Домашние химические опыты для детей. Программа внеурочной деятельности "химия для самых маленьких" Вулкан из соды

Транскрипт

1 Департамент образования города Москвы ГБОУ Гимназия 1504 Программа дополнительного образования «Химия для самых маленьких» Вводный уровень Направленность: естественно научная Тип программы: модифицированная Возраст детей: 7 10 лет Срок освоения: 1 месяц Автор программы: Магомедова Л. Ф., преподаватель химии год

2 I. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающегося 2-4 классов. Программа является модифицированной, на основе программы Тебиевой Е.А. Химия для малышей / Химия в школе 5, 2008, рассчитана на 12 ч. Программа имеет естественно научную направленность. Содержание программы знакомит учащегося со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как вводный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне. Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания. Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д. При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования. Сбор данных, их обработка, приёмы некоторых лабораторных работ, презентации осуществляются с помощью оборудования производимого компанией PASCO. Цели дополнительной образовательной программы: развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся. Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен знать состав и свойства веществ и предметов, окружающие его в повседневной жизни, уметь: проводить химический эксперимент; соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории; готовить растворы, проводить простейший анализ. Формами контроля усвоения материала являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайдпрезентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной программой. Обучающийся

3 выполняет задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с учителем. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Обучающийся включен в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Планируется представление работ в учебной деятельности при изучении соответствующих тем, использовать материалы при проведении внеклассных мероприятий. Срок реализации программы: 1 месяц. Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов). II. Учебно тематический план Наименование темы Всего Теоретические Практические п/п часов занятия занятия 1 Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии Качественные реакции в химии Химия и география Химия и физика Химия и биология Химия в быту Итого:

4 III. Содержание программы Тема 1. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии (2 ч). Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Вода, её свойства. Способы очистки в быту и её обеззараживание в туристическом походе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Бумажная хроматография Практическая работа. Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.. Определение пригодности воды для питья (прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Разделение смесей. Разделение смесей с помощью бумажной хроматографии. Тема 2. Качественные реакции в химии (2 ч) Физические явления и химические реакции. Качественные реакции. Индикаторы. История открытия Практическая работа. Получение и распознавание кислорода. Получение и распознавание углекислого газа. Распознавание известковой воды. Получение индикаторов из краснокочанной капусты, свёклы, фурацилина, вишни, чёрной смородины, лепестков фиалок, куркумы. Испытание индикаторами различных сред: лимонада, минеральной воды, растворов стирального порошка, мыла, средств для мытья посуды. Тема 3. Химия и география (2 ч) Земная кора. Минералы. Горные породы. Неорганические и органические осадочные породы. Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекциями минералов и горных пород. Практическая работа. Ознакомление с полудрагоценными и поделочными камнями, создание презентаций. Тема 4. Химия и физика (2 ч) Агрегатные состояния веществ. Три агрегатных состояния на примере воды. Жидкие вещества. Физические явления. Магнитные поля. Изучение атмосферного давления. Кипение воды. Газообразные вещества. Атмосферное давление. Свойства газов. Магнитные поля. Лабораторные опыты. Наблюдение броуновского движения частиц туши в воде. Изучение магнитных полей, образуемых магнитами разной формы.

5 Тема 5.Химия и биология (2 ч) Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Витамины: А,В,С,Д, их значение. Практические работы Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение витамина С Тема 6. Химия в быту (2 ч) Адсорбция. Экстракция. Очистка воздуха. Практическая работа. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды. IV. Требования к знаниям и умениям обучающихся Знать нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды; нахождение в продуктах воды, понятия «хромотография», «индикатор»; состав и свойства органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов; значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище; технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии. Уметь обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы очистки питьевой воды, готовить растворы, разделять смеси с помощью хромотографии, испытывать различные растворы индикаторами, изготавливать индикаторы из растений; обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания; выращивать кристаллы солей, проводить прохладительных напитков; обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять их роль; использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности, выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.

6 V. Литература: 1. Ван Клив Дж. «200 экспериментов»/ Пер. с англ. М., «Джон Уайли энд Санз», Тебиева Е.А. Химия для малышей / Химия в школе 5, Макеев А.Ф., Осогосток Д.Н., Тюменцева Т.С./ Валеология в преподавании химии в школах Севера.- Якутск, Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. Тюмень, ТОГИРРО, Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. М.: Дет. лит., Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П. Лемени Македона. М.: Эксмо, Здоровье в доме в вопросах и ответах 11, 2012


Рабочая программа внеурочной деятельности «Шаги к олимпиаде по химии» по направлению химия Класс 7а Учитель: Оболашвили Елена Сергеевна Квалификационная категория высшая Санкт-Петербург 2017 Пояснительная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА ИМЕНИ АКАДЕМИКА СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА КОРОЛЁВА» РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения естественнонаучных

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шаги к олимпиаде по химии» по направлению химия Класс 7б Учитель: Оболашвили Елена Сергеевна Квалификационная категория высшая Санкт-Петербург 2017 Пояснительная

Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Актобе Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год Предмет: химия Класс: 7 Язык обучения: русский Год обучения: 2017-2018

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 2018 «СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол 2018 «УТВЕРЖДЕНО»

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 538 с углубленным изучением информационных технологий Кировского района Санкт Петербурга «СОГЛАСОВАНО» 2010г. МО учителей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Химия без формул» Направленность: естественнонаучная Уровень программы - ознакомительный Возраст обучающихся - 10-13 лет Срок реализации

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» в 7 классе Рабочая программа обеспечивает достижение следующих результатов изучения химии в 7 классе на базовом уровне: Личностные: У обучающегося

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы "Школа 354 им. Д.М.Карбышева" ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предметная область: естественнонаучная,

Пояснительная записка Сведения о программе Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Химическая мозаика» автора Г.А. Шипарёвой. Данная программа напечатана в сборнике «Программы.

