Двуглавая шатровая Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасе (на Угре) - vadaga — LiveJournal. Спасо-преображенский воротынский женский монастырь епархиальный женский монастырь Церковь в г угра

О путешествии по маршруту: Тихонова Пустынь - Спас-на-Угре - Полотняный завод

Спасо-Воротынский монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название - Спас-на-Угре, посмотрев по карте, я решила включить его в наш маршрут. Да и волшебное слово - Угра - рассеяло все сомнения. Подумалось - посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку - Пояс Богородицы и этого будет достаточно. То, что мы увидели - это эстетическая редкость.
…Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море - последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля…

…На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи.

Дорога: Киевское шоссе (трасса М3), село Спас, река Угра
~195км от Москвы, ~20км от Калуги

* доезжаем до поворота на Калугу, далее в середине деревни Мстихино поворачиваем направо на Резвань, в конце посёлка Резвань поворот налево на д.Спас (будет указатель «Спасо-Воротынский монастырь»), переехать ж/д пути и направо, к монастырю поворот направо в горку (указатель «Магазин»). Парковки нет. Если машин много, то придется припарковаться где-то в стороне. Дорога хорошая.

Этот монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название - Спас-на-Угре (старинное название На-Усть-Угры-Спасо-Воротынский монастырь ), посмотрев по карте я решила включить его в наш маршрут. Смутили - тексты в интернете, рассказывающие о «запущенности» и «очень плохой дороге». Поэтому сомнения были - бить машину и смотреть на заросшие порослью стены не хотелось.
Но буквально волшебное слово - Угра - рассеяло все сомнения.
Подумалось - посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку - Пояс Богородицы и этого будет достаточно.
…Я не знаю кто пишет статьи в интернете. То, что мы увидели - это эстетическая редкость.
Оказывается женский Спасо-Воротниковский монастырь стоит на макушке, хотела написать холма, но это будет неверно - кургана, который находится в пойме Угры. Пойма - это плоский очень широкий берег, весной его заливает разлившаяся река. Летом же здесь - ржаное поле, ржаные поля… И это нереально красиво. Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море - последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля…
Монастырь, как бы приподнятый горкой вдалеке, будто парит над рожью.

Подъехав, мы правда, еле припарковались. Дорога в горку, узкая, впереди перекрыта стройматериалами реставраторов, справа - монастырская стена, слева - огороды.
Монастырь - это две белоснежных церкви. Одна - действующая (Введения во храм Пресвятой Богородицы, 17в.), вторая (Спасо-Преображенский собор, 16в.) уже сверкает полированными зелеными луковками, но пахнет ещё ремонтом.

Все в клумбах, грядках, огородах, парниках. Земля здесь очень солнечная, поэтому видим рано покрасневшие бока помидоров в тепличках, крепкие кочанные головы. Монахини ходят бесшумно …раз, вроде кто-то пробежал. И опять тихо и никого не видно.

Бушует укроп

Капустные грядки и перчики

Что поразило - здесь есть смотровая площадка - полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами. Обзор отсюда - нереальный. Зеленая плоскость - луга, желтые квадраты - поля, серая ленточка - дорога, зеленые шарики - деревья, разноцветная рябь - домишки где-то далеко-далеко. А Угры и не видно. Она только угадывается по мосту и тёмно-зеленому окаймлению растительностью. Угра здесь впадает в Оку, т.е. в этом месте её устье (см. старинное название монастыря).

Впереди по линии деревьев течёт Угра

Сама деревня Спас, вернее, место на котором она стоит имеет очень древнюю историю. Здесь в уже в 11 веке стоял древнерусский город- археологи нашли массу крайне интересных находок, от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас - более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в нач.15 века второго «нового» городища Воротынск, которому «подарили» имя (в 5км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. «Старый» же Воротынск/Спас упоминается в летописях с 1155 года (!): «…Святослав Ольгович выменял у племянника своего, сына Всеволодова, города: Снов, Воротынск и Карачев…».
Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских. Воротынские - это древний княжеский род «от третьего сына князя Михаила Черниговского».

