Все об акулах. Авария в Мексиканском заливе: хроника событий и экологические последствия

Мексиканский залив гораздо правильнее было бы назвать морем. Он огромен, а от Атлантического океана отделён проливами. Береговую линию этого водоёма американцы называют третьим побережьем, после атлантического и тихоокеанского. К обширным водам примыкают такие штаты США как Флорида, Техас, Миссисипи, Алабама и Луизиана. Они охватывают водоём с севера и запада.

Южнее находятся земли Мексики. К заливу выходят такие штаты как Юкатан, Тамаулипас, Табаско, Кампече и Веракрус. На востоке располагается остров Куба. Именно он и отгораживает водоём от Атлантики. Связь с океаническими водами осуществляется через проливы Флоридский и Юкатанский.

Форма у водоёма овальная, площадь составляет 615 тыс. кв. миль или 1 млн. 544 тыс. кв. км. Общий объём воды равен примерно 660 квадриллионам галлонов или 2 млн. 400 тыс. куб. м. Максимальная ширина составляет 1500 км. Дно представляет собой континентальный шельф с максимальной глубиной 4384 метра. Водоём хорошо прогревается солнечными лучами, поэтому поверхностны воды в нём тёплые.

Мексиканский залив на карте

Геология

Геологи предполагают, что 200 млн. лет тому назад огромного водоёма на юге Северной Америки не было. В этом месте простирался почвенный покров, схожий по своему составу с почвой полуострова Юкатан. Вся эта местность входила в состав суперконтинента Пангеи. Бассейн Мексиканского залива образовался в результате рифтогенеза (раскола) гигантского участка суши. Земная кора растянулась, покрылась разломами и просела между современными Флоридой и Юкатаном. Так, в результате естественных геологических процессов, возник гигантский водоём.

Однако существует иная версия, предложенная в 2002 году геологом Майклом Стэнтоном. По его версии залив имеет ударное происхождение. Теория Стэнтона гласит, что 260-255 млн. лет тому назад на Землю упал огромный метеорит. В результате этого образовался котлован, глубина которого доходила до 5200 метров. Его постепенно заполнили воды реки Миссисипи и Атлантического океана.

В основной своей массе специалисты от геологии считают вторую теорию абсолютно неверной. В их среде превалирует мнение о тектонике плит, а не о столкновении с объектом из космоса.

Открытие Мексиканского залива

Все мы знаем, что Америку для Старого Света открыл Христофор Колумб. Однако он даже не догадывался о существовании гигантского водоёма, так как проплыл мимо него, обогнув Кубу и Гаити с востока. Первым же исследователем третьего побережья США стал итальянский путешественник и картограф Америго Веспуччи (1454-1512). На побережье залива он оказался в 1497 году. Итальянец обследовал водоём, а затем через Флоридский пролив вышел в Атлантику. Это дало ему основание заявлять, что Куба является остром.

Вторым по счёту считается испанский конкистадор Эрнан Кортес (1485-1547). В 1506 году он принимал активное участие в завоевании Гаити и Кубы. В 1510 году сопровождал Диего Веласкеса де Куэльяра (1465-1524) - губернатора Кубы - в его экспедиции по водам огромного водоёма.

Третьим на берегах залива оказался первооткрыватель Юкатана Франциско Эрнандес де Кордова (год. рожд. неизвестен - умер в 1517). Он любовался на водоём с южного побережья. А затем появились другие европейцы, и бескрайняя водная гладь перестала манить людей неизвестностью.

Отдых на побережье

Географические характеристики

Береговая линия, принадлежащая США, имеет длину 2700 км. Длина мексиканской части побережья равна 2805 км. В водоём впадают 33 крупных реки. В нём берёт начало тёплое атлантическое течение Гольфстрим . Самым крупным заливом водоёма считается залив Кампече. Он находится на юге и является частью мексиканских вод. Следует заметить, что холодная глубинная и тёплая вода верхнего слоя иногда создают гремучую смесь, которая проявляется в виде страшных разрушительных ураганов. Здесь можно назвать такие ураганы как Катрина, Айван и Густав.

В целом Мексиканский залив считается асейсмичным . На протяжении всей истории были зафиксированы только мягкие толчки, не превышающие 5 баллов по шкале Рихтера. Единственное сильное землетрясение было зафиксировано 10 сентября 2006 года. Его амплитуда составила 6 балов по шкале Рихтера. Эпицентр подводных толчков располагался юго-западнее Флориды на 400 км. Содрогание суши ощутили жители Луизианы и Флориды. Но жертв, травм и разрушений не было.

