Диагностика и тестирование в физической культуре. Психологическая диагностика занимающихся физической культурой и спортом Спортивная функциональная диагностика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Диагностика и тестирование в физической культуре

Введение

1. Диагностика: виды, цели и задачи

2. Диагностика и тестирование в физической культуре

Список литературы

Введение

Физическое развитие - это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития - масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.

Антропометрический показатель - это объективные данные о физическом развитии; степени выраженности антропометрических признаков:

1) соматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.д.;

2) физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная.сила рук, становая сила;

3) соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную.

Возможность отслеживать состояние физического развития человека, намечать программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы дает диагностика физического развития, физической подготовленности.

Цель данной работы: изучить особенности диагностики и тестирования в физической культуре.

1. Диагностика: виды, цели и задачи

Слово «диагностика» (греч: diagnosis - распознание) - употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней; во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объёма и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и функциональных проб.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты диагностического тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, вр а чебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование - призвано определить показания и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом и решить вопрос о допуске к занятиям. Оно состоит из общего клинического обследования, антропометрических измерений, проведения функциональных проб и медицинского заключения.

Результаты обследования заносятся во врачебно-контрольную карту.

Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в, год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.

Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

Задачи педагогического контроля:

Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

Выполнить план тренировки;

Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;

Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

Отобрать талантливых спортсменов.

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям. Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.

Обязательным условием правильно организованного процесса физического воспитания является самоконтроль . Эти проводимые самими студентами простейшие наблюдения над состоянием своего организма в процессе занятий физическим воспитанием и использования природных факторов - ценное дополнение к врачебному контролю.

Самоконтроль позволяет ощутить оздоровительное значение занятий и целеустремленно относиться к использованию средств физической культуры. Кроме того, дает возможность избежать неблагоприятного влияния занятий физическими упражнениями, что может происходить при передозировке, а также при использовании нагрузок без учета текущего функционального состояния организма студентов.

В процессе самоконтроля регистрируются субъективные и объективные показатели функционального состояния своего организма.

К субъективным показателям относят самочувствие, сон, аппетит, оценку работоспособности, отношение к занятиям физическими упражнениями, а также наличие каких-либо болей или неприятных ощущений.

Из объективных показателей регистрируют частоту пульса, массу тела, показатели динамометрии кисти, потоотделение и другие признаки.

Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

2. Диагностика и тестирование в физической культуре

Программа диагностики включает функционально-диагностическое обсл е дование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических с и стем и функций: центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, вну т ренней среды, физического развития, соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте), психофизиологического состояния.

Для решения всех этих задач разработаны специальные программы иссл е дования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся как в состоянии покоя , так и при в ы полнении физических нагрузок. Так, комплекс программ исследований в сост о янии покоя включает:

- врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;

Электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

Ультразвуковое исследование сердца (при необходимости внутренних органов: печени, почек и т.д.);

Биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);

Антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При программах диагностики важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки . В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

Ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы « до отказа»;

Предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);

С переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;

Моделирование соревновательной деятельности.

При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели контроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, д ы хание, вес, антропометрические данные .

Диагностика применяется для определения тренированности занимающегося. Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению ч а стоты сердечных сокращений (пульса) , которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем у мужчин.

Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца либо следствием патологии.

Тренированность организма можно определить по разнице пульса, если измерить его лежа, а через минуту стоя. Разница пульса 0-12 говорит о хорошей тренированности, 12-18 - о средней, 19-25 - об отсутствии тренированности.

Оценить нагрузку можно по изменению ёмкости лёгких . Если после занятий жизненная ёмкость лёгких осталась без изменения или немного увеличилась, значит, вы занимались легкой работой, если снизилась на 100-200 смі - средней, на 300-500 и более - тяжелой.