Историю Спасо-Воротынского монастыря писать сама не буду. Возьму разные исторические выдержки из Калужской летописи, которые рисуют общую картину.
«В 1408 году, реку Угру назначили границею между Литовскими и Московскими владениями».
«В 1453 году Апреля 10 дня Князья Воротынские с Великим Князем Литовским Александром заключили договор, быть им в службе и владении Александра».
«В 1490 году Князья Бельские, Баратынские и Воротынские присоединились опять к России, от коей отторгнуты были в разныя времена».

Когда было Великое Стояние на Угре (1480, по сведениям историком в районе деревни Палатки) - где-то в этом месте у деревни Спас располагалось татарское становище, где жили ханские жены (по одной версии) или именно отсюда произошло бегство хана Ахмата (по второй версии) .
Считается, что этот «на усть Угры на Оке монастырь Спасский» основал Князь Дмитрий Воротынский где-то ~в нач.16века. Естественно, изначально он был деревянный.

Спасо-Преображенский собор - первый каменный храм монастыря. Он шатровый - а такая форма означает, что он имеет мемориальное значение, т.е. установлен в честь военной победы взятия Казани Иваном Грозным (1552г.) и на месте старой деревянной Преображенской церкви.

Введенская церковь - особенная. Она одновременно и двухглавая и шатровая, что само по себе большая редкость. Это очень «камерное направление в русской архитектуре» времени «первых Романовых» - знаменитое узорочье. Вычитала ещё одну интересную мысль: что такая форма показывает «как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристическая придворная архитектура Москвы».

PS . На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи. Сложила - и получилось то, что вы сейчас прочитали. Могу ещё добавить, что Введенская церковь обладает удивительной душевностью. Когда я зашла в неё (нужно подниматься по высоким ступенькам) - внутри никого не было, кроме одной монахини, читающей Псалтирь. Я взяла свечку (денежку опускаешь сам в ящик) и тихо стала ходить, ища куда её поставить. И слева в углу увидела икону Богородицы - она меня буквально притянула. А потом в храм вошла ещё одна женщина, оказывается она специально сюда приехала из Калуги (!) на такси, чтобы заказать службу. Это меня очень удивило.

Вот красивое фото монастыря.
А вот каким был Спас-на-Угре ещё в 2004 году.

PS . От деревни Мстихино до Резвани очень красивый участок дороги - через сосновый бор, чистый такой, звонкий, сухой. Мы не выдержали, остановились и кинулись в солнечную душную параллельность сосновых стволов. За 10 минут насобирали земляники и черники. Наелись, надышались. насмотрелись и вперёд. На крошечном рыночке в Резвани у местной бабули купила замечательный кабачок за..10 рублей, и кило огурцов за..40 рублей. Причем в самое начало сезона.. 1 июля..

Находится в селе Спас, что на Угре, недалеко от впадения реки в Оку. Говорят, что когда-то давно рядом с этими местами было татарское становище, где жили ханские жены.

Спасо Воротынский монастырь находится недалеко от бывшего заштатного города, а ныне села Воротынска. Возникла обитель не на пустом месте. Известно, что в этих землях, где жили языческие племена меря и голядь, проповедовал святой преподобный Кукша Печерский. Обращая язычников в православную веру, Кукша ставил на месте капищ деревянные церкви и часовни. Было это в XII веке. А когда проповедника убили, то епископ Феоктист распорядился похоронить его в Ближних пещерах .

Название Спас, по одной из версий, было дано «старому» Воротынску после того, как город перенесли на новое место и сделали столицей удельного княжества.

Основал Спасо-Преображенский монастырь Дмитрий Федорович Воротынский. Согласно преданию, он очень впечатлился, узнав, что икона, на которой было изображено Преображение Господне, исцелила некоего боярина по имени Карташа. Князь повелел вместо погоста и старого храма, в котором, видимо, тот образ хранился, «воздвигнуть обитель, нарекаемую Спасо-Преображенской».