Коммерческая деятельность

Одним из важнейших видов коммерческой деятельности является рыболовство. Ловят окуня, тунца, креветок, крабов, меч-рыбу. В заливах в огромных масштабах собирают устриц. В воде много акул . Печень этих селахий ценится очень высоко. Поэтому отлову подлежат белая акула, акула-молот, акула бык. Но в XXI веке численность зубастых хищников заметно сократилась. В водах залива много дельфинов , которые также представляют коммерческий интерес.

Что касается промышленной деятельности, то континентальный шельф богат нефтью и газом. Добывают эти полезные ископаемые с помощью нефтяных платформ посредством бурения. Основная часть платформ концентрируется в западной части водоёма и в заливе Кампече.

Экономика экономикой, но иногда неуёмная человеческая деятельность провоцирует жуткие трагедии. В апреле 2010 года произошёл взрыв и пожар на нефтяной платформе в 65 км от побережья Луизианы. При этом была повреждена нефтяная скважина, и нефть потекла в океан. В сутки вытекало почти 14 тыс. тонн нефти. Нефтяная плёнка сковала воды Атлантики и нарушила теплоотдачу. Всё это привело к сильным проливным дождям в Западной Европе и аномальной жаре в Восточной Европе.

Горящая нефть

В Мексиканском заливе находится одна из самых больших гипоксических мёртвых зон . Под данным термином понимается область в мировом океане с чрезвычайно низкой концентрацией кислорода. А возникает такая зона из-за чрезмерного загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.

Мёртвый участок простирается вдоль побережья штатов Техас и Луизиана. По площади он составляет 21 тыс. кв. км. Эта цифра увеличилась в 2 раза с 1985 года в результате насыщения воды азотом и фосфором. Вредные химические элементы попали в воду с сельскохозяйственных площадей, которых чрезвычайно много на северном побережье водоёма. В заливе также насчитывается 27 тыс. брошенных и забытых нефтяных скважин. Никто не может сказать, в каком экологическом состоянии они находятся.

В то же время надо отметить, что водоём является важнейшей транспортной артерией. Его пересекают суда практически всех стран мира. Соответственно, развит туризм, а на побережье много крупных морских портов. Главная же задача заключается в нормализации экологической обстановки в этом важном во всех отношениях регионе .

В погоне за нефтью человек уходит в тундру, лезет в горы и покоряет морское дно. Но нефть не всегда сдается без боя, и стоит только человеку потерять бдительность, как «черное золото» превращается в настоящую черную погибель для всего живого. Так совсем недавно случилось в Мексиканском заливе, где суперсовременная нефтяная платформа DeepWater Horizon нанесла сокрушительный удар по природе и самолюбию человека.

Объект: нефтяная платформа DeepWater Horizon, 80 км от побережья штата Луизиана (США), Мексиканский залив.

Нефтяная платформа сверхглубоководного бурения была арендована компанией BP для разработки перспективного месторождения Макондо. Длина платформы достигала 112 м, ширина — 78 м., высота — 97,4 м, она на 23 метра уходила под воду и имела массу свыше 32 тысяч тонн.

Жертв: 13 человек, из них 11 погибли во время пожара, еще 2 — при ликвидации последствий. 17 человек получили травмы разной степени тяжести.

Источник: US Coast Guard

Причины катастрофы

У крупных катастроф нет одной-единственной причины, что подтвердил и взрыв нефтяной платформы DeepWater Horizon. Эта авария стала результатом целой цепочки нарушений и технических неисправностей. Специалисты говорят, что катастрофа на платформе должна была произойти, и это было лишь вопросом времени.

Интересно, что было проведено сразу несколько параллельных расследований причин катастрофы, которые привели к неодинаковым выводам. Так в докладе, сделанном BP, указывается всего 6 основных причин аварии, а главной причиной аварии назван человеческий фактор. А более авторитетный доклад, сделанный Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраной США, называет уже 35 основных причин, и в 21 из них вина полностью ложится на BP.

Так кто же виноват во взрыве DeepWater Horizon и последующей экологической катастрофе? Ответ прост — компания BP, которая гналась за прибылью, и в этой погоне пренебрегала элементарными правилами техники безопасности и технологиями глубоководного бурения. В частности, были нарушены технологии цементирования скважины, а специалисты, прибывшие сделать анализ цемента, просто были выдворены с буровой. Также были отключены важные системы контроля и безопасности, поэтому никто не знал, что же на самом деле происходит под океанским дном.

В результате — взрыв и пожар на платформе, колоссальный разлив нефти и звание одной из крупнейших экологических катастроф за всю историю цивилизации.

Хроника событий

Проблемы на платформе начались практически с первого дня ее установки, то есть — с начала февраля 2010 года. Бурение скважины производилось в спешке, а причина проста и банальна: платформа DeepWater Horizon была взята компанией BP в аренду, и каждый день обходилась в полмиллиона (!) долларов!

