Калийные удобрения
К наиболее распространенным калийным удобрениям относятся: хлорид калия, сульфат калия, природные калийные соли, главным образом сильвинит. Эти удобрения также могут отрицательно воздействовать на

Экологические проблемы орошения и осушения почв
Орошение – один из древнейших способов повышения продуктивности почв, а в настоящее время – одно из важнейших направлений интенсификации сельскохозяйственного производства в регионах с недос

Животноводство и окружающая природная среда
Значительное влияние на природную среду оказывает животноводство. В сельском хозяйстве разводят преимущественно растительноядных животных, поэтому для них создают растительную кормовую базу (луга,

Адаптивное растениеводство
В настоящее время техногенная интенсификация растениеводства поддерживается все возрастающим применением средств механизации, сортов и гибридов, высоких доз минеральных удобрений и пестицидов, расш

Альтернативные системы земледелия
Наряду с традиционными приемами ведения сельского хозяйства во многих странах развивается альтернативное (биологическое) земледелие, которому во многом способствовали отрицательные последствия инте

Лесоаграрные ландшафты
Лесоаграрными называются освоенные распаханные и освоенные целинные, а так же культурные агроландшафты, включающие в свою структуру средозащитные лесные насаждения (облесенные поля и пастбища, п

Защита биотических сообществ
1. Значение растительного и животного мира в биосфере. 2. Причины утраты биологического разнообразия 3. Красная книга 4. Особо охраняемые природные террит

Значение растительного и животного мира в биосфере
Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. В процессе фотосинтеза

Причины утраты биологического разнообразия
Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания растений и животных следующие: - нарушение среды обитания; - чрезмерное добывание, промысел

Красная книга
Особое место в системе мероприятий по охране растительного и животного мира отводится Красной книге. Красная книга – это официальный документ, который содержит список редких и наход

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Главной задачей охраны природы является охрана биологического разнообразия, а именно генофонда – совокупности генов, которые имеются у всех особей популяций. Наиболее эффективной мерой охраны биоло


Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окру

Государственные органы охраны окружающей среды
Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории: общей и специальной компетенции. К государственным органа

Нормирование качества окружающей среды
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой является природные условия, условия на рабочем месте и жилищные

Экологическая стандартизация и паспортизация
Общее положение экологического законодательства России конкретизируется в государственных стандартах (ГОСТ). Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий

Экологический паспорт предприятия
Комплексные экологические требования применительно к каждому отдельному предприятию конкретизируется в его экологическом паспорте. Экологический паспорт предприятия – это основной н

Экологический мониторинг
В природоохранительном законодательстве РФ государственная служба мониторинга определяется как часть общей системы экологического контроля, обеспечивая эту службу информацией о состоянии окружающей

Мониторинг лесов
Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесно

Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудител

Окружающей природной среды
(ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА) 1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 2. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязн

Загрязнителей
Система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды, государственный учет, денежная оценка природного ресурса определяются на основе кадастров природных ресурсов органами статистического

Лицензия, договор и лимиты на природопользование
Порядок пользования природной средой и природными ресурсами основывается на принципах охраны окружающей среды и неистощимости использования природных ресурсов. Эффективными средствами охраны окружа

Окружающей среды
Важнейшим элементом нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы является платность природных ресурсов. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной

Финансирование природоохранной деятельности
Финансирование природоохранных мероприятий – предоставление денежных средств на природоохранные мероприятия. Финансирование затрат на восстановление и охрану окружающей природной среды осу

Международное сотрудничество
В настоящее время истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. Природа не знает государственных границ, она всеобщ


1. Агроэкология /В.А. Черников, А.В. Голубев и др.; Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса. – М.: Колос, 2000. – 536 с. 2. Агроэкология. Методология, технология, экономика /В.А. Черников,

Экология
Курс лекций Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Лесное хозяйство» очной и заочной форм обучения и ФНПО.