А еще есть версия, что Воротынский хотел приурочить строительство обители к стоянию на реке Угре или к своему переходу в подданство Московского князя (изначально он служил великим князьям Литовским).

Первые документальные упоминания о монастыре датируются 1511 годом. В жалованной грамоте великого князя Василия III.

Предполагается, что в строительстве Спасо-Преображенского Воротынского монастыря участвовал ученик — Никифор Медынский, ставший позже местночтимым святым. Существовала обитель, главным образом, на средства князей Воротынских, а также других именитых родов — Хотетовских, Стрешневых и Тургеневых.


Саша Митрахович 08.05.2018 07:48


Время шло, границы российского государства отодвинулись дальше на юг от Угры и Оки, и Воротынский монастырь зажил более тихой жизнью.

Воротынский монастырь приписали к Крутицкому архиерейскому дому, а после и вовсе упразднили. Одно время монастырские храмы были приходскими, после революции они пришли в запустение... А ныне обитель возродилась из пепла.

В 1665 году монастырь приписали к Крутицкому архиерейскому дому, а через 60 лет он, видимо, перестал функционировать — по крайней мере, после 1725 года обитель ни в каких документах не фигурирует.

В следующий раз она упоминается в 1763 году в ведомости. По описи в монастыре имелось всего три каменных постройки — два храма да келья. Остальные здания, включая колокольню, были деревянными. Каменную звонницу решили строить в конце XVIII века.

Воротынский монастырь в XX веке


К началу XX века от монастыря осталось лишь два храма. Оба приходские, причем Преображеская церковь была теплой. В 1930-е годы их закрыли, все имущество изъяли, уничтожили старинное кладбище, располагавшееся на территории бывшей обители. А ведь по некоторым данным, многие захоронения были украшены уникальными надмогильными сооружениями и плитами, датированными XVI веком.

Долгие десятилетия храмы стояли в запустении, постепенно превращаясь в руины. Но летом 2000 года все, что осталось от Спасо-Преображенской Воротынской обители, передали Церкви. Причем, согласно составленным тогда актам, лишь во временное пользование. Оба храма к тому времени находились в аварийном состоянии.

Что касается второго храма — Введенского — то кровли на нем не было вовсе, своды трапезной разрушились, а стены потрескались. Более того: в южной стене первого этажа был сделан... автомобильный проезд, что сильно ослабило конструкцию сводов. Ни окон, ни дверей не было. Штукатурка везде осыпалась. Кроме того, за это время оба храма сильно вросли в землю: культурный слой в некоторых местах превышал метр!

В конце января 2007 года Воротынский монастырь окончательно передали Церкви. С тех пор начался долгий и кропотливый процесс восстановления обители. Поскольку ее возродили как женскую, то все сложности этого процесса легли на плечи сестер Казанского девичьего монастыря в Калуге. Иногда им помогали студенты различных вузов.

Воротынский монастырь теперь официально считается скитом Казанского девичьего монастыря. Его территория — удивительно ухоженная и уютная: аккуратные клумбы, фруктовый сад, необычная садовая скульптура.

Памятные службы святому покровителю Воротынского монастыря — Никифору Медынскому — совершаются 2 мая, когда празднуется преподобный Никифор, игумен Катавадский.


Саша Митрахович 08.05.2018 08:10


Облик главного храма Спасо-Воротынского монастыря прост и в то же время монументален. Это воплощенный архитектурный аскетизм, характерный для Древней Руси. И сохранение храма на Калужской земле действительно можно считать чудом. О художественной ценности этого собора и всего монастырского ансамбля Спас-на-Угре заговорили еще в императорской России.


Внутри Спасо-Преображенский храм характерен для современных ему России. Основной объем бесстолпный, внутреннее пространство его едино (так что деление фасадов пилястрами и фальшзакомары, как бы отсылающие к древнерусским крестовокупольным храмам, здесь — чисто внешняя атрибутика).