Однако настоящие проблемы начались ранним утром 20 апреля 2010 года. Скважина была пробурена, достигнута глубина чуть более 3600 метров под уровнем дна (глубина океана в этом месте достигает полутора километров), и оставалось завершить работы по укреплению скважины цементом, чтобы надежно «запереть» нефть и газ.

Этот процесс в упрощенном виде происходит так. В скважину через обсадную колонну подается специальный цемент, затем — буровой раствор, который своим давлением вытесняет цемент и заставляет его подниматься вверх по скважине. Цемент достаточно быстро затвердевает и создает надежную «пробку». А потом в скважину подается морская вода, которая вымывает буровой раствор и всякий мусор. Сверху на скважину устанавливается большое защитной устройство — превентор, который в случае утечки нефти и газа просто-напросто перекрывает им доступ наверх.

С самого утра 20 апреля в скважину закачивается цемент, и к обеду уже были проведены первые тесты на испытание надежности цементной «пробки». На платформу прилетели двое специалистов для проверки качества цементирования. Эта проверка должна была продлиться около 12 часов, но руководство, которое не могло больше ждать, решило отказаться от стандартной процедуры, и в 14.30 специалисты со своим оборудованием покинули платформу, а вскоре в скважину начали подавать буровой раствор.

Неожиданно в 18.45 в бурильной колонне резко возросло давление, за несколько минут достигшее 100 атмосфер. Это значило, что из скважины просачивается газ. Однако в 19.55 была начата закачка воды, чего просто нельзя было делать. В последующие полтора часа закачка воды велась с переменным успехом, так как резкие скачки давления заставляли прерывать работу.

Наконец, в 21.47 скважина не выдерживает, вверх по буровой колонне устремляется газ, и в 21.49 прогремел чудовищный взрыв. Через 36 часов платформа сильно накренилась и благополучно ушла на дно.

Нефтяное пятно достигло берегов Луизианы. Источник: Greenpeace

Последствия взрыва

Авария на нефтяной платформе переросла в экологическую катастрофу, масштабы которой просто поражают воображение.

Главная причина экологического бедствия — разлив нефти. Нефть из поврежденной скважины (а также сопутствующие газы) беспрерывно вытекала на протяжении 152 дней (до 19 сентября 2010 года), и за это время океанские воды приняли более 5 миллионов баррелей нефти. Эта нефть нанесла непоправимый ущерб океану и многим прибрежным районам Мексиканского залива.

Всего нефтью было загрязнено почти 1800 километров побережий, белые песочные пляжи превратились в черные нефтяные поля, а нефтяное пятно на поверхности океана было видно даже из космоса. Нефть стала причиной гибели десятков тысяч морских животных и птиц.

Борьба с последствиями нефтяного загрязнения велась десятками тысяч людей. С поверхности океана «черное золото» собиралось специальными судами (скиммерами), а пляжи очищались только вручную — современная наука не может предложить механизированные средства для решения этой задачи, настолько она сложна.

Основные последствия разлива нефти были устранены только к ноябрю 2011 года.

У аварии были не только экологические, но и колоссальные (и самые негативные) экономические последствия. Так, компания BP потеряла около 22 миллиардов долларов (это и убытки от потери скважины, и выплати пострадавшим, и затраты на устранение последствий катастрофы). Но еще более значительные убытки понесли прибрежные районы Мексиканского залива. Это связано с крахом туристической сферы (кто поедет отдыхать на грязные нефтяные пляжи?), с запретом рыбной ловли и другого промысла, и т.д. В результате разлива нефти без работы остались десятки тысяч человек, которые к этой самой нефти не имели никакого отношения.

Однако были у катастрофы и совсем неожиданные последствия. Например, при изучении разлива нефти были открыты неизвестные науке бактерии, питающиеся нефтепродуктами! Сейчас считается, что эти микроорганизмы значительно уменьшили последствия катастрофы, так как поглотили огромное количество метана и других газов. Возможно, что на основе этих бактерий ученым удастся создать микроорганизмы, которые в будущем помогут быстро и дешево справляться с разливами нефтепродуктов.

Рабочие ликвидируют последствия разлива нефти. Port Fourchon, Луизиана. Фото: Greenpeace

Современное положение

В настоящее время в месте гибели платформы DeepWater Horizon не ведется никаких работ. Однако месторождение Макондо, которое разрабатывалось компанией BP с помощью платформы, хранит в себе слишком много нефти и газа (около 7 миллионов тонн), а поэтому в будущем сюда обязательно придут новые платформы. Правда, бурить дно будут все те же люди — сотрудники компании BP.