1 Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов МОУ «ООШ с.клевенка». Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся: 5-6 классы 10 часов, теоретическо-практическая часть

Пояснительная записка Рабочая программа кружка "Юный химик" для 8 класса разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования. Общая характеристика Знания, получаемые в школе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2030» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа 2030 /Н.П.Рябкова / Приказ от 2017 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа соответствует государственным образовательным стандартам, учебному плану, целям и задачам основной образовательной программе гимназии 1. Общая характеристика курса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Кяхтинская средняя общеобразовательная школа» Практические работы по химии 8 класс (34 часа) Халимова Наталья Николаевна Усть-Кяхта 2017 Программа

МАОУ «Юговская средняя школа» Рабочая программа по химии 7 класс учитель: Мартынов А.В. 2016 г Дата п/п Тема урока 1 Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вводный инструктаж по ТБ. 2 Методы изучения

МАОУ «Гимназия 3» Рабочая программа «Мы - исследователи» 4 класс Согласовано Методический совет Протокол 1 От 26.08.2016 Утверждено Педагогическим советом Протокол 281 От 29.08.2016 Рабочая программа по

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 4 имени А.Н.Кесаева» (ГБОУ СОШ 4 имени А.Н.Кесаева) Согласовано: Заместитель директора по УВР

Рабочая программа «Химические почемучки». Пояснительная записка. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по

Рабочая программа учебного предмета по химии для 7 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Минобрнауки РФ 7 декабря

Кружок по химии «Исследователи». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Школа призвана воспитывать деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе. Решение

Аннотация рабочих программ по химии (10-11 классы) Составитель:Беззубова Т.А. Рабочие программы по химии для 10-11-х классов разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта основного

Пояснительная записка Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами и инструктивно- методическими документами: 1. Федеральный компонент государственного

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга РАЗРАБОТАНО И ПРИНЯТО

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по химии составлена на основании «Учебной программы для классов углублённой социальной и профессиональной подготовки I отделения вспомогательной школы»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Для облегчения изучения химии в 8 классе надо организовать раннее изучение основ химии, в частности.химического эксперимента. Так как дети сталкиваются с химическими объектами

Пояснительная записка При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов: Федеральный закон 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Приказом

Пояснительная записка. Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельный подход в обучении. Необходимость

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОРЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» «Согласовано» «Утверждаю» заместитель директора директор МОУ «Новоржевская по воспитательной работе средняя школа» МОУ «Новоржевская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» с изменениями от 16.12.2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «химия» 8-9 класс (ФК ГОС) 1.Требования к уровню

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ДЕКАБРИСТА М.М.СПИРИДОВА РАССМОТРЕНО: на заседании педсовета 1 30 августа 2018 г. АДАПТИРОВАННАЯ

Пояснительная записка 6-7 класс В настоящее время в век развития экономики, компьютеризации, химия перешла в разряд не престижных наук. Тем не менее, всем известно, что химия один из самых трудоемких учебных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ 67 Рассмотрено на методическом объединении учителей дисциплин естественно-научного цикла 20 г. Протокол Согласовано на педагогическом

Департамент Образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1529 имени А.С.Грибоедова» здание 3 I-II вида РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 135 ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП ООО МАОУ ЛИЦЕЯ 135 Приказ 186 от 26.03.2017 г. Рабочая программа учебного предмета Химия вокруг нас Уровень основное общее

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Химии» для 8 класса на 2016/2017 учебный

1 Содержание: 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.3 2.Содержание учебного предмета... 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы... 1.Планируемые

Тема: Чистые вещества и смеси. Цель урока: развитие химической грамотности и расширение кругозора учащихся в ходе изучения чистых веществ, смесей и способов разделения смесей. Задачи: - организовать изучение

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа

Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса «Физика Химия» (Химия) 6класс» (1 час в неделю в течение года, 34 часа) а Дата проведения Тема а Тип а Элементы содержания Основные средства

Департамент образования города Москвы Государственное автономное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1518» Принята на заседании «Утверждаю» методического совета Директор ГАОУ «Гимназия

1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по химии для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Трудфронтская средняя общеобразовательная школа» Икрянинского района Астраханской области РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей от 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка «Занимательная химия» имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса является авторской 2016 г., составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года,

Друзья, добрый день! Согласитесь, как же порой интересно удивлять наших крох! У них такая потешная реакция на . Она показывает, что они готовы учиться, готовы усваивать новый материал. Весь мир открывается в этот миг перед ними и для них! И мы, родители, выступаем в роли настоящих волшебников с шляпой, из которой «вытаскиваем» что-то потрясающе интересное, новое и очень важное!

Что мы сегодня достанем из «волшебной» шляпы? У нас там 25 экспериментальных опытов для детей и взрослых . Они будут подготовлены для малышей разного возраста, чтобы их заинтересовать и привлечь к процессу. Некоторые можно проводить безо всякой подготовки, при помощи сподручных средств, что у каждого из нас дома есть. Для других мы с вами прикупим некоторые материалы, чтобы у нас все гладко получилось. Ну что? Пожелаю всем нам удачи и вперед!

Сегодня будет настоящий праздник! И в программе у нас:


Так давайте украсим праздник, подготовив эксперимент на день рождения , Новый год, 8 марта и т.д.

Ледовые мыльные пузыри

Как вы думаете, что будет, если простые пузыри, которые кроха в 4 года так любит надувать, бегать за ними и лопать их, надуть на морозе. А вернее, прямо в снежный сугроб.

Даю подсказку:

  • они сразу лопнут!
  • взлетят и улетят!
  • замерзнут!

Чтобы вы ни выбрали, говорю сразу, это вас удивит! А представляете, что будет с маленьким?!

А вот в замедленной съемке – это прямо сказка!

Усложняю вопрос. А можно ли повторить опыт летом, с тем, чтобы получить аналогичный вариант?

Выбирайте ответы:

  • Да. Но нужен лед из холодильника.

Знаете, хоть мне так хочется вам рассказать все, но именно про это я и не сделаю! Пусть и для ваc будет хоть один сюрприз!