Расположенные асимметрично по трем стенам, кроме восточной, где находится иконостас, оконные проемы наполняют здание необходимым дневным освещением. Вместе с тем света внутри храма не в переизбытке: умеренность — золотое правило древних зодчих. Для каменных шатровых храмов характерно последовательное сужение кверху раскрытых во всю высоту объемов: четверик — восьмерик — сужающийся шатер, замкнутый небольшим подкупольным барабанчиком. При правильном оформлении (роспись и убранство не должны вступать в конфликт с этим приемом!) эффект получается головокружительный.

Отметим в скобках, что хотя русские каменные шатровые церкви по устоявшемуся мнению имели свои истоки в народном деревянном зодчестве, подобный архитектурно-художественный прием «сужения интерьера кверху» в дереве не применялся! Там шатровые конструкции практически всегда отделялись от внутреннего объема собственно храма потолком, выполнявшим заодно функции расписного «неба». А вертикальной игрой интерьерных объемов славились отнюдь не шатровые, а ярусные деревянные храмы.

Так или иначе, сейчас в интерьерах Спасо-Преображенской церкви полным ходом идут реставрационные работы, поэтому оценить все вышеперечисленное довольно трудно — слишком часто приходится, что называется, «включать воображение». Однако, судя по опыту других монастырских построек, можно надеяться, что вскоре паломники смогут лицезреть внутреннее убранство церкви во всем его великолепии.

Обязательно рекомендуем заглянуть внутрь трапезного Введенского храма, чтобы посмотреть, что уже сделано и что можно будет увидеть в Преображенском храме (если предположить, что интерьеры обеих церквей будут исполняться в схожей манере). Очень любопытно колористическое сочетание спокойных охристых тонов фигур и несколько романтического пастельно-голубого цвета фона. Росписи сделаны заново во время реставрации храма в XXI веке; хочется отметить, что современные изографы, что называется, «вошли в резонанс» с древними зодчими, фрески прекрасно стилизованы и смотрятся очень органично.

Дорога: Киевское шоссе (трасса М3), село Спас, река Угра

~195 км от Москвы, ~20 км от Калуги

* доезжаем до поворота на Калугу, далее в середине деревни Мстихино поворачиваем направо на Резвань, в конце посёлка Резвань поворот налево на д. Спас (будет указатель «Спасо-Воротынский монастырь»), переехать ж/д пути и направо, к монастырю поворот направо в горку (указатель «Магазин»). Парковки нет. Если машин много, то придется припарковаться где-то в стороне. Дорога хорошая.

1


Этот монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название — Спас-на-Угре (старинное название На-Усть-Угры-Спасо-Воротынский монастырь), посмотрев по карте я решила включить его в наш маршрут. Смутили — тексты в интернете, рассказывающие о «запущенности» и «очень плохой дороге». Поэтому сомнения были — бить машину и смотреть на заросшие порослью стены не хотелось.

Но буквально волшебное слово — Угра — рассеяло все сомнения.

Подумалось — посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку — Пояс Богородицы и этого будет достаточно.

…Я не знаю кто пишет статьи в интернете. То, что мы увидели — это эстетическая редкость.

1


Оказывается женский Спасо-Воротниковский монастырь стоит на макушке, хотела написать холма, но это будет неверно — кургана, который находится в пойме Угры. Пойма — это плоский очень широкий берег, весной его заливает разлившаяся река. Летом же здесь — ржаное поле, ржаные поля… И это нереально красиво. Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море — последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля…

2


Монастырь как бы приподнятый горкой вдалеке будто парит над рожью.

Подъехав, мы правда, еле припарковались. Дорога в горку, узкая, впереди перекрыта стройматериалами реставраторов, справа — монастырская стена, слева — огороды.

Монастырь — это две белоснежных церкви. Одна — действующая (Введения во храм Пресвятой Богородицы, 17в.), вторая (Спасо-Преображенский собор, 16в.) уже сверкает полированными зелеными луковками, но пахнет ещё ремонтом. Все в клумбах, грядках, огородах, парниках. Земля здесь очень солнечная, поэтому видим рано покрасневшие бока помидоров в тепличках, крепкие кочанные головы. Монахини ходят бесшумно …раз, вроде кто-то пробежал. И опять тихо и никого не видно.