Определить величину нагрузки можно по частоте дыхания : после легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в минуту, после средней - 25-40, после тяжелой - более 40 дыханий в минуту. При росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

Важным показателем является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление в зависимости от возраста равняется 100-125 мм рт.ст., минимальное - 65-85 мм рт.ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм рт.ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм рт.ст. и ниже. Быстрое восстановление показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

Определить величину нагрузки можно:

по изменению массы тела до и после физических упражнений (при малой нагрузке масса тела может уменьшиться на 300 г, при средней - на 400-700 г, при большой нагрузке - 800г и более). А также по изменению силы мышц сгибателей кисти (ручная динамометрия) и разгибателей спины (становая динамометрия). Если показатель силы кисти после занятия остался без изменения или незначительно изменился, значит, нагрузка была малая, если снизился на 3-5 кг, то средняя, если на 6-10 кг и более - нагрузка большая. По становой динамометрии: если показатель мало изменился, то нагрузка была легкой, при средней нагрузке он уменьшается на 5-15 кг, при тяжелой нагрузке - на 16-20 кг и более.

п о задержке дыхания на вдохе и выдохе - (так называемая проба Штанге). После 2-3 вдохов и выдохов сделать полный вдох и задержать дыхание. Если вы способны задержать дыхание на 65-75 с, то у вас средняя функциональная подготовленность, менее 50 с - слабая, более 80 с - хорошая. То же сделать на полном выдохе. Слабая подготовленность - менее 20 с, средняя - 35-40 с, более 45 с - хорошая подготовленность.

Проверить состояние центральной нервной системы можно при помощи ортостатической пробы , отражающей возбудимость нервной системы. Подсчет ведется следующим образом: в течении 15 с измеряется частота пульса в положении лежа, затем через 3-5 мин - в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 мин определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая 0-6, нормальная, средняя 7-12, живая 13-18, повышенная 19-24.

Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека по результатам 12-минутного бега и 12-минутного плавания .

Для проверки быстроты достаточно провести «эстафетный тест» и выяснить скорость сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки. 3 попытки - засчитывается лучший результат. 13 см для мужчин и 15 см для женщин считается хорошим.

Быстроту можно определить и по показателю кистевой темпометрии. Если студентка выполняет за 5 с 45 и больше постукиваний, а студент 55 и больше, то считается, что они имеют хорошие скоростные возможности.

Гибкость оценивается так. Стоя на гимнастической скамейке, испытуемый выполняет наклон, сохраняет позу не менее 2 с. из трех раз засчитывается лучший результат. Если касание зафиксировано на нулевой отметке, гибкость удовлетворительная, если на 5-10 см ниже - хорошая.

О степени утомления можно судить по внешним субъективным признакам: изменения окраски кожи, движения, внимания, самочувствия, появления потливости.

Еще один способ оценки физического состояния - тестирование как прим е нение контрольных нормативов. Так, в практике физического воспитания в учебных заведениях используются обязательные тесты: бег на 100 м (показатель качества быстроты ), подтягивание для мальчиков, поднимание и опускание туловища из положения лежа для девочек (показатель силовой подготовленности ) и бег на 2000 м для девочек и на 3000 м для мальчиков (показатель выносливости ). В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце -- как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Итак, регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников, т.е. самоконтроль.

тренированность диагностика физическое тестирование здоровье

Список литературы

1. Гонохов А.Г. Физическая культура: учебно-методический комплекс. Ч. 2 / А.Г. Гонохов и др. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. - 172 с. С.57-69.

2. Люлина Н.В. Физическая культура: конспект лекций / Н.В. Люлина, Т.А. Шубина, Л.В.Захарова. - Красноярск: КГТЭИ, 2008. - 100 с. С.77-85.

3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с. С.301-328.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 408 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современная система физического воспитания студентов. Обновление, углубление содержания образования в сфере физической культуры. Мотивационный компонент в физической культуре. Модульная педагогическая технология обучения. Приоритет физической подготовки.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения как важная составная часть медицинских обследований. Определение воздействия тренировочных нагрузок на организм, занимающегося физической культурой. Самоконтроль в процессе физического воспитания.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2015

    Значение физической культуры и спорта в формировании всесторонне развитой личности. Врачебный-педагогический контроль в процессе физического воспитания. Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом. Объективные и субъективные данные.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2009

    Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль, его основные методы, показатели и оценки. Физическое воспитание в высших учебных заведениях. Методы врачебного обследования.