Бумага против воды

Нас ждет настоящий эксперимент . Неужели возможно, чтобы бумага победила воду? Это вызов всем, кто играет в «Камень-ножницы-бумага»!

Что нам понадобится:

  • Лист бумаги;
  • Вода в стакане.

Накройте стакан. Хорошо бы, если бы его края были немного влажные, тогда бумага прилипнет. Аккуратно переверните стакан… Вода не протекает!

Надуем шарики не дыша?

Мы уже проводили химические детские опыты. Помните, там самым первым для совсем маленьких крох был номер с уксусом и содой. Так вот, продолжаем! И используем энергию, а вернее, воздух, что высвобождается при реакции в мирно-надувательных целях.

Ингредиенты:

  • Сода;
  • Бутылка пластиковая;
  • Уксус;
  • Шарик.

В бутылку засыпать соду и залить уксусом на 1/3. Взболтать слегка и быстро на горлышко натянуть шарик. Когда он надуется, перевязать и снять с бутылки.

Такой опыт маленький сможет показать даже в детском саду .

Дождь из тучки

Нам нужно:

  • Банка с водой;
  • Пена для бритья;
  • Пищевой краситель (любого цвета, можно несколько цветов).

Делаем тучку из пены. Большую и красивую тучу! Поручите это самому лучшему тучкоделателю, вашему ребенку 5 лет . Уж он-то точно сделает ее настоящей!

автор фото

Осталось только распределить краситель по тучке, и… кап-кап! Пошел дождь!

Радуга


Возможно, физика ребятишкам еще неизвестна. Но после того, как они сделают Радугу, точно полюбят эту науку!

  • Глубокую прозрачную емкость с водой;
  • Зеркало;
  • Фонарь;
  • Бумагу.

На дно емкости помещаем зеркало. Под небольшим углом светим на зеркало фонариком. Осталось на бумагу поймать Радугу.

Еще проще — использовать диск и фонарик.

Кристаллы


Есть подобная, только уже готовая игра. Но наш опыт интересный тем, что мы сами, с самого начала вырастим кристаллы из соли в воде. Для этого возьмем нитку или проволоку. И подержим ее несколько дней в такой соленой воде, где соль уже не может раствориться, а накапливается слоем на проволоке.

Можно вырастить из сахара

Лавовая банка

Если в банку с водой добавить масло, оно все соберется сверху. Его можно подкрасить пищевым красителем. Но вот, чтобы яркое масло опустилось на дно, нужно поверх его насыпать соль. Тогда масло осядет. Но не надолго. Соль будет постепенно растворяться и «отпускать» красивые капельки масла. Цветное масло поднимается постепенно, словно внутри банки происходит загадочное бурление вулкана.

Извержение вулкана

Для карапузов 7 лет будет очень интересно что-то взорвать, снести, разрушить. Одним словом, настоящая стихия – это для них. а потому создаем настоящий, взрывающийся вулкан!

Из пластилина лепим или из картона мастерим «гору». Внутри ее помещаем баночку. Да так, чтобы ее горлышко подходило к «кратеру». Заполняем баночку соду, краситель, теплую воду и… уксус. И все начнет «взрываться, лава устремится вверх и затопит все вокруг!

Дырка в пакете – не беда

Именно в этом убеждает книга научных опытов для детей и взрослых Дмитрия Мохова «Простая наука». А проверить это утверждение мы сможем сами! Сначала наберем в пакет воды. а потом проткнем его. Но то, чем проткнули (карандаш, зубочистку или булавку) не будем убирать. Много ли воды у нас вытечет? Проверяем!

Вода, что не проливается


Только такую воду нужно еще изготовить.

Берем воду, краску и крахмал (столько, сколько и воды) и смешиваем. В итоге – обычная вода. Только пролить ее не получится!

«Скользкое» яйцо

Чтобы яйцо действительно пролезло в горлышко бутылки, стоит поджечь бумажку и бросить ее в бутылку. А отверстие прикрыть яйцом. Когда огонь потушится, яйцо проскользнет внутрь.

Снег летом


Этот трюк особенно интересно повторить в теплое время года. Содержимое подгузников вытащить и намочить водой. Все! Снег готов! Сейчас такой снег легко найти в магазине в детских игрушках. Спросите у продавца искусственный снег. И не нужно портить подгузники.

Движущиеся змеи

Для изготовление движущейся фигуры нам понадобится:

  • Песок;
  • Спирт;
  • Сахар;
  • Сода;
  • Огонь.

На горку песка налить спирт и дать пропитаться. Потом насыпать сверху сахар и соду, и поджечь! Ох, какой же веселый этот эксперимент! Деткам и взрослым понравится, что вытворяет ожившая змея!

Конечно, это для детей постарше. Да и выглядит довольно страшно!

Поезд из батарейки


Медная проволока, которую мы скрутим ровной спиралью, станет у нас тоннелем. Как? Соединим ее края, образуя круглый тоннель. Но до этого «запускаем» внутрь батарейку, только крепим к ее краям неодимовые магниты. И считайте, что изобрели вечный двигатель! Паровоз сам поехал.

Качели из свечи


Чтобы зажечь оба края свечи, нужно очистить низ ее до фитиля от воска. Нагреть над огнем иглу и проткнуть ею свечу посередине. Положить свечу на 2 бокала, чтобы она опиралась на иголку. Поджечь края и слегка качнуть. Дальше сама свеча будет раскачиваться.

Паста для зубов слона


Слону нужно все большое и много. Делаем! Растворяем марганцовку в воде. Добавляем жидкое мыло. Последний ингредиент – перекись водорода – превращает нашу смесь в гигантскую слоновью пасту!