Что поразило — здесь есть смотровая площадка — полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами. Обзор отсюда — нереальный. Зеленая плоскость — луга, желтые квадраты — поля, серая ленточка — дорога, зеленые шарики — деревья, разноцветная рябь — домишки где-то далеко-далеко. А Угры и не видно. Она только угадывается по мосту и тёмно-зеленому окаймлению растительностью. Угра здесь впадает в Оку, т. е. в этом месте её устье (см. старинное название монастыря).

2

Сама деревня Спас, вернее, место на котором она стоит имеет очень древнюю историю. Здесь в уже в 11 веке стоял древнерусский город- археологи нашли массу крайне интересных находок, от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас — более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в нач.15 века второго «нового» городища Воротынск, которому «подарили» имя (в 5 км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. «Старый» же Воротынск/Спас упоминается в летописях с 1155 года (!): «…Святослав Ольгович выменял у племянника своего, сына Всеволодова, города: Снов, Воротынск и Карачев…».

Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских. Воротынские — это древний княжеский род «от третьего сына князя Михаила Черниговского»

Историю Спасо-Воротынского монастыря писать сама не буду. Возьму разные исторические выдержки из Калужской летописи, которые рисуют общую картину.

«В 1408 году, реку Угру назначили границею между Литовскими и Московскими владениями».

«В 1453 году Апреля 10 дня Князья Воротынские с Великим Князем Литовским Александром заключили договор, быть им в службе и владении Александра».

«В 1490 году Князья Бельские, Баратынские и Воротынские присоединились опять к России, от коей отторгнуты были в разныя времена».

Когда было Великое Стояние на Угре (1480, по сведениям историком в районе деревни Палатки) — где-то в этом месте у деревни Спас располагалось татарское становище, где жили ханские жены (по одной версии) или именно отсюда произошло бегство хана Ахмата (по второй версии) .

Считается, что этот «на усть Угры на Оке монастырь Спасский» основал Князь Дмитрий Воротынский где-то ~в нач.16века. Естественно, изначально он был деревянный.

Спасо-Преображенский собор — первый каменный храм монастыря. Он шатровый — а такая форма означает, что он имеет мемориальное значение, т. е. установлен в честь военной победы взятия Казани Иваном Грозным (1552 г.) и на месте старой деревянной Преображенской церкви.

1


Введенская церковь — особенная. Она одновременно и двухглавая и шатровая, что само по себе большая редкость. Это очень «камерное направление в русской архитектуре» времени «первых Романовых» — знаменитое узорочье. Вычитала ещё одну интересную мысль: что такая форма показывает «как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристическая придворная архитектура Москвы».

PS . На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи. Сложила — и получилось то, что вы сейчас прочитали. Могу ещё добавить, что Введенская церковь обладает удивительной душевностью. Когда я зашла в неё (нужно подниматься по высоким ступенькам) — внутри никого не было, кроме одной монахини, читающей Псалтирь. Я взяла свечку (денежку опускаешь сам в ящик) и тихо стала ходить, ища куда её поставить. И слева в углу увидела икону Богородицы — она меня буквально притянула. А потом в храм вошла ещё одна женщина, оказывается она специально сюда приехала из Калуги (!) на такси, чтобы заказать службу. Это меня очень удивило.

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь, известный также как Спас-на-Угре, считается не просто культовым сооружением, но по-настоящему эстетической редкостью. Дело в том, что именно в здешних окрестностях в 1480 г. было Великое стояние на Угре - сражение между войсками Ивана III, объединившегося с Крымским ханством, и хана Ахмата из Большой Орды. По этой причине монастырь пользуется огромной популярностью не только среди верующих людей, но и среди историков и туристов.

Основание обители состоялось после Великого стояния на Угре. Средства на постройку выделил князь Дмитрий Феодорович Воротынский в 1498 г., а возведен монастырь был на тот самом месте, откуда бежал хан Ахмат. Изначально храм существовал на вклады князей Воротынских, Тургеневых, Стрешневых и других. Так продолжалось до 1725 г., когда обитель опустела, а чуть позже и вовсе была упразднена.