No comments. Фото: Greenpeace

Мексиканский залив - участок Мирового океана, из-за особенностей гидрологического режима приравненный к морям (то же самое можно сказать, к примеру, о Гудзоновом, Калифорнийском и Персидском заливах). За своеобразное географическое положение залив (вместе с Карибским морем) часто называют Американским Средиземноморьем, а по площади Мексиканский залив больше, чем половина Средиземного моря.
Внешне напоминающий овал между полуостровами Флорида, Юкатан и островом Куба, Мексиканский залив по своему гидрологическому режиму действительно представляет собой полузамкнутое море западной части Атлантического океана. На юго-востоке залив соединяется с соседним Карибским морем Юкатанским проливом. На востоке он соединяется Флоридским проливом с Атлантическим океаном.
Котловина довольно глубокая: свыше 4 км. Рельеф котловины неровный с подводными холмами высотой до 300 м. На севере, юге и востоке залив обрамлен полосой шельфа шириной до 250 км, где сосредоточены основные запасы нефти и газа в заливе.
Линия побережья неровная, подвергается изменениям в сезон ураганов. Берега преимущественно пологие, местами сильно заболоченные. На болотах Эверглейдс в американском штате Флорида развилась своеобразная тропическая экосистема, охраняемая в Национальном парке Эверглейдс. Также для побережья залива характерны длинные песчаные отмели и острова.
Мексиканский залив - один из самых теплых водоемов в мире, хотя благостную картину портят летние и осенние ураганы. В историю США вошли самые мощные и разрушительные: «Иван» 2004 г., «Катрина» и «Рита» в августе и сентябре 2005 г., «Густав» 2008 г. Мексиканский залив известен еще и тем, что здесь зарождается - самое мощное течение в Мировом океане. Собрав в Мексиканском заливе запас тепла, Гольфстрим выходит в Атлантику и течет вдоль побережья Северной Америки.
Массовый туризм, активно развивавшийся в течение XX в., привел к образованию обширных курортных зон на берегах Мексиканского залива: Пенсакола, Дестин, Майами, Панама-Сити в штате Флорида, Оранж-Бич в штате Алабама, Канкун в Мексике. Американцы называют штаты Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана и Техас, выходящие к Мексиканскому заливу, Третьим побережьем США - после атлантического и тихоокеанского. Отдельным направлением туризма является любительская рыбная ловля в заливе, в том числе акул. Другое экзотическое развлечение в Мексиканском заливе - поиск затонувших испанских и пиратских кораблей с ценным грузом. И сегодня на песчаные берега залива волны изредка выбрасывают старинные испанские монеты: золотые дублоны и серебряные пиастры.
Воды залива бороздят суда начиная с XVI в., когда испанцы вывозили на каравеллах сокровища, отнятые у коренных народов Центральной Америки. В настоящее время Мексиканский залив - важный район судоходства: здесь находятся порты США, Мексики и Кубы. Порты Новый Орлеан (Луизиана, США) и Хьюстон (Техас, США) входят в десятку самых крупных портов мира. Семь из десяти самых больших портов США находятся в Мексиканском заливе.
На шельфе Мексиканского залива сосредоточены значительные запасы нефти и природного газа. Добыча полезных ископаемых ведется на нефтяных платформах.

Происхождение

Предположительно, Мексиканский залив сформировался около 300 млн лет назад. Существует несколько теорий его происхождения. Самая правдоподобная версия - о проседании морского дна в результате тектонических процессов, в то время как популярная версия о столкновении Земли с крупным метеоритом, вследствие которого якобы появилась котловина почти правильной округлой формы, со временем заполненная водами Миссисипи и Атлантики, пока не получила научного подтверждения.

Население

Задолго до эпохи Великих географических открытий побережье залива было заселено индейскими племенами. На территории нынешней Мексики процветали уничтоженные европейцами цивилизации майя и ацтеков, на Кубе жили караибы и араваки, на североамериканском берегу - охотники из племени чокто. Расовая картина коренным образом изменилась, когда европейцы начали истреблять индейцев и завозить сюда рабов для труда на плантациях. Впоследствии большинство населения огромных районов составили метисы. Современное население Мексиканского залива имеет крайне пестрый этнический состав, включающий потомков европейцев, афроамериканцев, мулатов и метисов (преимущественно в Мексике и на Кубе), а также такие специфические этносы, как франкофонные луизианские кейджины (каджуны) - потомки французских акадийцев.
Первым европейцем, исследовавшим Мексиканский залив, был флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи (1454-1512 гг.) в 1497 г. В 1500 г. Мексиканский залив был впервые нанесен на карту испанским путешественником Хуаном де ла Косой (1460-1510 гг.). В XVI в. побережье и острова залива активно осваивали испанские конкистадоры, а в XVII в. - французы и англичане. Подробная карта залива, составленная американцами, появилась только в конце XIX в.: до этого исследованиям мешали частые войны, неопределенность государственных границ и нежелание местного населения платить налоги. Детальное описание гидрологического режима и поверхности дна Мексиканского залива было сделано в середине XX в.

Полезные ископаемые

Мексиканский залив - место разработки ценных полезных ископаемых, район интенсивного судоходства, рыбного промысла и туризма. Наиболее интенсивный рост городов и плотности населения в районе залива начался со второй половины XX в., особенно в районе популярных курортов и центров добычи нефти и газа, таких как Хьюстон (Техас, США). Мексиканский залив настолько богат, что в состоянии прокормить огромное количество населения.
Самые ценные полезные ископаемые залива - нефть и природный газ на северо-западном шельфе. Здесь добывается 25% американского природного газа и около 15% - нефти. Только в нефтяной промышленности занято около 60 тыс. чел. Для добычи используются нефтегазовые платформы в открытом море. Мексиканскому заливу принадлежит честь установки первой в мире нефтяной платформы в штате Луизиана в 1938 г. Ему же принадлежит и другой печальный «рекорд» в этой области: крупнейший в истории американской нефтедобычи взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в 2010 г.
Рыба и морепродукты - второе сокровище залива. По рыбным запасам и их воспроизводству залив стоит на первом месте в Мировом океане. Здесь ловят 25% всей рыбы в США, и здесь же находится половина крупнейших рыболовных портов страны. К промысловым видам относятся тунец, сельдь-менхэден, кампечинский (мексиканский) луциан, ставрида, синий малакант, рыба-меч, групер. На шельфе ведется интенсивный промысел креветок, крабов, лангустов и черепах. Вдоль всего побережья построены устричные садки.

Общая информация

Местонахождение: юго-восточный участок Северной Америки, между полуостровами Флорида и Юкатан, а также островом Куба.

Этнический состав: белые, метисы, афроамериканцы.

Языки: английский, испанский.
Религии: протестантизм, католицизм.

Денежные единицы: американский доллар, мексиканский песо (МХР).

Крупнейшие реки, впадающие в залив: Миссисипи, Рио-Гранде, Колорадо, Бразос, Алабама.

Важнейшие порты: Гавана (Куба) - 2 135 498 чел. (2010 г.), Веракрус (Веракрус, Мексика) -552 156 чел. (2010 г.), Новый Орлеан (Луизиана, США) - 360 740 чел. (2011 г.).
Крупнейшие города: Мексика (Тампико, Тамаулипас, - 305 554чел., 2010 г., Сан-Франсиско-де-Кампече, Кампече, - 220 389 чел., 2010 г.), США (Хьюстон, Техас,-2099451 чел., 2010 г., Тампа, Флорида, - 335 709 чел., 2010 г., Мобил, Алабама, - 195 111 чел., 2010 г., Билокси, Миссисипи, - 45 670 чел., 2008 г.)
Омывает государства: на севере - США (штаты Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана, Техас), на западе - Мексика (штаты Тамаулипас, Веракрус, Табаско, Кампече, Юкатан), на юго-востоке - Республика Куба.

Крупнейшие острова: Куба, Галвестон (Техас, США).

Цифры

Площадь: 1,6 млн км 2 .

Протяженность береговой линии: от мыса Сейбл (юг штата Флорида, США) до оконечности полуострова Юкатан (Мексика) - 5505 км (США - 2700 км, Мексика - 2805 км), северо-западное побережье острова Куба - 380 км.

Протяженность с востока на запад : 1600 км.

Протяженность с севера на юг: 900 км.

Средняя глубина: 1615 м.

Максимальная глубина: впадина Сигсби (4384 м).
Объем воды: 2434 тыс. км 3 .

Соленость: на поверхности - 36,0-36,9% ° , на глубине более 2000 м - 34,98%».

Приливы: преимущественно суточные, до 0,6 м.
Испаряемость в год: 1000-1750 мм.

Климат и погода

Тропический на юге, субтропический на севере.
Средняя температура воздуха в январе:
Веракрус (Веракрус, Мексика) +19°С, Нью-Орлеан (Луизиана, США) +12°С.

Средняя температура воздуха в июле: Веракрус (Веракрус, Мексика) +31°С, Нью-Орлеан (Луизиана, США) +28°С.

Средняя температура воды летом: +29°С.
Средняя температура воды зимой: от+18°С на севере, до +25°С на юге.

Среднегодовое количество осадков: 1000-1200 мм.
Относительная влажность воздуха: 60-80%.

Экономика

Полезные ископаемые: нефть, природный газ.

Рыболовство.
Сфера услуг: транспортные (судоходство), туризм.

Достопримечательности

■ Природные : Национальный парк Эверглейдс (Флорида, США); курорты: Ки-Бискейн, Пенсакола, Дестин, Майами, Панама-Сити (Флорида, США), Оранж-Бич (Алабама, США), Канкун (Мексика);
■ Исторические и культурные: руины городов майя (полуостров Юкатан, Мексика); пирамиды ацтеков (Мексика);
Город Гавана (Куба) : крепость Ла-Фуэрса (вторая половинаXVI в.), монастырь Санта-Клара (середина XVII в.), собор Непорочного Зачатия (серединаXVII в.), Ратуша (конец XVIII в.), кафедральная площадь с собором XVIII в., мемориальный комплекс имени Хосе Марти, бульвар Прадо, Национальный Капитолий (первая половина XX в.), Большой театр Гаваны;
Город Веракрус (Веракрус, Мексика) : крепость Сантьяго, форт Сан-Хуан-де-Улуа, руины древнего города , музей-заповедник Ла-Вента, Аквариум Велакруса, маяк на острове Сакрифисиос;
Город Новый Орлеан (Луизиана, США) : кладбище Сен-Луи, улица Бурбон-стрит, Французский квартал, Мост-дамба через озеро Поншартрен (самый длинный в мире мост - 38,5 км), собор Святого Людовика (XVIII в.), Музей джаза;
Город Хьюстон (Техас, США) : Космический центр имени Линдона Джонсона, небоскребы Даунтауна (Джи-Пи-Морган-Чейз-Тауэр - 305 м, Уэллс-Фарго-Бэнк-Плаза - 302 м, Уильямс-Тауэр - 275 м).
Город Тампа (Флорида, США) : исторический район Ибор-Сити, Аквариум Флориды, Музей-памятник космического шаттла «Челленджер».

Любопытные факты

■ На американском острове Галвестон от страшного урагана в 1900 г погибло около 12 тыс. чел: самое большое число жертв урагана в США.
■ Происходит постепенное обмеление северной части Мексиканского залива в результате наносов рек, в первую очередь реки Миссисипи.

■ Вопреки широко распространенному мнению, в 1494 г. Христофор Колумб не входил в Мексиканский залив, ограничившись лишь изучением западной оконечности острова Куба.
■ По одной из версий, название города Тампа (Флорида, США) произошло от индейского выражения «огненные палки»: так индейцы называли молнии - частое явление во время летних штормов.
■ Индейские холмы в Батон-Руж (Луизиана, США) были насыпаны приблизительно за 450 лет до постройки первой египетской пирамиды.
■ Город Новый Орлеан находится на несколько метров ниже уровня моря и защищен от волн высокими дамбами. Их пришлось восстанавливать после страшного наводнения, вызванного ураганом «Катрин» в сентябре 2005 г.
■ На побережье и островах Мексиканского залива предположительно самое большое количество пиратских кладов в мире, все еще не найденных и ожидающих кладоискателей.
■ Самые неблагоприятные факторы, влияющие на экологическую ситуацию в Мексиканском заливе, - использование на плантациях США сильных химических удобрений, вымываемых дождями и реками в залив, где они стимулируют избыточный рост водорослей, что приводит к гибели рыбы и других морских организмов.

За все время своего существования человек неоднократно оказывал негативное влияние на С развитием современных технологий, стали приобретать более масштабные формы. Ярким подтверждением этого служит Мексиканский залив. Катастрофа, случившаяся там весной 2010 года, нанесла непоправимый ущерб природе. В результате были загрязнены воды, что привело к смерти огромного числа и сокращению их популяции.

Причиной катастрофы стала авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon, которая произошла из-за непрофессионализма рабочих и халатности владельцев нефтегазовой компании. Вследствие неправильных действий, произошел взрыв и пожар, повлекший за собой смерть 13 человек, находившихся на платформе и принимавших участие в ликвидации последствий аварии. В течение 35 часов пожар тушили пожарные суда, а вот полностью заблокировать нефть, выливающуюся в Мексиканский залив, удалось лишь через пять месяцев.

По данным некоторых экспертов, за 152 дня, в течение которых из скважины выливалась нефть, в воду попало около 5 млн. баррелей топлива. За это время было загрязнена площадь в 75 000 квадратных километров. Ликвидацией последствий аварии занимались американские военнослужащие и добровольцы со всего мира, съехавшиеся в Мексиканский залив. Нефть собиралась как вручную, так и специальными судами. Общими усилиями удалось достать из воды примерно 810 тысяч баррелей топлива.

Сложнее всего было остановить устанавливаемые заглушки не помогали. В скважины заливался цемент, закачивалась буровая жидкость, но полной герметизации удалось добиться лишь 19 сентября, тогда как авария произошла 20 апреля. Мексиканский залив за этот период превратился в наиболее загрязненное место на планете. Было обнаружено мертвыми около 6 тысяч птиц, 600 100 дельфинов, много других млекопитающих и рыб.

Колоссальный урон был нанесен коралловым рифам, которые не могут развиваться в загрязненной воде. Смертность дельфина афалина увеличилась почти в 50 раз, и это далеко не все последствия аварии на нефтяной платформе. также потерпел значительный урон, поскольку Мексиканский залив был на одну треть закрыт для ловли. Нефть дошла даже до вод прибрежных заповедников, которые были очень важны для и других животных.

Прошло уже три года с момента катастрофы, Мексиканский залив потихоньку оправляется после нанесенного ущерба. Американские океанологи внимательно следят за поведением морских обитателей, а также за кораллами. Последние начали размножаться и расти в обычном для них ритме, что свидетельствует об очищении воды. Но было зафиксировано и повышение температуры вод в этом месте, что может негативно сказаться на многих морских жителях.

Некоторые исследователи предполагали, что последствия катастрофы скажутся на течении Гольфстрим, которое влияет на климат. Действительно, последние зимы в Европе особенно морозные, а вода в самом течении снизилась на 10 градусов. Но доказать, что погодные аномалии связаны именно с нефтяной аварией, ученым пока не удалось.

Ответ редакции

22 апреля 2010 года произошла авария на буровой платформе Deepwater Horizon, которую ВР использовала для добычи нефти в Мексиканском заливе. В результате катастрофы погибло 11 человек, а в море вылились сотни тысяч тонн нефти. Из-за гигантских убытков, понесённых в результате происшествия, BP была вынуждена продавать активы по всему миру.

В воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти.

Тушение платформы в Мексиканском заливе. Апрель 2010 года Фото: Commons.wikimedia.org

Платформа сверхглубокого бурения Deepwater Horizon была построена судостроительной компанией Hundai Industries (Южная Корея) по заказу R & B Falcon (Transocean Ltd.). На воду эта платформа была спущена в 2001 году, а через некоторое время была сдана в аренду британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP). Срок аренды неоднократно продлевался, последний раз — вплоть до начала 2013 года.

В феврале 2010 года компания BP приступила к разработке месторождения Макондо в Мексиканском заливе. Была пробурена скважина на глубине 1500 метров.

Взрыв нефтяной платформы

20 апреля 2010 года в 80-ти км от побережья американского штата Луизиана на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошёл пожар и взрыв. Пожар длился более 35 часов, затушить его безуспешно пытались с пожарных судов, которые прибыли на место аварии. 22 апреля платформа затонула в водах Мексиканского залива.

В результате аварии без вести пропало 11 человек, их поиски проводились вплоть до 24 апреля 2010 года и не дали никаких результатов. 115 человек были эвакуированы с платформы, среди них 17 с ранениями. Впоследствии мировые информагентства сообщили о том, что при ликвидации последствий аварии скончались ещё двое человек.

Разлив нефти

С 20 апреля по 19 сентября продолжалась ликвидация последствий аварии. Тем временем, по оценкам одних экспертов, в воду ежесуточно попадало порядка 5000 баррелей нефти. По другим данным, в воду попадало до 100 000 баррелей в сутки, о чём в мае 2010 года заявил министр внутренних дел США.

К концу апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле 2010 года нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того, подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров.

За 152 дня в воды Мексиканского залива через повреждённые трубы скважины вылилось порядка 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч км².

Фото: www.globallookpress.com

Ликвидация последствий

После того как платформа Deepwater Horizon затонула, стали предприниматься попытки загерметизировать скважину, а позднее началась ликвидация последствий разлива нефти и борьба с распространением нефтяного пятна.

Специалисты практически сразу после аварии поставили заглушки на повреждённую трубу и начали проводить работы по установке стального купола, который должен был накрыть повреждённую платформу и предотвратить разлив нефти. Первая попытка установки не увенчалась успехом, и 13 мая было решено установить меньший по размеру купол. Полностью утечка нефти была устранена только 4 августа, благодаря тому, что . Для полной герметизации скважины пришлось пробурить две дополнительные разгрузочные скважины, в которые также закачали цемент. О полной герметизации было объявлено 19 сентября 2010 года.

Для ликвидации последствий были подняты буксиры, баржи, спасательные катера, подводные лодки компании BP. Им помогали суда, самолёты и военно-морская техника ВМФ и ВВС США. В ликвидации последствий участвовало более 1000 человек, привлечены около 6000 военнослужащих Национальной гвардии США. Для ограничения площади нефтяного пятна было применено распыление диспергентов (активных веществ, применяющихся для осаждения нефтяных пятен). Также были установлены боновые заграждения, локализующие зону разлива. Применялся механический сбор нефти, как с помощью специальных судов, так и ручным способом — силами добровольцев на побережье США. Кроме того, специалисты решили прибегнуть к контролируемому выжиганию нефтяных пятен.

Фото: www.globallookpress.com

Расследование инцидента

Согласно внутреннему расследованию, проведённому сотрудниками безопасности компании BP, причинами аварии были названы ошибки рабочего персонала, технические неисправности и погрешности конструкции самой нефтяной платформы. В подготовленном отчёте говорилось о том, что сотрудники буровой установки неверно истолковали показания измерений давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу через вентиляцию. После взрыва, в результате технических недостатков платформы, не сработал противосбросовый предохранитель, который должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.

В середине сентября 2010 года был опубликован доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. В нём содержалось 35 причин аварии, при этом в 21 из них единственным виновником признана компания BP. В частности, главной причиной названо пренебрежение нормами безопасности для сокращения расходов на разработку скважины. Кроме того, сотрудники платформы не получили исчерпывающей информации о работе на скважине, и в результате их неосведомлённость наложилась на другие ошибки, что и привело к известным последствиям. Кроме того, среди причин названа неудачная конструкция скважины, не предусматривающая достаточного количества барьеров для нефти и газа, а также недостаточное цементирование и изменения, внесённые в проект по разработке скважины в самый последний момент.

Частично виновными были названы компания Transocean Ltd, собственники нефтяной платформы, и компания Halliburton, проводившая подводное цементирование скважины.

Судебный процесс и выплата компенсаций

Судебный процесс по делу разлива нефти в Мексиканском разливе над британской компанией BP начался 25 февраля 2013 года в Новом Орлеане (США). Кроме исков федеральных властей, британской компании были предъявлены иски от американских штатов и муниципалитетов.

Федеральный суд в Нью-Орлеане США утвердил сумму штрафа, которую должна выплатить компания BP за аварию в Мексиканском заливе в 2010 году. Размер штрафа составит 4,5 млрд долларов. BP будет выплачивать сумму в течение пяти лет. Почти 2,4 млрд долларов будут перечислены в Национальный фонд рыбных ресурсов и дикой природы США, 350 млн — Национальной академии наук. Кроме того, по искам Комиссии по ценным бумагам и биржам США за три года будет выплачено 525 млн долларов.

25 декабря 2013 года Апелляционный суд США постановил, что, несмотря на поданные апелляционные заявления, британская корпорация ВР должна продолжить выплаты по искам организаций и частных лиц, несмотря на недоказанные факты наличия убытков в результате разлива нефти. Изначально BP признавала свою вину в случившемся лишь частично, возлагая часть ответственности на компанию-оператора платформы Transocean и субподрядчика Halliburton. Transocean в декабре 2012 года согласилась , однако продолжает настаивать на том, что полную ответственность за аварию на платформе несёт BP.

Последствия для экологии

После аварии акватория Мексиканского залива была на одну треть закрыта для промысла, при этом был введён практически полный запрет на рыбную ловлю.

Фото: www.globallookpress.com

1100 миль побережья штатов от Флориды до Луизианы были загрязнены, на берегу постоянно находили погибших морских обитателей. В частности, было обнаружено мёртвыми около 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и множество других млекопитающих. В результате разлива нефти в последующие годы повысилась смертность среди китов и дельфинов. По подсчётам экологов, смертность дельфинов вида афалина увеличилась в 50 раз.

Тропические коралловые рифы, расположенные в водах Мексиканского залива, также понесли колоссальный урон.

Нефть просочилась даже в воды прибрежных заповедников и болот, играющих важную роль в поддержании жизнедеятельности животного мира и перелётных птиц.

Согласно последним исследованиям, на сегодняшний день Мексиканский залив практически полностью оправился от понесённого ущерба. Американские океанологи проследили за ростом рифообразующих кораллов, которые не могут жить в загрязнённой воде, и выяснили, что кораллы размножаются и растут в обычном для них ритме. Биологи же отмечают небольшое повышение средней температуры воды в Мексиканском заливе.

Некоторые исследователи высказывали опасения относительно влияния нефтяной аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. Были высказаны предположения, что течение похолодело на 10 градусов и начало разбиваться на отдельные подводные течения. Действительно, некоторые погодные аномалии (например, сильные зимние морозы в Европе) имели место с тех пор, как случился разлив нефти. Однако учёные до сих пор не сошлись в едином мнении относительно того, является ли катастрофа в Мексиканском заливе первообразующей причиной климатических изменений и повлияла ли она на Гольфстрим.