    реферат , добавлен 12.02.2014

    Организация работы по физическому воспитанию. Педагогический и врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом: содержание, цель, место. Самоконтроль за состоянием здоровья в процессе самостоятельных занятий. Ведение дневника самоконтроля.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Задачи нравственного, умственного и трудового воспитания на занятиях физической культурой и спортом. Некоторые особенности развития тренированности в связи с возрастом. Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики. Проведение соревнований по шашкам.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2009

    Двигательная активность как залог здоровья и жизни современной молодежи. Роль и значение легкой атлетики в укреплении здоровья и повышении уровня физической подготовленности студентов вуза, методы ее оценки и определение динамики основных показателей.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2012

    Общая характеристика физиологических состояний организма при занятиях спортом. Особенности строения женского организма. Сравнительный анализ физиологических процессов, происходящих в организме при занятиях видами спорта с различной структурой движения.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2011

    Физические тренировки – эффективный способ борьбы с гипокинезией, гиподинамией и их последствиями. Повышение обменных процессов в организме человека с помощью активных занятий физической культурой и спортом. Влияние внешней среды на организм человека.

    реферат , добавлен 24.12.2011

    Система организации врачебного контроля при физических нагрузках. Содержание и основные этапы проведения обследования. Цели физического воспитания в высшем учебном заведении и педагогический контроль. Методы и показатели самоконтроля, его стандарты.

Описание услуги

В "Клинике Экспертных Медицинских Технологий" проводится спортивное обследование, включающее уникальное кардио-респираторное тестирование на оборудовании CASE GE (США), QURK CPET (Cosmed, Италия),FitMate Cosmed (Италия), Woodway (США).

Марафон или полумарафон , а также и другие серьезные испытания, такие как IronMan 140.6 & 70.3 - это конечная цель для все большего числа людей, которые ведут активный образ жизни. Но, прежде чем отправиться в путешествие, нужно помнить о рисках и трагических результатах для некоторых спортсменов. Так называемая «внезапная смерть» , связанная с высокими нагрузками - это реальность, которую можно предотвратить . Когда кто-то внезапно умирает во время спортивных соревнований, особенно подростки и молодые люди в возрасте до 35 лет, наиболее распространенной причиной является гипертрофическая обструктивная кардиомиопатия. Это генетическое расстройство, о наличии которого большинство спортсменов даже не подозревает. «Внезапная кардиальная смерть» от ишемической болезни сердца является главной причиной смерти спортсменов старше 30 лет и чаще всего происходит в таких видах спорта как бег, велогонки, триатлон и других, связанных с интенсивной динамической нагрузкой (Pedoe D.T., 2000).
Есть ли у вас HCOM (гипертрофическая обструктивная кардиомиопатия)? Есть ли у вас признаки «ишемической болезни сердца»? При «текущем» осмотре и ЭКГ «в покое» отклонения могут бытьобнаружены не более чем в 75% случаев. Золотой стандарт для диагностики - сердечная эхограмма или эхокардиограмма, ультразвуковое диагностическое исследование сердца в комплексе с электрокардиографией «под нагрузкой». И это то, что мы используем для
обследования спортсменов марафонцев в первую очередь.

Последние исследования на эту тему можно прочитать здесь (Google Translate поможет):

Мы разработали программу специально для спортсменов, выступающих в видах спорта «на
выносливость», которая позволяет выявить большинство факторов риска во время нагрузочного тестирования и многоуровневого лабораторного скрининга. Также программа помогает выявить и скорректировать факторы «лимитирующие» возможности спортсмена для достижения максимального результата, а также определить целевые тренировочные зоны в условиях, максимально приближенных к реальным.

Программа спортивного обследования:

  • Первичный осмотр и предварительная беседа с персональным врачом спортивной медицины;
  • Лабораторный и биохимический анализ крови;
  • Антропометрия и анализ состава тела;
  • Оценка осанки с помощью автоматизированной системы (Diers, «Метос ТОДП»)
  • ЭКГ в состоянии покоя;
  • Эхо-кардиография для выявления HCOM, как фактора риска внезапной смерти, и других патологических изменений сердца;
  • Тест для определения МПК и вентиляционных порогов. Проводится одновременно с кардиологическим стресс-тестом.
  • Консультация с врачом кардиологом
  • Заключительный брифинг, в котором обсуждаются и объясняются все результаты обследования, даются рекомендации и при необходимости направления на дополнительные обследования.