В описи 1763 г. сказано, что монастырь состоял из трех каменных строений: собора, храма и кельи, а также нескольких деревянных построек, в том числе и колокольни. Колокольню из камня построили только в конце 18 века, но уже через несколько лет монастырские стены и кельи были разрушены.

В начале 20 века обитель была представлена только двумя храмами, оставшимися еще с давних времен, но в 30-е гг. закрыли и их, а все имущество было изъято. В этот же период уничтожили древнее монастырское кладбище, датируемое 16 веком. После этих событий монастырь забросили, и пустовал она до начала 2000-х, когда его передали церкви. Начался новый виток в истории обители - ее стали восстанавливать, и сегодня ей присвоен статус объекта культурного наследия.

Что посмотреть

Наибольший интерес на территории монастыря представляют два старых храма: Спасо-Преображенский и Введенский. Оба они хранят следы разрушений, нанесенных годами. В шатре первого в глаза бросается огромная пробоина, а углы четверика, своды и стены алтаря пестрят трещинами. У второго нет кровли, по причине чего начали разрушаться стены. Но больше всего повреждена его южная стена, так как во время СССР в ней пробили проезд для автомобилей.

Со временем храмы сильно вросли в землю, отчего привести их в порядок стало еще сложнее, однако сестры монастыря прилагают все усилия, чтобы вернуть обители былую красоту.

В одном из зданий сегодня живут монахини-послушницы, а в церкви проводятся утренние и ночные службы, исповеди. Каждый желающий может принять участие в восстановлении монастыря, пожертвовав деньги при посещении или через интернет.

Практическая информация

Храм расположен в селе Спас Калужской области. Добираться до него удобнее всего из Калуги на автобусах или маршрутных такси. GPS-координаты: 54.49335; 36.09727.

Спасо-Воротынский монастырь основан в нач. XVI в. князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским. В 1665 г. приписан к Крутицкому архиерейскому дому. В 1765 г. упразднён. Спасо-Преображенский шатровый собор построен в XVI в, трапезная палата с Введенской церковью - в сер. XVII в.

В настоящее время монастырь действует как скит Калужского Казанского монастыря, ведётся реставрация.



Монастырь основан вскоре после "Стояния на Угре" на средства князя Дмитрия Федоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным, в начале XVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен. По описи 1763 г. в монастыре было три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в том числе и колокольня, были деревянными. Каменная колокольня была возведена в копне XVIII в.

К началу XIX в. келий и стены монастыря были утрачены. К началу XX в. от обители осталось два храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы - редкие образцы шатровой архитектуры. В 30-е гг. XX в. оба храма были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых плиты с надписями XVI в. Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии.



К началу восстановления монастыря в шатре Спасо-Преображенского собора имелась большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имел кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Была сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.

4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «Ансамбль Спасо-Воротынского монастыря». 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Материал собран при непосредственной помощи Калужской епархии



В статье "Спасский на Угре монастырь - исторические предания и архитектура" культуролог К. А. Соловьёв пишет: "Предание также гласит, что монастырь был основан на месте церкви или погоста. Погостами в Древнерусском государстве Киевская Русь именовали административные единицы - места, где заезжие купцы вели торг с местным населением, а князья использовали погосты в качестве временного своего пребывания, когда выезжали за данями в полюдье. В таких погостах были и перевозные языческие кумирни. Это вполне согласуется с тем, что на месте, где был основан монастырь, мог находиться древнерусский город... Сам по себе мыс, на котором был основан монастырь, являлся естественным языческим святилищем, связанным с мерянским культом священной воды и священных камней".