Поим свечу


Для большего эффекта воду окрашиваем в яркий цвет. Ставим посередине блюдечка свечу. Поджигаем ее и накрываем прозрачной емкостью. Наливаем воду в блюдечко. Сначала вода будет вокруг емкости, но потом вся пропитается внутрь, к свече.
Сжигается кислород, давление внутри стакана снижается и

Настоящий хамелеон


Что поможет нашему хамелеону менять окрас? Хитрость! Поручите своему карапузу 6 лет разукрасить в разные цвета пластиковую тарелку. А сами вырежьте фигуру хамелеона на другой тарелке, похожей и по форме, и по размеру. Осталось не крепко соединить обе тарелки по середине так, чтобы верхняя, с вырезанной фигурой, могла вращаться. Тогда окрас зверька всегда будет меняться.

Зажигаем радугу

Выложить на тарелке по кругу драже Skittles. Внутрь тарелки налить воды. осталось немного подождать и получаем радугу!

Дым кольцами

Отрезать низ пластиковой бутылки. А край натянуть разрезанный воздушный шарик, чтобы получить мембрану, как на фото. Зажечь ароматическую палочку и поместить ее в бутылку. Закрыть крышку. Когда в банке будет сплошной дым, открутить крышку и постукивать по мембране. Дым будет выходить кольцами.

Разноцветная жидкость

Чтобы все эффектней смотрелось, жидкость покрасить в разные цвета. Сделать 2-3 заготовки разноцветной воды. налить на дно банки воду одного цвета. Потом аккуратно, по стенке с разных сторон залить растительное масло. Поверх его залить воду, смешанную со спиртом.

Яйцо без скорлупы

Сырое яйцо положить в уксус минимум на сутки, некоторое говорят на неделю. И фокус готов! Яйцо без твердой скорлупы.
Скорлупа яйца в изобилии со­держит кальций. Уксус вступает в активную реакцию с кальцием и постепенно растворяет его. В ре­зультате яйцо оказывается покрыто плёнкой, но совершенно без скор­лупы. На ощупь оно похоже на эла­стичный мячик.
А ещё яйцо будет больше своего пер­воначального размера, так как впитает в себя немного уксуса.

Танцующие человечки

Пришло время похулиганить! 2 части крахмала смешать с одной частью воды. Поставить миску с крахмальной жидкостью на динамики и включить погромче басы!

Разукрашиваем лед


Разной формы ледяные фигурки разукрашиваем при помощи, размешенной с водой и солью, пищевой краски. Соль разъедает лед и просачивается глубоко, образовывая интересные проходы. Прекрасная идея цветотерапии.

Запуск бумажных ракет

Пакеты с чаем освобождаем от чая, отрезав верхушку. Поджигаем! Теплый воздух поднимает пакет!

Опытов так много, что у вас точно найдется занятие с детками, только выбирайте! И не забудьте снова прийти за новой статьей, о которой узнаете, если оформите подписку! Приглашайте и друзей к нам в гости! А на сегодня все! Пока!

Для проведения этого интересного эксперимента вам понадобятся емкость с цельным молоком, жидкое моющее средство, пищевые красители нескольких цветов и ватная палочка. В емкость с молоком добавьте по капле разноцветных пищевых красителей, но не перемешивайте их. Затем поместите ватную палочку, которую предварительно обмакнули в жидкое моющее средство, в центр одной из ярких капель красителя. Молоко придет в движение, образуя водоворот и переливаясь разными цветами. Суть этого опыта заключается в том, что компоненты моющего средства и молекулы жира вступают в реакцию. Чтобы эксперимент состоялся, нужно использовать именно цельное молоко; обезжиренное не подойдет.

Шпионские чернила

Если написать что-нибудь на бумаге кисточкой , обмакнутой в яблочный или лимонный сок, надпись высохнет и исчезнет. Но она проявится коричневым цветом, если подогреть бумагу на включенной лампе. Покажите этот фокус, который они смогут использовать в шпионских играх.

Прозрачное яйцо

Чтобы сделать яйцо прозрачным, необходимо налить в стакан , поместить в него яйцо и оставить на несколько дней. В кислой среде кальций, из которого состоит скорлупа, преобразится в раствор ацетата кальция, не обладающего плотной структурой, а белок и желток поменяют структуру. Таим образом, получается некая оранжевая капсула, плотная внутри и мягкая снаружи. Если при выключенном свете на яйцо фонариком, оно красиво светится, словно лампочка.

Выращивание кристаллов

Это один из самых популярных экспериментов, которые родители проводят в домашних условиях. Кристаллы можно вырастить из раствора медного купороса и даже простой поваренной соли. Но самые интересные - это сладкие кристаллы, ведь они не просто красивые, но и съедобные.

Чтобы вырастить кристаллы, необходимо сварить сироп из 4 стаканов воды и 4 стаканов сахара. Раствор необходимо довести до кипения на медленном огне, периодически помешивая, чтобы сахар полностью растворился. После того, как сироп закипел, добавьте еще 6 стаканов сахара и размешайте раствор. Когда весь сахар растворится, сироп можно снять с огня. Пока он остывает, смочите деревянные шпажки, на которых будут расти кристаллы, в воде. Затем мокрые шпажки опустите в сироп, вытащите и дайте им хорошо просохнуть. Это нужно для того, чтобы на поверхности палочек закрепились кристаллы сахара.

Пока шпажки сохнут, перелейте сироп в небольшие баночки, добавив в каждую из них немного пищевого красителя разных цветов. Затем просохшие палочки необходимо аккуратно ввести в банку с сиропом и подвесить на прищепку, чтобы шпажка не касалась дна, т.к. кристаллам нужно пространство для свободного роста. Баночки необходимо поставить в светлое и теплое, но не жаркое, место, где кристаллы будут расти в течение недели. Наблюдайте с ребенком, как меняется кристаллическая цепочка, а через семь дней у вас будут необычные разноцветные леденцы. Такие кристаллы можно приготовить и для детского дня рождения.

Мой личный опыт преподавания химии показал, что такую науку, как химию, очень тяжело изучать без каких-либо первоначальных сведений и практики. Школьники очень часто запускают этот предмет. Лично наблюдала, как ученик 8 класса при слове «химия» начинал морщиться, словно съел лимон.

Позже выяснилось, что из-за нелюбви и непонимания предмета, школу он прогуливал втайне от родителей. Конечно, школьная программа составлена таким образом, что учитель должен дать на первых уроках химии много теории. Практика как бы отходит на второй план именно в тот момент, когда школьник еще не может самостоятельно осознать, нужен ли это предмет ему в дальнейшем. В первую очередь это связано с лабораторным оснащением школ. В больших городах в настоящее время с реактивами и приборами дело обстоит лучше. Что касается провинции, то, как и 10 лет назад, так и в настоящее время, во многих школах нет возможности проводить лабораторные занятия. А ведь процесс изучения и увлечения химией, также как и другими естественными науками, обычно начинается с опытов. И это неслучайно. Многие знаменитые химики, такие как Ломоносов, Менделеев, Парацельс, Роберт Бойль, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри (всех этих исследователей школьники изучают также и на уроках физики) уже с детства начинали экспериментировать. Великие открытия этих великих людей были сделаны именно в домашних химических лабораториях, поскольку занятия химией в институтах было доступно только людям с достатком.

И, конечно, самое главное — это заинтересовать ребенка и донести ему, что химия окружает нас повсюду, поэтому процесс ее изучения может быть очень увлекательным. Здесь на помощь придут домашние химические опыты. Наблюдая такие эксперименты, можно в дальнейшем искать объяснение, почему происходит так, а не иначе. А, когда на школьных уроках юный исследователь столкнется с подобными понятиями, объяснения учителя ему будут более понятны, так как у него уже будет свой собственный опыт проведения домашних химических экспериментов и полученные знания.

Очень важно начинать изучение естественных наук с обычных наблюдений и примеров из жизни, которые, как вы считаете, будут наиболее удачными для вашего ребенка. Вот некоторые из них. Вода-это химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

Речной песок - это не что иное, как оксид кремния, а также основное сырье для производства стекла.

Человек сам того не подозревает и осуществляет химические реакции каждую секунду. Воздух, который мы вдыхаем, это смесь газов — химических веществ. В процессе выдыхания выделяется еще одно сложное вещество — диоксид углерода. Можно сказать, что мы сами это химическая лаборатория. Можно объяснить ребенку, что мытье рук мылом это тоже химический процесс воды с мылом.

Ребёнку постарше, который, например, уже начал изучать химию в школе можно объяснить, что в организме человека можно обнаружить практически все элементы периодической системы Д. И. Менделеева. В живом организме не только присутствуют все химические элементы, но каждый из них выполняет какую-то биологическую функцию.

Химия-это и лекарства, без которых в настоящее время многие люди не могут прожить и дня.

Растения тоже содержат химическое вещество хлорофилл, которое придает листочку зеленый цвет.

Приготовление пищи — это сложные химические процессы. Здесь можно привести пример того, как поднимается тесто при добавлении дрожжей.

Один из вариантов, как заинтересовать ребенка химией — это взять отдельного выдающегося исследователя и прочитать историю его жизни или посмотреть обучающий фильм про него (сейчас доступны такие фильмы про Д. И. Менделеева, Парацельса, М.В. Ломоносова, Бутлерова).

Многие полагают, что настоящая химия это вредные вещества, экспериментировать с ними опасно, тем более в домашних условиях. Есть много очень увлекательных опытов, которые вы сможете провести со своим ребёнком, не навредив здоровью. И эти домашние химические опыты будут не менее увлекательные и поучительные, чем те, которые идут с взрывами, едкими запахами и клубами дыма.

Некоторые родители опасаются также проводить дома химические опыты из-за их сложности или отсутствия необходимого оборудования и реактивов. Оказывается, что можно обойтись подручными средствами и теми веществами, которые есть у каждой хозяйки на кухне. Их можно купить в ближайшем бытовом магазине или аптеке. Пробирки для проведения домашних химических опытов можно заменить флакончиками от таблеток. Для хранения реактивов можно пользоваться стеклянными банками, например, от детского питания или майонеза.

Стоит помнить, что посуда с реактивами должна иметь этикетку с надписью и быть плотно закрыта. Иногда пробирки нужно нагреть. Чтобы не держать ее в руках при нагревании и не обжечься, можно соорудить такое устройство с помощью бельевой прищепки или куска проволоки.

Также необходимо выделить несколько стальных и деревянных ложечек для перемешивания.

Штатив для держания пробирок можно сделать самим, просверлив в бруске сквозные отверстия.

Для фильтрования полученных веществ вам понадобиться бумажный фильтр. Сделать его очень легко согласно приведенной здесь схеме.

Для детишек, которые еще не ходят в школу или обучаются в младших классах, постановка домашних химических опытов с родителями будет своеобразной игрой. Скорее всего, объяснить какие-то отдельные законы и реакции еще не удастся такому юному исследователю. Однако, возможно, именно такой эмпирический способ открытия окружающего мира, природы, человека, растения через опыты заложит фундамент для изучения естественных наук в дальнейшем. Можно даже устраивать своеобразные конкурсы в семье — у кого опыт получится более удачным и затем демонстрировать их на семейных праздниках.

Независимо от возраста ребенка и его способности читать и писать, советую завести лабораторный журнал, в который можно записывать эксперименты или зарисовывать. Настоящий химик обязательно записывает план работы, список реактивов, зарисовывает приборы и описывает ход работы.

Когда вы вместе с ребенком только начнете изучать эту науку о веществах и проводить домашние химические опыты, первое, что нужно помнить это безопасность.

Для этого нужно следовать следующим правилам безопасности:

2. Лучше выделить отдельный стол для проведения химических опытов в домашних условиях. Если у вас дома не найдется отдельного стола, то опыты лучше проводить на стальном или железном подносе или поддоне.

3. Необходимо обзавестись тонкими и толстыми перчатками (их продают в аптеке или в хозяйственно магазине).

4. Для проведения химических экспериментов лучше всего купить лабораторный халат, но также можно вместо халата использовать плотный фартук.

5. Лабораторная посуда не должна в дальнейшем использоваться для еды.

6. В домашних химических опытах не должно быть жестокого отношения с животными и нарушения экологической системы. Кислотные химические отходы нужно нейтрализовать содой, а щелочные — уксусной кислотой.

7. Если хочешь проверить запах газа, жидкости или реактива, никогда не подноси сосуд прямо к лицу, а, удерживая его на некотором расстоянии, направь, помахивая рукой, воздух над сосудом по направлению к себе и одновременно нюхай воздух.

8. Всегда используй в домашних опытах реактивы в небольшом количестве. Избегай оставлять реактивы в посуде без соответствующей надписи (этикетки) на склянке, из которой должно быть ясно, что находится в склянке.

Начинать изучение химии следует с простых химических экспериментов в домашних условиях, позволяющих ребенку освоить основные понятия. Серия опытов 1-3 позволяют ознакомиться с основными агрегатными состояниями веществ и свойствами воды. Для начала ребенку-дошкольнику вы можете показать, как растворяется в воде сахар и соль, сопроводив это объяснением, что вода универсальный растворитель и является жидкостью. Сахар или соль — твердые вещества, растворяющиеся в жидкости.

Опыт № 1 «Потому что — без воды и ни туды и ни сюды»

Вода-это жидкое химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов, растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

Реактивы и оборудование: 2 пробирки, сода, лимонная кислота, вода

Эксперимент: Взять две пробирки. Насыпать в них в равных количествах соду и лимонную кислоту. Затем в одну из пробирок налить воды, а в другую нет. В пробирке, в которой вода была налита вода стал выделяться углекислый газ. В пробирке без воды — ничего не изменилось

Обсуждение: Данный эксперимент объясняет тот факт, что без воды невозможны многие реакции и процессы в живых организмах, а также вода ускоряет многие химические реакции. Школьникам можно объяснить, что произошла обменная реакция, в результате которой выделился углекислый газ.

Опыт № 2 «Что растворено в водопроводной воде»

Реактивы и оборудование: прозрачный стакан, водопроводная вода

Эксперимент: Налить в прозрачный стакан водопроводную воду и поставить ее в теплое место на час. Через час вы увидите на стенках стакана осевшие пузырьки.

Обсуждение: Пузырьки - это не что иное как газы, растворенные в воде. В холодной воде газы растворяются лучше. Как только вода становится теплой, газы перестают растворяться и оседают на стенки. Подобный домашний химический опыт позволяет также познакомить ребенка с газообразным состояние вещества.

Опыт № 3 «Что растворено в минеральной воде или вода — универсальный растворитель»

Реактивы и оборудование: пробирка, минеральная вода, свеча, лупа

Эксперимент: Налить в пробирку минеральную воду и медленно выпаривать ее над пламенем свечи (опыт можно делать на плите в кастрюле, но кристаллы будут хуже видны). По мере испарения воды на стенках пробирка останутся мелкие кристаллы, все они разной формы.

Обсуждение: Кристаллы - это соли, растворенные в минеральной воде. У них разная форма и размер, так как каждый кристаллик носит свою химическую формулу. С ребенком, который уже начал изучать химию в школе, можно почитать этикетку на минеральной воде, где указан ее состав и написать формулы соединений, содержащихся в минеральной воде.

Опыт № 4 «Фильтрование воды, смешанной с песком»

Реактивы и оборудование: 2 пробирки, воронка, бумажный фильтр, вода, речной песок

Эксперимент: Налить в пробирку воду и опустить туда немного речного песка, перемешать. Затем по схеме описанной выше сделать фильтр из бумаги. Вставить сухую чистую пробирку в штатив. Медленно выливать смесь песка с водой через воронку с бумажным фильтром. Речной песок останется на фильтре, а в штативной пробирке вы получите чистую воду.

Обсуждение: Химический опыт позволяет показать, что существуют вещества, не растворяющееся в воде, например, речной песок. Также опыт знакомит с одним из метод очистки смесей веществ от примесей. Здесь можно внести понятия чистые вещества и смеси, которые даются в учебнике химия 8 класса. В данном случае смесью является песок с водой, чистым веществом — фильтрат, речной песок - это осадок.

Процесс фильтрования (описывается в 8 классе) применяют здесь для разделения смеси воды с песком. Чтобы разнообразить изучение данного процесса, можно немного углубиться в историю очистки питьевой воды.

Процессы фильтрования применялись еще в 8-7 веках до н.э. в государстве Урарту (ныне это территории Армении) для очистки питьевой воды. Её жители осуществили постройку водопроводной системы с применением фильтров. В качестве фильтров использовали плотную ткань и древесный уголь. Подобные системы из переплетённых водосточных труб, глиняных каналов, снабженные фильтрами были и на территории древнего Нила у древних египтян, греков и римлян. Воду пропускали через такой фильтр нескскали через такой фильтр несколько раз, в конечном итоге доболько раз, в конечном итоге добиваясь наилучшего качества воды.

Одним из самых интересных опытов является выращивание кристаллов. Опыт очень нагляден и дает представление о многих химических и физических понятиях.

Опыт № 5 «Выращиваем кристаллы сахара»

Реактивы и оборудование: два стакана воды; сахар — пять стаканов; деревянные шпажки; тонкая бумага; кастрюля; прозрачные стаканчики; пищевой краситель (пропорции сахара и воды можно уменьшить).

Эксперимент: Опыт следует начинать с приготовления сахарного сиропа. Берем кастрюлю, выливаем в нее 2 стакана воды и 2,5 стакана сахара. Ставим на средний огонь и, помешивая, растворяем весь сахар. В получившийся сироп высыпаем оставшиеся 2,5 стакана сахара и варим до полного растворения.

Теперь приготовим зародыши кристаллов - палочки. Небольшое количество сахара рассыпаем на бумажке, затем обмакнем палочку в получившейся сироп, и обваляем ее в сахаре.

Берем бумажки и протыкаем шпажкой дырочку посередине таким образом, чтобы бумажка плотно прилегала к шпажке.

Затем разливаем горячий сироп по прозрачным стаканам (важно, чтобы стаканы были прозрачными — так процесс созревания кристаллов будет более увлекателен и нагляден). Сироп должен быть горячим, иначе кристаллы не будут расти.

Можно сделать цветные сахарные кристаллы. Для этого в получившейся горячий сироп добавляют немного пищевого красителя и размешивают его.

Кристаллы будут расти по-разному, некоторые быстро, а некоторым может понадобиться больше времени. По окончании опыта получившиеся леденцы ребенок может съесть, если у него нет аллергии на сладкое.

Если у вас нет деревянных шпажек, то опыт можно повести с обычными нитками.

Обсуждение: Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Кристаллическими считаются вещества, атомы которых расположены регулярно, так что образуют правильную трёхмерную решётку, называемую кристаллической. Кристаллам ряда химических элементов и их соединений присущи замечательные механические, электрические, магнитные и оптические свойства. Например, алмаз - природный кристалл и самый твердый и редкий минерал. Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Существует три способа образования кристаллов: кристаллизация из расплава, из раствора и из газовой фазы. Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды (ведь вода - это расплавленный лёд). Пример кристаллизации из раствора в природе - выпадение сотен миллионов тонн соли из морской воды. В данном случае, при выращивании кристаллов в домашних условиях мы имеем дело с наиболее распространённым способам искусственного выращивания — кристаллизация из раствора. Кристаллы сахара растут из насыщенного раствора при медленном испарении растворителя - воды или при медленном понижении температуры.

Следующий опыт позволяет получить в домашних условиях один из самых полезных для человека кристаллических продуктов — кристаллический йод. Перед проведением опыта советую посмотреть вместе с ребенком небольшой фильм «Жизнь замечательных идей. Умный йод». Фильм дает представление о пользе йода и необычной истории его открытия, которая надолго запомниться юному исследователю. А интересна она тем, что первооткрывателем йода была обыкновенная кошка.

Французский ученый Бернар Куртуа в годы наполеоновских войн заметил, что в продуктах, получаемых из золы морских водорослей, которые выбрасывались на берег Франции, находится какое-то вещество, которое разъедает железные и медные сосуды. Но ни сам Куртуа, ни его помощники не знали, как выделить это вещество из золы водорослей. Ускорению открытия помог случай.

На своем небольшом заводе по производству селитры в г. Дижоне Куртуа собирался провести несколько опытов. На столе стояли сосуды, в одном из которых была настойка морских водорослей на спирту, а в другом — смесь серной кислоты с железом. На плечах у ученого сидела его любимая кошка.

В дверь постучали, и напуганная кошка спрыгнула и убежала, хвостом смахнув колбы на столе. Сосуды разбились, содержимое смешалось, и внезапно началась бурная химическая реакция. Когда небольшое облачко из паров и газов осело, удивленный ученый увидел на предметах и обломках какой-то кристаллический налет. Куртуа начал его исследовать. Кристаллы никому до этого неизвестного вещества получили название «йод».

Так был открыт новый элемент, а домашняя кошка Бернара Куртуа вошла в историю.

Опыт № 6 «Получение кристаллов йода»

Реактивы и оборудование: настойкой аптечного йода, вода, стакан или цилиндр, салфетка.

Эксперимент: Смешиваем воду с настойкой йода в пропорции:10мл йода и 10мл воды. И ставим всё в холодильник на 3 часа. В процессе охлаждения йод выпадет в осадок на дне стакана. Сливаем жидкость, вынимаем осадок йода и кладем на салфетку. Выжимаем салфетками до тех пор, пока йод не станет рассыпаться.

Обсуждение: Данный химический эксперимент называется экстрагированием или извлечением одного компонента из другого. В данном случае вода экстрагирует йод из раствора спиртовки. Таким образом, юный исследователь повторит опыт кота Куртуа без дыма и биения посуды.

О пользе йода для дезинфекции ран ваш ребенок уже узнает из фильма. Таким образом, вы покажите, что между химией и медициной есть неразрывная связь. Однако, оказывается, что йод можно применять в качестве индикатора или анализатора содержания другого полезного вещества - крахмала. Следующий опыт познакомит юного экспериментатора с отдельной очень полезной химией - аналитической.

Опыт № 7 «Йод-индикатор содержания крахмала»

Реактивы и оборудование: свежая картошка, кусочки банана, яблока, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, стакан с разведённым йодом, пипетка.

Эксперимент: Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод - картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет.

Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, по очереди.

Наблюдаем:

Яблоко — не посинело вообще. Банан - слегка посинел. Хлеб - посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.

Обсуждение: Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. Таким образом, йод является как бы индикатором или анализатором содержания крахмала.

Как известно, крахмал может преобразовываться в сахар, если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содержащийся крахмал перейдет в сахар и яблоко при обработке йодом не синеет вообще.

Следующий опыт будет полезен ребятам, которые уже начали изучение химии в школе. Оно знакомит с такими понятиями, как химическая реакция, реакция соединения и качественная реакция.

Опыт № 8 «Окрашивание пламени или реакция соединения»

Реактивы и оборудование: пинцет, поваренная пищевая соль, спиртовка

Эксперимент: Возьмем пинцетом несколько кристалликов крупной поваренной соли поваренной соли. Подержим их над пламенем горелки. Пламя окрасится в желтый цвет.

Обсуждение: Данный эксперимент позволяет провести химическую реакцию горения, которая является примером реакции соединения. Благодаря наличию натрия в составе поваренной соли, при горении происходит его реакция с кислородом. В результате образуется новое вещество - оксид натрия. Появление желтого пламени свидетельствует о том, что реакция прошла. Подобные реакции является качественными реакциями на соединения, содержащие натрий, то есть по ней можно определить содержится натрий в веществе или нет.

У многих из нас при слове “химия” замирает сердце: вспоминается суровая учительница и страшные и непонятные формулы на доске, напоминающие наскальную живопись. Или же это слово может ассоциироваться с ненатуральными продуктами из супермаркета, “полными нитратов и пестицидов”. В любом случае, позитива мало. Эта “сложная” наука изучается в российской школе только с восьмого класса, в то время как биология ㅡ с пятого, а физика ㅡ с седьмого. Когда речь идет о дошкольном образовании, и, тем более, о раннем развитии, об этой науке никто не вспоминает. А какой образ вызывает у вас в воображении слово “химия”? Как вы думаете, зачем себе и нашим детям забивать этим голову, да еще в столь раннем возрасте?

Зачем детям нужна химия?

В действительности, есть масса причин познакомиться самим и познакомить деток с этой удивительной и увлекательной наукой, которая окружает нас со всех сторон и наполняет изнутри.

  • Во-первых, знания об устройстве окружающего мира формируют мировоззрение малыша, дают пищу для развития мышления. Человек, понимающий устройство вещей, чувствует себя в большей безопасности, действует осмысленно и уверенно. Такой ребенок очень самостоятелен, поскольку даже наедине с собой он не одинок ㅡ весь мир с ним для игры и изучения.
  • Во-вторых, ребенок, разбирающийся, как устроен мир, не рискует без надобности ㅡ он имеет внутреннюю мотивацию к послушанию, основанную на понимании причин и следствий.
  • Естественные науки, такие как физика, химия, биология ― очень доступны и естественны для изучения. Не нужно далеко ходить, чтобы найти материал для занятий. Химия вокруг нас: вода, которую мы пьем, еда, которую едим, одежда, которую носим, мыло, которым моемся. Да и тело человека, в общем-то, состоит из молекул и ионов… Объекты исследования окружают нас повсюду и доступны практически в любой момент.
  • Беседы и занятия на подобные темы почти всегда вызывают интерес у ребенка. Так что химия для малышей может стать мостиком между ними и окружающим миром, может научить понимать и любить природу.
  • Ну и, конечно же, очень заманчива перспектива вырастить будущего ученого: Менделеева или Склодовскую-Кюри.

Как дети исследуют мир вокруг


Малыши ㅡ самые настойчивые и бесстрашные исследователи в мире. Начиная с младенчества, они исследуют мир, используя все доступные им “приборы и инструменты”: глаза, нос, рот, уши, руки. Дальше в дело идут игрушки, которые используются “не по назначению”. Вернее, это мы, взрослые, так думаем. Ведь в нашем представлении каждая вещь имеет свое назначение, которое мы знаем из инструкций, со слов других. Для детей же нет правил! Для них любой предмет может стать объектом исследования. Каждый из них обладает какими-то свойствами, которые интересны малышам. Какой он, этот предмет? Он может быть теплым, прохладным, твердым, мягким, хрупким… Он может катиться, падать, ломаться сам, ломать все вокруг… Вот вам и первые знания о свойствах веществ. Растворение сахара в чае, приготовление взвеси частиц песка в воде ㅡ вот первые химические эксперименты с растворами.

“А из чего сделана ложка?” ㅡ с такого вопроса трехлетки начинается интерес к химии. Металл и керамика, бензин, резина, хлопок, дерево, шоколад ― все эти виды материи раньше были чем-то иным, все они сделаны из чего-то, состоят из каких-то элементов. И это очень интересно! Малышей могут волновать вопросы, из чего состоят эти вещества, и как это узнать. Например, можно прочитать в энциклопедии. Это хороший вариант. “А как узнали те, кто составлял энциклопедию?” ― подобные вопросы задает каждый почемучка. Но перестает задавать, в сотый раз получив ответ: “Не задавай глупых вопросов”. Ведь тот, кто не задает глупых вопросов, не задает никаких. Любой вопрос имеет смысл, если он задан. Итак, химия для малышей начинается с любопытства, а родителю очень важно поддержать этот интерес ребенка.

Как открыть детям мир веществ и их свойств

Понятное дело, что разучивать формулы с трехлеткой ― бессмысленное дело. Да это и не нужно. Но изучать природу полезно и весело, и можно делать это каждый день. Просто нужно взглянуть на обыденные вещи взглядом химика. Но делать это стоит по-разному, в зависимости от возраста.

Химия для малышей : с рождения до двух лет

С ползунком мы размазываем еду, рисуем пальчиковыми красками, делая замечания о свойствах жидкостей, гелей, пенок. Мы изучаем жидкие, вязкие, плотные, упругие предметы и материалы. Позже эти ощущения сложат представление о свойствах веществ.

Как заниматься с детьми в два-три года

С двух-трехлеткой вооружаемся увеличительным стеклом и биноклем, палочками, камешками,
ведерками и лопатками. Мы играем с водой, песком, смешивая разные ингредиенты. Потом смотрим, что получается, и обсуждаем. Говорим о том, из какого вещества состоят предметы: из твердого, жидкого, газообразного. Очень полезно испытать горячее, холодное, даже потрогать пар (на расстоянии и под контролем родителей).

Знаю, что иногда бывают проблемы с тем, что дети “все тащат”. Так давайте “потащим” с ними. Можно нагреть воду на кухне, сварить в ней яйца или картошку и показать малышу, как эти продукты изменились. Можно также продемонстрировать, как сахар растворяется в горячей воде. Позвольте ребенку разбить чашку. Объясните, что значит “хрупкое”, рассмотрите осколки. Все эти “обыденные чудеса” очень впечатляют детей.

Взрослеющий “химик” шести-семи лет


Ну а с шести-семилетним человечком уже можно организовать дома множество красивых и впечатляющих опытов из подручных и аптечных материалов. Ближе к этому возрасту можно знакомиться с “азбукой науки” ― периодической системой и формулами веществ. А также можно играть в “магов и алхимиков” и удивлять всех на днях рождения яркими химическими фокусами.

Вот такая она ― химия для малышей, совсем не страшная, а очень даже интересная и полезная!

Ольга Лебедкова, биохимик, педагог с двенадцатилетним стажем, мама трехлетней непоседы