Как проходит

  • В день теста вы приходите в Клинику голодным, так как необходимо сдать большое количество точных анализов. После забора крови вы можете перекусить, однако, не стоит слишком усердствовать в этом, так как основная часть теста еще впереди.
  • После легкого завтрака, вам выполнят УЗИ сердца, а также ЭКГ. Результаты этих исследований обязательно проверяет врач-кардиолог, который и дает допуск к основному мероприятию - беговому тесту с возрастающей нагрузкой для опеределения ПАНО и МПК.
  • В случае выявления серьезных противопоказаний - в проведении теста может быть отказано по соображениям Вашей безопасности.
  • Если все в порядке - вас проводят в комнату, чтобы вы могли переодеться в удобную одежду и обувь.
  • Затем проводится биоимпендансометрия и оценка осанки
  • Далее, спортивный врач проводит вас к беговой дорожке и наденет все необходимые датчики и стерильную маску для газоанализа. Помните, иногда, для лучшей фиксации датчиков приходится брить места крепления электродов.
  • Тест начинается по сигналу спортивного врача со скорости 4 км/ч и уклона 1%.
  • Скорость дорожки будет постепенно возрастать, а уклон будет оставаться прежним.
  • Тест будет продолжен до того момента, пока вы сами не остановите его, жестом указав, что больше не в силах бежать.
  • Это тест на максимально переносимую нагрузку, поэтому серьезно отнеситесь к подготовке, мотивации и экипировке.
  • Если доктора заметят любую неблагоприятную реакцию вашего тела на нагрузку (например, экстрасистолию) тест также будет остановлен.
  • Во время бега с определенной периодичностью производится забор крови из пальца для определения лактата.
  • После того, как тест остановлен, у вас есть еще 5-10 минут для восстановления.
  • Метод оценки функционального состояния различных суставов с помощью системы Motion Analisys - отделение функциональной реабилитации единственное в стране обладает уникальным комплексом видеоанализа движения, позволяющим диагностировать нарушения функции различных суставов, исправлять ложные стереотипы движения и более четко контролировать спортивные результаты, здесь вы можете с максимальной степенью точности решить вопрос о необходимости хирургических вмешательств на суставах, когда мнения специалистов не совпадают.

    Для того, чтобы выбрать адекватный ритм и режим физической нагрузки необходимо оценить уровень базовой физической подготовки . Грамотно это может сделать только спортивный врач, в руках которого имеются специальные методики и инструменты. Проведя обследование, спортивный врач разработает индивидуальную программу подготовки, в результате которой Вы, минуя ненужный стресс, приобретете отменную форму и физические качества чемпиона (ну, или почти чемпиона). Оценка уровня физической подготовки включает в себя оценку следующих показателей:

    В узком понимании антропометрия - это привычное измерение роста и веса. В нашем же случае специалисты, прежде всего, определяют соотношение жировой и мышечной массы. Интерпретируя эти данные, спортивный врач может объяснить, в чем причина отсутствия роста показателей спортсмена, либо плохого самочувствия любителя. Если соотношение жировой и мышечной массы не соответствует норме, специалист отделения сумеет выявить причину этого нарушения. Что лежит в основе - слабая физическая подготовка, либо перетренировка? Ведь в результате перетренировки мышечная ткань (а не жир) начинает использоваться организмом, как источник энергии. В итоге - жир накапливается, количество мышечной массы снижается.
    Так что, возможно, Вам будет достаточно просто снизить нагрузки, и все встанет на свои места!

    Оценка гематологических факторов
    Гематологические факторы - это различные показатели крови. То есть: ферменты, гормоны, иммунологические показатели и все то, что помогает нам разобраться в ответе организма на предлагаемую нагрузку.

    Как скоро восстанавливается организм спортсмена после стресса, по какой причине нет прироста физических показателей - ответы на все эти вопросы врач даст, после того, как проанализирует Ваши гематологические показатели .
    Так, например, оценив костный обмен, специалист сможет объяснить, какого рода нагрузки оптимальны на данном этапе процесса тренировки, и какая коррекция микроэлементов вам необходима. То есть подскажет, что из продуктов желательно включить в рацион и какие биоактивные добавки необходимо применить, дабы избежать ненужных травм. Профессиональным же спортсменам, оценка гематологических показателей поможет, как можно дольше оставаться на пике спортивной формы.


    Оценка функционального состояния


    Данные исследования контролируются при проведении нагрузочных тестов. Такое сочетание показателей, как максимальное потребление кислорода, уровень лактата крови, ЭКГ критерии и УЗИ сердца в условиях дозированной физической нагрузки на сегодняшний день доступно только в нашем отделение. На основании данных тестирования Вы получите индивидуальную программу с детальными рекомендациями по характеру, длительности и интенсивности тренировок.
    То есть представьте себе, что Вы пытаетесь перескочить через четыре ступени, шагая к светлым вершинам здоровья. Каковы могут быть последствия? Мы же предлагаем соизмерять свой шаг, поднимаясь вверх без стрессов и ненужных проблем.

    Исследование силы мышц и гибкости позвоночника

    Уникальные системы Contrex, Tergumed 3D и Biodex позволяют нам учесть степень подготовленности мышц ваших конечностей и спины. При разработке программы тренировки спортсмену со слабыми мышцами спины нет смысла предлагать барьерную прыжковую тренировку, скоростно-силовую работу, которая приведет к появлению болей в спине и изнашиванию межпозвоночных дисков. И как результат - образование межпозвонковых грыж. А если у такого спортсмена наблюдается дисбаланс сгибателей и разгибателей мышц бедра, то это может свидетельствовать о повреждении коленного сустава.

    Метод генотипирования - это отличная возможность объективно идентифицировать лучшие качества, необходимые для занятий тем, или иным видом спорта, а так же дать эффективный прогноз в отношении спортивного долголетия.
    Кто вы? Нападающий или защитник, спринтер или стайер? В каком спортивном амплуа будет наиболее успешен Ваш ребенок? На формировании, каких физических особенностей следует акцентировать внимание? Ведь понятно, что развитие несуществующих качеств, помимо травм психологических, несет за собой риск соматических заболеваний. А потому, на ранней стадии подготовки спортсмена, когда еще не поздно изменить его пристрастия, необходимо объективно оценить возможности и дать соответствующие рекомендации по выбору вида спорта. Известно, что наличие скоростных качеств у спортсмена определяется не только количеством мышечной массы. Важнейшим моментом является соотношением быстрых и медленных волокон.

    Так, например, если пытаться только путем увеличения объема мускулатуры, повысить результаты спринтера, получая в итоге минимальный эффект - проблема именно в том, что у данного бегуна преобладают медленные волокна. К сожалению, указанное соотношение обусловлено генетически, следовательно, изменить в этом плане ничего нельзя. Можно только приспособиться и использовать заложенные природой качества себе во благо.
    Генетически заложены такие способности, как выносливость, и даже существует ген спортивного долголетия!

    Выявить тот или иной генотип довольно просто - достаточно исследовать в качестве материала кровь или мазок со слизистой оболочки рта. Опытные специалисты нашего отделения интерпретируют результат - и ответ готов!
    В итоге, Вам будет проще определиться в выборе правильного спортивного пути!


    Спортивное офтальмологическое исследование

    А знаете ли вы, что спортивные травмы, это отнюдь не всегда вывихи, переломы или разрывы связок и мышц, в современной жизни все больше и больше спортсменов получают травмы связанные, к примеру, со зрением.
    В нашем центре мы оцениваем риски развития осложнений и выявляем противопоказания к занятиям различными видами спорта.
    При выявлении различных офтальмологических спортивных патологий в нашем центре проводится специализированное лечение на современном высококачественном оборудовании в амбулаторных условиях, включая такие методы лечения, как профилактическая лазеркоагуляция сетчатки при разрывах и дистрофиях сетчатки, лазерное лечение глаукомы, стимуляция посттравматических изменений зрительного нерва и пр.
    Все эти обследования обязательно включены в «углубленное медицинское обследование» (УМО), которое, помимо осмотров врачей-специалистов, терапевта, врача спортивной медицины, включает полное кардиологическое обследование, нагрузочный тест, анализы крови и многое другое.
    По результатам УМО наши специалисты порекомендуют родителям те виды спорта в которых, подрастающие спортсмены смогут показать оптимальный результат, оценят степень подготовки опытного мастера, разработают необходимые на данном этапе систему тренировок и характер специального питания.

    А если спорт для вас это только приятное время препровождение, то наше углубленное медицинское обследование поможет Вам, оценив уровень вашего физического состояния и здоровья, тренироваться эффективно и с удовольствием.

    Спортивная психодиагностика – раздел психологии спорта, основной целью которого является измерение и контроль психических особенностей спортсменов, ориентированные на решение текущих прикладных задач. (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. – М., 1987.)

    Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов.

    Теория психодиагностических измерений

    Тестирование – специфический метод измерения индивидуально-психологических различий.

    Метод тестов возник в конце XIX в. С самого начала он мыслился как разновидность экспериментального подхода к характеристике психических процессов и особенностей личности с помощью объективных измерений. Эксперимент в этом случае носит испытательный и измерительный характер: направлен на выяснение не только наличия, но и уровня того или иного психического свойства. Тесты перед применением на практике необходимо освидетельствовать по степени соответствия, согласно следующим требованиям психометрии: надежность; валидность; стандартизация; практичность; прогностическая ценность. Только в этом случае могут быть получены адекватные количественные оценки, отражающие психические особенности спортсменов.

    Надежность

    Результаты психодиагностических измерений всегда содержат ошибки, которые могут быть существенными или ничтожными. В процессе психодиагностики, как при любом измерении, возникают три основных класса ошибок:

    1. промахи – следствие грубых нарушений процедуры измерения; они могут быть легко выявлены и устранены путем отбрасывания значений, резко отклоняющихся от нормы;
    2. систематические ошибки могут оставаться постоянными или закономерно меняться от измерения к измерению; в силу этих особенностей они могут быть предсказаны заранее; к этой группе относятся ошибки, возникающие в связи с использованием различных методов сбора данных;
    3. случайные ошибки встречаются, когда при последовательных измерениях постоянной характеристики получаются различные числовые оценки (когда измеряемая характеристика не изменяется во времени, а все отклонения обусловлены неточностью измерений).

    В практике при оценке надежности измерений используются три основных метода.

    1. Повторное измерение

    Один из основных способов измерения надежности – повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же методом через определенный интервал времени и при одинаковых условиях. При использовании метода повторного тестирования получают оценку степени устойчивости тестовых результатов во времени.

    2. Параллельное измерение

    В этом случае повторное измерение происходит с помощью параллельных или эквивалентных тестов, т.е. тех, которые измеряют одно и то же свойство психики с одинаковой ошибкой (оценки зависят только от степени выраженности исследуемого свойства психики у спортсмена, а не от формы параллельного теста).

    Высокие значения корреляции между параллельными тестами указывают на надежность этих тестов и на эквивалентность их содержания.

    3. Расщепление

    Этот метод является как бы развитием метода параллельного тестирования Он основан на допущении параллельности не только отдельных форм теста, но и отдельных заданий внутри одного теста. При использовании этого метода тест разбивается на отдельные задания или группы заданий.

    В результате можно получить коэффициент внутренней согласованности теста. Согласованность теста – обязательное условие для однозначной трактовки результатов измерения: в случае негомогенного (несогласованного) теста одни и те же оценки у разных испытуемых допускают различное объяснение.

    Валидность

    Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то психическое качество (свойство, способность, характеристику и т.д.), для оценки которого предназначен. Тесты, не обладающие валидностью, не пригодны для практического использования.

    В современной психодиагностике выделяют четыре вида валидности.

    Тест является валидным по отношению к мнению специалистов. Для определения содержательной валидности используются экспертные методы. Объектом экспертизы является содержание теста.

    2. Очевидная валидностъ

    Валидность с точки зрения испытуемых, которая означает впечатление о предмете измерения, имеет большое значение, так как именно она в первую очередь определяет отношение испытуемого к обследованию.

    3. Эмпирическая валидностъ

    Тест может служить индикатором (или предсказателем) строго определенной психической особенности или формы поведения человека. Для измерения эмпирической валидности теста определяется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием. Основным является вопрос о выборе критерия. Условно выделяют три группы критериев:

    1. экспертная производит независимое измерение свойств психики спортсмена и дает ему оценку. Роль экспертов выполняют тренеры. Однако, как показали специальные исследования, экспертные оценки тренеров имеют низкую валидность и надежность. В связи с этим экспертные критерии валидности используются редко, преимущественно в тех случаях, когда невозможно или чрезвычайно трудно использовать в качестве внешнего критерия обычные количественные методы измерения;
    2. экспериментальная использует в качестве критерия валидности результаты одновременного и независимого тестирования испытуемых другим тестом, измеряющим то же свойство личности, что и первый тест;
    3. жизненная – это характеристика реального поведения, которое на основе существующих психологических теорий считается связанным с измеряемым свойством. Например, для тестов психомоторных способностей используются показатели успешности спортивной деятельности.

    4. Концептуальная валидность

    Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу валидизируемого теста. Проверка концептуальной валидности теста проходит три основных этапа:

    1. определяется некоторая теоретическая концепция, которая объясняет выполнение валидизируемого теста;
    2. из теоретической концепции выводят одну или несколько гипотез, связанных с валидизируемым тестом;
    3. проводится эмпирическая проверка выдвинутых гипотез.

    Стандартизация

    Она представляет собой линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого заключается в замене исходных оценок новыми, облегчающими понимание и интерпретацию тестовых результатов. Чаще всего используются два вида преобразования оценок:

    1. приведение их к центронормированному виду;
    2. дискретизация.

    Таким образом, еще перед использованием результаты психодиагностических измерений приводят к стандартной форме (трансформация в единый масштаб) и дискретизируют (по определенной шкале, обычно в 10 баллов), соотнося полученный результат с высоким, средним и низким уровнем выраженности анализируемых качеств. Эти два вида преобразований представляют собой последовательность шагов, позволяющих придать результатам измерений вид, удобный для осмысления, интерпретации и практического использования.

    Практичность

    К тестам предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны быть просты, экономичны, эффективны. Для проведения многих тестов не требуется предварительной специальной подготовки и обучения испытуемых; тесты экономичны соответственно со стоимостью аппаратуры и используемых материалов; а для проведения обследования и обработки результатов требуется относительно мало времени и ограниченное количество персонала.

    Диагностические задачи

    Психологическая диагностика - это наука о способах познания и измерения психологических особенностей человека (интеллекта, свойств личности, поведения).

    Любое психодиагностическое исследование начинается с постановки диагностических задач, которые формулируются при ознакомлении психолога с проблемами клиента или при запросе на конкретное обследование. Например, проблема конфликта между игроками спортивной команды ставит диагностические задачи: определить статус игроков, их роли, отношение к конфликтной ситуации и др. Запрос тренера - оценка спортивно важных качеств - определяет диагностические задачи: оценки волевых качеств, психомоторных функций, МЗС.

    Диагностическая задача - это система конкретных требований к решению сформулированной проблемы (например, получению нового знания, выявлению системы факторов и их взаимосвязи, получению целостной картины изучаемого психического явления, определению индивидуальных особенностей клиента) .

    Диагностические задачи психологического исследования в физической культуре и спорте - это те психические явления, которые необходимо измерить и оценить у участников спортивно-физкультурной деятельности, тренеров и других заинтересованных лиц, для решения научно-исследовательских и практических задач психологической помощи.

    Среди задач спортивной психодиагностики выделяют общие - определяемые вопросами понимания необходимости конструирования и использования тех или иных диагностических инструментов, и специфические - определяемые особенностями спортивной деятельности. Известны две классификации общих диагностических задач. В первой психодиагностические задачи подразделяются в зависимости от анализа ситуации диагностики, запроса клиента и адресата заключения (табл. 12.1).

    Таблица 12.1

    Общие психодиагностические задачи (по А. А. Бодалеву и В. В. Столину)

    Диагностическая

    Психологический запрос

    Условия работы

    Заключение

    психолога

    Заказчиком или заинтересованным лицом выступает сам обследуемый

    Активное сотрудничество, четкое выполнение инструкций, отсутствие сознательной фальсификации

    Составление заключение непосредственно для клиента, соблюдение полной конфиденциальности

    Экспертиза

    диагностом

    испытуемого

    Заказчиком выступает не обследуемый

    Сопротивление вплоть до саботажа, симуляции; предъявление к инструментарию диагностики более жестких требований

    Составление заключения для другого специалиста

    Второй вариант классификации общих психодиагностических задач основан на том, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста за корректность данных и рекомендации (табл. 12.2).

    Таблица 12.2

    Классификация задач психодиагностики в зависимости от ответственности диагноста и сферы применения результатов

    Применение результатов диагностики

    Ответствен ность психодиагноста

    Требования к методам диагностики

    Используются специалистом -смежн и ком для постановки непсихологического диагноза или формул и ро Bai I и я ад м ини- стративного решения

    Несет ответственность

    не за общее решение, а только

    Используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза

    Обеспечение долгосрочного прогноза, стандартизированные методы, соотнесение с «нормой», типологии

    Используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза и работы с клиентом

    Несет полную ответственность за корректность данных, за этические аспекты заключения, за корректность использования заключения

    Гибкость и удобство применения методов, сохранение точности прогноза даже без обязательной стандартизации

    В качество специфических психодиагностических задач специалисты выделяют три основных направления:

    • - спортивная ориентация;
    • - психологическое сопровождение;
    • - психологический отбор.

    Спортивная ориентация предполагает выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься спортсмену-новичку (ребенку или подростку). Часто детей в спортивные секции приводят родители, совершенно не учитывая требований, которые предъявляет конкретный вид спорта к способностям ребенка. В таких ситуациях велик риск разочарования, поскольку юному спортсмену тяжело добиваться высоких результатов в неподходящем для него виде спорта.

    Психодиагностика в рамках психологического сопровождения спортсмена (психологического консультирования, обучения, секундирования и т.д.) выступает как необходимый инструмент работы спортивного психолога: например, определение уровня развития спортивно важных качеств на каждом этапе спортивной карьеры и подбор, в связи с этим, наиболее подходящих методов психологической подготовки; или - контроль эффективности психологического воздействия на спортсмена, оценка актуального ПС и др. Волнение перед стартом - «предстартовый мандраж», ошибки в исполнении технических элементов, конфликты с тренером или партнерами по команде - лишь небольшой перечень трудностей, с которыми спортсмен может обратиться к психологу. При этом в процессе психодиагностического исследования необходимо выяснить, действительно ли эти проблемы волнуют спортсмена, обосновано ли волнение спортсмена, какие способы решения можно выработать со спортсменом и т.д. Важно, чтобы психодиагностическое обследование не было длительным и приносило максимально эффективный результат - спортсмены очень требовательны в вопросах траты своего времени и ждут конкретных рекомендаций.

    Психологический отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации необходим для включения их, например, в национальную олимпийскую сборную, олимпийский резерв, сборную команду региона России, сборную команду района или города. Также к этой группе задач относится работа совместно с тренером-селекционером по отбору из команд лиг более низкого уровня именно тех спортсменов, которые по своим психическим, физиологическим и физическим качествам претендуют на роль игрока (спортсмена) более высокой лиги. Подобные мероприятия могут осуществляться при переходе спортсмена из детской команды в юношескую, затем в молодежную и во взрослую команду, а также при ротации спортсменов в командах разного уровня (главная команда, дублирующий состав, фарм-команда или подготовительная группа) одного спортивного клуба. При этом вопросы отбора связаны с решением особых задач диагностики (табл. 12.3).

    Таблица 123

    Задачи диагностики в ситуациях психологического отбора спортсменов

    Причина постановки

    Реализация

    Составление пси- хоспортограммы для отдельного вида спорта

    Появление новых или развитие имеющихся видов спорта (коммерциализация, модификация правил, изменение системы спортивной подготовки)

    Определение модельных характеристик спортивной деятельности со своими требованиями к психологической структуре личности и психологическим качествам спортсмена

    Составление долгосрочных прогнозов поведения с целью грамотного планирования и организации спортивных мероприятий

    Запрос со стороны спортивных менеджеров (управляющие спортивным клубом, менеджеры спортивных федераций)

    Прогнозирование деятельности спортсмена, команды, тренера, поведения зрителей, фанатов и других потребителей спортивного продукта (спортивных мероприятий)

    Повышение эффективности отбора

    Модификация методов оценки с целью повышения точности прогноза и снижения затрат

    Работа диагноста в специальных условиях: за несколько минут или секунд до старта, во время выполнения упражнений - моделирование спортивной деятельности

    • См.: Бодалев Л. Л., Столиц В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2003.