Основал Спасо-Преображенский монастырь Дмитрий Фёдорович Воротынский. Согласно преданию, он очень впечатлился, узнав, что икона, на которой было изображено Преображение Господне, исцелила некоего боярина по имени Карташа. Князь повелел вместо погоста и старого храма, в котором, видимо, тот образ хранился, "воздвигнуть обитель, нарекаемую Спасо-Преображенской". А ещё есть версия, что Воротынский хотел приурочить строительство обители к стоянию на реке Угре или к своему переходу в подданство Московского князя, так как ранее он служил великим князьям Литовским. Первые документальные упоминания о монастыре датируются 1511 годом. В жалованной грамоте великого князя Василия III можно прочитать: "Да положил Кер Патрикеев в Приказе Сыскных дел восемь грамот, три грамоты Великого князя Василия Ивановича всея России лета 7019 и 20-го (1511-1512), а в тех грамотах написано их монастырская вотчина в Воротынском уезде селцо Арешково..." Предполагается, что в строительстве Спасо-Преображенского монастыря участвовал ученик преподобного Тихона Калужского Никифор Медынский, ставший позже местночтимым святым. Существовала обитель, главным образом, на средства князей Воротынских, а также других именитых родов - Хотетовских, Стрешневых и Тургеневых. В 1626 году Воротынская обитель упоминается в писцовых книгах, а также в "Большом чертеже" - приложении к первому в нашей стране географическому атласу.

Соловьёв приводит любопытную цитату из дела о приезде в Россию Антиохийского Патриарха Макария: "...владыка Патриарх ночевал в Спасской обители и отдал в обитель своих коней на сохранение, затем Патриарх ехал до Москвы водою, а лошади его из обители исчезли..." В 1665 году монастырь приписали к Крутицкому архирейскому дому, а через 60 лет он, видимо, перестал функционировать - по крайней мере, после 1725 года обитель ни в каких документах не фигурирует. В следующий раз она упоминается в 1763 году в ведомостях, "учинённой в силу Ея Императорского Величества указу о Спасском монастыре, что в Воротынском уезде на устье р. Угры". Там содержится подробное описание построек обители: "Оный Спасский монастырь при каком государе, и по каким грамотам или повеления, и в каком году построен за неимением при оном монастыре власти и монашествующих подлинного известия потребовать не от кого. В оном монастыре церквей каменных две, в них престолов два. Первая настоящая во имя Преображения Господня, на ней глава одна, обита зелёной и жёлтой черепицею. Крест железный. Крыша тёсовая. Вторая - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и при ней трапеза. На ней глав две, обитые черепицею зелёною и жёлтою. Кресты железные. Крыша тоншее, токмо оная крыша весьма ветха..." Обитель после такого вердикта, разумеется, была упразднена вовсе, а церкви стали приходскими.

По описи 1763 года в монастыре имелось всего три каменных постройки - два храма да келья. Остальные здания, включая колокольню, были деревянными. Каменную звонницу решили строить в конце ХVIII века. Известно, что для её возведения снесли ограду некрополя. Примечательно, что хотя монастырские строения ремонтировались уже после реформы Никона, они не претерпели никаких изменений; в то время оставить у перестраиваемой церкви шатёр было невозможно. Объяснить это можно только тем, что они находились на содержание знатной консервативной семьи, а трапезная Введенская церковь могла быть усыпальницей древнего и знатного рода, не принимавшего Никоновкую реформу. К началу ХХ века от монастыря осталось лишь два храма. Оба приходские, причём Преображенская церковь была тёплой. В 1930-е годы их закрыли, всё имущество изъяли, уничтожили старинное кладбище с надмогильными плитами, датированными ХVI веком. Долгие годы храмы стояли в запустении, постепенно превращаясь в руины. Лишь летом 2000 года всё, что осталось от Спасо-Преображенской Воротынской обители, передали Церкви. Причём, согласно составленным тогда актам лишь во временное пользование. Оба храма к тому времени находились в аварийном состоянии. Шатёр Спасо-Преображенского собора покрылся многочисленными трещинами. Кроме того, в нём зияла огромная пробоина. Трещины имелись и в углах четверика, а также в алтарных сводах и стенах. Что касается второго храма - Введенского, то кровли на нём не было вовсе, своды трапезной разрушились, а стены потрескались. Более того: в южной стене первого этажа был сделан... автомобильный проезд для заезда в помещение автотранспорта, расплагавшейся поблизости воинской части. Кроме того, за это время оба храма сильно вросли в землю: культурный слой в некоторых местах превышал 1 метр!

Потихоньку началось возобновление монастыря. Первым делом снова начали служить молебны в честь преподобного Никифора Медынского. Это произошло в 2002 году. Официально же объект культурного наследия религиозного назначения "ансамбль Спасо-Воротынского монастыря" перешёл в безвозмездное пользование Калужской епархии лишь через три года. А в конце января 2007 года российское правительство, наконец, подписало распоряжение №89-р, согласно которому монастырь окончательно передали Церкви.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №211, 2016 г.



Воротынский Сасский монастырь, что на устье Угры

Иеромонах Леонид (Кавелин), лично побывавший на месте древней обители, писал: «Предание приписывает основание бывшего монастыря Князьям Воротынским, которые вместе с Князьями Одоевскими и Оболенскими были значительнейшие из Князей этого края. Так, удельный Князь Фёдор Воротынский в 1447 году был присяжником Литвы и получил от Литовского Князя Казимира держать в наместничестве, сверх своего удела, и Козельск, дав Казимиру присяжную запись. По значению, которым пользовались в течение XV в. Князья Воротынские, можно предполагать, что и Спасский монастырь, как ближайший к их удельному городу, основан в начале этого столетия; но, с другой стороны, принимая во внимание, что место, занимаемое им, лишь с половины XV в. начало пользоваться некоторою безопасностью от Татарского вторжения, а именно с 1480 года, когда Хан Ахмат, под влиянием внезапного страха, бежал именно с левого берега Угры, «никем же гонимый», обратно в свои улусы, вероятнее предположить, что и Спасский монастырь основан уже после этого события, и именно в благодарное воспоминание чудесного спасения России от нашествия страшного доселе врага. Все летописцы, описывая это событие, единогласно славят милость Божию, говоря: «Да не похваляются легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию!»

Синодик обители, хотя и не древний, но переписанный с древнего слово в слово, оправдывает предание о том, что она основана Князьями Воротынскими. Во главе частных родов записан род Князей Воротынских.

Название близ лежащего посела - деревня Городок, и сохранившийся близ него большой насыпной курган, наводят на мысль, не было ли здесь, до основания монастыря, военного укрепления, важного в древности по своему стратегическому значению, как находящегося на возвышении, господствующем над местом слияния двух значительных рек… По надписи на одной из уцелевших книг узнаём, что обитель сия в самом конце XVII-го столетия… была приписана к дому Крутицкого митрополита, жившего близ Москвы. Далее 1725 года уже нет данных о существовании обители, из чего и надобно заключить, что она около этого времени обращена в приходскую церковь.

От древней обители осталось два храма: 1) во имя Преображения Господня; 2) во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы… Обе церкви стоят на левом возвышенном берегу Угры, недалеко от впадения её в Оку; с южной стороны древнего монастыря деревня Городок, впереди которой находится земляная насыпь; ровное поле, её окружающее, жители называют Карташевым, рассказывая, что в старинные времена жил здесь какой-то барин, по прозвищу Карташ, которому за богохульство поворотило на сторону лицо; когда же он сознал свою вину и покаялся, то получил исцеление от явленной иконы Спаса Преображения, находящейся в церкви того же имени…». Иеромонах Леонид (Кавелин) оставил описание этих храмов, наиболее древних икон, книг и церковной утвари, сохранявшихся во второй половине XIX в., а также монастырского Синодика, который «заведён, как значится в надписи в 7201 (1693) году Казначеем Иеромонахом Авраамиеем», из которого полностью выписал «Поминовение общее, замечательное по своей форме».

На официальном сайте Калужской митрополии представлена такая информация: «Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднён... К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви, начались работы по возрождению древней обители. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры Калужского Казанского Девичьего монастыря. С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского».